Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утверждено
                                                         Минтрансом РФ
   
                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
            ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
             ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
       Учебное    пособие    по    курсу    подготовки   специалистов,
   ответственных  за  обеспечение  безопасности  дорожного  движения в
   организациях,   осуществляющих  перевозки  грузов  и  пассажиров  в
   Российской   Федерации,   представляет   новый   переработанный   и
   дополненный  материал  в  соответствии  с действующей на 01.01.2000
   законодательной,   нормативно-технической   и  методической  базой.
   Содержание  сборника  охватывает  все  направления  деятельности  в
   сфере  БД,  необходимые  для осуществления превентивных мероприятий
   по  безопасности  дорожного  движения  в  перевозочных  структурах.
   Пособие   может   быть   использовано   учебными   заведениями  при
   подготовке,  повышении  квалификации  и  аттестации специалистов по
   безопасности    дорожного   движения,   органами   государственного
   контроля   и   надзора   в   области   БД,  юридическими  лицами  и
   индивидуальными   предпринимателями,  осуществляющими  перевозочную
   деятельность.
       Авторский коллектив:
       Абрамов  В.А.,  Белов  П.П.,  Булатов  С.А.,  Евлампиева  М.Н.,
   Ибраев  К.А.,  Касьянова  И.Т.,  Коровушкина  Н.А.,  Крутова  Т.Н.,
   Лебединец  О.Л.,  Матанцева О.Л., Минаев С.Н., Платонов С.Н., Титов
   А.Е., Ширяева Е.С., Чебышев А.Е., Чуков В.И., Юров А.П.
       Под      общей     редакцией     директора     Государственного
   научно-исследовательского   института   автомобильного   транспорта
   Венгерова И.А.
   
                 Раздел 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
          ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ
                ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ
   
       Состояние  безопасности  дорожного  движения  на  автомобильном
   транспорте  Российской  Федерации по-прежнему продолжает оставаться
   серьезной  социально-экономической  проблемой.  Хотя  за  последние
   годы   и   наметилась  тенденция  снижения  абсолютных  показателей
   аварийности, уровень ее остается высоким.
       В  период с 1995 по 1999 гг. в стране произошло более 800 тысяч
   дорожно-транспортных  происшествий,  в которых получили ранения 900
   тысяч  человек  и  погибло  148663  человека.  Только  в  1999 году
   социально-экономический   ущерб   от   гибели  и  ранения  людей  в
   дорожно-транспортных  происшествиях превысил 150 миллиардов рублей,
   что   составляет   4   -  5%  валового  национального  продукта.  В
   большинстве   развитых   зарубежных   стран,   по  оценкам  ученых,
   аналогичные   ежегодные  потери  от  аварийности  на  автомобильном
   транспорте  составляют  всего  1 - 2%. Таким образом, размер потерь
   валового    национального    продукта    от    дорожно-транспортной
   аварийности в России является одним из самых высоких.
       По    основным   показателям   аварийности   на   автомобильном
   транспорте  Россия  находится  на  одном  из  последних  мест среди
   развитых стран Европы.
       Высокие   темпы   роста  автомобильного  парка  страны  создают
   дополнительные  предпосылки  ухудшения  обстановки  на  дорогах.  В
   последнее  время  ежегодный  прирост автопарка составляет около 1,3
   млн.   единиц   в   основном   за  счет  его  пополнения  легковыми
   автомобилями.  Сейчас  на  тысячу россиян приходится немногим более
   100  автомобилей,  но  Россия  вступила  в  так  называемую  стадию
   "взрывного  роста", которая будет продолжаться до достижения уровня
   "насыщения"  -  примерно 300 - 400 автомобилей на 1000 человек. Эта
   стадия    характеризуется    резким    осложнением   обстановки   с
   обеспечением     безопасности     дорожного     движения,    ростом
   дорожно-транспортного  травматизма.  Как показывает анализ динамики
   дорожной  аварийности  в  зарубежных странах, увеличение количества
   транспортных  средств  в  стране неизбежно ведет к росту количества
   ДТП и числа раненых в них.
       Проблема  гибели  людей  в  дорожно-транспортных  происшествиях
   продолжает   оставаться  наиболее  серьезной  проблемой  в  области
   безопасности   дорожного   движения.   Если  с  1994  по  1996  год
   количество  погибших  в  ДТП  на  российских дорогах по отношению к
   предыдущему  периоду  сокращалось,  то в 1997 году темпы сокращения
   замедлились,  а  в  1998  и  1999  годах  произошел рост количества
   погибших  (на  4,9  и  2,4% соответственно), что свидетельствует об
   ухудшении   положения   с   безопасностью   дорожного   движения  в
   Российской Федерации.
       По  сравнению  с  другими  странами  Россия  имеет  недопустимо
   высокие   значения   относительных   показателей,   характеризующих
   уровень  опасности  дорожного  движения,  прежде  всего показателей
   количества погибших в ДТП. Основными из них являются следующие:
       1.  Количество  погибших  на  100  тысяч  населения, отражающее
   уровень риска для человека погибнуть в ДТП.
       Уровень  риска  погибнуть в ДТП для жителей России почти на 1/3
   превышает  уровень  аналогичного  риска  для  жителей  экономически
   развитых  стран  с высокой интенсивностью дорожного движения, таких
   как США, Германия, Франция.
       Исходя  из  того,  что безопасность дорожного движения в России
   по  этому  основному  показателю  находится  в  настоящее  время на
   уровне,   близком  к  критическому,  следует  считать  приоритетной
   задачей  в  области  безопасности  дорожного  движения  снижение  в
   ближайшие  годы  количества  погибших  в ДТП до 14 - 15 на 100 тыс.
   населения (что соответствует сохранению жизни 5 - 7 тыс. человек).
       2.   Количество  погибших  на  10  тыс.  транспортных  средств,
   характеризующее   степень   потенциальной  опасности  для  человека
   транспортных средств, участвующих в дорожном движении.
       По  своей потенциальной опасности как источника гибели человека
   транспортные  средства  России  являются одними из самых опасных по
   сравнению  с транспортными средствами в других странах. Так, в 1999
   году  потенциальная  опасность транспортных средств в России была в
   4  -  5 раз выше, чем в США, Германии, Франции, и в 5 - 7 раз выше,
   чем  в  небольших  странах  с  социально ориентированной экономикой
   (Швеция, Финляндия).
       3.   Количество  погибших  на  100  пострадавших  и  количество
   погибших на 100 ДТП, характеризующие тяжесть последствий ДТП.
       Тяжесть  последствий ДТП в России, оцениваемая по двум наиболее
   часто  используемым  показателям:  по  количеству  погибших  на 100
   пострадавших  в  ДТП  и  по количеству погибших в 100 ДТП, остается
   одной   из   самых  высоких  по  сравнению  с  другими  зарубежными
   странами.  Так,  количество погибших на 100 пострадавших в России в
   5 - 10 раз больше, чем в развитых зарубежных странах.
       Даже  с  учетом  того,  что  в  указанных странах более развита
   система  личного  страхования граждан, способствующая более полному
   учету  раненых  в  ДТП,  разница  в  значениях  показателей тяжести
   последствий  ДТП  чрезвычайно значительна. Очевидно, что в России в
   настоящее  время  деятельность,  направленная на защиту человека от
   последствий  ДТП,  на  спасение  людей  в случаях уже произошедшего
   ДТП, значительно отстает от уровня зарубежных стран.
       В   1999   году   из-за  нарушения  правил  дорожного  движения
   водителями  транспортных  средств  произошло  120197 ДТП, в которых
   погибло  23857  и  ранено  142016  человек.  Наибольшее  влияние на
   аварийность,  связанную  с  нарушениями  правил дорожного движения,
   оказывают  водители  транспортных средств, принадлежащих физическим
   лицам,  - 72,6% ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что
   позволяет  выделить  транспорт  физических  лиц в качестве наиболее
   проблемной  группы  по  условиям обеспечения безопасности дорожного
   движения.
       Наибольшей  частотой совершения ДТП характеризуются водители со
   стажем  до  2  лет,  на их долю в 1999 году приходится 18,3% ДТП от
   всех  ДТП  из-за  нарушения  правил  дорожного движения, причем эта
   доля в последние годы увеличивается.
       Три  четверти  всех  происшествий совершается в первые три часа
   управления  транспортным  средством. Случаи управления транспортным
   средством   13   и   более  часов  не  уменьшаются;  на  транспорте
   юридических  лиц  на 9 - 12 часу работы совершается 5,4% ДТП, после
   13 и более часов - 1,3% ДТП.
       Доля  ДТП  по вине нетрезвых водителей на транспорте физических
   лиц   составляет   29%,   на  транспорте  юридических  лиц  -  24%,
   количество   ДТП   по   вине   нетрезвых  водителей  на  транспорте
   юридических  лиц  за  период  с  1995  по  1998 гг. сократилось, на
   транспорте физических лиц осталось практически на прежнем уровне.
       По  инициативе  Министерства  транспорта  Российской  Федерации
   была   разработана   и   утверждена  Правительством  (Постановление
   Правительства  Российской  Федерации  от  7  июня  1996  г.  N 653)
   Федеральная  целевая  программа  "Повышение  безопасности дорожного
   движения в России" на 1996 - 1998 годы.
       Цели  Программы  -  сокращение на 10 - 20% числа погибших в ДТП
   (сохранение  жизни  от  3,2  до  6,5 тыс. человек) - предполагалось
   достичь  за  3  года.  Запланированные  темпы  снижения аварийности
   соответствовали  принятым  международным  стандартам при реализации
   аналогичных целевых программ (4 - 8% за год).
       Программа  включала  4  целевых  блока  программных мероприятий
   (проекта):
       1.  Организация общественной поддержки мероприятий по повышению
   безопасности дорожного движения.
       2.   Выявление   и   устранение   участков   концентрации  ДТП.
   Совершенствование  контроля  за  скоростными  режимами и поведением
   водителей в местах повышенной опасности.
       3. Создание информационной системы обнаружения ДТП.
       4.  Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших
   в ДТП.
       К  сожалению,  Программа  не  была  полностью  финансирована  и
   реализована  в  намеченные  сроки,  ее  реализация продлена до 2000
   года  (Постановление  Правительства Российской Федерации от 30 июня
   1998 г. N 667).
       Позитивным  моментом  следует  считать  полностью реализованный
   проект   программы  "Создание  информационной  системы  обнаружения
   ДТП".  Минтрансом  России  и Федеральным дорожным агентством России
   совместно  с  рядом субъектов Российской Федерации проведены работы
   по  созданию  системы  оперативной регистрации радиосигналов о ДТП,
   организованы    центральные   и   линейные   диспетчерские   пункты
   обнаружения   ДТП  и  вызова  помощи  пострадавшим  на  федеральных
   автодорогах    Московской,    Тверской,   Тульской,   Новгородской,
   Нижегородской,  Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской,
   Ростовской,    Самарской,    Смоленской,    Воронежской   областей,
   Краснодарского края, г. Сочи (всего 91 пункт).
       В   рамках   проекта   "Совершенствование  системы  спасения  и
   эвакуации пострадавших в ДТП":
       -  разработан  пакет  документов, регламентирующих деятельность
   медицинских  учреждений,  служб  ГИБДД,  дорожно-эксплуатационных и
   транспортных  организаций,  по  оказанию помощи пострадавшим в ДТП,
   их эвакуации и спасению;
       -  создана система автоматизированного обнаружения ДТП и вызова
   помощи на место происшествия;
       -   совместно   с   МЧС  России  создаются  Центры  спасения  в
   Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.
       В  52  субъектах  Российской Федерации разработаны региональные
   программы  повышения  безопасности  дорожного  движения, включающие
   основные  направления Федеральной программы. Региональные программы
   по   повышению   безопасности   дорожного  движения  направлены  на
   разрешение   конкретных,   присущих   данному   региону   (субъекту
   Федерации)  проблем дорожно-транспортной аварийности. Министерством
   транспорта   РФ   были   разработаны  "Рекомендации  по  реализации
   Федеральной  целевой  программы  "Повышение  БДД в России на 1996 -
   1998   гг."  субъектами  Российской  Федерации".  Представленная  в
   рекомендациях   технология  разработки  и  реализации  региональных
   программ,  а также методическое обеспечение являются универсальными
   и  могут  служить  основой  как для последующих долгосрочных, так и
   для  среднесрочных  программ  по  повышению  безопасности дорожного
   движения.
       В  настоящее время накоплен большой опыт управления реализацией
   Федеральной  программы,  координации  деятельности  широкого  круга
   исполнителей,   в   том   числе   опыт   управления  разработкой  и
   реализацией  региональных программ повышения безопасности дорожного
   движения.
       Реализация  мероприятий  программы  в течение 1996 - 1999 годов
   способствовала  снижению  уровня  аварийности  и  сокращению  числа
   пострадавших  и  погибших  в  дорожно-транспортных происшествиях по
   сравнению  с 1995 годом: в 1999 году произошло дорожно-транспортных
   происшествий  на 7,5 тысяч меньше, чем в 1995 году, число раненых в
   дорожно-транспортных   происшествиях   сократилось  на  1,8  тысячи
   человек,  а  число  погибших  -  на  3,1  тысячи  человек.  Тяжесть
   последствий  ДТП  уменьшилась  за  этот  период  на  7%.  В  целом,
   снижение  аварийности в 1996 - 1999 годах по сравнению с 1995 годом
   позволило сохранить жизни более 15 тысячам человек.
       Учитывая,  что  уровень  автомобилизации  в  России в настоящее
   время  значительно  ниже,  чем  в  экономически развитых странах, и
   далек  от  "насыщения",  численность автомотопарка будет продолжать
   увеличиваться  высокими  темпами  и  к  2003  году может достичь 25
   единиц  на  100  жителей  страны.  С  ростом уровня автомобилизации
   существенно   изменяются  плотность  и  интенсивность  движения  на
   дорогах   России,   существенно  возрастает  количество  новых,  не
   обладающих  достаточным  опытом  управления  транспортным средством
   водителей,  что оказывает и будет оказывать существенное негативное
   влияние на состояние аварийности.
       Принятие  и реализация Федеральной целевой программы "Повышение
   безопасности  дорожного  движения  в  России  на период 2001 - 2003
   гг."   позволит   уменьшить  негативные  последствия  роста  уровня
   автомобилизации.
       Цели  и задачи России в области безопасности дорожного движения
   на  период реализации данной Программы определены на основе анализа
   особенностей  состояния  безопасности  дорожного движения в России,
   изменений  в  структуре  дорожно-транспортной аварийности в связи с
   ростом уровня автомобилизации, а также их прогноза.
       Основной  целью государственной политики в области безопасности
   дорожного  движения,  достижение  которой  позволит России выйти на
   соответствующий   международным  стандартам  уровень  безопасности,
   является  снижение  числа  погибших  в  ДТП не менее чем на 4 - 6,5
   тыс.  человек  (сокращение  после  реализации  Программы количества
   погибших в ДТП на 15 - 20%).
       Программные   мероприятия,   направленные   на  решение  задачи
   повышения  безопасности дорожного движения в России, объединены в 5
   целевых проектов:
       1.   Совершенствование   государственной   системы   управления
   обеспечением безопасности дорожного движения;
       2.   Совершенствование  государственной  политики  в  работе  с
   участниками дорожного движения;
       3.  Повышение  конструктивной  и  эксплуатационной безопасности
   транспортных средств;
       4. Совершенствование организации и условий дорожного движения;
       5.   Совершенствование   контрольно-надзорной   деятельности  в
   области обеспечения безопасности дорожного движения.
       Программа  "Повышение безопасности дорожного движения на период
   2001   -  2003  гг."  обеспечивает  преемственность  с  действующей
   Федеральной  целевой  программой:  в  ней предполагается дальнейшее
   развитие    важнейших    и   наиболее   перспективных   направлений
   деятельности по повышению безопасности дорожного движения.
       При  разработке  государственной целевой Программы по повышению
   БДД  необходима оценка как общих финансовых затрат, необходимых для
   ее  реализации,  так  и отдельных направлений (мероприятий). Исходя
   из  главной  цели Программы - сокращения числа погибших в ДТП - для
   определения  ее  экономической эффективности необходима стоимостная
   оценка  ущерба  от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном
   происшествии.  Методика  оценки  социально-экономического ущерба от
   гибели  и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии была
   разработана   специалистами   Научно-исследовательского   института
   автомобильного   транспорта.   Результаты   расчета   по  указанной
   методике представлены в таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
                   СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА
                   ОТ ГИБЕЛИ И РАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДТП
   
   --------------------------------------------T--------------------¬
   ¦         Наименование показателя           ¦Величина социально- ¦
   ¦                                           ¦экономического ущер-¦
   ¦                                           ¦ба                  ¦
   ¦                                           +----------T---------+
   ¦                                           ¦тыс. руб. ¦ тыс. $  ¦
   +-------------------------------------------+----------+---------+
   ¦Гибель человека, имевшего семью        - Н1¦1551,9    ¦267,6    ¦
   ¦Гибель человека, не имевшего семьи     - Н2¦1470,2    ¦253,5    ¦
   ¦Ранение с получением инвалидности      - Н3¦740,96    ¦127,8    ¦
   ¦без возможности дальнейшей работы          ¦          ¦         ¦
   ¦Ранение с получением инвалидности и    - Н4¦447,05    ¦77,1     ¦
   ¦возможностью частичной работы              ¦          ¦         ¦
   ¦Ранение без получения инвалидности     - Н5¦15,96     ¦2,75     ¦
   ¦Гибель ребенка                         - Н6¦1759,6    ¦303,4    ¦
   L-------------------------------------------+----------+----------
   
       На  основе  стоимостной  оценки  ущерба  от  гибели  и  ранения
   человека  в  ДТП рассчитан и общий социально-экономический ущерб по
   Российской Федерации, приведенный в таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
             ВЕЛИЧИНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДТП
                    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1997 Г.
   
   ------------------------------------------------T----------------¬
   ¦             Наименование показателя           ¦Величина ущерба,¦
   ¦                                               ¦   тыс. руб.    ¦
   +-----------------------------------------------+----------------+
   ¦Ущерб от гибели людей, имевших семью           ¦2017956         ¦
   ¦Ущерб от гибели людей, не имевших семьи        ¦21556072        ¦
   ¦Ущерб от ранения с получением инвалидности без ¦3968582         ¦
   ¦последующей работы                             ¦                ¦
   ¦Ущерб от ранения с получением инвалидности с   ¦3173608         ¦
   ¦последующей работой                            ¦                ¦
   ¦Ущерб от временной нетрудоспособности          ¦2640885         ¦
   ¦Ущерб от гибели детей                          ¦3075781         ¦
   ¦Итого:                                         ¦54594284        ¦
   L-----------------------------------------------+-----------------
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 1
                             к разделу "Анализ состояния БДД в России"
   
           ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ
                               АВАРИЙНОСТИ
   
                          График не приводится.
   
   ---------------T----------------T----------------T---------------¬
   ¦     Годы     ¦       ДТП      ¦     Погибло    ¦     Ранено    ¦
   +--------------+----------------+----------------+---------------+
   ¦1985          ¦139035          ¦22676           ¦140645         ¦
   ¦1986          ¦138637          ¦20651           ¦150356         ¦
   ¦1987          ¦142695          ¦21243           ¦165634         ¦
   ¦1988          ¦161320          ¦25938           ¦176583         ¦
   ¦1989          ¦189986          ¦32739           ¦207628         ¦
   ¦1990          ¦197362          ¦35366           ¦214820         ¦
   ¦1991          ¦197659          ¦37510           ¦214409         ¦
   ¦1992          ¦184975          ¦36471           ¦200026         ¦
   ¦1993          ¦178651          ¦37120           ¦192002         ¦
   ¦1994          ¦174908          ¦35699           ¦189877         ¦
   ¦1995          ¦167280          ¦32791           ¦183921         ¦
   ¦1996          ¦16023           ¦29468           ¦178378         ¦
   ¦1997          ¦156515          ¦27666           ¦177924         ¦
   ¦1998          ¦160300          ¦29021           ¦183846         ¦
   ¦1999          ¦150823          ¦28718           ¦182123         ¦
   L--------------+----------------+----------------+----------------
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 2
                             к разделу "Анализ состояния БДД в России"
   
               ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВАРИЙНОСТИ
              В РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ, (%)
   
                          График не приводится.
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 3
                             к разделу "Анализ состояния БДД в России"
   
        ПОКАЗАТЕЛЬ КОЛИЧЕСТВА ПОГИБШИХ В ДТП НА 100 ПОСТРАДАВШИХ
          В ДТП И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ
   
                          График не приводится.
   
   
   
   
   
              Раздел 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
          ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
   
       Система  государственного  управления обеспечением безопасности
   дорожного  движения  находится  в  стадии  формирования, постепенно
   адаптируясь  к  социально-экономическим  изменениям, происходящим в
   России.  Для  этого  периода  характерно  недостаточно  оптимальное
   взаимодействие    всех    субъектов    системы   как   в   вопросах
   стратегического    характера,    так    и   в   вопросах   текущего
   (оперативного)     управления.     Отсутствие    закрепленного    в
   законодательной    базе    четкого   разделения   задач,   функций,
   полномочий,  порядка  взаимодействия  и,  главное,  ответственности
   управленческих  органов  в  области безопасности дорожного движения
   создает    ситуацию,    при   которой   эффективность   принимаемых
   государственных   решений,  к  сожалению,  недостаточно  высока.  В
   ближайшей   перспективе  необходима  разработка  системы  оценочных
   показателей   (критериев)   деятельности  управленческих  структур.
   Однако   имеются   значительные   позитивные  сдвиги  в  разработке
   государственных  механизмов, направленных на повышение безопасности
   дорожного   движения   в  России:  лицензирование  автотранспортной
   деятельности,  сертификация  автотранспортных средств, перевозочных
   и   сервисных   услуг,  применение  программно-целевого  подхода  в
   разработке   федеральных   и   региональных   программ,   внедрение
   различных видов автотранспортного страхования.
       Управление   обеспечением  безопасности  дорожного  движения  в
   России     осуществляется     Правительством    РФ,    федеральными
   министерствами  и ведомствами, администрациями субъектов Российской
   Федерации.  На развитие и функционирование данной системы оказывают
   влияние  научные и общественные организации, занимающиеся вопросами
   БДД.
       В  существующей  системе  управления  обеспечением безопасности
   дорожного движения определены три основных уровня:
       -    Правительственная   комиссия   Российской   Федерации   по
   обеспечению безопасности дорожного движения;
       - федеральные органы исполнительной власти;
       - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
       Высшим    уровнем    в   системе   управления,   осуществляющим
   координацию  деятельности федеральных органов исполнительной власти
   в  области  обеспечения  безопасности  дорожного движения, является
   Правительственная  комиссия  Российской  Федерации  по  обеспечению
   безопасности   дорожного   движения.   Правительственная   комиссия
   создана  по инициативе Минтранса России и МВД России Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 546.
       Правительственная  комиссия рассматривает состояние аварийности
   на  автомобильном  транспорте и определяет приоритетные направления
   государственной  деятельности по ее снижению в Российской Федерации
   в  целом,  в  ее субъектах, а также в отраслях народного хозяйства;
   координирует   деятельность   федеральных   органов  исполнительной
   власти  и  органов  исполнительной  власти  субъектов  РФ в области
   безопасности  дорожного  движения;  рассматривает  ход разработки и
   реализации    федеральных    целевых    программ   по   обеспечению
   безопасности   дорожного  движения;  оказывает  содействие  органам
   исполнительной   власти  субъектов  РФ  в  разработке  региональных
   программ  по  повышению безопасности дорожного движения, реализации
   мероприятий  по  предупреждению  дорожно-транспортных происшествий;
   готовит  предложения  по совершенствованию законодательства в сфере
   БДД.
       Следующим   по   рангу   уровнем   государственного  управления
   являются  федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие
   в  пределах  своих  полномочий  государственное  управление в сфере
   обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относятся:
       Министерство транспорта Российской Федерации;
       Государственная   инспекция   безопасности  дорожного  движения
   Министерства внутренних дел Российской Федерации;
       Министерство здравоохранения Российской Федерации;
       Министерство образования Российской Федерации;
       Российское дорожное агентство;
       Министерство путей сообщения Российской Федерации;
       Госстандарт Российской Федерации.
       Одной    из    основных   задач   Минтранса   России   является
   государственное  регулирование, управление и контроль, направленные
   на    обеспечение    безопасного,    эффективного   и   устойчивого
   функционирования   транспортного  комплекса,  а  также  координация
   деятельности  органов,  осуществляющих  надзорные  функции  в  этой
   сфере.   Минтранс  России  в  соответствии  с  возложенной  задачей
   осуществляет следующие функции:
       -  организует  и  проводит  аттестацию работников транспортного
   комплекса,   обеспечивающих  безопасность  дорожного  движения,  на
   право занятия ими соответствующих должностей;
       -  разрабатывает,  согласовывает  и  утверждает в установленном
   порядке    технические   требования   к   транспортным   средствам,
   оборудованию  и  материалам, используемым в транспортном комплексе,
   организует  в  пределах  своей  компетенции контроль за соблюдением
   этих требований;
       -  организует  в  транспортном  комплексе  во  взаимодействии с
   Госстандартом  России  работы по сертификации транспортных средств,
   оборудования,  материалов, работ и услуг, а также по стандартизации
   и метрологическому обеспечению производства;
       -  разрабатывает  и  реализует  совместно  с  заинтересованными
   федеральными    органами    исполнительной    власти   и   органами
   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  меры  по
   повышению  безопасности  дорожного  движения, организует в пределах
   своей    компетенции    контроль    за    техническим    состоянием
   автотранспортных средств.
       Исходя  из  общих  функций и полномочий, Минтранс России решает
   задачи  обеспечения безопасности дорожного движения при организации
   и  осуществлении  перевозочного  процесса,  ремонте  и  техническом
   обслуживании   автотранспортных   средств,   подготовке   водителей
   автотранспортных средств.
       Основными   задачами   Минтранса  России  являются  определение
   государственной  политики и осуществление государственных мер по ее
   реализации:  разработка  федеральных  программ  развития,  проектов
   законодательных  и  подзаконных  актов, стандартов и норм в области
   функционирования автомобильного транспорта.
       К   числу  функций,  связанных  с  государственным  управлением
   обеспечением  безопасности  дорожного  движения,  относятся  такие,
   как:
       -  разработка  и  утверждение  правил,  положений,  технических
   норм,  отраслевых стандартов и других нормативных актов по вопросам
   перевозок  грузов,  пассажиров;  технической эксплуатации и ремонта
   транспортных средств;
       -    осуществление   в   установленном   порядке   сертификации
   транспортных  средств,  эксплуатационных  материалов и оборудования
   на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;
       -  определение требований к уровню профессиональной пригодности
   кадров на автомобильном транспорте;
       -   организация   и   осуществление  работы  по  лицензированию
   перевозочной,        транспортно-экспедиционной       деятельности,
   деятельности,  связанной  с  ремонтом  и  техническим обслуживанием
   транспортных средств.
       Функции    государственного    контроля   за   автотранспортной
   деятельностью   осуществляет   Российская   транспортная  инспекция
   Министерства   транспорта   Российской   Федерации,   созданная   в
   соответствии  с  Постановлением  Правительства  РСФСР  от 26 ноября
   1991  г.  N 20. Главными задачами Российской транспортной инспекции
   являются:
       -   осуществление   государственного  контроля  за  соблюдением
   транспортного  законодательства,  правил  безопасности движения при
   эксплуатации транспорта;
       -  лицензирование  перевозочной,  транспортно-экспедиционной  и
   другой   деятельности,  связанной  с  осуществлением  транспортного
   процесса,   ремонтом   и   техническим  обслуживанием  транспортных
   средств.
       Государственная   инспекция   безопасности  дорожного  движения
   (ГИБДД)  Министерства  внутренних дел Российской Федерации проводит
   государственный  надзор  и  контроль  за  соблюдением установленных
   правил,  нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности
   дорожного   движения.   Сотрудникам   ГИБДД   предоставлено   право
   останавливать   автомототранспортные   средства,   производить   их
   досмотр,  проверять  документы  на  автомототранспортные средства и
   перевозимый   груз,   применять   в   установленных   случаях  и  в
   установленном    порядке    меры    административного   воздействия
   (пресечения) и административные взыскания.
       На  ГИБДД  МВД  России возложено осуществление государственного
   контроля  за  соблюдением  действующих  Правил  дорожного движения,
   нормативных    документов   в   части   БДД   при   проектировании,
   строительстве,   реконструкции,   ремонте   и  содержании  дорог  и
   дорожных  сооружений,  установке и эксплуатации технических средств
   регулирования  движения,  к  конструкции  и  техническому состоянию
   механических  транспортных  средств  при  перевозках  тяжеловесных,
   опасных   и   негабаритных   грузов,  а  также  нормативных  актов,
   устанавливающих   требования   к  подготовке  участников  дорожного
   движения,   функции   по   регулированию   дорожного   движения   и
   осуществлению  неотложных  действий  на  месте дорожно-транспортных
   происшествий,  а  также  учет  ДТП,  нарушений  ПДД  и  регистрация
   автомототранспортных средств.
       Среди  других  функций  в  области  обеспечения БДД определены:
   принятие  экзаменов  и  выдача  удостоверений  на  право управления
   автомототранспортным  средством,  регистрация  автомототранспортных
   средств     и     выдача     учетно-регистрационных     документов,
   государственный технический осмотр.
       Разграничение  задач  при  осуществлении  допуска и контроля за
   деятельностью   юридических   лиц   и  предпринимателей,  водителей
   автотранспортных    средств    между    ГИБДД    МВД    России    и
   Ространсинспекцией Минтранса России представлены в таблице.
   
                    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИБДД МВД РОССИИ
                  И РОСТРАНСИНСПЕКЦИИ МИНТРАНСА РОССИИ
   
   --------------------------------T--------------------------------¬
   ¦             ГИБДД             ¦               РТИ              ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦Допуск водителей автотранспорт-¦Допуск юридических лиц и пред-  ¦
   ¦ных средств к участию в дорож- ¦принимателей к перевозочной,    ¦
   ¦ном движении. Выдача паспортов ¦транспортно-экспедиционной и    ¦
   ¦и свидетельств о регистрации   ¦другой деятельности. Выдача ли- ¦
   ¦транспортных средств, регистра-¦цензионных документов.          ¦
   ¦ционных знаков, талонов о про- ¦                                ¦
   ¦хождении обязательного государ-¦                                ¦
   ¦ственного технического осмотра.¦                                ¦
   ¦Выдача водительских удостовере-¦                                ¦
   ¦ний на право управления транс- ¦                                ¦
   ¦портными средствами.           ¦                                ¦
   ¦Регистрация и учет автотранс-  ¦Регистрация и учет владельцев   ¦
   ¦портных средств.               ¦лицензий.                       ¦
   ¦Организация и регулирование    ¦Государственное регулирование,  ¦
   ¦дорожного движения, дорожный   ¦направленное на обеспечение     ¦
   ¦надзор.                        ¦безопасного, эффективного и ус- ¦
   ¦                               ¦тойчивого функционирования тран-¦
   ¦                               ¦спортного комплекса, рынка тран-¦
   ¦                               ¦спортных услуг.                 ¦
   ¦Контроль:                      ¦Контроль:                       ¦
   ¦Соблюдения Правил дорожного    ¦Соблюдения законов и нормативных¦
   ¦движения и иных нормативных ак-¦правовых актов, устанавливающих ¦
   ¦тов, устанавливающих права и   ¦условия для нормального функцио-¦
   ¦обязанности участников дорожно-¦нирования рынка транспортных и  ¦
   ¦го движения; за соблюдением    ¦других услуг, связанных с рабо- ¦
   ¦норм и законодательства по БДД.¦той транспорта, а также права и ¦
   ¦                               ¦обязанности потребителей и про- ¦
   ¦                               ¦изводителей транспортных услуг. ¦
   ¦Соблюдения правил, нормативов и¦Соблюдения лицензионных требова-¦
   ¦стандартов при проектировании, ¦ний, обеспечивающих безопасную  ¦
   ¦строительстве, реконструкции и ¦эксплуатацию автотранспортных   ¦
   ¦ремонте дорог, дорожных соору- ¦средств при перевозке грузов и  ¦
   ¦жений, железнодорожных переез- ¦пассажиров (Правил технической  ¦
   ¦дов, линий городского электри- ¦эксплуатации подвижного состава,¦
   ¦ческого транспорта в части     ¦правил перевозок и др.). В этих ¦
   ¦обеспечения безопасности дорож-¦целях у заявителей на получение ¦
   ¦ного движения, нормативных ак- ¦лицензий и владельцев лицензий  ¦
   ¦тов, устанавливающих требования¦контролируется наличие и функци-¦
   ¦безопасности дорожного движения¦онирование внутрипроизводствен- ¦
   ¦при перевозке тяжеловесных,    ¦ных систем:                     ¦
   ¦опасных и негабаритных грузов. ¦- медицинского контроля состоя- ¦
   ¦                               ¦ния водителей перед выходом на  ¦
   ¦                               ¦линию;                          ¦
   ¦                               ¦- технического обслуживания ав- ¦
   ¦                               ¦тотранспортных средств и провер-¦
   ¦                               ¦ки их при выходе на линию и воз-¦
   ¦                               ¦вращении;                       ¦
   ¦                               ¦- периодической аттестации ис-  ¦
   ¦                               ¦полнительных руководителей и    ¦
   ¦                               ¦специалистов, замещающих должно-¦
   ¦                               ¦сти, связанные с обеспечением   ¦
   ¦                               ¦безопасности дорожного движения;¦
   ¦                               ¦- предупреждения дорожно-транс- ¦
   ¦                               ¦портных происшествий и соблюде- ¦
   ¦                               ¦ния экологических норм;         ¦
   ¦                               ¦- режима труда и отдыха водите- ¦
   ¦                               ¦лей;                            ¦
   ¦                               ¦- повышения квалификации персо- ¦
   ¦                               ¦нала.                           ¦
   ¦                               ¦За осуществлением обязательного ¦
   ¦                               ¦страхования пассажиров в между- ¦
   ¦                               ¦городном сообщении.             ¦
   ¦                               ¦Соблюдения иностранными и рос-  ¦
   ¦                               ¦сийскими перевозчиками междуна- ¦
   ¦                               ¦родных договоров в области авто-¦
   ¦                               ¦мобильного сообщения в пунктах  ¦
   ¦                               ¦пропуска через государственную  ¦
   ¦                               ¦границу, а также на территории  ¦
   ¦                               ¦Российской Федерации.           ¦
   ¦Прием экзаменов на право управ-¦Организация обучения должностных¦
   ¦ления транспортными средствами.¦лиц и предпринимателей, ответ-  ¦
   ¦                               ¦ственных за перевозочную деяте- ¦
   ¦                               ¦льность, подлежащую лицензирова-¦
   ¦                               ¦нию.                            ¦
   ¦ГИБДД воздействует на водителей¦РТИ воздействует на должностных ¦
   ¦транспортных средств, ответст- ¦лиц, ответственных за деятель-  ¦
   ¦венных за соблюдение Правил до-¦ность по обеспечению безопаснос-¦
   ¦рожного движения, на должност- ¦ти транспортных услуг           ¦
   ¦ных лиц организаций за выпуск  ¦                                ¦
   ¦неисправных АТС                ¦                                ¦
   L-------------------------------+---------------------------------
   
       Одной  из  основных задач Российского дорожного агентства (РДА)
   является  реализация государственной политики в дорожном хозяйстве,
   направленной  на удовлетворение потребностей населения, экономики и
   государства   в  перевозках  по  автомобильным  дорогам,  улучшение
   транспортно-эксплуатационного  состояния автомобильных дорог общего
   пользования,    создание   необходимых   условий   для   реализации
   конституционных прав граждан на свободу перемещения.
       В   соответствии   с   основной   задачей  Российское  дорожное
   агентство:  анализирует состояние безопасности дорожного движения и
   разрабатывает   предложения   по   улучшению  дорожных  условий  на
   автомобильных   дорогах   общего   пользования;   разрабатывает   и
   реализует  мероприятия по повышению безопасности дорожного движения
   за    счет    улучшения   транспортно-эксплуатационного   состояния
   федеральных   автомобильных  дорог,  а  также  по  обустройству  их
   объектами  дорожного  сервиса.  Российское дорожное агентство также
   участвует   в   разработке   и  согласовании  программы  ликвидации
   пересечений    автомобильных    дорог    общего    пользования    и
   железнодорожных   путей  в  одном  уровне,  а  также  разрабатывает
   правила   пропуска  по  автомобильным  дорогам  общего  пользования
   транспортных  средств  со  сверхнормативными  осевыми  нагрузками и
   габаритами,    участвует   в   разработке   правил   перевозки   по
   автомобильным дорогам грузов и пассажиров.
       Министерство  образования  Российской  Федерации  устанавливает
   федеральные   требования  к  содержанию  образования  и  разработке
   профессиональных   образовательных   программ,   в   том  числе  по
   профессиональной       подготовке      водителей,      осуществляет
   государственный  контроль за качеством профессиональной подготовки,
   обеспечивает  разработку  на основе государственных образовательных
   стандартов  примерных  образовательных  программ,  учебных планов и
   программ курсов.
       К  числу  функций,  связанных  с  подготовкой и переподготовкой
   водителей, относятся такие, как:
       -  установление федеральных требований к содержанию образования
   и разработке учебных планов и программ;
       - обеспечение разработки учебно-методических материалов;
       -   разработка   новых  перспективных  подходов  к  организации
   образовательного процесса в образовательных учреждениях;
       -  определение  требований и порядка лицензирования, аттестации
   и    государственной   аккредитации   образовательных   учреждений,
   осуществляющих   подготовку  (переподготовку)  водителей  различных
   категорий.
       Следует  заметить,  что ряд функций государственного управления
   в   части  подготовки,  переподготовки  водителей  автотранспортных
   средств  закреплены  за  Министерством транспорта России, а вопросы
   пропаганды  Правил  дорожного  движения  решает также МВД России. В
   этой  связи необходимо более четкое разделение полномочий и функций
   в этой сфере.
       Министерство      здравоохранения      Российской     Федерации
   разрабатывает  и  реализует  федеральные  целевые и государственные
   научно-технические   программы   по   развитию   здравоохранения  и
   оказанию   медицинской  помощи,  в  том  числе  программу  создания
   функциональной   подсистемы   экстренной   медицинской   помощи   в
   чрезвычайных    ситуациях,    и    осуществление   руководства   ее
   деятельностью совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций.
       Выполнение   специальных   задач  по  медицинскому  обеспечению
   безопасности  дорожного движения регламентировано рядом нормативных
   правовых   документов   по   медицинскому   освидетельствованию   и
   переосвидетельствованию   водителей  различных  категорий,  порядку
   проведения   предрейсовых  медицинских  осмотров,  оказанию  первой
   доврачебной     помощи    пострадавшим    в    дорожно-транспортных
   происшествиях.
       Сфера   полномочий   Министерства  путей  сообщения  Российской
   Федерации  лежит  в  установлении  норм  строительства и содержания
   железнодорожных    переездов,    определении    мест    пересечения
   железнодорожных   путей   с  другими  сооружениями  (автомобильными
   дорогами).
       МПС  России  устанавливает  по  согласованию  с  МВД  России  и
   Минтрансом  России  порядок эксплуатации железнодорожных переездов,
   их   открытие  и  закрытие,  принимает  меры  по  совершенствованию
   оборудования и повышению безопасности движения на этих переездах.
       Госстандарт  России является федеральным органом исполнительной
   власти,   осуществляющим   межотраслевую   координацию,   а   также
   функциональное  регулирование  в области стандартизации, метрологии
   и сертификации.
       Госстандарт     России     осуществляет    свою    деятельность
   непосредственно   и   через   находящиеся   в  его  ведении  центры
   стандартизации,   метрологии   и   сертификации  и  государственных
   инспекторов по надзору за государственными стандартами.
       Основными  задачами  Госстандарта  России в области обеспечения
   безопасности   дорожного  движения  являЮтся  принятие  в  действие
   государственных    стандартов   Российской   Федерации,   а   также
   установление    правил    применения    в    Российской   Федерации
   международных  стандартов.  К ведению Госстандарта России относятся
   функции   государственного   регулирования  безопасности  дорожного
   движения    при    проектировании,    изготовлении   и   реализации
   автотранспортных   средств   и   технических   средств  организации
   дорожного  движения,  при проведении работ и услуг по автомобильным
   перевозкам,  ремонту  и  техническому обслуживанию автотранспортных
   средств.
   
              Раздел 3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
   
       Неудовлетворительное   положение   с   безопасностью  дорожного
   движения   в   значительной   степени  обусловлено  несовершенством
   правового регулирования деятельности по обеспечению БДД.
       Нормативно-правовое   регулирование   в   области   обеспечения
   безопасности  дорожного  движения  в настоящее время осуществляется
   большим  количеством актов различной юридической силы. Они включают
   документы  федерального  органа  управления  (законы, постановления
   Правительства    РФ,    указы    Президента    РФ),   ведомственные
   (межведомственные)  документы  (положения,  приказы,  инструкции  и
   т.п.),  а  также  по  отдельным  вопросам  -  нормативные документы
   субъектов РФ.
       Имеющаяся  правовая  база  в  сфере  обеспечения БДД, в которой
   по-прежнему    превалирует    ведомственное   нормотворчество   при
   отсутствии   оптимальных   форм   взаимодействия  между  различными
   министерствами,     не    создает    условий    для    эффективного
   управленческого       воздействия      на      снижение      уровня
   дорожно-транспортной  аварийности.  Имеет  место  и множественность
   нормативных   правовых   актов   по   одному  и  тому  же  предмету
   регулирования.  Требуют  развития и корректировки нормативные акты,
   регламентирующие   деятельность   по   профилактике  аварийности  в
   автотранспортных   организациях,   и   особенно   это  относится  к
   деятельности  физических  лиц,  осуществляющих  перевозки  грузов и
   пассажиров на коммерческой основе.
       Совершенствование   нормативного   правового   регулирования  в
   области  безопасности  дорожного  движения  должно  проводиться  по
   следующим основным направлениям:
       -   создание   целостной   системы  правового  регулирования  и
   определение прогноза ее развития;
       -   повышение   уровня   правовой   регламентации  всех  рангов
   управленческих структур;
       -    унификация   основополагающих   документов,   регулирующих
   деятельность  уполномоченных  государственных  органов, выделение и
   конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;
       -   систематизация  действующих  документов,  предусматривающих
   ликвидацию устаревших актов, их множественности;
       -  приведение  в соответствие российских законодательных и иных
   нормативных    актов   с   международными   правовыми   нормами   и
   стандартами.
       Значительным  шагом в создании правовой основы государственного
   управления  обеспечением  безопасности  дорожного движения в России
   явилось  принятие  Федерального  закона  "О  безопасности дорожного
   движения" (утвержден Президентом РФ 10.12.1995, N 196-ФЗ).
       Основные   принципы,   провозглашенные   Законом,   -  принципы
   демократического  общества, базовым из которых является - приоритет
   интересов  личности над государственными интересами. В соответствии
   с ним закреплены принципы в области обеспечения БДД:
       -   приоритет   ответственности   государства   за  обеспечение
   безопасности   дорожного  движения  над  ответственностью  граждан,
   участвующих в дорожном движении;
       -  приоритет  жизни  и здоровья граждан, участвующих в дорожном
   движении,    над    экономическими    результатами    хозяйственной
   деятельности;
       -  соблюдение  интересов  граждан,  общества  и государства при
   обеспечении безопасности дорожного движения.
       Закон    создал   серьезные   предпосылки   для   перехода   от
   ведомственного  к  государственному  регулированию правоотношений в
   сфере  БД.  В статьях закона нашла отражение проблема разграничения

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное