Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МИНАВТОТРАНСА РСФСР ОТ 31.12.1981 N 200 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 15
 
   постоянным  наблюдением  контрольно  -  ревизорской службы.  Кроме
   того, необходимо широко применять общественный контроль. Работу на
   линии  общественный  контроль  проводит  в  порядке  рейдов,  и их
   результаты обязательно доводятся до каждого проверенного водителя,
   освещаются в стенной печати,  сообщаются через местные радиоузлы и
   т.п.
       Для контроля за поступлением выручки на автобусах,  работающих
   без кондукторов,  и получения  сравнительных  данных  на  маршруты
   должны периодически выпускаться автобусы с кондукторами.
       5. Право на проезд и провоз багажа в автобусах, работающих без
   кондукторов,  предоставляется  на  основании  контрольного  билета
   установленного образца,  действительного только на  одну  поездку.
   Пассажир  обязан  хранить  контрольный  билет  до конца поездки по
   данному маршруту.
       Войдя в  автобус,  пассажир  обязан  опустить деньги в кассу и
   оторвать  один  контрольный  билет.  При  оплате  провоза   багажа
   отрывается  только  один  контрольный  билет  на каждое оплаченное
   место багажа.
       Для удобства  расчетов  пассажиров за проезд и провоз багажа в
   автобусах,  работающих без  кондукторов,  применяются  специальные
   абонементные билеты (книжки), которые предварительно приобретаются
   пассажирами за наличный расчет в билетных кассах,  у  контролеров,
   водителей  автобусов  и  т.д.  При  наличии  абонементного  билета
   пассажир обязан при входе  в  автобус  прокомпостировать  его  или
   опустить в кассу и взамен оторвать контрольный билет.
       Автотранспортные предприятия,  осуществляющие  бескондукторное
   обслуживание  пассажиров,  организуют широкую продажу абонементных
   билетов (книжек) или долгосрочных проездных билетов для граждан.
       6. Выручка  от  перевозки  пассажиров  и  багажа  в автобусах,
   работающих  без  кондуктора,  собирается  в  специальные   кассеты
   (сумки),  устанавливаемые  в  кассы до начала работы и изымаемые с
   выручкой по окончании работы автобуса.
       Изъятие выручки  производится  также  при возврате автобусов в
   парк в любое время суток с тем,  чтобы при  стоянке  их  в  гараже
   денег в кассах не было.
       7. При  работе  на  автобусе  без  кондуктора  двух  и   более
   водителей  (при  сменной  работе)  сумма  выручки каждого водителя
   определяется  по  количеству  оторванных  пассажирами  билетов   в
   течение  смены  за  вычетом  разницы  между оторванными билетами и
   фактической выручкой по данному автобусу.
       Указанная разница  распределяется  пропорционально  проданному
   количеству билетов в смене каждого водителя.
       8. Вся   выручка,   изъятая   с   автобусов,   работающих  без
   кондуктора, считается выручкой за перевозку пассажиров.
       Количество пассажиров,   перевезенных   по   разовым  билетам,
   определяется по  числу  проданных  билетов.  Количество  проданных
   билетов   контролируется  выручкой.  Если  количество  пассажиров,
   полученное делением суммы  выручки  на  утвержденный  для  данного
   города  единый  тариф,  больше  количества  проданных билетов,  то
   количество перевезенных пассажиров принимается по выручке.
       9. Регулировка   и  ремонт  касс  -  копилок  и  полуавтоматов
   производится специально выделенными для этого  слесарями,  фамилии
   которых утверждаются приказом по автотранспортному предприятию.
       При осмотрах и ремонтах автобусов, работающих без кондукторов,
   должна  быть  обеспечена  сохранность  пломб  и замков на кассах -
   копилках.
       10. Все   вновь  поступившие  в  автотранспортные  предприятия
   приемные кассеты (сумки) в обязательном порядке сдаются  на  склад
   автотранспортного   предприятия,   где   они   перед   выдачей   в
   эксплуатацию пронумеровываются.  Номера наносятся краской на  двух
   внешних сторонах кассеты.
       11. Кассеты  передаются  в   эксплуатацию   старшему   кассиру
   автотранспортного   предприятия   по   требованию   за   подписями
   начальника и главного  бухгалтера  автотранспортного  предприятия.
   При  выдаче  со  склада  в расходном требовании указываются номера
   выданных кассет.
       12. Кассеты,  выданные  в  эксплуатацию,  учитываются на счете
   N 12  "Малоценные  и  быстроизнашивающиеся   предметы".   Кассеты,
   пришедшие   в  негодность,  списываются  со  счетов  малоценных  и
   быстроизнашивающихся  предметов  по  акту,  составляемому  службой
   эксплуатации и старшим кассиром автотранспортного предприятия.
       13. Кассеты,  вновь полученные со склада или освобожденные  от
   выручки, до установки их в кассы автобусов опломбировываются.
       Для опломбирования  кассет  и  касс  автобусов  кассетчику   и
   дежурным    кассирам    выдаются   пломбиры.   Выданные   пломбиры
   закрепляются за ними  по  показателям  пуансона.  Пуансоны  должны
   содержать  наименование автотранспортного предприятия и порядковый
   номер каждого пломбира.
       Закрепление оформляется расписками получателей в акте, который
   хранится у главного бухгалтера автотранспортного предприятия.
       14. Опломбирование    кассет    производится    представителем
   администрации  автотранспортного   предприятия,   выделенным   для
   контроля   за   приемом   выручки.   Представитель   администрации
   назначается приказом начальника автотранспортного предприятия.
       15. Кассеты  устанавливаются  в  кассы  в присутствии водителя
   автобуса  дежурным  кассиром   автотранспортного   предприятия   и
   представителем  администрации,  выделенным для контроля за приемом
   выручки  согласно  графику  дежурств,  утвержденному   начальником
   автотранспортного предприятия.
       16. Номера заправленных кассет вносятся  в  контрольную  книгу
   установки  и  изъятия  кассет.  Кассы  автобусов после заправки их
   кассетами опломбируются дежурным кассиром. Номер пломбира, которым
   опломбированы  кассы  автобуса,  также  указывается  в контрольной
   книге.
       17. После  заправки касс автобуса дежурный кассир записывает в
   билетно - учетном листе номер автобуса, номер заправленных в кассы
   автобуса  кассет и номер пломбира,  которым опломбированы кассеты,
   скрепляет эти записи своей подписью и передает билетно  -  учетный
   лист  дежурному  диспетчеру  или  в  билетную  кассу  для вручения
   водителю,  который  на  следующий  день  будет  работать  на  этом
   автобусе.
   
             II. Работа автобусов без кондукторов на линии
   
       18. Перед выездом из парка водитель автобуса обязан:
       - получить у дежурного диспетчера (в билетной кассе) вместе  с
   путевым  листом билетно - учетный лист,  составленный накануне при
   заправке касс данного автобуса,  и закрепленную за автобусом сумку
   с   контрольными  билетами;  дежурный  диспетчер  (кассир)  обязан
   записать в отведенных графах билетно  -  учетного  листа  серии  и
   номера  всех  имеющихся у него в момент выезда контрольных билетов
   (как неполных,  так и полных катушек),  а также фамилию водителя и
   его табельный номер;
       - заправить билетницы контрольными билетами;
       - проверить   исправность  касс  -  копилок  и  полуавтоматов,
   наличие пломб и их целость и соответствие с контрольным знаком  на
   пломбах, указанным в билетно - учетном листе;
       - проверить наличие и исправность звукоусилительной установки,
   сигнала в кабину водителя и зеркал.
       В случае обнаружения каких-либо неисправностей водитель обязан
   принять меры к их устранению.
       В крупных  автотранспортных  предприятиях   выдача   водителям
   билетно  -  учетных  листов  и сумок с контрольными талонами может
   производиться билетными кассами.
       Выпуск на  линию  и  работа  автобуса  на  линии с неисправным
   оборудованием категорически запрещается.
       19. Работа  на  линии  автобусов  без  кондукторов  требует от
   водителя знаний обязанностей кондуктора и умелого применения их на
   практике, маршрута, наименования всех остановок и расположенных на
   всем  протяжении  маршрута  культурно  -  бытовых   учреждений   и
   предприятий  (театров,  кинотеатров,  парков,  вокзалов,  портов и
   т.п.) и объявления их названия при остановках автобуса.
       20. Помимо  своих постоянных обязанностей,  водитель тщательно
   следит за посадкой  пассажиров;  регулярно  называет  остановочные
   пункты и места пересадок,  напоминает пассажирам об оплате проезда
   и провоза багажа,  о соблюдении порядка в салоне автобуса,  а  при
   необходимости делает и другие сообщения.
       Примерный текст сообщений,  передаваемых  водителем  автобуса:
   "Граждане пассажиры,  при входе в автобус не забывайте правильно и
   своевременно оплачивать свой проезд.  Стоимость проезда 5 коп. При
   оплате за провоз багажа отрывайте один контрольный билет на каждое
   оплаченное место.  Плата за  проезд  должна  быть  произведена  до
   следующей  остановки  автобуса.  Для  удобства  оплаты  проезда  у
   водителя в продаже имеются абонементные  книжечки,  стоимостью  50
   коп.  на  10 поездок.  Напоминаю,  что проезд в автобусе с билетом
   стоит 5 коп.,  без билета  -  1  рубль!".  "Остановка  (такая-то).
   Пересадка на автобус,  трамвай,  троллейбус,  следующий (туда-то).
   Следующая остановка (такая-то)".  У водителя должен быть  перечень
   остановок по маршруту в прямом и обратном направлениях с указанием
   пересадок.
       "Граждане пассажиры,  будьте  взаимно  внимательны - уступайте
   места пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым".
       21. Учитывая отсутствие кондуктора в салоне автобуса, водитель
   обязан внимательно следить за выходом пассажиров и в связи с  этим
   осторожно закрывать двери и трогать автобус с места остановки.
       22. На конечном пункте маршрута после полного  рейса  водитель
   обязан:
       - проверить наличие контрольных билетов в  билетницах  касс  -
   копилок и,  при необходимости, заправить новые катушки контрольных
   билетов;
       - записать в билетно - учетном листе номер верхних контрольных
   билетов, оставшихся в билетницах.
       23. При    неисправности    во    время    работы   на   линии
   звукоусилительной  установки,  касс,  отсутствии  на   них   пломб
   водитель  не имеет права работать на автобусе и обязан сообщить об
   этом  через  диспетчера  линейного   диспетчерского   пункта   или
   городской  станции  в автотранспортное предприятие (диспетчеру ЦДС
   или АТП) для принятия оперативных мер.
       24. На время перерывов в работе на линии, в том числе на время
   обеденного перерыва,  автобус,  работающий без кондуктора, сдается
   под наблюдение (охрану).
       При этом водитель должен проследить,  чтобы во  время  стоянки
   автобуса денег на площадке кассы - копилки не было.
       По возвращении с обеда водитель обязан  проверить  целостность
   пломб и касс.
       25. При стоянке автобуса на конечных пунктах маршрута в темное
   время суток должна быть включена одна группа внутреннего освещения
   салона с  минимальным  количеством  ламп.  В  неосвещенном  салоне
   автобуса  производить  какие-либо работы водителю или другим лицам
   категорически запрещается.
       26. По  возвращении  в  парк  после  окончания работы на линии
   водитель обязан:
       - записать в билетно - учетном листе верхние номера оставшихся
   в билетницах контрольных билетов в графах  для  записи  билетов  в
   очередной  рейс  и,  кроме  того,  номера  всех  оставшихся у него
   контрольных билетов (полных и неполных катушек) - вверху билетно -
   учетного листа в графе "После окончания работы";
       - изъять из билетниц контрольные билеты и вложить их  в  сумку
   для хранения, после чего сдать ее в билетную кассу;
       - проверить  исправность  касс,  звукоусилительной  установки,
   зеркал,  сигнала  в  кабине  водителя и другого оборудования и при
   обнаружении неисправностей дать заявку на их устранение;
       - находиться  в  салоне  автобуса до прибытия бригады кассиров
   для изъятия выручки из касс - копилок.
   
                        III. Контрольные билеты
   
       27. Предприятия  и  организации  министерства,  осуществляющие
   пассажирские  перевозки,  должны  учитывать все виды билетов по их
   номинальной цене, сериям и номерам.
       В автотранспортных предприятиях, транспортных управлениях и их
   отделах снабжения запасы билетов учитываются в  балансе  на  счете
   материалов   в   стоимости   их  изготовления  и  одновременно  на
   забалансовом счете N  006  "Бланки  строгой  отчетности"  (субсчет
   "билеты  на  проезд  в автобусах и таксомоторах") в количественных
   показателях и в номинальной их стоимости по каждому виду билетов в
   отдельности.
       28. Отпуск контрольных  билетов  со  склада  автотранспортного
   предприятия   старшему  билетному  кассиру  для  выдачи  водителям
   производится по разовому требованию ф. М-11 за подписью начальника
   службы  эксплуатации.  Выдача  контрольных  билетов  водителям или
   другим лицам непосредственно из склада запрещается.
       Стоимость заготовления контрольных билетов, отпущенных складом
   старшему  билетному  кассиру,  списывается   за   счет   накладных
   расходов.
       29. Для оперативного учета приема и выдачи контрольных билетов
   в   диспетчерской  автотранспортного  предприятия  ведется  "Книга
   оперативного учета контрольных билетов".
       30. Для  записи контрольных билетов,  полученных со склада,  в
   книге отводятся две - три страницы,  на которых записываются серии
   и номера полученных билетов и их количество.
       Для учета контрольных билетов в  книге  для  каждого  водителя
   открывается один развернутый лист, в котором записываются выданные
   водителю контрольные билеты (серии, номера и количество). Расписка
   водителя  в  получении  билетов  производится в книге.  На этом же
   развернутом  листе,  на  основании  билетно  -   учетных   листов,
   записывается количество использованных контрольных билетов.
       При увольнении водителя  с  работы,  уходе  в  отпуск  и  т.п.
   контрольные  билеты  сдаются  старшему  диспетчеру  или в билетную
   кассу.
       31. Контроль за правильным указанием в билетно - учетном листе
   серий и номеров контрольных билетов осуществляется в  соответствии
   с з 27 Инструкции "О порядке снабжения,  хранения,  выдачи и учета
   единых билетов на  проезд  в  автобусах  и  автомобилях  -  такси,
   контроля  и  учета выручки от перевозок пассажиров и багажа" от 12
   июля 1978 г.
       32. При  смене  водителя  или  подсмене  его на линии водитель
   отмечает в билетно - учетном листе  последний  номер  контрольного
   билета. Эту запись оба водителя скрепляют своими подписями.
   
                    IV. Изъятие выручки из автобусов
   
       33. При возвращении автобуса в гараж после окончания работы на
   линии  или  по  другой  причине   бригада   (дежурный   кассир   и
   представитель  администрации)  в  присутствии  водителя  проверяют
   исправность касс,  целостность пломб на них и  соответствие  пломб
   записанным  в  билетно - учетном листе и контрольной книге,  после
   чего распломбировывают кассы и вынимают кассеты.
       34. Кассеты осматриваются,  проверяется их внешняя исправность
   и целостность пломб на автоматических замках и соответствие пломб,
   указанных в билетно - учетном листе.
       35. О выемке кассет делается запись в билетно - учетном  листе
   за  подписью  дежурного  кассира  и  в  контрольной книге заправки
   кассет за подписями дежурного кассира, представителя администрации
   и водителя.
       36. Вынутые  кассеты  скрепляются  цепочкой  с  карабинами   и
   доставляются  дежурным  кассиром  в сопровождении водителя в кассу
   автотранспортного предприятия, где помещаются в сейф.
       37. После   изъятия   кассет   кассы   автобуса   заправляются
   свободными кассетами в порядке, установленном п. 15 и 16 настоящей
   Инструкции.
       38. Билетно  -  учетный  лист  с  отметкой  о   сдаче   кассет
   передается дежурному кассиру.
       39. Контрольная книга заправки и  изъятия  кассет  с  выручкой
   хранится у дежурных кассиров.  Главный бухгалтер автотранспортного
   предприятия периодически просматривает эту книгу для проверки, все
   ли заправленные кассеты изъяты с выручкой.
       40. Если при  выемке  кассет  будут  обнаружены  неисправность
   касс,  кассет  или  пломб  или  несоответствие  пломб,  вызывается
   представитель администрации автотранспортного предприятия,  вместе
   с   которым   дежурный   кассир,  дежурный  диспетчер  и  водитель
   составляют   подробный   акт   и   принимают   необходимые   меры,
   обеспечивающие полную сохранность выручки.  Например,  неисправная
   кассета может быть помещена в мешок,  который пломбируется, деньги
   из  неисправной  кассеты  немедленно  пересчитываются и сдаются по
   акту в кассу автотранспортного предприятия.
   
             V. Подсчет, оформление и оприходование выручки
   
       41. Поступившая  в  кассетах  выручка  подлежит  пересчету   в
   установленное  руководителем  автотранспортного предприятия время.
   Вскрытие кассет и подсчет выручки производится комиссией в составе
   представителя    администрации    автотранспортного    предприятия
   (назначается приказом руководителя автотранспортного предприятия),
   дежурных кассиров и старшего кассира по смене или старшего кассира
   автотранспортного предприятия.
       42. Комиссия  обязана  проверить  соответствие  номеров кассет
   номерам,  указанным в  билетно  -  учетных  листах,  и  записям  в
   контрольной книге на прием кассет от водителей,  осмотреть целость
   кассет  и  пломб  и  соответствие  пломб  пуансону   представителя
   администрации автотранспортного предприятия.
       В случае несоответствия количества кассет записям  контрольной
   книги   или   билетно  -  учетным  листам,  неисправности  кассет,
   повреждения или несоответствия пломб  комиссия  составляет  акт  и
   направляет   его   начальнику  автотранспортного  предприятия  для
   принятия необходимых мер.
       43. Кассеты  распределяются  между кассирами,  осуществляющими
   приемку выручки.  При этом кассеты с одного автобуса,  скрепленные
   цепочкой,  поручаются  одному  кассиру.  Кассир вскрывает кассеты,
   подсчитывает находящуюся в них выручку и вносит оказавшуюся  сумму
   в  открытый лист на прием выручки по автотранспортному предприятию
   и тут же объявляет эту сумму старшему кассиру для  внесения  ее  в
   билетно  -  учетный  лист данного автобуса.  Запись сумм выручки в
   билетно - учетный лист производится старшим кассиром.
       44. Вскрытие   кассет   и   подсчет   выручки  производятся  в
   обязательном  присутствии  в  кассе  ответственного  представителя
   администрации и старшего кассира.
       45. По  окончании   подсчета   всех   кассет   каждый   кассир
   подсчитывает  свой  открытый  лист.  Одновременно  старший  кассир
   подсчитывает сумму  выручки  по  билетно  -  учетным  листам  и  в
   присутствии   представителя   администрации  сверяет  с  открытыми
   листами каждого кассира.
       46. При  тождественности сумм все открытые листы подписываются
   комиссией  по  подсчету  выручки  (представителем   администрации,
   старшим  кассиром  и  кассиром,  принявшим  выручку),  а билетно -
   учетные листы,  относящиеся к данному открытому листу, - кассиром,
   принявшим выручку.
       47. Билетно - учетные  листы,  оформленные  в  указанном  выше
   порядке,  возвращаются  старшему  кассиру  для  передачи их службе
   эксплуатации  автотранспортного   предприятия   для   последующего
   контроля  и  анализа  работы водителя,  размера принятой выручки и
   записи   количества   израсходованных   контрольных   билетов    в
   контрольную книгу оперативного учета.
       48. Сумма выручки в  тот  же  день  по  всем  открытым  листам
   приходуется  в кассе автотранспортного предприятия в установленном
   порядке.
   
   
   
   
   
   
                                                        Приложение 19
   
                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
                О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА НА БЕСКАССОВЫЙ МЕТОД
                   ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКОГО
                         АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
   
                           I. Общие положения
   
       1. Бескассовый метод платы за проезд в автобусах вводится  для
   повышения   культуры   обслуживания  пассажиров,  упрощения  сбора
   проездной  платы  с  пассажиров  и   сокращения   эксплуатационных
   расходов, связанных с учетом, хранением и инкассацией выручки.
       2. Бескассовый метод обслуживания  пассажиров  предусматривает
   отмену  денежного  расчета  за проезд непосредственно в автобусе и
   введение предварительной оплаты пассажирами стоимости проезда  вне
   салона  автобуса путем приобретения разовых (абонементных талонов)
   и  долгосрочных  (месячных,  квартальных)  билетов  в  специальных
   кассах   городского   общественного   транспорта,   транспортно  -
   экспедиционных  агентствах,  кассах,  киосках  торговой   сети   и
   "Союзпечати" соответствующего города и других пунктах.
       3. Перевод на  бескассовый  метод  обслуживания  пассажиров  в
   автобусах    внутригородского    сообщения    осуществляется   (по
   ходатайству Советов Министров  АССР,  край(обл)исполкомов  Советов
   народных    депутатов)   только   после   получения   распоряжения
   Министерства  автомобильного  транспорта   РСФСР,   изданного   по
   согласованию с Министерством финансов РСФСР,  одновременно на всех
   маршрутах города (населенного пункта).
       4. После перевода на бескассовый метод обслуживания пассажиров
   продажа  разовых  билетов  и  абонементных  талонов  в   автобусах
   полностью   прекращается  и  пассажиры  самостоятельно  производят
   гашение   заблаговременно   приобретенных   абонементных   талонов
   установленными   в   салонах   автобусов   компостерами.   Продажа
   абонементных талонов водителями  автобусов  допускается  только  в
   ранние  утренние  (до  7.00)  и в поздние вечерние (после 22.00 ч)
   часы  суток,  когда  организованные  пункты   реализации   билетов
   населению не работают.
   
              II. Организационно - подготовительная работа
          для перехода на бескассовое обслуживание пассажиров
   
       1. Переводу  на  бескассовый  метод  обслуживания   пассажиров
   автобусов   внутригородского   сообщения   должна   предшествовать
   подготовительная работа.
       2. Обязательными    условиями    перевода    на    бескассовое
   обслуживание пассажиров являются:
       2.1. Достижение  устойчивой  реализации  разовых  абонементных
   талонов и долгосрочных проездных билетов более 50%  от общей суммы
   выручки (форма N 1).
   
                                                            Форма N 1
   
        ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
           ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ВНУТРИГОРОДСКОГО СООБЩЕНИЯ
   
   ---------------------------------------------T---------T---------¬
   ¦                Показатели                  ¦ Единица ¦  Годы   ¦
   ¦                                            ¦измерения+--T---T--+
   +--------------------------------------------+---------+--+---+--+
   ¦Перевезено пассажиров                       ¦тыс. чел.¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Выполнено пассажиро - километров            ¦  тыс.   ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Получено доходов всего                      ¦тыс. руб.¦  ¦   ¦  ¦
   ¦В том числе от продажи:                     ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦   абонементных талонов                     ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦   месячных билетов                         ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Удельный вес доходов от продажи абонементных¦    %    ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦талонов и месячных билетов от общих доходов ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦В том числе вне подвижного состава          ¦    %    ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Отработано машино - часов на линии          ¦   тыс.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Общий пробег                                ¦ тыс. км ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Выручка на 1 машино-ч                       ¦   руб.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Выручка на 1 км пробега                     ¦   руб.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Общая вместимость (по местам для сидения)   ¦   мест  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Выработка на одно среднесписочное пассажиро ¦пасс.-км ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦- место                                     ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Среднесписочное количество автобусов        ¦   ед.   ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Количество автобусов в работе               ¦   ед.   ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Коэффициент выпуска                         ¦         ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Режим работы                                ¦    ч    ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Количество рейсов по плану                  ¦   тыс.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Количество выполненных рейсов, всего        ¦   тыс.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦В том числе с соблюдением расписания        ¦   тыс.  ¦  ¦   ¦  ¦
   ¦Регулярность движения                       ¦    %    ¦  ¦   ¦  ¦
   L--------------------------------------------+---------+--+---+---
   
   Начальник транспортного управления                     (подпись)
   
       2.2. Создание  не  менее  полугодового   запаса   абонементных
   талонов и долгосрочных проездных билетов.
       2.3. Обеспеченность  компостерами  для  установки  в   салонах
   автобусов,   в   соответствии   с  расчетами,  согласно  схеме  их
   размещения и с учетом резерва в размере 5 - 10%.
       2.4. Готовность рекламных материалов.
       2.5. Организованная    продажа    абонементных    талонов    и
   долгосрочных   проездных   билетов   на   городских  автостанциях,
   диспетчерских контрольных пунктах, автовокзале (автостанции).
       2.6. Наличие    реальных    условий    для    организации    в
   автотранспортных предприятиях постоянных и передвижных пунктов  по
   продаже абонементных талонов и долгосрочных проездных билетов.
       2.7. Хорошо   налаженная   работа   штатной   и   общественной
   контрольно - ревизорской службы по контролю за оплатой пассажирами
   проезда на автобусах городского сообщения.
       2.8. Наличие разработанного плана проведения автотранспортными
   организациями (предприятиями) подготовительной работы  к  переходу
   на  бескассовый  метод  обслуживания  по форме согласно Приложению
   19.1.
       2.9. Наличие  расчета  экономической  эффективности  внедрения
   бескассового метода обслуживания по форме N 2.
   
                                                            Форма N 2
   
                     ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
        ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ БЕСКАССОВОГО МЕТОДА ОБСЛУЖИВАНИЯ
                ПАССАЖИРОВ ПО Г. ___________ НА ____ ГОД
   
   -----------------------------------T--------------T--------------¬
   ¦         Статьи расходов          ¦ При кассовом ¦При бескассо- ¦
   ¦                                  ¦    методе    ¦вом методе    ¦
   ¦                                  +---------T----+---------T----+
   ¦                                  ¦тыс. руб.¦чел.¦тыс. руб.¦чел.¦
   +----------------------------------+---------+----+---------+----+
   ¦Заработная плата кондукторов      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Премия водителям за график        ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Доплата водителям при работе без  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦кондуктора (2% от суммы сданной   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦ими выручки)                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Заработная плата контролеров пас- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦сажирского транспорта             ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Заработная плата кассиров, итого  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦В том числе:                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  по выдаче и приемке контрольных ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  билетов от водителей            ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  по пересчету и инкассации выруч-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  ки операторов разменных автома- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  тов                             ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  по реализации проездных докумен-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  тов кондукторов - кассетосъемщи-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  ков                             ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Содержание касс госбанка          ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Вознаграждение за реализацию або- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦нементных талонов и долгосрочных  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦проездных билетов:                ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  организациями и предприятиями 3%¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  стоимости проданных билетов     ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  лицам, привлекаемым к продаже   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  этих билетов, 2% стоимости про- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  данных билетов                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Содержание, обслуживание, ремонт  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦оборудования (сооружений) и прочие¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦расходы                           ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦В том числе:                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  кассетной, касс - полуавтоматов ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  и касс - копилок                ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  компостеров                     ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  материал для опломбирования касс¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  и кассет                        ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  прочие затраты                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Расходы на приобретение           ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦В том числе:                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  разовых контрольных билетов     ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  разовых абонементных талонов    ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  долгосрочных проездных билетов  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  компостеров (в дополнение к име-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  ющимся)                         ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  счетных машин                   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Затраты на строительство киосков  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦для продажи абонементных и долго- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦срочных проездных билетов         ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Затраты на рекламу                ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Расходы на автотранспорт по дос-  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦тавке долгосрочных проездных и ра-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦зовых абонементных талонов и вы-  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦ручки                             ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Амортизация                       ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦В том числе:                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  кассы - киоски                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  инкассационные машины для под-  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  счета выручки                   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  прочее                          ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Износ (малоценный инвентарь)      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦В том числе:                      ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  касс - копилок                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  касс - полуавтоматов            ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  компостеров                     ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦  прочее                          ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Всего                             ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Результат (+/-) перехода на бес-  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦кассовое обслуживание пассажиров, ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦руб.                              ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Дополнительный доход за счет реа- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦лизации оборудования, освободивше-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦гося при бескассовом методе обслу-¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦живания, руб.                     ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Снижение потерь доходов от сокра- ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦щения количества неоплачиваемых   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦проездов и нарушений финансовой   ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦дисциплины                        ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦                                  ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   ¦Общий экономический эффект        ¦         ¦    ¦         ¦    ¦
   L----------------------------------+---------+----+---------+-----
   
   Начальник транспортного управления                   (подпись)
   
       3. По  мере готовности автотранспортных предприятий материалы,
   подтверждающие  выполнение  условий,  предусмотренных   в   п.   2
   настоящих   Методических   указаний,   представляются   в  Главное
   пассажирское управление. Перечень представляемых материалов указан
   в Приложении 19.2.
       4. После  получения  разрешения  Министерства   автомобильного
   транспорта  РСФСР о переводе автобусов на бескассовое обслуживание
   транспортное  управление  вносит   совместно   с   соответствующим
   горисполкомом  в  Совет  Министров  АССР  проект  постановления  о
   переводе работы городского автобусного транспорта  на  бескассовый
   метод обслуживания пассажиров.
       В проекте постановления предусматривается наименование  города
   и  дата намечаемого перевода автобусного транспорта на бескассовый
   метод обслуживания и основные организационные мероприятия:
       4.1. Возложение  на  органы торговли,  союзпечати,  сберкассы,
   крупные  промышленные  предприятия,  железную  дорогу,   отделения
   аэрофлота  и  др.  обязанностей  по  организации продажи населению
   через  подведомственную  им  сеть  магазинов,  киосков,   кассовых
   пунктов  абонементных  талонов  и долгосрочных проездных билетов и
   заключению  с  автотранспортными   предприятиями   соответствующих
   договоров.
       4.2. Согласование размера выплаты вознаграждения за реализацию
   абонементных   талонов   и  проездных  билетов  в  соответствии  с
   действующими нормативными актами.
       4.3. Привлечение  для  разъяснительной работы средств массовой
   информации (печать, радио, телевидение).
       5. Проект   постановления  (решения)  и  план  организационных
   мероприятий  по  переводу  автобусов   городского   сообщения   на
   бескассовое  обслуживание  пассажиров не менее чем за 2 - 3 месяца
   до их осуществления должны быть обсуждены на расширенном совещании
   в  горисполкоме  с  участием  руководителей  всех привлекаемых для
   реализации проездных билетов организаций и  предприятий,  а  также
   работников местной печати, радио и телевидения.
       6. На   основании   принятого    Советом    Министров    АССР,
   край(обл)исполкомом   решения  по  переводу  работы  автобусов  на
   бескассовый метод обслуживания пассажиров транспортное  управление
   (автотранспортное  предприятие) издает приказ,  который утверждает
   конкретный  план  мероприятий  по   подготовке   к   переводу   на
   бескассовый метод сбора проездной платы. Примерный план излагается
   в Приложении 19.1. В приказе предусматривается:
       6.1. Начало   и   характер  проведения  работы  по  информации
   населения и рекламе бескассового метода оплаты проезда:
       6.1.1. Рекламу   дают  немедленно  после  принятия  решения  о
   переходе на бескассовый метод обслуживания с тем, чтобы информация
   была  доведена до сведения населения не менее чем за один месяц до
   начала перехода на новый метод. При этом используют следующие виды
   рекламы:
       а) устную:  объявления,  проводимые   водителями   посредством
   усилительной   аппаратуры  автобусов  АГУ-10;  лекции,  беседы  на
   предприятиях,  в учебных заведениях, фойе кинотеатров, клубах, ЖЭК
   по микрорайонам;  интервью,  репортажи, информация через городскую
   радиосеть;  передача  магнитофонной  записи  на   железнодорожных,
   автобусных,   речных,  морских  вокзалах  (станциях),  аэропортах,
   прибывающих в город пассажирских поездах и самолетах;
       б) печатную:     выпуск    плакатов,    рекламных    листовок,
   распределяемых среди населения  города  через  отделения  связи  и
   водителей автобусов,  информационных щитов, объявлений с указанием
   даты  начала  внедрения  бескассового   метода,   устанавливаемого
   порядка  проезда  в автобусах и мест продажи абонементных билетов.
   Печатная    реклама    вывешивается    в    автобусах,     крупных
   пассажирообразующих  пунктах,  на начальных и конечных остановках,
   стендах горсправки,  у входов  крупных  промышленных  предприятий,
   магазинов, универмагов, зрелищных предприятий;
       в) учетно  -  видовую:  репортажи  и  интервью  через  местное
   телевидение,  демонстрация  снятых  киножурналов  в  кинотеатрах и
   клубах  перед  началом  сеансов,   оборудование   агитавтобуса   с
   наглядной  иллюстрацией  преимуществ  бескассового метода и правил
   оплаты проезда в автобусах пассажирами и др.
       6.1.2. Рекламную работу проводят периодически и постоянно.
       Периодическую рекламу повторяют не реже 1 - 2 раз  в  месяц  в
   первые полгода применения бескассового метода.
       6.1.3. Тексты каждого вида рекламы утверждают предварительно и
   определяют  тираж,  место печатания и сроки ее выпуска.  Примерные
   тексты рекламы приведены в Приложении 19.3.
       6.2. Порядок   оснащения   и  оборудования  салонов  автобусов
   городского сообщения.
       6.2.1. К  моменту  введения  бескассового  метода обслуживания
   автотранспортное предприятие обязано  оборудовать  салоны  каждого
   автобуса:
       - компостерами со сменными пуансонами из расчета  не  менее  5
   шт.  для  автобусов  типа  ЛАЗ,  4  шт.  - типа ПАЗ,  6 шт.  - для
   автобусов большой вместимости (ЛИАЗ-677,  "Икарус"), 8 шт. - особо
   большой  вместимости ("Икарус-280" и др.).  Компостеры крепятся на
   оконных стойках или на специальных кронштейнах у входа, выхода и в
   середине салона автобуса. Выбор места крепления компостеров должен
   обеспечивать беспрепятственный подход к ним  пассажиров,  удобство
   компостирования талонов, предохранение пассажиров от травмирования
   в случаях резкого торможения.  Устанавливаемые в каждом  отдельном
   автобусе  компостеры должны иметь один и тот же шифр компостерного
   знака с  четким  обозначением,  обеспечивающим  не  только  полное
   гашение   абонементных   талонов,  но  и  возможность  быстрого  и
   неоспоримого контроля;
       - переговорными устройствами АГУ-10-3;
       - правилами пользования городским  автобусом  при  бескассовом
   методе  обслуживания,  рекламными  объявлениями  о  порядке оплаты
   проезда  в  автобусах,  порядке  и  местах  продажи   абонементных
   талонов. Указанные материалы должны периодически обновляться;
       - табличками с текстами:
       "Приобретайте разовые   проездные  билеты  заблаговременно  до
   поездки";
       "Четко и  своевременно компостируйте талоны и сохраняйте их до
   конца поездки. Некомпостированный талон права на проезд в автобусе
   не дает";
       "Пассажиры, не имеющие талонов для проезда!  Приобретайте их у
   своего соседа".
       "Продажу абонементных  талонов  водитель  автобуса  производит
   только с 22.00 ч до 7.00 ч на остановках".
       6.3. Порядок организации продажи разовых абонементных  талонов
   и долгосрочных проездных билетов.
       6.3.1. Организация   широкой   и   беспрепятственной   продажи
   проездных  билетов  населению  при бескассовом методе обслуживания
   является основой  деятельности  автотранспортного  предприятия  по
   организации  коммерческой  работы.  Поэтому особое внимание должно
   быть уделено проведению мероприятий,  обеспечивающих  максимальное
   увеличение  продажи  абонементных талонов и долгосрочных проездных
   билетов.
       6.3.2. До   начала  введения  бескассового  метода  определяют
   пункты продажи проездных билетов с  охватом  всех  районов  города
   (населенного   пункта),   предусмотрев   при  этом  доступность  и
   необходимые удобства для пассажиров как по времени продажи,  так и
   по размещению кассовых пунктов.
       6.3.3. Продажу  проездных  билетов  организуют  в   специально
   организованных    кассовых    пунктах   городского   общественного
   транспорта,  автовокзалах и автостанциях,  диспетчерских  пунктах,
   транспортно  -  экспедиционных агентствах,  кассах,  торговой сети
   (продовольственными    и    промышленными    товарами),    киосках
   "Союзпечать",   пунктах  общественного  питания  (столовых,  кафе,
   ресторанах),  сберкассах и справочных  бюро  "Горсправка",  кассах
   крупных промышленных предприятий.  Особое внимание следует уделить
   созданию условий для приобретения абонементных талонов прибывающим
   иногородним  пассажирам.  Для  этого  продажу абонементных талонов
   организуют в автобусах пригородного  и  междугородного  сообщения,
   силами   кондукторов   и   водителей,  кассах  и  справочных  бюро
   железнодорожных, речных, морских вокзалов и аэропортов.
       Во всех  перечисленных пунктах продажа абонементных талонов на
   проезд в автобусах должна производиться комплектами (по 10  шт.  в
   книжках),  а также в разброшюрованном виде,  в любом по требованию
   пассажира количестве в  часы  установленного  режима  работы  этих
   пунктов.  В  период  с 22.00 ч до 7.00 ч утра продажа абонементных
   талонов производится водителями автобусов. Для сведения пассажиров
   на кабине водителя вывешивается табличка.
       6.3.4. Широкую реализацию абонементных талонов и  долгосрочных
   проездных билетов начинают не менее чем за месяц до срока введения
   бескассового метода обслуживания пассажиров.
       6.3.5. К  моменту  введения  бескассового  метода обслуживания
   автотранспортное предприятие должно быть обеспечено не  менее  чем
   полугодовым запасом абонементных талонов.
       6.3.6. На  реализацию  абонементных  талонов  и   долгосрочных
   проездных   билетов   транспортное   управление  (автотранспортное
   предприятие)   заключает   с   привлеченными   для   этих    целей
   организациями  договоры,  в  которых  определяются  обязанности  и
   ответственность  сторон.  Проект  типового  договора  приведен   в
   Приложении 19.4.
       6.4. Система организации  контроля  за  реализацией  проездных
   билетов   и   своевременным   поступлением   выручки.   При   этом
   определяется порядок сбора и перечисления  выручки  от  реализации
   абонементных    талонов    и    долгосрочных   проездных   билетов
   автотранспортным предприятием, а также распределения выручки между
   автотранспортными предприятиями в городах, где имеются два и более
   предприятия.
       6.4.1. Для решения вопросов,  связанных с организацией продажи
   проездных билетов,  осуществлением  контроля  за  их  реализацией,
   своевременным    перечислением    выручки    на   расчетный   счет
   автотранспортных   предприятий,   периодического    контроля    за
   правильностью оплаты проезда создается специальная группа.
       6.4.2. Группа  по  распространению  абонементных   талонов   и
   долгосрочных     проездных    билетов    создается    в    составе
   автотранспортного предприятия,  а в  случаях,  когда  перевозки  в
   городе    осуществляются    двумя    и   более   автотранспортными
   предприятиями,  в составе хозрасчетного автовокзала (автостанции).
   В  областном  центре  группа  находится  в  оперативном подчинении
   отдела городских перевозок транспортного управления.
       6.4.3. Содержание  группы  производится  за счет численности и
   фонда  заработной   платы,   высвобождаемой   в   автотранспортных
   предприятиях,  в  связи  с прекращением у них работы по хранению и
   учету билетной продукции,  приему,  учету  и  инкассации  выручки,
   хранению,  содержанию  в  исправном состоянии кассовых аппаратов и
   др.
       6.4.4. Функции  группы по распространению абонементных талонов
   и долгосрочных проездных билетов  определяются  в  соответствии  с
   типовым положением (Приложение 19.5).
       7. Дополнение к должностным обязанностям водителя автобуса.
       7.1. В     должностную     инструкцию     водителя    автобуса
   автотранспортное  предприятие  вносит   следующие   дополнительные
   обязанности,  которые  доводятся  до сведения каждого водителя под
   расписку.
       В дополнение  к  правилам  технической  эксплуатации автобусов
   водитель обязан:
       а) перед выездом на линию:
       - проверить исправность каждого компостера и установить единый
   шифр  для  всех  компостеров автобуса.  При необходимости заменить
   пуансоны;
       - проверить исправность звукоусилительной радиоаппаратуры;
       б) при работе на линии:
       - производить  в  установленной автопредприятием периодичности
   смену шифров в компостерах;
       - объявлять остановочные пункты и места пересадок;
       - периодически   напоминать   пассажирам    о    своевременном
   компостировании   разовых   абонементных  талонов  и  предъявлении
   долгосрочных  проездных   билетов   и   удостоверений   на   право
   бесплатного проезда;
       - периодически  проверять  на  остановочных   пунктах   работу
   компостеров и звукоусилительной аппаратуры;
       - осуществлять   продажу   абонементных   талонов   только   в
   разрешенные часы с 22.00 ч до 7.00 ч.
       При неисправности звукоусилительной установки или компостерных
   аппаратов  водитель  должен  сообщить  об  этом диспетчеру ЦДС или
   конечного остановочного пункта.
       8. Мероприятия  по  обеспечению  планового количества машино -
   часов работы автобусов на линии и  усиления  контроля  за  оплатой
   проезда.
       8.1. Экономический  эффект  и  увеличение  доходов  от  работы
   автобусов  при  бескассовом  методе  обслуживания пассажиров может
   быть достигнут при обеспечении максимального  выпуска,  выполнении
   установленных  планом (расписанием движения) машино - часов работы
   автобусов на линии и повышении регулярности  движения.  Исходя  из
   этого  мероприятия  должны  предусматривать  решение данных задач,
   усиление контроля и введение строгого учета их выполнения.
       8.2. В    целях   усиления   контроля   за   оплатой   проезда
   автотранспортные предприятия обязаны:
       - обеспечить  ежедневное  (не  реже  1  раза  в  сутки,  а  на
   маршрутах  с   небольшим   количеством   одновременно   работающих
   автобусов  -  через  каждые 2 рейса) изменение шифра компостерного
   знака на всех автобусах по установленной схеме;
       - укомплектовать   контрольно   -  ревизионную  службу  и  при
   необходимости   увеличить   численность   контролеров   за    счет
   высвобождаемого персонала;
       - увеличить  число   общественных   контролеров   и   улучшить
   руководство ими;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное