Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 19
 
   П.  БРЕЙГЕЛЬ  СТАРШИЙ, ШКОЛА ФОНТЕНБЛО). Расцвет  полифонии  (школа
   "строгого  письма"). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного
   обобщения  характеров  и ситуаций. Величие  и  трагизм  утопических
   идеалов Возрождения.
       Художественная  культура  Нового  времени.  Эстетика   Барокко.
   Барокко  как  стиль  ансамбля:  ГОРОД,  собор,  ДВОРЕЦ,  ПАРК   (Л.
   Бернини).  Формирование  новых  жанров  в  живописи  (исторический,
   бытовой,   натюрморт).  Взаимодействие  тенденций   Барокко   (П.П.
   Рубенс)  и реализма (М. Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Д. ВЕЛАСКЕС)
   в   живописи.  Новые  музыкальные  жанры:  опера  (К.  Монтеверди),
   инструментальная   музыка  (А.  Корелли,  А.   ВИВАЛЬДИ).   Вершина
   свободной  полифинии в творчестве И.С. Баха. ИСКУССТВО  РОКОКО  (А.
   ВАТТО, Ф. БУШЕ).
       Эстетика   классицизма.  Классицизм  в  архитектуре   (Версаль,
   АНСАМБЛИ  ПАРИЖА)  и  живописи  (Н.  Пуссен,  Ж.Л.  ДАВИД).   Театр
   французского  классицизма (П. КОРНЕЛЬ, Ж. Расин, Мольер).  Эстетика
   Просвещения.   ОПЕРНАЯ  РЕФОРМА  К.В.  ГЛЮКА.   Симфонизм   Венской
   классической  школы  (Й.  Гайдн, В.А.  Моцарт,  Л.  ван  Бетховен).
   Эстетика  романтизма. Музыка - ведущий жанр романтизма:  песни  (Ф.
   Шуберт),  программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. ВАГНЕР),
   фольклор  (И.  Брамс).  Романтизм  в  живописи  (прерафаэлиты,   У.
   ТЕРНЕР, К.Д. Фридрих, Э. ДЕЛАКРУА, Ф. ГОЙЯ). АНГЛИЙСКИЙ ПАРК.
       Кредо  критического реализма в литературе (СТЕНДАЛЬ, Г. ФЛОБЕР,
   ].  ЗОЛЯ,  П.  МЕРИМЕ) и музыке (Ж. Бизе). Реалистическая  живопись
   (Г. КУРБЕ, Ж.Ф. МИЛЛЕ).
       Художественная   культура  конца  XIX   -   XX   вв.   Эстетика
   художественной  культуры  второй половины  XIX  в.  Новые  средства
   художественной  выразительности в живописи (К. Моне,  П.О.  РЕНУАР,
   Э.    ДЕГА),   музыке   (К.   Дебюсси),   скульптуре   (О.   Роден)
   импрессионизма;  живописи постимпрессионизма (П. СЕЗАНН,  Ван  Гог,
   П.  ГОГЕН) и символизма (Г. МОРО, П. Пюи де Шаванн, Э.А. БУРДЕЛЛЬ).
   Эстетика  модерна.  Синтез  искусств в  архитектуре  (В.  Орта,  Г.
   ГИМАР, А. ГАУДИ) и живописи (Г. Климт).
       Новое  видение  мира  в  искусстве модернизма.  Множественность
   направлений  в  живописи:  фовизм  А.  Матисса,  экспрессионизм  Ф.
   Марка,  ПРИМИТИВИЗМ А. РУССО, кубизм П. Пикассо,  абстрактивизм  В.
   Кандинского,  сюрреализм  Р.  Магритта,  С.  ДАЛИ.  Новые   техники
   (додекафония,  алеаторика) и направления (новая  Венская  школа)  в
   музыке.  Конструктивизм в архитектуре (Ш.Э. ле Корбюзье);  "Большой
   стиль" тоталитарных государств.
       Художественное  и  мировоззренческое  своеобразие  американской
   культуры:  ЛИТЕРАТУРЫ  (В.  ИРВИНГ, Г.  ЛОНГФЕЛЛО,  У.  УИТМЕН,  Э.
   ХЕМИНГУЭЙ),   живопись   (Э.  Хоппер,   Э.   Уорхел),   архитектура
   небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-американский фольклор  (СКАЗКИ-
   ПРИТЧИ, СПИРИЧУЭЛС, блюз, джаз).
       Постмодернизм,  ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Новые  виды  искусств  и
   новые  формы  синтеза:  кинематограф,  ИНСТАЛЛЯЦИЯ,  ВЫСОКАЯ  МОДА,
   КОМПЬЮТЕРНАЯ  ГРАФИКА  И  АНИМАЦИЯ.  Музыкальное  искусство  второй
   половины  XX  в.  (Биттлз, Пинк Флойд, "НОВАЯ ВОЛНА").  Электронная
   музыка.  МАССОВАЯ  КУЛЬТУРА  И  ВОЗРОЖДЕНИЕ  АРХАИЧЕСКИХ   ФОРМ   В
   ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
   
       III. Русская художественная культура
   
       Художественная  культура  Древней  Руси.  СЛАВЯНСКИЕ  ЯЗЫЧЕСКИЕ
   ТРАДИЦИИ  И  ЭСТЕТИКА ПРАВОСЛАВИЯ. Культурное  влияние  Византии  и
   формирование  национального стиля. Специфика  киевской,  владимиро-
   суздальской,  псковско-новгородской, московской школ архитектуры  и
   иконописи.   ШАТРОВЫЙ  ХРАМ.  ДЕРЕВЯННОЕ  ЗОДЧЕСТВО.   Формирование
   национального   самосознания   и   комплекс   московского   Кремля.
   Творчество  Ф.  ГРЕКА,  А.  Рублева,  Дионисия.  Знаменный  распев;
   партесный  концерт. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Контакты  с  Западной
   Европой.  Светские  мотивы  в культовом искусстве  XVII  в.  Образы
   Древней Руси в русском искусстве.
       Культурные  связи  России  с Европой в  Новое  время.  ПРОБЛЕМА
   КУЛЬТУРНОГО  СИНТЕЗА  И  КУЛЬТУРНОГО  ЗАИМСТВОВАНИЯ.  Петербургский
   стиль:  петровское  и  елизаветинское  Барокко  (Д.  ТРЕЗИНИ,  Ф.Б.
   Растрелли).   Своеобразие   русского   классицизма   и   ампира   в
   архитектуре   (А.  Ринальди,  ДЖ.  КВАРЕНГИ,  М.Ф.  Казаков,   А.Д.
   ЗАХАРОВ,  К.  Росси) и скульптуре (Э.М. ФАЛЬКОНЕ, Ф.И. ШУБИН,  И.П.
   Мартос).  Синтез  романтизма, реализма  и  классицизма  в  живописи
   (Ф.С.  РОКОТОВ, Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов,  А.А.
   ИВАНОВ,  П.А. Федотов). Русская классическая музыка (М.И.  Глинка).
   Поиск  национального самосознания в искусстве (передвижники -  И.Н.
   КРАМСКОЙ, И.Е. Репин, В.И. Суриков). Русская пейзажная школа  (А.К.
   САВРАСОВ,  Ф.А.  ВАСИЛЕВ, И.И. Левитан). Русская музыкальная  школа
   второй   половины   XX  в.  (КОМПОЗИТОРЫ  "МОГУЧЕЙ   КУЧКИ",   П.И.
   Чайковский).  РУССКИЙ  КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ (М. ПЕТИПА).  Своеобразие
   русского  модерна  в  архитектуре (Ф.О.  Шехтель),  живописи  (В.А.
   Серов,  художники  "Мира  искусств"), музыке  (А.Н.  Скрябин,  И.Ф.
   Стравинский),  театре  (русские  сезоны  в  Париже).  Символизм   в
   живописи  (М.А.  Врубель, В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ, К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН,
   "ГОЛУБАЯ РОЗА") и скульптуре (А.С. Голубкина).
       Мировое  значение  творческих исканий российских  художников  в
   первой  половине  XX в.: живопись (В. Кандинский,  К.  Малевич,  М.
   Шагал),  музыка  (С.С.  Прокофьев, Д.Д. Шостакович,  А.Г.  ШНИТКЕ),
   кинематограф  (С.М.  Эйзенштейн), театр (К.С.  Станиславский,  В.Э.
   Мейерхольд), архитектура (В.Е. Татлин, К.С. Мельников).
       Агитационное   искусство:   монументальная   скульптура   (Н.А.
   Андреев), политический плакат (Д.С. Моор). Искусство соцреализма  в
   живописи  (А.А.  Дейнека, П.П. Корин), скульптуре (В.И.  Мухина)  и
   гравюре  (В.А.  Фаворский).  Советский  ампир:  высотные  здания  в
   Москве  (Л.В. Руднев), МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН. Развитие  советской
   архитектуры во второй половине XX в.
       Развитие российского искусства в конце XX в.: музыка, живопись,
   кинематограф, театр, телевидение.
       ОТКРЫТОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В  ЕЕ
   РАЗВИТИИ.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В   результате  изучения  мировой  художественной  культуры  на
   профильном уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -   особенности  возникновения  и  основные  черты   стилей   и
   направлений мировой художественной культуры;
       - шедевры мировой художественной культуры;
       -  основные выразительные средства художественного языка разных
   видов искусства;
       - роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
       уметь:
       -   сравнивать   художественные  стили  и   соотносить   их   с
   определенной   исторической   эпохой,  направлением,   национальной
   школой, называть их ведущих представителей;
       - понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
       -  осуществлять поиск, отбор и обработку информации  в  области
   искусства;
       - уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по
   проблемам мировой художественной культуры;
       -  уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады,
   рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -    определения    путей    своего    культурного    развития;
   профессионального самоопределения;
       -  ориентации в классическом наследии и современном  культурном
   процессе;
       - организации личного и коллективного досуга;
       - самостоятельного художественного творчества.
   
     СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение  знаний  о  составляющих технологической  культуры,
   научной   организации  производства  и  труда,  методах  творческой
   деятельности,   снижении  негативных  последствий  производственной
   деятельности  на  окружающую  среду  и  здоровье  человека,   путях
   получения профессии и построения профессиональной карьеры;
       -   овладение   умениями   рациональной  организации   трудовой
   деятельности,   проектирования   и   изготовления   личностно   или
   общественно  значимых  объектов  труда  с  учетом  эстетических   и
   экологических требований; сопоставления профессиональных  планов  с
   состоянием   здоровья,  образовательным  потенциалом,   личностными
   особенностями;
       -    развитие    технического    мышления,    пространственного
   воображения,  способности к самостоятельному поиску и использованию
   информации  для  решения практических задач в сфере технологической
   деятельности,  к  анализу трудового процесса в ходе  проектирования
   материальных  объектов  или  услуг;  к  деловому  сотрудничеству  в
   процессе коллективной деятельности;
       -  воспитание  ответственного отношения к труду  и  результатам
   труда;   формирование   представления  о   технологии   как   части
   общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
       -  подготовка  к самостоятельной деятельности на  рынке  труда,
   товаров  и  услуг  и  готовности к продолжению обучения  в  системе
   непрерывного профессионального образования.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Учебный  процесс на занятиях по технологии строится  на  основе
   изучения  организации  производства товаров или  услуг  в  процессе
   технологической    подготовки   в   выбранной   школьником    сфере
   деятельности  и  ориентирован  на профессиональное  самоопределение
   учащихся.
   
       Производство, труд и технологии
   
       Технология   как   часть  общечеловеческой  культуры.   Влияние
   технологий     на    общественное    развитие.    ВЗАИМОСВЯЗЬ     И
   ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ   ТЕХНОЛОГИЙ,  ОРГАНИЗАЦИИ   ПРОИЗВОДСТВА   И
   ХАРАКТЕРА ТРУДА.
       Представление  об организации производства: сферы производства,
   отрасли,   объединения,   комплексы  и  предприятия.   Составляющие
   современного   производства.   Разделение   и   кооперация   труда.
   Нормирование  труда;  нормы производства и тарификация;  нормативы,
   системы   и   формы   оплаты  труда.  Требования   к   квалификации
   специалистов  различных  профессий. ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ
   СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ (ЕТКС).
       Выявление способов снижения негативного влияния производства на
   окружающую  среду:  применение экологически  чистых  и  безотходных
   технологий;    УТИЛИЗАЦИЯ    ОТХОДОВ;    РАЦИОНАЛЬНОЕ    РАЗМЕЩЕНИЕ
   ПРОИЗВОДСТВА.
       Овладение  основами культуры труда: НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ТРУДА;
   трудовая  и  технологическая  дисциплина;  безопасность   труда   и
   средства  ее  обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений  в
   трудовом коллективе; формы творчества в труде.
       Взаимозависимость    рынка   товаров   и   услуг,    технологий
   производства, уровня развития науки и техники: НАУЧНЫЕ  ОТКРЫТИЯ  И
   НОВЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   В  ТЕХНОЛОГИЯХ  СОЗИДАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
   введение в производство новых продуктов, современных технологий.
   
       Технология проектирования и создания материальных объектов  или
   услуг
   
       Выдвижение  идеи продукта труда товаропроизводителем  и  анализ
   востребованности  объекта потенциальными  потребителями  на  основе
   потребительских      качеств.     МОДЕЛИРОВАНИЕ     ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ,
   ЭРГОНОМИЧЕСКИХ   И  ЭСТЕТИЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ  ОБЪЕКТА   ТРУДА.   Выбор
   технологий, средств и способов реализации проекта.
       Планирование  проектной деятельности. Выбор  путей  и  способов
   реализации проектируемого материального объекта или услуги.
       Поиск   источников   информации  для   выполнения   проекта   С
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ   ЭВМ.   ПРИМЕНЕНИЕ  ОСНОВНЫХ  МЕТОДОВ   ТВОРЧЕСКОГО
   РЕШЕНИЯ   ПРАКТИЧЕСКИХ   ЗАДАЧ  ДЛЯ   СОЗДАНИЯ   ПРОДУКТОВ   ТРУДА.
   Документальное  представление  проектируемого  продукта   труда   С
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ   ЭВМ.   ВЫБОР  СПОСОБОВ   ЗАЩИТЫ   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
   СОБСТВЕННОСТИ.
       Организация  рабочих мест и технологического процесса  создания
   продукта  труда.  Выполнение операций по созданию  продукта  труда.
   Контроль промежуточных этапов деятельности.
       Оценка    качества    материального   объекта    или    услуги,
   технологического  процесса  и результатов  проектной  деятельности.
   Оформление и презентация проекта и результатов труда.
       Учебный   проект  по  технологии  проектирования   и   создания
   материальных объектов и услуг.
   
       Профессиональное самоопределение и карьера
   
       Изучение  рынка труда и профессий: КОНЪЮНКТУРА  РЫНКА  ТРУДА  И
   ПРОФЕССИЙ,  спрос  и предложения работодателей  на  различные  виды
   профессионального  труда,  средства получения  информации  о  рынке
   труда и путях профессионального образования.
       Виды   и   формы   получения   профессионального   образования.
   Региональный      рынок     образовательных      услуг.      Центры
   профконсультационной помощи. Поиск источников  информации  о  рынке
   образовательных  услуг.  Планирование путей получения  образования,
   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО      И     СЛУЖЕБНОГО     РОСТА.      ВОЗМОЖНОСТИ
   КВАЛИФИКАЦИОННОГО  И  СЛУЖЕБНОГО РОСТА. Характер  профессионального
   образования И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
       Сопоставление  профессиональных планов с  состоянием  здоровья,
   образовательным потенциалом, личностными особенностями.  Подготовка
   резюме  и  формы  самопрезентации для  получения  профессионального
   образования или трудоустройства.
       Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  технологии на  базовом  уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       - влияние технологий на общественное развитие;
       - составляющие современного производства товаров или услуг;
       -   способы   снижения  негативного  влияния  производства   на
   окружающую среду;
       -  способы  организации  труда, индивидуальной  и  коллективной
   работы;
       - основные этапы проектной деятельности;
       -    источники   получения   информации   о   путях   получения
   профессионального образования и трудоустройства;
       уметь:
       - оценивать потребительские качества товаров и услуг;
       -   изучать  потребности  потенциальных  покупателей  на  рынке
   товаров и услуг;
       -  составлять  планы деятельности по изготовлению и  реализации
   продукта труда;
       -    использовать   методы   решения   творческих    задач    в
   технологической деятельности;
       -  проектировать  материальный  объект  или  услугу;  оформлять
   процесс и результаты проектной деятельности;
       -  организовывать  рабочие места; выбирать  средства  и  методы
   реализации проекта;
       - выполнять изученные технологические операции;
       -  планировать возможное продвижение материального объекта  или
   услуги на рынке товаров и услуг;
       - уточнять и корректировать профессиональные намерения;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  проектирования  материальных объектов или  услуг;  повышения
   эффективности   своей   практической   деятельности;    организации
   трудовой деятельности при коллективной форме труда;
       -   решения   практических   задач  в   выбранном   направлении
   технологической подготовки;
       -   самостоятельного  анализа  рынка  образовательных  услуг  и
   профессиональной деятельности;
       - рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
       - составления резюме и проведения самопрезентации.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  технологии  на профильном уровне  среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       - освоение политехнических и специальных технологических знаний
   в  выбранном  направлении  технологической  подготовки;  знаний  об
   основных  отраслях  современного производства  и  ведущих  отраслях
   производства  в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента  в
   деятельности  организаций;  об  использовании  методов   творческой
   деятельности  для  решения технологических задач;  о  профессиях  и
   специальностях  в основных отраслях производства и сферы  услуг;  о
   востребованности специалистов различных профессий  на  региональном
   рынке   труда;  планировании  профессиональной  карьеры   и   путях
   получения профессий;
       -   овладение  профессиональными  умениями  в  выбранной  сфере
   технологической    деятельности;    умениями    применять    методы
   индивидуальной   и   коллективной   творческой   деятельности   при
   разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения  и
   возможности   с   требованиями   к   специалистам   соответствующих
   профессий;  находить  и  анализировать  информацию  о  региональном
   рынке  труда  и  образовательных услуг; определять  пути  получения
   профессионального образования, трудоустройства;
       -   развитие   качеств   личности,  значимых   для   выбранного
   направления    профессиональной   деятельности;    способности    к
   самостоятельному    поиску    и   решению    практических    задач,
   рационализаторской деятельности;
       -  воспитание инициативности и творческого подхода  к  трудовой
   деятельности;     трудовой     и    технологической     дисциплины,
   ответственного  отношения  к процессу и результатам  труда;  умения
   работать  в  коллективе,  культуры  поведения  на  рынке  труда   и
   образовательных услуг;
       -    формирование    готовности    способности    к    успешной
   самостоятельной  деятельности  на  рынке  труда  и  образовательных
   услуг,   трудоустройству   и   продолжению   обучения   в   системе
   непрерывного профессионального образования.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Общетехнологическая подготовка
   
       Материальное  производство, сфера услуг и  сервиса,  коммерция.
   Отраслевое  деление  современного  производства  товаров  и  услуг.
   Основные  отрасли производства и ведущие предприятия региона.  ПУТИ
   И    СРЕДСТВА   СНИЖЕНИЯ   НЕГАТИВНОГО   ВЛИЯНИЯ   ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
       ОСНОВНЫЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И профессиональный состав  специалистов
   производственных, коммерческих и сервисных предприятий.
       Назначение  менеджмента  на предприятии.  ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ
   МЕНЕДЖМЕНТА.  ПОНЯТИЕ  О  НАУЧНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО   И
   КОЛЛЕКТИВНОГО  ТРУДА.  Эргономические,  санитарно-гигиенические   и
   эстетические  требования к организации рабочего места.  Обеспечение
   безопасности труда. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА.
       Требования  к  квалификации специалистов  различных  профессий.
   ЕДИНЫЙ   ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ  СПРАВОЧНИК  РАБОТ  И   ПРОФЕССИЙ
   (ЕТКС).
       Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в  условиях
   рыночной  экономики.  ПРОДВИЖЕНИЕ  ПРОДУКЦИИ  НА  РЫНКЕ  ТОВАРОВ  И
   УСЛУГ.
       ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ  КОНКУРЕНЦИИ.
   ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПОИСК  ИНФОРМАЦИИ
   ДЛЯ   ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЕТОДОВ  РЕШЕНИЯ
   ТВОРЧЕСКИХ  ЗАДАЧ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Алгоритм проектирования
   продукта  труда. ЭКСПЕРТИЗА РАЗРАБОТОК. УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
   ПРИ   РАЗРАБОТКЕ   И   ОФОРМЛЕНИИ  ТЕХНИЧЕСКОЙ  И   ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
   ДОКУМЕНТАЦИИ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ.
       Региональный   рынок  труда  и  его  конъюнктура,  устойчивость
   конъюнктуры  по  отдельным  видам работ и  профессий.  Региональные
   центры  трудоустройства. Формы и размеры оплаты труда по  выбранной
   профессии.  Формы  и порядок найма и увольнения  с  работы.  Оценка
   перспектив  трудоустройства  по  выбранной  профессии  в   условиях
   регионального рынка труда.
       Виды   и   формы   получения   профессионального   образования.
   Региональный      рынок     образовательных      услуг.      Центры
   профконсультационной   помощи.   Планирование    путей    получения
   образования,  профессионального  и  служебного  роста.   Подготовка
   резюме  и  формы  самопрезентации для  получения  профессионального
   образования или трудоустройства.
   
       Специальная технологическая подготовка
   
       Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору
   учащихся  в  следующих  направлениях (сферах и  профилях)  трудовой
   деятельности.
       В  сфере  промышленного производства: токарное дело;  фрезерное
   дело;   слесарное  дело;  монтаж  радиоэлектронной   аппаратуры   и
   приборов;  управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные
   работы;    сборка   электроизмерительных   приборов;   изготовление
   хлебобулочных  или кондитерских изделий; швейное  дело;  вязание  и
   плетение;  вышивка;  ковроделие; роспись тканей;  наладка  швейного
   оборудования; моделирование одежды и головных уборов.
       В   сфере   сельскохозяйственного  производства:  овощеводство;
   плодоводство;     животноводство;    птицеводство;    пчеловодство;
   механизация    технологических   процессов    сельскохозяйственного
   производства;  слесарные  работы  по  ремонту  сельскохозяйственных
   машин, механизмов, оборудования.
       В   сфере   строительных   и  ремонтных  работ:   архитектурное
   проектирование;   малярные  (строительные)   работы;   облицовочные
   работы;  штукатурные  работы; печное дело; столярные  и  плотничные
   работы;  паркетные  работы; монтаж внутренних санитарно-технических
   систем.
       В   сфере   телекоммуникаций   и   информационных   технологий:
   операторские   работы  на  ЭВМ  (компьютерные  сети,   компьютерная
   графика); телеграфия; телефонная связь; радиооператорские работы.
       В   сфере  управления:  бухгалтерское  дело;  делопроизводство;
   машинопись; основы менеджмента.
       В  сфере  проектирования: художественно-оформительские  работы;
   реставрационные работы; черчение.
       В   сфере   материально-технического  обеспечения:   снабжение;
   заготовка продуктов и сырья.
       В    сфере    коммерции:    продажа    продовольственных    или
   непродовольственных   товаров;   обслуживание    на    предприятиях
   общественного питания; страховое дело; рекламное дело;  контрольно-
   кассовые операции.
       В  сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы;  ремонт
   обуви;  ремонт  часов;  обслуживание  и  ремонт  радиотелевизионной
   аппаратуры  (видеотехники);  слесарно-ремонтные  работы;  ремонт  и
   обслуживание   автомобилей;  вождение  автомобиля;   парикмахерское
   дело;   фотография;   индивидуальный  пошив  одежды;   декоративное
   оформление    витрин;    социальное    обслуживание;    озеленение;
   цветоводство.
       В сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву;
   резьба  по  дереву и бересте; кружевные работы; вышивка;  плетение;
   гончарные  работы; изготовление художественных изделий  из  дерева,
   бересты и лозы; чеканка художественных изделий.
       Специальная  технологическая подготовка  в  общеобразовательных
   учреждениях  может  осуществляться по другим направлениям  и  видам
   трудовой деятельности, востребованным на региональном рынке  труда.
   При   увеличении  количества  учебных  часов,  наличии  необходимой
   учебно-материальной  базы,  педагогических   кадров,   по   желанию
   учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального  рынка
   труда    такая    подготовка   может   быть   заменена    начальной
   профессиональной   подготовкой   по  профессиям   (специальностям),
   соответствующим перечисленным направлениям.
       При   организации   профессиональной  подготовки   в   качестве
   ориентира   используются  нормативные  документы,   действующие   в
   системе  подготовки  рабочих  кадров на производстве.  Наименование
   профессий   (специальностей),   время   (сроки)   обучения   должны
   соответствовать "Общероссийскому классификатору профессий  рабочих,
   должностей служащих и тарифных разрядов".
       Тематическое   содержание   специальной   технологической   или
   профессиональной      подготовки     задается     квалификационными
   характеристиками,     представленными    в     "Едином     тарифно-
   квалификационном справочнике работ и профессий рабочих  и  служащих
   (ЕТКС)".
       Содержания основных образовательных программ по технологическим
   профилям,  реализуемым  образовательным  учреждением,  включает   в
   качестве  составляющих  "Основы организации производства,  труда  и
   построения     профессиональной     карьеры"     и     "Специальную
   технологическую подготовку".
       Специальная  технологическая  или  профессиональная  подготовка
   учащихся   проводится   на  базе  школьных  (межшкольных)   учебно-
   производственных   мастерских,  межшкольных   учебных   комбинатов,
   учебных  цехов  (участков), учреждений начального профессионального
   образования,  организаций  и  учреждений,  имеющих  соответствующую
   материально-техническую  базу,  а также  в  порядке  индивидуальной
   подготовки  у  аттестованных специалистов, имеющих  соответствующие
   лицензии.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения технологии на профильном уровне  ученик
   должен:
       Общетехнологическая подготовка:
       знать/понимать:
       -  отрасли  современного производства и  сферы  услуг;  ведущие
   предприятия  региона; сущность предпринимательства и индивидуальной
   трудовой  деятельности; структуру бизнес-плана;  творческие  методы
   решения    технологических   задач;    назначение    и    структуру
   маркетинговой  деятельности  на  предприятиях;  средства  и   формы
   рекламы;   основные  функции  менеджера  на  предприятии;   способы
   нормирования  труда; основные формы оплаты труда; порядок  найма  и
   увольнения   с  работы;  содержание  труда  и  уровень  образования
   управленческого    персонала   и   специалистов    распространенных
   профессий;  устойчивость  конъюнктуры по отдельным  видам  работ  и
   профессий  на  региональном  рынке труда;  источники  информации  о
   вакансиях  для  профессионального  образования  и  трудоустройства;
   пути получения профессионального образования и трудоустройства;
       уметь:
       -  находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя
   различные   источники  информации;  распределять  обязанности   при
   коллективном  выполнении трудового задания; решать  технологические
   задачи  с  применением методов творческой деятельности; планировать
   проектную   деятельность;   находить   необходимую   информацию   о
   региональном  рынке  труда  и  образовательных  услуг;  уточнять  и
   корректировать профессиональные намерения;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  повышения эффективности процесса и результатов своего  труда
   на    основе    применения    методов   творческой    деятельности;
   использования различных источников информации при выборе товаров  и
   услуг,   трудоустройстве;   соотнесения   планов   трудоустройства,
   получения       профессионального      образования,      построения
   профессиональной    карьеры    с   учетом    состояния    здоровья,
   образовательного   уровня,  личностных  особенностей;   составления
   резюме при трудоустройстве.
       Специальная технологическая подготовка:
       -  основными  параметрами,  проверяемыми  при  оценке  качества
   профессиональной  подготовки  школьников,  являются  содержательные
   элементы  деятельности, указанные в квалификационной характеристике
   по профессии (специальности).
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
               ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне
   среднего  (полного)  общего образования  направлено  на  достижение
   следующих целей:
       -  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных  и
   чрезвычайных  ситуациях  природного,  техногенного  и   социального
   характера;   здоровье  и  здоровом  образе  жизни;  государственной
   системе  защиты  населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций;  об
   обязанностях граждан по защите государства;
       -  воспитание  ценностного отношения  к  человеческой  жизни  и
   здоровью;  чувства  уважения к героическому наследию  России  и  ее
   государственной   символике;  патриотизма   и   долга   по   защите
   Отечества;
       - развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения
   в   чрезвычайных  ситуациях  и  при  прохождении  военной   службы;
   бдительности  по  предотвращению актов  терроризма;  потребности  в
   соблюдении здорового образа жизни;
       -  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для  жизни  и
   здоровья;   действовать  в  чрезвычайных  ситуациях;   использовать
   средства  индивидуальной  и коллективной защиты;  оказывать  первую
   медицинскую помощь пострадавшим.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
   
       Здоровый  образ жизни как основа личного здоровья и  безопасной
   жизнедеятельности.   Факторы,  влияющие  на  укрепление   здоровья.
   Факторы, разрушающие здоровье.
       Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. БЕРЕМЕННОСТЬ И
   ГИГИЕНА БЕРЕМЕННОСТИ. УХОД ЗА МЛАДЕНЦЕМ.
       Первая  медицинская  помощь при тепловых  и  солнечных  ударах,
   поражениях  электрическим током, переломах,  кровотечениях;  навыки
   проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
   
       Государственная система обеспечения безопасности населения
   
       ОСНОВНЫЕ    ПОЛОЖЕНИЯ   КОНЦЕПЦИИ   НАЦИОНАЛЬНОЙ   БЕЗОПАСНОСТИ
   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
       Чрезвычайные     ситуации    природного     (метеорологические,
   геологические,   гидрологические,   биологические),    техногенного
   (аварии   на  транспорте  и  объектах  экономики,  радиационное   и
   химическое   загрязнение   местности)  и  социального   (терроризм,
   вооруженные конфликты) характера.
       Основные направления деятельности государственных организаций и
   ведомств  Российской Федерации по защите населения и территорий  от
   чрезвычайных  ситуаций:  прогноз, мониторинг,  оповещение,  защита,
   эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
       Единая  государственная  система  предупреждения  и  ликвидации
   чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
       Гражданская  оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению
   защиты  населения  от опасностей, возникающих при  ведении  военных
   действий или вследствие этих действий.
       Правила    безопасного    поведения   человека    при    угрозе
   террористического  акта  и  захвате  в  качестве  заложника.   Меры
   безопасности   населения,  оказавшегося   на   территории   военных
   действий.
       Государственные  службы  по  охране  здоровья   и   обеспечения
   безопасности населения.
   
       Основы обороны государства и воинская обязанность
   
       Защита  Отечества - долг и обязанность граждан  России.  Основы
   законодательства  Российской Федерации  об  обороне  государства  и
   воинской обязанности граждан.
       Вооруженные   Силы  Российской  Федерации  -   основа   обороны
   государства.  ИСТОРИЯ  СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ.  Виды  Вооруженных
   Сил. Рода войск.
       Обязательная подготовка к военной службе. Требования  к  уровню
   образования     призывников,    их    здоровью     и     физической
   подготовленности.  Первоначальная  постановка  на  воинский   учет,
   медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
       Общие обязанности и права военнослужащих.
       Порядок  и особенности прохождения военной службы по призыву  и
   контракту. Альтернативная гражданская служба.
       Государственная  и  военная  символика  Российской   Федерации,
   традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
       ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ   ОРИЕНТАЦИЯ,   ОСНОВНЫЕ    НАПРАВЛЕНИЯ
   ПОДГОТОВКИ  СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ  РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате изучения основ безопасности жизнедеятельности  на
   базовом уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -  основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на
   безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье  и
   факторы, влияющие на него;
       -    потенциальные   опасности   природного,   техногенного   и
   социального происхождения, характерные для региона проживания;
       -  основные задачи государственных служб по защите населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций;
       -  основы российского законодательства об обороне государства и
   воинской обязанности граждан;
       - состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
       -   порядок   первоначальной  постановки  на   воинский   учет,
   медицинского   освидетельствования,  призыва  на  военную   службу;
   основные права и обязанности граждан до призыва на военную  службу,
   во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
       -    основные    виды   военно-профессиональной   деятельности;
   особенности  прохождения  военной службы по  призыву  и  контракту,
   альтернативной гражданской службы;
       - требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки
   призывника;
       - предназначение, структуру и задачи РСЧС;
       - предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
       уметь:
       -  владеть способами защиты населения от чрезвычайных  ситуаций
   природного и техногенного характера;
       - владеть навыками в области гражданской обороны;
       - пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
       -  оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное
   самоопределение по отношению к военной службе;
       -  использовать  приобретенные знания и умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - ведения здорового образа жизни;
       - оказания первой медицинской помощи;
       -  развития  в себе духовных и физических качеств,  необходимых
   для военной службы;
       - обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  основ  безопасности жизнедеятельности  на  профильном
   уровне   среднего  (полного)  общего  образования   направлено   на
   достижение следующих целей:
       -  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных  и
   чрезвычайных  ситуациях  природного,  техногенного  и   социального
   характера;  здоровье и здоровом образе жизни;  об  основах  обороны
   государства,  о  порядке  подготовки  граждан  к  военной   службе,
   призыва  и  поступления  на  военную  службу,  прохождения  военной
   службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
       -  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для  жизни  и
   здоровья;   действовать  в  чрезвычайных  ситуациях;   использовать
   средства  индивидуальной  и коллективной защиты;  оказывать  первую
   медицинскую помощь пострадавшим;
       -   развитие   качеств  личности  (эмоциональной  устойчивости,
   смелости,   решительности,   готовности   к   перегрузкам,   умения
   действовать в условиях физического и психологического напряжения  и
   др.),  необходимых  гражданину для прохождения  военной  службы  по
   призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации  или
   других войсках;
       -  воспитание  ценностного отношения  к  человеческой  жизни  и
   здоровью;    уважения   к   героическому   наследию   России,    ее
   государственной  символике; патриотизма и чувства долга  по  защите
   Отечества.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
   
       Здоровый  образ жизни как основа личного здоровья и  безопасной
   жизнедеятельности.   Факторы,  влияющие  на  укрепление   здоровья.
   Факторы, разрушающие здоровье.
       Физическая  и  психологическая  подготовка  к  профессиональной
   деятельности. Нормативы физической подготовленности.
       Первая  медицинская помощь при ранениях, тепловых  и  солнечных
   ударах,  поражениях электрическим током, переломах,  кровотечениях;
   навыки   проведения  искусственного  дыхания  и  непрямого  массажа
   сердца.
   
       Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
   
       Основы  законодательства  Российской Федерации  по  организации
   защиты населения.
       Чрезвычайные  ситуации природного, техногенного  и  социального
   характера.
       Основные   направления  деятельности  государства   по   защите
   населения   и   территорий  от  чрезвычайных   ситуаций:   прогноз,
   мониторинг,  оповещение,  защита, эвакуация,  аварийно-спасательные
   работы,  обучение  населения.  Государственные  службы  по   охране
   здоровья   и   обеспечению  безопасности   населения,   защите   от
   чрезвычайный ситуаций.
       Современные   средства   поражения,  их   поражающие   факторы,
   мероприятия   по  защите  населения.  Оповещение  и  информирование
   населения  об  опасностях,  возникающих  в  чрезвычайных  ситуациях
   мирного  и  военного времени. Эвакуация населения из прогнозируемых
   зон  поражения. Инженерная защита населения от поражающих  факторов
   в  чрезвычайных  ситуациях  мирного и  военного  времени.  Средства
   индивидуальной защиты. Приборы радиационной и химической  разведки.
   Дозиметрический  контроль, средства и порядок проведения.  Основные
   задачи   Гражданской   обороны.  Организация  гражданской   обороны
   образовательного учреждения.
       Правила    безопасного    поведения   человека    при    угрозе
   террористического  акта  и  захвате  в  качестве  заложника.   Меры
   безопасного   поведения  населения,  оказавшегося   на   территории
   военных действий.
   
       Основы обороны государства
   
       Оборона  государства - система мер по защите его целостности  и
   неприкосновенности.   Основные  положения  Концепции   национальной
   безопасности  и  Военной  доктрины Российской  Федерации.  Основные
   угрозы военной безопасности России.
       Основные  этапы  создания, боевые традиции и  воинские  символы
   российской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации.
       Вооруженные  Силы  Российской Федерации,  их  правовой  статус.
   Состав  Вооруженных  Сил. Виды Вооруженных Сил  и  рода  войск,  их
   предназначение   и   задачи.   Другие   войска,   их    состав    и
   предназначение.
       Модернизация   вооружения,  военной  и   специальной   техники.
   Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение Вооруженных Сил.
   
       Основы военной службы
   
       Правовые  основы военной службы. Воинская обязанность. Основные
   положения  Федеральных  законов "О воинской обязанности  и  военной
   службе" и "Об альтернативной гражданской службе".
       Прохождение    военной    службы   по    призыву,    контракту.
   Альтернативная гражданская служба.
       Общие,  должностные  и специальные обязанности  военнослужащих.
   Воинская  дисциплина, ее сущность и значение.  Общевоинские  уставы
   Вооруженных Сил Российской Федерации.
       Моральные,   индивидуально-психологические  и  профессиональные
   качества гражданина, необходимые для военной службы.
       Психические   свойства   личности   и   психология    воинского
   коллектива.  Формы  общения  в  воинском  коллективе.  Профилактика
   неуставных взаимоотношений.
       Права  и  ответственность военнослужащих. Нормы  международного
   гуманитарного права.
   
       Элементы начальной военной подготовки
   
       Основы  строевой  подготовки.  Строевые  приемы  и  движения  с
   оружием и без оружия. Строй отделения: развернутый, походный.
       Основы огневой подготовки. Назначение и боевые свойства личного
   оружия.  Порядок  неполной  разборки и сборки  оружия  (на  примере
   автомата   Калашникова).  Приемы  и  правила  стрельбы.  Выполнение
   начального упражнения стрельбы из автомата на базе воинской части.
       Основы  тактической  подготовки.  Обязанности  солдата  в  бою.
   Способы   метания  ручных  осколочных  и  противотанковых   гранат.
   Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту.
       ОСНОВЫ  ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ЗАНЯТИЯ
   СПЕЦИАЛЬНЫМИ  УПРАЖНЕНИЯМИ  (УПРАЖНЕНИЯ  НА  СПЕЦИАЛЬНЫХ  СНАРЯДАХ,
   ПРЕОДОЛЕНИЕ  ПОЛОС  ПРЕПЯТСТВИЙ, ПЛАВАНИЕ, МАРШ-БРОСКИ,  СПОРТИВНОЕ
   ОРИЕНТИРОВАНИЕ И ДР.).
       Обеспечение  безопасности военной службы.  Общие  требования  к
   безопасности  военной службы. Предупреждение гибели  и  травматизма
   военнослужащих.  Обязательное государственное страхование  жизни  и
   здоровья военнослужащих.
       Организация  и  подготовка к учебным сборам  на  базе  воинской
   части.  Ознакомление с примерным учебным планом  по  организации  и
   проведению  учебных  сборов на базе воинской  части,  режимом  дня,
   условиями  пребывания в воинской части, правилами  безопасности  во
   время учебных сборов.
   
       Военно-профессиональная ориентация
   
       Цели  и  задачи  военно-профессиональной ориентации.  Овладение
   военно-учетными специальностями. Занятия военно-прикладными  видами
   спорта.
       Военная  служба  по призыву как этап профессиональной  карьеры.
   Классы сходных воинских должностей, командные воинские должности.
       Подготовка  офицеров запаса на военных кафедрах образовательных
   учреждений   высшего  профессионального  образования.   Организация
   подготовки   офицерских  кадров  для  Вооруженных  Сил   Российской
   Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
       Основные     виды    образовательных    учреждений     военного
   профессионального образования. Порядок подготовки и  поступления  в
   военные   учреждения   профессионального   образования   Минобороны
   России,  МВД  России, ФСБ России, МЧС России и других  ведомств  по
   обеспечению безопасности населения.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате изучения основ безопасности жизнедеятельности  на
   профильном уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -  основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на
   безопасность жизнедеятельности личности;
       -    потенциальные   опасности   природного,   техногенного   и
   социального происхождения, характерные для региона проживания;
       -  основные задачи и структуру государственных служб по  защите
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       -  основы  российского законодательства о  защите  Отечества  и
   воинской обязанности граждан;
       -    основные    виды   военно-профессиональной   деятельности;
   особенности  прохождения  военной службы по  призыву  и  контракту,
   альтернативной гражданской службы;
       - нормы международного гуманитарного права;
       - назначение и боевые свойства личного оружия;
       - средства массового поражения и их поражающие факторы;
       -   защитные  сооружения  гражданской  обороны  и  правила   их
   использования;
       -   правила   приема  в  образовательные  учреждения   военного
   профессионального образования, МВД России, ФСБ России, МЧС России;
       уметь:
       -  владеть способами защиты населения от чрезвычайных  ситуаций
   природного и техногенного характера;
       - пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
       -  оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное