Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 26.05.98 N 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
                         от 26 мая 1998 г. N 58
   
              ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ
           ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО - ТРАНСПОРТНОГО
                  ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
   
       Приказываю:
       1. Утвердить   и   ввести  в  действие  с  1  июля  1998  года
   прилагаемые    Правила    технической   эксплуатации   подъемно  -
   транспортного оборудования морских портов (РД 31.44.01-97).
       2. ЦНИИМФу  до  1 июня 1998 года обеспечить издание и рассылку
   указанных в пункте 1 настоящего Приказа Правил  в  соответствии  с
   заявками организаций.
       3. Рекомендовать    руководителям     организаций     морского
   транспорта,   имеющим   лицензию   на  производство  погрузочно  -
   разгрузочных работ на  морском  транспорте,  до  1  июля  1998  г.
   организовать изучение     и     внеочередную    проверку    знаний
   РД 31.44.01-97 инженерно -  технических  работников,  связанных  с
   технической    эксплуатацией   перегрузочных   машин   и   сменных
   грузозахватных  органов,   а   также   работников,   связанных   с
   организацией   и   производством   работ   по  перемещению  грузов
   перегрузочными машинами.
       4. Российской  транспортной  инспекции  совместно  с  морскими
   администрациями портов до 01.01.99 обеспечить проверку  исполнения
   п. 3 настоящего Приказа в организациях морского транспорта.
       5. Лицензионными органами морского транспорта  при  оформлении
   организациям  лицензий  на  производство погрузочно - разгрузочных
   работ  проверять  введение  ими  Правил  технической  эксплуатации
   подъемно - транспортного оборудования согласно РД 31.44.01-97.
       6. Признать не действующими на территории Российской Федерации
   с  1  июля  1998  года Правила технической эксплуатации подъемно -
   транспортного  оборудования  морских  портов   (РД   31.44.01-89),
   утвержденные Приказом   Министерства   морского   флота   СССР  от
   5 декабря 1989 г. N 106.
       7. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа возложить на
   Первого заместителя Министра А.А. Луговца.
   
                                                              Министр
                                                            С.О.ФРАНК
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждены
                                                             Приказом
                                                     Минтранса России
                                               от 26 мая 1998 г. N 58
   
                                                          Согласовано
                                   письмом Управления по котлонадзору
                                 и надзору за подъемными сооружениями
                                              Госгортехнадзора России
                                     от 9 сентября 1997 г. N 12-7/855
   
                                                   Введены в действие
                                                   с 1 июля 1998 года
   
                                ПРАВИЛА
                        ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                 ПОДЪЕМНО - ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                        МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
   
                             РД 31.44.01-97
   
                              Предисловие
   
       1. Разработаны  ЗАО  "Центральный научно - исследовательский и
   проектно - конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ).
       2. Согласованы   Управлением  по  котлонадзору  и  надзору  за
   подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (письмо N 12-7/855
   от  09.09.97),  Отраслевым  научно  -  методическим центром охраны
   труда на морском транспорте (письмо N  4  от  23.07.97),  Санкт  -
   Петербургским  Бассоветом  профсоюза работников водного транспорта
   (письмо N 05-01/1 от 05.08.97).
       3. Внесены    Департаментом   регулирования   производственной
   деятельности   морского   транспорта    Министерства    транспорта
   Российской Федерации.
       4. Утверждены  и  введены   в   действие   Приказом   Министра
   транспорта Российской Федерации N 58 от 26.05.1998.
       5. Введены взамен РД 31.44.01-89.
   
                         1. Область применения
   
       В настоящих Правилах  (в  дальнейшем  -  ПТЭ)  устанавливаются
   требования  к  организации  технической  эксплуатации  подъемно  -
   транспортного  оборудования,  а  также  к  производству  работ  по
   перемещению грузов перегрузочными машинами в морских портах.
       В дальнейшем в настоящих ПТЭ в  понятие  "порт"  или  "морской
   порт"   включается  любое  предприятие  или  организация,  имеющая
   лицензию   Минтранса   России   на   производство   погрузочно   -
   разгрузочных или складских работ на морском транспорте, независимо
   от формы собственности такого предприятия и организации.
       При наличии  в  порту  самостоятельных  структур  (акционерных
   обществ и других) при передаче в аренду подъемно  -  транспортного
   оборудования   в   договоре   между   владельцем   оборудования  и
   арендатором должно  быть  указано  распределение  обязанностей  по
   выполнению ПТЭ.
       ПТЭ являются обязательными для всех  инженерно  -  технических
   работников,   эксплуатирующих,   ремонтирующих   и   проектирующих
   подъемно - транспортное оборудование морских портов.
       Дополнения и изменения к ПТЭ разрабатываются,  согласовываются
   и утверждаются в порядке, установленном Минтрансом России.
   
                         2. Нормативные ссылки
   
       В настоящих ПТЭ приведены ссылки на государственные стандарты,
   правила и руководящие документы, перечисленные в Приложении R.
   
                3. Определения, обозначения и сокращения
   
       3.1. Термины и определения
       Приведенные в   настоящих   ПТЭ   термины,    относящиеся    к
   классификации  грузоподъемных  кранов,  наименованию  их составных
   частей,  механизмов  и  параметров,   соответствуют   терминам   и
   определениям,  приведенным  в  Правилах  устройства  и  безопасной
   эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором
   России 30.12.92.
       Определение понятий:  подъемно  -  транспортное  оборудование,
   перегрузочные    машины,    машины   внутрипортовой   механизации,
   технологическая оснастка,  сменные грузозахватные органы,  съемные
   грузозахватные   приспособления,  средства  укрупнения,  рельсовые
   крановые  пути  приведены  в  4.1  настоящих ПТЭ.  Другие термины,
   используемые в настоящих ПТЭ, приведены в таблице 3.1.
   
                                                          Таблица 3.1
   
   ----T------------------T-----------------------------------------¬
   ¦ N ¦      Термин      ¦              Определение                ¦
   ¦п/п¦                  ¦                                         ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦1  ¦Эксплуатация      ¦Стадия жизненного цикла изделия, на кото-¦
   ¦   ¦                  ¦рой реализуется, поддерживается и восста-¦
   ¦   ¦                  ¦навливается его качество.                ¦
   ¦   ¦                  ¦Примечание. Эксплуатация изделия включает¦
   ¦   ¦                  ¦в себя в общем случае использование по   ¦
   ¦   ¦                  ¦назначению, транспортирование, хранение, ¦
   ¦   ¦                  ¦техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ  ¦
   ¦   ¦                  ¦25866)                                   ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦2  ¦Техническая       ¦Часть эксплуатации, включающая транспор- ¦
   ¦   ¦эксплуатация      ¦тирование, хранение, техническое обслужи-¦
   ¦   ¦                  ¦вание и ремонт (ГОСТ 25866)              ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦3  ¦Техническое       ¦Совокупность подверженных изменению в    ¦
   ¦   ¦состояние         ¦процессе производства или эксплуатации   ¦
   ¦   ¦                  ¦свойств объекта, характеризуемая в опре- ¦
   ¦   ¦                  ¦деленный момент времени признаками, уста-¦
   ¦   ¦                  ¦новленными технической документацией на  ¦
   ¦   ¦                  ¦этот объект.                             ¦
   ¦   ¦                  ¦Примечание. Видами технического состояния¦
   ¦   ¦                  ¦являются: исправность, работоспособность,¦
   ¦   ¦                  ¦неисправность, неработоспособность и т.п.¦
   ¦   ¦                  ¦(ГОСТ 19919)                             ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦4  ¦Исправное         ¦Состояние объекта, соответствующее всем  ¦
   ¦   ¦состояние         ¦требованиям нормативно - технической и   ¦
   ¦   ¦                  ¦(или) конструкторской (проектной) доку-  ¦
   ¦   ¦                  ¦ментации (ГОСТ 27.002)                   ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦5  ¦Работоспособное   ¦Состояние объекта, при котором он спосо- ¦
   ¦   ¦состояние         ¦бен выполнять свои функции, сохраняя зна-¦
   ¦   ¦                  ¦чения заданных параметров в пределах, ус-¦
   ¦   ¦                  ¦тановленных нормативно - технической до- ¦
   ¦   ¦                  ¦кументацией (ГОСТ 27.002)                ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦6  ¦Техническое       ¦Комплекс операций или операция по поддер-¦
   ¦   ¦обслуживание      ¦жанию работоспособности или исправности  ¦
   ¦   ¦                  ¦изделия при использовании по назначению, ¦
   ¦   ¦                  ¦ожидании, хранении и транспортировании   ¦
   ¦   ¦                  ¦(ГОСТ 18322)                             ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦7  ¦Ремонт            ¦Комплекс операций по восстановлению исп- ¦
   ¦   ¦                  ¦равности или работоспособности изделия и ¦
   ¦   ¦                  ¦восстановлению ресурса изделия или его   ¦
   ¦   ¦                  ¦составных частей (ГОСТ 18322)            ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦8  ¦Текущий ремонт    ¦Ремонт, выполняемый для обеспечения или  ¦
   ¦   ¦                  ¦восстановления работоспособности изделия ¦
   ¦   ¦                  ¦и состоящий в замене и (или) восстановле-¦
   ¦   ¦                  ¦нии отдельных составных частей           ¦
   ¦   ¦                  ¦(ГОСТ 18322)                             ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦9  ¦Капитальный ремонт¦Ремонт, выполняемый для восстановления   ¦
   ¦   ¦                  ¦исправности, полного или близкого к пол- ¦
   ¦   ¦                  ¦ному восстановления ресурса изделия с за-¦
   ¦   ¦                  ¦меной или восстановлением любых его час- ¦
   ¦   ¦                  ¦тей, включая базовые.                    ¦
   ¦   ¦                  ¦Примечание. Значение, близкое к значению ¦
   ¦   ¦                  ¦величины полного ресурса, указывается в  ¦
   ¦   ¦                  ¦нормативно - технической документации    ¦
   ¦   ¦                  ¦(ГОСТ 18322)                             ¦
   +---+------------------+-----------------------------------------+
   ¦10 ¦Агрегатный ремонт ¦Обезличенный метод ремонта, при котором  ¦
   ¦   ¦                  ¦неисправные агрегаты заменяют новыми или ¦
   ¦   ¦                  ¦заранее отремонтированными.              ¦
   ¦   ¦                  ¦Примечание. Под агрегатом понимаются сбо-¦
   ¦   ¦                  ¦рочные единицы, обладающие свойствами    ¦
   ¦   ¦                  ¦полной взаимозаменяемости, независимостью¦
   ¦   ¦                  ¦сборки и самостоятельностью выполнения   ¦
   ¦   ¦                  ¦определенных функций в изделиях различно-¦
   ¦   ¦                  ¦го назначения, например, электродвига-   ¦
   ¦   ¦                  ¦тель, редуктор, насос и т.п. (ГОСТ 18322)¦
   L---+------------------+------------------------------------------
   
       3.2. Обозначения и сокращения:
       - РД - руководящий документ;
       - Правила  Госгортехнадзора  по  кранам - Правила устройства и
   безопасной  эксплуатации   грузоподъемных   кранов,   утвержденные
   Госгортехнадзором России 30.12.1992;
       - ПТЭ - настоящие правила;
       - ТО - техническое обслуживание;
       - СККН   -   специализированный   конвейерный   комплекс   для
   навалочных грузов.
   
                         4. Основные положения
   
       4.1. Подъемно - транспортное оборудование
       4.1.1. С целью учета особенностей эксплуатации применяемого  в
   портах    подъемно    -   транспортного   оборудования   последнее
   подразделяется на:
       - перегрузочные машины;
       - технологическая оснастка;
       - средства укрупнения;
       - рельсовые крановые пути.
       Перегрузочные машины, в свою очередь, подразделяются на:
       - грузоподъемные краны и перегружатели всех типов;
       - машины  внутрипортовой  механизации,  к  которым  относятся:
   авто- и электропогрузчики,  ковшевые погрузчики,  в  том  числе  с
   отвальным  конвейером (например,  типа МВС,  КПШ),  аккумуляторные
   тележки,  тягачи,  тракторы,  прицепы (трейлеры), ролл - трейлеры,
   передвижные   пневмоустановки   (например,   "Нойеро")   и  другие
   перегрузочные машины;
       - машины специализированных перегрузочных комплексов.
       Технологическая оснастка подразделяется на:
       - сменные  грузозахватные органы,  к которым относятся:  крюк,
   грейфер,  спредер,   грузоподъемный   магнит,   вилы   погрузчика,
   грузозахватные     устройства    погрузчика    с    электрическим,
   гидравлическим  или  пневматическим  приводом,  а   также   другие
   грузозахватные устройства повышенной сложности (см. примечание 1 к
   настоящему пункту);
       - съемные грузозахватные приспособления, к которым относятся:
       универсальные стропы,  ковши,  сетки,  рамы, канатные и цепные
   стропы с крюками, скобами, карабинами и т.п., контейнерные захваты
   (например,  типа  ЗКИ),  захваты  для труб и другие грузозахватные
   устройства (см. примечание 1 к настоящему пункту).
       К средствам   укрупнения  грузовых  мест  относятся  все  типы
   поддонов и пакетирующих стропов,  находящиеся на балансе  порта  и
   предназначенные для внутрипортового обращения.
       Рельсовые крановые пути подразделяются на:
       - рельсовые  пути  портальных  кранов  и  перегружателей  всех
   типов;
       - рельсовые пути специализированных перегрузочных комплексов;
       - рельсовые пути кранов мостового типа  (мостовые  и  козловые
   краны, тельферы).
       Примечания. 1.  Разделение  не  названных  в  настоящем пункте
   грузозахватных  устройств  на  сменные  грузозахватные  органы   и
   съемные  грузозахватные  приспособления и определение с этой целью
   конструктивной сложности таких устройств  производится  комиссией,
   назначаемой главным инженером порта.
       2. Эксплуатация  других  видов  технологической   оснастки   -
   технологического  инструмента  (ножниц для резки троса,  рычагов -
   кантователей,  ломиков,   кувалд   и   т.п.)   и   вспомогательных
   технологических приспособлений (столов грузовых, поворотных кругов
   и т.п.) должна регламентироваться руководящими документами  Единой
   системы  технологической  подготовки  производства  морских портов
   (ЕСТПП МП).
   
       4.2. Документация,  регламентирующая  техническую эксплуатацию
   подъемно - транспортного оборудования, и проверка знаний инженерно
   - технических работников
       4.2.1. Инженерно   -   технические   работники,   связанные  с
   техническим обслуживанием  и  ремонтом  подъемно  -  транспортного
   оборудования,  а  также  с  организацией  и производством работ по
   перемещению грузов должны проходить проверку знания настоящих  ПТЭ
   одновременно   с  проверкой  знания  правил,  норм,  требований  и
   инструкций по охране труда в порядке,  установленном "Положением о
   порядке  обучения  и проверки знаний по охране труда у руководящих
   работников и специалистов предприятий,  организаций  и  учреждений
   морского транспорта" (РД 31.87.01-95). Проверка знаний у инженерно
   - технических работников,  связанных с техническим обслуживанием и
   ремонтом,  проводится  1  раз  в  три  года.  Проверка знаний лиц,
   ответственных за  безопасное  производство  работ  по  перемещению
   грузов перегрузочными машинами, проводится 1 раз в год.
       Проверка знаний  у   инженерно   -   технических   работников,
   обязанности  которых  распространяются  на подъемно - транспортное
   оборудование,  подконтрольное Госгортехнадзору, должна проводиться
   с   участием   в   комиссии   представителя   Госгортехнадзора   в
   соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора.
       Внеочередная проверка   знаний   ПТЭ  проводится  в  следующих
   случаях:
       а) при  вводе  в  действие  новых  ПТЭ - в сроки,  указанные в
   приказе (инструктивном письме) Минтранса РФ;
       б) по  требованию органов Госгортехнадзора,  Госэнергонадзора,
   Государственной инспекции по охране  труда  и  местного  портового
   технического  надзора  (см.   6.1.1),    если   будут   обнаружены
   недостаточные  знания  или  нарушения  работником  соответствующих
   правил,  норм,  требований,  указаний и инструкций,  -  в  течение
   месяца с момента предъявления требования;
       в) при назначении впервые на работу или при переводе работника
   на другую должность, требующую знания дополнительных разделов ПТЭ,
   - до начала работы.
       Результаты проверки  знаний  оформляются протоколами,  которые
   хранятся в отделах кадров или в учебно - курсовых комбинатах.
       Лицам, прошедшим   проверку  знаний,  выдаются  "Удостоверения
   руководящих и инженерно -  технических  работников  предприятий  и
   организаций   морского   транспорта   о   проверке  знаний  правил
   безопасной эксплуатации  оборудования"  по  форме,  приведенной  в
   Приложении А.
       Удостоверения подписываются   председателем  и  двумя  членами
   комиссии по проверке знаний.
       4.2.2. Инженерно  -   технические   работники,   связанные   с
   техническим обслуживанием и ремонтом перегрузочных машин,  а также
   с  организацией  и  производством  работ  по  перемещению   грузов
   перегрузочными машинами, должны наряду с ПТЭ руководствоваться:
       а) документами Госгортехнадзора России:
       - "Правилами     устройства    и    безопасной    эксплуатации
   грузоподъемных  кранов"  (ПБ-10-14-92),  утвержденными   30.12.92,
   Постановление    N    41    (в    дальнейшем   именуются   Правила
   Госгортехнадзора по кранам);
       - "Правилами  устройства и безопасной эксплуатации подъемников
   (вышек)"  (ПБ-10-11-97),  утвержденными  19.11.92,   Постановление
   N 33;
       - "Правилами устройства и   безопасной  эксплуатации  лифтов",
   утвержденными 11.02.92;
       - "Правилами устройства и безопасной  эксплуатации  паровых  и
   водогрейных котлов", утвержденными 28.05.93;
       - "Правилами устройства  и  безопасной  эксплуатации  сосудов,
   работающих под давлением",  утвержденными 18.04.95,  Постановление
   N 20;
       - "Правилами  устройства     и     безопасной     эксплуатации
   трубопроводов  пара  и  горячей  воды"  (РД-03-04),  утвержденными
   18.07.94, Постановление N 45;
       - "Требованиями  к  устройству   и   безопасной   эксплуатации
   рельсовых  путей  козловых  кранов" (РД-10-117-95),  утвержденными
   08.08.95, Постановление N 41;
       - "Стропы грузовые общего назначения.  Требования к устройству
   и безопасной эксплуатации" (РД 10-33-93), утвержденные 20.10.93;
       - руководящими   документами,   инструкциями,    методическими
   указаниями, информационными письмами;
       б) документами Минэнерго и Госэнергонадзора России:
       - "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ)";
       - "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей";
       - "Правилами    техники    безопасности    при    эксплуатации
   электроустановок потребителей";
       в) руководящими документами Минтранса России по охране труда:
       - "Правилами     охраны     труда     в     морских    портах"
   (ПОТ РО-152-31.82.03-96);
       - "Правилами техники безопасности и производственной санитарии
   на     промышленных     предприятиях     морского      транспорта"
   (РД 31.83.04-89);
       - "Положением  об  обучении  и  инструктаже  по  охране  труда
   работников   предприятий,   организаций   и   учреждений  морского
   транспорта" (РД 31.87.03-95);
       - приказами, инструктивными письмами, указаниями.
       Проверку знаний  перечисленных  Правил  и  документов  следует
   производить одновременно с проверкой  знания  ПТЭ  (см.   4.2.1) с
   учетом должностных прав и обязанностей проверяемого.
       При проверке  знаний  следует  учитывать,  что   инженерно   -
   технические   работники,   не  относящиеся  к  электротехническому
   персоналу,  но связанные с  обслуживанием  перегрузочных  машин  с
   электроприводом,  должны иметь, группу электробезопасности не ниже
   третьей.
       4.2.3. Все   действующие   инструкции   и   другие  документы,
   касающиеся   технического   обслуживания,   надзора,   ремонта   и
   производства   работ   с   применением  подъемно  -  транспортного
   оборудования, должны быть приведены в соответствие с ПТЭ.
       Контроль выполнения      требований     ПТЭ     осуществляется
   Министерством транспорта Российской Федерации.
       4.3. Обязанности руководства, отделов и подразделений порта
       4.3.1. Многообразие   форм  собственности,  структурных  схем,
   наименований должностей и подразделений,  существующих  в  морских
   портах   и  на  предприятиях,  имеющих  лицензию  на  производство
   погрузочно - разгрузочных,  складских и других  работ  на  морском
   транспорте,    затрудняет    создание   единых   рекомендаций   по
   распределению  обязанностей.   В   настоящих   ПТЭ   распределение
   обязанностей  приводится  применительно  к "классической" районной
   структуре.  Для   других   структур   распределение   обязанностей
   определяется  руководством порта с учетом необходимости выполнения
   всех предусмотренных ПТЭ  требований  по  организации  технической
   эксплуатации подъемно - транспортного оборудования.
       Здесь и далее используются следующие обобщающие наименования:
       - "портом",  как уже указывалось в разделе  1,   именуется  не
   только   собственно  порт,  но  и  любое  другое  предприятие  или
   организация,  имеющие лицензию Минтранса  России  на  производство
   погрузочно - разгрузочных, складских и других работ;
       - "начальник  порта"  -  первое  лицо  в   порту   (президент,
   генеральный директор, директор, управляющий и другие);
       - "главный инженер" - заместитель первого лица по  технической
   части (технический директор,  заместитель генерального директора и
   другие);
       - "заместитель начальника порта по эксплуатации" - заместитель
   первого лица по эксплуатации (вице - президент и другие).
       При наличии  в  порту  других заместителей первого или второго
   лица их ответственность и обязанности определяются  в  зависимости
   от функций подчиненных им отделов и подразделений.
       Руководство порта   (начальник   порта,    главный    инженер,
   заместитель  начальника  порта по эксплуатации) обязано обеспечить
   содержание  в  исправном  состоянии  и   безопасную   эксплуатацию
   подъемно   -   транспортного   оборудования  с  учетом  требований
   Госгортехнадзора,  в том числе в  части  лицензирования  различных
   видов деятельности, для чего необходимо:
       а) создать:
       - ремонтную   базу,   обеспечивающую  потребности  порта,  или
   заключить    договор    с    организацией,    имеющей     лицензию
   Госгортехнадзора и опыт выполнения ремонта перегрузочных машин;
       - систему  надзора  за  безопасной  эксплуатацией  подъемно  -
   транспортного  оборудования,  согласовав  организацию  надзора  за
   оборудованием,   подконтрольным   Госгортехнадзору,   с    округом
   Госгортехнадзора;
       б) назначить:
       - инженерно  - технических работников по надзору за безопасной
   эксплуатацией подъемно - транспортного оборудования;
       - инженерно   -   технических   работников,  ответственных  за
   содержание  подъемно  -  транспортного  оборудования  в  исправном
   состоянии;
       - лиц,  ответственных  за  безопасное  производство  работ  по
   перемещению грузов и за соблюдение технологической дисциплины;
       в) установить требуемый ПТЭ порядок и периодичность проведения
   всех   видов   технического  обслуживания  и  ремонта  подъемно  -
   транспортного оборудования;
       г) установить  порядок  вывода  оборудования из эксплуатации и
   ввода его в работу;
       д) ввести  требуемые ПТЭ обучение,  аттестацию и периодическую
   проверку   знаний   рабочих.    Выдать    аттестованным    рабочим
   "Удостоверение   докера   -   механизатора   <*>   и  рабочего  по
   техническому обслуживанию и ремонту" по форме Приложения Б;
       --------------------------------
       <*> Здесь  и  далее  под  "докером - механизатором" понимается
   механизатор  (докер  -   механизатор)   комплексной   бригады   на
   погрузочно - разгрузочных работах.
   
       е) выдать  инженерно  -  техническим работникам настоящие ПТЭ,
   соответствующие правила, инструкции и руководящие материалы;
       ж) выдать  (под  роспись) докерам - механизаторам и рабочим по
   техническому    обслуживанию     и     ремонту     соответствующие
   производственные  инструкции  (с  учетом  требования пункта 7.4.30
   Правил Госгортехнадзора по кранам) и инструкции по охране труда;
       и) разработать  и  утвердить  рабочие технологические карты на
   производство работ по перемещению грузов  перегрузочными  машинами
   применительно к местным условиям.
       4.3.2. Обязанности  по  организации  надзора   за   безопасной
   эксплуатацией  и  содержанием  в исправном состоянии перегрузочных
   машин,  сменных грузозахватных органов и рельсовых крановых путей,
   а   также   систем  аспирации  и  пылеудаления  специализированных
   комплексов возлагаются на главного инженера порта.
       Обязанности по  организации  производства работ по перемещению
   грузов,  по организации контроля  за  соблюдением  технологической
   дисциплины,    содержанием    в    исправном   состоянии   съемных
   грузозахватных приспособлений и средств  укрупнения,  а  также  по
   организации  надзора за производством работ по перемещению грузов,
   за изготовлением  и  содержанием  в  исправном  состоянии  съемных
   грузозахватных  приспособлений и средств укрупнения возлагаются на
   заместителя начальника порта по эксплуатации.
       Обязанности по  организации  производства работ по перемещению
   грузов в ремонтно -  строительных  управлениях  (на  участках),  в
   мастерских   и   в  других  вспомогательных  подразделениях  порта
   возлагаются на главного инженера порта.
       4.3.3. Техническая   эксплуатация   подъемно  -  транспортного
   оборудования,  приписанного  к  базе  внутрипортовой  механизации,
   должна   осуществляться   в   соответствии  с  Положением  о  базе
   внутрипортовой механизации, которое должно быть разработано портом
   с учетом требований настоящих ПТЭ.
       4.3.4. Обязанности    отделов   и   подразделений   порта   по
   обеспечению выполнения требований ПТЭ определяются  в  зависимости
   от  структуры  порта.  Распределение  обязанностей  между отделами
   управления порта при "районной" структуре приведено в п.  4.3.5. В
   случае, если в порту принята другая структура, обязанности отделов
   устанавливаются   портом  самостоятельно  с  учетом  необходимости
   выполнения всех  предусмотренных  ПТЭ  требований  по  организации
   технической эксплуатации подъемно - транспортного оборудования и с
   учетом  "Рекомендаций  по  организации  технологической  работы  и
   обеспечению    технологической    дисциплины   на   погрузочно   -
   разгрузочных  работах  в  портах  и  пароходствах   (объединениях)
   морского транспорта" (РД 31.40.06-88).
       4.3.5. Обязанности  по  обеспечению  выполнения требований ПТЭ
   распределяются между отделами и  подразделениями  порта  следующим
   образом:
       а) отдел  механизации  обеспечивает   надлежащую   техническую
   эксплуатацию  перегрузочных машин и сменных грузозахватных органов
   путем:
       - организации     надзора    за    безопасной    эксплуатацией
   перегрузочных машин и сменных грузозахватных органов;
       - подготовки заявки на запасные части;
       - организации ремонта и реконструкции перегрузочных машин;
       - наблюдения за монтажом;
       - ознакомления   инженерно   -   технических   работников    с
   руководящими документами;
       - организации     разработки     и     контроля     выполнения
   производственных инструкций и инструкций по охране труда рабочими,
   управляющими перегрузочными машинами,  и рабочими по  техническому
   обслуживанию и ремонту;
       - разработки предложений  по  пополнению  и  обновлению  парка
   перегрузочных машин;
       б) технологический отдел  (подразделение)  порта  обеспечивает
   исправное    техническое   состояние   и   использование   съемных
   грузозахватных  приспособлений  и  средств  укрупнения,  а   также
   безопасное  производство  работ по перемещению грузов и соблюдение
   технологической   дисциплины   при   производстве   погрузочно   -
   разгрузочных работ во всех подразделениях порта путем:
       - своевременной разработки рабочих технологических карт (РТК),
   временных  технологических  инструкций  по  перегрузке (ВТИП) и их
   корректировки;
       - надзора   за   соблюдением   технологической   дисциплины  и
   безопасным производством работ при перемещении грузов;
       - надзора  за изготовлением и безопасной эксплуатацией съемных
   грузозахватных приспособлений и средств укрупнения;
       - пополнения   и   внедрения   новых   съемных  грузозахватных
   приспособлений, средств укрупнения и контейнеризации;
       - контроля   за   условиями  хранения  съемных  грузозахватных
   приспособлений и средств укрупнения;
       - организации ремонта съемных грузозахватных приспособлений  и
   средств укрупнения;
       - разработки схем  движения  перегрузочных  машин  и  разметки
   грузовых фронтов;
       в) отдел  гидротехнических  и  инженерных   сооружений   порта
   обеспечивает  исправное  техническое  состояние рельсовых крановых
   путей,  дорожных и складских покрытий и разметки грузовых  фронтов
   путем:
       - надзора за их безопасной эксплуатацией;
       - организации   их  ремонта  по  утвержденным  графикам  и  по
   результатам технических  осмотров,  периодических  и  внеочередных
   инструментальных  наблюдений  и  обследований  рельсовых  крановых
   путей;
       г) отдел    главного   энергетика   обеспечивает   надзор   за
   техническим  состоянием  всего  электрического  хозяйства   порта.
   Надзор     за     правильной     и     безопасной    эксплуатацией
   электрооборудования перегрузочных  машин  напряжением  до  1000  В
   наряду  с главным энергетиком осуществляет инженерно - технический
   работник  отдела  механизации,  назначенный  приказом   по   порту
   ответственным    по    надзору    за    безопасной   эксплуатацией
   электрооборудования перегрузочных машин.
       Надзор за   безопасной   эксплуатацией  электрических  колонок
   осуществляет отдел главного энергетика;
       д) районы  и  другие  подразделения порта,  на балансе которых
   находится подъемно - транспортное оборудование,  обязаны содержать
   его   в   исправном   состоянии   и  обеспечивать  его  безопасную
   эксплуатацию.
       4.3.6. Если   в   порту   создается  отдельное  подразделение,
   осуществляющее местный надзор за безопасной эксплуатацией подъемно
   -  транспортного  оборудования,  в обязанности этого подразделения
   рекомендуется ввести:
       - организацию  надзора  за  содержанием  в исправном состоянии
   всего  подъемно  -  транспортного  оборудования,   подконтрольного
   Госгортехнадзору,  а  также  надзора  за  безопасным производством
   работ по перемещению грузов;
       - надзор за монтажом подъемно - транспортного оборудования;
       - ознакомление ИТР с руководящими документами;
       - осуществление   метрологического   надзора   за   средствами
   измерения;
       - осуществление  надзора  за техническим состоянием сварочного
   оборудования и контроля качества сварных соединений  на  объектах,
   подконтрольных Госгортехнадзору;
       - проверку соответствия  действующим  правилам  и  нормативной
   документации   проектов   и  другой  документации,  относящейся  к
   оборудованию, подконтрольному Госгортехнадзору.
   
               5. Техническое обслуживание и обязанности
          по содержанию подъемно - транспортного  оборудования
                         в исправном состоянии
   
       5.1. Общие положения
       5.1.1. Техническое  обслуживание  подъемно   -   транспортного
   оборудования подразделяется на (см. таблицу 3.1):
       - техническое обслуживание при использовании;
       - техническое обслуживание при хранении;
       - техническое обслуживание при транспортировании.
       5.1.2. Состав,   периодичность,   порядок  выполнения  и  меры
   безопасности при проведении технического обслуживания  подъемно  -
   транспортного   оборудования   должны  соответствовать  указаниям,
   приведенным в инструкции по эксплуатации этого оборудования или  в
   другой   технической   документации  завода  -  изготовителя.  При
   отсутствии таких указаний они должны быть разработаны:
       - для     перегрузочного     оборудования,     подконтрольного
   Госгортехнадзору, - специализированной организацией в соответствии
   с Правилами Госгортехнадзора;
       - для оборудования,  не  подконтрольного  Госгортехнадзору,  -
   портом или по его поручению другой организацией.
       5.2. Техническое  обслуживание  при  использовании  подъемно -
   транспортного оборудования
       5.2.1. Техническое  обслуживание   при   использовании   машин
   состоит из:
       1) ТО-1,  которое включает в  себя  все  виды  обслуживания  с
   периодичностью менее месяца,  а именно:  ежесменное,  ежесуточное,
   еженедельное и т.п.  Эти виды  обслуживания  проводятся  во  время
   приема и сдачи смены,  в период отсутствия грузовых работ, а также
   с выводом машины из эксплуатации,  но не более чем на  8  ч  (одна
   дневная смена);
       2) ТО-2, выполняемое:
       - по кранам и перегружателям всех типов,  включая зерновые,  с
   периодичностью 1 раз в месяц и длительностью не более 2 суток, а 1
   раз  в  3  месяца  (при необходимости) длительностью до 40 ч (пять
   дневных смен);
       - по  машинам  внутрипортовой  механизации - через 150 - 200 ч
   работы машины,  но не реже  чем  через  месяц,  если  в  заводских
   инструкциях не оговорены иные сроки.  Длительность ТО-2 этих машин
   не должна превышать:
       для машин     с     двигателем    внутреннего    сгорания    и
   грузоподъемностью  до  10  т  -  16   ч   (две   дневные   смены),
   грузоподъемностью 10 т и более - 24 ч (три дневные смены);
       для машин с электроприводом - 8 ч (одна дневная смена).
       5.2.2. В состав ТО-1 входят следующие работы:
       - проверка перегрузочной машины и ее механизмов;
       - уборочно - моечные работы;
       - крепежные работы;
       - опробование механизмов, агрегатов и систем в действии;
       - проверка  в  действии  блокировочных  устройств  и  приборов
   безопасности;
       - смазочные работы;
       - регулировочные работы;
       - снабжение топливом, смазкой, водой;
       - устранение повреждений.
       Ежесменное техническое   обслуживание   выполняют   докеры   -
   механизаторы, управляющие машиной, при приеме и сдаче смены.
       Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания, входящие
   в ТО-1, выполняют рабочие по техническому обслуживанию и ремонту.
       Перечень работ и проверок,  выполняемых при ТО-1 на конкретных
   машинах,  устанавливает порт на основании заводских инструкций  по
   эксплуатации   машины.   Докерам   -   механизаторам,  управляющим
   перегрузочными машинами,  и рабочим по техническому обслуживанию и
   ремонту   запрещается   самостоятельно   без  указания  группового
   механика  (электромеханика)  или  сменного  механика  разбирать  и
   регулировать:
       - аппаратуру гидравлического и пневматического управления;
       - предохранительные приборы и приборы безопасности;
       - топливные насосы, регуляторы и форсунки дизелей;
       - защитные фрикционы механизмов поворота;
       - весовые   устройства,   ограничители   грузоподъемности    и
   указатели вылета стрелы;
       - приборы    автоматизации,     электронного     оборудования,
   сигнализации и речевой связи;
       - тормоза с автоматическим устройством для компенсации  износа
   фрикционных   обкладок,  тормоза  механизма  подъема  контейнерных
   кранов и перегружателей;
       - запорное устройство подъемной консоли перегружателя;
       - устройства для подогрева и охлаждения рабочей гидравлической
   жидкости.
       Приведенный перечень  таких   работ   дополняется   портом   в
   зависимости от конструктивных особенностей машин.
       Категорически запрещается  производить  регулирование  тормоза
   механизма  подъема при поднятом грузе или грейфере (грузоподъемном
   электромагните),  а также устанавливать  различные  приспособления
   для растормаживания тормоза вручную.
       При ежесуточном техническом обслуживании производится контроль
   качества   выполнения   и   оформления   ежесменного  технического
   обслуживания.
       Ежесуточное, еженедельное  и  другие  виды обслуживания машин,
   входящие в ТО-1,  проводятся в течение  времени,  отведенного  для
   выполнения   ежесменного  обслуживания,  а  также  в  обеденные  и
   межсменные перерывы и в периоды отсутствия грузовых работ.
       О состоянии  перегрузочных машин и выполненных работах рабочие
   делают запись в вахтенном журнале машины.
       Организация ежесменного   обслуживания   и   контроль  за  его
   выполнением являются  обязанностью  сменного  механика,  остальных
   видов   обслуживания   -   инженерно   -  технических  работников,
   ответственных  за  содержание  перегрузочных  машин  в   исправном
   состоянии.
       5.2.3. ТО-2 является основным видом технического  обслуживания
   и  включает  в  себя  следующие работы,  состав которых уточняется
   портом с учетом конструкции машин в соответствии с 5.1.2:
       - проверку технического состояния машины;
       - при   необходимости   замену  быстроизнашивающихся  деталей:
   резьбовых  соединений,  канатов,  тормозных  обкладок,  пальцев  и
   упругих втулок муфт,  манжет и уплотнений гидросистемы, контактов,
   гибких соединений и пружин командоаппаратов,  контакторов и  реле,
   щеток    и    щеткодержателей    электродвигателей   и   кольцевых
   токоприемников,  питающего шлангового  кабеля,  других  деталей  и
   оборудования;
       - восстановление   надежности   всех   соединений    элементов
   металлоконструкций,     деталей     механизмов,    электрического,
   гидравлического и пневматического оборудования, а также устранение
   неисправностей.  В  случае  применения  сварки  при восстановлении
   несущих металлоконструкций кранов работа должна быть  выполнена  в
   соответствии с Правилами Госгортехнадзора по кранам;
       - регулирование устройств, механизмов, схем и систем;
       - очистку   механизмов   и   оборудования  от  пыли,  грязи  и
   отработавшей смазки;
       - смазывание узлов механизмов.
       ТО-2 проводят  по  квартальным  графикам,  которые  утверждает
   заместитель начальника района по механизации. Отклонение от сроков
   выполнения   ТО-2,   предусмотренных   графиком,   допускается   в
   исключительных  случаях  по разрешению руководителя,  утвердившего
   график, но не более чем на 5 дней.
       Перенос срока   должен  быть  оформлен  записью  разрешения  в
   журнале группового механика.
       Ответственность за  проведение ТО-2 возлагается на инженерно -
   технического работника,  ответственного  за  содержание  машины  в
   исправном  состоянии.  Запись о постановке перегрузочной машины на
   ТО-2,  а также о пуске ее в работу после технического обслуживания
   производит указанное лицо в вахтенном журнале машины.
       О выполненных  работах  ТО-2  должна  быть  сделана  запись  в
   журнале  группового  механика  (электромеханика) <*>.  Контроль за
   выполнением графика осуществляет инженерно - технический  работник
   по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин.
       --------------------------------
       <*> Здесь    и   далее   подразумевается   групповой   механик
   (электромеханик) перегрузочных машин.
   
       5.2.4. Для  обеспечения  бесперебойной  работы   перегрузочных
   машин  на каждом грузовом районе должен быть предусмотрен дежурный
   персонал для технического  обслуживания  и  ремонта  перегрузочных
   машин, подчиненный сменному механику.
       5.2.5. Перегрузочные машины должны быть закреплены:
       - за  рабочими  по  техническому  обслуживанию и ремонту - для
   обеспечения технического обслуживания с периодичностью 1  сутки  и
   более,   а  также  для  выполнения  ремонтных  работ.  Закрепление
   оформляется  распоряжением  заместителя   начальника   района   по
   механизации;
       - за рабочими комплексных бригад (докерами - механизаторами) -
   для  обеспечения  управления  и  ежесменного  обслуживания машины.
   Закрепление оформляется распоряжением начальника района.
       Докеры - механизаторы в период работы на перегрузочных машинах
   подчиняются инженерно - техническим работникам механизации,  в том
   числе   и  ответственному  за  содержание  перегрузочных  машин  в
   исправном  состоянии,  и  выполняют  все  их  указания   в   части
   технической эксплуатации машин. Докеры - механизаторы, управляющие
   перегрузочными  машинами,  должны   участвовать   в   работах   по
   техническому   обслуживанию   и   ремонту  перегрузочных  машин  и
   производить замену грузозахватных органов с учетом 5.7.2.
       Бригадир комплексной  бригады  обязан  обеспечить   постоянное
   участие  рабочих  в техническом обслуживании перегрузочных машин в
   соответствии с графиком ТО-2  и  с  учетом  закрепления  машин  за
   рабочими комплексных бригад.
       Выдачу задания  докерам   -   механизаторам   и   рабочим   по
   техническому   обслуживанию  и  ремонту  на  выполнение  работ  по
   техническому обслуживанию производит групповой или сменный механик
   после инструктажа по технике безопасности.
       5.2.6. Докеры   -   механизаторы,  управляющие  перегрузочными
   машинами,   обязаны  при  приеме  смены  (см.   9.1.7)   проверять
   техническое состояние машины.  Проверка  должна  осуществляться  в
   соответствии   с   указаниями,   приведенными  в  производственной
   инструкции докера - механизатора или в инструкции по охране  труда
   при работе на конкретной машине. При обнаружении неисправности при
   приемке  или  во  время  работы  машины   докер   -   механизатор,
   управляющий  машиной,  должен,  соответственно,  не  начинать либо
   прекратить работу и доложить об  этом  сменному  механику.  Машина
   может   быть  использована  для  работы  только  после  устранения
   неисправностей и получения разрешения сменного  механика,  которое
   должно  быть  записано  им  в вахтенном журнале машины,  а если на
   машине журнал не предусмотрен,  -  в  вахтенном  журнале  сменного
   механика.
       После окончания  работы  докер  -   механизатор,   управляющий
   машиной, обязан:
       - произвести очистку машины и при необходимости  заправить  ее
   топливом, водой и маслом;
       - сделать  запись  в  вахтенном  журнале   машины,   если   он
   предусмотрен, в соответствии с формой журнала;
       - поставить машину в отведенное для стоянки место,  а краны  и
   перегружатели установить на противоугонные захваты;
       - сдать машину (ключи) сменному механику.
       5.2.7. Администрация  порта  обязана  предоставить  докерам  -
   механизаторам,  управляющим перегрузочными машинами,  20 мин.  для
   приемки - сдачи перегрузочной машины и выполнения ежесменных работ
   по ТО-1.
       5.2.8. Передача    в    период    рабочей   смены   управления
   перегрузочной машиной одним докером -  механизатором  другому  без
   разрешения сменного механика и записи в вахтенном журнале сменного
   механика запрещается.
       5.2.9. При  осмотре  и  техническом обслуживании перегрузочной
   машины  с  электроприводом  должны  быть  выполнены   мероприятия,
   обеспечивающие безопасность работ, в соответствии с 13.2.1.3.
       5.2.10. На    каждом    кране,    перегружателе    и    машине
   специализированного перегрузочного комплекса должны быть:
       - вахтенный журнал перегрузочной машины;
       - комплект инструментов,  приспособлений и инвентаря,  а также
   расходные  материалы,  необходимые  для ежесменного и ежесуточного
   технического обслуживания.
       На кранах  и  перегружателях,  а  также  в гаражах и на постах
   технического  обслуживания  должны  быть  вывешены  карты   смазки
   механизмов машин и необходимые данные для регулировочных работ.
       5.2.11. Выбор,  контроль  качества  и  учет  расхода  горюче -
   смазочных материалов порт должен  осуществлять  в  соответствии  с
   указаниями  заводской  (фирменной)  документации  и картой смазки,
   составленной с учетом рекомендаций РД 31.44.08-93.
       5.2.12. Выбор  стальных  канатов  для  перегрузочных  машин  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное