Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                       от 5 марта 2004 г. N 1089
                                   
                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
     ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
       ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
       В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве   образования
   Российской  Федерации,  утвержденным  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 "Об утверждении  Положения
   о   Министерстве   образования  Российской   Федерации"   (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1496; N  43,
   ст.  4239;  2002,  N 6, ст. 579; N 23, ст. 2166; 2003,  N  35,  ст.
   3435),   решением  коллегии  Минобразования  России  и   президиума
   Российской  академии образования от 23.12.2003 N 21/12  "О  проекте
   федерального    компонента   государственного   стандарта    общего
   образования   и   федерального   базисного   учебного   плана   для
   образовательных   учреждений  Российской   Федерации,   реализующих
   программы общего образования" приказываю:
       1.     Утвердить    федеральный    компонент    государственных
   образовательных  стандартов начального общего, основного  общего  и
   среднего (полного) общего образования (Приложение).
       2.  Контроль  за  исполнением настоящего Приказа  возложить  на
   первого заместителя Министра В.А. Болотова.
   
                                                         И.о. Министра
                                                          В.М.ФИЛИППОВ
   
   
   
   
   
   
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
             ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
                 ЧАСТЬ I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
                      ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
                      НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Начальное   общее   образование   -   первая   ступень   общего
   образования.
       В  Российской  Федерации начальное общее  образование  является
   обязательным и общедоступным.
       Федеральный  компонент  государственного  стандарта  начального
   общего  образования  направлен  на  реализацию  качественно   новой
   личностно-ориентированной  развивающей  модели  массовой  начальной
   школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
       -  развитие  личности  школьника, его творческих  способностей,
   интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
       -  воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-
   ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
       -   освоение   системы   знаний,  умений   и   навыков,   опыта
   осуществления разнообразных видов деятельности;
       -  охрана  и  укрепление  физического и  психического  здоровья
   детей;
       - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
       Приоритетом начального общего образования является формирование
   общеучебных   умений   и  навыков,  уровень  освоения   которых   в
   значительной  мере  предопределяет  успешность  всего  последующего
   обучения.
       Выделение   в   стандарте  межпредметных  связей   способствует
   интеграции  предметов,  предотвращению предметной  разобщенности  и
   перегрузки обучающихся.
       Развитие  личностных качеств и способностей младших  школьников
   опирается  на  приобретение  ими опыта разнообразной  деятельности:
   учебно-познавательной,   практической,   социальной.   Поэтому    в
   стандарте  особое  место  отведено  деятельностному,  практическому
   содержанию    образования,   конкретным   способам    деятельности,
   применению  приобретенных  знаний и  умений  в  реальных  жизненных
   ситуациях.
       Особенностью начальной школы является то, что дети  приходят  в
   школу   с   разным  уровнем  готовности  к  обучению,  неодинаковым
   социальным  опытом,  отличиями  в  психофизиологическом   развитии.
   Начальное    общее   образование   призвано   помочь    реализовать
   способности каждого и создать условия для индивидуального  развития
   ребенка.
       Федеральный  компонент  государственного  стандарта  начального
   общего  образования устанавливает обязательные для изучения учебные
   предметы:  Русский  язык,  Литературное чтение,  Иностранный  язык,
   Математика,  Окружающий  мир,  Изобразительное  искусство,  Музыка,
   Технология, Физическая культура.
       В   рамках  предмета  Технология  с  III  класса  при   наличии
   необходимых   условий   изучается  раздел   "Практика   работы   на
   компьютере (использования информационных технологий)".
       Русский  язык  и  Литературное  чтение  представлены   в   двух
   вариантах:  для  школ с обучением на русском языке  и  для  школ  с
   обучением на родном (нерусском) языке.
       Иностранный  язык  изучается  со  II  класса  при   наличии   в
   образовательном учреждении необходимых условий.
       Обучающиеся,  успешно завершившие начальное  общее  образование
   (выполняющие  в  полном  объеме  требования  к  уровню   подготовки
   оканчивающих  начальную  школу),  продолжают  обучение  на  ступени
   основного общего образования.
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
          Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
   
       В  результате освоения предметного содержания начального общего
   образования учащиеся получают возможность приобрести общие  учебные
   умения,   навыки,   освоить   способы  деятельности.   Предлагаемая
   рубрикация имеет условный (примерный) характер.
       Познавательная деятельность
       Наблюдение  объектов  окружающего мира; обнаружение  изменений,
   происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов,  работы
   с  информацией);  устное  описание объекта наблюдения.  Соотнесение
   результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос "Удалось  ли
   достичь поставленной цели?").
       Выявление  с помощью сравнения отдельных признаков, характерных
   для  сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения  (ответ
   на  вопросы "Чем похожи?", "Чем не похожи?"). Объединение предметов
   по  общему  признаку  (что лишнее, кто лишний,  такие  же,  как...,
   такой же, как...). Различение целого и части.
       Проведение     простейших    измерений    разными    способами;
   использование соответствующих приборов и инструментов  для  решения
   практических  задач.  Работа  с простейшими  готовыми  предметными,
   знаковыми,  графическими моделями для описания  свойств  и  качеств
   изучаемых объектов.
       Умение   решать   творческие  задачи  на   уровне   комбинаций,
   импровизаций:  самостоятельно составлять план  действий  (замысел),
   проявлять  оригинальность при решении творческой задачи,  создавать
   творческие  работы  (сообщения,  небольшие  сочинения,  графические
   работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
       Речевая деятельность и работа с информацией
       Работа    с   учебными,   художественными,   научно-популярными
   текстами,   доступными   для   восприятия   младшими   школьниками;
   правильное  и  осознанное  чтение вслух (с соблюдением  необходимой
   интонации,  пауз, логического ударения для передачи точного  смысла
   высказывания)  и  "про  себя"; определение  темы  и  главной  мысли
   текста   при  его  устном  и  письменном  предъявлении.  Построение
   монологического  высказывания (по предложенной теме,  по  заданному
   вопросу);   участие  в  диалоге  (постановка  вопросов,  построение
   ответа).
       Использование    простейших    логических    выражений    типа:
   "...и/или...",   "если...,   то...",   "не   только,   но    и...".
   ]kelemr`pmne обоснование высказанного суждения.
       Овладение    первоначальными   умениями    передачи,    поиска,
   преобразования,  хранения  информации,  использования   компьютера;
   поиск   (проверка)  необходимой  информации  в  словарях,  каталоге
   библиотеки.  Представление материала в табличном виде. Упорядочение
   информации  по  алфавиту  и  числовым  параметрам  (возрастанию   и
   убыванию).
       Организация деятельности
       Выполнение  инструкций, точное следование образцу и  простейшим
   алгоритмам.    Самостоятельное   установление    последовательности
   действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы "Зачем и  как
   это делать?", "Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?").
       Определение способов контроля и оценки деятельности  (ответ  на
   вопросы   "Такой   ли  получен  результат?",  "Правильно   ли   это
   делается?");  определение причин возникающих трудностей,  путей  их
   устранения;   предвидение  трудностей  (ответ  на   вопрос   "Какие
   трудности могут возникнуть и почему?"), нахождение ошибок в  работе
   и их исправление.
       Учебное  сотрудничество:  умение  договариваться,  распределять
   работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
            ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                       С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
   
       Изучение   русского   языка   на  ступени   начального   общего
   образования   в   образовательных  учреждениях  с  русским   языком
   обучения направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
   выбирать   средства  языка  в  соответствии  с  условиями  общения,
   развитие интуиции и "чувства языка";
       -   освоение   первоначальных  знаний  о   лексике,   фонетике,
   грамматике   русского  языка;  овладение  элементарными   способами
   анализа изучаемых явлений языка;
       -  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать  в
   диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
       -   воспитание  эмоционально-ценностного  отношения  к  родному
   языку,  чувства  сопричастности  к сохранению  его  уникальности  и
   чистоты;  пробуждение  познавательного интереса  к  родному  слову,
   стремления совершенствовать свою речь.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Виды речевой деятельности
   
       Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.
       Говорение.  Использование  средств  языка  в  устной   речи   в
   соответствии   с   условиями   общения.   Практическое    овладение
   диалогической  и  монологической (рассказ-описание,  повествование,
   рассуждение  на  доступные  детям темы)  речью.  Овладение  нормами
   речевого   этикета   в  ситуациях  учебного  и   бытового   общения
   (приветствие,  прощание,  извинение,  благодарность,  обращение   с
   просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
       Чтение.   Чтение  и  понимание  учебного  текста,  формулировок
   заданий,   правил,   определений.  Выборочное  чтение:   нахождение
   необходимого учебного материала.
       Письмо.   Отличие   письменной  речи  от   устной.   Различение
   предложения  и  текста.  ПРИЗНАКИ ТЕКСТА  <*>.  Списывание  текста.
   Написание  под  диктовку  текста (75 - 80 слов)  в  соответствии  с
   изученными  нормами правописания. Изложение текста  (повествование,
   повествование  с  элементами описания). СОЗДАНИЕ НЕБОЛЬШОГО  ТЕКСТА
   (СОЧИНЕНИЯ)    ПО    ИНТЕРЕСНОЙ   ДЕТЯМ    ТЕМАТИКЕ;    СОСТАВЛЕНИЕ
   ПОЗДРАВЛЕНИЙ, ПИСЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА).
   ------------------------------------
       <*>  Прописными  буквами  в  тексте выделен  материал,  который
   подлежит   изучению,  но  не  включается  в  Требования  к   уровню
   подготовки оканчивающих начальную школу.
   
       Система языка (практическое усвоение)
   
       Фонетика.  Графика.  Звуки  гласные  и  согласные;  буквы,   их
   обозначающие.  Различение  согласных звонких  и  глухих,  мягких  и
   твердых,  парных и непарных. Гласные ударные и безударные.  Деление
   слов  на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное
   произношение слов.
       Русский  алфавит.  Обозначение  мягкости  согласных  звуков  на
   письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.
       Лексика.  Слово  и  его значение. СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО  РУССКОГО
   ЯЗЫКА.  СЛОВА  ОДНОЗНАЧНЫЕ  И МНОГОЗНАЧНЫЕ.  СИНОНИМЫ  И  АНТОНИМЫ.
   ПРЯМОЕ   И   ПЕРЕНОСНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  СЛОВА.  Использование   словарей
   русского языка.
       Состав   слова.   Выделение  значимых  частей   слова   (корня,
   приставки,  суффикса,  окончания). Значение суффиксов  и  приставок
   (простейшие примеры). ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ФОРМЫ ОДНОГО  И  ТОГО  ЖЕ
   СЛОВА. Различение предлогов и приставок.
       Морфология.   Имя  существительное,  значение  и  употребление.
   Различение  имен существительных, отвечающих на вопрос "кто,  что";
   имен  существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
   существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го  и  3-го
   склонения существительных.
       Имя  прилагательное,  значение  и  употребление.  Изменение  по
   родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.
       Местоимение,   значение   и  употребление.   СКЛОНЕНИЕ   ЛИЧНЫХ
   МЕСТОИМЕНИЙ.
       Глагол,   значение  и  употребление.  Изменение  по   временам.
   Изменение  по  лицам  и числам в настоящем и  будущем  времени;  по
   родам  и  числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола.
   ПРАКТИЧЕСКОЕ  ОВЛАДЕНИЕ  СПОСОБАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  СПРЯЖЕНИЯ  ГЛАГОЛОВ
   (1, 2 СПРЯЖЕНИЕ).
       Предлоги, союзы. Их роль в речи.
       Синтаксис.  Различение  слова,  словосочетания  и  предложения.
   Разновидности  предложений  по  цели высказывания  и  эмоциональной
   окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь  слов  в
   предложении.    Простое   распространенное   и   нераспространенное
   предложения.    Однородные   члены   предложения.   РАЗЛИЧЕНИЕ    И
   УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
       Орфография. Правописание безударных гласных, парных  звонких  и
   глухих  согласных,  непроизносимых согласных, удвоенных  согласных;
   правописание  безударных падежных окончаний имен существительных  и
   прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.  Правописание
   "не"  с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,  чк-
   чн.  Употребление  прописной буквы в начале предложения,  в  именах
   собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих  на
   конце  имен  существительных и глаголов.  Разные  способы  проверки
   правописания  слов:  изменение  формы  слова,  подбор  однокоренных
   слов, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ.
       Пунктуация.  Знаки  препинания  в  конце  предложения   (точка,
   вопросительный,  восклицательный знаки). Запятая в  предложениях  с
   однородными членами.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения русского языка ученик должен:
       знать/понимать:
       - значимые части слова;
       - признаки изученных частей речи;
       -   типы  предложений  по  цели  высказывания  и  эмоциональной
   окраске;
       уметь:
       -  анализировать  и кратко характеризовать звуки  речи,  состав
   слова, части речи, предложение;
       - различать произношение и написание слов;
       -  находить  способ проверки написания слова (в  том  числе  по
   словарю);
       - без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;
       -  создавать несложные монологические тексты на доступные детям
   темы в форме повествования и описания;
       -  соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант -
   текст 75 - 80 слов);
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и
   сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
       - работы со словарями;
       - соблюдения орфоэпических норм;
       -  создания  в устной и письменной форме несложных  текстов  по
   интересующей младшего школьника тематике;
       -  овладения  нормами  русского речевого  этикета  в  ситуациях
   повседневного общения.
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
            ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                 С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
   
       Изучение   русского   языка   на  ступени   начального   общего
   образования  в  образовательных учреждениях  с  родным  (нерусским)
   языком обучения направлено на достижение следующих целей:
       -  развитие  речевых  способностей учащихся,  их  готовности  к
   общению  на  русском языке; развитие монологической и диалогической
   речи;
       -  освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике
   русского языка;
       -  овладение  умениями  слушания,  говорения,  чтения,  письма,
   необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
       -  воспитание  уважительного отношения и  интереса  к  русскому
   языку  как  государственному языку Российской Федерации, приобщение
   к культуре и литературе русского народа.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Виды речевой деятельности
   
       Слушание   (аудирование).  Различение  в  потоке   речи   слов,
   словосочетаний   и   предложений.  Понимание  на   слух   основного
   содержания  высказываний, выделение в них наиболее  важных  фактов,
   понимание последовательности развития действия.
       Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного
   общения.   Постановка  вопросов  к  прочитанному  тексту.  Пересказ
   прочитанного  текста, ответы на вопросы по нему. Составление  плана
   текста.  Рассказ  о  себе,  своей семье, друзьях,  школе  и  другие
   близкие   детям   темы.  Составление  монологических   высказываний
   (несложные  описание,  повествование,  рассуждение)  на   различные
   темы.  Владение нормами речевого этикета в ситуациях  повседневного
   и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).
       Чтение.  Осознанное, правильное и выразительное  чтение  текста
   (сказки,  небольшого  рассказа,  текста  в  учебнике).  Определение
   темы,  главной  мысли текста. Составление простого плана.  Пересказ
   текста, оценка прочитанного.
       Письмо.   Диктант,  изложение.  НЕБОЛЬШОЕ  СОЧИНЕНИЕ  НА   ТЕМЫ
   ШКОЛЬНОЙ  ЖИЗНИ И СЕМЬИ. Составление письма и оформление адреса  на
   конверте.
   
       Система языка (практическое усвоение)
   
       Фонетика.  Орфоэпия.  Графика.  Орфография.  Звуки   и   буквы.
   Различение звуков и букв.
       Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.
       Различение на слух, правильное произношение и написание гласных
   ударных  и  безударных,  согласных  звонких  и  глухих,  мягких   и
   твердых,  шипящих  и ц. Различение и соблюдение интонации  основных
   типов предложений. Алфавит.
       Лексика.  Слово  и  его  значение.  СИНОНИМЫ  И  АНТОНИМЫ,   ИХ
   РАЗЛИЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ. Овладение запасом слов, необходимым  для
   повседневного учебного и бытового общения.
       Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс,
   окончание.  Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение
   правописания слов в соответствии с изученными правилами.
       Морфология. Части речи в русском языке.
       Имя    существительное.    Существительные    одушевленные    и
   неодушевленные.  Род существительных. Изменение существительных  по
   числам и падежам. Основные значения падежей.
       Различение  и  правильное употребление в  речи  одушевленных  и
   неодушевленных имен существительных.
       Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и
   падежам.  Количественные  и  порядковые числительные.  Согласование
   имен  прилагательных  с  именами существительными  (употребление  в
   речи).
       Употребление   в   речи  местоимений  ЛИЧНЫХ,   ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ,
   УКАЗАТЕЛЬНЫХ   И  ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ.  Согласование  прилагательных   и
   местоимений  с существительными в роде, числе, падеже (употребление
   в речи).
       Глагол.  Неопределенная  форма глагола.  Изменение  глагола  по
   видам,    временам,    лицам,   числам   (различение,    правильное
   употребление).
       Синтаксис    и    пунктуация.   Словосочетание.    Предложение.
   Предложения   повествовательные,   вопросительные,   побудительные.
   Предложения  восклицательные и невосклицательные. Знаки  препинания
   в   конце  предложения.  Простое  предложение.  Члены  предложения:
   главные,  второстепенные. Предложения с однородными членами,  знаки
   препинания  при них. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ  И,  А.  СЛОЖНЫЕ
   ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ ЧТО, ЧТОБЫ (УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ).
       Употребление   в  речи  предложений,  различающихся   по   цели
   высказывания,  с  правильной интонацией.  Употребление  простого  и
   сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения русского языка ученик должен:
       знать/понимать:
       - особенности русской графики;
       - значимые части слова;
       - признаки изученных частей речи;
       - типы предложений по цели высказывания и структуре;
       уметь:
       - понимать на слух русскую речь;
       -  различать  на слух и правильно произносить звуки,  сочетания
   звуков  русского языка, правильно произносить слова, словосочетания
   и предложения;
       - различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
       - правильно образовывать формы изменяемых частей речи;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  ведения  диалога, построения монологических  высказываний  в
   условиях бытового общения;
       -   соблюдения   основных  норм  произношения   звуков,   слов,
   словосочетаний и предложений;
       -  обогащения запаса слов, необходимых для учебного и  бытового
   общения;
       -   соблюдения  изученных  правил  орфографии  и  пунктуации  в
   самостоятельных связных письменных высказываниях;
       -  владения  нормами  русского  речевого  этикета  в  ситуациях
   повседневного общения.
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
         ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                       С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
   
       Изучение  литературного  чтения на  ступени  начального  общего
   образования   в   образовательных  учреждениях  с  русским   языком
   обучения направлено на достижение следующих целей:
       -   овладение  навыком  осознанного,  правильного,  беглого   и
   выразительного  чтения  как базовым в системе  образования  младших
   школьников;  формирование  читательского кругозора  и  приобретение
   опыта  самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
   всех видов речевой деятельности;
       -    развитие    художественно-творческих   и    познавательных
   способностей,  эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
   произведений,  формирование  эстетического  отношения  к  искусству
   слова;
       - воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с
   миром  художественной  литературы; обогащение  нравственного  опыта
   младших  школьников,  формирование представлений  о  добре  и  зле;
   развитие   нравственных  чувств,  уважения   к   культуре   народов
   многонациональной России.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Круг чтения и опыт читательской деятельности
   
       Произведения  художественные,  научно-популярные.  Произведения
   устного     народного    творчества.    Произведения     выдающихся
   представителей  русской  литературы (А.С. Пушкин,  В.А.  Жуковский,
   М.Ю.  Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов,
   Л.Н.  Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский); классиков
   детской  литературы;  произведения  современной  отечественной   (с
   учетом    многонационального   характера   России)   и   зарубежной
   литературы,   доступные   для  восприятия   младшими   школьниками.
   СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
       Основные  темы  детского  чтения:  произведения  о  Родине,   о
   природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре  и  зле,
   о приключениях.
       Понимание содержания литературного произведения: тема,  главная
   мысль  (идея),  события, их последовательность. Герои произведения.
   Восприятие  и  понимание их эмоционально-нравственных  переживаний.
   ХАРАКТЕР  ГЕРОЯ,  ЕГО  ПОСТУПКИ  И  ИХ  МОТИВЫ.  Различение  жанров
   произведений:    малые   фольклорные   жанры,   народная    сказка;
   литературная   сказка;  рассказ;  ПОВЕСТЬ;  стихотворение;   басня.
   ВЫДЕЛЕНИЕ  ЯЗЫКОВЫХ  СРЕДСТВ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  (БЕЗ
   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ).
       Иллюстрация  в книге и ее роль в понимании произведения.  Связь
   произведений литературы с другими видами искусств <*>.
   ------------------------------------
       <*>  Связь с учебными предметами "Изобразительное искусство"  и
   "Музыкальное искусство".
   
       Умение  работать  с  книгой: различать тип книги,  пользоваться
   выходными   данными   (автор,  заглавие,   подзаголовок   и   др.),
   оглавлением,    ПРЕДИСЛОВИЕМ,    ПОСЛЕСЛОВИЕМ,    аннотацией    для
   самостоятельного выбора и чтения книг.
   
       Виды речевой деятельности
   
       Слушание   (аудирование).  Восприятие  на  слух   и   понимание
   художественных  произведений разных жанров (в  пределах  изучаемого
   материала).
       Чтение.   Осознанное  чтение  доступных  по  объему   и   жанру
   произведений.   ОСМЫСЛЕНИЕ  ЦЕЛИ  ЧТЕНИЯ.  ВЫБОР  ВИДА   ЧТЕНИЯ   В
   СООТВЕТСТВИИ  С  ЦЕЛЬЮ:  ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ,  ИЗУЧАЮЩЕЕ,   ВЫБОРОЧНОЕ.
   Способ  чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения:  чтение
   незнакомого  текста с соблюдением норм литературного  произношения.
   Скорость  чтения:  установка  на  нормальный  для  читающего   темп
   беглости,  позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное
   увеличение  скорости  чтения. Выразительное  чтение,  использование
   интонаций, соответствующих смыслу текста.
       Говорение.  Участие  в  диалоге  при  обсуждении  прослушанного
   (прочитанного)   произведения.   Формулирование   личной    оценки,
   аргументация  своего мнения с привлечением текста произведения  или
   других   источников.   Умение   ставить   вопросы   по   содержанию
   прочитанного,   отвечать  на  них.  Пересказ   текста.   Построение
   небольшого  монологического высказывания  о  произведении  (героях,
   событиях);  устное  изложение текста  по  плану;  устное  сочинение
   повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
       Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
       Письмо.  Создание небольших письменных ответов на  поставленный
   вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе  с
   использованием компьютера).
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения литературного чтения ученик должен:
       знать/понимать:
       -   названия,   основное   содержание  изученных   литературных
   произведений, их авторов;
       уметь:
       -  различать  элементы  книги (обложка,  оглавление,  титульный
   лист, иллюстрация, аннотация);
       -  читать  осознанно  текст художественного  произведения  "про
   себя" (без учета скорости);
       - определять тему и главную мысль произведения;
       - пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
       - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
       -  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на
   авторский текст; оценивать события, героев произведения;
       - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
       - создавать небольшой устный текст на заданную тему;
       - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки,
   сказки);
       -  различать жанры художественной литературы (сказка,  рассказ,
   басня), различать сказки народные и литературные;
       - приводить примеры художественных произведений разной тематики
   по изученному материалу;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - самостоятельного чтения книг;
       - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
       -  самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее
   элементам;
       -   работы   с   разными  источниками  информации   (словарями,
   справочниками, в том числе на электронных носителях).
   
                СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
         ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                 С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
   
       Изучение  литературного  чтения на  ступени  начального  общего
   образования  в  образовательных учреждениях  с  родным  (нерусским)
   языком обучения направлено на достижение следующих целей:
       -  овладение умениями осознанного, правильного и выразительного
   чтения  на  русском  языке;  элементарными  практическими  умениями
   работы  с  художественным  текстом на русском  языке;  формирование
   всех видов речевой деятельности на русском языке;
       -    развитие    эстетической   восприимчивости   к    русскому
   художественному    слову,    приобретение    опыта     читательской
   деятельности на русском языке;
       -  воспитание уважения к русской литературе и литературе других
   народов  России,  интереса  к чтению на русском  языке,  расширение
   нравственно-эстетического опыта учащихся.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Читательский кругозор и опыт читательской деятельности
   
       Произведения  художественные,  научно-популярные.  Произведения
   устного     народного    творчества.    Произведения     выдающихся
   представителей  русской  литературы (И.А. Крылов,  В.А.  Жуковский,
   А.С.  Пушкин,  М.Ю.  Лермонтов, Ф.И. Тютчев,  Н.А.  Некрасов,  Л.Н.
   Толстой,  А.П.  Чехов,  С.А.  Есенин, В.В.  Маяковский);  классиков
   детской   литературы;  произведения  писателей   -   представителей
   народов  России  (по  выбору); произведения зарубежной  литературы,
   доступные для восприятия младшими школьниками.
       Основные темы детского чтения: Родина, природа, труд,  добро  и
   зло, взаимоотношения людей, приключения.
       Понимание содержания литературного произведения: тема,  главная
   мысль,   события,   их   последовательность.  Герой   произведения:
   ХАРАКТЕР  ГЕРОЯ, ЕГО ПОСТУПКИ И ИХ МОТИВЫ. Восприятие  и  понимание
   эмоционально-нравственных  переживаний  героя.   СРАВНЕНИЕ   ГЕРОЕВ
   ПРОИЗВЕДЕНИЙ   РУССКОЙ  И  РОДНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.  Различение   жанров
   произведений:  малые  фольклорные  жанры  и  сказки;   литературные
   сказки; рассказы; стихотворения; басни.
       ВЫДЕЛЕНИЕ    ЯЗЫКОВЫХ    СРЕДСТВ    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    РУССКОГО
   ХУДОЖЕСТВЕННОГО   ТЕКСТА  (БЕЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   ТЕРМИНОЛОГИИ)   ДЛЯ
   ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ, СОБЫТИЙ.
       Иллюстрация  в книге и ее роль в понимании произведения.  СВЯЗЬ
   ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ЛИТЕРАТУРЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  ДРУГИХ  ВИДОВ  ИСКУССТВА
   <*>.
   ------------------------------------
       <*>  Связь с учебными предметами "Изобразительное искусство"  и
   "Музыкальное искусство".
   
       Виды речевой деятельности
   
       Слушание   (аудирование).  Восприятие  на  слух  художественных
   произведений   разных   жанров.  Понимание   основного   содержания
   услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.
       Чтение.   Чтение   вслух  доступного  текста  целыми   словами.
   Осознанное   чтение   про  себя  доступных  по   объему   и   жанру
   произведений.     Выразительное    чтение    (с     предварительной
   подготовкой).    Ознакомление   с    различными    видами    чтения
   (ознакомительным, изучающим, выборочным). Осмысление  цели  чтения.
   Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения,  основных
   норм литературного произношения.
       Говорение.  Умение задавать вопросы по содержанию  прочитанного
   текста  и  отвечать  на них. Построение небольшого  монологического
   высказывания;  краткий,  полный, выборочный пересказ  прочитанного;
   устное изложение текста по плану.
       Письмо.  НЕБОЛЬШИЕ  ПИСЬМЕННЫЕ  ВЫСКАЗЫВАНИЯ  ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ
   ПРОИЗВЕДЕНИЮ (ПО ЗАДАННЫМ ВОПРОСАМ).
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения литературного чтения ученик должен:
       знать/понимать:
       - изученные литературные произведения и их авторов;
       -  жанры  детской художественной литературы (приводить  примеры
   сказок, стихотворений, басен, рассказов);
       уметь:
       -  читать  осознанно  вслух тексты художественных  произведений
   целыми    словами,    соблюдая   орфоэпические    нормы    русского
   литературного языка;
       -    читать    выразительно   художественный   текст   (заранее
   подготовленный);
       -   приводить   примеры  фольклорных  произведений   (пословиц,
   загадок, сказок);
       - определять тему и главную мысль произведения;
       - пересказывать доступный по объему текст (до 1 с.);
       - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       - самостоятельного чтения книг на русском языке;
       -   расширения   словарного  запаса,  самостоятельного   поиска
   значения неизвестных русских слов в словаре.
   
     СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
   
       Изучение  иностранного  языка  на  ступени  начального   общего
   образования направлено на достижение следующих целей:
       -  формирование умений общаться на иностранном языке  с  учетом
   речевых    возможностей   и   потребностей   младших    школьников:
   элементарных   коммуникативных  умений  в  говорении,  аудировании,
   чтении и письме;
       -   развитие   личности  ребенка,  его  речевых   способностей,
   внимания,  мышления, памяти и воображения; мотивации к  дальнейшему
   овладению иностранным языком;
       -  обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
   школьников  к  новому языковому миру для преодоления  в  дальнейшем
   психологических  барьеров в использовании  иностранного  языка  как
   средства общения;
       -    освоение   элементарных   лингвистических   представлений,
   доступных младшим школьникам и необходимых для овладения  устной  и
   письменной речью на иностранном языке;
       -  приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
   иностранного   языка:  знакомство  младших   школьников   с   миром
   зарубежных   сверстников,  с  зарубежным   детским   фольклором   и
   доступными    образцами   художественной   литературы;   воспитание
   дружелюбного отношения к представителям других стран;
       -   формирование  речевых,  интеллектуальных  и  познавательных
   способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Предметное содержание речи
   
       Знакомство.  Семья. МОЙ ДОМ/КВАРТИРА/КОМНАТА.  Праздники:  день
   рождения, Новый год. Мои друзья. ИГРУШКИ. ОДЕЖДА.
       Моя  школа/классная  комната. Школьные принадлежности.  УЧЕБНЫЕ
   ПРЕДМЕТЫ.  Мои  увлечения. КАНИКУЛЫ. Выходной день (в  зоопарке,  в
   цирке).
       Времена  года.  ЛЮБИМОЕ  ВРЕМЯ ГОДА. Погода.  Любимое  домашнее
   животное.
       Страна/страны  изучаемого языка (общие сведения),  литературные
   персонажи  популярных детских книг (общее представление), небольшие
   простые произведения детского фольклора - стихи, песни, сказки.
   
       Виды речевой деятельности (речевые умения)
   
       Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения,
   а  также  в  связи  с  прочитанным или  прослушанным  произведением
   детского   фольклора:   диалог   этикетного   характера   -   уметь
   приветствовать    и   отвечать   на   приветствие,   познакомиться,
   представиться,  вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить  за
   поздравление,  извиниться; диалог-расспрос  -  уметь  расспрашивать
   "кто?",  "что?", "когда?", "где?", "куда?"; диалог -  побуждение  к
   действию  -  уметь обратиться с просьбой, выразить  готовность  или
   отказ ее выполнить.
       Соблюдение  элементарных  норм  речевого  этикета,  принятых  в
   стране изучаемого языка.
       Составление  небольших монологических высказываний:  рассказ  о
   себе,  своем  друге,  своей  семье;  описание  предмета,  картинки;
   ОПИСАНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОЧИТАННОЙ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА КАРТИНКУ.
       Слушание  (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя  и
   собеседников  в процессе диалогического общения; небольших  простых
   сообщений;   понимание  основного  содержания   несложных   сказок,
   рассказов (с опорой на иллюстрации, ЯЗЫКОВУЮ ДОГАДКУ).
       Чтение.  Чтение  вслух небольших текстов, содержащих  изученный
   языковой  материал;  соблюдение правильного  ударения  в  словах  и
   фразах,   правильной  интонации.  Чтение  "про  себя"  и  понимание
   небольших текстов (содержащих только изученный материал),  А  ТАКЖЕ
   НЕСЛОЖНЫХ  ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОТДЕЛЬНЫЕ НОВЫЕ СЛОВА; НАХОЖДЕНИЕ  В
   ТЕКСТЕ   НЕОБХОДИМОЙ  ИНФОРМАЦИИ  (ИМЕНИ  ГЛАВНОГО   ГЕРОЯ,   МЕСТА
   ДЕЙСТВИЯ). Использование двуязычного словаря учебника.
       Письмо  и  письменная речь. Списывание текста;  выписывание  из
   него  слов,  словосочетаний и предложений. Написание  с  опорой  на
   образец поздравления, КОРОТКОГО ЛИЧНОГО ПИСЬМА.
   
       Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
   
       Графика  и  орфография. Алфавит изучаемого иностранного  языка,
   основные   буквосочетания;   звукобуквенные   соответствия,   знаки
   транскрипции  (для английского языка), основные  правила  чтения  и
   орфографии (умение их применять при чтении и письме).
       Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение
   на слух звуков изучаемого иностранного языка, в том числе долгих  и
   кратких  гласных,  гласных с твердым приступом,  звонких  и  глухих
   согласных.  Оглушение/неоглушение  согласных  в  конце  слога   или
   слова.  Отсутствие смягчения согласных перед гласными. Словесное  и
   фразовое  ударение,  членение  предложений  на  смысловые   группы.
   Ритмико-интонационные  особенности основных  коммуникативных  типов
   предложений (утверждения, вопроса, побуждения).
       Лексическая  сторона  речи. Лексические единицы,  обслуживающие
   ситуации  общения  в пределах тематики начальной школы,  простейшие
   устойчивые  словосочетания, оценочная лексика и  реплики-клише  как
   элементы  речевого  этикета, отражающие культуру  стран  изучаемого
   языка    (употребление   и   распознавание   в   речи).   НАЧАЛЬНОЕ
   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ   О   СПОСОБАХ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ   (СЛОВОСЛОЖЕНИЕ   И
   АФФИКСАЦИЯ),  О  ЗАИМСТВОВАНИЯХ ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ (ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ
   СЛОВА).
       Грамматическая  сторона  речи.  Основные  коммуникативные  типы
   простого    предложения    (утверждение,    вопрос,    побуждение),
   предложения   типа  "Я  могу...",  "Я  должен...";  предложения   с
   глаголом-связкой;   ПРЕДЛОЖЕНИЯ   С   ОБОРОТАМИ,   ТИПИЧНЫМИ    ДЛЯ
   ИЗУЧАЕМОГО  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА  (употребление  и  распознавание  в
   речи).
       Правильные и неправильные глаголы, глаголы в настоящем, будущем
   и  прошедшем  времени  (распознавание, различение,  употребление  в
   речи).
       Артикли
   (неопределенный/определенный/нулевой/частичный/СЛИТНЫЙ),    артикли
   мужского,  женского  и  среднего рода.  СКЛОНЕНИЕ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
   Наиболее   распространенные  в  речи  местоимения,  прилагательные,
   количественные числительные до 100, порядковые числительные до  20,
   простые  предлоги места и направления (распознавание и употребление
   в речи).
   
                    Требования к уровню подготовки
                     оканчивающих начальную школу
   
       В результате изучения иностранного языка ученик должен:
       знать/понимать:
       -  алфавит,  буквы, основные буквосочетания,  звуки  изучаемого
   языка;
       - основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
       - особенности интонации основных типов предложений;
       - название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;
       -  имена  наиболее  известных персонажей  детских  литературных
   произведений страны (стран) изучаемого языка;
       -   наизусть   рифмованные  произведения   детского   фольклора
   (доступные по содержанию и форме);
       уметь:
       -  понимать  на  слух  речь  учителя, одноклассников,  основное
   содержание  облегченных, доступных по объему текстов  с  опорой  на
   зрительную наглядность;
       -  участвовать  в  элементарном этикетном диалоге  (знакомство,
   поздравление, благодарность, приветствие);
       -  расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы  ("кто?",
   "что?", "где?", "когда?"), и отвечать на них;
       - кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
       -  составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе,
   школе) по образцу;
       - читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую
   интонацию,  доступные  по объему тексты, построенные  на  изученном
   языковом материале;
       -  читать "про себя", понимать основное содержание доступных по
   объему   текстов,  построенных  на  изученном  языковом  материале,
   пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
       -   списывать  текст,  вставляя  в  него  пропущенные  слова  в
   соответствии с контекстом;
       - писать краткое поздравление с опорой на образец;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -  устного  общения с носителями иностранного  языка,  развития
   дружелюбного отношения к представителям других стран;
       -   преодоления   психологических  барьеров   в   использовании
   иностранного языка как средства общения;
       -  ознакомления  с детским зарубежным фольклором  и  доступными
   образцами детской художественной литературы на иностранном языке;
       -  более  глубокого  осознания некоторых  особенностей  родного
   языка.
   
         СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное