Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 26.05.98 N 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   состоянии,   в   журналы  группового  механика  (электромеханика),
   сменного механика и в вахтенный журнал машины;
       - разрешение    на   производство   ремонтных   работ   лицом,
   назначенным руководителем ремонта;
       - выполнение требований, изложенных в 13.1.8;
       - ежедневный    допуск    к    работе   ремонтного   персонала
   руководителем ремонта или бригадиром;
       - допуск  бригадиром  к  работе членов ремонтной бригады после
   отлучки последних во время рабочего дня;
       - разрешение  на  пуск  в  работу  перегрузочной машины лицом,
   ответственным  за  ее  содержание  в  исправном  состоянии,  после
   выполнения мероприятий,  указанных в   11.8.5,  11.8.7,    11.8.8,
   11.8.10;
       - совместное  участие  группового механика,  ответственного за
   содержание машины  в  исправном  состоянии,  и  электромеханика  в
   опробовании    механизмов    машины    и   в   пробном   включении
   электрооборудования на рабочее напряжение.
       13.2.2.3. Продолжение  ремонтных работ после пробных включений
   должно производиться только  при  повторном  снятии  напряжения  с
   вывешиванием плакатов "Не включать - работают люди".
       13.3. Требования охраны труда при эксплуатации СККН
       13.3.1. При   ограниченном  обзоре  зоны  загрузки  из  кабины
   машиниста   судовой   погрузочной   машины    следует    назначать
   сигнальщика.
       В обязанности сигнальщика входит подача  команд  машинисту  на
   выполнение  тех  или  иных  операций  согласно  перечню  сигналов,
   который  должен  быть  разработан  и  утвержден  портом  с  учетом
   конструктивных особенностей машины.
       В случае,  если машинист плохо различает сигналы  сигнальщика,
   работа судовой погрузочной машины должна быть прекращена.
       13.3.2. Перемещение    стрелы    перегрузочной    машины     в
   горизонтальной  плоскости  допускается  только после подъема ее не
   менее чем на 1 м выше  встречающихся  на  пути  предметов  или  на
   расстоянии по горизонтали не менее 1 м от них.
       13.3.3. Операции  по  установке  и  расцепке  вагонов   должны
   производиться   только  после  срабатывания  световой  и  звуковой
   сигнализации на вагоноопрокидывателе.
       При выполнении    операции    расцепки   помощнику   машиниста
   вагоноопрокидывателя следует  руководствоваться  сводом  сигналов,
   применяемым  при  маневровых  работах и помещенным в Инструкции по
   сигнализации на железных дорогах МПС (М.: Транспорт, 1979).
       При подаче   сигналов   допускается  пользоваться  переносными
   радиотелефонами.
       13.3.4. При эксплуатации вагоноопрокидывателя запрещается:
       - допускать въезд локомотива на платформу;
       - производить  разгрузку  технически  неисправных  вагонов,  а
   также  вагонов,  не  соответствующих  технической   характеристике
   вагоноопрокидывателя;
       - находиться   на   вагоне   во   время   его   установки    в
   вагоноопрокидыватель;
       - находиться   между    вагоном    и    привалочной    стенкой
   вагоноопрокидывателя.
       13.3.5. Чистку  бункеров  и  надбункерных  решеток допускается
   производить только после установки специальных деревянных мостков,
   предотвращающих падение людей сквозь ячейки надбункерной решетки.
       13.3.6. При работе перегрузочных машин запрещается: находиться
   вблизи рабочих органов (под стрелой, метателем, спускной трубой, у
   роторного колеса,  шнека),  а также в бункерах и  на  надбункерных
   решетках,  на  железнодорожных путях надвига и откатки вагонов,  в
   зоне опрокидывания вагона вагоноопрокидывателем.
       13.3.7. При  эксплуатации  конвейеров запрещается подкладывать
   посторонние предметы на барабан при  пробуксовке  ленты,  а  также
   наносить на барабан канифоль, битум и другие вяжущие вещества.
       13.3.8. Обслуживающий  персонал   при   работе   с   химически
   активными   грузами   (карбамид,  калийная  соль  и  т.п.)  должен
   использовать  индивидуальные  средства  защиты  в  соответствии  с
   требованиями  Инструкции  по  технике безопасности при обращении с
   твердыми минеральными удобрениями ЦНИИТЭИ (М., 1975).
       13.3.9. Эксплуатация  перегрузочных  машин  разрешается только
   при исправной системе вентиляции и аспирации.
       Система вентиляции  и  аспирации  должна  эксплуатироваться  в
   соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации.
       13.3.10. Диапазоны рабочей температуры окружающей среды и силы
   ветра,  при которых разрешается работа перегрузочных  машин  СККН,
   определяются  требованиями  заводской  (фирменной)  документации и
   устанавливаются приказом по порту.
       13.4. Производство работ на высоте и верхолазные работы
       13.4.1. Работами  на высоте <*> считаются все работы,  которые
   выполняются  на  высоте  1,5  м  и  выше  от  поверхности  грунта,
   перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы с
   монтажных   приспособлений   или   непосредственно   с   элементов
   конструкции,  оборудования  машин  и  механизмов при их установке,
   эксплуатации, монтаже и ремонте.
       --------------------------------
       <*> Определение  "работ  на  высоте"  и  "верхолазных   работ"
   приведено  в Приказе Министерства здравоохранения N 90 от 14 марта
   1996 г.,  в соответствии с которым повторные  медицинские  осмотры
   производятся не реже одного раза в 2 года.
   
       Верхолазными работами  считаются  все  работы,  когда основным
   средством предохранения работников от  падения  с  высоты  во  все
   моменты работы и передвижения является предохранительный пояс.
       Конструкция, методы      и       периодичность       испытаний
   предохранительного пояса должны соответствовать ГОСТ 12.4.089.
       К работам на высоте и к верхолазным работам  по  обслуживанию,
   ремонту или окраске перегрузочных машин допускаются лица не моложе
   18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными.
       Рабочие, впервые  допускаемые к верхолазным работам,  должны в
   течение одного года работать под непосредственным надзором опытных
   рабочих,  назначенных  приказом начальника подразделения,  в штате
   которого находятся эти рабочие.
       13.4.2. Рабочие места,  расположенные над землей  или  рабочим
   настилом  на  высоте  1,3  м  и  выше,  должны  быть  ограждены  в
   соответствии с требованиями ПОТ РО-152-31.82.03-96.
       Конструкция ограждений  должна надежно предохранять рабочих от
   случайного падения.
       При невозможности или нецелесообразности устройства ограждений
   рабочие должны быть обеспечены предохранительными поясами. Рабочие
   и   инженерно  -  технические  работники  при  осмотре,  проверке,
   обслуживании и ремонте перегрузочных машин должны носить  защитные
   каски по ГОСТ 12.4.087.
       13.4.3. Для переноса и хранения инструмента,  мелких предметов
   следует пользоваться сумками, подвешенными на плечо или на пояс.
       Запрещается работать на одной вертикали  с  работающими  выше,
   запрещается что-либо бросать вверх или сбрасывать вниз.
       13.4.4. Запрещается  производить  любые  работы  на  высоте  в
   грозу, при снегопаде, дожде и скорости ветра более 10 м/с.
       13.4.5. Кабины   для   подъема  людей  должны  соответствовать
   требованиям Правил  Госгортехнадзора  по  кранам,  ГОСТ  12.2.012,
   ГОСТ 24258 и СНиП-4-80. Не разрешается использовать грузоподъемные
   краны для подъема людей. Подъем людей грузоподъемными кранами, как
   исключение,   может   производиться  в  специальной  кабине  после
   разработки  мероприятий,  обеспечивающих  безопасность  людей,   и
   специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора.
   Перед  работой  из  кабины  сменный  механик   или   инженерно   -
   технический  работник,  ответственный  за  содержание  в исправном
   состоянии крана,  предназначенного  для  подъема  кабины,  обязаны
   совместно с крановщиком проверить техническое состояние крана. При
   проверке крана должны быть определены надежность работы  тормозов,
   концевых выключателей и других приборов безопасности,  исправность
   грузовых канатов и крюковой подвески.
       Лицо, ответственное за ремонт,  до выдачи разрешения на подъем
   людей  в  кабине  должно  провести  инструктаж  всех  рабочих   по
   безопасности     труда.     Запрещается    переход    рабочих    с
   металлоконструкций крана в кабину при ее движении и наоборот.
       13.4.6. Элементы металлоконструкций крана во время перемещения
   при монтаже (демонтаже)  должны  удерживаться  от  раскачивания  и
   вращения  не  менее  чем  двумя  оттяжками.  Длина  оттяжек должна
   обеспечивать нахождение рабочих на расстоянии не  менее  10  м  по
   горизонтали  от  поднимаемой  конструкции.  Запрещается  оставлять
   поднятые металлоконструкции на весу во время перерывов в работе.
       13.4.7. При    применении     приставной     лестницы     (для
   кратковременной работы) общая длина (высота) ее должна быть такой,
   чтобы рабочий мог производить работу, стоя на ступени, находящейся
   на  расстоянии  не менее 1 м от верхнего конца лестницы.  При этом
   рабочий должен закрепляться карабином предохранительного  пояса  к
   надежным  элементам  металлоконструкции  по указанию производителя
   работ. Лестницы должны соответствовать ГОСТ 12.2.012.
       13.4.8. Запрещаются  подъем  и  работа  рабочих  на  пеньковых
   петлях, стальных канатах и других подсобных приспособлениях.
       13.4.9. Выполнять сварочные работы на высоте разрешается после
   принятия противопожарных мер и мер против  падения  расплавленного
   металла на работающих и проходящих внизу людей.
       13.4.10. Устройство  лесов,  рештований,  подмостей,  трапов и
   порядок  их   приема   в   эксплуатацию   должны   соответствовать
   требованиям ГОСТ 12.2.012.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение А
                                                       (обязательное)
   
                             УДОСТОВЕРЕНИЕ
                 РУКОВОДЯЩИХ И ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ
        РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
            О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                              ОБОРУДОВАНИЯ
   
       Удостоверение издается в твердой  обложке  на  листах  формата
   110 x 80 мм.
   
                                                      Лицевая сторона
   
                       Министерство транспорта РФ
   
               _________________________________________
                (наименование предприятия, организации)
   
                          УДОСТОВЕРЕНИЕ N ____
                  О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ
                       ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ
   
                                                         1-я страница
   
   Выдано ___________________________________________________________
                          (фамилия, имя, отчество)
   должность <*> ____________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
       --------------------------------
       <*> Для  инженерно  -  технических  работников  по  надзору  и
   ответственных  за содержание подъемно - транспортного оборудования
   в исправном состоянии  и  для  лиц,  ответственных  за  безопасное
   производство работ,  кроме должности,  указываются соответствующие
   функции ответственности.
   
   место работы _____________________________________________________
   в том, что им (ею) сдан экзамен на знание (указать Правила):
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   Основание: Протокол N _____ от "__" ______________ г.
   Действительно по "__" ______________ г.
   Председатель комиссии ____________________________________________
                                          (подпись)
   Члены комиссии: __________________________________________________
                                     (подписи)
   
                                                         2-я страница
   
                     Сведения о повторных экзаменах
   
   Должность ________________________________________________________
   Место работы _____________________________________________________
   Сдан экзамен на знание: (указать Правила) ________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   Основание: Протокол N __________ от "__" _____________ г.
   Действителен по "__" _____________ г.
   
   Председатель комиссии ____________________________________________
                                          (подпись)
   Члены комиссии: __________________________________________________
                                     (подписи)
   
   Место печати
   
                     Сведения о повторных экзаменах
   
   Должность ________________________________________________________
   Место работы _____________________________________________________
   Сдан экзамен на знание: (указать Правила) ________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   Основание: Протокол N __________ от "__" _____________ г.
   Действителен по "__" _____________ г.
   
   Председатель комиссии ____________________________________________
                                          (подпись)
   Члены комиссии: __________________________________________________
                                     (подписи)
   
   Место печати
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение Б
                                                       (обязательное)
   
                             УДОСТОВЕРЕНИЕ
                    ДОКЕРА - МЕХАНИЗАТОРА И РАБОЧЕГО
                 ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
   
       Удостоверение издается в твердой  обложке  на  листах  формата
   110 x 80 мм.
   
                                                      Лицевая сторона
   
                             УДОСТОВЕРЕНИЕ
   
                                                           Страница 1
      -------¬
      ¦      ¦
      ¦ Фото ¦                                       (личная подпись)
      ¦      ¦                      Выдано "__" _____________ ____ г.
      L-------
   Печать учебного
     заведения
   
                         УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____
   
                                                           Страница 2
   
   Выдано ___________________________________________________________
                           (фамилия, имя, отчество)
   в том, что он (она) "__" ____________________ ______ г. окончил(а)
   __________________________________________________________________
      (наименование, номер и место нахождения учебного заведения)
   
                                    3 - 4 страницы (всего 2 страницы)
   
       На каждой странице предусмотреть по 2 записи
   
   Решением квалификационной комиссии
   __________________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество)
   присвоена квалификация ___________________________________________
   по профессии _____________________________________________________
   Основание: протокол квалификационной комиссии
   N ____________ от "__" ______________ ____ г.
   Председатель экзаменационной комиссии ____________________________
                                                    (подпись)
   Инспектор Госгортехнадзора _______________________________________
                                    (штамп и подпись инспектора)
   Директор учебного заведения ______________________________________
                                               (подпись)
   
   Место печати                               "__" __________ ____ г.
   
                                    5 - 7 страницы (всего 3 страницы)
   
       На каждой странице предусмотреть по 2 записи
   
   Решением квалификационной комиссии _______________________________
   __________________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество)
   присвоена квалификация
   __________________________________________________________________
   Основание: протокол квалификационной комиссии
   N ______ от "__" __________ ____ г.
   Председатель квалификационной комиссии ___________________________
                                                   (подпись)
   Директор учебного заведения ______________________________________
                                             (подпись)
   
   Место печати                               "__" __________ ____ г.
   
                                                      8 - 10 страницы
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                    ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН, НА КОТОРЫЕ
            ________________________ ИМЕЕТ ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ
            (фамилия, имя, отчество)
   
   ----T------------------T-----------T--------T--------------------¬
   ¦ N ¦Наименование и тип¦N протокола¦  Дата  ¦Подпись председателя¦
   ¦п/п¦   оборудования,  ¦           ¦        ¦  комиссии и печать ¦
   ¦   ¦  N свидетельства ¦           ¦        ¦                    ¦
   +---+------------------+-----------+--------+--------------------+
   +---+------------------+-----------+--------+--------------------+
   +---+------------------+-----------+--------+--------------------+
   L---+------------------+-----------+--------+---------------------
   
                                                     11 - 16 страницы
   
                  РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
   
   -----------T--------------------T-----------T--------------------¬
   ¦   Дата   ¦    Специальность   ¦   Оценка  ¦Подпись председателя¦
   ¦          ¦                    ¦           ¦ комиссии и печать  ¦
   +----------+--------------------+-----------+--------------------+
   +----------+--------------------+-----------+--------------------+
   +----------+--------------------+-----------+--------------------+
   L----------+--------------------+-----------+---------------------
   
       Без отметок о  результатах  очередной  проверки  удостоверение
   недействительно.
   
                                                          17 страница
   
   __________________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество)
   допущен к  работе  на  электрических  установках  с напряжением до
   1000 В.
   
                       РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
            ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
               ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
                     ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
   
   ---------T--------T--------T--------T------------T---------------¬
   ¦  Дата  ¦Причина ¦Запись в¦ Оценка ¦Квалификаци-¦Подпись предсе-¦
   ¦        ¦проверки¦журнале ¦        ¦онная группа¦дателя комиссии¦
   +--------+--------+--------+--------+------------+---------------+
   +--------+--------+--------+--------+------------+---------------+
   +--------+--------+--------+--------+------------+---------------+
   L--------+--------+--------+--------+------------+----------------
   
                                                     18 - 20 страницы
   
               НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНСТРУКЦИЙ
   
   ----------------------T---------------------T---------------------¬
   ¦       Талон N 1     ¦     Талон N 2       ¦      Талон N 3      ¦
   +---------------------+---------------------+---------------------+
   ¦При выявлении наруше-¦При выявлении наруше-¦При выявлении наруше-¦
   ¦ний делается отметка ¦ний делается отметка ¦ний делается отметка ¦
   +---------------------+---------------------+---------------------+
   +---------------------+---------------------+---------------------+
   +---------------------+---------------------+---------------------+
   L---------------------+---------------------+----------------------
   
       Лицо, сделавшее отметку или изъявшее талон, должно сообщить об
   этом в суточный срок работнику по  безопасности  труда  или  лицу,
   выполняющему его функции, и сменному (групповому) механику.
   
                                                   21 - 22-я страницы
   
       1. К  управлению  перегрузочными  машинами допускаются лица не
   моложе  18   лет,   прошедшие   медицинское   освидетельствование,
   обученные     по     программам,    соответствующим    действующим
   квалификационным характеристикам профессий портовых рабочих.
       2. Последующие  проверки  знаний  рабочих,  имеющих  настоящее
   удостоверение,  должны производиться квалификационной комиссией не
   реже одного раза в год.
       3. При нарушении рабочим правил и инструкций делается  отметка
   в  талоне  путем записи существа нарушения с подписью проверяющего
   лица и датой.
       5. Записать  замечание  в  талон  или  изъять  его имеют право
   инспектора  органов  надзора,  государственный  инспектор   труда,
   инженерно - технические работники служб механизации,  эксплуатации
   и охраны труда.
       6. При  наличии трех замечаний в течение шести месяцев рабочий
   теряет право на управление перегрузочными машинами  или  строповку
   грузов.
       За грубое нарушение правил  безопасной  эксплуатации,  которое
   может повлечь за собой аварию или несчастный случай, рабочие могут
   быть отстранены от работы и при отсутствии записи о нарушениях.
       Право на   управление   перегрузочными   машинами  может  быть
   восстановлено квалификационной комиссией.
   
   Форма вкладыша к удостоверению
   
   Размер вкладыша 70 x 100
   Печатать на картоне (пресс - шпане)
   
                                                      Лицевая сторона
   
                      ___________________________
                          (наименование порта)
   
                                Вкладыш
   
   К удостоверению N _____________
   Ф.И.О. ___________________________________________________________
   имеет право управлять:
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   
   Председатель комиссии _________________________
   
   Место                                       "__" _________________
   печати
   
   Вкладыш действителен один год
   
                    Пояснения по оформлению и выдаче
            удостоверения докерам - механизаторам и рабочим
                 по техническому обслуживанию и ремонту
   
       1. Удостоверение   должно   быть   изготовлено   в   картонном
   переплете,  в  пластмассовой  обложке,  размером  105  x 75 мм,  с
   вкладными листами.
       2. Удостоверение  выдает  квалификационная  комиссия  лицам не
   моложе 18 лет,  пригодным по состоянию  здоровья,  прошедшим  курс
   теоретического  и  практического  обучения  и  успешно выдержавшим
   испытания    в    соответствии    с    требованиями    действующих
   квалификационных  характеристик,  Правил Госгортехнадзора,  Правил
   охраны труда и настоящих ПТЭ.
       3. Удостоверение выдается рабочим комплексных бригад,  рабочим
   по  техническому  обслуживанию  и   ремонту   по   специальностям:
   стропальщика,  машиниста  крана  (крановщики),  лифтера,  водителя
   погрузчика, слесаря, электромонтера и др.
       4. Удостоверение  для лиц,  имеющих право управления кранами и
   лифтами,   подписывают   председатель   комиссии    и    инспектор
   Госгортехнадзора, а для остальных - председатель комиссии.
       5. Вкладыш  к  удостоверению  выдается  лицам,  имеющим  право
   управлять кранами,  лифтами, погрузчиками и другими перегрузочными
   машинами.
       6. На   стр.  1   -  7  удостоверения  после  слов  "присвоена
   квалификация" должно быть соответственно указано:
       а) докер - механизатор с указанием класса, протокол N ________
   от "__" ______________;
       б) электромонтер с указанием группы,  протокол N _____________
   от "__" ______________;
       в) и другие.
       Специальности (квалификации),  поднадзорные  Госгортехнадзору,
   указываются на стр.  2 - 3, а остальные - на стр. 4 - 7. В случае,
   если  рабочий  не  имеет специальности (квалификации) поднадзорной
   Госгортехнадзору, основная специальность записывается на стр. 1.
       7. На стр.  8 -  10 удостоверения должны быть указаны все типы
   перегрузочных машин,  на  которые  портовый  рабочий  имеет  право
   управления.  На стр. 8 - 16 каждая подпись председателя заверяется
   печатью  "Пред.  ком.".  Величина  печати  определяется  размерами
   строки для подписи.
       8. Удостоверение без отметок о результатах ежегодных  проверок
   знаний правил безопасности недействительно. Рабочие в этих случаях
   не должны допускаться к управлению  и  обслуживанию  перегрузочных
   машин.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение В
                                                         (справочное)
   
               СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ ДЛЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
                             МОРСКИХ ПОРТОВ
   
                          В1. Общие положения
   
       В1.1. Стальные  канаты  должны  выбираться  в  соответствии  с
   указаниями заводов - изготовителей грузоподъемных кранов на основе
   данных,  приведенных в паспорте крана,  с учетом требований Правил
   устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъемных  кранов (в
   дальнейшем  эти  правила  именуются  Правила  Госгортехнадзора  по
   кранам),  а  также с учетом рекомендаций,  приведенных в настоящем
   Приложении.
       В1.2. В  качестве  грузовых   и   стреловых   канатов   должны
   применяться стальные канаты с органическим сердечником,  грузового
   назначения (обозначаются буквой Г), как правило марки 1, и в особо
   ответственных  случаях  - марки В,  нераскручивающиеся,  крестовой
   свивки,  без  покрытия  (из  светлой  проволоки),   а   также   из
   оцинкованной проволоки,  с маркировочными группами 1568 - 1794 Мпа
   (160 - 180 кгс/кв. мм), соответствующей требованиям ГОСТ 3241.
       В1.3. Обязательным  условием  при  установке  стального каната
   является наличие сертификата завода -  изготовителя  об  испытании
   каната  в  соответствии  с ГОСТ 3241 и ГОСТ 18899.  При отсутствии
   сертификата завода - изготовителя  канат  должен  быть  испытан  в
   соответствии с указанными ГОСТ.
   
                            В2. Типы канатов
   
       В2.1. На  грузоподъемных  кранах  с  одно-   или   двухслойной
   навивкой каната на барабан следует применять канаты по ГОСТ 2688 и
   ГОСТ 7668,  а при многослойной навивке (свыше двух слоев) - канаты
   по ГОСТ 7669.
       В2.2. Канат  ЛК-Р  6  x  19  +  1 о.с.  по ГОСТ 2668,  имеющий
   повышенную жесткость из-за наличия проволок сравнительно  большого
   диаметра,  рекомендуется применять, когда абразивное воздействие в
   процессе эксплуатации является главной причиной  браковки  каната.
   Если  абразивный  износ не играет решающей роли,  то для повышения
   гибкости каната рекомендуется применение каната ЛК-РО 6 x 36  +  1
   о.с.  по  ГОСТ  7668,  имеющего большое количество проволок малого
   диаметра.
       Канат ЛК-РО  6 x 36 + 1 м.с.  по ГОСТ 7669,  применяющийся при
   многослойной навивке каната на  барабан  и  имеющий  металлический
   сердечник,  больше  подвержен  коррозии  из-за  ухудшения  условий
   смазки.
       В2.3. Для   грузоподъемных  кранов,  работающих  в  районах  с
   холодным климатом,  с температурой окружающей среды  до  минус  50
   градусов,  следует применять канаты из проволоки марки В,  имеющей
   большую пластичность по сравнению с проволокой марки 1.
       В2.4. Необходимое разрывное усилие каната в целом, принимаемое
   по данным сертификата,  должно обеспечивать выполнение  требований
   Правил   Госгортехнадзора   по   минимально   допустимой  величине
   коэффициента запаса прочности, методика расчета которого приведена
   в  Правилах Госгортехнадзора по кранам.  При выборе каната следует
   учитывать,  что маркировочная группа проволоки не должна превышать
   значения, указанного в В1.2.
   
                 В3. Транспортировка, выгрузка, приемка
                           и хранение каната
   
       В3.1. При  подготовке  к  установке  каната  на  кран  следует
   осуществлять перегрузку барабана (катушки) или бухты каната краном
   или  погрузчиком  с  помощью  стержня (трубы),  пропущенной сквозь
   барабан (бухту), с тем чтобы не повредить канат. Нельзя перемещать
   бухту перекатыванием.
       В3.2. Основные   требования  по  поставке  каната  заводами  -
   изготовителями регламентированы ГОСТ 3241.
       Не допускаются   к  применению  канаты,  при  приемке  которых
   обнаружено  несоответствие  параметров,  указанных  в  сертификате
   каната,  и данных,  приведенных на бирке, прикрепленной к барабану
   (бухте),  а также при отклонении диаметра от допустимого  значения
   (допускается  отклонение в сторону увеличения,  но не более чем на
   7%).
       Не допускается   установка   каната   при   наличии  дефектов,
   перечисленных  в  Правилах  Госгортехнадзора  по  кранам  (обрывы,
   заломы  и  т.п.),  при  отсутствии  слоя  смазки и при обнаружении
   поверхностной коррозии.
       Допускается использование  каната  без  наружного слоя смазки,
   если канат изготовлен из оцинкованной проволоки.
       В3.3. Хранение каната непосредственно на земле без  деревянных
   подкладок  не  допускается.  Допускается  хранение  канатов  (до 3
   месяцев) на открытом воздухе,  но с обязательной защитой каната от
   влаги.  Длительное  хранение  каната  рекомендуется осуществлять в
   сухих проветриваемых помещениях с температурой воздуха не более 25
   °C.
       В3.4. При длительном хранении канаты,  независимо  от  условий
   хранения,  следует  не  реже  чем  через  6  месяцев  (ГОСТ  3241)
   осматривать,  а  при  необходимости   смазывать   антикоррозионной
   смазкой.
   
             В4. Размотка, измерение длины и резка канатов
   
       В4.1. При   размотке   каната   должны  применяться  приемы  и
   приспособления,  не  допускающие  образования   петель,   заломов,
   загрязнения и других повреждений каната.
       Для резки  стальных  канатов  следует  применять  армированные
   абразивные  круги,  дисковые  пилы трения,  аппараты газорезки или
   специальные приспособления и станки.
       Газорезка может применяться в тех случаях,  когда концы каната
   не подлежат сращиванию или заливке в  конусной  втулке,  например,
   для установки с помощью клинового зажима.
       В4.2. Не допускается  размотка  каната  с  лежащего  на  диске
   барабана  или  с  лежащей бухты,  а также путем сбрасывания витков
   через диск барабана, стоящего на двух дисках.
       В4.3. Длина  канатов  при  резке должна определяться по данным
   завода - изготовителя крана.  Измерение длины следует  производить
   рулеткой    или    использовать   специальное   приспособление   с
   автоматическим счетным устройством.
       В4.4. Перед резкой каната  любой  конструкции  его  необходимо
   перевязать по обеим сторонам у мест резки проволокой диаметром 1 -
   2 мм или специальным бензельным канатом. Число перевязок, их длина
   и расстояние между ними регламентированы в зависимости от диаметра
   каната и его конструкции по ГОСТ 3241.
       В4.5. Не допускается резать (рубить) канаты диаметром более 16
   мм зубилом или другим аналогичным ударным инструментом.
   
          В5. Установка и снятие канатов. Ввод в эксплуатацию
   
       В5.1. Сертификат  на  вновь   устанавливаемый   канат   должен
   храниться в паспорте крана весь срок службы каната.
       В5.2. При выборе и установке каната следует учитывать указания
   документации завода - изготовителя крана в части размещения каната
   различного направления свивки  (правой  или  левой)  на  барабанах
   лебедки.
       В5.3. Канат следует навешивать на кран протяжкой  через  блоки
   вручную  или  с помощью крановой лебедки методом замещения старого
   каната новым.  Если позволяют  размеры  желоба  блока  и  защитных
   устройств,  то старый канат сращивают с новым электросваркой или с
   помощью скоб.  Для этой цели можно также использовать  в  качестве
   проводника трос небольшого диаметра.
       В5.4. Крепление  каната  на   барабане   лебедки,   соединение
   кранового  каната  с  канатами  или элементами конструкции крана и
   сменного  грузозахватного  органа  или  съемного   грузозахватного
   приспособления    необходимо    производить   в   соответствии   с
   документацией завода -  изготовителя  и  с  применением  способов;
   разрешенных Правилами Госгортехнадзора по кранам.
       В5.5. Во избежание обрыва петли на конце каната,  закрепленной
   с  помощью  обжимной  втулки,  рекомендуется проводить ежемесячный
   визуальный  контроль  обжимной  втулки  на  отсутствие  трещин   и
   надежность крепления каната.
       В5.6. При закреплении конца каната с помощью конусной втулки и
   клина:
       а) не допускается:
       - применение   втулки   на   канате,   диаметр   которого   не
   соответствует паспортным данным втулки;
       - изготовление    и   применение   клина,   отличающегося   от
   конструкции клина, поставленного заводом - изготовителем крана;
       - при  замене  изношенного  каната  наносить  удары  по клину,
   деформирующие крепежные детали;
       б) рекомендуется:
       - замену деформированных втулок и клиньев  производить  только
   деталями,    изготовленными   предприятиями,   имеющими   лицензию
   Госгортехнадзора на ремонт кранов;
       - перед установкой втулки и клинья очистить,  а острые ребра и
   забоины удалить;
       - производить  тщательный  осмотр  мест крепления каната после
   каждой замены каната.
       В5.7. При  креплении  каната  с  помощью зажимов их количество
   определяется при проектировании,  но должно быть  не  менее  трех.
   Скобы  (дужки)  зажимов  следует  располагать  на  свободном конце
   каната.
       В5.8. Замена изношенного каната новым должна производиться под
   руководством инженерно - технического работника, ответственного за
   содержание крана в исправном состоянии.
   
                        В6. Эксплуатация канатов
   
       В6.1. Для   повышения   надежности   и  долговечности  канатов
   следует:
       - не допускать резких пусков и остановок механизма подъема;
       - следить за тем, чтобы канат плотно и правильно укладывался в
   канавки барабана;
       - не допускать  работу  каната  на  поврежденных  поверхностях
   блоков, барабанов и при неисправных канатоукладчиках;
       - следить за тем,  чтобы не возникало соприкосновение (трение)
   каната с элементами металлоконструкции.
       В6.2. При  обнаружении  признаков  разрушения   каната   из-за
   заводского   дефекта   (расслоение   прядей,   местное  уменьшение
   диаметра) канат следует немедленно снять с крана.
       В6.3. Во  избежание  повреждения  каната  вследствие  схода  с
   блоков  и  барабана  необходимо  следить  за  состоянием  защитных
   устройств на блоках и канатоукладчиках.
       В6.4. Направляющие и концевые блоки,  на  которых  наблюдается
   налипание  смазки,  рекомендуется  очищать  от  загустевшей смазки
   вручную или предусмотреть для этой цели стационарно  установленные
   приспособления.
       В6.5. С  целью  увеличения  срока  службы   грузовых   канатов
   рекомендуется  1  раз  в  течение срока службы перепасовать канат,
   поменяв  местами  концевые  крепления   и   соответственно   места
   интенсивного износа каната как на барабане, так и на блоках.
       В6.6. На  портальных кранах "Ганц" 5/6 т при установке канатов
   по ГОСТ 2688 или ГОСТ 7668 рекомендуется установка  вертлюгов  для
   исключения отрицательных явлений,  снижающих долговечность канатов
   в моменты нагружения и снятия нагрузки.  Допускается  эксплуатация
   указанных  кранов  без  вертлюгов  при  использовании многопрядных
   малораскручивающихся канатов конструкции типа "Суперфлекс".
   
                  В7. Техническое обслуживание канатов
   
       В7.1. Определяющим фактором в повышении долговечности  канатов
   является   систематическое   техническое  обслуживание  канатов  и
   канатно  -  блочной  системы.  Рекомендуются  следующие  состав  и
   периодичность такого обслуживания:
       - ежесменно:   осмотр   канатов,   блоков,   канатоукладчиков,
   ограждений блоков от спадания каната;
       - через 2 недели:  определение состояния каната в соответствии
   с Правилами Госгортехнадзора по кранам, проверка работоспособности
   и целостности всех элементов канатно -  блочной  системы,  включая
   канатоукладчик и ограничитель слабины каната на барабане лебедки;
       - раз в три - шесть месяцев,  в зависимости от режима  работы,
   производить смазывание.
       В7.3. Смазывание  каната  следует  производить  после  очистки
   каната  от  грязи,  старой  смазки и следов коррозии.  Для очистки
   каната без снятия  его  с  крана  применяются  проволочные  щетки,
   сжатый  воздух,  газолин;  при  очистке  снятого  с  крана  каната
   используется индустриальное или веретенное  масло  с  выдержкой  в
   ванне  с  температурой до 100 градусов.  Не допускается применение
   для очистки каната керосина, а для очистки канатов из оцинкованной
   проволоки  нельзя  применять  проволочные  щетки  и  пескоструйные
   устройства.  После  очистки   следует   протереть   канат   насухо
   обтирочным материалом.
       В7.4. В качестве  смазочного  материала  рекомендуется  смазка
   канатная Торсиол-55 ТУ 38 с температурным диапазоном применения от
   минус 50 до плюс 50 °С, в качестве заменителей которой применяется
   смазка канатная Торсиол-35 по ТУ 38 и смазка канатная 39У по ТУ 38
   с температурным диапазоном от минус 35 до плюс 50 °С.
       Канаты, поступающие   с   завода  -  изготовителя  с  защитной
   консервационной смазкой,  перед установкой на кран должны быть  от
   этой смазки очищены и смазаны указанным выше смазочным материалом.
       Ориентировочный расход  смазочных  материалов  для  смазывания
   каната определяется по выражению:  масса в кг смазочного материала
   для смазывания 100 пог.  метра каната равна диаметру каната в  мм,
   поделенному на три.  Так, например, для смазывания 100 пог. метров
   каната диаметром 24 мм требуется 8 кг смазочного материала.
       В7.5. В карте смазки,  которая должна быть разработана в порту
   для каждого крана,  необходимо  указать  периодичность  смазывания
   всех   канатов,   применяемые  смазочные  материалы,  используемые
   приспособления и требования охраны труда.
       В7.6. Браковка каната производится в соответствии с указаниями
   Правил Госгортехнадзора по кранам.
   
                      В8. Требования охраны труда
   
       В8.1. Работы,  связанные  с  размоткой,  разрубкой,  навеской,
   очисткой  и  смазыванием  каната,  рекомендуется  производить   по
   технологической  карте,  которая должна быть разработана в порту с
   учетом местных условий и требований охраны труда.
       В8.2. Смазка  канатов  вручную должна производиться только при
   неподвижном  канате.  Во  избежание  травмирования  рук   рабочего
   концами оборванных проволок наносить смазку непосредственно руками
   запрещается.
       В8.3. Резку  (рубку)  канатов  следует  производить в защитных
   очках.
       В8.4. Во  избежание  ожогов,  а  также выгорания органического
   сердечника после резки газовым резаком концы каната следует залить
   водой.
       В8.5. При проверке технического состояния каната запрещается:
       - ощупывание каната;
       - протягивание движущегося каната через ветошь или рукавицу;
       - при  откусывании  концов  оборванных  проволок  работать без
   защитных очков;
       - производить проверку каната без рукавиц.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение Г
                                                       (обязательное)
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                   РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
               ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
                          ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН
   
       Г1. Работы,   выполняемые    после    остановки    собственной
   энергетической  установки или отсоединения питающего кабеля машины
   от внешнего источника питания (крановой колонки и т.п.):
       - регулирование   давления   щеток   скользящих  токосъемников
   генератора  энергетической  установки,   кабельного   барабана   и
   центрального  кольцевого  токоприемника  с  заменой  изношенных  и
   дефектных частей, чисткой и смазкой;
       - чистка и проверка креплений и электрических соединений муфты
   питающего кабеля,  кабельного барабана,  соединительных  ящиков  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное