Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.03.2004 N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 11
 
                   основных образовательных программ
   
       Литературные  произведения, предназначенные  для  обязательного
   изучения
   
       Основными  критериями  отбора художественных  произведений  для
   изучения  в  школе  являются  их высокая  художественная  ценность,
   гуманистическая  направленность,  позитивное  влияние  на  личность
   ученика,   соответствие   задачам   его   развития   и   возрастным
   особенностям,  а  также культурно-исторические традиции  и  богатый
   опыт отечественного образования.
       Художественные   произведения   представлены   в   перечне    в
   хронологической  последовательности:  от  литературы  XIX  века  до
   новейшего  времени. Такое построение перечня определяется  задачами
   историко-литературного  курса, основы  которого  были  заложены  на
   завершающем  этапе основной школы. Курс литературы в старшей  школе
   направлен  на развитие и систематизацию представлений  учащихся  об
   историческом  развитии  литературы, что позволяет  глубже  осознать
   диалог  классической и современной литературы. На профильном уровне
   старшей   школы   усиливается  сопоставительный   аспект   изучения
   литературных  произведений,  рассматриваемых  в  широком  историко-
   культурном контексте.
       Перечень  произведений  представляет собой  инвариантную  часть
   любой    программы   литературного   образования,    обеспечивающую
   федеральный   компонент  общего  образования.  Перечень   допускает
   расширение  списка  писательских имен и  произведений  в  авторских
   программах,  что  содействует реализации принципа  вариативности  в
   изучении   литературы.   Данный  перечень   включает   три   уровня
   детализации учебного материала:
       - названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
       -  названо  имя  писателя без указания конкретных  произведений
   (определено  только  число художественных  текстов,  выбор  которых
   предоставляется автору программы или учителю);
       -  предложен список имен писателей и указано минимальное  число
   авторов,  произведения  которых  обязательны  для  изучения  (выбор
   писателей   и  конкретных  произведений  из  предложенного   списка
   предоставляется автору программы или учителю).
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  на  профильном  уровне учащиеся, которые  предполагают  в
   дальнейшей профессиональной деятельности изучать родную  и  русскую
   филологию, должны выходить на диалог родной и русской литературы  и
   культуры,  учитывать их специфику и духовные корни.  Таким  образом
   реализуется  принцип  единого литературного образования,  решающего
   образовательные  и  воспитательные задачи  на  материале  родной  и
   русской литературы.
       Особенностью    содержания    литературного    образования    в
   образовательных  учреждениях с родным (нерусским)  языком  обучения
   является  дальнейшее изучение следующих произведений, включенных  в
   обязательный минимум содержания образования основной школы:
       А.С.  Пушкин.  Роман  "Евгений  Онегин"  (обзорное  изучение  с
   анализом отдельных глав);
       М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени" (обзорное изучение
   с анализом повести "Княжна Мери");
       Н.В.  Гоголь.  Поэма  "Мертвые  души"  (первый  том)  (обзорное
   изучение с анализом глав).
   
       Русская литература XIX века
   
       А.С. Пушкин
       Стихотворения:  "Погасло дневное светило...", "Свободы  сеятель
   пустынный...",  "Разговор  книгопродавца  с  поэтом",   "Подражания
   Корану"  (IX.  "И  путник  усталый на  Бога  роптал...")  "Элегия",
   ("Безумных  лет  угасшее веселье..."), "...Вновь я  посетил...",  а
   также пять стихотворений по выбору.
       Поэма "Медный всадник".
       ТРАГЕДИЯ  "БОРИС  ГОДУНОВ"  (В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ  С
   РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ - В СОКРАЩЕНИИ).
       М.Ю. Лермонтов
       Стихотворения:   "Молитва"   ("Я,   Матерь   Божия,   ныне    с
   молитвою..."),  "Как часто, пестрою толпою окружен...",  "Валерик",
   "Сон"  ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу  один  я
   на дорогу...", а также пять стихотворений по выбору.
       ПОЭМА   "ДЕМОН"   (В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ   С   РОДНЫМ
   (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ - В СОКРАЩЕНИИ).
       Н.В. Гоголь
       Одна   из   петербургских  повестей  по  выбору   (только   для
   образовательных учреждений с русским языком обучения).
       А.Н. Островский
       Драма "Гроза".
       КОМЕДИЯ  "ЛЕС" (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ
   ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       Н.А. ДОБРОЛЮБОВ. "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ" (ФРАГМЕНТЫ); А.А.
   ГРИГОРЬЕВ.  "ПОСЛЕ  "ГРОЗЫ" ОСТРОВСКОГО. ПИСЬМА К  И.С.  ТУРГЕНЕВУ"
   (ФРАГМЕНТЫ).
       И.А. Гончаров
       Роман   "Обломов"  (в  образовательных  учреждениях  с   родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       ОЧЕРКИ "ФРЕГАТ ПАЛЛАДА" (ФРАГМЕНТЫ) (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
   УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       Н.А.  ДОБРОЛЮБОВ.  "ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?"  (ФРАГМЕНТЫ);  А.В.
   ДРУЖИНИН. "ОБЛОМОВ", РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА" (ФРАГМЕНТЫ).
       И.С. Тургенев
       Роман "Отцы и дети".
       Д.И. ПИСАРЕВ. "БАЗАРОВ" (ФРАГМЕНТЫ).
       Ф.И. Тютчев
       Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...",
   "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...",  "Нам
   не  дано  предугадать...", "Природа - сфинкс. И тем она верней...",
   "К.  Б."  ("Я  встретил  вас  -  и все  былое..."),  а  также  пять
   стихотворений по выбору.
       А.А. Фет
       Стихотворения:  "Это  утро,  радость  эта...",  "Шепот,  робкое
   дыханье...",  "Сияла  ночь. Луной был полон сад.  Лежали...",  "Еще
   майская ночь", а также пять стихотворений по выбору.
       А.К. ТОЛСТОЙ
       ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ВЫБОРУ.
       Н.А. Некрасов
       Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в  шестом...",
   "Мы  с  тобой  бестолковые люди...", "Поэт и  Гражданин",  "Элегия"
   ("Пускай  нам  говорит изменчивая мода..."), "О  Муза!  я  у  двери
   гроба...", а также пять стихотворений по выбору.
       Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (в образовательных учреждениях
   с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
       РОМАН "ЧТО ДЕЛАТЬ?" (ОБЗОР).
       Н.С. Лесков
       Одно произведение по выбору.
       М.Е. Салтыков-Щедрин
       "История одного города" (обзорное изучение).
       Ф.М. Достоевский
       Роман "Преступление и наказание" (в образовательных учреждениях
   с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       ОЧЕРК "ПУШКИН".
       Н.Н. СТРАХОВ. "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" (ФРАГМЕНТЫ).
       Л.Н. Толстой
       Роман-эпопея  "Война  и мир" (в образовательных  учреждениях  с
   родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       А.П. Чехов
       Рассказы:  "ПОПРЫГУНЬЯ",  "ПАЛАТА  N  6",  "Студент",  "ДОМ   С
   МЕЗОНИНОМ", "Ионыч", "Человек в футляре", "КРЫЖОВНИК",  "О  ЛЮБВИ",
   "Дама с собачкой", а также два рассказа по выбору.
       Пьеса "Вишневый сад".
       ОДНА  ПЬЕСА ПО ВЫБОРУ (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  С
   РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
   
       Русская литература XX века
   
       И.А. Бунин
       ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ПО ВЫБОРУ.
       Рассказы:  "АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ", "Господин  из  Сан-Франциско",
   "ТЕМНЫЕ  АЛЛЕИ",  "Чистый понедельник", а  также  два  рассказа  по
   выбору.
       А.И. Куприн
       Одно произведение по выбору.
       Л.Н. АНДРЕЕВ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       М. Горький
       Пьеса "На дне".
       ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       Поэзия конца XIX - начала XX вв.
       И.Ф.  АННЕНСКИЙ,  К.Д. БАЛЬМОНТ, А. БЕЛЫЙ,  В.Я.  БРЮСОВ,  М.А.
   ВОЛОШИН,  Н.С.  ГУМИЛЕВ,  Н.А. КЛЮЕВ, И. СЕВЕРЯНИН,  Ф.К.  СОЛОГУБ,
   В.В. ХЛЕБНИКОВ, В.Ф. ХОДАСЕВИЧ.
       СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       А.А. Блок
       Стихотворения:  "Незнакомка", "Россия", "Ночь,  улица,  фонарь,
   аптека...",  "В  ресторане",  "Река  раскинулась.  Течет,   грустит
   лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге",  а
   также пять стихотворений по выбору.
       Поэма "Двенадцать".
       В.В. Маяковский
       Стихотворения:  "А  вы  могли бы?", "Послушайте!",  "Скрипка  и
   немножко  нервно",  "Лиличка!", "Юбилейное",  "Прозаседавшиеся",  А
   ТАКЖЕ ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ПО ВЫБОРУ.
       Поэма "Облако в штанах" (в образовательных учреждениях с родным
   (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       С.А. Есенин
       Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не  бродить,  не
   мять  в  кустах  багряных...",  "Мы  теперь  уходим  понемногу...",
   "Письмо  матери",  "Спит  ковыль. Равнина дорогая...",  "Шаганэ  ты
   моя,   Шаганэ...",   "Не  жалею,  не  зову,  не  плачу...",   "Русь
   Советская", а также пять стихотворений по выбору.
       ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ.
       М.И. Цветаева
       Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи  к
   Блоку"  ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из  камня,  кто
   создан  из  глины...",  "Тоска по родине! Давно...",  а  также  три
   стихотворения по выбору.
       О.Э. Мандельштам
       Стихотворения:   "Notre   Dame",  "Бессонница.   Гомер.   Тугие
   паруса...",  "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я  вернулся
   в  мой  город,  знакомый до слез...", а также три стихотворения  по
   выбору.
       А.А. Ахматова
       Стихотворения:  "Песня  последней  встречи",  "Сжала  руки  под
   темной  вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...",  "Мне  голос
   был.  Он звал утешно...", "Родная земля", а также три стихотворения
   по выбору.
       Поэма "Реквием".
       Б.Л. Пастернак
       Стихотворения:   "Февраль.  Достать   чернил   и   плакать!..",
   "Определение  поэзии",  "Во всем мне хочется  дойти...",  "Гамлет",
   "Зимняя ночь", а также три стихотворения по выбору.
       Роман   "Доктор   Живаго"   (обзорное   изучение   с   анализом
   фрагментов).
       М.А. Булгаков
       Романы:   "Белая   гвардия"  или  "Мастер   и   Маргарита"   (в
   образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения  -
   в сокращении).
       Н.Э. БАБЕЛЬ
       ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ.
       Е.И. ЗАМЯТИН
       РОМАН  "МЫ"  (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  С  РУССКИМ
   ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).
       А.П. Платонов
       Одно произведение по выбору.
       М.А. Шолохов
       Роман-эпопея  "Тихий  Дон"  (в  образовательных  учреждениях  с
   родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
       В.В. НАБОКОВ
       ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
       Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
       ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       А.Т. Твардовский
       Стихотворения:  "Вся  суть  в  одном-единственном   завете...",
   "Памяти  матери",  "Я  знаю: никакой моей  вины...",  А  ТАКЖЕ  ТРИ
   СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
       В.Т. ШАЛАМОВ
       "КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).
       А.И. Солженицын
       Повесть    "Один   день   Ивана   Денисовича"    (только    для
   образовательных учреждений с русским языком обучения).
       Рассказ  "Матренин двор" (только для образовательных учреждений
   с родным (нерусским) языком обучения).
       РОМАН "АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ" (ФРАГМЕНТЫ).
       Проза второй половины XX века
       Ф.А.  Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И.  Белов,  А.Г.
   Битов,  В.В.  Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
   В.П.  Некрасов,  Е.И.  Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.  Тендряков,  Ю.В.
   Трифонов, В.М. Шукшин.
       Произведения не менее трех авторов по выбору.
       Поэзия второй половины XX века
       Б.А.   Ахмадулина,  И.А.  Бродский,  А.А.  Вознесенский,   B.C.
   Высоцкий,  Е.А.  Евтушенко,  Ю.П.  Кузнецов,  Л.Н.  Мартынов,  Б.Ш.
   Окуджава,  Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н.  Соколов,
   В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
       Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
       Драматургия второй половины XX века
       А.Н.  Арбузов,  А.В. Вампилов, A.M. Володин, B.C.  Розов,  М.М.
   Рощин.
       Произведение одного автора по выбору.
       Литература последнего десятилетия
       ПРОЗА  (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ). ПОЭЗИЯ (ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ
   ПО ВЫБОРУ).
   
       Литература народов России <*>
   
   ------------------------------------
       <*> Предлагаемый список произведений является примерным и может
   варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
   
       Г.  АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К.
   КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.
       ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
   
       Зарубежная литература
   
       ПРОЗА
       О.  БАЛЬЗАК, Г. БЕЛЛЬ, О. ГЕНРИ, У. ГОЛДИНГ, Э.Т.А. ГОФМАН,  В.
   ГЮГО,  Ч.  ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, А. КАМЮ, Ф. КАФКА,  Г.Г.  МАРКЕС,  П.
   МЕРИМЕ,  М. МЕТЕРЛИНК, Г. МОПАССАН, У.С. МОЭМ, Д. ОРУЭЛЛ, Э.А.  ПО,
   Э.М.  РЕМАРК, Ф. СТЕНДАЛЬ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, О. УАЙЛЬД, Г. ФЛОБЕР,  Э.
   ХЕМИНГУЭЙ, Б. ШОУ, У. ЭКО.
       ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       ПОЭЗИЯ
       Г.  АПОЛЛИНЕР, Д.Г. БАЙРОН, У. БЛЕЙК, Ш. БОДЛЕР, П. ВЕРЛЕН,  Э.
   ВЕРХАРН, Г. ГЕЙНЕ, А. РЕМБО, P.M. РИЛЬКЕ, Т.С. ЭЛИОТ.
       СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  все крупные по объему произведения зарубежной  литературы
   изучаются во фрагментах.
   
       Основные историко-литературные сведения
   
       Русская литература XIX века
   
       Русская литература в контексте мировой культуры. Основные  темы
   и   проблемы   русской   литературы  XIX  в.   (свобода,   духовно-
   нравственные  искания  человека,  обращение  к  народу  в   поисках
   нравственного   идеала,  "праведничество",  борьба   с   социальной
   несправедливостью и угнетением человека).
       Нравственные  устои  и  быт  разных  слоев  русского   общества
   (дворянство,  купечество, крестьянство). Роль  женщины  в  семье  и
   общественной  жизни. Тема Родины и природы в русской литературе  <и
   литературе других народов России> <*>.
   ------------------------------------
       <*>  В  историко-литературных сведениях  в  треугольные  скобки
   заключены  позиции,  имеющие  отношение  только  к  образовательным
   учреждениям с родным (нерусским) языком обучения.
   
       Национальное      самоопределение      русской      литературы.
   Общеевропейские  историко-культурные и  художественные  предпосылки
   романтизма и национальные особенности его русской ветви.  Романтизм
   в  русской  литературе  <и литературе других народов  России.>  Дух
   бунтарства   и   отражение  трагического   конфликта   личности   и
   мироздания,   героя  и  общества  в  романтических   произведениях.
   Преобладание  поэзии  в  литературе 1800-x  -  1820-x  годов.  Роль
   романтической  лирики в развитии психологизма; формирование  в  ней
   символической   образности.  Особенности   поэтического   слова   в
   романтической лирике.
       Становление  классической прозы в русской литературе  1830-х  -
   1840-х  годов. Формирование реализма как новой ступени  познания  и
   художественного  освоения мира и человека.  <Общее  и  особенное  в
   реалистическом  отражении действительности в русской  и  литературе
   других  народов  России.>  Проблема человека  и  среды.  Осмысление
   взаимодействия  характера и обстоятельств.  Внимание  к  социальным
   "низам". Универсальность художественных образов.
       Журналистика 50 - 70-х гг. XIX века. Роль литературной  критики
   в  общественно-культурном  развитии России.  Создание  классических
   образцов    русского   романа,   получивших   мировое    признание.
   Аналитический  характер  русской прозы,  ее  социальная  острота  и
   философская  глубина.  Проблема судьбы,  веры  и  безверия,  смысла
   жизни  и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
   Понимание  свободы как ответственности за совершенный  выбор.  Идея
   нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения  мира:
   революция или эволюция и духовное возрождение человека.
       Традиции  и  новаторство  в  русской поэзии.  Развитие  русской
   философской  лирики.  Проблема счастья  и  общественного  служения.
   Образ  русской  женщины.  Возвышенное и трагическое  звучание  темы
   любви.
       Формирование   национального  театра.  Демократизация   русской
   литературы.  Размышления  о  народе и  ответственности  перед  ним.
   Отражение картин народной жизни, традиций, быта.
       Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
   Историзм   и  психологизм.  Расцвет  малых  прозаических   форм   в
   последние десятилетия XIX века.
       Формирование   и  развитие  литературного  языка.  Классическая
   русская литература и ее мировое признание.
   
       Русская литература XX века
   
       Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX -  XX
   веков.   Новые   литературные  течения.  Поиски   и   эксперименты.
   Усложнение картины мира. Отношение к традициям. Модернизм.
       Трагические   события  начала  века  (Первая   мировая   война,
   революция,  гражданская война, массовые репрессии, коллективизация)
   и  их  отражение в русской литературе <и литературе других  народов
   России.> Конфликт человека и эпохи.
       Развитие  реалистической литературы, ее основные темы и  герои.
   "Социалистический   реализм"  в  литературе   советского   периода.
   Государственное  регулирование  и творческая  свобода  в  советской
   литературе.   Художественная  объективность  и  тенденциозность   в
   освещении  исторических  событий.  Сатира  в  литературе.  Проблема
   "художник и власть".
       Великая  Отечественная война и ее художественное  осмысление  в
   русской литературе <и литературе других народов России.>
       Новое  понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов
   на  развитие  литературы.  Литературно-художественные  журналы,  их
   место  в  общественном  сознании.  "Лагерная"  тема.  "Деревенская"
   проза.   Постановка   острых  нравственных  и  социальных   проблем
   (человек  и  природа, проблема исторической памяти, ответственность
   человека   за  свои  поступки,  человек  на  войне).  Обращение   к
   народному  сознанию  в  поисках  нравственного  идеала  в   русской
   литературе <и литературе других народов России.>
       Поэтические  искания. Развитие традиционных тем русской  лирики
   (темы  любви, гражданского служения, единства человека и  природы).
   Основные тенденции современного литературного процесса.
   
       Литература народов России
   
       Отражение  в  национальных литературах  общих  и  специфических
   духовно-нравственных и социальных проблем.
       Произведения  писателей  - представителей  народов  России  как
   источник  знаний  о  культуре, нравах  и  обычаях  разных  народов,
   населяющих    многонациональную   Россию.   Переводы   произведений
   национальных писателей на русский язык.
       <Плодотворное  творческое взаимодействие русской  литературы  и
   литературы   других  народов  России  в  обращении  к  общенародной
   проблематике:   сохранению   мира  на  земле,   экологии   природы,
   сбережению      духовных     богатств,     гуманизму     социальных
   взаимоотношений.
       Общность   духовно-нравственных  идеалов  разных   национальных
   литератур, многообразие их художественного воплощения.
       Роль   русского  языка  как  языка  межнационального   общения,
   открывающего  доступ  к произведениям литератур  различных  народов
   России.     Проблемы     литературно-художественного     двуязычия.
   Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский  язык
   как   средство   создания   национально-окрашенной   художественной
   образности.>
   
       Зарубежная литература
   
       Единство   и  многообразие  мирового  литературного   процесса.
   Взаимодействие зарубежной, русской литературы <и литературы  других
   народов   России>,   отражение  в  них  "вечных"   проблем   бытия.
   Постановка  в  литературе  острых  социально-нравственных  проблем,
   протест    писателей    против   унижения   человека,    воспевание
   человечности,   чистоты   и  искренности  человеческих   отношений.
   Общегуманистическая  тематика произведений европейской  литературы.
   Проблемы самопознания, выбора жизненного идеала и жизненного  пути.
   Художественные  искания писателей XIX - XX вв.  Влияние  зарубежной
   литературы  на  русскую  литературу XX  в.  Обращение  писателей  к
   парадоксам   бытия,  взаимодействие  реального  и  фантастического,
   истории  и мифа. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодежи  в
   зарубежной литературе.
   
       Основные теоретико-литературные понятия
   
       Художественная литература как искусство слова.
       Художественный образ. Художественное время и пространство.
       Содержание и форма. Поэтика.
       Авторский  замысел  и  его воплощение. Художественный  вымысел.
   Фантастика.
       Историко-литературный  процесс.  Литературные   направления   и
   течения:    классицизм,   сентиментализм,    романтизм,    реализм,
   символизм,  акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм.  Основные
   факты  жизни  и творчества выдающихся русских писателей  XIX  -  XX
   веков.
       Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-
   эпопея,  роман,  повесть, рассказ, очерк, притча;  поэма,  баллада,
   песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма,  ода,
   сонет; комедия, трагедия, драма.
       Авторская  позиция.  Пафос.  Тема. Идея.  Проблематика.  Сюжет.
   Фабула.  Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
   кульминация,  развязка,  эпилог. Лирическое отступление.  Конфликт.
   Автор-повествователь.  Образ  автора.  Персонаж.   Характер.   Тип.
   Лирический герой. Система образов.
       Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь.
   Сказ.
       Деталь. Символ. Подтекст.
       Психологизм. Народность. Историзм.
       Трагическое  и  комическое.  Сатира,  юмор,  ирония,   сарказм.
   Гротеск.
       Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
   средства   в   художественном  произведении:   сравнение,   эпитет,
   метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
       Гипербола. Аллегория.
       Стиль.
       Проза  и  поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные  размеры:
   хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный  стих.
   Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
       Литературная критика.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения  данные теоретико-литературные понятия изучаются с  опорой
   на    знания,    полученные   при   освоении   родной   литературы.
   Дополнительными понятиями являются:
       Типологическая  общность и национальное своеобразие  русской  и
   других национальных литератур.
       Художественный перевод.
       Русскоязычные национальные литературы народов России.
   
       Основные    виды   деятельности   по   освоению    литературных
   произведений и теоретико-литературных понятий
   
       Осознанное,   творческое  чтение  художественных   произведений
   разных жанров.
       Выразительное чтение.
       Различные виды пересказа.
       Заучивание наизусть стихотворных текстов.
       Определение принадлежности литературного (фольклорного)  текста
   к тому или иному роду и жанру.
       Анализ   текста,  выявляющий  авторский  замысел  и   различные
   средства  его  воплощения; определение мотивов поступков  героев  и
   сущности конфликта.
       Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
       Выявление   языковых   средств  художественной   образности   и
   определение  их  роли  в раскрытии идейно-тематического  содержания
   произведения.
       Самостоятельный    поиск   ответа   на    проблемный    вопрос,
   комментирование   художественного   текста,   установление    связи
   литературы с другими видами искусств и историей.
       Участие  в дискуссии, утверждение и доказательство своей  точки
   зрения с учетом мнения оппонента.
       Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ;
   написание   сочинений   на   основе  и  по   мотивам   литературных
   произведений.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения,   наряду   с   вышеуказанными,   специфическими    видами
   деятельности являются:
       Сопоставительный   анализ   произведений   русской   и   родной
   литературы    в    культурно-историческом   контексте,    выявление
   типологически   общих   черт   и   национального   своеобразия    в
   произведениях писателей русской и родной литературы.
       Сравнение оригинального русского художественного текста  с  его
   профессиональным   переводом   на   родной   язык   и   обоснование
   соответствия перевода оригиналу.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения литературы на профильном уровне  ученик
   должен:
       знать/понимать:
       - образную природу словесного искусства;
       - содержание изученных литературных произведений;
       -  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX  -
   XX вв., этапы их творческой эволюции;
       -  историко-культурный контекст и творческую историю  изучаемых
   произведений;
       -   основные  закономерности  историко-литературного  процесса;
   сведения  об  отдельных периодах его развития;  черты  литературных
   направлений и течений;
       - основные теоретико-литературные понятия;
       уметь:
       - воспроизводить содержание литературного произведения;
       -  анализировать и интерпретировать литературное  произведение,
   используя  сведения по истории и теории литературы  (художественная
   структура,  тематика,  проблематика,  нравственный  пафос,  система
   образов,   особенности   композиции,  художественного   времени   и
   пространства,    изобразительно-выразительные    средства    языка,
   художественная  деталь);  анализировать эпизод  (сцену)  изученного
   произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
       -  соотносить  художественную литературу с фактами общественной
   жизни   и  культуры;  раскрывать  роль  литературы  в  духовном   и
   культурном развитии общества;
       -    раскрывать   конкретно-историческое   и   общечеловеческое
   содержание    изученных   литературных   произведений;    связывать
   литературную классику со временем написания, с современностью  и  с
   традицией;  выявлять  "сквозные темы" и ключевые  проблемы  русской
   литературы;
       - соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
   эпохи;  выделять  черты  литературных  направлений  и  течений  при
   анализе произведения;
       -    определять    жанрово-родовую   специфику    литературного
   произведения;
       -  сопоставлять литературные произведения, а также их различные
   художественные, критические и научные интерпретации;
       - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
   писателя;
       -  выразительно читать изученные произведения (или  фрагменты),
   соблюдая нормы литературного произношения;
       -  аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
   произведению;
       -  составлять  планы  и  тезисы статей  на  литературные  темы,
   готовить учебно-исследовательские работы;
       -  писать  рецензии  на  прочитанные произведения  и  сочинения
   различных жанров на литературные темы.
       В  образовательных  учреждениях  с  родным  (нерусским)  языком
   обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
       - сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя
   их    типологическую    общность   и   национальное    своеобразие,
   обусловленное  различием  образно-эстетических  систем  русской   и
   родной литературы и структурными особенностями языков;
       -  сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом
   на  родной  язык,  отмечая соответствие перевода тексту  оригинала,
   выявляя его художественное своеобразие;
       -  создавать устные и письменные высказывания о прочитанных  на
   русском  и родном языках произведениях русской литературы, а  также
   о  произведениях  родной литературы, давать  им  оценку,  используя
   изобразительно-выразительные средства русского языка;
       -   определять   в   русскоязычном  произведении   писателя   -
   представителя  родной литературы национальную специфику  на  уровне
   темы, жанра, художественной образности;
       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической
   деятельности и повседневной жизни для:
       -   создания   связного  текста  (устного  и  письменного)   на
   необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
       - участия в диалоге или дискуссии;
       -   самостоятельного  знакомства  с  явлениями   художественной
   культуры и оценки их эстетической значимости;
       -   определения  своего  круга  чтения  и  оценки  литературных
   произведений.
   
            СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
   
                            Базовый уровень
   
       Изучение   иностранного  языка  на  базовом   уровне   среднего
   (полного)   общего   образования  <*>  направлено   на   достижение
   следующих целей:
   ------------------------------------
       <*> На ступени среднего (полного) общего образования может быть
   начато  или продолжено изучение второго иностранного языка за  счет
   компонента образовательного учреждения.
   
       -  дальнейшее  развитие иноязычной коммуникативной  компетенции
   (речевой,   языковой,   социокультурной,  компенсаторной,   учебно-
   познавательной):
       речевая компетенция - совершенствование коммуникативных  умений
   в   четырех   основных   видах  речевой  деятельности   (говорении,
   аудировании,  чтении и письме); умений планировать свое  речевое  и
   неречевое поведение;
       языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами  в
   соответствии  с  отобранными темами и сферами  общения:  увеличение
   объема    используемых   лексических   единиц;   развитие   навыков
   оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
       социокультурная  компетенция  -  увеличение  объема  знаний   о
   социокультурной    специфике   страны/стран    изучаемого    языка,
   совершенствование   умений  строить  свое   речевое   и   неречевое
   поведение  адекватно этой специфике, формирование  умений  выделять
   общее  и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого
   языка;
       компенсаторная   компетенция  -  дальнейшее   развитие   умений
   выходить  из  положения в условиях дефицита  языковых  средств  при
   получении и передаче иноязычной информации;
       учебно-познавательная   компетенция   -   развитие   общих    и
   специальных  учебных  умений, позволяющих совершенствовать  учебную
   деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять  с  его
   помощью познавательные интересы в других областях знания;
       -   развитие   и   воспитание  способности   и   готовности   к
   самостоятельному   и  непрерывному  изучению  иностранного   языка,
   дальнейшему    самообразованию   с   его   помощью,   использованию
   иностранного   языка  в  других  областях  знаний;  способности   к
   самооценке  через  наблюдение  за собственной  речью  на  родном  и
   иностранном  языках;  личностному самоопределению  в  отношении  их
   будущей   профессии;  социальная  адаптация;  формирование  качеств
   гражданина и патриота.
   
                    Обязательный минимум содержания
                   основных образовательных программ
   
       Речевые умения
   
       Предметное содержание речи
       Социально-бытовая  сфера.  Повседневная  жизнь,   быт,   семья.
   Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем.
       Социально-культурная  сфера.  Жизнь   в   городе   и   сельской
   местности.   НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС.  Природа   и   экология.
   Молодежь  в  современном  обществе. Досуг  молодежи.  Страна/страны
   изучаемого       языка,       их      культурные       особенности,
   достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом.
       Учебно-трудовая  сфера.  Современный мир  профессий.  Планы  на
   будущее,  проблема  выбора  профессии. Роль  иностранного  языка  в
   современном мире.
       Виды речевой деятельности
       Говорение
       Диалогическая речь
       Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой
   тематики   и  расширения  ситуаций  официального  и  неофициального
   общения.
       Развитие  умений:  участвовать в беседе/дискуссии  на  знакомую
   тему,  осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями,
   выражать  свое  отношение к высказыванию партнера, свое  мнение  по
   обсуждаемой теме.
       Монологическая речь
       Совершенствование  владения разными  видами  монолога,  включая
   высказывания  в  связи с увиденным/прочитанным,  сообщения  (в  том
   числе при работе над проектом).
       Развитие  умений: делать сообщения, содержащие наиболее  важную
   информацию   по   теме/проблеме;   кратко   передавать   содержание
   полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении,  своих
   планах,   ОБОСНОВЫВАЯ   СВОИ   НАМЕРЕНИЯ/ПОСТУПКИ;   рассуждать   о
   фактах/событиях,   приводя   примеры,  аргументы,   ДЕЛАЯ   ВЫВОДЫ;
   описывать  особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран
   изучаемого языка.
       Аудирование
       Дальнейшее  развитие  понимания на слух (с  различной  степенью
   полноты  и точности) высказываний собеседников в процессе  общения,
   содержания  аутентичных аудио- и видеотекстов  различных  жанров  и
   длительности звучания:
       -   понимания   основного   содержания   несложных   аудио-   и
   видеотекстов монологического и диалогического характера -  ТЕЛЕ-  И
   РАДИОПЕРЕДАЧ на актуальные темы;
       - выборочного понимания необходимой информации в прагматических
   текстах (рекламе, объявлениях);
       -  относительно  полного понимания высказываний  собеседника  в
   наиболее   распространенных  стандартных  ситуациях   повседневного
   общения.
       Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной;
   выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к  ним,
   извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
       Чтение
       Дальнейшее  развитие  всех  основных видов  чтения  аутентичных
   текстов  различных  стилей: публицистических, научно-популярных  (в
   том  числе  страноведческих),  художественных,  прагматических,   а
   также  текстов  из  разных областей знания (с учетом  межпредметных
   связей):
       -   ознакомительного  чтения  -  с  целью  понимания  основного
   содержания   сообщений,   РЕПОРТАЖЕЙ,  отрывков   из   произведений
   художественной    литературы,    несложных    публикаций    научно-
   познавательного характера;
       -  изучающего  чтения  - с целью полного  и  точного  понимания
   информации    прагматических   текстов    (инструкций,    рецептов,
   статистических данных);
       -   просмотрового/поискового  чтения  -  с  целью   выборочного
   понимания  необходимой/интересующей информации  из  текста  СТАТЬИ,
   проспекта.
       Развитие  умений  выделять  основные  факты,  отделять  главную
   информацию     от    второстепенной;    ПРЕДВОСХИЩАТЬ     ВОЗМОЖНЫЕ
   СОБЫТИЯ/ФАКТЫ;   раскрывать   причинно-следственные   связи   между
   фактами;  ПОНИМАТЬ АРГУМЕНТАЦИЮ; извлекать необходимую/интересующую
   информацию; определять свое отношение к прочитанному.
       Письменная речь
       Развитие   умений  писать  личное  письмо,  заполнять   анкеты,
   формуляры  различного  вида; излагать  сведения  о  себе  в  форме,
   принятой  в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме);
   составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том  числе
   на основе выписок из текста.
       Развитие  умений: расспрашивать в личном письме  о  новостях  и
   сообщать  их;  рассказывать  об  отдельных  фактах/событиях   своей
   жизни,  выражая свои суждения и чувства; описывать  свои  планы  на
   будущее.
   
       Языковые знания и навыки
   
       Орфография
       Совершенствование   орфографических  навыков,   в   том   числе
   применительно к новому языковому материалу.
       Произносительная сторона речи
       Совершенствование слухо-произносительных навыков, в  том  числе
   применительно к новому языковому материалу.
       Лексическая сторона речи
       Расширение  объема  продуктивного и  рецептивного  лексического
   минимума  за  счет лексических средств, обслуживающих  новые  темы,
   проблемы  и  ситуации общения, а также оценочной  лексики,  реплик-
   клише    речевого   этикета,   отражающих   особенности    культуры
   страны/стран изучаемого языка.
       Расширение  потенциального словаря  за  счет  овладения  новыми
   словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
       Развитие соответствующих лексических навыков.
       Грамматическая сторона речи
       Расширение  объема  значений изученных грамматических  явлений:
   видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола,  форм
   условного   наклонения,   объема   использования   косвенной   речи
   (косвенного  вопроса, приказания/побуждения). Согласование  времен.
   Развитие  соответствующих  грамматических  навыков.  Систематизация
   изученного грамматического материала.
   
       Социокультурные знания и умения
   
       Развитие   страноведческих  знаний  и  умений,  основанных   на
   сравнении  фактов  родной  культуры  и  культуры  стран  изучаемого
   языка.  Увеличение их объема за счет новой тематики и  проблематики
   речевого общения, в том числе межпредметного характера.
   
       Компенсаторные умения
   
       Совершенствование    умений:    пользоваться     языковой     и
   контекстуальной  догадкой при чтении и аудировании;  прогнозировать
   содержание   текста   по   заголовку/началу  текста,   использовать
   текстовые  опоры  различного рода (подзаголовки, таблицы,  графики,
   шрифтовые    выделения,    комментарии,    сноски);    игнорировать
   лексические  и  смысловые  трудности,  не  влияющие  на   понимание
   основного  содержания  текста, использовать переспрос  и  словарные
   замены в процессе устно-речевого общения.
   
       Учебно-познавательные умения
   
       Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с  приемами
   самостоятельного  приобретения знаний:  использовать  двуязычный  и
   одноязычный     словари    и    другую    справочную    литературу,
   ориентироваться  в  иноязычном письменном и  аудиотексте,  обобщать
   информацию,    фиксировать    содержание    сообщений,     выделять
   нужную/основную  информацию из различных  источников  на  изучаемом
   иностранном языке.
       Развитие  специальных учебных умений: интерпретировать языковые
   средства,   отражающие  особенности  иной  культуры;   использовать
   выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста.
   
              Требования к уровню подготовки выпускников
   
       В  результате  изучения иностранного языка  на  базовом  уровне
   ученик должен:
       знать/понимать:
       -  значения  новых  лексических единиц, связанных  с  тематикой
   данного  этапа  обучения и соответствующими ситуациями  общения,  в
   том   числе  оценочной  лексики,  реплик-клише  речевого   этикета,
   отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
       -  значение  изученных  грамматических  явлений  в  расширенном
   объеме  (видо-временные,  неличные  и  неопределенно-личные   формы
   глагола,   формы  условного  наклонения,  косвенная  речь/косвенный
   вопрос, побуждение и др., согласование времен);
       -   страноведческую   информацию  из  аутентичных   источников,
   обогащающую  социальный опыт школьников: сведения о  стране/странах
   изучаемого  языка, их науке и культуре, исторических и  современных
   реалиях,  общественных  деятелях,  месте  в  мировом  сообществе  и
   мировой   культуре,  взаимоотношениях  с  нашей  страной,  языковые
   средства  и  правила речевого и неречевого поведения в соответствии
   со сферой общения и социальным статусом партнера;
       уметь:
       говорение:
       -  вести  диалог,  используя оценочные  суждения,  в  ситуациях
   официального   и   неофициального  общения  (в   рамках   изученной
   тематики);   беседовать  о  себе,  своих  планах;   участвовать   в
   обсуждении  проблем  в связи с прочитанным/прослушанным  иноязычным
   текстом, соблюдая правила речевого этикета;
       - рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной
   тематики  и  проблематики;  представлять  социокультурный   портрет
   своей страны и страны/стран изучаемого языка;
       аудирование:
       -  относительно полно и точно понимать высказывания собеседника
   в  распространенных  стандартных ситуациях  повседневного  общения,
   понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию  из
   различных   аудио-  и  видеотекстов:  прагматических   (объявления,
   прогноз    погоды),    публицистических    (интервью,    репортаж),
   соответствующих тематике данной ступени обучения;
       чтение:
       - читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические,
   художественные,  научно-популярные,  прагматические,  -   используя
   основные      виды     чтения     (ознакомительное,      изучающее,
   поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное