Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 26.05.98 N 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 17
 
   ¦Вторичные цепи уп- ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦равления, защиты,  ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦измерения и т.п.:  ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦                   +-----------+--------+-----------------------+
   ¦- шинки постоянного¦500 - 1000 ¦ 10     ¦                       ¦
   ¦тока и шинки напря-¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦жения на щите уп-  ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦равления (при отсо-¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦единенных цепях)   ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦                   +-----------+--------+-----------------------+
   ¦- каждое присоеди- ¦500 - 1000 ¦  1,0   ¦Производится со всеми  ¦
   ¦нение вторичных це-¦           ¦        ¦присоединенными аппара-¦
   ¦пей и цепей питания¦           ¦        ¦тами (катушки приводов,¦
   ¦приводов выключате-¦           ¦        ¦контакторы, реле, при- ¦
   ¦лей и разъедините- ¦           ¦        ¦боры, вторичные обмотки¦
   ¦лей                ¦           ¦        ¦трансформаторов тока и ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦напряжения и т.п.)     ¦
   ¦                   +-----------+--------+-----------------------+
   ¦- цепи управления, ¦500 - 1000 ¦  1,0   ¦                       ¦
   ¦защиты и возбужде- ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦ния машин постоян- ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦ного тока напряже- ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦нием 500 - 1000 В, ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦присоединенных к   ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦цепям главного тока¦           ¦        ¦                       ¦
   +-------------------+-----------+--------+-----------------------+
   ¦Силовые и освети-  ¦1000       ¦  0,5   ¦Сопротивление изоляции ¦
   ¦тельные электропро-¦           ¦        ¦при снятых плавких     ¦
   ¦водки              ¦           ¦        ¦вставках измеряется на ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦участке между смежными ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦предохранителями или за¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦последними предохрани- ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦телями между любым про-¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦водом и землей, а также¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦между двумя любыми про-¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦водами. При измерении  ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦сопротивления в освети-¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦тельных цепях лампы    ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦должны быть вывинчены, ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦штепсельные розетки,   ¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦выключатели и групповые¦
   ¦                   ¦           ¦        ¦щиты присоединены      ¦
   +-------------------+-----------+--------+-----------------------+
   ¦Распределительные  ¦1000       ¦  0,5   ¦Для каждой секции рас- ¦
   ¦устройства, щиты и ¦           ¦        ¦пределительного устрой-¦
   ¦токопроводы        ¦           ¦        ¦ства                   ¦
   +-------------------+-----------+--------+-----------------------+
   ¦Обмотки электродви-¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦гателей переменного¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦тока напряжением до¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦0,66 кВ:           ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦                   +-----------+--------+-----------------------+
   ¦- в холодном состо-¦1000       ¦  1,0   ¦                       ¦
   ¦янии двигателя     ¦           ¦        ¦                       ¦
   ¦                   +-----------+--------+-----------------------+
   ¦- при температуре  ¦1000       ¦  0,5   ¦                       ¦
   ¦двигателя 60 °C    ¦           ¦        ¦                       ¦
   +-------------------+-----------+--------+-----------------------+
   ¦Обмотки машин пос- ¦500        ¦  0,5   ¦                       ¦
   ¦тоянного тока      ¦           ¦        ¦                       ¦
   L-------------------+-----------+--------+------------------------
   
       Определение прочности изоляции  элементов  электрооборудования
   повышенным  напряжением  производится  на основании норм испытания
   электрооборудования  и  аппаратов  электроустановок   потребителей
   Главгосэнергонадзора, 1982 г.
   
                       W4.2. Электрические машины
   
       W4.2.1. Дефектация
       К механическим повреждениям относятся:
       - выплавка баббита в подшипниках скольжения;
       - разрушение  сепаратора,  кольца,   шарика   или   ролика   в
   подшипниках качения;
       - деформация вала ротора (якоря);
       - образование  глубоких  выработок  (дорожек)  на  поверхности
   коллекторов;
       - ослабление   крепления  полюсов  или  сердечника  статора  к
   станине;
       - ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.
       Наиболее часто  встречающиеся  электрические  неисправности  и
   способы их устранения приведены в Приложении Д.
       Некоторые неисправности    электрических    машин    (витковые
   замыкания в обмотках, пробой изоляции на корпус, замыкание пластин
   коллекторов  и др.) носят скрытый характер и могут быть обнаружены
   только   с   помощью    соответствующих    испытаний    (измерение
   сопротивления   изоляции,   определение   электрической  прочности
   изоляции,  измерение  сопротивлений  обмоток  постоянному  току  и
   т.п.).
       При проверке состояния коллектора и  щеток  следует  учитывать
   следующее:
       - риски и неровности на контактных  кольцах  и  коллекторе,  а
   также нагар на изоляции между контактными кольцами не допускаются;
       - контактные кольца,  имеющие радиальное биение свыше 0,04 мм,
   подлежат проточке;
       - пружины  щеткодержателя  подлежат  замене,   если   они   не
   обеспечивают нормальное нажатие на щетку;
       - искрение   на   коллекторе   электрической   машины   должно
   оцениваться  по  степени  искрения  под  сбегающим  краем  щетки в
   соответствии со шкалой классов коммутации,  приведенной в  таблице
   W.4.2.
   
                                                        Таблица W.4.2
   
                        ШКАЛА КЛАССОВ КОММУТАЦИИ
   
   --------T---------------------------T----------------------------¬
   ¦Степень¦   Характеристика степени  ¦Состояние коллектора и щеток¦
   ¦искре- ¦          искрения         ¦                            ¦
   ¦ния    ¦                           ¦                            ¦
   ¦(класс ¦                           ¦                            ¦
   ¦комму- ¦                           ¦                            ¦
   ¦тации) ¦                           ¦                            ¦
   +-------+---------------------------+----------------------------+
   ¦1      ¦Отсутствие искрения (темная¦Отсутствие почернения на    ¦
   ¦       ¦коммутация)                ¦коллекторе и нагара на      ¦
   ¦       ¦                           ¦щетках                      ¦
   +-------+---------------------------+----------------------------+
   ¦  1    ¦Слабое искрение под неболь-¦То же                       ¦
   ¦1 -    ¦шой частью щетки           ¦                            ¦
   ¦  4    ¦                           ¦                            ¦
   +-------+---------------------------+----------------------------+
   ¦  1    ¦Слабое искрение под большей¦Появление следов почернения ¦
   ¦1 -    ¦частью щетки               ¦на коллекторе, легко устра- ¦
   ¦  2    ¦                           ¦няемых протиранием поверх-  ¦
   ¦       ¦                           ¦ности коллектора бензином, а¦
   ¦       ¦                           ¦также появление следов нага-¦
   ¦       ¦                           ¦ра на щетках                ¦
   +-------+---------------------------+----------------------------+
   ¦2      ¦Искрение под всем краем    ¦Появление следов почернения ¦
   ¦       ¦щетки. Допускается только  ¦на коллекторе, не устраняе- ¦
   ¦       ¦при кратковременных толчках¦мых протиранием поверхности ¦
   ¦       ¦нагрузки и при перегрузке  ¦коллектора бензином, а также¦
   ¦       ¦                           ¦появление следов нагара на  ¦
   ¦       ¦                           ¦щетках                      ¦
   +-------+---------------------------+----------------------------+
   ¦3      ¦Значительное искрение под  ¦Значительное почернение кол-¦
   ¦       ¦всем краем щетки с наличием¦лектора, не устраняемое про-¦
   ¦       ¦крупных вылетающих искр.   ¦тиранием поверхности коллек-¦
   ¦       ¦Допускается только для     ¦тора бензином, а также под- ¦
   ¦       ¦моментов прямого (без рео- ¦гар и разрушение щеток      ¦
   ¦       ¦статных ступеней) включения¦                            ¦
   ¦       ¦или реверсирования машин,  ¦                            ¦
   ¦       ¦если при этом коллектор и  ¦                            ¦
   ¦       ¦щетки остаются в состоянии,¦                            ¦
   ¦       ¦пригодном для дальнейшей   ¦                            ¦
   ¦       ¦работы                     ¦                            ¦
   L-------+---------------------------+-----------------------------
   
       Щетки, расположенные на одном пальце  или  на  одном  щеточном
   болте  машины постоянного тока,  могут иметь отклонение нажатия не
   более 10% от номинального.
       Величина удельного  нажатия  щеток  зависит  от  марки щетки и
   конструкции машины.
       Не допускается заклинивание щеток в обоймах щеткодержателей.
       У асинхронных электродвигателей  щетка  по  ширине  и  толщине
   должна быть на 0,2 мм меньше соответствующего размера обоймы.
       У двигателей постоянного тока зазор  между  щеткодержателем  и
   щеткой  в направлении длины коллектора допускается 0,1 - 0,35 мм и
   в направлении окружности коллектора - 0,2 мм.
       Предельно допустимый  износ  подшипников  электродвигателей не
   должен превышать 0,2 -  0,3  величины  первоначального  воздушного
   зазора; допустимые зазоры в подшипниках приведены в таблицах W.4.3
   и W.4.4.
   
                                                        Таблица W.4.3
   
                ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ
                      СКОЛЬЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
   
                                                                 (мм)
   -------------------T---------------------------------------------¬
   ¦   Номинальный    ¦                                     -1      ¦
   ¦  диаметр вала,   ¦     Зазор при частоте вращения, мин.        ¦
   ¦       мм         +-------------T---------------T---------------+
   ¦                  ¦   до 1000   ¦  1000 - 1500  ¦  свыше 1500   ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦      18 - 30     ¦ 0,04 - 0,093¦  0,06 - 0,13  ¦  0,14 - 0,28  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦      30 - 50     ¦ 0,05 - 0,112¦ 0,075 - 0,16  ¦  0,17 - 0,34  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦      50 - 80     ¦0,065 - 0,135¦ 0,095 - 0,195 ¦  0,20 - 0,40  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦      80 - 120    ¦ 0,08 - 0,160¦  0,12 - 0,235 ¦  0,23 - 0,46  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦     120 - 180    ¦ 0,10 - 0,195¦  0,15 - 0,285 ¦  0,26 - 0,53  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦     180 - 260    ¦ 0,12 - 0,225¦  0,18 - 0,30  ¦  0,30 - 0,60  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦     260 - 360    ¦ 0,14 - 0,25 ¦  0,21 - 0,38  ¦  0,34 - 0,68  ¦
   +------------------+-------------+---------------+---------------+
   ¦     360 - 600    ¦ 0,17 - 0,305¦  0,25 - 0,44  ¦  0,38 - 0,76  ¦
   L------------------+-------------+---------------+----------------
   
                                                        Таблица W.4.4
   
                ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ
                        КАЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
   
                                                                 (мм)
   -----------------T-----------------------------------------------¬
   ¦   Подшипники   ¦    Радиальный зазор при внутреннем диаметре   ¦
   ¦                ¦                подшипника, мм                 ¦
   ¦                +-----------T-----------T-----------T-----------+
   ¦                ¦  20 - 30  ¦  35 - 50  ¦  55 - 80  ¦  85 - 120 ¦
   +----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
   ¦Новые шариковые ¦0,01 - 0,02¦0,01 - 0,02¦0,01 - 0,02¦0,02 - 0,03¦
   +----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
   ¦То же, роликовые¦0,03 - 0,05¦0,05 - 0,07¦0,06 - 0,08¦0,08 - 0,1 ¦
   +----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
   ¦Бывшие в упот-  ¦    0,1    ¦    0,2    ¦    0,2    ¦    0,3    ¦
   ¦реблении (наи-  ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
   ¦больший допусти-¦           ¦           ¦           ¦           ¦
   ¦мый зазор)      ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
   L----------------+-----------+-----------+-----------+------------
   
       Величины воздушных  зазоров между полюсами (статором) и якорем
   (ротором) не  должны  отличаться  друг  от  друга  в  диаметрально
   противоположных точках более чем на %  от средней величины зазора.
   Измерения проводятся, если позволяет конструкция машины.
       Осевой разбег  ротора  электродвигателя должен быть не более 4
   мм (для подшипников скольжения).
       Предельная величина   вибрации   подшипников  электродвигателя
   должна быть не более значений, приведенных в таблице W.4.5.
   
                                                        Таблица W.4.5
   
               ДОПУСТИМАЯ АМПЛИТУДА ВИБРАЦИИ ПОДШИПНИКОВ
                            ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
   
   ------------------------------------T------T------T------T-------¬
   ¦                                 -1¦ 3000 ¦ 1500 ¦ 1000 ¦  750  ¦
   ¦Синхронная частота вращения, мин.  ¦      ¦      ¦      ¦и ниже ¦
   +-----------------------------------+------+------+------+-------+
   ¦Допустимая амплитуда вибрации, мм  ¦ 0,05 ¦ 0,1  ¦ 0,13 ¦ 0,16  ¦
   L-----------------------------------+------+------+------+--------
   
       Отклонения в  величине  сопротивления  отдельных фаз не должны
   превышать ~2%.
       W4.2.2. Технические требования на ремонт
       Риски и  неровности  на  коллекторах  и   контактных   кольцах
   устраняются  проточкой  и шлифовкой на станках.  Биение коллектора
   после проточки не должно превышать 0,04 мм,  а контактных колец  -
   0,02  -  0,03 мм.  Шероховатость и пятна на поверхности контактных
   колец  и  коллектора  устраняются  шлифовкой.  Биение   коллектора
   (контактных    колец),   измеренное   индикатором   при   нагретом
   коллекторе,  не должно превышать величин,  приведенных  в  таблице
   W.4.6.
   
                                                        Таблица W.4.6
   
                      ДОПУСТИМОЕ БИЕНИЕ КОЛЛЕКТОРА
                           (КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ)
   
   ---------------------------------T-------------------------------¬
   ¦  Частота вращения двигателя,   ¦      Биение коллектора, мм    ¦
   ¦                -1              +----------------T--------------+
   ¦            мин.                ¦предельно допус-¦после проточки¦
   ¦                                ¦тимое значение  ¦  коллектора  ¦
   +--------------------------------+----------------+--------------+
   ¦            До 1000             ¦      0,15      ¦     0,05     ¦
   +--------------------------------+----------------+--------------+
   ¦            1000 - 1500         ¦      0,10      ¦     0,30     ¦
   +--------------------------------+----------------+--------------+
   ¦            1500 - 4000         ¦      0,08      ¦     0,30     ¦
   L--------------------------------+----------------+---------------
   
       Продороживание коллектора следует производить на глубину 0,8 -
   1  мм  специальной  пилой.  После  продороживания   края   пластин
   коллектора  необходимо скосить под углом 45° на глубину 0,5 мм,  а
   затем  произвести  полировку  коллектора  с  последующей  очисткой
   машины  от  пыли.  Установка  щеток должна удовлетворять следующим
   требованиям:
       - у асинхронных электродвигателей щетки не должны выступать за
   край кольца;
       - у  двигателей  постоянного  тока  оси болтов щеткодержателей
   должны быть строго параллельны пластинам коллектора;
       - расстояние  между  всеми  щетками  по  окружности коллектора
   должно быть одинаковым.  Расхождение допускается не более 1 -  1,5
   мм.  При  большем расхождении необходимо изменить расстояние между
   осями отдельных болтов щеткодержателей.
       Щетки крайних  щеткодержателей не должны выступать за наружный
   край коллектора или ударяться о его заточку.  Вновь  установленные
   щетки  до  начала работы должны быть притерты стеклянной бумагой к
   коллектору  и  контактным  кольцам  и  иметь  зеркально  блестящую
   поверхность  на всей площади соприкасания.  Щетки должны входить в
   щеткодержатели   свободно,   но    без    значительной    слабины.
   Щеткодержатели  на  щеточных  болтах следует устанавливать с таким
   расчетом,  чтобы расстояние от обоймы щеткодержателя до кольца или
   коллектора составило 2 - 3 мм.
       Допускается наплавка     газовой      горелкой      изношенных
   щеткодержателей бронзой или латунью с последующей их обработкой до
   необходимых  размеров.  После  ремонта   щеткодержателей   пружины
   подлежат замене.
       Давление всех пружин должно быть одинаковым. Постановка пружин
   от  двигателей  других габаритов или не соответствующих заводскому
   типу категорически запрещается. Прохождение тока через пружины или
   шарниры щеткодержателя не допускается.
       Бандажи должны  туго   облегать   обмотку   и   быть   надежно
   закреплены,  а  также  иметь  прочно  заделанные  концы.  Отводы и
   отпайки от обмотки к кольцам и коллектору  должны  иметь  надежный
   контакт.  Следы  нагара  и  капли припоя надлежит удалить.  Гибкие
   проводники  щеток  должны  быть  надежно  закреплены  в  щетках  и
   щеткодержателях.
       Электрические машины,  имеющие  сопротивление  изоляции   ниже
   нормы,  необходимо  подвергать сушке.  Перед сушкой машину следует
   тщательно очистить и продуть воздухом. Электрическим током следует
   сушить   только   те  машины,  у  которых  сопротивление  изоляции
   составляет не менее 0,01 МОм. При сушке током корпус машины должен
   быть надежно заземлен.  При любых способах сушки (внешний обогрев,
   током,  индукционный нагрев) нагревание  не  должно  производиться
   быстро  во  избежание местных перегревов,  вызывающих механические
   напряжения в изоляции и ускорение ее старения.  Сушку  прекращают,
   если  сопротивление  изоляции  при  постоянной  температуре  будет
   практически неизменным в  течение  2  -  3  ч.  В  процессе  сушки
   необходимо  контролировать  температуру  обмоток,  частей машины и
   обогревающего воздуха.
       Минимальный объем   электрических  испытаний,  проводимых  при
   приемке  двигателей  после  их  капитального  ремонта  и   ремонта
   обмоток, включает:
       а) измерение   сопротивления  изоляции  обмоток  двигателей  и
   пускорегулирующей аппаратуры;
       б) испытание   на  электрическую  прочность  изоляции  обмоток
   повышенным напряжением;
       в) проверку двигателей на нагрев;
       г) испытания на холостом ходу.
       Минимальный объем     профилактическо    -    эксплуатационных
   мероприятий   включает   испытания   электродвигателей   лишь    в
   соответствии с подпунктами "а" и "г".
   
                     W4.3. Тормозные электроприводы
   
       W4.3.1. Дефектация
       У тормозных  электромагнитов  проверяют путем внешнего осмотра
   состояние изоляции катушки.  Отсутствие обрыва провода  в  обмотке
   катушки  проверяют  прозвонкой  или  при помощи контрольной лампы.
   Сопротивление изоляции обмотки катушки,  испытанное мегомметром на
   1000   В,   должно   быть  не  ниже  0,5  МОм;  при  более  низком
   сопротивлении катушку сушат в шкафу  до  восстановления  изоляции.
   Площадь  прилегания  якоря к сердечнику должна составлять не менее
   70%  площади сердечника,  в противном  случае  якорь  и  сердечник
   шабрят вдоль листов пакета стали.  Витки растянутой пружины должны
   быть отдалены  друг  от  друга  на  равные  расстояния,  а  на  их
   поверхности  не должно быть трещин и вмятин.  Все подвижные детали
   электромагнита должны быть надежно закреплены и легко перемещаться
   в  заданных  пределах.  Крепежные резьбовые детали не должны иметь
   поврежденных участков резьбы.  У электрогидравлических  толкателей
   шток  поршня  должен  быть  покрыт  графитовой смазкой.  Поршень в
   цилиндре должен перемещаться без  перекосов.  Рабочая  жидкость  в
   толкателе  должна  соответствовать  марке,  указанной  в паспорте;
   воздух из гидросистемы должен быть удален.  Уплотнения  не  должны
   пропускать  рабочую  жидкость.  В системах тяг и рычагов не должно
   быть  заеданий.  Наиболее  часто  встречающиеся  неисправности   и
   способы их устранения приведены в Приложении Д.
       W4.3.2. Технические требования на ремонт
       По мере износа тормозных обкладок,  а также  после  замены  их
   новыми  следует производить регулирование тормоза,  восстанавливая
   минимальный зазор  между  тормозными  обкладками  и  шкивом,  т.е.
   начальный ход электромагнита или электрогидравлического толкателя.
   Обеспечение   возможно   наименьшего   зазора   между   тормозными
   обкладками и шкивом исключает необходимость в частом регулировании
   тормоза.  Подвижная часть электромагнита должна плотно прилегать к
   неподвижной части.  Наличие зазора,  а также заеданий и перекосов,
   замедляющих перемещение подвижной системы, не допускается.
       После ремонта    перед   вводом   в   эксплуатацию   тормозной
   электропривод необходимо проверить,  подключив  его  к  сети.  Это
   особенно необходимо для электромагнитов переменного тока,  которые
   при  наличии  перекосов  магнитной  системы  могут  издавать   при
   включении повышенное гудение.
       Длительность времени срабатывания электромагнита при  проверке
   должна составлять около 0,5 с.
       Тормозные электроприводы регулируются одновременно с  тормозом
   после  пробного  пуска.  При  регулировании тормозов все шарнирные
   соединения следует смазывать солидолом.
       При ремонте  необходимо  вскрыть,  промыть и смазать поршневую
   коробку электромагнита.  После сборки электромагнита,  снабженного
   демпфером,  необходимо проверить, чтобы включения и отключения его
   не были слишком резкими. Ослабление компрессии в результате износа
   направляющих  втулок устраняется подвинчиванием демпферного винта.
   Шабровку  соприкасающихся  поверхностей   магнитопровода   следует
   производить вдоль слоев шихтовки. Поперечная шабровка запрещается.
       При ремонте   тормозных   электроприводов   следует   обращать
   внимание на степень износа направляющих втулок и штоков, состояние
   подшипников  и  других  деталей,  подверженных  износу.  Дефектные
   детали  подлежат  ремонту  или  немедленной  замене.  После сборки
   тормозного электропривода,  перемотки электродвигателя или  замены
   катушки   требуются   измерение  сопротивления  изоляции  обмотки,
   проверка аппарата на тяговое усилие и нагрев.
       В случае  удовлетворительных  результатов  замеров  и проверки
   аппарат должен быть очищен и при необходимости  окрашен  и  смазан
   маслом  (окраске и смазке подвергаются соответствующие поверхности
   и детали).
   
                         W4.4. Командоаппараты
   
       W4.4.1. Дефектация
       К командоаппаратам   относятся   контроллеры   (барабанные   и
   кулачковые),  командоконтроллеры,  конечные  и ножные выключатели,
   кнопки управления.
       На рабочих   поверхностях  контактов  не  должно  быть  капель
   металла,  больших оплавлений  и  выбоин.  Должна  быть  обеспечена
   четкая   фиксация  аппаратов  в  рабочих,  крайних  и  нейтральном
   (нулевом) положениях. Поврежденные гибкие соединения и неисправные
   дугогасящие   устройства  (камеры,  перегородки,  катушки)  должны
   заменяться.  Касание контактов по линии должно быть в пределах 2/3
   -  3/4 их ширины.  Максимальный износ медных контактов допускается
   примерно до половины их толщины.  Для контактов  с  серебряными  и
   металлокерамическими   напайками  износ  контактов  ограничивается
   износом самих напаек.
       Значения провалов  и  растворов  (ГОСТ 14312) контактов должны
   быть в заданных  пределах,  определяемых  конкретной  конструкцией
   аппарата. Величина нажатия контактов должна соответствовать данным
   таблицы W.4.7.
   
                                                       Таблица W.4.7.
   
                 ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА НАЖАТИЯ КОНТАКТОВ
   
   -----------------------------T-----------------------------------¬
   ¦    Ширина контакта, мм     ¦            Нажатие, Н             ¦
   ¦                            +-----------------T-----------------+
   ¦                            ¦     не более    ¦    не менее     ¦
   +----------------------------+-----------------+-----------------+
   ¦             12             ¦        13       ¦        7        ¦
   +----------------------------+-----------------+-----------------+
   ¦             15             ¦        16       ¦       10        ¦
   +----------------------------+-----------------+-----------------+
   ¦             20             ¦        22       ¦       14        ¦
   +----------------------------+-----------------+-----------------+
   ¦             25             ¦        27       ¦       16        ¦
   +----------------------------+-----------------+-----------------+
   ¦             30             ¦        33       ¦       20        ¦
   L----------------------------+-----------------+------------------
   
       W4.4.2. Технические требования на ремонт
       Ремонт командоаппаратов    сводится    главным    образом    к
   своевременной замене изношенных и  дефектных  узлов  и  деталей  с
   последующей проверкой растворов, провалов и нажатий контактов.
       Если главная и притирающая  пружины  кулачковых  элементов  не
   обеспечивают  начального  и  конечного  нажатий  контактов,  то их
   следует заменить.
       При регулировании    величины   раствора   контактов   следует
   устанавливать ее минимальное значение,  так  как  по  мере  износа
   контактов величина раствора увеличивается.
       При зачистке или запиливании  контактов  обеспечить  линию  их
   касания   до   2/3   -   3/4   ширины   контактов.  Перед  сборкой
   командоаппарата   после   ремонта   произвести   смазку   трущихся
   поверхностей,  втулок и подшипников.  Собранный и отрегулированный
   контроллер  должен  выдержать  не  менее  20  циклов  включений  и
   отключений без признаков нарушения регулировки и неисправностей.
   
                        W4.5. Контакторы и реле
   
       W4.5.1. Дефектация
       Контакторы и реле должны быть сухими и чистыми,  с подтянутыми
   крепежными  соединениями.  Особенно  тщательно  следует следить за
   состоянием электрических контактов, которые должны иметь:
       - чистые   контактные   поверхности  без  оплавлений,  копоти,
   нагара, окислений, масла, пыли и т.п.;
       - хорошо    соприкасающиеся    контактные    поверхности   без
   существенных перекосов и просветов;  перекос (смещение)  контактов
   по ширине допускается не более 1 мм;
       - значения  провалов  и   растворов   в   пределах   допусков,
   определяемых конкретной конструкцией контактора (реле);
       - номинальные  значения  начальных   и   конечных   контактных
   нажатий,  соответствующие данным таблицы W.4.8. Максимальный износ
   медных  контактов  допускается  до  1/3  -  1/2  их  толщины.  Для
   контактов  с  серебряными  и  металлокерамическими напайками износ
   контактов регламентируется износом самих напаек.  Величина провала
   при   изношенных   контактах   не   должна  быть  меньше  половины
   первоначального значения.
   
                                                        Таблица W.4.8
   
                      ЗНАЧЕНИЕ НАЖАТИЙ НА КОНТАКТЫ
   
   --------------------T---------------------T----------------------¬
   ¦   Тип аппарата    ¦Серебряные и металло-¦    Медные контакты   ¦
   ¦                   ¦керамические контакты¦                      ¦
   ¦                   +---------------------+----------------------+
   ¦                   ¦                          -2                ¦
   ¦                   ¦               Нажатие, 10   Н/А            ¦
   ¦                   +----------T----------T-----------T----------+
   ¦                   ¦начальное ¦ конечное ¦ начальное ¦ конечное ¦
   +-------------------+----------+----------+-----------+----------+
   ¦Реле постоянного и ¦  3 - 5   ¦  4 - 6   ¦     -     ¦    -     ¦
   ¦переменного тока   ¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   +-------------------+----------+----------+-----------+----------+
   ¦Контакторы постоян-¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   ¦ного тока:         ¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   ¦                   +----------+----------+-----------+----------+
   ¦главные контакты   ¦  6 - 8   ¦ 10 - 12  ¦  10 - 15  ¦ 20 - 25  ¦
   ¦                   +----------+----------+-----------+----------+
   ¦вспомогательные    ¦  3 - 5   ¦  4 - 6   ¦     -     ¦    -     ¦
   ¦контакты           ¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   +-------------------+----------+----------+-----------+----------+
   ¦Контакторы перемен-¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   ¦ного тока:         ¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   ¦                   +----------+----------+-----------+----------+
   ¦главные контакты   ¦ 10 - 12  ¦ 14 - 17  ¦  15 - 20  ¦ 21 - 25  ¦
   ¦                   +----------+----------+-----------+----------+
   ¦вспомогательные    ¦  3 - 5   ¦  4 - 6   ¦     -     ¦    -     ¦
   ¦контакты           ¦          ¦          ¦           ¦          ¦
   L-------------------+----------+----------+-----------+-----------
   
       Поврежденные гибкие   соединения   и  неисправные  дугогасящие
   устройства (камеры и катушки) должны заменяться.
       Дугогасительные камеры должны быть установлены без перекосов и
   прочно укреплены по месту; они не должны препятствовать свободному
   ходу контактов. Соприкасающиеся плоскости магнитной системы должны
   соприкасаться по величине не менее 70%  их  площади.  Соприкасание
   только по краю плоскостей недопустимо.
       Наличие грязи  и  ржавчины  на  шлифованных  торцах  магнитной
   системы,  а  также  перекос  торцов магнитной системы недопустимы.
   Поврежденный короткозамкнутый виток должен быть заменен новым.
       Изоляционный лаковый  покров  катушки  не должен размягчаться,
   пропиточный состав не должен вытекать;  если катушка издает резкий
   запах,  а  ее  цвет местами заметно изменился,  необходимо принять
   меры  к  устранению  ненормального  нагревания  катушки.   Детали,
   фиксирующие  уставку реле,  должны быть хорошо закреплены.  Работа
   контактора  (реле)   при   сильном   гудении   электромагнита   не
   допускается.
       W4.5.2. Технические требования на ремонт
       Ремонт контакторов   и   реле   состоит   главным   образом  в
   своевременной замене изношенных и  дефектных  узлов  и  деталей  с
   последующей регулировкой значений провалов, растворов и контактных
   нажатий.  Если нажимные  и  отключающая  пружины  не  обеспечивают
   необходимых  нажатий  главных  и блокировочных контактов,  а также
   четкое отключение аппарата при обесточивании втягивающей  катушки,
   то эти пружины следует заменить.
       При установке новой пружины следует проверить, чтобы при любом
   положении  контакта  пружина  не  была  сжата  до полного смыкания
   витков между собой. Профиль нового контакта должен соответствовать
   первоначальному   (неизношенному)  профилю  заменяемого  контакта.
   Поверхность контактов зачищают мелкой стеклянной (но не наждачной)
   бумагой   или  бархатным  (личным)  напильником.  После  обработки
   контакты следует протереть чистой  ветошью.  Полировка  контактных
   поверхностей  не требуется.  Серебряные контакты не обрабатываются
   напильником, а при обгорании протираются замшей.
       Контакты должны  касаться линейно по всей ширине без просветов
   как  в  момент  начального  прикосновения,  так  и  во  включенном
   положении.   При   включении   контакты  должны  касаться  сначала
   верхними,  а затем нижними  частями,  постепенно  перекатываясь  с
   незначительным  скольжением;  при отключении - наоборот.  Величина
   неодновременности замыкания контактов у многополюсных  контакторов
   не должна превышать 1 мм.
       Немагнитные прокладки не должны иметь искривлений, в противном
   случае прокладки не выпрямляют,  а заменяют новыми. При вскрытии и
   разборке контакторов  (реле)  следует  принять  меры,  исключающие
   возможность повреждения изоляции катушек.
       Заменяя гибкое соединение,  нужно проверить,  чтобы деформация
   его  при  включении  и  выключении  аппарата  была  по возможности
   равномерной  по  всей   длине.   Гибкое   соединение   не   должно
   препятствовать полному прилеганию якоря магнитопровода к ярму.
       При замене  втягивающей  катушки  необходимо  обращать  особое
   внимание  на  ее  крепление.  После замены катушки аппарат следует
   проверить на включение при 85%  номинального напряжения. Контактор
   должен четко включаться, без заеданий и заметных замедлений.
       Шабровку соприкасающихся   поверхностей   магнитной    системы
   следует  производить  вдоль  слоев  шихтовки,  снимая  тонкий слой
   металла.
       Смазка и   окраска  торцевых  поверхностей  магнитопровода  не
   допускается.  При сборке аппарата после ремонта произвести  смазку
   трущихся  поверхностей,  втулок,  подшипников,  затем проверить от
   руки легкость  включения  аппарата,  обращая  особое  внимание  на
   отсутствие   перекосов,  чрезмерного  смещения  подвижной  системы
   магнитопровода и  подвижных  контактов  относительно  неподвижных,
   заеданий, задеваний и т.д.
       После ремонта изоляцию аппаратов испытывают мегомметром на 500
   В,   проверяя   ее  сопротивление  между  токопроводящими  частями
   аппарата и элементами,  нормально не находящимися под напряжением.
   Сопротивление  изоляции  должно  быть  не ниже 0,5 МОм.  Омическое
   сопротивление обмотки катушки  аппарата,  измеренное  при  20  °C,
   должно  отличаться  от паспортных данных не более чем на 10%.  При
   работе аппарата не  должно  быть  повышенного  нагрева  катушки  и
   контактов, а также сильного гудения электромагнитной системы.
   
                  W4.6. Панели магнитных контроллеров
                     и распределительные устройства
   
       Ремонт панелей  и  распределительных   устройств   состоит   в
   основном  в  ремонте  и  своевременной замене установленных на них
   аппаратов:   контакторов,   реле,   рубильников,   переключателей,
   выпрямительных блоков, клеммных зажимов, колодок и т.д.
       Ремонт непосредственно панелей и  распределительных  устройств
   включает:  восстановление маркировки и надписей,  частичную замену
   монтажа,  подтягивание  механических  креплений  и   электрических
   соединений, окраску и т.д.
   
              W4.7. Пусковые и пускорегулирующие резисторы
   
       W4.7.1. Дефектация
       Наличие перегоревших,  поломанных и покоробленных элементов, а
   также   коротких   замыканий   между  элементами  не  допускается.
   Поврежденные изоляторы,  изоляционные втулки,  шайбы  и  прокладки
   подлежат замене.  Обгоревшие выводные зажимы подлежат зачистке или
   замене. Искрообразование под нагрузкой  свидетельствует  о  плохом
   контакте между элементами резисторов;  следует очистить контактные
   поверхности и обеспечить плотный контакт. При низком сопротивлении
   изоляции резисторов заменить изоляционные детали.
       W4.7.2. Технические требования на ремонт
       Ремонтировать элементы  механическим соединением,  сваркой или
   пайкой запрещается;  неисправные элементы подлежат замене  новыми.
   При  замене  отдельных  элементов  и  ящиков  резисторов омическая
   разбивка сопротивлений по ступеням не должна отличаться более  чем
   на   10%   от  расчетных  величин.  Замкнутые  накоротко  элементы
   сопротивления должны быть разъединены путем устранения перекосов и
   установки   асбестовых   прокладок,  если  замыкание  произошло  в
   результате коробления элементов.  Перекосы устраняются  установкой
   между элементами компенсирующих стальных оцинкованных шайб.
       После переборки    резисторов    должна     быть     сохранена
   первоначальная схема соединении в соответствии с монтажной схемой.
   Выводные зажимы должны быть плотно подтянуты и промаркированы.
   
                  W4.8. Грузоподъемные электромагниты
   
       W4.8.1. Дефектация
       Электромагнит тщательно   очищают,  а  затем  проверяют  путем
   внешнего осмотра и электрических испытаний.  При осмотре проверяют
   наличие и характер механических повреждений, подлежащих устранению
   в  процессе  ремонта.  При   электрических   испытаниях   измеряют
   сопротивление  изоляции  и сопротивление катушки постоянному току.
   Если сопротивление изоляции холодного  электромагнита,  измеренное
   мегомметром  на  1000  В,  выше  10  МОм,  а сопротивление катушки
   отличается  не  более  чем  на  10%  от  паспортных   данных,   то
   дополнительно   испытывают   электрическую   прочность   изоляции.
   Прочность изоляции проверяется в течение 1 мин.  напряжением  2500
   В,   частотой  переменного  тока  50  Гц.  При  удовлетворительных
   результатах указанных проверок и  испытаний,  а  также  отсутствии
   механических повреждений электромагнит признают годным к работе.
       W4.8.2. Технические требования на ремонт
       В комплекс     проверок    и    испытаний    отремонтированных
   электромагнитов входят:
       - проверка   прочности  болтовых  креплений  и  электросварных
   соединений;
       - измерение    омического    сопротивления   обмотки   катушки
   постоянному току;
       - испытание  электрической   прочности   изоляции   внутренних
   деталей  электромагнита (катушки от корпуса) приложением в течение
   1 мин. переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 3 кВ;
       - проверка сопротивления изоляции,  которое при 100 -  120  °C
   должно   быть  не  ниже  2  МОм  у  электромагнитов,  подвергшихся
   частичному ремонту (наварка полюсов наконечников,  ремонт корпуса,
   ремонт  коробки  вводов  и  т.п.),  и  5  МОм  у  электромагнитов,
   капитально отремонтированных с заменой катушки или модернизацией;
       - проверка  величины  рабочего тока катушки при режиме работы,
   указанном в паспорте  электромагнита  (допускается  отклонение  от
   паспортных данных не более чем на 10%).
       Отремонтированные электромагниты хранят в  сухом  отапливаемом
   помещении   при   температуре   не   ниже   10   °C;   поверхности
   электромагнитов   покрывают    антикоррозионной    смазкой.    При
   сопротивлении    изоляции    катушки    поступившего    в   ремонт
   электромагнита ниже 10 МОм  электромагнит  сушат  в  электрической
   печи при температуре около 180 °C.  В процессе сушки сопротивление
   изоляции проверяют мегомметром напряжением на 500 В через каждые 2
   -  3  ч.  Сушка  считается  законченной  и  состояние  изоляции  -
   удовлетворительным,  если  в  конце  сушки  в  течение  6   ч   ее
   сопротивление  при  температуре около 120 °C остается неизменным и
   составляет   не   менее   0,5   МОм.   При   капитальном   ремонте
   электромагнитов устаревших конструкций следует выполнять работы по
   их  модернизации  для  повышения  эксплуатационной  надежности   и
   увеличения межремонтного срока их работы.
   
                   W4.9. Полупроводниковая аппаратура
   
       W4.9.1. Дефектация
       Проверка исправного   состояния   аппаратуры,   как   правило,
   осуществляется  при  первом включении в работу,  после ремонта или
   длительного  перерыва  в   работе,   а   также   при   обнаружении
   неисправностей  (срабатывание  защиты  и сигнализации,  отклонение
   выходных  параметров  от  заданных  величин  и  т.п.).   Основными
   причинами отказов элементов электроники являются:  перенапряжения,
   перегрузки по току,  повышенные температура и влажность окружающей
   среды, недопустимая вибрация, старение.
       Поиск неисправного элемента в  блоке  следует  начинать  после
   предварительной    проверки    предохранителей,   выключателей   и
   сигнальных  ламп,  схемы  питания,  внешних  устройств  (датчиков,
   конечных   выключателей   и   т.д.).  Затем  необходимо  выполнить
   измерения основных  параметров  (напряжение,  ток)  в  контрольных
   точках   проверяемого   блока   в   соответствии   с   технической
   документацией.  При  отсутствии  необходимых  данных  поиск  может
   производиться путем сравнения результатов измерений на аналогичных
   элементах заведомо исправного (запасного) и  неисправного  блоков.
   Измерение  напряжений  в  схемах  с  полупроводниковой аппаратурой
   рекомендуется  выполнять  с  помощью  электронных  вольтметров   и
   осциллографов или вольтметров с высоким внутренним сопротивлением.
   Внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее  1  кОм/В
   для  измерений  в  цепях  переменного тока и не менее 20 кОм/В - в
   цепях  постоянного   тока.   Для   ускорения   процесса   проверки
   (отбраковки)   электронных   блоков   и   узлов  в  целом  следует
   пользоваться  специальными  имитаторами.   При   внешнем   осмотре
   элементов электроники следует обращать внимание на:
       - нарушение защитных и изоляционных покрытий;
       - изменение цвета;
       - наличие потемнений, вздутий и трещин;
       - исправность креплений, контактных поверхностей, соединений и
   паек.
       Элементы с внешними признаками неисправности подлежат проверке
   в первую очередь.
       W4.9.2. Основные  методы  обнаружения неисправностей элементов
   полупроводниковой аппаратуры
       Резисторы. Неработоспособный  резистор  может  быть  определен
   посредством омметра, моста постоянного тока или методом вольтметра
   - амперметра.  Резкие отклонения (броски) стрелки малоинерционного
   прибора,  включенного между средним и  одним  из  крайних  выводов
   переменного   резистора,   при  медленном  перемещении  подвижного
   контакта  свидетельствуют  о   нарушении   контакта.   Исправность
   терморезисторов,  используемых  в  качестве  датчиков температуры,
   может  быть  приближенно   определена   сравнением   величины   их
   сопротивления  при  температуре  окружающей среды и при повышенной
   температуре.  Определение исправности  фоторезисторов  выполняется
   измерением сопротивления освещенного и затемненного фоторезистора.
       Конденсаторы. Неработоспособный   конденсатор    может    быть
   определен  с  помощью омметра,  специального прибора для измерения
   емкости  или  проверочной   схемы.   Обрыв   внутри   конденсатора
   определяется    посредством    схемы   измерения,   состоящей   из
   последовательно включенных  конденсатора,  амперметра  переменного
   тока   и   резистора,  ограничивающего  ток  через  прибор.  Схема
   включается на источник переменного тока,  напряжение  которого  не
   должно   превышать   20%   номинального  напряжения  конденсатора.
   Отсутствие тока в цепи указывает на обрыв.  Увеличение тока утечки
   определяется    повторным    подключением    омметра   к   выводам
   конденсатора. При первом подключении стрелка прибора отклонится за
   счет тока заряда,  а потом вернется в исходное положение. Если при
   последующих подключениях,  повторяемых с  интервалом  в  несколько
   секунд,   отклонения  стрелки  повторяются,  то  это  значит,  что
   конденсатор  имеет  повышенный  ток  утечки.  Уменьшение  величины
   емкости,    возникающее   наиболее   часто   у   электролитических
   конденсаторов,  определяется  сопоставлением  величины  емкости  с
   фактической,  измеренной  посредством  специальных мостов,  схем и
   некоторых типов тестеров.
       Диоды. Неработоспособный  диод  может быть определен с помощью
   омметра путем измерения сопротивления диода в обоих  направлениях.
   У   исправных   диодов   различных  типов  величина  сопротивления
   колеблется в пределах от единиц до сотен Ом в прямом направлении и
   от   сотен   (десятков)  килоом  до  десятков  мегаом  в  обратном
   направлении.   Неработоспособный   диод   в   схеме   выпрямления,
   находящейся  под  напряжением,  может  быть  определен  с  помощью
   вольтметра путем измерения напряжения  на  всех  диодах.  Нагрузка
   схемы  должна  быть  включена,  а емкостный фильтр на выходе схемы
   отключен.  При сгорании  диода  напряжение  на  нем  будет  всегда
   больше,  чем на исправном;  при пробое напряжение будет равно нулю
   или мало отличаться от нуля.
       Динисторы. Пробой  динистора  может  быть  определен с помощью
   омметра  путем  измерения  сопротивления  динистора  в  прямом   и
   обратном  направлениях.  В  случае  пробоя  в одном из направлений
   соответствующие  показания  будут  равны  или   близки   к   нулю.
   Неработоспособный  динистор  в  цепи,  находящейся под напряжением
   переменного тока,  может быть определен с помощью вольтметра. Если
   вольтметр показывает полное напряжение питания,  это означает, что
   произошло сгорание динистора;  если половину - произошел пробой  в
   прямом  направлении;  если  менее одной трети - произошел пробой в
   обратном  направлении.  Напряжение  на  исправном  динисторе   при
   протекании через него номинального тока не превышает обычно 1,5 В.
   Сгорание динистора может быть  определено  с  помощью  проверочной
   схемы,   состоящей   из   последовательно   включенных  динистора,
   амперметра  переменного  тока   и   балластного   резистора.   При
   постепенном  повышении напряжения динистор должен включиться,  что
   контролируется  амперметром.  Невозможность  включения   динистора
   свидетельствует о его сгорании.
       Тиристоры. Неработоспособный тиристор в цепи,  находящийся под
   напряжением переменного тока,  в общем случае может быть определен
   с  помощью  вольтметра.  Как  правило,  при  обрыве  цепи   внутри
   тиристора (сгорание) напряжение на нем будет выше,  а при пробое -
   ниже,  чем у аналогичного работоспособного  тиристора.  С  помощью
   омметра  тиристоры  могут  быть проверены также,  как и динисторы.
   Проверка тиристора и его управляющего перехода на  сгорание  может
   быть выполнена одновременным измерением токов и напряжений в цепях
   "управляющий электрод - катод" и "анод - катод".
       Транзисторы. Неработоспособный транзистор в цепи,  находящейся
   под  напряжением,  может  быть  определен  с  помощью   вольтметра
   постоянного  тока.  Эффективность  поиска в этом случае зависит от
   уровня  технической  информации  по  неисправному   блоку   (карты
   напряжений,   данных  контрольных  точек  и  т.п.)  и  возможности
   сравнения  измерений,  выполняемых  на  нескольких   транзисторах,
   осуществляющих одинаковые функции.  Транзистор может быть проверен
   с помощью омметра путем измерения переходов в  прямом  и  обратном
   направлениях.  В  случае  пробоя  сопротивление его перехода будет
   равно нулю.  При сгорании транзистора  сопротивления  переходов  в
   обоих   направлениях   будут   равны.   Ориентировочные   значения
   сопротивлений  переходов  исправных   транзисторов   находятся   в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное