Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       Органы    по    сертификации   могут   признавать   Сертификаты
   соответствия   и   другие  документы,  подтверждающие  соответствие
   продукции  требованиям,  предъявляемым при сертификации, полученные
   в других Системах сертификации (региональных или национальных).
       Для  признания  Сертификата  соответствия  заявитель направляет
   заявку по установленной в Системе форме.
       К заявке должны быть приложены:
       заверенные   копия   оригинала  Сертификата  соответствия,  его
   перевод  и  другие  документы  и материалы, установленные правилами
   международной    или    региональной   Систем   (соглашениями)   по
   сертификации;
       протоколы    испытаний,    проведенных    отечественными    или
   зарубежными    Испытательными    лабораториями,   на   соответствие
   техническим  требованиям  нормативных  документов,  установленным в
   Системе   к   конкретному   виду   сертифицируемой   продукции,  не
   оговоренных в признаваемом Сертификате.
       В  случае  недостаточности  оснований для признания Сертификата
   соответствия   или   протоколов   испытаний,  выданных  зарубежными
   органами,   Орган  по  сертификации  может  поручить  Испытательной
   лаборатории  провести  повторные  испытания  в полном объеме или по
   некоторым  характеристикам для подтверждения соответствия продукции
   установленным техническим требованиям.
       На  основе  анализа полученных документов и материалов Орган по
   сертификации    принимает    решение    о   признании   Сертификата
   соответствия.  Сертификат  соответствия  признается  на  конкретную
   продукцию,  отвечающую  техническим  требованиям,  установленным  в
   нормативных документах, принятых в Системе.
   
                         Инспекционный контроль
   
       Инспекционный  контроль  осуществляется с целью удостоверения в
   том,  что  выпускаемая  продукция  соответствует сертифицированному
   образцу   и  требованиям  соответствующих  нормативных  документов.
   Периодичность  контроля устанавливается в нормативных документах на
   сертификацию,  а  в  случаях,  когда она не оговорена, - Органом по
   сертификации.
       Инспекционный  контроль  осуществляется  представителями Органа
   по  сертификации,  выдавшего  Сертификат соответствия или Одобрение
   типа    транспортного   средства,   совместно   с   представителями
   Испытательной  лаборатории, проводившей сертификационные испытания,
   территориального  органа  Госстандарта России и, при необходимости,
   ГИБДД.
       Орган  по  сертификации может поручать организацию и проведение
   инспекционного   контроля   без   своего   участия   представителям
   Испытательной     лаборатории     совместно    с    представителями
   территориального  органа  Госстандарта России и, при необходимости,
   Госавтоинспекции.
       Основными  документами  при  проведении инспекционного контроля
   являются   технические   описания   и   протоколы  сертификационных
   испытаний,  хранящиеся  в Органе по сертификации, а также материалы
   проверки   условий   производства   сертифицируемой   продукции   и
   материалы ранее проведенного контроля (если таковой проводился).
       Порядок  проведения  инспекционного  контроля  за соответствием
   продукции  сертифицированному  образцу устанавливается на основании
   документации, разрабатываемой Органом по сертификации.
   
         Изменение типа транспортного средства и распространение
        Сертификатов соответствия и Одобрения типа транспортного
                                средства
   
       Изменением   типа  транспортного  средства  считается  внесение
   существенных  различий в отношении характеристик конструкции данной
   категории   транспортного   средства,   к   которым   предъявляются
   требования конкретного нормативного документа.
       В  соответствующих  Правилах  ЕЭК ООН приводится перечень таких
   изменений  для  транспортных средств, а также их составных частей и
   предметов оборудования.
       Любое  изменение  конструктивных признаков, характеризующих тип
   транспортного   средства,   доводится   до   сведения   Органа   по
   сертификации,  который,  исходя  из  анализа  документации  и, если
   необходимо, образца, может:
       -  либо  прийти  к заключению, что внесенные изменения не будут
   иметь   значительных   отрицательных   последствий   и  что  данное
   транспортное   средство   по-прежнему   удовлетворяет   требованиям
   распространяющихся на него нормативных документов;
       - либо потребовать заключение Испытательной лаборатории.
       Испытательная    лаборатория    на   основании   представленной
   документации,   результатов   ранее   проведенных  сертификационных
   испытаний  данного  типа  транспортного  средства  и имеющихся в ее
   распоряжении   технических   описаний   этого   типа  транспортного
   средства,  а  также,  если  необходимо, экспертизы измененного типа
   транспортного    средства    выдает    заключение   о   возможности
   распространения   ранее   выданного  Сертификата  соответствия  или
   Одобрения   типа   транспортного   средства  либо  о  необходимости
   проведения   новых   испытаний   измененного   типа   транспортного
   средства.
       В   зависимости   от   результатов   рассмотрения  соответствия
   измененного  типа  транспортного  средства  требованиям конкретного
   нормативного    документа   или   перечню   требований   Орган   по
   сертификации  оформляет новый Сертификат соответствия или Одобрение
   типа   транспортного   средства   или   отказ   от   их  выдачи  по
   установленной процедуре.
   
       Меры, принимаемые Органом по сертификации за несоответствие
          сертифицированной продукции установленным требованиям
   
       В   случае   выявления   несоответствия  выпускаемой  продукции
   сертифицированному   образцу   Орган   по   сертификации,  выдавший
   Сертификат  соответствия или Одобрение типа транспортного средства,
   направляет  изготовителю  письменное  предупреждение  о  выявленных
   недостатках и возможной отмене выданных документов.
       Основанием  для  рассмотрения  вопроса о признании продукции не
   соответствующей сертифицированному образцу являются:
       -   отрицательные   результаты   инспекционных   испытаний  при
   проверке   соответствия  выпускаемой  продукции  сертифицированному
   образцу;
       -  сообщения  Минтранса, МВД, МПР России и других министерств и
   ведомств   Российской   Федерации   или   независимых   организаций
   (общество  потребителей,  торговая  фирма  и т.д.) о несоответствии
   продукции сертифицированному образцу;
       -  предписания  ГИБДД  МВД  России по результатам расследования
   причин  и  условий возникновения дорожно-транспортных происшествий,
   результатов    обобщения    данных    проведения    государственных
   технических осмотров.
       После   получения   официального   письменного   предупреждения
   изготовитель  в  10-дневный срок направляет в Орган по сертификации
   информацию  о  принятых  по  восстановлению  соответствия продукции
   мерах.
       Если    Орган    по   сертификации   признает   принятые   меры
   недостаточными,  то  через  30  дней после направления официального
   предупреждения   отменяет   выданные   Сертификаты  соответствия  и
   одновременно  Одобрение  типа  транспортного  средства  посредством
   проставления  на копии ранее выданного документа штампа "Отменено".
   Информация   об  этом  направляется  изготовителю  и  сообщается  в
   Центральный  орган  по  сертификации,  Главное управление ГИБДД МВД
   России,     Государственный    таможенный    комитет    России    и
   Государственный реестр.
       Повторное  представление  на сертификацию продукции, на которую
   отменен   ранее   выданный   документ,  осуществляется  по  той  же
   процедуре, что и первичное представление.
   
                      Оплата работ по сертификации
   
       Оплата   работ   по   сертификации   механических  транспортных
   средств,   их   составных   частей   и   оборудования  производится
   заявителем   в   порядке,   установленном  Госстандартом  России  и
   органами   государственного  управления  Российской  Федерации,  на
   которые  законодательными  актами  Российской  Федерации  возложены
   функции  по  организации и проведению обязательной сертификации, по
   согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
   
       3.1.3. Система сертификации нефтепродуктов
   
       Система  предназначена  для  проведения  на  территории  России
   обязательной  сертификации  топлив  и  горюче-смазочных  материалов
   (далее  -  нефтепродукты)  на соответствие требованиям безопасности
   для  жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей
   среды,    установленным    действующими   стандартами   и   другими
   нормативными документами.
       Система  сертификации  нефтепродуктов  учитывает особенности их
   производства,  поставки  потребителям,  международных  требований и
   соответствующих   соглашений   на  нефтяном  рынке  как  подсистемы
   сертификации ГОСТ Р.
       По   правилам  Системы  может  проводиться  также  добровольная
   сертификация    продуктов   переработки   нефти,   горюче-смазочных
   материалов  на  нефтяной  и  синтетической  основе (топлива, масла,
   смазки   и   специальные   жидкости),   а  также  компонентов  этих
   материалов    (присадки,    загустители,   добавки,   модификаторы,
   ингибиторы, депрессаторы).
       Номенклатура     нефтепродуктов,     подлежащих    обязательной
   сертификации,  разработана  на  основе  Перечня товаров, подлежащих
   обязательной     сертификации,     утвержденного     Постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013, и
   охватывает    нефтепродукты    народно-хозяйственного   назначения,
   включая  нефтепродукты,  используемые  на  автомобильном транспорте
   (бензины   автомобильные,  дизтопливо,  масла  моторные,  смазки  и
   т.п.).
       Основным  организационно-правовым  документом  Системы являются
   "Правила     проведения    сертификации    нефтепродуктов"    (утв.
   Постановлением  Госстандарта  России  от  8  октября  1998 г. N 78,
   зарегистрирован  Минюстом  РФ  25  декабря 1998 г. N 1666), которые
   устанавливает  правила, процедуры и порядок проведения сертификации
   нефтепродуктов,     проводимой     Органами     по    сертификации,
   аккредитованными в установленном порядке.
   
                       Организация работ в Системе
   
       Организацию   работ   по   формированию   Системы  сертификации
   нефтепродуктов,   руководство   ею   осуществляет   соответствующее
   подразделение   специально   уполномоченного   федерального  органа
   исполнительной  власти  в  области сертификации - Центральный орган
   по сертификации, функции которого включают:
       -   координацию   деятельности   Органов   по   сертификации  и
   Испытательных лабораторий, входящих в Систему;
       -    разработку    предложений   по   номенклатуре   продукции,
   сертифицируемой в Системе;
       -  участие  в  работах  по  совершенствованию фонда нормативных
   документов, на соответствие которым проводится сертификация;
       -   рассмотрение   апелляций  по  поводу  действий  Органов  по
   сертификации и Испытательных лабораторий;
       -   ведение  учета  Органов  по  сертификации  и  Испытательных
   лабораторий,   входящих   в   Систему,   выданных  (аннулированных)
   сертификатов   и  лицензий  на  использование  знака  соответствия,
   обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы.
   
                 Нормативные документы для сертификации
   
       Обязательная    сертификация    продукции    осуществляется   в
   соответствии    с    нормативными   документами,   устанавливающими
   обязательные    требования,    направленные   на   обеспечение   ее
   безопасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды.
       К   используемым   при  обязательной  сертификации  нормативным
   документам  относятся  международные договоры Российской Федерации,
   федеральные  законы,  законы  Российской Федерации, государственные
   стандарты   (в   том   числе   принятые   в   Российской  Федерации
   межгосударственные  и  международные стандарты), санитарные нормы и
   правила,  нормы  по безопасности, а также другие документы, которые
   в    соответствии    с   законодательством   Российской   Федерации
   устанавливают обязательные требования к продукции.
       Методики,    используемые   при   проведении   сертификационных
   испытаний,  включенные  в стандарты и иные нормативные документы на
   сертифицируемые   нефтепродукты,  позволяющие  полно  и  достоверно
   подтвердить    соответствие   продукции   требованиям   нормативных
   документов,  в  соответствии  со  ст. 9 Закона Российской Федерации
   "Об  обеспечении  единства  измерений"  должны  быть  аттестованы в
   установленном порядке.
   
                Порядок проведения работ по сертификации
   
       Порядок сертификации нефтепродуктов включает:
       - подачу заявки на сертификацию;
       -   принятие  решения  по  заявке,  в  том  числе  выбор  схемы
   сертификации;
       - отбор, идентификацию образцов и их испытания;
       -  оценку  производства  нефтепродуктов (если это предусмотрено
   схемой сертификации);
       -   анализ   полученных   результатов   и  принятие  решения  о
   возможности выдачи Сертификата соответствия;
       -   выдачу   сертификата   и   лицензии   на  применение  знака
   соответствия;
       -  осуществление  инспекционного  контроля  за  сертифицируемой
   продукцией (в соответствии со схемой сертификации);
       -   проведение   корректирующих   мероприятий   при   нарушении
   соответствия  продукции  установленным  требованиям  и неправильном
   применении Знака соответствия;
       - информацию о результатах сертификации.
       Изготовитель   (продавец,  исполнитель)  направляет  заявку  на
   сертификацию  в  Орган  по сертификации по своему выбору, в область
   аккредитации которого входит данная продукция.
       Учитывая  специфику  нефтепродуктов, каждая марка нефтепродукта
   сертифицируется отдельно.
       Орган по сертификации в 10-дневный срок рассматривает заявку.
       В  случае  положительного  решения  по результатам рассмотрения
   заявки   Орган   по  сертификации  сообщает  заявителю  о  принятом
   решении.
       В    случае    принятия    отрицательного   решения   заявителю
   отправляется  обоснованное  уведомление  о невозможности проведения
   сертификации представленной продукции.
       Оплата   работ   по  обязательной  сертификации  осуществляется
   заявителем   в  соответствии  с  п.  2  ст.  16  Закона  Российской
   Федерации "О сертификации продукции и услуг".
       Выбор   схемы   сертификации   при   обязательной  сертификации
   нефтепродуктов    осуществляет    Орган    по   сертификации,   при
   добровольной   -   определяет  заявитель  и  предлагает  Органу  по
   сертификации.
       Системой  предусмотрено  использование  семи схем сертификации,
   каждая  из  которых  предусматривает  этапы  "Испытания", "Проверка
   производства",   "Инспекционный   контроль".  Нумерация,  состав  и
   содержание  схем,  а  также  правила  их  применения  соответствуют
   "Порядку  проведения сертификации продукции в Российской Федерации"
   (утвержден  Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N
   15, зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 1996 г., N 1139).
       Пробы  нефтепродуктов для сертификационных испытаний отбираются
   в  соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты.
   Методы отбора проб". Отбор проб продукции оформляется актом.
       Отбор   проб   для   испытаний   производится,   как   правило,
   аккредитованной  Испытательной  лабораторией  (центром)  или  по ее
   поручению  другой  компетентной  организацией.  В случае проведения
   испытаний   в  двух  или  более  Испытательных  лабораториях  отбор
   образцов  может  быть  осуществлен  Органом  по  сертификации  (при
   необходимости, с участием Испытательных лабораторий).
       Испытательная  лаборатория  (центр),  аккредитованная только на
   техническую  компетентность,  отбор проб осуществляет в присутствии
   представителя  Органа по сертификации или, по его поручению, другой
   компетентной организации.
       Отобранные    образцы    изолируют   от   основной   продукции,
   упаковывают,   пломбируют   или   опечатывают  на  месте  отбора  и
   отправляют   в   аккредитованную  Испытательную  лабораторию.  Срок
   хранения,  требования  к  маркировке  и  учету образцов, порядок их
   списания  устанавливаются Органом по сертификации или Испытательной
   лабораторией.
       Испытания    проводятся    в    аккредитованных   Испытательных
   лабораториях  (центрах). Испытания проводятся на образцах, состав и
   технология   которых  должны  быть  такими  же,  как  у  продукции,
   поставляемой потребителю продукции (заказчику).
       При     отсутствии    Испытательной    лаборатории    (центра),
   аккредитованной    на    компетентность    и   независимость,   или
   значительной   ее   удаленности,  что  усложняет  транспортирование
   образцов,  увеличивает  стоимость  испытаний и недопустимо удлиняет
   их  сроки,  допускается проведение испытаний для целей сертификации
   в  Испытательных  лабораториях (центрах), аккредитованных только на
   компетентность,    под    контролем    представителей   Органа   по
   сертификации  конкретной  продукции.  Объективность таких испытаний
   наряду  с  Испытательной  лабораторией (центром) обеспечивает Орган
   по    сертификации,   поручивший   Испытательной   лаборатории   их
   проведение.   Протокол   испытаний   в   этом   случае  подписывают
   уполномоченные  специалисты  Испытательной  лаборатории  (центра) и
   Органа по сертификации.
       По   результатам   сертификационных   испытаний   Испытательная
   лаборатория   (центр)   выдает  Органу  по  сертификации  протоколы
   испытаний по установленной форме.
       Орган  по  сертификации  проводит анализ результатов испытаний,
   готовит решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата.
       Органы  по сертификации имеют право переоформления Сертификатов
   соответствия,   выданных  зарубежными  организациями,  при  наличии
   соответствующих   многосторонних   или   двухсторонних  соглашений,
   участником которых является Российская Федерация.
       Орган  по  сертификации  оформляет  Сертификат по установленной
   форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю.
       Срок  действия Сертификата устанавливает Орган по сертификации,
   но не более чем на три года.
       Нефтепродукты,         хранящиеся         в        организациях
   нефтепродуктообеспечения    в    таре    изготовителя    (продавца,
   исполнителя)   и   сертификатом  организации-поставщика,  повторной
   сертификации при реализации не подлежат.
       Организации  нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, нефтеналивные
   станции),  получающие  нефтепродукты в транспортных емкостях или по
   трубопроводам,  сертифицируют нефтепродукты по схемам сертификации,
   включающим анализ состояния производства.
       Сертифицированная   продукция   должна   маркироваться   знаком
   соответствия   по   ГОСТ   Р   50460-92  в  порядке,  установленном
   "Правилами   применения   знака   соответствия   при   обязательной
   сертификации  продукции", утвержденными Постановлением Госстандарта
   России  от  25.07.96  N  14  и зарегистрированными в Минюсте России
   01.08.96  под  N  1138.  Маркирование  осуществляется  при  наличии
   лицензии,  выданной  Органом  по  сертификации,  в  соответствии  с
   "Правилами  выдачи  лицензий  на  проведение  работ по обязательной
   сертификации   и   применение  знака  соответствия",  утвержденными
   Постановлением   Госстандарта   России   от   26.05.94   N   12   и
   зарегистрированными в Минюсте России под N 825 от 05.04.95.
       Органы  по  сертификации  ведут  учет выданных ими Сертификатов
   соответствия.  Документы  и  материалы, подтверждающие сертификацию
   продукции,  находятся на хранении в Органе по сертификации не менее
   чем срок действия Сертификата.
   
                         Инспекционный контроль
   
       Инспекционный    контроль   (плановый   или   внеплановый)   за
   сертифицированной   продукцией   (если   он   предусмотрен   схемой
   сертификации)  осуществляют  органы,  проводящие  сертификацию этой
   продукции,  с  привлечением  при  необходимости других компетентных
   организаций.
       Порядок  проведения  и  периодичность  планового инспекционного
   контроля   устанавливаются   Органом   по   сертификации  в  каждом
   конкретном случае и фиксируются в решении о выдаче Сертификата.
       Результаты инспекционного контроля оформляются актом.
       Акт   хранится   в   Органе   по   сертификации,  а  его  копии
   направляются  заявителю  (изготовителю,  продавцу)  и организациям,
   принимавшим участие в инспекционном контроле.
       По  результатам  инспекционного  контроля Орган по сертификации
   может  приостановить  или  отменить  действие  Сертификата, а также
   приостановить  действие  или  аннулировать  лицензию  на применение
   знака соответствия.
       Решение   о   приостановке   действия   или   отмене   действия
   Сертификата  соответствия  доводится  Органом  по  сертификации  до
   сведения   заявителя,  потребителей,  Госстандарта  России  и  всех
   заинтересованных участников сертификации продукции.
       Внеплановый  инспекционный контроль может проводиться в случаях
   поступления   информации  о  претензиях  к  качеству  продукции  от
   потребителей,    торговых    организаций,    а    также    органов,
   осуществляющих  общественный  контроль  за  качеством продукции, на
   которую выдан Сертификат соответствия.
   
                         Рассмотрение апелляций
   
       При    возникновении    спорных    вопросов   по   сертификации
   нефтепродуктов  заинтересованная  сторона  может подать апелляцию в
   Центральный    орган   Системы   сертификации   нефтепродуктов,   в
   апелляционную   комиссию  специально  уполномоченного  федерального
   органа    исполнительной   власти   в   области   сертификации   (в
   соответствии  со  ст.  9  и  ст.  10 Закона Российской Федерации "О
   сертификации продукции и услуг") и (или) в суд.
   
       3.1.4.  Система сертификации услуг по техническому обслуживанию
   и ремонту автомототранспортных средств
   
       Система  предназначена  для  проведения  на  территории  России
   обязательной   сертификации   соответствия   услуг   по   ТО   и  Р
   автомототранспортных  средств  (АМТС)  требованиям безопасности для
   жизни,  здоровья  и  имущества  граждан,  а также охраны окружающей
   среды,    установленным    действующими   стандартами   и   другими
   нормативными документами.
       Обязательность  проведения  сертификации  услуг  по ТО и Р АМТС
   определена   Законами   РФ   "О   защите   прав  потребителей",  "О
   безопасности  дорожного  движения"  и  закреплена  в  "Номенклатуре
   продукции   и   услуг,   подлежащих   обязательной   сертификации",
   утвержденной  Постановлением  Правительства Российской Федерации от
   13.08.97 N 1013 и Госстандарта России от 23.02.98 N 5.
       По   правилам  Системы  может  проводиться  также  добровольная
   сертификация услуг по ТО и ремонту АМТС.
       Основные  принципы построения и функционирования, общие правила
   проведения  работ  по  сертификации, принятые в Системе, закреплены
   ее  организационно-правовыми  документами и соответствуют принципам
   и   правилам,   устанавливаемым  Законом  Российской  Федерации  "О
   сертификации   продукции   и   услуг",   "Правилами  по  проведению
   сертификации   в  Российской  Федерации",  "Правилами  сертификации
   работ   и   услуг   в   Российской   Федерации",  основополагающими
   документами Системы сертификации ГОСТ Р.
       Сертификация  услуг  по  ТО  и Р АМТС введена с февраля 1993 г.
   Постановлением  Госстандарта  России  от  18 ноября 1992 г. N 18. В
   настоящее   время   основным   организационно-правовым   документом
   Системы   является   документ  "Правила  по  сертификации.  Система
   сертификации   ГОСТ   Р.   Сертификация   услуг   по   техническому
   обслуживанию  и  ремонту  автомототранспортных  средств" (утвержден
   Постановлением  Госстандарта  России  от  11  ноября  1994 г. N 21,
   введен  в  действие  с  1  января  1995  г.), который устанавливает
   организационную    структуру   Системы,   определяет   функции   ее
   участников и порядок проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС.
       Поскольку    вышеуказанные    Постановления   Правительства   и
   Госстандарта  России  определяют лишь укрупненные классификационные
   группировки  услуг, то при разработке Системы формируется детальный
   перечень  услуг,  подлежащих  обязательной сертификации. В перечень
   включаются    услуги,    требования    к   которым   закреплены   в
   соответствующих  нормативных  документах  и  имеют характеристики и
   показатели  (включая  методы  контроля),  влияющие  на безопасность
   жизни,  здоровья, имущества граждан и окружающей среды; обеспечение
   безопасности дорожного движения.
   
                    Организационная структура Системы
   
       Организационную  структуру  Системы  сертификации услуг по ТО и
   ремонту АМТС образуют:
       - Национальный орган по сертификации - Госстандарт России;
       -    Центральный    орган    по    сертификации    (Департамент
   автомобильного транспорта Минтранса России);
       - Апелляционная комиссия;
       - Научно-методический центр (НИИАТ);
       - Органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС (ОСУ);
       - Испытательные лаборатории (центры);
       - Исполнители услуг (заявители).
   
              Нормативные документы для сертификации услуг
   
       В  перечне  услуг, подлежащих обязательной сертификации, помимо
   их   наименования,   непременно  должны  быть  указаны  нормативные
   документы,   на   соответствие   требованиям   которых   проводится
   сертификация.
       При   формировании   перечня   услуг,  подлежащих  обязательной
   сертификации, учитывается следующее:
       -  наименование  (а  следовательно и технологическое содержание
   услуги)   должно   соответствовать  Общероссийскому  классификатору
   услуг населению ОК 002-93 (ОКУН);
       -   нормативные   документы,   используемые   при  обязательной
   сертификации услуг, должны содержать:
       - требования по безопасности для:
       - жизни, здоровья граждан;
       - окружающей среды;
       - требования к методам проверки (контроля, испытаний) услуг;
       - требования к технологическим процессам исполнения услуг;
       - требования к мастерству исполнителя услуг.
       Проверка,  испытания  и  оценка  услуг ведется в соответствии с
   требованиями  технической  документации  на  конкретные виды услуг,
   которая  может  быть дифференцирована по маркам, моделям, составным
   частям,   отдельным   видам   работ,  составляющих  технологическое
   содержание услуг.
       При  добровольной  сертификации  услуг заявитель сам определяет
   документы,   на  соответствие  требованиям  которых  осуществляется
   сертификация.
   
             Порядок проведения работ по сертификации услуг
              по ТО и ремонту автомототранспортных средств
   
       Сертификация услуг по ТО и Р в общем случае включает в себя:
       - подачу заявки на сертификацию;
       -  принятие  решения  по  заявке,  в  том  числе  - выбор схемы
   сертификации;
       -  оценку  мастерства исполнителя или процесса оказания услуги,
   Системы качества;
       - проведение сертификационных проверок результата услуги;
       -   анализ   полученных   результатов   и  принятие  решения  о
   возможности выдачи Сертификата соответствия;
       -  выдачу  Сертификата  соответствия  и  лицензии на применение
   знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р;
       -  осуществление  инспекционного  контроля за сертифицированной
   услугой;
       -  корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги
   установленным   требованиям   и   неправильном   применении   знака
   соответствия;
       - публикацию информации о результатах сертификации.
       Для  проведения сертификации услуг по ТО и Р исполнитель услуги
   (заявитель)  направляет  в  аккредитованный  Орган  по сертификации
   заявку на проведение работ по сертификации.
       При  наличии  нескольких  Органов по сертификации данной услуги
   заявитель вправе направить заявку в любой из них.
       В заявке, в общем случае, сообщается:
       - наименование предприятия;
       - адрес и банковские реквизиты предприятия;
       - фамилия руководителя;
       - наименование сертифицируемой услуги (услуг) с кодом ОКУН.
       Форма  заявки  предусматривает также обязательства заявителя по
   выполнению  ряда условий сертификации (в частности, оплаты расходов
   по проведению сертификации со стороны Органа).
       По  требованию  Органа  по  сертификации дополнительно к заявке
   представляется  информация  об оборудовании, средствах измерений (в
   т.ч.  о  прохождении  ими  метрологической  поверки),  квалификации
   персонала и т.п.
       Орган   по   сертификации   рассматривает   заявку  и  сообщает
   заявителю  решение,  содержащее  следующие условия проведения работ
   по сертификации:
       - принятая схема сертификации;
       -  перечень  нормативных  документов, содержащих требования, на
   соответствие которым будет проводиться сертификация.
       Одновременно  с  решением  о  проведении  работ по сертификации
   заявителю  направляется  проект  договора,  устанавливающий  сроки,
   объемы и стоимость работ по сертификации.
       Правилами   Системы   предусмотрено   использование  трех  схем
   сертификации   (1-я,   2-я   и   5-я),   соответствующих  "Правилам
   сертификации    работ    и    услуг    в    Российской   Федерации"
   (зарегистрированы    в    Госреестре   Госстандарта   России   РОСС
   RU.0001.010134  от  18 июня 1998 г., зарегистрированы Министерством
   юстиции  РФ  3 апреля 1998 г., N 1502, введены в действие с 18 июня
   1998   г.).   Каждая   из   схем  предусматривает  последовательное
   выполнение следующих процедур:
       Схема   N   1:   "Оценка   мастерства  исполнителя",  "Проверка
   результатов услуги", "Инспекционный контроль".
       Схема   N  2:  "Оценка  процесса  оказания  услуги",  "Проверка
   результатов услуги", "Инспекционный контроль".
       Схема   N   5:   "Сертификация   системы  качества",  "Проверка
   результатов услуги", "Инспекционный контроль".
       Процедура   "Оценка   мастерства  исполнителя"  предусматривает
   проверку:
       -   соответствия   квалификации   руководящего  и  технического
   персонала  исполнителя  требованиям,  содержащимся  в нормативных и
   технических   документах,   оформленных   в  установленном  порядке
   документов,   подтверждающих   опыт   работы   и   профессиональные
   характеристики  конкретных работников исполнителя (трудовая книжка,
   конкурсный  диплом,  производственная характеристика, свидетельство
   о  присвоении  разряда,  удостоверение  о  прохождении специального
   обучения и т.п.);
       -    знаний    работниками    технологической   и   нормативной
   документации,  метрологического  обеспечения  производства; навыков
   оказания  услуги (выполнения работы), в т.ч. использования при этом
   технологического оборудования и оснастки.
       Процедура   "Оценка   процесса   оказания   услуги  (выполнения
   работы)" предусматривает проверку:
       -  соответствия  технических документов требованиям нормативных
   документов  в  части  возможности  обеспечения  результатов  услуги
   сертификационным требованиям (включая проведение экспертизы);
       -   обеспеченности   процесса   нормативными   и   техническими
   документами;
       -    обеспеченности    процесса    необходимыми    техническими
   средствами,    оборудованием,   оснасткой,   средствами   измерений
   (включая их аттестацию и поверку);
       -    соответствия    квалификации,    опыта   работы   и   иных
   профессиональных      характеристик      персонала     требованиям,
   установленным в нормативных и технических документах.
       Процедура  "Сертификация системы качества" предусматривает учет
   и  проведение  соответствующей  экспертизы  имеющегося  у заявителя
   сертификата   на   систему   качества   на   предмет   соответствия
   требованиям  Системы  сертификации  ГОСТ  Р,  возможности признания
   области  его  действия  применительно к заявленной услуге (работе).
   При  этом  процедура  сертификации  системы качества осуществляется
   органами,   аккредитованными  на  сертификацию  систем  качества  в
   соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.
       Процедура  "Проверка  результата  услуги" предусмотрена во всех
   схемах   сертификации   и  осуществляется  путем  контроля  условий
   обслуживания  и выборочной проверки отремонтированных или прошедших
   техническое   обслуживание   АМТС,  отобранных  по  рабочему  плану
   проведения  сертификационной  проверки.  Сертификационные  проверки
   результатов    услуг    (работ)    осуществляются   экспертами   по
   сертификации   на   месте   оказания  услуг  (выполнения  работ)  с
   использованием  технологического  оборудования  и средств измерений
   заявителя.
       Процедура  "Инспекционный контроль" также предусмотрена во всех
   схемах   сертификации   и   осуществляется  с  целью  подтверждения
   соответствия   услуги   (работы)   сертификационным  требованиям  и
   условиям  выдачи  (ограничениям  на  область  действия) Сертификата
   соответствия  в  рамках  реализованной  схемы сертификации, а также
   выполнения лицензионных условий на применение знака соответствия.
       Орган  по сертификации проводит комплекс работ в соответствии с
   принятой схемой сертификации в сроки, указанные в договоре.
       Работы    проводятся    комиссией,   формируемой   Органом   по
   сертификации из экспертов Системы.
       Комиссия  проводит  работы  по  сертификации  в  соответствии с
   утвержденной    руководителем    Органа    программой    работ   по
   сертификации,      определяющей      состав     мероприятий,     их
   последовательность  и  персональную ответственность членов комиссии
   за конкретное мероприятие.
       Результаты  работ  (будь то проверка технологического процесса,
   оценка  мастерства  исполнителя  либо  проверка результата оказания
   услуги) документально оформляются актами, протоколами и др.
       Комиссия   в   обязательном   порядке  знакомит  представителей
   заявителя  с  документами,  оформляющими  и фиксирующими результаты
   работ    по   сертификации.   Комиссия   предоставляет   подлинники
   документов в Орган по сертификации, а копии - заявителю.
       Орган   по   сертификации   услуг   проводит   экспертизу  всех
   материалов  (протоколы,  акты  и  другие документы, предусмотренные
   соответствующими   схемами  сертификации)  и  принимает  решение  о
   выдаче Сертификата соответствия.
       При    положительных    результатах   сертификации   Орган   по
   сертификации  оформляет Сертификат соответствия, регистрирует его в
   Государственном реестре и выдает заявителю.
       При   отрицательных   результатах   сертификационных   проверок
   (испытаний),   несоблюдении   иных   требований,   предъявляемых  к
   сертифицируемой  услуге,  или  отказе  заявителя от оплаты работ по
   сертификации  Орган  выдает  заявителю  решение  об отказе в выдаче
   Сертификата.
       Срок  действия  Сертификата соответствия устанавливает Орган по
   сертификации  с  учетом  срока действия нормативной документации на
   сертифицированные услуги, но не более чем на три года.
   
                         Инспекционный контроль
   
       Инспекционный    контроль    за    соблюдением   требований   к
   сертифицированным  услугам осуществляется Органом по сертификации в
   период   действия  сертификата  на  услуги  с  целью  подтверждения
   соответствия  сертифицированной  услуги требованиям соответствующей
   нормативной документации.
       Инспекционный   контроль   в   общем   случае  предусматривает:
   проверку   результата   услуги,   проверку   стабильности  процесса
   оказания  услуги,  контроль  стабильности  функционирования системы
   качества оказания услуги.
       Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.
       Периодичность   и  объем  проведения  планового  инспекционного
   контроля  определяется  Органом  по сертификации. Период проведения
   планового  инспекционного контроля не может быть менее чем один раз
   в полгода.
       Внеплановый   инспекционный  контроль  проводится  в  следующих
   случаях:
       -   при   получении   информации   от  государственных  органов
   (Минтранс   России,   МВД   России,   Минэкологии   России)   и  их
   региональных  подразделений,  а  также  общественных  организаций о
   претензиях к качеству сертифицированных услуг;
       -  при  получении  информации  ГИБДД  МВД России по результатам
   расследования  причин  дорожных происшествий и аварий АМТС, а также
   по  результатам  проведения  государственных  технических  осмотров
   АМТС,   прошедших   техническое  обслуживание  и  (или)  ремонт  на
   предприятиях  или  у  граждан-предпринимателей,  имеющих Сертификат
   соответствия;
       -   при   обращении   заявителя   с   просьбой   о   проведении
   инспекционного  контроля  (в  этом случае заявитель заблаговременно
   извещает   Орган   по   сертификации   о  необходимости  проведения
   инспекционного контроля).
       Результаты   инспекционного   контроля   оформляют  актом.  Акт
   хранится в Органе по сертификации. Копия направляется исполнителю.
   
               Приостановление или аннулирование действия
                        Сертификата соответствия
   
       Орган  по  сертификации  может  приостановить  или аннулировать
   действие Сертификата соответствия в следующих случаях:
       - по результатам инспекционного контроля;
       -   изменения  нормативного  документа  на  услугу  или  методы
   испытаний (проверок);
       - изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания.
       Информация   о   приостановлении   действия  или  аннулировании
   Сертификата  соответствия  доводится  Органом  по сертификации, его
   выдавшим,   до  сведения  заявителя,  потребителя  услуг  и  других
   участников данной Системы сертификации.
       Аннулирование   Сертификата  соответствия  вступает  в  силу  с
   момента исключения его из Государственного реестра.
       Повторная   выдача   Сертификата  соответствия  на  оказываемые
   услуги  осуществляется  в  соответствии  с  порядком, установленным
   данной Системой.
   
                                Апелляции
   
       В  случае  несогласия заявителя с результатами сертификации или
   инспекционного   контроля   он   имеет  право  подать  апелляцию  в
   апелляционную комиссию при ЦОС.
       Если  заявитель  не удовлетворен принятым решением, то он может
   обратиться в Центральную апелляционную комиссию.
       Спорные  вопросы,  возникающие  между участниками сертификации,
   могут  быть  решены также в порядке, установленном законодательными
   актами Российской Федерации.
   
                      Оплата работ по сертификации
   
       Оплата   работ   по   сертификации   производится   в  порядке,
   установленном  документами  Системы  сертификации  ГОСТ Р, с учетом
   условий договора между Органом по сертификации и заявителем.
       Все  расходы,  связанные  с  проведением  сертификации, включая
   инспекционный   контроль,  оплачивает  заявитель,  претендующий  на
   получение   Сертификата  соответствия,  независимо  от  результатов
   сертификации.
       Стоимость  работ  по сертификации определяется в соответствии с
   документом  Р  50.3.001-96  "Рекомендации  по  сертификации. Оплата
   работ    по    сертификации    продукции   и   услуг"   (утверждены
   Постановлением  Госстандарта  России  от  14  марта  1996 г. N 167,
   согласованы  с  Минфином России 24 июля 1996 г.), а также на основе
   методик,   разрабатываемых   в   его   развитие  и  утверждаемых  в
   установленном порядке.
   
       3.1.5.    Сертификация    услуг    по    перевозке   пассажиров
   автомобильным транспортом
   
       Сертификация   услуг   по  перевозке  пассажиров  автомобильным
   транспортом  заключается в подтверждении независимой от исполнителя
   и  потребителя  услуг организацией соответствия услуг установленным
   требованиям.  Результатом сертификации является выдача изготовителю
   продукции  Сертификата  соответствия и лицензии на право применения
   знака соответствия.
       Основными  целями  сертификации  услуг  по перевозке пассажиров
   автомобильным    транспортом   являются:   создание   условий   для
   деятельности    пассажирских    автотранспортных    предприятий   и
   индивидуальных  предпринимателей  на едином рынке услуг; содействие
   потребителю  в  компетентном выборе услуг; защита потребителя услуг
   от  недобросовестности  исполнителя  услуг;  контроль  безопасности
   услуг   для   окружающей   среды,   жизни,   здоровья  и  имущества
   пассажиров;  подтверждение  показателей  качества услуг, заявленных
   исполнителем услуг.
       Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.
   Обязательная   сертификация   услуг   осуществляется   в   случаях,
   предусмотренных   законодательными   актами  Российской  Федерации.
   Добровольная    сертификация    проводится    с   целью   повышения
   конкурентоспособности исполнителей на рынке услуг.
       Обязательная   сертификация   услуг   по  перевозке  пассажиров
   автомобильным  транспортом  в  Российской  Федерации  установлена в
   соответствии  с  Законами  РФ  "О  защите  прав  потребителей",  "О
   сертификации  продукции  и  услуг",  основополагающими  документами
   Системы  сертификации ГОСТ Р, Постановлением Правительства РФ от 13
   августа  1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих
   обязательной  сертификации,  и  перечня  работ  и услуг, подлежащих
   обязательной  сертификации"  и  "Номенклатурой  продукции  и  услуг
   (работ),  в  отношении  которых  законодательными актами Российской
   Федерации  предусмотрена  их обязательная сертификация" (утверждена
   Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5).
       В  настоящее  время  работы  по сертификации услуг по перевозке
   пассажиров   автомобильным   транспортом  проводятся  на  основании
   документа  "Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг
   по   перевозке   пассажиров  автомобильным  транспортом.  Временный
   порядок    проведения   работ"   (далее   -   Временный   порядок),
   утвержденного  Постановлением  Госстандарта  РФ  и  Минтранса РФ от
   06.10.95    N    230-7/458/ДАТ-376    и    зарегистрированного    в
   Государственном  реестре  за  номером РОСС RU.0001.01УС01. Документ
   определяет  организационную  структуру,  нормативные  документы для
   сертификации,  порядок  проведения  сертификации  и  инспекционного
   контроля.
       Обязательной   сертификации   подлежат   следующие   услуги  по
   перевозке   пассажиров   автомобильным   транспортом:   услуги   по
   перевозке   пассажиров   в   международном   сообщении;  услуги  по
   перевозке   пассажиров   в   междугородном   сообщении;  услуги  по
   перевозке  пассажиров  в пригородном сообщении; услуги по перевозке
   пассажиров  в  городском  сообщении;  прочие  услуги  по  перевозке
   пассажиров     (туристско-экскурсионные,    специальные,    разовые
   автобусами;   легковыми   таксомоторами;   легковыми  автомобилями,
   осуществляющими  пассажирские  перевозки  на  коммерческой основе).
   Классификация  услуг устанавливается Общероссийским классификатором
   услуг  населению  ОК  002-93  (ОКУН),  утвержденным  Постановлением
   Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.
       Основными  функциональными элементами организационной структуры
   Системы  сертификации  услуг  по перевозке пассажиров автомобильным
   транспортом  являются:  специально уполномоченный федеральный орган
   исполнительной  власти в области сертификации - Госстандарт России,
   Апелляционная   комиссия  Госстандарта  России,  Центральный  орган
   Системы  -  Департамент автомобильного транспорта Минтранса России,
   Совет      Системы,      Методический      центр      Системы     -
   Научно-исследовательский    институт    автомобильного   транспорта
   (НИИАТ),  Органы  по  сертификации  услуг  по  перевозке пассажиров
   автомобильным   транспортом,  эксперты  по  сертификации  услуг  по
   перевозке пассажиров автомобильным транспортом, исполнители услуг.
       Госстандарт  России  формирует  сеть  Органов  по сертификации,
   утверждает     организационно-методические    документы    Системы,
   осуществляет   контроль   за   деятельностью   Центрального  органа
   Системы,  взаимодействует  с  руководящими  органами  других Систем
   сертификации   и   с   соответствующими  органами  других  стран  и
   международными органами по вопросам сертификации.
       Апелляционная  комиссия  Госстандарта  России  формируется  для
   рассмотрения    жалоб    участников   сертификации,   связанных   с
   деятельностью  Органов  по  сертификации, экспертов и заявителей по
   вопросам  сертификации,  инспекционного  контроля, применения знака
   соответствия,    выдачи,    приостановления   и   отмены   действия
   Сертификатов   соответствия   и   лицензий   на   применение  знака
   соответствия и пр.
       Центральный  орган  Системы  осуществляет руководство Системой;
   устанавливает  порядок сертификации, правила и процедуры управления
   Системой;  регулирует  состав,  количество  и дислокацию Органов по
   сертификации;  организует  и  участвует  в работе по аккредитации и
   инспекционному  контролю  за деятельностью Органов по сертификации;
   взаимодействует   с   техническими  комитетами  по  стандартизации;
   организует   работы   по  актуализации  и  совершенствованию  фонда
   нормативных и технических документов.
       Совет  Системы  является  совещательным  органом. В его функции
   входят:  разработка  направлений  политики  в  области сертификации
   услуг    по   перевозке   пассажиров   автомобильным   транспортом;
   подготовка  предложений  по  развитию  и совершенствованию Системы;
   подготовка    предложений    по    совершенствованию   нормативных,
   технических и организационно-методических документов.
       Методический  центр  Системы  координирует  научно-методические
   работы,       проводимые       в       Системе;       разрабатывает
   организационно-методические  документы  по сертификации; формирует,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное