Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   сфере  БД.  В статьях закона нашла отражение проблема разграничения
   полномочий  между  Российской  Федерацией и ее субъектами в области
   обеспечения  БДД,  что  чрезвычайно  актуально в настоящий период -
   период государственного строительства в России.
       Статьи   закона   закрепили  необходимую  сферу  регламентации:
   лицензирование   деятельности,   связанной   с   обеспечением  БДД,
   основные  требования  при  изготовлении,  реализации и эксплуатации
   транспортных    средств,   требования   к   юридическим   лицам   и
   индивидуальным  предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и
   пассажиров,   строительству   и   содержанию  дорог  и  организации
   дорожного  движения.  Нормы  закона  адресно  устанавливают  и  ряд
   других  требований,  выполнение  которых  направлено  на  повышение
   безопасности   дорожного  движения  в  России.  Законодательство  в
   области  БДД  образует основу государственной политики, целого ряда
   мероприятий,    за   выполнение   которых   несут   ответственность
   государственные   органы   власти.   Это   касается   прежде  всего
   разработки   и   реализации  федеральных,  региональных  и  местных
   программ,      направленных      на      сокращение      количества
   дорожно-транспортных    происшествий,    снижение   социального   и
   экономического  ущерба  от аварийности на автомобильном транспорте.
   Следует  отметить, что большинство статей указанного закона требуют
   своего  дальнейшего  развития, принятия ряда законодательных и иных
   нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.
       Закон   о   безопасности   дорожного   движения   является   не
   единственным   в  перечне  актов,  которые  составляют  нормативную
   основу   правового   регулирования   отношений  в  сфере  дорожного
   движения.
       Указом  Президента  РФ  "О  дополнительных мерах по обеспечению
   безопасности   дорожного  движения"  от  15  июня  1998  г.  N  711
   установлено  принятие  мер  по  установлению единой системы правил,
   стандартов  и  технических  норм в области обеспечения безопасности
   дорожного  движения,  а  также  мер  по  усилению  государственного
   надзора  и  контроля в этой области и введено в действие "Положение
   о   Государственной   инспекции   безопасности  дорожного  движения
   Министерства   внутренних   дел  Российской  Федерации".  Положение
   включает   специальные   контрольные,  надзорные  и  разрешительные
   функции  Государственной  инспекции безопасности дорожного движения
   для   обеспечения   соблюдения   действующего  законодательства  по
   вопросам   БД.  Документ  отражает  структуру  системы  ГИБДД  МВД,
   полномочия  и порядок взаимодействия подразделений, в нее входящих,
   а  главное,  содержит четкое изложение обязанностей, возлагаемых на
   данный  государственный контрольно-надзорный орган. Приказом МВД РФ
   от  8  июня 1999 г. N 410 "О совершенствовании нормативно-правового
   регулирования  деятельности службы дорожной инспекции и организации
   движения  ГИБДД  МВД РФ" утверждено "Наставление по службе дорожной
   инспекции  и  организации  движения  ГИБДД  МВД  РФ",  регулирующее
   внутренние  аспекты  деятельности  подразделений  ГИБДД,  в котором
   содержится    руководство   по   выполнению   конкретных   функций,
   возложенных  на  ГИБДД  МВД, необходимые организационные и правовые
   условия их реализации в подразделениях различного уровня.
       В   двух   вышеуказанных  документах,  касающихся  деятельности
   ГИБДД,   применены   общие   правовые,  а  также  управомачивающие,
   рекомендательные и диспозитивные нормы.
       Радикальные  изменения  произошли  в отношении государственного
   технического    осмотра    транспортных    средств   после   выхода
   Постановления  Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке
   проведения   государственного   технического  осмотра  транспортных
   средств,  зарегистрированных  в  ГИБДД  МВД  РФ",  направленного на
   снижение  числа  ДТП  из-за технических неисправностей автомобилей.
   Проверка   технического   состояния   автомототранспортных  средств
   должна   осуществляться   с   использованием  средств  технического
   диагностирования     (проведение    инструментального    контроля).
   Постановление   определяет   этапность  введения  инструментального
   контроля для различных категорий транспортных средств:
       а)   I   этап  -  транспортные  средства,  предназначенные  для
   перевозки  пассажиров  (автобусы; легковые автомобили, используемые
   для   перевозки   пассажиров   на   коммерческой  основе;  легковые
   автомобили,  принадлежащие  юридическим лицам; грузовые автомобили,
   оборудованные  для  систематической перевозки людей), специальные и
   специализированные  транспортные  средства  и  прицепы  к  ним  для
   перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
       б)  II этап - грузовые транспортные средства и прицепы к ним, а
   также  изготовленные  на базе таких транспортных средств и прицепов
   специальные и специализированные транспортные средства;
       в) III этап - прочие транспортные средства.
       Организация  и порядок проведения государственного технического
   осмотра  автотранспортных  средств,  основные  задачи, технология и
   сроки    проведения    отражены    в    "Положении   о   проведении
   государственного  технического осмотра автомототранспортных средств
   и  прицепов  к  ним  ГИБДД  МВД  РФ" (утв. 31 июля 1998 г. N 880) и
   "Правилах    проведения   государственного   технического   осмотра
   транспортных  средств  в ГИБДД МВД РФ" (утв. Приказом МВД России от
   15 марта 1999 г. N 190).
       С   целью  повышения  профессионально-квалификационного  уровня
   водителей  автотранспортных средств Постановлением Правительства от
   8  июля  1997  г.  N  831  введены  в действие новые "Правила сдачи
   квалификационных  экзаменов  и  выдачи водительских удостоверений".
   Подготовка   водителей  осуществляется  на  основе  государственных
   образовательных  стандартов  и  типовых  учебных планов и программ,
   утвержденных  Министерством  общего и профессионального образования
   РФ по согласованию с Минтрансом РФ и ГИБДД МВД РФ.
       Детализированное    изложение    требований    к   деятельности
   юридических  и физических лиц по обеспечению безопасности дорожного
   движения  при  эксплуатации автотранспортных средств представлено в
   "Положении   об   обеспечении  безопасности  дорожного  движения  в
   предприятиях,  учреждениях,  организациях, осуществляющих перевозки
   грузов  и  пассажиров"  (утв. Минтрансом РФ 9 марта 1995 г., N 27).
   Структура документа содержит следующие разделы:
       -  задачи  и  основные требования к организации деятельности по
   БДД в предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;
       -   обеспечение   профессиональной   надежности   водительского
   состава;
       -  обеспечение  эксплуатации  транспортных средств в технически
   исправном состоянии;
       - обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.
       Третий  раздел  Положения  включает условия допуска водителей к
   осуществлению  перевозок,  стажировку  водителей  (в  установленных
   случаях),  поддержание  и  контроль  состояния здоровья водителей в
   процессе  их  трудовой  деятельности,  повышение  профессионального
   мастерства водительского состава.
       Четвертый    раздел   отражает   обязанности   перевозчика   по
   поддержанию   технического   состояния   автотранспортных  средств:
   проведение  своевременного  технического осмотра, проведение работы
   по   техническому   обслуживанию   и  ремонту  подвижного  состава,
   обеспечение   ежедневного   контроля   за   техническим  состоянием
   автомобилей  перед выездом на линию, использование автотранспортных
   средств,   соответствующих   виду  перевозок,  объему  и  характеру
   перевозимых грузов.
       Заключительный  раздел  представленного  нормативного документа
   связан   с   требованиями   по  обследованию  дорожных  условий  на
   маршрутах  регулярных  перевозок, по обеспечению БД при организации
   пассажирских   перевозок,  специальными  требованиями,  отражающими
   порядок   и   особенности  организации  и  осуществления  перевозок
   крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
       "Положение  об  обеспечении  безопасности  дорожного движения в
   предприятиях,  учреждениях,  организациях, осуществляющих перевозки
   грузов   и  пассажиров"  является  одним  из  основных  материалов,
   используемых  при  контроле  и надзоре за деятельностью перевозчика
   органами  Российской транспортной инспекции Министерства транспорта
   РФ.   В   том  случае,  когда  перевозочные  организации,  а  также
   водители-предприниматели        не       обладают       необходимой
   производственно-технической,    кадровой,   нормативно-методической
   базой,  обеспечивающей  выполнение требований и норм по обеспечению
   безопасности   движения   указанного  Положения,  они  осуществляют
   выполнение   регламента   на   основе   договоров,   заключенных  с
   организациями,  обладающими  необходимой  базой  и  (или)  имеющими
   лицензию    на    проведение    соответствующих   работ.   Правовое
   регулирование   обеспечения   безопасности   перевозок   пассажиров
   автобусами  осуществляется  рядом  нормативных правовых документов,
   основным    из   которых   является   "Положение   об   обеспечении
   безопасности   перевозок   пассажиров  автобусами"  (утв.  Приказом
   Минтранса  России  от  08.01.97  N  2).  Действие данного Положения
   распространяется  на всех юридических и физических лиц, перевозящих
   пассажиров    автобусами    вне    зависимости    от   регулярности
   осуществления    (регулярные,    нерегулярные),    территориального
   признака  (городские,  пригородные,  междугородные, международные),
   назначения     (общего     пользования,    туристско-экскурсионные,
   специальные).   К   деятельности  по  обеспечению  профессиональной
   надежности   водителей   автобусов   предъявляются   дополнительные
   требования:
       1)  К  управлению  автобусами,  осуществляющими  междугородные,
   международные  перевозки,  перевозки  детей  до  16 лет, могут быть
   допущены  водители,  имеющие  непрерывный  стаж  работы  в качестве
   водителя автобуса не менее трех последних лет.
       2)  Обеспечение  водителей  автобусов  информацией  об условиях
   движения  и  работы на маршруте производится владельцами автобусов,
   а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.
       При  наличии  на  маршруте  железнодорожных переездов владельцы
   автобусов   организуют   и   проводят   инструктажи   водителей  об
   обеспечении  безопасности  дорожного движения через железнодорожные
   переезды.
       3)  Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий
   по  повышению профессионального мастерства, включая проверку знания
   Правил  дорожного движения, Правил перевозки пассажиров и багажа на
   автомобильном  транспорте,  изучение  типичных дорожно-транспортных
   ситуаций   повышенной   сложности,   основ  безопасного  управления
   автобусом  в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов
   оказания   доврачебной  медицинской  помощи  пострадавшим,  порядка
   эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
       При   организации   перевозочного   процесса,   обеспечивающего
   безопасность  перевозки  пассажиров автобусами, владельцы автобусов
   обязаны:
       -   составить   и   утвердить   на  каждый  маршрут  регулярных
   автобусных  перевозок  паспорт и схему маршрута с указанием опасных
   участков;
       -   разработать   графики   (расписания)   движения  на  основе
   определения  нормативных  значений  скоростей движения автобусов на
   маршруте;
       -   обеспечить   каждого   водителя,   выполняющего  регулярные
   автобусные  перевозки,  графиком  движения  на маршруте с указанием
   времени  и  мест  остановок  в  пути  на  отдых,  обед, ночлег (для
   маршрутов большой протяженности);
       -  выбирать  тип  и  марку  подвижного состава в зависимости от
   вида перевозок с учетом дорожных и природно-климатических условий;
       -  определить  допустимую  протяженность  автобусных маршрутов,
   исходя  из соблюдения установленных законодательством РФ нормативов
   рабочего времени водителя с учетом нормативов скоростей движения;
       -  оборудовать  автобусы,  осуществляющие  перевозки пассажиров
   автобусами  на междугородных маршрутах, тахографами для контроля за
   соблюдением  установленных  законодательством  РФ  режимов  труда и
   отдыха, режимов движения;
       -   обеспечить   обязательное   личное  страхование  пассажиров
   (туристов, экскурсантов) при перевозках в междугородном сообщении.
       Нормативные  правовые акты, порядок их применения, требования и
   технология,   обеспечивающая   их   выполнение  при  лицензировании
   автотранспортной   деятельности,   сертификации   на  автомобильном
   транспорте,    а   также   документы,   касающиеся   Правил   учета
   дорожно-транспортных   происшествий,  нормативов  режимов  труда  и
   отдыха  водителей  и т.п., подробно изложены в последующих разделах
   данного Методического пособия.
   
              3.1. СЕРТИФИКАЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
       3.1.1. Общие положения, цели, основные понятия и определения
   
       Сфера  автомобильного  транспорта  представляет  собой  отрасль
   экономики,   непосредственно   влияющую  на  безопасность  жизни  и
   здоровья  граждан,  охрану  окружающей  среды, и требует применения
   специальных  методов  государственного  регулирования  и  контроля,
   обеспечивающих требования безопасности.
       Как  показывает  отечественная  и зарубежная практика, одним из
   таких  методов,  представляющих собой наиболее эффективный механизм
   воздействия  на деятельность предприятий автомобильного транспорта,
   является сертификация.
       Под    сертификацией    понимается    процедура   подтверждения
   соответствия,   посредством  которой  независимая  от  изготовителя
   (продавца,  исполнителя)  и  потребителя  (покупателя)  организация
   удостоверяет  в  письменной  форме,  что продукция, услуги или иные
   объекты соответствуют установленным требованиям.
       Проведение сертификации осуществляется в целях:
       -    создания    условий   для   деятельности   организаций   и
   предпринимателей  на  едином товарном рынке Российской Федерации, а
   также     для     участия     в     международном    экономическом,
   научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
       - содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
       -   защиты   потребителя   от  недобросовестности  изготовителя
   (продавца, исполнителя);
       -  контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,
   здоровья и имущества;
       -  подтверждения  показателей  качества  продукции,  заявленных
   изготовителем.
       Как  видим,  продукция  (процессы,  услуги)  сертифицируется по
   разным  причинам.  Однако  среди  них следует выделить две основные
   цели:
       Первая  -  подтверждение  безопасности  товара  для  здоровья и
   жизни человека, его имущества и окружающей природной среды.
       Вторая      -      завоевание     рынка,     т.е.     повышение
   конкурентоспособности изделия.
       Первая  цель  достигается  в большинстве стран путем проведения
   обязательной  сертификации.  В  России - в случаях, предусмотренных
   законодательными  актами  Российской  Федерации.  В  частности,  по
   товарам   народного   потребления   -   Законом   "О   защите  прав
   потребителей".  Вторая  -  с  помощью  так  называемой добровольной
   сертификации.   Свидетельством   того,   что  потенциально  опасная
   продукция   прошла   обязательную  сертификацию  и,  следовательно,
   безопасна   в   потреблении,   является   наличие   у  потребителя,
   поставщика   или   у   исполнителя   услуги  сертификата,  а  также
   проставленный на изделии знак соответствия.
       При  этом  под  сертификатом  соответствия понимается документ,
   выданный   по   правилам  системы  сертификации  для  подтверждения
   соответствия      сертифицированной     продукции     установленным
   требованиям.  А  под  знаком  соответствия  -  зарегистрированный в
   установленном  порядке  знак,  который по правилам, установленным в
   данной     системе    сертификации,    подтверждает    соответствие
   маркированной им продукции установленным требованиям.
       Российский  знак  соответствия  (имеется  в  виду  обязательная
   сертификация)  представляет  собой  большую  букву  "С", означающую
   "С[тандарт]",  в  виде скобы, символизирующей измерения, испытания,
   и  малую  "Т"  -  вторую  в  том  же "С[тандарте]" и одновременно -
   начальную  в  слове  "Т[овар]", который "измеряется" скобой. Помимо
   того,   в   "С"   вписана   стилизованная   "Р",   указывающая   на
   принадлежность данного знака России.
       Знак   соответствия   проставляется,   если  это  возможно,  на
   несъемной   части   изделия  (например,  автомобиля),  на  упаковке
   (смазочные,  охлаждающие  жидкости, автопрепараты) либо в первичной
   документации  (чеки,  квитанции, бланки) работы с клиентурой (когда
   оказываются  услуги,  например,  в  автосервисе).  В  любом  случае
   потребитель  вправе  ознакомиться  с  документацией, сопровождающей
   продукцию.
       Реализация   процедур  сертификации  обеспечивается  комплексом
   нормативных  правовых документов, принятых в Российской Федерации и
   создавших  необходимые предпосылки формирования систем сертификации
   на  автомобильном  транспорте.  В  их  число  входят  Законы  РФ "О
   сертификации  продукции  и услуг", "О защите прав потребителей", "О
   безопасности    дорожного   движения",   "Правила   по   проведению
   сертификации  в  Российской  Федерации", а также разработанные в их
   развитие   "Правила   сертификации   работ  и  услуг  в  Российской
   Федерации",    "Порядок   проведения   сертификации   продукции   в
   Российской Федерации", "Положение о Системе сертификации ГОСТ Р".
       В    указанных    документах    установлены   правовые   основы
   регулирования   отношений   между  потребителями  и  изготовителями
   (исполнителями,  продавцами)  продукции  и  услуг,  определены меры
   государственной  защиты  интересов  потребителей  и  государства (в
   частности,  посредством сертификации продукции и услуг), определены
   возможные   механизмы   реализации   сертификации  (обязательная  и
   добровольная),  даны  формы документов, подтверждающие соответствие
   (сертификат, декларация).
       Организация  и  проведение работ по обязательной сертификации в
   соответствии   с   Законом   "О  сертификации  продукции  и  услуг"
   возложены    на   специально   уполномоченный   федеральный   орган
   исполнительной  власти  в области сертификации, в качестве которого
   выступает   Госстандарт   России,   а  в  случаях,  предусмотренных
   законодательными  актами Российской Федерации в отношении отдельных
   видов  продукции,  также  иные  федеральные  органы  исполнительной
   власти.
       Госстандарт  России  и другие государственные органы в пределах
   своих  полномочий  создают  системы  сертификации  отдельных  видов
   однородной  продукции  и  услуг и устанавливают правила процедуры и
   управления для проведения сертификации в этих системах.
       Целью  создания  и  функционирования  системы  сертификации  на
   автомобильном  транспорте  является  содействие  развитию экономики
   страны  и  повышению эффективности работы автомобильного транспорта
   с   учетом   требований   безопасности   его  функционирования  для
   окружающей  среды,  жизни,  здоровья  и имущества граждан. Эта цель
   должна  быть  достигнута  путем получения объективной и достоверной
   оценки  соответствия объектов сертификации нормативным документам в
   сфере   транспорта   и   выдачи   на   этой   основе   сертификатов
   соответствия.
       Объектами  сертификации  на  автомобильном транспорте являются:
   продукция,   услуги   и   иные  объекты,  которыми  могут  являться
   процессы, работы, системы качества и пр.
       К  продукции  относятся  изделия, используемые на автомобильном
   транспорте  в  качестве предметов и средств труда: автотранспортные
   средства   и  запасные  части  к  ним,  эксплуатационные  материалы
   (нефтепродукты и автопрепараты), гаражное оборудование.
       К  услугам  относятся:  услуги  по  техническому обслуживанию и
   ремонту   автотранспортных  средств,  услуги  в  области  перевозки
   грузов и пассажиров и др.
       Создание   и  функционирование  сертификации  на  автомобильном
   транспорте связано с решением следующих задач:
       -  обеспечение высокого технического уровня техники, материалов
   и оборудования, поставляемых и используемых на автотранспорте;
       -    обеспечение   регламентируемого   технического   состояния
   автомобильной техники и ее безопасной технической эксплуатации;
       -  обеспечение  высокого  качества и безопасности услуг в сфере
   грузовых и пассажирских перевозок;
       -  обеспечение  безопасности иной производственной деятельности
   предприятий, организаций автомобильного транспорта;
       - обеспечение безопасности дорожного движения;
       -   обеспечение   экологической  безопасности  автотранспортной
   деятельности.
       Система  сертификации  на  автомобильном  транспорте строится в
   соответствии   с   правилами   и   процедурами  российской  системы
   сертификации  и  представляет  собой  комплекс  систем сертификации
   однородной  продукции  по  различным  направлениям  деятельности  в
   сфере автомобильного транспорта.
       В  свою  очередь,  каждая  из  упомянутых  систем  сертификации
   однородной продукции формируется с учетом следующих факторов:
       - наличие аналогичной международной системы;
       -  общности  назначения  технических  характеристик или способа
   функционирования объекта;
       -   общности   методов   испытаний  и  области  распространения
   нормативных документов.
       Формирование  систем  сертификации  осуществляется  поэтапно по
   мере  создания организационных структур, правил и процедур, а также
   методов и средств по их реализации.
       Разработка  и  внедрение  систем сертификации осуществляются по
   единообразным   процедурам.   В   системе  сертификации  однородной
   продукции должны устанавливаться:
       -  номенклатура  объектов,  подлежащих  сертификации  в  данной
   системе;
       -  нормативные  документы,  на  соответствие которым проводится
   сертификация,   проверяемые   требования   и   используемые  методы
   испытаний;
       - структура системы, функции ее участников;
       - схемы сертификации, применяемые в данной системе;
       - формы сертификата и знака соответствия;
       -   условия   и   правила   признания  протоколов  испытаний  и
   сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями;
       -  порядок  проведения  инспекционного  контроля за соблюдением
   правил сертификации;
       - порядок рассмотрения апелляций.
       В   настоящее   время   применительно  к  продукции  и  услугам
   автомобильного   транспорта   обязательной  сертификации  в  рамках
   различных действующих систем подлежат следующие объекты:
       -   механические   транспортные   средства  (включая  автобусы,
   грузовые  и  легковые  автомобили, специальные и специализированные
   автомобили и др.);
       -    услуги    по    техническому    обслуживанию   и   ремонту
   автомототранспортных средств;
       - услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
       - эксплуатационные материалы (нефтепродукты и автопрепараты);
       -    гаражное    и    другое    технологическое    оборудование
   автотранспорта.
       Ниже  приведено  описание  систем сертификации однородных групп
   продукции, услуг автомобильного транспорта.
   
       3.1.2.  Система  сертификации механических транспортных средств
   и прицепов
   
       Система   сертификации   механических  транспортных  средств  и
   прицепов   (далее   -   Система)   предназначена   для   проведения
   обязательной   сертификации   транспортных   средств  (автомобилей,
   автобусов,   троллейбусов,   электромобилей,  мотоциклов,  мопедов,
   прицепного  состава), их составных частей и предметов оборудования,
   запасных  частей  и  принадлежностей  на  соответствие  требованиям
   безопасности  для  жизни,  здоровья  или имущества граждан и охраны
   окружающей среды.
       Система   сертификации   механических  транспортных  средств  и
   прицепов  была  введена в действие с 1 мая 1992 г. С 1 октября 1998
   г.  действует  измененный  вариант Системы - "Правила по проведению
   сертификации   в  системе  сертификации  механических  транспортных
   средств   и  прицепов",  утвержденные  Постановлением  Госстандарта
   России  от 1 апреля 1998 г. N 19, зарегистрированы в Минюсте России
   15 мая 1998 г.
   
         Организационно-правовые и нормативные документы Системы
   
       Основным    организационно-правовым   документом   национальной
   Системы  является  документ  "Правила по проведению работ в системе
   сертификации  механических  транспортных  средств и прицепов" (утв.
   Постановлением    Госстандарта   России   от   01.04.1998   N   19,
   зарегистрирован  в  Минюсте  РФ  15.05.1998,  введен  в  действие с
   01.10.1998).  "Правила  по  проведению работ в системе сертификации
   механических  транспортных  средств  и  прицепов" (далее - Правила)
   разработаны    с   учетом   положений,   устанавливаемых   Законами
   Российской   Федерации  "О  сертификации  продукции  и  услуг",  "О
   безопасности   дорожного   движения",   "Правилами   по  проведению
   сертификации  в  Российской  Федерации",  а  также  с учетом прав и
   обязанностей   Российской   Федерации   как   страны   -  участницы
   "Соглашения  о  принятии  единообразных технических предписаний для
   колесных  транспортных  средств,  предметов  оборудования и частей,
   которые  могут  быть  установлены  и (или) использованы на колесных
   транспортных   средствах,   и   об   условиях  взаимного  признания
   официальных  утверждений,  выдаваемых  на  основе этих предписаний"
   (Женевское Соглашение 1958 г.).
       Правила  определяют  цели  и  условия  сертификации  в Системе,
   устанавливают  структуру  и  состав  участников  Системы,  функции,
   права  и  обязанности участников Системы, устанавливают однозначное
   толкование используемых специфических терминов.
       При  проведении  сертификации Правила применяются в комплексе с
   порядками   сертификации  отдельных  объектов.  В  настоящее  время
   действуют порядки сертификации следующих объектов:
       -  транспортных  средств,  составных  частей  их  конструкций и
   предметов оборудования;
       - запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
       Конкретные  требования  к  указанным  объектам регламентируются
   следующими   группами   нормативных   документов,   используемых  в
   Системе:
       -   Правила   Европейской  экономической  комиссии  Организации
   Объединенных Наций (ЕЭК ООН);
       - Директивы Европейского сообщества (ЕС);
       - национальные нормативные документы.
       Необходимость  применения в национальной Системе Правил ЕЭК ООН
   обуславливается участием России в Женевском Соглашении 1958 г.
       Указанные   виды  документов  группируются  в  Системе  в  виде
   Перечней  технических  требований и нормативных документов, которые
   дифференцированы  по  категориям  транспортных  средств  и объектам
   регламентации (агрегатам, узлам, деталям, отдельным свойствам).
       Перечни   конкретной   продукции   и   технические   требования
   нормативных  документов  при обязательной сертификации определяются
   и утверждаются Госстандартом России.
       Госстандарт  России  периодически уточняет Перечни и доводит их
   до сведения заинтересованных сторон.
   
                    Организационная структура Системы
   
       Организационную  структуру Системы образуют следующие участники
   Системы:
       - Национальный орган;
       -  Центральный орган по сертификации (административный орган по
   сертификации  по  Правилам  ЕЭК  ООН в рамках Женевского Соглашения
   1958 г.) и Совет по сертификации как совещательный орган;
       -   Органы   по  сертификации  (аккредитуются  в  установленном
   порядке);
       -   Испытательные   лаборатории   (центры)   (аккредитуются   в
   установленном порядке);
       -  Заявители  (производители  и  продавцы транспортных средств,
   агрегатов, узлов, деталей, запасных частей).
   
           Основные этапы и виды деятельности при сертификации
   
       Сертификация   в   Системе   в   общем  случае  предусматривает
   проведение следующих мероприятий:
       -  определение  путем проведения испытаний соответствия образца
   продукции требованиям нормативных документов;
       -  проверка  производства  сертифицируемой продукции на наличие
   условий,   обеспечивающих   стабильный   уровень   характеристик  и
   показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями;
       - признание имеющихся у заявителя Сертификатов соответствия;
       -   выдача   Сертификата   соответствия   или   Одобрения  типа
   транспортного средства;
       -   инспекционный   контроль   за   соответствием   выпускаемой
   продукции сертифицированным характеристикам и показателям.
       При  этом весь процесс сертификации механического транспортного
   средства  может  быть  условно разбит на отдельные этапы, каждый из
   которых  связан  с  проведением  определенных видов деятельности по
   сертификации,   в   зависимости   от  рассматриваемых  объектов,  в
   качестве которых могут быть:
       -   агрегаты,   системы,   узлы,  детали,  предназначенные  для
   установки на новый автомобиль;
       -  отдельные свойства транспортного средства (например, уровень
   радиопомех, шум);
       -  механическое  транспортное средство в целом (по совокупности
   свойств, привносимых в него агрегатами, узлами и деталями);
       -  запасные  части и принадлежности к механическим транспортным
   средствам и прицепам.
       Завершение    каждого    из    указанных   этапов   оформляется
   документами,  удостоверяющими  соответствие  объекта  установленным
   требованиям.   В   настоящее   время   выделяются   следующие  виды
   документов,   подтверждающих   соответствие   объекта  сертификации
   установленным требованиям:
       -  для  агрегата,  системы,  узла,  детали  или  по  отдельному
   свойству:
       "Сертификат соответствия" (выдается органом по сертификации);
       "Сообщение,   касающееся   официального   утверждения  по  типу
   конструкции   транспортного  средства"  (выдается  административным
   органом);
       -   для   механического   транспортного   средства  в  целом  -
   "Одобрение  типа транспортного средства" (выдается административным
   органом);
       -   для   запасных   частей  и  принадлежностей  -  "Сертификат
   соответствия" (выдается органом по сертификации).
       При  этом  под "Сообщением, касающимся официального утверждения
   по  типу  конструкции  транспортного средства" понимается документ,
   подтверждающий   соответствие   транспортных   средств,   предметов
   оборудования  и  частей транспортных средств требованиям конкретных
   Правил ЕЭК ООН.
       "Одобрение  типа  транспортного  средства"  представляет  собой
   процедуру,   посредством   которой   после  проведения  необходимых
   проверок,   проведенных  в  соответствии  с  принципами  Женевского
   Соглашения  1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает
   перечню  требований  по  безопасности  и  охране  окружающей среды,
   обязательных  при  сертификации  в  России,  и в результате которой
   выдается одноименный документ.
   
             Сертификация агрегатов, систем, узлов, деталей
          и отдельных свойств механических транспортных средств
   
       Работы  по  сертификации  агрегатов,  систем,  узлов, деталей и
   отдельных  свойств  механических  транспортных средств проводятся в
   соответствии  с  "Порядком  сертификации  механических транспортных
   средств  и  прицепов,  составных  частей их конструкции и предметов
   дополнительного оборудования".
       Порядок   устанавливает   правила   подготовки   и   проведения
   сертификации   механических   транспортных   средств   и  прицепов,
   составных   частей   их  конструкции  и  предметов  дополнительного
   оборудования,    выпускаемых    действующими   на   территории   РФ
   организациями, а также ввозимых на территорию РФ.
       В    соответствии   с   "Порядком   сертификации   механических
   транспортных  средств и прицепов, составных частей их конструкции и
   предметов  дополнительного  оборудования"  заявитель подает в орган
   по сертификации заявку на проведение работ по сертификации.
       В   заявке   приводятся   сведения   о  продукции,  указываются
   нормативные  документы,  по  которым  заявитель  намерен  проводить
   сертификацию,  приводятся  сведения  о  сертификации производства и
   системы  качества или сообщается возможный срок проведения проверки
   условий     производства,    указываются    предполагаемые    сроки
   предоставления  образцов  продукции для проведения сертификационных
   испытаний  либо  указываются сведения об уже имеющихся сертификатах
   соответствия.
       Орган   по   сертификации  после  получения  заявки  направляет
   заявителю  решение,  в  котором  подтверждает  или  не подтверждает
   согласие   на   проведение  сертификации  продукции  или  признание
   сертификатов соответствия.
       В  процессе  подготовки  к сертификации продукции изготовителем
   осуществляются  мероприятия  по  подготовке  к  проведению проверки
   условий    производства.   Порядок   и   сроки   проверки   условий
   производства согласуются с Органом по сертификации.
       На  объект  испытаний заявителем составляется общее техническое
   описание    объекта   сертификации   и   технические   описания   в
   соответствии   с  требованиями  отдельных  нормативных  документов,
   которые должны обеспечивать:
       - идентификацию объекта испытаний;
       -  наличие  всех данных, необходимых для заполнения Сертификата
   соответствия  или  Сообщения,  касающегося официального утверждения
   по типу конструкции транспортного средства.
       Сертификационные    испытания    выполняются   соответствующими
   Испытательными   лабораториями,   при   необходимости,  с  участием
   изготовителя сертифицируемой продукции.
       По   результатам   сертификационных   испытаний   Испытательная
   лаборатория выдает заявителю протоколы по установленной форме.
       При    положительных    результатах   испытаний   Испытательная
   лаборатория   передает   протоколы   испытаний   и   подготовленные
   заявителем технические описания в Орган по сертификации.
       На   основании   положительных   результатов   сертификационных
   испытаний  и экспертизы технических описаний, а также положительных
   результатов    проверки    условий   производства   сертифицируемой
   продукции   Орган   по  сертификации  принимает  решение  о  выдаче
   Сертификата соответствия.
       Орган  по  сертификации  регистрирует Сертификат соответствия в
   Государственном  реестре,  после чего выдает заявителю сертификат и
   лицензию на применение знака соответствия его.
   
             Сертификация механических транспортных средств
                         по совокупности свойств
   
       Целью   сертификации   механических   транспортных  средств  по
   совокупности    свойств    является    получение   Одобрения   типа
   транспортного средства.
       Сертификация  механических транспортных средств по совокупности
   свойств  проводится,  как  и сертификация агрегатов, систем, узлов,
   деталей  и  отдельных  свойств механических транспортных средств, в
   соответствии  с  "Порядком  сертификации  механических транспортных
   средств  и  прицепов,  составных  частей их конструкции и предметов
   дополнительного   оборудования",   который   устанавливает  правила
   подготовки  и  проведения  сертификации  механических  транспортных
   средств  и  прицепов,  составных  частей их конструкции и предметов
   дополнительного    оборудования,    выпускаемых   действующими   на
   территории РФ организациями, а также ввозимых на территорию РФ.
       Подтверждение   соответствия   требованиям,   предъявляемым   к
   данному   типу  транспортного  средства,  осуществляется  следующим
   образом.
       Для   получения   Одобрения   типа  транспортного  средства  по
   совокупности  свойств,  регламентируемых национальными нормативными
   документами   и   Правилами   ЕЭК   ООН,   заявитель  обращается  в
   Административный  орган  или  в  Орган по сертификации с заявкой, в
   которой сообщаются:
       -  сведения  об "Одобрениях типа транспортного средства", ранее
   выданных на данный тип транспортного средства;
       -  перечень  имеющихся  Сертификатов  соответствия на агрегаты,
   системы,   узлы,   детали   и   отдельные   свойства  данного  типа
   транспортного средства;
       - сведения о сертификации производства или систем качества.
       К   заявке   прилагается   техническое  описание  транспортного
   средства,   содержащее   сведения,   необходимые   для   оформления
   Одобрения   типа  транспортного  средства  и  позволяющие  провести
   идентификацию этого транспортного средства.
       При   необходимости,   представляется   образец   транспортного
   средства  для  экспертизы  его  конструкции  с  целью идентификации
   представленным  техническим  описаниям  и проведения дополнительных
   испытаний.
       Орган   по   сертификации  проводит  экспертизу  представленных
   документов   и   объектов   сертификации   и  выдает  заключение  о
   соответствии  транспортного  средства  предъявляемым требованиям. В
   случае  появления  необходимости проведения испытаний транспортного
   средства  (его  агрегатов,  систем,  узлов и деталей) или отдельных
   свойств  транспортного  средства Орган по сертификации привлекает к
   работам Испытательную лабораторию.
       Орган  по сертификации по результатам экспертизы представленных
   документов   и  на  основании  результатов  испытаний,  проведенных
   Испытательной  лабораторией  и  оформленных  в виде соответствующих
   протоколов  и актов, принимает решение о выдаче заявителю Одобрения
   типа   транспортного  средства  либо  о  проведении  дополнительной
   технической   экспертизы  представленного  транспортного  средства,
   либо   о  проведении  дополнительных  испытаний  в  соответствующих
   Испытательных лабораториях.
       Может  быть  также  принято  решение  о проверке у изготовителя
   дополнительно  условий  производства заявленного для одобрения типа
   транспортного средства.
       Положительные    заключения,   выданные   на   базовые   модели
   транспортных  средств,  учитываются  при оформлении "Одобрения типа
   транспортного   средства"   на   их   модификации,  включая  шасси,
   поставляемые изготовителем конечной продукции.
       В   случае   принятия   Органом   по   сертификации  решения  о
   возможности  выдачи  "Одобрения типа транспортного средства", Орган
   по    сертификации    готовит    для    Административного    органа
   соответствующие документы.
       "Одобрение      типа     транспортного     средства"     выдает
   Административный   орган.  Сведения  о  выданных  "Одобрениях  типа
   транспортного  средства"  включаются  в  Государственный  реестр, а
   также  сообщаются  в  Главное  управление  ГИБДД  МВД России. Копии
   "Одобрений  типа  транспортного  средства"  хранятся  в  Органах по
   сертификации, готовивших документы для их оформления.
       Одобрение  типа  транспортного средства является основанием для
   ввоза  импортируемых  транспортных средств на территорию Российской
   Федерации.
       В  случае  принятия  решения  Органом  по сертификации о выдаче
   "Одобрения  типа  транспортного  средства"  по минимальному перечню
   требований  перед  выдачей  "Одобрения типа транспортного средства"
   Орган  по  сертификации  имеет  право не проводить проверку условий
   производства    и   запросить   документальное   описание   условий
   производства  продукции,  заявленной  для получения "Одобрения типа
   транспортного средства".
       Одобрение  типа  транспортного средства со сроком действия на 1
   год выдается не более 3-х раз на один тип транспортного средства.
       "Порядком  сертификации  механических  транспортных  средств  и
   прицепов,    составных    частей   их   конструкции   и   предметов
   дополнительного  оборудования"  предусматриваются также специальные
   процедуры проведения работ по сертификации:
       -  механических  транспортных  средств и прицепов, производимых
   малыми сериями или ввозимых на территорию РФ малыми партиями;
       -  сертификации транспортных средств, производимых из сборочных
   комплектов.
   
             Сертификация запасных частей и принадлежностей
            к механическим транспортным средствам и прицепам
   
       Сертификация  запасных  частей и принадлежностей к механическим
   транспортным  средствам  и  прицепам  проводится  в  соответствии с
   документом  "Порядок сертификации запасных частей и принадлежностей
   к механическим транспортным средствам и прицепам".
       Порядок   устанавливает   правила   подготовки   и   проведения
   сертификации  запасных  частей  и  принадлежностей  к  механическим
   транспортным средствам и прицепам.
       При   обязательной  сертификации  запасных  частей  применяются
   нормативные   документы,  содержащие  требования,  направленные  на
   обеспечение  безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан
   и  охраны  окружающей среды. Нормативные документы, содержащие иные
   требования, применяются при добровольной сертификации.
       Перечень  конкретных  наименований  запасных частей, подлежащих
   обязательной  сертификации,  периодически уточняется и утверждается
   Госстандартом России.
       В   общем  случае  процедура  сертификации  запасных  частей  и
   принадлежностей  к  механическим  транспортным средствам и прицепам
   включает   в   себя  следующие  мероприятия:  рассмотрение  заявки,
   испытания   сертифицируемой   продукции,   выдача   и   регистрация
   Сертификата   соответствия,  признание  Сертификатов  соответствия,
   выданных   зарубежными   органами,   осуществление   инспекционного
   контроля   за   качеством   сертифицированной   продукции   и,  при
   необходимости, проверка условий ее производства.
       В   заявке   приводятся   сведения   о  продукции,  указываются
   нормативные  документы,  по  которым  заявитель  намерен  проводить
   сертификацию,    сообщается   возможный   срок   проверки   условий
   производства,   указываются   предполагаемые  сроки  предоставления
   образцов   продукции  для  проведения  сертификационных  испытаний.
   Заявка на признание имеющихся Сертификатов соответствия.
       Орган  по  сертификации направляет заявителю решение, в котором
   подтверждает   согласие   на   проведение  сертификации  продукции,
   указывает   Испытательную   лабораторию   и   методику   проведения
   испытаний.
       В    процессе    подготовки    к   сертификации   изготовителем
   осуществляются  мероприятия  по  подготовке  к  проведению проверки
   производства.   Порядок   и  сроки  проверки  условий  производства
   согласуются с Органом по сертификации.
       На  объект  испытаний  изготовителем  составляется  техническое
   описание, которое должно обеспечивать:
       - идентификацию объекта испытаний;
       -  наличие  всех данных, необходимых для заполнения Сертификата
   соответствия.
       Сертификационные    испытания    выполняются   соответствующими
   Испытательными   лабораториями,   при   необходимости,  с  участием
   изготовителя сертифицируемой продукции, в следующем порядке:
       -  для проведения испытаний заявитель одновременно представляет
   Испытательной    лаборатории    необходимое   количество   образцов
   продукции,  подлежащей  сертификации,  и  нормативные документы, по
   которым   она  выпускается,  а  при  их  отсутствии  -  техническое
   описание на нее;
       -   наряду   с  оценкой  соответствия  требованиям  нормативных
   документов,  касающихся  непосредственно запасных частей, программы
   и   методики   испытаний   могут   включать   проверку  воздействия
   сертифицируемых     изделий    на    регламентируемые    показатели
   комплектного транспортного средства или его составных частей;
       -   по  результатам  сертификационных  испытаний  Испытательная
   лаборатория  выдает  заявителю протоколы испытаний по установленной
   ею форме.
       Сертификация  запасных  частей  и принадлежностей проводится по
   согласованию  совместно с представителем предприятия - изготовителя
   транспортного средства, для которого они предназначены.
       При    положительных    результатах   испытаний   Испытательная
   лаборатория передает протоколы испытаний в Орган по сертификации.
       На   основании   положительных   результатов   сертификационных
   испытаний,   а  также  проведенной  проверки  условий  производства
   сертифицируемой  продукции  Орган по сертификации принимает решение
   о выдаче Сертификата соответствия.
       Зарегистрированный    Органом    по   сертификации   Сертификат
   соответствия выдается заявителю.
       Сведения  о  выданных  Сертификатах  соответствия  с  указанием
   присвоенных   им  Органом  по  сертификации  номеров  сообщаются  в
   Центральный   орган  по  сертификации,  Государственный  таможенный
   комитет  Российской  Федерации  и  Государственный  реестр  Системы
   сертификации ГОСТ Р для регистрации.
       Получение  изготовителем  Сертификата соответствия на продукцию
   обязывает его маркировать эту продукцию знаком соответствия.
   
                      Проверка условий производства
   
       Проверка   условий   производства   механических   транспортных
   средств   и   их  составных  частей  является  одним  из  элементов
   процедуры сертификации.
       Проверка    условий   производства   осуществляется   с   целью
   установления  возможности  и  готовности  изготовителя  производить
   сертифицируемую    продукцию    в   соответствии   с   требованиями
   распространяющихся на нее нормативных документов.
       Для   проведения  проверки  условий  производства  изготовитель
   сертифицируемой   продукции  направляет  в  Орган  по  сертификации
   гарантийное письмо.
       Проверка   условий   производства   сертифицируемой   продукции
   осуществляется  Органом  по сертификации совместно со специалистами
   Испытательной   лаборатории   и   представителями  территориального
   органа  Госстандарта  России.  В  проверке  также могут участвовать
   специалисты    других   организаций,   занимающихся   сертификацией
   производства и систем качества.
       Орган  по  сертификации может поручать организацию и проведение
   проверки  условий  производства  без  своего участия представителям
   Испытательной     лаборатории     совместно    с    представителями
   территориального органа Госстандарта России.
       Организационные   мероприятия,  необходимые  для  подготовки  и
   проведения  проверки условий производства, изготовитель согласует с
   Органом  по сертификации на этапе предоставления образцов продукции
   на сертификационные испытания.
   
                   Признание Сертификатов соответствия
   
       В  Системе  при  выдаче  Одобрения  типа транспортного средства
   признаются   в   обязательном   порядке   действующие   "Сообщения,
   касающиеся    официального    утверждения   по   типу   конструкции
   транспортного  средства",  выданные  на  основании  Правил ЕЭК ООН,
   аккредитованными   в   рамках   Женевского   соглашения   1958   г.
   зарубежными административными органами.
       Органы    по    сертификации   могут   признавать   Сертификаты

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное