Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 26.05.98 N 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       После проведения   специализированным   предприятием  ремонта,
   реконструкции,  а  также  других  работ,  указанных   в   Правилах
   Госгортехнадзора  по  кранам,  это  предприятие  выполняет  полное
   техническое освидетельствование до передачи крана владельцу.  Дата
   и результаты испытания должны быть записаны в паспорте.
       6.4.2.4. После замены у кранов изношенных грузовых, стреловых,
   вантовых   или   других  канатов,  а  также  во  всех  случаях  их
   перезапасовки должна  проводиться  проверка  надежности  крепления
   концов канатов, а также обтяжка канатов в соответствии с Правилами
   Госгортехнадзора  по  кранам.  Обтяжкой  руководит   инженерно   -
   технический   работник,   ответственный   за  содержание  крана  в
   исправном состоянии (групповой механик),  а  в  его  отсутствие  -
   сменный   механик.   Сведения   о  выполненных  работах,  а  также
   результаты проверки запасовки и крепления  концов  канатов  должны
   быть  занесены  в  вахтенный  журнал сменного механика и в паспорт
   крана.
       6.4.2.5. Статическое   испытание  контейнерных  перегружателей
   должно производиться нагрузкой,  превышающей  грузоподъемность  на
   25%,  причем  контрольным  грузом  является  загруженный  открытый
   контейнер типа 1А или контейнер - платформа длиной  12,1  м.  Груз
   необходимо  укладывать со смещением его центра массы от поперечной
   и продольной осей контейнерной платформы на 0,1  ее  длины  и  0,1
   ширины.
       Контейнер или  контейнер  -  платформу  поднимают  с   помощью
   контейнерного захвата на высоту 200 - 600 мм и выдерживают в таком
   положении  в  течение  10  мин.,  после  чего   его   опускают   и
   перегружатель   проверяют  на  отсутствие  остаточной  деформации,
   трещин и других повреждений главного моста  и  консолей.  Грузовую
   тележку   с   контрольным   грузом   при   статическом   испытании
   устанавливают между опорами (ногами) перегружателя и на консолях в
   положениях, отвечающих наибольшему прогибу (вылету).
       При динамическом   испытании    контейнерного    перегружателя
   поднимают     и    опускают    контрольный    груз,    превышающий
   грузоподъемность контейнерного захвата на 10%  без смещения центра
   массы   груза   по   отношению  к  продольной  и  поперечной  осям
   контейнера,  а также проверяют исправность  действия  всех  других
   механизмов.    Допускается    проводить   динамическое   испытание
   нагрузкой,   равной   грузоподъемности    контейнерного    захвата
   перегружателя,  со смещением центра массы груза на 0,1 длины и 0,1
   ширины контейнера.
       В случае, если перегружатель имеет сменные захваты для подъема
   различных  типов   контейнеров,   статическому   и   динамическому
   испытаниям должен быть подвергнут каждый захват.
       6.4.2.6. Техническое  освидетельствование   крановых   паровых
   котлов   и   сосудов,   работающих  под  давлением,  производят  в
   соответствии с правилами и нормативными документами,  указанными в
   4.2.2.
       6.4.2.7. Результаты  технического освидетельствования кранов и
   перегружателей  записывает  в  паспорт  инженерно  -   технический
   работник    по    надзору    с    указанием    срока    следующего
   освидетельствования.
       6.4.2.8. Запись результатов технического освидетельствования в
   паспорте должна удостоверять,  что вновь  установленный  кран  или
   перегружатель   смонтирован   и   установлен   в   соответствии  с
   требованиями  Правил  Госгортехнадзора  по  кранам,   требованиями
   заводской инструкции и выдержал испытания,  а кран,  находящийся в
   эксплуатации, соответствует требованиям Правил Госгортехнадзора по
   кранам, находится в исправном состоянии и выдержал испытания.
       6.4.2.9. Грузовые  районы  и другие подразделения порта должны
   иметь контрольные грузы  для  проведения  периодических  испытаний
   ограничителя грузоподъемности (ограничителя грузового момента),  а
   также для проведения статических и динамических испытаний кранов и
   контейнерных перегружателей.
       Испытания ограничителя   грузоподъемности   должен   проводить
   инженерно  -  технический  работник,  ответственный  за содержание
   крана в исправном состоянии,  в сроки,  установленные  инструкцией
   завода - изготовителя, с записью о результатах испытания в журнале
   группового механика. При отсутствии указаний завода - изготовителя
   по   периодичности  испытаний  ограничителя  грузоподъемности  его
   проверяют  при  периодических  осмотрах  крана  или  контейнерного
   перегружателя.
       6.4.3. Техническое  освидетельствование  машин  внутрипортовой
   механизации
       6.4.3.1. Техническое  освидетельствование машин внутрипортовой
   механизации подразделяется на:
       - первичное,  которое  осуществляется  при  поступлении в порт
   новой машины после регистрации ее в отделе механизации;
       - периодическое (очередное) - не реже одного раза в год;
       - внеочередное - после капитального  ремонта  и  реконструкции
   (см. 6.4.3.3).
       6.4.3.2. При    первичном,    периодическом   и   внеочередном
   технических освидетельствованиях машины внутрипортовой механизации
   подвергаются:
       - осмотру,  при котором должны быть осмотрены  и  проверены  в
   работе   металлоконструкции  (рама),  привод,  сцепление,  коробка
   передач  и  механизм  обратного  хода,  карданный  вал,   передний
   (ведущий)  мост,  рулевое  управление,  задняя  (управляемая) ось,
   тормозная система,  ходовая часть, система питания, аккумуляторные
   батареи, генератор и стартер, приборы зажигания, приборы освещения
   и сигнализации, грузоподъемник, гидравлическая система и т.д.;
       - динамическому   испытанию   с  номинальным  грузом,  если  в
   заводской инструкции не указаны иные условия испытаний.
       6.4.3.3. Внеочередное техническое  освидетельствование  машины
   внутрипортовой    механизации    проводят   после   реконструкции,
   вызывающей повышение действующих  напряжений  в  элементах  машины
   (увеличение грузоподъемности или грузового момента,  изменение или
   перераспределение  собственной  массы  машины,  увеличение  высоты
   подъема груза и т.п.).
       При внеочередном   техническом   освидетельствовании    машину
   подвергают   осмотру,   а   также   статическому  и  динамическому
   испытаниям в  порядке,  определенном  организацией,  разработавшей
   проект реконструкции.
       6.4.3.4. Внеочередное техническое  освидетельствование  машины
   после капитального ремонта или реконструкции проводит предприятие,
   выполнившее ремонт,  а в случае  выполнения  капитального  ремонта
   портом - инженерно - технический работник по надзору в порту.
       6.4.3.5. Результаты  технического  освидетельствования   машин
   записывает     в    паспорт    лицо,    проводившее    техническое
   освидетельствование.    При     удовлетворительных     результатах
   технического освидетельствования лицо, его проводившее, записывает
   в паспорт разрешение на пуск в работу с указанием даты  очередного
   освидетельствования.
       В случае выявления дефектов машина к работе не допускается,  о
   чем в паспорте должна быть сделана мотивированная запись.
       6.4.4. Техническое освидетельствование сменных  грузозахватных
   органов,   съемных   грузозахватных   приспособлений   и   средств
   укрупнения
       6.4.4.1. Техническое        освидетельствование        сменных
   грузозахватных органов,  съемных грузозахватных  приспособлений  и
   средств  укрупнения  проводят  на  предприятии,  осуществляющем их
   изготовление или капитальный ремонт.
       При техническом освидетельствовании должны подвергаться:
       - сменные грузозахватные  органы  -  осмотру  и  испытаниям  в
   соответствии  с  указаниями завода - изготовителя или организации,
   разработавшей проект грузозахватного органа;
       - съемные грузозахватные приспособления - осмотру и испытаниям
   нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 25%;
       - средства  укрупнения  -  осмотру  и испытаниям по программе,
   составленной   организацией,   разработавшей    проект    средства
   укрупнения.
       Результаты технического   освидетельствования   должны    быть
   занесены   в   журнал   и   в   паспорт  или  в  акт  технического
   освидетельствования отделом технического  контроля  предприятия  -
   изготовителя.
       6.4.4.2. Контейнерные  захваты  портальных  контейнеровозов  и
   контейнерных  автопогрузчиков следует во время освидетельствования
   (при  отсутствии   заводской   программы   испытаний)   подвергать
   динамическому   испытанию   вместе   с  машиной,  за  которой  они
   закреплены. При этом на захвате должен находиться контрольный груз
   (открытый  контейнер  и  т.п.) с массой брутто,  равной наибольшей
   грузоподъемности захвата, и со смещением центра массы на 0,1 длины
   и   0,1  ширины  контейнера.  В  процессе  испытания  центр  массы
   контрольного груза должен быть  смещен  попеременно  в  каждое  из
   четырех  возможных  положений  относительно  штыков  контейнерного
   захвата.   Для   каждого   положения   центра   массы   контейнера
   производятся все рабочие движения машины,  включая передвижение, с
   максимальными ускорениями при пуске и остановке механизмов.
       6.4.4.6. Гузнеки  следует  испытывать  во  время  технического
   освидетельствования  по  указаниям  завода  -  изготовителя.   При
   отсутствии   в   заводской  документации  таких  указаний  гузнеки
   подвергаются динамическому испытанию вместе с  тягачом  и  ролл  -
   трейлером.  При  этом  ролл  - трейлер должен быть выбран с учетом
   грузоподъемности испытуемого гузнека,  а  загрузка  полуприцепа  -
   обеспечивать максимальную статическую нагрузку на переднюю стойку,
   которая (нагрузка) указана на ролл - трейлере или в его паспорте.
       6.4.5. Техническое   освидетельствование   рельсовых  крановых
   путей
       6.4.5.1. Техническое  освидетельствование  рельсовых  крановых
   путей  проводит  инженерно - технический работник по надзору за их
   безопасной эксплуатацией.
       Техническое освидетельствование   рельсовых   крановых   путей
   выполняют  в  соответствии  с   графиком,   утвержденным   главным
   инженером порта, и оформляют актом.
       6.4.5.2. При  укладке и эксплуатации рельсового кранового пути
   должны    выдерживаться    допуски,    указанные    в     Правилах
   Госгортехнадзора по кранам, с учетом требований РД 31.35.10-86.
       Для рельсового  пути  козловых   кранов   должны   выполняться
   требования РД 10-117-95.
       Допуски на  укладку  и  эксплуатацию  рельсовых путей грузовой
   тележки контейнерных перегружателей должны приниматься  по  данным
   фирменной технической документации.  При отсутствии таких данных в
   документации допуски следует принимать по табл. 6.1.
   
                                                          Таблица 6.1
   
                ДОПУСКИ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ
                            ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ
   
                                                                 (мм)
   -----------------------------------------T-----------------------¬
   ¦            Виды допусков               ¦    Величина допуска   ¦
   ¦                                        +-------------T---------+
   ¦                                        ¦     для     ¦для крана¦
   ¦                                        ¦перегружателя¦         ¦
   +----------------------------------------+-------------+---------+
   ¦Отклонение в расстоянии между осями     ¦+/- 3,2      ¦+/- 4,0  ¦
   ¦рельсов                                 ¦             ¦         ¦
   +----------------------------------------+-------------+---------+
   ¦Отклонение от прямолинейности на 10 м   ¦Не более     ¦4,0      ¦
   ¦длины рельсового пути                   ¦             ¦         ¦
   +----------------------------------------+-------------+---------+
   ¦Взаимное смещение торцов стыкуемых      ¦0,5          ¦0,5      ¦
   ¦рельсов в плане и по высоте             ¦             ¦         ¦
   +----------------------------------------+-------------+---------+
   ¦Зазор в стыках рельсов (при температуре ¦4,0          ¦4,0      ¦
   ¦0 °C)                                   ¦             ¦         ¦
   L----------------------------------------+-------------+----------
   
       6.4.5.3. Нивелировку    рельсовых   крановых   путей   следует
   проводить в сроки,  установленные графиком,  составленным  отделом
   гидротехнических и инженерных сооружений порта. График должен быть
   согласован  с  начальником  отдела  механизации,  с   начальниками
   грузовых районов и утвержден главным инженером.
       Сроки нивелировки устанавливают  в  зависимости  от  состояния
   рельсовых крановых путей и условий их эксплуатации, но не реже:
       - путей на шпальном основании - одного раза в 6 месяцев;
       - путей  на  жестком  основании  (ленточных фундаментах или на
   конструкциях причальных сооружений) - одного раза в 12 месяцев.
       В случае  неудовлетворительных  результатов нивелировки должен
   быть  выполнен  ремонт  путей.  Работа  перегрузочных   машин   на
   дефектном  участке  пути  до  проведения  ремонта запрещается.  По
   результатам нивелировки и освидетельствования в акте  должно  быть
   сделано заключение о возможности дальнейшей эксплуатации путей.
       6.5. Обследование     грузоподъемных    машин,    отработавших
   нормативный срок
       В соответствии  с   Правилами   Госгортехнадзора   по   кранам
   грузоподъемные   машины,  отработавшие  нормативный  срок,  должны
   подвергаться   обследованию,   которое   имеет   право   проводить
   организация,  имеющая  лицензию на "техническое диагностирование и
   экспертное   обследование   подъемных   сооружений,   отработавших
   нормативный срок, с выдачей заключения о возможности и условиях их
   дальнейшей  эксплуатации"  (наименование  лицензии   приведено   в
   РД 10-49-94).
       Основным документом,   определяющим  требования  к  содержанию
   обследования и к  организациям,  которые  его  проводят,  являются
   "Методические  указания  по  обследованию  грузоподъемных  машин с
   истекшим сроком службы.  Часть 1. Общие положения" (РД 10-112-96),
   утвержденные  Постановлением  Госгортехнадзора  России  N  12   от
   28.03.96,  а также методические указания по обследованию различных
   типов кранов, перечисленные в Правилах Госгортехнадзора по кранам.
       После первичного   обследования   (по  истечении  нормативного
   срока)   проводятся   периодические   последующие    обследования.
   Последующие   обследования   кранов,  и  в  частности  портальных,
   являющихся   основным   технологическим   оборудованием    портов,
   проводятся,   как   правило,  через  каждые  два  года.  При  этом
   существующие приборы и методики обследования  не  только  не  дают
   гарантии того, что кран сможет отработать без аварий до следующего
   обследования,  но и  не  гарантируют  обнаружения  всех  имеющихся
   трещин   в   несущих   металлоконструкциях,   т.к.   поиск  трещин
   производится  визуально  с  последующим  уточнением   границ   уже
   обнаруженной  трещины с помощью приборов.  Учитывая наличие краски
   (которая может быть на резиновой основе),  трудности очистки крана
   от  грязи  и  старой  смазки,  наличие  труднодоступных элементов,
   осмотр  которых  возможен  только  с  применением   люльки   и/или
   предохранительного  пояса,  следует считать обследование,  которое
   проводится  раз  в  два  года,   необходимым,   но   недостаточным
   мероприятием.
       Поэтому настоятельно  рекомендуется  во  время   периодических
   осмотров  перегрузочных  машин  в обязательном порядке осматривать
   металлоконструкции в соответствии с РД 31.44.37-89,  используя  те
   же   методы   и   приборы,  которые  практически  применяются  при
   обследованиях кранов специализированными  организациями.  Освоение
   этих  методов и приборов в силу простоты работы с ними доступно не
   только  групповым  механикам,  но  и   рабочим   по   техническому
   обслуживанию и ремонту.
   
              7. Регистрация и разрешение на пуск в работу
                 подъемно - транспортного оборудования
   
       7.1. Регистрация
       7.1.1. Подъемно   -   транспортное  оборудование  до  ввода  в
   эксплуатацию должно быть зарегистрировано владельцем:
       - в   органах   Госгортехнадзора   -  перегрузочные  машины  и
   установленные на этих  машинах  котлы  и  сосуды,  работающие  под
   давлением,  подлежащие  регистрации  согласно действующим Правилам
   Госгортехнадзора;
       - в  отделе  механизации  порта  -  все  перегрузочные машины,
   сменные грузозахватные органы, а также относящиеся к перегрузочным
   машинам  и  комплексам  котлы и сосуды,  работающие под давлением.
   Регистрация должна производиться в журнале (см. раздел 8) по форме
   Приложения  Т на основании паспортов,  в которые после регистрации
   записывается инвентарный номер, присвоенный машине;
       - в подразделении, указанном в 5.8.7, - съемные грузозахватные
   приспособления;
       - на инвентарном (такелажном)  складе  и  грузовых  складах  -
   средства укрупнения.
       Регистрировать съемные грузозахватные приспособления,  поддоны
   и пакетирующие стропы следует в журнале (см.   раздел 8) по  форме
   Приложения Ф на основании паспортов или документов, их заменяющих.
       Примечание. Владельцем    перегрузочной    машины    считается
   предприятие,  на балансе которого она находится. В случае передачи
   перегрузочной машины во временную эксплуатацию другой  организации
   функции   владельца,   определяемые   ПТЭ,   могут  быть  переданы
   организации,  принявшей  машину.  В  случае,  когда  передающие  и
   принимающие  машину  предприятия  подконтрольны  разным инспекциям
   Госгортехнадзора,  первое предприятие должно снять машину с учета,
   а    второе   поставить   ее   на   учет   в   местной   инспекции
   Госгортехнадзора.  Указанное  должно  отражаться  в  договоре   на
   передачу перегрузочной машины.
   
       7.1.2. Регистрацию     и     перерегистрацию     в     органах
   Госгортехнадзора кранов и перегружателей производят в порядке и  с
   представлением     документации,     предусмотренной     Правилами
   Госгортехнадзора по кранам.
       7.1.3. Плавучие  краны  и другие плавучие перегрузочные машины
   после  получения  в  инспекции  Регистра  разрешения  на  ввод   в
   эксплуатацию регистрируются в инспекции портового надзора.
       7.1.4. Паровые  котлы  и  сосуды,  работающие  под  давлением,
   установленные   на  плавучих  кранах  и  перегружателях,  подлежат
   регистрации  одновременно  с   ними   в   инспекции   Регистра   в
   соответствии  с  требованиями,  изложенными  в  разделе  1 "Правил
   классификации  и  постройки   морских   судов",   ч.   X   "Котлы,
   теплообменные аппараты и сосуды под давлением", М., 1995 г.
       7.1.5. Паровые  котлы  и  сосуды,  работающие  под  давлением,
   установленные на береговых перегрузочных машинах, регистрируются в
   органах  Госгортехнадзора в соответствии с Правилами  устройства и
   безопасной  эксплуатации  паровых и водогрейных котлов и Правилами
   устройства  и  безопасной  эксплуатации  сосудов,  работающих  под
   давлением.
       7.1.6. Сменные грузозахватные органы,  съемные  грузозахватные
   приспособления  и  средства  укрупнения  после изготовления портом
   должны быть зарегистрированы в журнале учета изготовленных сменных
   грузозахватных  органов,  съемных  грузозахватных приспособлений и
   средств  укрупнения  (см.   раздел  8)   по  форме,  приведенной в
   Приложении   У.   Регистрацию  осуществляет  подразделение  порта,
   изготавливающее    перечисленное    подъемно    -     транспортное
   оборудование.
       7.1.7. Подъемно - транспортное оборудование подлежит снятию  с
   регистрации  на  основании  актов  о списании или передаче другому
   владельцу (см.   примечание к 7.1.1).  Снятие с регистрации машин,
   подконтрольных     Госгортехнадзору,     производит      инспекция
   Госгортехнадзора по письменному заявлению администрации порта.
       7.2. Разрешение на пуск в работу перегрузочного оборудования
       7.2.1. Разрешение   на   пуск   в   работу  вновь  вводимых  в
   эксплуатацию перегрузочных машин производится:
       - береговых    кранов   и   перегружателей   -   по   Правилам
   Госгортехнадзора по кранам;
       - по   перегрузочным   машинам,   не   подконтрольным  органам
   Госгортехнадзора,  - инженерно - техническим работником по надзору
   в  порту,  на  основании  документации  завода  -  изготовителя  и
   результатов технического освидетельствования,  проведенного  после
   регистрации машины отделом механизации.
       7.2.2. Разрешение  на  пуск  в  работу  перегрузочной   машины
   записывает в паспорт машины лицо, выдавшее разрешение.
       7.2.3. Разрешение  на  эксплуатацию   сменных   грузозахватных
   органов,   съемных   грузозахватных   приспособлений   и   средств
   укрупнения после изготовления и ремонта выдает лицо, ответственное
   за их содержание в исправном состоянии, на основании документации,
   указанной  в   5.7.3,  5.8.2,  5.9.1,   и результатов технического
   освидетельствования,  выполненного на  заводе  -  изготовителе  (в
   мастерских).  Разрешение  за подписью лица,  выдавшего разрешение,
   заносится:
       - для сменных грузозахватных органов - в их паспорт;
       - для  съемных   грузозахватных   приспособлений   и   средств
   укрупнения  -  в  журнал  учета  и  осмотра съемных грузозахватных
   приспособлений и средств укрупнения (см. раздел 8).
   
                      8. Техническая документация
   
       8.1. Для   учета   подъемно  -  транспортного  оборудования  и
   регистрации работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом
   и надзором за ним, необходима следующая документация:
       - паспорт для оборудования,  подконтрольного Госгортехнадзору,
   - берегового крана,  котла,  сосуда,  работающего под давлением, -
   составляют  по  форме,  предусмотренной   действующими   Правилами
   Госгортехнадзора;
       - паспорт  для   перегрузочной   машины,   не   подконтрольной
   Госгортехнадзору,  -  по  форме завода - изготовителя или по форме
   Приложения К;
       - паспорт   сменного    грузозахватного    органа,    съемного
   грузозахватного  приспособления или средства укрупнения - по форме
   Приложения Л;
       - вахтенный  журнал  для  перегрузочной  машины  -  по   форме
   Приложения М;
       - вахтенный журнал сменного механика - по форме Приложения Н;
       - вахтенный   журнал   сменного  аккумуляторщика  -  по  форме
   Приложения П;
       - журнал группового  механика  (электромеханика)  -  по  форме
   Приложения Р  для всех машин,  включая портальные  краны,  но  для
   последних     рекомендуется     журнал     группового     механика
   (электромеханика) портальных кранов по форме Приложения С;
      - журнал регистрации  перегрузочных  машин  порта  -  по  форме
   Приложения Т;
       - журнал  учета изготовленных сменных грузозахватных органов и
   съемных грузозахватных приспособлений и средств  укрупнения  -  по
   форме Приложения У;
       - журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений
   и средств укрупнения - по форме Приложения Ф;
       - журнал формовки и контрольных циклов аккумуляторных  батарей
   - по форме Приложения Х;
       - акт  периодического  осмотра перегрузочной машины - по форме
   Приложения  Ц,  - который хранится вместе с ее паспортом в течение
   года;
       - журнал периодической проверки знаний докеров - механизаторов
   и рабочих по  техническому  обслуживанию  и  ремонту  -  по  форме
   Приложения Ш,  - который  заполняется  квалификационной  комиссией
   грузового района (порта) и хранится на грузовом районе (в порту) в
   течение двух лет.
       Техническая документация на ремонт перегрузочных машин ведется
   по формам, предусмотренным ПТЭ (см. раздел 11).
       8.2. Паспорт   перегрузочной   машины   является  ее  основным
   техническим  документом  и  должен   соответствовать   требованиям
   ГОСТ 2.601.
       Наличие паспорта соответствующей формы обязательно:
       - на перегрузочную машину,  подконтрольную Госгортехнадзору, -
   по форме, предусмотренной Правилами Госгортехнадзора по кранам;
       - на перегрузочную машину, не подконтрольную Госгортехнадзору,
   на   сменный   грузозахватный   орган,   съемное    грузозахватное
   приспособление,   средство   укрупнения   -   по  форме  завода  -
   изготовителя  или,  при  изготовлении  на  предприятиях   морского
   транспорта, - по форме Приложений К и Л.
       Паспорта перегрузочных машин и сменных грузозахватных  органов
   должны  храниться в группе механизации грузового района.  Паспорта
   или акты ОТК предприятий - изготовителей на съемные грузозахватные
   приспособления  должны  храниться  в помещении специализированного
   подразделения,  указанного в 5.8.7,  а на средства укрупнения - на
   складах грузовых районов.
       В случае   передачи   грузоподъемного   оборудования   другому
   владельцу паспорт передают вместе  с  машиной.  Паспорта  подлежат
   хранению до списания оборудования.
   
          9. Допуск к управлению и обслуживанию перегрузочных
            машин и производство работ по перемещению грузов
   
       9.1. Допуск к работе и проверка знаний докеров - механизаторов
   и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту
       9.1.1. К  самостоятельному управлению перегрузочными машинами,
   техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин, застропке
   и отстропке грузов, а также к работе сигнальщиком допускаются лица
   не  моложе  18  лет  при  условии,  что  состояние  их   здоровья,
   устанавливаемое медицинским освидетельствованием (Приказ Минздрава
   N 90 от  14.03.96),  соответствует  требованиям,  предъявляемым  к
   занимаемой ими должности, обученные и аттестованные в соответствии
   с требованиями Правил Госгортехнадзора по кранам и ПТЭ.  Эти  лица
   должны иметь удостоверение по форме Приложения Б на право:
       - управления   перегрузочными   машинами   определенного  типа
   (краны: портальные, гусеничные и т.п.; погрузчики: автопогрузчики,
   электропогрузчики и др.);
       - технического обслуживания и ремонта этих машин;
       - работы сигнальщиком;
       - застропки и отстропки грузов.
       Во вкладышах  к удостоверению должны быть указаны наименования
   машин,  которыми  докер  -  механизатор  имеет   право   управлять
   (например,   кран   "Сокол").  При  аттестации  рабочих  на  право
   управления машинами, подконтрольными Госгортехнадзору, присутствие
   в  комиссии  представителя  Госгортехнадзора  обязательно,  а  при
   аттестации других рабочих,  если не было специального требования о
   присутствии  при  аттестации,  - не обязательно.  Удостоверение на
   право управления машинами,  подконтрольными Госгортехнадзору,  без
   штампа и подписи инспектора Госгортехнадзора недействительно.
       9.1.2. Рабочие по техническому обслуживанию и  ремонту  должны
   иметь  квалификационную  группу  по  электробезопасности  не  ниже
   второй.  К  самостоятельной  работе  по  обслуживанию  и   ремонту
   электрооборудования    допускаются    только    электромонтеры   с
   квалификационной группой по электробезопасности не ниже третьей.
       9.1.3. Периодическую  и  внеочередную проверку знаний рабочих,
   управляющих перегрузочными машинами, сигнальщиков, стропальщиков и
   рабочих по техническому обслуживанию и ремонту следует совмещать с
   проверкой знаний по охране труда при  организации  и  обязанностях
   должностных  лиц  по  этой  работе в соответствии с РД 31.87.03-95
   "Положение об обучении и инструктаже по  охране  труда  работников
   предприятий, организаций и учреждений морского транспорта".
       Проверка знаний рабочих,  управляющих перегрузочными машинами,
   сигнальщиков, стропальщиков и рабочих по техническому обслуживанию
   и ремонту проводится квалификационной комиссией:
       а) периодическая - не реже одного раза в год;
       б) внеочередная:
       - при переходе из одного порта в другой;
       - по требованию инженерно - технического работника по  надзору
   в порту,  инженера по охране труда или представителя администрации
   порта (района) при нарушении докером - механизатором  или  рабочим
   по техническому обслуживанию и ремонту производственных инструкций
   и требований охраны труда;
       - по     требованию     инспектора     Госгортехнадзора    или
   Государственного инспектора по охране труда.
       Периодическая или    внеочередная   проверки   знаний   должны
   проводиться  по  всем  специальностям  в  объеме   соответствующих
   производственных инструкций и инструкций по охране труда.  Участие
   инспектора Госгортехнадзора в такой проверке знаний обслуживающего
   персонала не обязательно.
       Проверка знаний   докеров   -    механизаторов,    управляющих
   перегрузочными  машинами,  рабочих  по техническому обслуживанию и
   ремонту,  имеющих квалификационную группу по  электробезопасности,
   должна проводиться в соответствии с указаниями Правил эксплуатации
   электроустановок  потребителей  и  Правил техники безопасности при
   эксплуатации электроустановок потребителей.
       Обязанность по  своевременному  направлению на проверку знаний
   докеров - механизаторов и рабочих по техническому  обслуживанию  и
   ремонту,  а  также  других  рабочих  возлагается  на  руководителя
   подразделения, в штате которого находятся указанные рабочие.
       При переводе рабочего,  управляющего перегрузочной машиной,  с
   одной перегрузочной машины на  другую  того  же  типа,  но  другой
   модели  (например,  при  переводе  с  портального  крана "Ганц" на
   портальный кран "Сокол"),  а также  после  перерыва  в  работе  по
   специальности  более  года  администрация грузового района обязана
   обучить  рабочего  по  сокращенной  программе  и  обеспечить   его
   стажировку.   После   обучения   проводится   проверка   знаний  с
   оформлением   протокола   квалификационной   комиссии   на   право
   управления  данной  моделью перегрузочной машины с соответствующей
   записью в журнале периодической проверки знаний, в удостоверении и
   во  вкладыше  к  удостоверению  докера  - механизатора за подписью
   председателя комиссии.
       Лица, управляющие  перегрузочными машинами,  и стропальщики во
   время работы должны иметь при себе удостоверение.
       Примечание. При  переводе  (переходе)  из одного подразделения
   порта в другое или при командировании из  одного  порта  в  другой
   докера  - механизатора или рабочего по техническому обслуживанию и
   ремонту проводится внеочередной инструктаж.
   
       9.1.4. С целью контроля за сохранением у докера - механизатора
   навыков  управления перегрузочными машинами в порту должен вестись
   учет количества смен,  отработанных  докером  -  механизатором  на
   каждой  из  машин,  указанной во вкладыше к удостоверению на право
   управления  (см.   9.1.1).   Порядок  контроля  и  учета,  а также
   минимально необходимое  число  смен  устанавливаются  приказом  по
   порту.
       9.1.5. Результаты  периодической  или  внеочередной   проверки
   знаний  должны  оформляться  квалификационной  комиссией записью в
   журнале периодической проверки знаний по форме Приложения Ш.
       9.1.6. Управление  и  обслуживание перегрузочной машины должны
   осуществляться в соответствии  с  эксплуатационной  документацией,
   состав    и    содержание    которой    определяет   ГОСТ   2.601.
   Эксплуатационная документация  (паспорт,  инструкция  по  монтажу,
   инструкция по эксплуатации) разрабатывается,  как правило, заводом
   - изготовителем машины.  При отсутствии указанной  документации  в
   составе  поставляемой  заводом  или  ее  несоответствии названному
   стандарту она должна быть разработана:
       - для  кранов - специализированной организацией в соответствии
   с требованиями Госгортехнадзора;
       - для  других  машин  -  портом или другой организацией по его
   поручению.
       9.1.7. Допуск докера - механизатора к управлению перегрузочной
   машиной производится сменным механиком.  При выдаче машины сменный
   механик обязан:
       - проверить  наличие  у докера - механизатора удостоверения на
   право управления данной машиной и  убедиться,  что  срок  действия
   удостоверения не закончился;
       - проинструктировать  докера  -  механизатора  по   безопасным
   методам  труда  при техническом обслуживании и управлении машиной.
   При  инструктаже  должны   быть   учтены   техническое   состояние
   выдаваемой машины и особенности работы, на которую она выделяется;
       - сделать запись о выдаче машины в вахтенном журнале  сменного
   механика;
       - взять у докера - механизатора  вкладыш  к  удостоверению  на
   право управления перегрузочными машинами,  выдать рабочему ключ от
   машины и получить роспись рабочего в  вахтенном  журнале  сменного
   механика.
       Докер -  механизатор  при  приемке  машины  должен  произвести
   проверку  ее  технического состояния,  а по окончании работы сдать
   машину в соответствии с 5.2.6.
       Допускается участие  в  выдаче  и  приемке  машин  рабочих  по
   техническому  обслуживанию и ремонту,  которые должны работать под
   непосредственным руководством сменного механика.
       9.1.8. Порядок   выдачи   и  сдачи  машин  должен  оформляться
   приказом по грузовому району.
       9.1.9. Во время работы докеры - механизаторы должны заботиться
   о сохранности подъемно - транспортного  оборудования  и  выполнять
   производственные инструкции и инструкции по безопасности труда.
       9.2. Производство работ по перемещению  грузов  перегрузочными
   машинами
       9.2.1. Перемещение грузов с помощью перегрузочных машин должно
   производиться под руководством лица,  ответственного за безопасное
   производство   работ   по   перемещению  грузов  (в  дальнейшем  -
   производитель работ),  назначенного приказом  по  порту  из  числа
   инженерно   -  технических  работников:  диспетчеров,  стивидоров,
   старших стивидоров, начальников складов и их заместителей, сменных
   и групповых механиков и других инженерно - технических работников,
   бригадиров (звеньевых) после проверки у них знания соответствующих
   разделов  Правил  Госгортехнадзора по кранам,  ПТЭ,  Правил охраны
   труда  в  морских  портах,  рабочей  технологической  документации
   (рабочих   технологических   карт   и   временных  технологических
   инструкций по перегрузке), инструкций для докеров - механизаторов,
   инструкций по типовым способам и приемам погрузочно - разгрузочных
   работ  на  универсальных  погрузочных  комплексах  морских  портов
   (комплект   РД,   начиная  с  РД  31.41.06-82  по  РД  31.41.15-82
   включительно).
       Назначение бригадиров (звеньевых) ответственными за безопасное
   производство работ по перемещению  грузов  следует  производить  в
   соответствии с Положением, которое должно быть разработано портом.
       В дополнение к  Правилам  Госгортехнадзора  по  кранам  (пункт
   7.4.7)   Управление   по  котлонадзору  и  надзору  за  подъемными
   сооружениями Госгортехнадзора России своим письмом N  12-26/82  от
   29.01.96 в адрес Департамента морского транспорта разрешило (далее
   цитируется  по  тексту  письма)  "назначение   в   качестве   лиц,
   ответственных   за   безопасное  производство  работ  кранами  при
   загрузке  и  разгрузке  полувагонов  кранами,  докеров  со  стажем
   работы,   после   проверки   комиссией   с   участием   инспектора
   Госгортехнадзора  знаний  ими  Правил  устройства   и   безопасной
   эксплуатации  грузоподъемных  кранов  и  выдачи им соответствующих
   удостоверений    и    должностных    инструкций".    Это    письмо
   Госгортехнадзора  направлено в порты письмом Департамента морского
   транспорта N ОХТ-8/29 от 21.02.96.
       Проверку знаний   производителей   работ   проводит   комиссия
   согласно 4.3.1 с  последующим вручением удостоверения и Инструкции
   для  лиц,  ответственных  за  безопасное  производство  работ   по
   перемещению  грузов  перегрузочными машинами в морских портах (см.
   Приложение Щ).
       Периодическую проверку знаний производителей работ проводят  1
   раз в год.
       Руководство и ответственность за безопасное перемещение грузов
   при  проведении  технического  обслуживания  и ремонтных работ,  а
   также при перемещении деталей оборудования и материалов на складах
   и  в  мастерских  могут  быть возложены на инженерно - технических
   работников механизации (сменных и групповых механиков,  мастеров и
   др.),  что  должно  быть указано в удостоверении о проверке знаний
   (см. Приложение А).
       9.2.2. Подъем груза,  масса которого неизвестна  или  вызывает
   сомнение, запрещен. Подъем такого груза может быть разрешен только
   лицом,  ответственным  за  безопасное  производство  работ,  после
   уточнения массы груза.
       9.2.3. Включение механизмов перегрузочных машин при нахождении
   на  них  людей  вне  кабины управления не допускается.  Исключение
   допускается для лиц,  ведущих осмотр и регулирование механизмов  и
   электрического  оборудования.  В  этом случае включение механизмов
   должно осуществляться по  сигналу  старшего  из  числа  проводящих
   осмотр и регулирование.
       9.2.4. В  кабине  управления  вместе  с  рабочим,  управляющим
   перегрузочной машиной,  могут находиться лица,  проверяющие работу
   рабочего или машину,  а также стажер или ученик при  условии,  что
   рабочий,  управляющий перегрузочной машиной,  назначен приказом по
   грузовому району руководителем стажировки или обучения.
       9.2.5. Требования   безопасности   при   производстве    работ
   перегрузочными  машинами,  перегрузке  грузов  спаренными кранами,
   работе при ветре и другие приведены в ПОТ РО-152-31.82.03-96.
       В дополнение к требованию относительно наличия  на  портальных
   кранах   анемометров,   приведенному   в   пункте   4.9.17  Правил
   Госгортехнадзора по кранам,  Управление по котлонадзору и  надзору
   за  подъемными  сооружениями Госгортехнадзора России своим письмом
   N 12-18/1041  от  21.11.96  в  адрес  Росморфлота сообщает,  что в
   портах,   обслуживаемых    метеостанциями,    портальные    краны,
   изготовленные до 01.01.93, могут эксплуатироваться без анемометров
   и что (далее цитируется по тексту письма) "действие статьи  4.9.17
   распространяется на портальные краны,  изготовленные и введенные в
   эксплуатацию после 01.01.93" (т.е.  после даты  утверждения  новой
   редакции Правил Госгортехнадзора по кранам).
       При наличии в порту таких кранов они должны быть перечислены в
   ежегодно обновляемом приказе, определяющем силу ветра, при которой
   работа кранов должна быть прекращена.
       Крановщик такого  крана  при  срабатывании  сигнала анемометра
   (сирена,  звонок и т.п.) должен прекратить работу  и  доложить  об
   этом бригадиру и сменному механику.
       В дополнение к требованиям безопасности при производстве работ
   кранами,   приведенным  в  Правилах  Госгортехнадзора  по  кранам,
   Управление по котлонадзору и надзору  за  подъемными  сооружениями
   Госгортехнадзора  России  своим  письмом  N 12-1/581 от 14.07.95 в
   адрес Ассоциации морских портов и в адрес округов Госгортехнадзора
   разрешило  (далее  цитируется  по  оригиналу  письма) "производить
   операции кранами по подъему и опусканию груза  на  железнодорожную
   платформу или в полувагон при нахождении в них стропальщиков, если
   площадь полувагона или платформы  хорошо  обозревается  из  кабины
   крана,  а  рабочие  находятся вне зоны перемещения стрелы крана на
   расстоянии не менее 2,0 м от выступающей части груза на  платформе
   и  5,0  м  - в полувагоне.  При погрузке и разгрузке длинномерных,
   тяжеловесных  и  крупногабаритных  грузов   нахождение   людей   в
   полувагонах и на платформе запрещается".
       9.2.6. Работа   перегрузочных   машин,   имеющих   колеса    с
   грузошинами,   разрешается   только   на   исправных  асфальтовых,
   бетонных,  дощатых и металлических покрытиях. Работа перегрузочных
   машин,  имеющих колеса на пневматических шинах,  разрешается также
   на покрытиях из обработанного камня (брусчатки) и  на  выровненных
   земляных   площадках.   Для   выполнения  штивки  в  трюмах  судов
   допускается работа машин на пневмошинах по слою груза при условии,
   что  машина  не  проваливается  и  не буксует.  Способность машины
   двигаться    по    слою    конкретного    груза    устанавливается
   экспериментально.  В  рабочей технологической карте порта на такую
   работу должны быть  указаны  допустимая  высота  откоса  и  другие
   условия охраны труда рабочего, управляющего машиной.
       9.2.7. Работа   портальных    контейнеровозов,    контейнерных
   автопогрузчиков,  портовых  тягачей и ролл - трейлеров разрешается
   только на  бетонных,  сборных  железобетонных  или  равных  им  по
   прочности    покрытиях,    рассчитанных    согласно    требованиям
   РД 31.3.01.01-93.
       Переезды через выступающие рельсовые пути должны оборудоваться
   устройствами,  обеспечивающими  по  возможности  наиболее  плавное
   изменение профиля полосы движения по высоте.
       9.2.8. В  целях  безопасной  и  рациональной работы портальных
   контейнеровозов,  контейнерных автопогрузчиков и портовых  тягачей
   на  территории  контейнерных пунктов должна быть нанесена разметка
   на покрытиях морского,  железнодорожного и автомобильного грузовых
   фронтов,  а  также  сортировочной  площадки  и склада комплектации
   контейнеров. Разметку необходимо производить несмывающейся, хорошо
   видимой  при  естественном  и искусственном освещении краской либо
   специальными деталями,  вмонтированными в покрытие территории, или
   другими  способами.  При  этом  положение  контейнеров  и  ролл  -
   трейлеров определяется  внутренним  контуром  элементов  разметки.
   Направление  движения  машин  обозначают  стрелками  (прерывистыми
   линиями) по оси полосы движения.  Места  установки  контейнеров  и
   ролл  -  трейлеров  размечают по углам ограничительными отрезками,
   образующими прямой угол,  и арабскими цифрами так,  чтобы водители
   портальных   контейнеровозов,   контейнерных   автопогрузчиков   и
   портовых тягачей их хорошо видели.
       9.2.9. При   работе   портовых  тягачей  необходимо  учитывать
   следующее:
       а) возможность  преодоления  тягачом  уклона на подъеме должна
   определяться  указаниями  фирменной  документации.  В  случае   их
   отсутствия  значение  предельного уклона,  преодолеваемого поездом
   (тягачом и ролл -  трейлерами  с  грузом),  следует  принимать  по
   таблице 9.1;
   
                                                          Таблица 9.1
   
                           ДОПУСКАЕМЫЙ УКЛОН
   
   ------------------------T----------------------------------------¬
   ¦Тяговое усилие, кН(Тс) ¦Преодолев. уклон, %, при массе поезда, т¦
   ¦                       +-------T-------T-------T-------T--------+
   ¦                       ¦  40   ¦  60   ¦  80   ¦  100  ¦  120   ¦
   +-----------------------+------T+-------+-------+-------+--------+
   ¦        100 (10)       ¦  22  ¦¦  14   ¦  10   ¦   7   ¦    5   ¦
   +-----------------------+------++-------+-------+-------+--------+
   ¦        120 (12)       ¦  27  ¦¦  17   ¦  12   ¦   9   ¦    7   ¦
   ¦                       ¦      L+------¬¦       ¦       ¦        ¦
   +-----------------------+-------+------++-------+-------+--------+
   ¦        140 (14)       ¦  32   ¦  20  ¦¦  15   ¦  11   ¦    9   ¦
   +-----------------------+-------+------++-------+-------+--------+
   ¦        160 (16)       ¦  39   ¦  24  ¦¦  17   ¦  13   ¦   10   ¦
   ¦                       ¦       ¦      L+------¬¦       ¦        ¦
   +-----------------------+-------+-------+------++-------+--------+
   ¦        180 (18)       ¦  42   ¦  27   ¦  20  ¦¦  15   ¦   12   ¦
   +-----------------------+-------+-------+------++-------+--------+
   ¦        200 (20)       ¦  47   ¦  30   ¦  22  ¦¦  17   ¦   14   ¦
   L-----------------------+-------+-------+------++-------+---------
   
       Примечание. Значение  уклона  выше  и правее ступенчатой черты
   относится к обработке судов с горизонтальным способом  погрузки  -
   выгрузки.
   
       б) на  судах  с  горизонтальным  способом  погрузки - выгрузки
   транспортирование ролл -  трейлеров  для  контейнеров  типа  1C  с
   дорожным  просветом  менее  240 мм через перегибы пути до 10 град.
   допускается только при подъеме передней стойки на высоту не  менее
   300   мм.   При   транспортировании   ролл   -  трейлеров  следует
   руководствоваться  указаниями  фирменной  документации   в   части
   преодолеваемого  уклона.  При  отсутствии  таких  данных  уклон не
   должен превышать 7 град.;
       в) для  сцепления с ролл - трейлером водитель должен подводить
   портовый тягач на скорости,  обеспечивающей  безопасность  работы.
   Нижний  клык гузнека при этом необходимо подводить к сцепному пазу
   прицепа до упора при максимально возможном  совмещении  продольных
   осей. Угол между этими осями перед сцепкой не должен быть более 10
   град.;
       г) износ  грузового упора по высоте на клыке гузнека не должен
   превышать величины,  необходимой для  надежного  транспортирования
   ролл  - трейлера.  Высота упора в месте контакта должна составлять
   не менее 10 и не более 15 мм;
       д) наличие    люфта    в   демпфирующем   устройстве   гузнека
   недопустимо.  Усилие  поворота  должно   быть   отрегулировано   в
   соответствии с инструкцией завода - изготовителя.
       9.2.10. Порядок движения машин внутрипортового  транспорта  по
   территории  порта  и правила выезда этих машин за территорию порта
   должны быть разработаны портом и утверждены начальником порта.
       9.3. Неисправности     машин    и    съемных    грузозахватных
   приспособлений, при которых работа должна быть прекращена
       9.3.1. Работа кранов не допускается при:
       а) истекшем сроке технического освидетельствования;
       б) невыполнении    предписаний    органов    Госгортехнадзора,
   Госэнергонадзора,  Государственного  инспектора  труда  и местного
   технического надзора;
       в) износе  канатов,  цепей,  выходящем  за пределы допускаемых
   норм;
       г) повреждении  грузового,  стрелового  или вантового канатов,
   сходе канатов с блоков и барабанов;
       д) повреждении подвески или крюка,  износе крюка, выходящем за
   пределы допускаемых норм;
       е) наличие трещин в металлоконструкции;
       ж) неисправности тормозов или фрикционов;
       и) появлении ненормальных шумов в механизмах;
       к) неисправности механизмов подъема  груза,  изменения  вылета
   стрелы  или  поворота,  неисправных  или  выведенных  из  действия
   конечных   выключателях,   сигнального    прибора,    ограничителя
   грузоподъемности и других приборов безопасности;
       л) нагреве электрооборудования свыше допустимой температуры;
       м) неоднократном  срабатывании  электрической  защиты  или  ее
   повреждении;
       н) нарушении системы (цепи) заземления;
       п) неисправности  или  отклонении  свыше  допустимых  норм  от
   допусков на укладку крановых путей;
       р) падении и повышении напряжения сверх допустимой величины;
       с) неисправности рельсовых захватов;
       т) отсутствии или неисправности  предохранительного  замка  на
   грузовом крюке;
       у) других неисправностях, угрожающих безопасной работе людей.
       9.3.2. Работа машин внутрипортового транспорта не  допускается
   при   истекших   сроках  технического  освидетельствования  и  при
   следующих неисправностях:
       а) тормоза:   рабочий   тормоз  не  обеспечивает  равномерного
   затормаживания колес;  не обеспечивается эффективность торможения,
   установленная   заводской   инструкцией;   нарушена  герметичность
   системы пневматических тормозов,  что  вызывает  падение  давления
   воздуха при неработающем двигателе более 0,1 МПа (1 кгс/кв.  см) в
   час;  подтекает жидкость в  гидравлической  системе  тормозов;  не

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное