Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
     государственных.
          Следует  продолжить  работу  по развитию рынка в направлении
     увеличения    доли   долгосрочных   инвестиционно-ориентированных
     инструментов,    в    первую    очередь    акций    и   облигаций
     приватизированных промышленных предприятий.
          Для     роста     спроса     на     российскую     продукцию
     производственно-технического  назначения необходимо осуществление
     следующих мер:
          создание  условий  для  привлечения предприятиями добывающей
     промышленности сторонних инвестиций для собственного развития;
          создание   общероссийской  информационной  системы  по  всем
     видам  выпускаемой  в  России  продукции,  внутреннему и внешнему
     спросу и прогнозам их изменения;
          разработка   и  реализация  нормативных  актов  по  созданию
     преференциального      режима      приобретения     потребителями
     отечественной продукции, аналогичной импортируемой.
          Реализация   мер   активной  промышленной  и  инвестиционной
     политики  приведет  к  2000  году  к  определенному  изменению  в
     структуре промышленного производства.

               Структура производства промышленной продукции
                                                           (процентов)
     ----------------------------------------------T--------T--------T--------
                                                   ¦1991 год¦1995 год¦2000 год
     ----------------------------------------------+--------+--------+--------
     Всего промышленность                             100      100      100
           в том числе:
     добывающая промышленность                          9,5     15,9     15
     обрабатывающая промышленность                     90,5     84,1     85
           в том числе:
       материалы и полуфабрикаты, комплектующие
       изделия                                         35       51,3     51,3
       машины и оборудование                           13,6      9,3      9,2
       непродовольственные товары народного потреб-
       ления                                           28,6     10,8     11,1
       продовольственные товары                        13,3     12,7     12,9

          Намечаемые  структурные сдвиги в промышленности предполагают
     последовательное    снижение    доли    добывающих   отраслей   в
     промышленности  и соответствующее повышение доли перерабатывающих
     отраслей.  Будут  осуществлены  положительные  сдвиги в структуре
     промышленного  производства:  стабилизация  к  концу периода доли
     материалов,   полуфабрикатов,   комплектующих  изделий,  машин  и
     оборудования    на    качественно   новом   уровне,   рост   доли
     непродовольственных   и   продовольственных   товаров   народного
     потребления,    что   соответствует   социальной   направленности
     проводимыхреформ.
          Долгосрочной  внешнеэкономической  стратегией  России станет
     экспорт  товаров  высокой  степени  обработки,  в  первую очередь
     машин  и  оборудования,  с  чем  связаны  процессы модернизации и
     прогрессивной   структурной   перестройки   народного  хозяйства,
     увеличения   занятости   трудоспособного   населения  и  усиления
     позиций страны в мировой экономике.

             6.4. Научно-техническая и инновационная политика

          В   научно-технической   и  инновационной  сферах  сложилась
     критическая  ситуация,  характеризующаяся низкой инвестиционной и
     инновационной  активностью в освоении новых видов технологических
     процессов,  техники  и  материалов  и  низким уровнем внедрения в
     производство    достижений   науки   и   техники.   Инновационная
     деятельность     сворачивается     под    воздействием    низкого
     платежеспособного  спроса  на научно-техническую продукцию как со
     стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора.
          В   связи   с  этим  национальные  интересы  России  требуют
     решительных  действий  по созданию надежной и эффективной системы
     организационно-правовых,  экономических  и  социальных механизмов
     защиты    ивоспроизводства   отечественного   научно-технического
     потенциала,   сохранения  технологического  и  в  конечном  итоге
     политического    и    экономического   суверенитета   российского
     государства.
          Для  осуществления этого необходимы признание развития науки
     и   технологий   общенациональной   целью,   увязка  приоритетных
     направлений    развития    науки    и   техники   со   стратегией
     социально-экономического   развития  страны,  а  также  признание
     науки равноправным социальным партнером государства.
          Значительно  более  активной  должна  стать  государственная
     патентная  политика.  С  принятием  в  1992  году пакета законов,
     сформировавших  правовую основу охраны промышленной собственности
     в  России,  в основном сформирована цивилизованная система приема
     и  рассмотрения  заявок  на  объекты  промышленной собственности,
     выдачи охранных документов и публикации сведений о них.
          Глубокое   реформирование  научно-технической  сферы  должно
     быть  основано  на  сочетании гибкого механизма поддержки науки и
     технологий   с   расширением  самостоятельности  самого  научного
     сообщества  в  выборе  направлений  научного  поиска и источников
     финансирования.
          Наиболее  важными  направлениями  в  работе  по  преодолению
     кризисного   состояния   в   научно-технической  сфере,  усилению
     государственного    воздействия    на    процессы    формирования
     инновационного  потенциала  структурных преобразований экономики,
     а    также   обеспечению   государственной   поддержки   развития
     российских науки и техники являются:
          разработка  государственного  механизма  отбора и реализации
     наиболее  эффективных  наукоемких ресурсосберегающих технологий и
     результатов фундаментальных исследований;
          концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях развития
     науки и техники;
          создание    инфраструктуры,    обеспечивающей    эффективное
     проведение и использование результатов научных исследований;
          реформирование  отечественной  системы  управления  наукой и
     подготовки  кадров  для  науки,  наукоемких  производств,  других
     видов интеллектуальной деятельности;
          совершенствование     правовой    охраны    интеллектуальной
     собственности и активизация изобретательской деятельности.
          Для   реализации   этих   направлений   необходимо   решение
     следующих задач:
          разработка   и  совершенствование  нормативно-правовой  базы
     исследований  и  разработок  применительно  к  условиям  рыночной
     экономики;
          выделение  ассигнований  на финансирование науки в 1997 году
     в  объеме,  предусмотренном  бюджетом,  а с 1998 года в объеме не
     менее  4  процентов от его расходной части, как это предусмотрено
     Федеральным     законом     "О     науке     и    государственной
     научно-технической политике";
          разработка   механизма   привлечения   средств   из   разных
     источников в научно-техническую и инновационную сферы;
          обеспечение   отбора   и   реализации  наиболее  эффективных
     достижений науки и техники на основе контрактной системы;
          разработка  и  реализация комплекса мероприятий по поддержке
     предпринимательской  деятельности и конкуренции в области науки и
     техники,  развитию  конкурсных  начал  в распределении средств на
     научные программы и проекты при открытости принимаемых решений;
          расширение         международного        научно-технического
     сотрудничества  на  взаимовыгодной  основе,  создание условий для
     участия  российских ученых в международных проектах и привлечение
     иностранных  инвестиций  в  сферу  российских  науки  и  техники.
     Становлению  равноправного  международного  сотрудничества  будет
     способствовать  совершенствование  правоприменительной  практики,
     основывающейся    на    нормах    законодательства    по   охране
     интеллектуальной  собственности,  а  также  меры  по  недопущению
     практики  заключения  между  российскими и зарубежными партнерами
     договоров,  содержащих  дискриминационные  положения  по вопросам
     защиты интеллектуальной собственности;
          разработка  механизма  реализации  приоритетных  направлений
     развития  науки  и  техники и критических технологий федерального
     уровня;
          создание     и    использование    на    практике    системы
     программно-целевого   планирования   исследований  и  разработок,
     основанной  на концепции важных для достижения национальных целей
     технологий;
          разработка  и  осуществление  комплекса мер, направленных на
     использование  потенциала оборонных отраслей в области технологий
     двойного применения;
          разработка          и         реализация         современных
     информационно-телекоммуникационных     систем     в     интересах
     федеральных    органов    государственной    власти   и   органов
     государственной    власти    субъектов    Российской   Федерации.
     Реализация   указанных  систем  позволит  осуществить  интеграцию
     информационных   ресурсов   государства,   повысить  устойчивость
     государственных   информационных   систем,  сформировать  систему
     информационной   поддержки   принятия   органами  государственной
     власти  решений  как  в  сфере  управления  экономикой,  так  и в
     области    обеспечения    безопасности   личности,   общества   и
     государства;
          проведение  реструктуризации  научно-технического  комплекса
     страны,   введение   механизмов   государственного  регулирования
     научно-технической      деятельности,     адекватных     реальным
     экономическим условиям;
          разработка  и реализация системы мер по поддержке уникальных
     научно-исследовательских     и     экспериментальных    установок
     национальной значимости;
          создание   необходимого   информационного   пространства   в
     научно-технической и инновационной деятельности;
          создание   условий   и   системы   действенных  стимулов  на
     федеральном  и  региональном  уровнях  для повышения престижности
     научного  труда,  закрепления  кадров  и  привлечения  молодежи в
     научно-техническую  сферу,  обеспечение социальной защиты научных
     работников и специалистов;
          осуществление   мер   по   интеграции  научно-технической  и
     образовательной   деятельности,   развитию   системы   подготовки
     квалифицированных научных кадров.
          Для    выполнения   указанных   задач   в   зависимости   от
     складывающейся   социально-экономической   ситуации   потребуется
     разработка    комплекса    мер    по    сохранению   и   развитию
     научно-технического   потенциала   по  приоритетным  направлениям
     фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
          В  среднесрочном  периоде научно-техническая и инновационная
     деятельность  будет  направлена  на  преодоление технологического
     кризиса   и   достижение  мирового  научного  и  технологического
     лидерства    по   ряду   приоритетных   направлений.   При   этом
     инновационная   деятельность   направлена   на   широкомасштабное
     применение научно-технических разработок в производстве.
          Основными    направлениями   государственной   инновационной
     политики будут:
          реализация  критических  технологий и направлений, способных
     преобразовывать  соответствующие  отрасли экономики и "расшивать"
     узкие места в экономике страны и отдельных регионов;
          создание   системы   государственно-общественной   поддержки
     инновационной   деятельности,  развития  производства,  повышения
     конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
          разработка     и    совершенствование    экономико-правового
     обеспечения    инновационной    деятельности,    механизмов    ее
     стимулирования,  системы институциональных преобразований, защиты
     интеллектуальной собственности в инновационной сфере;
          развитие  инфраструктуры инновационной деятельности, включая
     создание   национального   информационного   фонда  инновационных
     проектов,  системы  финансирования,  привлечение государственных,
     частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;
          развитие  малого  инновационного  предпринимательства  путем
     формирования  благоприятных  условий  для образования и успешного
     функционирования    малых   высокотехнологичных   предприятий   и
     оказания   им   государственной   поддержки  на  начальном  этапе
     деятельности;
          создание  конкурсной системы отбора инновационных проектов и
     программ, возвратности финансирования.
          Одновременно  инновационная  политика  будет  направлена  на
     ускоренное   промышленное  освоение  в  конкретных  отраслях  (на
     примере   базовых)  и  производствах  технологических  разработок
     мирового уровня.
          В  топливно-сырьевом  комплексе инновационная политика будет
     ориентирована  на  разработку  и  внедрение  современных  методов
     поиска,  разведки  и  мониторинга  запасов углеводородного сырья,
     повышения  уровня их извлекаемости и глубины переработки, а также
     на   разработку   и   внедрение   высоконадежных  и  экологически
     безопасных  систем  транспортировки.  Новые  технологии  позволят
     создавать   экономичные   нефтепромысловые   экологически  чистые
     энерготехнологические   комплексы,   рабочие  агенты,  применение
     которых  позволит  увеличить  дебит  скважины  и на 5-7 процентов
     увеличить нефтеотдачу пластов.
          В       электроэнергетике       основными      направлениями
     технологического  развития  являются  создание новых экологически
     чистых   поколений   парогазовых  и  газотурбинных  установок  на
     твердом  и газообразном топливе и атомных энергоблоков повышенной
     безопасности,  получение экологически чистого высококачественного
     энергоносителя  из  низкосортных  топлив, разработка экономически
     эффективных    энергоустановок,    использующих    возобновляемые
     источники  энергии,  и  повышение  эффективности  систем дальнего
     транспорта   электроэнергии,   что  обеспечит  прирост  мощностей
     производства    электроэнергии    при   одновременном   повышении
     безопасности энергетических объектов.
          В  металлургическом  комплексе  ориентиром является создание
     сквозных   технологических  циклов  производства,  обеспечивающих
     максимальное   ресурсои   энергосбережение   на  всех  стадиях  и
     повышение   качества   металлопродукции.   Освоение  экологически
     чистой     автоклавно-гравитационной    технологии    переработки
     чернового  оловянного  и коллективного сульфидного концентратов с
     селективным  выделением олова, меди и серебра и переводом мышьяка
     в  нетоксичное  соединение  позволит повысить извлечение олова на
     24  процента,  меди  на  12  процентов и серебра на 12 процентов.
     Прогрессивная  автоклавно-окислительная  технология  обеспечивает
     извлечение  олова  из руды в количестве до 63 процентов вместо 37
     процентов  по  ранее  применяемой  технологии.  Новая  технология
     производства  катанки на литейно-ковочных модулях позволяет в 2 -
     3    раза    снизить    металлоемкость   оборудования.   Экономия
     электроэнергии составит 20 процентов, а металла - 15 процентов.
          Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической
     промышленности    являются    материало-    и   энергосберегающие
     технологии   производства   широкого   спектра   синтетических  и
     композиционных   материалов,   в   том   числе  новых  поколений,
     технологии   производства   экологически   чистых   удобрений   и
     ресурсосберегающие  малотоннажные химические производства на базе
     автоматизированных  блочно-модульных  систем. Новейшие технологии
     производства   этой   конкурентоспособной   продукции   обеспечат
     снижение   расхода   сырья   на   15-20   процентов,   уменьшение
     энергозатрат  на  20-40 процентов, увеличение глубины переработки
     нефти до современного мирового уровня.
          В  рамках  реализации  инновационной  программы  "Развитие и
     организация    конкурентоспособных    промышленных    производств
     химических  продуктов  для  реализации  приоритетных  направлений
     развития  народного  хозяйства  и снижения антропогенной нагрузки
     на   окружающую   среду"   будут  разработаны  и  внедрены  новые
     высокоэффективные  технологии  и  конкурентоспособная  химическая
     продукция   (около   150   наименований),  достигнуто  сокращение
     выбросов  вредных  веществ  в  атмосферу  до  70  процентов. Доля
     прогрессивной продукции должна возрасти в 1,6 раза.
          В    машиностроительном    комплексе    предприятия    будут
     ориентированы       на       технологическое       перевооружение
     общемашиностроительных    производств   за   счет   автоматизации
     процессов   проектирования   и   изготовления  машиностроительной
     продукции,    применения   прогрессивных   методов   высокоточной
     обработки   конструкционных   материалов   и  повышения  качества
     поверхностей   деталей   и   металлоконструкций,   механизации  и
     автоматизации  сборочных  процессов, развития современных методов
     контроля  и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и
     эксплуатации.  Внедрение результатов разработок позволит повысить
     коэффициент   использования   материалов   до  0,87-0,9,  снизить
     показатель металло- и энергоемкости продукции.
          Для   реализации  такой  политики  будет  совершенствоваться
     система   возвратного  финансирования  инновационных  проектов  и
     прикладных    разработок,    выполняемых   с   участием   средств
     федерального   бюджета   на   конкурсной   основе.   В   условиях
     ограниченных  возможностей  бюджетного  финансирования  инноваций
     возрастет  необходимость  привлечения  средств  из дополнительных
     источников,  какими  являются  собственные  средства предприятий,
     частные  инвестиции,  средства  внебюджетных  фондов, оказывающие
     поддержку инновациям и новым технологиям.

              6.5. Политика использования природных ресурсов

          Важнейшим     направлением    природно-ресурсной    политики
     Правительства    Российской    Федерации   является   обеспечение
     рационального  и  эффективного  использования природно-ресурсного
     потенциала  страны с целью удовлетворения текущих и перспективных
     потребностей отраслей народного хозяйства и экспорта.
          Эта  политика должна обеспечить осуществление принципиальных
     структурных     преобразований,     исключающих    неэффективное,
     ресурсорасточительное   природопользование,   а   также  создание
     экономических     механизмов     комплексного    решения    задач
     рационального   их   использования,   охраны   и  воспроизводства
     природных   ресурсов,  включая  государственную  поддержку  новых
     методов  и способов изучения, прогнозирования состояния природной
     среды,  совершенствование  взаимоувязанных  систем  кадастров  на
     основе цифровых геоинформационных систем.
          Для  реализации указанных задач необходимо начать реализацию
     концепции     государственной     природно-ресурсной    политики,
     включающей  в себя проблемы нормативно-правового, экономического,
     учетно-статистического          обеспечения         рационального
     природопользования.
          Необходимо     в     1997    году    завершить    подготовку
     нормативно-правовой  базы для введения платы за пользование всеми
     видами  природных  ресурсов,  вовлекаемых в хозяйственный оборот.
     Продолжить    совершенствование   системы   платежей   за   право
     пользования     недрами,     включая     возможность    получения
     недропользователями,   осуществляющими  добычу  дефицитных  видов
     минерального   сырья,   скидок   за  истощение  недр  при  низкой
     экономической    эффективности    разработки   месторождений.   В
     дальнейшем  предусмотреть уменьшение количества налогов и переход
     в   основном   к   рентным   платежам   в   добывающих  и  других
     природоэксплуатирующих отраслях.
          Предусматривается  повысить  эффективность  государственного
     управления  природопользованием,  укрепить  экономические  основы
     федерализма   в  области  отношений  собственности  на  природные
     ресурсы,  усилить административную и уголовную ответственность за
     нарушение    природно-ресурсного   законодательства,   обеспечить
     национальный режим при привлечении иностранных инвестиций.
          С  этой  целью  предполагается  разработать и представить на
     утверждение   в   Государственную   Думу   Федерального  Собрания
     Российской  Федерации  в  ближайшие  2-3 года проекты федеральных
     законов   "О  государственной  природно-ресурсной  политике",  "О
     единой  системе  государственных  кадастров  природных ресурсов",
     "Об   отходах   производства   и   потребления",  "О  федеральных
     природных  ресурсах",  "О нефти и природном газе", "О драгоценных
     металлах   и   драгоценных   камнях",  предусмотрев  в  последнем
     возможность    реализации    драгоценных    металлов   и   камней
     непосредственно  субъектами  предпринимательской  деятельности по
     установленным  государственным квотам и др. Кроме того, исходя из
     единой  концептуальной  основы  предлагается  внести  необходимые
     дополнения  и  уточнения  в  Федеральные  законы  "О  недрах", "О
     соглашениях о разделе продукции".
          Для    реализации   государственной   политики   в   области
     использования  охраны  и  воспроизводства  природных  ресурсов на
     1997-2000   годы   Правительством   Российской   Федерации  будут
     предусмотрены мероприятия по отдельным видам ресурсов.
          В отношении ресурсов недр предусматривается:
          предотвращение   процесса  исчерпания  поисково-разведочного
     задела  прошлых  лет  путем усиления геологических исследований и
     геолого-разведочных  работ,  а  также повышения темпов подготовки
     новых месторождений;
          принятие   мер  по  ликвидации  острого  дефицита  в  стране
     отдельных видов минерального сырья: марганца, хрома, урана и др.;
          приостановление  процесса  отставания  прироста  запасов  от
     объемов добычи полезных ископаемых;
          развитие  минерально-сырьевой базы на региональном уровне за
     счет  выявления  оценки  и  промышленного  освоения  небольших по
     масштабам  месторождений  угля,  торфа  и  агрохимического  сырья
     прежде  всего  в  удаленных районах России, в которых отсутствуют
     альтернативные   источники   твердого   топлива   и   минеральных
     удобрений;
          повышение комплексности использования минерального сырья;
          разработка  мероприятий  по модернизации геолого-разведочных
     работ,  внедрению  новой  техники  буровых,  геофизических работ,
     адаптированной  к  геологическим  и природным условиям конкретных
     нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
          расширение  объемов изучения и использования ресурсов шельфа
     и Мирового океана.
          В отношении водных ресурсов предусматривается:
          обеспечение    населения   и   отраслей   экономики   России
     качественной водой в необходимом количестве и режиме;
          восстановление  и  охрана  водных  объектов, воспроизводство
     водных ресурсов;
          предупреждение    и    ликвидация    последствий    вредного
     воздействия паводков, подтопления, водной эрозии;
          восстановление   и   сохранение   устойчивой   экологической
     обстановки в бассейнах водных объектов;
          охрана  и рациональное использование водных ресурсов, охрана
     и  восстановление  малых  рек, обеспечение населения качественной
     питьевой водой;
          повышение  уровня  управления режимами работы водохранилищ и
     водохозяйственных     систем     с     целью     гарантированного
     водообеспечения  предприятий  и  населения  и снижения ущербов от
     наводнений и маловодья;
          осуществление  государственного  контроля  за  безопасностью
     водохозяйственных сооружений и особенно крупных гидроузлов;
          проведение   реконструкции   водохозяйственных   сооружений,
     представляющих     угрозу    жизни    населения,    предприятиям,
     коммуникациям;
          снижение  водоемкости  производств,  уменьшение потерь воды,
     повышение качества питьевой воды;
          совершенствование  управления  водными ресурсами и внедрение
     новых   форм   хозяйствования   на  водных  объектах;  проведение
     водоохранных мероприятий на водных объектах.

                          6.6. Аграрная политика

          В  ходе  аграрной  реформы  законодательно  закреплено право
     выбора   производителями  форм  собственности  и  хозяйствования.
     Предприятия   и   организации   получили   право   самостоятельно
     распоряжаться произведенной продукцией и доходами.
          Приватизированы   предприятия   пищевой  и  перерабатывающей
     промышленности,   рыболовства,  производственной  инфраструктуры.
     Доля  государственного  сектора  в  аграрной экономике составляет
     сейчас   менее   10  процентов.  Формируется  фермерский  сектор.
     Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств.
          Однако  из-за  отставания  в реализации реформ, неготовности
     отрасли  к  работе  в  новых  экономических условиях, связанных с
     либерализацией   цен   и  развитием  внешней  торговли,  сужением
     гарантированных   рынков  сбыта  сельскохозяйственной  продукции,
     сырья  и  продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось
     преодолеть  спад  производства  и  избежать  ухудшения финансовой
     ситуации.  В  1996  году производство продукции агропромышленного
     комплекса  сократилось  по  сравнению  с  предыдущим  годом  на 7
     процентов.       Сокращается      производственный      потенциал
     агропромышленного   комплекса,   уменьшаются   посевные  площади,
     поголовье  скота  и  птицы,  объем  инвестиций  производственного
     назначения,  парк  сельскохозяйственных  машин.  Физический износ
     оборудования  многих  отраслей  пищевой  и  рыбной промышленности
     составляет  60-70  процентов. Выбытие основных фондов существенно
     превышает их ввод.
          Существующие   "ножницы   цен"   на  материально-технические
     ресурсы  для  агропромышленного  комплекса и сельскохозяйственную
     продукцию,  возникшие  спросовые ограничения на продовольственные
     товары,  а  также  низкая  эффективность в этом секторе экономики
     обусловили  острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70
     процентов сельскохозяйственных предприятий.
          Немонопольная  по  своей  природе отрасль, с ярко выраженной
     сезонностью,  сельское  хозяйство  является неконкурентоспособным
     на рынке краткосрочных кредитов.
          Трудности      экономического     характера     усугубляются
     незавершенностью  реальных  институциональных  преобразований,  в
     особенности в сельском хозяйстве.
          Для  возобновления  экономического  роста в агропромышленном
     комплексе,   повышения   экономической   эффективности  всех  его
     отраслей  Указом  Президента Российской Федерации от 18 июня 1996
     г.  N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и
     развития  агропромышленного  производства  в Российской Федерации
     на 1996-2000 годы.
          Реализуя  эту  Программу, Правительство Российской Федерации
     будет осуществлять меры по решению следующих задач:
          сохранение  и  наращивание  ресурсного потенциала в сельском
     хозяйстве  в  первую  очередь  путем повышения плодородия земель,
     развития  племенного  животноводства,  совершенствования  системы
     семеноводства,  внедрения  ресурсосберегающих технологий, а также
     в сфере переработки и рыбном хозяйстве;
          завершение    реальных   институциональных   преобразований,
     основанных  на  передаче  земельных  долей и имущественных паев в
     руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей;
          завершение    структурной    перестройки   агропромышленного
     комплекса  на  основе  увеличения количества реальных, эффективно
     работающих собственников;
          улучшение  экономических условий для развития производства и
     предпринимательства     в    аграрном    секторе;    формирование
     эффективного       механизма       государственной      поддержки
     товаропроизводителей    агропромышленного   комплекса;   развитие
     социальной инфраструктуры в сельской местности.
          Приоритетными   направлениями   в   среднесрочный  период  в
     области государственной земельной политики будут:
          реализация  конституционных  положений  о  многообразии форм
     земельной собственности;
          рациональное  использование  и  охрана  земель как основного
     средства производства в сельском хозяйстве.
          В  целях  развития  земельных  отношений, создания механизма
     экономического   стимулирования   рационального   и  эффективного
     использования  земель  Правительство  Российской Федерации примет
     меры по:
          завершению     выдачи    собственникам    земельных    долей
     свидетельств   на  право  собственности  и  заключению  договоров
     пользователей   земельных  участков  с  собственниками  земельных
     долей;
          проведению  поэтапного  формирования системы государственной
     регистрации  прав  на  земельные  участки  и  иную  недвижимость,
     совершенствованию и развитию системы земельного кадастра;
          созданию   под  контролем  государства  механизма  рыночного
     оборота  земли,  обеспечивая  при  этом  ее  наиболее эффективное
     использование;    расширению    института    аренды    земли    и
     совершенствованию механизма ее правового регулирования;
          созданию  эффективного  ипотечного  механизма  как одного из
     источников  для  предоставления  негосударственного долгосрочного
     инвестиционного кредита сельскому хозяйству.
          Основой   углубления   институциональных   преобразований  в
     агропромышленном   комплексе   явится  кооперация  и  интеграция.
     Особая  роль  при  этом  будет  отведена  кооперированию в сферах
     переработки   сельскохозяйственной  продукции,  производственного
     обслуживания, кредитования и страхования.
          Организационно-правовые      формы      сельскохозяйственных
     организаций   будут   приведены   в  соответствие  с  Гражданским
     кодексом  Российской  Федерации. Продолжатся процессы их глубокой
     реорганизации  на  основе проверенных практикой моделей и свободы
     выбора      форм     хозяйствования.     Будет     осуществляться
     агропромышленная  интеграция  в  различных  ее  формах  -  в виде
     финансово-промышленных    групп,    концернов,    агрокомбинатов,
     агрофирм   и  иных  формирований  по  производству,  переработке,
     хранению    и    торговле   сельскохозяйственной   продукцией   и
     продовольствием.    Государственная    поддержка    должна   быть
     направлена    на   повышение   доходности   товаропроизводителей,
     повышение  спроса  на  продукцию  агропромышленного  комплекса  и
     установление   паритетных   экономических   отношений  с  другими
     секторами материального производства.
          Поддержка  аграрного  сектора  на  федеральном  уровне будет
     дифференцироваться     по     продуктам     и    регионам.    Для
     сельскохозяйственных  продуктов,  конкурентных  на  международных
     рынках,  должны  создаваться  условия,  стимулирующие  экспорт. В
     регионах    массового    и   эффективного   сельскохозяйственного
     производства  меры  поддержки должны быть направлены прежде всего
     на   повышение  эффективности  производства  и  расширение  сбыта
     продукции.
          Функционирование   системы  сбыта  и  реализации  продукции,
     производимой    агропромышленным    комплексом,   предусматривает
     участие  организаций потребительской кооперации и основывается на
     свободном    движении    товаров,    конкуренции    и   механизме
     ценообразования   с  учетом  спроса  и  предложения.  Продвижение
     сельскохозяйственной  продукции и продовольствия от производителя
     к  конечному  потребителю  будет осуществляться через кооперативы
     по   реализации   продукции,   оптовые  продовольственные  рынки,
     агробиржи,  ярмарки,  аукционы,  оптовые  базы,  агропромышленные
     фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины.
          В  регионах  с  депрессивным  сельским  хозяйством  субсидии
     следует  наряду  с  поддержкой сельскохозяйственного производства
     направлять  на  создание  дополнительных  источников  доходов для
     сельского населения.
          В числе мер государственной поддержки предлагаются:
          на  безвозвратной  основе  - направление средств на развитие
     сельскохозяйственной  науки,  поддержку племенного животноводства
     и    элитного   семеноводства,   возмещение   части   затрат   на
     сельскохозяйственное   страхование.  Будет  также  поддерживаться
     развитие  социальной  и инженерной инфраструктуры села, индустрии
     детского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов;
          на  возвратной  основе  -  инвестиции  на реализацию целевых
     федеральных     программ,     на     формирование     эффективных
     производственных  структур,  направление  средств  на  проведение
     санации    агропромышленных    организаций-банкротов,   поддержку
     кредитных   и   страховых   кооперативов  и  стартовую  поддержку
     крестьянских      (фермерских)      хозяйств,      на     закупки
     сельскохозяйственных   продукции,   сырья   и   продовольствия  в
     федеральный  продовольственный  фонд,  создание  страхового фонда
     семян,  кормов  и  запасных частей, увеличение лизингового фонда,
     возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.
          Будет   сформирована   и  введена  в  действие  национальная
     кредитно-финансовая   система  обслуживания  товаропроизводителей
     агропромышленного  комплекса.  Основу  ее составит сеть устойчиво
     работающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений.
          Система     обеспечит     оказание     необходимых     услуг
     агропромышленным организациям всех форм собственности.
          Правительство   Российской   Федерации   обеспечит  создание
     системы     критериев     оценки    финансового    состояния    и
     платежеспособности   хозяйствующих   субъектов  агропромышленного
     комплекса.
          Кредитные    ресурсы,   предназначенные   для   кредитования
     сельскохозяйственных   товаропроизводителей,   будут  размещаться
     после заключения соответствующих кредитных договоров.
          В    центре    национальной    финансово-кредитной   системы
     агропромышленного   комплекса   станет   независимый   финансовый
     институт  с  высокой степенью платежной ликвидности, использующий
     новейшие  банковские  технологии  и  современные коммуникационные
     системы,   объединяющий  сеть  страховых,  лизинговых,  ипотечных
     инвестиционных  компаний,  а  в  перспективе  и сеть региональных
     кооперативных банков.
          С   целью  развития  мелкого  сельскохозяйственного  кредита
     кредитные  кооперативные  товарищества  в  период  их становления
     будут    исключены   из   общего   банковского   законодательного
     регулирования  в  части  минимальных размеров уставного капитала,
     резервного фонда и некоторых других положений.
          В  дальнейшем  кредитные  кооперативные  товарищества станут
     источником  первоначального  капитала для малого бизнеса на селе,
     призванного  решить  проблемы  создания сельской инфраструктуры и
     использования  избыточной рабочей силы непосредственно в сельском
     хозяйстве.
          Получат  развитие залоговые операции, в том числе с участием
     государства,  различные  формы  торговых  (товарных или денежных)
     кредитов,   предоставляемых  аграрному  сектору  предприятиями  -
     поставщиками   средств   производства,  предприятиями  пищевой  и
     перерабатывающей промышленности.
          Ипотечный  кредит  под залог земельных участков должен стать
     одним из источников инвестиционного кредита.
          Залоговые  операции с сельскохозяйственной продукцией станут
     одним из новых инструментов регулирования рынка.
          Лизинг     станет     одним    из    основных    направлений
     специализированной    системы    сельскохозяйственного   кредита.
     Правительство   Российской  Федерации  примет  меры  по  созданию
     широкой  сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков,
     организаций    агропромышленного    комплекса    и    предприятий
     сельскохозяйственного машиностроения.
          В  целях создания рыночной инфраструктуры в агропромышленном
     комплексе  с участием негосударственных финансовых и коммерческих
     организаций,   поставляющих  денежные  и  материально-технические
     ресурсы    для    агропромышленного    комплекса,   Правительство
     Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку.

                    6.7. Политика в области транспорта

          В  ходе реализации в стране экономических реформ значительно
     усложнились    условия   функционирования   транспорта.   Падение
     производства   в   грузообразующих   отраслях  повлекло  снижение
     объемов  перевозок  и  увеличение удельных транспортных издержек,
     обусловленных  ростом  цен  на  материально-технические ресурсы и
     тарифов     на    услуги.    Практически    полное    прекращение
     государственной  инвестиционной  поддержки  транспорта (бюджетные
     инвестиции   не   превышают   3-5   процентов  от  общих  объемов
     капитальных      вложений),      значительная     раздробленность
     приватизированных    и    акционированных   мелких   транспортных
     предприятий     повлекли     интенсивное     старение    основных
     производственных   фондов   транспорта,   что   в   среднесрочной
     перспективе  явится  сдерживающим  звеном  при  восстановлении  и
     развитии экономики страны.
          Все  виды  транспорта,  выполняющие  пассажирские перевозки,
     убыточны,  что  ограничивает  их возможности по повышению уровняй
     качества    обслуживания   пассажиров.   Положение   усугубляется
     неурегулированностью  отношений между транспортными предприятиями
     и   органами   государственной   исполнительной  власти  в  части
     финансирования   выпадающих   доходов   от   льготных   перевозок
     пассажиров.
          Находящийся  в государственной собственности железнодорожный
     транспорт,   отнесенный   к   отраслям   естественных  монополий,
     деятельность   которых  регулируется  государством,  в  настоящее
     время  также  функционирует с достаточно низкой рентабельностью и
     не обеспечивает даже простого воспроизводства отрасли.
          Для   обеспечения   реализации   основных   задач  настоящей
     Программы,  подъема жизненного уровня и национальной безопасности
     страны   главной   задачей  государственной  политики  в  области
     транспорта    на    среднесрочный   период   следует   определить
     устойчивое, безопасное и эффективное функционирование транспорта.
          В   этих   целях  в  1997-2000  годах  усилия  Правительства
     Российской Федерации будут направлены на:
          осуществление      структурных      и      институциональных
     преобразований  на всех видах транспорта, обеспечивающих создание
     правовых,    экономических    и   организационных   условий   для
     нормального  функционирования  рынка транспортных услуг, усиление
     инвестиционной активности в этой отрасли;
          сохранение   в   федеральной  государственной  собственности
     важнейших  транспортных  предприятий,  коммуникаций  и  объектов,
     имеющих стратегическое значение;
          исключение   из   сфер   приватизации   и   коммерциализации
     объектов,    предназначенных    для    обеспечения   безопасности
     функционирования транспортных систем;
          осуществление    передачи    в   установленном   порядке   в
     государственную  собственность субъектов Российской Федерации и в
     муниципальную      собственность      предприятий     транспорта,
     осуществляющих   перевозки   пассажиров  и  грузов  в  городском,
     пригородном  и  местном  сообщениях,  а также объектов социальной
     сферы, находящихся на балансе предприятий транспорта;
          осуществление  сертификации на всех видах транспорта с целью
     формирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг;
          формирование       необходимой       законодательной       и
     нормативно-правовой  базы  для  функционирования  и развития всех
     видов  транспорта  и  дорожного  хозяйства  в  условиях  рыночной
     экономики;
          проведение   на   всех   видах  транспорта  гибкой  тарифной
     политики,  отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и
     стимулирующей снижение транспортных издержек;
          совершенствование   управления  транспортными  системами  на
     основе     высокоэффективных    информационных    технологий    с
     использованием    современных    телекоммуникаций,   рациональное
     разграничение    функций    государственного   управления   между
     федеральными    органами   исполнительной   власти   и   органами
     исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
          обеспечение   повышения   технического   уровня  всех  видов
     транспорта  на  основе  обновления  парка  транспортных средств и
     модернизации   транспортной   инфраструктуры   в  соответствии  с
     федеральными  целевыми программами в основном за счет собственных
     и   привлеченных  средств  предприятий  транспорта,  а  также  на
     условиях финансового лизинга;
          повышение  безопасности  движения,  судоходства  и  полетов,
     эксплуатационной       надежности      объектов      транспортной
     инфраструктуры,   снижение  вредного  воздействия  транспорта  на
     окружающую среду;
          стимулирование   российских   перевозчиков  и  экспедиторов,
     работающих  на  рынке  транспортных  услуг,  в  том числе за счет
     оказания    политической   поддержки.   Улучшение   международных
     транспортно-экспедиционных    связей    за    счет   формирования
     международных   транспортных  коридоров,  развития  международных
     аэропортов  и  обустройства  пунктов  пересечения государственной
     границы;
          обеспечение   доступности   транспортных   услуг   для  всех
     пользователей,  в том числе для малообеспеченных слоев населения,
     жителей районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним;
          государственную   поддержку  за  счет  средств  федерального
     бюджета     технического     перевооружения,    модернизации    и
     эксплуатационной   деятельности  систем  и  объектов  транспорта,
     находящихся в сфере федеральной ответственности.

                     6.8. Внешнеэкономическая политика

          Основным    направлением   в   области   внешнеэкономической
     политики  в  предстоящий  период является дальнейшая равноправная
     интеграция   России   в   мирохозяйственные  связи  на  основе  -
     использования   преимуществ   международного   разделения  труда.
     Осуществленные  в рамках проводимой экономической реформы меры по
     либерализации   внешнеэкономической   деятельности,  переходу  от
     административных  методов  управления  к  экономическим позволили
     перевести   регулирование   внешнеэкономическим   комплексом   на
     рыночные  принципы,  которые  нашли  свое отражение в Федеральном
     законе    "О    государственном    регулировании   внешнеторговой
     деятельности".
          В  период  до  2000  года  также ожидается улучшение мировой
     общехозяйственной  конъюнктуры,  вызванное  начавшимся оживлением
     деловой  активности  в  основных странах - контрагентах России. В
     основных  промышленно развитых странах после циклического спада в
     конце   80-х   -   начале   90-х  годов  наступило  экономическое
     оживление,  обусловившее  расширение  импортного спроса на рынках
     многих  товаров,  что в свою очередь способствует росту экономики
     развивающихся   стран,   а   в  конечном  счете  -  значительному
     увеличению международной торговли.
          Оценивая  циклические,  структурные  и  другие экономические
     факторы,  можно предположить, что в ближайшее пятилетие, т. е. до
     начала  XXI  века,  темпы  развития  мировой  экономики  составят
     2,5-3,0  процента в год, причем рост международной торговли будет
     опережать   рост   производства  примерно  вдвое.  Это  позволяет
     предположить,   что   средние   годовые  темпы  развития  мировой
     торговли  в  ближайшее  пятилетие  составят около 5-6 процентов в
     год.  Такой  прогноз  создает  благоприятную  "внешнюю среду" для
     расширения участия России в системе мирового хозяйства.
          Можно  выделить  5  основных направлений внешнеэкономической
     политики на предстоящий период.
          Первое  направление - стимулирование промышленного экспорта,
     включая его финансовую и организационно-техническую поддержку.
          В  связи  с  тем  что  исчерпаны  возможности  экстенсивного
     наращивания   поставок  на  внешние  рынки  сырья  и  материалов,
     дальнейшее  увеличение  экспорта  может  осуществляться  за  счет
     продукции  с  увеличенной  добавленной  стоимостью. Правительство
     Российской  Федерации  примет меры к обеспечению функционирования
     механизмов   кредитования   и  страхования  экспорта  с  участием
     государства,    а    также   к   предоставлению   государственных
     гарантийных   обязательств   по  экспортным  кредитам.  Эти  меры
     позволят   сохранить  достигнутый  уровень  поставок  на  экспорт
     основных   товаров,  увеличить  глубину  переработки  и  улучшить
     качество  вывозимых  за  рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов,
     будут     содействовать     продвижению    на    мировые    рынки
     конкурентоспособной машинно-технической и наукоемкой продукции.
          В    числе    первоочередных    мер   в   этом   направлении
     предусматриваются:
          обеспечение     эффективного     функционирования    системы
     государственных   гарантий   под   привлекаемые   уполномоченными
     банками   кредитные  ресурсы  для  пополнения  оборотных  средств
     ориентированных  на  экспорт  предприятий  и организаций. Следует
     увеличить сроки предоставления гарантий до двух и более лет;
          содействие   становлению   Российского  экспортно-импортного
     страхового   общества,   основной   функцией   которого  является
     страхование  экспортных  контрактов  с  целью  облегчения  выхода
     российских  экспортеров  на  мировой  рынок,  а  также проведение
     селективной  внешнеэкономической  политики  в отношении отдельных
     стран и регионов;
          создание  необходимых финансовых и организационных основ для
     деятельности  Фонда  поддержки экспорта, направленной в том числе
     на   финансирование   и   оказание   различного   рода  услуг  по
     продвижению  отечественной  готовой  продукции  на внешние рынки.
     Будет  расширяться практика проведения специальных мероприятий по
     развитию экспортной деятельности субъектов Российской Федерации;
          продолжение   работы   по  созданию  системы  внешнеторговой
     информации,   информационно-аналитическому,  консультационному  и
     экспертному сопровождению российских экспортеров.
          Вторым  направлением  внешнеэкономической  политики является
     обеспечение   благоприятных   условий   для   доступа  российских
     экспортных  товаров  на  внешние  рынки  путем  совершенствования
     договорно-правовой     базы     международного     экономического
     сотрудничества,   устранения  существующих  и  недопущения  новых
     дискриминационных  ограничений,  в  том  числе в рамках работы по
     присоединению России к ВТО.
          Нынешняя  модель  взаимодействия  России с мировым рынком не
     соответствует   ни   ее   потенциальным   возможностям,   ни   ее
     долговременным   экономическим   интересам.   В   связи   с  этим
     приоритетное  значение  приобретает вопрос присоединения России к
     ВТО.
          Процесс    присоединения   России   к   ВТО   сопровождается
     внедрением   в  экономическую  жизнь  нашей  страны  накопленного
     международным  сообществом  многолетнего  опыта  в  регулировании
     рыночной  экономики,  что,  в  свою  очередь, создает условия для
     дальнейшего  закрепления  в  стране  реформаторских процессов и в
     конечном счете - обеспечения экономического подъема.
          Использование  в процессе присоединения к ВТО международного
     опыта,   кроме  того,  будет  способствовать  выработке  наиболее
     оптимальных  вариантов  обеспечения  экономической безопасности в
     условиях рыночного хозяйствования.
          Вступая  в  ВТО,  Россия  ставит  перед  собой  и ряд других
     важных целей:
          Во-первых,  Россия  стремится  стать  равноправным  торговым
     партнером  на мировом рынке и создать более благоприятные условия
     для  своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в
     результате   присоединения  должны  быть  урегулированы  проблемы
     дискриминационного  отношения к России со стороны западных стран,
     не признающих пока Россию страной с рыночной экономикой.
          Во-вторых,  для  России  представляет интерес существующая в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное