Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
         СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
   
       Изучение  математики на ступени начального  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие  образного  и  логического  мышления,  воображения;
   формирование   предметных   умений  и  навыков,   необходимых   для
   успешного   решения  учебных  и  практических  задач,   продолжения
   образования;
       -    освоение   основ   математических   знаний,   формирование
   первоначальных представлений о математике;
       -  воспитание  интереса  к математике, стремления  использовать
   математические знания в повседневной жизни.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Числа и вычисления
   
       Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел  от
   0  до  1000000.  Классы  и  разряды. Отношения  "равно",  "больше",
   "меньше" для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.
       Сложение   и  вычитание  чисел,  использование  соответствующих
   терминов.  Таблица  сложения.  Отношения  "больше  на...",  "меньше
   на...".
       Умножение   и   деление  чисел,  использование  соответствующих
   терминов.  Таблица  умножения. Отношения "больше  в...  ",  "меньше
   в... ". Деление с остатком.
       Арифметические действия с нулем.
       Определение  порядка выполнения действий в числовых выражениях.
   Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.
       Перестановка  слагаемых  в  сумме.  Перестановка  множителей  в
   произведении.   Группировка   слагаемых   в   сумме.    Группировка
   множителей  в  произведении. Умножение суммы на число  и  числа  на
   сумму. Деление суммы на число.
       Устные   и   письменные  вычисления  с  натуральными   числами.
   Использование   свойств  арифметических  действий  при   выполнении
   вычислений.   НАХОЖДЕНИЕ  НЕИЗВЕСТНОГО  КОМПОНЕНТА   АРИФМЕТИЧЕСКИХ
   ДЕЙСТВИЙ. Способы проверки правильности вычислений.
       Сравнение  и упорядочение объектов по разным признакам:  длине,
   массе,  вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр,
   метр,   километр),   массы  (грамм,  килограмм,  центнер,   тонна),
   вместимости  (литр), времени (секунда, минута, час, сутки,  неделя,
   месяц, год, век).
       Установление  зависимостей  между величинами,  характеризующими
   процессы:  движения  (пройденный  путь,  время,  скорость);  работы
   (объем  всей  работы,  время,  производительность  труда);  "купли-
   продажи"  (количество  товара, его цена  и  стоимость).  Построение
   простейших  логических  выражений  типа  "...и/или...",   "если...,
   то...", "не только, но и...".
       Решение  текстовых задач арифметическим способом (с  опорой  на
   схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
   
       Пространственные  отношения. Геометрические  фигуры.  Измерение
   геометрических величин
   
       Установление  пространственных  отношений:  выше-ниже,   слева-
   справа,  сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади,  перед,  после,
   между и др.
       Распознавание   и  изображение  геометрических  фигур:   точка,
   прямая,    отрезок,    угол,    многоугольники    -    треугольник,
   прямоугольник.  РАСПОЗНАВАНИЕ:  ОКРУЖНОСТЬ  И  КРУГ;  КУБ  И   ШАР.
   Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
       Вычисление  периметра  многоугольника.  Площадь  геометрической
   фигуры.   Единицы   площади   (квадратный   сантиметр,   квадратный
   дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения математики ученик должен:
       знать/понимать:
       - последовательность чисел в пределах 100000;
       - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
       - таблицу умножения и деления однозначных чисел;
       - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
       уметь:
       - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
       -  представлять  многозначное  число  в  виде  суммы  разрядных
   слагаемых;
       - пользоваться изученной математической терминологией;
       -   выполнять  устно  арифметические  действия  над  числами  в
   пределах  сотни  и с большими числами в случаях, легко  сводимых  к
   действиям в пределах ста;
       - выполнять деление с остатком в пределах ста;
       -   выполнять  письменные  вычисления  (сложение  и   вычитание
   многозначных  чисел,  умножение  и деление  многозначных  чисел  на
   однозначное и двузначное число);
       - выполнять вычисления с нулем;
       -  вычислять значение числового выражения, содержащего  2  -  3
   действия (со скобками и без них);
       - проверять правильность выполненных вычислений;
       -  решать текстовые задачи арифметическим способом (не более  2
   действий);
       -  чертить  с помощью линейки отрезок заданной длины,  измерять
   длину заданного отрезка;
       -  распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их
   на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
       - вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
       - сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные
   величины в различных единицах;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   ориентировки   в   окружающем  пространстве   (планирование
   маршрута, выбор пути передвижения и др.);
       - сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине,
   площади, массе, вместимости;
       - определения времени по часам (в часах и минутах);
       -  решения  задач,  связанных с бытовыми жизненными  ситуациями
   (покупка, измерение, взвешивание и др.);
       - оценки размеров предметов "на глаз";
       -   самостоятельной  конструкторской  деятельности  (с   учетом
   возможностей применения разных геометрических фигур).
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
   
       Изучение   окружающего  мира  на  ступени   начального   общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие  умений наблюдать, характеризовать,  анализировать,
   обобщать  объекты  окружающего мира, рассуждать, решать  творческие
   задачи;
       -  освоение  знаний  об окружающем мире, единстве  и  различиях
   природного  и  социального; о человеке и  его  месте  в  природе  и
   обществе;
       -  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения  к
   окружающему  миру,  экологической и духовно-нравственной  культуры,
   патриотических   чувств;  потребности  участвовать   в   творческой
   деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
   
               Обязательный минимум содержания основных
                       образовательных программ
   
       Окружающий  мир. Что такое окружающий мир. Как человек  познает
   природу, общество, самого себя.
       Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы.
   Правила   организации  домашней  учебной  работы.  Личная  гигиена,
   охрана  и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах,  в
   лесу,  на водоеме, при пожаре). ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ  И
   ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
       Младший школьник и семья. ТРУД, ОТДЫХ В СЕМЬЕ. ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ.
   ДЕНЬГИ.   Сверстники,   друзья.  Школа,   учебный   труд.   Правила
   взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, культура  поведения  в
   школе.
       Природа.   Неживая   и   живая  природа  (различение,   краткая
   характеристика  объектов  неживой  и  живой  природы,  отличие   от
   изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления  природы
   (общее  представление  о 3 - 4 явлениях). Особенности  времен  года
   (на основе наблюдений). Погода, ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ.
       Твердые,  жидкие,  газообразные  вещества;  легко  определяемые
   свойства  веществ  (на  примере воды,  воздуха).  Разные  состояния
   воды.  Вода в природе. Водоемы, их использование человеком,  охрана
   (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
       Формы  поверхности: равнина, горы, холмы, овраги  (узнавание  в
   природе,  на  рисунке,  карте).  ПОЧВА,  ЕЕ  ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ   ЖИЗНИ.
   ПОЛЕЗНЫЕ  ИСКОПАЕМЫЕ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В ДАННОЙ МЕСТНОСТИ  (2  -  3
   НАЗВАНИЯ), ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ.
       Растения:  разнообразие, части растения,  условия,  необходимые
   для  жизни.  Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения  в  ближайшем
   окружении,  сравнение). Дикорастущие и культурные растения  родного
   края (различение).
       ГРИБЫ. СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ (УЗНАВАНИЕ).
       Животные:   разнообразие  (насекомые,  рыбы,   птицы,   звери);
   особенности  их  внешнего вида, питания, РАЗМНОЖЕНИЯ  (на  примерах
   животных,  обитающих  в данной местности). Взаимосвязь  растений  и
   животных (на конкретных примерах).
       ПРИРОДНЫЕ  СООБЩЕСТВА  РОДНОГО КРАЯ (2  -  3).  ПРИРОДНЫЕ  ЗОНЫ
   РОССИИ,  РАСТИТЕЛЬНЫЙ  И  ЖИВОТНЫЙ МИР, ОСОБЕННОСТИ  ТРУДА  И  БЫТА
   ЛЮДЕЙ 2 - 3 ПРИРОДНЫХ ЗОН.
       Человек  и  природа. Общее представление о строении и  основных
   функциях  организма человека. Природа как важнейшее  условие  жизни
   человека.   Влияние  деятельности  человека  на   природу.   Охрана
   природных  богатств. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ (ОТДЕЛЬНЫЕ  ПРЕДСТАВИТЕЛИ
   РАСТЕНИЙ  И  ЖИВОТНЫХ),  ЗАПОВЕДНИКИ,  НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАРКИ   (ОБЩЕЕ
   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ).
       Правила поведения в природе.
       Общество.  Человек  -  член общества.  Россия  -  наша  Родина.
   Государственная   символика   России.  Государственные   праздники.
   Россия   на   карте.   КОНСТИТУЦИЯ  -  ОСНОВНОЙ  ЗАКОН   РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ.   ПРАВА  РЕБЕНКА.  ВАЖНЕЙШИЕ  СОБЫТИЯ,  ПРОИСХОДЯЩИЕ   В
   СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
       Москва      -     столица     России     (НАЗВАНИЯ     ОСНОВНЫХ
   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ;   ХАРАКТЕРИСТИКА   ОТДЕЛЬНЫХ   ИСТОРИЧЕСКИХ
   СОБЫТИЙ,  СВЯЗАННЫХ С МОСКВОЙ; ГЕРБ СТОЛИЦЫ). Города  России  (2  -
   3):   название,  достопримечательности,  расположение   на   карте.
   НАРОДЫ,  НАСЕЛЯЮЩИЕ РОССИЮ (2 - 3): ОБЫЧАИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
   БЫТА.
       История   Отечества:  отдельные,  наиболее   важные   и   яркие
   исторические события; картины быта, труда, традиций людей в  разные
   исторические времена.
       Родной  край  -  малая  Родина.  Родной  город  (село),  регион
   (область,      республика,      край),      название,      основные
   достопримечательности.  ОСОБЕННОСТИ  ТРУДА  ЛЮДЕЙ   РОДНОГО   КРАЯ,
   ПРОФЕССИИ. ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.
       Земля - планета жизни. СОЛНЦЕ - НЕБЕСНОЕ ТЕЛО, ИСТОЧНИК СВЕТА И
   ТЕПЛА  (ОБЩЕЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЛИЯНИИ НА ЗЕМНУЮ  ЖИЗНЬ).  Земля  -
   планета.  Материки и океаны (общее представление,  расположение  на
   глобусе,  карте).  Условия  жизни на Земле:  свет,  тепло,  воздух,
   вода.
       СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МНОГООБРАЗИИ СТРАН,
   НАРОДОВ;  НАЗВАНИЯ  2  - 3 СТРАН, ИХ ГЛАВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ,
   РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ).
       Опыт практической деятельности.
       Наблюдения  в природе, сравнение свойств наблюдаемых  объектов.
   Опыты  с  природными  объектами, простейшие измерения  (температуры
   воздуха,  воды,  тела  человека с помощью  термометра;  времени  по
   часам;  своего  веса, роста). Работа с готовыми  моделями  (глобус,
   карта  и  др.);  создание  несложных  моделей.  Ориентирование   на
   местности;   определение  сторон  горизонта  с   помощью   компаса.
   Элементарные приемы чтения ПЛАНА, карты (без масштаба).
       ВОЗМОЖНЫЕ  СПОСОБЫ УЧАСТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДООХРАННОЙ
   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОЦЕНКА СВОЕГО И ЧУЖОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ДОСТУПНЫХ  ДЕТЯМ  ИСТОЧНИКОВ   ИНФОРМАЦИИ   ДЛЯ
   ПОЛУЧЕНИЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ  СВЕДЕНИЙ  ОБ  ОКРУЖАЮЩЕМ  МИРЕ.   ОЦЕНКА
   ОТДЕЛЬНЫХ,  ПОНЯТНЫХ  МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  СОБЫТИЙ,  ПРОИСХОДЯЩИХ  В
   ОБЩЕСТВЕ.   ПЕРЕДАЧА  СВОИХ  ВПЕЧАТЛЕНИЙ  ОБ  ОКРУЖАЮЩЕМ   МИРЕ   В
   РИСУНКАХ, ПОДЕЛКАХ, УСТНЫХ РАССКАЗАХ.
       ОПЫТ  ОБЩЕНИЯ  СО  СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.  СОВМЕСТНЫЕ  ИГРЫ,
   ТРУД, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения окружающего мира ученик должен:
       знать/понимать:
       -  название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона,
   где живут учащиеся; родного города (села);
       - государственную символику России;
       - государственные праздники;
       - основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
       - общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
       - правила сохранения и укрепления здоровья;
       -  основные  правила поведения в окружающей среде (на  дорогах,
   водоемах, в школе);
       уметь:
       -  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,
   сравнительные размеры);
       -  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой
   природы;
       - различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
       -  приводить  примеры представителей разных  групп  растений  и
   животных   (2   -   3   представителя  из  изученных);   раскрывать
   особенности их внешнего вида и жизни;
       -  показывать  на  карте,  глобусе  материки  и  океаны,  горы,
   равнины,  моря,  реки  (без  названий); границы  России,  некоторые
   города России (родной город, столицу, еще 1 - 2 города);
       - описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  обогащения  жизненного опыта, решения практических  задач  с
   помощью наблюдения, измерения, сравнения;
       - ориентирования на местности с помощью компаса;
       -  определения  температуры  воздуха,  воды,  тела  человека  с
   помощью термометра;
       -  установления связи между сезонными изменениями в  неживой  и
   живой природе;
       - ухода за растениями (животными);
       -  выполнения  изученных правил охраны и  укрепления  здоровья,
   безопасного поведения;
       -  оценки  воздействия человека на природу,  выполнения  правил
   поведения в природе и участия в ее охране;
       -     удовлетворения    познавательных    интересов,     поиска
   дополнительной  информации  о родном  крае,  родной  стране,  нашей
   планете.
   
          СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
   
                                Музыка
   
       Изучение   музыки  на  ступени  начального  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       - формирование основ музыкальной культуры;
       -   развитие   интереса   к  музыке  и  музыкальным   занятиям;
   музыкального  слуха,  чувства  ритма,  дикции,  певческого  голоса,
   музыкальной   памяти,   образного   и   ассоциативного    мышления,
   воображения;  учебно-творческих  способностей  в  различных   видах
   музыкальной деятельности;
       - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
       -   овладение  практическими  умениями  и  навыками  в  учебно-
   творческой   деятельности:   пении,  слушании   музыки,   игре   на
   музыкальных   инструментах,  музыкально-пластическом   движении   и
   импровизации;
       -  воспитание  музыкального вкуса; нравственных и  эстетических
   чувств:  любви  к ближнему, к своему народу, к Родине;  уважения  к
   истории,   традициям,  музыкальной  культуре  разных  стран   мира;
   эмоционально-ценностного отношения к искусству.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Основы музыкальной культуры
   
       Представления   о   музыке.   Образная   природа   музыкального
   искусства.  Воплощение  в  музыке  настроений,  чувств,   характера
   человека, его отношения к природе, к жизни.
       Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель  -
   слушатель.  Музыкальный фольклор народов России  и  мира,  народные
   музыкальные   традиции  родного  края,  сочинения  профессиональных
   композиторов.
       Выразительность  и  изобразительность  в  музыке.  Интонация  в
   музыке.  Основные  средства  музыкальной выразительности  (мелодия,
   ритм, темп, тембр, динамика, ЛАД).
       Различные  виды  музыки: вокальная, инструментальная;  сольная,
   хоровая,  оркестровая.  Представление  о  многообразии  музыкальных
   жанров  (песня,  танец,  марш  и их разновидности;  опера,  мюзикл,
   балет)  и  форм (ДВУХ- И ТРЕХЧАСТНАЯ, ВАРИАЦИИ, РОНДО). Песенность,
   танцевальность, маршевость.
       ОСНОВЫ НОТНОЙ ГРАМОТЫ.
       Певческие  голоса:  детские, женские, мужские.  Хоры:  детский,
   женский,  мужской,  смешанный. Музыкальные  инструменты.  Оркестры:
   народных инструментов, духовой, симфонический.
       Представления о музыкальной жизни страны
       Государственный музыкальный символ - Гимн России.
       Музыкальные традиции родного края.
       КОНКУРСЫ  И  ФЕСТИВАЛИ  ЮНЫХ  МУЗЫКАНТОВ.  ДЕТСКИЙ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ
   ТЕАТР.   МУЗЫКА  В  ДЕТСКИХ  РАДИО-  И  ТЕЛЕПЕРЕДАЧАХ.  МУЗЫКАЛЬНЫЕ
   АУДИОЗАПИСИ И ВИДЕОФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
   
       Опыт музыкально-творческой деятельности
   
       Приобретение  первоначального  творческого  опыта  в  различных
   видах музыкальной деятельности.
       Слушание   музыки.  Личностно-окрашенное  эмоционально-образное
   восприятие  музыки,  разной  по  характеру,  содержанию,  средствам
   музыкальной    выразительности;   накопление    музыкально-слуховых
   представлений  об  интонационной природе  музыки,  многообразии  ее
   видов, жанров и форм.
       Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся
   представителей  отечественной  и  зарубежной  музыкальной  классики
   (М.И.  Глинка, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Р.К.  Щедрин,  В.А.
   Моцарт, Р. Шуман, Э. Григ).
       Произведения современных композиторов для детей.
       Пение.  Самовыражение  ребенка в пении с сопровождением  и  без
   сопровождения,   одноголосном  и  с   элементами   двухголосия,   С
   ОРИЕНТАЦИЕЙ  НА  НОТНУЮ  ЗАПИСЬ.  Поиски  исполнительских   средств
   выразительности  для  воплощения  музыкального  образа  в  процессе
   разучивания  и  исполнения  произведения,  вокальной  импровизации.
   Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-
   исполнительского замысла.
       Инструментальное  музицирование.  Накопление  опыта  творческой
   деятельности  в  индивидуальном  и  коллективном  музицировании  на
   элементарных  музыкальных  инструментах в  процессе  разучивания  и
   исполнения  произведений,  сочинения  ритмического  аккомпанемента,
   импровизации.
       Музыкально-пластическое    движение.   Индивидуально-личностное
   выражение    характера   музыки   и   особенностей   ее    развития
   пластическими  средствами  в коллективной  форме  деятельности  при
   создании музыкально-пластических композиций и импровизации,  в  том
   числе танцевальных.
       Драматизация     музыкальных    произведений.     Участие     в
   театрализованных   формах  игровой  музыкально-творческой   учебной
   деятельности: инсценировка песен, танцев.
       ВЫРАЖЕНИЕ   ОБРАЗНОГО   СОДЕРЖАНИЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО   ПРОИЗВЕДЕНИЯ
   СРЕДСТВАМИ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА  (В  РИСУНКЕ,  ДЕКОРАТИВНО-
   ПРИКЛАДНОМ   ТВОРЧЕСТВЕ),  В  СОЗДАНИИ  ДЕКОРАЦИЙ  И   КОСТЮМОВ   К
   ИНСЦЕНИРОВКАМ.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения музыки ученик должен:
       знать/понимать:
       - слова и мелодию Гимна России;
       - выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
       - смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";
       - названия изученных жанров и форм музыки;
       - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции
   родного края (праздники и обряды);
       - названия изученных произведений и их авторов;
       -   наиболее   популярные  в  России  музыкальные  инструменты;
   певческие голоса, виды оркестров и хоров;
       уметь:
       -  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена
   их авторов;
       -  определять  на  слух основные жанры музыки (песня,  танец  и
   марш);
       -  определять  и  сравнивать характер,  настроение  и  средства
   выразительности   (мелодия,  ритм,   темп,   тембр,   динамика)   в
   музыкальных произведениях (фрагментах);
       -  передавать  настроение  музыки и  его  изменение:  в  пении,
   музыкально-пластическом движении, игре на элементарных  музыкальных
   инструментах;
       -  исполнять  в хоре вокальные произведения с сопровождением  и
   без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
       -  исполнять  несколько  народных и  композиторских  песен  (по
   выбору учащегося);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  восприятия художественных образцов народной, классической  и
   современной музыки;
       - исполнения знакомых песен;
       - участия в коллективном пении;
       - музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
       -     передачи     музыкальных    впечатлений    пластическими,
   изобразительными средствами и др.
   
                       Изобразительное искусство
   
       Изучение   изобразительного  искусства  на  ступени  начального
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие  способности к эмоционально-ценностному  восприятию
   произведения  изобразительного искусства,  выражению  в  творческих
   работах своего отношения к окружающему миру;
       -  освоение  первичных  знаний  о мире  пластических  искусств:
   изобразительном,  декоративно-прикладном, архитектуре,  дизайне;  о
   формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
       -   овладение   элементарными  умениями,  навыками,   способами
   художественной деятельности;
       -  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры  восприятия
   произведений   профессионального   и   народного   изобразительного
   искусства;  нравственных  и эстетических  чувств:  любви  к  родной
   природе,   своему   народу,  Родине,  уважения  к   ее   традициям,
   героическому прошлому, многонациональной культуре.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Эстетическое восприятие и основы изобразительного искусства
   
       Особенности  художественного творчества:  художник  и  зритель.
   Образное    содержание   искусства.   Отражение   в   произведениях
   пластических  искусств  человеческих чувств  и  идей;  отношения  к
   природе, человеку и обществу.
       Виды  и  жанры  изобразительных (пластических) искусств  (общее
   представление), их связь с жизнью.
       Представление о роли изобразительных (пластических) искусств  в
   организации материального окружения человека (вторая природа),  его
   повседневной жизни.
       Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского  и  мирового
   искусства.  Представление о богатстве и разнообразии художественной
   культуры   России   и   мира.  Отражение  патриотической   темы   в
   произведениях отечественных художников.
       Знакомство  с  отдельными произведениями выдающихся  русских  и
   зарубежных  художников: В.М. Васнецов, И.Е.  Репин,  В.И.  Суриков,
   В.А.  Серов,  А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,  К.Ф.  ЮОН,
   И.Э.  ГРАБАРЬ, А.А. ПЛАСТОВ, А.А. ДЕЙНЕКА, РАФАЭЛЬ САНТИ,  ЛЕОНАРДО
   ДА  ВИНЧИ,  РЕМБРАНДТ  ВАН РЕЙН, ВАН ГОГ, К. МОНЕ.  Ознакомление  с
   произведениями  народных  художественных  промыслов  в  России   (с
   учетом местных условий).
       Основы   изобразительного  языка:  рисунок,  цвет,  композиция,
   ПРОПОРЦИИ.
       Взаимосвязи  изобразительного искусства с музыкой, литературой,
   театром, кино.
       Ведущие    художественные    музеи   России:    Государственная
   Третьяковская    галерея,    Русский    музей,    Эрмитаж,    Музей
   изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
   
       Опыт художественно-творческой деятельности
   
       Участие   в   различных  видах  изобразительной,   декоративно-
   прикладной и художественно-конструктивной деятельности <*>.
   ------------------------------------
       <*> Связь с учебным предметом "Технология".
   
       Изображение  с  натуры,  по  памяти и  воображению  (натюрморт,
   пейзаж, животные, человек).
       Освоение   основ   рисунка,  живописи,  декоративно-прикладного
   искусства. Создание моделей предметов бытового окружения  человека.
   Овладение навыками бумагопластики.
       Выбор   и   применение  выразительных  средств  для  реализации
   собственного   замысла   в   рисунке,  аппликации,   художественном
   изделии.
       Передача  настроения в творческой работе (в живописи,  графике,
   скульптуре,  декоративно-прикладном  искусстве)  с  помощью  цвета,
   ТОНА,  композиции,  пространства,  линии,  ШТРИХА,  пятна,  объема,
   МАТЕРИАЛА, ОРНАМЕНТА, КОНСТРУИРОВАНИЯ.
       Использование  в  индивидуальной  и  коллективной  деятельности
   различных  художественных  техник и  материалов:  КОЛЛАЖ,  ГРАТТАЖ,
   АППЛИКАЦИЯ,  бумажная пластика, гуашь, акварель, ПАСТЕЛЬ,  ВОСКОВЫЕ
   МЕЛКИ,  ТУШЬ, карандаш, ФЛОМАСТЕРЫ, ПЛАСТИЛИН, ГЛИНА,  подручные  и
   природные материалы.
       Выражение  своего  отношения  к  произведению  изобразительного
   искусства в высказывании, рассказе, НЕБОЛЬШОМ СОЧИНЕНИИ. Участие  в
   обсуждении   содержания   и  выразительных   средств   произведений
   изобразительного искусства.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
       знать/понимать:
       -   основные   жанры   и  виды  произведений   изобразительного
   искусства;
       - известные центры народных художественных ремесел России;
       - ведущие художественные музеи России;
       уметь:
       - различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
       -  узнавать  отдельные произведения выдающихся отечественных  и
   зарубежных художников, называть их авторов;
       -  сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
   (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
       -   использовать   художественные  материалы  (гуашь,   цветные
   карандаши, акварель, бумага);
       -  применять основные средства художественной выразительности в
   рисунке  и  живописи  (с  натуры,  по  памяти  и  воображению),   в
   декоративных    и    конструктивных   работах,    иллюстрациях    к
   произведениям литературы и музыки;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - самостоятельной творческой деятельности;
       -  обогащения  опыта  восприятия произведений  изобразительного
   искусства;
       - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)
   при   посещении   выставок,   музеев  изобразительного   искусства,
   народного творчества и др.
   
         СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
   
       Изучение  технологии на ступени начального  общего  образования
   направлено на достижение следующих целей:
       -  овладение  начальными трудовыми умениями и навыками,  опытом
   практической деятельности по созданию объектов труда, полезных  для
   человека  и общества; способами планирования и организации трудовой
   деятельности,    объективной   оценки   своей   работы;    умениями
   использовать  компьютерную  технику  для  работы  с  информацией  в
   учебной деятельности и повседневной жизни <*>;
       -  развитие  сенсорики, мелкой моторики рук,  пространственного
   воображения, технического и логического мышления, глазомера;
       -  освоение  знаний  о  роли трудовой деятельности  человека  в
   преобразовании   окружающего   мира;  формирование   первоначальных
   представлений о мире профессий;
       -  воспитание  трудолюбия, уважительного отношения  к  людям  и
   результатам  их труда; интереса к информационной и коммуникационной
   деятельности;  практическое  применение  правил  сотрудничества   в
   коллективной деятельности.
   ------------------------------------
       <*> Решается средствами всех учебных предметов.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
   
       Трудовая  деятельность в жизни человека.  Рукотворный  мир  как
   результат  труда  человека.  Влияние  технологической  деятельности
   человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
       Содержание   труда  людей  ближайшего  окружения   (профессии).
   РУЧНОЙ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ТРУД.
       Процесс   труда:  планирование,  организация  рабочего   места,
   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   РАБОЧЕГО  ВРЕМЕНИ,  выполнение   последовательности
   операций,   контроль   за   ходом  и   результатами   деятельности.
   Осуществление  сотрудничества при коллективной  работе.  Соблюдение
   безопасных  приемов  труда  при работе с различными  инструментами,
   материалами, бытовой техникой.
       Создание  моделей  несложных  объектов  (первоначальные  умения
   проектной деятельности).
   
       Технология  изготовления изделий из различных материалов  (опыт
   практической деятельности)
   
       Многообразие  материалов и область их применения.  Природные  и
   искусственные    материалы    (называние,    сравнение     свойств,
   использование).  Выбор  материалов  по  их  свойствам.   Подготовка
   материалов   к   работе.   Бережное   использование   и   ЭКОНОМНОЕ
   РАСХОДОВАНИЕ материалов.
       Поиск,  преобразование,  хранение и применение  информации  для
   решения  технических  и технологических задач.  Определение  формы,
   размеров,  последовательности  изготовления  изделий  по  рисункам,
   схемам,  эскизам,  чертежам.  Разметка  деталей  по  шаблонам  и  с
   применением  разметочных инструментов. Использование измерений  для
   решения практических задач.
       Изготовление   плоскостных  и  объемных  изделий,  ДЕКОРАТИВНЫХ
   КОМПОЗИЦИЙ  <*>  из  различных материалов  по  образцам,  рисункам,
   эскизам,  чертежам. Овладение основными приемами обработки  бумаги,
   картона,  природных,  пластичных, текстильных  материалов,  фольги,
   проволоки.   Овладение  основными  способами   соединения   деталей
   изделия.  Последовательность  и  краткая  характеристика  операций.
   Декоративное  оформление  и  отделка изделий.  Создание  изделий  и
   ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ <*> по собственному замыслу.
   ------------------------------------
       <*> Связь с уроками изобразительного искусства.
   
       Сборка   моделей  и  макетов  несложных  объектов  из   деталей
   конструктора  по  образцу,  рисунку,  схеме;  СОЗДАНИЕ  МОДЕЛЕЙ  ПО
   СОБСТВЕННОМУ   ЗАМЫСЛУ.  ПРОВЕРКА  МОДЕЛИ  В   ДЕЙСТВИИ.   Демонтаж
   изделий.
   
       Домашний труд
   
       Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта  и
   жилища. Несложный ремонт книг.
       Ознакомление  с  видами бытовой техники. Соблюдение  безопасных
   приемов   труда   при  использовании  бытовой  техники.   Экономное
   расходование электроэнергии.
   
       Практика  работы  на  компьютере (использования  информационных
   технологий) <*>
   ------------------------------------
       <*> При наличии материально-технических средств.
   
       Назначение  основных устройств компьютера  для  ввода,  вывода,
   обработки   информации.   Включение  и  выключение   компьютера   и
   подключаемых  к  нему устройств. Клавиатура, ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О
   ПРАВИЛАХ  КЛАВИАТУРНОГО  ПИСЬМА, пользование  мышью,  использование
   простейших  средств текстового редактора. ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ  ПОИСКА
   ИНФОРМАЦИИ:  ПО  КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, КАТАЛОГАМ. Соблюдение  безопасных
   приемов  труда  при  работе  на компьютере;  бережное  отношение  к
   техническим устройствам.
       Работа  с  простыми информационными объектами (текст,  таблица,
   схема,  рисунок):  преобразование, создание, сохранение,  удаление.
   Вывод текста на принтер.
       СОЗДАНИЕ  НЕБОЛЬШОГО  ТЕКСТА  ПО ИНТЕРЕСНОЙ  ДЕТЯМ  ТЕМАТИКЕ  С
   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения технологии ученик должен:
       знать/понимать:
       - роль трудовой деятельности в жизни человека;
       -   распространенные  виды  профессий  (с  учетом  региональных
   особенностей);
       -  влияние  технологической деятельности человека на окружающую
   среду и здоровье;
       -  область  применения  и  назначение  инструментов,  различных
   машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
       - основные источники информации;
       - назначение основных устройств компьютера;
       -   правила  безопасного  поведения  и  гигиены  при  работе  с
   инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
       уметь:
       - выполнять инструкции при решении учебных задач;
       -  осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
   деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
       -  получать  необходимую  информацию об  объекте  деятельности,
   используя   рисунки,  схемы,  эскизы,  чертежи   (на   бумажных   и
   электронных носителях);
       -  изготавливать  изделия из доступных материалов  по  образцу,
   рисунку,  сборной  схеме,  эскизу, чертежу;  выбирать  материалы  с
   учетом свойств по внешним признакам;
       -  соблюдать  последовательность технологических  операций  при
   изготовлении и сборке изделия;
       - создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и
   различных материалов;
       - осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий  ремонт
   одежды и предметов быта и др.);
       -  соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы
   с   материалами,   инструментами,  бытовой   техникой;   средствами
   информационных и коммуникационных технологий;
       -   создания  различных  изделий  из  доступных  материалов  по
   собственному замыслу;
       - осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
       -   решения   учебных  и  практических  задач   с   применением
   возможностей компьютера;
       - поиска информации с использованием простейших запросов;
       -  изменения  и  создания  простых информационных  объектов  на
   компьютере.
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                        ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
   
       Изучение  физической  культуры  на  ступени  начального  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  укрепление  здоровья, содействие гармоническому  физическому
   развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
       -  развитие  жизненно  важных двигательных  умений  и  навыков,
   формирование опыта двигательной деятельности;
       -   овладение  общеразвивающими  и  корригирующими  физическими
   упражнениями,  умением  их  использовать  в  режиме  учебного  дня,
   активного отдыха и досуга;
       -  воспитание познавательной активности, интереса и  инициативы
   на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной  и
   игровой деятельности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Укрепление здоровья и личная гигиена
   
       Оздоровительные   (гигиенические  и   закаливающие)   процедуры
   (комплексы).  Утренняя гимнастика и физкультпаузы.  Общеразвивающие
   и   корригирующие   упражнения.  Способы  формирования   правильной
   осанки,    рационального   дыхания   при   выполнении    физических
   упражнений.
       ИЗМЕРЕНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ:  ФИЗИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ
   (ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА), ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ГИБКОСТИ,  СИЛЫ,
   БЫСТРОТЫ).  Определение  частоты дыхания и сердечных  сокращений  в
   процессе занятия физическими упражнениями.
       Правила  и  нормы  поведения  на  уроках  физической  культуры,
   способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.
   
       Способы двигательной деятельности <*>
   ------------------------------------
       <*> С учетом медицинских показаний.
   
       Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания,  лазания,
   ползания,  перелезания,  использование  их  в  различных  условиях,
   преодолении естественных и искусственных препятствий.
       Простейшие упражнения на гимнастических снарядах: висы, стойки,
   упоры,   наскоки   и  соскоки.  СТИЛИЗОВАННЫЕ  (ОБРАЗНЫЕ)   СПОСОБЫ
   ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Опорные прыжки. Прыжки через гимнастическую  скакалку
   (в  различных вариантах). ЭЛЕМЕНТЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И  ТАНЦЕВ
   <*>.
   ------------------------------------
       <*> Связь с учебным предметом "Музыкальное искусство".
   
       Простейшие   акробатические   упражнения:   СТОЙКИ,   подскоки,
   перекаты,  равновесия,  упоры,  повороты  и  ПЕРЕВОРОТЫ,   кувырки.
   ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  НАЧАЛЬНОГО  ЭТАПА  ОБУЧЕНИЯ.   ПРОСТЕЙШИЕ
   СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ <*>.
   ------------------------------------
       <*> С учетом возможностей и климатических условий региона.
   
       Физические упражнения с предметами и без предметов для развития
   основных   физических  качеств  (ловкости,  быстроты,  координации,
   гибкости,  силы,  выносливости). Сюжетно-ролевые подвижные  игры  и
   эстафеты (в том числе с элементами спортивных игр).
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения физической культуры ученик должен:
       знать/понимать:
       -  роль  и значение регулярных занятий физическими упражнениями
   для укрепления здоровья человека;
       -  правила и последовательность выполнения упражнений  утренней
   гимнастики,  физкультпауз (физкультминуток), простейших  комплексов
   для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
       - правила поведения на занятиях физической культуры;
       уметь:
       -  передвигаться различными способами (ходьба, бег,  прыжки)  в
   различных условиях;
       -   выполнять   простейшие  акробатические   и   гимнастические
   упражнения;
       -   выполнять   комплексы   утренней  зарядки   и   дыхательной
   гимнастики,   упражнения  для  профилактики  нарушений   зрения   и
   формирования правильной осанки;
       -  осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных
   играх;
       -  выполнять  общеразвивающие упражнения (с  предметами  и  без
   предметов)   для   развития  основных  физических  качеств   (силы,
   быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  выполнения  ежедневной  утренней  гимнастики,  корригирующих
   упражнений и закаливающих процедур;
       -    преодоления    безопасными   способами   естественных    и
   искусственных препятствий;
       -  соблюдения  правил  и  норм  поведения  в  индивидуальной  и
   коллективной двигательной деятельности;
       -  наблюдения за собственным физическим развитием и  физической
   подготовленностью;
       - самостоятельной организации активного отдыха и досуга.
   
                      ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Основное общее образование - вторая ступень общего образования.
       В  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации  основное
   общее образование является обязательным и общедоступным.
       Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего
   образования  направлен  на  приведение  содержания  образования   в
   соответствие  с  возрастными особенностями  подросткового  периода,
   когда  ребенок  устремлен  к  реальной  практической  деятельности,
   познанию    мира,   самопознанию   и   самоопределению.    Стандарт
   ориентирован  не  только  на знаниевый,  но  в  первую  очередь  на
   деятельностный   компонент  образования,  что  позволяет   повысить
   мотивацию  обучения, в наибольшей степени реализовать  способности,
   возможности,    потребности   и   интересы    ребенка.    Специфика
   педагогических  целей основной школы в большей  степени  связана  с
   личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
       Федеральный   компонент  направлен  на   реализацию   следующих
   основных целей:
       -  формирование целостного представления о мире, основанного на
   приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
       - приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной
   и коллективной), опыта познания и самопознания;
       -  подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
   образовательной или профессиональной траектории.
       Основное  общее образование - завершающая ступень обязательного
   образования  в  Российской  Федерации.  Поэтому  одним  из  базовых
   требований  к  содержанию  образования  на  этой  ступени  является
   достижение    выпускниками   уровня   функциональной   грамотности,
   необходимой  в  современном  обществе,  как  по  математическому  и
   естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
       Одной  из  важнейших  задач основной школы является  подготовка
   обучающихся  к  осознанному и ответственному  выбору  жизненного  и
   профессионального  пути. Условием достижения этой  задачи  является

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное