Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 16
 
       -    приводить   примеры:   различных   видов   правоотношений,
   правонарушений, ответственности;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   поиска,   первичного   анализа  и  использования   правовой
   информации;  обращения  в  надлежащие органы  за  квалифицированной
   юридической помощью;
       -  анализа  норм  закона с точки зрения конкретных  условий  их
   реализации;
       -  выбора  соответствующих закону форм поведения и  действий  в
   типичных  жизненных ситуациях, урегулированных правом;  определения
   способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
       -  изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
   событиях и явлениях с точки зрения права;
       - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  права на профильном уровне среднего (полного)  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       - развитие личности, направленное на формирование правосознания
   и  правовой  культуры,  социально-правовой  активности,  внутренней
   убежденности  в необходимости соблюдения норм права,  на  осознание
   себя  полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
   права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
       - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
   достоинства,  дисциплинированности, уважения к  правам  и  свободам
   другого  человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
   правопорядку;
       -  освоение  системы  знаний о праве как  науке,  о  принципах,
   нормах  и институтах права, необходимых для ориентации в российском
   и  мировом  нормативно-правовом материале,  эффективной  реализации
   прав    и    законных   интересов;   ознакомление   с   содержанием
   профессиональной юридической деятельности и основными  юридическими
   профессиями;
       -  овладение  умениями, необходимыми для  применения  освоенных
   знаний  и  способов деятельности для решения практических  задач  в
   социально-правовой   сфере,   продолжения   обучения   в    системе
   профессионального образования;
       -  формирование  способности  и готовности  к  сознательному  и
   ответственному действию в сфере отношений, урегулированных  правом,
   в  том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия
   закону,    к   самостоятельному   принятию   решений,   правомерной
   реализации гражданской позиции и несению ответственности.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Происхождение   права.  Место  права  в   системе   социального
   регулирования общества. Механизм правового регулирования.  ЗАКОННЫЕ
   ИНТЕРЕСЫ.  Действие  права во времени, в пространстве  и  по  кругу
   лиц. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА.
       Формы  (источники) права. Правовые системы современности. Нормы
   и  основные отрасли права в России. Правотворчество. Общие  правила
   применения  права. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА. Правоприменительная  практика.
   ПРАВОПОРЯДОК.      Правоотношения.      ЮРИДИЧЕСКИЙ       КОНФЛИКТ.
   Правонарушения. Юридическая ответственность.
       Право и личность. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. Правомерное
   поведение.
       Право и государство. Формы государства. Основы конституционного
   права.   Система  конституционных  прав  и  свобод   в   Российской
   Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная  система
   и   избирательный  процесс.  Воинская  обязанность   и   право   на
   альтернативную    гражданскую   службу.   Права    и    обязанности
   налогоплательщиков.
       Правоохранительные  органы, их виды и  полномочия.  Правосудие.
   Конституционное,      гражданское,      арбитражное,      уголовное
   судопроизводство.
       Субъекты  и объекты гражданского права. Организационно-правовые
   формы  предпринимательской  деятельности.  СДЕЛКИ.  Отдельные  виды
   гражданско-правовых  договоров  (купля-продажа,   подряд,   аренда,
   оказание  услуг). Имущественные и неимущественные права  и  способы
   их   защиты.   НАСЛЕДОВАНИЕ.  Гражданско-правовая  ответственность.
   Государство как субъект экономических отношений. Правовые  средства
   государственного регулирования экономики.
       Семейные   правоотношения.  Брак.  Брачный   контракт.   Права,
   обязанности и ответственность членов семьи.
       ТРУДОУСТРОЙСТВО  И  ЗАНЯТОСТЬ. Трудовой  договор,  порядок  его
   заключения  и  расторжения. Рабочее время и время отдыха.  Трудовые
   споры  и  порядок  их рассмотрения. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
   РАБОТНИКА. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной  защиты
   и обеспечения.
       Административные   правоотношения.  Основания  административной
   ответственности.   Производство  по   делам   об   административных
   правонарушениях.  Органы  и  способы рассмотрения  административных
   споров.
       Понятие  преступления и наказания. Действие уголовного  закона.
   Защита   прав  обвиняемого,  потерпевшего,  свидетеля  в  уголовном
   процессе.
       Право  на благоприятную окружающую среду и способы его  защиты.
   Экологические правонарушения и ответственность за причинение  вреда
   окружающей среде.
       Субъекты    международного   права.   МЕЖДУНАРОДНЫЙ    ДОГОВОР.
   Международные  документы  о правах человека.  Международная  защита
   прав человека в условиях мирного и военного времени.
       Профессиональное юридическое образование. Основные  юридические
   профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.
       Опыт познавательной и практической деятельности:
       -   ознакомление  со  спецификой  профессиональной  юридической
   деятельности, основными юридическими профессиями;
       -   самостоятельный  поиск,  анализ  и  использование  правовой
   информации;
       -  сравнительный  анализ правовых понятий  и  норм;  объяснение
   смысла  конкретных  норм права, характеристика  содержания  текстов
   нормативных актов;
       - оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки
   зрения их соответствия законодательству;
       -  выработка и доказательная аргументация собственной позиции в
   конкретных правовых ситуациях с использованием норм права;
       -  использование норм права при решении учебных и  практических
   задач;  осуществление  исследований по  правовым  темам  в  учебных
   целях;    представление   результатов   самостоятельного   учебного
   исследования, ведение дискуссии;
       -   самостоятельное  составление  отдельных  видов  юридических
   документов;
       -  выполнение  ролей  адвоката,  судьи,  прокурора,  нотариуса,
   следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
       -  анализ собственных профессиональных склонностей, способов их
   развития и реализации.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -  систему  и  структуру права, современные  правовые  системы;
   общие  правила применения права; содержание прав и свобод человека;
   понятие  и  принципы  правосудия; органы  и  способы  международно-
   правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
       уметь:
       - характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
   законодательства;  основные отрасли права; систему  конституционных
   прав  и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
   избирательный   и  законодательный  процессы  в  России;   принципы
   организации и деятельности органов государственной власти;  порядок
   рассмотрения    гражданских,   трудовых,   административно-правовых
   споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;  формы
   социальной  защиты  и  социального обеспечения;  порядок  получения
   платных образовательных услуг;
       - объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;
   механизм  правового  регулирования; содержание основных  понятий  и
   категорий  базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей  и
   ответственности гражданина как участника конкретных  правоотношений
   (избирателя,   налогоплательщика,   военнообязанного,    работника,
   потребителя,  супруга,  абитуриента);  особенности  правоотношений,
   регулируемых публичным и частным правом;
       -  различать:  формы (источники) права, субъектов  права;  виды
   судопроизводства;   основания  и  порядок   назначения   наказания;
   полномочия   органов   внутренних   дел,   прокуратуры,   адвоката,
   нотариуса,  международных  органов защиты  прав  человека;  объекты
   гражданского      оборота;      организационно-правовые       формы
   предпринимательской деятельности; имущественные  и  неимущественные
   права  и  способы  их  защиты; отдельные  виды  гражданско-правовых
   договоров;
       -    приводить   примеры:   различных   видов   правоотношений,
   правонарушений,   ответственности;  гарантий  реализации   основных
   конституционных     прав;    экологических     правонарушений     и
   ответственности    за    причинение   вреда    окружающей    среде;
   общепризнанных    принципов    и   норм    международного    права;
   правоприменительной практики;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  поиска,  анализа,  интерпретации  и  использования  правовой
   информации;
       -  анализа  текстов законодательных актов, норм права  с  точки
   зрения конкретных условий их реализации;
       -  изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
   событиях и явлениях с точки зрения права;
       -   применения   правил  (норм)  отношений,   направленных   на
   согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
       -  осуществления  учебных исследований и проектов  по  правовой
   тематике;
       -  выбора  соответствующих закону форм поведения и  действий  в
   типичных  жизненных ситуациях, урегулированных правом;  определения
   способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных  прав;
   способы и порядок разрешения споров;
       -   обращения   в   надлежащие  органы   за   квалифицированной
   юридической помощью.
   
      СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение географии на базовом уровне среднего (полного)  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -   освоение   системы  географических  знаний   о   целостном,
   многообразном  и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи  природы,
   населения   и   хозяйства   на   всех   территориальных    уровнях,
   географических аспектах глобальных проблем человечества и путях  их
   решения;    методах    изучения    географического    пространства,
   разнообразии его объектов и процессов;
       -   овладение  умениями  сочетать  глобальный,  региональный  и
   локальный  подходы  для  описания и анализа  природных,  социально-
   экономических и геоэкологических процессов и явлений;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих   способностей  посредством  ознакомления  с  важнейшими
   географическими  особенностями и проблемами мира,  его  регионов  и
   крупнейших стран;
       -  воспитание  патриотизма, толерантности,  уважения  к  другим
   народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
       -  использование  в  практической деятельности  и  повседневной
   жизни  разнообразных географических методов,  знаний  и  умений,  а
   также географической информации.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Современные   методы  географических  исследований.   Источники
   географической информации
   
       География как наука. Традиционные и новые методы географических
   исследований.   Виды   географической   информации,   ее   роль   и
   использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
   
       Природа и человек в современном мире
   
       Взаимодействие  человечества  и природы,  изменение  окружающей
   среды  в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов,  их
   размещение,  крупнейшие месторождения и территориальные  сочетания.
   Рациональное и нерациональное природопользование.
       Оценка  обеспеченности человечества основными видами  природных
   ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления  районов
   острых геоэкологических ситуаций.
   
       Население мира
   
       Постоянный  рост  населения Земли, его причины  и  последствия.
   ТИПЫ  ВОСПРОИЗВОДСТВА  НАСЕЛЕНИЯ.  Состав  и  структура  населения.
   География    религий    мира.   ОСНОВНЫЕ   ОЧАГИ    ЭТНИЧЕСКИХ    И
   КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и  типы  миграций
   в  мире.  Географические  особенности размещения  населения.  Формы
   расселения,  городское и сельское население мира.  Урбанизация  как
   всемирный процесс.
       Оценка  основных показателей уровня и качества жизни населения.
   Анализ карт населения.
   
       География мирового хозяйства
   
       Мировое  хозяйство, основные этапы его развития.  Отраслевая  и
   территориальная   структура  хозяйства  мира.  География   основных
   отраслей   производственной  и  непроизводственной  сфер,  регионов
   различной  специализации.  Мировая  торговля  и  туризм.   Основные
   международные   магистрали  и  транспортные   узлы.   Международная
   специализация  крупнейших  стран и  регионов  мира,  интеграционные
   отраслевые  и  региональные  союзы.  Ведущие  страны  -  экспортеры
   основных  видов  продукции.  ГЕОГРАФИЯ  МИРОВЫХ  ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ
   ОТНОШЕНИЙ.
       Анализ    экономических    карт.   Выявление    неравномерности
   хозяйственного    освоения    разных    территорий.     Определение
   международной  специализации  крупнейших  стран  и  регионов  мира.
   Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства  и
   природными условиями на конкретных территориях.
   
       Регионы и страны мира
   
       Многообразие  стран  мира  и их типы. Современная  политическая
   карта   мира.   Особенности  географического   положения,   истории
   открытия  и  освоения,  природно-ресурсного потенциала,  населения,
   хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных  регионов
   и  стран  Европы,  Азии, Африки, Северной и  Латинской  Америки,  а
   также Австралии.
       Анализ  политической карты мира и экономических  карт  с  целью
   определения  специализации разных типов стран и регионов  мира,  их
   участия в международном географическом разделении труда.
   
       Россия в современном мире
   
       Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
   международных  финансово-экономических  и  политических  отношений.
   Отрасли  международной специализации России. Особенности  географии
   экономических, политических и культурных связей России  с  наиболее
   развитыми   странами   мира.   Географические   аспекты   важнейших
   социально-экономических проблем России.
       Анализ  и объяснение особенностей современного геополитического
   и   геоэкономического   положения  России.   Определение   основных
   направлений   внешних  экономических  связей  России   с   наиболее
   развитыми странами мира.
   
       Географические    аспекты   современных   глобальных    проблем
   человечества
   
       Понятие  о  глобальных  проблемах,  их  типах  и  взаимосвязях.
   Географическое   содержание  глобальных  проблем   человечества   в
   прошлом  и  настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная
   и  геоэкологическая  проблемы как приоритетные,  пути  их  решения.
   ПРОБЛЕМЫ     ПРЕОДОЛЕНИЯ     ОТСТАЛОСТИ    РАЗВИВАЮЩИХСЯ     СТРАН.
   ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль  географии  в
   решении глобальных проблем человечества.
       Составление  простейших  таблиц,  схем,  картосхем,  отражающих
   географические   взаимосвязи   приоритетных   глобальных    проблем
   человечества.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения  географии  на  базовом  уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       -  основные  географические понятия и термины;  традиционные  и
   новые методы географических исследований;
       -  особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
   главные  месторождения и территориальные сочетания;  численность  и
   динамику   населения   мира,  отдельных  регионов   и   стран,   их
   этногеографическую специфику; различия в уровне  и  качестве  жизни
   населения,  основные  направления  миграций;  проблемы  современной
   урбанизации;
       -   географические  особенности  отраслевой  и  территориальной
   структуры  мирового  хозяйства, размещения его  основных  отраслей;
   географическую  специфику отдельных стран и регионов,  их  различия
   по   уровню  социально-экономического  развития,  специализации   в
   системе    международного   географического    разделения    труда;
   географические аспекты глобальных проблем человечества;
       - особенности современного геополитического и геоэкономического
   положения   России,   ее   роль   в  международном   географическом
   разделении труда;
       уметь:
       -  определять  и  сравнивать  по разным  источникам  информации
   географические    тенденции    развития    природных,    социально-
   экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
       - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
   регионов  мира, их демографическую ситуацию, уровни  урбанизации  и
   территориальной  концентрации  населения  и  производства,  степень
   природных,   антропогенных   и  техногенных   изменений   отдельных
   территорий;
       -  применять разнообразные источники географической  информации
   для  проведения  наблюдений за природными, социально-экономическими
   и   геоэкологическими  объектами,  процессами   и   явлениями,   их
   изменениями под влиянием разнообразных факторов;
       - составлять комплексную географическую характеристику регионов
   и  стран  мира;  таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие  карты,
   модели,  отражающие географические закономерности различных явлений
   и процессов, их территориальные взаимодействия;
       - сопоставлять географические карты различной тематики;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  выявления  и  объяснения географических  аспектов  различных
   текущих событий и ситуаций;
       -  нахождения  и применения географической информации,  включая
   карты,   статистические  материалы,  геоинформационные  системы   и
   ресурсы   Интернета;   правильной   оценки   важнейших   социально-
   экономических   событий  международной  жизни,  геополитической   и
   геоэкономической  ситуации  в России,  других  странах  и  регионах
   мира, тенденций их возможного развития;
       -  понимания географической специфики крупных регионов и  стран
   мира    в    условиях    глобализации,   стремительного    развития
   международного   туризма  и  отдыха,  деловых   и   образовательных
   программ, различных видов человеческого общения.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  географии  на  профильном уровне  среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       - освоение системы географических знаний для понимания предмета
   и  задач  современной географической науки, ее структуры, тенденций
   развития;  места  и роли географии в системе наук, жизни  общества,
   решения  его  проблем; для подготовки к продолжению  образования  в
   выбранной области;
       - овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета
   географической  ситуации  на конкретной  территории,  моделирования
   природных,  социально-экономических и  геоэкологических  явлений  и
   процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
       -  развитие географического мышления для ориентации в проблемах
   территориальной   организации  общества,   его   взаимодействия   с
   природой;  навыков  грамотного решения бытовых  и  профессионально-
   ориентированных задач;
       -  воспитание  патриотизма, толерантности к  другим  народам  и
   культурам; социально-ответственного отношения к окружающей среде  в
   ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
       -  использование разнообразных географических знаний и умений в
   быту   и   в   процессе   подготовки  к  будущей   профессиональной
   деятельности;   обеспечении   безопасности   жизнедеятельности    и
   адаптации к условиям окружающей среды.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       География как наука
   
       Предмет и задачи географии. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
   ИДЕЙ. МЕСТО ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК. География как естественная  и
   общественная наука. Роль географии и географических знаний в  жизни
   и  хозяйственной деятельности. Географическая картина мира.  Методы
   географических исследований. Географические прогнозы.
       Использование традиционных и новых методов географической науки
   (картографического,   статистического,   описательного,   полевого,
   сравнительно-географического,    математического,    моделирования,
   аэрокосмического, геоинформационного). Географические прогнозы.
   
       Введение в общую географию
   
       Основные теории и концепции современной географической  картине
   мира.     Эволюция    географической    оболочки.    Географическое
   пространство и его составляющие. Пространственная дифференциация  и
   концентрация объектов и явлений. ПОЛЯРИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА.  ФУНКЦИЯ
   МЕСТА.   Территориальные   системы.   Пространственные   модели   в
   географии.   Региональные  и  глобальные  изменения  географической
   среды  в результате деятельности человека. Изменяющийся мир  Земли.
   Экологизация географии.
       Выявление  и  объяснение  факторов формирования  географических
   районов разных типов.
   
       Введение в физическую географию
   
       Физическая география как наука о Земле, ее сущность, структура,
   методы,  источники информации. СИСТЕМА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  НАУК.
   Важнейшие  географические  особенности Земли  как  планеты.  Рельеф
   земной  поверхности как результат действия эндогенных и  экзогенных
   процессов,     современное    рельефообразование.    Географические
   процессы,  явления  на суше и в океане. Неблагоприятные  и  опасные
   природные явления. География природного риска.
       Географическая    оболочка.   ЭТАПЫ   РАЗВИТИЯ   ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ
   ОБОЛОЧКИ,  ЕЕ  СОСТАВЛЯЮЩИХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  НЕЙ.  Закономерности
   эволюции  географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная
   дифференциация.    Цикличность   и    ритмичность    процессов    в
   географической оболочке.
       Анализ  круговорота основных веществ и энергии в географической
   оболочке.
       Природные  комплексы.  Природные  комплексы  как  системы,   их
   компоненты и свойства. Природные комплексы суши и Мирового  океана.
   Группировка   природных   комплексов  по   размерам   и   сложности
   организации.    Физико-географическое   районирование.    Природно-
   антропогенные комплексы.
       Анализ   изменений  природных  комплексов  разного  ранга   под
   влиянием    деятельности   человека.   Составление   географических
   характеристик   природных   и   природно-антропогенных   комплексов
   разного ранга.
   
       Введение в геологию
   
       Геология  -  наука  о  строении Земли, ее сущность,  структура,
   источники  информации.  Состав  и строение  Земли  и  земной  коры.
   Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во  времени.
   Этапы  геологической истории земной коры. Геологическая хронология.
   Тектоника литосферных плит.
       Свойства  литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические,
   геофизические,   экологические.  Геологическая  среда   как   часть
   окружающей человека среды.
       Обоснование  практического значения  геологических  знаний  для
   обеспечения   человечества  минерально-сырьевыми   ресурсами;   для
   инженерно-хозяйственной    деятельности.     Изучение     изменения
   геологической среды в результате деятельности человека.
   
       Введение в экономическую и социальную географию
   
       Экономическая  и социальная география как наука:  ее  сущность,
   структура,   методы,   источники  информации.  Система   социально-
   экономико-географических   наук.  Теория  экономико-географического
   положения, его виды, основные компоненты, методы оценки.
       Экономико-географическое  изучение   природных   ресурсов,   их
   классификация.
       Экономико-географическая   оценка   природных   ресурсов,    их
   территориальных сочетаний, основных типов природопользования.
       География  населения.  Географические аспекты  происхождения  и
   расселения  современного человека. Динамика  численности  населения
   Земли,   концепция   демографического   перехода.   Демографическая
   политика.   Неравномерность  размещения  населения  земного   шара:
   основные  черты  и  факторы. Половозрастной состав  населения,  его
   занятость,  уровень  и  качество жизни.  Миграция.  Геоурбанистика.
   Этногеография и география религий.
       Составление  простейших прогнозов роста и расселения  населения
   мира, отдельных регионов и стран.
       География     хозяйства.    Отраслевая,    функциональная     и
   территориальная структуры хозяйства, их изменения под  воздействием
   научно-технической  революции.  Факторы  размещения   производства.
   Географическое    разделение   труда,   факторы    его    развития.
   Международные  экономические отношения.  Мировой  рынок  товаров  и
   услуг.  География  международных экономических связей.  Специальные
   экономические   зоны   как   элементы  глобальной   территориальной
   структуры  хозяйства.  ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ  И  ИХ  РОЛЬ  В
   ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
       Определение   специализации   отдельных   стран   и    районов.
   Составление   экономико-географической   характеристики    основных
   отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.
       Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции
   формирования      мирового      геополитического      пространства;
   территориально-политическая организация общества.
       Страноведение  и  регионалистика. Функции, методы  и  тенденции
   развития.   ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ  РЕГИОНЫ   МИРА.   География   объектов
   природного и культурного наследия.
       Составление комплексных страноведческих характеристик.
       Современные географические проблемы развития России.
       Геополитическое  и геоэкономическое положение России.  Проблемы
   использования  природно-ресурсного потенциала.  Многонациональность
   как   специфический   фактор  формирования   и   развития   страны.
   Демогеография    и    расселение.    Геоэкологическая     ситуация.
   Географические  следствия формирования рыночных отношений.  Регионы
   России.
       Учебное   моделирование  развития  и  размещения  населения   и
   хозяйства России в будущем.
   
       Природопользование и геоэкология
   
       Природа   как  среда  обитания  человека.  Стремительный   рост
   потребления  природных ресурсов. Природно-ресурсный,  экологический
   потенциал  территорий, их оценка и меры по сохранению.  Геоэкология
   окружающей  среды.  Особенности  воздействия  на  окружающую  среду
   различных   сфер  и  отраслей  хозяйства.  Экологические   кризисы,
   крупнейшие  регионы  их  проявления.  Роль  географии   в   решении
   геоэкологических  проблем. Стратегия устойчивого  сбалансированного
   развития.
       Учебное моделирование техногенных изменений окружающей среды  и
   прогнозирование их возможных последствий.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения географии на профильном  уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       - особенности современного этапа развития географической науки,
   ее  объект,  предмет, структуру, методы и источники  географической
   информации,  основные  теории и концепции; значение  географической
   науки  в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
   человеческого общества;
       -  смысл  основных  теоретических категорий и понятий,  включая
   географическое     положение,     географическое     районирование,
   территориальные  системы, комплексное географическое  страноведение
   и      регионализм,      развитие     географической      оболочки,
   природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
       уметь:
       -   применять  основные  положения  географической  науки   для
   описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой  и
   динамичной природно-общественной территориальной системы;
       -  характеризовать  разные  типы стран  и  районов,  составлять
   комплексные географические характеристики различных территорий;
       -    проводить    учебные   исследования,    моделирование    и
   проектирование     территориальных     взаимодействий     различных
   географических  явлений и процессов с использованием  разнообразных
   методов географической науки;
       -  решать  социально значимые географические задачи  на  основе
   проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   анализа   и   оценки  разных  территорий  с  точки   зрения
   взаимосвязей   природных,   социально-экономических,    техногенных
   объектов  и  процессов  исходя  из  пространственно-временного   их
   развития;
       -  описания  и  объяснения разнообразных явлений  в  окружающей
   среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
       -     геологического     обоснования    инженерно-хозяйственной
   деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
       -  понимания  места и роли географической науки  в  современном
   мире,  в  различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению
   образования в выбранной области.
   
      СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение  биологии на базовом уровне среднего (полного)  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение знаний о биологических системах (клетка,  организм,
   вид,  экосистема);  истории  развития современных  представлений  о
   живой  природе;  выдающихся открытиях в биологической  науке;  роли
   биологической  науки в формировании современной  естественнонаучной
   картины мира; методах научного познания;
       -  овладение  умениями обосновывать место и роль  биологических
   знаний  в  практической  деятельности людей,  развитии  современных
   технологий;  проводить  наблюдения  за  экосистемами  с  целью   их
   описания   и  выявления  естественных  и  антропогенных  изменений;
   находить и анализировать информацию о живых объектах;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих  способностей в процессе изучения выдающихся  достижений
   биологии,   вошедших   в  общечеловеческую  культуру;   сложных   и
   противоречивых  путей развития современных научных взглядов,  идей,
   теорий,  концепций, различных гипотез (о сущности  и  происхождении
   жизни,   человека)   в   ходе  работы  с   различными   источниками
   информации;
       - воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
   необходимости  бережного отношения к природной среде,  собственному
   здоровью;  уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических
   проблем;
       -  использование приобретенных знаний и умений  в  повседневной
   жизни  для  оценки последствий своей деятельности  по  отношению  к
   окружающей  среде,  здоровью других людей и собственному  здоровью;
   обоснования  и  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний,  правил
   поведения в природе.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Биология как наука. Методы научного познания
   
       Объект   изучения  биологии  -  живая  природа.   Отличительные
   признаки  живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные
   уровни организации живой природы. Роль биологических теорий,  идей,
   гипотез   в  формировании  современной  естественнонаучной  картины
   мира. Методы познания живой природы.
   
       Клетка
   
       Развитие знаний о клетке (Р. ГУК, Р. ВИРХОВ, К. БЭР, М. ШЛЕЙДЕН
   И  Т. ШВАНН). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении
   современной естественнонаучной картины мира.
       Химический  состав клетки. Роль неорганических  и  органических
   веществ в клетке и организме человека.
       Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции;
   доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение  и
   функции   хромосом.  ДНК  -  носитель  наследственной   информации.
   Значение  постоянства  числа  и  формы  хромосом  в  клетках.  Ген.
   Генетический код.
       Проведение   биологических  исследований:   наблюдение   клеток
   растений  и  животных под микроскопом на готовых микропрепаратах  и
   их   описание;  сравнение  строения  клеток  растений  и  животных;
   приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
   
       Организм
   
       Организм - единое целое. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ.
       Обмен   веществ   и  превращения  энергии  -   свойства   живых
   организмов.
       Деление   клетки  -  основа  роста,  развития   и   размножения
   организмов. Половое и бесполое размножение.
       Оплодотворение,  его значение. ИСКУССТВЕННОЕ  ОПЛОДОТВОРЕНИЕ  У
   РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
       Индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез).    Причины
   нарушений  развития  организмов. Индивидуальное развитие  человека.
   Репродуктивное  здоровье. Последствия влияния  алкоголя,  никотина,
   наркотических веществ на развитие зародыша человека.
       Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика
   -  наука  о  закономерностях наследственности  и  изменчивости.  Г.
   Мендель  -  основоположник  генетики. Генетическая  терминология  и
   символика. Закономерности наследования, установленные Г.  Менделем.
   ХРОМОСОМНАЯ  ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. Современные  представления  о
   гене и геноме.
       Наследственная   и   ненаследственная   изменчивость.   Влияние
   мутагенов  на организм человека. Значение генетики для  медицины  и
   селекции.   Наследственные   болезни   человека,   их   причины   и
   профилактика.   Селекция.   УЧЕНИЕ   Н.И.   ВАВИЛОВА   О    ЦЕНТРАХ
   МНОГООБРАЗИЯ  И ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ. Основные  методы
   селекции: гибридизация, искусственный отбор.
       Биотехнология,   ее  достижения.  Этические  аспекты   развития
   некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
       Проведение  биологических  исследований:  выявление   признаков
   сходства   зародышей   человека   и   других   млекопитающих    как
   доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей  среде
   (косвенно)   и   оценка  возможных  последствий   их   влияния   на
   собственный  организм;  составление  простейших  схем  скрещивания;
   решение  элементарных генетических задач; анализ и оценка этических
   аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
   
       Вид
   
       История  эволюционных идей. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ  К.  ЛИННЕЯ,  УЧЕНИЯ
   Ж.Б.  ЛАМАРКА,  эволюционной теории Ч. Дарвина.  Роль  эволюционной
   теории в формировании современной естественнонаучной картины  мира.
   Вид,  его  критерии. Популяция - структурная единица вида,  единица
   эволюции.   Движущие   силы  эволюции,  их  влияние   на   генофонд
   популяции.  СИНТЕТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ  ЭВОЛЮЦИИ.  Результаты  эволюции.
   Сохранение  многообразия  видов  как  основа  устойчивого  развития
   биосферы.
       Гипотезы  происхождения жизни. Отличительные  признаки  живого.
   Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.  Гипотезы
   происхождения человека. Эволюция человека.
       Проведение биологических исследований: описание особей вида  по
   морфологическому  критерию; выявление приспособлений  организмов  к
   среде  обитания;  анализ и оценка различных  гипотез  происхождения
   жизни и человека.
   
       Экосистемы
   
       Экологические факторы, их значение в жизни организмов.  Видовая
   и  пространственная структура экосистем. Пищевые связи,  круговорот
   веществ  и  превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости
   и смены экосистем.
       Биосфера  -  глобальная экосистема. Учение В.И.  Вернадского  о
   биосфере.  Роль  живых  организмов в биосфере.  ЭВОЛЮЦИЯ  БИОСФЕРЫ.
   Глобальные  экологические проблемы и пути их  решения.  Последствия
   деятельности  человека  в  окружающей среде.  Правила  поведения  в
   природной среде.
       Проведение  биологических исследований: выявление антропогенных
   изменений в экосистемах своей местности; составление схем  передачи
   веществ  и  энергии  (цепей питания); сравнительная  характеристика
   природных  экосистем и агроэкосистем своей местности;  исследование
   изменений   в  экосистемах  на  биологических  моделях  (аквариум);
   решение   экологических   задач;  анализ   и   оценка   последствий
   собственной    деятельности   в   окружающей   среде,    глобальных
   экологических проблем и путей их решения.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -   основные   положения   биологических   теорий   (клеточная,
   эволюционная   теория  Ч.  Дарвина);  учение  В.И.  Вернадского   о
   биосфере;    сущность    законов   Г.   Менделя,    закономерностей
   изменчивости;
       -  строение  биологических объектов: клетки; генов и  хромосом;
   вида и экосистем (структура);
       -     сущность     биологических    процессов:     размножение,
   оплодотворение,  действие искусственного  и  естественного  отбора,
   формирование   приспособленности,  образование  видов,   круговорот
   веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
       - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
       - биологическую терминологию и символику;
       уметь:
       -    объяснять:   роль   биологии   в   формировании   научного
   мировоззрения;   вклад   биологических   теорий   в    формирование
   современной  естественнонаучной  картины  мира;  единство  живой  и
   неживой  природы,  родство живых организмов; отрицательное  влияние
   алкоголя,  никотина,  наркотических веществ  на  развитие  зародыша
   человека;  влияние  мутагенов на организм  человека,  экологических
   факторов  на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей  среды;
   причины    эволюции,   изменяемости   видов,   нарушений   развития
   организмов,  наследственных заболеваний,  мутаций,  устойчивости  и
   смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
       -   решать   элементарные  биологические   задачи;   составлять
   элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ  и  энергии
   в экосистемах (цепи питания);
       - описывать особей видов по морфологическому критерию;
       -   выявлять   приспособления  организмов  к  среде   обитания,
   источники  мутагенов  в окружающей среде (косвенно),  антропогенные
   изменения в экосистемах своей местности;
       -  сравнивать:  биологические объекты  (тела  живой  и  неживой
   природы   по  химическому  составу,  зародыши  человека  и   других
   млекопитающих,   природные  экосистемы   и   агроэкосистемы   своей
   местности),  процессы (естественный и искусственный отбор,  половое
   и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
       -  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
   происхождения  жизни и человека, глобальные экологические  проблемы
   и   пути   их  решения,  последствия  собственной  деятельности   в
   окружающей среде;
       - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
       -  находить  информацию о биологических  объектах  в  различных
   источниках   (учебных   текстах,  справочниках,   научно-популярных
   изданиях,   компьютерных  базах  данных,  ресурсах   Интернета)   и
   критически ее оценивать;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  соблюдения  мер профилактики отравлений, вирусных  и  других
   заболеваний,  стрессов,  вредных  привычек  (курение,   алкоголизм,
   наркомания); правил поведения в природной среде;
       -  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,
   отравлении пищевыми продуктами;
       -  оценки  этических аспектов некоторых исследований в  области
   биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  биологии  на  профильном  уровне  среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение знаний об основных биологических теориях,  идеях  и
   принципах,      являющихся     составной     частью     современной
   естественнонаучной  картины  мира;  о  методах  биологических  наук
   (цитологии,    генетики,   селекции,   биотехнологии,    экологии);
   строении,  многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм,
   популяция,  вид,  биогеоценоз, биосфера); выдающихся  биологических
   открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
       -   овладение  умениями  характеризовать  современные   научные
   открытия  в  области биологии; устанавливать связь между  развитием
   биологии    и   социально-этическими,   экологическими   проблемами
   человечества;  самостоятельно проводить биологические  исследования
   (наблюдение,  измерение,  эксперимент,  моделирование)  и  грамотно
   оформлять   полученные  результаты;  анализировать  и  использовать
   биологическую  информацию; пользоваться биологической терминологией
   и символикой;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих  способностей  в процессе изучения  проблем  современной
   биологической  науки;  проведения  экспериментальных  исследований,
   решения  биологических задач, моделирования биологических  объектов
   и процессов;
       -    воспитание    убежденности    в    возможности    познания
   закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения  к
   ней,   соблюдения  этических  норм  при  проведении   биологических
   исследований;
       -  использование приобретенных знаний и умений  в  повседневной
   жизни  для  оценки последствий своей деятельности  по  отношению  к
   окружающей   среде,   собственному  здоровью;   выработки   навыков
   экологической  культуры; обоснования и соблюдения мер  профилактики
   заболеваний и ВИЧ-инфекции.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Биология как наука. Методы научного познания
   
       Биология  как  наука.  ОТРАСЛИ БИОЛОГИИ,  ЕЕ  СВЯЗИ  С  ДРУГИМИ
   НАУКАМИ.  Объект изучения биологии - биологические  системы.  Общие
   признаки  биологических  систем. Роль биологических  теорий,  идей,
   гипотез   в  формировании  современной  естественнонаучной  картины
   мира.
   
       Клетка
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное