Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
   готовности    к    речевому   взаимодействию,   межличностному    и
   межкультурному общению, сотрудничеству;
       -  самообразования  и  активного  участия  в  производственной,
   культурной и общественной жизни государства.
       Специфические  требования  для  образовательных  учреждений   с
   родным (нерусским) языком обучения:
       -   осознавать  национальное  своеобразие  русского  и  родного
   языков,  различия  их  фонетической, лексической  и  грамматической
   систем;
       - вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
       - переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       -  воспитание гражданина и патриота; формирование представления
   о  русском  языке как духовной, нравственной и культурной  ценности
   народа;   осознание  национального  своеобразия   русского   языка;
   овладение культурой межнационального общения;
       -   развитие   и  совершенствование  способности   к   речевому
   взаимодействию  и  социальной адаптации;  информационных  умений  и
   навыков;  навыков  самоорганизации  и  саморазвития;  готовности  к
   осознанному  выбору  профессии, к получению  высшего  гуманитарного
   образования;
       -   углубление  знаний  о  лингвистике  как  науке;  языке  как
   многофункциональной  развивающейся  системе;  взаимосвязи  основных
   единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-
   стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения  в
   различных сферах и ситуациях общения;
       -  овладение  умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
   классифицировать  языковые явления и факты с  учетом  их  различных
   интерпретаций;   в   необходимых   случаях   давать    исторический
   комментарий  к  языковым  явлениям; оценивать  языковые  явления  и
   факты  с  точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
   общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
       -  применение полученных знаний и умений в собственной  речевой
   практике,  в  том  числе  в  профессионально-ориентированной  сфере
   общения;    совершенствование   нормативного   и    целесообразного
   использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
       Достижение   указанных   целей   осуществляется   в    процессе
   совершенствования   языковой  и  лингвистической  (языковедческой),
   коммуникативной и культуроведческой компетенций.
   
                    Обязательный минимум содержания
                 основных образовательных программ <*>
   
   ------------------------------------
       <*>  Основные компоненты Обязательного минимума содержания  для
   образовательных   учреждений  с  русским  (родным)   и   с   родным
   (нерусским)   языком   обучения  едины.  Специфические   темы   для
   образовательных  учреждений  с родным (нерусским)  языком  обучения
   указаны  в  разделе  "Материал  для  образовательных  учреждений  с
   родным (нерусским) языком обучения".
   
       Содержание,    обеспечивающее    формирование    языковой     и
   лингвистической (языковедческой) компетенций
   
       Введение в науку о языке
       Русский  язык  как  объект научного изучения.  Русистика  и  ее
   разделы.   Виднейшие   ученые-лингвисты  и  их   работы.   Основные
   направления развития русистики в наши дни.
       Язык   как  знаковая  система  и  общественное  явление.  Языки
   естественные  и  искусственные.  Языки  государственные,   мировые,
   межнационального общения.
       Основные функции языка.
       Русский  язык  в  современном мире. Русский язык  как  один  из
   индоевропейских  языков.  Русский язык в  кругу  других  славянских
   языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
       ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В РУССКОМ И ДРУГИХ ЯЗЫКАХ <*>.
   ------------------------------------
       <*>  Прописными  буквами  в  тексте выделен  материал,  который
   подлежит   изучению,  но  не  включается  в  Требования  к   уровню
   подготовки выпускников.
   
       ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. Сведения
   об истории русской письменности.
       Формы  существования русского национального языка (литературный
   язык,   просторечие,   диалект,   профессиональные   разновидности,
   жаргон, арго).
       Русский   литературный  язык  как  высшая  форма  существования
   национального языка.
       Языковая  норма,  ее  функции и типы. Варианты  норм.  Динамика
   языковой   нормы.   Типичные  ошибки,  вызванные  отклонениями   от
   литературной  нормы.  Преднамеренные и  непреднамеренные  нарушения
   языковой нормы.
       Языковая система
       Система  языка,  ее устройство и функционирование.  Взаимосвязь
   единиц и уровней языка. Синонимия в системе языка.
       Функциональные    разновидности   языка:   разговорная    речь,
   функциональные стили, язык художественной литературы.
       Разговорная речь, ее особенности.
       Литературный   язык  и  язык  художественной  литературы,   его
   особенности.
       Трудные  случаи анализа языковых явлений и фактов,  возможность
   их различной интерпретации.
       Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
       Лингвистический   анализ   текстов   различных   функциональных
   разновидностей языка.
       Правописание: орфография и пунктуация
       Разделы и принципы русской орфографии.
       Основные орфографические нормы русского языка.
       Принципы русской пунктуации.
       Основные пунктуационные нормы русского языка.
       Трудные случаи орфографии и пунктуации.
   
       Содержание,    обеспечивающее   формирование    коммуникативной
   компетенции
   
       Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
       Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование  навыков
   монологической и диалогической речи в различных сферах и  ситуациях
   общения.
       Различные  виды  чтения  и их использование  в  зависимости  от
   коммуникативной задачи и характера текста.
       Закономерности построения текста.
       Информационная переработка текста.
       Совершенствование  умений  и навыков  создания  текстов  разных
   функционально-смысловых  типов,  стилей  и  жанров.  Редактирование
   собственного текста.
       Культура    речи   и   ее   основные   аспекты:    нормативный,
   коммуникативный, этический.
       Основные  коммуникативные качества речи и  их  оценка.  Причины
   коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
       Культура   учебно-научного  и  делового   общения   (устная   и
   письменная  формы). Написание доклада, реферата,  тезисов,  СТАТЬИ,
   рецензии.   Составление   деловых   документов   различных   жанров
   (расписки, доверенности, резюме).
       Культура публичной речи.
       Культура разговорной речи.
       Культура письменной речи.
   
       Содержание,   обеспечивающее   формирование   культуроведческой
   компетенции
   
       Взаимосвязь языка и культуры.
       Отражение  в языке материальной и духовной культуры русского  и
   других народов.
       Диалекты как историческая база литературных языков.
       Взаимообогащение    языков    как   результат    взаимодействия
   национальных культур.
       Соблюдение  норм  речевого поведения в  различных  ситуациях  и
   сферах общения.
   
       Материал  для  образовательных учреждений с родным  (нерусским)
   языком обучения
   
       Общая лексика русского языка и языков народов России.
       Влияние русского языка на становление и развитие других  языков
   России.
       Сходства  и  различия фонетической, лексической, грамматической
   систем русского и родного языков.
       Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.
       Перевод с родного языка на русский.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  русского языка  на  профильном  уровне
   ученик должен:
       знать/понимать:
       -  функции  языка; основные сведения о лингвистике  как  науке,
   роли  старославянского  языка  в развитии  русского  языка,  формах
   существования  русского национального языка, литературном  языке  и
   его признаках;
       - системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
       -  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции  в
   развитии норм русского литературного языка;
       -  компоненты  речевой ситуации; основные условия эффективности
   речевого общения;
       -  основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые  к
   устным  и  письменным  текстам различных жанров  в  учебно-научной,
   обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
       уметь:
       -  проводить  различные виды анализа языковых единиц;  языковых
   явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
       -    разграничивать    варианты    норм,    преднамеренные    и
   непреднамеренные нарушения языковой нормы;
       -  проводить  лингвистический анализ  учебно-научных,  деловых,
   публицистических, разговорных и художественных текстов;
       -  оценивать  устные и письменные высказывания с  точки  зрения
   языкового   оформления,   эффективности   достижения   поставленных
   коммуникативных задач;
       -  объяснять  взаимосвязь  фактов  языка  и  истории,  языка  и
   культуры русского и других народов;
       аудирование и чтение:
       -  использовать  разные  виды чтения (ознакомительно-изучающее,
   ознакомительно-реферативное    и    др.)    в    зависимости     от
   коммуникативной задачи;
       -  извлекать  необходимую информацию из  различных  источников:
   учебно-научных  текстов,  справочной литературы,  средств  массовой
   информации,  в  том  числе представленных  в  электронном  виде  на
   различных информационных носителях;
       - владеть основными приемами информационной переработки устного
   и письменного текста;
       говорение и письмо:
       -  создавать устные и письменные монологические и диалогические
   высказывания  различных  типов  и  жанров  в  социально-культурной,
   учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),  деловой
   сферах общения; редактировать собственный текст;
       - применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
   лексические,    грамматические    нормы    современного    русского
   литературного  языка; использовать в собственной  речевой  практике
   синонимические ресурсы русского языка;
       -  применять в практике письма орфографические и пунктуационные
   нормы современного русского литературного языка;
       -  соблюдать  нормы  речевого поведения в  различных  сферах  и
   ситуациях   общения,  в  том  числе  при  обсуждении  дискуссионных
   проблем;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   осознания  русского  языка  как  духовной,  нравственной  и
   культурной  ценности народа; приобщения к ценностям национальной  и
   мировой культуры;
       -  углубления  лингвистических знаний, расширения  кругозора  в
   области  филологических  наук и получения  высшего  филологического
   образования;
       -   совершенствования  коммуникативных  способностей;  развития
   готовности    к    речевому   взаимодействию,   межличностному    и
   межкультурному общению, сотрудничеству;
       -   увеличения  продуктивного,  рецептивного  и  потенциального
   словаря;  расширения круга используемых языковых и речевых средств;
   совершенствования  способности  к самооценке  через  наблюдение  за
   собственной речью;
       -  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
   самостоятельной    деятельности,    использования     языка     для
   самореализации,  самовыражения  в различных  областях  человеческой
   деятельности;
       -    удовлетворения   познавательных   интересов   в    области
   гуманитарных наук;
       -  самообразования  и  активного  участия  в  производственной,
   культурной и общественной жизни государства.
       Специфические  требования  для  образовательных  учреждений   с
   родным (нерусским) языком обучения:
       -  знать  смысл понятий: национальный, государственный, мировой
   язык, язык межнационального общения;
       -   знать  сходства  и  различия  фонетической,  лексической  и
   грамматической  систем русского и родного языков, речевого  этикета
   русского народа и других народов России;
       - осознавать национальное своеобразие русского языка;
       - вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
       - переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
   
     СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию
   и  самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности  в
   современном   мире;  формирование  гуманистического  мировоззрения,
   национального    самосознания,   гражданской    позиции,    чувства
   патриотизма,   любви   и   уважения  к   литературе   и   ценностям
   отечественной культуры;
       -  развитие представлений о специфике литературы в ряду  других
   искусств;   культуры   читательского   восприятия   художественного
   текста,  понимания авторской позиции, исторической  и  эстетической
   обусловленности литературного процесса; образного и  аналитического
   мышления,   эстетических   и  творческих   способностей   учащихся,
   читательских интересов, художественного вкуса; устной и  письменной
   речи учащихся;
       -  освоение  текстов  художественных  произведений  в  единстве
   содержания  и  формы,  основных  историко-литературных  сведений  и
   теоретико-литературных понятий; формирование  общего  представления
   об историко-литературном процессе;
       -    совершенствование   умений   анализа    и    интерпретации
   литературного  произведения  как  художественного  целого   в   его
   историко-литературной  обусловленности с использованием  теоретико-
   литературных  знаний; написания сочинений различных типов;  поиска,
   систематизации и использования необходимой информации, в том  числе
   в сети Интернета.
       Изучение  литературы  в образовательных  учреждениях  с  родным
   (нерусским)  языком  обучения реализует общие цели  и  способствует
   решению специфических задач:
       -   обогащение   духовно-нравственного   опыта   и   расширение
   эстетического  кругозора учащихся при параллельном изучении  родной
   и русской литературы;
       -    формирование   умения   соотносить   нравственные   идеалы
   произведений  русской и родной литературы, выявлять их  сходство  и
   национально обусловленное своеобразие художественных решений;
       -  совершенствование речевой деятельности учащихся  на  русском
   языке:   умений   и   навыков,  обеспечивающих   владение   русским
   литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Литературные  произведения, предназначенные  для  обязательного
   изучения
   
       Основными  критериями  отбора художественных  произведений  для
   изучения  в  школе  являются  их высокая  художественная  ценность,
   гуманистическая  направленность,  позитивное  влияние  на  личность
   ученика,   соответствие   задачам   его   развития   и   возрастным
   особенностям,  а  также культурно-исторические традиции  и  богатый
   опыт отечественного образования.
       Художественные   произведения   представлены   в   перечне    в
   хронологической  последовательности:  от  литературы  XIX  века  до
   новейшего  времени. Такое построение перечня определяется  задачами
   курса  на  историко-литературной основе, опирающегося на  сведения,
   полученные  на завершающем этапе основной школы. Курс литературы  в
   старшей  школе  направлен на систематизацию представлений  учащихся
   об  историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать
   диалог классической и современной литературы.
       Перечень  произведений  представляет собой  инвариантную  часть
   любой    программы   литературного   образования,    обеспечивающую
   федеральный   компонент  общего  образования.  Перечень   допускает
   расширение  списка  писательских имен и  произведений  в  авторских
   программах,  что  содействует реализации принципа  вариативности  в
   изучении   литературы.   Данный  перечень   включает   три   уровня
   детализации учебного материала:
       - названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
       -  названо  имя  писателя без указания конкретных  произведений
   (определено  только  число художественных  текстов,  выбор  которых
   предоставляется автору программы или учителю);
       -  предложен список имен писателей и указано минимальное  число
   авторов,  произведения  которых  обязательны  для  изучения  (выбор
   писателей   и  конкретных  произведений  из  предложенного   списка
   предоставляется автору программы или учителю).
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  на  базовом  уровне  сохраняются  все  факторы,   которые
   определяют  специфику содержания предмета "Литература"  в  основной
   школе.  Кроме того, выпускники должны выходить на диалог русской  и
   родной  литературы  и культуры, учитывать их специфику  и  духовные
   корни.  Таким  образом  реализуется принцип  единого  литературного
   образования, решающего образовательные и воспитательные  задачи  на
   материале родной и русской литературы.
       Особенностью    содержания    литературного    образования    в
   образовательных  учреждениях с родным (нерусским)  языком  обучения
   является  дальнейшее изучение следующих произведений, включенных  в
   обязательный минимум содержания образования основной школы:
       А.С.  Пушкин.  Роман  "Евгений  Онегин"  (обзорное  изучение  с
   анализом фрагментов);
       М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени" (обзорное изучение
   с анализом повести "Княжна Мери");
       Н.В.  Гоголь.  Поэма  "Мертвые  души"  (первый  том)  (обзорное
   изучение с анализом отдельных глав).
   
       Русская литература XIX века
   
       А.С. Пушкин
       Стихотворения:  "Погасло дневное светило...", "Свободы  сеятель
   пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый  на  Бога
   роптал..."),   "Элегия"   ("Безумных  лет   угасшее   веселье..."),
   "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору.
       Поэма "Медный всадник".
       М.Ю. Лермонтов
       Стихотворения:   "Молитва"   ("Я,   Матерь   Божия,   ныне    с
   молитвою..."),  "Как часто, пестрою толпою окружен...",  "Валерик",
   "Сон"  ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу  один  я
   на дорогу...", а также три стихотворения по выбору.
       Н.В. Гоголь
       Одна   из   петербургских  повестей  по  выбору   (только   для
   образовательных учреждений с русским языком обучения).
       А.Н. Островский
       Драма   "Гроза"   (в  образовательных  учреждениях   с   родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       И.А. Гончаров
       Роман   "Обломов"  (в  образовательных  учреждениях  с   родным
   (нерусским)  языком  обучения  -  обзорное  изучение   с   анализом
   фрагментов).
       ОЧЕРКИ "ФРЕГАТ ПАЛЛАДА" (ФРАГМЕНТЫ) (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
   УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       И.С. Тургенев
       Роман  "Отцы  и дети" (в образовательных учреждениях  с  родным
   (нерусским)  языком  обучения  -  обзорное  изучение   с   анализом
   фрагментов).
       Ф.И. Тютчев
       Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...",
   "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...",  "Нам
   не  дано  предугадать...",  "К.  Б."  ("Я  встретил  вас  -  и  все
   былое..."), а также три стихотворения по выбору.
       А.А. Фет
       Стихотворения:  "Это  утро,  радость  эта...",  "Шепот,  робкое
   дыханье...",  "Сияла  ночь. Луной был полон сад.  Лежали...",  "Еще
   майская ночь", а также три стихотворения по выбору.
       А.К. ТОЛСТОЙ
       ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       Н.А. Некрасов
       Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в  шестом...",
   "Мы  с  тобой  бестолковые люди...", "Поэт и  Гражданин",  "Элегия"
   ("Пускай  нам  говорит изменчивая мода..."), "О  Муза!  я  у  двери
   гроба...", а также три стихотворения по выбору.
       Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (в образовательных учреждениях
   с   родным  (нерусским)  языком  обучения  -  обзорное  изучение  с
   анализом фрагментов).
       Н.С. ЛЕСКОВ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
       "ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА" (ОБЗОР).
       Ф.М. Достоевский
       Роман "Преступление и наказание" (в образовательных учреждениях
   с   родным  (нерусским)  языком  обучения  -  обзорное  изучение  с
   анализом фрагментов).
       Л.Н. Толстой
       Роман-эпопея  "Война  и мир" (в образовательных  учреждениях  с
   родным  (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с  анализом
   фрагментов).
       А.П. Чехов
       Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору.
       Рассказы:  "Человек в футляре", "ДАМА С СОБАЧКОЙ"  (только  для
   образовательных учреждений с русским языком обучения).
       Пьеса  "Вишневый сад" (в образовательных учреждениях  с  родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
   
       Русская литература XX века
   
       И.А. Бунин
       ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       Рассказ  "Господин из Сан-Франциско", а также два  рассказа  по
   выбору.
       Рассказ   "Чистый   понедельник"  (только  для  образовательных
   учреждений с русским языком обучения).
       А.И. КУПРИН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М. Горький
       Пьеса "На дне".
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Поэзия конца XIX - начала XX вв.
       И.Ф.  АННЕНСКИЙ,  К.Д. БАЛЬМОНТ, А. БЕЛЫЙ,  В.Я.  БРЮСОВ,  М.А.
   ВОЛОШИН,  Н.С.  ГУМИЛЕВ,  Н.А. КЛЮЕВ, И. СЕВЕРЯНИН,  Ф.К.  СОЛОГУБ,
   В.В. ХЛЕБНИКОВ, В.Ф. ХОДАСЕВИЧ.
       СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       А.А. Блок
       Стихотворения:  "Незнакомка", "Россия", "Ночь,  улица,  фонарь,
   аптека...",  "В  ресторане",  "Река  раскинулась.  Течет,   грустит
   лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге",  а
   также три стихотворения по выбору.
       Поэма "Двенадцать".
       В.В. Маяковский
       Стихотворения:  "А  вы  могли бы?", "Послушайте!",  "Скрипка  и
   немножко  нервно",  "Лиличка!", "Юбилейное",  "Прозаседавшиеся",  а
   также три стихотворения по выбору.
       Поэма  "Облако  в  штанах"  (для образовательных  учреждений  с
   родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       С.А. Есенин
       Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не  бродить,  не
   мять  в  кустах  багряных...",  "Мы  теперь  уходим  понемногу...",
   "Письмо  матери",  "Спит  ковыль. Равнина дорогая...",  "Шаганэ  ты
   моя,   Шаганэ...",   "Не  жалею,  не  зову,  не  плачу...",   "Русь
   Советская", а также три стихотворения по выбору.
       М.И. Цветаева
       Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи  к
   Блоку"  ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из  камня,  кто
   создан  из  глины...",  "Тоска по родине! Давно...",  а  также  два
   стихотворения по выбору.
       О.Э. Мандельштам
       Стихотворения:   "Notre   Dame",  "Бессонница.   Гомер.   Тугие
   паруса...",  "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я  вернулся
   в  мой  город,  знакомый до слез...", а также два стихотворения  по
   выбору.
       А.А. Ахматова
       Стихотворения:  "Песня  последней  встречи",  "Сжала  руки  под
   темной  вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...",  "Мне  голос
   был.  Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения
   по выбору.
       Поэма "Реквием".
       Б.Л. Пастернак
       Стихотворения:   "Февраль.  Достать   чернил   и   плакать!..",
   "Определение  поэзии",  "Во всем мне хочется  дойти...",  "Гамлет",
   "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору.
       РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО" (ОБЗОР).
       М.А. Булгаков
       Романы:   "Белая   гвардия"  или  "Мастер   и   Маргарита"   (в
   образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения  -
   один из романов в сокращении).
       А.П. ПЛАТОНОВ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М.А. Шолохов
       Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).
       А.Т. Твардовский
       Стихотворения:  "Вся  суть  в  одном-единственном   завете...",
   "Памяти  матери",  "Я  знаю, никакой моей  вины...",  а  также  два
   стихотворения по выбору.
       В.Т. ШАЛАМОВ
       "КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗ" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).
       А.И. Солженицын
       Повесть    "Один   день   Ивана   Денисовича"    (только    для
   образовательных учреждений с русским языком обучения).
       Рассказ  "Матренин двор" (только для образовательных учреждений
   с родным (нерусским) языком обучения).
       Проза второй половины XX века
       Ф.А.  Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И.  Белов,  А.Г.
   Битов,  В.В.  Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
   В.П.  Некрасов,  Е.И.  Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.  Тендряков,  Ю.В.
   Трифонов, В.М. Шукшин.
       Произведения не менее трех авторов по выбору.
       Поэзия второй половины XX века
       Б.А.   Ахмадулина,  И.А.  Бродский,  А.А.  Вознесенский,   B.C.
   Высоцкий,  Е.А.  Евтушенко,  Ю.П.  Кузнецов,  Л.Н.  Мартынов,  Б.Ш.
   Окуджава,  Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н.  Соколов,
   В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
       Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
       Драматургия второй половины XX века
       А.Н.  Арбузов,  А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С.  Розов,  М.М.
   Рощин.
       Произведение одного автора по выбору.
       Литература последнего десятилетия
       ПРОЗА  (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ). ПОЭЗИЯ (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ
   ПО ВЫБОРУ).
   
       Литература народов России <*>
   
   ------------------------------------
       <*> Предлагаемый список произведений является примерным и может
   варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
   
       Г.  АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К.
   КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.
       ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОДНОГО АВТОРА ПО ВЫБОРУ.
   
       Зарубежная литература
   
       ПРОЗА
       О.  БАЛЬЗАК, Г. БЕЛЛЬ, О. ГЕНРИ, У. ГОЛДИНГ, Э.Т.А. ГОФМАН,  В.
   ГЮГО,  Ч.  ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, А. КАМЮ, Ф. КАФКА,  Г.Г.  МАРКЕС,  П.
   МЕРИМЕ,  М. МЕТЕРЛИНК, Г. МОПАССАН, У.С. МОЭМ, Д. ОРУЭЛЛ, Э.А.  ПО,
   Э.М.  РЕМАРК, Ф. СТЕНДАЛЬ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, О. УАЙЛЬД, Г. ФЛОБЕР,  Э.
   ХЕМИНГУЭЙ, Б. ШОУ, У. ЭКО.
       ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       ПОЭЗИЯ
       Г.  АПОЛЛИНЕР, Д.Г. БАЙРОН, У. БЛЕЙК, Ш. БОДЛЕР, П. ВЕРЛЕН,  Э.
   ВЕРХАРН, Г. ГЕЙНЕ, А. РЕМБО, P.M. РИЛЬКЕ, Т.С. ЭЛИОТ.
       СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  все крупные по объему произведения зарубежной  литературы
   изучаются во фрагментах.
   
       Основные историко-литературные сведения
   
       Русская литература XIX века
   
       Русская литература в контексте мировой культуры.
       Основные  темы и проблемы русской литературы XIX  в.  (свобода,
   духовно-нравственные  искания  человека,  обращение  к   народу   в
   поисках   нравственного   идеала,   "праведничество",   борьба    с
   социальной  несправедливостью и угнетением человека).  Нравственные
   устои   и   быт   разных   слоев  русского  общества   (дворянство,
   купечество,  крестьянство). Роль женщины  в  семье  и  общественной
   жизни.
       Национальное  самоопределение  русской  литературы.   Историко-
   культурные  и  художественные предпосылки  романтизма,  своеобразие
   романтизма  в  русской  литературе  <и  литературе  других  народов
   России>  <*>.  Формирование реализма как новой ступени  познания  и
   художественного  освоения мира и человека.  <Общее  и  особенное  в
   реалистическом  отражении действительности в русской  литературе  и
   литературе  других  народов  России.> Проблема  человека  и  среды.
   Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
   ------------------------------------
       <*>  В  историко-литературных сведениях  в  треугольные  скобки
   заключены  позиции,  имеющие  отношение  только  к  образовательным
   учреждениям с родным (нерусским) языком обучения.
   
       Расцвет русского романа. Аналитический характер русской  прозы,
   ее  социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры
   и  безверия,  смысла  жизни  и  тайны смерти.  Выявление  опасности
   своеволия  и прагматизма. Понимание свободы как ответственности  за
   совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования.  Споры
   о   путях   улучшения  мира:  революция  или  эволюция  и  духовное
   возрождение   человека.   Историзм   в   познании   закономерностей
   общественного   развития.  Развитие  психологизма.   Демократизация
   русской  литературы. Традиции и новаторство в поэзии.  Формирование
   национального театра. Становление литературного языка.
   
       Русская литература XX века
   
       Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX -  XX
   веков. Новые литературные течения. Модернизм.
       Трагические  события  эпохи (Первая мировая  война,  революция,
   гражданская  война,  массовые  репрессии,  коллективизация)  и   их
   отражение  в  русской  литературе  <и  литературе  других   народов
   России.>    Конфликт   человека   и   эпохи.    Развитие    русской
   реалистической    прозы,   ее   темы   и   герои.   Государственное
   регулирование   и   творческая  свобода  в  литературе   советского
   времени.   Художественная   объективность   и   тенденциозность   в
   освещении исторических событий. Сатира в литературе.
       Великая  Отечественная война и ее художественное  осмысление  в
   русской  литературе  <и  литературе других народов  России>.  Новое
   понимание  русской  истории.  Влияние  "оттепели"  60-х  годов   на
   развитие  литературы.  "Лагерная" тема в литературе.  "Деревенская"
   проза.  Обращение  к  народному сознанию  в  поисках  нравственного
   идеала  в  русской литературе <и литературе других народов России.>
   Развитие  традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского
   служения, единства человека и природы).
   
       Литература народов России
   
       Отражение  в  национальных литературах  общих  и  специфических
   духовно-нравственных и социальных проблем.
       Произведения  писателей  - представителей  народов  России  как
   источник  знаний  о  культуре, нравах  и  обычаях  разных  народов,
   населяющих    многонациональную   Россию.   Переводы   произведений
   национальных писателей на русский язык.
       <Плодотворное  творческое взаимодействие русской  литературы  и
   литературы   других  народов  России  в  обращении  к  общенародной
   проблематике:   сохранению   мира  на  земле,   экологии   природы,
   сбережению      духовных     богатств,     гуманизму     социальных
   взаимоотношений.>
   
       Зарубежная литература
   
       Взаимодействие  зарубежной, русской  литературы  <и  литературы
   других  народов  России,> отражение в них "вечных"  проблем  бытия.
   Постановка  в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных
   проблем,  протест  писателей против унижения  человека,  воспевание
   человечности,   чистоты   и  искренности  человеческих   отношений.
   Проблемы   самопознания  и  нравственного  выбора  в  произведениях
   классиков зарубежной литературы.
   
       Основные теоретико-литературные понятия
   
       Художественная литература как искусство слова.
       Художественный образ.
       Содержание и форма.
       Художественный вымысел. Фантастика.
       Историко-литературный  процесс.  Литературные   направления   и
   течения:  классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
   (символизм,  акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и  творчества
   выдающихся русских писателей XIX - XX веков.
       Литературные  роды:  эпос,  лирика,  драма.  Жанры  литературы:
   роман,   роман-эпопея,  повесть,  рассказ,  очерк,  притча;  поэма,
   баллада;  лирическое  стихотворение, элегия,  послание,  эпиграмма,
   ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
       Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
   Стадии   развития   действия:  экспозиция,  завязка,   кульминация,
   развязка,   эпилог.   Лирическое  отступление.   Конфликт.   Автор-
   повествователь.  Образ автора. Персонаж. Характер. Тип.  Лирический
   герой. Система образов.
       Деталь. Символ.
       Психологизм. Народность. Историзм.
       Трагическое  и  комическое.  Сатира,  юмор,  ирония,   сарказм.
   Гротеск.
       Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
   средства   в   художественном  произведении:   сравнение,   эпитет,
   метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
       Стиль.
       Проза  и  поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные  размеры:
   хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
       Литературная критика.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  данные теоретико-литературные понятия изучаются с  опорой
   на    знания,    полученные   при   освоении   родной   литературы.
   Дополнительными понятиями являются:
       Художественный перевод.
       Русскоязычные национальные литературы народов России.
   
       Основные    виды   деятельности   по   освоению    литературных
   произведений и теоретико-литературных понятий
   
       Осознанное,   творческое  чтение  художественных   произведений
   разных жанров.
       Выразительное чтение.
       Различные виды пересказа.
       Заучивание наизусть стихотворных текстов.
       Определение принадлежности литературного (фольклорного)  текста
   к тому или иному роду и жанру.
       Анализ   текста,  выявляющий  авторский  замысел  и   различные
   средства  его  воплощения; определение мотивов поступков  героев  и
   сущности конфликта.
       Выявление   языковых   средств  художественной   образности   и
   определение  их  роли  в раскрытии идейно-тематического  содержания
   произведения.
       Участие  в дискуссии, утверждение и доказательство своей  точки
   зрения с учетом мнения оппонента.
       Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и
   по мотивам литературных произведений.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения,   наряду   с   вышеуказанными,   специфическими    видами
   деятельности являются:
       Сопоставление   произведений  русской  и   родной   литературы,
   выявление  сходства нравственных идеалов, национального своеобразия
   их художественного воплощения.
       Самостоятельный  перевод  фрагментов  русского  художественного
   текста  на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных  средств
   художественной выразительности.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  литературы на  базовом  уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       - образную природу словесного искусства;
       - содержание изученных литературных произведений;
       -  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX  -
   XX вв.;
       -  основные  закономерности историко-литературного  процесса  и
   черты литературных направлений;
       - основные теоретико-литературные понятия;
       уметь:
       - воспроизводить содержание литературного произведения;
       - анализировать и интерпретировать художественное произведение,
   используя  сведения  по  истории  и  теории  литературы  (тематика,
   проблематика,  нравственный  пафос,  система  образов,  особенности
   композиции,     изобразительно-выразительные    средства     языка,
   художественная  деталь);  анализировать эпизод  (сцену)  изученного
   произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
       -  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
   культурой;  раскрывать  конкретно-историческое  и  общечеловеческое
   содержание    изученных    литературных   произведений;    выявлять
   "сквозные"  темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить
   произведение с литературным направлением эпохи;
       - определять род и жанр произведения;
       - сопоставлять литературные произведения;
       - выявлять авторскую позицию;
       -   выразительно   читать  изученные   произведения   (или   их
   фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
       -  аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
   произведению;
       -  писать  рецензии  на  прочитанные произведения  и  сочинения
   разных жанров на литературные темы.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
       -  соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной
   литературы,  находить  сходные черты  и  национально  обусловленную
   художественную специфику их воплощения;
       -  самостоятельно переводить на родной язык фрагменты  русского
   художественного   текста,   используя  адекватные   изобразительно-
   выразительные средства родного языка;
       -  создавать  устные и письменные высказывания о  произведениях
   русской   и   родной   литературы,  давать  им  оценку,   используя
   изобразительно-выразительные средства русского языка;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   создания   связного  текста  (устного  и  письменного)   на
   необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
       - участия в диалоге или дискуссии;
       -   самостоятельного  знакомства  с  явлениями   художественной
   культуры и оценки их эстетической значимости;
       -   определения  своего  круга  чтения  и  оценки  литературных
   произведений.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  литературы  на профильном уровне  среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       -  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию
   и  самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности  в
   современном   мире;  формирование  гуманистического  мировоззрения,
   национального    самосознания,   гражданской    позиции,    чувства
   патриотизма,   любви   и   уважения  к   литературе   и   ценностям
   отечественной культуры;
       -  развитие представлений о специфике литературы в ряду  других
   искусств;   культуры   читательского   восприятия   художественного
   текста,  понимания авторской позиции, исторической  и  эстетической
   обусловленности литературного процесса; образного и  аналитического
   мышления,    литературно-творческих   способностей,    читательских
   интересов,   художественного  вкуса;  устной  и   письменной   речи
   учащихся;
       - освоение текстов художественных произведений в единстве формы
   и   содержания,   историко-литературных   сведений   и   теоретико-
   литературных  понятий; создание общего представления  об  историко-
   литературном   процессе   и   его   основных   закономерностях,   о
   множественности литературно-художественных стилей;
       -    совершенствование   умений   анализа    и    интерпретации
   литературного  произведения  как  художественного  целого   в   его
   историко-литературной  обусловленности  и  культурном  контексте  с
   использованием   понятийного  языка  литературоведения;   выявления
   взаимообусловленности  элементов формы и  содержания  литературного
   произведения;  формирование  умений  сравнительно-сопоставительного
   анализа   различных  литературных  произведений   и   их   научных,
   критических  и  художественных интерпретаций;  написания  сочинений
   различных    типов;   определения   и   использования   необходимых
   источников,   включая   работу  с  книгой,   поиск   информации   в
   библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
       Изучение  литературы  в образовательных  учреждениях  с  родным
   (нерусским)  языком  обучения реализует общие цели  и  способствует
   решению специфических задач:
       -   обогащение   духовно-нравственного   опыта   и   расширение
   эстетического  кругозора учащихся при параллельном изучении  родной
   и русской литературы;
       -  совершенствование  аналитических  умений:  сопоставительного
   анализа  произведений  русской  и родной  литературы  в  культурно-
   историческом  контексте,  сопоставления русского  оригинала  и  его
   художественного   перевода   на   родной   язык   для   определения
   соответствия перевода тексту оригинала;
       -  активизация речевой деятельности учащихся на русском  языке:
   развитие   умений  и  навыков  владения  стилистически   окрашенной
   русской речью.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное