Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   отдельных инструментов.
       Народное  музыкальное  творчество. Устное народное  музыкальное
   творчество  как часть общей культуры народа. Особенности восприятия
   музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
       Песенность,  напевность как феномен русского  народного  пения,
   искусство распева тонов и импровизации. Русская народная  музыка  и
   ее   основные   жанры   (НАИБОЛЕЕ  РАСПРОСТРАНЕННЫЕ   РАЗНОВИДНОСТИ
   ОБРЯДОВЫХ   ПЕСЕН,   ТРУДОВЫЕ  ПЕСНИ,  былины,  лирические   песни,
   частушки).    Исполнительские   типы    художественного    общения:
   "САМООБЩЕНИЕ"  ("ПЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ"), СКАЗИТЕЛЬСКОЕ  (ДЛЯ  АУДИТОРИИ),
   ИГРОВОЕ  (ДЕТСКОЕ, ОБРЯДОВОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ И ДР.), СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ
   (ПРИ АКТИВНОЙ РЕАКЦИИ ПУБЛИКИ).
       Народно-песенные   истоки   русской  профессиональной   музыки.
   Способы обращения композиторов к народной музыке.
       Музыкальный   фольклор   народов   России   и   других   стран:
   интонационное  своеобразие музыкального фольклора  разных  народов;
   образцы  песенной  и  инструментальной народной музыки,  получившие
   широкое  распространение  в  музыкальной  культуре  других  народов
   (полька, вальс, ПОЛОНЕЗ и др.).
       Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков.
   Духовная  музыка в эпоху Средневековья: знаменный распев.  ДУХОВНАЯ
   МУЗЫКА В СИНТЕЗЕ С ХРАМОВЫМ ИСКУССТВОМ.
       Общая  характеристика духовной и светской музыкальной  культуры
   второй  половины  XVII  -  XVIII веков: влияние  западноевропейской
   музыки  на развитие русского музыкального искусства; становление  и
   утверждение  светской  музыки в русской музыкальной  культуре  XVII
   века;  основные  жанры  профессиональной  музыки:  КАНТ;  ПАРТЕСНЫЙ
   КОНЦЕРТ; хоровой концерт. ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ Д.С. БОРТНЯНСКОГО.
       Музыкальная    культура   XIX   века:   формирование    русской
   классической  школы.  Роль  фольклора как основы  профессионального
   музыкального  творчества.  Обращение композиторов  к  национальному
   фольклору  и  к  фольклору других народов.  Особенности  проявления
   романтизма  в  русской  музыке.  Драматизм,  героика,  психологизм,
   картинность,    народно-эпическая   образность   как    характерные
   особенности русской классической школы.
       Развитие  жанров  светской  музыки:  камерная  инструментальная
   (ПРЕЛЮДИЯ,  НОКТЮРН  И ДР.) и вокальная музыка  (романс);  концерт;
   симфония; опера, балет.
       Духовная   музыка   русских  композиторов:   хоровой   концерт;
   ВСЕНОЩНАЯ, ЛИТУРГИЯ.
       Наиболее  значимые  стилевые особенности  русской  классической
   музыкальной  школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки,  М.П.
   Мусоргского,   А.П.   Бородина,   Н.А.   Римского-Корсакова,   П.И.
   Чайковского.  Развитие  традиций русской  классической  музыкальной
   школы в творчестве С.В. Рахманинова.
       Зарубежная  музыка от эпохи Средневековья до рубежа  XIX  -  XX
   веков.  Средневековая духовная музыка западноевропейской  традиции:
   ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ.
       Западноевропейская   музыка  эпохи   Возрождения:   ВИЛЛАНЕЛЛА,
   МАДРИГАЛ,  МОТЕТ  (О. ЛАССО, Д. ПАЛЕСТРИНА). Связь профессиональной
   композиторской  музыки  с  народным музыкальным  творчеством  и  ее
   своеобразие.
       Западноевропейская   музыка   эпохи   Барокко.   Знакомство   с
   творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, МЕССЫ.
       Классицизм  и  романтизм  в  западноевропейской  музыке.  Общая
   характеристика венской классической школы (И. ГАЙДН,  В.А.  Моцарт,
   Л.  ван  Бетховен).  Отличительные черты  творчества  композиторов-
   романтиков  (Ф.  Шопен, Ф. Лист, Р. ШУМАН,  Ф.  ШУБЕРТ,  Э.  ГРИГ).
   Основные  жанры  светской музыки: камерная инструментальная  музыка
   (ПРЕЛЮДИЯ,  НОКТЮРН  И ДР.), соната, симфония И  ДР.  Знакомство  с
   оперным  жанром в музыке западноевропейских композиторов  XIX  века
   на  примере  творчества Ж. Бизе, ДЖ. ВЕРДИ, ДЖ. РОССИНИ. Знакомство
   с образцами духовной музыки: РЕКВИЕМ.
       Отечественное  и  зарубежное  музыкальное  искусство  XX  века.
   Традиции  и  новаторство  в  творчестве композиторов  XX  столетия.
   Стилевое   многообразие   музыки  (импрессионизм,   ЭКСПРЕССИОНИЗМ,
   НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ, НЕОКЛАССИЦИЗМ И ДР.). Взаимопроникновение  "легкой"
   и "серьезной" музыки.
       Знакомство   с  наиболее  яркими  произведениями  отечественных
   композиторов  академической направленности (И.Ф. Стравинский,  С.С.
   Прокофьев,  Д.Д.  Шостакович,  Г.В.  СВИРИДОВ,  Р.К.  ЩЕДРИН,  А.И.
   ХАЧАТУРЯН,  А.Г. ШНИТКЕ) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси,  К.
   ОРФ, М. РАВЕЛЬ, Б. БРИТТЕН, А. ШЕНБЕРГ).
       Джаз  (Л.  АРМСТРОНГ,  Д.  ЭЛЛИНГТОН,  К.  БЕЙСИ,  Л.  УТЕСОВ).
   Спиричуэл, блюз (Э. ФИЦДЖЕРАЛЬД). Симфоджаз (Дж. Гершвин).
       Творчество   отечественных   композиторов-песенников,   ставшее
   "музыкальным  символом"  своего  времени  (И.О.  ДУНАЕВСКИЙ,   А.В.
   АЛЕКСАНДРОВ).
       Многообразие   современной  популярной  музыки:  отечественной:
   авторская песня (Б.Ш. ОКУДЖАВА, В.С. ВЫСОЦКИЙ, А.И. ГАЛИЧ);  МЮЗИКЛ
   (Л.  БЕРНСТАЙН), РОК-ОПЕРА (Э.Л. УЭББЕР); РОК-Н-РОЛЛ  (Э.  ПРЕСЛИ);
   БРИТАНСКИЙ  БИТ  ("БИТЛЗ"),  ФОЛК-РОК (Б.  ДИЛАН);  ХАРД-РОК  ("ЛЕД
   ЗЕППЕЛИН", "ДИП ПЕПЛ"); АРТ-РОК ("ПИНК ФЛОЙД"); РЕГГЕЙ (Б.  МАРЛИ),
   ХЕВИ-МЕТАЛ ("ДЖУДАС ПРИСТ") И ДР <*>.
   ------------------------------------
       <*>   При  изучении  многообразия  современной  музыки  учебный
   материал,   выделенный  прописными  буквами,  может  изменяться   и
   дополняться  по  усмотрению  учителя  с  целью  приближения  его  к
   панораме   современной   музыкальной   жизни,   условиям    учебно-
   воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.
   
       Представления  о  музыкальной  жизни  России  и  других  стран.
   Выдающиеся  российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В.  РАХМАНИНОВ,
   С.Т.  РИХТЕР,  Э.Г.  ГИЛЕЛЬС, Д.Ф. ОЙСТРАХ, Е.А.  МРАВИНСКИЙ,  Е.Ф.
   СВЕТЛАНОВ, А.В. СВЕШНИКОВ И ДР.
       Выдающиеся  зарубежные исполнители: Э. КАРУЗО,  М.  КАЛЛАС,  Р.
   ТИБАЛЬДИ, Э. ГОРОВИЦ, И. МЕНУХИН, А. РУБИНШТЕЙН, Г. ФОН КАРАЯН,  А.
   ТОСКАНИНИ  И  ДР.  Международный музыкальный  конкурс  исполнителей
   имени П.И. Чайковского.
       Всемирно  известные  театры  оперы  и  балета:  Большой   театр
   (Россия,  Москва),  Мариинский  театр  (Россия,  С.-Петербург);  Ла
   Скала  (Италия, Милан), ГРАНД-ОПЕРА (ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ), КОВЕНТ-ГАРДЕН
   (АНГЛИЯ, ЛОНДОН), МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА (США, НЬЮ-ЙОРК).
       Центры   отечественной  музыкальной  культуры  и   музыкального
   образования:   МУЗЕЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ  ИМЕНИ   М.И.   ГЛИНКИ,
   МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ  П.И.  ЧАЙКОВСКОГО,
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ   ГОСУДАРСТВЕННАЯ  КОНСЕРВАТОРИЯ   ИМЕНИ   Н.А.
   РИМСКОГО-КОРСАКОВА.
       ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ: РУССКИЙ  НАРОДНЫЙ
   АКАДЕМИЧЕСКИЙ   ХОР   ИМ.   М.Е.   ПЯТНИЦКОГО,   РУССКИЙ   НАРОДНЫЙ
   АКАДЕМИЧЕСКИЙ    ОРКЕСТР   ИМ.   Н.П.   ОСИПОВА,    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
   АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ.
   
       Музыка в формировании духовной культуры личности <*>
   
   ------------------------------------
       <*>  Настоящий  раздел, совместно с разделом "Синтез  искусств"
   учебного   предмета   "Изобразительное   искусство",   по   решению
   образовательного  учреждения  может  преподаваться  в  VIII  -   IX
   классах в рамках интегрированного учебного предмета "Искусство".
   
       Специфика  музыки  и  ее место в ряду других  видов  искусства.
   Родство  художественных  образов  разных  искусств.  Общность  тем,
   взаимодополнение  выразительных средств разных искусств  (звучаний,
   линий, красок). Музыка в театре и кино.
       Коммуникативная,   этическая,  эстетическая  и   познавательно-
   просветительская   направленность   музыкального   искусства,   его
   возможности  в  духовном  совершенствовании  личности.  Музыкальное
   искусство  в  преобразовании духовного  мира  человека,  достижении
   комфортности его душевного состояния.
       Своеобразие   раскрытия  вечных  проблем  жизни  в   творчестве
   композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и  смерти
   (РЕКВИЕМЫ  В.А.  МОЦАРТА, Д. ВЕРДИ, Б. БРИТТЕНА), вечности  духа  и
   кратковременности земной жизни (В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.  БАХА),  любви  и
   ненависти  ("РОМЕО  И  ДЖУЛЬЕТТА"  У.  ШЕКСПИРА  В  ТРАКТОВКАХ   Г.
   БЕРЛИОЗА,  П.И.  ЧАЙКОВСКОГО  И  С.С.  ПРОКОФЬЕВА);  войны  и  мира
   (ТВОРЧЕСТВО   Д.Д.  ШОСТАКОВИЧА,  Г.  МАЛЕРА,  Д.Б.  КАБАЛЕВСКОГО);
   личности  и  общества  (Л.  ВАН  БЕТХОВЕН,  А.И.  ХАЧАТУРЯН,   А.Г.
   ШНИТКЕ);  внутренних противоречий в душе человека (М.П. МУСОРГСКИЙ,
   Р. ШУМАН, Ж. БИЗЕ) И ДР.
       Своеобразие  видения  картины мира в  национальных  музыкальных
   культурах Запада и Востока.
   
       Опыт музыкально-творческой деятельности
   
       Обогащение   творческого  опыта  в  разных  видах   музыкальной
   деятельности.
       Слушание   музыки.  Личностно-окрашенное  эмоционально-образное
   восприятие  и  оценка  изучаемых  образцов  народного  музыкального
   творчества,    профессионального   отечественного   и   зарубежного
   музыкального  искусства  различных  исторических  эпох  и  стилевой
   принадлежности;  своеобразия исполнительской  трактовки.  Выявление
   связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
       Пение.    Творческое   самовыражение   учащегося   в   сольном,
   ансамблевом  и  хоровом  одноголосном  и  двухголосном   исполнении
   образцов  вокальной  классической музыки,  народных  и  современных
   песен  с  сопровождением и без сопровождения, в том числе  основных
   тем   инструментальных   произведений;  в  поисках   вариантов   их
   исполнительской     трактовки.    Обогащение    опыта     вокальной
   импровизации.
       МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ     ДВИЖЕНИЕ.     ОБОГАЩЕНИЕ      ОПЫТА
   ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ  ПЕРЕДАЧИ  МУЗЫКАЛЬНОГО   ОБРАЗА   В   ЕГО
   ВЫРАЖЕНИИ ПЛАСТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ.
       ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ  МУЗИЦИРОВАНИЕ.  РАСШИРЕНИЕ  ОПЫТА  ТВОРЧЕСКОЙ
   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В   МУЗИЦИРОВАНИИ  НА   ЭЛЕМЕНТАРНЫХ   ИНСТРУМЕНТАХ.
   ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ     ИМПРОВИЗАЦИЯ.    СОЗДАНИЕ     ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ
   КОМПОЗИЦИЙ   НА   ОСНОВЕ   ЗНАКОМЫХ   МЕЛОДИЙ   ИЗ   ВОКАЛЬНЫХ    И
   ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
       ДРАМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
   ЗАМЫСЛА  И  ВОПЛОЩЕНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО  СОДЕРЖАНИЯ   МУЗЫКИ
   СЦЕНИЧЕСКИМИ     СРЕДСТВАМИ.     ВЫБОР     СЦЕНИЧЕСКИХ      СРЕДСТВ
   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,  ПОИСК ВАРИАНТОВ СЦЕНИЧЕСКОГО  ВОПЛОЩЕНИЯ  ДЕТСКИХ
   МЮЗИКЛОВ (ФРАГМЕНТОВ) И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ.
       МУЗЫКА  И  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
   КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ,  АРАНЖИРОВКИ,  ЗАПИСИ  И
   ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   ПРОИЗВЕДЕНИЙ.   РАСШИРЕНИЕ    ОПЫТА
   ТВОРЧЕСКОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В   МУЗИЦИРОВАНИИ    НА    ЭЛЕКТРОННЫХ
   ИНСТРУМЕНТАХ. ПОИСК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения музыки ученик должен:
       знать/понимать:
       - специфику музыки как вида искусства;
       - возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем
   жизни;
       - основные жанры народной и профессиональной музыки;
       - многообразие музыкальных образов и способов их развития;
       - основные формы музыки;
       -  характерные черты и образцы творчества крупнейших русских  и
   зарубежных композиторов;
       - виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
       - имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
       уметь:
       -    эмоционально-образно   воспринимать   и    характеризовать
   музыкальные произведения;
       -  узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
   классики,  образцы народного музыкального творчества,  произведения
   современных композиторов;
       -  выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен
   композиторов-классиков  и  современных  композиторов   (по   выбору
   учащихся);
       -  исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением  и
   без   сопровождения,   одноголосные   и   простейшие   двухголосные
   произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
       -  сравнивать  музыкальные произведения  на  основе  полученных
   знаний   об  интонационной  природе  музыки,  музыкальных   жанрах,
   стилевых   направлениях,  образной  сфере  музыки   и   музыкальной
   драматургии;
       -  сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи,
   сюжета в творчестве различных композиторов;
       -  различать звучание отдельных музыкальных инструментов,  виды
   хора и оркестра;
       -  устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства  на
   уровне общности идей, тем, художественных образов;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  певческого и инструментального музицирования дома,  в  кругу
   друзей  и  сверстников,  на внеклассных и  внешкольных  музыкальных
   занятиях, школьных праздниках;
       -   слушания  музыкальных  произведений  разнообразных  стилей,
   жанров и форм;
       -  размышления  о  музыке и ее анализа,  выражения  собственной
   позиции относительно прослушанной музыки;
       -  музыкального  самообразования: знакомства  с  литературой  о
   музыке,  слушания  музыки  в свободное от уроков  время  (посещение
   концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио-
   и  телепередач  и др.); определения своего отношения к  музыкальным
   явлениям   действительности;  выражения  своих  личных  музыкальных
   впечатлений   в   форме  устных  выступлений  и   высказываний   на
   музыкальных занятиях, ЭССЕ, РЕЦЕНЗИЙ <*>.
   ------------------------------------
       <*>     Данный     вид    музыкально-творческой    деятельности
   осуществляется  на  протяжении всего основного общего  образования,
   однако  особое значение он приобретает при проведении уроков музыки
   в VIII - IX классах.
   
                       Изобразительное искусство
   
       Изучение  изобразительного искусства направлено  на  достижение
   следующих целей:
       -   развитие  художественно-творческих  способностей  учащихся,
   образного  и  ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной
   памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
       - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
   декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
       -  освоение  знаний  об изобразительном искусстве  как  способе
   эмоционально-практического    освоения    окружающего    мира;    о
   выразительных  средствах и социальных функциях  живописи,  графики,
   декоративно-прикладного     искусства,     скульптуры,     дизайна,
   архитектуры;   знакомство   с   образным   языком   изобразительных
   (пластических) искусств на основе творческого опыта;
       -  овладение  умениями и навыками художественной  деятельности,
   изображения  на  плоскости  и  в  объеме  (с  натуры,  по   памяти,
   представлению, воображению);
       -   формирование   устойчивого  интереса   к   изобразительному
   искусству,    способности   воспринимать   его    исторические    и
   национальные особенности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
   
       Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство
   как   способ   познания  и  эмоционального  отражения  многообразия
   окружающего   мира,  мыслей  и  чувств  человека.   Виды   живописи
   (станковая,   монументальная,  декоративная),  графики  (станковая,
   книжная,    плакатная,   промышленная),   скульптуры    (станковая,
   монументальная,   декоративная,   садово-парковая),    декоративно-
   прикладного  и  народного искусства, дизайна и  архитектуры.  Жанры
   изобразительного  искусства (натюрморт, пейзаж,  портрет,  бытовой,
   исторический, батальный, анималистический).
       Художественный  образ  и  художественно-выразительные  средства
   (специфика  языка) живописи, графики и скульптуры: ТОН И  ТОНАЛЬНЫЕ
   ОТНОШЕНИЯ; КОЛОРИТ; ЦВЕТ И ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ; ЛИНЕЙНАЯ И  ВОЗДУШНАЯ
   ПЕРСПЕКТИВА;  ПРОПОРЦИИ  И  ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ;   ФАКТУРА;
   РИТМ; ФОРМАТ И КОМПОЗИЦИЯ <*>.
   ------------------------------------
       <*>  Прописными  буквами  в  тексте выделен  материал,  который
   подлежит   изучению,  но  не  включается  в  Требования  к   уровню
   подготовки выпускников.
   
       Художественные материалы и возможности их использования.
       Народное  художественное  творчество. Древние  корни  народного
   художественного творчества, специфика образно-символического  языка
   в  произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен  в
   народном     искусстве.    РАЗЛИЧЕНИЕ    ПРОИЗВЕДЕНИЙ     НАРОДНОГО
   (ФОЛЬКЛОРНОГО)   ИСКУССТВА   ОТ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО    ДЕКОРАТИВНО-
   ПРИКЛАДНОГО.   Орнамент   как   основа   декоративного   украшения.
   РАЗЛИЧЕНИЕ   НАЦИОНАЛЬНЫХ   ОСОБЕННОСТЕЙ   РУССКОГО   ОРНАМЕНТА   И
   ОРНАМЕНТОВ   ДРУГИХ  НАРОДОВ  РОССИИ,  НАРОДОВ  ЗАРУБЕЖНЫХ   СТРАН.
   Древние  образы  в  произведениях народного декоративно-прикладного
   искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов  России
   (ДЫМКОВСКАЯ,   ФИЛИМОНОВСКАЯ  ИГРУШКИ;  ГЖЕЛЬ,  ЖОСТОВО,   ГОРОДЕЦ,
   ХОХЛОМА).
       Изобразительное искусство и архитектура России.  Художественная
   культура   Древней   Руси,   ЕЕ   СИМВОЛИЧНОСТЬ,   ОБРАЩЕННОСТЬ   К
   ВНУТРЕННЕМУ  МИРУ  ЧЕЛОВЕКА. Красота и  своеобразие  архитектуры  и
   живописи  Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура
   России   XVIII   -   XX   вв.   Стили  и  направления   в   русском
   изобразительном  искусстве и архитектуре нового  времени  (БАРОККО,
   КЛАССИЦИЗМ,    РЕАЛИЗМ,    СИМВОЛИЗМ,    МОДЕРН).    Художественные
   объединения  (ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ, "МИР ИСКУССТВА"  и  др.).
   Вечные  темы  и  великие исторические события в русском  искусстве.
   Тема  Великой  Отечественной  войны в  станковом  и  монументальном
   искусстве;  мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные  музеи
   страны  (Третьяковская картинная галерея, Русский  музей,  Эрмитаж,
   Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
       Знакомство   с   произведениями  выдающихся  русских   мастеров
   изобразительного  искусства  и архитектуры  (А.  Рублев,  ДИОНИСИЙ,
   В.В.  Растрелли,  Э.М. Фальконе, В.И. БАЖЕНОВ, Ф.С.  РОКОТОВ,  А.Г.
   Венецианов,  И.  МАРТОС, К.П. БРЮЛЛОВ, А.А. ИВАНОВ,  В.И.  Суриков,
   И.Е.   Репин,  И.И.  Шишкин,  И.И.  Левитан,  В.М.  Васнецов,  М.А.
   Врубель,  Б.М.  Кустодиев,  В.А. СЕРОВ,  К.С.  ПЕТРОВ-ВОДКИН,  С.Т.
   КОНЕНКОВ, В.И. МУХИНА, В.А. ФАВОРСКИЙ).
       Зарубежное  изобразительное искусство и архитектура. Знакомство
   с  основными  этапами развития зарубежного искусства (виды,  жанры,
   стили).  Синтез  изобразительных искусств  и  архитектуры.  Ведущие
   художественные  музеи  (Лувр,  музеи Ватикана,  ПРАДО,  ДРЕЗДЕНСКАЯ
   ГАЛЕРЕЯ   И  ДР.).  Знакомство  с  произведениями  наиболее   ярких
   представителей     зарубежного     изобразительного      искусства,
   архитектуры,  выявление  своеобразия  их  творчества  (Леонардо  да
   Винчи,  Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А. ДЮРЕР, Рембрандт
   ван  Рейн,  Ф.  ГОЙЯ, К. Моне, П. СЕЗАНН, Ван  Гог,  О.  Роден,  П.
   Пикассо, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ).
       Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в
   искусстве. Представление о художественных направлениях в  искусстве
   XX   в.   (РЕАЛИЗМ,  МОДЕРН,  АВАНГАРД,  СЮРРЕАЛИЗМ  И   ПРОЯВЛЕНИЯ
   ПОСТМОДЕРНИЗМА).   ПОНИМАНИЕ  СМЫСЛА   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ХУДОЖНИКА   В
   СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ.  Развитие  дизайна  и  его  значение   в   жизни
   современного общества. Вкус и мода.
       Синтез  искусств  <*>.  Синтез  искусств  как  фактор  усиления
   эмоционального   воздействия.  Роль  и  значение   изобразительного
   искусства в синтетических видах творчества.
   ------------------------------------
       <*>   Настоящий   раздел,  совместно  с  разделом   "Музыка   в
   формировании   духовной   культуры  личности"   учебного   предмета
   "Музыка",    по    решению   образовательного   учреждения    может
   преподаваться  в  VIII  -  IX  классах  в  рамках  интегрированного
   учебного предмета "Искусство".
   
       Синтез  искусств  в  архитектуре. Виды архитектуры  (культовая,
   светская,     ЛАНДШАФТНАЯ,    градостроительство).     Эстетическое
   формирование    архитектурой   окружающей   среды    и    выражение
   общественных идей в художественных образах (композиция,  ТЕКТОНИКА,
   масштаб,   пропорции,  ритм,  пластика,  объем,  ФАКТУРА   И   ЦВЕТ
   МАТЕРИАЛОВ). Связь архитектуры и дизайна (промышленный,  рекламный,
   ЛАНДШАФТНЫЙ, ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА И ДР.) в современной культуре.
       Синтез  искусств  в  театре.  Совместные  действия  сценариста,
   режиссера,  художника,  актеров в создании  художественного  образа
   спектакля.  Общие  законы восприятия композиции  картины  и  сцены.
   Художники  театра  (В.М.  Васнецов, А.Н. Бенуа,  Л.С.  Бакст,  В.Ф.
   РЫНДИН, Ф.Ф. ФЕДОРОВСКИЙ И ДР.).
       Специфика    изображения    в    полиграфии.    Массовость    и
   общедоступность      полиграфического      изображения.       Формы
   полиграфической   продукции:  книги,   журналы,   плакаты,   афиши,
   буклеты,   открытки  и  др.  Искусство  книги.  Стилевое   единство
   изображения  и  текста. Типы изображения в полиграфии (графическое,
   живописное,  фотографическое, компьютерное).  Художники  книги  (Г.
   ДОРЕ,  И.Я. Билибин, В.В. ЛЕБЕДЕВ, В.А. Фаворский, Т.А.  МАВРИНА  И
   ДР.).
       Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.
   Изображение  в  фотографии  и живописи. Особенности  художественной
   фотографии.   Создание  художественного  образа  в   фотоискусстве.
   Выразительные  средства (композиция, план,  ракурс,  свет,  ритм  и
   др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
       Изобразительная    природа   экранных    искусств.    Специфика
   киноизображения:   кадр   и  монтаж.  Кинокомпозиция   и   средства
   эмоциональной  выразительности в фильме (ритм, свет, цвет,  музыка,
   звук).  Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный
   процесс   творчества   в  кино  (сценарист,   режиссер,   оператор,
   художник,  актер).  Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн  "Броненосец
   Потемкин",  С.П.  Урусевский "Летят журавли" и др.).  Мастера  кино
   (С.М.  Эйзенштейн, А.П. ДОВЖЕНКО, Г.М. КОЗИНЦЕВ, А.А. ТАРКОВСКИЙ  И
   ДР.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
       Компьютерная графика и ее использование в полиграфии,  дизайне,
   архитектурных проектах.
       Общность и специфика восприятия художественного образа в разных
   видах  искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель  ценностей
   эпохи.
   
       Опыт художественно-творческой деятельности
   
       Использование  языка  графики, живописи,  скульптуры,  дизайна,
   декоративно-прикладного  искусства  в  собственной   художественно-
   творческой  деятельности.  Плоское  и  объемное  изображение  формы
   предмета,  моделировка светотенью и цветом. Построение пространства
   (линейная  и  воздушная  перспектива,  плановость).  Композиция  на
   плоскости и в пространстве.
       Изображение  с  натуры и по памяти отдельных предметов,  группы
   предметов,  человека, фрагментов природы, интерьера,  архитектурных
   сооружений.  РАБОТА  НА  ПЛЕНЭРЕ.  Выполнение  набросков,  эскизов,
   учебных  и  творческих работ с натуры, по памяти  и  воображению  в
   разных  художественных  техниках.  Изготовление  изделий  в   стиле
   художественных промыслов.
       Проектирование  обложки  книги,  рекламы,  открытки,   ВИЗИТНОЙ
   КАРТОЧКИ,  ЭКСЛИБРИСА, ТОВАРНОГО ЗНАКА, РАЗВОРОТА  ЖУРНАЛА,  САЙТА.
   Создание    ЭСКИЗОВ   И   МОДЕЛЕЙ   ОДЕЖДЫ,   МЕБЕЛИ,   ТРАНСПОРТА.
   Иллюстрирование  литературных и музыкальных произведений.  Создание
   художественно-декоративных    проектов,     объединенных     единой
   стилистикой  (предметы  быта, одежда, мебель,  детали  интерьера  и
   др.).     Создание    художественной    фотографии,    фотоколлажа,
   МУЛЬТФИЛЬМА,   ВИДЕОФИЛЬМА,  раскадровки  по  теме.   Выражение   в
   творческой   деятельности  своего  отношения  к   изображаемому   -
   создание художественного образа.
       Использование красок (гуашь, акварель), графических  материалов
   (карандаш,   фломастер,  мелки,  ПАСТЕЛЬ,  УГОЛЬ,  ТУШЬ   и   др.),
   пластилина,  ГЛИНЫ, коллажных техник, бумажной  пластики  и  других
   доступных художественных материалов.
       Самоопределение  в  видах и формах художественного  творчества.
   Реализация  совместных  творческих идей в  проектной  деятельности:
   оформление  школы  к  празднику, декорации к  школьному  спектаклю,
   костюмы  к  карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и  результатов
   собственного художественного творчества.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
       знать/понимать:
       -   основные   виды  и  жанры  изобразительных   (пластических)
   искусств;
       -   основы   изобразительной  грамоты  (цвет,   тон,   колорит,
   пропорции,  светотень,  перспектива,  пространство,  объем,   ритм,
   композиция);
       -  выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и
   их основные произведения;
       - наиболее крупные художественные музеи России и мира;
       - значение изобразительного искусства в художественной культуре
   и его роль и в синтетических видах творчества;
       уметь:
       -  применять  художественные материалы (гуашь, акварель,  тушь,
   природные   и   подручные   материалы)  и  выразительные   средства
   изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
       -  анализировать содержание, образный язык произведений  разных
   видов  и  жанров  изобразительного искусства и определять  средства
   выразительности  (линия, цвет, тон, объем, светотень,  перспектива,
   композиция);
       -  ориентироваться  в  основных явлениях  русского  и  мирового
   искусства, узнавать изученные произведения;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - восприятия и оценки произведений искусства;
       - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи
   (с  натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям
   литературы  и  музыки,  декоративных и художественно-конструктивных
   работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
   
          СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
   
       Изучение  технологии  на ступени основного  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение технологических знаний, технологической культуры на
   основе  включения  учащихся  в разнообразные  виды  технологической
   деятельности   по  созданию  личностно  или  общественно   значимых
   продуктов труда;
       - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми
   для    поиска    и   использования   технологической    информации,
   проектирования  и  создания  продуктов  труда,  ведения   домашнего
   хозяйства,   самостоятельного  и  осознанного   определения   своих
   жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
       -  развитие  познавательных интересов,  технического  мышления,
   пространственного   воображения,   интеллектуальных,    творческих,
   коммуникативных и организаторских способностей;
       -    воспитание    трудолюбия,   бережливости,    аккуратности,
   целеустремленности,    предприимчивости,     ответственности     за
   результаты  своей  деятельности, уважительного  отношения  к  людям
   различных профессий и результатам их труда;
       -  получение опыта применения политехнических и технологических
   знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       С  целью  учета интересов и склонностей учащихся,  возможностей
   образовательных    учреждений,   местных    социально-экономических
   условий  обязательный  минимум содержания основных  образовательных
   программ   изучается   в   рамках  одного  из   трех   направлений:
   "Технология. Технический труд", "Технология. Обслуживающий труд"  и
   "Технология. Сельскохозяйственный труд".
       Базовым для направления "Технология. Технический труд" является
   раздел   "Создание   изделий   из  конструкционных   и   поделочных
   материалов",  для  направления "Технология. Обслуживающий  труд"  -
   разделы  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",
   "Кулинария",   для  направления  "Технология.  Сельскохозяйственный
   труд"  -  разделы  "Растениеводство",  "Животноводство".  С  учетом
   сезонности  работ в сельском хозяйстве базовые разделы  направления
   "Технология.  Сельскохозяйственный труд"  дополняются  необходимыми
   разделами  одного  из направлений: "Технология. Технический  труд",
   "Технология.  Обслуживающий  труд".  Каждое  из  трех   направлений
   технологической подготовки обязательно включает в себя  кроме  того
   следующие   разделы:   "Электротехнические   работы",   "Технологии
   ведения  дома",  "Черчение и графика", "Современное производство  и
   профессиональное образование".
   
       Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
   
       Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда
   при использовании инструментов, механизмов и станков.
       Виды древесных материалов и сфера их применения.
       Металлы,  СПЛАВЫ,  ИХ МЕХАНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  СВОЙСТВА,
   сфера применения. ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПЛАСТМАСС.
       Графическое  отображение  изделий  с  использованием  чертежных
   инструментов  и СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ. Чтение  графической
   документации,      отображающей     конструкцию      изделия      и
   последовательность  его  изготовления.  Условные   обозначения   на
   рисунках, чертежах, эскизах и схемах.
       Планирование   технологической   последовательности    операций
   обработки   заготовки.   Подбор  инструментов   и   ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
   ОСНАСТКИ.
       Изготовление   изделий   из  конструкционных   или   поделочных
   материалов:  выбор  заготовки  для изготовления  изделий  с  учетом
   механических,  технологических и эксплуатационных свойств,  наличия
   дефектов  материалов и минимизации отходов; разметка заготовки  для
   детали  (изделия) на основе графической документации с  применением
   разметочных,  контрольно-измерительных  инструментов,  ПРИБОРОВ   И
   ПРИСПОСОБЛЕНИЙ; обработка ручными инструментами заготовок с  учетом
   видов  и  свойств  материалов; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  МАШИН
   ДЛЯ  ИЗГОТОВЛЕНИЯ  ИЗДЕЛИЙ; визуальный и инструментальный  контроль
   качества  деталей;  соединение деталей в изделии  с  использованием
   инструментов  и  приспособлений для  сборочных  работ;  защитная  и
   декоративная   отделка;   контроль  и  оценка   качества   изделий;
   выявление дефектов и их устранение.
       Изготовление   изделий  декоративно-прикладного  назначения   с
   использованием    различных   технологий   обработки    материалов.
   Традиционные  виды  декоративно-прикладного творчества  и  народных
   промыслов  России. Изготовление изделий с использованием технологий
   одного  или  нескольких  промыслов  (ремесел),  распространенных  в
   районе проживания.
       Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных
   материалов.  ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОДУКТА  И  ВОЗМОЖНОСТИ
   ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ.
       Влияние технологий обработки материалов и ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
   НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ на окружающую среду и  здоровье
   человека.
       Профессии,  связанные с обработкой конструкционных и поделочных
   материалов.
   
       Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
   
       Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда
   при использовании инструментов, механизмов и машин.
       Выбор  тканей,  трикотажа и нетканых  материалов  с  учетом  их
   технологических,  гигиенических  и  эксплуатационных  свойств   для
   изготовления швейных изделий.
       Конструирование  одежды. Измерение параметров фигуры  человека.
   Построение и оформление чертежей швейных изделий.
       Современные  направления моды в одежде.  Выбор  индивидуального
   стиля  в  одежде.  Моделирование простейших видов швейных  изделий.
   Художественное оформление и отделка изделий.
       Подготовка  выкройки  к раскрою. Копирование  готовых  выкроек.
   Изменение   формы  выкроек  с  учетом  индивидуальных  особенностей
   фигуры.
       Подготовка   текстильных  материалов  к  раскрою.  Рациональный
   раскрой.
       Технология  соединения деталей в швейных  изделиях.  Выполнение
   ручных  и  машинных  швов. Устройство, регулировка  и  обслуживание
   бытовых   швейных  машин.  СОВРЕМЕННЫЕ  МАТЕРИАЛЫ,  ТЕКСТИЛЬНОЕ   И
   ШВЕЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
       Проведение   примерки.  Выявление  дефектов  при   изготовлении
   швейных изделий и способы их устранения.
       Выполнение   влажно-тепловой   обработки   в   зависимости   от
   волокнистого состава ткани. Контроль и оценка готового изделия.
       Традиционные    виды    рукоделия   и   декоративно-прикладного
   творчества, народные промыслы России.
       Изготовление  изделий  с использованием технологий  одного  или
   нескольких   промыслов   (ремесел),   распространенных   в   районе
   проживания.
       Проектирование  полезных  изделий с использованием  текстильных
   или  поделочных материалов. Оценка материальных затрат  и  качества
   изделия.
       Профессии,  связанные с обработкой конструкционных и поделочных
   материалов.
   
       Кулинария
   
       Санитарные  требования к помещению кухни и столовой. Выполнение
   правил   санитарии  и  гигиены  при  обработке  пищевых  продуктов.
   Профилактика    пищевых    отравлений.   Рациональное    размещение
   оборудования  кухни.  Безопасные  приемы  работы.  Оказание  первой
   помощи при ожогах.
       Планирование   рационального  питания.  ПИЩЕВЫЕ  ПРОДУКТЫ   КАК
   ИСТОЧНИК БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ, ВИТАМИНОВ, МИНЕРАЛЬНЫХ СОЛЕЙ.
       Хранение   пищевых   продуктов.  Домашняя   заготовка   пищевых
   продуктов.
       Кулинарная  обработка различных видов продуктов.  Приготовление
   холодных  и  горячих блюд, напитков, хлебобулочных  и  кондитерских
   изделий. ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) БЛЮДА.
       Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка  стола.
   Правила поведения за столом.
       РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ПО КУЛИНАРИИ.
       Влияние  технологий  обработки пищевых  продуктов  на  здоровье
   человека. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ.
       Профессии,  связанные  с  производством  и  обработкой  пищевых
   продуктов.
   
       Растениеводство
   
       Основные      направления     растениеводства:     полеводство,
   овощеводство,    плодоводство,    декоративное    садоводство     и
   цветоводство.
       Характеристика  основных  типов почв.  ЧТЕНИЕ  ПОЧВЕННЫХ  КАРТ.
   Выбор  способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. МАШИНЫ,
   МЕХАНИЗМЫ И НАВЕСНЫЕ ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ.
       Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных
   средств защиты растений от болезней и вредителей.
       Организация   технологического  цикла  производства   продукции
   растениеводства:  выбор  и  подготовка  посевного   и   посадочного
   материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и  посадка,
   уход  за  посевами  и  посадками, защита  растений  от  болезней  и
   вредителей, сбор урожая.
       Выращивание   растений   в  защищенном   грунте,   выбор   вида
   защищенного  грунта,  покрывных  материалов.  Выращивание  растений
   рассадным способом.
       Выбор  способов хранения урожая. Подготовка хранилищ к закладке
   урожая.  ПОДДЕРЖАНИЕ МИКРОКЛИМАТА. Подготовка урожая к закладке  на
   хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении.
       Организация  и  планирование  технологической  деятельности   в
   растениеводстве:  выбор  видов  и  сортов  сельскохозяйственных   и
   цветочно-декоративных  культур  для  выращивания   на   пришкольном
   участке и в личном подсобном хозяйстве. РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА  В
   РЕГИОНЕ.  Правила  безопасного  труда  в  растениеводстве.   РАСЧЕТ
   СЕБЕСТОИМОСТИ  РАСТЕНИЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И  ПЛАНИРУЕМОГО  ДОХОДА.
   Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.
       Разработка       учебных      проектов      по      выращиванию
   сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.
       Профессии, связанные с выращиванием растений.
   
       Животноводство
   
       Основные     направления     животноводства.     Характеристика
   технологического   цикла  производства  продукции   животноводства:
   содержание  животных,  кормление, разведение, ветеринарная  защита,
   получение продукции.
       Создание      необходимых      условий      для      содержания
   сельскохозяйственных    животных:   подготовка    и    оборудование
   помещения, поддержание микроклимата.
       Кормление:  составление простых рационов, подготовка  кормов  к
   скармливанию, раздача кормов.
       Характеристика  ведущих  пород  сельскохозяйственных  животных.
   Разведение   мелких   животных:   планирование   сроков   получения
   приплода,  подбор  пар,  подготовка  животных  к  выходу  приплода,
   выращивание молодняка.
       Проведение  простых ветеринарно-профилактических мероприятий  с
   применением нетоксичных препаратов.
       Получение  одного из видов животноводческой продукции:  молока,
   яиц, шерсти, меда.
       Выбор  оборудования  для механизации технологических  процессов
   животноводства  на  небольших фермах.  Организация  и  планирование
   технологической  деятельности в личном  подсобном  хозяйстве  и  на
   школьной  ферме.  Ведение простого зоотехнического  учета.  Правила
   безопасного    труда   в   животноводстве.   РАСЧЕТ   СЕБЕСТОИМОСТИ
   ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ПЛАНИРУЕМОГО ДОХОДА.
       Первичная  переработка  и  хранение  продукции  животноводства.
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ.
       Разработка учебного проекта по выращиванию сельскохозяйственных
   животных.
       ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА В РЕГИОНЕ,
   РАСПРОСТРАНЕНИЕМ  НОВЫХ  И НЕТРАДИЦИОННЫХ  ВИДОВ  И  ПОРОД.  ОЦЕНКА
   ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
       Оценка влияния технологий животноводства на окружающую среду.
       Профессии, связанные с животноводством.
   
       Электротехнические работы
   
       Организация   рабочего  места,  использование  инструментов   и
   приспособлений  для выполнения электромонтажных  работ.  Применение
   индивидуальных  средств  защиты  при выполнении  электротехнических
   работ.  Соблюдение правил электробезопасности, правил  эксплуатации
   бытовых электроприборов.
       ВИДЫ   ИСТОЧНИКОВ   и   потребителей   электрической   энергии.
   ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И  ИЗДЕЛИЙ
   В ПРИБОРАХ И УСТРОЙСТВАХ.
       Применение    условных   графических   обозначений    элементов
   электрических цепей для чтения и составления электрических схем.
       Сборка  моделей  электроосветительных приборов  и  проверка  их
   работы  с использованием электроизмерительных приборов. Подключение
   к   источнику  тока  коллекторного  электродвигателя  и  управление
   скоростью его вращения.
       Подключение  типовых  аппаратов защиты  электрических  цепей  и
   бытовых  потребителей  электрической  энергии.  ПРИНЦИПЫ  РАБОТЫ  И
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТИПОВЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ. ПОДБОР  БЫТОВЫХ
   ПРИБОРОВ   ПО   ИХ  МОЩНОСТИ.  Определение  расхода   и   стоимости
   потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.
       СБОРКА  МОДЕЛЕЙ  ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ИЗ  ПРОМЫШЛЕННЫХ
   ДЕТАЛЕЙ   И   ДЕТАЛЕЙ   КОНСТРУКТОРА   ПО   СХЕМЕ;   ПРОВЕРКА    ИХ
   ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
       ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  РАДИОДЕТАЛЕЙ,
   ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ.
       Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую
   среду и здоровье человека.
       Профессии,   связанные   с   производством,   эксплуатацией   и
   обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
   
       Технологии ведения дома
   
       Интерьер жилых помещений и их комфортность. СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ В
   ОФОРМЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
       Подбор  средств оформления интерьера жилого помещения с  учетом
   запросов    и    потребностей   семьи   и   санитарно-гигиенических
   требований.  Использование  декоративных  растений  для  оформления
   интерьера  жилых помещений. Оформление приусадебного (пришкольного)
   участка с использованием декоративных растений.
       ХАРАКТЕРИСТИКА   ОСНОВНЫХ  ЭЛЕМЕНТОВ  СИСТЕМ   ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ,
   ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ,  ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАЦИИ В ГОРОДСКОМ  И  СЕЛЬСКОМ
   (ДАЧНОМ) ДОМАХ. Правила их эксплуатации.
       Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических
   работ.  Планирование  работ,  подбор  и  использование  материалов,
   инструментов,  приспособлений и оснастки при выполнении  санитарно-
   технических  работ. Соблюдение правил безопасного  труда  и  правил
   предотвращения   аварийных   ситуаций   в   сети   водопровода    и
   канализации.  Простейший ремонт элементов  систем  водоснабжения  и
   канализации.
       Характеристика  распространенных технологий ремонта  и  отделки
   жилых    помещений.   Подбор   строительно-отделочных   материалов.
   Оснащение   рабочего   места  для  ремонта  и  отделки   помещений.
   ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ.
       Экологическая  безопасность материалов и технологий  выполнения
   ремонтно-отделочных работ.
       ПОДГОТОВКА  ПОВЕРХНОСТЕЙ  ПОМЕЩЕНИЯ  К  ОТДЕЛКЕ.  НАНЕСЕНИЕ  НА
   ПОДГОТОВЛЕННЫЕ  ПОВЕРХНОСТИ ВОДОРАСТВОРИМЫХ КРАСОК, НАКЛЕЙКА  ОБОЕВ
   И ПЛЕНОК.
       Соблюдение  правил безопасности труда и гигиены при  выполнении
   ремонтно-отделочных   работ.  Применение   индивидуальных   средств
   защиты и гигиены.
       Уход   за   различными   видами  половых   покрытий.   Удаление
   загрязнений  с  одежды бытовыми средствами. Выбор  и  использование
   современных  средств  ухода за обувью. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ  И  СРЕДСТВ
   ДЛЯ   ДЛИТЕЛЬНОГО  ХРАНЕНИЯ  ОДЕЖДЫ  И  ОБУВИ.  Подбор  на   основе
   рекламной   информации  современной  бытовой   техники   с   учетом
   потребностей   и  доходов  семьи.  Соблюдение  правил   безопасного
   пользования бытовой техникой.
       Ознакомление  с  профессиями  в  области  труда,  связанного  с
   выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
       Анализ  бюджета  семьи. Рациональное планирование  расходов  на
   основе  актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке  товаров
   и  услуг:  анализ  потребительских качеств  товара,  выбор  способа
   совершения покупки. Права потребителя и их защита.
       ОЦЕНКА   ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ДЛЯ
   ПОПОЛНЕНИЯ  СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА. ВЫБОР ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ  УСЛУГИ
   ДЛЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  ОСНОВЕ  АНАЛИЗА  РЫНКА  И
   ПОТРЕБНОСТЕЙ    МЕСТНОГО   НАСЕЛЕНИЯ   В   ТОВАРАХ    И    УСЛУГАХ.
   Проектирование  изделия  или  услуги.  Расчет  примерных  затрат  и
   возможной  прибыли  в  соответствии  с  ценами  местного  рынка   и
   покупательной  способностью  населения.  ВЫБОР  ПУТЕЙ   ПРОДВИЖЕНИЯ
   ПРОДУКТА ТРУДА НА РЫНОК.
   
       Черчение и графика
   
       Организация рабочего места для выполнения графических работ.
       Использование  условно-графических символов и  обозначений  для
   отображения  формы,  структуры объектов и  процессов  на  рисунках,
   эскизах, чертежах, схемах.
       ПОНЯТИЕ    О    СИСТЕМАХ    КОНСТРУКТОРСКОЙ,    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
   ДОКУМЕНТАЦИИ И ГОСТАХ, ВИДАХ ДОКУМЕНТАЦИИ.
       Чтение чертежей, схем, технологических карт.
       Выполнение   чертежных  и  графических   работ   от   руки,   с
   использованием  чертежных  инструментов, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ  И  СРЕДСТВ
   КОМПЬЮТЕРНОЙ  ПОДДЕРЖКИ.  Копирование и  тиражирование  графической
   документации.
       ПРИМЕНЕНИЕ   КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  ВЫПОЛНЕНИЯ   ГРАФИЧЕСКИХ
   РАБОТ.    Использование   стандартных   графических   объектов    и
   конструирование   графических  объектов:  выделение,   объединение,
   геометрические  преобразования  фрагментов.  ПОСТРОЕНИЕ  ЧЕРТЕЖА  И
   ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.
       Профессии,  связанные  с  выполнением чертежных  и  графических
   работ.
   
       Современное производство и профессиональное образование
   
       Сферы    современного   производства.   Основные   составляющие
   производства. Разделение труда на производстве. Влияние  техники  и
   технологий  на  виды  и содержание труда. Приоритетные  направления
   развития   техники   и  технологий.  Понятие  о   специальности   и
   квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
       Пути  получения профессионального образования. Виды  учреждений
   профессионального   образования.   Региональный   рынок   труда   и
   образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе  профессии.
   Поиск информации о путях получения профессионального образования  и
   трудоустройства.
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное