Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
29.06.2017
USD
59.54
EUR
67.69
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
76.33
TRY
16.92
PLN
16.02
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 31 марта 1997 г. N 360

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
        ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
                          В 1997 - 2000 ГОДАХ"

       В  целях  улучшения   социально-экономического   положения   в
   Российской    Федерации,    обеспечения    экономического   роста,
   структурной  перестройки  экономики  и  повышения   благосостояния
   граждан,  а  также  реализации положений,  содержащихся в Послании
   Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок  во
   власти  -  порядок  в  стране  (О  положении  в  стране и основных
   направлениях   политики   Российской   Федерации)"   Правительство
   Российской Федерации постановляет:
       Утвердить  прилагаемую   Программу   Правительства  Российской
   Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в  1997  -
   2000 годах".

                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                        В.ЧЕРНОМЫРДИН



                                 Программа
                    Правительства Российской Федерации
               "Структурная перестройка и экономический рост
                            в 1997-2000 годах"
     (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360)

                 Введение
      1. Итоги реализации Программы правительства Российской Федерации
         на 1995-1997 годы
           1.1   Состояние российской экономики
           1.2   Угрозы национальным интересам России в области
                 экономики
           1.3   Потенциал развития российской экономики
      2.  Новый  этап  преобразований  -  структурная  перестройка   и
          экономический рост
           2.1   Макроэкономические условия
           2.2   Накопления и инвестиции
      3.  Цели,  задачи  и  этапы  реализации  программы  "Структурная
          перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах"
      4.  Макроэкономическая  политика
           4.1   Основные задачи макроэкономической политики
           4.2   Основные методы и механизм реализации
                 макроэкономической политики
           4.3   Налогово-бюджетная политика
           4.4   Государственный долг и финансирование дефицита
                 бюджета
           4.5   Денежно-кредитная политика
      5.  Институциональные преобразования
           5.1   Основные направления реформы предприятий
           5.2   Управление государственной собственностью
           5.3   Приватизация
           5.4   Рынок недвижимости
           5.5   Финансовые рынки и развитие финансовых институтов
                 Развитие рынка ценных бумаг
           5.6   Развитие банковского сектора
           5.7   Антимонопольная политика, демонополизация и развитие
                 конкуренции
           5.8   Поддержка малого и среднего предпринимательства
           5.9   Регулирование естественных монополий
           5.10  Подготовка кадров
           5.11  Законодательство. Судебная реформа
      6.  Структурная и инвестиционная политика
           6.1   Объемы, источники и эффективность инвестиций
           6.2   Привлечение иностранных инвестиций
           6.3   Промышленная политика
           6.4   Научно-техническая и инновационная политика
           6.5   Политика использования природных ресурсов
           6.6   Аграрная политика
           6.7   Политика в области транспорта
           6.8   Внешнеэкономическая политика
           6.9   Сотрудничество с государствами-участниками СНГ
      7.  Реформирование  социального сектора
           7.1   Реформирование оплаты труда
           7.2   Политика в области занятости населения
           7.3   Политика в области миграции населения
           7.4   Реформирование пенсионного обеспечения
           7.5   Реформирование социального страхования
           7.6   Реформирование системы социальных гарантий, льгот
                 и выплат
           7.7   Реформирование образования
           7.8   Реформирование здравоохранения
           7.9   Реформирование в сфере культуры
           7.10  Реформирование средств массовой информации
           7.11  Реформирование    физической    культуры,     спорта,
                 санаторно-курортного дела и туризма
           7.12  Государственная молодежная политика
      8.  Жилищная политика. Реформа жилищно-коммунального  хозяйства
      9.  Экологическая политика
      10. Экономика военной реформы
      11. Региональная экономическая политика
      12. Основные параметры бюджета
      13. Основные параметры развития экономики В 1997-2000 годах

                                 Введение

          Программа  Правительства  Российской  Федерации  "Реформы  и
     развитие  российской  экономики в 1995-1997 годах" была принята в
     1995 году и рассчитана на 3 года.
          И  хотя срок ее действия еще не завершен, есть необходимость
     в  разработке  новой  программы.  Она определяется тем, что после
     выборов  Президента  Российской  Федерации  окончились полномочия
     прежнего   Правительства  Российской  Федерации.  В  своем  новом
     составе  Правительство  Российской  Федерации обязано представить
     программу,   которая   была  бы  рассчитана  на  срок  полномочий
     Президента  Российской Федерации и отражала бы его обязательства,
     взятые  перед  избирателями  в соответствии с Программой действий
     на   1996-   2000   годы   "Россия:   человек,  семья,  общество,
     государство".
          Помимо  этого, за время, прошедшее после принятия предыдущей
     программы  Правительства Российской Федерации, в экономике страны
     произошли   важные   изменения.   С  ними  связана  необходимость
     определенных  корректировок  экономической и социальной политики,
     которые  должны  быть  отражены  в  новой программе Правительства
     Российской Федерации.


                1. Итоги реализации программы Правительства
                  Российской Федерации на 1995-1997 годы

                    1.1. Состояние российской экономики

          В  программе  Правительства  Российской Федерации "Реформы и
     развитие   российской   экономики   в   1995-1997  годах"  (далее
     именуется  -  программа)  были  намечены  следующие основные цели
     социально-экономической политики:
          достижение    устойчивой    стабилизации    производства   и
     возобновление экономического роста;
          обеспечение  к  концу  1995  года,  в  основном,  финансовой
     стабилизации;
          укрепление    законности    и    правопорядка,    институтов
     государственной власти, платежной и финансовой дисциплины;
          существенное  улучшение  условий  для  предпринимательства и
     деловой   активности,   продолжение   приватизации   в  интересах
     повышения эффективности производства и увеличения инвестиций;
          активизация  структурной  перестройки  экономики посредством
     стимулирования      инвестиций      в     высокоэффективные     и
     конкурентоспособные производства;
          обеспечение   роста   уровня   жизни  населения,  проведение
     активной  социальной  политики  с  учетом интересов его различных
     групп и слоев.
          В  результате  работы  Правительства Российской Федерации по
     реализации   программы   в   1995-1996   годах  была  существенно
     сокращена  инерция  спада  объемов производства продукции (работ,
     услуг),    инфляция    стабилизировалась    на   низком   уровне,
     приостановлено  снижение  уровня  жизни  населения,  а  также его
     имущественная  дифференциация.  Развитие  экономики все в большей
     мере осуществляется под воздействием рыночных регуляторов.
          Сделаны    ощутимые    шаги    в    направлении   дальнейшей
     либерализации  и открытости российской экономики. Отменены льготы
     во  внешнеэкономической  деятельности, снижены, а с середины 1996
     года   отменены   последние   экспортные  пошлины.  В  результате
     реализации  программы  система  регулирования  импорта  в  России
     ограничена  только  импортным  тарифом  и набором мер нетарифного
     регулирования,   опирающимся   на   правила   Всемирной  торговой
     организации.     Продолжалось     становление     и    укрепление
     инфраструктуры    финансовых   рынков,   происходила   дальнейшая
     либерализация       валютного      регулирования,      обеспечена
     конвертируемость рубля по текущим операциям.
          Вслед  за либерализацией и осуществлением программы массовой
     приватизации  в  1995-1996  годах удалось сформировать основу для
     финансовой  стабилизации,  обеспечив  снижение темпов инфляции. В
     целом  за  1996 год темп прироста потребительских цен составил 22
     процента,   что  в  6  раз  ниже,  чем  в  1995  году.  Снизились
     инфляционные  ожидания,  сокращается  скорость обращения денег. В
     достижении  этих  результатов  главную роль сыграли прекращение в
     соответствии  с  программой  финансирования  дефицита  бюджета за
     счет  кредитов  Центрального  банка Российской Федерации, а также
     меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий.
          Стабилизировалась  национальная валюта, созданы значительные
     валютные резервы.
          Внешняя  торговля  в настоящее время представляет собой один
     из  стабильных  и  высокодоходных секторов экономики. Сохраняется
     значительное   положительное   сальдо   внешнеторгового  баланса.
     Несмотря   на  ухудшение  конъюнктуры  для  российского  экспорта
     вследствие   стабилизации   рубля   и  сокращения  разрыва  между
     внутренними  и  мировыми ценами, экспорт продолжает расти. В 1996
     году  во  внешнеторговом обороте заметно возросла доля государств
     -   участников   Содружества   Независимых   Государств,  отражая
     тенденцию к экономической интеграции внутри Содружества.
          Изменения,   происходящие   в   экономике   государства,   в
     сочетании   с   результатами   мер   по   финансово-экономической
     стабилизации,  сказались на динамике показателей, характеризующих
     уровень  жизни населения. Под воздействием роста реальных доходов
     граждан,  работающих  по  найму,  и реальных размеров выплаченных
     социальных   трансфертов  происходит  относительная  стабилизация
     уровня  жизни.  Размер  реальной  начисленной  заработной платы в
     целом  за  1996 год превысил прошлогоднюю отметку на 6 процентных
     пунктов.  По  сравнению  с  предыдущим  годом  объем  выплаченных
     населению  социальных  трансфертов в реальном выражении возрос на
     7   процентов.   Под   воздействием   этих  факторов  численность
     населения  с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума
     сократилась  по сравнению с прошлым годом на 13 процентов. Начала
     изменяться  в лучшую сторону дифференциация населения по доходам:
     в  1996 году соотношение доходов 10 процентов наиболее и наименее
     обеспеченных  слоев населения сократилось до 13 раз против 13,5 в
     1995 году.
          С  замедлением  роста цен на основные потребительские товары
     и  платные  услуга  сократились темпы роста величины прожиточного
     минимума.  В  1996  году  среднемесячный  денежный  доход на душу
     населения,   как   и  средняя  заработная  плата,  обеспечивал  2
     прожиточных  минимума.  Размер среднемесячной пенсии сохранился в
     1996  году  на  уровне,  на  16 процентов превышающем прожиточный
     минимум пенсионера.
          Удалось   избежать  резкого  обострения  ситуации  на  рынке
     труда.  Численность  официально зарегистрированных безработных на
     конец   года   составила  2,5  млн.  человек,  или  3,4  процента
     экономически   активного  населения.  Уровень  общей  безработицы
     заметно выше - 9,3 процента.
          Вместе  с  тем  по  ряду  направлений  продолжают  нарастать
     негативные  тенденции. Хотя до истечения срока действия программы
     остается   более   полугода   и  сегодня  можно  подвести  только
     промежуточные  итоги,  в ее реализации накапливается существенное
     отставание.   По   существу   полностью   решена   лишь  одна  из
     поставленных задач - снижение инфляции.
          После   продолжительного  периода  снижения  регистрируемого
     спада  валового  внутреннего продукта и производства промышленной
     продукции  в  середине  1996  г.  он  вновь  усилился,  хотя,  по
     прогнозу,  в  этот период уже ожидалось его прекращение. Основные
     причины сложившегося положения:
          незавершенность   системных   рыночных   преобразований,   в
     результате  чего  потенциал  рыночной  экономики во многом еще не
     раскрылся;
          недостаточная  эффективность  государственного регулирования
     экономики  (в  том  числе работы части государственного аппарата,
     осуществляющего   эту   деятельность),   что   позволяет   многим
     участникам  экономической  системы  решать  свои проблемы за счет
     государственного бюджета;
          низкий  инвестиционный  спрос  (уменьшение  инвестирования в
     основной капитал в 1996 году даже ускорилось);
          ухудшившееся   финансовое   положение   многих  предприятий,
     обусловленное   их   неготовностью  работать  в  условиях  низкой
     инфляции;
          сокращение  государственного  финансирования промышленности,
     строительства  и  оборонного  заказа  из  федерального бюджета (в
     1996'   году   государственная   поддержка   отраслей   народного
     хозяйства   составила   55,4   процента   от   годовых  бюджетных
     назначений;    финансирование    промышленности,   энергетики   и
     строительства  составило 52,5 процента от бюджетных назначений на
     год, национальной обороны - 79,7 процента).
          Кроме   того,   усилился   переход   части   производства  в
     нерегистрируемый сектор, выросла бартеризация экономики.
          В  целом  за  1996  год  спад  объема  валового  внутреннего
     продукта  и  промышленной  продукции  составил  6  и  5 процентов
     соответственно, что превысило показатели 1995 года.
          В   то   же  время  основные  изменения  носили  структурный
     характер,   что  постепенно  приближало  основные  макропропорции
     российской   экономики  к  структуре,  характерной  для  стран  с
     развитыми рыночными отношениями.
          Не  достигнуто укрепление платежной и финансовой дисциплины.
     Напротив,    произошло    ее    дальнейшее   ухудшение,   отчасти
     обусловленное политическими факторами.
          Общий  объем  просроченной  задолженности  по обязательствам
     предприятий   на   конец  1996  года  оценивается  в  размере  24
     процентов  валового  внутреннего  продукта  против  15  процентов
     валового   внутреннего   продукта   в  1995  году.  В  1996  году
     наметилась   тенденция   быстрого   роста  в  составе  неплатежей
     задолженности  по  заработной  плате,  а  также перед бюджетом и,
     особенно,  внебюджетными фондами, тогда как рост объемов взаимных
     долгов  между  предприятиями  несколько замедлился. Во многом это
     обусловлено   расширяющимся  использованием  бартера  и  денежных
     суррогатов   -  векселей,  взаимозачетов  и  т.д.  В  отличие  от
     всплеска  неплатежей  осени 1994 года, спровоцированного сильными
     инфляционными   ожиданиями   и   являвшегося   механизмом  защиты
     финансов  предприятий  реального  сектора от инфляционных потерь,
     нынешний  кризис  может быть разрешен только с помощью устранения
     причин,  вызывающих  недостаток оборотных средств и недоступность
     кредита,    действительного    реструктурирования    промышленных
     предприятий  в  течение  ближайших  лет,  включая экономические и
     административные   меры   оздоровления   нежизнеспособной   части
     реального сектора.
          Несмотря   на  усилия  Правительства  Российской  Федерации,
     продолжает  нарастать  задолженность по выплате заработной платы,
     что  стало  одной из наиболее острых социальных проблем. На конец
     декабря  1996  года  суммарная  задолженность по заработной плате
     превысила  47,1  трлн.  рублей,  в  том  числе  из-за  отсутствия
     прямого  финансирования  из  бюджетов  всех  уровней  - около 9,3
     трлн.  рублей,  собственных средств у предприятий и организаций -
     свыше  37,8  трлн.  рублей.  Вместо  прогнозированного  повышения
     сбора   платежей   в   бюджет   произошло   их  снижение.  Доходы
     федерального  бюджета к валовому внутреннему продукту составили в
     1996  году  12,5  процента  против 14-15 процентов по программе и
     14,2  процента в 1995 году. Запаздывание с улучшением организации
     сбора   налогов   -   один  из  важнейших  недостатков  в  работе
     Правительства   Российской   Федерации,  что  заставляет  вносить
     существенные  коррективы  в  политику,  замещая  налоговые доходы
     бюджета займами, увеличивая расходы на обслуживание долга.
          Серьезное  негативное  влияние  оказали  вынужденная эмиссия
     налоговых  освобождений  и  использование  кредитов  коммерческих
     банков  на  покрытие  бюджетных  расходов.  К середине года зачет
     налоговых    освобождений   превысил   50   процентов   налоговых
     поступлений.
          Сказалось  и  сложное  финансовое  положение предприятий. Во
     многом  из-за  несинхронной динамики цен конечных и промежуточных
     продуктов  в  1996  году  впервые  с  начала экономических реформ
     стала  сокращаться  совокупная масса прибыли в промышленности, на
     транспорте  и  в  строительстве  (за 1996 год к 1995 году - на 46
     процентов).  Растет  число  убыточных  предприятий, составившее в
     промышленности  за 1996 г. 43 процента к общему числу предприятий
     по  сравнению  с  27  процентами за 1995 год. Произошедшее в 1996
     году  скачкообразное  повышение  цен  на  продукцию  естественных
     монополий,     обеспечившее     достаточно     высокий    уровень
     рентабельности  в производящих отраслях, создает весьма серьезные
     проблемы для секторов, потребляющих их продукцию.
          С   целью   улучшения   собираемости  налогов  Правительство
     Российской  Федерации  предприняло  в  последние  месяцы ряд мер,
     направленных  на привлечение дополнительных доходных источников и
     перекрытие  каналов уклонения от уплаты налогов. Ведется работа с
     крупнейшими    должниками    перед    федеральным    бюджетом   и
     внебюджетными    фондами.    Прекращено    применение   налоговых
     освобождений.  Однако  ситуация с поступлением налогов продолжает
     оставаться  очагом  напряженности  в экономике. Это отражается на
     финансировании  большинства  расходных  статей,  особенно выплаты
     пенсий,   оплаты  коммунальных  и  транспортных  услуг  бюджетной
     сферы, инвестиций и других.
          В  программу  было заложено решение об увеличении внутренних
     и  внешних  заимствований  для  покрытия разрыва между доходами и
     расходами  бюджета  на  время,  необходимое  для  улучшения сбора
     налогов.  Оно  опиралось на развитие рынка государственных ценных
     бумаг.
          Доходность  государственных  краткосрочных  облигаций  (ГКО)
     оказалась  весьма  высокой,  хотя  к  концу  декабря  1996  г. на
     вторичном  рынке  она  снизилась  до  33 процентов годовых против
     примерно  100  процентов  в  начале  года. Резко возросшие в 1996
     году   масштабы   заимствований   на   внутреннем   рынке  (объем
     правительственных  обязательств  только  в  части ГКО и облигаций
     федерального  займа  (ОФЗ)  увеличился за год в 3 раза) привели к
     повышению  размера  внутреннего  долга, оформленного ГКО и ОФЗ, с
     16  до  25 процентов по отношению к валовому внутреннему продукту
     (по  оценке с учетом срочности государственных ценных бумаг), что
     близко   к   предельно  допустимой  величине  внутреннего  долга,
     выраженного  в  процентах  к  валовому  внутреннему  продукту  (в
     частности,    определяемой    Советом   Безопасности   Российской
     Федерации  в  30  процентов).  При  этом  краткосрочный  характер
     долговых   обязательств  (средний  срок  погашения  облигаций  не
     превышает   пяти   месяцев)  делает  невозможным  обслуживание  и
     погашение  внутреннего  долга  без  дальнейшего  наращивания  его
     масштабов.
          Вследствие   этого   ставки   банковского   кредита  вопреки
     сценарию   программы  снижаются  медленно,  финансовое  состояние
     большинства  предприятий  не  нормализовано. Недостаток оборотных
     средств   и   недоступность  кредита  толкают  многие  из  них  к
     неплатежам и сокращению производства.
          Все  это препятствует также развитию в необходимых масштабах
     инвестиционного  процесса  и реструктуризации производства. Общий
     объем инвестиций в 1996 году сократился на 18 процентов.
          Правительственная    программа    в   инвестиционной   сфере
     оказалась сорвана.
          Федеральная     инвестиционная     программа    1995    года
     профинансирована  на  63  процента  годовых бюджетных назначений,
     или  на  8,1  трлн.  рублей.  По  субъектам Федерации федеральная
     инвестиционная  программа  была обеспечена финансированием только
     на 68 процентов.
          Не   лучше   ситуация   и   в   1996   году.   За  1996  год
     профинансировано   всего   17,4   трлн.   рублей  государственных
     инвестиций,   или   52  процента  годовых  назначений,  программа
     конверсии  оборонных  отраслей профинансирована на 20,3 процента,
     а  инвестиции,  намеченные  к размещению на конкурсной основе для
     реализации   быстроокупаемых  коммерческих  проектов,  -  на  6,4
     процента  от  годовых назначений. Такое положение дестабилизирует
     рынок   капитальных  вложений  и  приводит  к  потере  доверия  к
     государству со стороны частных инвесторов.
          Под   воздействием   низкого   платежеспособного  спроса  на
     научно-техническую  продукцию  как  со стороны государства, так и
     негосударственного   сектора   снизились  масштабы  инновационной
     деятельности.
          Сохраняется    высокая   степень   долларизации   экономики.
     Позитивные  тенденции  середины  1995  года  в  текущем году были
     прерваны и пока не возобновились.
          В  итоге  предусмотренная программой активизация структурной
     перестройки  до  сих  пор  не  достигнута  и  в  ближайшее  время
     необходимо добиться серьезных сдвигов на этом направлении.
          В  целом  в  основе  бюджетного  и  инвестиционного кризисов
     лежит  резкое обострение структурных и институциональных проблем.
     За  пять  лет  реформ  не  удалось окончательно разделить финансы
     государства   и   предприятий.   Предприятия  и  банки  с  низкой
     экономической  эффективностью  продолжают функционировать за счет
     средств    государственного    бюджета,   а   также   кредиторов,
     поставщиков и потребителей.
          В   программе  была  поставлена  цель  обеспечить  повышение
     уровня  жизни  населения.  Однако  в  1995 году заметно снизились
     реальные   располагаемые  доходы  населения  (на  13  процентов),
     особенно  в  первые месяцы вследствие усиления инфляции, а в 1996
     году   их   стабилизация   достигнута  на  более  низком  уровне.
     Предприняты  меры по повышению минимальных размеров оплаты труда,
     пенсий,  пособий  и  стипендий, по сокращению масштабов бедности.
     Однако  результативность  мер  снижалась  из-за  задержки выплаты
     зарплаты и пенсий.
          Региональная  картина  бедности  по-прежнему тесно связана с
     отраслевой  спецификой  территорий.  Наиболее значительные группы
     беднейшего  населения сконцентрированы в регионах с преобладанием
     обрабатывающей  промышленности  и  низким  уровнем экономического
     развития,  слабыми  возможностями обеспечения за счет собственных
     ресурсов  приемлемого  уровня  развития социальной сферы. В таких
     регионах,   как   правило,  пониженный  по  сравнению  с  другими
     территориями   удельный   вес   занятого   населения.   В   более
     благополучном   положении   находятся   регионы  с  преобладанием
     добывающих  отраслей промышленности, на продукцию которых имеется
     устойчивый  спрос  на  внутреннем  и  внешнем рынках (предприятия
     топливно-энергетических  отраслей, цветной и черной металлургии).
     Это   прежде   всего   регионы  Северного,  Западно-Сибирского  и
     Восточно-Сибирского экономических районов.
          В   области  институциональных  преобразований  существенный
     прогресс  был  достигнут  в  сфере  законодательства:  введены  в
     действие  первая  и  вторая части Гражданского кодекса, законы об
     акционерных обществах и ценных бумагах.
          Однако  реализация  основных  задач программы в этой области
     была  сорвана.  Не  удалось  добиться  прогресса  в  защите  прав
     собственности  и  обеспечении  выполнения  взаимных  обязательств
     хозяйствующих субъектов.
          Темпы   приватизации   заметно  отстают  от  предусмотренных
     программой,    доходы    от   приватизации   и   продажи   акций,
     принадлежащих   государству,  существенно  ниже  запланированных.
     Тормозом   для   проведения   эффективной  приватизации  остается
     неурегулированность  вопросов,  связанных с приватизацией земли и
     недвижимости.   Несмотря   на   углубление   неплатежеспособности
     предприятий,   процедуры   банкротства   не   стали  пока  важным
     инструментом  их  реструктуризации.  Не удалось отладить механизм
     управления государственной собственностью.
          Оценивая  сложившуюся  экономическую ситуацию в целом, можно
     утверждать,  что  страна  проходит  самую  трудную  фазу кризиса,
     охватившего российскую экономику с 1990 года.
          Его   преодоление  дается  с  большими  сложностями  и  идет
     гораздо   медленнее,   чем   первоначально   предполагалось.  Это
     обусловлено  тремя  группами  факторов.  Первая группа связана со
     структурными    деформациями   и   технологической   отсталостью,
     сформировавшимися   в   условиях   действия   командных   методов
     управления,   неразвитостью   рыночных  механизмов  и  институтов
     частной    собственности,    а   также   с   разрывом   длительно
     складывавшихся   связей   с  республиками  бывшего  Союза  ССР  и
     странами  СЭВ. Вторая - с отставанием в области институциональных
     преобразований,  особенно  в  создании  баланса  прав,  власти  и
     интересов  собственников,  менеджеров и работников предприятий, а
     также  органов государственной власти всех уровней, в обеспечении
     правовых  отношений  собственности  в  аграрном  секторе.  Третья
     группа  факторов включает ошибки, допущенные в ходе самих реформ.
     Среди  них  -  слабая  социальная составляющая и, соответственно,
     высокая  цена  реформ для большей части населения, запаздывание с
     реформами  на микроуровне, серьезные недостатков функционировании
     налоговой  системы,  сочетающей высокое налоговое бремя для одних
     и   многочисленные  льготы  для  других,  что  не  способствовало
     укреплению   налоговой,   бюджетной,   платежной   и   договорной
     дисциплины,  укреплению  законности  и правопорядка. Значительным
     недостатком  является  отсутствие  должной  последовательности  и
     согласованности   в  проведении  денежно-кредитной  и  финансовой
     политики,  когда  периоды жестких подходов сменялись периодами их
     ослабления.
          Отставание    с    реализацией    программы,    особенно   в
     институциональных   преобразованиях,   в   налогово-бюджетной   и
     инвестиционной  сферах  серьезно  влияет на перспективы выхода из
     кризиса.  Тем не менее главные предпосылки экономического роста и
     структурной  перестройки созданы. Теперь необходимо энергичными и
     последовательными  действиями  добиться  перелома  и  реализовать
     имеющиеся возможности.
          Достижение   этой   цели   должны   обеспечить  мероприятия,
     составляющие   суть   новой  программы  Правительства  Российской
     Федерации   "Структурная   перестройка  и  экономический  рост  в
     1997-2000 годах".

       1.2. Угрозы национальным интересам России в области экономики

          При  разработке настоящей Программы Правительство Российской
     Федерации    исходило    из   необходимости   решения   важнейших
     социально-экономических   проблем   и   преодоления   внешних   и
     внутренних   угроз,  которые  могут  затормозить  или  остановить
     продвижение  страны  к  экономическому благополучию. Основными из
     них являются:
          неэффективная    структура    накоплений,   низкий   уровень
     инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
          демонетизация экономики;
          низкий  уровень  платежной  и  договорной дисциплины и сбора
     налогов,    существование   в   экономике   значительного   числа
     нежизнеспособных предприятий;
          высокая   долговая   нагрузка  на  экономику,  необходимость
     обслуживания внешнего долга;
          низкое  качество  управления,  техническая и технологическая
     отсталость  и  высокая степень физического износа основных фондов
     большинства   предприятий,   их   медленная   адаптация  к  новой
     экономической среде;
          высокая   затратность   национальной  экономики,  касающаяся
     практически   всех   факторов  производства  -  труда,  капитала,
     материалов, энергии;
          возрастающая доля теневого сектора экономики;
          ослабление  научно-технического  потенциала страны, вывоз за
     ее  пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных
     технологий,   осуществляющийся   зачастую   нелегально   или   на
     несправедливых, невыгодных для России условиях;
          отставание      в      приросте      разведанных     запасов
     минерально-сырьевых   ресурсов  от  темпов  их  добычи,  а  также
     формировании   инфраструктуры   для   первичной   переработки   и
     транспортировки  добытых  природных  ресурсов  в районах освоения
     новых месторождений;
          неэффективная  структура  экспорта  и  импорта, существенная
     зависимость  от  конъюнктуры  мирового  рынка  по  ряду  товарных
     позиций,  утечка  капиталов  за  рубеж,  имеющая  место  практика
     монопольного  поведения  иностранных производителей на внутреннем
     рынке,  нарушающая  принципы справедливой конкуренции; сохранение
     дискриминационных  барьеров для российских экспортеров на внешних
     рынках;
          высокая   дифференциация   населения   по   уровню  доходов,
     фактическое  отсутствие  "среднего класса" в российском обществе,
     значительная   доля   населения   с  доходами  ниже  прожиточного
     минимума,  существование  очагов  высокой  локальной концентрации
     безработицы;
          несоответствие  между структурой спроса на рабочую силу и ее
     предложением;
          неурегулированность межбюджетных отношений.

               1.3. Потенциал развития российской экономики

          Россия   имеет   существенные   конкурентные   преимущества,
     способные   оказать   воздействие   на  улучшение  экономического
     положения.  От эффективности использования имеющегося позитивного
     потенциала  и  устранения  существующих ограничений зависят темпы
     социально-экономического   развития  страны  и  ее  экономическое
     могущество.
          Население  и  трудовые ресурсы. Конкурентными преимуществами
     страны  являются  наличие квалифицированных трудовых ресурсов при
     относительно низкой стоимости рабочей силы.
          Демографическая  ситуация,  сложившаяся  в  России на данный
     момент,   позволяет   сделать   вывод,   что  численность  лиц  в
     трудоспособном   возрасте   имеет  тенденцию  к  увеличению.  Это
     создает  предпосылки  для роста трудового потенциала страны. В то
     же  время  указанные процессы сопряжены с необходимостью создания
     новых рабочих мест.
          Позитивным   фактором  является  наметившаяся  в  1995  году
     тенденция увеличения средней продолжительности жизни россиян.
          Природно-сырьевая    база.    В   настоящее   время   Россия
     располагает   основными  видами  минерально-сырьевых  ресурсов  в
     объемах,  удовлетворяющих  текущие  и  перспективные  потребности
     производства   и  населения,  а  также  позволяющих  осуществлять
     экспортные  поставки.  Вместе  с  тем  экономика страны в целом и
     отдельные  ее  регионы  испытывают  дефицит  в высококачественных
     рентабельных   для   промышленного   освоения   ресурсах   урана,
     марганца,    хрома,    титана,    вольфрама,    некоторых   видов
     топливно-энергетического сырья, неметаллов.
          В  структуре  минерально-сырьевой  базы  более  71  процента
     занимают  топливно-энергетические  ресурсы, представленные газом,
     углем,  нефтью,  15  процентов  -  нерудное сырье, 13 процентов -
     черные,    цветные    и    редкие   металлы.   Высокой   является
     обеспеченность России хвойной древесиной и пресной водой.
          Нерешенными    проблемами   являются   отставание   прироста
     разведанных  запасов  от  темпов  их добычи, а также формирование
     инфраструктуры  для  первичной  переработки  и  транспортировки в
     районах    освоения    новых    месторождений;    неблагоприятное
     географическое  размещение подготовленных запасов отдельных видов
     минерального  сырья;  отсутствие на территории России разведанных
     запасов  некоторых руд черных и легирующих металлов и достаточных
     объемов  остродефицитных  видов  неметаллического  сырья;  резкое
     сокращение  поискового  задела;  создание  единой системы учета и
     оценки  природных  ресурсов,  повышение  уровня  рационального  и
     эффективного  их использования, охраны и воспроизводства, переход
     на  платное  пользование  природными ресурсами, совершенствование
     нормативно-правовой базы природопользования.
          Производственный  потенциал.  Производственный  потенциал по
     своей  общей  мощности  является  избыточным,  особенно в связи с
     демилитаризацией  экономики.  В  то  же  время  остро  не хватает
     мощностей   по   производству  современной,  конкурентоспособной,
     высококачественной  продукции  потребительского и инвестиционного
     назначения.    Несмотря    на    низкий   уровень   использования
     производственных  мощностей,  не вся их незагруженная часть может
     рассматриваться   в   качестве   резервной  из-за  несоответствия
     структуре  спроса,  ресурсоемкости  и  устаревших  технологий.  В
     результате  сложилась  ситуация,  когда  требуется  масштабное  и
     быстрое   замещение   устаревшего  производственного  потенциала,
     оказавшегося не востребованным рынком.
          Содержание    на   балансе   предприятий   больших   объемов
     незагруженных    производственных    мощностей   (порядка   50-60
     процентов)  увеличивает издержки и понижает конкурентоспособность
     продукции.
          Таким  образом,  главным "узким местом" российской экономики
     в    настоящее   время   является   отсутствие   широкомасштабных
     инвестиций  в  реальный сектор, несоответствие структуры вложений
     потребностям  экономики  в  целом.  Основные задачи и мероприятия
     настоящей Программы концентрируются именно на этом направлении.
          Научно-технический      потенциал.      Уровень     развития
     научно-технического     потенциала     во    многом    определяет
     эффективность   экономической  деятельности,  обороноспособность,
     духовную  и  политическую культуру населения страны, защищенность
     личности  и  общества  от воздействия неблагоприятных природных и
     антропогенных факторов.
          Большим  преимуществом  является  развитость фундаментальной
     науки   и   наличие   достаточно  сильных  позиций  по  передовым
     технологическим   направлениям.   Среди   них   -  биотехнологии,
     лазерная  техника,  генная инженерия, исследования и разработки в
     области  ядерной  энергетики,  авиации,  освоение  и исследование
     космического пространства и ряд других.
          Необходимо   сохранить   имеющийся   потенциал,   остановить
     нарастание  потерь  в  этой сфере. Реализация научно-технического
     потенциала    будет   определяться   формированием   эффективного
     механизма  трансформации  результатов  научно-исследовательских и
     опытно-конструкторских  работ  в наукоемкие технологии, способные
     стать   основой   технического   перевооружения   широкого  круга
     отраслей  и  производств  на  качественно  новом  уровне, создать
     основу   для   технологического  перевооружения,  занять  прочные
     позиции на мировом технологическом рынке.
          Финансовый   потенциал.   Потенциально   страна  располагает
     определенной  базой для экономического роста, определяемой прежде
     всего высоким уровнем негосударственных сбережений.
          Этот   потенциал   может   быть  эффективно  реализован  при
     совершенствовании  структуры  накопления и приобретаемых активов,
     поддержании  на  оптимальном  уровне  их  динамики, трансформации
     сбережений в инвестиции, эффективные в целом для страны.
          Потенциал  интеграционных процессов. Развитие интеграционных
     процессов   формирует   предпосылки  для  полноценной  реализации
     возможностей    экономического    роста,    выстраивания    новых
     экономических,  политических и гуманитарных отношений со странами
     ближнего и дальнего зарубежья.
          Ожидается,  что  введение единой европейской валюты в рамках
     ЕЭС    приведет   к   существенному   возрастанию   экономической
     активности  в  этом  регионе.  Значительные  резервы  роста имеют
     страны  Восточной  Европы.  Высокие  темпы  экономического  роста
     сохранятся и в странах азиатско-тихоокеанского региона.
          С   учетом   этих   процессов  для  России  создаются  новые
     возможности   использования  преимуществ  своего  местоположения.
     Можно  ожидать,  что  при  этом  улучшатся условия для устранения
     существующих   барьеров   для   российских   товаров,   повысится
     конкурентоспособность  страны  на  мировом рынке капиталов, будут
     созданы  предпосылки  для  интенсивного  развития  транспортной и
     информационной инфраструктуры.
          Формирование  мощных экономических объединений стран создает
     основу   для  экономического  притяжения  стран  СНГ,  расширения
     взаимовыгодного     сотрудничества    и    формирования    общего
     экономического пространства.
          Однако   в   условиях   активизации   интеграции  в  мировое
     хозяйство  России придется столкнуться с обострением конкурентной
     борьбы  с  иностранными  производителями  на  внутреннем рынке, а
     также  на  мировых  рынках  товаров,  услуг  и капиталов. Процесс
     укрепления  на  традиционных для России рынках и проникновения на
     новые потребует немалых усилий.
          Это    предъявляет    высокие    требования    к    динамике
     социально-экономического   развития   страны   и  параметрам  его
     эффективности.  Прогнозируемые  темпы  роста мировой экономики до
     конца  столетия  составят  2,5  -  3  процента в год. Для занятия
     Россией  достойного  места в мировой экономике необходим выход на
     среднегодовые  темпы  экономического роста, по крайней мере вдвое
     превышающие среднемировые.

          2. Новый этап преобразований - структурная перестройка
                           и экономический рост

          При   всех  исключительных  трудностях,  которые  переживает
     российская  экономика,  в  ней  произошли  серьезные качественные
     изменения.    В    основном   завершена   либерализация   цен   и
     хозяйственных  связей.  Осуществлена массовая приватизация, более
     70   процентов   валового  внутреннего  продукта  производится  в
     негосударственном   секторе.  В  1996  году  после  ряда  попыток
     удалось  добиться  ощутимого снижения инфляции. Все это позволяет
     сделать  вывод,  что основные задачи первого этапа реформ решены,
     российская экономика стала преимущественно рыночной.
          Исходя  из  этого  можно  говорить  о  переходе к следующему
     этапу  преобразований  российской  экономики,  к  ее подъему, без
     которого   невозможно  решение  нарастающих  социальных  проблем.
     Главное  же  -  воссоздана система государственного регулирования
     экономики,  хотя  и  на  новой институциональной основе. Общество
     созрело   для  существенного  повышения  роли  и  ответственности
     государства       в       обеспечении       нормального      хода
     социально-экономического развития.
          Ключевой   фактор   возобновления   экономического  роста  -
     структурная  перестройка  экономики.  Ее специфика состоит в том,
     что  перестраивать необходимо экономику, сложившуюся, в основном,
     в   условиях  планово-распределительной  системы  и  изоляции  от
     мирового   рынка,   страдающую   глубокими  деформациями,  низкой
     конкурентоспособностью    большинства    изделий   обрабатывающей
     промышленности, высоким уровнем монополизации.
          Формирование   в   России  структуры  экономики,  отвечающей
     критериям  развитых  индустриальных  стран, объективно требует на
     этапе   структурной   перестройки   повышения  роли  государства,
     проведения  им  активной структурной политики с применением всего
     арсенала методов рыночной экономики.
          Структурная   перестройка   -  длительный  процесс,  который
     займет не менее 10-15 лет.
          Вместе  с тем динамика структурных изменений, сроки начала и
     темп  экономического  роста  будут  зависеть от ряда факторов, из
     которых важнейшими являются следующие:
          создание    и    поддержание   макроэкономических   условий,
     необходимых для роста;
          обеспечение  высокого уровня накоплений и трансформации их в
     инвестиции,  повышение  эффективности  инвестиций, в том числе за
     счет улучшения их структуры;
          создание    предпосылок    для    активизации    структурной
     перестройки,   прежде   всего   за  счет  поддержки  эффективного
     сектора,         выявления         возможностей         улучшения
     финансово-экономического   положения   проблемных  предприятий  с
     учетом  перспектив возобновления экономического роста, расширения
     платежеспособного      спроса,      восстановления     нормальной
     экономической  и  инвестиционной  активности, снижения налогового
     бремени     с     одновременным    пресечением    уклонения    от
     налогообложения,  продажи  по  демпинговым  ценам  контрабандных,
     фальсифицированных,  недоброкачественных  товаров  и  преодоления
     других  экономических деформаций экономики переходного периода и,
     в   случае  отсутствия  таких  перспектив,  процессов  отбраковки
     устаревших, нежизнеспособных производств;
          осуществление  институциональных преобразований, необходимых
     для   формирования   эффективной  рыночной  экономики,  снимающих
     барьеры на пути роста.

                      2.1. Макроэкономические условия

          Макроэкономические  условия для возобновления экономического
     роста и структурной перестройки состоят в:
          снижении        налогового       бремени       отечественных
     товаропроизводителей  с  одновременным  улучшением сбора налогов,
     сокращении  налоговых  льгот  с  ориентацией их на стимулирование
     инвестиций   и  укрепление  финансовой  дисциплины;  упорядочении
     государственных    расходов.    Необходимо    отладить   механизм
     исполнения  бюджета  так, чтобы исключить нецелевое использование
     государственных    средств    (в    том   числе   государственных
     внебюджетных фондов), задержку платежей и недофинансирование;
          сокращении заимствований на покрытие бюджетного дефицита;
          снижении  процентных  ставок,  в  том  числе  путем введения
     жесткого  контроля  за уровнем задолженности и платежеспособности
     заемщиков.
          Сегодня  это  ключевая  проблема  с точки зрения обеспечения
     роста  производства и повышения инвестиционной активности. Следом
     за  этим  можно будет реализовать мероприятия по решению проблемы
     укрепления   рубля   как  средства  накопления  и  дедолларизации
     экономики.
          Трудность  состоит  в том, что повышать собираемость налогов
     придется  в  условиях  низкого  уровня  производства и сокращения
     налогооблагаемой  базы,  за  счет тех резервов, которые связаны с
     пресечением  уклонения  от  уплаты  налогов, прежде всего в сфере
     обращения,  производстве  алкогольных  напитков, налогообложением
     торговых  операций,  особенно  импорта  товаров,  осуществляемого
     физическими   лицами   в  целях  перепродажи,  частичной  заменой
     налогообложения  доходов налогообложением недвижимости и рентными
     налогами  и  т.  п.  При  этом  сокращения  доли  государственных
     расходов  в  валовом внутреннем продукте следует добиваться путем
     увеличения  последнего,  поскольку  возможности  для  ограничения
     расходов    исчерпаны.   Требуется   хотя   и   более   медленный
     относительно  динамики  валового  внутреннего  продукта,  но рост
     абсолютных    размеров   расходов   государства   на   укрепление
     правопорядка    и    обороноспособности,    образовательного    и
     научно-технического   потенциала,   на   инвестиции   в  развитие
     инфраструктуры,   на   обеспечение   более   высокой   социальной
     защищенности  граждан,  особенно детей и престарелых, на развитие
     здравоохранения, культуры и искусства.
          Для  увеличения  доходов бюджета будут приняты также меры по
     наращиванию  производства  и налогооблагаемой базы на действующих
     производственных  мощностях,  в  том  числе  за  счет  реализации
     комплекса  мероприятий  по  совершенствованию ценовой и налоговой
     политики, а также ослаблению остроты кризиса неплатежей.
          Увеличение  доходов  бюджета,  а  также  реструктуризация  и
     повышение   эффективности   его   расходов   позволят   сократить
     бюджетный  дефицит  и  заимствования  государства  на  финансовых
     рынках,   снизить   доходность   государственных   ценных  бумаг,
     приступить     к     последовательному     сокращению    размеров
     государственного  долга  и расходов по его обслуживанию. При этом
     условии,  а  также  при  стабильности  национальной валюты станет
     возможным   снизить   реальные   процентные   ставки  до  уровня,
     доступного для нормально работающих предприятий.
          Снижение   процентных   ставок   и   удешевление  кредита  -
     критическая    точка,    с   прохождением   которой   открываются
     возможности  разрешения  ряда  хронических  проблем реформируемой
     российской экономики:
          создаются  реальные условия для ликвидации кризиса платежей,
     сокращения  объемов бартера, для реального укрепления платежной и
     финансовой дисциплины;
          появляются   условия  для  пополнения  оборотных  средств  и
     улучшается   финансовое   положение  жизнеспособных  предприятий.
     Объективно     выявляются     и    те    производства,    которые
     неконкурентоспособны  и  тянут  всю  экономику  вниз. При этом не
     происходит усиления инфляции;
          у  предприятий  появляется  реальная  возможность наращивать
     накопление  и  осуществлять  эффективные  инвестиции  в  развитие
     производства.
          Для  снижения процентных ставок потребуется принимать и иные
     меры,  направленные  в  том  числе  на  обеспечение рационального
     использования    предприятиями   предоставляемых   кредитов,   по
     повышению  доверия  кредиторов  к  заемщикам,  поскольку  уровень
     процентных   ставок   включает   и   риск  кредиторов.  Наряду  с
     государственным    контролем    уровня    их   платежеспособности
     необходимо     ввести    процедуры    контроля    за    финансами

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное