Стр. 1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 мая 1998 г. N 58
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО - ТРАНСПОРТНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1998 года
прилагаемые Правила технической эксплуатации подъемно -
транспортного оборудования морских портов (РД 31.44.01-97).
2. ЦНИИМФу до 1 июня 1998 года обеспечить издание и рассылку
указанных в пункте 1 настоящего Приказа Правил в соответствии с
заявками организаций.
3. Рекомендовать руководителям организаций морского
транспорта, имеющим лицензию на производство погрузочно -
разгрузочных работ на морском транспорте, до 1 июля 1998 г.
организовать изучение и внеочередную проверку знаний
РД 31.44.01-97 инженерно - технических работников, связанных с
технической эксплуатацией перегрузочных машин и сменных
грузозахватных органов, а также работников, связанных с
организацией и производством работ по перемещению грузов
перегрузочными машинами.
4. Российской транспортной инспекции совместно с морскими
администрациями портов до 01.01.99 обеспечить проверку исполнения
п. 3 настоящего Приказа в организациях морского транспорта.
5. Лицензионными органами морского транспорта при оформлении
организациям лицензий на производство погрузочно - разгрузочных
работ проверять введение ими Правил технической эксплуатации
подъемно - транспортного оборудования согласно РД 31.44.01-97.
6. Признать не действующими на территории Российской Федерации
с 1 июля 1998 года Правила технической эксплуатации подъемно -
транспортного оборудования морских портов (РД 31.44.01-89),
утвержденные Приказом Министерства морского флота СССР от
5 декабря 1989 г. N 106.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Министра А.А. Луговца.
Министр
С.О.ФРАНК
Утверждены
Приказом
Минтранса России
от 26 мая 1998 г. N 58
Согласовано
письмом Управления по котлонадзору
и надзору за подъемными сооружениями
Госгортехнадзора России
от 9 сентября 1997 г. N 12-7/855
Введены в действие
с 1 июля 1998 года
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОДЪЕМНО - ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
РД 31.44.01-97
Предисловие
1. Разработаны ЗАО "Центральный научно - исследовательский и
проектно - конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ).
2. Согласованы Управлением по котлонадзору и надзору за
подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (письмо N 12-7/855
от 09.09.97), Отраслевым научно - методическим центром охраны
труда на морском транспорте (письмо N 4 от 23.07.97), Санкт -
Петербургским Бассоветом профсоюза работников водного транспорта
(письмо N 05-01/1 от 05.08.97).
3. Внесены Департаментом регулирования производственной
деятельности морского транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации.
4. Утверждены и введены в действие Приказом Министра
транспорта Российской Федерации N 58 от 26.05.1998.
5. Введены взамен РД 31.44.01-89.
1. Область применения
В настоящих Правилах (в дальнейшем - ПТЭ) устанавливаются
требования к организации технической эксплуатации подъемно -
транспортного оборудования, а также к производству работ по
перемещению грузов перегрузочными машинами в морских портах.
В дальнейшем в настоящих ПТЭ в понятие "порт" или "морской
порт" включается любое предприятие или организация, имеющая
лицензию Минтранса России на производство погрузочно -
разгрузочных или складских работ на морском транспорте, независимо
от формы собственности такого предприятия и организации.
При наличии в порту самостоятельных структур (акционерных
обществ и других) при передаче в аренду подъемно - транспортного
оборудования в договоре между владельцем оборудования и
арендатором должно быть указано распределение обязанностей по
выполнению ПТЭ.
ПТЭ являются обязательными для всех инженерно - технических
работников, эксплуатирующих, ремонтирующих и проектирующих
подъемно - транспортное оборудование морских портов.
Дополнения и изменения к ПТЭ разрабатываются, согласовываются
и утверждаются в порядке, установленном Минтрансом России.
2. Нормативные ссылки
В настоящих ПТЭ приведены ссылки на государственные стандарты,
правила и руководящие документы, перечисленные в Приложении R.
3. Определения, обозначения и сокращения
3.1. Термины и определения
Приведенные в настоящих ПТЭ термины, относящиеся к
классификации грузоподъемных кранов, наименованию их составных
частей, механизмов и параметров, соответствуют терминам и
определениям, приведенным в Правилах устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором
России 30.12.92.
Определение понятий: подъемно - транспортное оборудование,
перегрузочные машины, машины внутрипортовой механизации,
технологическая оснастка, сменные грузозахватные органы, съемные
грузозахватные приспособления, средства укрупнения, рельсовые
крановые пути приведены в 4.1 настоящих ПТЭ. Другие термины,
используемые в настоящих ПТЭ, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
----T------------------T-----------------------------------------¬
¦ N ¦ Термин ¦ Определение ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦1 ¦Эксплуатация ¦Стадия жизненного цикла изделия, на кото-¦
¦ ¦ ¦рой реализуется, поддерживается и восста-¦
¦ ¦ ¦навливается его качество. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. Эксплуатация изделия включает¦
¦ ¦ ¦в себя в общем случае использование по ¦
¦ ¦ ¦назначению, транспортирование, хранение, ¦
¦ ¦ ¦техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ ¦
¦ ¦ ¦25866) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦2 ¦Техническая ¦Часть эксплуатации, включающая транспор- ¦
¦ ¦эксплуатация ¦тирование, хранение, техническое обслужи-¦
¦ ¦ ¦вание и ремонт (ГОСТ 25866) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦3 ¦Техническое ¦Совокупность подверженных изменению в ¦
¦ ¦состояние ¦процессе производства или эксплуатации ¦
¦ ¦ ¦свойств объекта, характеризуемая в опре- ¦
¦ ¦ ¦деленный момент времени признаками, уста-¦
¦ ¦ ¦новленными технической документацией на ¦
¦ ¦ ¦этот объект. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. Видами технического состояния¦
¦ ¦ ¦являются: исправность, работоспособность,¦
¦ ¦ ¦неисправность, неработоспособность и т.п.¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ 19919) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦4 ¦Исправное ¦Состояние объекта, соответствующее всем ¦
¦ ¦состояние ¦требованиям нормативно - технической и ¦
¦ ¦ ¦(или) конструкторской (проектной) доку- ¦
¦ ¦ ¦ментации (ГОСТ 27.002) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦5 ¦Работоспособное ¦Состояние объекта, при котором он спосо- ¦
¦ ¦состояние ¦бен выполнять свои функции, сохраняя зна-¦
¦ ¦ ¦чения заданных параметров в пределах, ус-¦
¦ ¦ ¦тановленных нормативно - технической до- ¦
¦ ¦ ¦кументацией (ГОСТ 27.002) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦6 ¦Техническое ¦Комплекс операций или операция по поддер-¦
¦ ¦обслуживание ¦жанию работоспособности или исправности ¦
¦ ¦ ¦изделия при использовании по назначению, ¦
¦ ¦ ¦ожидании, хранении и транспортировании ¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ 18322) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦7 ¦Ремонт ¦Комплекс операций по восстановлению исп- ¦
¦ ¦ ¦равности или работоспособности изделия и ¦
¦ ¦ ¦восстановлению ресурса изделия или его ¦
¦ ¦ ¦составных частей (ГОСТ 18322) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦8 ¦Текущий ремонт ¦Ремонт, выполняемый для обеспечения или ¦
¦ ¦ ¦восстановления работоспособности изделия ¦
¦ ¦ ¦и состоящий в замене и (или) восстановле-¦
¦ ¦ ¦нии отдельных составных частей ¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ 18322) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦9 ¦Капитальный ремонт¦Ремонт, выполняемый для восстановления ¦
¦ ¦ ¦исправности, полного или близкого к пол- ¦
¦ ¦ ¦ному восстановления ресурса изделия с за-¦
¦ ¦ ¦меной или восстановлением любых его час- ¦
¦ ¦ ¦тей, включая базовые. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. Значение, близкое к значению ¦
¦ ¦ ¦величины полного ресурса, указывается в ¦
¦ ¦ ¦нормативно - технической документации ¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ 18322) ¦
+---+------------------+-----------------------------------------+
¦10 ¦Агрегатный ремонт ¦Обезличенный метод ремонта, при котором ¦
¦ ¦ ¦неисправные агрегаты заменяют новыми или ¦
¦ ¦ ¦заранее отремонтированными. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. Под агрегатом понимаются сбо-¦
¦ ¦ ¦рочные единицы, обладающие свойствами ¦
¦ ¦ ¦полной взаимозаменяемости, независимостью¦
¦ ¦ ¦сборки и самостоятельностью выполнения ¦
¦ ¦ ¦определенных функций в изделиях различно-¦
¦ ¦ ¦го назначения, например, электродвига- ¦
¦ ¦ ¦тель, редуктор, насос и т.п. (ГОСТ 18322)¦
L---+------------------+------------------------------------------
3.2. Обозначения и сокращения:
- РД - руководящий документ;
- Правила Госгортехнадзора по кранам - Правила устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные
Госгортехнадзором России 30.12.1992;
- ПТЭ - настоящие правила;
- ТО - техническое обслуживание;
- СККН - специализированный конвейерный комплекс для
навалочных грузов.
4. Основные положения
4.1. Подъемно - транспортное оборудование
4.1.1. С целью учета особенностей эксплуатации применяемого в
портах подъемно - транспортного оборудования последнее
подразделяется на:
- перегрузочные машины;
- технологическая оснастка;
- средства укрупнения;
- рельсовые крановые пути.
Перегрузочные машины, в свою очередь, подразделяются на:
- грузоподъемные краны и перегружатели всех типов;
- машины внутрипортовой механизации, к которым относятся:
авто- и электропогрузчики, ковшевые погрузчики, в том числе с
отвальным конвейером (например, типа МВС, КПШ), аккумуляторные
тележки, тягачи, тракторы, прицепы (трейлеры), ролл - трейлеры,
передвижные пневмоустановки (например, "Нойеро") и другие
перегрузочные машины;
- машины специализированных перегрузочных комплексов.
Технологическая оснастка подразделяется на:
- сменные грузозахватные органы, к которым относятся: крюк,
грейфер, спредер, грузоподъемный магнит, вилы погрузчика,
грузозахватные устройства погрузчика с электрическим,
гидравлическим или пневматическим приводом, а также другие
грузозахватные устройства повышенной сложности (см. примечание 1 к
настоящему пункту);
- съемные грузозахватные приспособления, к которым относятся:
универсальные стропы, ковши, сетки, рамы, канатные и цепные
стропы с крюками, скобами, карабинами и т.п., контейнерные захваты
(например, типа ЗКИ), захваты для труб и другие грузозахватные
устройства (см. примечание 1 к настоящему пункту).
К средствам укрупнения грузовых мест относятся все типы
поддонов и пакетирующих стропов, находящиеся на балансе порта и
предназначенные для внутрипортового обращения.
Рельсовые крановые пути подразделяются на:
- рельсовые пути портальных кранов и перегружателей всех
типов;
- рельсовые пути специализированных перегрузочных комплексов;
- рельсовые пути кранов мостового типа (мостовые и козловые
краны, тельферы).
Примечания. 1. Разделение не названных в настоящем пункте
грузозахватных устройств на сменные грузозахватные органы и
съемные грузозахватные приспособления и определение с этой целью
конструктивной сложности таких устройств производится комиссией,
назначаемой главным инженером порта.
2. Эксплуатация других видов технологической оснастки -
технологического инструмента (ножниц для резки троса, рычагов -
кантователей, ломиков, кувалд и т.п.) и вспомогательных
технологических приспособлений (столов грузовых, поворотных кругов
и т.п.) должна регламентироваться руководящими документами Единой
системы технологической подготовки производства морских портов
(ЕСТПП МП).
4.2. Документация, регламентирующая техническую эксплуатацию
подъемно - транспортного оборудования, и проверка знаний инженерно
- технических работников
4.2.1. Инженерно - технические работники, связанные с
техническим обслуживанием и ремонтом подъемно - транспортного
оборудования, а также с организацией и производством работ по
перемещению грузов должны проходить проверку знания настоящих ПТЭ
одновременно с проверкой знания правил, норм, требований и
инструкций по охране труда в порядке, установленном "Положением о
порядке обучения и проверки знаний по охране труда у руководящих
работников и специалистов предприятий, организаций и учреждений
морского транспорта" (РД 31.87.01-95). Проверка знаний у инженерно
- технических работников, связанных с техническим обслуживанием и
ремонтом, проводится 1 раз в три года. Проверка знаний лиц,
ответственных за безопасное производство работ по перемещению
грузов перегрузочными машинами, проводится 1 раз в год.
Проверка знаний у инженерно - технических работников,
обязанности которых распространяются на подъемно - транспортное
оборудование, подконтрольное Госгортехнадзору, должна проводиться
с участием в комиссии представителя Госгортехнадзора в
соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора.
Внеочередная проверка знаний ПТЭ проводится в следующих
случаях:
а) при вводе в действие новых ПТЭ - в сроки, указанные в
приказе (инструктивном письме) Минтранса РФ;
б) по требованию органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора,
Государственной инспекции по охране труда и местного портового
технического надзора (см. 6.1.1), если будут обнаружены
недостаточные знания или нарушения работником соответствующих
правил, норм, требований, указаний и инструкций, - в течение
месяца с момента предъявления требования;
в) при назначении впервые на работу или при переводе работника
на другую должность, требующую знания дополнительных разделов ПТЭ,
- до начала работы.
Результаты проверки знаний оформляются протоколами, которые
хранятся в отделах кадров или в учебно - курсовых комбинатах.
Лицам, прошедшим проверку знаний, выдаются "Удостоверения
руководящих и инженерно - технических работников предприятий и
организаций морского транспорта о проверке знаний правил
безопасной эксплуатации оборудования" по форме, приведенной в
Приложении А.
Удостоверения подписываются председателем и двумя членами
комиссии по проверке знаний.
4.2.2. Инженерно - технические работники, связанные с
техническим обслуживанием и ремонтом перегрузочных машин, а также
с организацией и производством работ по перемещению грузов
перегрузочными машинами, должны наряду с ПТЭ руководствоваться:
а) документами Госгортехнадзора России:
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов" (ПБ-10-14-92), утвержденными 30.12.92,
Постановление N 41 (в дальнейшем именуются Правила
Госгортехнадзора по кранам);
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников
(вышек)" (ПБ-10-11-97), утвержденными 19.11.92, Постановление
N 33;
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов",
утвержденными 11.02.92;
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и
водогрейных котлов", утвержденными 28.05.93;
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов,
работающих под давлением", утвержденными 18.04.95, Постановление
N 20;
- "Правилами устройства и безопасной эксплуатации
трубопроводов пара и горячей воды" (РД-03-04), утвержденными
18.07.94, Постановление N 45;
- "Требованиями к устройству и безопасной эксплуатации
рельсовых путей козловых кранов" (РД-10-117-95), утвержденными
08.08.95, Постановление N 41;
- "Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству
и безопасной эксплуатации" (РД 10-33-93), утвержденные 20.10.93;
- руководящими документами, инструкциями, методическими
указаниями, информационными письмами;
б) документами Минэнерго и Госэнергонадзора России:
- "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ)";
- "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей";
- "Правилами техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей";
в) руководящими документами Минтранса России по охране труда:
- "Правилами охраны труда в морских портах"
(ПОТ РО-152-31.82.03-96);
- "Правилами техники безопасности и производственной санитарии
на промышленных предприятиях морского транспорта"
(РД 31.83.04-89);
- "Положением об обучении и инструктаже по охране труда
работников предприятий, организаций и учреждений морского
транспорта" (РД 31.87.03-95);
- приказами, инструктивными письмами, указаниями.
Проверку знаний перечисленных Правил и документов следует
производить одновременно с проверкой знания ПТЭ (см. 4.2.1) с
учетом должностных прав и обязанностей проверяемого.
При проверке знаний следует учитывать, что инженерно -
технические работники, не относящиеся к электротехническому
персоналу, но связанные с обслуживанием перегрузочных машин с
электроприводом, должны иметь, группу электробезопасности не ниже
третьей.
4.2.3. Все действующие инструкции и другие документы,
касающиеся технического обслуживания, надзора, ремонта и
производства работ с применением подъемно - транспортного
оборудования, должны быть приведены в соответствие с ПТЭ.
Контроль выполнения требований ПТЭ осуществляется
Министерством транспорта Российской Федерации.
4.3. Обязанности руководства, отделов и подразделений порта
4.3.1. Многообразие форм собственности, структурных схем,
наименований должностей и подразделений, существующих в морских
портах и на предприятиях, имеющих лицензию на производство
погрузочно - разгрузочных, складских и других работ на морском
транспорте, затрудняет создание единых рекомендаций по
распределению обязанностей. В настоящих ПТЭ распределение
обязанностей приводится применительно к "классической" районной
структуре. Для других структур распределение обязанностей
определяется руководством порта с учетом необходимости выполнения
всех предусмотренных ПТЭ требований по организации технической
эксплуатации подъемно - транспортного оборудования.
Здесь и далее используются следующие обобщающие наименования:
- "портом", как уже указывалось в разделе 1, именуется не
только собственно порт, но и любое другое предприятие или
организация, имеющие лицензию Минтранса России на производство
погрузочно - разгрузочных, складских и других работ;
- "начальник порта" - первое лицо в порту (президент,
генеральный директор, директор, управляющий и другие);
- "главный инженер" - заместитель первого лица по технической
части (технический директор, заместитель генерального директора и
другие);
- "заместитель начальника порта по эксплуатации" - заместитель
первого лица по эксплуатации (вице - президент и другие).
При наличии в порту других заместителей первого или второго
лица их ответственность и обязанности определяются в зависимости
от функций подчиненных им отделов и подразделений.
Руководство порта (начальник порта, главный инженер,
заместитель начальника порта по эксплуатации) обязано обеспечить
содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию
подъемно - транспортного оборудования с учетом требований
Госгортехнадзора, в том числе в части лицензирования различных
видов деятельности, для чего необходимо:
а) создать:
- ремонтную базу, обеспечивающую потребности порта, или
заключить договор с организацией, имеющей лицензию
Госгортехнадзора и опыт выполнения ремонта перегрузочных машин;
- систему надзора за безопасной эксплуатацией подъемно -
транспортного оборудования, согласовав организацию надзора за
оборудованием, подконтрольным Госгортехнадзору, с округом
Госгортехнадзора;
б) назначить:
- инженерно - технических работников по надзору за безопасной
эксплуатацией подъемно - транспортного оборудования;
- инженерно - технических работников, ответственных за
содержание подъемно - транспортного оборудования в исправном
состоянии;
- лиц, ответственных за безопасное производство работ по
перемещению грузов и за соблюдение технологической дисциплины;
в) установить требуемый ПТЭ порядок и периодичность проведения
всех видов технического обслуживания и ремонта подъемно -
транспортного оборудования;
г) установить порядок вывода оборудования из эксплуатации и
ввода его в работу;
д) ввести требуемые ПТЭ обучение, аттестацию и периодическую
проверку знаний рабочих. Выдать аттестованным рабочим
"Удостоверение докера - механизатора <*> и рабочего по
техническому обслуживанию и ремонту" по форме Приложения Б;
--------------------------------
<*> Здесь и далее под "докером - механизатором" понимается
механизатор (докер - механизатор) комплексной бригады на
погрузочно - разгрузочных работах.
е) выдать инженерно - техническим работникам настоящие ПТЭ,
соответствующие правила, инструкции и руководящие материалы;
ж) выдать (под роспись) докерам - механизаторам и рабочим по
техническому обслуживанию и ремонту соответствующие
производственные инструкции (с учетом требования пункта 7.4.30
Правил Госгортехнадзора по кранам) и инструкции по охране труда;
и) разработать и утвердить рабочие технологические карты на
производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами
применительно к местным условиям.
4.3.2. Обязанности по организации надзора за безопасной
эксплуатацией и содержанием в исправном состоянии перегрузочных
машин, сменных грузозахватных органов и рельсовых крановых путей,
а также систем аспирации и пылеудаления специализированных
комплексов возлагаются на главного инженера порта.
Обязанности по организации производства работ по перемещению
грузов, по организации контроля за соблюдением технологической
дисциплины, содержанием в исправном состоянии съемных
грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, а также по
организации надзора за производством работ по перемещению грузов,
за изготовлением и содержанием в исправном состоянии съемных
грузозахватных приспособлений и средств укрупнения возлагаются на
заместителя начальника порта по эксплуатации.
Обязанности по организации производства работ по перемещению
грузов в ремонтно - строительных управлениях (на участках), в
мастерских и в других вспомогательных подразделениях порта
возлагаются на главного инженера порта.
4.3.3. Техническая эксплуатация подъемно - транспортного
оборудования, приписанного к базе внутрипортовой механизации,
должна осуществляться в соответствии с Положением о базе
внутрипортовой механизации, которое должно быть разработано портом
с учетом требований настоящих ПТЭ.
4.3.4. Обязанности отделов и подразделений порта по
обеспечению выполнения требований ПТЭ определяются в зависимости
от структуры порта. Распределение обязанностей между отделами
управления порта при "районной" структуре приведено в п. 4.3.5. В
случае, если в порту принята другая структура, обязанности отделов
устанавливаются портом самостоятельно с учетом необходимости
выполнения всех предусмотренных ПТЭ требований по организации
технической эксплуатации подъемно - транспортного оборудования и с
учетом "Рекомендаций по организации технологической работы и
обеспечению технологической дисциплины на погрузочно -
разгрузочных работах в портах и пароходствах (объединениях)
морского транспорта" (РД 31.40.06-88).
4.3.5. Обязанности по обеспечению выполнения требований ПТЭ
распределяются между отделами и подразделениями порта следующим
образом:
а) отдел механизации обеспечивает надлежащую техническую
эксплуатацию перегрузочных машин и сменных грузозахватных органов
путем:
- организации надзора за безопасной эксплуатацией
перегрузочных машин и сменных грузозахватных органов;
- подготовки заявки на запасные части;
- организации ремонта и реконструкции перегрузочных машин;
- наблюдения за монтажом;
- ознакомления инженерно - технических работников с
руководящими документами;
- организации разработки и контроля выполнения
производственных инструкций и инструкций по охране труда рабочими,
управляющими перегрузочными машинами, и рабочими по техническому
обслуживанию и ремонту;
- разработки предложений по пополнению и обновлению парка
перегрузочных машин;
б) технологический отдел (подразделение) порта обеспечивает
исправное техническое состояние и использование съемных
грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, а также
безопасное производство работ по перемещению грузов и соблюдение
технологической дисциплины при производстве погрузочно -
разгрузочных работ во всех подразделениях порта путем:
- своевременной разработки рабочих технологических карт (РТК),
временных технологических инструкций по перегрузке (ВТИП) и их
корректировки;
- надзора за соблюдением технологической дисциплины и
безопасным производством работ при перемещении грузов;
- надзора за изготовлением и безопасной эксплуатацией съемных
грузозахватных приспособлений и средств укрупнения;
- пополнения и внедрения новых съемных грузозахватных
приспособлений, средств укрупнения и контейнеризации;
- контроля за условиями хранения съемных грузозахватных
приспособлений и средств укрупнения;
- организации ремонта съемных грузозахватных приспособлений и
средств укрупнения;
- разработки схем движения перегрузочных машин и разметки
грузовых фронтов;
в) отдел гидротехнических и инженерных сооружений порта
обеспечивает исправное техническое состояние рельсовых крановых
путей, дорожных и складских покрытий и разметки грузовых фронтов
путем:
- надзора за их безопасной эксплуатацией;
- организации их ремонта по утвержденным графикам и по
результатам технических осмотров, периодических и внеочередных
инструментальных наблюдений и обследований рельсовых крановых
путей;
г) отдел главного энергетика обеспечивает надзор за
техническим состоянием всего электрического хозяйства порта.
Надзор за правильной и безопасной эксплуатацией
электрооборудования перегрузочных машин напряжением до 1000 В
наряду с главным энергетиком осуществляет инженерно - технический
работник отдела механизации, назначенный приказом по порту
ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией
электрооборудования перегрузочных машин.
Надзор за безопасной эксплуатацией электрических колонок
осуществляет отдел главного энергетика;
д) районы и другие подразделения порта, на балансе которых
находится подъемно - транспортное оборудование, обязаны содержать
его в исправном состоянии и обеспечивать его безопасную
эксплуатацию.
4.3.6. Если в порту создается отдельное подразделение,
осуществляющее местный надзор за безопасной эксплуатацией подъемно
- транспортного оборудования, в обязанности этого подразделения
рекомендуется ввести:
- организацию надзора за содержанием в исправном состоянии
всего подъемно - транспортного оборудования, подконтрольного
Госгортехнадзору, а также надзора за безопасным производством
работ по перемещению грузов;
- надзор за монтажом подъемно - транспортного оборудования;
- ознакомление ИТР с руководящими документами;
- осуществление метрологического надзора за средствами
измерения;
- осуществление надзора за техническим состоянием сварочного
оборудования и контроля качества сварных соединений на объектах,
подконтрольных Госгортехнадзору;
- проверку соответствия действующим правилам и нормативной
документации проектов и другой документации, относящейся к
оборудованию, подконтрольному Госгортехнадзору.
5. Техническое обслуживание и обязанности
по содержанию подъемно - транспортного оборудования
в исправном состоянии
5.1. Общие положения
5.1.1. Техническое обслуживание подъемно - транспортного
оборудования подразделяется на (см. таблицу 3.1):
- техническое обслуживание при использовании;
- техническое обслуживание при хранении;
- техническое обслуживание при транспортировании.
5.1.2. Состав, периодичность, порядок выполнения и меры
безопасности при проведении технического обслуживания подъемно -
транспортного оборудования должны соответствовать указаниям,
приведенным в инструкции по эксплуатации этого оборудования или в
другой технической документации завода - изготовителя. При
отсутствии таких указаний они должны быть разработаны:
- для перегрузочного оборудования, подконтрольного
Госгортехнадзору, - специализированной организацией в соответствии
с Правилами Госгортехнадзора;
- для оборудования, не подконтрольного Госгортехнадзору, -
портом или по его поручению другой организацией.
5.2. Техническое обслуживание при использовании подъемно -
транспортного оборудования
5.2.1. Техническое обслуживание при использовании машин
состоит из:
1) ТО-1, которое включает в себя все виды обслуживания с
периодичностью менее месяца, а именно: ежесменное, ежесуточное,
еженедельное и т.п. Эти виды обслуживания проводятся во время
приема и сдачи смены, в период отсутствия грузовых работ, а также
с выводом машины из эксплуатации, но не более чем на 8 ч (одна
дневная смена);
2) ТО-2, выполняемое:
- по кранам и перегружателям всех типов, включая зерновые, с
периодичностью 1 раз в месяц и длительностью не более 2 суток, а 1
раз в 3 месяца (при необходимости) длительностью до 40 ч (пять
дневных смен);
- по машинам внутрипортовой механизации - через 150 - 200 ч
работы машины, но не реже чем через месяц, если в заводских
инструкциях не оговорены иные сроки. Длительность ТО-2 этих машин
не должна превышать:
для машин с двигателем внутреннего сгорания и
грузоподъемностью до 10 т - 16 ч (две дневные смены),
грузоподъемностью 10 т и более - 24 ч (три дневные смены);
для машин с электроприводом - 8 ч (одна дневная смена).
5.2.2. В состав ТО-1 входят следующие работы:
- проверка перегрузочной машины и ее механизмов;
- уборочно - моечные работы;
- крепежные работы;
- опробование механизмов, агрегатов и систем в действии;
- проверка в действии блокировочных устройств и приборов
безопасности;
- смазочные работы;
- регулировочные работы;
- снабжение топливом, смазкой, водой;
- устранение повреждений.
Ежесменное техническое обслуживание выполняют докеры -
механизаторы, управляющие машиной, при приеме и сдаче смены.
Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания, входящие
в ТО-1, выполняют рабочие по техническому обслуживанию и ремонту.
Перечень работ и проверок, выполняемых при ТО-1 на конкретных
машинах, устанавливает порт на основании заводских инструкций по
эксплуатации машины. Докерам - механизаторам, управляющим
перегрузочными машинами, и рабочим по техническому обслуживанию и
ремонту запрещается самостоятельно без указания группового
механика (электромеханика) или сменного механика разбирать и
регулировать:
- аппаратуру гидравлического и пневматического управления;
- предохранительные приборы и приборы безопасности;
- топливные насосы, регуляторы и форсунки дизелей;
- защитные фрикционы механизмов поворота;
- весовые устройства, ограничители грузоподъемности и
указатели вылета стрелы;
- приборы автоматизации, электронного оборудования,
сигнализации и речевой связи;
- тормоза с автоматическим устройством для компенсации износа
фрикционных обкладок, тормоза механизма подъема контейнерных
кранов и перегружателей;
- запорное устройство подъемной консоли перегружателя;
- устройства для подогрева и охлаждения рабочей гидравлической
жидкости.
Приведенный перечень таких работ дополняется портом в
зависимости от конструктивных особенностей машин.
Категорически запрещается производить регулирование тормоза
механизма подъема при поднятом грузе или грейфере (грузоподъемном
электромагните), а также устанавливать различные приспособления
для растормаживания тормоза вручную.
При ежесуточном техническом обслуживании производится контроль
качества выполнения и оформления ежесменного технического
обслуживания.
Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания машин,
входящие в ТО-1, проводятся в течение времени, отведенного для
выполнения ежесменного обслуживания, а также в обеденные и
межсменные перерывы и в периоды отсутствия грузовых работ.
О состоянии перегрузочных машин и выполненных работах рабочие
делают запись в вахтенном журнале машины.
Организация ежесменного обслуживания и контроль за его
выполнением являются обязанностью сменного механика, остальных
видов обслуживания - инженерно - технических работников,
ответственных за содержание перегрузочных машин в исправном
состоянии.
5.2.3. ТО-2 является основным видом технического обслуживания
и включает в себя следующие работы, состав которых уточняется
портом с учетом конструкции машин в соответствии с 5.1.2:
- проверку технического состояния машины;
- при необходимости замену быстроизнашивающихся деталей:
резьбовых соединений, канатов, тормозных обкладок, пальцев и
упругих втулок муфт, манжет и уплотнений гидросистемы, контактов,
гибких соединений и пружин командоаппаратов, контакторов и реле,
щеток и щеткодержателей электродвигателей и кольцевых
токоприемников, питающего шлангового кабеля, других деталей и
оборудования;
- восстановление надежности всех соединений элементов
металлоконструкций, деталей механизмов, электрического,
гидравлического и пневматического оборудования, а также устранение
неисправностей. В случае применения сварки при восстановлении
несущих металлоконструкций кранов работа должна быть выполнена в
соответствии с Правилами Госгортехнадзора по кранам;
- регулирование устройств, механизмов, схем и систем;
- очистку механизмов и оборудования от пыли, грязи и
отработавшей смазки;
- смазывание узлов механизмов.
ТО-2 проводят по квартальным графикам, которые утверждает
заместитель начальника района по механизации. Отклонение от сроков
выполнения ТО-2, предусмотренных графиком, допускается в
исключительных случаях по разрешению руководителя, утвердившего
график, но не более чем на 5 дней.
Перенос срока должен быть оформлен записью разрешения в
журнале группового механика.
Ответственность за проведение ТО-2 возлагается на инженерно -
технического работника, ответственного за содержание машины в
исправном состоянии. Запись о постановке перегрузочной машины на
ТО-2, а также о пуске ее в работу после технического обслуживания
производит указанное лицо в вахтенном журнале машины.
О выполненных работах ТО-2 должна быть сделана запись в
журнале группового механика (электромеханика) <*>. Контроль за
выполнением графика осуществляет инженерно - технический работник
по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин.
--------------------------------
<*> Здесь и далее подразумевается групповой механик
(электромеханик) перегрузочных машин.
5.2.4. Для обеспечения бесперебойной работы перегрузочных
машин на каждом грузовом районе должен быть предусмотрен дежурный
персонал для технического обслуживания и ремонта перегрузочных
машин, подчиненный сменному механику.
5.2.5. Перегрузочные машины должны быть закреплены:
- за рабочими по техническому обслуживанию и ремонту - для
обеспечения технического обслуживания с периодичностью 1 сутки и
более, а также для выполнения ремонтных работ. Закрепление
оформляется распоряжением заместителя начальника района по
механизации;
- за рабочими комплексных бригад (докерами - механизаторами) -
для обеспечения управления и ежесменного обслуживания машины.
Закрепление оформляется распоряжением начальника района.
Докеры - механизаторы в период работы на перегрузочных машинах
подчиняются инженерно - техническим работникам механизации, в том
числе и ответственному за содержание перегрузочных машин в
исправном состоянии, и выполняют все их указания в части
технической эксплуатации машин. Докеры - механизаторы, управляющие
перегрузочными машинами, должны участвовать в работах по
техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин и
производить замену грузозахватных органов с учетом 5.7.2.
Бригадир комплексной бригады обязан обеспечить постоянное
участие рабочих в техническом обслуживании перегрузочных машин в
соответствии с графиком ТО-2 и с учетом закрепления машин за
рабочими комплексных бригад.
Выдачу задания докерам - механизаторам и рабочим по
техническому обслуживанию и ремонту на выполнение работ по
техническому обслуживанию производит групповой или сменный механик
после инструктажа по технике безопасности.
5.2.6. Докеры - механизаторы, управляющие перегрузочными
машинами, обязаны при приеме смены (см. 9.1.7) проверять
техническое состояние машины. Проверка должна осуществляться в
соответствии с указаниями, приведенными в производственной
инструкции докера - механизатора или в инструкции по охране труда
при работе на конкретной машине. При обнаружении неисправности при
приемке или во время работы машины докер - механизатор,
управляющий машиной, должен, соответственно, не начинать либо
прекратить работу и доложить об этом сменному механику. Машина
может быть использована для работы только после устранения
неисправностей и получения разрешения сменного механика, которое
должно быть записано им в вахтенном журнале машины, а если на
машине журнал не предусмотрен, - в вахтенном журнале сменного
механика.
После окончания работы докер - механизатор, управляющий
машиной, обязан:
- произвести очистку машины и при необходимости заправить ее
топливом, водой и маслом;
- сделать запись в вахтенном журнале машины, если он
предусмотрен, в соответствии с формой журнала;
- поставить машину в отведенное для стоянки место, а краны и
перегружатели установить на противоугонные захваты;
- сдать машину (ключи) сменному механику.
5.2.7. Администрация порта обязана предоставить докерам -
механизаторам, управляющим перегрузочными машинами, 20 мин. для
приемки - сдачи перегрузочной машины и выполнения ежесменных работ
по ТО-1.
5.2.8. Передача в период рабочей смены управления
перегрузочной машиной одним докером - механизатором другому без
разрешения сменного механика и записи в вахтенном журнале сменного
механика запрещается.
5.2.9. При осмотре и техническом обслуживании перегрузочной
машины с электроприводом должны быть выполнены мероприятия,
обеспечивающие безопасность работ, в соответствии с 13.2.1.3.
5.2.10. На каждом кране, перегружателе и машине
специализированного перегрузочного комплекса должны быть:
- вахтенный журнал перегрузочной машины;
- комплект инструментов, приспособлений и инвентаря, а также
расходные материалы, необходимые для ежесменного и ежесуточного
технического обслуживания.
На кранах и перегружателях, а также в гаражах и на постах
технического обслуживания должны быть вывешены карты смазки
механизмов машин и необходимые данные для регулировочных работ.
5.2.11. Выбор, контроль качества и учет расхода горюче -
смазочных материалов порт должен осуществлять в соответствии с
указаниями заводской (фирменной) документации и картой смазки,
составленной с учетом рекомендаций РД 31.44.08-93.
5.2.12. Выбор стальных канатов для перегрузочных машин и
|