Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       "Повести  Белкина"  (в  образовательных  учреждениях  с  родным
   (нерусским) языком обучения - одна повесть по выбору).
       ПОВЕСТЬ "ПИКОВАЯ ДАМА" (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С
   РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       "МАЛЕНЬКИЕ  ТРАГЕДИИ"  (ОДНА ТРАГЕДИЯ ПО  ВЫБОРУ)  (ТОЛЬКО  ДЛЯ
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       Романы:  "ДУБРОВСКИЙ", "Капитанская дочка"  (в  образовательных
   учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком  обучения  оба   романа
   изучаются в сокращении).
       Роман  в стихах "Евгений Онегин" (в образовательных учреждениях
   с  родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с чтением
   отдельных глав).
       М.Ю. Лермонтов
       Стихотворения:  "Парус",  "Смерть  Поэта",  "Бородино",  "Когда
   волнуется  желтеющая  нива...", "Дума", "Поэт"  ("Отделкой  золотой
   блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту  жизни
   трудную..."),  "И  скучно и грустно", "Нет, не  тебя  так  пылко  я
   люблю...",  "Родина",  "Пророк",  а  также  три  стихотворения   по
   выбору.
       Поэмы: "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника  и
   удалого  купца Калашникова", "Мцыри" (в образовательных учреждениях
   с   родным  (нерусским)  языком  обучения  обе  поэмы  изучаются  в
   сокращении).
       Роман  "Герой нашего времени" (в образовательных учреждениях  с
   родным  (нерусским)  языком  обучения изучаются  повести  "Бэла"  и
   "Максим Максимыч").
       ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ
       Е.А.  БАРАТЫНСКИЙ, К.Н. БАТЮШКОВ, А.А. ДЕЛЬВИГ,  Д.В.  ДАВЫДОВ,
   А.В. КОЛЬЦОВ, Н.М. ЯЗЫКОВ.
       СТИХОТВОРЕНИЯ  НЕ  МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ  ПО  ВЫБОРУ  (ТОЛЬКО  ДЛЯ
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       Н.В. Гоголь
       Повести:  "ВЕЧЕРА  НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ"  (ОДНА  ПОВЕСТЬ  ПО
   ВЫБОРУ), "ТАРАС БУЛЬБА", "Шинель" (в образовательных учреждениях  с
   родным  (нерусским) языком обучения указанные повести  изучаются  в
   сокращении).
       Комедия  "Ревизор"  (в  образовательных  учреждениях  с  родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       Поэма   "Мертвые   души"   (первый  том)   (в   образовательных
   учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком  обучения  -  отдельные
   главы).
       А.Н. Островский
       Одна  пьеса по выбору (в образовательных учреждениях  с  родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       И.С. Тургенев
       "ЗАПИСКИ ОХОТНИКА" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).
       "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" (ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ).
       Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с
   русским языком обучения).
       Ф.И. Тютчев
       Стихотворения:  "С поляны коршун поднялся...",  "Есть  в  осени
   первоначальной...", а также три стихотворения по выбору.
       А.А. Фет
       Стихотворения: "Вечер", "Учись у них - у дуба, у березы...",  а
   также три стихотворения по выбору.
       А.К. ТОЛСТОЙ
       ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       Н.А. Некрасов
       Стихотворения: "КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ", "Железная дорога", а  также
   два стихотворения по выбору.
       ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ.
       Н.С. ЛЕСКОВ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М.Е. Салтыков-Щедрин
       Три сказки по выбору.
       Ф.М. Достоевский
       Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с
   русским языком обучения).
       Л.Н. Толстой
       Одна повесть по выбору.
       Один рассказ по выбору.
       В.М. ГАРШИН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       А.П. Чехов
       Рассказы: "Смерть чиновника", "Хамелеон", а также 2 рассказа по
   выбору.
       В.Г. КОРОЛЕНКО
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
   
       Русская литература XX века
   
       И.А. Бунин
       Два рассказа по выбору.
       А.И. КУПРИН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М. ГОРЬКИЙ
       ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       А.А. Блок
       Три стихотворения по выбору.
       В.В. Маяковский
       Три стихотворения по выбору.
       С.А. Есенин
       Три стихотворения по выбору.
       А.А. АХМАТОВА
       ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       Б.Л. ПАСТЕРНАК
       ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       М.А. БУЛГАКОВ
       ПОВЕСТЬ "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ".
       М.М. ЗОЩЕНКО
       ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ.
       А.П. ПЛАТОНОВ
       ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.
       А.С. ГРИН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
       ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.
       М.М. ПРИШВИН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
       ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       А.Т. Твардовский
       Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).
       М.А. Шолохов
       Рассказ "Судьба человека".
       В.М. Шукшин
       Два рассказа по выбору.
       А.И. Солженицын
       Рассказ  "Матренин двор" (только для образовательных учреждений
   с русским языком обучения).
       Рассказ  "Как  жаль" (только для образовательных  учреждений  с
   родным (нерусским) языком обучения).
       Русская проза второй половины XX века
       Ф.А.  Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И.  Белов,  В.В.
   Быков,  Ф.А.  Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И.  Носов,
   В.Г.  Распутин,  А.Н.  и  Б.Н.  Стругацкие,  В.Ф.  Тендряков,  В.Т.
   Шаламов.
       Произведения не менее трех авторов по выбору.
       Русская поэзия второй половины XX века
       И.А.   Бродский,   А.А.  Вознесенский,  В.С.   Высоцкий,   Е.А.
   Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.
       Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
   
       Литература народов России <*>
   
   ------------------------------------
       <*> Предлагаемый список произведений является примерным и может
   варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
   
       ГЕРОИЧЕСКИЙ   ЭПОС   НАРОДОВ   РОССИИ:   "ГЭСЭР",    "ДЖАНГАР",
   "КАЛЕВАЛА",  "МААДАЙ-КАРА", "МЕГЕ БАЯН-ТООЛАЙ", "НАРТЫ",  "ОЛОНХО",
   "УРАЛ-БАТЫР".
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ ВО ФРАГМЕНТАХ.
       Г.  АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, С. ДАНИЛОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, Н. ДОМОЖАКОВ, М.
   КАРИМ,  Д.  КУГУЛЬТИНОВ,  К.  КУЛИЕВ,  Ю.  РЫТХЭУ,  Г.  ТУКАЙ,   К.
   ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.
       ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
   
       Зарубежная литература
   
       Гомер
       "Илиада", "Одиссея" (фрагменты).
       АНТИЧНАЯ ЛИРИКА
       ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       ДАНТЕ
       "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ФРАГМЕНТЫ).
       М. СЕРВАНТЕС
       РОМАН "ДОН КИХОТ" (ФРАГМЕНТЫ).
       У. Шекспир
       Трагедии:  "Ромео  и  Джульетта", "Гамлет"  (в  образовательных
   учреждениях  с  родным  (нерусским) языком  обучения  обе  трагедии
   изучаются в сокращении).
       ДВА СОНЕТА ПО ВЫБОРУ.
       Ж.Б. Мольер
       Одна комедия по выбору.
       И.В. Гете
       "Фауст" (фрагменты).
       Ф. ШИЛЛЕР
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Э.Т.А. ГОФМАН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       ДЖ.Г. БАЙРОН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       П. МЕРИМЕ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Э.А. ПО
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       О. ГЕНРИ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Д. ЛОНДОН
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
       СКАЗКА "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ".
       Х.К.  АНДЕРСЕН, Р. БЕРНС, У. БЛЕЙК, Р. БРЭДБЕРИ,  Ж.  ВЕРН,  Ф.
   ВИЙОН,  Г.  ГЕЙНЕ,  У.  ГОЛДИНГ, В. ГЮГО, Д. ДЕФО,  А.К.  ДОЙЛ,  Р.
   КИПЛИНГ, Л. КЭРРОЛЛ, Ф. КУПЕР, ДЖ. СВИФТ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, В.  СКОТТ,
   Р.Л. СТИВЕНСОН, М. ТВЕН, Э. ХЕМИНГУЭЙ.
       ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения   все   большие  по  объему  произведения   изучаются   во
   фрагментах.
   
       Основные историко-литературные сведения
   
       Художественная  литература  как одна  из  форм  освоения  мира,
   отражение  в ней богатства и многообразия духовной жизни  человека.
   Литература   и   другие  виды  искусства.  Влияние  литературы   на
   формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
       Место художественной литературы в общественной жизни и культуре
   России.  Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику
   и  образный  мир  русской  литературы, ее гуманизм,  гражданский  и
   патриотический   пафос.   Обращение   писателей   к   универсальным
   категориям  и  ценностям  бытия:  добро  и  зло,  истина,  красота,
   справедливость,  совесть, дружба и любовь, дом и семья,  свобода  и
   ответственность.  Тема детства в русской литературе  и  <литературе
   других народов России> <*>.
   ------------------------------------
       <*>  В  треугольные скобки заключены позиции, имеющие отношение
   только  к  образовательным учреждениям с родным (нерусским)  языком
   обучения.
   
       Русский фольклор
   
       Устное  народное  творчество как часть общей  культуры  народа,
   выражение  в нем национальных черт характера. Отражение  в  русском
   фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.  Народное
   представление  о  героическом.  Влияние  фольклорной  образности  и
   нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.
   
       Древнерусская литература
   
       Истоки   и  начало  древнерусской  литературы,  ее  религиозно-
   духовные   корни.  Патриотический  пафос  и  поучительный  характер
   древнерусской  литературы. Утверждение в  литературе  Древней  Руси
   высоких   нравственных  идеалов:  любви  к  ближнему,   милосердия,
   жертвенности.  Связь  литературы с фольклором. Многообразие  жанров
   древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
   
       Русская литература XVIII века
   
       Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.
   Нравственно-воспитательный   пафос   литературы.   Классицизм   как
   литературное  направление. Идея гражданского служения, прославление
   величия  и  могущества  Российского государства.  Классицистическая
   комедия.  Сентиментализм  как литературное  направление.  Обращение
   литературы   к  жизни  и  внутреннему  миру  "частного"   человека.
   Отражение  многообразия человеческих чувств, новое в освоении  темы
   "человек  и  природа". Зарождение в литературе  антикрепостнической
   направленности.
   
       Русская литература XIX века
   
       Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война
   1812  г.,  восстание  декабристов,  отмена  крепостного  права)  на
   русскую  литературу. Общественный и гуманистический  пафос  русской
   литературы   XIX   в.  Осмысление  русской  литературой   ценностей
   европейской  и мировой культуры. Романтизм в русской  литературе  и
   <литературе других народов России>. Новое понимание человека в  его
   связях   с   национальной   историей.   Воплощение   в   литературе
   романтических  ценностей. Соотношение мечты  и  действительности  в
   романтических  произведениях.  Конфликт  романтического   героя   с
   миром.   Романтический   пейзаж.   Формирование   представлений   о
   национальной  самобытности.  А.С. Пушкин  как  родоначальник  новой
   русской литературы.
       Проблема личности и общества. Тема "маленького человека"  и  ее
   развитие.  Образ "героя времени". Образ русской женщины и  проблема
   женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора.  Интерес
   русских  писателей к проблеме народа. Реализм в русской  литературе
   и  <литературе  других народов России>, многообразие реалистических
   тенденций.  Историзм  и  психологизм в литературе.  Нравственные  и
   философские искания русских писателей.
       Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.
   Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).
       Роль литературы в формировании русского языка.
       Мировое значение русской литературы.
   
       Русская литература XX века
   
       Классические  традиции  и новые течения  в  русской  литературе
   конца XIX - начала XX вв.
       Эпоха   революционных  потрясений  и  ее  отражение  в  русской
   литературе   и   <литературе   других  народов   России>.   Русская
   литература   советского  времени.  Проблема  героя.  Тема   Родины.
   Исторические  судьбы России. Годы военных испытаний и их  отражение
   в   русской  литературе  и  <литературе  других  народов   России>.
   Нравственный  выбор  человека в сложных  жизненных  обстоятельствах
   (революции,   репрессии,  коллективизация,  Великая   Отечественная
   война).
       Обращение  писателей второй половины XX в. к  острым  проблемам
   современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в  народной
   жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.
   
       Литература народов России
   
       Мифология  и  фольклор народов России как  средоточие  народной
   мудрости.  <Национальное  своеобразие  героических  эпосов  народов
   России,  обусловленное особенностями исторической и духовной  жизни
   каждого народа.
       Многообразие   литератур  народов  России,  отражение   в   них
   национальных  картин  мира.>  Общее и  национально-специфическое  в
   литературе  народов  России. Контактные связи русских  писателей  с
   писателями  -  представителями  других  литератур  народов  России.
   <Духовные истоки национальных литератур.>
   
       Зарубежная литература
   
       Взаимодействие  зарубежной, русской  литературы  и  <литературы
   других народов России>, отражение в них "вечных" проблем бытия.
       Античная    литература.   Гуманистический   пафос    литературы
   Возрождения.  Европейский  классицизм.  Романтизм   и   реализм   в
   зарубежной  литературе.  Сложность и противоречивость  человеческой
   личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение  идеала
   и действительности.
       Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе
   XX  в.  Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых
   проблем современности в литературных произведениях.
   
       Основные теоретико-литературные понятия
   
       Художественная литература как искусство слова.
       Художественный образ.
       Фольклор. Жанры фольклора.
       Литературные роды и жанры.
       Основные  литературные направления: классицизм, сентиментализм,
   романтизм, реализм.
       Форма  и  содержание  литературного произведения:  тема,  идея,
   проблематика,   сюжет,   композиция;  стадии   развития   действия:
   экспозиция,  завязка,  кульминация,  развязка,  эпилог;  лирическое
   отступление;  конфликт;  система  образов,  образ  автора,   автор-
   повествователь, литературный герой, лирический герой.
       Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
   средства   в   художественном   произведении:   эпитет,   метафора,
   сравнение. Гипербола. Аллегория.
       Проза  и  поэзия.  Основы стихосложения:  стихотворный  размер,
   ритм, рифма, строфа.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  данные теоретико-литературные понятия изучаются с  опорой
   на    знания,    полученные   при   освоении   родной   литературы.
   Дополнительными понятиями являются:
       Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
       Общее и национально-специфическое в литературе.
   
       Основные    виды   деятельности   по   освоению    литературных
   произведений
   
       Осознанное,   творческое  чтение  художественных   произведений
   разных жанров.
       Выразительное чтение.
       Различные  виды  пересказа (подробный, краткий,  выборочный,  с
   элементами комментария, с творческим заданием).
       Заучивание наизусть стихотворных текстов.
       Ответы  на  вопросы,  раскрывающие знание  и  понимание  текста
   произведения.
       Анализ и интерпретация произведений.
       Составление планов и написание отзывов о произведениях.
       Написание изложений с элементами сочинения.
       Написание  сочинений по литературным произведениям и на  основе
   жизненных впечатлений.
       Целенаправленный   поиск  информации  на   основе   знания   ее
   источников и умения работать с ними.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения,   наряду   с   вышеуказанными,   специфическими    видами
   деятельности являются:
       Сопоставление  произведений  русской  и  родной  литературы  на
   основе   общности   тематики,  проблематики  и   жанра,   выявление
   национально обусловленных различий.
       Самостоятельный  перевод  фрагментов  русского  художественного
   текста на родной язык.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения литературы ученик должен:
       знать/понимать:
       - образную природу словесного искусства;
       - содержание изученных литературных произведений;
       - основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.
   Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
       - изученные теоретико-литературные понятия;
       уметь:
       - воспринимать и анализировать художественный текст;
       -  выделять  смысловые части художественного текста, составлять
   тезисы и план прочитанного;
       - определять род и жанр литературного произведения;
       -  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
   произведения; давать характеристику героев;
       -   характеризовать   особенности  сюжета,   композиции,   роль
   изобразительно-выразительных средств;
       -  сопоставлять эпизоды литературных произведений и  сравнивать
   их героев;
       - выявлять авторскую позицию;
       - выражать свое отношение к прочитанному;
       - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
   выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
       - владеть различными видами пересказа;
       -  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
   произведением;
       -  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
   чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
       -  писать  отзывы  о самостоятельно прочитанных  произведениях,
   сочинения  (сочинения  -  только для  выпускников  школ  с  русским
   (родным) языком обучения).
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
       -  сопоставлять  тематически  близкие  произведения  русской  и
   родной  литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы,  а
   также  произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально
   обусловленные различия;
       -  самостоятельно переводить на родной язык фрагменты  русского
   художественного текста;
       -   создавать  устные  и  письменные  высказывания  в  связи  с
   изученными  произведениями  русской  и  родной  литературы,  писать
   изложения с элементами сочинения;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   создания   связного  текста  (устного  и  письменного)   на
   необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
       -   определения  своего  круга  чтения  и  оценки  литературных
   произведений;
       -   поиска   нужной  информации  о  литературе,  о   конкретном
   произведении  и  его  авторе  (справочная  литература,   периодика,
   телевидение, ресурсы Интернета).
   
      СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
   
       Изучение   иностранного  языка  на  ступени  основного   общего
   образования <*> направлено на достижение следующих целей:
   ------------------------------------
       <*> Если обучение иностранным языкам осуществлялось в начальной
   школе,  то  на  ступени  основного общего образования  должна  быть
   обеспечена  преемственность  в  развитии  приобретенных   учащимися
   знаний, умений и навыков.
       На  этой  ступени  возможна предпрофильная ориентация  учащихся
   средствами   иностранного   языка,   а   также   введение   второго
   иностранного языка (за счет школьного компонента).
   
       -    развитие   иноязычной   коммуникативной   компетенции    в
   совокупности  ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной,
   компенсаторной, учебно-познавательной:
       речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех
   основных   видах  речевой  деятельности  (говорении,   аудировании,
   чтении, письме);
       языковая  компетенция  - овладение новыми языковыми  средствами
   (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими)  в
   соответствии  с  темами, сферами и ситуациями общения,  отобранными
   для  основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого
   языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
       социокультурная компетенция - приобщение учащихся  к  культуре,
   традициям  и реалиям стран/страны изучаемого иностранного  языка  в
   рамках  тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,  интересам,
   психологическим особенностям учащихся основной школы на  разных  ее
   этапах   (V   -  VI  и  VII  -  IX  классы);  формирование   умения
   представлять  свою  страну,  ее  культуру  в  условиях  иноязычного
   межкультурного общения;
       компенсаторная  компетенция  -  развитие  умений  выходить   из
   положения  в  условиях дефицита языковых средств  при  получении  и
   передаче информации;
       учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и
   специальных  учебных  умений; ознакомление  с  доступными  учащимся
   способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур,  в
   том числе с использованием новых информационных технологий;
       -   развитие  и  воспитание  понимания  у  школьников  важности
   изучения  иностранного  языка  в  современном  мире  и  потребности
   пользоваться  им как средством общения, познания, самореализации  и
   социальной  адаптации;  воспитание  качеств  гражданина,  патриота;
   развитие  национального самосознания, стремления к  взаимопониманию
   между   людьми   разных   сообществ,   толерантного   отношения   к
   проявлениям иной культуры.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Речевые умения
   
       Предметное содержание речи
       Общение  со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-
   трудовой  и социально-культурной сфер в рамках следующей  примерной
   тематики:
       1.  Мои  друзья  и  я.  Взаимоотношения в  семье,  с  друзьями.
   Внешность.  Досуг  и  увлечения (спорт, музыка,  чтение,  ПОСЕЩЕНИЕ
   ДИСКОТЕКИ,   КАФЕ,  КЛУБА).  МОЛОДЕЖНАЯ  МОДА.  КАРМАННЫЕ   ДЕНЬГИ.
   Покупки. Переписка.
       2.  ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Изучаемые предметы, отношение к  ним.
   Каникулы.  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ. Проблемы выбора профессии
   и роль иностранного языка.
       3.   Родная   страна  и  страна/страны  изучаемого  языка.   Их
   географическое  положение,  климат,  население,  города   и   села,
   достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и  мировую
   культуру. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
       4.   Природа   и   проблемы   экологии.   ГЛОБАЛЬНЫЕ   ПРОБЛЕМЫ
   СОВРЕМЕННОСТИ. Здоровый образ жизни.
   
       Виды речевой деятельности
   
       Говорение
       Диалогическая речь:
       диалог   этикетного  характера  -  начинать,   поддерживать   и
   заканчивать    разговор;   поздравлять,   выражать   пожелания    и
   реагировать    на    них;    выражать    благодарность;     вежливо
   переспрашивать, отказываться, соглашаться;
       диалог-расспрос - запрашивать и сообщать фактическую информацию
   (кто?  что?  как?  где?  куда? когда? с кем? почему?),  переходя  с
   позиции   спрашивающего  на  позицию  отвечающего;  целенаправленно
   расспрашивать, "брать интервью";
       диалог  -  побуждение  к  действию - обращаться  с  просьбой  и
   выражать   готовность/отказ   ее   выполнить;   давать   совет    и
   принимать/не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию  и
   соглашаться/не   соглашаться  принять   в   нем   участие;   делать
   предложение  и выражать согласие/несогласие принять его,  ОБЪЯСНЯТЬ
   ПРИЧИНУ;
       диалог   -   обмен   мнениями  -  выражать   точку   зрения   и
   соглашаться/не       соглашаться      с      ней;       высказывать
   одобрение/неодобрение;  выражать  сомнение,  эмоциональную   оценку
   обсуждаемых    событий    (радость/огорчение,   желание/нежелание),
   ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ   ПОДДЕРЖКУ  ПАРТНЕРА,  В   ТОМ   ЧИСЛЕ   С   ПОМОЩЬЮ
   КОМПЛИМЕНТОВ.
       Комбинирование  указанных  видов  диалога  для  решения   более
   сложных коммуникативных задач.
       Монологическая речь:
       -  кратко  высказываться о фактах и событиях,  используя  такие
   коммуникативные    типы    речи,    как    описание/характеристика,
   повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
       -  передавать содержание, основную мысль прочитанного с  опорой
   на текст;
       - делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
       - выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
       Аудирование
       Восприятие  на  слух  и понимание несложных  текстов  с  разной
   глубиной  и  точностью  проникновения в  их  содержание  (с  полным
   пониманием,   с  пониманием  основного  содержания,  с   выборочным
   пониманием)  в  зависимости  от  коммуникативной  задачи  и   стиля
   текста.
       Формирование умений:
       -  выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте
   и ПРОГНОЗИРОВАТЬ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ;
       - выбирать главные факты, опуская второстепенные;
       -  выборочно  понимать  необходимую  информацию  прагматических
   текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
       -  игнорировать  неизвестный языковой материал,  несущественный
   для понимания.
       Чтение
       Чтение  и  понимание текстов с различной глубиной  и  точностью
   проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
       - с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
       - с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
       -  с  выборочным пониманием нужной или интересующей  информации
   (просмотровое/поисковое чтение).
       Использование словаря независимо от вида чтения.
       Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на
   материалах,  отражающих  особенности быта,  жизни,  культуры  стран
   изучаемого языка.
       Формирование умений:
       - определять тему, содержание текста по заголовку;
       - выделять основную мысль;
       - выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
       -  устанавливать логическую последовательность основных  фактов
   текста.
       Чтение  с  полным  пониманием содержания несложных  аутентичных
   адаптированных текстов разных жанров.
       Формирование умений:
       -  полно  и  точно  понимать содержание текста  на  основе  его
   информационной  переработки (раскрытие  значения  незнакомых  слов,
   грамматический анализ, составление плана);
       - оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
       -  КОММЕНТИРОВАТЬ/ОБЪЯСНЯТЬ  ТЕ ИЛИ  ИНЫЕ  ФАКТЫ,  ОПИСАННЫЕ  В
   ТЕКСТЕ.
       Чтение   с   выборочным  пониманием  нужной  или   интересующей
   информации - умение просмотреть текст (статью ИЛИ НЕСКОЛЬКО  СТАТЕЙ
   ИЗ  ГАЗЕТЫ,  ЖУРНАЛА) и выбрать информацию, которая необходима  или
   представляет интерес для учащихся.
       Письменная речь
       Развитие умений:
       - делать выписки из текста;
       -   писать  короткие  поздравления  (с  днем  рождения,  другим
   праздником), выражать пожелания;
       -  заполнять  формуляр (указывать имя, фамилию,  пол,  возраст,
   гражданство, адрес);
       -   писать  личное  письмо  по  образцу/БЕЗ  ОПОРЫ  НА  ОБРАЗЕЦ
   (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о  себе,
   выражать   благодарность,   просьбу),   используя   материал   тем,
   усвоенных  в  устной  речи,  употребляя формулы  речевого  этикета,
   принятые в стране изучаемого языка.
   
       Языковые знания и навыки
   
       Орфография
       Правила  чтения и орфографии и навыки их применения  на  основе
   изучаемого лексико-грамматического материала.
       Произносительная сторона речи
       Навыки  адекватного  произношения и  различения  на  слух  всех
   звуков   изучаемого  иностранного  языка,  соблюдения  ударения   и
   интонации   в   словах   и  фразах,  ритмико-интонационные   навыки
   произношения  различных  типов  предложений,  ВЫРАЖЕНИЕ  ЧУВСТВ   И
   ЭМОЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЭМФАТИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИИ.
       Лексическая сторона речи
       Навыки  распознавания и употребления в речи лексических единиц,
   обслуживающих  ситуации в рамках тематики основной школы,  наиболее
   распространенных  устойчивых  словосочетаний,  оценочной   лексики,
   реплик-клише  речевого  этикета,  характерных  для  культуры  стран
   изучаемого  языка;  основные способы словообразования:  аффиксации,
   словосложения, конверсии.
       Грамматическая сторона речи
       Признаки   нераспространенных   и   распространенных    простых
   предложений,    безличных    предложений,    сложносочиненных     и
   сложноподчиненных  предложений, использования прямого  и  обратного
   порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи.
       Признаки  глаголов в наиболее употребительных временных  формах
   действительного и страдательного залогов, модальных глаголов  и  их
   эквивалентов,   существительных  в  различных  падежах,   артиклей,
   относительных,   неопределенных/неопределенно-личных   местоимений,
   прилагательных,   наречий,  степеней  сравнения  прилагательных   и
   наречий,   предлогов,  количественных  и  порядковых  числительных.
   Навыки их распознавания и употребления в речи.
   
       Социокультурные знания и умения
   
       Осуществление   межличностного  и  межкультурного   общения   с
   применением  знаний  о  национально-культурных  особенностях  своей
   страны  и  страны/стран  изучаемого  языка,  полученных  на  уроках
   иностранного языка и в процессе изучения других предметов.
       Знание:
       - значения изучаемого иностранного языка в современном мире;
       - наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;
       -  современного социокультурного портрета стран,  говорящих  на
   изучаемом языке;
       - культурного наследия стран изучаемого языка.
       Овладение умениями:
       - представлять родную культуру на иностранном языке;
       -  находить  сходство  и различие в традициях  своей  страны  и
   страны/стран изучаемого языка;
       -  оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного
   общения.
   
       Компенсаторные умения
   
       Развитие  умений  выходить из положения при  дефиците  языковых
   средств,  а именно: использовать при говорении переспрос, перифраз,
   синонимичные  средства, мимику, жесты; при чтении и  аудировании  -
   языковую догадку, прогнозирование содержания.
   
       Учебно-познавательные умения
   
       Овладение специальными учебными умениями:
       - осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
       -   пользоваться  словарями  и  справочниками,  в   том   числе
   электронными;
       -   участвовать   в  проектной  деятельности,   в   том   числе
   межпредметного   характера,  требующей   использования   иноязычных
   источников информации.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения иностранного языка ученик должен:
       знать/понимать:
       -   основные  значения  изученных  лексических  единиц   (слов,
   словосочетаний);  основные  способы  словообразования  (аффиксация,
   словосложение, конверсия);
       -   особенности   структуры  простых  и   сложных   предложений
   изучаемого  иностранного языка; интонацию различных коммуникативных
   типов предложения;
       -  признаки  изученных  грамматических явлений  (видо-временных
   форм  глаголов,  модальных  глаголов и их  эквивалентов,  артиклей,
   существительных,  степеней  сравнения  прилагательных  и   наречий,
   местоимений, числительных, предлогов);
       -  основные  нормы  речевого этикета  (реплики-клише,  наиболее
   распространенная  оценочная лексика), принятые в стране  изучаемого
   языка;
       -  роль  владения  иностранными  языками  в  современном  мире;
   особенности  образа  жизни, быта, культуры стран  изучаемого  языка
   (всемирно  известные достопримечательности, выдающиеся  люди  и  их
   вклад  в  мировую культуру), сходство и различия в традициях  своей
   страны и стран изучаемого языка;
       уметь:
       говорение:
       -   начинать,   вести/поддерживать  и  заканчивать   беседу   в
   стандартных  ситуациях  общения, соблюдая нормы  речевого  этикета,
   при необходимости переспрашивая, уточняя;
       -   расспрашивать  собеседника  и  отвечать  на  его   вопросы,
   высказывая   свое   мнение,   просьбу,  отвечать   на   предложение
   собеседника  согласием/отказом, опираясь на  изученную  тематику  и
   усвоенный лексико-грамматический материал;
       -  рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и
   планах  на  будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,
   своей стране и стране изучаемого языка;
       - делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках
   изученных  тем),  передавать  основное содержание,  основную  мысль
   прочитанного   или   услышанного,   выражать   свое   отношение   к
   прочитанному/услышанному,     давать     краткую     характеристику
   персонажей;
       -  использовать  перифраз,  синонимичные  средства  в  процессе
   устного общения;
       аудирование:
       -  понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных
   прагматических    текстов   (прогноз   погоды,   программы    теле-
   /радиопередач,  объявления  на  вокзале/в  аэропорту)  и   выделять
   значимую информацию;
       -  понимать основное содержание несложных аутентичных  текстов,
   относящихся     к     разным     коммуникативным     типам     речи
   (сообщение/рассказ);   уметь  определять  тему   текста,   выделять
   главные факты, опуская второстепенные;
       - использовать переспрос, просьбу повторить;
       чтение:
       -  ориентироваться  в  иноязычном  тексте;  прогнозировать  его
   содержание по заголовку;
       -   читать   аутентичные  тексты  разных  жанров  с  пониманием
   основного  содержания  (определять тему, основную  мысль;  выделять
   главные  факты,  опуская  второстепенные; устанавливать  логическую
   последовательность основных фактов текста);
       -  читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и
   точным    пониманием,   используя   различные   приемы    смысловой
   переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный  перевод),
   оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
       -  читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей
   информации;
       письменная речь:
       - заполнять анкеты и формуляры;
       -  писать  поздравления, личные письма  с  опорой  на  образец:
   расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о  себе,
   выражать   благодарность,  просьбу,  употребляя  формулы   речевого
   этикета, принятые в странах изучаемого языка;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  социальной адаптации; достижения взаимопонимания в  процессе
   устного  и  письменного  общения с носителями  иностранного  языка,
   установления  в  доступных пределах межличностных  и  межкультурных
   контактов;
       -  создания  целостной  картины  полиязычного,  поликультурного
   мира,   осознания   места  и  роли  родного  языка   и   изучаемого
   иностранного языка в этом мире;
       -  приобщения  к  ценностям мировой культуры  через  иноязычные
   источники информации (в том числе мультимедийные), через участие  в
   школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
       -  ознакомления представителей других стран с культурой  своего
   народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
   
          СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
   
       Изучение  математики  на ступени основного  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -   овладение   системой  математических   знаний   и   умений,
   необходимых  для  применения в практической деятельности,  изучения
   смежных дисциплин, продолжения образования;
       -  интеллектуальное  развитие, формирование  качеств  личности,
   необходимых человеку для полноценной жизни в современном  обществе:
   ясность   и   точность   мысли,  критичность  мышления,   интуиция,
   логическое    мышление,    элементы    алгоритмической    культуры,
   пространственных   представлений,   способность    к    преодолению
   трудностей;
       -  формирование представлений об идеях и методах математики как
   универсального  языка  науки  и  техники,  средства   моделирования
   явлений и процессов;
       -  воспитание культуры личности, отношения к математике  как  к
   части  общечеловеческой культуры, понимание  значимости  математики
   для научно-технического прогресса.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Арифметика
   
       Натуральные   числа.  Десятичная  система  счисления.   Римская
   нумерация.   Арифметические  действия  над  натуральными   числами.
   Степень с натуральным показателем.
       Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5,  9,
   10.  Простые  и составные числа. Разложение натурального  числа  на
   простые  множители.  Наибольший общий делитель и  наименьшее  общее
   кратное. Деление с остатком.
       Дроби.  Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби.  Сравнение
   дробей.    Арифметические   действия   с   обыкновенными   дробями.
   Нахождение части от целого и целого по его части.
       Десятичная  дробь. Сравнение десятичных дробей.  Арифметические
   действия  с десятичными дробями. Представление десятичной  дроби  в
   виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
       Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и
   нуль.  Модуль  (абсолютная величина) числа. Сравнение  рациональных
   чисел.  Арифметические действия с рациональными числами. Степень  с
   целым показателем.
       Числовые  выражения,  порядок  действий  в  них,  использование
   скобок.    Законы    арифметических   действий:   переместительный,
   сочетательный, распределительный.
       Действительные  числа.  Квадратный  корень  из  числа.   Корень
   третьей  степени. ПОНЯТИЕ О КОРНЕ N-Й СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА.  Нахождение
   приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись  корней
   с помощью степени с дробным показателем.
       Понятие   об  иррациональном  числе.  Иррациональность   числа.
   Десятичные приближения иррациональных чисел.
       Действительные   числа   как  бесконечные   десятичные   дроби.
   Сравнение действительных чисел, АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ.
       Этапы развития представления о числе.
       Текстовые   задачи.  Решение  текстовых  задач   арифметическим
   способом.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное