Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 18
 
   
       Неорганическая химия
   
       Классификация  неорганических соединений.  Химические  свойства
   основных классов неорганических соединений.
       Металлы.  Электрохимический  ряд  напряжений  металлов.   Общие
   способы  получения  металлов. ПОНЯТИЕ О КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ.  СПОСОБЫ
   ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ.
       Неметаллы.  Окислительно-восстановительные  свойства   типичных
   неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
   
       Органическая химия
   
       Классификация    и   номенклатура   органических    соединений.
   Химические свойства основных классов органических соединений.
       Теория  строения  органических соединений.  Углеродный  скелет.
   Радикалы.  Функциональные  группы.  Гомологический  ряд,  гомологи.
   Структурная   изомерия.   Типы  химических   связей   в   молекулах
   органических соединений.
       Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены.  Природные
   источники углеводородов: нефть и природный газ.
       Кислородсодержащие  соединения: одно-  и  многоатомные  спирты,
   фенол,  альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные  эфиры,
   жиры, углеводы.
       Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
       Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
   
       Экспериментальные основы химии
   
       Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными
   веществами.
       Проведение химических реакций в растворах.
       Проведение химических реакций при нагревании.
       Качественный  и  количественный  анализ  веществ.   Определение
   характера    среды.    Индикаторы.    Качественные    реакции    на
   неорганические  вещества  и  ионы,  отдельные  классы  органических
   соединений.
   
       Химия и жизнь
   
       Химия  и  здоровье.  ЛЕКАРСТВА,  ФЕРМЕНТЫ,  ВИТАМИНЫ,  ГОРМОНЫ,
   МИНЕРАЛЬНЫЕ  ВОДЫ. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ  ЛЕКАРСТВЕННЫХ
   ПРЕПАРАТОВ.
       ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ.
       ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. МОЮЩИЕ И ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА. ПРАВИЛА
   БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ.
       ХИМИЧЕСКИЕ  ВЕЩЕСТВА  КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ.
   ВЕЩЕСТВА,   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ   В  ПОЛИГРАФИИ,   ЖИВОПИСИ,   СКУЛЬПТУРЕ,
   АРХИТЕКТУРЕ.
       Общие   представления   о   промышленных   способах   получения
   химических веществ (на примере производства серной кислоты).
       Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
       БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       -  важнейшие химические понятия: вещество, химический  элемент,
   атом,  молекула, относительные атомная и молекулярная  массы,  ион,
   аллотропия,   изотопы,  химическая  связь,  электроотрицательность,
   валентность,  степень  окисления, моль,  молярная  масса,  молярный
   объем,   вещества   молекулярного   и   немолекулярного   строения,
   растворы,     электролит    и    неэлектролит,    электролитическая
   диссоциация,    окислитель    и   восстановитель,    окисление    и
   восстановление,   тепловой  эффект  реакции,  скорость   химической
   реакции,   катализ,   химическое  равновесие,  углеродный   скелет,
   функциональная группа, изомерия, гомология;
       -  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
   состава, периодический закон;
       -  основные  теории  химии: химической связи, электролитической
   диссоциации, строения органических соединений;
       -  важнейшие вещества и материалы: основные металлы  и  сплавы;
   серная,  соляная,  азотная  и  уксусная  кислоты;  щелочи,  аммиак,
   минеральные  удобрения,  метан, этилен, ацетилен,  бензол,  этанол,
   жиры,   мыла,   глюкоза,  сахароза,  крахмал,   клетчатка,   белки,
   искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
       уметь:
       -    называть   изученные   вещества   по   "тривиальной"   или
   международной номенклатуре;
       -   определять:  валентность  и  степень  окисления  химических
   элементов,   тип  химической  связи  в  соединениях,  заряд   иона,
   характер   среды  в  водных  растворах  неорганических  соединений,
   окислитель  и  восстановитель, принадлежность веществ  к  различным
   классам органических соединений;
       -  характеризовать: элементы малых периодов по их  положению  в
   Периодической  системе Д.И. Менделеева; общие  химические  свойства
   металлов,    неметаллов,   основных   классов   неорганических    и
   органических  соединений; строение и химические свойства  изученных
   органических соединений;
       -  объяснять:  зависимость свойств  веществ  от  их  состава  и
   строения;    природу   химической   связи   (ионной,   ковалентной,
   металлической),   зависимость   скорости   химической   реакции   и
   положения химического равновесия от различных факторов;
       -  выполнять химический эксперимент по распознаванию  важнейших
   неорганических и органических веществ;
       -  проводить  самостоятельный  поиск  химической  информации  с
   использованием  различных  источников  (научно-популярных  изданий,
   компьютерных   баз   данных,   ресурсов  Интернета);   использовать
   компьютерные   технологии  для  обработки  и  передачи   химической
   информации и ее представления в различных формах;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и
   на производстве;
       -  определения возможности протекания химических превращений  в
   различных условиях и оценки их последствий;
       - экологически грамотного поведения в окружающей среде;
       -  оценки  влияния химического загрязнения окружающей среды  на
   организм человека и другие живые организмы;
       -  безопасного  обращения с горючими и  токсичными  веществами,
   лабораторным оборудованием;
       -  приготовления растворов заданной концентрации в  быту  и  на
   производстве;
       -   критической  оценки  достоверности  химической  информации,
   поступающей из разных источников.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  химии на профильном уровне среднего (полного)  общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  освоение системы знаний о фундаментальных законах,  теориях,
   фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
       -  овладение  умениями: характеризовать вещества,  материалы  и
   химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты;  проводить
   расчеты  по  химическим формулам и уравнениям;  осуществлять  поиск
   химической     информации    и    оценивать    ее    достоверность;
   ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
       -   развитие   познавательных  интересов,  интеллектуальных   и
   творческих способностей в процессе изучения химической науки  и  ее
   вклада    в    технический   прогресс   цивилизации;   сложных    и
   противоречивых путей развития идей, теорий и концепций  современной
   химии;
       -  воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент
   воздействия  на  окружающую  среду, и  чувства  ответственности  за
   применение полученных знаний и умений;
       -  применение полученных знаний и умений для: безопасной работы
   с  веществами  в  лаборатории,  быту  и  на  производстве;  решения
   практических  задач  в повседневной жизни; предупреждения  явлений,
   наносящих  вред  здоровью человека и окружающей  среде;  проведения
   исследовательских работ; сознательного выбора профессии,  связанной
   с химией.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Методы научного познания
   
       Научные  методы исследования химических веществ и  превращений.
   Роль  химического  эксперимента в познании  природы.  МОДЕЛИРОВАНИЕ
   ХИМИЧЕСКИХ   ЯВЛЕНИЙ.  ВЗАИМОСВЯЗЬ  ХИМИИ,  ФИЗИКИ,  МАТЕМАТИКИ   И
   БИОЛОГИИ. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.
   
       Основы теоретической химии
   
       Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы.
   Электрон.  Дуализм  электрона. Квантовые числа.  Атомная  орбиталь.
   Распределение  электронов  по орбиталям.  Электронная  конфигурация
   атома.  Валентные  электроны.  Основное  и  возбужденные  состояния
   атомов.
       Современная  формулировка периодического закона  и  современное
   состояние   Периодической   системы   химических   элементов   Д.И.
   Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
       Молекулы   и   химическая   связь.   Ковалентная   связь,    ее
   разновидности  и механизмы образования. Характеристики  ковалентной
   связи.   Комплексные  соединения.  Электроотрицательность.  Степень
   окисления    и   валентность.   Гибридизация   атомных   орбиталей.
   Пространственное  строение  молекул.  Полярность  молекул.   Ионная
   связь.   Металлическая  связь.  Водородная  связь.  МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫЕ
   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Единая природа химических связей.
       Вещества  молекулярного и немолекулярного строения. Современные
   представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.
       Причины  многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия,
   изотопия.
       Классификация  и  номенклатура  неорганических  и  органических
   веществ.
       Чистые   вещества  и  смеси.  Дисперсные  системы.   КОЛЛОИДНЫЕ
   СИСТЕМЫ.   Истинные  растворы.  Растворение  как  физико-химический
   процесс.   Тепловые  явления  при  растворении.  Способы  выражения
   концентрации  растворов:  массовая  доля  растворенного   вещества,
   молярная и МОЛЯЛЬНАЯ концентрации.
       Химические   реакции,  их  классификация  в  неорганической   и
   органической химии.
       Закономерности протекания химических реакций. Тепловые  эффекты
   реакций.   Термохимические  уравнения.  Понятие  об   энтальпии   и
   энтропии. ЭНЕРГИЯ ГИББСА. Закон Гесса и следствия из него.
       Скорость  реакции, ее зависимость от различных факторов.  Закон
   действующих   масс.   Элементарные  и  сложные  реакции.   МЕХАНИЗМ
   РЕАКЦИИ. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
       Обратимость    реакций.   Химическое   равновесие.    Константа
   равновесия.  Смещение равновесия под действием различных  факторов.
   Принцип Ле Шателье.
       Электролитическая  диссоциация. Сильные и  слабые  электролиты.
   Константа   диссоциации.  Реакции  ионного   обмена.   ПРОИЗВЕДЕНИЕ
   РАСТВОРИМОСТИ.   Кислотно-основные  взаимодействия   в   растворах.
   Амфотерность. ИОННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВОДЫ. Водородный показатель  (pH)
   раствора.
       Гидролиз органических и неорганических соединений.
       Окислительно-восстановительные реакции. Методы  электронного  И
   ЭЛЕКТРОННО-ИОННОГО    БАЛАНСА.    РЯД    СТАНДАРТНЫХ    ЭЛЕКТРОДНЫХ
   ПОТЕНЦИАЛОВ. Коррозия металлов и способы защиты от нее.  Химические
   источники тока. Электролиз растворов и расплавов.
   
       Неорганическая химия
   
       Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных
   классов неорганических соединений.
       Водород.  ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА. Соединения водорода с  металлами  и
   неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
       Галогены.   Галогеноводороды.  Галогениды.   Кислородсодержащие
   соединения хлора.
       Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
       Сера.  Сероводород и сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и  серная
   кислоты и их соли.
       Азот.  Аммиак, соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и  азотная
   кислоты и их соли.
       Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
       Углерод.  Метан. Карбиды кальция, алюминия и ЖЕЛЕЗА. Угарный  и
   углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
       Кремний.   Силан.  Оксид  кремния  (IV).  Кремниевые   кислоты,
   силикаты.
       БЛАГОРОДНЫЕ ГАЗЫ.
       Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
       Алюминий и его соединения.
       Переходные   элементы  (медь,  серебро,  цинк,   РТУТЬ,   хром,
   марганец, железо) и их соединения.
       Комплексные соединения переходных элементов.
       Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы
   (черные и цветные).
   
       Органическая химия
   
       Теория  строения  органических соединений.  Углеродный  скелет.
   Радикал.  Функциональная  группа. Гомологи  и  гомологический  ряд.
   Структурная  и пространственная изомерия. Типы связей  в  молекулах
   органических веществ и СПОСОБЫ ИХ РАЗРЫВА.
       Типы   реакций  в  органической  химии.  Ионный  и  радикальный
   механизмы реакций.
       Алканы  и  циклоалканы. Алкены, диены.  Алкины.  Бензол  и  его
   гомологи. Стирол.
       ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ.
       Одноатомные  и  многоатомные  спирты.  Фенолы.  Простые  эфиры.
   Альдегиды  и кетоны. Карбоновые кислоты. Функциональные производные
   карбоновых  кислот.  Сложные  эфиры неорганических  и  органических
   кислот. Жиры, мыла.
       Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды.
       Нитросоединения. Амины. Анилин.
       Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.
       ПИРРОЛ.  ПИРИДИН. ПИРИМИДИНОВЫЕ И ПУРИНОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ВХОДЯЩИЕ
   В  СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРЕ НУКЛЕИНОВЫХ
   КИСЛОТ.
       Высокомолекулярные   соединения.   Реакции   полимеризации    и
   поликонденсации.
   
       Экспериментальные основы химии
   
       Правила   работы   в   лаборатории.   Лабораторная   посуда   и
   оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими  и
   токсичными веществами.
       Физические   методы  разделения  смесей  и   очистки   веществ.
   Кристаллизация, экстракция, дистилляция.
       Синтез органических и неорганических газообразных веществ.
       Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.
       Качественный  и  количественный  анализ  веществ.   Определение
   характера    среды.    Индикаторы.    Качественные    реакции    на
   неорганические   вещества   и   ионы.  Идентификация   органических
   соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение  физических
   свойств  веществ  (масса,  объем, плотность).  Современные  физико-
   химические   методы  установления  структуры  веществ.   Химические
   методы разделения смесей.
   
       Химия и жизнь
   
       Химические  процессы в живых организмах. Биологически  активные
   вещества.  Химия  и  здоровье. Проблемы,  связанные  с  применением
   лекарственных препаратов.
       Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила
   безопасной работы со средствами бытовой химии.
       Общие   принципы  химической  технологии.  Природные  источники
   химических веществ.
       Полимеры.  Пластмассы,  волокна,  каучуки.  Новые  вещества   и
   материалы в технике.
       Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
       Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций
   в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
       Источники  химической информации: учебные,  научные  и  научно-
   популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными
   науками, значение в жизни современного общества;
       -  важнейшие химические понятия: вещество, химический  элемент,
   атом,  молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал,  аллотропия,
   нуклиды  и  изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая  связь,
   электроотрицательность,     валентность,     степень     окисления,
   гибридизация  орбиталей, пространственное строение  молекул,  моль,
   молярная   масса,   молярный   объем,  вещества   молекулярного   и
   немолекулярного   строения,  комплексные   соединения,   дисперсные
   системы,    истинные   растворы,   электролитическая   диссоциация,
   кислотно-основные  реакции в водных растворах, гидролиз,  окисление
   и   восстановление,   электролиз,  скорость   химической   реакции,
   механизм  реакции,  катализ,  тепловой эффект  реакции,  энтальпия,
   теплота  образования,  энтропия, химическое  равновесие,  константа
   равновесия,  углеродный скелет, функциональная  группа,  гомология,
   структурная  и пространственная изомерия, индуктивный и  мезомерный
   эффекты,   электрофил,   нуклеофил,   основные   типы   реакций   в
   неорганической и органической химии;
       -  основные  законы  химии:  закон  сохранения  массы  веществ,
   периодический  закон,  закон постоянства состава,  закон  Авогадро,
   закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
       -  основные  теории  химии: строения атома,  химической  связи,
   электролитической   диссоциации,  кислот  и   оснований,   строения
   органических соединений (включая стереохимию), химическую  кинетику
   и химическую термодинамику;
       -  классификацию и номенклатуру неорганических  и  органических
   соединений;
       - природные источники углеводородов и способы их переработки;
       -   вещества  и  материалы,  широко  используемые  в  практике:
   основные   металлы  и  сплавы,  графит,  кварц,   стекло,   цемент,
   минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты,  щелочи,
   аммиак,    углеводороды,    фенол,   анилин,    метанол,    этанол,
   этиленгликоль,   глицерин,  формальдегид,   ацетальдегид,   ацетон,
   глюкоза,   сахароза,   крахмал,  клетчатка,  аминокислоты,   белки,
   искусственные  волокна, каучуки, пластмассы, жиры,  мыла  и  моющие
   средства;
       уметь:
       -  называть изученные вещества по "тривиальной" и международной
   номенклатурам;
       -   определять:  валентность  и  степень  окисления  химических
   элементов,  заряд  иона,  тип  химической  связи,  пространственное
   строение  молекул, тип кристаллической решетки,  характер  среды  в
   водных   растворах,   окислитель  и   восстановитель,   направление
   смещения  равновесия  под влиянием различных  факторов,  изомеры  и
   гомологи,  принадлежность веществ к различным классам  органических
   соединений,  характер взаимного влияния атомов  в  молекулах,  типы
   реакций в неорганической и органической химии;
       -  характеризовать:  S- , P- и D-элементы  по  их  положению  в
   Периодической  системе Д.И. Менделеева; общие  химические  свойства
   металлов,  неметаллов, основных классов неорганических  соединений;
   строение   и   свойства  органических  соединений   (углеводородов,
   спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот,  аминов,
   аминокислот и углеводов);
       -   объяснять:  зависимость  свойств  химического  элемента   и
   образованных  им веществ от положения в Периодической системе  Д.И.
   Менделеева;  зависимость  свойств  неорганических  веществ  от   их
   состава  и  строения;  природу  и  способы  образования  химической
   связи;   зависимость  скорости  химической  реакции  от   различных
   факторов,   реакционной  способности  органических  соединений   от
   строения их молекул;
       -  выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
   неорганических   и   органических  веществ;  получению   конкретных
   веществ, относящихся к изученным классам соединений;
       -   проводить  расчеты  по  химическим  формулам  и  уравнениям
   реакций;
       -  осуществлять самостоятельный поиск химической  информации  с
   использованием различных источников (справочных, научных и  научно-
   популярных  изданий, компьютерных баз данных, ресурсов  Интернета);
   использовать  компьютерные  технологии  для  обработки  и  передачи
   информации и ее представления в различных формах;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  понимания  глобальных проблем, стоящих перед  человечеством:
   экологических, энергетических и сырьевых;
       - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и
   на производстве;
       - экологически грамотного поведения в окружающей среде;
       -  оценки  влияния химического загрязнения окружающей среды  на
   организм человека и другие живые организмы;
       -  безопасной  работы  с веществами в лаборатории,  быту  и  на
   производстве;
       -  определения возможности протекания химических превращений  в
   различных условиях и оценки их последствий;
       - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
       - оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
       -   критической  оценки  достоверности  химической  информации,
   поступающей из различных источников.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                           ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение  естествознания на базовом уровне  среднего  (полного)
   общего образования направлено на достижение следующих целей:
       - освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира
   и  методах естественных наук; знакомство с наиболее важными  идеями
   и  достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние  на
   представления человека о природе, развитие техники и технологий;
       - овладение умениями применять полученные знания для объяснения
   явлений   окружающего  мира,  критической  оценки  и  использования
   естественнонаучной  информации,  содержащейся   в   СМИ,   ресурсах
   Интернета  и  научно-популярной литературе; осознанного определения
   собственной   позиции  по  отношению  к  обсуждаемым   в   обществе
   проблемам науки;
       -   развитие   интеллектуальных,  творческих   способностей   и
   критического  мышления  в ходе проведения простейших  исследований,
   анализа  явлений,  восприятия  и  интерпретации  естественнонаучной
   информации;
       -   воспитание  убежденности  в  возможности  познания  законов
   природы  и использования достижений естественных наук для  развития
   цивилизации;  стремления к обоснованности высказываемой  позиции  и
   уважения  к  мнению  оппонента при обсуждении проблем;  осознанного
   отношения   к   возможности  опасных  экологических   и   этических
   последствий, связанных с достижениями естественных наук;
       -  использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни
   для  обеспечения  безопасности жизнедеятельности, охраны  здоровья,
   окружающей среды, энергосбережения.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Современные естественнонаучные знания о мире
   
       Система  наук  о  природе. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  КАРТИНЫ
   МИРА.   Естественнонаучный  метод  познания  и  его   составляющие:
   наблюдение,  измерение,  эксперимент,  гипотеза,  модель,   теория.
   Единство   законов  природы  и  состава  вещества   во   Вселенной.
   Микромир,    макромир,    мегамир,   их   пространственно-временные
   характеристики. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.
       Наиболее    важные   естественнонаучные   идеи   и    открытия,
   определяющие современные знания о мире.
       Дискретное  строение  вещества (молекулы,  атомы,  ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
   ЧАСТИЦЫ).  Физические  поля и электромагнитные  волны;  волновые  и
   корпускулярные  свойства  света. Кванты;  поглощение  и  испускание
   света   атомом.   СВЯЗЬ  МАССЫ  И  ЭНЕРГИИ.  Порядок-беспорядок   и
   необратимый  характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики,
   ЭНТРОПИЯ,   ИНФОРМАЦИЯ).   Эволюция   Вселенной   (большой   взрыв,
   разбегание галактик, ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД И ПЛАНЕТ, Солнечная система).
       Периодический   закон   и  Периодическая   система   химических
   элементов.  Связь  между структурой молекул и  свойствами  веществ;
   неорганические и органические вещества. Природа химической связи  и
   механизм  химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое
   равновесие).
       Клеточное  строение живых организмов (дифференциация  клеток  в
   организме,  обмен веществ и превращение энергии в  клетке,  деление
   клетки,  оплодотворение). ДНК - носитель наследственной  информации
   (структура молекулы ДНК, ген, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, МУТАЦИЯ,  МАТРИЧНОЕ
   ВОСПРОИЗВОДСТВО  БЕЛКОВ). Биологическая эволюция  (наследственность
   и    изменчивость   организмов,   естественный   отбор,    гипотезы
   происхождения   жизни,  происхождение  человека).  Биоразнообразие.
   Биосистемная   организация  жизни  (клетка,  организм,   популяция,
   экосистема).
       Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой  природе.
   Случайные   процессы   и  вероятностные  закономерности.   ОБЩНОСТЬ
   ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И  СОЦИАЛЬНЫХ
   СИСТЕМАХ. ЭВОЛЮЦИЯ: ФИЗИЧЕСКИЙ, ХИМИЧЕСКИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ  УРОВНИ.
   ПРОЦЕССЫ  САМООРГАНИЗАЦИИ.  Биосфера,  роль  человека  в  биосфере.
   Глобальные   экологические   проблемы   и   КОНЦЕПЦИЯ   УСТОЙЧИВОГО
   РАЗВИТИЯ.
       Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с
   использованием  мультимедиа):  электромагнитных  явлений,  волновых
   свойств   света,   фотоэффекта,  оптических   спектров,   процессов
   перехода  от  порядка  к  беспорядку,  эффекта  Доплера,  изменений
   свойств  вещества  при  изменении  структуры  молекул,  зависимости
   скорости  химической  реакции от различных  факторов  (температуры,
   катализатора),   клетки  (под  микроскопом),   денатурации   белка,
   репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).
   
       Естественные науки и развитие техники и технологий
   
       Взаимосвязь  между  научными открытиями и развитием  техники  и
   технологий. Различные способы получения электроэнергии  и  проблемы
   энергосбережения.  Использование электромагнитных  волн  различного
   диапазона  в  технических средствах связи, МЕДИЦИНЕ,  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ
   СВОЙСТВ   ВЕЩЕСТВА.   ПРИНЦИП  ДЕЙСТВИЯ  И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ЛАЗЕРА.
   СОВРЕМЕННЫЕ  СПОСОБЫ  ПЕРЕДАЧИ  И  ХРАНЕНИЯ  ИНФОРМАЦИИ.  Получение
   новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы  и
   синтетические     полимерные    материалы.    ЖИДКИЕ     КРИСТАЛЛЫ.
   Биотехнологии  (микробиологический  синтез,  клеточная   и   генная
   инженерия). КЛОНИРОВАНИЕ.
       Экологические  проблемы,  связанные  с  развитием   энергетики,
   транспорта  и  средств  связи.  Этические  проблемы,  связанные   с
   развитием биотехнологий.
       Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с
   использованием  мультимедиа):  работы электрогенератора,  излучения
   лазера,   определения  состава  веществ  с  помощью   спектрального
   анализа;  свойств полимерных материалов, каталитической  активности
   ферментов.
   
       Естественные науки и человек
   
       Физические   и   химические  процессы  в  организме   человека.
   Электромагнитные  явления в живом организме  (организме  человека):
   электрические  ритмы  сердца  и  мозга,  ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА
   НЕРВНЫХ  ИМПУЛЬСОВ. ФЕНОМЕН ЗРЕНИЯ: ОПТИКА, ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ,
   АНАЛИЗ  ИНФОРМАЦИИ. Влияние электромагнитных волн  и  радиоактивных
   излучений  на  организм человека. Роль макромолекул в  человеческом
   организме, ФЕРМЕНТЫ И ФЕРМЕНТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ.
       Наследственные  закономерности.  ГЕНОМ  ЧЕЛОВЕКА.   ГЕНЕТИЧЕСКИ
   ОБУСЛОВЛЕННЫЕ   ЗАБОЛЕВАНИЯ  И  ВОЗМОЖНОСТЬ  ИХ  ЛЕЧЕНИЯ.   Природа
   вирусных  заболеваний.  ПРИНЦИП  ДЕЙСТВИЯ  НЕКОТОРЫХ  ЛЕКАРСТВЕННЫХ
   ВЕЩЕСТВ.  Проблемы  рационального  питания.  БИОХИМИЧЕСКАЯ   ОСНОВА
   НИКОТИНОВОЙ,  АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ.  Безопасное
   использование   веществ   бытовой  химии.  Личная   ответственность
   человека за охрану окружающей среды.
       Анализ  ситуаций,  связанных  с повседневной  жизнью  человека:
   профилактики   и  лечения  инфекционных  заболеваний,   защиты   от
   опасного   воздействия  электромагнитных  полей   и   радиоактивных
   излучений;  выбора  диеты  и  режима  питания,  экономии   энергии,
   эффективного  и  безопасного использования веществ  бытовой  химии;
   личных действий по охране окружающей среды.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате изучения естествознания на базовом уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       -    смысл    понятий:   естественнонаучный   метод   познания,
   электромагнитное  поле  и электромагнитные волны,  квант,  эволюция
   Вселенной,    большой   взрыв,   Солнечная   система,    галактика,
   периодический   закон,   химическая  связь,   химическая   реакция,
   макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация  клеток,
   ДНК,   вирус,  биологическая  эволюция,  биоразнообразие,   клетка,
   организм, популяция, экосистема, биосфера;
       -    вклад    великих   ученых   в   формирование   современной
   естественнонаучной картины мира;
       уметь:
       -    приводить    примеры   экспериментов   и/или   наблюдений,
   обосновывающих:     атомно-молекулярное     строение      вещества,
   существование  электромагнитного поля и взаимосвязь  электрического
   и  магнитного  полей,  волновые  и корпускулярные  свойства  света,
   необратимость тепловых процессов, разбегание галактик,  зависимость
   свойств   вещества  от  структуры  молекул,  зависимость   скорости
   химической  реакции  от  температуры  и  катализаторов,   клеточное
   строение  живых  организмов, роль ДНК как  носителя  наследственной
   информации,   эволюцию   живой  природы,  превращения   энергии   и
   вероятностный  характер  процессов  в  живой  и  неживой   природе,
   взаимосвязь  компонентов экосистемы, влияние деятельности  человека
   на экосистемы;
       -  объяснять прикладное значение важнейших достижений в области
   естественных  наук для: развития энергетики, транспорта  и  средств
   связи,  получения синтетических материалов с заданными  свойствами,
   создания  биотехнологий, лечения инфекционных  заболеваний,  охраны
   окружающей среды;
       -  выдвигать  гипотезы и предлагать пути  их  проверки;  делать
   выводы  на основе экспериментальных данных, представленных  в  виде
   графика, таблицы или диаграммы;
       -  работать  с  естественнонаучной информацией, содержащейся  в
   сообщениях  СМИ,  ресурсах  Интернета,  научно-популярных  статьях:
   владеть  методами  поиска, выделять смысловую  основу  и  оценивать
   достоверность информации;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  оценки влияния на организм человека электромагнитных волн  и
   радиоактивных излучений;
       - энергосбережения;
       -  безопасного использования материалов и химических веществ  в
   быту;
       -    профилактики   инфекционных   заболеваний,    никотиновой,
   алкогольной и наркотической зависимостей;
       - осознанных личных действий по охране окружающей среды.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                  ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение  мировой  художественной культуры  на  базовом  уровне
   среднего  (полного)  общего образования  направлено  на  достижение
   следующих целей:
       -  развитие  чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления  и
   художественно-творческих способностей;
       -  воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности  в
   освоении ценностей мировой культуры;
       -   освоение   знаний  о  стилях  и  направлениях   в   мировой
   художественной  культуре, их характерных особенностях;  о  вершинах
   художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
       -   овладение  умением  анализировать  произведения  искусства,
   оценивать   их  художественные  особенности,  высказывать   о   них
   собственное суждение;
       -  использование приобретенных знаний и умений  для  расширения
   кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Художественная  культура  первобытного  мира.   Роль   мифа   в
   культуре.  Древние образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ  МАГИЯ.  Ритуал  -
   единство  слова,  музыки,  танца, изображения,  пантомимы,  костюма
   (татуировки),   архитектурного  окружения   и   предметной   среды.
   Художественные   комплексы  Альтамиры  и   Стоунхенджа.   Символика
   геометрического  орнамента. АРХАИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ФОЛЬКЛОРА.  МИФ  И
   СОВРЕМЕННОСТЬ.
       Художественная    культура    Древнего    мира.     Особенности
   художественной   культуры  Месопотамии:  аскетизм   и   красочность
   ансамблей  Вавилона.  Гигантизм  и неизменность  канона  -  примета
   Вечной  жизни  в  искусстве Древнего Египта: пирамиды  Гизы,  храмы
   Карнака  и  ЛУКСОРА.  СТУПА  В  САНЧИ,  ХРАМ  КАНДАРЬЯ  МАХАДЕВА  В
   КХАДЖУРАХО   -   МОДЕЛЬ   ВСЕЛЕННОЙ   ДРЕВНЕЙ   ИНДИИ.    ОТРАЖЕНИЕ
   МИФОЛОГИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  МАЙЯ  И  АЦТЕКОВ  В  АРХИТЕКТУРЕ   И
   РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).
       Идеалы  красоты  Древней Греции в ансамбле афинского  Акрополя.
   Театрализованное действо. Слияние восточных и античных  традиций  в
   эллинизме  (Пергамский алтарь). Символы римского  величия:  РИМСКИЙ
   ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон.
       Художественная      культура     Средних      веков.      София
   Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания  в
   восточном   христианстве.  Древнерусский  крестово-купольный   храм
   (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская  школа).
   КОСМИЧЕСКАЯ,  ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА.  Икона  и
   иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.
       Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской
   эпохи.  Готический  собор  -  как образ  мира.  РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ШКОЛЫ
   ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ.  МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ  В  КОМПЛЕКСЕ  РЕГИСТАНА
   (ДРЕВНИЙ   САМАРКАНД).  ВОПЛОЩЕНИЕ  МИФОЛОГИЧЕСКИХ  И   РЕЛИГИОЗНО-
   НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ.  ФИЛОСОФИЯ
   И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ.
       МОНОДИЧЕСКИЙ   СКЛАД   СРЕДНЕВЕКОВОЙ   МУЗЫКАЛЬНОЙ    КУЛЬТУРЫ.
   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ  В
   КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.
       Художественная  культура  Ренессанса.  Возрождение  в   Италии.
   Воплощение  идеалов  Ренессанса  в  архитектуре  Флоренции.  Титаны
   Возрождения  (Леонардо  да Винчи, Рафаэль,  Микеланджело,  ТИЦИАН).
   СЕВЕРНОЕ  ВОЗРОЖДЕНИЕ:  ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ  Я.  ВАН  ЭЙКА;  МАСТЕРСКИЕ
   ГРАВЮРЫ  А.  ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В  РАЗВИТИИ
   СВЕТСКИХ   И  КУЛЬТОВЫХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ЖАНРОВ.  Театр  У.  Шекспира.
   Историческое  значение и вневременная художественная ценность  идей
   Возрождения.
       Художественная культура Нового времени. Стили и  направления  в
   искусстве   Нового  времени.  Изменение  мировосприятия   в   эпоху
   Барокко.  Архитектурные  ансамбли Рима (Л. Бернини),  Петербурга  и
   его  окрестностей (Ф.Б. Растрелли); живопись (П.П. Рубенс). Реализм
   XVII  в.  в  живописи  (Рембрандт  ван  Рейн).  Расцвет  гомофонно-
   гармонического  стиля  в  опере Барокко. Высший  расцвет  свободной
   полифонии (И.С. Бах).
       Классицизм  и  ампир в архитектуре (ансамбли  ПАРИЖА,  Версаля,
   Петербурга).  От  классицизма к академизму в живописи  (Н.  Пуссен,
   Ж.Л.  ДАВИД,  К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ). Формирование классических
   жанров  и  принципов  симфонизма в произведениях  мастеров  Венской
   классической школы (В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
       Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.  ШУБЕРТ,  Р.
   Вагнер).  Романтизм в живописи (ПРЕРАФАЭЛИТЫ, Ф. Гойя, Э. ДЕЛАКРУА,
   О.  Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной  школы
   (М.И. Глинка).
       Социальная  тематика в живописи реализма (Г. КУРБЕ,  О.  Домье,
   художники-передвижники  -  И.Е.  Репин,  В.И.  Суриков).   Развитие
   русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).
       Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления
   в  живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм
   (Ван  Гог, П. СЕЗАНН, П. ГОГЕН). Модерн в архитектуре (В. ОРТА,  А.
   Гауди,  В.И.  ШЕХТЕЛЬ). Символ и миф в живописи  (М.А.  Врубель)  и
   музыке   (А.Н.   Скрябин).  Художественные  течения  модернизма   в
   живописи   XX   в.:   кубизм   (П.  Пикассо),   абстрактивизм   (В.
   Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е.  Татлин,
   Ш.Э.  ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Ф.Л. Райт, О. НИМЕЙЕР). Театральная культура  XX
   в.:  режиссерский  театр  (К.С.  Станиславский  и  В.И.  Немирович-
   Данченко);  эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность
   в  музыке  XX  в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,  А.Г.  Шнитке).
   СИНТЕЗ  ИСКУССТВ  -  ОСОБЕННАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ XX  В.:  КИНЕМАТОГРАФ
   (С.М.  ЭЙЗЕНШТЕЙН,  Ф. ФЕЛЛИНИ), ВИДЫ И ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ,  ДИЗАЙН,
   КОМПЬЮТЕРНАЯ  ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ, МЮЗИКЛ (Э.Л. УЭББЕР).  РОК-МУЗЫКА
   (БИТТЛЗ,  ПИНК  ФЛОЙД);  ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (Ж.М.  ЖАРР).  МАССОВОЕ
   ИСКУССТВО.
       Культурные традиции родного края.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В   результате  изучения  мировой  художественной  культуры  на
   базовом уровне ученик должен:
       знать/понимать:
       - основные виды и жанры искусства;
       -   изученные   направления  и  стили  мировой   художественной
   культуры;
       - шедевры мировой художественной культуры;
       - особенности языка различных видов искусства;
       уметь:
       -   узнавать   изученные  произведения  и   соотносить   их   с
   определенной эпохой, стилем, направлением;
       -  устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
   разных видов искусства;
       -  пользоваться  различными источниками  информации  о  мировой
   художественной культуре;
       - выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - выбора путей своего культурного развития;
       - организации личного и коллективного досуга;
       -  выражения собственного суждения о произведениях  классики  и
   современного искусства;
       - самостоятельного художественного творчества.
   
                          Профильный уровень
   
       Изучение  мировой художественной культуры на профильном  уровне
   среднего  (полного)  общего образования  направлено  на  достижение
   следующих целей:
       -   развитие   чувств,   эмоций,   образного,   ассоциативного,
   критического мышления;
       -   воспитание  художественно-эстетического  вкуса  и  культуры
   восприятия   произведения  искусства,  толерантности,  уважения   к
   культурным традициям народов России и других стран мира;
       -   освоение   знаний  о  закономерностях  развития  культурно-
   исторических  эпох,  стилей,  направлений  и  национальных  школ  в
   искусстве;  о  ценностях, идеалах, эстетических нормах  на  примере
   наиболее  значимых  произведений; о специфике  языка  разных  видов
   искусства;
       - овладение умением анализировать художественные произведения и
   вырабатывать собственную эстетическую оценку;
       -  использование приобретенных знаний и умений  для  расширения
   кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Происхождение  искусства.  Мировая  художественная  культура  -
   единство  в многообразии. Художественный образ - основное  средство
   отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства  и
   формирование основ художественного мышления.
   
       I. Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки
   
       Художественная   культура   первобытного   мира    и    древних
   цивилизаций.  Архитектурные  и  живописные  памятники  палеолита  и
   неолита  (Альтамира  и  Стоунхендж).  Геометрический  орнамент  как
   символ  перехода от хаоса к форме. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ. Мифология
   -  главный источник образов искусства Древнего мира. Художественная
   культура  Месопотамии. Архитектура зиккуратов - порождение  мифа  и
   природы  (Ур  и Вавилон). Образы эпоса ("Сказание о Гильгамеше")  и
   мифов  в  декоре  храмов и светских сооружений (комплекс  Вавилона,
   ассирийские дворцы).
       Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Пирамиды,
   наземные  храмы  (Гиза,  Карнак, ЛУКСОР, Рамессеум).  Живописное  и
   скульптурное украшение саркофагов и гробниц.
       Крито-микенская   культура.  Кносский  дворец   -   легендарный
   Лабиринт  (фрески,  мелкая  пластика). "Циклопическая"  архитектура
   Микен.  ДРЕВНЯЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И  РИТУАЛ  В  СОВРЕМЕННОЙ
   КУЛЬТУРЕ.
       Художественная   культура   Востока.   Отражение    религиозно-
   мифологической  картины мира в духовной культуре  народов  Древнего
   Востока.  Индуистский храм и буддийская ступа  -  модели  Вселенной
   Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры  в
   древнеиндийском   искусстве.   Фресковые   циклы   Аджанты.    Эпос
   "Махабхарата"  и "Рамаяна". Тадж-Махал - образец индо-мусульманской
   эстетики.
       Космологизм - основа китайской культуры. Единство слова,  знака
   и  изображения  в китайской живописи (пейзажный жанр  "горы-воды").
   Запретный  город  Гугун,  храм Неба,  парк  Ихэюань  в  Пекине  как
   идеальное воплощение небесной гармонии.
       Эстетика  синтоизма в японской культуре (архитектура  святилища
   Аматерасу  в Иссе). Ключевая идея японской художественной  культуры
   "все  в  одном" (чайный домик, философские сады камней, гравюра  на
   дереве).
       Культура  Мезамерики. Жертвенный ритуал во имя жизни - стержень
   культуры    индейцев   майя   и   ацтеков   (Паленке,    Чичен-Ица,
   ТИНОЧТИТЛАН).   Мифологическое  мышление  в  современной   культуре
   Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы.
       ОБРАЗЫ  ДРЕВНЕГО МИРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ДИАЛОГ  ЗАПАДА  И
   ВОСТОКА В КУЛЬТУРЕ.
   
       II. Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
   
       Античная    художественная   культура.   Эстетика   античности.
   Отражение   поэтической  мифологии  греков  в  архитектуре   (храмы
   архаики   в   Пестуме,  Парфенон  в  Афинах),  РЕЛЬЕФЕ,  СКУЛЬПТУРЕ
   (ПОЛИКЛЕТ,  Фидий, СКОПАС). Человек и рок в древнегреческом  театре
   (ЭСХИЛ,  Софокл, ЕВРИПИД). Архитектура и скульптура  как  отражение
   величия  Древнего  Рима  (РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ,  Пантеон,  АЛТАРЬ
   МИРА,  КОННАЯ СТАТУЯ МАРКА АВРЕЛИЯ). РИМСКИЙ ДОМ (МОЗАИКИ И  ФРЕСКИ
   ПОМПЕИ).  ТРАДИЦИИ  АНТИЧНОГО  МИРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ  И  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
   КУЛЬТУРЕ. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (РАВЕННА).
       Художественная  культура  Средних  веков.  Отражение  восточно-
   христианского мировосприятия в архитектуре византийского  крестово-
   купольного   храма.   Западно-христианская   базилика   -    символ
   романского  стиля.  Альгамбра - синтез  романской  и  мусульманской
   культур.  Эстетика  готики. Готический храм -  образ  мира.  Синтез
   искусств   в   готике.  Региональные  варианты  готического   стиля
   (Германия,   Франция,   ИТАЛИЯ,  ИСПАНИЯ).   Монодия   как   основа
   средневековой  религиозной  музыки (григорианский  хорал).  Эпос  и
   пример-проповедь  -  источники сюжетов в средневековой  скульптуре,
   живописи,  миниатюре.  ОБРАЗЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  ИСКУССТВЕ
   ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.
       Художественная культура эпохи Возрождения. Идеалы  гуманизма  в
   искусстве  итальянского  Ренессанса.  Проторенессанс  в  литературе
   (Данте)  и  живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески,
   Д.  БРАМАНТЕ,  А.  ПАЛАДИО) и изобразительного искусства  (Мазаччо,
   Донателло,  БОТТИЧЕЛЛИ,  Леонардо да Винчи, Рафаэль,  Микеланджело,
   Тициан,  ТИНТОРЕТТО). Северное Возрождение (Я. ван Эйк,  А.  ДЮРЕР,
   П.  БРЕЙГЕЛЬ  СТАРШИЙ, ШКОЛА ФОНТЕНБЛО). Расцвет  полифонии  (школа

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное