Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
          Средства,  полученные  от  управления  объектами федеральной
     собственности,  предполагается  направить  в  бюджет  развития, а
     также  на  компенсацию затрат по управлению объектами федеральной
     собственности.
          В   целях   повышения   эффективности  управления  объектами
     федеральной   собственности  Правительство  Российской  Федерации
     считает  целесообразным  осуществлять, как правило, разграничение
     компетенции    и    ответственности    органов   государственного
     управления,  осуществляющих регулирующие, контрольные и надзорные
     функции,   а   также   распоряжающихся   средствами  федерального
     бюджета,   с  одной  стороны,  и  органов  (лиц),  представляющих
     интересы государства как собственника, с другой стороны.
          В  период  с  1997  по  2000 год государственная доля должна
     сохраняться  лишь  в акционерных обществах, производящих товары и
     услуги,   имеющие   стратегическое   значение   для   обеспечения
     безопасности   страны.   Доля  государства  в  таких  акционерных
     обществах должна составлять:
          75  процентов  плюс  одна  акция (когда признано необходимым
     полностью руководить деятельностью акционерного общества);
          51  процент плюс одна акция (когда необходимо контролировать
     деятельность акционерного общества);
          одна  "Золотая  акция"  (когда  необходимо иметь возможность
     блокировать  решения  по  ряду вопросов деятельности акционерного
     общества).
          За  1997-1998  годы  нужно  оценить целесообразность участия
     государства  в акционерных обществах с государственным пакетом до
     49  процентов.  С  учетом  полученных результатов госпакеты акций
     либо   довести   до   51   процента,   либо   продать   с  учетом
     складывающихся    на    фондовом    рынке   условий,   осуществив
     обязательную  предпродажную  подготовку в процессе доверительного
     управления  (что  обеспечит  поступление дополнительных средств в
     федеральный бюджет), оставив за государством "Золотую акцию".
          Институт  представителей государства в акционерных обществах
     с   государственной   долей  нуждается  в  серьезном  обновлении.
     Начиная  с  1997 года с выходом соответствующего Указа Президента
     Российской  Федерации  и  постановлений  Правительства Российской
     Федерации    будут    совершенствоваться    способы    управления
     государственными пакетами акций, в том числе развиваться:
          доверительное   управление  государственным  пакетом  акций.
     Право  доверительного управления передается на конкурсной основе.
     Доверительный    управляющий   получает   права   акционера   (за
     исключением  прав  продажи,  залога  и  т.  п.) и реализует цели,
     определенные  в  соответствующем договоре (прежде всего погашение
     долгов   акционерного   общества,   повышение   котировок  акций,
     реструктуризация предприятия);
          представительство    интересов    государства    в   органах
     управления    акционерных    обществ    физическим    лицом   (за
     вознаграждение),  получившим  это  право  по  конкурсу, на основе
     полного     разграничения     компетенции    и    ответственности
     государственных    органов,    осуществляющих    регулирующие   и
     контрольные  функции  (в том числе в отдельных отраслях), с одной
     стороны,  и  органов  и  лиц, представляющих интересы государства
     как  собственника,  с  другой  стороны. Соответствующим договором
     будут  определены юридические формы ответственности указанных лиц
     за   действия,   совершаемые   ими   в   качестве  представителей
     государства.  При  этом  будут приняты меры по исключению случаев
     представительства  интересов  государства  в  органах  управления
     акционерных    обществ    лицами,   состоящими   в   трудовых   и
     гражданско-правовых отношениях с данным предприятием.

                             5.3. Приватизация

          Приватизация   государственной   собственности   по-прежнему
     остается   важным   направлением   институциональных   реформ.  К
     настоящему   времени   в   стране   приватизировано   125,4  тыс.
     предприятий.  В  негосударственном секторе экономики производится
     около  70 процентов валового национального продукта. В результате
     этот сектор стал доминирующим в экономике.
          Анализ  динамики  приватизации предприятий в 1995-1996 годах
     показал,  что  процесс  приватизации  вышел  на этап "насыщения".
     Политика  государства  в  этой  области получила возможность быть
     более   направленной,   адресной,  появились  тенденции  усиления
     контроля   Правительства   Российской  Федерации  за  управлением
     государственным  имуществом. В результате можно говорить о начале
     нового,  третьего этапа приватизации - по индивидуальным проектам
     с   переходом   к  эффективному  управлению  госсобственностью  и
     отказом   от   рассмотрения   приватизации   преимущественно  как
     средства пополнения доходов бюджета.
          Третий    этап   приватизации   основывается   на   принципе
     преемственности  к  Закону  Российской  Федерации "О приватизации
     государственных  и муниципальных предприятий". Его начало связано
     с  разработкой  и  утверждением  новой  государственной программы
     приватизации в Российской Федерации.
          Главными целями приватизации на третьем этапе являются:
          повышение  эффективности  российской  экономики  в  целом  и
     отдельных предприятий;
          привлечение   в  производство  инвестиций,  необходимых  для
     производственного,   технологического   и   социального  развития
     приватизируемых   предприятий,   улучшения  состояния  окружающей
     среды;
          формирование  эффективных  собственников, ориентированных на
     стратегию   развития   предприятия,   накопления   и   обновления
     основного капитала;
          уменьшение  бюджетных расходов на управление экономикой и на
     поддержку   нерентабельных   предприятий   без  нанесения  ущерба
     интересам государства;
          создание    условий   для   развития   рынка   недвижимости;
     государственная защита прав и интересов собственников;
          содействие  в  реализации  мероприятий  по социальной защите
     населения.
          Для достижения указанных целей предусмотрены:
          отказ   от  количественных  показателей  и  от  обязательной
     приватизации с доведением соответствующих заданий;
          отказ   от   предоставления   льгот   трудовым  коллективам;
     расширение   прав   субъектов   Федерации   и   органов  местного
     самоуправления при проведении приватизации;
          оценка имущества предприятия по рыночной стоимости.
          На  новом  этапе  будет существенно изменен порядок принятия
     решений  о приватизации. Увеличен перечень предприятий, решение о
     приватизации  которых  принимается непосредственно Правительством
     Российской  Федерации. Приватизация крупных предприятий и продажа
     акций,    находящихся    в   федеральной   собственности,   будут
     проводиться  только  после  тщательной  предпродажной подготовки.
     Целью   такой   подготовки   является   повышение  инвестиционной
     привлекательности    приватизируемых    предприятий,   увеличение
     котировок продаваемых акций, их ликвидности.
          1997  год  должен  стать  последним годом, когда планируется
     напряженное   бюджетное   задание   по   поступлению  доходов  от
     приватизации.   Ожидаемая   величина   дохода   от   приватизации
     государственной  собственности в размере 4,179 трлн. рублей будет
     получена за счет:
          продажи   крупных   пакетов   акций   акционерного  общества
     "Связьинвест" и т. п.;
          продажи  региональными фондами имущества пакетов акций более
     2500  приватизированных предприятий и вновь созданных акционерных
     обществ;
          продажи недвижимости в субъектах Российской Федерации;
          передачи   субъектам   Российской  Федерации  находящихся  в
     федеральной собственности акций акционерных обществ.
          В   1997   году   будет  сформирована  программа  продаж  на
     1998-2000 годы акций, закрепленных в федеральной собственности.
          До   конца   1998   года   будут  проданы  акции  крупнейших
     российских   компаний,   переданных   в   залог  в  1995  году  в
     соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации N 889.
     Продажа  этих  акций  должна  проводиться с соблюдением принципов
     публичности  и  гласности,  под строгим контролем Госкомимущества
     России.
          Основными    процедурами    предпродажной   подготовки   при
     реализации индивидуальных проектов должны стать:
          проведение  мероприятий  по  раскрытию информации об объекте
     приватизации  с  привлечением  авторитетных  аудиторских  фирм  и
     финансовых консультантов;
          "отсроченная   продажа"  акций,  подразумевающая  размещение
     ценных   бумаг,   конвертируемых   в   акции  лишь  по  истечении
     некоторого срока, как правило, по окончании срока закрепления;
          передача  акций  в  доверительное  управление  по  конкурсу,
     основным  условием которого является обязательство доверительного
     управляющего     повысить     котировки    акций    и    провести
     реструктуризацию акционерного общества.
          Реализация  индивидуальных  проектов  не  означает  отказа в
     1997-2000  годах от реализации стандартных, отработанных способов
     приватизации.   Выбор,   предпочтительных  способов  приватизации
     существенно   зависит  от  реализации  в  рассматриваемый  период
     комплекса мероприятий по оздоровлению экономики.
          Основными  способами  продажи  будут аукционы и коммерческие
     конкурсы.  Вместо  инвестиционных  конкурсов, не оправдавших себя
     как   способ  привлечения  реальных  инвестиций  (по  официальным
     отчетам   эмитентов,   выполнение   инвестиционных   обязательств
     победителями    инвестиционных    конкурсов   не   превышает   53
     процентов),    будет    использоваться    схема   индивидуального
     распределения  средств  от продажи предприятия на аукционе или по
     коммерческому   конкурсу.   Такая  схема  распределения  позволит
     Правительству   Российской   Федерации   гибко   реагировать   на
     изменения   экономической  конъюнктуры  и  проводить  эффективную
     инвестиционную политику.
          Наиболее   эффективным   способом   продажи   находящихся  в
     государственной      собственности     акций     должны     стать
     специализированные   денежные   аукционы,   которые   гарантируют
     участие   большого   количества   мелких   инвесторов,  исключают
     неконкурентную  продажу  по  заниженной  цене, позволяют привлечь
     внешних,  в  том числе и иностранных, инвесторов. В этих условиях
     необходимо   осуществить   продажу   оставшихся   в  распоряжении
     соответствующих  фондов  имущества  акций,  реализация  которых в
     настоящее  время  по  реальным  ценам существенно затруднена. Для
     обеспечения максимальной эффективности таких продаж необходимо:
          продолжить      практику     заблаговременной     публикации
     планов-графиков   продаж  государственного  имущества,  что  даст
     потенциальным   покупателям  время  для  привлечения  необходимых
     финансовых ресурсов;
          обеспечить  возможно  более  широкий  доступ  к информации о
     предстоящих  продажах  для  потенциальных инвесторов в Российской
     Федерации и за рубежом;
          ужесточить    требования    к   качеству   и   достоверности
     информации,     предоставляемой     потенциальным    покупателям,
     существенно расширить эту информацию.
          Одним   из   важнейших   способов  повышения  инвестиционной
     привлекательности   приватизируемых   предприятий   должно  стать
     воссоздание  единства комплекса недвижимого имущества предприятия
     путем   включения   земельного   участка  в  состав  продаваемого
     имущества  либо  продажи  этого  участка  ранее  приватизируемому
     предприятию.
          Для  этого  в  законодательство  о  приватизации  необходимо
     внести следующие изменения:
          включить  стоимость  земельного участка в активы предприятия
     по  нормативной  цене  с  соответствующим  увеличением  уставного
     капитала;
          усовершенствовать  процедуру  продажи  земельных  участков в
     собственность,  предусматривая  в  том  числе  определение границ
     земельного участка и составление перечня необходимых документов;
          ввести  механизм  продажи земельного участка в собственность
     с   рассрочкой   платежа   путем   залога  земельного  участка  с
     регистрацией  этого  залога  как  обременения  недвижимости  либо
     посредством  заключения  на  срок  рассрочки  договора  аренды  с
     правом выкупа в течение этого срока.

                          5.4. Рынок недвижимости

          Углубление   реформ  на  рынке  недвижимости  явится  важным
     этапом институциональных преобразований в 1997 - 2000 годах.
          Основополагающим    моментом    при    формировании    рынка
     недвижимости   станет   выкуп   по  минимальным  ценам  земельных
     участков     под    приватизированными    предприятиями.    Право
     собственности    даст    возможность    предприятиям   эффективно
     распоряжаться   земельным  участком,  а  практическая  реализация
     принципа   "предприятие   -  единый  имущественный  комплекс",  в
     который   входит  и  земельный  участок,  обеспечит  предприятиям
     действительную полноту хозяйственной свободы.
          Приватизация   земли   под   предприятиями  также  обеспечит
     многочисленные   выгоды   городу,   области:   возрастает  приток
     инвестиций,  с  увеличением производства снижаются цены на товары
     и  услуги;  более  эффективно  используются  территории  городов,
     предприятия  выносят  свое  производство из их центров; создаются
     условия  для  замены  всех поимущественных налогов единым налогом
     на  недвижимость,  который  в  перспективе станет основой местных
     бюджетов.
          Однако  рынок  недвижимости  с его важнейшей частью - рынком
     земельных  участков  в  России  еще  не  создан.  Первичный рынок
     объектов   недвижимости,   начало   которому   положила  массовая
     приватизация,  так  и  не  сформировался  из-за трудностей выкупа
     участков  под  предприятиями и строениями. Слабо развита практика
     конкурсной  продажи участков, в том числе участков со строениями,
     которая могла бы активно создавать первичный рынок недвижимости.
          Нет   между   отдельными   сегментами   рынка   недвижимости
     взаимосвязи:   новое   строительство   не  связано  с  улучшением
     существующей  застройки,  с  повышением  эффективности управления
     недвижимостью,  замещением  старых  строений. Относительно быстро
     развивается  рынок  квартир, значительно отстает развитие сектора
     коммерческой   недвижимости,  где  из-за  недостатка  предложения
     поддерживаются  высокие цены; единичны случаи рыночных операций с
     промышленной недвижимостью.
          До  1995  года  в  основном  были  приватизированы земельные
     участки  под односемейными домами и садовые участки. Однако земля
     под  многоквартирными  жилыми  домами,  зданиями  коммерческого и
     промышленного   назначения   до  настоящего  времени  остается  в
     основном  неприватизированной.  К 1996 году лишь 1264 предприятия
     выкупили  земельные  участки  и 2295 предприятий подали заявки на
     выкуп.  Площадь  выкупленных  участков  составила  8662  га, а их
     общая  стоимость  - 61254 млн. рублей. При сохранении действующих
     тенденций  к  концу  1997  года смогут стать собственниками своих
     земельных    участков    всего   4,5   тысячи   приватизированных
     предприятий.
          По-прежнему    расплывчаты   права   на   недвижимость,   не
     определены  четкие  юридические  процедуры  установления  прав  и
     оформления   сделок  с  недвижимостью.  Сохраняются  неконкурсное
     предоставление      земельных      участков,      административно
     устанавливаемый  налог на землю, дополнительные местные налоги на
     содержание недвижимости и инфраструктуры.
          Отсутствие   рынка   земли  в  городах  приводит  к  высокой
     капиталоемкости  в  них.  Плотность  населения  в  городах  имеет
     тенденцию  возрастать по мере удаления от центра, что увеличивает
     затраты    на    транспорт,   инфраструктуру   и   сопровождается
     вынужденным   занижением   цен   на  электро-  и  теплоснабжение.
     Отсутствие   стимулов   к   наилучшему   использованию  городских
     участков  приводит  к  нерациональной структуре землепользования:
     неэффективные   заводы   на  лучших  участках  городских  земель,
     огромные   территории   под  промышленной  застройкой  (свыше  30
     процентов  площади  против  5  - 7 процентов в развитых странах),
     недостаток недвижимости для коммерческого использования.
          В   этих   условиях   становится   очевидной   необходимость
     углубления реформ на рынке недвижимости.
          В  1997 - 1998 годах основными направлениями государственной
     политики в сфере рынка недвижимости будут являться следующие:
          создание  нормативно-правовой  базы  рынка  путем содействия
     скорейшему    принятию    таких    основополагающих   для   рынка
     недвижимости  законов,  как  Земельный кодекс, Земельный кадастр,
     "О  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об
     ипотеке  (залоге  недвижимости)", "Об оценочной деятельности", "О
     государственной программе приватизации в Российской Федерации";
          обеспечение    передачи    (продажи)   собственникам   любых
     строений,  предприятий прав на соответствующие земельные участки;
     совершенствование   процедуры   закрепления  прав  на  занимаемый
     строением  участок;  обеспечение  прав собственников недвижимости
     свободно продавать участки со строением;
          обеспечение  конкурсной продажи государственной недвижимости
     (вместе с земельными участками), включая незастроенные участки;
          создание   государственной   системы   регистрации  прав  на
     недвижимое  имущество  и сделок с ним; регистрация имеющихся прав
     на   недвижимость   в  Едином  государственном  реестре  прав  на
     недвижимое имущество и сделок с ним;
          создание  нормативной  базы  для  системы  страхования  прав
     собственности   на  недвижимость,  включая  институт  страхования
     титулов собственности;
          разработка  механизма налогообложения недвижимости на основе
     ее  рыночной  стоимости,  изменение действующего законодательства
     для снижения затрат при совершении сделок с недвижимостью;
          повышение  ответственности профессиональных участников рынка
     недвижимости;  усиление  государственного контроля за соблюдением
     условий   лицензирования   при   осуществлении   профессиональной
     деятельности   на  рынке  недвижимости,  повышение  требований  к
     лицензированию  деятельности  профессиональных  участников рынка,
     обеспечивающих    высокий    уровень    квалификации;    введение
     административной  и  уголовной  ответственности за правонарушения
     на   рынке   недвижимости   и   совершенствование  частноправовых
     способов  защиты  прав  и  интересов  профессиональных участников
     рынка недвижимости.
          В  рамках  основных  направлений  государственной политики в
     сфере  рынка  недвижимости  Правительством Российской Федерации в
     1997-1998 годах будет принят ряд мер, обеспечивающих:
          всем   собственникам   объектов   недвижимости   возможность
     получения  в  собственность  земельных участков, занимаемых этими
     объектами, их судебную защиту;
          снижение  верхней границы нормативной цены земли, по которой
     предприятия  могут  выкупать  земельные  участки,  на которых они
     расположены;
          включение    земельных    участков    в   уставный   капитал
     приватизируемых    предприятий,    расширение   выкупа   объектов
     недвижимости,   в  том  числе  земельных  участков,  что  требует
     инвентаризации и оценки государственного недвижимого имущества;
          введение  режима  рассрочки платежей за выкупаемый земельный
     участок;
          создание   правовой   базы   для   предоставления  свободных
     участков   под   застройку   и  для  коммерческого  использования
     недвижимости;
          стимулирование   выкупа   арендованных   зданий,   строений,
     сооружений по их рыночной цене;
          законодательное     установление    принципа    разрешенного
     использования  недвижимости  взамен целевого и процедур правового
     зонирования  территорий населенных пунктов, определяющего права и
     ограничения  по  способам использования земельных участков и иной
     недвижимости,  а  также  по  строительным  ограничениям  в каждом
     районе города.
          В  последующие  годы дальнейшего развитая рынка недвижимости
     должны быть предусмотрены следующие мероприятия.
          1.  Внесение  изменений  в  налоговое  законодательство  при
     совершении сделок с недвижимостью, включая:
          изменение   формы   взимания   государственный   пошлины  за
     регистрацию   сделок   -   переход   от   процентного   сбора   к
     фиксированному, основанному на реальных затратах по регистрации;
          возможность  балансового  учета  недвижимости по ее рыночной
     стоимости.
          2.  Обеспечение  развития  риэлтерской деятельности на рынке
     брокерских  услуг  на  основе  принятия  закона "О лицензировании
     риэлтерской деятельности".
          3.  Расширение возможностей оборота прав аренды недвижимости
     на   основе   принятия   закона   "Об  аренде  государственной  и
     муниципальной недвижимости".
          4.   Введение   зонирования  территорий  населенных  пунктов
     (принятие закона "О территориальном зонировании").
          Одним   из   важнейших   условий  стимулирования  городского
     развития    является    переход    к   рыночным   принципам   при
     предоставлении  земельных  участков для жилищного строительства и
     обеспечение  доступности  для  населения  обеспеченных инженерной
     инфраструктурой  земельных  участков  под индивидуальное жилищное
     строительство на открытой конкурсной или аукционной основе.
          При    резком    сокращении    бюджетных   ассигнований   на
     строительство  жилья  главным  источником  финансирования  во все
     большей  степени  становятся  средства  населения,  иных  частных
     инвесторов,  кредитные ресурсы. Соответственно, основным вопросом
     привлечения    этих   средств   является   обеспечение   условий,
     благоприятных    для    частного    инвестирования   в   жилищное
     строительство.  Основные  направления обеспечения этих условий на
     этапе   предоставления   застройщику   земельного   участка   для
     жилищного строительства состоят в следующем:
          процедура   предоставления   земли  под  жилищную  застройку
     должна  быть  четкой  и открытой, должен быть максимально упрощен
     процесс   получения   согласований,  ограничено  число  ведомств,
     участвующих  в  выделении  участка,  утверждении  проекта, выдаче
     разрешения   на   подключение   к   инженерным   сетям  и  начало
     строительства;
          требования       к       архитектурно-планировочному       и
     градостроительному  решению,  а  также  к  использованию  участка
     должны  быть  гибкими, закрепляющими только самые общие важнейшие
     принципы   застройки,   чтобы  не  препятствовать  застройщику  в
     реализации его собственной рыночной стратегии;
          в  документах  на  предоставление  земельного участка должны
     быть   четко   и   однозначно  определены  права  застройщика  на
     земельный  участок,  на его залог, субаренду и т.п., а также даны
     гарантии  города,  защищающие застройщика, который рискует своими
     деньгами,    и    других    инвесторов.    Существующая   система
     резервирования  участка  на период проектирования и строительства
     должна  быть  заменена  предоставлением  его  в  дoлгocpoчную или
     среднесрочную аренду;
          для  принятия  решения  застройщику  должна  быть обеспечена
     возможность   получения   от   органов   местного  самоуправления
     исчерпывающей   информации   о   размерах   всех   однократных  и
     периодических  платежей,  взимаемых в связи с занятием земельного
     участка,  проектированием и строительством объекта, в том числе о
     размерах   платы   за   подключение   к  инженерным  сетям  и  за
     согласование проекта.
          При  предоставлении участков в зонах плотной застройки будет
     шире  использован  механизм  конкурсов  и  аукционов, исключающих
     субъективный    выбор    застройщика,    с   одной   стороны,   и
     обеспечивающих  выбор  наиболее  подготовленного  и  эффективного
     застройщика,  с  другой  стороны. При этом взносы застройщиков на
     развитие  инфраструктуры  и  передача  части  построенного  жилья
     городу,  стоимость  которых  сейчас  подчас  превышает  стоимость
     самого  строящегося объекта, будут заменены участием застройщиков
     в  развитии  городской инфраструктуры через включение этих затрат
     в аукционную цену предоставления земельных участков.

          5.5. Финансовые рынки и развитие финансовых институтов.
                        Развитие рынка ценных бумаг

          Дальнейшее   осуществление  институциональных  реформ  тесно
     связано   с   формированием   эффективного  рынка  ценных  бумаг,
     способного решить следующие задачи:
          обеспечить     гибкое     межотраслевое    перераспределение
     инвестиционных ресурсов;
          стимулировать  приток  национальных  и зарубежных инвестиций
     на российские предприятия;
          создать  необходимые  условия для накопления и трансформации
     сбережений в инвестиции;
          обеспечить  повышение  устойчивости финансовых рынков как за
     счет  развития  финансовых  институтов,  так и за счет расширения
     спектра финансовых инструментов.
          К  настоящему  времени  в  развитии российского рынка ценных
     бумаг  уже  создан существенный задел, сформированы его правовые,
     экономические и организационные основы, в том числе:
          приняты   федеральные   законы,   изданы   указы  Президента
     Российской  Федерации  и  постановления  Правительства Российской
     Федерации,  формирующие  нормативно-правовую  базу развития рынка
     ценных бумаг в Российской Федерации;
          утверждена   Концепция   развития   рынка   ценных  бумаг  в
     Российской Федерации;
          появилось  значительное  количество опытных профессиональных
     участников рынка;
          создан  определенный  задел в развитии инфраструктуры рынка;
     сформированы основы для развития коллективных инвестиций.
          Вместе  с  тем остается нерешенным ряд проблем, основными из
     которых являются:
          низкий  уровень  капитализации  рынка  и  ликвидности ценных
     бумаг    мелких    и   средних   эмитентов;   высокая   стоимость
     заимствований   на  рынке  государственного  долга,  неразвитость
     рынка корпоративных облигаций;
          отставание  в  развитии  инфраструктуры  рынка,  в том числе
     информационной    и    телекоммуникационной    систем,   неполное
     использование  возможностей  отечественных  систем  в этой сфере,
     недостаточный  уровень  развития  инфраструктуры  с  точки зрения
     снижения  рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых
     услуг;
          слабое  развитие  нормативно-правовой  базы, устанавливающей
     ответственность   за  правонарушения  на  рынке,  недостаточность
     полномочий  органов государственного регулирования по привлечению
     к  ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство
     Российской  Федерации,  непроработанность вопросов взаимодействия
     регулирующих органов с правоохранительными и судебными органами;
          незавершенность  работы по устранению "риска регистратора" и
     нарушение прав акционеров со стороны эмитента.
          Решению  этих проблем в 1997-2000 годах будет способствовать
     проведение  активной  государственной  политики,  направленной на
     дальнейшее  развитие  российского рынка ценных бумаг, отвечающего
     национальным   интересам   России,   интегрированного  в  мировой
     фондовый   рынок   и  обеспечивающего  привлечение  инвестиций  в
     российскую экономику.
          1)  Совершенствование  законодательной  базы  развития рынка
     ценных  бумаг будет связано с принятием следующих законодательных
     актов:    Закона    об    инвестиционных    фондах;    Закона   о
     негосударственном  пенсионном  обеспечении;  Закона о защите прав
     граждан   на  рынке  ценных  бумаг;  Закона  о  займах  субъектов
     Российской   Федерации   и   муниципальных   займах;  поправок  к
     Гражданско-процессуальному   кодексу,   позволяющих  осуществлять
     групповые   иски;   и   поправок   к  Административному  кодексу,
     предусматривающих  административные  наказания  за правонарушения
     на рынке капиталов.
          2)   Формирование   благоприятного  налогового  климата  для
     развития рынка капиталов будет осуществлено путем:
          отмены  двойного  налогообложения по всем видам коллективных
     инвестиций;
          учета  отрицательных  разниц  курсов  ценных  бумаг  в целях
     налогообложения;
          унификации  ставок  налогообложения по всем видам финансовых
     инструментов;
          отказа  от предоставления налоговых льгот по отдельным видам
     ценных бумаг.
          3)   В  сфере  валютного  регулирования  будут  сформированы
     различные  режимы  регулирования экспорта и импорта капитала, что
     позволит  осуществить  меры по либерализации импорта капитала при
     сохранении   жестких   ограничений  на  экспорт  капитала.  Режим
     регулирования    импорта   капитала   будет   дифференцирован   в
     зависимости  от  типа  инвестиций, в частности будет осуществлена
     ускоренная    либерализация    режима   валютного   регулирования
     портфельных  инвестиций при сохранении более жесткого контроля за
     прямыми  инвестициями, осуществление которых ведет к установлению
     контроля за предприятиями.
          4)  В  1997-2000  годах  значительным  по  объемам торгового
     оборота  будет  оставаться  рынок  государственных  ценных бумаг,
     однако  сегмент,  занимаемый  ими  на  российском фондовом рынке,
     будет  постепенно  уменьшаться.  В составе государственных ценных
     бумаг увеличится доля долгосрочных.
          Одновременно  будет  ужесточен  контроль за порядком выпуска
     долговых  ценных  бумаг  муниципальными  и региональными органами
     власти.
          Снижение     доходности    по    государственным    долговым
     обязательствам  создаст  предпосылки  для  выхода  предприятий на
     рынок  капиталов  с целью привлечения инвестиционных ресурсов для
     модернизации  и  развития. При этом основную часть предложения на
     рынке  корпоративных  ценных  бумаг  будут  формировать около 200
     крупнейших  акционерных  обществ,  производящих  3/4 промышленной
     продукции.
          По  имеющимся  экспертным оценкам, помимо двухсот крупнейших
     компаний,   еще   около   восьмисот   "средних"   (по  российским
     стандартам)  компаний  будут  иметь  возможность  выйти  на рынок
     капиталов.    Таким    образом,   общее   количество   российских
     акционерных  обществ,  которые будут формировать спрос на капитал
     через  механизмы  рынка  ценных  бумаг,  к  концу  периода  может
     достигнуть 1000.
          5)  Информационная  прозрачность  рынка.  В  целях  развития
     внутреннего   рынка   капиталов   как  источника  инвестиций  для
     российской  экономики  будет  обеспечено формирование эффективной
     системы  защиты прав инвесторов, раскрытие достоверной информации
     об  эмитентах  и высокая степень прозрачности рынка. Формирование
     системы  защиты прав инвесторов требует развития государственного
     регулирования и системы саморегулируемых организаций.
          Раскрытие   достоверной   информации   об   эмитентах  будет
     обеспечено   на   основе   перехода  на  международные  стандарты
     бухгалтерского   учета,  принятия  соответствующих  международной
     практике    стандартов    проспектов    эмиссии   ценных   бумаг,
     формирования  стимулов  по  раскрытию  информации  для эмитентов.
     Повышение  степени  прозрачности  рынка  будет достигнуто за счет
     концентрации   торговли  на  организованных  рынках,  развития  и
     ужесточения  правил регистрации сделок и раскрытия агрегированной
     ценовой  информации,  а также создания специализированных центров
     раскрытия информации.
          6)   Формирование  в  России  полноценного  самостоятельного
     финансового  центра  и  концентрация  операций с ценными бумагами
     российских  эмитентов  в  России  должны  обеспечиваться  за счет
     быстрого развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.
          Основные   усилия   Правительства   Российской  Федерации  и
     Центрального  банка  Российской  Федерации  будут  направлены  на
     развитие  инфраструктуры  организованных рынков, в рамках которых
     торговые  и  расчетные  операции осуществляются в соответствии со
     стандартными  правилами  и  процедурами.  При этом общей задачей,
     решение   которой  имеет  ключевое  значение  для  развития  всех
     подсистем  инфраструктуры  организованных  рынков, будет являться
     стимулирование   внедрения   электронного   документооборота  при
     совершении  и  исполнении  сделок  с  ценными  бумагами, принятие
     единых  стандартов  разработки  и сертификации систем электронной
     цифровой    подписи    и   шифрования   данных,   пригодных   для
     использования   в   любой   технической  системе,  поддерживающей
     функционирование инфраструктуры фондового рынка.
          В   течение   рассматриваемого  периода  будет  осуществлена
     программа  мер,  направленных  на  устранение  одного  из главных
     препятствий   в   развитии   российского   рынка   ценных  бумаг,
     связанного  с отсутствием центральной системы расчетов и клиринга
     по  ценным  бумагам.  Быстрое  формирование  такой системы станет
     возможным   при   объединении   имеющихся   проектов   в   единую
     депозитарную систему.
          В    сфере   государственного   регулирования   деятельности
     фондовых  бирж  основной  задачей является введение новой системы
     лицензирования   и  надзора  за  деятельностью  фондовых  бирж  в
     соответствии  с  Федеральным  законом  "О  рынке  ценных  бумаг".
     Требования  к  фондовым  биржам  будут значительно повышены, а их
     количество существенно уменьшится.
          Основной  задачей  развития  внебиржевой  торговли  является
     предотвращение   монополизации   рынка,  обеспечение  достаточной
     открытости  информации в отношении реальных цен и объемов сделок.
     С   точки   зрения  защиты  прав  инвесторов  необходимо  создать
     механизмы,  обеспечивающие  раскрытие информации и предотвращение
     манипулирования ценами.
          Для  увеличения  степени  открытости  рынка и стимулирования
     конкуренции   государство  будет  поощрять  участие  агентств  по
     распространению  информации  в  предложении  услуг по организации
     торгового пространства.
          Предстоит   добиться   качественного  изменения  в  развитии
     торговых   систем   по   корпоративным   ценным  бумагам.  Задача
     заключается  в  создании  таких  механизмов  ценообразования, при
     которых  цены  могут  рассматриваться  в  качестве  официальных и
     использоваться  для  оценки  активов,  в  том  числе коллективных
     инвесторов  при  расчетах  с индивидуальными инвесторами, а также
     для  целей  налогообложения.  Кроме того, фондовые биржи и другие
     организаторы  торговли  должны  обеспечить  постоянное  раскрытие
     информации   об  эмитентах,  ценные  бумаги  которых  включены  в
     листинг  на  основе  внесения  положений о раскрытии информации в
     договоры о листинге, заключаемые эмитентами.
          7)  Развитие финансовых институтов. В рассматриваемый период
     Правительство  Российской  Федерации  будет  проводить  политику,
     направленную  на  укрепление, повышение финансовой стабильности и
     капитализации  всех  типов финансовых посредников, действующих на
     рынке   ценных   бумаг.   Эта   политика,   в   частности,  будет
     осуществляться  путем  повышения требований к минимальному объему
     собственных средств финансовых посредников.
          С  точки  зрения  развития  спектра  услуг,  предоставляемых
     финансовыми  посредниками, основное значение будет иметь развитие
     инвестиционного  банковского  бизнеса  -  услуг,  предоставляемых
     предприятиям   в   связи  с  выпуском,  организацией  подписки  и
     размещения  ценных  бумаг,  а  также  повышения  ликвидности  уже
     выпущенных   ценных  бумаг  с  последующей  реализацией  пакетов,
     находящихся в собственности самих компаний.
          В  число  текущих  задач  по развитию брокерской и дилерской
     деятельности на рынке ценных бумаг входят:
          снижение  стоимости брокерских услуг как необходимое условие
     привлечения  мелких  инвесторов на российский фондовый рынок. Эта
     проблема  должна  решаться  за  счет  поддержания высокого уровня
     конкуренции   и   снижения   трансакционных  издержек  на  основе
     развития инфраструктуры;
          сохранение   высокого  уровня  конкуренции  между  брокерами
     путем  предотвращения  монополизации всех сегментов рынка группой
     лидирующих участников;
          сохранение   и   развитие   региональных   брокерских  фирм,
     поддержка   в   развитии   региональной   сети  брокерских  фирм,
     действующих в крупнейших финансовых центрах;
          обеспечение  равных  условий  профессиональной  деятельности
     для  различных  групп  брокеров,  в  частности, решение вопроса о
     совершенствовании    форм    доступа    небанковских   финансовых
     институтов  к  платежной  системе  Центрального  банка Российской
     Федерации;
          формирование   правовой   базы   для  преодоления  конфликта
     интересов    при   совмещении   функций   брокерской,   дилерской
     деятельности   и   деятельности   по  ответственному  хранению  и
     обслуживанию ценных бумаг клиентов;
          развитие  системы  функционального  регулирования брокерской
     деятельности  на  основе взаимодействия государственных органов и
     саморегулируемых организаций участников рынка ценных бумаг;
          развитие  и  детализация правовой базы деятельности брокеров
     в  качестве  комиссионеров  и,  в  частности, по вопросу перехода
     прав  на  ценные  бумаги,  приобретаемые  комиссионером от своего
     имени за счет инвестора.
          Главной   стратегической  задачей  регулирования  брокерской
     деятельности  является  защита  интересов инвесторов по следующим
     основным направлениям:
          преодоление   асимметрии   информации   между   брокером   и
     клиентом,    возникающей    в   силу   того,   что   брокер   как
     профессиональный  участник  рынка  обладает большей информацией о
     качественных   характеристиках   предлагаемых   инвестору  ценных
     бумаг, а также ценовых и объемных характеристиках рынка;
          обеспечение   условий  приоритетного  исполнения  клиентских
     заявок   на  покупку  и  продажу  ценных  бумаг  по  сравнению  с
     операциями за собственный счет (дилерскими операциями);
          предотвращение  несанкционированных  операций  с клиентскими
     ценными бумагами.
          В   рассматриваемый  период  основные  усилия  Правительства
     Российской    Федерации   в   сфере   развития   государственного
     регулирования   депозитарной  деятельности  будут  направлены  на
     снижение  рисков утраты прав, удостоверенных ценными бумагами, на
     основе:
          развития   системы  правового  обеспечения  деятельности  по
     хранению  и  обслуживанию  ценных бумаг в сочетании с развитием и
     ужесточением  системы  функционального  регулирования  этого вида
     профессиональной  деятельности,  в  том  числе  процедуры изъятия
     ценных бумаг из хранения в кризисных ситуациях;
          развития   и  ужесточения  институционального  регулирования
     финансовых институтов.
          Для  решения  этой  задачи  необходимо  реализовать комплекс
     мероприятий, обеспечивающих:
          развитие  правовой  базы  профессиональной  деятельности  по
     ответственному  хранению  и  обслуживанию  ценных бумаг на основе
     разработки  и  введения в действие закона о владении и трансферте
     ценных бумаг;
          создание      системы      регулирования,     обеспечивающей
     неукоснительное   соблюдение   правил   по  сегрегации  счетов  и
     позволяющей  на  практике  оперативно  изымать  ценные  бумаги из
     хранения   в   кризисных   ситуациях,   предотвращать   включение
     клиентских  ценных  бумаг  в  конкурсную  массу  при  банкротстве
     депозитарных хранителей;
          поддержку  в развитии указанного комплекса услуг российскими
     участниками рынка ценных бумаг;
          снижение   рисков,   вызванных   конфликтом   интересов  при
     совмещении  функций  брокеров-дилеров и функций по ответственному
     хранению ценных бумаг на основе разделения этих функций;
          максимальное   развитие  специализации  на  основе  принципа
     реализации  основных видов профессиональной деятельности на рынке
     ценных    бумаг    как   исключительных;   переход   от   системы
     универсальных финансовых институтов к специализированным.
          В  условиях  происходящей структурной перестройки банковской
     системы  Центральный  банк  Российской  Федерации  и  Федеральная
     комиссия  по  ценным бумагам России будут стимулировать выделение
     брокерских  и дилерских подразделений коммерческих банков, прежде
     всего    -    ликвидируемых    и   реорганизуемых   в   отдельные
     брокерско-дилерские компании.
          8)    Развитие    финансовых   инструментов.   Правительство
     Российской   Федерации  будет  стимулировать  расширение  спектра
     финансовых  инструментов,  дифференцированных  по степени риска и
     доходности.   Особое   внимание   будет  уделено  развитию  рынка
     корпоративных  облигаций,  позволяющих  собственникам  привлекать
     инвестиции,  не  теряя  контроля,  и Одновременно предоставляющих
     большие   по   сравнению   с   акциями   гарантии.  Правительство
     Российской  Федерации  будет  способствовать развитию производных
     финансовых  инструментов в целях страхования рисков инвесторов на
     финансовых рынках.
          9)   Развитие   коллективных   инвестиций.  В  рамках  общей
     политики    по   поддержке   развития   рынка   капиталов   будут
     сформированы  надежные  механизмы  сбережения, доступный основной
     массе  населения  прежде всего на основе развития паевых фондов и
     других форм коллективных инвестиций.
          В  целях  защиты  прав граждан, инвестирующих средства через
     механизмы  коллективных  инвестиций,  в  течение рассматриваемого
     периода  по  всем  типам  коллективных  инвестиций  будут созданы
     системы  страховых  и  гарантийных фондов. Формирование указанных
     фондов   будет   осуществляться   за   счет   взносов  финансовых
     институтов, обслуживающих коллективных инвесторов.
          В    1997-2000   годах   существенно   изменится   структура
     портфельных  инвестиций  в  сторону увеличения доли отечественных
     инвесторов  прежде  всего за счет развития всех форм коллективных
     инвестиций  (паевые  фонды,  пенсионные фонды, кредитные союзы) и
     мобилизации    средств    населения.    Развитие    отечественной
     инвестиционной  базы с акцентом на сбережения населения потребует
     формирования      "розничной"      инфраструктуры      размещения
     сберегательных    инструментов:    развития   сети   агентов   по
     размещению,  взаимодействующих  с  банковской  системой  в  части
     обслуживания  денежных  расчетов  с  инвесторами  или  работающих
     непосредственно через филиальные сети банков.
          В  сфере  коллективных  инвестиций наиболее быстрыми темпами
     будут  развиваться паевые инвестиционные фонды; формирование этой
     отрасли   будет  сопровождаться  развитием  детальной  и  жесткой
     системы    государственного    регулирования    и    надзора   за
     деятельностью всех типов обслуживающих их финансовых институтов.
          Развитие  систем  хранения  и  обслуживания  активов  паевых
     инвестиционных    фондов    будет    осуществляться    на    базе
     специализированных  депозитариев  -  профессиональных  участников
     рынка,  развитие  которых  будет осуществляться на базе следующих
     институтов:
          организаций,   создаваемых   специально   для  осуществления
     комплексного       обслуживания      коллективных      инвесторов
     (администраторов     коллективных     инвестиций),    действующих
     одновременно   в   качестве   специализированных  депозитариев  и
     регистраторов  и  осуществляющих  услуги по организации бэк-офиса
     управляющих компаний;
          кредитных     учреждений,    предоставляющих    услуги    по
     обслуживанию  коллективных  инвестиций в качестве составной части
     услуг  по  хранению  и  обслуживанию  ценных бумаг, принадлежащих
     институциональным клиентам;
          крупных     специализированных    небанковских    финансовых
     институтов,    удовлетворяющих    нормативным    требованиям    к
     специализированным организациям.
          На  этапе становления российского фондового рынка для оценки
     активов  коллективных  инвесторов  необходимо ускоренное развитие
     специфического  вида  деятельности  -  независимой оценки активов
     коллективных  инвесторов  специализированными  фирмами,  имеющими
     лицензию  на  право  осуществления  деятельности по оценке чистых
     активов коллективных инвесторов.
          Развитие    деятельности   в   качестве   специализированных
     регистраторов  паевых  инвестиционных фондов будет осуществляться
     на    базе    существующих    и   вновь   создаваемых   компаний,
     осуществляющих   деятельность   по  ведению  реестров  владельцев
     ценных  бумаг,  а  также  компаний - администраторов коллективных
     инвестиций.
          В  целях  быстрого  развития  сети,  обслуживающей платежи в
     связи  с операциями по размещению и выкупу паев у граждан на всей
     территории  Российской Федерации, будут задействованы возможности
     почтовой  службы  в  сфере  организации агентского обслуживания и
     переводов денежных средств.
          В  сфере  негосударственного  пенсионного  обеспечения будет
     осуществлено     значительное     ужесточение    государственного
     регулирования,  направленное  на укрепление контроля за качеством
     активов  негосударственных  пенсионных  фондов  и  системы защиты
     прав   инвесторов,   в  том  числе  на  основе  совершенствования
     нормативно-правовой     базы.     Ужесточение    государственного
     регулирования  и  надзора приведет к ликвидации или реорганизации
     значительного    числа    существующих    в    настоящее    время
     негосударственных пенсионных фондов.
          Развитие  кредитных союзов будет происходить главным образом
     в  регионах, при этом основной контроль за их деятельностью будет
     осуществляться самими участниками таких организаций.
          Развитие    страхования    будет    одним   из   приоритетов
     экономической политики Российской Федерации.
          В  сфере страхования будет сформирована система стимулов для
     развития   инструментов   сбережений   для   населения,   т.   е.
     инструментов,  предусматривающих выплаты инвесторам основных сумм
     с  накопленными процентами при ненаступлении страхового случая по
     истечении  определенного  срока.  Развитие  такого  рода операций
     потребует  ужесточения  системы  государственного регулирования и
     надзора,   прежде  всего  укрепления  контроля  за  структурой  и
     качеством активов страховых компаний.
          Необходимо   предусмотреть   увеличение   размера  страховых
     взносов,  уплаченных  предприятиями и относимых на себестоимость,
     а   также   изменение  положений  налогового  законодательства  в
     отношении   потенциальных   страхователей   -  физических  лиц  и
     предприятий.  В  частности,  это  касается  недопущения  взимания
     подоходного   налога   с   сумм  страховых  премий.  Должна  быть
     разработана  государственная  концепция развития страхового рынка
     и исходя из нее создано страховое законодательство.
          Будет  создана система страховой защиты граждан и территорий
     от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
          В    сфере    иностранных   портфельных   инвестиций   будут
     задействованы   все   потенциальные  возможности  наращивания  их
     объема,  а  также  проведена диверсификация источников инвестиций
     (в   частности,  более  активно  будут  привлекаться  портфельные
     инвестиции   из   Европы,   а  также  из  азиатско-тихоокеанского
     региона)  на  основе  стимулирования создания в России филиалов и
     дочерних   компаний   финансовыми   институтами,   обслуживающими
     соответствующих инвесторов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное