Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 12
 
          Резко  отрицательную роль сыграло недостаточное выделение за
     последние годы ассигнований на природоохранную деятельность.
          В   результате   происходит  деэкологизация  производства  и
     других  секторов экономики: удельные выбросы загрязняющих веществ
     в  атмосферу  в  расчете на единицу внутреннего валового продукта
     за  1992-1995  годы  увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в
     1,7 раза, водоемкость - в 1,6 раза.
          Деградации       природных      комплексов      способствует
     нерациональная,   а  подчас  хищническая  эксплуатация  природных
     ресурсов.  Низкие  ставки  платы  за  природные ресурсы, а в ряде
     случаев    практически   полное   их   отсутствие,   способствуют
     неумеренной     эксплуатации    природных    богатств,    подрыву
     воспроизводства возобновляемых ресурсов.
          На  этапе переходного периода экономического развития страны
     может   возникнуть   серьезная  опасность  дальнейшего  ухудшения
     экологической ситуации из-за:
          нарушения    проектных    технологических   режимов,   роста
     аварийности производств;
          финансовых     трудностей     предприятий,    ограничивающих
     возможности выполнения природоохранных мероприятий;
          недостаточных      бюджетных      ассигнований     отраслей,
     ответственных  за  воспроизводство  и  охрану  природных ресурсов
     (лесное,     рыбное,     водное    хозяйство,    геологоразведка,
     природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение);
          отсутствия    законодательно   закрепленного   разграничения
     полномочий  и  ответственности  органов  власти всех уровней, что
     ведет   к   несогласованности   принимаемых   решений  в  области
     использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
          В  целях предотвращения ухудшения экологической обстановки и
     выхода  на  нормативный  уровень состояния компонентов окружающей
     среды   необходимо   проведение   целенаправленной  экологической
     политики,   базирующейся   на   принципах  рыночных  отношений  и
     использующей  финансово-экономические  возможности всех субъектов
     природопользования.
          Основные   положения  этой  политики  изложены  в  Концепции
     перехода    Российской    Федерации   к   устойчивому   развитию,
     утвержденной  Указом  Президента Российской Федерации от 1 апреля
     1996  г.  N  440,  и будут развернуты в Государственной стратегии
     устойчивого  развития  Российской  Федерации,  разрабатываемой  в
     настоящее время.
          Исходя   из   положений   Концепции   и  основных  положений
     стратегии   устойчивого  развития  главная  задача  экологической
     политики  на  ближайшие  несколько  лет заключается в преодолении
     негативных  проявлений  деэкологизации производства и обеспечении
     стабилизации  экологической  ситуации в процессе выхода страны из
     экономического кризиса.
          Содержанием этой деятельности должно являться:
          совершенствование   природоохранительного  законодательства,
     системы   экологических   ограничений   и  регламентаций  режимов
     природопользования;
          совершенствование          экономического          механизма
     природопользования   и  охраны  окружающей  среды,  в  том  числе
     системы   платежей   за   природные  ресурсы,  с  ориентацией  на
     экономически  обоснованное  увеличение  доли ресурсных платежей в
     системе налогообложения;
          проведение  широкого  комплекса  научно-исследовательских  в
     опытно-конструкторских  работ, направленных на оздоровление среды
     обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
          последовательный    переход   на   международные   стандарты
     технологических процессов и производимой продукции;
          государственная    поддержка    реконструкции    действующих
     производств   при   переходе   на   малоотходные,  безотходные  и
     ресурсосберегающие технологии;
          лицензирование     видов     деятельности,    влияющих    на
     экологическую ситуацию в стране;
          проведение  экологической экспертизы и оценки воздействия на
     окружающую  природную  среду  при  реализации программ и проектов
     хозяйственной и иной деятельности;
          осуществление  работы  по разграничению полномочий в области
     использования  природных  ресурсов  между Российской Федерацией и
     ее      субъектами,      направленной      на      рационализацию
     природопользования,     при    усилении    координирующей    роли
     соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
          В  целях  осуществления  указанных направлений экологической
     политики   в  1997-2000  годах  предусматривается  рассмотреть  в
     Государственной  Думе  Федерального Собрания Российской Федерации
     проекты  законодательных актов "О внесении изменений и дополнений
     в  Закон  РСФСР  "Об  охране  окружающей  природной  среды",  "Об
     отходах  производства  и  потребления",  "О  рыболовстве и охране
     рыбных   запасов",   "О   государственной  гидрометеорологической
     службе",  "О питьевой воде", "Об охране озера Байкал", "Об охране
     атмосферного  воздуха",  "О  почвах",  "О  растительном  мире"  и
     другие.
          Кроме  того,  намечено  подготовить  ряд  нормативных  актов
     Правительства   Российской  Федерации,  в  том  числе  о  порядке
     лицензирования   пользования   водными   объектами,   о  создания
     федеральной   системы  экологической  сертификации,  о  мерах  по
     улучшению     экологического     образования,     о    специально
     уполномоченных  государственных  органах  Российской  Федерации в
     области   охраны   окружающей   среды,   а   также   положение  о
     водоохранных  зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов
     и другие.
          В   области   совершенствования   экономического   механизма
     природопользования  и  охраны  окружающей среды в 1997-2000 годах
     будет  введена в действие система платежей за пользование водными
     объектами,  в  том  числе  плата за пользование водными объектами
     (водный  налог)  и плата, направляемая на восстановление и охрану
     водных  объектов.  Одновременно будут подготовлены предложения по
     усовершенствованию   механизма   платы   за   сбросы   и  выбросы
     загрязняющих  веществ  в  окружающую  среду,  размещение  отходов
     производства  и  потребления,  по  введению платежей за иные виды
     негативного  воздействия  (радиоактивное,  шумовое и др.), имея в
     виду  необходимость  превращения этих платежей в один из основных
     источников   финансирования  природоохранных  мероприятий.  Также
     будут  подготовлены  нормативно-методические документы по порядку
     определения  предотвращенного  экономического ущерба в результате
     реализации природоохранных мероприятий.
          При  формировании годовых прогнозов социально-экономического
     развития   Российской   Федерации  предусматривается  также  шире
     использовать  механизм экономического лимитирования использования
     природных ресурсов, особенно многоцелевого назначения.
          В  рамках  реализации государственной экологической политики
     будут    осуществлены   масштабные   исследования   по   наиболее
     актуальным     проблемам     охраны     окружающей     среды    и
     природопользования.  Среде  них  проблемы, связанные с глобальным
     изменением   климата   вследствие   выбросов   газов,   создающих
     "парниковый  эффект", с разработкой и внедрением новых технологий
     неистощительного  природопользования  и  реабилитации  окружающей
     среды  от  техногенных воздействий, а также вопросы образования и
     распространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
          В    области    перехода    на    международные    стандарты
     технологических   процессов   и   производимой   продукции  будет
     осуществлена  разработка  новых  стандартов  качества продукции с
     учетом  современных  научно-технических достижений и возможностей
     отечественной индустрии.
          Основным  инструментом  реализации  экологической политики в
     предстоящий   период  станет  выполнение  экологических  программ
     различного уровня.
          В  первую  очередь  будет  продолжена реализация федеральных
     целевых  программ,  выполнение  которых  было начато в предыдущие
     годы,   в   том   числе   таких   программ,   как   "Оздоровление
     экологической  обстановки  и  охраны  здоровья населения Тульской
     области",  "Экология  г. Братска", "Оздоровление окружающей среды
     и населения г. Нижний Тагил Свердловской области".
          Одновременно  предусматривается  реализация уже утвержденных
     федеральных  программ  и  мероприятий.  Среди  них  программы  по
     оздоровлению  окружающей среды Оренбургской и Самарской областей,
     гг.  Череповца,  Чапаевска,  комплекс мероприятий по оздоровлению
     окружающей  среды  и населения Уральского региона, в том числе г.
     Карабаша.
          Важное  значение  имеет реализация программ, направленных на
     предотвращение    деградации    крупных    природных   комплексов
     межрегионального   значения,   оказывающих  заметное  влияние  на
     устойчивость    биосферы   в   пределах   территории   Российской
     Федерации.  Среди них программы "Возрождение Волги", "Обеспечение
     охраны   озера  Байкал  и  рациональное  использование  природных
     ресурсов  его  бассейна",  а  также  программы  по предотвращению
     загрязнения   и   сохранению  экосистем  Балтийского,  Черного  и
     Азовского   морей,   по   решению   социальных,  экономических  и
     экологических  проблем,  связанных  с подъемом уровня Каспийского
     моря.
          Намечено    выполнение   программ,   обеспечивающих   защиту
     населения   и   производственных   объектов  от  влияния  опасных
     природных   процессов   в   Приморском   и  Краснодарском  краях,
     Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, на Камчатке.
          Предусматривается    государственная    поддержка   развития
     системы  гидрометеорологического  обеспечения народного хозяйства
     России   и   государственной   системы   мониторинга   окружающей
     природной  среды,  предотвращения  и снижения ущерба от стихийных
     природных      явлений      и     рационального     использования
     природноресурсного   потенциала,   мероприятий   по  адаптации  к
     изменениям  климата,  обусловленным  выбросами  парниковых газов;
     развития  системы  заповедников  и  национальных  парков,  охраны
     лесов   от   пожаров,   защиты   их  от  вредителей  и  болезней,
     лесовосстановления, экологического образования.
          Намечено   создание   единой   государственной   системы  по
     контролю  за  радиоактивной  обстановкой,  осуществление  мер  по
     защите   от  диоксинов  и  диоксиноподобных  токсикантов,  охране
     озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов.
          Приоритетное  значение  будет  иметь  продолжение  работ  по
     реализации   федеральных   целевых   программ   по   радиационной
     реабилитации  населения  и  территорий,  улучшению  социальной  и
     экологической  обстановки  в  зонах  радиоактивного  загрязнения,
     возникших  в  результате аварий на Чернобыльской АЭС, в Уральском
     регионе,   в  результате  ядерных  испытаний  на  Семипалатинском
     полигоне.   Необходимо   определить   принципиальные  направления
     совершенствования    этих    программ,   сосредоточить   средства
     государственной   поддержки   на   решении  важнейших  проблем  в
     регионах,  наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения, в
     первую   очередь  в  Брянской,  Калужской,  Орловской,  Тульской,
     Челябинской,  Свердловской, Курганской областях, в Алтайском крае
     и Республике Алтай.
          Значительное   число   мероприятий  будет  осуществлено  при
     федеральной    поддержке   в   рамках   реализации   региональных
     экологических программ.
          Общий    объем    капитальных    вложений    на   реализацию
     природоохранных    мероприятий    за    счет    всех   источников
     финансирования  на  предстоящий  период  прогнозируется  в объеме
     45-50 трлн. рублей.
          Реализация  намечаемых мероприятий в рассматриваемом периоде
     позволит   сократить   объем   выбросов   в  атмосферу  и  сброса
     загрязненных  сточных  вод  на  8-10  процентов.  При этом крайне
     важно  на  этапе  реструктуризации  экономики добиться сокращения
     удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
          В   переходный   период  весьма  актуальное  значение  имеет
     привлечение  зарубежных  средств на цели охраны окружающей среды.
     В   1997-2000   годах   развернется   осуществление   Проекта  по
     управлению  окружающей  средой,  финансируемого  за  счет кредита
     Мирового  банка  в  размере  110  млн.  долларов  США.  При  этом
     половина   получаемых  средств  будет  направлена  на  реализацию
     быстроокупаемых  инвестиционных  экологических  проектов,  вторая
     половина   будет  использована  на  осуществление  мероприятий  в
     области технической политики в природоохранной сфере.
          Кроме  того,  за  счет  гранта,  предоставляемого Глобальным
     экологическим  фондом,  будут  осуществлены  меры  по  поэтапному
     прекращению  использования  озоноразрушающих веществ и сохранению
     биоразнообразия.

                       10. Экономика военной реформы

          В  условиях  формирующейся  новой  геополитической  ситуации
     происходят    существенные   изменения   в   военно-экономической
     политике  России.  Содержание  и темпы адекватного преобразования
     системы  обороны  и  безопасности  страны  существенно зависят от
     финансовых   ресурсов   и   возможностей  экономики.  Оптимальное
     использование  этих ограниченных возможностей должно обеспечить в
     1997-2000  годах поддержание обороноспособности страны на должном
     уровне   и   последовательное   осуществление   военной  реформы,
     потребность в которой назрела давно.
          В  соответствии  с  основными положениями военной доктрины в
     обозримой    перспективе    не    предвидится   реальной   угрозы
     крупномасштабного  нападения  на  Россию.  Вместе с тем на данном
     уровне  развития  международных  отношений  военная сила остается
     одним  из  важнейших  факторов системы обеспечения национальной и
     мировой   безопасности.   В   связи  с  этим  следует  обеспечить
     поддержание  технической  оснащенности Вооруженных Сил Российской
     Федерации,   текущих   нужд   войск   на  уровне,  обеспечивающем
     убедительное   сдерживание  любого  потенциального  агрессора  от
     военных  акций  против  России.  Особое  внимание  в  этот период
     следует   уделить   сохранению   и   развитию  кадрового  состава
     Вооруженных    Сил    Российской   Федерации,   производственного
     потенциала   военной   промышленности,   процессу   разработки  и
     освоения  новейших  образцов  вооружения  и  военной  техники как
     основы модернизации системы обороны и безопасности страны.
          Для   решения   указанных   задач   необходимо  мобилизовать
     максимум   средств   на   возобновление  экономического  роста  и
     структурную   перестройку   народного  хозяйства,  на  увеличение
     инвестиций   в   реальный   сектор   экономики   и  повышение  их
     эффективности.    Только   рост   экономики   позволит   выделять
     необходимые  ресурсы  для  укрепления обороноспособности страны и
     военно-политического  влияния  России в мире. Попытки же добиться
     этих   целей   в   ущерб   развитию  экономики  приведут  лишь  к
     противоположным результатам.
          Общий    объем    финансовых   ресурсов,   направляемых   на
     обеспечение  обороны  и  безопасности страны, зависит от динамики
     валового   внутреннего  продукта  и  его  доли,  направляемой  на
     указанные   цели.   Эта   доля   за  годы  экономической  реформы
     существенно снизилась.
          Если  в  1991  году доля расходов на национальную оборону во
     внутреннем  валовом  продукте  была  6,2 процента, то в 1995 году
     она  составила  только  3,3 процента. В бюджете, принятом на 1997
     год,  она  составляет  3,83 процента. При этом сокращался и общий
     объем  внутреннего  валового  продукта.  Все  это привело к очень
     сложной  ситуации:  многие  элементы системы национальной обороны
     находятся в кризисном положении.
          В  перспективе  внутренний валовой продукт будет возрастать,
     а  потому, при растущей в первый период, а затем снижающейся доле
     военных  расходов  во  внутреннем валовом продукте, их абсолютный
     объем  будет  увеличиваться.  Это  создаст минимально необходимые
     условия   для   решения   актуальных   задач  военной  реформы  и
     военно-технической политики.
          Реальная  мощь  Вооруженных  Сил  Российской Федерации будет
     определяться   не  численностью  войск,  а  высокой  степенью  их
     профессионализма,   выучки  и  организации,  уровнем  технической
     оснащенности.    Одно    из   важнейших   мест   в   них   займут
     интегрированные    силы    и   средства   ядерного   сдерживания,
     обеспечивающие    стратегическую    стабильность.   Согласованное
     развитие  получат  все  необходимые  современной  военной державе
     силы   и   средства:  межвидовые  группировки,  силы  и  средства
     сухопутных  войск,  военно-морского флота, военно-воздушных сил и
     сил   противовоздушной   обороны.  Особая  роль  в  реформируемых
     Вооруженных   Силах   Российской   Федерации  будет  принадлежать
     комплексу  средств  информационной  борьбы, высокоточному оружию,
     силам   и   средствам  обеспечения  мобильности  войск,  развитию
     системы управления всех уровней.
          Однако  военная  реформа  не  сводится  к  преобразованиям в
     структуре  и  составе,  оптимизации  численности  Вооруженных Сил
     Российской   Федерации,   сокращению   других  видов  вооруженных
     формирований. Она также предусматривает:
          развитие   на  основе  утвержденной  Президентом  Российской
     Федерации  долгосрочной  Государственной программы вооружения и в
     соответствии с целями и задачами военной реформы оборонных НИОКР;
          укрепление  оборонной  инфраструктуры (аэродромов, портового
     хозяйства,  военно-морских  баз, арсеналов, ремонтных предприятий
     и пр.);
          крупные  преобразования в промышленности, причем не только в
     оборонной,  нацеленные  на обеспечение Вооруженных Сил Российской
     Федерации  передовой  военной  техникой,  качественное  снабжение
     армии   материально-техническими   ресурсами   и   всеми   видами
     довольствия;
          решение  всего комплекса социальных проблем военнослужащих и
     членов  их семей, а также таких важных политических вопросов, как
     укрепление  престижа воинской службы, повышение статуса офицера и
     гражданского персонала Вооруженных Сил.
          Военная  реформа на ее первом этапе потребует дополнительных
     (сверх  обычных военных расходов) затрат из федерального бюджета.
     Такие  затраты  предусматриваются  в  федеральном бюджете на 1997
     год.  Это  своего  рода  капитальные  вложения в военную реформу,
     которые,  как  и  любые  инвестиции,  дадут  отдачу  с  некоторым
     временным  лагом.  В  частности,  через  2-3  года  они  позволят
     снизить   ту  часть  бюджетных  расходов  на  текущее  содержание
     Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  которая  почти  линейно
     зависит  от  их  состава  и  численности. Высвобождаемые средства
     вместе   с   расширением   бюджетных   источников  финансирования
     оборонных  расходов  в  условиях  устойчивого  роста  внутреннего
     валового  продукта обеспечат наращивание государственных расходов
     на   военные  НИОКР,  на  оснащение  армии  и  флота  современным
     вооружением, на поддержание оборонной инфраструктуры.
          При  реализации  конкретных  направлений  военной  реформы в
     ходе    формирования   оборонных   бюджетов   страны   по   годам
     долгосрочной   перспективы   предлагается   положить   в   основу
     следующую стратегию.
          1997-2000   годы   -  реструктуризация  военно-промышленного
     потенциала   при  сохранении  его  наиболее  ценных  элементов  и
     критических   технологий,   стабилизация   производства   военной
     техники  и  поддержание  процесса  разработки  новейших  образцов
     оружия как основы модернизации Вооруженных Сил.
          В  соответствии  с решениями Президента Российской Федерации
     и Совета обороны Российской Федерации необходимо обеспечить:
          структурную    перестройку    и    определенное   сокращение
     численности Вооруженных Сил и других войск;
          концентрацию  военного  производства на небольшом количестве
     предприятий и в федеральных научно-производственных центрах;
          создание  в  оборонном комплексе крупных диверсифицированных
     компаний  (в  том числе государственных) и финансово-промышленных
     групп   для  производства  конкурентоспособной  на  внутреннем  и
     внешнем   рынках   продукции.   При   этом   жестко  ограниченное
     количество   оборонных  предприятий  будет  переведено  в  разряд
     казенных.   Такое   преобразование  будет  проводиться  только  в
     случаях,  когда диверсификация (частичная конверсия) производства
     по  объективным  причинам  (узкоспециальный характер используемых
     технологий,    высокая    доля    незагруженных   мобилизационных
     мощностей,  особая  режимность  и  др.) невозможна, а потому доля
     государственного   заказа   в   общем  объеме  производства  и  в
     перспективе неизбежно будет подавляющей.
          В  период  реструктуризации  доля  расходов  на национальную
     оборону   во  внутреннем  валовом  продукте  должна  возрасти  по
     сравнению  с  1995  годом,  причем  в  общем  объеме  расходов на
     национальную  оборону  удельный  вес текущих затрат на содержание
     Вооруженных  Сил должен снизиться, а удельный вес затрат на НИОКР
     должен   быть  доведен  до  14  процентов,  расходов  на  закупки
     вооружения  и  военной  техники  - до 30-35 процентов расходов на
     национальную  оборону.  В  расходах  на капитальное строительство
     (по   статье   "Национальная   оборона")  увеличатся  расходы  на
     специальное  строительство,  в  том  числе  на развитие оборонной
     инфраструктуры.   В   рамках   текущих   расходов  на  содержание
     Вооруженных  Сил  возрастет доля расходов на боевую и оперативную
     подготовку, на эксплуатацию в ремонт техники.
          В  1997-2000  годах  за  счет средств, выделяемых на военную
     реформу  сверх  расходов  на  национальную оборону, должны прежде
     всего  финансироваться затраты на обеспечение выходными пособиями
     и жильем увольняемых из Вооруженных Сил военнослужащих.
          В   настоящее  время  важное  значение  имеет  непрерывность
     финансирования  оборонных  расходов.  Наиболее остро эта проблема
     касается оборонной промышленности.
          Цикл  создания  военной техники колеблется от 3 до 10 лет, а
     госзаказ   устанавливается   только   на   календарный   год  при
     определении   расходов  на  национальную  оборону  в  федеральном
     бюджете  на  этот  год.  Намечается при рассмотрении федерального
     бюджета   на   очередной  год  утверждать  разрешенные  бюджетные
     ассигнования  на  следующий  за очередным год, в пределах которых
     заказчик  получает  право  заключать соответствующие контракты на
     производство и поставку военной техники.
          Важное  значение  имеет  также  непрерывность финансирования
     производства  военной  техники  в  пределах  одного  календарного
     бюджетного   года.   Неритмичность   финансирования   приводит  к
     серьезным   негативным   последствиям  для  экономики  оборонного
     предприятия.   Производитель   военной   техники   и  вооружений,
     поставляющий   их  на  внутренний  рынок,  не  имеет  возможности
     получить  краткосрочный  кредит у потенциального покупателя своей
     продукции  - государства. Намечается образовать за счет бюджетных
     и  внебюджетных  источников  страховой  фонд  в  целях  погашения
     кассовых   разрывов   при   реализации  графиков  производства  и
     поставок      военной      техники      и     отдельных     видов
     материально-технических ресурсов и довольствия в армию.
          Другой  важнейший  аспект  поддержания на необходимом уровне
     обороноспособности   и   безопасности  страны  -  мобилизационная
     подготовка  экономики.  В  1997 году завершится работа над планом
     мобилизационного     развертывания     отечественной    экономики
     применительно  к  современным  условиям.  Он определяет не только
     план  поставок  военной техники и продукции общего назначения, но
     и  прогноз  функционирования  всей экономики Российской Федерации
     на   расчетный   год.   Указанный   прогноз   включает   основные
     макроэкономические    показатели    и   показатели   производства
     важнейших   видов   продукции,   взаимоувязанные   через  балансы
     основных  материальных  ресурсов,  и  показывает  максимальные (в
     смысле  удовлетворения  потребности  армии  в  военной технике, в
     продовольственном   и   вещевом  довольствии,  а  населения  -  в
     основных  продуктах и услугах, необходимых для жизнеобеспечения в
     военное  время)  возможности  современной  российской  экономики,
     которые  могут  быть  достигнуты в результате ее мобилизационного
     развертывания.
          В  соответствии с мобилизационным планом в 1997-2000 годах в
     бюджетах  отдельных  лет  предусматривается  выделять средства на
     содержание  важнейших  мобилизационных  мощностей,  что  позволит
     поддержать  экономику  предприятий,  имеющих  такие  мощности,  и
     сохранить   критические   технологии,   даже  если  эти  мощности
     временно    не   загружены.   По   мере   расширения   финансовых
     возможностей   в   федеральном  бюджете  следует  предусматривать
     средства   не  только  на  содержание  имеющихся  мобилизационных
     мощностей,  но  в  на  капитальные  вложения  по  их  созданию  и
     развитию.
          Дееспособные  мощности,  не обеспеченные оборонным заказом и
     не попавшие в разряд мобилизационных, подлежат конверсии.
          Практика  показала  потенциальную  эффективность  конкурсной
     системы  государственной поддержки конверсии. К финансированию на
     основе   межведомственной  экспертизы  принимаются  конверсионные
     программы,  нацеленные на решение важнейших народно-хозяйственных
     задач   в   сфере   транспорта,  связи,  топливно-энергетического
     комплекса,  здравоохранения, агропромышленного комплекса и других
     отраслей      экономики.      Они      предусматривают     выпуск
     конкурентоспособной,  в  том  числе  экспортно-ориентированной  и
     импортозамещающей,  продукции  с  использованием новых и новейших
     технологий, материалов.
          Однако  потенциал  конверсии пока еще используется далеко не
     в   полной   мере   в   связи   с   недостаточным  и  неритмичным
     финансированием  программ  конверсии.  Для нормализации положения
     намечается  активизировать работу Государственного конверсионного
     фонда,   который   должен   аккумулировать  ресурсы  федерального
     бюджета   и   внебюджетные   средства,  включая  отечественные  и
     иностранные  инвестиции, доходы от продажи акций конверсированных
     предприятий,  отчисления  от  прибыли  этих предприятий и другие.
     Государственный  конверсионный  фонд  сможет  не только покрывать
     кассовые   разрывы  внутри  года,  но  и  предоставлять  гарантии
     коммерческим   банкам,   которые   будут  вкладывать  собственные
     средства  в  надежные  конверсионные  проекты.  Средства из этого
     фонда  будут  выделяться только на конкурсной основе в только под
     конкретные конверсионные проекты.
          Последовательная     реализация     в     1997-2000    годах
     охарактеризованных   направлений   военно-экономической  политики
     позволит     сделать     годовые     военные    бюджеты    страны
     сбалансированными,   реалистичными,   отвечающими  стратегическим
     целям    обеспечения    обороны    и   безопасности   Российского
     государства.  При этом накопленные в Вооруженных Силах, оборонной
     промышленности  и высвобождаемые в ходе военной реформы кадровые,
     материальные  и  информационные ресурсы станут одним из важнейших
     источников  ускорения научно-технического прогресса, стабилизации
     и поступательного развития отечественной экономики.

                  11. Региональная экономическая политика

          Установленное      Конституцией     Российской     Федерации
     федеративное   устройство   государства  требует  создания  новых
     механизмов    обеспечения   в   стране   единого   экономического
     пространства и его взаимоувязанных территориальных компонентов.
          Повышение    уровня   самостоятельности   регионов   требует
     совершенствования  правовых  и  экономических  взаимоотношений  с
     федеральным центром.
          Это  обусловливает необходимость корректировки целей и задач
     региональной экономической политики на период до 2000 года.
          Основными   целями   региональной   политики   в  Российской
     Федерации являются:
          расширение   полномочий   органов   государственной   власти
     субъектов Российской Федерации в сферах совместного ведения;
          обеспечение    действия   принципа   равноправия   субъектов
     Российской   Федерации   между   собой   и   в  их  отношениях  с
     федеральными  органами  государственной власти с учетом специфики
     каждого  из  них  путем  соблюдения  прав  и  интересов субъектов
     Российской  Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов
     федеральных органов государственной власти;
          обеспечение    правовых,    экономических,    социальных   и
     организационных   основ   федерализма   в  Российской  Федерации,
     укрепление единого экономического пространства;
          обеспечение   единых  минимальных  социальных  стандартов  и
     защит,   гарантированных   Конституцией   Российской   Федерации,
     социальных прав граждан;
          предотвращение   загрязнения   окружающей   среды,  а  также
     ликвидация  последствий ее загрязнения, комплексная экологическая
     защита регионов;
          максимальное      использование      природно-климатического
     потенциала регионов;
          становление местного самоуправления.
          Сохранение  и укрепление единства экономического и правового
     пространства  Российского  государства будет обеспечиваться путем
     совершенствования     федеративных     отношений,     организации
     стратегического   и   оперативного   взаимодействия   федеральных
     органов  государственной  власти,  органов государственной власти
     субъектов     Российской    Федерации    и    органов    местного
     самоуправления,  системы  федеральных  законов,  законодательства
     субъектов  Российской  Федерации  через  заключение  договоров  о
     разграничении  предметов  ведения и полномочий между федеральными
     органами   государственной   власти  и  органами  государственной
     власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  договоров  и
     соглашений  между  субъектами Российской Федерации (в том числе в
     рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).
          В   связи  с  этим  усилия  органов  государственной  власти
     Российской  Федерации  и органов государственной власти субъектов
     Российской  Федерации  должны  быть  сконцентрированы  на решении
     следующих задач:
          содействие  развитию  экономической реформы, формированию во
     всех   регионах  многоукладной  экономики,  в  том  числе  малого
     предпринимательства,  становлению  региональных  и общероссийских
     рынков  товаров,  труда  и капитала, институциональной и рыночной
     инфраструктуры;
          сокращение    чрезмерно    глубоких    различий   в   уровне
     социально-экономического  развития  регионов,  поэтапное создание
     условий  для  укрепления  в  них  собственной  экономической базы
     повышения благосостояния населения;
          достижение  экономически  и  социально  оправданного  уровня
     комплексности  и  рационализации  структуры  хозяйства  регионов,
     повышение его жизнеспособности в рыночных условиях;
          развитие     межрегиональных     инфраструктурных     систем
     (транспорта, связи, информатики и других);
          оказание  государственной  поддержки районам экологических и
     стихийных  бедствий,  регионам  с  высоким  уровнем  безработицы,
     демографическими и миграционными проблемами;
          разработка  и реализация научно обоснованных мероприятий для
     регионов   со   сложными   условиями  хозяйствования,  требующими
     специальных  методов  регулирования  (районы  Арктики  и Крайнего
     Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие).

          Укрепление экономических основ федеративных отношений
          Выход  из  социально-экономического  кризиса,  сохранение  и
     укрепление  территориальной  целостности  страны  и  федеративных
     основ   Российского   государства   предполагают  формирование  и
     осуществление    со    стороны   федерального   центра   активной
     экономической  политики  по  отношению  к  регионам  с  различным
     уровнем  социально-экономического  развития.  Эта политика должна
     быть  результатом  обсуждения  и согласования со всеми субъектами
     Российской  Федерации  стратегических  и  тактических направлений
     оказания   помощи   и   поддержки  и  "сильным",  и  "проблемным"
     регионам.  Она  должна  быть  реальной,  исключать  декларации  о
     "выравнивании   регионов",   возможность  принятия  односторонних
     решений  о повышении благосостояния населения в одних регионах за
     счет других.
          К  "проблемным"  регионам можно отнести отстающие в развитии
     регионы,  а  также  регионы,  имеющие  в своем составе кризисные,
     депрессивные, приграничные территории, и районы Крайнего Севера.
          Для    отстающих   регионов   характерны   слабое   развитие
     собственной  экономической базы, низкие душевые доходы населения,
     неразвитый  производственный  и финансовый потенциал. Кризисные и
     депрессивные   территории,   имевшие   такой   потенциал   ранее,
     оказались  в  тяжелом  социально-экономическом  положении  в силу
     происходивших в последние годы процессов.
          Для  "проблемных"  регионов  активная экономическая политика
     государства  будет  включать  в  себя участие центра в программах
     структурной    перестройки   экономики   регионов,   испытывающих
     трудности,   формирование   условий   для   привлечения   в   них
     инвестиций,   осуществление   программ   создания  дополнительных
     рабочих  мест с минимальными затратами, разработку и согласование
     на  федеральном  уровне системы финансовой помощи для обеспечения
     гарантированных государством социальных жизненных стандартов.
          Для   "сильных"  регионов  такая  политика  должна  означать
     поддержку    центром   всех   хозяйственных   начинаний,   дающих
     возможность  вывести  экономику  регионов  и  страны  в  целом на
     качественно  новый  уровень,  создание системы стимулов и условий
     для   их   самостоятельного  развития,  укрепления  и  расширения
     налогооблагаемой базы и т. д.
          Особое   место   в   региональной   экономической   политике
     государства  будет  занимать поддержка и оказание помощи регионам
     с  особо  сложными  природно-географическими условиями, регионам,
     имеющим  зоны  экологических  и  стихийных  катастроф,  субъектам
     Российской   Федерации,   оказавшимся   в   "ранге"  приграничных
     территорий.
          Государственная   поддержка  приграничных  территорий  будет
     направлена   на   формирование   производственных   и  социальных
     инфраструктур,   привлечение   населения   на   эти   территории.
     Предстоит  принять  меры  по  компенсации затрат на осуществление
     приграничными территориями федеральных функций.
          Все   эти   направления  проведения  активной  экономической
     политики  должны  получить  правовое  оформление в соответствии с
     принципами   и  нормами,  заложенными  в  Конституции  Российской
     Федерации.
          Для   этого   необходимо   в   ближайшие   два   года  четко
     разграничить   компетенцию   и   ответственность  между  органами
     исполнительной     власти    Российской    Федерации,    органами
     исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и органами
     местного   самоуправления   по  принятию  управленческих  решений
     прежде   всего   в   области  использования  природных  ресурсов,
     собственности,  внешнеэкономической  деятельности  и межбюджетных
     отношений.
          Вопросы  природопользования необходимо рассматривать с точки
     зрения    практической   реализации   конституционного   принципа
     совместного  ведения  Российской  Федерации  и  ее  субъектов. До
     настоящего  времени  эти вопросы рассматривались и на федеральном
     уровне,  и  на уровне ее субъектов главным образом с точки зрения
     разграничения  и  реализации  прав  на  владение,  пользование  и
     распоряжение  природными  ресурсами. Требуется превратить платежи
     за  право использования природных ресурсов, являющихся достоянием
     всей  страны,  всех  субъектов  Российской  Федерации,  в один из
     основных  источников финансирования федерального фонда финансовой
     поддержки регионов.
          Необходимо  коренным образом изменить ситуацию по управлению
     государственной   собственностью   со   стороны  Федерации  и  ее
     субъектов.   Завершить   создание   соответствующих   реестров  и
     осуществлять   их   систематическое  ведение.  Ключевым  вопросом
     является   и   создание  механизмов  управления  пакетами  акций,
     принадлежащих  государству,  четкое  и обоснованное разграничение
     ответственности  и  доходов  по  ним, организация и осуществление
     соответствующего  контроля  по  каждому из них за Федерацией и ее
     субъектами.  Требует пересмотра в связи с Федеральным законом "Об
     основах   местного   самоуправления"   положение  об  управлении,
     финансировании   и   ответственности   за   состоянием   объектов
     социальной сферы на местах.
          Необходимо    привести    внешнеэкономическую   деятельность
     субъектов  Российской Федерации в соответствие с конституционными
     нормами   и  законодательством  Российской  Федерации.  При  этом
     исходной  предпосылкой  решения  соответствующих  вопросов должен
     стать  тот  факт,  что  субъекты Российской Федерации не являются
     субъектами  международного  права.  Нуждаются  в  законодательном
     оформлении   особенности   внешнеэкономической   деятельности   в
     приграничных регионах.
          Центральное    место    в    решении   проблемы   управления
     социально-экономическим   развитием   страны   занимают   вопросы
     укрепления   финансовой   самостоятельности  и  самодостаточности
     регионов  на  основе  принципов  бюджетного  федерализма, когорте
     предполагают:
          усиление    роли    территориальных   бюджетов   в   системе
     государственных финансов страны;
          наделение  необходимыми финансовыми ресурсами каждого уровня
     власти для реализации полномочий;
          обеспечение   единства   финансово-бюджетной   я   налоговой
     системы   Российской   Федерации  при  заключении  соглашений  по
     взаимоотношениям  федеральных  органов  власти  с органами власти
     субъектов Российской Федерации;
          установление    механизма    регулирования   территориальных
     бюджетов,    с   тем   чтобы   закрепленные   доходы   в   каждом
     территориальном  бюджете  были преобладающими. При этом нормативы
     закрепленных  доходов  должны  быть долговременными (утверждаться
     на 3-5 лет);
          оказание   финансовой   помощи   отдельным   регионам  путем
     трансфертных   передач   в   целях   обеспечения  гарантированных
     государством   социальных   жизненных  стандартов.  Следует  шире
     использовать  возможности  территориальной  системы  федерального
     казначейства   для   ускорения   платежей,  исключения  встречных
     финансовых   потоков   и  организации  действенного  контроля  за
     целевым использованием средств;
          обеспечение  перехода  от инвестиционной помощи депрессивным
     регионам  к инвестициям на конкурсной основе в региональные очаги
     экономического роста и в технологические инновации;
          создание  равных прав для всех регионов Российской Федерации
     в   части  бюджетных  взаимоотношений,  обеспечение  формирования
     межбюджетных    отношений   регионов   и   Российской   Федерации
     исключительно   на   основе   Федерального  закона  о  бюджете  и
     невозможности   их   изменения   никакими   особыми  соглашениями
     Российской Федерации с регионами;
          принятие  мер,  исключающих  введение  нормативных  актов по
     расширению   или   установлению  льгот  и  преимуществ  регионам,
     физическим  и  юридическим  лицам,  не  подкрепленных  финансовым
     обеспечением,  и  приводящих к уменьшению доходов, росту дефицита
     федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
          Требует  серьезного  улучшения  действующая  практика  учета
     расходов   федерального   бюджета,   передаваемых  на  территории
     субъектов  Российской  Федерации  по всем направлениям. Это важно
     для  справедливого  распределения всех видов финансовой помощи. В
     настоящее     время    необходимо    совершенствование    методов
     распределения  Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов
     Российской   Федерации   с   учетом   природно-географических   и
     социально-экономических   особенностей   регионов,   определяющих
     состояние и специфику расходно-доходной части их бюджетов.
          В  1994-1996  годах  при  распределении  Федерального  фонда
     финансовой  поддержки  субъектов Российской Федерации принимались
     во    внимание    данные   среднероссийского   уровня   бюджетной
     обеспеченности  по  доходам  и средние данные о расходах бюджетов
     по  экономическим районам. В расчетах на 1997 год было предложено
     учитывать   соответствующие  данные  по  трем  группам  регионов,
     сформированным на основе учета природно-климатических условий.
          Необходимо  перейти  к  распределению  средств  Федерального
     фонда  финансовой  поддержки  субъектов  Российской  Федерации  с
     учетом        индивидуальных       природно-климатических       и
     социально-экономических   условий  в  каждом  регионе  на  основе
     нормативного подхода.
          Основной  проблемой  территориальных  бюджетов  в  настоящее
     время   является   жизнеобеспечение   социальной  инфраструктуры.
     Решение   ее  требует  значительной  части  их  ресурсов  (только
     расходы  на  жилищно-коммунальное  хозяйство составляют в среднем
     по  России  более  25  процентов  всех  расходов  территориальных
     бюджетов).
          Переход   от   дотирования  затрат  на  жилищно-коммунальные
     услуги  и  транспорт в интересах всего населения к предоставлению
     денежной   компенсации  на  эти  расходы  "малодоходным"  группам
     населения  позволит  уменьшить  суммарный  размер дотаций до 8-10
     процентов  объема  ныне  существующих  затрат.  Тем  самым  будет
     существенно  снижена  нагрузка на расходную часть территориальных
     бюджетов    всех   регионов.   Высвободившиеся   средства   будут
     направлены   на   подъем   и  структурную  перестройку  экономики
     регионов.  Это  создаст  предпосылки для увеличения в них доходов
     бюджетов   и   направления  их  на  повышение  жизненного  уровня
     населения.
          Расчеты   показывают,   что   в   условиях   увеличивающейся
     дифференциации   в   доходах   населения   переход   к  социально
     ориентированной  поддержке  наименее обеспеченных слоев населения
     позволит  во  многом выполнить обязательства государства в рамках
     ограниченных ресурсов федерального бюджета.
          Изменение       структуры       взаиморасчетов      позволит
     сконцентрировать  трансфертную помощь. Число регионов-реципиентов
     с 76 в 1995 году к 2000 году может снизиться до 48-55.
          Общефедеральные  эффекты от реализации программы перехода на
     адресные  варианты  дотирования предполагаются в 1999-2000 годах.
     На  начальных  этапах  эффективность  должна  проявиться в группе
     наиболее  инициативных  регионов,  взявших  на себя все сложности
     подготовительного периода.
          Требуется   прекратить  или  существенно  снизить  выделение
     средств    федерального    бюджета    "в    пожарном    порядке".
     Соответствующие   направления   его   расходов,   к  примеру  "по
     северному  завозу",  должны быть переведены в режим трансфертных,
     планомерных расчетов.
          Совершенствования  требует  и практика расходов федерального
     бюджета  по  линии  отраслевых  министерств  и ведомств. В первую
     очередь  необходима  координация  таких  расходов, определение их
     приоритетных  направлений  и  взаимоувязка  федеральных  программ
     между  собой  и  с расходами региональных бюджетов. Только в этом
     случае    можно   достигнуть   оптимального   соотношения   между
     самостоятельностью   регионов  и  координацией  их  действий  для
     решения общефедеральных задач.
          Расходы  федерального  бюджета на территории регионов должны
     осуществляться    на    основе    программно-целевого    подхода,
     направленного   прежде   всего   на   сохранение  территориальной
     целостности   государства,   на   решение   стратегических  задач
     Российской  Федерации  в  целом,  на  ускорение  выхода страны из
     кризиса и повышение эффективности ее хозяйственной системы.

          Программы развития регионов
          Федеральные    целевые   программы   развития   регионов   и
     федеральные   программы   развития   отраслей   и   межотраслевых
     комплексов,  реализуемые  на  территории  всех регионов, являются
     одним   из   основных   инструментов  осуществления  региональной
     экономической политики.
          Четвертую  часть федеральных целевых программ, финансируемых
     за  счет  федерального  бюджета,  составляют  программы  развития
     регионов,   экологические   программы   и   программы  ликвидации
     последствий радиационных катастроф.
          Действующими  и  разрабатываемыми  программами  уже охвачены
     все  восточные  районы страны. Растет число регионов, для которых
     разработаны  и  приняты  федеральные  программы  и  в Европейской
     части  России.  Разрабатываются  новые программы развития Сибири,
     Удмуртской  Республики,  Республики  Хакасия,  Республики Адыгея,
     Астраханской,  Брянской и Тюменской областей, по освоению Нижнего
     Приангарья и др.
          Программными   методами   будут   решены  проблемы  развития
     регионов  с  особыми  условиями  хозяйствования (север и восток),
     имеющих  недостаточно развитый экономический потенциал и наиболее
     подверженных    депрессивным   процессам   (Республика   Бурятия,
     Республика   Мордовия),   особенно   нуждающихся   в  структурной
     перестройке   экономики  (многие  северные  и  восточные  районы,
     Удмуртская    Республика,   Краснодарский   край),   приграничных
     регионов  (Псковская  область),  регионов,  расположенных  в зоне
     межнациональных   конфликтов   (отдельные   республики  Северного
     Кавказа).
          При  всем  разнообразии  федеральных  целевых программ общей
     для   всех   них   целью   является  осуществление  системы  мер,
     обеспечивающих   преодоление   кризиса  в  отраслях  и  регионах,
     формирование эффективной экономики.
          На  предстоящий  период  основные усилия предстоит направить
     не  столько  на  разработку  новых  программ  развития  регионов,
     сколько на реализацию уже разработанных и принятых.
          В  связи  с  этим  наибольшее  значение  приобретает решение
     практических проблем осуществления региональных программ.
          Большие  трудности  для решения представляет проблема поиска
     конкретных  источников финансирования, так как федеральный бюджет
     будет   обеспечивать   только   часть  потребности  в  финансовых
     ресурсах,  необходимых  для  реализации программ. Устанавливаемая
     сейчас  система  разработки  средне-  и  долгосрочных  прогнозов,
     концепций  и  программ  социально-экономического развития создаст
     более  благоприятные  условия  для увязки региональных программ с
     общероссийскими  параметрами,  для реальной увязки прогнозируемых
     потребностей с ресурсами для их удовлетворения.
          Вместе   с  тем  актуальной  остается  задача  конкретизации
     внебюджетных источников финансирования по каждой программе.
          Оптимальным   решением   проблем   будет  достижение  такого
     положения,   при   котором  осуществление  мероприятий  Программы
     (после   определенного   начального   периода,   когда  требуется
     привлечение  инвестиций  из  центра  и других внешних источников)
     способствует  образованию  источников  накопления  инвестиционных
     ресурсов для дальнейшего развития Программы.
          Важно  решение проблемы взаимоувязки региональных программ с
     отраслевыми  программами, осуществляемыми на территории регионов,
     а  также  корректировки  федеральных  целевых программ по мере их
     реализации  в  связи  с  ограниченностью  ресурсов,  имея  в виду
     уточнение   приоритетности   программных  мероприятий,  изменение
     территориальных  пропорций  в распределении средств на реализацию
     отраслевых программ и т. д.
          Значительного  совершенствования  на  основе  накапливаемого
     опыта    требует   практика   управления   реализацией   программ
     (организация   управления,  формы  реализации,  взаимодействие  с
     региональными  и  местными властями, деятельность государственных
     заказчиков и т. д.).
          Региональные  программы  не должны сводиться только к набору
     инвестиционных  проектов,  на осуществление которых запрашиваются
     средства   из   федерального   бюджета.   Все  более  актуальными
     становятся,   во-первых,   проблемы  определения  других  форм  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное