Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
     соответствующих инвесторов.

                     5.6. Развитие банковского сектора

          В  период 1997-2000 годов произойдет определенная внутренняя
     перестройка  структуры  активных  и  пассивных операций кредитных
     организаций под влиянием двух основных факторов:
          изменения   макроэкономических   условий  работы  банков,  в
     первую   очередь   конкретного  сочетания  показателей  инфляции,
     динамики  валютного  курса  и  процентных  ставок в соотношении с
     рентабельностью  и  динамикой  реального  производства  товаров и
     услуг;
          регулирующих  воздействий  со  стороны  системы  банковского
     надзора.
          Ожидаемое  снижение доходности на финансовых рынках приведет
     к  интенсивному  поиску  банками альтернативных способов вложения
     средств.  Реализация  промышленной  стратегии,  которая  включает
     структурную   перестройку   и   возобновление   на   этой  основе
     экономического   роста,   предполагает   расширение  возможностей
     кредитования  банками  растущих  сегментов  экономики.  При  этом
     банковская  система станет сферой деловой активности, структурные
     (отраслевые  и  региональные)  пропорции  применения  капиталов в
     которой  будут  диктоваться в первую очередь надежностью развития
     конкретных  сегментов  экономики.  Снижение  реальных  процентных
     ставок    создаст   предпосылки   перетока   возрастающей   части
     финансовых  ресурсов  в производство для осуществления инвестиций
     и  пополнения  оборотного  капитала. При таких условиях кредитные
     организации  смогут  компенсировать  снижение доходов по активам,
     размещенным  на  рынке  государственных ценных бумаг, доходами от
     кредитования конечных заемщиков.
          Фундаментальным    противоречием,    затрудняющим   развитие
     наиболее  перспективного  сегмента  активных  операций  банков  -
     кредитования,   является   угроза   ликвидности,   которую  несет
     рисковая   кредитная   политика.   Снижению   степени  рисковости
     кредитного  портфеля  может  служить  в  системном  плане  только
     реальный    экономический    рост.   Определенное   стимулирующее
     воздействие   на   изменение  направления  капиталопотоков  может
     оказать государственная инвестиционная политика.
          Наиболее   существенные   сдвиги,   в  депозитных  операциях
     кредитных  организаций  ожидаются  по двум основным направлениям.
     Во-первых,  более  конкурентоспособными при привлечении депозитов
     окажутся  банки,  развивающие  современные  банковские  продукты,
     обслуживающие  движение денежных средств. Во-вторых, стабилизация
     и   предполагаемый   экономический   рост   будут  сопровождаться
     определенным  "удлинением"  ресурсов за счет накоплений населения
     для  приобретения товаров длительного пользования и недвижимости,
     а  также  накоплений предприятий для осуществления инвестиционных
     программ.
          По  мере  роста  реальных  доходов  можно ожидать сокращения
     нетто-кредиторской  позиции  населения  по отношению к банковской
     системе  за  счет  развития  ипотечного  кредитования.  При этом,
     кроме   экономических   факторов,  на  скорость  развития  данных
     процессов     должно     оказать     влияние    совершенствование
     законодательства    по    вопросам    залога    и   купли-продажи
     недвижимости, включая земельные участки.
          Принципиально  важным  будет  являться недопущение вымывания
     из   банковской   системы  капиталов  небольших  по  размеру,  но
     здоровых  банков  посредством  процессов  рекапитализации банков,
     включая   процедуры  слияния  и  поглощения.  Способствуя  работе
     учредителей    и   потенциальных   инвесторов   по   концентрации
     банковских   капиталов,  одновременно  необходимо  решить  задачу
     сохранения  банковской  инфраструктуры  и  предотвращения подрыва
     конкуренции.   Безболезненное  отсечение  от  банковской  системы
     финансово   несостоятельных  кредитных  организаций  предполагает
     принятие   в   1997   году   комплекса   решений  по  организации
     ликвидационных  процедур  и работе с "плохими" активами кредитных
     организаций.
          Банк   России   сосредоточит   усилия  на  совершенствовании
     порядка   и   состава   применяемых  мер  в  рамках  определенных
     законодательством   полномочий   по   регулированию  деятельности
     кредитных  организаций,  а  также  на  развитии нормативной базы,
     обеспечивающей нормальное функционирование банковской системы.
          Меры  банковского  надзора  будут  нацелены  на установление
     экономически  обоснованных  норм  деятельности банков, соблюдение
     которых минимизирует риск дестабилизации их работы.
          К     числу     первоочередных    (1997-1998    годы)    мер
     совершенствования     регулирования     деятельности    кредитных
     организаций относятся:
          уточнение  порядка  расчета  собственных  средств (капитала)
     кредитных   организаций   с   учетом   стандартов,   принятых   в
     международной банковской практике;
          совершенствование    порядка    формирования   резервов   на
     возможные  потери  по  ссудам,  включая  введение  более  жестких
     требований   по   классификации  проблемных  кредитов  исходя  из
     международно признанных подходов к оценке кредитного риска;
          оптимизация  состава  и  содержания  форм отчетности с целью
     более  полного  отражения  в  них  реального  состояния  банков и
     приближения   получаемых   Банком  России  данных  к  стандартам,
     вытекающим из международной банковской практики;
          установление    порядка    оперативного    применения    мер
     воздействия  на  кредитные  организации,  испытывающие финансовые
     трудности, и помощи им;
          развитие   системы  оперативного  надзора  за  деятельностью
     крупных  структурообразующих  банков,  включая  развитие  системы
     более  интенсивного  надзора  за  структурообразующими банками, в
     том числе на региональном уровне;
          контроль  за  финансовым состоянием учредителей и характером
     их коммерческих взаимоотношений с банками;
          ужесточение    процедур   лицензирования   и   контроля   за
     операциями банков с физическими лицами;
          разработка  мер  по  усилению ответственности уполномоченных
     банков  за  невыполнение  либо  недобросовестное  выполнение  ими
     функций агентов валютного контроля;
          разработка   порядка  регулирования  деятельности  кредитных
     организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг;
          определение   форм   регулирования   дополнительных  рисков,
     принимаемых   банками   по  мере  развития  финансовых  рынков  и
     банковских  продуктов  (процентный  риск  и  риск по операциям на
     срочных рынках).
          Ключевое  значение  для действенности системы надзора займет
     введение  в  1998  году нового плана счетов бухгалтерского учета,
     учитывающего опыт международной банковской практики.
          В число перспективных (1999-2000 годы) мер надзора входят:
          установление      порядка     регулирования     деятельности
     небанковских кредитных организаций;
          введение  принципов  надзора  за кредитными организациями на
     основе    консолидации    рисков    кредитных    организаций    и
     аффилированных с ними структур.
          Законодательные  решения. Важное место в развитии банковской
     системы  в  1997-2000  годах  должен  занять процесс формирования
     дополнительных    законодательных    основ    работы   банков   и
     институциональных     структур,     создание    которых    должно
     способствовать решению вопросов:
          предотвращения  возникновения  предпосылок массового изъятия
     вкладов    населения    путем    создания   системы   страхования
     (гарантирования) вкладов;
          нормативно-правового   обеспечения  процедур  банкротства  и
     реорганизации банков;
          обеспечения   большей   открытости  информации  о  состоянии
     банков и финансовых рынков;
          введения  мер  персональной ответственности руководителей за
     результаты деятельности кредитных организаций;
          установления  дополнительной  ответственности  владельцев за
     финансовое состояние кредитных организаций;
          расширения     функциональной     роли    саморегулирующихся
     организаций,  объединяющих  банки, участников финансовых рынков и
     обслуживающих  их  структур  (аудиторов,  оценщиков  и  т. д.), в
     выработке "правил игры" и правил деловой культуры.

              5.7. Антимонопольная политика, демонополизация
                          и развитие конкуренции

          В   ходе   экономических  реформ  в  результате  воздействия
     множества     внутренних     и    внешних    факторов    (включая
     приватизационные    процессы,    либерализацию    цен,   открытие
     внутреннего  рынка  для  международной  конкуренции, формирование
     механизмов   регулирования   естественных  монополий,  применение
     процедур  банкротства  и  санации убыточных предприятий, развитие
     частного  финансового  сектора) происходит существенное изменение
     структуры  товарных  рынков,  характера  и  уровня  монополизации
     российской экономики.
          Развитие  конкуренции  на  отдельных  товарных рынках (рынки
     большинства  потребительских  товаров,  рынки  торговых, бытовых,
     медицинских,  строительных  услуг,  услуг  связи,  автомобильного
     транспорта  и др.) свидетельствует о снижении уровня монополизма,
     а также о смене стратегии поведения хозяйствующих субъектов.
          Такая  предпосылка  монопольного  поведения субъектов рынка,
     как  высокий  уровень концентрации российской промышленности, все
     меньше  используется  в  качестве  рычага давления на конкурента.
     Наличие  достаточно  крупных  предприятий  и  развитие  процессов
     экономической  концентрации,  как  показывает  практика,  еще  не
     означает  обязательного  злоупотребления  доминирующим положением
     на  рынке,  а  в  определенной  степени  отражает неравномерность
     развития  в  ходе  структурной перестройки, тенденции возрождения
     экономической  активности  вокруг  отдельных  точек  роста. Кроме
     того,    в    условиях   сохранения   спросовых   ограничений   и
     недостаточности     ресурсов     для     развития    производства
     монополистическая  деятельность со стороны крупных предприятий не
     всегда возможна.
          Вместе  с  тем  достижение  программных целей экономического
     развития  и  переход  к  стадии  экономического  роста могут быть
     эффективными   только   при   обеспечении   развития  полноценной
     конкурентной   среды,  создающей  предпосылки  для  рационального
     размещения  ресурсов, оптимального использования производственных
     мощностей, перелива капиталов, развития деловой активности.
          В   этой   связи   необходимо   обеспечить  снижение  уровня
     монополизации  экономики  и  развитие  конкурентной  среды  путем
     ограничения  и  устранения барьеров для входа новых хозяйствующих
     субъектов  на  товарные  рынки  с  высоким  уровнем экономической
     концентрации,   реализации  мер  по  демонополизации,  содействия
     развития малого предпринимательства и товаропроводящей сети.
          Устойчивыми  тенденциями  в  развитии конкурентных отношений
     можно считать:
          рост  числа  хозяйствующих  субъектов  (возросло число малых
     предприятий);
          уменьшение     степени     монополизированности    экономики
     (сократилось число крупных и средних предприятий);
          снижение  концентрации  производства (в медицинской и легкой
     промышленностях,  промышленности строительных материалов), хотя в
     ряде  отраслей  уровень концентрации несколько повысился (лесная,
     деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная);
          расширение  конкурентной  среды  на  региональных  и местных
     рынках  во  многих  субъектах Российской Федерации по целому ряду
     продовольственных  и  промышленных  товаров,  снятие барьеров для
     входа  на  рынок,  прежде  всего административных (но сохраняются
     информационные барьеры);
          расширение географических границ рынков.
          В    целях   формирования   и   поддержания   добросовестной
     конкуренции  с  учетом  исчерпания  ряда эффективных возможностей
     (например,  приватизации)  акцент  должен  сместиться со снижения
     концентрации   производства   на   снижение  уровня  концентрации
     монополизированных товарных рынков.
          В  среднесрочной  перспективе меры по развитию конкуренции и
     реализации   антимонопольной   политики  будут  сосредоточены  на
     нескольких основных направлениях.
          1)   Совершенствование   правовой   базы,   форм  и  методов
     антимонопольного  контроля и регулирования в целях предупреждения
     и  пресечения  злоупотреблений  рыночной  властью,  соглашений  и
     согласованных    действий,    имеющих   результатом   ограничение
     конкуренции  и  (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов
     или  граждан,  недобросовестной  конкуренции, пропаганда правовых
     знаний об антимонопольном законодательстве.
          Предстоит   внести   изменения   и  дополнения  в  Закон  "О
     конкуренции   и  ограничении  монополистической  деятельности  на
     товарных  рынках" с целью усиления действенности превентивных мер
     и   санкций   за   нарушение  законодательства,  обеспечения  его
     транспарентности,   распространения   принципов  антимонопольного
     регулирования  на  ряд  новых  объектов  контроля.  В  частности,
     предполагается:
          для  получения информации о соглашениях между хозяйствующими
     субъектами,   направленных   на  раздел  рынка,  ценовой  сговор,
     создание  препятствий  для  входа  на  рынок  конкурентов, ввести
     процедуру нотификации соглашений (согласованных действий);
          обеспечить    применение   установленных   законодательством
     принципов  антимонопольного  контроля  при  проведении конкурсов,
     торгов  и  аукционов,  в  том  числе  при  размещении  заказов на
     поставку продукции для государственных нужд;
          усилить    контроль    за    действиями    органов   власти,
     направленными   на  ограничение  свободы  перемещения  товаров  и
     капитала на всей территории Российской Федерации;
          в     целях     обеспечения    гласности    и    публичности
     правоприменительной  практики  и  защиты  интересов хозяйствующих
     субъектов  и граждан усовершенствовать процедуру рассмотрения дел
     по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
          скоординировать  деятельность  органов исполнительной власти
     в   части  реализации  государственной  конкурентной  политики  и
     регулирования естественных монополий.
          2)  Противодействие  созданию  новых  монопольных структур в
     результате     перераспределения     собственности,    реализации
     корпоративной    инвестиционной    политики    и   интеграционных
     процессов:   усиление   контроля   за   отраслевой  экономической
     концентрацией,  в  том  числе  при  приватизации  государственных
     предприятий  и  осуществлении  имущественных сделок, формировании
     финансово-промышленных групп.
          В   целях   профилактики  возможных  проявлений  монополизма
     наряду  с  нормами запрета злоупотребления монопольным положением
     как    серьезного    препятствия    развитию    экономики   будет
     предусмотрено:
          осуществление   соответствующими   органами  государственной
     власти    предварительного    контроля    за    созданием   новых
     интегрированных  структур  монопольного  характера  в  результате
     слияния,   присоединения   коммерческих   организаций,   создания
     объединений     коммерческих    организаций,    в    том    числе
     финансово-промышленных   групп,  а  также  приобретением  крупных
     пакетов   акций   (долей,   вкладов)   хозяйственных   обществ  и
     товариществ;
          обеспечение  координации  деятельности  федеральных  органов
     исполнительной  власти при реализации требований антимонопольного
     законодательства,  в  том  числе  в  процессе  приватизации,  при
     осуществлении    процедур   банкротства   и   санации   убыточных
     предприятий,   при   регистрации   операций  на  вторичном  рынке
     корпоративных    ценных    бумаг,    рассмотрении   учредительных
     документов  коммерческих  организаций  и  их  объединений,  в том
     числе финансово-промышленных групп.
          3)   Обеспечение   равных   возможностей  хозяйствования  на
     товарных   рынках,  в  том  числе  путем  правовой  регламентации
     вопросов  порядка  и  процедуры  предоставления  лицензий в сфере
     природопользования,  предоставления государственной помощи в виде
     субсидий,  льгот,  гарантий  или  иных  преимуществ для отдельных
     хозяйствующих   субъектов   и   регионов,   развития   конкурсных
     принципов  и соблюдения антимонопольных требований при размещении
     государственных     заказов    и    поставках    продукции    для
     государственных нужд.
          Поддержка  со  стороны  государства  отдельных  предприятий,
     отраслей    и    регионов    является    неотъемлемым   элементом
     государственной  экономической  политики.  Однако  предоставление
     государственных  средств,  исключительных прав и привилегий может
     существенно  влиять  на состояние конкуренции, структуру издержек
     производства,  может  привести  к  нерациональному  использованию
     ограниченных  государственных  ресурсов,  сдерживанию необходимых
     структурных   изменений   в   экономике  за  счет  искусственного
     поддержания      неконкурентоспособных     и     нежизнеспособных
     производств.   Поэтому   будет   осуществлена   четкая   правовая
     регламентация   всех  вопросов,  связанных  с  предоставлением  и
     использованием  государственной  помощи,  и  в  первую  очередь -
     государственных финансовых средств.
          4)   Демонополизация   экономики   и  создание  условий  для
     развития  конкуренции  на  монополизированных  товарных  рынках с
     высокой  степенью  концентрации, устранение барьеров для развития
     конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.
          Реализация  этих задач будет осуществляться в соответствии с
     концепцией     и     основными    направлениями,    определенными
     постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  9 марта
     1994  г.  N  191  "О  Государственной  программе  демонополизации
     экономики  и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации
     (основные   направления   и   первоочередные   меры)",  в  рамках
     отраслевых  и  региональных  программ демонополизации экономики и
     развития  конкуренции,  а  также  мероприятий  по  деконцентрации
     отдельных   товарных  рынков  и  снижению  уровня  ведомственного
     монополизма.
          Правительство   Российской   Федерации  будет  стимулировать
     развитие  инфраструктуры  товарных  рынков,  в том числе развитие
     альтернативных   потребительской   кооперации  видов  торговли  в
     сельской   местности,   фирменной   торговли   и  сервисной  сети
     товаропроизводителей,     муниципальной     торговли     товарами
     повседневного спроса.
          Правительство  Российской  Федерации будет создавать условия
     для   осуществления  эффективного  антимонопольного  контроля  за
     действиями  предприятий,  занимающих  доминирующее  положение  на
     товарных     рынках,     в     целях    недопущения    применения
     монопольно-высоких   цен,   а   также  осуществлять  контроль  за
     влиянием  импорта  на развитие конкуренции на внутренних товарных
     рынках  и  предпринимать  меры  по  защите  внутреннего  рынка от
     демпинга.
          Новый  этап  демонополизации экономики будет связан в первую
     очередь  с  расширением  товарообмена и преодолением региональной
     обособленности  товарных  рынков. Эта задача будет решаться путем
     ликвидации   созданных   барьеров   для   входа  на  рынок  новых
     хозяйствующих  субъектов, а также развития системы предупреждения
     принятия антирыночных административных решений.
          В  целях  расширения  географических границ товарных рынков,
     повышения    уровня    спроса   на   производимую   продукцию   и
     восстановления  единого  экономического  пространства  Российской
     Федерации   будут  реализованы  меры  по  упорядочению  расчетов,
     ликвидации  бартера и существенному снижению тарифов на услуги по
     перевозке грузов железнодорожным транспортом.
          Правительство    Российской    Федерации   будет   проводить
     последовательную    политику    по    демонополизации   (снижению
     концентрации)  отдельных  монополизированных  товарных  рынков на
     территории  Российской Федерации с применением методов и средств,
     определенных  в  результате  анализа  условий конкуренции на этих
     рынках.  Приоритетно  во взаимодействии с органами исполнительной
     власти  субъектов  Российской  Федерации  должна  быть обеспечена
     демонополизация социально значимых товарных рынков.
          Демонополизация   экономики  и  развитие  конкуренции  тесно
     связаны    с   повышением   конкурентоспособности   отечественных
     товаропроизводителей  на  внутренних  рынках.  Для  решения  этой
     задачи   Правительство   Российской   Федерации   будет  всемерно
     содействовать  усилиям предприятий по техническому перевооружению
     и   развитию  производства  продукции,  пользующейся  спросом  на
     территории        Российской        Федерации,       определяющей
     конкурентоспособность  национальной  экономики  в  целом, а также
     отраслей,    связанных   с   научно-техническим   прогрессом,   и
     ориентированных на экспорт отраслей.
          В  условиях  дальнейшей либерализации внешнеторгового режима
     и   поэтапного   присоединения   России   к   Всемирной  торговой
     организации    (ВТО)    важнейшее   значение   имеет   проведение
     государством  рациональной политики в области применения защитных
     мер    во    внешней    торговле    и   поддержке   отечественных
     товаропроизводителей.
          5)  Согласование  целей,  задач  и  мер по демонополизации и
     развитию   конкуренции   на  товарных  рынках  СНГ,  гармонизация
     антимонопольного     законодательства     в     рамках    единого
     экономического  пространства СНГ, адаптация конкурентной политики
     в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.
          Одной  из  важнейших задач для дальнейшего совершенствования
     и  углубления  интеграционных  процессов  стран  СНГ  и  создания
     единого  экономического пространства является проведение странами
     СНГ   согласованной   антимонопольной   политики  и  защиты  прав
     потребителей.   На   базе  Договора  о  проведении  согласованной
     антимонопольной  политики  стран  СНГ  по  инициативе  Российской
     Федерации  создан  и  функционирует  Межгосударственный  Совет по
     антимонопольной политике государств - участников СНГ.
          Для   дальнейшего   проведения   согласованной  конкурентной
     политики  в  рамках  СНГ  и  углубления  интеграционных процессов
     будет   укрепляться   договорноправовая  база,  предусматривающая
     применение  норм  прямого действия к нарушителям законодательства
     в  сфере  антимонопольной  политики и защиты прав потребителей на
     территории СНГ.

           5.8. Поддержка малого и среднего предпринимательства

          В     условиях     переходного     периода    и    нарушения
     производственно-хозяйственных    связей    между    предприятиями
     предпринимательство    как    важная    часть   институциональных
     преобразований  играет  роль  экономического  демпфера.  В России
     пока  лишь  малый  бизнес  имеет достаточно высокий адаптационный
     потенциал,  дающий  возможность  приспосабливаться  к  меняющимся
     условиям внешней среды.
          Активное      развитие      предпринимательства      повысит
     заинтересованность    средних    и    крупных    предприятий    в
     производственном     и     непроизводственном     кооперировании,
     восстанавливая тем самым производственно-технологические цепочки.
          Усиливающаяся  экономическая  и социальная значимость малого
     предпринимательства  должна  подкрепляться мерами государственной
     и  общественной  поддержки, нацеленными на перенос центра тяжести
     в   политике   содействия   малым   и   средним  предприятиям  на
     региональный    и    муниципальный   уровни,   прежде   всего   в
     производственной и инновационной сферах.
          Расширение    масштабов   и   изменение   структуры   малого
     предпринимательства    потребует   внесения   изменений   в   его
     законодательную  базу,  устанавливающую  такие статусы принятых в
     международной   практике   понятий,   как  микрофирма  (до  10-15
     занятых),  малое  предприятие  (от  15  до  100 занятых), среднее
     предприятие (от 100 до 300-500 занятых).
          По   мере   снижения   инфляционного   фона  и  инфляционных
     ожиданий,   проведения   реформы   предприятий  произойдет  смена
     целевых   ориентиров,   будут  реализованы  предпосылки  к  росту
     производственно-инвестиционной   активности   малых   и   средних
     предприятий,  перераспределению  части капитала из сферы торговли
     в     развитие     производственного     потенциала,     освоению
     ресурсосберегающих     и    наукоемких    технологий,    созданию
     благоприятного  климата  для  стратегических инвестиций. Гарантом
     реализации   таких   проектов  станет  стабильность  правового  и
     налогового   режима,   не   допускающая  ухудшения  первоначально
     установленных условий налогообложения и инвестирования.
          Для    активизации    производственной    и   инвестиционной
     деятельности  малых  и  средних  предприятий усилия Правительства
     Российской Федерации будут направлены на:
          создание   необходимых   условий  для  использования  малыми
     предприятиями  бездействующих  и недозагруженных основных фондов,
     в  том  числе  и  при  осуществлении  санационных  мероприятий  в
     отношении предприятий-банкротов;
          концентрацию    ресурсов    государственной   поддержки   на
     формирование    в    малом    предпринимательстве    современного
     высокотехнологичного    товаропроизводящего    и   инновационного
     секторов;
          формирование    условий    и    стимулов    для   расширения
     производственно-технологической    и   инновационной   кооперации
     малого предпринимательства с крупным производством;
          информационное       обеспечение       субъектов      малого
     предпринимательства   (развитие  региональных  банков  данных  на
     единой классификационной основе);
          упрощение    налогообложения    малого    бизнеса,    замену
     многочисленных  налогов  единым, упрощение системы бухгалтерского
     учета и отчетности для малых предприятий;
          формирование    благоприятного    порядка    налогообложения
     организаций,   входящих   в   инфраструктуру   поддержки   малого
     предпринимательства;
          создание  нормативной  базы,  обеспечивающей государственную
     поддержку     инвестиционных     проектов     субъектов    малого
     предпринимательства,  а  также  привлечение  и  использование для
     этих целей иностранных кредитов.
          Основные  тенденции развития малых предприятий сохранят свой
     ярко  выраженный региональный характер. Децентрализация поддержки
     малого   предпринимательства  при  сохранении  программно-целевых
     подходов    к    его    развитию    является   ключевым   пунктом
     государственной политики в этой сфере до 2000 года.
          Для    выработки    основных   направлений   и   определения
     приоритетов  в  развитии  малых и средних предприятий в субъектах
     Российской   Федерации  с  учетом  основных  характеристик  можно
     выделить три группы регионов.
          Первая  группа  характеризуется  достаточно  высоким уровнем
     развития  малых предприятий, выполнением комплексных региональных
     программ  и  инвестиционных проектов с использованием бюджетных и
     внебюджетных   источников   финансирования.   Для  второй  группы
     характерны  начальная  стадия  развития  малого бизнеса и системы
     его  государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и
     внебюджетного   финансирования   региональных   программ.  Третья
     группа  характеризуется сложными общеэкономическими и социальными
     условиями,    низким    уровнем   развития   малых   предприятий,
     региональные  программы  поддержки  малого предпринимательства не
     подкреплены  организационными  структурами,  нормативно-правовыми
     актами и финансовыми ресурсами.
          Значительное   усиление   регионального   и   муниципального
     акцентов  в  1997-1998  годах  в  правовом, финансово-бюджетном и
     организационном    направлениях    предполагает    разработку   и
     реализацию  системы программ поддержки малого предпринимательства
     на  основе  пакетов  законов  в  субъектах  Российской Федерации,
     перераспределение  основных источников финансирования, реализацию
     принципа   адресности   и   селективности   мер   государственной
     поддержки   малого   бизнеса   применительно  к  различным  типам
     регионов.
          В   среднесрочной   перспективе  будет  осуществлен  перенос
     центра     тяжести     финансово-кредитной    поддержки    малого
     предпринимательства,    построенной   на   принципах   бюджетного
     федерализма,  на  региональный  и  муниципальный  уровень. К 2000
     году  это  позволит  направить налоговые сборы и платежи от малых
     предприятий    в    бюджеты   субъектов   Российской   Федерации.
     Приоритетный  комплекс  задач  связан  с  формированием целостной
     системы  финансово-кредитной  и  инвестиционной  поддержки  малых
     предприятий,    включающей   создание   гарантийно-инвестиционных
     банков,   региональных   и   муниципальных   гарантийных  фондов,
     страховых  компаний  и обществ взаимного кредитования. Необходимо
     активизировать  предоставление гарантий Правительством Российской
     Федерации    по    иностранным    инвестиционным   кредитам   для
     быстроокупаемых   инвестиционных   проектов   малых  предприятий,
     прежде  всего  производственного и инновационного направлений, по
     переработке    сельскохозяйственной    продукции,    производству
     продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.
          Серьезное  внимание  будет  уделено  укреплению  собственной
     финансовой  базы  развития  малых и средних предприятий, развитию
     микрокредитования,    способствуя    задействованию   внутреннего
     потенциала экономического роста.
          Важное  место  в реализации инвестиционной политики занимает
     финансовый лизинг.
          Лизинговые  операции  позволят  привлечь значительные объемы
     негосударственных   целевых   инвестиций   для  перевооружения  и
     модернизации  основных  фондов  предприятий,  в  том числе малых,
     перераспределить  часть  финансовых  потоков  в  реальный  сектор
     экономики,  расширить  налогооблагаемую  базу  за  счет  развития
     нового вида хозяйственной деятельности.
          С   этой   целью  в  1997-1999  годах  в  рамках  реализации
     Федеральной    программы    государственной    поддержки   малого
     предпринимательства    в   Российской   Федерации,   региональных
     программ  поддержки  малого предпринимательства, комплекса мер по
     развитию  лизинга в Российской Федерации намечено создать систему
     межрегиональных  опорных  лизинговых центров в специализированных
     региональных лизинговых компаний.
          Эти   процессы   и   факторы   в   наибольшей   мере   будут
     способствовать  позитивным  структурным  изменениям в направлении
     дальнейшего  увеличения  числа малых предприятий в промышленности
     и   строительстве.   Возможна   стабилизация   в  даже  небольшое
     увеличение  доли  малых  предприятий  в  сферах  науки и научного
     обслуживания,  транспорта  и  связи. При этом вероятно дальнейшее
     снижение   доли   малого   предпринимательства   в   торговой   и
     посреднической  деятельности.  По прогнозным оценкам, к 2000 году
     в  сфере  малого  предпринимательства более чем на миллионе малых
     предприятий  только  на постоянной основе может быть занято 10-13
     млн. человек.

                 5.9. Регулирование естественных монополий

          Регулирование  естественных монополий будет осуществляться с
     целью  защиты  интересов  потребителей  соответствующих товаров и
     услуг   и   повышения  экономической  эффективности  деятельности
     субъектов     естественной     монополии.     Учитывая     особую
     жизнеобеспечивающую  роль  отраслей,  относящихся  к естественным
     монополиям,  их регулирование будет направлено на прекращение или
     сдерживание   роста   цен   на   продукцию   (услуга)   субъектов
     естественной монополии на внутреннем рынке.
          Основными  задачами  среднесрочной  экономической политики в
     сфере регулирования естественных монополий являются:
          совершенствование     системы    регулирования    в    сфере
     естественных  монополий,  в том числе ценового, и дерегулирование
     видов      деятельности,      не      относящихся     к     числу
     естественно-монопольных,  формирование  конкурентных  рынков этих
     видов услуг;
          выделение,   исходя   из   экономической   целесообразности,
     самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
          организация   контроля  за  финансовыми  потоками  субъектов
     хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;
          регулирование      инвестиционных     программ     субъектов
     естественных    монополий    в    соответствии    с   действующим
     законодательством;
          поэтапное  прекращение практики перекрестного субсидирования
     различных   групп   потребителей   при   одновременной   адресной
     поддержке социально незащищенных групп населения;
          придание  рынкам в сфере деятельности естественных монополий
     организованного    характера    за   счет   углубления   правовой
     регламентации  взаимоотношений  между их участниками, публичности
     цен  (тарифов)  и  правил  их определения, введения единых правил
     "доступа к сети" на недискриминационной основе;
          совершенствование  нормативной  базы  регулирования  в сфере
     естественных монополий;
          формирование   организационно-правовой   базы  регулирования
     субъектов   естественных   монополий   на   региональном  уровне,
     разделение   компетенции   между   федеральными  и  региональными
     органами регулирования;
          определение  особенностей дальнейшей приватизации в отраслях
     естественных монополий.
          Будет  совершенствоваться правовая и нормативно-методическая
     база  и предприняты соответствующие меры по укреплению и развитию
     системы   органов   государственного  регулирования  естественных
     монополий на федеральном и региональном уровнях.
          Правительство   Российской   Федерации  предпримет  шаги  по
     усилению    корпоративного    контроля   субъектов   естественной
     монополии,  в которых государство является крупнейшим акционером.
     Будут  усилены  механизмы наблюдения за деятельностью корпораций,
     включая   проведение  аудиторских  проверок  и  совершенствование
     финансовой отчетности.

          Электроэнергетика
          Основные  направления  деятельности Правительства Российской
     Федерации  в  области государственного регулирования естественных
     монополий   в   электроэнергетике   будут  включать  формирование
     конкурентной  среды в сфере производства электрической и тепловой
     энергии     наряду    с    совершенствованием    государственного
     регулирования  услуг  естественных  монополий в электроэнергетике
     (передача  и  распределение  электрической и тепловой энергии). В
     этих  целях  предусматривается  создание  независимой организации
     (оператора  оптового  рынка)  для выполнения операторских функций
     на  федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), включая
     осуществление  расчетов  и  платежей,  на  бесприбыльной  основе;
     создание  на  базе  тепловых  электростанций  РАО  "ЕЭС  России",
     включая   действующие  и  строящиеся  электростанции,  нескольких
     генерирующих  компаний,  каждая  из  которых  не  будет  занимать
     монопольного   положения.   Вся   ответственность   за  развитие,
     реконструкцию  и модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих
     мощностей будет передана новым генерирующим компаниям.
          Будет  продолжено  формирование нормативной и правовой базы,
     совершенствование    мер    государственного    воздействия   для
     привлечения  инвестиций  в  электроэнергетику,  совершенствование
     системы  ценообразования  и  договорных хозяйственных отношений в
     электроэнергетике   и  электроснабжении  потребителей,  внедрение
     системы  лицензирования  участников  федерального  оптового рынка
     энергии и мощности.
          Для  реализации  мер  по  реструктуризации  РАО "ЕЭС России"
     будет  повышена  роль  коллегии  государственных представителей в
     совете  директоров  РАО  "ЕЭС  России",  уполномоченных проводить
     государственную политику в электроэнергетике.
          В   1997-1998   годах   Правительство  Российской  Федерации
     планирует  введение  двухставочных  тарифов  с  регулируемой  ФЭК
     России  маржинальной  ставкой  за оплату электроэнергии и ставкой
     за   мощность,   отпускаемой  с  ФОРЭМ;  организацию  конкуренции
     производителей  электроэнергии по топливной составляющей затрат в
     европейской  и  сибирской  зонах  ФОРЭМ и сохранение регулируемой
     платы  за  мощность.  Предусматривается  создание наблюдательного
     совета,   состоящего   из   представителей   участников  ФОРЭМ  и
     Федеральной  энергетической  комиссии  Российской  Федерации, для
     контроля  за  деятельностью оператора ФОРЭМ, а также создание при
     операторе   ФОРЭМ   расчетно-платежного  центра  ФОРЭМ,  имеющего
     региональные  представительства  с  правом самостоятельного сбора
     платежей  за  электроэнергию,  отпущенную с ФОРЭМ; лицензирование
     участников ФОРЭМ.
          Будут   приняты  меры  по  стимулированию  противозатратного
     механизма  в энергетике с целью недопущения необоснованного роста
     тарифов  на  электрическую и тепловую энергию, по повышению курса
     акций   энергетических  компаний,  по  стимулированию  работы  на
     оптовый    рынок,    экспорта    и    восстановления   связей   с
     энергосистемами     СНГ     в    соответствии    с    действующим
     законодательством.
          Первоочередными  мерами  в  1999-2000 годах будут подписание
     коллективного  соглашения (договора) участников ФОРЭМ, расширение
     состава  крупных  потребителей,  выведенных на ФОРЭМ, и переход к
     конкуренции  электростанций  на спотовом рынке по полным затратам
     с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей.
          Будет   осуществлено  дерегулирование  цены  электроэнергии,
     формируемой  на спотовом рынке, развитие контрактных отношений на
     ФОРЭМ   и   завершено   формирование   структуры   энергетических
     компаний,  которая  будет  соответствовать конкурентным принципам
     функционирования электроэнергетики.
          Кроме  того,  Правительство Российской Федерации примет меры
     по    разработке    методов    финансового   учета   и   контроля
     инвестиционных  средств в электроэнергетике, ужесточит требования
     к   неплательщикам.   Будет   осуществлено  поэтапное  сокращение
     перекрестного   субсидирования   потребителей   с   одновременным
     созданием   механизма  частичного  возмещения  затрат  на  оплату
     электрической  энергии  социально  незащищенным группам населения
     за счет бюджетов разных уровней.

          Газовая промышленность и газоснабжение
          Государственное   регулирование   естественных  монополий  в
     газовой  промышленности  и  газоснабжении  будет осуществляться с
     учетом       сохранения       в       среднесрочном       периоде
     организационно-производственного    единства    РАО    "Газпром".
     Правительство  Российской Федерации будет способствовать созданию
     выгодных  условий  для  привлечения отечественного и иностранного
     капитала   в   строительство   новых   газовых   трубопроводов  и
     разработку новых месторождений газа.
          В  то  же  время  формы  государственного  регулирования РАО
     "Газпром"  будут  совершенствоваться. Будут установлены правила и
     порядок,  по которым осуществляется регулирование цен на газ. Для
     целей   регулирования   будут   разработаны   формы  федерального
     статистического  наблюдения  в  газовой  промышленности  и  формы
     отчетности  предприятий РАО "Газпром", независимых производителей
     газа   и   газораспределительных  организаций,  представляемые  в
     органы    регулирования    естественных    монополий   и   другие
     заинтересованные  органы исполнительной власти. Это потребует мер
     по  контролю со стороны органов государственного регулирования за
     уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.
          В  рамках  РАО  "Газпром"  будет  установлено  более  четкое
     разграничение  финансовых  результатов  по  отдельным структурным
     подразделениям  РАО  "Газпром"  и  по  видам  их  деятельности  и
     обеспечение  "прозрачности"  формирования затрат по всей "газовой
     цепочке".     Это    облегчит    коммерциализацию    потенциально
     конкурентных  видов производственной деятельности РАО "Газпром" и
     позволит   ввести   более   эффективный   режим  государственного
     регулирования субъектов естественных монополий.
          В   дальнейшем   при   создании  необходимых  условий  будут
     осуществлены   меры   по  либерализации  цен  на  природный  газ,
     предусматривающие  поставку газа и реализацию его потребителям по
     договорным  ценам при сохранении государственного регулирования в
     сфере   естественной  монополии  путем  установления  тарифов  на
     услуги   по  транспортировке  газа.  Для  выполнения  этих  задач
     органам    государственного    регулирования   необходимо   будет
     разработать нормативно-методическое обеспечение.
          Цены   добычи   газа   будут   контролироваться   в   рамках
     антимонопольного законодательства.
          Коммерческая     деятельность     независимых     российских
     производителей  газа  начиная  со  II  полугодия  1997  г.  будет
     осуществляться  на  основе  контрактов  с  потребителями  газа  и
     Положения    по    обеспечению   доступа   поставщиков   газа   к
     газотранспортной  системе  РАО  "Газпром".  При этом цена продажи
     газа  конечным  потребителям  не будет подлежать государственному
     регулированию.
          Правительство  Российской  Федерации  предусматривает в 1998
     году  передать  право  государственного  регулирования тарифов на
     транспортировку    газа    по    местным    сетям    региональным
     энергетическим   комиссиям   под   методическим   руководством  и
     контролем федеральных органов регулирования.
          Коммерческая     деятельность     российских     независимых
     производителей   газа,   включая   соглашение   о   ценах,  будет
     осуществляться  на  основе прямых договоров с потребителями газа.
     В  этих  целях  производителям газа, не входящим в РАО "Газпром",
     будет  обеспечен  недискриминационный  доступ  к газопроводам РАО
     "Газпром".  Правительством  будут разработаны и утверждены тарифы
     на  перекачку  газа  по магистральным газопроводам РАО "Газпром",
     что  должно  обеспечить  постепенное  изменение пропорций участия
     РАО "Газпром" на рынке газа в сторону уменьшения его доли.
          При  переходе  на  новый  порядок  ценообразования в газовой
     промышленности   Правительство   Российской  Федерации  обеспечит
     установление  акциза на газ в строгом соответствии с Федеральными
     законами   "О   недрах"   и   "Об   акцизах"   в  зависимости  от
     горно-геологических и экономико-географических условий.
          К   1998   году   будет  прекращена  практика  перекрестного
     субсидирования разных групп потребителей газа.
          В   1999-2000   годах  предусмотрено  выделение  внутри  РАО
     "Газпром"  структурных подразделений по транспорту газа, внесение
     в  соответствии  с  Федеральным законом "О развитии конкуренции и
     ограничении  монополистической  деятельности  на товарных рынках"
     РАО  "Газпром"  в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на
     рынке  свыше  35  процентов, и переход к регулированию тарифов на
     услуги  по  транспортировке  газа,  предоставляемых предприятиями
     РАО "Газпром".

          Связь
          Для  развития  конкуренции  и  возникновения предпосылок для
     эффективного  функционирования  предприятий  связи  в  1997  году
     начнется   демонополизация   предприятий   связи,  обеспечивающих
     распространение программ телевидения и радиовещания.
          В  1997 году будет обеспечено поэтапное сближение тарифов по
     категориям потребителей на одноименные услуги связи.
          В  1997-1998  годах  будут реализованы меры, направленные на
     сокращение  дотаций,  выделяемых  населению за счет промышленного
     сектора,    и    обеспечение   полного   возмещения   затрат   по
     предоставлению  услуг  связи населению (кроме сельской телефонной
     связи  и  универсальных  услуг  почтовой  связи).  Предоставление
     услуг   связи   государственным   бюджетным   организациям  будет
     осуществляться  по  тарифам  не  ниже  тарифов, установленных для
     других государственных или частных организаций.
          Эти   меры   позволят   значительно  сократить  перекрестное
     субсидирование   между   отдельными  подотраслями  и  категориями
     потребителей.
          Правительство   Российской  Федерации  введет  в  1997  году
     порядок  взаиморасчетов  между  операторами  сетей  электросвязи,
     образующих  сеть  электросвязи  общего  пользования,  и  механизм
     регулирования   тарифов   за   взаимопредоставляемые  операторами
     услуги   и   сетевые   ресурсы,   что   обеспечит  конкуренцию  и
     недискриминационный    доступ    к   сети   электросвязи   общего
     пользования  для  физических  и юридических лиц, имеющих лицензии
     на право предоставления услуг связи.

          Железнодорожный транспорт
          Правительством  Российской  Федерации  будет принят комплекс
     мер  по реформированию исторически сложившейся системы управления
     и   эксплуатации  железнодорожного  транспорта  и  повышению  его
     эффективности.
          К  середине  1997  года будет завершено создание Федеральной
     службы   России   по   регулированию  естественных  монополий  на
     транспорте,  что создаст необходимые предпосылки для эффективного
     регулирования  деятельности  субъектов  естественных монополий на
     транспорте.
          В   1997-1998   годах   будут   разработаны  новые  принципы
     регулирования  тарифов на железнодорожном транспорте, упорядочена
     система    тарифных    льгот,    предоставляемых    пользователям
     транспортных услуг.
          В  1998-1999  годах из системы федерального железнодорожного
     транспорта    будут    выделены,    исходя    из    экономической
     целесообразности,    в    самостоятельные   предприятия   объекты
     вторичной     инфраструктуры     производственного     назначения
     (ремонтные,  строительные  и  др.), и на них будут распространены
     общие условия рыночного хозяйствования и конкуренции.
          На  основе  разделения  финансового учета затрат предприятий
     железнодорожного   транспорта   по   содержанию   и  эксплуатации
     инфраструктуры,  грузовым и пассажирским перевозкам будет повышен
     уровень   оперативного   управления  издержками,  ответственности
     соответствующих  подразделений за результаты своей деятельности и
     эффективности  государственного  контроля  в  сфере  естественных
     монополий на транспорте.
          В  целях повышения качества обслуживания населения, снижения
     эксплуатационных      расходов,      концентрации     необходимых
     производственных  фондов  и  трудовых  ресурсов, создания условий
     для     эффективного     взаимодействия    между    предприятиями
     железнодорожного  транспорта  и  органами  исполнительной  власти
     всех   уровней   будут  созданы  специализированные  пассажирские
     компании  с самостоятельными балансами по перевозкам пассажиров в
     дальнем   следовании,   в   местном   в   пригородном  сообщении,
     функционирующие   на   контрактной   основе.  Решение  вопроса  о
     создании  специализированных пассажирских компаний будет возможно
     только  при условии полного прекращения субсидирования убытков от
     пассажирских   перевозок  за  счет  грузовых  тарифов,  повышения
     доходности  пассажирских  перевозок и компенсации убытков за счет
     средств соответствующих бюджетов.
          Правительством  Российской  Федерации  совместно  с органами
     исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  будет
     обеспечен   к  концу  1997  года  переход  на  контрактную  форму
     взаимоотношений     местных    администраций    и    предприятий,
     осуществляющих     пригородные    пассажирские    железнодорожные
     перевозки.   Размеры   необходимых   дотаций   для  общественного
     транспорта  будут  определяться  на  основе  расчетных  тарифов с

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное