Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
   учреждений,  организаций)  или  пребывание  на  работе  в нетрезвом
   состоянии  -  влечет  наложение  штрафа  от  тридцати до пятидесяти
   рублей". (1/3 МРОТ - 1/2 МРОТ).
       Участие  мастеров,  начальников  участков, смен, цехов и других
   руководителей  в  распитии  с  подчиненными им работниками спиртных
   напитков  на  производстве  или непринятие ими мер к отстранению от
   работы  лиц,  находящихся  в  нетрезвом  состоянии,  либо  сокрытие
   случаев  распития  спиртных  напитков  или  появления  на  работе в
   нетрезвом  состоянии  подчиненных  им работников - влечет наложение
   штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей" (1/2 МРОТ - 1 МРОТ).
       Статья  165. "Злостное неповиновение законному распоряжению или
   требованию  работника  милиции...  а  равно невыполнение водителями
   законного  требования  работника милиции об остановке транспортного
   средства,   оставление  водителями  в  нарушение  Правил  дорожного
   движения,  места  дорожно-транспортного  происшествия или уклонение
   от    прохождения   в   соответствии   с   установленным   порядком
   освидетельствования  на  состояние  опьянения  -  влечет  наложение
   штрафа  в  размере  от  десяти  до  пятнадцати минимальных размеров
   оплаты   труда,   либо   лишение   права  управления  транспортными
   средствами  на срок от двух до трех лет (для водителей транспортных
   средств),  либо  исправительные  работы  на  срок от одного до двух
   месяцев  с  удержанием  двадцати  процентов  заработка, а в случае,
   если  по  обстоятельствам  дела  применение этих мер будет признано
   недостаточным,  -  административный  арест  на  срок  до пятнадцати
   суток".
       3.  "Кодекс  законов  о труде Российской Федерации" (КЗОТ), М.,
   1995.
       Статья   33.   "Трудовой  договор  (контракт),  заключенный  на
   неопределенный  срок,  а  также срочный трудовой договор (контракт)
   до  истечения  срока действия могут быть расторгнуты администрацией
   предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:...
       7)  появления  на  работе  в  нетрезвом  состоянии, в состоянии
   наркотического или токсического опьянения".
       4.    "Инструкция    о    порядке    направления   граждан   на
   освидетельствование   для   установления   состояния   опьянения  и
   проведения  освидетельствования".  Утверждена  МВД  СССР,  Минюстом
   СССР, Минздравом СССР 29.06.83, N 06-14/14.
       П.  11.  "Положительная  проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе
   является  подтверждением факта употребления алкогольного напитка, а
   протокол  при  согласии водителя с результатами обследования служит
   основанием для привлечения этого водителя к ответственности.
       Если  обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, взятой
   на   дороге,   то   оно   направляется   на  освидетельствование  в
   медицинское учреждение".
       П.  16.  ..."Лица, подлежащие освидетельствованию в медицинских
   учреждениях,  должны  быть  доставлены  к  месту  его проведения не
   позднее 2-х часов с момента выявления нетрезвого состояния".
       5.   "Инструкция   об  организации  в  органах  внутренних  дел
   производства   по   делам  об  административных  нарушениях  Правил
   дорожного  движения  и  иных  норм, действующих в сфере обеспечения
   безопасности  дорожного  движения".  Утверждена Приказом МВД России
   от 23.03.1993 N 130.
       П.  2.6.4..  "В  случае,  когда в отношении водителя ТС имеются
   достаточные  основания  полагать,  что  он  находится  в  состоянии
   опьянения,     в     установленном     порядке    проводится    его
   освидетельствование    на   состояние   опьянения   с   применением
   индикаторной     трубки    "Контроль    трезвости"    или    других
   предназначенных для этой цели технических средств.
       Освидетельствование  и  его  результаты  оформляются протоколом
   освидетельствования...  При  этом  обязательно присутствие не менее
   двух свидетелей.
       Если  водитель  не  согласен проходить освидетельствование... а
   также  в  случае  несогласия с результатами... освидетельствования,
   он направляется на медицинское освидетельствование.
       При   подтверждении   факта  нахождения  водителя  в  состоянии
   опьянения составляется административный протокол".
       П.   2.6.5.   "В   случае  уклонения  водителя  от  прохождения
   освидетельствования   на  состояние  опьянения  в  административном
   протоколе  указываются  имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и
   его     действия,     характеризующие     факт     уклонения     от
   освидетельствования.   Протокол  составляется  в  присутствии  двух
   свидетелей" <1>.
   --------------------------------
       <1>   В   таких   случаях  водитель  подлежит  административной
   ответственности по ст. 165 КоАП (см. выше).
   
       Важнейшим   мероприятием   по   профилактике  ДТП,  совершаемых
   нетрезвыми   водителями,  являются  предрейсовые,  послерейсовые  и
   текущие медицинские осмотры.
       Порядок    проведения    предрейсовых    осмотров    определяет
   "Инструкция   о   проведении   предрейсовых   медицинских  осмотров
   водителей  автотранспортных  средств"  (приложение  N  9  к Приказу
   Минздрава от 29 сентября 1989 г. N 555).
       После  осмотра  на  путевых  листах  водителей  ставится  штамп
   "Медосмотр  прошел"  и  подпись медицинского работника, проводящего
   осмотр.
       При   предрейсовых   осмотрах   наиболее   широко  используется
   индикатор   паров   алкоголя   в   выдыхаемом   воздухе  АГ-1200  -
   электронный  прибор,  основанный  на полупроводниковой хемосорбции,
   он  работает от сети 220 вольт или от источника постоянного тока 12
   вольт.  Размеры  - 17 х 7 х 4,6 см, масса - 450 г. Снабжен световой
   и  звуковой  индикацией.  На  передней панели прибора 3 светодиода:
   "Вкл.",  "Готов",  "Алкоголь".  В верхней части находится отверстие
   для мундштука, через который проводится продувание прибора.
       Загорание  после анализа зеленой лампочки говорит об отсутствии
   в  выдыхаемом  воздухе  алкоголя.  Загорание же красного светодиода
   "Алкоголь"   свидетельствует   о  наличии  в  альвеолярном  воздухе
   алкоголя в концентрации 0,2 промилле и выше.
       Индикатор  АГ-1200  высокопроизводителен:  за  один  час  с его
   помощью   можно   обследовать   до  100  человек.  Прибор  прост  в
   обращении,    стабилен    в    работе,    надежен.    По   основным
   технико-эксплуатационным   характеристикам   не   уступает   лучшим
   зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам превосходит их.
       При  несогласии с результатом осмотра водитель может обратиться
   в   медицинское  учреждение  за  медицинским  освидетельствованием.
   Освидетельствование   проводится   в  специализированных  кабинетах
   экспертизы    опьянения    и    в   иных   лечебно-профилактических
   учреждениях,  на  которые возложена эта работа. Освидетельствование
   проводится  по  направлению  работников правоохранительных органов,
   должностных   лиц   учреждений,   предприятий   и  организаций  (по
   письменному   направлению   с  печатью  организации),  а  также  по
   обоснованному письменному заявлению освидетельствуемого.
       Основой   медицинского   заключения   по   вопросу   состояний,
   связанных  с  потреблением  алкоголя,  служат  данные всестороннего
   врачебного  осмотра,  а  также  результаты  анализов  на содержание
   алкоголя в биологических средах <1>.
   --------------------------------
       <1>     В     целях    ускорения    и    упрощения    процедуры
   освидетельствования      лечебно-профилактическим      учреждениям,
   осуществляющим   медицинское   освидетельствование,  предполагается
   разрешить  вынесение  заключений  о  наличии алкогольного опьянения
   при  концентрации  алкоголя  в крови или слюне 0,2 и более промилле
   или  100  и  более мг/куб. м (мкг/л) в выдыхаемом воздухе. При этом
   определение  концентрации  алкоголя  должно производиться с помощью
   избирательных  количественных  методов  и устройств, обеспечивающих
   регистрацию  результатов  исследования.  В  этих случаях проведение
   других  медицинских  исследований  не  требуется.  Применяемые  для
   количественного  определения  концентрации  алкоголя приборы должны
   быть   рекомендованы   для   этой   цели  в  установленном  порядке
   Минздравом    РФ.    Рекомендации    о   применении   прибора   для
   количественного   определения   алкоголя   при  освидетельствовании
   должны   также  содержаться  в  Инструкции  о  применении  прибора,
   утвержденной или согласованной с Минздравом России.
   
       Следует  обратить  внимание  на  наиболее  часто  встречающуюся
   конфликтную   ситуацию,   возникающую   при  предрейсовом  осмотре.
   Согласно  вышеупомянутой  Инструкции  при  положительной  пробе  на
   алкоголь  штамп "Медосмотр прошел" в путевом листе не ставится. При
   этом  водитель  может  обратиться  в кабинет экспертизы опьянения и
   принести  протокол  медицинского освидетельствования и заключение о
   том, что он трезв.
       Как   ни   странно,   положительные   результаты   исследования
   выдыхаемого   воздуха  на  алкоголь,  полученные  при  предрейсовом
   осмотре,  и  заключение  "Трезв"  из  кабинета  экспертизы могут не
   противоречить   друг   другу.  Как  уже  упоминалось,  длительность
   нахождения  алкоголя  в  организме  человека обусловлена в основном
   количеством  выпитого  алкоголя  и  может  быть определена с учетом
   скорости  окисления  7  -  10 мл алкоголя в час. Например, в 100 мл
   водки   содержится  около  40  мл  алкоголя,  т.е.  алкоголь  может
   определяться  в  выдыхаемом воздухе и в крови в течение 4 - 5 часов
   с  момента  употребления  напитка.  При  этом снижение концентрации
   алкоголя  в  крови  составляет  в среднем 0,1 - 0,16 промилле в час
   (Приложение 8).
       Представим  себе,  что  при  предрейсовом  осмотре в выдыхаемом
   воздухе   водителя   было   0,3   промилле  алкоголя.  Это  вызвало
   положительную   реакцию   индикаторов   паров  алкоголя.  За  время
   следования  на  экспертизу  (2  -  3  часа)  концентрация  алкоголя
   снизилась  до 0 - 0,1 промилле и при экспертизе реакция на алкоголь
   оказалась  отрицательной.  Чтобы  избежать  конфликта,  медработник
   предприятия  может  провести  дополнительную  пробу другим методом,
   например  трубкой  "Контроль  трезвости", и повторить еще раз пробу
   через  20  минут. Кроме того, рекомендуется при положительной пробе
   на  алкоголь тут же на предприятии составить соответствующий акт за
   подписью  двух  свидетелей  и  медработника  и  обеспечить доставку
   водителя  к  месту освидетельствования не позднее 2 часов с момента
   выявления нетрезвого состояния.
   
              6.9. УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВОДИТЕЛЯ
   
       Требования  к  микроклимату,  составу воздушной среды в рабочей
   зоне  и  к  другим  условиям  труда  водителя автомобиля в основном
   регламентируются   Санитарными  правилами  (СП)  по  гигиене  труда
   водителей    автомобилей    (утверждены    заместителем    Главного
   государственного врача СССР 05.05.88, N 4616-88).
       Санитарно-технические    средства    автомобиля    (вентиляция,
   отопление,  кондиционирование,  теплоизоляция)  должны обеспечивать
   поддержание   в   кабине   автомобиля  оптимальных  или  допустимых
   параметров  микроклимата  (в  холодный  и  переходный период года в
   диапазоне  от 18 - 25 -С, в теплый - не более 28 -С) не позднее чем
   через  30  минут  после  начала  непрерывного движения автомобиля с
   прогретым  двигателем.  Перепад  температуры по вертикали не должен
   превышать  3  -  5  -С  (СанПиН  2.2.4-548-96. Санитарные правила и
   нормы.  Гигиенические  требования  к  микроклимату производственных
   помещений).
       Кабины   должны  быть  оборудованы  средствами  теплозащиты  от
   солнечной  радиации  (защитные  козырьки,  специальное тонированное
   остекление,  жалюзи  и т.д.), а также термоизоляцией от работающего
   двигателя,   обеспечивающими   остаточную   тепловую   облученность
   водителя  от  стен  кабины  и  двигателя не более 35 Вт/кв. м, а от
   окон - не более 100 Вт/кв. м (СП).
       Концентрации  вредных  веществ  в  кабине  автомобиля не должны
   превышать    допустимых    санитарно-гигиенических    норм    (ГОСТ
   12.1.005-88.   ССБТ.  Общие  санитарно-гигиенические  требования  к
   воздуху рабочей зоны):
       Азота оксиды (в пересчете на NO ) - 5 мг/куб. м;
                                      2
       Углерода оксид - 20 мг/куб. м;
       Углеводороды (в пересчете на С) - 300 мг/куб. м;
       Акролеин - 0,2 мг/куб. м.
       Контроль   воздушной   среды   в   кабине   автомобиля   должен
   осуществляться   с  учетом  вида  используемого  топлива,  а  также
   включать в себя оценку запыленности.
       Уровни  звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать
   70  дБ  по  шкале  А;  уровни звука в кабине легковых автомобилей и
   автобусов  не  должны превышать 60 дБ по шкале А (ГОСТ 12.1.003-83.
   Шум. Общие требования безопасности).
       Уровни  инфразвука  в кабине автомобиля не должны превышать 110
   дБ  в  соответствии  с  гигиеническими  нормативами  (Гигиенические
   нормы  инфразвука  на  рабочих  местах.  Минздрав  СССР 12.12.80, N
   2274-80).
       Уровни  общей  вибрации  на  рабочем  месте  водителя грузовых,
   легковых   автомобилей  и  автобусов  должны  соответствовать  ГОСТ
   12.1.012-90. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
       Освещенность    кабины,    создаваемая   светильниками   общего
   освещения,  должна  составлять  не  менее  10  лк  на  уровне щитка
   приборов (СП).
       Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 12 лк (СП).
       Усилие,  прилагаемое  водителем  к  педали  тормоза, не должно
   превышать для автотранспортных средств, выпущенных после 01.01.81,
   категорий М  - 0 - 50 кгс, категорий М , М , N , N  - 70 кгс (ГОСТ
              1                          2   3   1   2
   25478-91.  Автотранспортные  средства.  Требования  к техническому
   состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки).
       Усилие,  прилагаемое  к  рычагу ручного тормоза при оценке его
   эффективности,  не  должно  быть  более: для категории М  - 0 - 40
                                                           1
   кгс; для остальных категорий - 60 кгс (ГОСТ 25478-91).
       Усилие,  прилагаемое  к  рулевому колесу, не должно превышать 6
   кгм  (ГОСТ  21752-76. Система "человек-машина". Маховики управления
   и штурвалы. Общие эргономические требования).
       В  целях  профилактики различных заболеваний, соблюдения правил
   личной  гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства,
   щетку  для  мытья  рук, полотенце, ветошь или специальную ткань для
   удаления  с  рук  горюче-смазочных  материалов  (Правила  по охране
   труда на автомобильном транспорте. ПОТ 0-200-01-95).
       Водители,  имеющие  контакт  с различными смазочно-охлаждающими
   жидкостями,  маслами,  лакокрасочными  материалами  и  т.п., должны
   обеспечиваться защитными мазями и пастами (ПОТ).
   
            6.10. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
   
       Труд        водителя        характеризуется       значительными
   нервно-эмоциональными   нагрузками,   большим  напряжением  функций
   внимания,  зрения  и  слуха. Для водителя всегда высока вероятность
   попадания  в  нештатную дорожно-транспортную ситуацию, когда от его
   способности  принять  правильное  решение в режиме дефицита времени
   зависит  его  собственная жизнь и жизнь других участников движения.
   Адекватность  реакций  водителя, их скорость определяется не только
   состоянием  его  здоровья и психофизиологическими особенностями, но
   и  уровнем  его работоспособности или степенью утомления. В связи с
   этим   соблюдение  режима  труда  и  отдыха  водительского  состава
   является одним из основных условий безаварийной работы.
       Особенности    регулирования    труда    и   отдыха   водителей
   устанавливает   Положение   о  рабочем  времени  и  времени  отдыха
   водителей  автомобилей,  утвержденное  Постановлением  Министерства
   труда  и социального развития Российской Федерации от 25.06.99 N 16
   (далее - Положение).
       Действие  Положения  распространяется  на водителей, работающих
   по  трудовому  договору  (контракту)  на автомобилях, принадлежащих
   зарегистрированным  на территории Российской Федерации организациям
   независимо  от  организационно-правовых  форм и форм собственности,
   ведомственной  подчиненности  (за исключением водителей, занятых на
   международных  перевозках  <1>),  предпринимателям,  осуществляющим
   перевозки   грузов   и   пассажиров   с   коммерческой   целью  или
   использующим     автомобили     для     обеспечения     собственных
   производственных нужд.
   --------------------------------
       <1>   Режим   труда   водителей,   занятых   на   международных
   перевозках,  регламентируется  "Европейским соглашением, касающимся
   работы  экипажей  транспортных  средств, производящих международные
   автомобильные перевозки (ЕСТР)".
   
       Режим  труда  и  отдыха,  предусмотренный  Положением, является
   обязательным  при составлении графиков работы водителей. Расписания
   и  графики  движения  автомобилей  во  всех  видах сообщений должны
   разрабатываться с учетом норм и требований Положения.
       При  междугородных  перевозках грузов и пассажиров работодатель
   устанавливает  водителю  задание  по времени на движение и стоянку,
   также руководствуясь нормами Положения.
       Нормальная  продолжительность  рабочего  времени  водителей  не
   может  превышать 40 часов в неделю, продолжительность рабочей смены
   -  8  часов  при  пятидневной  рабочей  неделе  и  7  часов  -  при
   шестидневной неделе.
       В  тех  случаях,  когда  по условиям производства не может быть
   соблюдена     установленная     ежедневная     или     еженедельная
   продолжительность     рабочего     времени,     водителям     может
   устанавливаться  суммированный  учет рабочего времени (как правило,
   за  месяц).  Общая  продолжительность  рабочего  времени  и  в этом
   случае не должна превышать нормального числа рабочих часов.
       При  суммированном  учете  рабочего  времени  продолжительность
   ежедневной  работы (смены) водителям может устанавливаться не более
   10   часов.   В   случае,  когда  при  осуществлении  междугородней
   перевозки  водителю  необходимо  дать  возможность доехать до места
   отдыха,  продолжительность  ежедневной  работы  (смены)  может быть
   увеличена  до  12  часов.  Если  пребывание  водителя  в автомобиле
   предусматривается   продолжительностью   более  12  часов,  в  рейс
   направляются  два  водителя.  При этом такой автомобиль должен быть
   оборудован спальным местом для отдыха водителя.
       Ежедневная  продолжительность  управления автомобилем в течение
   периода  ежедневной  работы (смены) не может превышать 9 часов. При
   суммированном  учете  рабочего времени продолжительность управления
   может  быть  увеличена  до  10 часов, но не более 2-х раз в неделю.
   При  этом суммарная продолжительность управления за 2 недели подряд
   не должна превышать 90 часов.
       После     первых     3-х    часов    непрерывного    управления
   предусматривается    остановка    для    кратковременного    отдыха
   продолжительностью  не менее 15 минут, в дальнейшем такие остановки
   предусматриваются  каждые  2 часа. Частота перерывов в управлении и
   их  продолжительность  указываются в задании по времени на движение
   и стоянки автомобиля.
       Перерыв     для     отдыха     и    питания    (внутрисменный),
   продолжительностью  не  более  2-х часов, предоставляется водителям
   не   позднее  чем  через  4  часа  после  начала  работы  <1>.  При
   установленной  графиком  продолжительности рабочего времени более 8
   часов  предоставляются  два  перерыва  для  отдыха  и питания общей
   продолжительностью   не   более   2-х   часов.   В   этих   случаях
   кратковременные    перерывы    в    управлении    автомобилем    не
   предусматриваются.
   --------------------------------
       <1>  При  использовании водителем кратковременных (по 15 минут)
   перерывов перерыв для отдыха и питания ему не предоставляется.
   
       Продолжительность  ежедневного  отдыха (междусменного) вместе с
   временем  перерыва  для  отдыха  и  питания  должна  быть  не менее
   двойной продолжительности времени работы в предыдущую смену.
       Еженедельный    непрерывный    отдых   должен   непосредственно
   предшествовать   или   непосредственно   следовать   за  ежедневным
   отдыхом,   при  этом  суммарная  продолжительность  времени  отдыха
   вместе  с  временем  перерыва для отдыха и питания в предшествующий
   день  должна  составлять не менее 42 часов. При суммированном учете
   рабочего  времени  продолжительностью  рабочих  смен свыше 10 часов
   продолжительность  еженедельного отдыха может быть сокращена, но не
   менее   чем   до   29   часов.   В   среднем   за   учетный  период
   продолжительность  еженедельного  отдыха  должна  быть  не менее 42
   часов.
       Согласно   пунктам   7,  11,  13,  15,  16,  17,  18  Положения
   работодателю  или руководителю предприятия при заключении трудового
   договора  (контракта)  с  водителем  следует отдельно согласовать и
   закрепить  в договоре следующие основные особенности труда и отдыха
   нанимаемого водителя:
       - наличие ненормированного рабочего дня;
       - наличие суммированного учета рабочего времени;
       -  величина  учетного  периода при суммированном учете рабочего
   времени;
       -   общая   продолжительность  ежедневной  работы  (смены)  при
   суммированном учете рабочего времени;
       -   ежедневная   продолжительность   управления  автомобилем  в
   течение периода ежедневной работы (смены);
       -  состав  и  продолжительность  подготовительно-заключительных
   работ и время проведения предрейсовых медосмотров;
       - время охраны груза и автомобиля;
       -  порядок  учета времени стоянки с одновременной охраной груза
   в случае, если перевозка осуществляется двумя водителями;
       -   продолжительность  времени  присутствия  на  рабочем  месте
   водителя,  которое  засчитывается  ему  в рабочее время, если он не
   управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей);
       -   продолжительность  внутрисменных  перерывов  для  отдыха  и
   питания;
       -  продолжительность  еженедельного  непрерывного  отдыха и его
   график при суммированном учете рабочего времени.
       Для  непрерывной  регистрации времени работы и отдыха водителей
   и   контроля   за   соблюдением   допустимого   времени  управления
   автомобилем    транспортные    средства   оснащаются   контрольными
   устройствами     (тахографами),     при    отсутствии    тахографов
   рекомендуется  выдавать  личные  контрольные  книжки  с ежедневными
   контрольными  листами  учета  продолжительности  времени  работы  и
   отдыха (Приложение 9) <1>.
   --------------------------------
       <1>  Представленные  в  Приложении N 9 формы личных контрольных
   книжек имеют сугубо рекомендательное значение.
   
       Согласно  Постановлению  Правительства  Российской Федерации от
   03.08.96  N  922 с 01.01.98 вновь изготавливаемые автобусы с числом
   мест  более 20 и грузовые автомобили с полной массой свыше 15 тонн,
   предназначенные   для   междугородных  и  международных  перевозок,
   должны  быть оснащены тахографами. Приказом Министерства транспорта
   РФ  N 86 от 07.07.98 утверждены Правила использования тахографов на
   автомобильном   транспорте   в  Российской  Федерации.  Федеральным
   законом  от  24.07.98  N  127-ФЗ  внесено  дополнение  в  Кодекс об
   административных    правонарушениях    в    виде    статьи   115.1,
   предусматривающей  административную  ответственность работодателя и
   водителя  за  нарушение  режимов  труда  и отдыха при международных
   автомобильных перевозках.
   
               6.11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
                        ОТБОР (ПОДБОР) ВОДИТЕЛЕЙ
   
       Помимо  определенного  уровня здоровья водители должны обладать
   целым   рядом  психологических  и  психофизиологических  свойств  и
   качеств.   Обнаружению  дефектов  этих  свойств  и  качеств  служит
   психофизиологический  профессиональный отбор - комплекс специальных
   мероприятий,  позволяющих  выявить  среди  кандидатов  в водители и
   водителей  лиц,  непригодных  по  своим индивидуальным возможностям
   для  профессиональной  деятельности  по конкретной квалификационной
   категории  или  виду  перевозок.  Однако  четкая  правовая база для
   внедрения    на   предприятии   психофизиологического   профотбора,
   аналогичная   той,   которая   имеется   в  отношении  медицинского
   профессионального  отбора,  в  настоящее  время  отсутствует. Иными
   словами,  ничто  и  никто  не  может обязать работодателя вводить у
   себя  психофизиологический  отбор.  С другой стороны, очевидно, что
   подобного  рода отбор или подбор водительских кадров весьма полезен
   с  точки  зрения  безопасности  движения для таких видов перевозок,
   как  перевозка  пассажиров  автобусами,  перевозка  опасных грузов,
   перевозка  грузов  и  пассажиров  по  маршрутам  особой сложности и
   т.п.,  т.е.  в  тех условиях, где дорожно-транспортное происшествие
   может  привести  к  большим  материальным,  моральным  и социальным
   потерям,  что  соответственно  обусловливает  особые  требования  к
   психологическим качествам и физиологическим способностям водителя.
       При     психологическом     тестировании    выявляются    такие
   отрицательные  личностные  качества  водителя,  как ярко выраженные
   "агрессивность",   "жестокость",   "конфликтность",   "авантюризм",
   "эмоциональная неустойчивость", "асоциальность" и т.п.
       Физиологическое  обследование  позволяет получить представление
   о  следующих  профессионально  значимых  характеристиках:  скорость
   сенсомоторных  реакций;  особенности  функции  внимания  и  памяти,
   стрессо-,  помехо-  и монотоноустойчивости, готовности к экстренным
   действиям.
       Поскольку    в   результате   профотбора   осуществляется   так
   называемый  отсев  непригодных  лиц, в отношении которых приходится
   решать   административные  вопросы,  связанные  с  увольнением  или
   отказом  при приеме на работу, то во избежание конфликтных ситуаций
   на  автопредприятиях, где водители набираются на конкурсной основе,
   желательно  включать  в  условия  трудового  договора (контракта) с
   водителем  пункт  об  обязательном  прохождении  психологического и
   психофизиологического  тестирования. Правовое обоснование подобного
   подхода  к  подбору водительских кадров содержится во втором абзаце
   статьи  16  Кодекса  законов  о  труде  Российской  Федерации:  "Не
   являются   дискриминацией   различия,  исключения,  предпочтения  и
   ограничения    при   приеме   на   работу,   которые   определяются
   свойственными данному труду требованиями".
       Организацию   и   проведение  психофизиологического  профотбора
   следует  доверить только дипломированному специалисту психологу или
   психофизиологу,  хорошо знающему вопросы профессионального отбора и
   специфику  водительского  труда.  Психофизиологическое тестирование
   осуществляется   в   соответствии   с   методиками,   утвержденными
   Министерством здравоохранения РФ.
   
              6.12. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
                           ПОСТРАДАВШИМ В ДТП
   
       Согласно   статье   23   Федерального  закона  "О  безопасности
   дорожного    движения"    "Медицинское   обеспечение   безопасности
   дорожного  движения  заключается...  в  оказании медицинской помощи
   пострадавшим  в  ДТП,  обучении  участников  дорожного  движения...
   приемам оказания доврачебной помощи...".
       Необходимость   обучения   водителей  основам  оказания  первой
   медицинской   само-  и  взаимопомощи  содержится  также  в  Приказе
   Минздрава   России   от   26.03.99   N   100  "О  совершенствовании
   организации   скорой  медицинской  помощи  населению  в  Российской
   Федерации".
       1.  Перечень  обязанностей,  практических навыков и действий по
   оказанию доврачебной помощи.
       Обязанности:
       -   извлечение,  переноска  и  транспортировка  пострадавших  в
   лечебные учреждения;
       -  оказание  доврачебной  медицинской  помощи  при  критических
   нарушениях жизненных функций (обморок, кома, клиническая смерть);
       -  оказание  доврачебной  медицинской помощи при кровотечениях,
   ожогах, переломах, ранениях.
       2. Необходимые навыки и действия.
       Оценка состояния жизненных функций:
       - определение наличия и частоты пульса;
       - определение наличия реакции зрачков на свет;
       -  определение  наличия и частоты дыхания, проходимости верхних
   дыхательных путей;
       - определение наличия или отсутствия сознания;
       -  определение  состояния  обморока,  комы, клинической смерти,
   биологической смерти.
       3. Проведение первичной реанимации при клинической смерти <1>:
       -   техника  проведения  "прекардиального  удара"  и  непрямого
   массажа сердца;
       -  техника  проведения искусственного дыхания "рот в рот", "рот
   в нос", "рот - устройство - рот", "рот - устройство - нос";
       - оценка эффективности реанимации.
   --------------------------------
       <1>   Реанимационные   мероприятия   могут  проводиться  только
   водителем,    имеющим   соответствующий   документ   об   окончании
   специальных курсов.
   
       4. Помощь при кровотечениях:
       - пальцевое прижатие артерий;
       - наложение жгута с дозированной компрессией;
       - наложение давящей повязки;
       - тугая тампонада ран;
       - максимальное сгибание конечности в суставе.
       5. Помощь при переломах и вывихах:
       - определение признаков и мест переломов и вывихов;
       - иммобилизация переломов подручными средствами.
       6. Помощь при ранениях, ожогах, отморожениях:
       - обработка ран;
       - наложение асептических и антисептических повязок;
       - использование сетчатого бинта;
       - обработка ран йодом, бриллиантовой зеленью;
       - применение местного охлаждения;
       -  наложение окклюзионной (герметичной) повязки при проникающем
   ранении грудной полости.
       7.  Использование  медикаментов,  находящихся  в  автомобильной
   аптечке:
       - анальгина при болях различной локализации;
       - нитроглицерина (тринитролонга), валидола при болях в сердце;
       -   раствора   аммиака  (нашатырного  спирта)  при  обмороке  и
   коллапсе;
       - энтеродеза или активированного угля при отравлениях;
       - корвалола при стрессовых ситуациях.
       8.  Придание  оптимального  положения телу, правила переноски и
   транспортировки пострадавших:
       - дренажное положение;
       - положение "лягушки";
       - полусидячее положение (Фовлера);
       - положение на спине с подложенным валиком и на животе;
       - горизонтальное положение тела с приподнятыми ногами.
   
   
   
   
   
                                                            Приложения
   
                                                          Приложение 1
                              (Приложение 4 к Приказу Минздрава России
                                                     от 14.03.96 N 90)
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
                                                            (к Приказу
                                     Министерства здравоохранения СССР
                                          от 29 сентября 1989 г. N 555
   
                                                           Согласовано
                                                 с Секретариатом ВЦСПС
                                          27 сентября 1989 г. N 20-27)
   
   
                                                          Приложение 3
   
                                                         (Приложение 1
                               к Инструкции по проведению обязательных
                             предварительных при поступлении на работу
                                  и периодических медицинских осмотров
                           трудящихся и медицинских осмотров водителей
                                  индивидуальных транспортных средств)
   
   
   
                                                          Приложение 4
   
                       МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА N ______
   
   _________________                                 ________________
        дата                                           год рождения
   
   Фамилия __________________________________________________________
   Имя ______________________________________________________________
   Отчество _________________________________________________________
   Место жительства _________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   
           Серия и номер паспорта или удостоверения личности:
   __________________________________________________________________
   
   а) профессионал
      стажир./кандидат            Место работы ______________________
   б) любитель
      стажир./кандидат            занимаемая должность ______________
      мотостажир./кандидат        ___________________________________
   
   Водительское удостоверение серия N _______________________________
   выдано _________________________ 19_______________________________
   ________________________________
          дата заполнения
                                   __________________________________
                                         личная подпись водителя
   
   Врач-терапевт: ___________________________________________________
   Анамнез: _________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   Данные ЭКГ: ______________________________________________________
   Диагноз: _________________________________________________________
   Заключение: ______________________________________________________
                                   __________________________________
                                              подпись врача
   
   Врач-окулист: ____________________________________________________
   Правый глаз: _____________________________________________________
   Цвет: ____________________________________________________________
   Левый глаз: ______________________________________________________
   Глазное дно: _____________________________________________________
   Поле зрения: _____________________________________________________
   Диагноз: _________________________________________________________
   Заключение: ______________________________________________________
                                   __________________________________
                                              подпись врача
   
   Врач-ЛОР: ________________________________________________________
   Правое ухо: ______________________________________________________
   Левое ухо: _______________________________________________________
   Аудиограмма: _____________________________________________________
   Диагноз: _________________________________________________________
   Заключение: ______________________________________________________
                                   __________________________________
                                              подпись врача
   
   Врач-хирург: _____________________________________________________
   Диагноз: _________________________________________________________
   Заключение: ______________________________________________________
   __________________________________________________________________
                                   __________________________________
                                              подпись врача
   
   Врач-невропатолог: _______________________________________________
   Анамнез: _________________________________________________________
   Данные ЭЭГ: ______________________________________________________
               ______________________________________________________
   Диагноз: _________________________________________________________
   Заключение: ______________________________________________________
                                   __________________________________
                                              подпись врача
                                  ___________________________________
                                  подпись председателя комиссии, дата
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 5
                                  (Приложение 4 к Приказу Министерства
                                             от 11 мая 1987 г. N 47-ц)
   
                                 ТАБЕЛЬ
              ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ
                   ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
   
   -----------------------------------T--------------T--------------¬
   ¦           Наименование           ¦  Количество  ¦  Примечание  ¦
   +----------------------------------+--------------+--------------+
   ¦I. Аппараты и приборы             ¦              ¦При отсутствии¦
   ¦                                  ¦              ¦фельдшерского ¦
   ¦1. Секундомер                     ¦2             ¦здравпункта   ¦
   ¦2. Подушка для кислорода с эбони- ¦2             ¦-             ¦
   ¦товой воронкой                    ¦              ¦              ¦
   ¦3. Весы медицинские               ¦1             ¦-             ¦
   ¦4. Ростомер                       ¦1             ¦-             ¦
   ¦5. Шина проволочная               ¦3             ¦-             ¦
   ¦6. Шина фанерная (комплект)       ¦3             ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦II. Медицинский инструментарий    ¦              ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦1. Стетофонендоскоп               ¦2             ¦              ¦
   ¦2. Сфигмоманометр (тонометр)      ¦2             ¦              ¦
   ¦3. Трубки индикаторные (Шинкарен- ¦по потребности¦              ¦
   ¦ко - Мохова, "Контроль трезвости" ¦              ¦              ¦
   ¦или другие специальные технические¦              ¦              ¦
   ¦средства контроля, утвержденные   ¦              ¦              ¦
   ¦Минздравом СССР)                  ¦              ¦              ¦
   ¦4. Реактивы, пробирки, штативы к  ¦по потребности¦              ¦
   ¦пробиркам, микропипетки для иссле-¦              ¦              ¦
   ¦дования выдыхаемого воздуха на ал-¦              ¦              ¦
   ¦коголь по способу А.М. Раппопорта ¦              ¦              ¦
   ¦5. Термометр медицинский          ¦5             ¦              ¦
   ¦6. Жгут резиновый                 ¦1             ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦III. Медикаменты и перевязочный   ¦              ¦При отсутствии¦
   ¦материал                          ¦              ¦фельдшерского ¦
   ¦                                  ¦              ¦здравпункта   ¦
   ¦1. Настойка йодная                ¦25 г          ¦по потребности¦
   ¦2. Капли валериановые             ¦10 г          ¦-             ¦
   ¦3. Валидол                        ¦в табл.       ¦-             ¦
   ¦4. Спирт нашатырный               ¦25 г          ¦-             ¦
   ¦5. Вата гигроскопическая          ¦50 г          ¦-             ¦
   ¦6. Пакет индивидуальный для       ¦шт.           ¦-             ¦
   ¦перевязок                         ¦              ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦IV. Мебель и хозяйственное        ¦              ¦              ¦
   ¦оборудование                      ¦              ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦1. Столик для инструментария      ¦1             ¦              ¦
   ¦2. Стол канцелярский              ¦1             ¦              ¦
   ¦3. Стул                           ¦по потребности¦              ¦
   ¦4. Шкаф для инструментов          ¦1             ¦              ¦
   ¦5. Шкаф для реактивов             ¦1             ¦              ¦
   ¦6. Вешалка стенная                ¦1             ¦              ¦
   ¦7. Зеркало                        ¦1             ¦              ¦
   ¦8. Кронштейн для полотенец        ¦2             ¦              ¦
   ¦9. Шкаф для хранения белья        ¦1             ¦              ¦
   ¦10. Кушетка полужесткая с подго-  ¦1             ¦              ¦
   ¦ловником                          ¦              ¦              ¦
   ¦11. Прибор письменный             ¦1             ¦              ¦
   ¦12. Графин для воды               ¦1             ¦              ¦
   ¦13. Лампа настольная              ¦1             ¦              ¦
   ¦14. Мыльница                      ¦2             ¦              ¦
   ¦15. Поднос для графина            ¦1             ¦              ¦
   ¦16. Стакан                        ¦4             ¦              ¦
   ¦17. Часы настольные               ¦1             ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦V. Мягкий инвентарь               ¦              ¦              ¦
   ¦                                  ¦              ¦              ¦
   ¦1. Халат                          ¦2             ¦Из расчета на ¦
   ¦                                  ¦              ¦одного        ¦
   ¦                                  ¦              ¦медработника  ¦
   ¦2. Косынка (колпак)               ¦2             ¦-             ¦
   ¦3. Полотенце                      ¦2             ¦-             ¦
   ¦4. Простыня                       ¦2             ¦-             ¦
   L----------------------------------+--------------+---------------
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 6
   
                                 ЖУРНАЛ
             УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДОСМОТРОВ
   
   ----------T------T---T-------T------T-------T--------T-----T--------T--------T----------T-------¬
   ¦Дата про-¦Ф.И.О.¦ N ¦Табель-¦Жалобы¦Темпе- ¦Артери- ¦Пульс¦Проба на¦Резуль- ¦Подпись   ¦Подпись¦
   ¦ведения  ¦      ¦п/п¦ный N  ¦      ¦ратура ¦альное  ¦     ¦наличие ¦тат мед-¦лица, про-¦водите-¦
   ¦медосмот-¦      ¦   ¦       ¦      ¦тела   ¦давление¦     ¦алкоголя¦осмотра ¦водившего ¦ля     ¦
   ¦ра       ¦      ¦   ¦       ¦      ¦(t, -С)¦        ¦     ¦        ¦<1>     ¦осмотр    ¦       ¦
   +---------+------+---+-------+------+-------+--------+-----+--------+--------+----------+-------+
   ¦         ¦      ¦   ¦       ¦      ¦       ¦        ¦     ¦        ¦        ¦          ¦       ¦
   ¦         ¦      ¦   ¦       ¦      ¦       ¦        ¦     ¦        ¦        ¦          ¦       ¦
   ¦         ¦      ¦   ¦       ¦      ¦       ¦        ¦     ¦        ¦        ¦          ¦       ¦
   L---------+------+---+-------+------+-------+--------+-----+--------+--------+----------+--------
   
   --------------------------------
       <1> "Медосмотр прошел" или "Направлен в ЛПУ".
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 7
   
                                  ФОРМА
            ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДОСМОТРОВ
   
   --------------------------------T------T-------T----T-----T------¬
   ¦                               ¦Январь¦Февраль¦Март¦I кв.¦Апрель¦
   +-------------------------------+------+-------+----+-----+------+
   ¦1. Количество водителей за от- ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦четный период занаряжено на ра-¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦боту                           ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦2. Охват водителей:            ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ а) предрейсовыми осмотрами    ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ б) послерейсовыми осмотрами   ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ в) межрейсовыми осмотрами     ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦3. Количество отстраненных от  ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦работы на линии:               ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ всего:                        ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦  в т.ч.:                      ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦  а) по причине недостаточного ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦отдыха перед работой:          ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   впервые                     ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   повторно                    ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   более двух раз              ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦  б) повышение артериального   ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦давления:                      ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   впервые                     ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   повторно                    ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   более 2-х раз               ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦  в) с наличием алкоголя в вы- ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦дыхаемом воздухе:              ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   впервые                     ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   повторно                    ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦   более 2-х раз               ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦  г) прочие заболевания        ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦4. Из отстраненных по состоянию¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦здоровья от рейса водителей:   ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ а) получили листки временной  ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦нетрудоспособности             ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ б) направлено на медицинскую  ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦водительскую комиссию на до-   ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦срочное переосвидетельствова-  ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ние                            ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦ в) взято на диспансерный учет ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦в лечебно-профилактическом уч- ¦      ¦       ¦    ¦     ¦      ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное