Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 9
 
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       Общетехнологические, трудовые умения и способы деятельности
   
       В   результате   изучения  технологии  ученик   независимо   от
   изучаемого раздела должен:
       знать/понимать:
       -    основные    технологические    понятия;    назначение    и
   технологические  свойства  материалов;  назначение   и   устройство
   применяемых   ручных   инструментов,   приспособлений,   машин    и
   оборудования;   виды,   приемы   и  последовательность   выполнения
   технологических  операций, влияние различных  технологий  обработки
   материалов  и  получения продукции на окружающую среду  и  здоровье
   человека;   профессии  и  специальности,  связанные  с   обработкой
   материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
       уметь:
       -    рационально   организовывать   рабочее   место;   находить
   необходимую   информацию   в   различных   источниках,    применять
   конструкторскую   и   технологическую   документацию;    составлять
   последовательность   выполнения   технологических   операций    для
   изготовления  изделия или получения продукта;  выбирать  материалы,
   инструменты   и   оборудование  для  выполнения  работ;   выполнять
   технологические  операции  с  использованием  ручных  инструментов,
   приспособлений,   машин   и  оборудования;   соблюдать   требования
   безопасности  труда  и  правила пользования ручными  инструментами,
   машинами   и   оборудованием;  осуществлять  доступными  средствами
   контроль  качества  изготавливаемого изделия (детали);  находить  и
   устранять   допущенные  дефекты;  проводить   разработку   учебного
   проекта    изготовления   изделия   или   получения   продукта    с
   использованием   освоенных  технологий  и   доступных   материалов;
   планировать   работы  с  учетом  имеющихся  ресурсов   и   условий;
   распределять работу при коллективной деятельности;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  получения  технико-технологических сведений из разнообразных
   источников  информации; организации индивидуальной  и  коллективной
   трудовой   деятельности;  изготовления  или  ремонта   изделий   из
   различных  материалов; создания изделий или  получения  продукта  с
   использованием   ручных   инструментов,   машин,   оборудования   и
   приспособлений; контроля качества выполняемых работ  с  применением
   мерительных,  контрольных  и разметочных инструментов;  обеспечения
   безопасности   труда;  оценки  затрат,  необходимых  для   создания
   объекта  труда  или  услуги;  построения  планов  профессионального
   образования и трудоустройства.
   
       Требования по разделам технологической подготовки
   
       В    результате   изучения   раздела   "Создание   изделий   из
   конструкционных и поделочных материалов" ученик должен:
       знать/понимать:
       -  методы  защиты  материалов от воздействия окружающей  среды;
   виды   декоративной   отделки  изделий   (деталей)   из   различных
   материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;
       уметь:
       -  обосновывать функциональные качества изготовляемого  изделия
   (детали);  выполнять  разметку деталей  на  основе  технологической
   документации;  проводить  технологические  операции,  связанные   с
   обработкой    деталей   резанием   и   пластическим    формованием;
   осуществлять  инструментальный контроль  качества  изготавливаемого
   изделия  (детали);  осуществлять монтаж изделия; выполнять  отделку
   изделий;  осуществлять  один из распространенных  в  регионе  видов
   декоративно-прикладной обработки материалов;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   изготовления  или  ремонта  изделий  из  конструкционных  и
   поделочных  материалов;  защиты изделий от  воздействия  окружающей
   среды,  выполнения  декоративно-прикладной обработки  материалов  и
   повышения потребительских качеств изделий.
       В  результате изучения раздела "Создание изделий из текстильных
   и поделочных материалов" ученик должен:
       знать/понимать:
       - назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде
   и   современные   направления  моды;  виды  традиционных   народных
   промыслов;
       уметь:
       -  выбирать  вид ткани для определенных типов швейных  изделий;
   снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных  и
   плечевых  швейных  изделий; выбирать модель с  учетом  особенностей
   фигуры;  выполнять  не менее трех видов художественного  оформления
   швейных  изделий;  проводить примерку изделия; выполнять  не  менее
   трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с
   использованием   швейных  машин,  оборудования  и   приспособлений,
   приборов  влажно-тепловой  и  художественной  обработки  изделий  и
   полуфабрикатов;    выполнения   различных   видов   художественного
   оформления изделий.
       В результате изучения раздела "Кулинария" ученик должен:
       знать/понимать:
       -  влияние  способов  обработки на пищевую ценность  продуктов;
   санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой,  к
   обработке  пищевых продуктов; виды оборудования современной  кухни;
   виды  экологического  загрязнения пищевых  продуктов,  влияющие  на
   здоровье человека;
       уметь:
       -  выбирать  пищевые  продукты для удовлетворения  потребностей
   организма   в  белках,  углеводах,  жирах,  витаминах;   определять
   доброкачественность   пищевых  продуктов  по   внешним   признакам;
   составлять  меню завтрака, обеда, ужина; выполнять  механическую  и
   тепловую  обработку пищевых продуктов; соблюдать  правила  хранения
   пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать  на
   зиму   овощи   и  фрукты;  оказывать  первую  помощь  при   пищевых
   отравлениях и ожогах;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  приготовления и повышения качества, сокращения  временных  и
   энергетических    затрат   при   обработке    пищевых    продуктов;
   консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних  условиях;
   соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по  готовым
   рецептам,  включая блюда национальной кухни; выпечки  хлебобулочных
   и    кондитерских   изделий;   сервировки   стола   и    оформления
   приготовленных блюд.
       В результате изучения раздела "Растениеводство" ученик должен:
       знать/понимать:
       -  полный технологический цикл получения 2 - 3-х видов наиболее
   распространенной растениеводческой продукции своего региона, в  том
   числе  рассадным  способом и в защищенном  грунте;  агротехнические
   особенности  основных  видов и сортов сельскохозяйственных  культур
   своего региона;
       уметь:
       -  разрабатывать  и  представлять в виде рисунка,  эскиза  план
   размещения   культур  на  приусадебном  или  пришкольном   участке;
   проводить  фенологические  наблюдения  и  осуществлять  их  анализ;
   выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  обработки почвы и ухода за растениями; выращивания  растений
   рассадным  способом; расчета необходимого количества  семян  и  доз
   удобрений  с  помощью  учебной  и  справочной  литературы;   выбора
   малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.
       В результате изучения раздела "Животноводство" ученик должен:
       знать/понимать:
       -  структуру  технологического цикла получения животноводческой
   продукции;  биологические  и  хозяйственные  особенности   основных
   видов  сельскохозяйственных животных своего  региона  и  нескольких
   ведущих  пород  для  каждого  вида;  общие  требования  к  условиям
   содержания  животных; наиболее распространенные и наиболее  опасные
   болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики;
       уметь:
       -  выполнять  основные  виды работ  по  уходу  за  животными  в
   условиях   небольших  ферм;  определять  принадлежность  кормов   к
   основным  группам  (грубые, сочные, концентрированные);  сравнивать
   корма  различных  групп  по  питательности;  составлять  с  помощью
   учебной  и  справочной литературы простые рационы, подбирать  корма
   для  замены  в  рационе; подбирать пары для разведения  животных  в
   небольших  хозяйствах;  определять продуктивность  различных  видов
   животных;   определять  по  внешним  признакам  больных   животных;
   выполнять  простые  приемы ветеринарной обработки  мелких  животных
   (обработка     повреждений    кожи);    производить     дезинфекцию
   животноводческих    помещений    и    оборудования     нетоксичными
   препаратами;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   заготовки,  хранения,  подготовки  кормов  к  скармливанию;
   первичной переработки продукции животноводства.
       В   результате  изучения  раздела  "Электротехнические  работы"
   ученик должен:
       знать/понимать:
       -  назначение  и виды устройств защиты бытовых электроустановок
   от  перегрузки;  правила безопасной эксплуатации  бытовой  техники;
   пути экономии электрической энергии в быту;
       уметь:
       -  объяснять  работу  простых  электрических  устройств  по  их
   принципиальным  или  функциональным схемам; рассчитывать  стоимость
   потребляемой  электрической энергии; включать в электрическую  цепь
   маломощный двигатель с напряжением до 42 В;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  безопасной  эксплуатации электротехнических и электробытовых
   приборов;  оценки  возможности подключения  различных  потребителей
   электрической энергии к квартирной проводке и определения  нагрузки
   сети  при  их  одновременном  использовании;  осуществления  сборки
   электрических   цепей  простых  электротехнических   устройств   по
   схемам.
       В  результате изучения раздела "Технологии ведения дома" ученик
   должен:
       знать/понимать:
       -   характеристики   основных  функциональных   зон   в   жилых
   помещениях;  инженерные  коммуникации  в  жилых  помещениях,   виды
   ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты  для  ремонта  и
   отделки  помещений; основные виды бытовых домашних работ;  средства
   оформления   интерьера;  назначение  основных   видов   современной
   бытовой  техники;  санитарно-технические  работы;  виды  санитарно-
   технических  устройств;  причины  протечек  в  кранах,  вентилях  и
   сливных бачках канализации;
       уметь:
       -    планировать   ремонтно-отделочные   работы   с   указанием
   материалов,   инструментов,  оборудования   и   примерных   затрат;
   подбирать  покрытия  в  соответствии с  функциональным  назначением
   помещений;  заменять уплотнительные прокладки в кране или  вентиле;
   соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  выбора  рациональных способов и средств ухода за  одеждой  и
   обувью;   применения   бытовых   санитарно-гигиенических   средств;
   выполнения  ремонтно-отделочных работ с использованием  современных
   материалов  для  ремонта  и отделки помещений;  применения  средств
   индивидуальной защиты и гигиены.
       В  результате  изучения  раздела "Черчение  и  графика"  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       -    технологические    понятия:   графическая    документация,
   технологическая  карта, чертеж, эскиз, технический рисунок,  схема,
   стандартизация;
       уметь:
       -   выбирать  способы  графического  отображения  объекта   или
   процесса;  выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием
   средств  компьютерной поддержки; составлять учебные технологические
   карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  выполнения  графических работ с использованием инструментов,
   приспособлений   и  компьютерной  техники;  чтения   и   выполнения
   чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
       В  результате  изучения  раздела  "Современное  производство  и
   профессиональное образование" ученик должен:
       знать/понимать:
       -   сферы   современного  производства;  разделение  труда   на
   производстве;  понятие  о  специальности и квалификации  работника;
   факторы,   влияющие  на  уровень  оплаты  труда;   пути   получения
   профессионального  образования; необходимость  учета  требований  к
   качествам личности при выборе профессии;
       уметь:
       -    находить    информацию    о    региональных    учреждениях
   профессионального  образования, путях  получения  профессионального
   образования  и  трудоустройства; сопоставлять  свои  способности  и
   возможности с требованиями профессии;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  построения  планов  профессиональной  карьеры,  выбора  пути
   продолжения образования или трудоустройства.
   
                 СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
               ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Изучение   основ  безопасности  жизнедеятельности  на   ступени
   основного  общего  образования направлено на  достижение  следующих
   целей:
       -   освоение  знаний  о  здоровом  образе  жизни;   опасных   и
   чрезвычайных  ситуациях  и  основах безопасного  поведения  при  их
   возникновении;
       -  развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового
   образа  жизни,  обеспечения  безопасного  поведения  в  опасных   и
   чрезвычайных ситуациях;
       -  воспитание  чувства ответственности за личную  безопасность,
   ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
       -  овладение  умениями  предвидеть  потенциальные  опасности  и
   правильно   действовать  в  случае  их  наступления,   использовать
   средства  индивидуальной  и коллективной защиты,  оказывать  первую
   медицинскую помощь.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
   
       Здоровый   образ  жизни.  Факторы,  укрепляющие  и  разрушающие
   здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
       Опасные  ситуации  на  дороге. Правила  дорожного  движения  (в
   части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации  на
   транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
       Пожар.  Возможные  причины пожара. Меры пожарной  безопасности.
   Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
       Опасные  ситуации и правила поведения на воде. Оказание  помощи
   утопающему.
       Основные    правила    пользования   бытовыми    приборами    и
   инструментами,    средствами    бытовой    химии,     персональными
   компьютерами и др.
       Использование    индивидуальных   средств   защиты:    домашней
   медицинской    аптечки,   ватно-марлевой   повязки,    респиратора,
   противогаза.
       Безопасное    поведение   человека   в   природных    условиях:
   ориентирование  на  местности, подача сигналов бедствия,  добывание
   огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
       Меры  безопасности  при  пребывании человека  на  территории  с
   неблагоприятными  экологическими  факторами.  ПРЕДЕЛЬНО  ДОПУСТИМЫЕ
   КОНЦЕНТРАЦИИ  (ПДК)  ВРЕДНЫХ  ВЕЩЕСТВ  В  АТМОСФЕРЕ,  ВОДЕ,  ПОЧВЕ.
   БЫТОВЫЕ  ПРИБОРЫ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРОДУКТОВ
   ПИТАНИЯ.
       Ситуации  криминогенного  характера,  меры  предосторожности  и
   правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
       Опасные  ситуации  и меры предосторожности  в  местах  большого
   скопления  людей (в толпе, местах проведения массовых  мероприятий,
   на стадионах).
       Меры  предосторожности при угрозе совершения  террористического
   акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
   
       Оказание первой медицинской помощи
   
       Первая    медицинская    помощь   при   отравлениях,    ожогах,
   обморожениях, ушибах, кровотечениях.
   
       Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
   
       Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае
   их возникновения.
       Чрезвычайные  ситуации  техногенного характера  и  поведение  в
   случае их возникновения.
       Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей
   речевой информации.
       Средства   коллективной  защиты  и  правила  пользования   ими.
   Эвакуация населения.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  основ  безопасности  жизнедеятельности
   ученик должен:
       знать/понимать:
       -   основы  здорового  образа  жизни;  факторы,  укрепляющие  и
   разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
       -   правила  безопасного  поведения  в  чрезвычайных  ситуациях
   социального, природного и техногенного характера;
       -    способы   безопасного   поведения   в   природной   среде:
   ориентирование  на  местности, подача сигналов бедствия,  добывание
   огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
       уметь:
       -  действовать при возникновении пожара в жилище и использовать
   подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
       -   соблюдать  правила  поведения  на  воде,  оказывать  помощь
   утопающему;
       - оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях,
   ушибах, кровотечениях;
       -  пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
   респиратором,   ватно-марлевой   повязкой,   домашней   медицинской
   аптечкой) и средствами коллективной защиты;
       -  вести  себя  в  криминогенных ситуациях и в местах  большого
   скопления людей;
       -   действовать  согласно  установленному  порядку  по  сигналу
   "Внимание   всем!",  комплектовать  минимально  необходимый   набор
   документов,   вещей   и  продуктов  питания  в   случае   эвакуации
   населения;
       использовать   полученные  знания  и  умения   в   практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
       -   соблюдения  мер  предосторожности  и  правил  поведения   в
   общественном транспорте;
       - пользования бытовыми приборами и инструментами;
       -  проявления  бдительности, безопасного поведения  при  угрозе
   террористического акта;
       -  обращения  в  случае необходимости в соответствующие  службы
   экстренной помощи.
   
     СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
   
       Изучение  физической  культуры  на  ступени  основного   общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -   развитие   основных  физических  качеств  и   способностей,
   укрепление   здоровья,   расширение   функциональных   возможностей
   организма;
       -  формирование  культуры  движений,  обогащение  двигательного
   опыта  физическими упражнениями с общеразвивающей  и  корригирующей
   направленностью;    приобретение    навыков     в     физкультурно-
   оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
       - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-
   ценностного  отношения к физкультурно-оздоровительной и  спортивно-
   оздоровительной деятельности;
       -  освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и
   современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Основы физической культуры и здорового образа жизни
   
       Роль  физической  культуры  и спорта в  формировании  здорового
   образа   жизни,   профилактике  вредных  привычек.  Оздоровительные
   системы физического воспитания и спортивная подготовка.
       ОЛИМПИЙСКИЕ   ИГРЫ   ДРЕВНОСТИ  И   СОВРЕМЕННОСТИ.   ДОСТИЖЕНИЯ
   ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  И  ЗАРУБЕЖНЫХ  СПОРТСМЕНОВ  НА  ОЛИМПИЙСКИХ   ИГРАХ.
   ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.
       Двигательные   действия,   физические   качества,    физическая
   нагрузка.   Контроль  за  индивидуальным  физическим  развитием   и
   физической   подготовленностью,  техникой  выполнения   упражнений,
   соблюдением режимов физической нагрузки.
       Правила   поведения  и  техники  безопасности  при   выполнении
   физических упражнений.
       НОРМЫ  ЭТИЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ  И  КОЛЛЕКТИВНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  В
   ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
       Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.
   
       Физкультурно-оздоровительная деятельность <*>
   
   ------------------------------------
       <*>  С  учетом состояния здоровья, уровня физического развития,
   физической  подготовленности, медицинских показаний и климатических
   условий региона.
   
       Комплексы  утренней  и дыхательной гимнастики,  гимнастики  для
   глаз,   физкультпауз  (физкультминуток),  элементы   релаксации   и
   аутотренинга.
       Комплексы   упражнений  для  профилактики   нарушений   опорно-
   двигательного  аппарата, регулирования массы  тела  и  формирования
   телосложения.
       Комплексы упражнений для развития основных физических  качеств,
   функциональных  возможностей  сердечно-сосудистой   и   дыхательной
   систем.
       Упражнения  и  комплексы из современных оздоровительных  систем
   физического воспитания, адаптивной физической культуры.
       Основы туристской подготовки.
       Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
   
       Спортивно-оздоровительная деятельность
   
       Акробатические  упражнения  и  комбинации  (кувырки,  перекаты,
   стойки, упоры, прыжки с поворотами, ПЕРЕВОРОТЫ).
       Гимнастические  упражнения и комбинации на спортивных  снарядах
   (висы,  упоры,  махи,  перемахи, повороты, передвижения,  стойки  и
   соскоки).   Гимнастическая  полоса  препятствий.  ОПОРНЫЕ   ПРЫЖКИ.
   Лазание  по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики,
   танцевальные движения.
       Легкая атлетика: СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА, бег на короткие, средние  и
   ДЛИННЫЕ дистанции, БАРЬЕРНЫЙ, эстафетный и кроссовый бег, прыжки  в
   длину и высоту с разбега, метание малого мяча.
       Лыжная  подготовка:  основные способы  передвижения  на  лыжах,
   техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.
       Спортивные  игры: технические приемы и тактические  действия  в
   баскетболе, волейболе, ФУТБОЛЕ, мини-футболе.
       Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.
       УПРАЖНЕНИЯ   КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ:    СЮЖЕТНО-
   ОБРАЗНЫЕ И ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ.
       ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения физической культуры ученик должен:
       знать/понимать:
       -  роль  физической культуры и спорта в формировании  здорового
   образа  жизни, организации активного отдыха и профилактике  вредных
   привычек;
       -   основы   формирования  двигательных  действий  и   развития
   физических качеств;
       - способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
       уметь:
       -  составлять  и  выполнять  комплексы  упражнений  утренней  и
   корригирующей  гимнастики  с  учетом  индивидуальных   особенностей
   организма;
       -  выполнять  акробатические, гимнастические, легкоатлетические
   упражнения, технические действия в спортивных играх;
       -  выполнять  комплексы общеразвивающих упражнений на  развитие
   основных   физических  качеств,  адаптивной  (лечебной)  физической
   культуры    с    учетом    состояния    здоровья    и    физической
   подготовленности;
       -  осуществлять  наблюдения  за своим  физическим  развитием  и
   индивидуальной физической подготовленностью, контроль  за  техникой
   выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
       - соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
   проведении туристических походов;
       -  осуществлять судейство школьных соревнований  по  одному  из
   базовых видов спорта;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -    проведения   самостоятельных   занятий   по   формированию
   телосложения,   коррекции  осанки,  развитию  физических   качеств,
   совершенствованию техники движений;
       -  включения занятий физической культурой и спортом в  активный
   отдых и досуг.
   
             ЧАСТЬ II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Среднее   (полное)  общее  образование  -  третья,  завершающая
   ступень общего образования.
       В  соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
   среднее (полное) общее образование является общедоступным.
       Старшая    ступень   общеобразовательной   школы   в   процессе
   модернизации    образования   подвергается    самым    существенным
   структурным,    организационным   и   содержательным    изменениям.
   Социально-педагогическая   суть  этих   изменений   -   обеспечение
   наибольшей  личностной направленности и вариативности  образования,
   его  дифференциации  и  индивидуализации.  Эти  изменения  являются
   ответом  на  требования современного общества максимально  раскрыть
   индивидуальные  способности, дарования человека и  сформировать  на
   этой  основе  профессионально и социально  компетентную,  мобильную
   личность,  умеющую  делать профессиональный и  социальный  выбор  и
   нести  за  него  ответственность, сознающую и способную  отстаивать
   свою гражданскую позицию, гражданские права.
       Федеральный   компонент  направлен  на   реализацию   следующих
   основных целей:
       -  формирование  у  обучающихся гражданской  ответственности  и
   правового  самосознания, духовности и культуры,  самостоятельности,
   инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
       -  дифференциация  обучения с широкими и гибкими  возможностями
   построения    старшеклассниками   индивидуальных    образовательных
   программ   в  соответствии  с  их  способностями,  склонностями   и
   потребностями;
       -   обеспечение   обучающимся  равных   возможностей   для   их
   последующего   профессионального  образования  и   профессиональной
   деятельности,  в  том  числе с учетом реальных  потребностей  рынка
   труда.
       Учебные  предметы федерального компонента представлены на  двух
   уровнях  -  базовом  и  профильном.  Оба  уровня  стандарта   имеют
   общеобразовательный   характер,   однако   они   ориентированы   на
   приоритетное решение разных комплексов задач.
       Базовый  уровень  стандарта учебного предмета  ориентирован  на
   формирование   общей  культуры  и  в  большей  степени   связан   с
   мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами  общего
   образования, задачами социализации.
       Профильный   уровень  стандарта  учебного  предмета  выбирается
   исходя   из   личных   склонностей,   потребностей   учащегося    и
   ориентирован  на  его  подготовку к последующему  профессиональному
   образованию или профессиональной деятельности.
       Общеобразовательные учреждения исходя из своих  возможностей  и
   образовательных  запросов  обучающихся  и  их  родителей  (законных
   представителей)    самостоятельно   формируют   профили    обучения
   (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или  профильном
   уровнях).
       Федеральный   компонент  государственного  стандарта   среднего
   (полного)  общего  образования  установлен  по  следующим   учебным
   предметам:  Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика,
   Информатика  и  ИКТ,  История,  Обществознание,  Экономика,  Право,
   География,   Биология,   Физика,  Химия,  Естествознание,   Мировая
   художественная    культура,   Технология,    Основы    безопасности
   жизнедеятельности, Физическая культура.
       Учебный  предмет Естествознание представлен только  на  базовом
   уровне.  По  выбору образовательного учреждения он может  изучаться
   вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.
       Для  всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне
   являются  следующие  учебные предметы:  Русский  язык,  Литература,
   Иностранный  язык, Математика, История, Физическая  культура  (если
   какие-либо  из  этих учебных предметов не выбраны для  изучения  на
   профильном  уровне),  а также интегрированные курсы  Обществознание
   (включая экономику и право) и Естествознание.
       Остальные  учебные  предметы  на базовом  уровне  изучаются  по
   выбору.
       Среднее  (полное)  общее  образование завершается  обязательной
   итоговой  государственной  аттестацией  выпускников.  Требования  к
   уровню   подготовки   выпускников  настоящего  стандарта   являются
   основой  разработки  контрольно-измерительных материалов  указанной
   аттестации.
       Обучающиеся,  завершившие среднее (полное) общее образование  и
   выполнившие   в  полном  объеме  требования  к  уровню   подготовки
   выпускников,  вправе  продолжить обучение на  ступенях  начального,
   среднего и высшего профессионального образования.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
          Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
   
       В  результате  освоения  содержания среднего  (полного)  общего
   образования   учащийся  получает  возможность  совершенствовать   и
   расширить   круг   общих  учебных  умений,   навыков   и   способов
   деятельности.  Предлагаемая рубрикация имеет  условный  (примерный)
   характер.    Овладение   общими   умениями,   навыками,   способами
   деятельности   как   существенными  элементами  культуры   является
   необходимым условием развития и социализации учащихся.
   
       Познавательная деятельность
   
       Умение  самостоятельно  и  мотивированно  организовывать   свою
   познавательную  деятельность (от постановки  цели  до  получения  и
   оценки  результата). Использование элементов причинно-следственного
   и   структурно-функционального  анализа.   Исследование   несложных
   реальных    связей    и   зависимостей.   Определение    сущностных
   характеристик  изучаемого объекта; самостоятельный выбор  критериев
   для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
       Участие  в  проектной деятельности, в организации и  проведении
   учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез,  осуществление
   их  проверки,  владение  приемами  исследовательской  деятельности,
   элементарными  умениями прогноза (умение отвечать на  вопрос:  "Что
   произойдет,   если...").   Самостоятельное   создание    алгоритмов
   познавательной  деятельности  для  решения  задач   творческого   и
   поискового характера. Формулирование полученных результатов.
       Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей
   объектов,   процессов,  явлений,  в  том  числе  с   использованием
   мультимедийных   технологий,  реализация   оригинального   замысла,
   использование  разнообразных (в том числе художественных)  средств,
   умение импровизировать.
   
       Информационно-коммуникативная деятельность
   
       Поиск   нужной   информации  по  заданной  теме  в   источниках
   различного  типа. Извлечение необходимой информации из  источников,
   созданных  в  различных знаковых системах (текст, таблица,  график,
   диаграмма,   аудиовизуальный  ряд  и   др.),   отделение   основной
   информации  от второстепенной, критическое оценивание достоверности
   полученной  информации,  передача содержания  информации  адекватно
   поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации  из
   одной   знаковой  системы  в  другую  (из  текста  в  таблицу,   из
   аудиовизуального  ряда  в  текст  и  др.),  выбор  знаковых  систем
   адекватно   познавательной  и  коммуникативной   ситуации.   Умение
   развернуто  обосновывать  суждения, давать  определения,  приводить
   доказательства  (в  том числе от противного). Объяснение  изученных
   положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
       Выбор   вида   чтения  в  соответствии  с  поставленной   целью
   (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная  работа
   с   текстами   художественного,  публицистического  и   официально-
   делового  стилей,  понимание  их специфики;  адекватное  восприятие
   языка    средств    массовой    информации.    Владение    навыками
   редактирования текста, создания собственного текста.
       Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
   для  обработки, передачи, систематизации информации,  создания  баз
   данных,   презентации  результатов  познавательной  и  практической
   деятельности.
       Владение  основными видами публичных выступлений (высказывание,
   монолог,  дискуссия,  полемика),  следование  этическим  нормам   и
   правилам ведения диалога (диспута).
   
       Рефлексивная деятельность
   
       Понимание  ценности образования как средства развития  культуры
   личности.   Объективное   оценивание  своих   учебных   достижений,
   поведения,  черт  своей  личности; учет  мнения  других  людей  при
   определении  собственной  позиции и самооценке.  Умение  соотносить
   приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
       Владение   навыками  организации  и  участия   в   коллективной
   деятельности:  постановка  общей  цели  и  определение  средств  ее
   достижения,  конструктивное восприятие иных  мнений  и  идей,  учет
   индивидуальности    партнеров    по    деятельности,    объективное
   определение своего вклада в общий результат.
       Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде,
   выполнение  в  практической деятельности  и  в  повседневной  жизни
   экологических требований.
       Осознание   своей  национальной,  социальной,  конфессиональной
   принадлежности.  Определение  собственного  отношения  к   явлениям
   современной  жизни.  Умение  отстаивать свою  гражданскую  позицию,
   формулировать   свои   мировоззренческие   взгляды.   Осуществление
   осознанного  выбора  путей  продолжения  образования  или   будущей
   профессиональной деятельности.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                           ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение  русского  языка на базовом уровне среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       -  воспитание гражданина и патриота; формирование представления
   о  русском  языке как духовной, нравственной и культурной  ценности
   народа;   осознание  национального  своеобразия   русского   языка;
   овладение культурой межнационального общения;
       -   развитие   и  совершенствование  способности   к   речевому
   взаимодействию  и  социальной адаптации;  информационных  умений  и
   навыков;  навыков  самоорганизации  и  саморазвития;  готовности  к
   трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
       -  освоение  знаний  о  русском языке  как  многофункциональной
   знаковой  системе  и  общественном явлении;  языковой  норме  и  ее
   разновидностях;  нормах  речевого  поведения  в  различных   сферах
   общения;
       -     овладение     умениями     опознавать,     анализировать,
   классифицировать  языковые  факты,  оценивать  их  с  точки  зрения
   нормативности;  различать  функциональные  разновидности  языка   и
   моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
       -  применение полученных знаний и умений в собственной  речевой
   практике;  повышение  уровня  речевой культуры,  орфографической  и
   пунктуационной грамотности.
       Достижение   указанных   целей   осуществляется   в    процессе
   совершенствования   коммуникативной,  языковой  и   лингвистической
   (языковедческой), культуроведческой компетенций.
   
                    Обязательный минимум содержания
                 основных образовательных программ <*>
   
   ------------------------------------
       <*>  Основные компоненты Обязательного минимума содержания  для
   образовательных  учреждений с русским языком обучения  и  с  родным
   (нерусским)   языком   обучения  едины.  Специфические   темы   для
   образовательных  учреждений  с родным (нерусским)  языком  обучения
   указаны  в  разделе  "Материал  для  образовательных  учреждений  с
   родным (нерусским) языком обучения".
   
       Содержание,    обеспечивающее   формирование    коммуникативной
   компетенции
   
       Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
       Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи** <*>.
   ------------------------------------
       <*>   Материал,   отмеченный  **,  не   подлежит   изучению   в
   образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.
   
       Развитие навыков монологической и диалогической речи.
       Использование   различных  видов  чтения   в   зависимости   от
   коммуникативной задачи и характера текста.
       Информационная переработка текста.
       Совершенствование  умений  и навыков  создания  текстов  разных
   функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
       Учебно-научный,  деловой, публицистический  стили,  разговорная
   речь, язык художественной литературы. Их особенности.
       Культура   учебно-научного  и  делового   общения   (устная   и
   письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов,  рецензии.
   Составление   деловых   документов  различных   жанров   (расписки,
   доверенности, резюме).
       Культура публичной речи**.
       Культура разговорной речи.
   
       Содержание,    обеспечивающее    формирование    языковой     и
   лингвистической (языковедческой) компетенций
   
       Русский язык в современном мире.
       Формы  существования русского национального языка (литературный
   язык,     просторечие,     народные    говоры,     профессиональные
   разновидности, жаргон, арго).
       Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
       Литературный язык и язык художественной литературы**.
       Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
       Синонимия в системе русского языка.
       Словари  русского  языка  и  лингвистические  справочники;   их
   использование.
       Совершенствование  орфографических и  пунктуационных  умений  и
   навыков.
       Лингвистический   анализ   текстов   различных   функциональных
   разновидностей языка.
   
       Содержание,   обеспечивающее   формирование   культуроведческой
   компетенции
   
       Взаимосвязь языка и культуры.
       Отражение  в  русском  языке материальной и  духовной  культуры
   русского и других народов.
       Взаимообогащение    языков    как   результат    взаимодействия
   национальных культур.
       Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
   
       Материал  для  образовательных учреждений с родным  (нерусским)
   языком обучения
   
       Русский язык в кругу языков народов России.
       Особенности  фонетической, лексической,  грамматической  систем
   русского языка.
       Особенности русского речевого этикета.
       Перевод с родного языка на русский.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате изучения русского языка на базовом уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       - связь языка и истории, культуры русского и других народов;
       - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
   язык, языковая норма, культура речи;
       - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
       - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
   пунктуационные  нормы  современного русского  литературного  языка;
   нормы  речевого  поведения в социально-культурной,  учебно-научной,
   официально-деловой сферах общения;
       уметь:
       -   осуществлять  речевой  самоконтроль;  оценивать  устные   и
   письменные   высказывания  с  точки  зрения  языкового  оформления,
   эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
       -  анализировать языковые единицы с точки зрения  правильности,
   точности и уместности их употребления;
       -    проводить   лингвистический   анализ   текстов   различных
   функциональных стилей и разновидностей языка;
       аудирование и чтение:
       -  использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
   ознакомительно-реферативное    и    др.)    в    зависимости     от
   коммуникативной задачи;
       -  извлекать  необходимую информацию из  различных  источников:
   учебно-научных  текстов,  справочной литературы,  средств  массовой
   информации,  в  том  числе представленных  в  электронном  виде  на
   различных информационных носителях;
       говорение и письмо:
       -  создавать устные и письменные монологические и диалогические
   высказывания   различных  типов  и  жанров  в  учебно-научной   (на
   материале  изучаемых  учебных  дисциплин),  социально-культурной  и
   деловой сферах общения;
       - применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
   лексические,    грамматические    нормы    современного    русского
   литературного языка;
       -  соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные
   нормы современного русского литературного языка;
       -  соблюдать  нормы  речевого поведения в  различных  сферах  и
   ситуациях   общения,  в  том  числе  при  обсуждении  дискуссионных
   проблем;
       -   использовать  основные  приемы  информационной  переработки
   устного и письменного текста;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   осознания  русского  языка  как  духовной,  нравственной  и
   культурной  ценности народа; приобщения к ценностям национальной  и
   мировой культуры;
       -  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
   самостоятельной   деятельности;  самореализации,  самовыражения   в
   различных областях человеческой деятельности;
       -  увеличения  словарного запаса; расширения круга используемых
   языковых   и  речевых  средств;  совершенствования  способности   к
   самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
       -   совершенствования  коммуникативных  способностей;  развития
   готовности    к    речевому   взаимодействию,   межличностному    и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное