Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
     вопросов  социальной  сферы.  Этот  пакет программ будет в первую
     очередь  формироваться исходя из остроты проблем жизнеобеспечения
     в    социальной   защиты   населения,   а   также   необходимости
     осуществления  инвестиционных  проектов  в социальной сфере "Дети
     России",   "Инвалиды",  "Миграция",  "Образование",  "Культура  и
     искусство", "Жилище" и ряд других.
          В   соответствии   с  концепцией  промышленной  политики  на
     1997-2000  годы будет реализовываться пакет федеральных программ,
     направленных  на  сохранение и развитие промышленного потенциала.
     Получат  дальнейшее развитие программы наукоемкого машиностроения
     "Защита   государственного   станкостроения",  "Энергосберегающая
     электротехника",  "Развитие  электронной  техники",  "Конверсия",
     "Развитие  конкурентоспособных химических производств", "Развитие
     промышленной   биотехнологии",   "Свой  дом"  (особенно  в  части
     расширения  спроса  на  продукцию  отечественной промышленности),
     реализация  федеральных научно-технических программ "Исследования
     и  разработки  по  приоритетным  направлениям  развития  науки  и
     техники  гражданского  назначения",  "Международный  термоядерный
     реактор  ИТЭР  в  НИОКР в его поддержку". Федеральная космическая
     программа   России   и   программа   "Государственная   поддержка
     интеграции  высшего  образования  и  фундаментальной науки" будут
     осуществляться  на базе приоритетных направлений развития науки и
     техники и критических технологий.
          По  мере оживления экономического роста все большее значение
     будут  приобретать  программы с мощной инновационной составляющей
     и  чисто  инновационные  программы.  Эти  программы  будут решать
     наиболее  крупные  проблемы,  требующие  существенных изменений в
     структуре промышленного производства.
          В   связи  с  реализацией  политики  "устойчивого  развития"
     продолжится  выполнение  программ  экологической  направленности,
     включая  комплексную реализацию мероприятий программ "Чернобыль",
     "Маяк",  "Семипалатинск",  "Обращение с радиоактивными отходами и
     отработавшими  ядерными  материалами, их утилизация и захоронение
     на 1996 - 2005 годы".
          Учитывая  значительное  количество  принятых программ, будут
     внесены  существенные  изменения  в  порядок их финансирования. В
     условиях  ограниченности  централизованных  ресурсов  с 1997 года
     предусматривается   осуществлять  комплексное  финансирование  из
     федерального   бюджета   только   отдельных  федеральных  целевых
     программ   социальной   направленности,  а  реализация  остальных
     программ  будет  осуществляться  государственными  заказчиками за
     счет   финансирования   из  федерального  бюджета  и  привлечения
     внебюджетных  источников,  средств  бюджетов субъектов Российской
     Федерации  и  местных бюджетов. Финансирование указанных программ
     из  федерального бюджета будет осуществляться только по отдельным
     проектам и мероприятиям в основном на конкурсной основе.
          Одновременно   будет   принято   решение  о  приостановлении
     принятия и разработки новых федеральных целевых программ.
          Начиная  с  1997  года  Правительство  Российской  Федерации
     обеспечит  условия  для  исполнения  государственными заказчиками
     федеральных   целевых   программ   их   основных  обязанностей  -
     разработки   механизмов   привлечения   внебюджетных   финансовых
     ресурсов  для  выполнения  программ,  при  этом  будет обеспечено
     применение  конкурентной  и  контрактной  системы взаимоотношений
     государственных  заказчиков  и  исполнителей  федеральных целевых
     программ.

                  6.2. Привлечение иностранных инвестиций

          Потребность  Российской  Федерации в иностранных инвестициях
     в  19972000  годах  будет определяться в первую очередь дефицитом
     отечественных  источников накопления, а укрепление стабильности и
     рост   экономики,   обеспечивающие   достаточную   доходность  на
     вложения,   будут   содействовать   их   притоку.  Вместе  с  тем
     привлечение  иностранных  инвестиций в российскую экономику будет
     проходить   в   условиях  острой  конкуренции  на  мировом  рынке
     капитала   за   инвестиционные   ресурсы.   Для   успеха  в  этой
     конкурентной   борьбе   за   инвестиционные   ресурсы  от  России
     потребуются  усилия  в  создании образа открытой для иностранного
     капитала страны.
          Приток   иностранных   инвестиций   в  российскую  экономику
     позволит  ускорить решение таких проблем социально-экономического
     развития  страны,  как продвижение конкурентоспособных российских
     товаров   и   технологий   на   внешний   рынок,   расширение   и
     диверсификация       экспортного       потенциала,       развитие
     импортозамещающих    производств,    развитие    производства   в
     трудоизбыточных    регионах,    освоение   современных   рыночных
     отношений в сфере предпринимательства.
          Концепция   политики   в   области  привлечения  иностранных
     инвестиций исходит из необходимости решения следующих задач:
          создание  благоприятной среды и условий для реинвестирования
     российского капитала, вывезенного за рубеж;
          повышение  рейтинга  страны  (реципиента  капитала)  за счет
     снижения некоммерческих рисков;
          создание  благоприятных  условий для привлечения иностранных
     инвестиций,   главным   среди   которых   является   стабильность
     налогового режима.
          Исходя  из  указанных  целей,  оценки сложившейся ситуации в
     инвестиционной  среде,  необходимости формирования благоприятного
     инвестиционного  климата  и образа России как страны, принимающей
     иностранные  инвестиции,  совершенствование  политики привлечения
     иностранных  инвестиций  в  1997-2000  годах  включает  следующие
     направления:
          формирование  стабильной  и "прозрачной" нормативно-правовой
     базы,   регулирующей   привлечение   иностранных   инвестиций   и
     предпринимательскую   деятельность   иностранных   инвесторов  на
     территории  России,  в  том  числе  налогообложение  и таможенное
     регулирование,    предоставление    гарантий,    включая   личную
     безопасность,   защиту  вкладываемых  средств  от  некоммерческих
     рисков  и  равные условия осуществления инвестиций для российских
     и    иностранных    инвесторов,    с   изъятиями,   определяемыми
     федеральными законами;
          расширение   форм   привлечения   иностранных  инвестиций  в
     российскую   экономику   (концессионные  договоры,  соглашения  о
     разделе   продукции,  инвестиционные  соглашения  с  иностранными
     фирмами);
          организация   системы   гарантий,   защиты   и   страхования
     иностранных  инвестиций,  развитие  системы залоговых операций на
     федеральном и региональном уровнях;
          развитие    системы   информационного   и   консультативного
     обеспечения,   маркетинга  инвестиционных  программ  и  проектов,
     развитие   в   зарубежных   странах   сети  инвестиционных  бюро,
     оказывающих  услуги  потенциальным  инвесторам  для  вхождения на
     российский  рынок,  формирование  банка  данных по инвестиционным
     проектам   и   подготовка   справочных   материалов  об  условиях
     инвестирования  для  зарубежных  инвесторов,  выпуск  специальных
     информационных  изданий,  проведение  в  регионах  конференций  с
     участием широкого круга российских предпринимателей;
          развитие  форм  организационно-правовых структур привлечения
     иностранных      инвестиций:      международных     консорциумов,
     международных    венчурных   фондов,   международных   лизинговых
     компаний и других;
          развитие   договорно-правовой   основы   участия   России  в
     международном   инвестиционном   сотрудничестве:   подготовка   и
     подписание    соглашений    о   поощрении   и   взаимной   защите
     капиталовложений,    участие    в    подготовке   многостороннего
     соглашения по инвестициям и другие;
          развитие  инвестиционного  сотрудничества  с  международными
     финансовыми институтами и организациями;
          разработка   основ   государственной   политики  и  создание
     специальных   институтов   по   возврату  вывезенного  из  России
     капитала;
          развитие  и  активизация  деятельности  федеральных  органов
     исполнительной   власти   в   рамках  Мюнстерского  переговорного
     процесса   по  привлечению  иностранных  инвестиций  в  экономику
     Российской Федерации;
          разработка   проекта   федеральной   программы  формирования
     свободных экономических зон на территории Российской Федерации;
          создание  локальных  свободных  экономических зон в наиболее
     перспективных  для  привлечения иностранных инвестиций регионах и
     развитие  на  этой  основе  экспортного  потенциала  России  и ее
     регионов;
          дальнейшая    либерализация   норм   и   правил   совершения
     нерезидентами валютных операций, связанных с движением капитала;
          содействие  регионам в привлечении иностранных инвестиций (в
     разработке       региональных       инвестиционных      программ,
     нормативно-правовых   актов,   инвестиционных  проектов,  системы
     гарантий  и  льгот  за  счет региональных источников), подготовка
     обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам.
          Будут  определены  как  приоритетные,  так  и  закрытые  или
     ограниченные  для  иностранных  инвесторов отрасли, производства,
     регионы    и   формы,   в   которых   такие   ограничения   будут
     устанавливаться.
          Особое    внимание    будет    также   уделено   привлечению
     иностранного  капитала  к созданию современной производственной и
     социальной    инфраструктуры.   С   этой   целью   предполагается
     проведение   тендерных   торгов  для  иностранных  инвесторов  на
     строительство   "под   ключ"  объектов  инфраструктуры  (очистных
     сооружений,    дорог,    мостов   и   т.   п.).   Для   повышения
     привлекательности   осуществления   такого  рода  проектов  будет
     рассмотрен   вопрос   о   предоставлении   сооружаемого   объекта
     иностранным   партнерам   в  собственность  и  передаче  прав  на
     долгосрочную аренду земли, находящейся под возводимым объектом.
          Основной  формой участия иностранного капитала в виде прямых
     инвестиций  останется создание на территории России предприятий с
     иностранными  инвестициями.  Получит также распространение широко
     применяемый    в   международной   практике   кредит   поставщика
     оборудования,  в  частности  в  рамках такой формы международного
     сотрудничества, как компенсационные соглашения.
          Инвестиционное    сотрудничество    со   странами   ближнего
     зарубежья    будет   осуществляться   на   основе   согласованной
     экономической  политики,  учитывающей специализацию, кооперацию и
     производство   тех   видов  продукции,  которые  необходимы  этим
     странам.   Основные  формы  такого  сотрудничества  -  совместное
     государственно-коммерческое     финансирование     инвестиционных
     проектов;  создание  международных финансово-промышленных групп с
     участием  российских предприятий и финансовых институтов, а также
     предприятий  государств  -  участников  СНГ,  в  особенности тех,
     которые  являются  критически важными поставщиками для российской
     экономики;  международный  финансовый лизинг; создание договорных
     совместных   организаций   типа  консорциумов  для  осуществления
     инвестиционной деятельности.
          В   1997-2000   годах  иностранные  прямые  инвестиции  (см.
     таблицу)  будут  направлены  в  основном  в отрасли материального
     производства,  в  том числе на реализацию инвестиционных проектов
     обрабатывающей  промышленности, проектов на условиях соглашений о
     разделе продукции и концессионных договоров.

                 Объем и структура иностранных инвестиций
                                                  (млрд. долларов США)
     -----------------------------------------T-------T-------T-------T-------
                Прямые  инвестиции            ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.
     -----------------------------------------+-------+-------+-------+-------
     Прямые инвестиции (без соглашений о разделе  2,8     3,9     5,8     7,3
     продукции)
     Прямые инвестиции по соглашениям о разделе   3,3     3,3     2,7     2,7
     продукции
     Кредиты МБРР (инвестиционные  компоненты)    0,6     1,6     1,8     2,3
     Двусторонние кредиты                         1,9     0,9     0,4     0,2
            Итого                                 8,6     9,7    10,7    12,5
     Прочие  инвестиции                           4,5     5,3     6,1     6,7
            в том числе:
     торговые кредиты                             0,6     0,9     1,2     1,5
     прочие кредиты                               2,5     2,6     2,7     2,8
     банковские вклады                            1,4     1,8     2,2     2,4

          Ежегодный   рост   прямых   инвестиций   в  реальные  активы
     предприятий  с  иностранными инвестициями можно ожидать на уровне
     40 процентов.
          В  этот период крупномасштабные иностранные капиталовложения
     в  освоение  нефтегазовых  месторождений  будут осуществляться на
     условиях  долгосрочных  соглашений о разделе продукции. Ежегодные
     объемы   капиталовложений,   оценка   которых   основана  на  уже
     известных проектах, составят около 3 млрд. долл. США.
          В    отношении   кредитов   по   двусторонним   соглашениям,
     "связанным"   кредитам   намечается   линия   на  их  постепенное
     свертывание    с    переносом    центра   тяжести   на   загрузку
     отечественного     машиностроения,     включая     конверсируемые
     предприятия.
          В   отличие   от   кредитов   по   двусторонним  соглашениям
     намечается  увеличить  в  2  раза  заимствования у Мирового банка
     реконструкции   и  развития  (МБРР).  Следствием  такой  политики
     явится  резкое  изменение структуры заимствований, благодаря чему
     доля  "связанных" кредитов снизится с 63 процентов в 1997 году до
     8 процентов в 2000 году.
          Эта   возможность  должна  быть  использована  отечественной
     промышленностью  для  реализации  своей  продукции.  Сертификация
     продукции,   навыки  участия  в  международных  торгах  открывают
     дополнительные    возможности   для   экспорта   оборудования   и
     строительных работ.
          Участие  иностранных  инвесторов в развитии экономики России
     не   ограничивается   прямыми  инвестициями.  Устойчивый  процесс
     экономической  стабилизации существенно снижает финансовые риски.
     Благодаря  этому  предприятия  с  иностранными инвестициями будут
     иметь   более  широкие  возможности  для  получения  кредитов  на
     международных  финансовых  рынках.  Это  обусловит  рост  объемов
     прочих  инвестиций  в  прогнозируемом  периоде с 4,5 до 6,7 млрд.
     долларов США.
          В  рассматриваемом периоде намечается ежегодное увеличение в
     два  раза  количества  покупаемых  иностранными инвесторами акций
     российских  предприятий. Однако и в этом случае объем портфельных
     инвестиций останется незначительным.
          Долгосрочные   кредиты   МБРР,   являясь  наиболее  дешевыми
     кредитными     ресурсами,     предоставляемыми    под    гарантии
     Правительства    Российской    Федерации,    позволяют    успешно
     реализовать  преобразования  в различных сферах экономики. Причем
     результаты  этих проектов, базирующихся на передовом опыте многих
     стран  мира,  в  последующем  могут  быть  применены на следующих
     этапах реформ в России.
          Характер  современного этапа развития экономики предполагает
     новые  приоритеты  во  взаимодействии  с  МБРР.  Растущие  объемы
     внешних    заимствований    требуют    эффективного    управления
     государственным    внешним    долгом.    Это   в   свою   очередь
     предопределяет  необходимость  увеличения  в России доли проектов
     МБРР,  реализующихся  на  основе окупаемости. Решение этой задачи
     возможно   за   счет   увеличения  инвестиционного  компонента  в
     структуре  займов  Банка,  а  также  операций по перекредитованию
     средств  МБРР  конечным  получателям.  Такой  подход позволит при
     увеличении  общих  объемов  заимствования до 2,5-3 млрд. долларов
     США  в  год (к 2000 году) снизить долговое бремя, приходящееся за
     счет  кредитов  МБРР на федеральный бюджет, с 90 процентов в 1997
     году  до  29  процентов  в 2000 году. В то же время доля кредитов
     МБРР,   возврат  которой  должны  обеспечить  конечные  заемщики,
     повышается с 10 процентов в 1997 году до 71 процента в 2000 году.
          Программа   заимствований  Российской  Федерации  у  МБРР  в
     1997-2000 годах будет сосредоточена на следующих направлениях:
          структурные реформы;
          реструктуризация и поддержка промышленности;
          развитие инфраструктуры.

          Структурные реформы
          В  1997-2000  годах  заемные  средства МБРР будут направлены
     прежде  всего на подготовку и реализацию программ, обеспечивающих
     социальные   нужды   населения   в   переходный  период.  Проекты
     структурной  перестройки  социального  сектора  позволят  создать
     базу  для  системы  социальной  защиты  наиболее  уязвимых членов
     общества  за  счет  повышения  адресности помощи, предоставляемой
     государством.  В  ходе  реализации  займов Всемирного банка будет
     внедрена  система  эффективного  финансирования социальных услуг.
     Одновременно   будет   обеспечено   повышение  качества  основных
     социальных услуг, таких, как здравоохранение и образование.
          В  жилищной  сфере  и  области  городского развития средства
     МБРР  будут  направлены  на  жилищное  строительство для снижения
     стоимости   жилья   за   счет   использования  дешевых  кредитных
     ресурсов,  на создание и финансовую поддержку залоговой системы в
     целях  стимулирования  накоплений  населения  для строительства и
     покупки  жилья, на поддержку муниципальных программ реконструкции
     исторической   застройки   городов  для  расселения  коммунальных
     квартир  и  стимулирования  внебюджетных  инвестиций,  на решение
     проблемы энергосбережения в жилищном секторе.
          В    целях    формирования    устойчивых   бюджетных   основ
     предполагается    направить    средства    МБРР    на   повышение
     эффективности  государственных  расходов, укрепление межбюджетных
     отношений,    совершенствование    институциональной    структуры
     управления бюджетом.
          Займы  МБРР  будут  направлены также на поддержку дальнейшей
     реструктуризации  угольной  отрасли и проведение последовательных
     реформ в области сельского хозяйства.

          Реструктуризация и поддержка промышленности
          Программа  заимствований  у  МБРР позволит осуществить целый
     ряд  проектов  по  финансированию  развития  предприятий.  В этой
     связи   важными  направлениями  сотрудничества  станут  поддержка
     реформирования  российских  предприятий, открытие кредитных линий
     для  финансирования  инвестиционных  проектов  в  промышленности,
     содействие   реструктуризации   социальных  активов  предприятий,
     реализация  гарантийных  операций.  В  целях поддержки российских
     предприятий  будут предприняты усилия по интеграции усилий МБРР и
     Международной  финансовой  корпорации (МФК). Российская Федерация
     будет  осуществлять заимствования у МБРР на цели реструктуризации
     социальных  активов предприятий, что будет способствовать участию
     МФК  в  инвестиционных  проектах  и подключению частных капиталов
     (особенно     российских)     к    реструктуризации    российской
     промышленности.  В  рамках  реализации  Программы заимствований у
     МБРР  будет  обеспечено  развитие деловых возможностей российских
     производителей,  в  том  числе  за  счет  расширения их участия в
     проектах, реализуемых МБРР в других странах мира.

          Инфраструктура
          Необходимо  продолжать  реализацию  проектов  МБРР в области
     развития  инфраструктуры.  В  то же время подобные проекты должны
     создавать  условия  для  внедрения рыночных механизмов, повышения
     эффективности,  реализации  механизмов самоокупаемости. В области
     развития  инфраструктуры  усилия  будут сосредоточены на проектах
     по   восстановлению   шоссейных   дорог,   мостов,  строительства
     энергетических    объектов    и    повышения   эффективности   их
     использования,   реконструкции   портов,   развития  коммунальной
     инфраструктуры.

                        6.3. Промышленная политика

          К   началу   экономической  реформы  промышленный  потенциал
     России     характеризовался    огромными    масштабами,    низкой
     эффективностью  и  глубокими  деформациями,  и  в  первую очередь
     слабой   ориентацией   на  потребительский  спрос  и  отсутствием
     действенных    стимулов    повышения    конкурентоспособности   и
     эффективности.  В  условиях  закрытой плановой экономики сложился
     сильно   милитаризованный,   узкоспециализированный   и   поэтому
     высокомонополизированный   промышленный  комплекс  с  утяжеленной
     структурой и отсталой технологической базой.
          Однако   даже  в  первые,  наиболее  тяжелые,  годы  реформы
     отмечены    позитивные   тенденции   в   развитии   промышленного
     производства:  повышается  качество  отдельных  видов выпускаемой
     продукции,   происходит  приспособление  производимых  товаров  и
     продуктов   к   требованиям   потребителя,   продукция  отдельных
     отраслей обрабатывающей промышленности выходит на мировой рынок.
          Сокращение  производства в одних отраслях, в том числе ранее
     гипертрофированно     развитых     (оборонная    промышленность),
     сопровождается стабилизацией и ростом производства в других.
          Однако   до   настоящего   времени   не  удалось  переломить
     негативную  тенденцию  роста  доли  в  общем объеме промышленного
     производства  продукции  добывающих  отраслей  и  сокращения доли
     продукции обрабатывающих отраслей.
          Оценивая  в  целом  состояние промышленности России, следует
     отметить,   что  за  годы  реформ  сложилось  положение,  которое
     требует   определенных   изменений   в   экономической  политике,
     вытекающих  из перехода к новому этапу преобразований, и в первую
     очередь в промышленности.

          Содержание и цели промышленной политики
          С  учетом сегодняшнего состояния промышленности главная цель
     промышленной  политики  на  современном этапе реформ определяется
     как  повышение  эффективности  и конкурентоспособности российской
     промышленности на внешнем и внутреннем рынках и ее подъем.
          Для    достижения   главной   цели   промышленной   политики
     необходимо обеспечить:
          сохранение  накопленного  научно-технического  потенциала  и
     использование его в целях развития промышленности;
          увеличение платежеспособного спроса в стране;
          развитие    и   использование   сравнительных   конкурентных
     преимуществ    российской   промышленности   и   последовательное
     преодоление ее слабостей.
          Намечаемые  структурные сдвиги в промышленности предполагают
     последовательное    снижение    доли    добывающих   отраслей   в
     промышленности      с     соответствующим     повышением     доли
     перерабатывающих  отраслей,  стабилизацию  к  концу  периода доли
     материалов,    полуфабрикатов    и   комплектующих   изделий   на
     качественно   новом  уровне,  рост  доли  машин,  оборудования  и
     товаров  народного  потребления. Такая структура должна сложиться
     в  условиях открытой экономики в конкурентной борьбе за спрос, за
     позиции на внутреннем и мировом рынках.

          Методы промышленной политики
          Методы   промышленной   политики,   применяемые  в  условиях
     рыночной  экономики,  достаточно  разнообразны.  Главными  из них
     являются следующие:
          1)  формирование институциональных и законодательных условий
     для развития позитивных структурных изменений в промышленности.
          Прежде   всего   это  условия,  обеспечивающие  защиту  прав
     собственности,    выполнение    обязательств    по    контрактам,
     информационную  открытость компаний для инвесторов. Специфические
     условия    должны    обеспечивать   возможность   сокращения   до
     приемлемого  уровня  расходов  по  содержанию социальной сферы, а
     для   государства   -   совершенствования   системы   и   методов
     регулирования цен на продукцию естественных монополий;
          2)  реформирование  налоговой  системы с целью ее упрощения,
     обеспечения   равномерности  и  посильности  налогового  бремени,
     создания   условий  для  развития  эффективного  производства  на
     основе  самофинансирования.  В  современных  условиях  речь  идет
     прежде  всего об устранении многообразных льгот и одновременно об
     изменении  структуры  налогов,  включая повышение доли налогов на
     потребление   (НДС  и  акцизы)  при  сокращении  доли  налога  на
     прибыль,  уточнении  налогооблагаемой базы и механизмов взыскания
     налогов.  Будут  разработаны  процедуры вывода неиспользованных и
     устаревших   производственных  мощностей  (включая  незавершенное
     капитальное   строительство)   с   баланса  предприятий  в  целях
     снижения   себестоимости   продукции   и   облегчения   налоговой
     нагрузки,  внесены  изменения  в амортизационную политику с целью
     дать  возможность  предприятиям  увеличить  амортизационные фонды
     как   источник   инвестиций  и  самостоятельно  решать  вопрос  о
     размерах  амортизационных  отчислений  с  учетом  порядка  уплаты
     налога  на  имущество и налога на недвижимость после его введения
     взамен налога на имущество;
          3)  меры  внешнеэкономической  поддержки.  В их числе методы
     внешнеэкономического  регулирования,  такие, как ставки импортных
     тарифов,  и меры специального регулирования, применяемые в рамках
     правил  ВТО.  Установление  импортных тарифов должно обеспечивать
     присутствие  на  внутреннем рынке иностранных конкурентов при его
     насыщении  товарами  и  в  то же время защиту в переходный период
     отечественных   производителей,   уже   сейчас  или  в  ближайшей
     перспективе конкурентоспособных на рынках.
          Для   защиты   внутреннего   рынка  в  рамках  процедур  ВТО
     Правительство    Российской    Федерации    намерено    применять
     преимущественно  тарифные  методы,  такие,  как  компенсационные,
     антидемпинговые и специальные пошлины.
          Для         усиления        государственной        поддержки
     экспортно-ориентированных   предприятий   будут   предоставляться
     государственные гарантии под привлекаемые кредитные ресурсы.
          Широкое  развитие получит система экспортного кредитования и
     страхования экспортных кредитов.
          В    целях    повышения    конкурентоспособности   продукции
     отечественного  машиностроения  на  внешнем  рынке  будет усилена
     государственная     поддержка    проведения    предприятиями    и
     организациями              международной             сертификации
     экспортно-ориентированной продукции.
          Возрастающую    роль    будут    играть    политическая    и
     дипломатическая  поддержка  российского  промышленного  экспорта,
     содействие  формированию  совместных  с  иностранными  партнерами
     предприятий,  организующих  сбыт  на  внешних  рынках  российской
     продукции, прежде всего высокотехнологичной;
          4)  содействие  расширению  спроса на промышленную продукцию
     на  внутреннем  рынке.  Это может осуществляться через конкурсные
     государственные  закупки,  содействие  улучшению  анализа спроса,
     маркетинга,  рекламы  российских товаров, развитие инфраструктуры
     товарных рынков.
          Важной  формой  увеличения  внутреннего  спроса  в ближайшие
     годы будет развитие лизинга, особенно продукции машиностроения.
          Будут  предприняты  меры  по улучшению подготовки российских
     предприятий  к  участию  в  международных  тендерах,  в том числе
     проводимых международными финансовыми организациями;
          5)  стимулирование  частных  и иностранных инвестиций прежде
     всего       посредством      обеспечения      политической      и
     финансово-экономической   стабильности,  снижение  инвестиционных
     рисков  и  повышение  доверия  со стороны инвесторов. Важную роль
     должны  сыграть  принятие  и  реализация  законов  об иностранных
     инвестициях,   о   соглашениях  о  разделе  продукции,  свободных
     экономических зонах, концессиях;
          6)  прямые  государственные инвестиции и иные вложения будут
     использоваться  в тех случаях, когда важные для страны проекты (в
     том  числе  в области развития инфраструктуры, реализации подъема
     наиболее  перспективных  высокотехнологичных  проектов)  временно
     непривлекательны   для   частного  капитала.  Реализация  Бюджета
     развития  будет  стимулировать  инвестиции  в производство, в том
     числе  в  форме  долевого  участия  государства,  государственных
     гарантий на основе конкурсов инвестиционных проектов;
          7)  совершенствование  системы управления, предусматривающее
     разработку   законодательного   механизма  разграничения  прав  и
     обязанностей   собственников   и  управляющих,  создание  системы
     государственного   контроля  за  деятельностью  управляющих  (для
     предприятий  государственной  и  смешанной  формы собственности),
     создание   системы   непрерывного   обучения   и   переподготовки
     управленческих кадров.
          Указанные     методы     будут     применяться    гибко    и
     дифференцированно,  с  учетом возможностей государства, специфики
     отраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры.

          Стратегии и приоритеты развития промышленности
          Опыт    многих   стран,   добившихся   успехов   в   подъеме
     промышленности,   позволяет  выделить  следующие  типы  стратегий
     развития:
          1)    стратегия   использования   природных   ресурсов.   Ее
     придерживались  в  основном  страны  с  богатыми запасами нефти -
     страны  Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия. Суть ее
     состояла  в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением
     иностранных  инвестиций  и  последующим использованием полученных
     доходов  для  повышения  благосостояния населения и развития ряда
     отраслей,  ориентированных  на внутренний рынок. Как правило, это
     небольшие  государства,  способные  длительное время жить за счет
     экспорта добываемого сырья и топлива;
          2)   стратегия   "преследования".   Суть   ее   в  том,  что
     промышленность,  опираясь  главным  образом  на  дешевую  рабочую
     силу,   осваивает   производство  конкурентоспособной  продукции,
     производившейся   ранее  в  развитых  индустриальных  странах,  и
     заполняет  более  дешевыми  изделиями рынки, с которых эти страны
     вытесняются.  На  первых этапах потребителю не предлагается новых
     продуктов.   Основной   упор   делается  на  воспроизведение  уже
     созданных  образцов  по более низкой цене. Только закрепившись на
     рынках,   компании   "преследующих"   стран   переходят  к  более
     качественным    и    оригинальным   изделиям.   Такой   стратегии
     придерживались  Япония,  Южная Корея, другие страны Юго-Восточной
     Азии, в значительной мере ее использует и Китай;
          3)  стратегия  "передовых  рубежей",  которой придерживаются
     США,  Германия  и другие развитые индустриальные страны Европы, а
     в  последние 25 лет и Япония. Эта стратегия состоит в том, чтобы,
     опираясь  на  достижения научно-технического прогресса, создавать
     новые  продукты  и  технологии,  формировать спрос на них и новые
     рынки.  Классический  и  наиболее  успешный пример - компьютерная
     революция и информационные технологии, родиной которых стали США.
          Общим  для каждой из указанных стратегий является достижение
     нового  технологического  рубежа.  Разница  в  стратегиях  прежде
     всего   определяется   соотношением   этого  рубежа  с  исходными
     возможностями.
          Россия  должна  выбрать стратегию развития, опираясь на свои
     нынешние  конкурентные преимущества и с учетом своих слабых мест.
     Из  перечисленных стратегий нельзя выбрать какую-то одну просто в
     силу  огромных  различий  между  разными  секторами  экономики  и
     группами производств.
          Стратегию   "передовых  рубежей"  можно  проводить,  видимо,
     только    в    производстве   некоторых   видов   вооружений,   в
     авиакосмической  и  атомной промышленности. Сюда же можно отнести
     некоторые уникальные наукоемкие производства.
          Огромные   природные   богатства  позволяют  в  определенной
     степени   опираться   в  развитии  на  добывающую  промышленность
     (нефть,  газ, алмазы, цветные металлы). Это преимущество, за счет
     которого   нельзя   жить   все   время,   но  которое  необходимо
     использовать  в  целях  развития.  В  то же время для большинства
     отраслей  промышленности,  где сложилось отставание от передового
     уровня    производства,    должна    быть    принята    стратегия
     "преследования",  прежде  всего  с  целью  сохранения  позиций на
     внутреннем рынке.
          Поэтому     промышленная    политика    должна    приобрести
     дифференцированный  характер,  т.е.  с  точки  зрения применяемых
     методов  строиться  по-разному  для  разных  групп  производств и
     отраслей.
          Прежде   всего,  учитывая  нынешнюю  ситуацию  в  экономике,
     ограниченность  финансовых  ресурсов  государства и необходимость
     их  максимально  эффективного  использования  в  целях увеличения
     доходов  и  стимулирования  инвестиционной  активности, в течение
     ближайших  2-3  лет  наивысшим  приоритетом  должны  пользоваться
     высокоэффективные,   быстроокупаемые   инновационные  проекты,  в
     которых  государство  может  участвовать  на  долевых  началах  с
     частными  инвесторами,  беря  на  себя  часть рисков. При этом не
     должны  иметь значения ни отрасль, ни какие-либо другие признаки.
     Главный    критерий    -    степень    экстенсивного   расширения
     технологического и экономического эффекта в отраслях.
          Со  временем,  по мере повышения инвестиционной активности и
     приведения  в  действие рыночного механизма экономического роста,
     возрастет   роль  промышленной  политики,  дифференцированной  по
     группам производств и отраслей.
          Реализация  промышленной политики будет осуществляться в два
     этапа.
          Основной  задачей  первого  этапа Программы (1997-1998 годы)
     является  создание финансовых и институциональных предпосылок для
     осуществления    технологического    прорыва    в    потенциально
     конкурентоспособных  на  внутреннем  и  мировом рынках отраслях и
     производствах  и  ускорения преодоления технического отставания в
     отраслях  и  производствах  третьей  группы,  ориентированных  на
     внутренний рынок.
          На  этом  этапе  основные  ресурсы, направляемые на развитие
     промышленности,   будут   сосредоточены   на   финансировании   и
     поддержке:
          быстроокупаемых  проектов  ("точек  роста"),  приоритетность
     которых определяется степенью эффективности и надежности проекта;
          отраслей    и    производств   второй   группы,   обладающих
     потенциальной конкурентоспособностью на мировом рынке.
          В   1997   году   будет   начата   реформа   предприятий   и
     реструктуризация их долгов.
          На   втором   этапе   (1999-2000   годы)   предусматривается
     обеспечить    активный   рост   промышленного   производства.   В
     результате   создания   благоприятного   инвестиционного  климата
     предприятия  смогут  активнее  вкладывать свои ресурсы в основной
     капитал,  обеспечивая  модернизацию,  реконструкцию  и расширение
     производства   на   новой  технической  основе.  При  этом  будут
     приниматься     меры    по    устранению    диспропорций    между
     научно-технической,  инновационной  и  инвестиционной  политикой.
     Процесс   модернизации   технической   базы   производства  будет
     проводиться       преимущественно      силами      отечественного
     машиностроения.  Более  широко  будут  использоваться эффективные
     технологии,   которые   создадут  базу  для  проведения  политики
     ресурсосбережения.       Одновременно      будет      расширяться
     потребительский  спрос  на  основе устойчивого повышения доходов,
     обновления основных фондов и увеличения количества рабочих мест.
          На  этом  этапе  основной  акцент  государственной поддержки
     должен   быть   смещен   на   реализацию  и  развитие  имеющегося
     потенциала  отраслей  производства  второй  группы  и преодоление
     отставания  технического  уровня  отраслей  и производств третьей
     группы.
          Продолжится  последовательный  рост обрабатывающих отраслей.
     В  структуре  обрабатывающего  комплекса  в результате реализации
     промышленной   политики   произойдут   положительные  сдвиги:  на
     качественно    новом   уровне   увеличится   доля   отечественных
     материалов,   полуфабрикатов   и  комплектующих  изделий.  Объемы
     выпуска  современных  машин  и  оборудования  будут удовлетворять
     спрос   внутреннего   рынка,   а  по  многим  видам  промышленной
     продукции   будет   обеспечиваться  спрос  и  на  внешнем  рынке.
     Завершится    реформа    предприятий,    произойдет    обновление
     управленческого   корпуса,   сформируется   устойчивая  структура
     собственности.

          Промышленная политика в отдельных группах отраслей
          В  результате  проведения  экономической  реформы выделились
     следующие  группы отраслей и производств, различающиеся по уровню
     развития,  степени  конкурентоспособности на внешнем и внутреннем
     рынках и другим характеристикам:
          экспортоспособные   отрасли   промышленности,  прежде  всего
     добывающая;
          отрасли,  обладающие  большим научно-техническим потенциалом
     и    способные    в    относительно    короткие   сроки   создать
     конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка;
          отрасли,    характеризующиеся    значительным    техническим
     отставанием,  не  способные  в  короткие  сроки  выйти на внешние
     рынки,   но   за   которыми  нужно  сохранить  значительную  долю
     внутреннего рынка.
          Для  первой группы отраслей (прежде всего нефтяная, газовая,
     алмазная,   лесная)  имеются  реальные  возможности  развития  на
     собственной  финансовой базе. Задача состоит в том, чтобы создать
     условия   для  ее  укрепления  без  прямого  финансового  участия
     государства.
          Поэтому   политика   в   отношении   этих   отраслей   будет
     ориентирована   на   их   самостоятельное   развитие   на  основе
     самофинансирования.  Для  этого  потребуется  внести  изменения в
     налоговую  систему,  в  том числе в части дифференциации платы за
     пользование  недрами  и  акцизов с учетом качества и расположения
     месторождений,   а   также   степени   их  освоенности,  в  части
     дифференциации  цен  на  газ с учетом стоимости транспортировки и
     распределения в газовой промышленности.
          Налоговая    система    должна   обеспечивать   предприятиям
     возможность   полной   компенсации   текущих   затрат,   а  также
     осуществления     необходимых     инвестиций    для    подготовки
     минерально-сырьевой  базы  и освоения новых месторождений нефти и
     газа.
          В  первую  очередь  инвестиции необходимы для форсированного
     внедрения     эффективных     проектов     разработки    нефтяных
     месторождений,  для обеспечения надежности систем трубопроводного
     транспорта.
          Эти    отрасли   весьма   привлекательны   для   иностранных
     инвестиций,  и  должны  создаваться  условия для их максимального
     притока  без  ущерба  для  экономической безопасности. Необходимо
     добиваться  того,  чтобы  иностранные  инвестиции привлекались на
     условиях,  обеспечивающих размещение значительной доли заказов на
     российских предприятиях и реинвестирование прибыли в России.
          Учитывая,  что в долгосрочной перспективе будут наращиваться
     объемы  добычи  нефти  и  газа на месторождениях континентального
     шельфа  арктических  морей  и  острова Сахалин, появился спрос на
     высокотехнологичные  установки и оборудование для морской добычи,
     что  уже  сегодня  является  четким сигналом потенциального рынка
     для отечественного машиностроения.
          Для  увеличения  объемов  добычи  газа будет реализовываться
     проект  освоения крупных газовых месторождений полуострова Ямал и
     Надым-Пур-Тазовского  региона  Тюменской  области, предполагающий
     компенсацию    падения    добычи    газа    на    разрабатываемых
     месторождениях   и  использования  более  совершенных  технологий
     газодобычи.
          Для  второй группы отраслей и производств (самолетостроение,
     ракетно-космические    производства,    атомная   промышленность,
     вооружения    и    военная    техника,   отчасти   энергетическое
     машиностроение    и   электротехника,   тяжелое   станкостроение,
     биотехнологии,    деревообрабатывающая    и   целлюлозно-бумажная
     промышленность)  характерно, что их продукция, способная выйти на
     внешние   рынки,   будет   сталкиваться   там   с   особо  острой
     конкуренцией,     а    иностранные    инвестиции    чаще    будут
     обусловливаться  политическими  условиями,  отражающими  интересы
     зарубежных  конкурентов,  как  правило,  представленных  крупными
     транснациональными корпорациями.
          Поэтому  в  отношении  этой группы в переходный период могут
     потребоваться  прямые  меры  государственной поддержки. Они будут
     дополняться  и  со временем заменяться иными мерами, прежде всего
     созданием   условий   для  формирования  внутреннего  и  внешнего
     спроса,   в   том   числе  путем  государственной  поддержки  при
     организации   сбыта   продукции   на   внешних  рынках,  в  форме
     политической    поддержки    -   предоставления   государственных
     гарантий,  а  в ряде случаев связанных международных кредитов для
     закупки   отечественной   высокотехнологичной   продукции.  Такая
     работа    уже    проводится   с   консорциумом,   участвующим   в
     международных    торгах,   связанных   с   поставкой   гидро-   и
     электротехнического      оборудования      для      строительства
     гидротехнического комплекса "Три ущелья" в КНР.
          Будет   оказываться  содействие  формированию  совместных  с
     иностранными    партнерами    предприятий,    организующих   сбыт
     российской  высокотехнологичной  продукции  на  внешних  рынках и
     обеспечивающих  включение  российских  предприятий  в  процесс по
     производству  высокотехнологичной продукции, и оказание ими услуг
     в  сфере  высоких  технологий.  В  этом направлении целесообразно
     проведение   соответствующих   предварительных   переговоров   на
     межправительственном  уровне,  предоставление предприятиям помощи
     в выборе партнеров для создания совместных предприятий.
          Таким  образом,  основные  методы  промышленной политики для
     отраслей  этой  группы  -  государственные  инвестиции, закупки и
     субсидии,   экспортные   кредиты,  на  взаимоприемлемых  условиях
     иностранные   инвестиции.   Очень  важное  значение  будет  иметь
     политическая поддержка.
          К  производствам  и  отраслям  третьей группы (автомобильная
     промышленность,   транспортное,   дорожное,  сельскохозяйственное
     машиностроение,  легкая  и  пищевая  промышленность)  должны быть
     применены  меры,  направленные в первую очередь на стимулирование
     внутреннего   и   внешнего   спроса   на   их   продукцию.  Здесь
     целесообразно использование стратегии "преследования".
          Основные  методы  промышленной  политики для этих отраслей -
     сертификация  импортируемой  продукции  в  пределах,  допускаемых
     международными    нормами,    и    защитные   импортные   тарифы,
     последовательно  снижаемые  в  течение  времени, необходимого для
     достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек.
          В  этих  отраслях  необходимо  избегать  применения  методов
     прямой  государственной  поддержки,  кроме  чрезвычайных случаев,
     связанных с социальными факторами.
          Эта  группа  отраслей  производит  потребительские товары, и
     продукцию  производственно-технического  назначения,  что требует
     различных   методов   поддержки   внутреннего   спроса.  С  целью
     увеличения   спроса   на   потребительские   товары   российского
     производства предлагаются следующие меры:
          кредитование  населения  с  целью  покупки  жилья  и товаров
     длительного пользования российского производства;
          содействие  предприятиям в формировании собственной сбытовой
     сети;
          поощрение лизинга.
          В  этих  отраслях  должны  быть  созданы особо благоприятные
     условия  для  привлечения  иностранных  инвестиций,  прежде всего
     тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления.

          Экономические  и  финансовые основы активизации промышленной
     политики
          Для  проведения промышленной политики необходим значительный
     приток  высокоэффективных  вложений  частных инвесторов, и прежде
     всего   крупного   корпоративного   капитала,  сумевших  наиболее
     успешно  адаптироваться  к  условиям рынка и способных обеспечить
     высокую  отдачу от инвестируемого капитала, рост реальных доходов
     и накоплений рыночных субъектов без усиления инфляции.
          Наряду    с    реформированием   финансово-кредитной   сферы
     необходим   комплекс  специальных  нормативных  мер,  позволяющих
     активизировать       инвестиционный       процесс,       повысить
     конкурентоспособность   продукции,   сформировать   благоприятную
     конкурентную  среду  для  отечественных  товаропроизводителей  на
     внутреннем  рынке,  для  чего  следует совершенствовать кредитную
     политику,   систему  финансирования  государственных  инвестиций,
     учетную и налоговую политику, активизировать фондовый рынок.
          Кредитная  политика  должна  быть прежде всего направлена на
     создание   условий  для  переориентации  финансовых  ресурсов  из
     финансового   сектора   в   промышленность  и  увеличение  объема
     реального  кредитования  производства.  Для  этого,  в частности,
     необходимо   последовательное   ограничение  процесса  связанного
     кредитования   по   закупкам   импортных   товаров  промышленного
     назначения     с     целью     защиты     интересов    российских
     товаропроизводителей,  дальнейшее  расширение практики продажи на
     условиях   лизинга   российского   промышленного  оборудования  и
     основных фондов.
          Стратегическим         направлением        совершенствования
     финансирования  государственных  инвестиций остается формирование
     эффективной   структуры   государственных   расходов,  в  которой
     затраты   на   инвестиционные  нужды  находились  бы  на  уровне,
     позволяющем   в  средне-  и  долгосрочной  перспективе  достигать
     максимального   эффекта,  снижая  бюджетный  дефицит,  стимулируя
     развитие  экономики  и  т.  п. При этом следует исходить из того,
     что  общий  их  уровень  не  должен  превышать  определенной доли
     внутреннего валового продукта.
          В  этих  рамках  должны определяться и ресурсы, направляемые
     на   реализацию   промышленной  политики.  Учитывая  многообразие
     направлений  государственных  инвестиций,  где более 70 процентов
     составляют  социальные объекты, оптимальный их уровень составляет
     3-3,5   процента   внутреннего  валового  продукта.  В  структуре
     государственных  инвестиций расходы на цели промышленной политики
     должны  составлять не менее 30-40 процентов, или 0,9-1,4 процента
     внутреннего валового продукта.
          Среди    конкретных    мер    по   повышению   эффективности
     расходования   бюджетных   средств,   обеспечивающих   реализацию
     промышленной   политики,  следует  выделить  расширение  практики
     конкурсного   размещения   бюджетных   средств   для   реализации
     проектов,   выдвигаемых   частным   капиталом,  развитие  системы
     государственных    гарантий   для   высокоэффективных   проектов,
     стимулирование    привлечения    внебюджетных    источников   для
     осуществления проектов федеральной значимости.
          Увеличение    объемов    инвестиционных   ресурсов   требует
     совершенствования  механизма  амортизации  и  переоценки основных
     фондов.  Необходимо  пересмотреть некоторые принципы, связанные с
     порядком  обложения налогами имущества предприятий, формирования,
     исчисления и списания на себестоимость отдельных видов расходов.
          Значительный  потенциал  финансовых  ресурсов для проведения
     промышленной   политики   формируется   на  рынке  ценных  бумаг.
     Масштабы  привлечения  средств  посредством этого рынка во многом
     определяются   вовлечением   в  фондовый  оборот  продаваемых  на
     аукционах  и  по  конкурсам  крупных  пакетов  акций, в том числе
     государственных.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное