Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.03.97 Г. N 360 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997 2000 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
     предприятий  из  Фонда  будут  предоставляться,  как  правило, на
     реализацию     программ    обеспечения    занятости    инвалидов,
     переквалификации  занятых перед высвобождением, обучения молодежи
     без  отрыва  от  производства,  а также поддержки лиц, не имеющих
     работу свыше шести месяцев.
          Сложившаяся    профессионально-квалификационная    структура
     рынка  рабочей  силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в
     сфере   производства,   что  в  значительной  степени  сдерживает
     возможности    реализации    программ   структурной   перестройки
     экономики,  повышения качества и конкурентоспособности российской
     продукции.
          Реформы   в   сфере   развития  кадрового  потенциала  будут
     включать следующие мероприятия:
          введение    государственных   профессиональных   стандартов,
     соответствующих   международным   требованиям,  создание  системы
     сертификации и аттестации персонала;
          формирование  и  обеспечение системы государственного заказа
     на   подготовку   и  переподготовку  кадров  для  приоритетных  и
     инновационных сфер деятельности;
          обеспечение    качества    образовательных    услуг    через
     совершенствование   механизма   лицензирования   и   аккредитации
     образовательных    организаций,    сертификации    и   аттестации
     преподавателей,   издание   учебных   и   методических   пособий,
     современных     педагогических    технологий,    создание    сети
     методических и информационных центров.

                7.3. Политика в области миграции населения

          Основной  целью  политики  Российской  Федерации  в  области
     миграции    на    предстоящий   период   является   регулирование
     миграционных    потоков,   преодоление   негативных   последствий
     стихийно  развивающихся процессов миграции с учетом их влияния на
     социально-экономическую  ситуацию,  в  том  числе  на ситуацию на
     рынке труда.
          Необходимо  наиболее  полное использование демографического,
     трудового   потенциала   мигрантов,  учитывая,  что  миграционный
     приток   населения   в   обозримом   будущем  будет  поддерживать
     численность  населения  как  России  в  целом, так и отдельных ее
     частей.
          Основные   направления   миграционной   политики   в  России
     реализуются   в   рамках   мероприятий  Федеральной  миграционной
     программы, имеющей долгосрочный характер.
          Значительная   часть   мигрантов   из   государств  ближнего
     зарубежья  являются  вынужденными  переселенцами  и  беженцами. С
     целью  оказания  им  помощи  в  обустройстве,  а также реализации
     механизма  перераспределения  миграционных потоков в соответствии
     с   приоритетами  социально-экономического  развития  регионов  и
     интересами  государственной  безопасности производятся разработка
     и   внедрение   механизма   оказания   дифференцированной  помощи
     переселенцам и принимающим территориям.
          Будет   продолжена   работа   над  концепцией  регулирования
     потоков  внутренней  социально-экономической миграции и созданием
     соответствующей     нормативно-правовой    базы.    Регулирование
     миграционных   процессов   необходимо   осуществлять   с   учетом
     перспектив     социально-экономического    развития    российских
     территорий, приоритетов региональной политики.
          Одним  из  основных  принципов  государственной миграционной
     политики  является  введение  квотирования и ужесточение контроля
     за  иммиграцией  иностранных  граждан  в  Россию,  предупреждение
     незаконной иммиграции.
          В   целях   защиты   национального  рынка  труда  необходимо
     разработать   механизм   квотирования   привлечения   иностранной
     рабочей силы в Россию.

                7.4. Реформирование пенсионного обеспечения

          Многоукладность  экономики  и  развитие  рыночных  отношений
     требуют   создания   принципиально   новой   модели   пенсионного
     обеспечения,         адаптированной         к        изменяющимся
     социально-экономическим   условиям  и  обеспечивающей  укрепление
     конституционных гарантий пенсионных прав граждан.
          Целью    реформирования    пенсионного   обеспечения   будет
     достижение  финансовой  устойчивости  государственной  пенсионной
     системы   и   создание   условий   для  развития  дополнительного
     пенсионного  обеспечения  из негосударственных пенсионных фондов,
     что   даст   возможность  перехода  к  более  высоким  стандартам
     материального обеспечения в старости.
          При  условии  увеличения  доли расходов на выплату пенсий во
     внутреннем  валовом  продукте  до 6 процентов в 2000 году средний
     размер  пенсий  составит  500 тыс. рублей в месяц и увеличится по
     сравнению  с  1995  годом  более  чем  в  2,5  раза,  в  реальном
     выражении   увеличение   составит   23   процента.  Покупательная
     способность  средней  пенсии  в  2000  году  возрастет в 1,3 раза
     против 1995 года.
          Основной  задачей  первого  этапа реформирования пенсионного
     обеспечения  является  стабилизация  финансовых  основ пенсионной
     системы,   привлечение  дополнительных  финансовых  ресурсов  для
     повышения уровня пенсионного обеспечения.
          В   этих  целях  потребуется  осуществить  комплекс  мер  по
     укреплению доходной и расходной частей пенсионного бюджета.
          Улучшению  платежной  дисциплины  по  расчетам  с Пенсионным
     фондом   Российской   Федерации  будет  способствовать  повышение
     заинтересованности  организаций  в  погашении задолженности перед
     Пенсионным    фондом    Российской    Федерации,    включая    ее
     реструктуризацию,   а   также   законодательное  закрепление  мер
     ответственности  за  нарушение  дисциплины  расчетов с Пенсионным
     фондом Российской Федерации по страховым взносам.
          Организация  персонифицированного  учета страховых взносов в
     Пенсионный   фонд   Российской   Федерации   в   соответствии   с
     Федеральным   законом  "Об  индивидуальном  (персонифицированном)
     учете   в   системе   государственного  пенсионного  страхования"
     позволит  установить  более  жесткую  связь  между поступающими в
     Пенсионный   фонд   Российской  Федерации  взносами  и  размерами
     пенсионных  выплат,  устанавливаемых  в  зависимости  от величины
     зачисленных на счет конкретного работника страховых сумм.
          Предполагается,   что   ежегодно,   начиная   с  1997  года,
     персонифицированным   учетом  может  быть  охвачено  до  20  млн.
     работающих   граждан.   Финансирование  организации  этой  работы
     предполагается   осуществить   в   основном   за   счет   средств
     Пенсионного фонда Российской Федерации.

          Укрупненный график внедрения персонифицированного учета
         страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
                              в 1997-2000 гг.
     ----------------------T--------------------------------------------------
                           ¦  Количество регионов, в которых будет организован
            На конец года  ¦            персонифицированный учет
                           ¦       страховых взносов в Пенсионный фонд
     ----------------------+--------------------------------------------------
     1997 г.                        40 регионов (20 млн. работающих)
     1998 г.                        60 регионов (около 40 млн. работающих)
     1999 г.                        89 регионов (около 60 млн. работающих)
     2000 г.                 Все работающие на территории Российской Федерации

          Согласованному  управлению  доходами  и расходами пенсионной
     системы   будет   способствовать   создание   Федеральной  службы
     государственного   пенсионного   страхования,   объединяющей  все
     функции  по  пенсионному  обеспечению  -  от  сбора и аккумуляции
     средств до их расходования (назначения и выплаты пенсий).
          В   целях   укрепления   взаимоотношений  Пенсионного  фонда
     Российской   Федерации   с   федеральным  бюджетом  усилия  будут
     сосредоточены     на     обеспечении,    исходя    из    средств,
     предусматриваемых    на   эти   цели   в   федеральном   бюджете,
     своевременных  и  полных  расчетов с Пенсионным фондом Российской
     Федерации  по текущим платежам, а также установлении и соблюдении
     порядка оформления и погашения задолженности.
          Реформирование  пенсионных выплат предполагается осуществить
     на  основе  реализации Федерального закона о порядке исчисления и
     увеличения  государственных пенсий, предусматривающего применение
     индивидуального  коэффициента, позволяющего использовать механизм
     осовременивания пенсий.
          Оживление   экономики   и  снижение  налоговой  нагрузки  на
     предприятия    должны   создать   необходимые   предпосылки   для
     укрепления    финансовой    базы   государственного   пенсионного
     обеспечения   и   реализации  механизма  осовременивания  пенсий,
     основанного на индивидуальном коэффициенте.
          В  целях развития негосударственного пенсионного обеспечения
     будут   законодательно  закреплены  нормы,  регулирующие  вопросы
     налогообложения   направляемых   на   эти   цели   средств,  прав
     собственности    на   пенсионные   активы,   их   страхования   и
     перестрахования,   сохранности  пенсионных  накоплений  и  другие
     вопросы,  связанные  с  обеспечением  надежности  и эффективности
     работы    различных    институтов    системы   негосударственного
     пенсионного обеспечения.
          На  втором  этапе реформирования пенсионной системы основной
     задачей   является   создание   условий  для  развития  страховых
     принципов   в   пенсионном   законодательстве,   последовательная
     переориентация     пенсионного     обеспечения    на    повышение
     заинтересованности   и   личной   ответственности  работников  за
     уровень материального обеспечения при выходе на пенсию.
          Акцент  в  пенсионной  реформе на этом этапе будет сделан на
     рационализацию  пенсионных  выплат  и  снижение  на  этой  основе
     финансовой нагрузки на Пенсионный фонд Российской Федерации.
          В этих целях предстоит:
          упорядочить  пенсионные  льготы, предоставляемые по условиям
     труда,  путем перевода их в профессиональные пенсионные системы с
     применением дифференцированных тарифов страховых взносов;
          создать  условия  для поэтапной реализации принципа усиления
     ответственности     работников     за    формирование    средств,
     предназначенных  на  цели  пенсионного  обеспечения,  повысить их
     заинтересованность   в  сборе  и  аккумулировании  этих  средств,
     создать   механизмы   общественного  контроля  за  их  правильным
     использованием;
          обеспечить   более  полную  зависимость  размера  пенсий  от
     трудового   вклада,   осуществлять   регулирование  максимального
     размера   пенсий  путем  установления  предельного  заработка,  с
     которого взимаются страховые взносы;
          подготовить  программу  поэтапного перехода к более позднему
     выходу на пенсию.
          Оптимизация  расходов обязательной пенсионной системы наряду
     с  улучшением  собираемости  взносов  в  перспективе  позволит не
     только  обеспечить  более высокий уровень пенсионных гарантий, но
     и   создаст   предпосылки   для   постепенного  снижения  размера
     страхового  тарифа  и  соответствующего  уменьшения  нагрузки  на
     предприятия и организации - плательщики страховых взносов.
          Реформирование    пенсионных   льгот   по   условиям   труда
     предполагает     постепенную    передачу    ответственности    за
     финансирование  таких  льгот  работодателям  на  основе  создания
     профессиональных   пенсионных   систем.   При   этом  государство
     гарантирует    сохранение   приобретенных   пенсионных   прав   и
     предоставление   льгот   по   возрасту   выхода   на  пенсию  для
     работников,  занятых на работах, где наличие вредных либо опасных
     условий  труда  не  зависит  от  современного технического уровня
     производства.
          Дальнейшее  развитие  пенсионного  обеспечения будет связано
     также    с    формированием    институциональных,    правовых   и
     организационных  предпосылок  для создания смешанных солидарных и
     накопительных   систем,   в   том  числе  в  сфере  обязательного
     пенсионного    страхования,    с    развитием   негосударственных
     пенсионных  фондов, созданием профессиональных, территориальных и
     отраслевых     пенсионных     систем,    отработкой    механизмов
     регулирования сферы негосударственного пенсионного обеспечения.

                7.5. Реформирование социального страхования

          Целью   реформирования   социального   страхования  является
     создание  финансово-устойчивой  системы, обеспечивающей гражданам
     государственные    гарантии    по    защите   от   социальных   и
     профессиональных   рисков,  связанных  с  утратой  заработка  или
     расходами  на  восстановление здоровья, а также более эффективное
     использование страховых средств.
          У   действующей   системы   социального   страхования   есть
     серьезные  недостатки.  Подходы  к определению размеров страховых
     взносов,   уровня,   условий  назначения  и  выплаты  пособий  по
     социальному   страхованию   в   большей   степени   соответствуют
     принципам  социального обеспечения нежели страхования. Отсутствие
     дифференциации  страховых  взносов  не позволяет учесть различную
     степень  риска  наступления  страхового  события  и задействовать
     механизм    экономической   заинтересованности   работодателя   в
     снижении  страховых рисков и связанных с ними выплат. В нарушение
     страховых   принципов   внебюджетные  социальные  фонды  зачастую
     выполняют    несвойственные   страхованию   функции,   выплачивая
     различного   рода   пособия,   компенсации   и  оплачивая  другие
     нестраховые расходы.
          Реформирование      системы      социального     страхования
     предусматривается  осуществлять  поэтапно,  с учетом роста оплаты
     труда и улучшения общеэкономической ситуации.
          В  1997  году  будет  принят  Федеральный  закон "Об основах
     государственного    социального    страхования    в    Российской
     Федерации".    Основное    внимание   в   рамках   реформирования
     социального страхования будет уделено:
          установлению  экономически  обоснованных размеров социальных
     пособий  в  соответствии  с  уровнем  заработка,  стажем трудовой
     деятельности и размерами перечисленных страховых взносов;
          упорядочению    требований   к   предоставлению   социальных
     пособий,  имея  в  виду,  что  при  наступлении страхового случая
     пособие выплачивается только при утрате заработка;
          освобождению     внебюджетных     социальных    фондов    от
     несвойственных  им  функций  по выплате различных видов пособий и
     платежей нестрахового характера;
          использованию  актуальных  расчетов  при определении тарифов
     страховых взносов.
          На   втором  этапе  предусматривается  ввести  трехканальную
     схему   поступления   платежей   и   взносов  на  государственное
     социальное  страхование,  в соответствии с которой возрастет роль
     работника  в  формировании  фондов  социального  страхования  при
     сохранении ведущей роли работодателя.
          Существенным  фактором  совершенствования  системы страховых
     взносов  должна  также  стать  дифференциация  тарифов  страховых
     взносов  в  зависимости  от  величины  расходов  по  каждому виду
     страхования,  обусловленных  состоянием  общей и профессиональной
     заболеваемости,    производственного    травматизма   и   другими
     социальными и профессиональными рисками.
          Предусматривается   дальнейшее   развитие  негосударственных
     видов   обязательного   и   добровольного   страхования,  включая
     обязательное   страхование   профессиональной  ответственности  в
     случаях повышенной опасности жизни, здоровью и доходам граждан.
          Реформирование  государственного  социального  страхования и
     развитие   дополнительных   негосударственных   форм  социального
     страхования   позволят  установить  более  оптимальную  структуру
     тарифов  по видам социального страхования и снизить общий уровень
     нагрузки   на   предприятия.   Это   будет  способствовать  росту
     конкурентоспособности   экономики,   формированию   благоприятных
     условий   для   увеличения   экономической  активности  и  общего
     экономического роста.
          По   мере   становления   представительных  органов  наемных
     работников  и  работодателей  будет  осуществляться либерализация
     системы  социального  страхования на основе расширения полномочий
     в  этой  сфере самоуправляемых негосударственных профессиональных
     объединений  работников и работодателей как в отраслевом, так и в
     региональном    разрезе    при    сохранении    за   государством
     законодательных и контрольных функций.

      7.6. Реформирование системы социальных гарантий, льгот и выплат

          При   проведении   мероприятий   по  реформированию  системы
     социальных  выплат,  льгот  и  компенсаций  основной акцент будет
     сделан   на   повышение   эффективности   использования  средств,
     выделяемых   на   социальные  нужды,  более  широкое  привлечение
     внебюджетных финансовых источников.
          Действующая  система  социальных  гарантий,  льгот  и выплат
     практически    не    учитывает    происшедших   институциональных
     изменений,  взаимоотношений  центра  и  регионов,  в  том числе в
     области  финансов.  Она  также  не  учитывает  возрастающую  роль
     граждан в обеспечении личного благосостояния.
          В  условиях резкого падения объемов производства государство
     берет  на  себя  социальные обязательства, которые не в состоянии
     выполнить.
          Действующая  система  социальных гарантий, льгот и выплат не
     учитывает  уровень  доходов  семьи. В связи с этим различные виды
     социальных  пособий,  компенсаций  и  других  выплат,  включающие
     косвенные   (бесплатные  или  льготные  услуги),  получает  почти
     половина   населения   России.   Это  привело  к  тому,  что  при
     значительных  расходах на выплату социальных трансфертов реальные
     средние  размеры большинства пособий и социальных выплат остаются
     очень  низкими.  Для обеспеченного населения эти пособия не имеют
     экономического  смысла,  а для нуждающихся семей - не гарантируют
     необходимой социальной защиты.
          В   настоящее  время  число  социальных  гарантий  в  год  в
     Российской    Федерации    составляет    более   1000,   которыми
     обеспечиваются  около  200  категорий  получателей, а численность
     лиц,  претендующих  на  получение  различных социальных гарантий,
     льгот  и  выплат,  достигает  около  100  млн. человек (ветераны,
     дети,  инвалиды,  учащаяся  молодежь,  безработные  и вынужденные
     переселенцы и другие категории граждан).
          В  основу  реформирования системы социальных выплат, льгот и
     компенсаций будут положены следующие принципы:
          разработка  единых  принципов  и критериев их предоставления
     по видам выплат;
          уменьшение числа пособий, выплат и льгот;
          законодательное   закрепление   права  на  получение  только
     одного,   наиболее  выгодного  для  получателя,  вида  социальной
     помощи;
          максимально   возможный  переход  на  заявительный  характер
     предоставления   социальных  выплат  и  пособий  с  одновременной
     проверкой нуждаемости (в том числе ежемесячное пособие на детей);
          разработка  механизмов,  обеспечивающих  передачу дотаций от
     производителя услуг потребителю;
          перевод  некоторых  видов льгот, предоставляемых населению в
     натуральной  форме  (например,  бесплатный  проезд  на  городском
     общественном   транспорте,   льготы   по   предоставлению   услуг
     жилищно-коммунального  хозяйства  и др.), в денежную форму в виде
     компенсационных выплат.
          Вместе  с  тем  действующие  льготы  и  компенсации  для них
     должны  быть  сохранены  для ряда групп населения, имеющих особый
     социальный  статус  (инвалиды  и  участники Великой Отечественной
     войны, жертвы политических репрессий и др.).
          Предстоит     определить     порядок    взаимодействия    по
     предоставлению  социальных  гарантий,  льгот  и  выплат отдельным
     категориям  граждан  между федеральными, региональными и местными
     органами   власти,  федеральными  министерствами  и  ведомствами,
     общественными и коммерческими организациями.
          На   втором  этапе,  когда  начнется  экономический  рост  и
     появятся  материальные  и  финансовые  возможности для увеличения
     расходов   на   социальные   нужды,   будут  созданы  объективные
     предпосылки  повышения  минимальных  государственных  гарантий  и
     выплат отдельным категориям граждан.

                      7.7. Реформирование образования

          В   сфере  образования  основной  задачей  на  среднесрочный
     период  является  создание условий для реализации конституционных
     прав  человека  на образование, обеспечение его высокого качества
     в соответствии с потребностями личности, общества и государства.
          Для достижения этих целей намечается осуществить:
          ориентацию  структурно-содержательных  изменений  в  системе
     образования   на   обеспечение   экономического   и   социального
     прогресса     общества,    приведение    структуры    предложения
     образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них;
          поэтапное  расширение системы платных образовательных услуг,
     а также сети негосударственных образовательных учреждений;
          разработку   и   реализацию   в  системе  образования  новых
     экономических       механизмов,       адекватных      современным
     социально-экономическим  условиям,  последовательный  переход  на
     нормативное    финансирование   полного   общего   и   начального
     профессионального  образования,  адресную  поддержку  студентов в
     системе   высшего  и  среднего  профессионального  образования  в
     зависимости  от  уровня  доходов  их семей, сближение и повышение
     уровней  государственной  поддержки учащихся в различных регионах
     Российской Федерации.
          В     1997    году    намечается    осуществить    следующие
     подготовительные мероприятия по реформированию отрасли:
          формирование     соответствующей     поставленным    задачам
     нормативно-правовой    базы,   включая   внесение   изменений   и
     дополнений  в  Федеральные  законы  "Об образовании", "О высшем и
     послевузовском    профессиональном    образовании",    разработку
     государственных  образовательных стандартов, создание условий для
     расширения     финансово-экономической     самостоятельности    и
     академической свободы учебных заведений;
          продолжение  процесса  перестройки организационной структуры
     сферы   образования,   усиление   интеграции   различных  уровней
     профессионального    образования,    высшего    профессионального
     образования и науки;
          формирование  финансового  механизма, включающего расширение
     участия  в  финансировании  системы  образования средств бюджетов
     субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов, всемерное
     привлечение    к    финансированию   образовательных   учреждений
     негосударственных      средств,      внебюджетных      источников
     финансирования,   средств   юридических   и   физических   лиц  и
     иностранных    инвесторов,    введение   минимальных   нормативов
     материально-технического  обеспечения и финансирования учреждений
     и организаций системы образования.
          На  втором  этапе  (1998-2000  годы)  реформирования отрасли
     предполагается     осуществить     совершенствование    механизма
     государственного  управления  и регулирования сферой образования,
     включая  управление  государственной  собственностью,  устранение
     ведомственной  разобщенности  образовательных  учреждений  (в том
     числе   на   основе  многоучредительства),  приведение  структуры
     образовательных   учреждений   в   соответствие  с  потребностями
     граждан   в   образовании   и   общества   в   рабочих  кадрах  и
     специалистах,  передачу  основной  части  вопросов  управления  и
     финансирования     учреждений     начального    профессионального
     образования  на  финансирование  за  счет  средств региональных и
     местных бюджетов.
          Предполагается  также  передать  с  федерального  бюджета на
     уровень   бюджетов   субъектов  Российской  Федерации  и  местных
     бюджетов  финансирование издания школьных учебников и бесплатного
     обеспечения ими детей.
          В  развитии  материально-технической  базы  высших и средних
     учебных  заведений  предполагается  увеличить  долю собственных и
     внебюджетных  источников,  кредитов банков, иностранных и частных
     инвестиций.
          Намечается  продолжить  развитие  образовательных учреждений
     различных  организационно-правовых  форм,  типов  и  видов, в том
     числе    негосударственных,    расширение   платности   получения
     образования  с  учетом  принципа  адресности  и дифференцируемого
     подхода,   имея   в   виду   конкретное   социально-экономическое
     положение и потребности получателя услуг.

                    7.8. Реформирование здравоохранения

          Основной  задачей  реформирования  здравоохранения  является
     улучшение   качества   медицинской  помощи  населению  на  основе
     проведения   реформ  на  различных  уровнях  системы  и  создания
     условий    финансовой   устойчивости   и   дальнейшего   развития
     медицинского    страхования,    возможности   выбора   гражданами
     медицинского учреждения и лечащего врача.
          Развитие     и    преобразование    здравоохранения    будут
     осуществляться  в условиях формирования здравоохранения всех форм
     собственности  с  сохранением основных позиций за государственным
     и муниципальным здравоохранением.
          Многоукладность     здравоохранения    будет    сформирована
     посредством     создания     оптимального    соотношения    между
     государственными    и    негосударственными,    коммерческими   и
     некоммерческими  медицинскими  организациями.  Реформа источников
     финансирования  должна  проходить  параллельно с реформой системы
     управления учреждениями здравоохранения.
          При   сохранении   главенствующей  роли  государственного  и
     муниципального    сектора   здравоохранения   будут   развиваться
     некоммерческие    медицинские    организации,    которые   смогут
     конкурировать  с государственными и муниципальными учреждениями в
     разработке  и  реализации  целевых  программ,  а  также программы
     обязательного  медицинского  страхования по обеспечению населения
     медицинской   помощью,  гарантированной  Конституцией  Российской
     Федерации.
          Основой   структурной   реформы   здравоохранения   является
     обеспечение    приоритетности    осуществляемых   в   учреждениях
     государственной    и    муниципальной    систем   здравоохранения
     профилактических   и  реабилитационных  мероприятий  по  снижению
     заболеваемости  и  смертности населения, охране здоровья матери и
     ребенка,   распространению  здорового  образа  жизни.  Произойдет
     внедрение   социальных   и   экономических   стимулов   как   для
     производителей,  так  и  для  потребителей  медицинских услуг для
     усиления  заинтересованности  и ответственности в охране здоровья
     граждан.  Будет  осуществлено поэтапное проведение преобразований
     в  сфере  первичной  медико-социальной  помощи,  направленных  на
     повышение    качества    и   эффективности   медицинских   услуг,
     совершенствование  преемственности оказания медицинской помощи на
     всех  уровнях, расширение видов амбулаторной помощи, рациональное
     использование  коечного  фонда  и его сокращение за счет развития
     сети дневных стационаров, больниц сестринского ухода и хосписов.
          Перенос  акцентов  в охране здоровья населения с лечебной на
     профилактическую  помощь,  а  также  со стационарной на первичную
     медицинскую  помощь  окажет  влияние  на  структуру  самих  служб
     здравоохранения.
          Кардинальному   улучшению   охраны   здоровья   семьи  будет
     способствовать:
          доступная  для  всех  семей  медицинская  помощь  на  основе
     сочетания  бесплатной  медицинской помощи и платного медицинского
     обслуживания;
          бесплатная  медицинская помощь беременным, роженицам и детям
     до 18 лет;
          профилактика      врожденной      инвалидности,     развитие
     медико-генетической   помощи   населению,   совершенствование   и
     внедрение    технологий    для   ранней   диагностики   плода   в
     перинатальный   период,   система   обязательного   скринингового
     обследования беременных и новорожденных;
          улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам.
          Для  улучшения медицинского обслуживания населения предстоит
     наряду   со   структурной  перестройкой  системы  здравоохранения
     осуществить  дальнейшее  совершенствование многоканальной системы
     финансирования   здравоохранения   (средства   бюджетов,   фондов
     обязательного  и  добровольного  медицинского страхования, личные
     сбережения граждан).
          При  этом объем платных услуг предполагается увеличить с 2,6
     процента  в  1997  году  до  2,78  процента  к  2000 году к общим
     расходам   на   здравоохранение.  Общий  объем  платных  услуг  в
     здравоохранении  к 2000 году увеличится по сравнению с 1997 годом
     на 21 процент.
          В  ходе  реализации  настоящей  Программы  будут разработаны
     нормативно-правовые  акты  по вопросам введения детализированного
     перечня   платных   и   предоставляемых  в  рамках  обязательного
     медицинского  страхования  услуг.  При этом будет конкретизирован
     порядок  определения  расценок на медицинские услуги, установлено
     государственное    регулирование   системы   цен   (тарифов)   на
     медицинскую   помощь  и  обеспечение  лекарственными  средствами,
     сформирован  четкий  механизм взаимных расчетов и ответственности
     между  страховщиками  и  учреждениями  здравоохранения, обеспечен
     надзор   за   деятельностью  системы  обязательного  медицинского
     страхования.
          Развитие  обязательного  медицинского  страхования населения
     предусматривает    проведение    мероприятий,   направленных   на
     удешевление  модели  страхования,  введение  на  всей  территории
     Российской Федерации единого страхового полиса.
          Достижение    поставленной   цели   возможно   при   условии
     реализации  таких  мероприятий,  как регламентация общедоступного
     базового набора медицинских услуг с финансовым их обеспечением.
          Для     успешной    реализации    среднесрочной    программы
     реформирования    здравоохранения    необходимо   законодательное
     обеспечение.   В   1997   году  намечается  внесение  поправок  в
     Федеральный   закон   "О   медицинском   страховании   граждан  в
     Российской Федерации".
          Для  полноценного функционирования и регулирования отношений
     в  сфере  здравоохранения необходимо принятие федеральных законов
     о    государственной,    муниципальной    и    частной   системах
     здравоохранения в едином пакете.
          В проектах этих законов предусматривается:
          разграничение   полномочий  органов  государственной  власти
     Российской   Федерации   и   субъектов  Российской  Федерации  по
     обеспечению деятельности систем здравоохранения;
          определение  принципов деятельности, исходя из необходимости
     обеспечения    каждого    человека   доступной,   гарантированной
     государством медицинской и лекарственной помощью;
          определение   основ   деятельности  систем  здравоохранения,
     включая организационные, экономические и финансовые функции;
          установление   норм   правового  регулирования  деятельности
     учреждений, предприятий и организаций здравоохранения.
          Для     осуществления    эффективного    реформирования    и
     последующего  развития  здравоохранения, установления необходимых
     объемов  выделения  средств (как внутри медицинского сектора, так
     и  между  медицинским  сектором  и  другими социальными секторами
     экономики),   оценки   причин   изменений  в  состоянии  здоровья
     населения будет разрабатываться система счетов здравоохранения.

                   7.9. Реформирование в сфере культуры

          Основной  целью  в  сфере  культуры  в  среднесрочный период
     является  развитие  культуры  и  искусства  Российской Федерации,
     сохранение  единого  культурного пространства страны, обеспечение
     возможности   доступа   всех   социальных   слоев   населения   к
     произведениям отечественной и мировой культуры и искусства.
          В   целях   реформирования  сферы  культуры  и  искусства  в
     условиях ограниченности финансовых ресурсов предстоит:
          обеспечить  приоритетную  государственную  поддержку ведущим
     учреждениям  и  деятелям  культуры  и  искусства  для поддержания
     высоких  образцов  национальной  духовной  жизни.  Будут выделены
     особо  ценные  объекты  и  направления,  которые станут предметом
     особой "селективной" государственной поддержки;
          закрепить  минимум услуг учреждений культуры, которые должны
     предоставляться  населению  за  счет  средств  местных бюджетов с
     целью  учета этих расходов в рамках трансфертных передач. В связи
     с  этим  должен  быть  определен  и  утвержден перечень указанных
     услуг  в  соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
     "О   минимальных   социальных   стандартах",   принятие  которого
     намечается в 1997 году;
          создать   условия  для  расширения  внебюджетных  источников
     финансирования  учреждений культуры на основе расширения оказания
     платных    услуг    театрами,    музеями,    цирками,    парками,
     киноконцертными   залами   и   другими   учреждениями,   широкого
     привлечения   средств   российских   и   зарубежных   инвесторов,
     банковского  капитала,  развития меценатства и спонсорства. Объем
     платных  услуг в общих расходах на содержание учреждений культуры
     повысится  с  9,2  процента  в  1997 году до 11,4 процента в 2000
     году.
          Для  достижения  поставленных целей, поддержки развития всех
     видов  и  жанров  современной  культуры  и искусства, в том числе
     отечественной      кинематографии,      намечается     обеспечить
     государственное    финансирование    в   размерах,   определенных
     действующим  законодательством  (не  менее  2  процентов  средств
     федерального  бюджета  и  не  менее  6 процентов средств бюджетов
     субъектов    Российской    Федерации    и    местных   бюджетов),
     последовательное      формирование     многоканальной     системы
     финансирования,    совершенствование    структуры    и    порядка
     формирования  бюджетных расходов на основе минимальных социальных
     стандартов,  концентрацию  финансовых  ресурсов  на  приоритетных
     направлениях развития культуры и искусства.
          В  соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие и
     сохранение  культуры  и искусства Российской Федерации (1997-1999
     годы)",   утвержденной  постановлением  Правительства  Российской
     Федерации  от  19  июня 1996 г. N 715, предполагается осуществить
     структурную  перестройку  сети  учреждений  культуры  и  передачу
     отдельных  федеральных  учреждений,  связанных с непосредственным
     обслуживанием    населения,   в   государственную   собственность
     субъектов  Российской  Федерации,  содействовать  формированию  и
     развитию системы негосударственных учреждений культуры.
          Особое  внимание намечается уделять вопросам восстановления,
     реставрации   памятников   истории   и   культуры,   исторических
     комплексов,  заповедных  территорий,  фондов  музеев,  архивов  и
     библиотек,  укрепления  материально-технической  базы  учреждений
     культуры  и  искусства,  в  первую  очередь особо ценных объектов
     культурного наследия народов Российской Федерации.
          Будет  оказываться  содействие развитию культуры и искусства
     в  регионах  страны,  в  которых уровень культурного обслуживания
     населения  отстает  от  среднего  по  России,  а  также  культуры
     народов   и  этнических  групп,  не  имеющих  своих  национальных
     образований.
          Для   обеспечения   проводимых   в   отрасли   реформ  будет
     продолжена  работа по совершенствованию нормативно-правовой базы,
     внесению  поправок  в  законодательство  по  культуре, подготовке
     новых  законов  о  народных  художественных промыслах и ремеслах,
     предусматривающих   их   сохранение,   поддержку  и  развитие,  о
     социальном  статусе  творческих  работников, об охране памятников
     истории и культуры.

             7.10. Реформирование средств массовой информации

          В   среднесрочном   периоде   в  сфере  массовой  информации
     основной  задачей  является  содействие  становлению  и  развитию
     высокоэффективной     информационной     среды,    обеспечивающей
     своевременный   доступ   населения  к  достоверной  информации  и
     расширение рынка информационных услуг.
          Для     достижения     поставленной     задачи,    улучшения
     информационного   обеспечения   населения   Российской  Федерации
     намечается   осуществить   меры,   направленные   на  обеспечение
     децентрализованного  выпуска  общероссийских  газет,  продолжение
     организации   централизованного   выпуска  районных  и  городских
     газет,     совершенствование    государственного    и    развитие
     негосударственного    телерадиовещания,    а   также   укрепление
     материально-технической   базы   средств   массовой   информации,
     необходимой   для   решения   общенациональных  задач  в  области
     образования, экономики, науки и культуры.
          Одним  из  основных  приоритетов  в  данный  период является
     государственная  поддержка социально значимых телерадиопрограмм и
     печатных  изданий  в  форме  целевых  дотаций,  правительственных
     грантов,  создание  государственного  третьего канала для вещания
     государственных региональных телерадиокомпаний.
          Предусматривается  осуществить совершенствование финансового
     механизма,  направленного  на расширение участия в финансировании
     средств   массовой   информации   бюджетов  субъектов  Российской
     Федерации  и местных бюджетов, сосредоточение финансовых ресурсов
     на    приоритетных   направлениях   развития   средств   массовой
     информации,    введение    абонентной    платы    за    программы
     государственных    телерадиокомпаний,    увеличение    количества
     программ   у   абонентов   за  счет  развития  негосударственного
     телерадиовещания.

             7.11. Реформирование физической культуры, спорта,
                    санаторно-курортного дела и туризма

          Основными   задачами   реформирования   в  сфере  физической
     культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма являются:
          качественное   улучшение   физического   состояния  здоровья
     российских     граждан     на     основе     повышения     уровня
     физкультурно-оздоровительной и профилактической работы;
          активизация       деятельности       лечебно-оздоровительных
     организаций, сохранение и развитие курортов;
          рациональное   использование  природных  лечебных  ресурсов,
     создание  современного  высокоэффективного и конкурентоспособного
     туристского комплекса.
          Эти   задачи   будут   решаться  на  основе  соответствующих
     федеральных   целевых  программ,  направленных  на  расширение  и
     модернизацию   физкультурно-оздоровительных   объектов  массового
     посещения   с   предоставлением   платных   и  бесплатных  услуг,
     повышение   эффективности   и   доступности  санаторно-курортного
     лечения, ускорение формирования отечественного туристского рынка.
          Работа  будет  направлена  на  реализацию  быстроокупающихся
     проектов  с  максимальным  использованием внебюджетных источников
     финансирования,  прежде  всего  собственных  средств предприятий,
     средств  от  приватизации,  частных инвестиций, государственных и
     банковских  кредитов,  доходов от рекламной деятельности, лотерей
     и игрового бизнеса.

                 7.12. Государственная молодежная политика

          Основной   целью   государственной  молодежной  политики  на
     среднесрочный   период   является   дальнейшее   формирование   и
     укрепление  правовых, экономических и организационных условий для
     гражданского  становления и самореализации молодежи как основного
     потенциала развития общества в ближайшей перспективе.
          В    качестве   приоритетных   направлений   государственной
     молодежной политики предусматриваются следующие:
          формирование  законодательно-нормативной  базы, разработка и
     поэтапное  внедрение  системы  долгосрочного  кредитования и иных
     форм  финансовой  поддержки  молодежи  и  молодых  семей  в целях
     получения     образования,    поддержки    деловой    активности,
     строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
          создание  устойчивой  системы  профессиональной  ориентации,
     начальной  профессиональной  подготовки  и специализации учащейся
     молодежи  и выпускников, формирование целостной инфраструктуры по
     обеспечению    временной    и   вторичной   занятости   молодежи,
     постоянному  трудоустройству,  развитию  и  поддержке молодежного
     предпринимательства и самозанятости;
          дальнейшее    развитие    системы    социальных    услуг   и
     информационного  обеспечения  молодежи, основных форм организации
     досуговой  занятости,  отдыха,  массовых  видов  спорта и туризма
     среди молодежи;
          поддержка   и  развитие  различных  форм  художественного  и
     технического    творчества   молодежи,   молодежных   и   детских
     объединений;
          формирование  условий  для духовно-нравственного воспитания,
     гражданского     и    патриотического    становления    молодежи,
     всестороннего развития личности.
          Эффективная   реализация   основных  направлений  в  области
     государственной    молодежной    политики   должна   привести   к
     выравниванию   демографической   ситуации   в  стране,  улучшению
     жилищных   и   социальных   условий  молодежи  и  молодых  семей,
     повышению  уровня  доходов, росту деловой активности, занятости и
     самозанятости   молодежи,  полноценному  духовно-нравственному  и
     гражданско-патриотическому    становлению,    к   более   полному
     раскрытию  инновационного  и творческого потенциала молодежи. Как
     следствие,    должны   снизиться   преступность,   наркомания   и
     алкоголизм в молодежной среде, уровень безработицы.
          Основные  направления  государственной  молодежной  политики
     реализуются  в  рамках президентской программы "Молодежь России",
     других  федеральных  программ;  на региональном уровне - в рамках
     региональных  целевых  и комплексных социальных программ. В целом
     в   предстоящий   период  предполагается  завершить  формирование
     законодательно-нормативной    базы   государственной   молодежной
     политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

       8. Жилищная политика. Реформа жилищно-коммунального хозяйства

          Приоритетная  роль  активной  жилищной  политики в экономике
     страны   обусловлена   весомой   долей   (более   25   процентов)
     вкладываемых  в жилищную сферу средств в общем объеме инвестиций.
     Но  значительная  часть  (в  среднем  около  28  процентов) общих
     расходов   бюджетов   территорий   направляется   на  дотирование
     эксплуатации  и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства,
     что является одной из причин сегодняшнего бюджетного кризиса.
          Несмотря  на  резкое  сокращение  бюджетных  ассигнований, в
     целом    за    годы    реализации    жилищной   реформы   удалось
     стабилизировать  ввод  жилья. При этом в ряде регионов ввод жилья
     увеличился  в основном за счет развития индивидуального жилищного
     строительства     и     привлечения    внебюджетных    источников
     финансирования.  Объем  индивидуальных  жилых  домов  в настоящее
     время  составляет  около  одной трети общего объема ввода жилья в
     сравнении с 13 процентами в 1992 году.
          Продолжается  бесплатная  приватизация  жилья,  что  создает
     условия   для   нормального   функционирования   рынка  жилья.  В
     настоящее  время  в  собственность граждан передано свыше 12 млн.
     квартир  общей  площадью  более 600 млн. кв. метров, или около 37
     процентов   всего  государственного  и  муниципального  жилищного
     фонда России, подлежащего приватизации.
          Численность  семей,  стоящих в очереди на улучшение жилищных
     условий,  за  три  года  реформы уменьшилась на 2,5 млн. человек,
     или  на  25  процентов, средняя обеспеченность жильем увеличилась
     на  1,3  кв.  метра  общей  площади  и составила 18 кв. метров на
     человека.
          Проводится  реформа жилищно-коммунального хозяйства, системы
     оплаты  жилищно-коммунальных услуг, вводятся договорные отношения
     между  субъектами  собственности,  хозяйствования и потребления в
     жилищно-коммунальной    сфере,    организовано   создание   служб
     заказчика   в   муниципальных   образованиях,   внедряется  схема
     заключения  договоров  на обслуживание жилья на конкурсной основе
     с привлечением организаций всех форм собственности.
          Осуществляется   процесс  передачи  ведомственного  жилья  и
     объектов  коммунального назначения в муниципальную собственность.
     В  1995  году был передан жилищный фонд общей площадью 149,4 млн.
     кв.  метров  в  сравнении  с  14,6 млн. кв. метров в 1991 году. В
     ряде  регионов  началось создание товариществ собственников жилья
     на  базе  кондоминиумов, сформировавшихся в процессе приватизации
     и развития рынка жилья.
          В  1994-1995  годах осуществлялось заметное повышение ставок
     оплаты  жилищно-коммунальных  услуг, при котором доля населения в
     покрытии  эксплуатационных  издержек  возросла с 2-3 процентов до
     20-40  процентов,  что  позволило преодолеть отставание изменения
     ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции.
          Однако  острота  жилищной  проблемы  не  снижается:  в  ряде
     регионов     продолжается     сокращение     объемов    жилищного
     строительства,    что    прежде   всего   объясняется   снижением
     инвестиционной   активности   в   результате   высокой  стоимости
     кредитных  ресурсов  и  низкой  платежеспособности  населения, не
     подкрепленной кредитной системой.
          Темпы  преобразований  в  жилищно-коммунальном  хозяйстве  и
     системе  его  финансирования  также явно недостаточны. В условиях
     реформы    оплаты    жилья    и    коммунальных    услуг    объем
     недофинансирования  отрасли  снизился  по сравнению с 1993 годом,
     но  тем  не  менее  составил  около 50 трлн. рублей, что означает
     продолжение   ветшания  жилищного  фонда  и  снижение  надежности
     инженерных    систем.    Поскольку    темпы   роста   затрат   по
     предоставлению   жилищно-коммунальных  услуг  росли  опережающими
     инфляцию  темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного
     фонда  и  на  разницу  в  ценах  на  тепловую энергию в городских
     бюджетах не уменьшилась.
          Ситуация   усугублялась  тем,  что  в  1995  году  сложилась
     неблагоприятная  динамика  доходов  населения  (доходы в реальном
     выражении   снизились   за   этот   год  на  13  процентов),  что
     способствовало  изменению  темпов и этапов реформы оплаты жилья и
     коммунальных услуг.
          В  1994-1995  годах наблюдалась также сильная дифференциация
     в   темпах  реформы  оплаты  жилья  между  субъектами  Российской
     Федерации   и  отдельными  муниципальными  образованиями  (в  2-3
     раза).  При этом регионы, проводящие политику медленных изменений
     оплаты   жилья,   как   правило,   получают   большую  помощь  из
     федерального  бюджета.  Используемые  для обоснования трансфертов
     утвержденные   субъектами   Российской   Федерации   региональные
     расчетные   тарифы   на   отдельные  услуги,  представляемые  как
     "экономически обоснованные", нередко различаются в 4-6 раз.
          Появилась  необходимость  поиска новых подходов в проведении
     жилищной  реформы  с  целью  ее  ускорения и повышения социальной
     направленности.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное