Стр. 8
государственных.
Следует продолжить работу по развитию рынка в направлении
увеличения доли долгосрочных инвестиционно-ориентированных
инструментов, в первую очередь акций и облигаций
приватизированных промышленных предприятий.
Для роста спроса на российскую продукцию
производственно-технического назначения необходимо осуществление
следующих мер:
создание условий для привлечения предприятиями добывающей
промышленности сторонних инвестиций для собственного развития;
создание общероссийской информационной системы по всем
видам выпускаемой в России продукции, внутреннему и внешнему
спросу и прогнозам их изменения;
разработка и реализация нормативных актов по созданию
преференциального режима приобретения потребителями
отечественной продукции, аналогичной импортируемой.
Реализация мер активной промышленной и инвестиционной
политики приведет к 2000 году к определенному изменению в
структуре промышленного производства.
Структура производства промышленной продукции
(процентов)
----------------------------------------------T--------T--------T--------
¦1991 год¦1995 год¦2000 год
----------------------------------------------+--------+--------+--------
Всего промышленность 100 100 100
в том числе:
добывающая промышленность 9,5 15,9 15
обрабатывающая промышленность 90,5 84,1 85
в том числе:
материалы и полуфабрикаты, комплектующие
изделия 35 51,3 51,3
машины и оборудование 13,6 9,3 9,2
непродовольственные товары народного потреб-
ления 28,6 10,8 11,1
продовольственные товары 13,3 12,7 12,9
Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают
последовательное снижение доли добывающих отраслей в
промышленности и соответствующее повышение доли перерабатывающих
отраслей. Будут осуществлены положительные сдвиги в структуре
промышленного производства: стабилизация к концу периода доли
материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и
оборудования на качественно новом уровне, рост доли
непродовольственных и продовольственных товаров народного
потребления, что соответствует социальной направленности
проводимыхреформ.
Долгосрочной внешнеэкономической стратегией России станет
экспорт товаров высокой степени обработки, в первую очередь
машин и оборудования, с чем связаны процессы модернизации и
прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства,
увеличения занятости трудоспособного населения и усиления
позиций страны в мировой экономике.
6.4. Научно-техническая и инновационная политика
В научно-технической и инновационной сферах сложилась
критическая ситуация, характеризующаяся низкой инвестиционной и
инновационной активностью в освоении новых видов технологических
процессов, техники и материалов и низким уровнем внедрения в
производство достижений науки и техники. Инновационная
деятельность сворачивается под воздействием низкого
платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со
стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора.
В связи с этим национальные интересы России требуют
решительных действий по созданию надежной и эффективной системы
организационно-правовых, экономических и социальных механизмов
защиты ивоспроизводства отечественного научно-технического
потенциала, сохранения технологического и в конечном итоге
политического и экономического суверенитета российского
государства.
Для осуществления этого необходимы признание развития науки
и технологий общенациональной целью, увязка приоритетных
направлений развития науки и техники со стратегией
социально-экономического развития страны, а также признание
науки равноправным социальным партнером государства.
Значительно более активной должна стать государственная
патентная политика. С принятием в 1992 году пакета законов,
сформировавших правовую основу охраны промышленной собственности
в России, в основном сформирована цивилизованная система приема
и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности,
выдачи охранных документов и публикации сведений о них.
Глубокое реформирование научно-технической сферы должно
быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и
технологий с расширением самостоятельности самого научного
сообщества в выборе направлений научного поиска и источников
финансирования.
Наиболее важными направлениями в работе по преодолению
кризисного состояния в научно-технической сфере, усилению
государственного воздействия на процессы формирования
инновационного потенциала структурных преобразований экономики,
а также обеспечению государственной поддержки развития
российских науки и техники являются:
разработка государственного механизма отбора и реализации
наиболее эффективных наукоемких ресурсосберегающих технологий и
результатов фундаментальных исследований;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное
проведение и использование результатов научных исследований;
реформирование отечественной системы управления наукой и
подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других
видов интеллектуальной деятельности;
совершенствование правовой охраны интеллектуальной
собственности и активизация изобретательской деятельности.
Для реализации этих направлений необходимо решение
следующих задач:
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы
исследований и разработок применительно к условиям рыночной
экономики;
выделение ассигнований на финансирование науки в 1997 году
в объеме, предусмотренном бюджетом, а с 1998 года в объеме не
менее 4 процентов от его расходной части, как это предусмотрено
Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике";
разработка механизма привлечения средств из разных
источников в научно-техническую и инновационную сферы;
обеспечение отбора и реализации наиболее эффективных
достижений науки и техники на основе контрактной системы;
разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке
предпринимательской деятельности и конкуренции в области науки и
техники, развитию конкурсных начал в распределении средств на
научные программы и проекты при открытости принимаемых решений;
расширение международного научно-технического
сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для
участия российских ученых в международных проектах и привлечение
иностранных инвестиций в сферу российских науки и техники.
Становлению равноправного международного сотрудничества будет
способствовать совершенствование правоприменительной практики,
основывающейся на нормах законодательства по охране
интеллектуальной собственности, а также меры по недопущению
практики заключения между российскими и зарубежными партнерами
договоров, содержащих дискриминационные положения по вопросам
защиты интеллектуальной собственности;
разработка механизма реализации приоритетных направлений
развития науки и техники и критических технологий федерального
уровня;
создание и использование на практике системы
программно-целевого планирования исследований и разработок,
основанной на концепции важных для достижения национальных целей
технологий;
разработка и осуществление комплекса мер, направленных на
использование потенциала оборонных отраслей в области технологий
двойного применения;
разработка и реализация современных
информационно-телекоммуникационных систем в интересах
федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация указанных систем позволит осуществить интеграцию
информационных ресурсов государства, повысить устойчивость
государственных информационных систем, сформировать систему
информационной поддержки принятия органами государственной
власти решений как в сфере управления экономикой, так и в
области обеспечения безопасности личности, общества и
государства;
проведение реструктуризации научно-технического комплекса
страны, введение механизмов государственного регулирования
научно-технической деятельности, адекватных реальным
экономическим условиям;
разработка и реализация системы мер по поддержке уникальных
научно-исследовательских и экспериментальных установок
национальной значимости;
создание необходимого информационного пространства в
научно-технической и инновационной деятельности;
создание условий и системы действенных стимулов на
федеральном и региональном уровнях для повышения престижности
научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в
научно-техническую сферу, обеспечение социальной защиты научных
работников и специалистов;
осуществление мер по интеграции научно-технической и
образовательной деятельности, развитию системы подготовки
квалифицированных научных кадров.
Для выполнения указанных задач в зависимости от
складывающейся социально-экономической ситуации потребуется
разработка комплекса мер по сохранению и развитию
научно-технического потенциала по приоритетным направлениям
фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
В среднесрочном периоде научно-техническая и инновационная
деятельность будет направлена на преодоление технологического
кризиса и достижение мирового научного и технологического
лидерства по ряду приоритетных направлений. При этом
инновационная деятельность направлена на широкомасштабное
применение научно-технических разработок в производстве.
Основными направлениями государственной инновационной
политики будут:
реализация критических технологий и направлений, способных
преобразовывать соответствующие отрасли экономики и "расшивать"
узкие места в экономике страны и отдельных регионов;
создание системы государственно-общественной поддержки
инновационной деятельности, развития производства, повышения
конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
разработка и совершенствование экономико-правового
обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее
стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты
интеллектуальной собственности в инновационной сфере;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая
создание национального информационного фонда инновационных
проектов, системы финансирования, привлечение государственных,
частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;
развитие малого инновационного предпринимательства путем
формирования благоприятных условий для образования и успешного
функционирования малых высокотехнологичных предприятий и
оказания им государственной поддержки на начальном этапе
деятельности;
создание конкурсной системы отбора инновационных проектов и
программ, возвратности финансирования.
Одновременно инновационная политика будет направлена на
ускоренное промышленное освоение в конкретных отраслях (на
примере базовых) и производствах технологических разработок
мирового уровня.
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет
ориентирована на разработку и внедрение современных методов
поиска, разведки и мониторинга запасов углеводородного сырья,
повышения уровня их извлекаемости и глубины переработки, а также
на разработку и внедрение высоконадежных и экологически
безопасных систем транспортировки. Новые технологии позволят
создавать экономичные нефтепромысловые экологически чистые
энерготехнологические комплексы, рабочие агенты, применение
которых позволит увеличить дебит скважины и на 5-7 процентов
увеличить нефтеотдачу пластов.
В электроэнергетике основными направлениями
технологического развития являются создание новых экологически
чистых поколений парогазовых и газотурбинных установок на
твердом и газообразном топливе и атомных энергоблоков повышенной
безопасности, получение экологически чистого высококачественного
энергоносителя из низкосортных топлив, разработка экономически
эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые
источники энергии, и повышение эффективности систем дальнего
транспорта электроэнергии, что обеспечит прирост мощностей
производства электроэнергии при одновременном повышении
безопасности энергетических объектов.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание
сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих
максимальное ресурсои энергосбережение на всех стадиях и
повышение качества металлопродукции. Освоение экологически
чистой автоклавно-гравитационной технологии переработки
чернового оловянного и коллективного сульфидного концентратов с
селективным выделением олова, меди и серебра и переводом мышьяка
в нетоксичное соединение позволит повысить извлечение олова на
24 процента, меди на 12 процентов и серебра на 12 процентов.
Прогрессивная автоклавно-окислительная технология обеспечивает
извлечение олова из руды в количестве до 63 процентов вместо 37
процентов по ранее применяемой технологии. Новая технология
производства катанки на литейно-ковочных модулях позволяет в 2 -
3 раза снизить металлоемкость оборудования. Экономия
электроэнергии составит 20 процентов, а металла - 15 процентов.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической
промышленности являются материало- и энергосберегающие
технологии производства широкого спектра синтетических и
композиционных материалов, в том числе новых поколений,
технологии производства экологически чистых удобрений и
ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе
автоматизированных блочно-модульных систем. Новейшие технологии
производства этой конкурентоспособной продукции обеспечат
снижение расхода сырья на 15-20 процентов, уменьшение
энергозатрат на 20-40 процентов, увеличение глубины переработки
нефти до современного мирового уровня.
В рамках реализации инновационной программы "Развитие и
организация конкурентоспособных промышленных производств
химических продуктов для реализации приоритетных направлений
развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки
на окружающую среду" будут разработаны и внедрены новые
высокоэффективные технологии и конкурентоспособная химическая
продукция (около 150 наименований), достигнуто сокращение
выбросов вредных веществ в атмосферу до 70 процентов. Доля
прогрессивной продукции должна возрасти в 1,6 раза.
В машиностроительном комплексе предприятия будут
ориентированы на технологическое перевооружение
общемашиностроительных производств за счет автоматизации
процессов проектирования и изготовления машиностроительной
продукции, применения прогрессивных методов высокоточной
обработки конструкционных материалов и повышения качества
поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и
автоматизации сборочных процессов, развития современных методов
контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и
эксплуатации. Внедрение результатов разработок позволит повысить
коэффициент использования материалов до 0,87-0,9, снизить
показатель металло- и энергоемкости продукции.
Для реализации такой политики будет совершенствоваться
система возвратного финансирования инновационных проектов и
прикладных разработок, выполняемых с участием средств
федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях
ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций
возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных
источников, какими являются собственные средства предприятий,
частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, оказывающие
поддержку инновациям и новым технологиям.
6.5. Политика использования природных ресурсов
Важнейшим направлением природно-ресурсной политики
Правительства Российской Федерации является обеспечение
рационального и эффективного использования природно-ресурсного
потенциала страны с целью удовлетворения текущих и перспективных
потребностей отраслей народного хозяйства и экспорта.
Эта политика должна обеспечить осуществление принципиальных
структурных преобразований, исключающих неэффективное,
ресурсорасточительное природопользование, а также создание
экономических механизмов комплексного решения задач
рационального их использования, охраны и воспроизводства
природных ресурсов, включая государственную поддержку новых
методов и способов изучения, прогнозирования состояния природной
среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на
основе цифровых геоинформационных систем.
Для реализации указанных задач необходимо начать реализацию
концепции государственной природно-ресурсной политики,
включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического,
учетно-статистического обеспечения рационального
природопользования.
Необходимо в 1997 году завершить подготовку
нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми
видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Продолжить совершенствование системы платежей за право
пользования недрами, включая возможность получения
недропользователями, осуществляющими добычу дефицитных видов
минерального сырья, скидок за истощение недр при низкой
экономической эффективности разработки месторождений. В
дальнейшем предусмотреть уменьшение количества налогов и переход
в основном к рентным платежам в добывающих и других
природоэксплуатирующих отраслях.
Предусматривается повысить эффективность государственного
управления природопользованием, укрепить экономические основы
федерализма в области отношений собственности на природные
ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за
нарушение природно-ресурсного законодательства, обеспечить
национальный режим при привлечении иностранных инвестиций.
С этой целью предполагается разработать и представить на
утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в ближайшие 2-3 года проекты федеральных
законов "О государственной природно-ресурсной политике", "О
единой системе государственных кадастров природных ресурсов",
"Об отходах производства и потребления", "О федеральных
природных ресурсах", "О нефти и природном газе", "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях", предусмотрев в последнем
возможность реализации драгоценных металлов и камней
непосредственно субъектами предпринимательской деятельности по
установленным государственным квотам и др. Кроме того, исходя из
единой концептуальной основы предлагается внести необходимые
дополнения и уточнения в Федеральные законы "О недрах", "О
соглашениях о разделе продукции".
Для реализации государственной политики в области
использования охраны и воспроизводства природных ресурсов на
1997-2000 годы Правительством Российской Федерации будут
предусмотрены мероприятия по отдельным видам ресурсов.
В отношении ресурсов недр предусматривается:
предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного
задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и
геолого-разведочных работ, а также повышения темпов подготовки
новых месторождений;
принятие мер по ликвидации острого дефицита в стране
отдельных видов минерального сырья: марганца, хрома, урана и др.;
приостановление процесса отставания прироста запасов от
объемов добычи полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за
счет выявления оценки и промышленного освоения небольших по
масштабам месторождений угля, торфа и агрохимического сырья
прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют
альтернативные источники твердого топлива и минеральных
удобрений;
повышение комплексности использования минерального сырья;
разработка мероприятий по модернизации геолого-разведочных
работ, внедрению новой техники буровых, геофизических работ,
адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных
нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа
и Мирового океана.
В отношении водных ресурсов предусматривается:
обеспечение населения и отраслей экономики России
качественной водой в необходимом количестве и режиме;
восстановление и охрана водных объектов, воспроизводство
водных ресурсов;
предупреждение и ликвидация последствий вредного
воздействия паводков, подтопления, водной эрозии;
восстановление и сохранение устойчивой экологической
обстановки в бассейнах водных объектов;
охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана
и восстановление малых рек, обеспечение населения качественной
питьевой водой;
повышение уровня управления режимами работы водохранилищ и
водохозяйственных систем с целью гарантированного
водообеспечения предприятий и населения и снижения ущербов от
наводнений и маловодья;
осуществление государственного контроля за безопасностью
водохозяйственных сооружений и особенно крупных гидроузлов;
проведение реконструкции водохозяйственных сооружений,
представляющих угрозу жизни населения, предприятиям,
коммуникациям;
снижение водоемкости производств, уменьшение потерь воды,
повышение качества питьевой воды;
совершенствование управления водными ресурсами и внедрение
новых форм хозяйствования на водных объектах; проведение
водоохранных мероприятий на водных объектах.
6.6. Аграрная политика
В ходе аграрной реформы законодательно закреплено право
выбора производителями форм собственности и хозяйствования.
Предприятия и организации получили право самостоятельно
распоряжаться произведенной продукцией и доходами.
Приватизированы предприятия пищевой и перерабатывающей
промышленности, рыболовства, производственной инфраструктуры.
Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет
сейчас менее 10 процентов. Формируется фермерский сектор.
Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств.
Однако из-за отставания в реализации реформ, неготовности
отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с
либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением
гарантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось
преодолеть спад производства и избежать ухудшения финансовой
ситуации. В 1996 году производство продукции агропромышленного
комплекса сократилось по сравнению с предыдущим годом на 7
процентов. Сокращается производственный потенциал
агропромышленного комплекса, уменьшаются посевные площади,
поголовье скота и птицы, объем инвестиций производственного
назначения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ
оборудования многих отраслей пищевой и рыбной промышленности
составляет 60-70 процентов. Выбытие основных фондов существенно
превышает их ввод.
Существующие "ножницы цен" на материально-технические
ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственную
продукцию, возникшие спросовые ограничения на продовольственные
товары, а также низкая эффективность в этом секторе экономики
обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70
процентов сельскохозяйственных предприятий.
Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной
сезонностью, сельское хозяйство является неконкурентоспособным
на рынке краткосрочных кредитов.
Трудности экономического характера усугубляются
незавершенностью реальных институциональных преобразований, в
особенности в сельском хозяйстве.
Для возобновления экономического роста в агропромышленном
комплексе, повышения экономической эффективности всех его
отраслей Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996
г. N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и
развития агропромышленного производства в Российской Федерации
на 1996-2000 годы.
Реализуя эту Программу, Правительство Российской Федерации
будет осуществлять меры по решению следующих задач:
сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском
хозяйстве в первую очередь путем повышения плодородия земель,
развития племенного животноводства, совершенствования системы
семеноводства, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также
в сфере переработки и рыбном хозяйстве;
завершение реальных институциональных преобразований,
основанных на передаче земельных долей и имущественных паев в
руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей;
завершение структурной перестройки агропромышленного
комплекса на основе увеличения количества реальных, эффективно
работающих собственников;
улучшение экономических условий для развития производства и
предпринимательства в аграрном секторе; формирование
эффективного механизма государственной поддержки
товаропроизводителей агропромышленного комплекса; развитие
социальной инфраструктуры в сельской местности.
Приоритетными направлениями в среднесрочный период в
области государственной земельной политики будут:
реализация конституционных положений о многообразии форм
земельной собственности;
рациональное использование и охрана земель как основного
средства производства в сельском хозяйстве.
В целях развития земельных отношений, создания механизма
экономического стимулирования рационального и эффективного
использования земель Правительство Российской Федерации примет
меры по:
завершению выдачи собственникам земельных долей
свидетельств на право собственности и заключению договоров
пользователей земельных участков с собственниками земельных
долей;
проведению поэтапного формирования системы государственной
регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость,
совершенствованию и развитию системы земельного кадастра;
созданию под контролем государства механизма рыночного
оборота земли, обеспечивая при этом ее наиболее эффективное
использование; расширению института аренды земли и
совершенствованию механизма ее правового регулирования;
созданию эффективного ипотечного механизма как одного из
источников для предоставления негосударственного долгосрочного
инвестиционного кредита сельскому хозяйству.
Основой углубления институциональных преобразований в
агропромышленном комплексе явится кооперация и интеграция.
Особая роль при этом будет отведена кооперированию в сферах
переработки сельскохозяйственной продукции, производственного
обслуживания, кредитования и страхования.
Организационно-правовые формы сельскохозяйственных
организаций будут приведены в соответствие с Гражданским
кодексом Российской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой
реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы
выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться
агропромышленная интеграция в различных ее формах - в виде
финансово-промышленных групп, концернов, агрокомбинатов,
агрофирм и иных формирований по производству, переработке,
хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и
продовольствием. Государственная поддержка должна быть
направлена на повышение доходности товаропроизводителей,
повышение спроса на продукцию агропромышленного комплекса и
установление паритетных экономических отношений с другими
секторами материального производства.
Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет
дифференцироваться по продуктам и регионам. Для
сельскохозяйственных продуктов, конкурентных на международных
рынках, должны создаваться условия, стимулирующие экспорт. В
регионах массового и эффективного сельскохозяйственного
производства меры поддержки должны быть направлены прежде всего
на повышение эффективности производства и расширение сбыта
продукции.
Функционирование системы сбыта и реализации продукции,
производимой агропромышленным комплексом, предусматривает
участие организаций потребительской кооперации и основывается на
свободном движении товаров, конкуренции и механизме
ценообразования с учетом спроса и предложения. Продвижение
сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя
к конечному потребителю будет осуществляться через кооперативы
по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки,
агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные
фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины.
В регионах с депрессивным сельским хозяйством субсидии
следует наряду с поддержкой сельскохозяйственного производства
направлять на создание дополнительных источников доходов для
сельского населения.
В числе мер государственной поддержки предлагаются:
на безвозвратной основе - направление средств на развитие
сельскохозяйственной науки, поддержку племенного животноводства
и элитного семеноводства, возмещение части затрат на
сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться
развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, индустрии
детского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов;
на возвратной основе - инвестиции на реализацию целевых
федеральных программ, на формирование эффективных
производственных структур, направление средств на проведение
санации агропромышленных организаций-банкротов, поддержку
кредитных и страховых кооперативов и стартовую поддержку
крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в
федеральный продовольственный фонд, создание страхового фонда
семян, кормов и запасных частей, увеличение лизингового фонда,
возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.
Будет сформирована и введена в действие национальная
кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей
агропромышленного комплекса. Основу ее составит сеть устойчиво
работающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений.
Система обеспечит оказание необходимых услуг
агропромышленным организациям всех форм собственности.
Правительство Российской Федерации обеспечит создание
системы критериев оценки финансового состояния и
платежеспособности хозяйствующих субъектов агропромышленного
комплекса.
Кредитные ресурсы, предназначенные для кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей, будут размещаться
после заключения соответствующих кредитных договоров.
В центре национальной финансово-кредитной системы
агропромышленного комплекса станет независимый финансовый
институт с высокой степенью платежной ликвидности, использующий
новейшие банковские технологии и современные коммуникационные
системы, объединяющий сеть страховых, лизинговых, ипотечных
инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть региональных
кооперативных банков.
С целью развития мелкого сельскохозяйственного кредита
кредитные кооперативные товарищества в период их становления
будут исключены из общего банковского законодательного
регулирования в части минимальных размеров уставного капитала,
резервного фонда и некоторых других положений.
В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества станут
источником первоначального капитала для малого бизнеса на селе,
призванного решить проблемы создания сельской инфраструктуры и
использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском
хозяйстве.
Получат развитие залоговые операции, в том числе с участием
государства, различные формы торговых (товарных или денежных)
кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями -
поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и
перерабатывающей промышленности.
Ипотечный кредит под залог земельных участков должен стать
одним из источников инвестиционного кредита.
Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией станут
одним из новых инструментов регулирования рынка.
Лизинг станет одним из основных направлений
специализированной системы сельскохозяйственного кредита.
Правительство Российской Федерации примет меры по созданию
широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков,
организаций агропромышленного комплекса и предприятий
сельскохозяйственного машиностроения.
В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромышленном
комплексе с участием негосударственных финансовых и коммерческих
организаций, поставляющих денежные и материально-технические
ресурсы для агропромышленного комплекса, Правительство
Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку.
6.7. Политика в области транспорта
В ходе реализации в стране экономических реформ значительно
усложнились условия функционирования транспорта. Падение
производства в грузообразующих отраслях повлекло снижение
объемов перевозок и увеличение удельных транспортных издержек,
обусловленных ростом цен на материально-технические ресурсы и
тарифов на услуги. Практически полное прекращение
государственной инвестиционной поддержки транспорта (бюджетные
инвестиции не превышают 3-5 процентов от общих объемов
капитальных вложений), значительная раздробленность
приватизированных и акционированных мелких транспортных
предприятий повлекли интенсивное старение основных
производственных фондов транспорта, что в среднесрочной
перспективе явится сдерживающим звеном при восстановлении и
развитии экономики страны.
Все виды транспорта, выполняющие пассажирские перевозки,
убыточны, что ограничивает их возможности по повышению уровняй
качества обслуживания пассажиров. Положение усугубляется
неурегулированностью отношений между транспортными предприятиями
и органами государственной исполнительной власти в части
финансирования выпадающих доходов от льготных перевозок
пассажиров.
Находящийся в государственной собственности железнодорожный
транспорт, отнесенный к отраслям естественных монополий,
деятельность которых регулируется государством, в настоящее
время также функционирует с достаточно низкой рентабельностью и
не обеспечивает даже простого воспроизводства отрасли.
Для обеспечения реализации основных задач настоящей
Программы, подъема жизненного уровня и национальной безопасности
страны главной задачей государственной политики в области
транспорта на среднесрочный период следует определить
устойчивое, безопасное и эффективное функционирование транспорта.
В этих целях в 1997-2000 годах усилия Правительства
Российской Федерации будут направлены на:
осуществление структурных и институциональных
преобразований на всех видах транспорта, обеспечивающих создание
правовых, экономических и организационных условий для
нормального функционирования рынка транспортных услуг, усиление
инвестиционной активности в этой отрасли;
сохранение в федеральной государственной собственности
важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов,
имеющих стратегическое значение;
исключение из сфер приватизации и коммерциализации
объектов, предназначенных для обеспечения безопасности
функционирования транспортных систем;
осуществление передачи в установленном порядке в
государственную собственность субъектов Российской Федерации и в
муниципальную собственность предприятий транспорта,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в городском,
пригородном и местном сообщениях, а также объектов социальной
сферы, находящихся на балансе предприятий транспорта;
осуществление сертификации на всех видах транспорта с целью
формирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг;
формирование необходимой законодательной и
нормативно-правовой базы для функционирования и развития всех
видов транспорта и дорожного хозяйства в условиях рыночной
экономики;
проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной
политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и
стимулирующей снижение транспортных издержек;
совершенствование управления транспортными системами на
основе высокоэффективных информационных технологий с
использованием современных телекоммуникаций, рациональное
разграничение функций государственного управления между
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение повышения технического уровня всех видов
транспорта на основе обновления парка транспортных средств и
модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с
федеральными целевыми программами в основном за счет собственных
и привлеченных средств предприятий транспорта, а также на
условиях финансового лизинга;
повышение безопасности движения, судоходства и полетов,
эксплуатационной надежности объектов транспортной
инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта на
окружающую среду;
стимулирование российских перевозчиков и экспедиторов,
работающих на рынке транспортных услуг, в том числе за счет
оказания политической поддержки. Улучшение международных
транспортно-экспедиционных связей за счет формирования
международных транспортных коридоров, развития международных
аэропортов и обустройства пунктов пересечения государственной
границы;
обеспечение доступности транспортных услуг для всех
пользователей, в том числе для малообеспеченных слоев населения,
жителей районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним;
государственную поддержку за счет средств федерального
бюджета технического перевооружения, модернизации и
эксплуатационной деятельности систем и объектов транспорта,
находящихся в сфере федеральной ответственности.
6.8. Внешнеэкономическая политика
Основным направлением в области внешнеэкономической
политики в предстоящий период является дальнейшая равноправная
интеграция России в мирохозяйственные связи на основе -
использования преимуществ международного разделения труда.
Осуществленные в рамках проводимой экономической реформы меры по
либерализации внешнеэкономической деятельности, переходу от
административных методов управления к экономическим позволили
перевести регулирование внешнеэкономическим комплексом на
рыночные принципы, которые нашли свое отражение в Федеральном
законе "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности".
В период до 2000 года также ожидается улучшение мировой
общехозяйственной конъюнктуры, вызванное начавшимся оживлением
деловой активности в основных странах - контрагентах России. В
основных промышленно развитых странах после циклического спада в
конце 80-х - начале 90-х годов наступило экономическое
оживление, обусловившее расширение импортного спроса на рынках
многих товаров, что в свою очередь способствует росту экономики
развивающихся стран, а в конечном счете - значительному
увеличению международной торговли.
Оценивая циклические, структурные и другие экономические
факторы, можно предположить, что в ближайшее пятилетие, т. е. до
начала XXI века, темпы развития мировой экономики составят
2,5-3,0 процента в год, причем рост международной торговли будет
опережать рост производства примерно вдвое. Это позволяет
предположить, что средние годовые темпы развития мировой
торговли в ближайшее пятилетие составят около 5-6 процентов в
год. Такой прогноз создает благоприятную "внешнюю среду" для
расширения участия России в системе мирового хозяйства.
Можно выделить 5 основных направлений внешнеэкономической
политики на предстоящий период.
Первое направление - стимулирование промышленного экспорта,
включая его финансовую и организационно-техническую поддержку.
В связи с тем что исчерпаны возможности экстенсивного
наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов,
дальнейшее увеличение экспорта может осуществляться за счет
продукции с увеличенной добавленной стоимостью. Правительство
Российской Федерации примет меры к обеспечению функционирования
механизмов кредитования и страхования экспорта с участием
государства, а также к предоставлению государственных
гарантийных обязательств по экспортным кредитам. Эти меры
позволят сохранить достигнутый уровень поставок на экспорт
основных товаров, увеличить глубину переработки и улучшить
качество вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов,
будут содействовать продвижению на мировые рынки
конкурентоспособной машинно-технической и наукоемкой продукции.
В числе первоочередных мер в этом направлении
предусматриваются:
обеспечение эффективного функционирования системы
государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными
банками кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств
ориентированных на экспорт предприятий и организаций. Следует
увеличить сроки предоставления гарантий до двух и более лет;
содействие становлению Российского экспортно-импортного
страхового общества, основной функцией которого является
страхование экспортных контрактов с целью облегчения выхода
российских экспортеров на мировой рынок, а также проведение
селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных
стран и регионов;
создание необходимых финансовых и организационных основ для
деятельности Фонда поддержки экспорта, направленной в том числе
на финансирование и оказание различного рода услуг по
продвижению отечественной готовой продукции на внешние рынки.
Будет расширяться практика проведения специальных мероприятий по
развитию экспортной деятельности субъектов Российской Федерации;
продолжение работы по созданию системы внешнеторговой
информации, информационно-аналитическому, консультационному и
экспертному сопровождению российских экспортеров.
Вторым направлением внешнеэкономической политики является
обеспечение благоприятных условий для доступа российских
экспортных товаров на внешние рынки путем совершенствования
договорно-правовой базы международного экономического
сотрудничества, устранения существующих и недопущения новых
дискриминационных ограничений, в том числе в рамках работы по
присоединению России к ВТО.
Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не
соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни ее
долговременным экономическим интересам. В связи с этим
приоритетное значение приобретает вопрос присоединения России к
ВТО.
Процесс присоединения России к ВТО сопровождается
внедрением в экономическую жизнь нашей страны накопленного
международным сообществом многолетнего опыта в регулировании
рыночной экономики, что, в свою очередь, создает условия для
дальнейшего закрепления в стране реформаторских процессов и в
конечном счете - обеспечения экономического подъема.
Использование в процессе присоединения к ВТО международного
опыта, кроме того, будет способствовать выработке наиболее
оптимальных вариантов обеспечения экономической безопасности в
условиях рыночного хозяйствования.
Вступая в ВТО, Россия ставит перед собой и ряд других
важных целей:
Во-первых, Россия стремится стать равноправным торговым
партнером на мировом рынке и создать более благоприятные условия
для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в
результате присоединения должны быть урегулированы проблемы
дискриминационного отношения к России со стороны западных стран,
не признающих пока Россию страной с рыночной экономикой.
Во-вторых, для России представляет интерес существующая в
|