Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 9
 
          Во-вторых,  для  России  представляет интерес существующая в
     рамках   ВТО   система  поддержания  дисциплины  в  международной
     торговле, включая механизм разрешения споров.
          В-третьих,  присоединение  к  ВТО  позволит России перевести
     торгово-экономические   отношения   с   другими   странами  и  их
     региональными   группировками   на  равноправную,  предсказуемую,
     долгосрочную экономико-правовую основу.
          И    наконец,    процесс   присоединения   к   ВТО   создаст
     дополнительные     стимулы     для    гармонизации    российского
     законодательства  и  практики  его  применения  в  соответствии с
     международными требованиями.
          В  более  конкретном плане условия присоединения к ВТО - это
     компромисс,   вырабатываемый   в  ходе  переговоров,  компромисс,
     достигаемый  как  комплекс  взаимных  уступок  и  взаимных, часто
     жестких, обязательств.
          Здесь  перед  Россией  стоит  сложная  задача  -  определить
     национальные  экономические  интересы и приоритеты, обязательства
     и     условия,     гарантирующие    национальную    экономическую
     безопасность.  Но не только определить, но и суметь отстоять их в
     ходе   сложных  переговоров,  в  условиях  уже  проявившего  себя
     экономического  давления  западных  стран, их попыток добиться от
     России   одностороннего   открытия   рынка,  невзаимных  уступок,
     нежелания  признать  тот  факт, что многие отрасли промышленности
     России   обладают   сравнительными  преимуществами,  позволяющими
     экспортировать  товары  по  конкурентоспособным  ценам  и ощутимо
     влиять на формирование уровня мировых цен.
          Присоединяясь  к  ВТО,  Россия  (ее  экспортеры и импортеры)
     получает   выход   в   унифицированное   правовое   пространство,
     опирающееся  на пакет соглашений Уругвайского раунда (в том числе
     ГАТТ-94);  международно-правовую  защиту  в  других государствах,
     гарантируемую   принципами  и  нормами  Генерального  соглашения,
     включая  режим  наибольшего  благоприятствования  и  национальный
     режим  для  товаров,  экспортируемых  и импортируемых российскими
     предпринимателями,  защиту  от возможного применения иностранными
     государствами   дискриминационных  внутренних  налогов,  акцизов,
     таможенных  сборов;  защиту  от  дискриминационного использования
     так  называемых  технических  барьеров  в торговле (технические и
     другие   нормы   и   стандарты,   правила  сертификации  и  др.),
     определенную  гарантию  против  дискриминационного  использования
     других  торгово-политических  средств  в  отношении  экспортных и
     импортных    операций    российских   участников   внешнеторговой
     деятельности  и  целый ряд иных торгово-политических преимуществ,
     которые  в  конечном  итоге  будут  содействовать организованному
     вхождению  экономики  России  в  мировое  хозяйство,  развитию ее
     внешней  торговли  и защите интересов экспортеров и импортеров за
     рубежом.
          В   рамках   курса  на  равноправную  интеграцию  в  мировую
     экономику  Россия  должна  принимать  активное  участие в решении
     глобальных   экономических  проблем.  Поэтому  необходимо  решить
     вопрос  о  признании России в качестве международного кредитора и
     более  активном  участии  ее  в  урегулировании  проблем  внешней
     задолженности  развивающихся  стран  в связи с тем, что многие из
     них имеют значительный долг перед Российской Федерацией.
          Урегулирование    внешней   задолженности   России   следует
     проводить  в увязке с задачами и мерами по восстановлению позиций
     на  традиционных  рынках и укреплению геоэкономического положения
     России в целом.
          России    требуется   прежде   всего   открытый   доступ   к
     равноправному   и   взаимовыгодному   сотрудничеству   с  другими
     государствами,   без  какого-либо  давления  и  дискриминации  со
     стороны.    Это    позволит    ей,   опираясь   на   преимущества
     международного  разделения труда, умело и эффективно организовать
     рациональное использование собственного потенциала.
          Третье    направление    внешнеэкономической    политики   -
     совершенствование    системы    и    принципов   государственного
     регулирования внешнеэкономических связей.
          Среди  общих  проблем  внешнеторгового регулирования следует
     прежде      всего      выделить     необходимость     дальнейшего
     совершенствования    таможенного,    налогового    и   бюджетного
     законодательства  в  рамках  единой системы управления и развития
     внешнеэкономического    комплекса,    а    также    необходимость
     корректировки  внутреннего законодательства в связи с предстоящим
     присоединением России к Всемирной торговой организации.
          Требуется,  кроме  того,  реализация положений Соглашения об
     экономическом    союзе    (обеспечение    приоритетности    роста
     экономических   связей   с   государствами  -  участниками  СНГ),
     дальнейшее   формирование   полноценного   Таможенного   союза  и
     создание   механизма   координации  внешнеэкономической  политики
     государств  -  участников СНГ с учетом международных обязательств
     России.
          Необходима  отладка механизма государственного регулирования
     бартерных  операций,  повышения эффективности внешнеэкономических
     связей   хозяйствующих   субъектов   приграничных   территорий  и
     областей,  а  также совершенствования системы внешнеэкономической
     отчетности и статистики.
          В  целях  предотвращения  уклонения  от налогов при экспорте
     товаров  надо  шире  использовать  расчетные цены для определения
     налогооблагаемой базы.
          В  области  регулирования экспорта товаров предстоит создать
     государственную   систему   продвижения   российских  товаров  на
     мировые  рынки и усилить контроль за недобросовестными действиями
     участников внешнеэкономической деятельности.
          Государственная  политика  в  области  регулирования импорта
     будет исходить из необходимости:
          обеспечения  разумной степени защиты российской экономики от
     разрушительного  воздействия  иностранной  конкуренции,  а  также
     формирования  благоприятных  стимулов для привлечения иностранных
     инвестиций на основе изменений ставок ввозных таможенных пошлин;
          поэтапного  снижения  ввозных  таможенных  пошлин  на основе
     всестороннего  анализа их воздействия на национальную экономику с
     учетом  интеграции  России  в  мировую  экономику  и  результатов
     переговоров  по тарифным уступкам в рамках присоединения России к
     ВТО;
          введения     (при     необходимости)     в     установленном
     законодательством  порядке  государственной  монополии  на импорт
     отдельных видов товаров (работ, услуг);
          эффективного      использования     системы     преференций,
     предоставляемых  Российской  Федерацией,  на  основе градационных
     макроэкономического   и   потоварного   подходов   к   странам  -
     получателям преференций;
          усиления координации таможенно-тарифной политики.
          Четвертое  направление внешнеэкономической политики - защита
     внутреннего    рынка    и    конкурентоспособных    отечественных
     товаропроизводителей,  опирающаяся  на общепринятые международные
     нормы  и  использующая  весь  арсенал  предусмотренных российским
     законодательством  инструментов, включая такие защитные меры, как
     специальные,  антидемпинговые и компенсационные пошлины, тарифные
     квоты.
          При   этом   осуществляемые   меры   должны   способствовать
     сохранению   здоровой   конкурентной  среды,  иметь  временный  и
     недискриминационный  характер  и  вводиться в порядке, отвечающем
     правилам и нормам ВТО.
          Защита  внутреннего  рынка будет осуществляться по следующим
     направлениям:
          совершенствование  нормативной  базы введения защитных мер в
     целях  смягчения  (предотвращения)  неблагоприятного  воздействия
     иностранной  конкуренции  на отечественных производителей товаров
     и услуг;
          создание    механизма    оперативного    сбора   информации,
     необходимой    для   проведения   расследований,   предшествующих
     введению  защитных  мер,  и  совершенствование системы проведения
     расследований, предшествующих введению защитных мер;
          совершенствование    методики    и    практики    проведения
     консультаций  с  заинтересованными  иностранными  партнерами  при
     введении защитных мер;
          проработка   и   создание   механизма   анализа  последствий
     введения защитных мер.
          Пятое   направление   внешнеэкономической   политики  -  это
     формирование      международных      региональных     приоритетов
     внешнеэкономической политики.
          Предстоит       обеспечить      поступательное      развитие
     торгово-экономического  сотрудничества  со  странами Европейского
     региона.   Страны   этого   региона  занимают  ведущее  место  во
     внешнеэкономических  связях России. С точки зрения стратегических
     интересов   России,   реализация   курса   на   сотрудничество  с
     Европейским  Союзом  остается  одной  из  наиболее  важных задач.
     Большое  влияние  на развитие сотрудничества с ЕС будет оказывать
     реализация  Временного  соглашения  о  торговле  между  Россией и
     Европейским   Союзом,   а   в  дальнейшем  -  и  полномасштабного
     Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашими странами.
          В     этих     условиях     первоочередной     задачей     с
     торгово-политической    точки    зрения    является    устранение
     существующих  тарифных  и нетарифных барьеров, активизация усилий
     по  запуску механизма Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с
     Европейским  Союзом.  В существующем виде оно создает условия для
     поэтапной  реализации  в  отношениях  между Россией и Европейским
     Союзом  принципов, лежащих в основе как самого Союза, так и всего
     европейского экономического пространства.
          В   1998   году   Россия   и   Европейский  Союз  рассмотрят
     возможность  создания  зоны  свободной  торговли. Представляется,
     что   для  создания  зоны  свободной  торговли  между  Россией  и
     Европейским   Союзом   существуют   весьма   важные   предпосылки
     экономического   (например,   взаимодополняемость   хозяйственных
     комплексов) и географического характера.
          Внешнеэкономическая  политика  России  в этом регионе должна
     также учитывать:
          перспективы    создания    Европейского   валютного   союза,
     следствием  чего явится дальнейшая консолидация внутреннего рынка
     Европейского   Союза   и  обеспечение  в  его  рамках  еще  более
     благоприятного  режима  во  внешнеэкономической сфере для стран -
     членов Союза;
          возможности  расширения  Европейского  Союза  за  счет стран
     Центральной и Восточной Европы и последствия этого для России;
          активное  и  полноправное  участие  России  в  Вассенаарских
     соглашениях   и   использование  ею  нового  порядка  экспортного
     контроля  в  целях расширения как импорта высоких технологий, так
     и увеличения своего экспорта продукции двойного назначения;
          перспективы   создания   трансатлантической  зоны  свободной
     торговли  между  Европейским Союзом и США и последствия этого для
     России;
          будущее вступление России в ВТО;
          все    возрастающие   масштабы   использования   технологий,
     снижающих  энерго-  и материалоемкость производимой продукции (то
     есть  конъюнктурообразующие  и  определяющие  состояние  товарных
     рынков  факторы),  что объективно приведет к снижению потребности
     в российском сырье;
          тенденции  ужесточения  экологических требований в отношении
     товаров  и  продукции,  ввозимых  на  территории  стран  Европы и
     Северной    Америки,    а   также   последовательное   проведение
     большинством  из  этих  стран  политики  усиления природоохранных
     мероприятий   в   сфере  материального  производства,  что  может
     отразиться  на объемах российского экспорта первично обработанных
     сырьевых товаров;
          усиление  конкуренции  на  европейских  рынках  в  отношении
     традиционных   российских   топливно-энергетических   и  сырьевых
     товаров (в частности нефть, газ, черные и цветные металлы);
          использование  Россией  и  ее торговыми партнерами различных
     стандартов  и  норм,  унификация  которых  сопряжена  с  большими
     временными и финансовыми затратами;
          проблему внешней задолженности России европейским странам;
          остающиеся   на   краткосрочную   перспективу   тарифные   и
     нетарифные  ограничения,  затрудняющие  доступ российских товаров
     на европейский рынок.
          Особое    значение    приобретают    отношения    России   с
     государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
          Анализ  торгово-экономической  ситуации  в странах Восточной
     Европы    свидетельствует   о   нарастании   в   данном   регионе
     интеграционных  процессов. Вступило в силу Центрально-Европейское
     соглашение   о  свободной  торговле  (ЦЕФТА),  которое  подписали
     Венгрия,   Польша,   Словакия   и   Чехия.   Стратегическая  цель
     Соглашения  -  усилить интеграцию экономики указанных стран путем
     поэтапной  либерализации  внешней  торговли  и  создания  на этой
     основе  до  2001  года  зоны  свободной  торговли и, кроме этого,
     укрепить позиции этих стран при вступлении в Европейский Союз.
          В   последнее   время  наблюдается  активизация  группировки
     прежде  всего за счет ускорения либерализации взаимной торговли и
     расширения   состава  участников.  В  ее  состав  решено  принять
     Словению, проявляют интерес также Румыния и страны Балтии.
          Результатом  этих  интеграционных  процессов уже в ближайшее
     время  может  стать создание достаточно емкого рынка с населением
     более  60  млн.  человек,  выполняющего роль специфичной буферной
     зоны между Россией и Европейским Союзом.
          Для   уменьшения   негативных   последствий  этих  процессов
     предстоит   развивать   отношения   со   странами  Центральной  и
     Восточной  Европы  (прежде  всего со странами ЦЕФТА), в том числе
     на  базе  двусторонних  отношений,  с  расширением  кооперации  и
     сбытом  совместной  продукции на рынках третьих стран. Реализация
     такого  механизма  позволит  вовлечь  страны ЦЕФТА в более тесное
     сотрудничество с Россией.
          В  ближайшие  годы  необходимы конкретные шаги в направлении
     развития    торгово-экономических   отношений   с   Болгарией   и
     Югославией,  используя  их  соответствующую  заинтересованность и
     готовность  к  этому,  а  через  них  обеспечить  выход  на  весь
     балканский   регион,   являющийся   для   России  важным  центром
     транспортной   инфраструктуры   (например,  создание  Балканского
     диспетчерского   центра   по   управлению   транзитными  потоками
     российского   природного   газа,  строительство  трансбалканского
     нефтепровода Бургас - Александруполис и т. д.).
          Большое  значение  придается расширению экономических связей
     с  Соединенными  Штатами  Америки. При этом учитываются лидерство
     США   в  мировой  экономике,  их  огромный  научно-технический  и
     финансовый  потенциал,  наличие  в  США  большого  числа  крупных
     компаний,   обладающих   необходимыми   ресурсами  и  опытом  для
     осуществления  важнейших  проектов в ключевых отраслях российской
     экономики,  а  также то, что американский рынок является одним из
     самых  перспективных  с точки зрения продажи передовых российских
     технологий,  связанных  с  космическими  исследованиями,  ядерной
     энергетикой, программным обеспечением и др.
          В предстоящий период будут предприниматься усилия по:
          отмене  поправки  Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974
     года,  с  тем чтобы Россия могла пользоваться режимом наибольшего
     благоприятствования  в  торговле  с  США на постоянной основе без
     каких-либо условий;
          прекращению  применения  дискриминационных  по  отношению  к
     России  положений американского антидемпингового законодательства
     (отнесение  ее  к  категории  так  называемых стран "с нерыночной
     экономикой"),   препятствующих   экспорту   в  США  или  грозящих
     вытеснением с американского рынка ряда важных российских товаров;
          отмене    ограничений   в   отношении   доступа   России   к
     американским  товарам  и  технологиям.  В  этом  плане необходимо
     обеспечить  полноценное  и равноправное участие России в процессе
     разработки   и   осуществления   нового   международного   режима
     экспортного контроля взамен упраздненного КОКОМ.
          Быстро     возрастает     роль     в    мировом    хозяйстве
     азиатско-тихоокеанского    региона.    Страны    этого    региона
     демонстрируют    в    последние    годы   самые   высокие   темпы
     экономического   роста,  причем  особенно  динамично  развиваются
     страны  АСЕАН.  В перспективе значение этого региона как крупного
     центра  мировой  торговли  еще  более возрастет, что может внести
     некоторые  коррективы в направления российских товарных потоков и
     несколько  уменьшить удельный вес европейского региона во внешней
     торговле России.
          Можно  рассчитывать,  что стратегические интересы государств
     азиатско-тихоокеанского    региона    в    развитии   наукоемких,
     высокотехнологичных  отраслей промышленности будут способствовать
     через     расширение    делового    сотрудничества    мобилизации
     внешнеэкономического  потенциала  российских  научно-промышленных
     комплексов,  в первую очередь из числа конверсионных производств.
     Наибольшие  перспективы  здесь  имеются  в  отношениях с Китаем и
     Республикой  Корея. Это относится и к странам - участницам АСЕАН.
     За  последние десятилетия в экономике этих стран произошли весьма
     существенные  преобразования  и  большинство  из  них уже вошло в
     ряды  новых индустриальных стран, предъявляющих растущий спрос на
     новейшие  технологии.  В  связи  с  этим  к  числу  перспективных
     направлений   торгово-экономического   сотрудничества   с   АСЕАН
     следует   отнести  космическую,  авиационную  и  судостроительную
     промышленность,  энергетику,  освоение  ресурсов Мирового океана,
     военно-техническое сотрудничество.
          Южный  регион,  включающий  Южную  и  Западную Азию, Ближний
     Восток  и  Северную Африку, Тропическую и Южную Африку, Латинскую
     Америку,   представляет  интерес  для  реализации  внешнеторговой
     политики  прежде  всего  с  точки  зрения  восстановления позиций
     России  на  традиционных  для  нее рынках. Страны данного региона
     являются   также   перспективными   для   увеличения  российского
     технологического экспорта.
          Значение   стран   Северной   Африки   и   Ближнего  Востока
     обусловлено  прежде  всего  наличием  в этом регионе значительных
     топливно-энергетических  ресурсов  (определяющих платежеспособный
     спрос),   давними  традициями  инвестиционного  сотрудничества  и
     значительным  потенциалом  в  этой  сфере,  возможностью экспорта
     российского   вооружения   и   военной   техники.   На   развитие
     сотрудничества  в  значительной  степени  могут  повлиять  отмена
     эмбарго  на  торговлю  с  Ираком  и Ливией, реализация перспектив
     расширения сотрудничества с Индией и Ираном.

           6.9. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ

          Главной  целью  внешнеэкономической  деятельности Российской
     Федерации  в Содружестве Независимых Государств в 1997-2000 годах
     должно     стать     повышение    эффективности    хозяйственного
     сотрудничества   России   со  странами  СНГ  на  основе  рыночных
     отношений  и защиты экономических интересов Российской Федерации.
     В этих целях необходимо:
          поэтапное    углубление    интеграционных    процессов    на
     многостороннем,  двустороннем  и региональном уровнях, расширение
     участия   российских  хозяйствующих  субъектов  в  экономическом,
     социально-культурном  и  гуманитарном  сотрудничестве со странами
     СНГ;
          создание   условий   для   формирования  с  государствами  -
     участниками   СНГ   общего   экономического,   инновационного   и
     информационного   пространства  на  базе  общего  рынка  товаров,
     услуг,  капитала  и  рабочей  силы в рамках Экономического союза,
     Таможенного союза и Платежного союза;
          обеспечение     согласованного     осуществления    рыночных
     преобразований  в экономике России и государств - участников СНГ,
     сближения  проводимых  в  этих  странах  экономических  реформ  и
     хозяйственных  механизмов  их  реализации  в области структурной,
     торгово-экономической,   кредитно-денежных  и  платежно-расчетных
     отношений;
          совершенствование   системы   расчетов   и   платежей  между
     странами СНГ.
          В  области  структурной  перестройки  экономики  в 1997-2000
     годах потребуется проведение работ в области:
          концентрации  финансовых,  материальных  и трудовых ресурсов
     для  реализации  совместных  инвестиционных  проектов и программ,
     включая  создание  транснациональных финансово-промышленных групп
     и    других    межгосударственных    организационно-хозяйственных
     структур;
          привлечения  взаимных  инвестиций, включая частные, с учетом
     создания   и   развития   системы  страхования  и  гарантирования
     капиталовложений,  разработки механизма залоговых счетов, четкого
     определения   приоритетных  направлений  и  секторов  привлечения
     инвестиций;
          сближения и унификации хозяйственного законодательства;
          развития   двустороннего  и  многостороннего  сотрудничества
     хозяйствующих      субъектов      в      топливно-энергетическом,
     металлургическом,     агропромышленном    и    машиностроительном
     комплексах   России  и  государств  -  участников  СНГ,  а  также
     кооперационного   сотрудничества   хозяйствующих  субъектов  этих
     стран.
          В  торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации
     с  государствами  -  участниками СНГ в 1997-2000 годах необходимо
     будет обеспечивать:
          рост  товарооборота  с  этими  странами  с  учетом принципов
     взаимовыгодности,  взаимодополняемости  и  соблюдения  конкретных
     интересов    отдельных   стран   Содружества,   совершенствование
     товарной  структуры  экспорта  путем  увеличения  в  нем готовых,
     технически  сложных  и  наукоемких  видов  продукции и импорта за
     счет  увеличения поставок в Россию минерально-сырьевых ресурсов и
     продукции,   производство   и  запасы  которых  сосредоточены,  в
     основном, на территории стран СНГ;
          определение  приоритетов во внешнеэкономической деятельности
     России  и  стран СНГ, и в первую очередь стран Таможенного союза,
     ключевыми  моментами  которой должны стать проведение переговоров
     о  снятии  имеющихся  в  торговле прямых и косвенных ограничений,
     налогов  и  сборов,  имеющих  эквивалентное  действие,  выработка
     единых подходов во взаимоотношениях с третьими странами;
          защиту  внутренних  рынков  государств  -  участников  СНГ и
     национальных   товаропроизводителей   от   экспансии   зарубежных
     поставщиков  с учетом необходимости поддержания в экономике стран
     Содружества   в   целом  и  отдельных  ее  отраслях  условий  для
     добросовестной конкуренции;
          формирование  механизмов  поддержки  и стимулирования прямых
     торгово-экономических  связей  хозяйствующих  субъектов,  включая
     развитие компенсационных, толинговых и лизинговых операций;
          проведение   согласованной   ценовой  политики,  особенно  в
     отношении    продукции   предприятий-монополистов,   формирование
     механизма  согласованного  регулирования  тарифов  на  всех видах
     транспорта, связанного с обеспечением взаимного товарообмена.
          В  области  кредитно-денежной  политики и платежно-расчетных
     отношений предстоит решать проблемы:
          погашения  задолженности  стран СНГ по ранее предоставленным
     им Россией государственным кредитам;
          формирования   и   совершенствования  механизма  обеспечения
     взаимной   конвертации   национальных   валют,   стабилизации   и
     поддержки их курсов;
          взаимного    предоставления    национальных    режимов   при
     проведении  платежно-расчетных,  валютных  и  кредитно-финансовых
     операций   банковским,   страховым   и   финансово-инвестиционным
     структурам.

                   7. Реформирование социального сектора

          Экономическая  ситуация  требует дальнейшего, согласованного
     с   преобразованием   всей   экономической  системы,  а  также  с
     реальными  возможностями  государства  и населения реформирования
     социального сектора.
          В    настоящее    время   в   социальной   сфере   сложилась
     неоднозначная  и  противоречивая  ситуация, характеризующаяся как
     определенными   положительными   сдвигами,   так   и  негативными
     явлениями.
          В   этих   условиях   возникла  настоятельная  необходимость
     внесения  существенных  корректив  в характер и методы проведения
     социальной  политики,  осуществления  крупных  социальных реформ,
     конечная  цель  которых состоит в том, чтобы каждая семья реально
     ощутила результаты экономических преобразований.
          Основные  цели  и приоритетные направления социальных реформ
     в среднесрочной перспективе предусмотрены в настоящей Программе.
          В  настоящей Программе определены конкретные пути, механизмы
     и  этапы  реформ в важнейших социальных сферах - труде и трудовых
     отношениях,  охране  труда,  социальном  партнерстве, занятости и
     развитии   кадрового   потенциала,   социальном   страховании   и
     пенсионном  обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и
     других  социально  уязвимых групп населения, социальной поддержке
     семьи,  женщин,  детей  и  молодежи. Намечены меры по преодолению
     региональных  различий  в  уровне  жизни  и  занятости населения,
     улучшению  системы финансирования социальных мероприятий. Одна из
     главных   причин  этого  -  постепенное  расширение  материальных
     возможностей  общества в результате возобновления уже в ближайшие
     годы экономического роста.
          В  новых  экономических  условиях  в  среднесрочном  периоде
     будет  осуществлено реформирование социально-культурных отраслей,
     которое  предполагает структурные изменения и развитие учреждений
     различных  организационно-правовых  форм.  Будут  приняты меры по
     развитию  негосударственных учреждений отраслей социальной сферы,
     расширению  платности получения образования и медицинской помощи.
     Расширение  сферы  платных  услуг  населению  в  здравоохранении,
     образовании,  жилищно-бытовом  обслуживании  будет иметь целью не
     сокращение  бюджетных  ассигнований,  а  увеличение разнообразия,
     объема  и  качества  услуг  населению,  развитие  на  этой основе
     социальной   инфраструктуры,   а  также  узаконивание  фактически
     предоставляемых   в   настоящее  время  бюджетными  организациями
     платных услуг населению.
          В  рамках  проводимой  реформы  будет  обеспечено укрепление
     финансовой   базы   социальной   сферы,  введены  государственные
     минимальные  социальные  стандарты.  Принятие Федерального закона
     "О  государственных минимальных стандартах" позволит сформировать
     научно   обоснованную  устойчивую  нормативно-правовую  базу  для
     практического   обеспечения   конституционных   прав   граждан  и
     социальных  гарантий  по  основным  показателям уровня жизни, что
     будет    способствовать   повышению   обоснованности   социальных
     расходов  федерального  бюджета  и  бюджетов субъектов Российской
     Федерации,  созданию  предпосылок  для  сохранения  и  укрепления
     единого  социального  пространства  на всей территории Российской
     Федерации.
          В  ходе  социальных  реформ  главный  акцент будет сделан на
     более     активном     использовании     социальных     факторов,
     непосредственно   влияющих   на  повышение  трудовой  активности,
     прежде  всего  на совершенствование и усиление стимулирующей роли
     оплаты  труда,  развитие  предприимчивости  и  деловой инициативы
     трудоспособных   граждан.  Значительное  внимание  будет  уделено
     обеспечению   рациональной  занятости  населения,  предупреждению
     массовой   безработицы   и  социальной  поддержке  высвобождаемых
     работников,  усилению  страховых  принципов при социальной защите
     от   социальных   и   профессиональных   рисков,  рационализации,
     укреплению  и  развитию  пенсионного  обеспечения, реформированию
     системы социальных пособий и компенсационных выплат.
          В  условиях  все  возрастающего  несоответствия  действующих
     норм  трудового  права формирующимся общественным и экономическим
     отношениям     важной    задачей    станет    развитие    системы
     государственных  и  общественных  институтов  по  защите трудовых
     прав  граждан.  В  этих целях будет принят новый трудовой кодекс,
     предусматривающий     установление    на    федеральном    уровне
     государственных  минимальных  гарантий  в сфере труда, расширение
     на  основе  социального  партнерства  договорных  начал  в  сфере
     труда;  расширение  на  основе социального партнерства договорных
     начал  в сфере регулирования трудовых отношений; повышение уровня
     социальной   защиты   работников   при  структурной  перестройке,
     банкротстве   предприятий.   Одновременно   будет   формироваться
     система социальных органов по рассмотрению трудовых споров.
          Предусматривается   коренное   реформирование  всей  системы
     управления  охраной труда на основе дальнейшего совершенствования
     законодательной  и  нормативной  базы  в  этой  области,  включая
     создание  автоматизированных  систем  информационного обеспечения
     охраны труда для принятия управленческих решений.
          Для  обеспечения  безопасности жизни и здоровья работников в
     процессе  трудовой  деятельности будут приняты конкретные меры по
     ускорению  внедрения  безопасных  техники  и  технологий, средств
     коллективной   и  индивидуальной  защиты,  проведению  экспертизы
     условий  труда  при проектировании, строительстве (реконструкции)
     и  эксплуатации  объектов,  конструировании машин и оборудования,
     разработке  технологических процессов, организации производства и
     труда.
          Будут  приняты решительные меры по повышению ответственности
     работодателей  за  улучшение  условий и охраны труда, осуществлен
     поэтапный  переход  от  системы льгот и компенсаций работникам за
     работу   в   неблагоприятных   условиях  труда  к  экономическому
     механизму,    способствующему    достижению    высокого    уровня
     безопасности  труда  и предотвращению аварий и несчастных случаев
     на производстве.
          Реформирование   системы   социальных   гарантий,   льгот  и
     компенсаций   будет  осуществляться  комплексно.  Одновременно  с
     усилением  адресной социальной поддержки населения постепенно, по
     мере  роста  доходов  населения,  будут  ликвидированы  дотации и
     перекрестное  субсидирование  в  жилищно-коммунальном хозяйстве и
     на  транспорте,  что  снизит  нагрузку  на бюджеты всех уровней и
     создаст   предпосылки   для   прекращения  финансирования  услуг,
     оказываемых  населению,  за счет реального сектора экономики. Тем
     самым     будут    улучшены    условия    финансово-хозяйственной
     деятельности предприятий.
          Расчеты  показывают,  что  отмена  дотаций  и  перекрестного
     субсидирования   в   социальной   сфере   приведет   к  серьезным
     макроэкономическим   последствиям.   Так,   в   1997-2000   годах
     произойдут  следующие  основные изменения в финансовых потоках (в
     целом  за период в процентах к внутреннему валовому продукту 2000
     года):
          1.  Расходы  населения за счет сокращения дотаций из бюджета
     на   оплату   услуг   социальной   сферы,   жилищно-коммунального
     хозяйства  и  транспорта  увеличатся  в  1997-2000  годах  на 1,7
     процента  внутреннего  валового продукта за период (в 2000 году -
     2,16 процента внутреннего валового продукта 2000 года).
          Увеличение   нагрузки   на   население   компенсируется  (за
     исключением высокодоходных групп).
          2.  Доходы предприятий от снижения тарифа на электроэнергию,
     воду,  теплоэнергетику  составят  в 1997-2000 годах 1,05 процента
     внутреннего  валового  продукта  (в  2000  году  -  1,7  процента
     внутреннего валового продукта).
          3.  Доходы  бюджета за счет увеличения налогооблагаемой базы
     вследствие  роста  доходов предприятий составят в 1997-2000 годах
     0,44  процента  внутреннего  валового продукта (в 2000 году - 0,6
     процента внутреннего валового продукта).
          4.    Возмещение    государством   низкооплачиваемым   слоям
     населения   затрат   на   услуги  социальной  сферы  возрастет  в
     1997-2000  годах на 0,3 процента внутреннего валового продукта (в
     2000 году - на 0,6 процента внутреннего валового продукта).
          5.   Сокращение   социальных   выплат  из  бюджета  за  счет
     упорядочения  льгот  составит 0,07 процента (внутреннего валового
     продукта за период).
          6.    Дополнительные   услуги,   предоставляемые   отраслями
     социальной   сферы   населению  на  платной  основе,  составят  в
     1997-2000  годах  0,03  процента внутреннего валового продукта (в
     2000 году - 0,06 процента внутреннего валового продукта).
          7.  Дополнительные  выплаты  из  бюджета  в  виде заработной
     платы  работникам  бюджетной  сферы  из  средств, сэкономленных в
     сфере  жилищно-коммунального  хозяйства  и транспорта, составят в
     1997-2000  годах  0,37  процента внутреннего валового продукта (в
     2000 году - 0,9 процента внутреннего валового продукта).
          8.  Доходы  населения за счет приращения доходов предприятий
     составят  в  1997-2000  годах  0,6  процента внутреннего валового
     продукта  (в  2000  году  -  0,99  процента  внутреннего валового
     продукта).

     Влияние реформы социальной сферы на изменение финансовых потоков
                            в 1997 - 2000 годах
                                         (в процентах к ВВП за период)
     ----------------------------------T-----------------------------T--------
                                       ¦     Валовой прирост         ¦
                                       ¦        доходов              ¦
     ------------------------T---------+-------T-------------T-------+--------
                             ¦         ¦Отрасли¦Население    ¦Бюджет ¦Итого
                             ¦         ¦       ¦             ¦       ¦прирост
                             ¦         ¦       ¦             ¦       ¦расходов
     ------------------------+---------+-------+-------------+-------+--------
      Валовый                ¦Отрасли  ¦       ¦   0,6       ¦ 0,44  ¦ 1,04
      прирост                +---------+-------+-------------+-------+--------
      расходов               ¦Население¦ 0,03  ¦             ¦ 1,7   ¦ 1,73
                             +---------+-------+-------------+-------+--------
                             ¦ Бюджет  ¦       ¦0,3+0,37-0,07¦       ¦ 0,6
     ------------------------+---------+-------+-------------+-------+--------
     Снижение тарифов        ¦         ¦ 1,05  ¦             ¦       ¦ 1,05
     предприятий             ¦         ¦       ¦             ¦       ¦
     ------------------------+---------+-------+-------------+-------+--------
                             ¦Валовой  ¦ 1,08  ¦     1,2     ¦ 2,14  ¦ 4,42
                             ¦прирост  ¦       ¦             ¦       ¦
                             ¦доходов  ¦       ¦             ¦       ¦
     ------------------------+---------+-------+-------------+-------+--------
     Чистый                            ¦ 0,04  ¦    -0,53    ¦ 1,48  ¦
     прирост                           ¦       ¦             ¦       ¦
     доходов  1997-                    ¦       ¦             ¦       ¦
     2000 гг.                          ¦       ¦             ¦       ¦
     ----------------------------------+-------+-------------+-------+--------
     Чистый                            ¦ 0,17  ¦     0,33    ¦ 1,2   ¦
     прирост                           ¦       ¦             ¦       ¦
     доходов  2000 г.                  ¦       ¦             ¦       ¦
     ----------------------------------+-------+-------------+-------+--------
          Матрица  перераспределения  финансовых  ресурсов  показывает
     итоговые   результаты   влияния   реформы   социальной  сферы  на
     изменение  финансовых  потоков между секторами экономики. Реформа
     предполагает   перераспределение   нагрузки   по   финансированию
     жилищно-коммунального  хозяйства  и  социальной сферы на конечных
     потребителей  услуг.  При  этом  адресная  привязка потребителя и
     производителей  услуг  должна  существенно повысить их качество и
     снизить издержки.
          В  социальном  плане  перенос  нагрузки  на  население будет
     производиться  одновременно  с  реализацией мер дифференцирования
     нагрузки  по  доходным  группам.  Предполагается,  что наибольшую
     нагрузку  будут  нести наиболее высокодоходные группы, но и у них
     не  будет  происходить  сокращение  реальных  доходов.  Они будут
     расти, но более низкими темпами.
          Важнейшим    условием   реформирования   социальной   сферы,
     сокращения    дотирования   жилищно-коммунального   хозяйства   и
     транспорта  и  увеличения доли платных услуг в расходах населения
     является   создание   макроэкономических  условий  роста  доходов
     населения.
          В   среднесрочной   перспективе   предполагается  обеспечить
     опережающие   темпы   роста   доходов  населения  над  расходами.
     Согласно  расчетам  указанное превышение в 2000 году составит 7,4
     процента против 5,1 процента в 1996 году.
          Намечается  за  счет  экономических методов перераспределить
     дополнительное  бремя  расходов в основном на высокодоходные слои
     населения,  легализовав  при  этом доходы, получаемые в "теневой"
     экономике.   Компенсация   низкодоходным  слоям  населения  будет
     осуществляться адресно на основе реальной нуждаемости.
          Параллельно  должны  быть  созданы  необходимые  условия для
     формирования    в    стране   "среднего   класса"   как   гаранта
     экономического  процветания и социальной стабильности общества, а
     также    сокращена   численность   населения,   проживающего   за
     официальной чертой бедности.
          Реформирование  социального сектора экономики и формирование
     доходов  населения  будут  обеспечены с учетом интересов основных
     социально-демографических  групп  населения:  детей  до  16  лет,
     трудоспособного  населения  с  16  до  59  лет и населения старше
     трудоспособного возраста.
          Основной  упор  будет  сделан  на  обеспечение  формирования
     доходов   трудоспособных   членов   общества   как  основы  роста
     благосостояния   семей   и  социальной  защиты  нетрудоспособного
     населения и безработных.
          Правительство  Российской Федерации продолжит восстановление
     сбережений    населения,   обесценившихся   в   период   действия
     экономической  реформы.  Предстоит  принять  федеральную  целевую
     программу   "Восстановление   обесценившихся  в  1991-1996  годах
     сбережений  граждан Российской Федерации", согласно которой будут
     установлены   этапы   компенсации   и   механизмы   контроля   за
     выполнением  программы.  При  этом,  учитывая, что государство не
     отвечает  по  обязательствам частных фирм, принимающих сбережения
     граждан,     компенсация     утерянных     вкладов     вследствие
     недобросовестной   деятельности   таких   фирм  производиться  из
     федерального бюджета не будет.

                     7.1. Реформирование оплаты труда

          Реформирование  оплаты  труда  будет  проводиться  в  рамках
     создания  макроэкономических  условий  роста  реальной заработной
     платы  и  легализации всех видов трудовых доходов. Это позволит в
     1996-2000  годах  постепенно  восстановить  роль  оплаты  труда в
     формировании   доходов   основной   массы   населения,   а  также
     использовать  оплату  труда  не  только  в  качестве эффективного
     стимула  трудовой  деятельности,  но  и как источник формирования
     средств для оплаты услуг социальной сферы.
          Прогнозные   оценки   дают  основание  предполагать,  что  в
     рассматриваемом  периоде  доля  учитываемого  органами статистики
     фонда  оплаты труда в валовом внутреннем продукте увеличится с 25
     процентов  в  1996  году до 28 процентов в 2000 году, а в доходах
     населения - соответственно с 41,7 процента до 48 процентов.
          Реформирование  оплаты  труда будет осуществляться на основе
     экономических    методов    (преимущественно    через   налоговое
     регулирование    денежных    доходов),   механизмов   социального
     партнерства  и  системы договоренностей между предпринимателями и
     наемными работниками.
          Предстоит  усилить  контроль за выделением средств на оплату
     труда  из  бюджетов всех уровней, разработать дополнительные меры
     по    повышению    ответственности    руководителей   предприятий
     независимо   от   форм   собственности,  а  также  представителей
     государства   в   акционерных   обществах,  часть  акций  которых
     находится   в   государственной   собственности,  за  обеспечение
     своевременной  оплаты  труда,  ввести  ограничения  на  повышение
     заработной   платы  администрации  впредь  до  полного  погашения
     имеющейся задолженности.
          На    первом    этапе   главной   задачей   будет   являться
     последовательная  ликвидация  задолженности по выплате заработной
     платы,  создание экономических и правовых механизмов, исключающих
     в дальнейшем задержки выплаты заработной платы.
          В  основу регулирования заработной платы будет положен новый
     социальный  стандарт  -  минимальная  часовая  оплата  труда, что
     позволит  приблизить  нормы  оплаты  труда  работников к реальным
     трудовым  затратам  и  отказаться  от  использования  минимальной
     оплаты   труда  в  качестве  нормативной  базы  при  установлении
     размеров  социальных  выплат,  экономических,  административных и
     других санкций, не относящихся к трудовым отношениям.
          В   этих   целях   в  1997  году  будет  подготовлен  проект
     федерального  закона  "О минимальной часовой оплате труда". Кроме
     того,   будет   принят   Федеральный   закон   "Об   объединениях
     работодателей",     которым    будут    закреплены    обязанности
     работодателей, в том числе в области оплаты труда.
          На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается:
          внедрить  механизм  тарифного регулирования заработной платы
     во  внебюджетном  секторе  экономики  на  основе  более  широкого
     использования  механизмов  социального  партнерства. В этих целях
     будет   подготовлен   проект   федерального  закона  "О  тарифном
     регулировании   заработной   платы",  предусматривающий  смещение
     центра  тяжести  в тарифном регулировании оплаты труда в субъекты
     Российской Федерации;
          создать  систему  гарантий  минимальных  уровней  заработной
     платы   для   работников   внебюджетного   сектора   экономики  в
     зависимости  от  их  квалификации на основе коллективных тарифных
     договоров  и  соглашений  между  работодателями  и работниками на
     всех уровнях социального партнерства;
          отработать  механизмы, обеспечивающие учет и налогообложение
     всех  видов  доходов, получаемых на предприятии и в организации и
     используемых для личного потребления;
          пересмотреть   Единую   тарифную   сетку   по  оплате  труда
     работников   бюджетной  сферы,  упорядочить  систему  надбавок  и
     доплат,  применяемых при оплате труда этих работников. Намечаемые
     меры  позволят  обеспечить  приближение  размеров  оплаты труда в
     бюджетной  сфере  к  уровню  заработной  платы в производственных
     отраслях.
          Наряду  с  уточнением  параметров  Единой  тарифной  сетки в
     увязке  с  более  активным  использованием  механизма  надбавок и
     доплат  намечается  придать  ей  рекомендательный  характер,  что
     позволит   расширить   права   и  одновременно  повысить  роль  и
     ответственность  субъектов  Российской Федерации. Намечаемые меры
     позволят   обеспечить  приближение  размеров  оплаты  труда  этих
     работников   к   уровню   заработной   платы  в  производственных
     отраслях.  Если  оплата  труда  работников  внебюджетной сферы за
     1996-2000  годы увеличится в 1,3 раза, то бюджетной - в 1,4 раза.
     Сократится   соответственно   разрыв   в   уровне   оплаты  труда
     работников этих сфер с 1,3 до 1,2 раза.
          В  среднесрочный  период  будет  обеспечиваться  опережающий
     рост  среднемесячной  оплаты  труда  по  сравнению  с показателем
     прожиточного  минимума. Если в 1996 году это опережение составило
     2,2 раза, то в 2000 году оно составит около 3 раз.
          Значительно    улучшится    соотношение    между    размером
     минимальной  оплаты  труда  и  прожиточным минимумом. В 2000 году
     оно составит 45-50 процентов против 20,5 процента в 1996 году.
          Реализация   указанных  мер  будет  способствовать  усилению
     мотивации    трудовой   деятельности,   повышению   покупательной
     способности   заработной   платы  и  соответствующему  ослаблению
     ограничений массового потребительского спроса.

                7.2. Политика в области занятости населения

          Основной   целью  политики  занятости  населения  России  на
     предстоящий  период  является  обеспечение рациональной структуры
     занятости  населения  как  основы  получения устойчивых доходов и
     роста  благосостояния семей, достижение сбалансированности спроса
     и  предложения  рабочей  силы путем активизации политики на рынке
     труда.
          Использование    трудового    потенциала    и    обеспечение
     рациональной  структуры  занятости населения будет обеспечиваться
     за  счет структурной перестройки экономики, активной промышленной
     и инвестиционной политики, преобразований в социальной сфере.
          В    этих    же   целях   будут   реализованы   мероприятия,
     предусмотренные   Федеральной   целевой   программой   содействия
     занятости  населения  Российской  Федерации  на  1996-1997 годы и
     Комплексной  программой мер по созданию и сохранению рабочих мест
     на 1996-2000 годы.
          Общая  численность  трудовых ресурсов в 2000 году увеличится
     до  85,7  млн. человек против 84,1 млн. человек в 1996 г., или на
     1,6  млн. человек. В 1997-1998 годах будет приостановлено падение
     численности  занятых, которая стабилизируется на уровне 64,7 млн.
     человек.  За  1997-2000  годы  в  связи  с  ожидаемым  оживлением
     экономики   спрос  на  рабочую  силу  увеличится,  а  численность
     занятых возрастет к концу 2000 года до 65,1 млн. человек.
          Численность  безработных  увеличится с 2,6 млн. в 1996 г. до
     4,6  млн.  человек  в  2000  году  и  составит  6,4  процента  от
     экономически   активного   населения,   что  обеспечит,  с  одной
     стороны,  высокую  конкуренцию  на рынке рабочей силы, а с другой
     стороны, избавит страну от угрозы массовой безработицы.
          Вместе  с  тем  на рынке труда возрастет подвижность рабочей
     силы.  Структурная  перестройка  экономики  будет  сопровождаться
     свертыванием  и ликвидацией убыточных производств с одновременным
     развитием  эффективных  и конкурентоспособных видов деятельности.
     Одновременно  с этим активизируется процесс признания предприятий
     несостоятельными  (банкротами).  В  связи  с этим возрастут темпы
     высвобождения работников.
          В  целях  предотвращения  массового высвобождения работников
     намечается  внедрение  в  практику  разработки  социальных планов
     предприятий,  осуществляющих  массовое высвобождение персонала. В
     этих  планах  будут предусматриваться временные изменения условий
     и  режимов  труда,  досрочный  выход  на  пенсию,  дополнительные
     социальные  льготы  для  увольняемых.  При этом предусматривается
     дальнейшее   развитие   системы   непрерывного  профессионального
     образования,  включая внутрипроизводственное обучение, расширение
     возможностей самообучения.
          Будут   осуществлены  меры  по  усилению  социальной  защиты
     персонала,  работающего в режиме неполного рабочего дня (недели),
     находящегося  в  отпусках без сохранения заработной платы в связи
     с временной остановкой производства.
          Для  улучшения  социальной  защиты  безработных  в 1997-2000
     годах  намечается осуществить реформирование системы назначения и
     выплаты    пособий    по    безработице,    предусмотрев    меры,
     способствующие  активному  поиску  работы, участию в общественных
     работах  и  профессиональной  переподготовке.  Одновременно будет
     сокращен  разрыв  между  размером получаемых безработными пособий
     по  безработице и величиной прожиточного минимума. В 2000 году он
     составит 70 процентов против 43 процентов в 1996 году.
          Для   повышения   финансовой  устойчивости  Государственного
     фонда  занятости  населения  Российской Федерации будут расширены
     источники     его    формирования,    введен    новый    механизм
     перераспределения  средств  Фонда.  Имеется  в виду, что субсидии
     предприятий  из  Фонда  будут  предоставляться,  как  правило, на

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное