Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 13
 
       Поочередный  и  одновременный  выбор  нескольких  элементов  из
   конечного   множества.   Формулы  числа  перестановок,   сочетаний,
   размещений.  Решение комбинаторных задач. Формула  бинома  Ньютона.
   Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
       Элементарные   и  сложные  события.  Рассмотрение   случаев   и
   вероятность     суммы     несовместных     событий,     вероятность
   противоположного   события.  ПОНЯТИЕ   О   НЕЗАВИСИМОСТИ   СОБЫТИЙ.
   ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА НАСТУПЛЕНИЯ СОБЫТИЯ.
   
       Геометрия
   
       Геометрия на плоскости
       Свойство  биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников.
   Вычисление   биссектрис,  медиан,  высот,  радиусов   вписанной   и
   описанной   окружностей.  Формулы  площади  треугольника:   формула
   Герона,  выражение  площади треугольника через радиус  вписанной  и
   описанной окружностей.
       Вычисление  углов  с вершиной внутри и вне  круга,  угла  между
   хордой и касательной.
       Теорема  о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной  и
   секущей.   Теорема   о   сумме  квадратов   сторон   и   диагоналей
   параллелограмма.
       Вписанные  и  описанные  многоугольники.  Свойства  и  признаки
   вписанных и описанных четырехугольников.
       Геометрические места точек.
       Решение   задач  с  помощью  геометрических  преобразований   и
   геометрических мест.
       ТЕОРЕМА ЧЕВЫ И ТЕОРЕМА МЕНЕЛАЯ.
       ЭЛЛИПС, ГИПЕРБОЛА, ПАРАБОЛА КАК ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕСТА ТОЧЕК.
       НЕРАЗРЕШИМОСТЬ КЛАССИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ.
       Прямые   и   плоскости   в   пространстве.   Основные   понятия
   стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).  ПОНЯТИЕ  ОБ
   АКСИОМАТИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ.
       Пересекающиеся,  параллельные  и  скрещивающиеся  прямые.  Угол
   между    прямыми   в   пространстве.   Перпендикулярность   прямых.
   Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки  и
   свойства.   Теорема   о  трех  перпендикулярах.   Перпендикуляр   и
   наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью.
       Параллельность   плоскостей,   перпендикулярность   плоскостей,
   признаки  и  свойства. Двугранный угол, линейный  угол  двугранного
   угла.
       Расстояния  от  точки  до плоскости. Расстояние  от  прямой  до
   плоскости.  Расстояние между параллельными плоскостями.  Расстояние
   между скрещивающимися прямыми.
       Параллельное   проектирование.  Ортогональное   проектирование.
   ПЛОЩАДЬ    ОРТОГОНАЛЬНОЙ   ПРОЕКЦИИ   МНОГОУГОЛЬНИКА.   Изображение
   пространственных фигур. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
       Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника.  РАЗВЕРТКА.
   МНОГОГРАННЫЕ УГЛЫ. ВЫПУКЛЫЕ МНОГОГРАННИКИ. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА.
       Призма,   ее   основания,   боковые  ребра,   высота,   боковая
   поверхность.   Прямая  и  наклонная  призма.   Правильная   призма.
   Параллелепипед. Куб.
       Пирамида,   ее   основание,  боковые  ребра,  высота,   боковая
   поверхность.  Треугольная пирамида. Правильная пирамида.  Усеченная
   пирамида.
       Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
       ПОНЯТИЕ   О  СИММЕТРИИ  В  ПРОСТРАНСТВЕ  (ЦЕНТРАЛЬНАЯ,  ОСЕВАЯ,
   ЗЕРКАЛЬНАЯ).
       Сечения многогранников. Построение сечений.
       Представление  о  правильных  многогранниках  (тетраэдр,   куб,
   октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
       Тела  и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус.
   Основание,  высота,  боковая  поверхность,  образующая,  развертка.
   ОСЕВЫЕ СЕЧЕНИЯ И СЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЮ.
       Шар  и  сфера,  их  сечения. ЭЛЛИПС,  ГИПЕРБОЛА,  ПАРАБОЛА  КАК
   СЕЧЕНИЯ  КОНУСА. Касательная плоскость к сфере. СФЕРА, ВПИСАННАЯ  В
   МНОГОГРАННИК, СФЕРА, ОПИСАННАЯ ОКОЛО МНОГОГРАННИКА.
       ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ И КОНИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ.
       Объемы  тел и площади их поверхностей. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЪЕМЕ  ТЕЛА.
   ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПОДОБНЫХ ТЕЛ.
       Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы
   объема  пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра  и
   конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
       Координаты  и  векторы.  Декартовы координаты  в  пространстве.
   Формула   расстояния  между  двумя  точками.  Уравнения   сферы   И
   ПЛОСКОСТИ. ФОРМУЛА РАССТОЯНИЯ ОТ ТОЧКИ ДО ПЛОСКОСТИ.
       Векторы.  Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов
   и  умножение  вектора  на число. Угол между  векторами.  Координаты
   вектора.  Скалярное  произведение векторов.  Коллинеарные  векторы.
   Разложение  вектора  по двум неколлинеарным векторам.  Компланарные
   векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения математики на профильном уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать <*>:
   ------------------------------------
       <*>  Помимо  указанных в данном разделе знаний, в требования  к
   уровню   подготовки  включаются  также  знания,   необходимые   для
   освоения перечисленных ниже умений.
   
       -  значение математической науки для решения задач, возникающих
   в   теории   и   практике;   широту  и  ограниченность   применения
   математических  методов  к  анализу  и  исследованию  процессов   и
   явлений в природе и обществе;
       - значение практики и вопросов, возникающих в самой математике,
   для формирования и развития математической науки;
       -  идеи  расширения  числовых множеств как  способа  построения
   нового  математического аппарата для решения практических  задач  и
   внутренних задач математики;
       -    значение   идей,   методов   и   результатов   алгебры   и
   математического  анализа для построения моделей реальных  процессов
   и ситуаций;
       - возможности геометрии для описания свойств реальных предметов
   и их взаимного расположения;
       -   универсальный   характер  законов   логики   математических
   рассуждений,  их  применимость  в различных  областях  человеческой
   деятельности;
       -   различие  требований,  предъявляемых  к  доказательствам  в
   математике,  естественных, социально-экономических  и  гуманитарных
   науках, на практике;
       -   роль   аксиоматики  в  математике;  возможность  построения
   математических   теорий   на   аксиоматической   основе;   значение
   аксиоматики для других областей знания и для практики;
       -  вероятностный характер различных процессов и закономерностей
   окружающего мира.
   
       Числовые и буквенные выражения
   
       Уметь:
       -   выполнять   арифметические  действия,  сочетая   устные   и
   письменные  приемы,  применение вычислительных устройств;  находить
   значения   корня   натуральной  степени,  степени  с   рациональным
   показателем,  логарифма, используя при необходимости вычислительные
   устройства;  пользоваться  оценкой  и  прикидкой  при  практических
   расчетах;
       -  применять понятия, связанные с делимостью целых  чисел,  при
   решении математических задач;
       -  находить  корни многочленов с одной переменной, раскладывать
   многочлены на множители;
       -  выполнять  действия  с  комплексными  числами,  пользоваться
   геометрической  интерпретацией  комплексных  чисел,  в   простейших
   случаях  находить  комплексные корни  уравнений  с  действительными
   коэффициентами;
       -  проводить  преобразования числовых  и  буквенных  выражений,
   включающих   степени,  радикалы,  логарифмы  и   тригонометрические
   функции;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   практических   расчетов  по  формулам,   включая   формулы,
   содержащие   степени,  радикалы,  логарифмы  и   тригонометрические
   функции,   используя  при  необходимости  справочные  материалы   и
   простейшие вычислительные устройства.
   
       Функции и графики
   
       Уметь:
       -   определять  значение  функции  по  значению  аргумента  при
   различных способах задания функции;
       -  строить  графики изученных функций, выполнять преобразования
   графиков;
       -  описывать  по  графику  и по формуле  поведение  и  свойства
   функций;
       -  решать  уравнения, системы уравнений, неравенства, используя
   свойства функций и их графические представления;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   описания   и   исследования  с  помощью  функций   реальных
   зависимостей,  представления их графически; интерпретации  графиков
   реальных процессов.
   
       Начала математического анализа
   
       Уметь:
       -    находить   сумму   бесконечно   убывающей   геометрической
   прогрессии;
       -  вычислять производные и первообразные элементарных  функций,
   применяя  правила вычисления производных и первообразных, используя
   справочные материалы;
       -   исследовать  функции  и  строить  их  графики   с   помощью
   производной;
       -  решать задачи с применением уравнения касательной к  графику
   функции;
       -   решать  задачи  на  нахождение  наибольшего  и  наименьшего
   значения функции на отрезке;
       - вычислять площадь криволинейной трапеции;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  решения геометрических, физических, экономических  и  других
   прикладных  задач,  в  том числе задач на наибольшие  и  наименьшие
   значения с применением аппарата математического анализа.
   
       Уравнения и неравенства
   
       Уметь:
       -   решать   рациональные,  показательные   и   логарифмические
   уравнения   и   неравенства,  иррациональные  и  тригонометрические
   уравнения, их системы;
       - доказывать несложные неравенства;
       -  решать  текстовые задачи с помощью составления  уравнений  и
   неравенств,  интерпретируя результат с учетом  ограничений  условия
   задачи;
       -   изображать  на  координатной  плоскости  множества  решений
   уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
       -   находить  приближенные  решения  уравнений  и  их   систем,
   используя графический метод;
       -   решать  уравнения,  неравенства  и  системы  с  применением
   графических представлений, свойств функций, производной;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - построения и исследования простейших математических моделей.
   
       Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
   
       Уметь:
       -  решать  простейшие комбинаторные задачи методом перебора,  а
   также  с  использованием  известных формул,  треугольника  Паскаля;
   вычислять   коэффициенты   бинома   Ньютона   по   формуле   и    с
   использованием треугольника Паскаля;
       -  вычислять  вероятности  событий  на  основе  подсчета  числа
   исходов (простейшие случаи);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  анализа  реальных  числовых данных,  представленных  в  виде
   диаграмм,   графиков;   для   анализа  информации   статистического
   характера.
   
       Геометрия
   
       Уметь:
       - соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты
   с    их   описаниями,   чертежами,   изображениями;   различать   и
   анализировать взаимное расположение фигур;
       -  изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по
   условию задачи;
       -  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства
   планиметрических и стереометрических фигур и отношений между  ними,
   применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
       -   проводить  доказательные  рассуждения  при  решении  задач,
   доказывать основные теоремы курса;
       -   вычислять  линейные  элементы  и  углы  в  пространственных
   конфигурациях,  объемы и площади поверхностей пространственных  тел
   и их простейших комбинаций;
       -   применять   координатно-векторный  метод   для   вычисления
   отношений, расстояний и углов;
       -  строить  сечения  многогранников и  изображать  сечения  тел
   вращения;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций
   на основе изученных формул и свойств фигур;
       -  вычисления  длин, площадей и объемов реальных  объектов  при
   решении    практических   задач,   используя   при    необходимости
   справочники и вычислительные устройства.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение     информатики    и    информационно-коммуникационных
   технологий  на базовом уровне среднего (полного) общего образования
   направлено на достижение следующих целей <*>:
   ------------------------------------
       <*>  Изучение  информатики и ИКТ на базовом уровне предполагает
   поддержку профильных учебных предметов.
   
       - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
   в    формирование   современной   научной   картины   мира,    роль
   информационных  процессов в обществе, биологических  и  технических
   системах;
       -  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
   информационные модели реальных объектов и процессов, используя  при
   этом  информационные  и коммуникационные технологии  (ИКТ),  в  том
   числе при изучении других школьных дисциплин;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих  способностей  путем освоения  и  использования  методов
   информатики   и   средств  ИКТ  при  изучении   различных   учебных
   предметов;
       -  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
   правовых норм информационной деятельности;
       -  приобретение опыта использования информационных технологий в
   индивидуальной  и  коллективной учебной  и  познавательной,  в  том
   числе проектной деятельности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Базовые понятия информатики и информационных технологий
   
       Информация и информационные процессы
       Системы,  образованные взаимодействующими элементами, состояния
   элементов,    обмен   информацией   между   элементами,    сигналы.
   Классификация     информационных    процессов.    Выбор     способа
   представления  информации в соответствии  с  поставленной  задачей.
   Универсальность  дискретного (цифрового) представления  информации.
   Двоичное представление информации.
       Поиск  и систематизация информации. Хранение информации;  выбор
   способа хранения информации.
       Передача  информации в социальных, биологических и  технических
   системах.
       Преобразование   информации   на  основе   формальных   правил.
   Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
       Особенности   запоминания,  обработки  и  передачи   информации
   человеком.   Организация   личной  информационной   среды.   Защита
   информации.
       Использование  основных методов информатики и средств  ИКТ  при
   анализе процессов в обществе, природе и технике.
   
       Информационные модели и системы
       Информационные    (нематериальные)    модели.     Использование
   информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
       Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из
   различных  предметных областей. Структурирование данных. Построение
   информационной модели для решения поставленной задачи.
       Оценка  адекватности модели объекту и целям  моделирования  (на
   примерах задач различных предметных областей).
   
       Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
       Аппаратное  и  программное обеспечение компьютера.  Архитектуры
   современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
       Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
       Программные   средства   создания   информационных    объектов,
   организация    личного    информационного   пространства,    защиты
   информации.
       Программные   и   аппаратные   средства   в   различных   видах
   профессиональной деятельности.
   
       Средства  и технологии создания и преобразования информационных
   объектов
       Текст как информационный объект. Автоматизированные средства  и
   технологии   организации  текста.  Основные  приемы  преобразования
   текстов. Гипертекстовое представление информации.
       Динамические (электронные) таблицы как информационные  объекты.
   Средства  и  технологии работы с таблицами. Назначение  и  принципы
   работы   электронных   таблиц.   Основные   способы   представления
   математических    зависимостей   между    данными.    Использование
   электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере  задач
   из различных предметных областей).
       Графические  информационные  объекты.  Средства  и   технологии
   работы   с   графикой.   Создание  и   редактирование   графических
   информационных  объектов средствами графических редакторов,  систем
   презентационной и анимационной графики.
       Базы   данных.  Системы  управления  базами  данных.  Создание,
   ведение   и   использование  баз  данных  при  решении  учебных   и
   практических задач.
   
       Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных
   сетей (сетевые технологии)
       Локальные   и   глобальные  компьютерные  сети.  Аппаратные   и
   программные  средства  организации  компьютерных  сетей.  Поисковые
   информационные  системы.  Организация поиска  информации.  Описание
   объекта для его последующего поиска.
   
       Основы социальной информатики
       ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Этические
   и правовые нормы информационной деятельности человека.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  информатики и ИКТ  на  базовом  уровне
   ученик должен:
       знать/понимать:
       -  основные  технологии  создания, редактирования,  оформления,
   сохранения,  передачи  информационных объектов  различного  типа  с
   помощью   современных   программных   средств   информационных    и
   коммуникационных технологий;
       -   назначение  и  виды  информационных  моделей,   описывающих
   реальные объекты и процессы;
       - назначение и функции операционных систем;
       уметь:
       -  оперировать различными видами информационных объектов, в том
   числе  с  помощью  компьютера, соотносить полученные  результаты  с
   реальными объектами;
       -   распознавать   и   описывать  информационные   процессы   в
   социальных, биологических и технических системах;
       -  использовать  готовые информационные  модели,  оценивать  их
   соответствие реальному объекту и целям моделирования;
       -  оценивать  достоверность информации,  сопоставляя  различные
   источники;
       -   иллюстрировать  учебные  работы  с  использованием  средств
   информационных технологий;
       -  создавать  информационные объекты сложной структуры,  в  том
   числе гипертекстовые документы;
       -  просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи  в
   базах   данных,   получать  необходимую   информацию   по   запросу
   пользователя;
       -  наглядно  представлять  числовые показатели  и  динамику  их
   изменения с помощью программ деловой графики;
       -   соблюдать  правила  техники  безопасности  и  гигиенические
   рекомендации при использовании средств ИКТ;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   эффективного   применения  информационных   образовательных
   ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
       -   ориентации   в   информационном  пространстве,   работы   с
   распространенными автоматизированными информационными системами;
       - автоматизации коммуникационной деятельности;
       -   соблюдения   этических  и  правовых  норм  при   работе   с
   информацией;
       -   эффективной   организации  индивидуального  информационного
   пространства.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение     информатики    и    информационно-коммуникационных
   технологий   на   профильном  уровне  среднего   (полного)   общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -    освоение   и   систематизация   знаний,   относящихся    к
   математическим  объектам информатики; построению описаний  объектов
   и    процессов,    позволяющих   осуществлять    их    компьютерное
   моделирование; средствам моделирования; информационным процессам  в
   биологических, технологических и социальных системах;
       -    овладение   умениями   строить   математические    объекты
   информатики,  в  том  числе  логические  формулы  и  программы   на
   формальном  языке,  удовлетворяющие заданному  описанию;  создавать
   программы  на  языке программирования по их описанию;  использовать
   общепользовательские  инструменты  и  настраивать   их   для   нужд
   пользователя;
       -    развитие   алгоритмического   мышления,   способностей   к
   формализации, элементов системного мышления;
       -  воспитание  чувства  ответственности  за  результаты  своего
   труда;    формирование    установки   на   позитивную    социальную
   деятельность   в   информационном   обществе,   на   недопустимости
   действий,   нарушающих   правовые,   этические   нормы   работы   с
   информацией;
       -   приобретение   опыта   проектной  деятельности,   создания,
   редактирования,  оформления,  сохранения,  передачи  информационных
   объектов   различного   типа  с  помощью  современных   программных
   средств;  построения компьютерных моделей, коллективной  реализации
   информационных  проектов, информационной деятельности  в  различных
   сферах, востребованных на рынке труда.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Базовые понятия информатики и информационных технологий
   
       Информация и информационные процессы
       Виды  информационных  процессов. Процесс  передачи  информации.
   Сигнал,    кодирование,   декодирование,   искажение    информации.
   Дискретное   (цифровое)   представление   текстовой,   графической,
   звуковой    информации   и   видеоинформации.   Скорость   передачи
   информации.   ВОСПРИЯТИЕ,  ЗАПОМИНАНИЕ   И   ОБРАБОТКА   ИНФОРМАЦИИ
   ЧЕЛОВЕКОМ,   ПРЕДЕЛЫ  ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ  И  РАЗРЕШАЮЩЕЙ  СПОСОБНОСТИ
   ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
       Системы,  компоненты,  состояние и взаимодействие  компонентов.
   Информационное  взаимодействие  в  системе,  управление,   обратная
   связь.
       Модель   в   деятельности  человека.  Описание  (информационная
   модель)   реального  объекта  и  процесса,  соответствие   описания
   объекту  и  целям  описания. Схемы, таблицы, графики,  формулы  как
   описания.   Использование   описания  (информационной   модели)   в
   процессе общения, практической деятельности, исследования.
       Математические  модели:  примеры логических  и  алгоритмических
   языков, их использование для описания объектов и процессов живой  и
   неживой   природы   и   технологии,   в   том   числе   физических,
   биологических, экономических процессов, информационных процессов  в
   технических,  биологических  и социальных  системах.  Использование
   сред  имитационного  моделирования  (виртуальных  лабораторий)  для
   проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
       Системы счисления.
       Логика   и   алгоритмы.   Высказывания,  логические   операции,
   кванторы,     истинность    высказывания.     Цепочки     (конечные
   последовательности),  деревья, списки,  графы,  матрицы  (массивы),
   псевдослучайные    последовательности.   Индуктивное    определение
   объектов.   Вычислимые   функции,  полнота   формализации   понятия
   вычислимости,   универсальная  вычислимая   функция;   ДИАГОНАЛЬНОЕ
   ДОКАЗАТЕЛЬСТВО  НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ.  ВЫИГРЫШНЫЕ  СТРАТЕГИИ.  СЛОЖНОСТЬ
   ВЫЧИСЛЕНИЯ; ПРОБЛЕМА ПЕРЕБОРА. ЗАДАНИЕ ВЫЧИСЛИМОЙ ФУНКЦИИ  СИСТЕМОЙ
   УРАВНЕНИЙ.  СЛОЖНОСТЬ ОПИСАНИЯ. Кодирование с исправлением  ошибок.
   Сортировка.
       Элементы  теории  алгоритмов. Формализация  понятия  алгоритма.
   Вычислимость.  Эквивалентность алгоритмических моделей.  Построение
   алгоритмов и практические вычисления.
       Язык  программирования. Типы данных. Основные конструкции языка
   программирования.   Система   программирования.   Основные    этапы
   разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.
   
       Информационная деятельность человека
       Виды  профессиональной  информационной  деятельности  человека,
   используемые  инструменты  (технические средства  и  информационные
   ресурсы).  Профессии,  связанные  с  построением  математических  и
   компьютерных      моделей,     программированием,      обеспечением
   информационной   деятельности  индивидуумов  и  организаций.   Роль
   информации  в современном обществе и его структурах: экономической,
   социальной, культурной, образовательной. Информационные  ресурсы  и
   каналы    государства,   общества,   организации,   их   структура.
   Образовательные информационные ресурсы.
       Экономика   информационной  сферы.  Стоимостные  характеристики
   информационной деятельности.
       Информационная  этика  и  право,  информационная  безопасность.
   Правовые   нормы,   относящиеся  к  информации,  правонарушения   в
   информационной сфере, меры их предотвращения.
   
       Средства ИКТ
       Архитектура  компьютеров и компьютерных  сетей.  Программная  и
   аппаратная  организация  компьютеров и  компьютерных  систем.  Виды
   программного   обеспечения.   Операционные   системы.   Понятие   о
   системном администрировании.
       Безопасность,     гигиена,    эргономика,    ресурсосбережение,
   технологические требования при эксплуатации компьютерного  рабочего
   места.  Типичные  неисправности и трудности  в  использовании  ИКТ.
   Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии  с  целями
   его использования.
       Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов,
   характерных для выбранной области деятельности.
       Профилактика оборудования.
   
       Технологии создания и обработки текстовой информации
       Понятие    о   настольных   издательских   системах.   Создание
   компьютерных публикаций.
       Использование   готовых   и  создание   собственных   шаблонов.
   Использование  систем проверки орфографии и грамматики.  Тезаурусы.
   Использование  систем двуязычного перевода и электронных  словарей.
   Коллективная   работа  над  текстом,  в  том  числе   в   локальной
   компьютерной сети. Использование цифрового оборудования.
       Использование    специализированных   средств    редактирования
   математических  текстов и графического представления математических
   объектов.
       Использование систем распознавания текстов.
   
       Технология  создания и обработки графической  и  мультимедийной
   информации
       Представление  о  системах  автоматизированного  проектирования
   конструкторских    работ,    средах   компьютерного    дизайна    и
   мультимедийных  средах. Форматы графических  и  звуковых  объектов.
   Ввод  и  обработка графических объектов. Ввод и обработка  звуковых
   объектов.
       Использование     инструментов    специального     программного
   обеспечения и цифрового оборудования.
       Создание   графических  комплексных  объектов   для   различных
   предметных   областей:  преобразования,  эффекты,  конструирование.
   Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов.
       Создание   презентаций,   выполнение   учебных   творческих   и
   конструкторских работ.
       ОПЫТНЫЕ    РАБОТЫ   В   ОБЛАСТИ   КАРТОГРАФИИ,    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
   ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ   СИСТЕМ   В   ИССЛЕДОВАНИИ    ЭКОЛОГИЧЕСКИХ    И
   КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
   
       Обработка числовой информации
       Математическая  обработка  статистических  данных,  результатов
   эксперимента,  в том числе с использованием компьютерных  датчиков.
   Использование  динамических  (электронных)  таблиц  для  выполнения
   учебных   заданий  из  различных  предметных  областей:   обработка
   результатов  естественнонаучного  и  математического  эксперимента,
   экономических  и  экологических  наблюдений,  социальных   опросов,
   учета  индивидуальных  показателей  учебной  деятельности.  Примеры
   простейших  задач  бухгалтерского  учета,  планирования   и   учета
   средств.
       Использование инструментов решения статистических  и  расчетно-
   графических задач. Обработка числовой информации на примерах  задач
   по учету и планированию.
   
       Технологии поиска и хранения информации
       Представление  о  системах управления базами данных,  поисковых
   системах   в   компьютерных   сетях,  библиотечных   информационных
   системах.  Компьютерные  архивы информации:  электронные  каталоги,
   базы   данных.   Организация  баз  данных.  Примеры   баз   данных:
   юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые,  социальные,
   кадровые.  Использование  инструментов  системы  управления  базами
   данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
       Использование   инструментов  поисковых  систем   (формирование
   запросов)  для  работы с образовательными порталами и  электронными
   каталогами  библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в  рамках  учебных
   заданий  из  различных  предметных  областей.  Правила  цитирования
   источников информации.
   
       Телекоммуникационные технологии
       Представления  о  средствах  телекоммуникационных   технологий:
   электронная   почта,   чат,  телеконференции,  форумы,   телемосты,
   интернет-телефония.  Специальное  программное  обеспечение  средств
   телекоммуникационных     технологий.     Использование      средств
   телекоммуникаций   в   коллективной  деятельности.   Технологии   и
   средства  защиты  информации в глобальной и локальной  компьютерных
   сетях   от   разрушения,  несанкционированного   доступа.   Правила
   подписки   на   антивирусные   программы   и   их   настройка    на
   автоматическую проверку сообщений.
       Инструменты  создания  информационных объектов  для  Интернета.
   Методы и средства создания и сопровождения сайта.
   
       Технологии управления, планирования и организации деятельности
       Технологии  автоматизированного  управления  в  учебной  среде.
   Технологии  управления,  планирования  и  организации  деятельности
   человека.   Создание   организационных   диаграмм   и   расписаний.
   Автоматизация контроля их выполнения.
       Системы   автоматического  тестирования  и   контроля   знаний.
   Использование    тестирующих   систем   в   учебной   деятельности.
   Инструменты   создания   простых   тестов   и   учета   результатов
   тестирования.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения информатики и ИКТ на профильном  уровне
   ученик должен:
       знать/понимать:
       - логическую символику;
       - основные конструкции языка программирования;
       -  свойства  алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
   тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
       -  виды  и свойства информационных моделей реальных объектов  и
   процессов,    методы    и    средства    компьютерной    реализации
   информационных моделей;
       -   общую   структуру  деятельности  по  созданию  компьютерных
   моделей;
       -  назначение  и  области  использования  основных  технических
   средств    информационных   и   коммуникационных    технологий    и
   информационных ресурсов;
       -  виды  и свойства источников и приемников информации, способы
   кодирования  и  декодирования,  причины  искажения  информации  при
   передаче;  связь  полосы пропускания канала со  скоростью  передачи
   информации;
       -  базовые принципы организации и функционирования компьютерных
   сетей;
       -   нормы   информационной   этики  и   права,   информационной
   безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
       -  способы  и  средства обеспечения надежного  функционирования
   средств ИКТ;
       уметь:
       -  выделять  информационный  аспект  в  деятельности  человека;
   информационное    взаимодействие    в    простейших     социальных,
   биологических и технических системах;
       -  строить  информационные модели объектов, систем и процессов,
   используя   для  этого  типовые  средства  (язык  программирования,
   таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
       -   вычислять  логическое  значение  сложного  высказывания  по
   известным значениям элементарных высказываний;
       -   проводить   статистическую  обработку  данных   с   помощью
   компьютера;
       -  интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
   реальных процессов;
       -    устранять    простейшие   неисправности,   инструктировать
   пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
       -   оценивать  числовые  параметры  информационных  объектов  и
   процессов:  объем  памяти,  необходимый  для  хранения  информации;
   скорость передачи и обработки информации;
       -  оперировать  информационными объектами, используя  имеющиеся
   знания    о    возможностях   информационных   и   коммуникационных
   технологий,  в  том  числе  создавать  структуры  хранения  данных;
   пользоваться   справочными   системами   и   другими    источниками
   справочной    информации;    соблюдать    права    интеллектуальной
   собственности на информацию;
       - проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать
   простейшие   модели   в   учебных   виртуальных   лабораториях    и
   моделирующих средах;
       -   выполнять   требования   техники   безопасности,   гигиены,
   эргономики   и   ресурсосбережения   при   работе   со   средствами
   информатизации;  обеспечение  надежного  функционирования   средств
   ИКТ;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  поиска и отбора информации, в частности связанной с  личными
   познавательными  интересами,  самообразованием  и  профессиональной
   ориентацией;
       -  представления  информации  в  виде  мультимедиа  объектов  с
   системой   ссылок  (например,  для  размещения  в  сети);  создания
   собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
       -  подготовки  и проведения выступления, участия в коллективном
   обсуждении, фиксации его хода и результатов;
       -  личного и коллективного общения с использованием современных
   программных и аппаратных средств коммуникаций;
       -    соблюдения    требований   информационной    безопасности,
   информационной этики и права.
   
       СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение  истории  на базовом уровне среднего (полного)  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -   воспитание  гражданственности,  национальной  идентичности,
   развитие  мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления
   ими     исторически     сложившихся    культурных,     религиозных,
   этнонациональных  традиций, нравственных  и  социальных  установок,
   идеологических доктрин;
       -  развитие  способности понимать историческую  обусловленность
   явлений  и  процессов  современного  мира,  определять  собственную
   позицию  по  отношению  к  окружающей реальности,  соотносить  свои
   взгляды  и  принципы  с  исторически возникшими  мировоззренческими
   системами;
       -  освоение систематизированных знаний об истории человечества,
   формирование  целостного представления о месте  и  роли  России  во
   всемирно-историческом процессе;
       -  овладение  умениями  и  навыками  поиска,  систематизации  и
   комплексного анализа исторической информации;
       -    формирование   исторического   мышления   -    способности
   рассматривать  события  и явления с точки  зрения  их  исторической
   обусловленности,   сопоставлять   различные   версии    и    оценки
   исторических событий и личностей, определять собственное  отношение
   к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       История как наука
       История   в   системе  гуманитарных  наук.  ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ
   ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
   
       Всеобщая история
   
       Древнейшая стадия истории человечества
       Природное  и  социальное  в человеке и человеческом  сообществе
   первобытной  эпохи.  НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.  Изменения  в  укладе
   жизни и формах социальных связей.
   
       Цивилизации Древнего мира и Средневековья
       Традиционное  общество: социальные связи, экономическая  жизнь,
   политические    отношения.   АРХАИЧНЫЕ    ЦИВИЛИЗАЦИИ    ДРЕВНОСТИ.
   МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.
       Античные  цивилизации  Средиземноморья.  ФОРМИРОВАНИЕ   НАУЧНОЙ
   ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ.
       Формирование  индо-буддийской,  китайско-конфуцианской,  иудео-
   христианской  духовных традиций. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ  КАРТИНЫ
   МИРА.  Социальные  нормы, духовные ценности,  философская  мысль  в
   древнем обществе.
       Возникновение   исламской   цивилизации.   Исламская   духовная
   культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
       Христианская   средневековая   цивилизация   в    Европе,    ее
   региональные   особенности  и  динамика  развития.  Православие   и
   католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV -  XV
   вв.
   
       Новое время: эпоха модернизации
       Модернизация   как   процесс  перехода   от   традиционного   к
   индустриальному обществу. Великие географические открытия и  начало
   европейской    колониальной    экспансии.    ФОРМИРОВАНИЕ    НОВОГО
   ПРОСТРАНСТВЕННОГО  ВОСПРИЯТИЯ МИРА. ИЗМЕНЕНИЕ  РОЛИ  ТЕХНОГЕННЫХ  И
   ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ФАКТОРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ.
   Торговый  и  мануфактурный  капитализм.  Новации  в  образе  жизни,
   характере  мышления,  ценностных ориентирах и социальных  нормах  в
   эпоху Возрождения и Реформации.
       От  сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение
   в  идеологических и правовых основах государственности.  Буржуазные
   революции    XVII    -    XIX   вв.   Идеология    Просвещения    И
   КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.   Возникновение   идейно-политических   течений.
   Становление гражданского общества.
       Технический  прогресс в XVIII - середине XIX  вв.  Промышленный
   переворот.   Развитие  капиталистических  отношений  и   социальной
   структуры  индустриального  общества  в  XIX  в.  РАЗЛИЧНЫЕ  МОДЕЛИ
   ПЕРЕХОДА  ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ В ЕВРОПЕЙСКИХ
   СТРАНАХ.    Мировосприятие   человека   индустриального   общества.
   Формирование   классической  научной  картины   мира.   Особенности
   духовной жизни Нового времени.
       ТРАДИЦИОННЫЕ   ОБЩЕСТВА   ВОСТОКА   В   УСЛОВИЯХ    ЕВРОПЕЙСКОЙ
   КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ.
       ЭВОЛЮЦИЯ  СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XV - СЕРЕДИНЕ
   XIX ВВ.
   
       От  Новой  к  Новейшей  истории: пути развития  индустриального
   общества
       Научно-технический  прогресс в конце XIX - последней  трети  XX
   вв.  ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ НТР. Циклы экономического развития стран
   Запада  в  конце  XIX  -  середине  XX  вв.  От  монополистического
   капитализма   к   смешанной   экономике.  ЭВОЛЮЦИЯ   СОБСТВЕННОСТИ,
   ТРУДОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ  И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.  Изменение  социальной
   структуры индустриального общества.
       Кризис  классических идеологий на рубеже XIX - XX вв.  и  поиск
   новых   моделей  общественного  развития.  СОЦИАЛЬНЫЙ   ЛИБЕРАЛИЗМ,
   СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ,    ХРИСТИАНСКАЯ    ДЕМОКРАТИЯ.    Демократизация
   общественно-политической  жизни и развитие  правового  государства.
   МОЛОДЕЖНОЕ,  АНТИВОЕННОЕ,  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ,  ФЕМИНИСТСКОЕ   ДВИЖЕНИЯ.
   ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА.
       Системный  кризис индустриального общества на рубеже  1960-х  -
   1970-х гг.
       Модели  ускоренной  модернизации в XX в.  Историческая  природа
   тоталитаризма  и  авторитаризма новейшего  времени.  МАРГИНАЛИЗАЦИЯ
   ОБЩЕСТВА   В   УСЛОВИЯХ   УСКОРЕННОЙ   МОДЕРНИЗАЦИИ.   Политическая
   идеология  тоталитарного  типа. Государственно-правовые  системы  и
   социально-экономическое развитие общества в  условиях  тоталитарных
   и авторитарных диктатур.
       "Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной
   Азии:    АВТОРИТАРИЗМ   И   ДЕМОКРАТИЯ   В   ПОЛИТИЧЕСКОЙ    ЖИЗНИ,
   экономические  реформы.  НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ   ДВИЖЕНИЯ   И
   РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ В  СТРАНАХ  АЗИИ  И
   АФРИКИ.
       ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ
   XIX  -  СЕРЕДИНЕ  XX  ВВ.  Мировые войны  в  истории  человечества:
   СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ,   ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ,    экономические    и
   политические причины и последствия.
       Общественное  сознание и духовная культура  в  период  Новейшей
   истории.   Формирование   неклассической  научной   картины   мира.
   МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РЕАЛИЗМА И  МОДЕРНИЗМА.  ТЕХНОКРАТИЗМ  И
   ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ XX В.
   
       Человечество на этапе перехода к информационному обществу
       ДИСКУССИЯ  О ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБЩЕСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ.
   Информационная  революция  и становление информационного  общества.
   СОБСТВЕННОСТЬ,   ТРУД  И  ТВОРЧЕСТВО  В  ИНФОРМАЦИОННОМ   ОБЩЕСТВЕ.
   Особенности   современных   социально-экономических   процессов   в
   странах  Запада и Востока. Глобализация общественного  развития  на

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное