Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
           СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
   
       Изучение  биологии  на  ступени  основного  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -   освоение   знаний   о   живой   природе   и   присущих   ей
   закономерностях;  строении,  жизнедеятельности  и   средообразующей
   роли  живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли
   биологической  науки  в  практической деятельности  людей;  методах
   познания живой природы;
       -   овладение  умениями  применять  биологические  знания   для
   объяснения  процессов  и  явлений живой природы,  жизнедеятельности
   собственного  организма;  использовать  информацию  о   современных
   достижениях  в области биологии и экологии, о факторах  здоровья  и
   риска;   работать   с   биологическими  приборами,   инструментами,
   справочниками; проводить наблюдения за биологическими  объектами  и
   состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих способностей в процессе проведения наблюдений за  живыми
   организмами,  биологических  экспериментов,  работы  с   различными
   источниками информации;
       - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
   собственному  здоровью и здоровью других людей; культуры  поведения
   в природе;
       -  использование приобретенных знаний и умений  в  повседневной
   жизни  для  ухода  за  растениями, домашними  животными,  заботы  о
   собственном  здоровье, оказания первой помощи  себе  и  окружающим;
   оценки  последствий  своей деятельности по  отношению  к  природной
   среде,   собственному  организму,  здоровью   других   людей;   для
   соблюдения  правил  поведения в окружающей  среде,  норм  здорового
   образа  жизни,  профилактики заболеваний, травматизма  и  стрессов,
   вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Биология как наука. Методы биологии
   
       Роль  биологии  в  формировании современной  естественнонаучной
   картины  мира,  в практической деятельности людей. Методы  изучения
   живых  объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание  и
   измерение  биологических объектов. Соблюдение  правил  поведения  в
   окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам,  их
   охраны.
   
       Признаки живых организмов
   
       Клеточное  строение организмов как доказательство  их  родства,
   единства живой природы. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ,  РОСТА
   И  РАЗВИТИЯ  ОРГАНИЗМОВ. Гены и хромосомы. Нарушения в  строении  и
   функционировании  клеток  - одна из причин заболеваний  организмов.
   Одноклеточные  и  многоклеточные организмы. Ткани, органы,  системы
   органов,  ИХ  ВЗАИМОСВЯЗЬ  КАК  ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ  МНОГОКЛЕТОЧНОГО
   ОРГАНИЗМА.
       Признаки  живых организмов, их проявление у растений, животных,
   грибов   и   бактерий.  ПОВЕДЕНИЕ  ЖИВОТНЫХ  (РЕФЛЕКСЫ,  ИНСТИНКТЫ,
   ЭЛЕМЕНТЫ  РАССУДОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ). Наследственность и  изменчивость
   -   свойства   организмов.  ГЕНЕТИКА  -  НАУКА  О   ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ
   НАСЛЕДСТВЕННОСТИ  И ИЗМЕНЧИВОСТИ. НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ
   ИЗМЕНЧИВОСТЬ.  ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ,
   ИСКУССТВЕННОМ  ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД  И  СОРТОВ.  Приемы
   выращивания  и размножения растений и домашних животных,  ухода  за
   ними.
       Проведение  простых биологических исследований:  наблюдения  за
   ростом  и развитием растений и животных; опыты по изучению  состава
   почвы,  процессов жизнедеятельности растений и животных,  поведения
   животных;  клеток  и  тканей  на  готовых  микропрепаратах   и   их
   описание;  ПРИГОТОВЛЕНИЕ  МИКРОПРЕПАРАТОВ  РАСТИТЕЛЬНЫХ  КЛЕТОК   И
   РАССМАТРИВАНИЕ  ИХ  ПОД  МИКРОСКОПОМ;  СРАВНЕНИЕ  СТРОЕНИЯ   КЛЕТОК
   РАСТЕНИЙ,  ЖИВОТНЫХ,  ГРИБОВ  И  БАКТЕРИЙ;  распознавание  органов,
   систем   органов   растений  и  животных;  выявление   изменчивости
   организмов.
   
       Система, многообразие и эволюция живой природы
   
       Система органического мира. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ,
   ИХ  СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Царства бактерий, грибов, растений и животных.
   Роль  растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в  природе,
   жизни  человека  и собственной деятельности. Вирусы  -  неклеточные
   формы.  Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных  и
   человека.  Меры  профилактики  заболеваний,  вызываемых  животными,
   растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой  помощи
   при  отравлении  грибами. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ  Р.  КОХА  И  Л.  ПАСТЕРА.
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ В БИОТЕХНОЛОГИИ.
       Учение   об   эволюции  органического   мира.   Ч.   Дарвин   -
   основоположник  учения  об  эволюции. ДВИЖУЩИЕ  СИЛЫ  И  РЕЗУЛЬТАТЫ
   ЭВОЛЮЦИИ.  Усложнение  растений  и животных  в  процессе  эволюции.
   Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы  и  как
   результат эволюции.
       Проведение  простых  биологических исследований:  распознавание
   растений   разных   отделов,  животных   разных   типов,   наиболее
   распространенных  растений своей местности,  съедобных  и  ядовитых
   грибов,   важнейших   сельскохозяйственных   культур   и   домашних
   животных;  определение  принадлежности  биологических  объектов   к
   определенной  систематической группе с использованием  справочников
   и определителей (классификация).
   
       Человек и его здоровье
   
       ЗНАЧЕНИЕ  ЗНАНИЙ  ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРОЕНИЯ И  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   ОРГАНИЗМА  ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.  МЕТОДЫ
   ИЗУЧЕНИЯ   ОРГАНИЗМА  ЧЕЛОВЕКА,  ИХ  ЗНАЧЕНИЕ  И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   В
   СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
       МЕСТО  И  РОЛЬ  ЧЕЛОВЕКА  В  СИСТЕМЕ  ОРГАНИЧЕСКОГО  МИРА,  его
   сходство с животными и отличие от них.
       Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
       Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
   ИССЛЕДОВАНИЯ   И.П.  ПАВЛОВА  В  ОБЛАСТИ  ПИЩЕВАРЕНИЯ.   ПИЩА   КАК
   БИОЛОГИЧЕСКАЯ  ОСНОВА  ЖИЗНИ.  Профилактика  гепатита  и   кишечных
   инфекций.
       Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и  их
   профилактика.    Предупреждение    распространения     инфекционных
   заболеваний  и соблюдение мер профилактики для защиты  собственного
   организма.  Чистота  атмосферного  воздуха  как  фактор   здоровья.
   Приемы   оказания  первой  помощи  при  отравлении  угарным  газом,
   спасении утопающего.
       Транспорт  веществ. Внутренняя среда организма.  Кровеносная  и
   лимфатическая   системы.  ЗНАЧЕНИЕ  ПОСТОЯНСТВА  ВНУТРЕННЕЙ   СРЕДЫ
   ОРГАНИЗМА.  Кровь.  Группы  крови.  Переливание  крови.  Иммунитет.
   ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Л. ПАСТЕРА  И  И.И.
   МЕЧНИКОВА   В   ОБЛАСТИ   ИММУНИТЕТА.   Артериальное   и   венозное
   кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
       Обмен  веществ  и  превращения  энергии.  Витамины.  ПРОЯВЛЕНИЕ
   АВИТАМИНОЗОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
       Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции,  меры  их
   предупреждения для сохранения здоровья.
       Опора  и  движение.  Опорно-двигательная система.  Профилактика
   травматизма.  Приемы оказания первой помощи себе и  окружающим  при
   травмах опорно-двигательной системы.
       Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания
   первой  помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,  обморожениях
   и их профилактика.
       Размножение  и  развитие. Наследование  признаков  у  человека.
   Наследственные   болезни,  их  причины   и   предупреждение.   РОЛЬ
   ГЕНЕТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ. ЗАБОТА О  РЕПРОДУКТИВНОМ
   ЗДОРОВЬЕ.  Инфекции, передающиеся половым путем,  их  профилактика.
   ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
       Органы  чувств,  их роль в жизни человека. Нарушения  зрения  и
   слуха, их профилактика.
       Нейрогуморальная    регуляция    процессов    жизнедеятельности
   организма.  Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней
   и внешней секреции. Гормоны.
       Психология  и поведение человека. ИССЛЕДОВАНИЯ И.М. СЕЧЕНОВА  И
   И.П.   ПАВЛОВА,  А.А.  УХТОМСКОГО,  П.К.  АНОХИНА.  Высшая  нервная
   деятельность.   Условные  и  безусловные  рефлексы.  Познавательная
   деятельность мозга. Сон, его значение.
       Биологическая природа и социальная сущность человека.  Сознание
   человека.  Память,  эмоции,  речь,  мышление.  Особенности  психики
   человека:  осмысленность восприятия, словесно-логическое  мышление,
   способность  к  накоплению  и передаче  из  поколения  в  поколение
   информации.  Значение интеллектуальных, творческих  и  эстетических
   потребностей.    Цели   и   мотивы   деятельности.   Индивидуальные
   особенности  личности:  способности,  темперамент,  характер.  Роль
   обучения  и  воспитания  в развитии психики и  поведения  человека.
   Рациональная организация труда и отдыха.
       Соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и  правил  здорового
   образа   жизни.  Укрепление  здоровья:  аутотренинг,   закаливание,
   двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы  и
   системы    органов.    Факторы   риска:    стрессы,    гиподинамия,
   переутомление,  переохлаждение. Вредные  и  полезные  привычки,  их
   влияние на состояние здоровья.
       ЧЕЛОВЕК  И  ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА. Социальная  и  природная  среда,
   адаптация  к ней человека. ЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК  ИСТОЧНИКА
   ВЕЩЕСТВ  И  ЭНЕРГИИ.  ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ  ЧЕЛОВЕКА  ОТ  СОСТОЯНИЯ
   ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЕ,
   В   ОПАСНЫХ   И  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ  КАК  ОСНОВА  БЕЗОПАСНОСТИ
   СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ.  КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ  ЗДОРОВЬЮ  И
   ЗДОРОВЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ.
       Проведение  простых биологических исследований:  наблюдения  за
   состоянием своего организма (измерение температуры тела,  кровяного
   давления,  массы и роста, частоты пульса и дыхания);  распознавание
   на  таблицах  органов и систем органов человека;  определение  норм
   рационального питания; анализ и оценка влияния факторов  окружающей
   среды, факторов риска на здоровье.
   
       Взаимосвязи организмов и окружающей среды
   
       СРЕДА  -  ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. ЭКОЛОГИЯ  КАК
   НАУКА.  Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
   организмов   к   различным   экологическим   факторам.   Популяция.
   Взаимодействия  разных  видов (конкуренция,  хищничество,  симбиоз,
   паразитизм).
       Экосистемная   организация  живой  природы.  Экосистемы.   Роль
   производителей, потребителей и разрушителей органических веществ  в
   экосистемах  и  круговороте  веществ в  природе.  Пищевые  связи  в
   экосистеме. Особенности агроэкосистем.
       Биосфера   -   глобальная   экосистема.   В.И.   ВЕРНАДСКИЙ   -
   ОСНОВОПОЛОЖНИК  УЧЕНИЯ  О  БИОСФЕРЕ.  Роль  человека  в   биосфере.
   Экологические  проблемы, их влияние на собственную  жизнь  и  жизнь
   других  людей.  Последствия деятельности  человека  в  экосистемах,
   влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
       Проведение  простых биологических исследований:  наблюдения  за
   сезонными  изменениями в живой природе; составление  схем  передачи
   веществ   и   энергии  (цепей  питания);  выявление  приспособлений
   организмов  к  среде  обитания  (на  конкретных  примерах),   типов
   взаимодействия  популяций  разных видов  в  конкретной  экосистеме;
   анализ  и  оценка  воздействия факторов окружающей среды,  факторов
   риска   на   здоровье,   последствий   деятельности   человека    в
   экосистемах,  влияние собственных поступков на  живые  организмы  и
   экосистемы.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения биологии ученик должен:
       знать/понимать:
       -  признаки биологических объектов: живых организмов;  генов  и
   хромосом;  клеток  и  организмов  растений,  животных,   грибов   и
   бактерий;   популяций;   экосистем   и   агроэкосистем;   биосферы;
   растений, животных и грибов своего региона;
       - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
   энергии,  питание,  дыхание, выделение,  транспорт  веществ,  рост,
   развитие,  размножение, наследственность и изменчивость,  регуляция
   жизнедеятельности  организма, раздражимость, круговорот  веществ  и
   превращения энергии в экосистемах;
       -     особенности    организма    человека,    его    строения,
   жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
       уметь:
       -   объяснять:   роль   биологии  в  формировании   современной
   естественнонаучной картины мира, в практической деятельности  людей
   и  самого  ученика;  родство,  общность  происхождения  и  эволюцию
   растений  и  животных (на примере сопоставления  отдельных  групп);
   роль   различных   организмов  в  жизни  человека   и   собственной
   деятельности;   взаимосвязи   организмов   и   окружающей    среды;
   биологического  разнообразия в сохранении  биосферы;  необходимость
   защиты   окружающей  среды;  родство  человека   с   млекопитающими
   животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека  и
   окружающей  среды; зависимость собственного здоровья  от  состояния
   окружающей   среды;   причины  наследственности   и   изменчивости,
   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;  роль
   гормонов и витаминов в организме;
       -   изучать   биологические   объекты   и   процессы:   ставить
   биологические   эксперименты,  описывать  и  объяснять   результаты
   опытов;  наблюдать  за  ростом  и развитием  растений  и  животных,
   поведением    животных,    сезонными   изменениями    в    природе;
   рассматривать  на готовых микропрепаратах и описывать биологические
   объекты;
       -  распознавать  и  описывать: на  таблицах  основные  части  и
   органоиды  клетки,  органы  и системы органов  человека;  на  живых
   объектах  и таблицах органы цветкового растения, органы  и  системы
   органов  животных,  растения  разных  отделов,  животных  отдельных
   типов  и  классов;  наиболее распространенные растения  и  животных
   своей   местности,   культурные  растения  и   домашних   животных,
   съедобные  и  ядовитые  грибы,  опасные  для  человека  растения  и
   животные;
       - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
   среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
       -  сравнивать  биологические объекты (клетки, ткани,  органы  и
   системы     органов,     организмы,    представителей     отдельных
   систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
       -    определять   принадлежность   биологических   объектов   к
   определенной систематической группе (классификация);
       -  анализировать  и  оценивать воздействие факторов  окружающей
   среды,   факторов  риска  на  здоровье,  последствий   деятельности
   человека  в  экосистемах, влияние собственных  поступков  на  живые
   организмы и экосистемы;
       -  проводить  самостоятельный поиск  биологической  информации:
   находить   в   тексте  учебника  отличительные  признаки   основных
   систематических  групп;  в биологических  словарях  и  справочниках
   значения    биологических   терминов;   в   различных    источниках
   необходимую   информацию  о  живых  организмах  (в  том   числе   с
   использованием информационных технологий);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых
   растениями,    животными,   бактериями,   грибами    и    вирусами;
   травматизма,  стрессов,  ВИЧ-инфекции, вредных  привычек  (курение,
   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха;
   инфекционных и простудных заболеваний;
       -  оказания  первой  помощи при отравлении  ядовитыми  грибами,
   растениями,  укусах животных; при простудных заболеваниях,  ожогах,
   обморожениях, травмах, спасении утопающего;
       -  рациональной  организации труда и отдыха, соблюдения  правил
   поведения в окружающей среде;
       -  выращивания  и  размножения культурных растений  и  домашних
   животных, ухода за ними;
       - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
   
            СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
   
       Изучение   физики  на  ступени  основного  общего   образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
   квантовых   явлениях;  величинах,  характеризующих   эти   явления;
   законах,   которым  они  подчиняются;  методах  научного   познания
   природы  и  формирование на этой основе представлений о  физической
   картине мира;
       -  овладение  умениями проводить наблюдения природных  явлений,
   описывать  и  обобщать результаты наблюдений, использовать  простые
   измерительные    приборы   для   изучения    физических    явлений;
   представлять результаты наблюдений или измерений с помощью  таблиц,
   графиков  и  выявлять  на  этой  основе  эмпирические  зависимости;
   применять  полученные знания для объяснения разнообразных природных
   явлений  и  процессов,  принципов  действия  важнейших  технических
   устройств, для решения физических задач;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих  способностей, самостоятельности  в  приобретении  новых
   знаний,    при    решении    физических    задач    и    выполнении
   экспериментальных  исследований  с  использованием   информационных
   технологий;
       -   воспитание  убежденности  в  возможности  познания  законов
   природы,  в необходимости разумного использования достижений  науки
   и  технологий  для  дальнейшего  развития  человеческого  общества,
   уважения  к  творцам  науки и техники; отношения  к  физике  как  к
   элементу общечеловеческой культуры;
       -   использование  полученных  знаний  и  умений  для   решения
   практических  задач  повседневной жизни,  обеспечения  безопасности
   своей  жизни, рационального природопользования и охраны  окружающей
   среды.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Физика и физические методы изучения природы
   
       Физика  -  наука  о  природе. Наблюдение и описание  физических
   явлений.  Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И  ОБЪЕКТОВ
   ПРИРОДЫ.   Измерение  физических  величин.  ПОГРЕШНОСТИ  ИЗМЕРЕНИЙ.
   Международная  система  единиц. Физические законы.  Роль  физики  в
   формировании научной картины мира.
   
       Механические явления
   
       Механическое   движение.  СИСТЕМА  ОТСЧЕТА  И   ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
   ДВИЖЕНИЯ.   Путь.  Скорость.  Ускорение.  Движение  по  окружности.
   Инерция.   Первый   закон  Ньютона.  Взаимодействие   тел.   Масса.
   Плотность.  Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий  закон
   Ньютона.  Импульс. Закон сохранения импульса. РЕАКТИВНОЕ  ДВИЖЕНИЕ.
   Сила  упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение.  ВЕС
   ТЕЛА.  НЕВЕСОМОСТЬ. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ТЕЛА. Закон всемирного тяготения.
   ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ   И   ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ   СИСТЕМЫ   МИРА.   Работа.
   Мощность.     Кинетическая    энергия.    Потенциальная     энергия
   взаимодействующих  тел.  Закон  сохранения  механической   энергии.
   УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ.
       Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
       Давление.  Атмосферное давление. Закон Паскаля.  ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
   МАШИНЫ. Закон Архимеда. УСЛОВИЕ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ.
       Механические  колебания. ПЕРИОД, ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА  КОЛЕБАНИЙ.
   Механические  волны. ДЛИНА ВОЛНЫ. Звук. ГРОМКОСТЬ  ЗВУКА  И  ВЫСОТА
   ТОНА.
       Наблюдение  и описание различных видов механического  движения,
   взаимодействия   тел,  передачи  давления  жидкостями   и   газами,
   плавания  тел,  механических  колебаний  и  волн;  объяснение  этих
   явлений  на  основе  законов динамики Ньютона,  законов  сохранения
   импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля  и
   Архимеда.
       Измерение  физических  величин: времени, расстояния,  скорости,
   массы,   плотности  вещества,  силы,  давления,  работы,  мощности,
   периода колебаний маятника.
       Проведение  простых опытов и экспериментальных исследований  по
   выявлению   зависимостей:  пути  от  времени  при   равномерном   и
   равноускоренном  движении,  силы упругости  от  удлинения  пружины,
   периода  колебаний маятника от длины нити, периода колебаний  груза
   на  пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы  трения  от
   силы нормального давления, условий равновесия рычага.
       Практическое   применение  физических  знаний   для   выявления
   зависимости   тормозного   пути   автомобиля   от   его   скорости;
   использования простых механизмов в повседневной жизни.
       Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
   технических   объектов:  весов,  динамометра,  барометра,   ПРОСТЫХ
   МЕХАНИЗМОВ.
   
       Тепловые явления
   
       Строение   вещества.  Тепловое  движение  атомов   и   молекул.
   Броуновское  движение.  Диффузия. Взаимодействие  частиц  вещества.
   Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
       Тепловое   равновесие.   Температура.  Связь   температуры   со
   скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия.  Работа
   и  теплопередача  как  способы изменения внутренней  энергии  тела.
   Виды   теплопередачи:   теплопроводность,   конвекция,   излучение.
   Количество   теплоты.  Удельная  теплоемкость.   Закон   сохранения
   энергии в тепловых процессах.
       Испарение   и  конденсация.  Кипение.  ЗАВИСИМОСТЬ  ТЕМПЕРАТУРЫ
   КИПЕНИЯ    ОТ    ДАВЛЕНИЯ.   Влажность   воздуха.    Плавление    и
   кристаллизация.   УДЕЛЬНАЯ  ТЕПЛОТА  ПЛАВЛЕНИЯ  И  ПАРООБРАЗОВАНИЯ.
   УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ.
       Преобразования  энергии  в тепловых машинах.  ПАРОВАЯ  ТУРБИНА,
   ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. КПД  ТЕПЛОВОЙ
   МАШИНЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН.
       Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных  состояний
   вещества,  различных видов теплопередачи; объяснение  этих  явлений
   на  основе  представлений об атомно-молекулярном строении вещества,
   закона сохранения энергии в тепловых процессах.
       Измерение физических величин: температуры, количества  теплоты,
   удельной  теплоемкости, УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА,  влажности
   воздуха.
       Проведение   простых  физических  опытов  и   экспериментальных
   исследований  по  выявлению  зависимостей:  температуры  остывающей
   воды  от  времени, температуры вещества от времени  при  изменениях
   агрегатных состояний вещества.
       Практическое   применение   физических   знаний    для    учета
   теплопроводности  и теплоемкости различных веществ  в  повседневной
   жизни.
       Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
   технических  объектов:  термометра, ПСИХРОМЕТРА,  ПАРОВОЙ  ТУРБИНЫ,
   ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.
   
       Электромагнитные явления
   
       Электризация    тел.    Два    вида   электрических    зарядов.
   Взаимодействие  зарядов.  Закон сохранения  электрического  заряда.
   Электрическое  поле. Действие электрического поля на  электрические
   заряды.  ПРОВОДНИКИ,  ДИЭЛЕКТРИКИ  И  ПОЛУПРОВОДНИКИ.  Конденсатор.
   Энергия  электрического поля конденсатора. Постоянный электрический
   ток.   ИСТОЧНИКИ   ПОСТОЯННОГО   ТОКА.   Сила   тока.   Напряжение.
   Электрическое  сопротивление.  НОСИТЕЛИ  ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ  ЗАРЯДОВ   В
   МЕТАЛЛАХ,  ПОЛУПРОВОДНИКАХ, ЭЛЕКТРОЛИТАХ И ГАЗАХ. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ
   ПРИБОРЫ.    Закон    Ома    для   участка    электрической    цепи.
   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ  И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ.  Работа  и
   мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.
       Опыт    Эрстеда.    Магнитное   поле    тока.    ЭЛЕКТРОМАГНИТ.
   Взаимодействие магнитов. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ. Действие  магнитного
   поля  на  проводник  с  током.  ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ.  Электромагнитная
   индукция.   Опыты   Фарадея.  ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР.   Переменный   ток.
   ТРАНСФОРМАТОР. ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА РАССТОЯНИЕ.
       КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ      КОНТУР.     ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ      КОЛЕБАНИЯ.
   ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ.
       Элементы    геометрической   оптики.    Закон    прямолинейного
   распространения  света.  Отражение  и  преломление   света.   Закон
   отражения   света.  Плоское  зеркало.  Линза.  Фокусное  расстояние
   линзы.  Глаз  как  оптическая система. Оптические приборы.  СВЕТ  -
   ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ  ВОЛНА. Дисперсия света. ВЛИЯНИЕ  ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ
   ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.
       Наблюдение   и   описание  электризации   тел,   взаимодействия
   электрических  зарядов  и  магнитов, действия  магнитного  поля  на
   проводник   с  током,  теплового  действия  тока,  электромагнитной
   индукции,  отражения,  преломления и  дисперсии  света;  объяснение
   этих явлений.
       Измерение    физических   величин:   силы   тока,   напряжения,
   электрического  сопротивления, работы и  мощности  тока,  фокусного
   расстояния собирающей линзы.
       Проведение   простых  физических  опытов  и   экспериментальных
   исследований   по   изучению:  электростатического   взаимодействия
   заряженных  тел,  действия магнитного поля на  проводник  с  током,
   последовательного    и   параллельного   соединения    проводников,
   зависимости  силы  тока  от  напряжения  на  участке   цепи,   угла
   отражения  света от угла падения, угла преломления  света  от  угла
   падения.
       Практическое  применение  физических  знаний  для   безопасного
   обращения  с  электробытовыми  приборами;  предупреждения  опасного
   воздействия   на   организм   человека   электрического   тока    и
   электромагнитных излучений.
       Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
   технических объектов: амперметра, вольтметра, ДИНАМИКА,  МИКРОФОНА,
   ]KEJRPNCEMEP@RNP@,    ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ,    очков,     ФОТОАППАРАТА,
   ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.
   
       Квантовые явления
   
       Радиоактивность.   Альфа-,  бета-  и  гамма-излучения.   ПЕРИОД
   ПОЛУРАСПАДА.
       Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. ОПТИЧЕСКИЕ СПЕКТРЫ.
   ПОГЛОЩЕНИЕ И ИСПУСКАНИЕ СВЕТА АТОМАМИ.
       Состав  атомного  ядра.  ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ  АТОМНЫХ  ЯДЕР.  Ядерные
   реакции.  ИСТОЧНИКИ  ЭНЕРГИИ  СОЛНЦА И ЗВЕЗД.  ЯДЕРНАЯ  ЭНЕРГЕТИКА.
   ДОЗИМЕТРИЯ.  ВЛИЯНИЕ  РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА  ЖИВЫЕ  ОРГАНИЗМЫ.
   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ.
       Наблюдение и описание ОПТИЧЕСКИХ СПЕКТРОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ, их
   объяснение НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРОЕНИИ АТОМА.
       Практическое  применение  физических  знаний  для   защиты   от
   опасного  воздействия на организм человека радиоактивных излучений;
   для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения физики ученик должен:
       знать/понимать:
       -   смысл   понятий:  физическое  явление,  физический   закон,
   вещество,  взаимодействие,  электрическое  поле,  магнитное   поле,
   волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
       -  смысл физических величин: путь, скорость, ускорение,  масса,
   плотность,  сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая
   энергия,  потенциальная  энергия, коэффициент  полезного  действия,
   внутренняя  энергия,  температура,  количество  теплоты,   удельная
   теплоемкость,   влажность   воздуха,  электрический   заряд,   сила
   электрического   тока,   электрическое  напряжение,   электрическое
   сопротивление,  работа  и  мощность электрического  тока,  фокусное
   расстояние линзы;
       -   смысл   физических  законов:  Паскаля,  Архимеда,  Ньютона,
   всемирного  тяготения, сохранения импульса и механической  энергии,
   сохранения  энергии в тепловых процессах, сохранения электрического
   заряда,  Ома  для  участка  электрической  цепи,  Джоуля  -  Ленца,
   прямолинейного распространения света, отражения света;
       уметь:
       -   описывать   и  объяснять  физические  явления:  равномерное
   прямолинейное  движение,  равноускоренное  прямолинейное  движение,
   передачу  давления жидкостями и газами, плавание тел,  механические
   колебания   и   волны,   диффузию,   теплопроводность,   конвекцию,
   излучение,     испарение,    конденсацию,    кипение,    плавление,
   кристаллизацию,  электризацию  тел,  взаимодействие   электрических
   зарядов,  взаимодействие  магнитов,  действие  магнитного  поля  на
   проводник   с   током,  тепловое  действие  тока,  электромагнитную
   индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
       -  использовать физические приборы и измерительные  инструменты
   для  измерения физических величин: расстояния, промежутка  времени,
   массы,  силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы  тока,
   напряжения,   электрического  сопротивления,  работы   и   мощности
   электрического тока;
       -  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
   и  выявлять  на  этой  основе  эмпирические  зависимости:  пути  от
   времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения  от  силы
   нормального  давления, периода колебаний маятника  от  длины  нити,
   периода  колебаний груза на пружине от массы груза и  от  жесткости
   пружины,  температуры  остывающего тела от времени,  силы  тока  от
   напряжения  на участке цепи, угла отражения от угла падения  света,
   угла преломления от угла падения света;
       -   выражать   результаты  измерений  и  расчетов  в   единицах
   Международной системы;
       -  приводить  примеры  практического  использования  физических
   знаний  о  механических,  тепловых,  электромагнитных  и  квантовых
   явлениях;
       - решать задачи на применение изученных физических законов;
       -     осуществлять     самостоятельный     поиск     информации
   естественнонаучного    содержания   с   использованием    различных
   источников   (учебных   текстов,  справочных  и   научно-популярных
   изданий,   компьютерных   баз  данных,  ресурсов   Интернета),   ее
   обработку  и  представление в разных формах  (словесно,  с  помощью
   графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -    обеспечения    безопасности   в   процессе   использования
   транспортных   средств,   электробытовых   приборов,    электронной
   техники;
       -   контроля   за  исправностью  электропроводки,  водопровода,
   сантехники и газовых приборов в квартире;
       - рационального применения простых механизмов;
       - оценки безопасности радиационного фона.
   
            СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
   
       Изучение   химии   на  ступени  основного  общего   образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение  важнейших знаний об основных  понятиях  и  законах
   химии, химической символике;
       -  овладение  умениями наблюдать химические явления,  проводить
   химический  эксперимент, производить расчеты на  основе  химических
   формул веществ и уравнений химических реакций;
       -   развитие   познавательных  интересов   и   интеллектуальных
   способностей   в  процессе  проведения  химического   эксперимента,
   самостоятельного приобретения знаний в соответствии с  возникающими
   жизненными потребностями;
       -  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
   компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
       -   применение  полученных  знаний  и  умений  для  безопасного
   использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и  на
   производстве,  решения  практических задач  в  повседневной  жизни,
   предупреждения   явлений,  наносящих  вред  здоровью   человека   и
   окружающей среде.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Методы познания веществ и химических явлений
   
       Химия  как часть естествознания. Химия - наука о веществах,  их
   строении, свойствах и превращениях.
       Наблюдение,  описание,  измерение, эксперимент,  МОДЕЛИРОВАНИЕ.
   ПОНЯТИЕ О ХИМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ.
       Экспериментальное изучение химических свойств неорганических  и
   органических веществ.
       Проведение  расчетов на основе формул и уравнений  реакций:  1)
   массовой  доли  химического элемента в веществе; 2)  массовой  доли
   растворенного  вещества в растворе; 3) количества  вещества,  массы
   или  объема  по  количеству вещества, массе или  объему  одного  из
   реагентов или продуктов реакции.
   
       Вещество
   
       Атомы   и  молекулы.  Химический  элемент.  ЯЗЫК  ХИМИИ.  Знаки
   химических   элементов,  химические  формулы.   Закон   постоянства
   состава.
       Относительные  атомная  и молекулярная массы.  АТОМНАЯ  ЕДИНИЦА
   МАССЫ. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
       Чистые  вещества  и  смеси  веществ. Природные  смеси:  ВОЗДУХ,
   ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЕ ВОДЫ.
       Качественный  и  количественный  состав  вещества.  Простые   и
   сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
       Периодический   закон   и  Периодическая   система   химических
   элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы.
       Строение  атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.
   Строение   электронных   оболочек  атомов   первых   20   элементов
   Периодической системы Д.И. Менделеева.
       Строение  молекул.  Химическая связь. Типы  химических  связей:
   ковалентная   (полярная   и  неполярная),  ионная,   металлическая.
   Понятие о валентности и степени окисления.
       Вещества   в   твердом,   жидком  и   газообразном   состоянии.
   Кристаллические  и АМОРФНЫЕ вещества. ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ  РЕШЕТОК
   (АТОМНАЯ, МОЛЕКУЛЯРНАЯ, ИОННАЯ И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ).
   
       Химическая реакция
   
       Химическая  реакция.  Условия  и признаки  химических  реакций.
   Сохранение массы веществ при химических реакциях.
       Классификация химических реакций по различным признакам:  числу
   и   составу  исходных  и  полученных  веществ;  изменению  степеней
   окисления  химических элементов; поглощению или выделению  энергии.
   ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. КАТАЛИЗАТОРЫ.
       Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных   растворах.
   Электролиты    и   неэлектролиты.   Ионы.   Катионы    и    анионы.
   Электролитическая  диссоциация кислот,  щелочей  и  солей.  Реакции
   ионного обмена.
       Окислительно-восстановительные    реакции.     Окислитель     и
   восстановитель.
   
       Элементарные основы неорганической химии
   
       Свойства  простых  веществ (металлов  и  неметаллов),  оксидов,
   оснований, кислот, солей.
       Водород.  Водородные  соединения  неметаллов.  Кислород.  Озон.
   Вода.
       Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
       Сера. Оксиды серы. Серная, СЕРНИСТАЯ И СЕРОВОДОРОДНАЯ кислоты и
   их соли.
       Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и  ее
   соли.
       Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
       Углерод.  Алмаз,  графит. Угарный и углекислый  газы.  Угольная
   кислота и ее соли.
       Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. СИЛИКАТЫ.
       Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
       Алюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА.
       Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа.
   
       Первоначальные представления об органических веществах
   
       Первоначальные сведения о строении органических веществ.
       Углеводороды: метан, этан, этилен.
       Спирты   (метанол,  этанол,  глицерин)  и  карбоновые   кислоты
   (уксусная,   стеариновая)   как  представители   кислородсодержащих
   органических соединений.
       Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
       ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИМЕРАХ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИЭТИЛЕНА.
   
       Экспериментальные основы химии
   
       Правила  работы в школьной лаборатории. Лабораторная  посуда  и
   оборудование. Правила безопасности.
       Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
       Взвешивание.  Приготовление  растворов.  Получение   кристаллов
   солей. Проведение химических реакций в растворах.
       НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ  УСТРОЙСТВА. ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ  РЕАКЦИЙ  ПРИ
   НАГРЕВАНИИ.
       Методы  анализа  веществ. Качественные реакции на  газообразные
   вещества   и   ионы   в  растворе.  Определение  характера   среды.
   Индикаторы.
       Получение газообразных веществ.
   
       Химия и жизнь
   
       Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
       ХИМИЯ  И ЗДОРОВЬЕ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ; ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
   С ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ.
       ХИМИЯ   И   ПИЩА.  КАЛОРИЙНОСТЬ  ЖИРОВ,  БЕЛКОВ  И   УГЛЕВОДОВ.
   КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, УКСУСНАЯ КИСЛОТА).
       ХИМИЧЕСКИЕ  ВЕЩЕСТВА  КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И  ПОДЕЛОЧНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ
   (МЕЛ, МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, СТЕКЛО, ЦЕМЕНТ).
       ПРИРОДНЫЕ  ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. НЕФТЬ И ПРИРОДНЫЙ  ГАЗ,  ИХ
   ПРИМЕНЕНИЕ.
       Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
       Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций
   в  повседневной жизни. ТОКСИЧНЫЕ, ГОРЮЧИЕ И ВЗРЫВООПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
   БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения химии ученик должен:
       знать/понимать:
       -  химическую  символику: знаки химических  элементов,  формулы
   химических веществ и уравнения химических реакций;
       -  важнейшие  химические  понятия:  химический  элемент,  атом,
   молекула,   относительные  атомная  и  молекулярная   массы,   ион,
   химическая  связь, вещество, классификация веществ, моль,  молярная
   масса,  молярный объем, химическая реакция, классификация  реакций,
   электролит    и    неэлектролит,   электролитическая   диссоциация,
   окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
       -  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
   состава, периодический закон;
       уметь:
       - называть: химические элементы, соединения изученных классов;
       -  объяснять:  физический смысл атомного  (порядкового)  номера
   химического  элемента, номеров группы и периода, к которым  элемент
   принадлежит    в    Периодической    системе    Д.И.    Менделеева;
   закономерности   изменения  свойств  элементов  в  пределах   малых
   периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
       - характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция)
   на  основе  их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева  и
   особенностей строения их атомов; связь между составом, строением  и
   свойствами   веществ;   химические   свойства   основных    классов
   неорганических веществ;
       -  определять:  состав  веществ по их формулам,  принадлежность
   веществ   к   определенному  классу  соединений,  типы   химических
   реакций,  валентность и степень окисления элемента  в  соединениях,
   тип  химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
   ионного обмена;
       -   составлять:  формулы  неорганических  соединений  изученных
   классов;  схемы  строения атомов первых 20 элементов  Периодической
   системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
       - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
       -  распознавать  опытным путем: кислород,  водород,  углекислый
   газ,   аммиак;  растворы  кислот  и  щелочей,  хлорид-,   сульфат-,
   карбонат-ионы;
       -  вычислять:  массовую долю химического  элемента  по  формуле
   соединения;   массовую   долю  вещества  в   растворе;   количество
   вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или  массе
   реагентов или продуктов реакции;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - безопасного обращения с веществами и материалами;
       - экологически грамотного поведения в окружающей среде;
       -  оценки  влияния химического загрязнения окружающей среды  на
   организм человека;
       -  критической  оценки информации о веществах,  используемых  в
   быту;
       - приготовления растворов заданной концентрации.
   
          СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
   
       Изучение  искусства  на  ступени основного  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям
   жизни и искусства;
       -  воспитание  и развитие художественного вкуса учащегося,  его
   интеллектуальной  и  эмоциональной сферы,  творческого  потенциала,
   способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
       -  освоение  знаний  о  классическом и  современном  искусстве;
   ознакомление   с   выдающимися   произведениями   отечественной   и
   зарубежной художественной культуры;
       -  овладение  практическими умениями и навыками  художественно-
   творческой деятельности;
       - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным
   традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
   
                                Музыка
   
       Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
       -  формирование  музыкальной культуры  как  неотъемлемой  части
   духовной культуры;
       -   развитие   музыкальности;  музыкального  слуха,  певческого
   голоса,   музыкальной  памяти  и  восприимчивости,  способности   к
   сопереживанию;  образного  и ассоциативного  мышления,  творческого
   воображения;
       -  освоение  музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной
   природе,   жанровом  и  стилевом  многообразии,   о   выразительных
   средствах,  особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
   классическом  наследии  и  современном творчестве  отечественных  и
   зарубежных  композиторов; о воздействии музыки на  человека;  о  ее
   взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
       - овладение практическими умениями и навыками в различных видах
   музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении  (в  том
   числе   с   ориентацией   на   нотную   запись),   инструментальном
   музицировании,   музыкально-пластическом  движении,   импровизации,
   драматизации исполняемых произведений;
       -   воспитание  устойчивого  интереса  к  музыке,  музыкальному
   искусству  своего народа и других народов мира; музыкального  вкуса
   учащихся;     потребности    к    самостоятельному    общению     с
   высокохудожественной   музыкой   и  музыкальному   самообразованию;
   эмоционально-ценностного  отношения  к  музыке;   слушательской   и
   исполнительской культуры учащихся.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Основы музыкальной культуры
   
       Музыка  как  вид  искусства.  Интонационно-образная,  жанровая,
   стилевая  основа  музыки. Интонация как носитель смысла  в  музыке.
   Музыкальный    образ   и   музыкальная   драматургия.   Возможности
   музыкальных  форм  (двухчастной  и  трехчастной,  вариации,  рондо,
   СЮИТЫ,  СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО  ЦИКЛА)  в  воплощении  музыкального
   образа   и   его   развития.  Разнообразие   вокальной,   вокально-
   инструментальной,   камерно-инструментальной,    симфонической    и
   театральной  музыки. Характерные черты русской и западноевропейской
   музыки  различных  исторических эпох, национальных  школ,  стилевых
   направлений,  индивидуального  творчества  выдающихся  композиторов
   прошлого и современности.
       Исполнение  музыки как искусство интерпретации.  Основные  виды
   исполнительской   деятельности:   пение,   игра   на    музыкальных
   инструментах  и их разновидности. Певческие голоса: сопрано,  альт,
   тенор,  бас,  дискант  И  ДР. Хоры: академический,  народный.  Виды
   оркестра:   симфонический,  камерный,  духовой,  оркестр   народных
   инструментов,   эстрадно-джазовый   оркестр.   Характер    звучания
   отдельных инструментов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное