Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   способом.
       Измерения,   приближения,  оценки.  Единицы  измерения   длины,
   площади,   объема,  массы,  времени,  скорости.  Размеры   объектов
   окружающего   мира   (от   элементарных   частиц   до   Вселенной),
   длительность процессов в окружающем мире.
       Представление зависимости между величинами в виде формул.
       Проценты.  Нахождение  процента от  величины,  величины  по  ее
   проценту.
       Отношение,   выражение   отношения  в   процентах.   Пропорция.
   Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
       Округление  чисел.  Прикидка и оценка  результатов  вычислений.
   Выделение множителя - степени десяти в записи числа.
   
       Алгебра
   
       Алгебраические  выражения.  Буквенные  выражения  (выражения  с
   переменными).  Числовое значение буквенного  выражения.  Допустимые
   значения   переменных,   входящих   в   алгебраические   выражения.
   Подстановка   выражений  вместо  переменных.  Равенство   буквенных
   выражений.   Тождество,  доказательство  тождеств.   Преобразования
   выражений.
       Свойства  степеней  с целым показателем. Многочлены.  Сложение,
   вычитание,  умножение многочленов. Формулы сокращенного  умножения:
   квадрат  суммы  и  квадрат  разности, КУБ  СУММЫ  И  КУБ  РАЗНОСТИ.
   Формула  разности квадратов, ФОРМУЛА СУММЫ КУБОВ И РАЗНОСТИ  КУБОВ.
   Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен.  ВЫДЕЛЕНИЕ
   ПОЛНОГО  КВАДРАТА В КВАДРАТНОМ ТРЕХЧЛЕНЕ. Теорема Виета. Разложение
   квадратного  трехчлена на линейные множители.  Многочлены  с  одной
   переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
       Алгебраическая   дробь.   Сокращение   дробей.    Действия    с
   алгебраическими дробями.
       Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных
   корней и их применение в вычислениях.
       Уравнения  и неравенства. Уравнение с одной переменной.  Корень
   уравнения.   Линейное  уравнение.  Квадратное  уравнение:   формула
   корней   квадратного  уравнения.  Решение  рациональных  уравнений.
   Примеры   решения   уравнений  высших   степеней;   методы   замены
   переменной, разложения на множители.
       Уравнение  с  двумя  переменными;  решение  уравнения  с  двумя
   переменными.  Система  уравнений;  решение  системы.  Система  двух
   линейных  уравнений  с  двумя переменными; решение  подстановкой  и
   алгебраическим  сложением.  Уравнение  с  несколькими  переменными.
   Примеры  решения  нелинейных систем. ПРИМЕРЫ  РЕШЕНИЯ  УРАВНЕНИЙ  В
   ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ.
       Неравенство  с одной переменной. Решение неравенства.  Линейные
   неравенства   с   одной   переменной  и  их   системы.   Квадратные
   неравенства. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ДРОБНО-ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ.
       Числовые  неравенства и их свойства. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧИСЛОВЫХ  И
   АЛГЕБРАИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ.
       Переход  от словесной формулировки соотношений между величинами
   к алгебраической.
       Решение текстовых задач алгебраическим способом.
       Числовые    последовательности.   Понятие   последовательности.
   Арифметическая  и геометрическая прогрессии. Формулы  общего  члена
   арифметической   и   геометрической   прогрессий,   суммы    первых
   нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
       Сложные проценты.
       Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции.
   Способы  задания  функции. График функции, возрастание  и  убывание
   функции,  наибольшее и наименьшее значения функции,  нули  функции,
   промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
       Функции,   описывающие   прямую  и  обратную   пропорциональную
   зависимости,   их   графики.   Линейная   функция,    ее    график,
   геометрический   смысл   коэффициентов.   Гипербола.   Квадратичная
   функция,  ее  график,  парабола. Координаты вершины  параболы,  ось
   симметрии.   СТЕПЕННЫЕ  ФУНКЦИИ  С  НАТУРАЛЬНЫМ   ПОКАЗАТЕЛЕМ,   ИХ
   ГРАФИКИ.  Графики  функций: корень квадратный,  корень  кубический,
   модуль.  Использование  графиков функций для  решения  уравнений  и
   систем.
       Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы:
   колебание,  показательный рост. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ,  ОПИСЫВАЮЩИЕ  ЭТИ
   ПРОЦЕССЫ.
       ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС ГРАФИКОВ ВДОЛЬ ОСЕЙ КООРДИНАТ И  СИММЕТРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНО ОСЕЙ.
       Координаты.  Изображение  чисел  очками  координатной   прямой.
   Геометрический  смысл модуля числа. Числовые промежутки:  интервал,
   отрезок,   луч.  ФОРМУЛА  РАССТОЯНИЯ  МЕЖДУ  ТОЧКАМИ   КООРДИНАТНОЙ
   ПРЯМОЙ.
       Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты
   середины   отрезка.   Формула  расстояния   между   двумя   точками
   плоскости.  Уравнение прямой, угловой коэффициент  прямой,  условие
   параллельности  прямых. Уравнение окружности  с  центром  в  начале
   координат И В ЛЮБОЙ ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ.
       Графическая  интерпретация уравнений с двумя переменными  и  их
   систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
   
       Геометрия
   
       Начальные понятия и теоремы геометрии
       Возникновение геометрии из практики.
       Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
       Точка, прямая и плоскость.
       Понятие о геометрическом месте точек.
       Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
       Угол.  Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные
   углы. Биссектриса угла и ее свойства.
       Параллельные   и   пересекающиеся  прямые.   Перпендикулярность
   прямых.  Теоремы  о  параллельности  и  перпендикулярности  прямых.
   Свойство  серединного  перпендикуляра к  отрезку.  Перпендикуляр  и
   наклонная к прямой.
       Многоугольники.
       Окружность и круг.
       Наглядные   представления  о  пространственных   телах:   кубе,
   параллелепипеде,  призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе,  цилиндре.
   Примеры сечений. Примеры разверток.
       Треугольник.   Прямоугольные,  остроугольные   и   тупоугольные
   треугольники.   Высота,   медиана,   биссектриса,   средняя   линия
   треугольника.   Равнобедренные   и   равносторонние   треугольники;
   свойства и признаки равнобедренного треугольника.
       Признаки  равенства  треугольников.  Неравенство  треугольника.
   Сумма  углов  треугольника. Внешние углы треугольника.  Зависимость
   между величинам сторон и углов треугольника.
       Теорема  Фалеса.  Подобие треугольников;  коэффициент  подобия.
   Признаки подобия треугольников.
       Теорема     Пифагора.    Признаки    равенства    прямоугольных
   треугольников.  Синус,  косинус, тангенс,  котангенс  острого  угла
   прямоугольного  треугольника и углов от 0- до  180-;  приведение  к
   острому   углу.   Решение  прямоугольных  треугольников.   Основное
   тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус,  косинус,
   тангенс,  котангенс  одного  и того же угла.  Теорема  косинусов  и
   теорема  синусов;  примеры их применения для  вычисления  элементов
   треугольника.
       Замечательные точки треугольника: точки пересечения  серединных
   перпендикуляров, биссектрис, медиан. ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА.
       Четырехугольник.  Параллелограмм,  его  свойства  и   признаки.
   Прямоугольник,  квадрат, ромб, их свойства  и  признаки.  Трапеция,
   средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
       Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов  выпуклого
   многоугольника.  Вписанные  и описанные многоугольники.  Правильные
   многоугольники.
       Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор,
   сегмент.  Центральный,  вписанный угол; величина  вписанного  угла.
   Взаимное   расположение  прямой  и  окружности,  ДВУХ  ОКРУЖНОСТЕЙ.
   Касательная   и   секущая  к  окружности;  равенство   касательных,
   проведенных  из одной точки. МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В  ОКРУЖНОСТИ:
   СВОЙСТВА СЕКУЩИХ, КАСАТЕЛЬНЫХ, ХОРД.
       Окружность,  вписанная  в треугольник, и окружность,  описанная
   около   треугольника.   ВПИСАННЫЕ  И  ОПИСАННЫЕ   ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.
   Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
       Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной,
   периметр многоугольника.
       Расстояние  от  точки до прямой. Расстояние между параллельными
   прямыми.  Длина  окружности, число пи; длина дуги.  Величина  угла.
   Градусная  мера угла, соответствие между величиной  угла  и  длиной
   дуги окружности.
       Понятие   о   площади   плоских  фигур.   Равносоставленные   и
   равновеликие фигуры.
       Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и
   трапеции   (основные   формулы).   Формулы,   выражающие    площадь
   треугольника:  через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ  ПЕРИМЕТР
   И    РАДИУС   ВПИСАННОЙ   ОКРУЖНОСТИ,   ФОРМУЛА   ГЕРОНА.   ПЛОЩАДЬ
   ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА.
       Площадь круга и площадь сектора.
       Связь между площадями подобных фигур.
       Объем  тела.  Формулы  объема  прямоугольного  параллелепипеда,
   куба, шара, цилиндра и конуса.
       Векторы
       Вектор.  Длина (модуль) вектора. Координаты вектора.  Равенство
   векторов.  Операции  над векторами: умножение на  число,  сложение,
   разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
       Геометрические преобразования
       ПРИМЕРЫ  ДВИЖЕНИЙ  ФИГУР. СИММЕТРИЯ ФИГУР. ОСЕВАЯ  СИММЕТРИЯ  И
   ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ  ПЕРЕНОС. ПОВОРОТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ.  ПОНЯТИЕ  О
   ГОМОТЕТИИ. ПОДОБИЕ ФИГУР.
       Построения с помощью циркуля и линейки
       ОСНОВНЫЕ   ЗАДАЧИ  НА  ПОСТРОЕНИЕ:  ДЕЛЕНИЕ  ОТРЕЗКА   ПОПОЛАМ,
   ПОСТРОЕНИЕ    ТРЕУГОЛЬНИКА    ПО    ТРЕМ    СТОРОНАМ,    ПОСТРОЕНИЕ
   ПЕРПЕНДИКУЛЯРА  К ПРЯМОЙ, ПОСТРОЕНИЕ БИССЕКТРИСЫ,  ДЕЛЕНИЕ  ОТРЕЗКА
   НА N РАВНЫХ ЧАСТЕЙ.
       ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ.
   
       Элементы    логики,   комбинаторики,   статистики   и    теории
   вероятностей
   
       Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы;
   следствия.   НЕОБХОДИМЫЕ   И  ДОСТАТОЧНЫЕ   УСЛОВИЯ.   Контрпример.
   Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
       ПОНЯТИЕ  ОБ АКСИОМАТИКЕ И АКСИОМАТИЧЕСКОМ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИИ.
   ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ ЭВКЛИДА И ЕГО ИСТОРИЯ.
       Множества   и  комбинаторика.  МНОЖЕСТВО.  ЭЛЕМЕНТ   МНОЖЕСТВА,
   ПОДМНОЖЕСТВО.   ОБЪЕДИНЕНИЕ  И  ПЕРЕСЕЧЕНИЕ   МНОЖЕСТВ.   ДИАГРАММЫ
   ЭЙЛЕРА.
       Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило
   умножения.
       Статистические  данные. Представление  данных  в  виде  таблиц,
   диаграмм,   графиков.  Средние  результаты  измерений.  Понятие   о
   статистическом выводе на основе выборки.
       Понятие и примеры случайных событий.
       Вероятность.   Частота  события,  вероятность.   Равновозможные
   события  и  подсчет их вероятности. Представление о  геометрической
   вероятности.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения математики ученик должен:
       знать/понимать <*>:
   ------------------------------------
       <*>  Помимо  указанных в данном разделе знаний, в требования  к
   уровню   подготовки  включаются  также  знания,   необходимые   для
   освоения перечисленных ниже умений.
   
       -  существо  понятия  математического  доказательства;  примеры
   доказательств;
       - существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
       -   как   используются  математические  формулы,  уравнения   и
   неравенства;  примеры  их применения для решения  математических  и
   практических задач;
       -   как  математически  определенные  функции  могут  описывать
   реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
       -  как  потребности  практики привели  математическую  науку  к
   необходимости расширения понятия числа;
       -  вероятностный  характер  многих закономерностей  окружающего
   мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
       -  каким  образом  геометрия  возникла  из  практических  задач
   землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений  о  них,
   важных для практики;
       -   смысл   идеализации,  позволяющей  решать  задачи  реальной
   действительности   математическими   методами,   примеры    ошибок,
   возникающих при идеализации.
   
       Арифметика
   
       Уметь:
       - выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание
   двузначных  чисел  и  десятичных дробей с двумя знаками,  умножение
   однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными  дробями
   с однозначным знаменателем и числителем;
       - переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять
   десятичную  дробь  в  виде  обыкновенной  и  в  простейших  случаях
   обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и  дробь  -
   в   виде   процентов;   записывать  большие   и   малые   числа   с
   использованием целых степеней десятки;
       -  выполнять  арифметические действия с рациональными  числами,
   сравнивать   рациональные  и  действительные  числа;   находить   в
   несложных  случаях  значения  степеней  с  целыми  показателями   и
   корней; находить значения числовых выражений;
       -   округлять   целые  числа  и  десятичные   дроби,   находить
   приближения  чисел  с  недостатком и с избытком,  выполнять  оценку
   числовых выражений;
       -  пользоваться  основными  единицами  длины,  массы,  времени,
   скорости,  площади,  объема; выражать более крупные  единицы  через
   более мелкие и наоборот;
       -   решать  текстовые  задачи,  включая  задачи,  связанные   с
   отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - решения несложных практических расчетных задач, в том числе с
   использованием    при    необходимости    справочных    материалов,
   калькулятора, компьютера;
       -  устной  прикидки  и  оценки результата вычислений;  проверки
   результата вычисления с использованием различных приемов;
       - интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений,
   связанных  с  реальными  свойствами  рассматриваемых  процессов   и
   явлений.
   
       Алгебра
   
       Уметь:
       -  составлять буквенные выражения и формулы по условиям  задач;
   осуществлять  в  выражениях  и  формулах  числовые  подстановки   и
   выполнять   соответствующие  вычисления,  осуществлять  подстановку
   одного  выражения  в  другое; выражать из  формул  одну  переменную
   через остальные;
       -   выполнять   основные  действия  со   степенями   с   целыми
   показателями,   с   многочленами  и  с   алгебраическими   дробями;
   выполнять    разложение   многочленов   на   множители;   выполнять
   тождественные преобразования рациональных выражений;
       -  применять  свойства  арифметических  квадратных  корней  для
   вычисления    значений   и   преобразований   числовых   выражений,
   содержащих квадратные корни;
       -   решать   линейные,  квадратные  уравнения  и   рациональные
   уравнения,  сводящиеся  к ним, системы двух  линейных  уравнений  и
   несложные нелинейные системы;
       - решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и
   их системы;
       -    решать    текстовые    задачи   алгебраическим    методом,
   интерпретировать  полученный  результат,  проводить  отбор  решений
   исходя из формулировки задачи;
       - изображать числа точками на координатной прямой;
       -  определять  координаты  точки  плоскости,  строить  точки  с
   заданными  координатами;  изображать  множество  решений  линейного
   неравенства;
       -  распознавать  арифметические  и  геометрические  прогрессии;
   решать   задачи  с  применением  формулы  общего  члена   и   суммы
   нескольких первых членов;
       -  находить  значения  функции,  заданной  формулой,  таблицей,
   графиком, по ее аргументу; находить значение аргумента по  значению
   функции, заданной графиком или таблицей;
       -   определять  свойства  функции  по  ее  графику;   применять
   графические   представления   при   решении   уравнений,    систем,
   неравенств;
       - описывать свойства изученных функций, строить их графики;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   выполнения   расчетов  по  формулам,  составления   формул,
   выражающих   зависимости  между  реальными  величинами;  нахождения
   нужной формулы в справочных материалах;
       -    моделирования   практических   ситуаций   и   исследования
   построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
       -    описания   зависимостей   между   физическими   величинами
   соответствующими формулами при исследовании несложных  практических
   ситуаций;
       -    интерпретации   графиков   реальных   зависимостей   между
   величинами.
   
       Геометрия
   
       Уметь:
       -   пользоваться   языком  геометрии  для  описания   предметов
   окружающего мира;
       -  распознавать  геометрические фигуры, различать  их  взаимное
   расположение;
       -   изображать  геометрические  фигуры;  выполнять  чертежи  по
   условию задач; осуществлять преобразования фигур;
       -  распознавать на чертежах, моделях и в окружающей  обстановке
   основные пространственные тела, изображать их;
       -   в   простейших   случаях  строить   сечения   и   развертки
   пространственных тел;
       -   проводить  операции  над  векторами,  вычислять   длину   и
   координаты вектора, угол между векторами;
       -  вычислять  значения  геометрических  величин  (длин,  углов,
   площадей,  объемов), в том числе: для углов от 0 до 180- определять
   значения  тригонометрических функций по заданным  значениям  углов;
   находить  значения тригонометрических функций по значению одной  из
   них,   находить  стороны,  углы  и  площади  треугольников,   длины
   ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических  фигур  и
   фигур, составленных из них;
       -  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства
   фигур  и  отношений между ними, применяя дополнительные построения,
   алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
       -   проводить  доказательные  рассуждения  при  решении  задач,
   используя  известные  теоремы,  обнаруживая  возможности   для   их
   использования;
       - решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - описания реальных ситуаций на языке геометрии;
       - расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
       - решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
       -   решения   практических  задач,  связанных   с   нахождением
   геометрических величин (используя при необходимости  справочники  и
   технические средства);
       -  построений геометрическими инструментами (линейка, угольник,
   циркуль, транспортир).
   
       Элементы    логики,   комбинаторики,   статистики   и    теории
   вероятностей
   
       Уметь:
       -   проводить  несложные  доказательства,  получать  простейшие
   следствия  из известных или ранее полученных утверждений, оценивать
   логическую  правильность  рассуждений,  использовать  примеры   для
   иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
       -   извлекать   информацию,  представленную  в   таблицах,   на
   диаграммах,  графиках;  составлять  таблицы,  строить  диаграммы  и
   трафики;
       -  решать  комбинаторные задачи путем систематического перебора
   возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
       - вычислять средние значения результатов измерений;
       -  находить частоту события, используя собственные наблюдения и
   готовые статистические данные;
       - находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   выстраивания  аргументации  при  доказательстве  (в   форме
   монолога и диалога);
       - распознавания логически некорректных рассуждений;
       - записи математических утверждений, доказательств;
       -  анализа  реальных  числовых данных,  представленных  в  виде
   диаграмм, графиков, таблиц;
       -  решения практических задач в повседневной и профессиональной
   деятельности с использованием действий с числами, процентов,  длин,
   площадей, объемов, времени, скорости;
       -    решения    учебных   и   практических   задач,   требующих
   систематического перебора вариантов;
       -   сравнения  шансов  наступления  случайных  событий,  оценки
   вероятности   случайного   события   в   практических    ситуациях,
   сопоставления модели с реальной ситуацией;
       - понимания статистических утверждений.
   
      СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
   
       Изучение     информатики    и    информационно-коммуникационных
   технологий  на  ступени основного общего образования направлено  на
   достижение следующих целей <*>:
   ------------------------------------
       <*> Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в
   рамках  образовательного процесса, самостоятельной работы  учащихся
   обеспечен  доступ  к  средствам информационных  и  коммуникационных
   технологий     (компьютерам,    устройствам     и     инструментам,
   подсоединяемым   к   компьютерам,  бескомпьютерным   информационным
   ресурсам).
   
       - освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
   информации,  информационных  процессах,  системах,  технологиях   и
   моделях;
       -  овладение умениями работать с различными видами информации с
   помощью    компьютера   и   других   средств    информационных    и
   коммуникационных   технологий  (ИКТ),  организовывать   собственную
   информационную деятельность и планировать ее результаты;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих способностей средствами ИКТ;
       -  воспитание  ответственного отношения к информации  с  учетом
   правовых  и  этических аспектов ее распространения;  избирательного
   отношения к полученной информации;
       -  выработка  навыков  применения средств  ИКТ  в  повседневной
   жизни,  при  выполнении индивидуальных и коллективных  проектов,  в
   учебной    деятельности,   при   дальнейшем   освоении   профессий,
   востребованных на рынке труда.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Информационные процессы
   
       Представление  информации. Информация,  информационные  объекты
   различных   видов.   Язык  как  способ  представления   информации:
   естественные  и  формальные языки. Формализация  описания  реальных
   объектов  и  процессов, примеры моделирования объектов и процессов,
   в  том  числе  компьютерного.  Информационные  процессы:  хранение,
   передача  и  обработка информации. Дискретная  форма  представления
   информации.  Единицы  измерения  информации.  УПРАВЛЕНИЕ,  ОБРАТНАЯ
   СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
       Передача  информации. Процесс передачи информации,  источник  и
   приемник   информации,   сигнал,   кодирование   и   декодирование,
   ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ, скорость передачи информации.
       Обработка  информации. Алгоритм, свойства  алгоритмов.  Способы
   записи   алгоритмов;   блок-схемы.   Алгоритмические   конструкции.
   Логические  значения,  операции,  выражения.  Разбиение  задачи  на
   подзадачи,   вспомогательный  алгоритм.   Обрабатываемые   объекты:
   цепочки   символов,  числа,  списки,  деревья,  ГРАФЫ.  ВОСПРИЯТИЕ,
   ЗАПОМИНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ.
       Компьютер  как  универсальное устройство обработки  информации.
   Основные  компоненты  компьютера и их функции. Программный  принцип
   работы   компьютера.   Командное  взаимодействие   пользователя   с
   компьютером,   графический   интерфейс  пользователя.   Программное
   обеспечение,   его   структура.  Программное   обеспечение   общего
   назначения. Представление о программировании.
       Информационные  процессы  в  обществе.  Информационные  ресурсы
   общества,    образовательные   информационные    ресурсы.    Личная
   информация,  информационная безопасность,  информационные  этика  и
   право.
   
       Информационные технологии
   
       Основные устройства ИКТ
       Соединение  блоков и устройств компьютера, других средств  ИКТ,
   простейшие   операции  по  управлению  (включение   и   выключение,
   понимание  сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование
   различных     носителей    информации,    расходных     материалов.
   Гигиенические,  эргономические  и  технические  условия  безопасной
   эксплуатации средств ИКТ.
       Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-
   графической   форме   (графический   пользовательский   интерфейс).
   Создание,  именование,  сохранение, удаление объектов,  организация
   их  семейств.  Архивирование и разархивирование. Защита  информации
   от компьютерных вирусов.
       Оценка  количественных  параметров  информационных  объектов  и
   процессов:   объем  памяти,  необходимый  для  хранения   объектов,
   скорость  передачи  и обработки объектов, стоимость  информационных
   продуктов, услуг связи.
       Образовательные области приоритетного освоения <*>: информатика
   и     информационные    технологии,    материальные     технологии,
   обществознание (экономика).
   ------------------------------------
       <*> Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно
   реализовать  указанные темы раздела образовательного  стандарта  по
   информатике и информационным технологиям.
   
       Запись  средствами  ИКТ  информации  об  объектах  и  процессах
   окружающего   мира  (природных,  культурно-исторических,   школьной
   жизни, индивидуальной и семейной истории):
       -  изображений  и  звука с использованием  различных  устройств
   (цифровых   фотоаппаратов  и  микроскопов,  видеокамер,   сканеров,
   магнитофонов);
       -  текстов  (в  том числе с использованием сканера  и  программ
   распознавания, расшифровки устной речи);
       - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
       -  таблиц  результатов измерений (в том числе с  использованием
   присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
   
       Создание и обработка информационных объектов
       Тексты.    Создание   текста   посредством   квалифицированного
   клавиатурного  письма  с использованием базовых  средств  текстовых
   редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы,  ссылки,
   заголовки,  оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания,
   словари.  Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм,
   формул.  Печать  текста. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД  ТЕКСТОМ.  Примеры
   деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
       Образовательные области приоритетного освоения:  информатика  и
   информационные   технологии,  обществоведение,   естественнонаучные
   дисциплины, филология, искусство.
       Базы  данных. Поиск данных в готовой базе. Создание  записей  в
   базе данных.
       Образовательные области приоритетного освоения:  информатика  и
   информационные технологии, обществознание (экономика и право).
       Рисунки  и  фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов
   графического    редактора,    сканера,    графического    планшета,
   использование   готовых  графических  объектов.  Геометрические   и
   стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
       Образовательные области приоритетного освоения:  информатика  и
   информационные технологии, искусство, материальные технологии.
       ЗВУКИ  И  ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ И МОНТАЖ.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
   ПРОСТЫХ АНИМАЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.
       Образовательные   области   приоритетного   освоения:    языки,
   искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
   
       Поиск информации
       Компьютерные   энциклопедии   и   справочники;   информация   в
   компьютерных    сетях,   некомпьютерных   источниках    информации.
   Компьютерные   и   некомпьютерные   каталоги;   поисковые   машины;
   формулирование запросов.
       Образовательные      области      приоритетного       освоения:
   обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
   
       Проектирование и моделирование
       Чертежи.   Двумерная   и   ТРЕХМЕРНАЯ  графика.   Использование
   стандартных  графических  объектов  и  конструирование  графических
   объектов:  выделение,  объединение,  геометрические  преобразования
   фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
       Простейшие управляемые компьютерные модели.
       Образовательные   области  приоритетного  освоения:   черчение,
   материальные  технологии, искусство, география,  естественнонаучные
   дисциплины.
       Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
       Таблица  как  средство  моделирования. Ввод  данных  в  готовую
   таблицу,  изменение  данных, переход к графическому  представлению.
   Ввод  математических  формул  и вычисление  по  ним,  представление
   формульной зависимости на графике.
       Образовательные области приоритетного освоения:  информатика  и
   информационные    технологии,    естественнонаучные     дисциплины,
   обществоведение (экономика).
   
       Организация информационной среды
       Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде
   печатного   текста,  веб-страницы,  презентации  с   использованием
   шаблонов.
       Организация  информации  в  среде  коллективного  использования
   информационных ресурсов.
       Электронная  почта  как  средство  связи;  правила   переписки,
   приложения  к  письмам, отправка и получение сообщения.  Сохранение
   для   индивидуального  использования  информационных  объектов   из
   компьютерных  сетей  (в  том  числе Интернета)  и  ссылок  на  них.
   Примеры    организации    коллективного   взаимодействия:    форум,
   телеконференция, чат.
       Образовательные области приоритетного освоения:  информатика  и
   информационные       технологии,      языки,       обществоведение,
   естественнонаучные дисциплины.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В    результате    изучения   информатики   и    информационно-
   коммуникационных технологий ученик должен:
       знать/понимать:
       -   виды   информационных  процессов;  примеры   источников   и
   приемников информации;
       -  единицы измерения количества и скорости передачи информации;
   принцип дискретного (цифрового) представления информации;
       -    основные    свойства   алгоритма,   типы   алгоритмических
   конструкций:  следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного
   алгоритма;
       - программный принцип работы компьютера;
       -   назначение   и   функции  используемых   информационных   и
   коммуникационных технологий;
       уметь:
       - выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов,
   числами,  списками,  деревьями; проверять свойства  этих  объектов;
   выполнять и строить простые алгоритмы;
       -  оперировать информационными объектами, используя графический
   интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать  и
   разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами,  справочной
   системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
       -   оценивать  числовые  параметры  информационных  объектов  и
   процессов:  объем  памяти,  необходимый  для  хранения  информации;
   скорость передачи информации;
       - создавать информационные объекты, в том числе:
       структурировать  текст,  используя нумерацию  страниц,  списки,
   ссылки,  оглавления; проводить проверку правописания;  использовать
   в тексте таблицы, изображения;
       создавать   и   использовать  различные   формы   представления
   информации:  формулы,  графики, диаграммы,  таблицы  (в  том  числе
   динамические,  электронные, в частности - в практических  задачах),
   переходить от одного представления данных к другому;
       создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
   объекта,  в  частности, в процессе проектирования с  использованием
   основных   операций   графических   редакторов,   учебных    систем
   автоматизированного    проектирования;   осуществлять    простейшую
   обработку цифровых изображений;
       создавать записи в базе данных;
       создавать презентации на основе шаблонов;
       -  искать  информацию с применением правил  поиска  (построения
   запросов)   в  базах  данных,  компьютерных  сетях,  некомпьютерных
   источниках   информации   (справочниках  и   словарях,   каталогах,
   библиотеках)  при  выполнении  заданий  и  проектов  по   различным
   учебным дисциплинам;
       -  пользоваться  персональным компьютером  и  его  периферийным
   оборудованием   (принтером,   сканером,   модемом,   мультимедийным
   проектором,   цифровой   камерой,  цифровым  датчиком);   следовать
   требованиям    техники   безопасности,   гигиены,   эргономики    и
   ресурсосбережения  при  работе  со  средствами   информационных   и
   коммуникационных технологий;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  создания  простейших моделей объектов  и  процессов  в  виде
   изображений   и   чертежей,  динамических   (электронных)   таблиц,
   программ (в том числе в форме блок-схем);
       -   проведения   компьютерных  экспериментов  с  использованием
   готовых моделей объектов и процессов;
       -  создания информационных объектов, в том числе для оформления
   результатов учебной работы;
       -  организации  индивидуального  информационного  пространства,
   создания личных коллекций информационных объектов;
       - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной
   и  личной переписке, использования информационных ресурсов общества
   с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
   
           СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
   
       Изучение   истории  на  ступени  основного  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей
   Родины,  к  правам  и свободам человека, демократическим  принципам
   общественной жизни;
       - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной
   и   всемирной   истории   в   их  взаимосвязи   и   хронологической
   последовательности;
       -  овладение  элементарными  методами  исторического  познания,
   умениями    работать   с   различными   источниками    исторической
   информации;
       -  формирование  ценностных ориентаций в  ходе  ознакомления  с
   исторически       сложившимися      культурными,      религиозными,
   этнонациональными традициями;
       -  применение знаний и представлений об исторически сложившихся
   системах  социальных норм и ценностей для жизни  в  поликультурном,
   полиэтничном   и   многоконфессиональном   обществе,   участия    в
   межкультурном    взаимодействии,    толерантного    отношения     к
   представителям других народов и стран.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Что  изучает  история. Источники знаний о прошлом. Историческое
   летоисчисление.  Историческая  карта.  ИСТОРИЯ  ОТЕЧЕСТВА  -  ЧАСТЬ
   ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
   
       Всеобщая история
   
       История Древнего мира
       Первобытное   общество.  Расселение  древнейшего  человечества.
   Орудия   труда,   занятия   первобытного  человека.   Родоплеменные
   отношения. ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА.
       Древний  Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай).  Занятия
   жителей.   Возникновение  государств.  МИР  ЧЕЛОВЕКА  ДРЕВНОСТИ   В
   ЗЕРКАЛЕ  МИФОВ  И  ЛЕГЕНД.  Зарождение древних  религий.  Конфуций.
   Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
       Древняя  Греция.  ЛЕГЕНДЫ  О ЛЮДЯХ  И  БОГАХ.  Полис  -  город-
   государство.  Свободные и рабы. Афины. Спарта.  ГРЕЧЕСКИЕ  КОЛОНИИ.
   Греко-персидские    войны.    Империя   Александра    Македонского.
   ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР. Культурное наследие Древней Греции.
       Древний  Рим.  ЛЕГЕНДЫ И ВЕРОВАНИЯ РИМЛЯН. Патриции  и  плебеи.
   Республика.  ВОЙНЫ  РИМА. Г.Ю. Цезарь. Римская империя  И  СОСЕДНИЕ
   НАРОДЫ.   Возникновение  и  распространение  христианства.   Раздел
   Римской  империи на Западную и Восточную. Падение Западной  Римской
   империи. Культурное наследие Древнего Рима.
   
       История Средних веков
       Великое   переселение   народов.   ХРИСТИАНИЗАЦИЯ   ЕВРОПЫ    И
   ОБРАЗОВАНИЕ ДВУХ ВЕТВЕЙ ХРИСТИАНСТВА.
       Империя    Карла    Великого.   ПОЛИТИЧЕСКАЯ   РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.
   Феодализм.  Сословный строй в Западной Европе.  ВЛАСТЬ  ДУХОВНАЯ  И
   СВЕТСКАЯ.  Католическая церковь. Вассалитет.  Крестьянская  община.
   Средневековый   город.  Экономическое  развитие  Западной   Европы.
   Образование  централизованных государств. Сословно-представительные
   монархии.
       Кризис  европейского средневекового общества в  XIV  -  XV  вв.
   Столетняя   война.   КРЕСТЬЯНСКИЕ   ВОССТАНИЯ.   ЕРЕСИ.   ГУСИТСКОЕ
   ДВИЖЕНИЕ.
       Византийская империя.
       ПЛЕМЕНА    АРАВИЙСКОГО   ПОЛУОСТРОВА.   Возникновение   ислама.
   Мухаммед.  Арабские завоевания. КАТОЛИЦИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ И  ИСЛАМ  В
   ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. Османская империя.
       СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО В ИНДИИ, КИТАЕ, ЯПОНИИ.
       Духовный  мир европейского средневекового человека.  Культурное
   наследие Средневековья.
   
       История Нового времени
       Великие  географические  открытия и их последствия.  Зарождение
   капиталистических отношений. КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ. НАЧАЛО  ПРОЦЕССА
   МОДЕРНИЗАЦИИ В ЕВРОПЕ XVI - XVII ВВ.
       Эпоха  Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация.  М.
   Лютер.  Ж.  Кальвин.  И.  Лойола.  РЕЛИГИОЗНЫЕ  ВОЙНЫ.  Утверждение
   абсолютизма.
       Нидерландская и английская буржуазные революции.
       Переход  от  аграрного  к индустриальному  обществу  в  Европе.
   Промышленный   переворот  и  его  социальные   последствия.   Эпоха
   Просвещения.  Война  за  независимость и образование  США.  Великая
   французская   революция.  ПЕРВАЯ  ИМПЕРИЯ  ВО   ФРАНЦИИ.   Наполеон
   Бонапарт.  СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ XIX В. Гражданская
   война  в  США.  А.  Линкольн. Формирование  идеологии  либерализма,
   социализма,  консерватизма. Национальные идеи и образование  единых
   государств   в  Германии  и  Италии.  О.  фон  Бисмарк.  Социальный
   реформизм  во  второй  половине XIX - начале  XX  вв.  НАРОДЫ  ЮГО-
   ВОСТОЧНОЙ  ЕВРОПЫ В XIX В. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ  В
   ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В XIX В.
       Монополистический капитализм. Создание колониальных  империй  и
   начало  борьбы за передел мира. Обострение противоречий в  развитии
   индустриального общества.
       КРИЗИС ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ АЗИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX
   ВВ. Начало модернизации в Японии.
       Международные отношения в Новое время.
       Первая  мировая  война:  причины,  участники,  основные   этапы
   военных действий, итоги.
       Технический  прогресс  в  Новое  время.  Возникновение  научной
   картины  мира.  ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДА ЧЕЛОВЕКА НА ОБЩЕСТВО  И  ПРИРОДУ.
   Духовный  кризис индустриального общества на рубеже XIX  -  XX  вв.
   Культурное наследие Нового времени.
   
       Новейшая история и современность
       Мир  после  Первой  мировой  войны. ЛИГА  НАЦИЙ.  МЕЖДУНАРОДНЫЕ
   ПОСЛЕДСТВИЯ  РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ. Революционный подъем  в  Европе  и
   Азии,  распад  империй  и образование новых государств.  М.  Ганди,
   Сунь Ятсен.
       Ведущие страны Запада в 1920-х - 1930-х гг.: от стабилизации  к
   экономическому   кризису.   "Новый  курс"   в   США.   Формирование
   тоталитарных  и авторитарных режимов в странах Европы  в  1920-х  -
   1930-х гг. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер.
       ПАЦИФИЗМ  И  МИЛИТАРИЗМ В 1920 - 1930-Х ГГ. Военно-политические
   кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.
       Вторая  мировая  война:  причины,  участники,  основные   этапы
   военных  действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.  Рузвельт.  И.В.
   Сталин,    У.   Черчилль.   "НОВЫЙ   ПОРЯДОК"   НА   ОККУПИРОВАННЫХ
   ТЕРРИТОРИЯХ.  ПОЛИТИКА ГЕНОЦИДА. ХОЛОКОСТ. Движение  Сопротивления.
   Итоги войны.
       Создание  ООН.  Холодная  война.  Создание  военно-политических
   блоков.  Распад  колониальной  системы  и  образование  независимых
   государств в Азии и Африке.
       Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики.
   Социальное    государство.    "Общество    потребления".     Кризис
   индустриального  общества  в  конце  60-х  -  70-х   гг.   Эволюция
   политической  идеологии  во  второй  половине  XX  в.   Становление
   информационного общества.
       Утверждение  и  падение  коммунистических  режимов  в   странах
   Центральной и Восточной Европы.
       АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ XX В.
       ВЫБОР ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВАМИ АЗИИ И АФРИКИ.
       Распад    "двухполюсного   мира".   Интеграционные    процессы.
   ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. МИР В НАЧАЛЕ XXI В.
       Формирование  современной  научной  картины  мира.  РЕЛИГИЯ   И
   ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Культурное наследие XX в.
   
       История России
   
       Народы и государства на территории нашей страны в древности
       Заселение территории нашей страны. Народы на территории  России
   до  середины  I  тысячелетия  до н.э. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА  СЕВЕРНОГО
   ПРИЧЕРНОМОРЬЯ.   СКИФСКОЕ  ЦАРСТВО.  ТЮРКСКИЙ  КАГАНАТ.   ХАЗАРСКИЙ
   КАГАНАТ. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ. Восточные славяне: расселение,  соседи,
   занятия,  общественный  строй.  КОЧЕВЫЕ  НАРОДЫ  СТЕПИ.  Язычество.
   РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА, ИСЛАМА, ИУДАИЗМА.
   
       Русь в IX - начале XII вв.
       Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской
   государственности.    Образование    Древнерусского    государства.
   РЮРИКОВИЧИ.  Владимир  I. Крещение Руси. Ярослав  Мудрый.  "Русская
   Правда".  КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ. Владимир Мономах. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  СВЯЗИ
   ДРЕВНЕЙ РУСИ.
   
       Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
       Политическая    раздробленность   Руси.   ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ
   КНЯЖЕСТВО.   ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ  КНЯЖЕСТВО.  НОВГОРОДСКАЯ   БОЯРСКАЯ
   РЕСПУБЛИКА.  Борьба против внешней агрессии в XIII  в.  Монгольское
   завоевание.  ЗОЛОТАЯ ОРДА. Экспансия с Запада.  Александр  Невский.
   ВЕЛИКОЕ  КНЯЖЕСТВО  ЛИТОВСКОЕ. Начало объединения  русских  земель.
   Формы  землевладения и хозяйства. Иван Калита.  Куликовская  битва.
   Дмитрий  Донской.  Роль церкви в общественной  жизни  Руси.  Сергий
   Радонежский.
   
       Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
       Свержение    золотоордынского   ига.   Иван   III.   Завершение
   объединения  русских  земель  вокруг  Москвы.  Становление  органов
   власти Российского государства. Судебник 1497 г. МЕСТНИЧЕСТВО.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное