Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 14
 
   100   работников,   создается  служба  охраны  труда  или  вводится
   должность  специалиста  по  охране  труда, имеющего соответствующую
   подготовку  или  опыт  работы  в  этой  области.  В  организации  с
   численностью  100  и  менее  работников  решение  о создании службы
   охраны  труда  или  введение  должности специалиста по охране труда
   принимается  работодателем  с  учетом специфики деятельности данной
   организации.  При  отсутствии  в  организации  службы  охраны труда
   (специалиста  по  охране  труда)  работодатель заключает договор со
   специалистами  или  с  организациями, оказывающими услуги в области
   охраны труда.
       В    организациях    с   численностью   более   10   работников
   работодателями  создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их
   состав  на  паритетной  основе  входят представители работодателей,
   профессиональных   союзов  или  иного  уполномоченного  работниками
   представительного   органа.  Комитет  (комиссии)  по  охране  труда
   организует  разработку  раздела коллективного договора (соглашения)
   об  охране  труда, совместные действия работодателя и работников по
   обеспечению     требований     охраны     труда,     предупреждению
   производственного  травматизма  и  профессиональных  заболеваний, а
   также  проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах
   и информирование работников о результатах указанных проверок.
       Ответственность   и   формы   наказания   в   случае  нарушения
   требований  по  охране  труда  и  несоблюдение норм и условий труда
   устанавливаются  Кодексом об административных правонарушениях (КоАП
   от  20  июля  1984  года с изменениями по состоянию на 15.02.2000),
   Уголовным  кодексом  (УК  РФ  от  13  июня 1996 года) и Гражданским
   кодексом  (1 часть 1994 год, 2 часть 1995 год, 3 часть 1999 год). В
   случае   обнаружения   нарушения   законодательства   о   труде   и
   законодательства  об  охране  труда  должностным лицом предприятия,
   учреждения,  организации  независимо от форм собственности органами
   надзора  на  него  может  быть  наложен  штраф  до  100 минимальных
   размеров  оплаты  труда  (ст. 41 КоАП в редакции ФЗ от 18.07.1995).
   Если  такое нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого
   или   средней   тяжести   вреда  здоровью  человека,  то  наступает
   уголовная  ответственность  -  до  двух  лет  лишения  свободы, а в
   случае  смерти  человека  - до пяти лет лишения свободы (ст. 143 УК
   РФ).  Кроме административной и уголовной ответственности существует
   дисциплинарная  ответственность должностных лиц, рабочих и служащих
   за  нарушение  ими  стандартов,  правил, норм, инструкций по охране
   труда,  которые  не  повлекли  за  собой тяжких последствий, в виде
   замечания,  выговора,  увольнения.  В  соответствии  с  Законом  "О
   социальном  страховании  от  несчастных  случаев и профессиональных
   заболеваний"   и  Гражданским  кодексом  РФ  происходит  возмещение
   ущерба  лицам,  пострадавшим  в  связи  с  нарушением требований по
   охране  труда  и  созданием  неблагоприятных  условий  труда  на их
   рабочих местах.
       В  соответствии со статьей 14 "Закона об основах охраны труда в
   Российской   Федерации"   обязанности   по  обеспечению  безопасных
   условий  и  охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
   Работодатель   обязан   обеспечить:   безопасность  работников  при
   эксплуатации   зданий,   сооружений,   оборудования,  осуществлении
   технологических  процессов,  а  также  применяемых  в  производстве
   сырья   и   материалов;   применение   средств   индивидуальной   и
   коллективной  защиты работников; соответствующие требованиям охраны
   труда  условия  труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха
   работников    в   соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации;  приобретение  за  счет  собственных  средств  и  выдачу
   специальной    одежды,   специальной   обуви   и   других   средств
   индивидуальной  защиты,  смывающих  и  обеззараживающих  средств  в
   соответствии   с  установленными  нормами  работникам,  занятым  на
   работах  с  вредными  или  опасными  условиями  труда,  а  также на
   работах,  выполняемых в особых температурных условиях или связанных
   с  загрязнением;  обучение  безопасным методам и приемам выполнения
   работ,  инструктаж  по  охране  труда, стажировку на рабочих местах
   работников   и   проверку   их   знаний  требований  охраны  труда,
   недопущение  к  работе  лиц,  не  прошедших в установленном порядке
   указанное  обучение,  организацию  контроля  за  состоянием условий
   труда  на  рабочих  местах,  а  также  за  правильностью применения
   работниками   средств   индивидуальной   и   коллективной   защиты;
   проведение  аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
   сертификацией  работ  по охране труда в организациях; проведение за
   счет   собственных   средств   обязательных   предварительных  (при
   поступлении   на   работу)  и  периодических  (в  течение  трудовой
   деятельности)   медицинских   осмотров  (обследований)  работников,
   внеочередных  медицинских  осмотров (обследований) работников по их
   просьбам   в   соответствии   с   медицинскими   рекомендациями   с
   сохранением  за  ними места работы (должности) и среднего заработка
   на  время  прохождения  указанных медицинских осмотров; недопущение
   работников  к  выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения
   обязательных  медицинских  осмотров,  а  также в случае медицинских
   противопоказаний;  информирование  работников  об условиях и охране
   труда  на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья
   и  полагающихся  им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
   предоставление  органам  государственного управления охраной труда,
   органам   государственного   надзора   и  контроля  за  соблюдением
   требований  охраны  труда  информации и документов, необходимых для
   осуществления  ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению
   аварийных  ситуаций,  сохранению  жизни  и  здоровья работников при
   возникновении  таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим
   первой   помощи;   расследование   в  установленном  Правительством
   Российской  Федерации  порядке несчастных случаев на производстве и
   профессиональных       заболеваний;       санитарно-бытовое       и
   лечебно-профилактическое  обслуживание  работников в соответствии с
   требованиями  охраны  труда;  беспрепятственный  допуск должностных
   лиц  органов  государственного  управления  охраной  труда, органов
   государственного  надзора  и  контроля  за  соблюдением  требований
   охраны  труда,  органов  Фонда  социального  страхования Российской
   Федерации,  а также представителей органов общественного контроля в
   целях  проведения  проверки условий и охраны труда в организациях и
   расследования     несчастных     случаев    на    производстве    и
   профессиональных       заболеваний;       санитарно-бытовое       и
   лечебно-профилактическое  обслуживание  работников в соответствии с
   требованиями   охраны   труда;   выполнение   предписаний   органов
   государственного  надзора  и  контроля  за  соблюдением  требований
   охраны  труда  и  рассмотрение  представлений органов общественного
   контроля  в  установленные  законодательством  сроки;  обязательное
   социальное   страхование   работников   от  несчастных  случаев  на
   производстве    и    профессиональных   заболеваний;   ознакомление
   работников с требованиями охраны труда.
       Работник  обязан:  соблюдать требования охраны труда; правильно
   применять  средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить
   обучение  безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж
   по  охране  труда;  стажировку  на  рабочем месте и проверку знаний
   требований     охраны    труда;    немедленно    извещать    своего
   непосредственного  или  вышестоящего руководителя о любой ситуации,
   угрожающей  жизни  и  здоровью  людей,  о каждом несчастном случае,
   происшедшем  на  производстве,  или  об  ухудшении состояния своего
   здоровья,    в   том   числе   о   проявлении   признаков   острого
   профессионального  заболевания (отравления); проходить обязательные
   предварительные  (при  поступлении  на  работу)  и периодические (в
   течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
       Исходя  из  вышеизложенных  положений "Закона об основах охраны
   труда    в    Российской    Федерации",   водитель-предприниматель,
   являющийся  в  одном  лице  и  работодателем  и работником, обязан:
   соблюдать   требования   охраны   труда  и  обеспечить  собственную
   безопасность   при  эксплуатации  автомобиля  и  при  перевозке  им
   грузов;  приобрести  за  свой  счет  и  иметь в наличии спецодежду,
   спецобувь   и   другие  средства  индивидуальной  защиты,  а  также
   смывающие  и  обеззараживающие  средства  для  работы с применяемым
   топливом,   различными   жидкостями   (антифриз,  масла  и  др.)  и
   перевозимыми   грузами;   выполнять   режим   труда   и   отдыха  в
   соответствии  с  "Положением  о  рабочем  времени  и времени отдыха
   водителей  автомобилей", утвержденным Постановлением Минтруда от 25
   июня   1999   г.  N  16;  проходить  обучение  по  охране  труда  и
   профессиональную    подготовку    по    охране   труда;   проходить
   обязательные  предварительные  и  периодические медицинские осмотры
   (обследования);  проводить  аттестацию  своего  рабочего места (или
   мест,  если  их  несколько); застраховаться от несчастного случая и
   профессионального   заболевания;  представлять  органам  надзора  и
   контроля  необходимую информацию и документы; выполнять предписания
   должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
       В  период  после  принятия  в  1993 году в Российской Федерации
   Закона  "О  сертификации  продукции  и  услуг"  в стране проводится
   последовательная  политика  в  этом  направлении.  Это  коснулось и
   сертификации  производственных объектов на соответствие требованиям
   по  охране  труда.  В  Законе "Об основах охраны труда в Российской
   Федерации"   и  других  документах  определено  юридически  понятие
   сертификата  безопасности.  Сертификат соответствия работ по охране
   труда  или  сертификат  безопасности - это документ, удостоверяющий
   соответствие   проводимых  в  организации  работ  по  охране  труда
   установленным  государственным нормативным требованиям. Для новых и
   реконструируемых  производственных  объектов  их сертификация носит
   обязательный   характер   и  заключается  в  проверке  соответствия
   требованиям   всех   стандартов,  норм  и  правил  или  в  проверке
   соответствия     утвержденному     проекту.     Для     действующих
   производственных  объектов  первым этапом стало проведение в 1996 -
   1998  гг. эксперимента по сертификации производственных объектов на
   соответствие   требованиям   по   охране   труда   -   добровольная
   сертификация.   По   результатам  сертификации  каждой  организации
   (предприятия)  с  учетом  показателей  травматизма и заболеваемости
   устанавливается  класс  опасности  (предполагается,  что  их  будет
   шесть)  и,  в  зависимости от этого класса, дифференцируются тарифы
   отчислений   работодателя   в  Фонд  обязательного  страхования  от
   несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
       Сертификация    производственных   объектов   на   соответствие
   требованиям  по  охране  труда  основана  на результатах аттестации
   рабочих  мест  по  условиям  труда.  Аттестация  рабочих мест носит
   обязательный  характер  для  предприятий,  учреждений и организаций
   всех  форм собственности и проводится по Постановлению Министерства
   труда  и  социального развития РФ от 14 марта 1997 г. N 12, которое
   с  1  июля 1997 г. вводит Положение о порядке проведения аттестации
   рабочих  мест  по  условиям  труда.  Положение  устанавливает цели,
   порядок   проведения  аттестации,  а  также  порядок  оформления  и
   использования  результатов  аттестации в организациях независимо от
   их  организационно-правовых  форм  и форм собственности. Аттестации
   по  условиям  труда  подлежат  все  имеющиеся в организации рабочие
   места.   Аттестация   включает  гигиеническую  оценку  существующих
   условий  и  характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест
   и  учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
   Нормативной  основой  проведения  аттестации рабочих мест являются:
   Руководство  Р  2.2.013-94  "Гигиенические  критерии оценки условий
   труда    по    показателям    вредности    и   опасности   факторов
   производственной   среды,   тяжести   и   напряженности   трудового
   процесса",  утвержденные  Госкомсанэпиднадзором  России 12.07.1994;
   Стандарты  системы  безопасности  труда (ССБТ); Санитарные правила,
   нормы  и  гигиенические  нормативы; Типовые нормы бесплатной выдачи
   специальной    одежды,   специальной   обуви   и   других   средств
   индивидуальной  защиты  работникам  сквозных профессий и должностей
   всех  отраслей  экономики,  утвержденные Постановлением Минтруда РФ
   от  30.12.1997  N  69.  Сроки проведения аттестации устанавливаются
   организацией  исходя  из изменений условий и характера труда, но не
   реже   одного   раза  в  5  лет,  с  момента  проведения  последних
   изменений.   Обязательной  переаттестации  подлежат  рабочие  места
   после     замены    производственного    оборудования,    изменения
   технологического   процесса,   реконструкции  средств  коллективной
   защиты  и  др.,  а  также  по  требованию  органов  Государственной
   экспертизы  условий труда РФ при выявлении нарушений при проведении
   аттестации рабочих мест по условиям труда.
       При  аттестации  рабочего места в автотранспортных организациях
   по  условиям  труда  оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте
   опасные  и  вредные производственные факторы (физические показатели
   микроклимата;  параметры  световой  среды;  уровни  шума, вибрации,
   инфразвука,   ультразвука;   электромагнитные  излучения  различной
   частоты   и   от   различных   имеющихся  источников;  ионизирующие
   излучения;   химические  концентрации  вредных  веществ  в  воздухе
   рабочей   зоны);   показатели  тяжести  и  напряженности  трудового
   процесса.  Уровни опасных и вредных факторов определяются на основе
   инструментальных     измерений,     выполненных    аккредитованными
   испытательными  (исследовательскими) лабораториями (ИЛ), показатели
   тяжести  и  напряженности  труда  - по описательным характеристикам
   работ,  приведенным  в  таблицах  7  и  8 Руководства Р 2.2.013-94.
   Полученные  данные  сравниваются  с гигиеническими нормативами и на
   основании  этого  сравнения устанавливаются классы условий труда по
   степени  вредности  и  опасности  по каждому из имеющихся опасных и
   вредных  производственных  факторов,  по  тяжести  и  напряженности
   труда   на   каждом  рабочем  месте.  Таких  классов  четыре:  1  -
   оптимальные  условия  труда;  2  -  допустимые  условия  труда; 3 -
   вредные  условия  труда  (делятся  на четыре степени 3.1; 3.2; 3.3;
   3.4)  и  4  -  опасные  (экстремальные) условия труда. Общая оценка
   условий  труда  по степени вредности и опасности устанавливается: -
   по  наиболее  высокому классу и степени вредности; - в случае, если
   3  и более факторов относятся к классу 3.1, то общая оценка условий
   труда  соответствует  классу  3.2;  -  при  наличии  двух  и  более
   факторов   классов   3.2;   3.3;   3.4  условия  труда  оцениваются
   соответственно на одну ступень выше.
   
       Требования по охране труда при погрузо-разгрузочных работах
   
       Погрузка   и   разгрузка  грузов,  крепление  их  и  тентов  на
   автомобиле,  а  также  открывание  и закрывание бортов автомобилей,
   полуприцепов   и   прицепов   осуществляется  силами  и  средствами
   грузоотправителей,    грузополучателей    или    специализированных
   организаций    с    соблюдением    ГОСТ    12.3.009-76/82   "Работы
   погрузочно-разгрузочные"    и    "Правил   по   охране   труда   на
   автомобильном  транспорте".  Погрузочно-разгрузочные  работы должны
   выполняться  под  руководством  ответственного  лица,  назначенного
   приказом        руководителя        организации,       производящей
   погрузочно-разгрузочные    работы.    Водитель   обязан   проверить
   соответствие  укладки  и  надежность  крепления  грузов и тентов на
   подвижном    составе   требованиям   безопасности   и   обеспечения
   сохранности  грузов,  а  в случае обнаружения нарушений в укладке и
   креплении  груза  и тентов - потребовать от лица, ответственного за
   погрузочно-разгрузочные работы, устранить их.
       Погрузочно-разгрузочные  работы могут выполнять водители только
   при  наличии  дополнительного  условия  в договоре (контракте) и со
   следующими  ограничениями  по весу одного места: не более 15 кг для
   мужчин и 7 кг для женщин.
       Для  погрузки  (разгрузки)  грузов профессиональными грузчиками
   массой  более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5
   м необходимо использовать средства механизации.
       Ответственный  за  производство  погрузочно-разгрузочных  работ
   обязан  проверять  перед  началом работы исправность грузоподъемных
   механизмов    такелажного    и   прочего   погрузочно-разгрузочного
   инвентаря   и  состояние  мест  работы  грузоподъемных  механизмов,
   стропальщиков,  такелажников  и  грузчиков.  Трапы, платформы, пути
   прохода  должны  быть  очищены  и,  в необходимых случаях, посыпаны
   песком или мелким шлаком.
       Водитель-предприниматель   должен   осуществлять   погрузку   и
   выгрузку  (сам  или  с  привлечением  профессиональных  грузчиков),
   соблюдая указанные весовые нормы и правила безопасности.
   
               Дополнительные требования при эксплуатации
               автомобилей, работающих на газовом топливе
   
       Эксплуатация,  техническое  обслуживание  и ремонт автомобилей,
   работающих  на газовом топливе, должны осуществляться с соблюдением
   требований,   указанных   в   руководстве   по   эксплуатации  этих
   автомобилей.  В  процессе  эксплуатации  автомобили,  работающие на
   газовом  топливе,  должны ежедневно при выпуске на линию и возврате
   подвергаться  осмотру  с целью проверки герметичности и исправности
   газовой  аппаратуры.  Герметичность  всех  соединений проверяется с
   помощью специальных приборов, на слух или мыльной эмульсией.
       Баллоны  для  сжатого  природного  газа  и сжиженного нефтяного
   газа  должны подвергаться испытаниям (освидетельствованию) в сроки:
   баллоны  для  сжатого природного газа из углеродистой стали - 1 раз
   в  три  года,  из  легированной  стали - 1 раз в 5 лет, баллоны для
   сжиженного нефтяного газа - 1 раз в 2 года.
       При  остановке  двигателя  на короткое время (не более 10 мин.)
   магистральный  вентиль  может  оставаться  открытым. При постановке
   автомобиля,   работающего   на   газовом  топливе,  на  ночную  или
   длительную   стоянку,   необходимо   закрыть   расходные   вентили,
   выработать   оставшийся   в  магистрали  газ  до  полной  остановки
   двигателя,  затем  выключить  зажигание,  отключить  "массу", после
   чего  закрыть  магистральный  вентиль.  После ночной или длительной
   стоянки   необходимо   открыть   капот   и   проверить  подкапотное
   пространство,   затем  проверить  исправность  газовой  аппаратуры,
   трубопроводов и соединений, после чего осуществить пуск двигателя.
       При  обнаружении  в  пути  утечки  газа  необходимо  немедленно
   остановиться,  остановить  двигатель, закрыть все вентили и принять
   меры  к  устранению  неисправности, если это возможно, или сообщить
   на  предприятие.  При  обнаружении  утечки газа из арматуры баллона
   необходимо  выпустить  или  слить  газ  из  баллона.  Неисправность
   газовой  аппаратуры  (негерметичность) устраняется только на постах
   по    ремонту    и    регулировке    газовой   аппаратуры   или   в
   специализированной мастерской.
       Перед   заправкой   автомобиля   газовым   топливом  необходимо
   остановить   двигатель,  выключить  зажигание,  отключить  "массу",
   закрыть  магистральный  вентиль;  расходные вентили при этом должны
   быть  открыты.  После  наполнения баллонов газом необходимо сначала
   закрыть  вентиль  на  заправочной колонке, а затем - наполнительный
   вентиль  на  автомобиле. Отсоединять газонаполнительный шланг можно
   только после того, как оба вентиля закрыты.
       Работа  двигателя  на  смеси  двух  топлив  - бензина и газа не
   допускается.
       Запрещается:   выпускать   сжатый  природный  газ  или  сливать
   сжиженный  нефтяной  газ  при  работающем  двигателе или включенном
   зажигании;  оставлять  в промежуточном положении расходные вентили,
   они   должны   быть   полностью   открыты  или  закрыты;  применять
   дополнительные   рычаги   для   закрытия  или  открытия  расходных,
   магистрального  и  наполнительного  вентилей;  ударять  по  газовой
   аппаратуре  или  арматуре, находящейся под давлением; останавливать
   автомобиль,  работающий на газовом топливе, ближе 5 метров от места
   работы  с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе
   5    м    от   автомобиля;   проверять   герметичность   соединений
   газопроводов,   газовой   аппаратуры  и  арматуры  открытым  огнем;
   эксплуатировать  автомобили  со  снятым воздушным фильтром; пускать
   двигатель  при  утечке  газа  из  газовой  аппаратуры,  а также при
   давлении  газа  в баллонах менее 0,5 МПа (5 кгс/кв. м) (для сжатого
   природного  газа);  находиться  на  посту  выпуска  или  слива газа
   посторонним  лицам;  курить  и пользоваться открытым огнем на посту
   слива  или  выпуска  газа,  а  также  выполнять  работы, не имеющие
   отношения к сливу или выпуску газа.
   
         Требования при работе с вредными исходными материалами
   
       Самыми  распространенными вредными материалами при эксплуатации
   автомобиля являются антифриз и этилированный бензин.
       Все    работающие    с   вредными   материалами   должны   быть
   проинструктированы  об их свойствах, обучены безопасным приемам при
   работе   с   этим  материалами  и  должны  пользоваться  средствами
   индивидуальной защиты.
       Чтобы   не   допускать  разлития,  разбрызгивания,  подтекания,
   попадания   на  тело  или  одежду,  необходимо:  обеспечить  полную
   герметизацию  изготовления  и  разлива;  иметь  отдельную исправную
   тару  с  соответствующими  предупреждающими  надписями  несмываемой
   краской;   иметь   плотно   закрывающиеся   крышки   и   пробки   с
   соответствующими  прокладками;  осуществлять заполнение резервуаров
   на  90% по объему; обеспечить чистоту тары (в таре для антифриза не
   должно   быть   остатков  нефтепродуктов);  иметь  на  производстве
   (особенно   в   случае   нагрева)  местные  вентиляционные  отсосы;
   использовать   соответствующие   СИЗ  (для  этилированного  бензина
   костюм  -  ГОСТ  12.4.111-82  или  ГОСТ  12.4.112-82,  обувь - ГОСТ
   12.4.137-84,  перчатки  -  ТУ 38.1068346-79, нарукавники, передник,
   белье  и  одежда  из х/б ткани, фильтрующий противогаз марки А; для
   антифриза  костюм - ГОСТ 12.4.028-76, перчатки - ТУ 205 УССР104-82;
   респираторы типа "Лепесток" или "Астра-2").
       Регламентируется    порядок   перевозки,   хранения,   отпуска,
   расходования  и  сдачи  отработавших  или  неиспользованных вредных
   материалов,  которые  исключают  возможность их использования не по
   назначению:  ответственные  лица, специально оборудованные склады и
   хранилища,  запрещение  перевозить  вместе  с  людьми,  животными и
   пищевыми продуктами.
       В  местах  хранения,  погрузки,  выгрузки  и  работы  с вредным
   материалом  должны находиться в достаточном количестве средства для
   обезвреживания  и  нейтрализации: керосин, раствор хлорной извести,
   монохлорамин,  дихлорамин,  активная двуокись марганца, канифольное
   или  хозяйственное  мыло  для  этилированного бензина; 2 - 3% и 5 -
   10% растворы соды и этиловый спирт для антифриза.
       Все  работающие  с  вредными  материалами должны быть обучены и
   проинструктированы,   что  необходимо  делать  в  случае  разлития,
   загрязнения  этими  материалами  пола,  площадки,  поверхностей,  а
   также  при  попадании вредных материалов на одежду, тело или внутрь
   организма   человека,   т.е.   уметь   осуществлять  нейтрализацию,
   обезвреживание,  дегазацию  места,  одежды  и  меры  по доврачебной
   медицинской помощи пострадавшим.
   
            8.2. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО
           ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТА. СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
                     В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЯ
   
       Во  всем  мире  транспорт  стоит  на  первом месте как источник
   загрязнения   атмосферы   и  в  первой  пятерке  загрязнителей  как
   источник  загрязнения  воды  и почвы. Ежегодные выбросы в атмосферу
   от  транспорта  составляют  по  России  около  35 млн. тонн вредных
   веществ,   причем   58%   от   этого   количества   приходится   на
   автомобильный   транспорт.   Это   воздействие  представляет  собой
   серьезную экологическую проблему, особенно в крупных городах.
       Прямое  негативное воздействие АТ на окружающую среду связано с
   выбросами  вредных  веществ  в  атмосферу  и  далее в воду и почву,
   тепловым загрязнением среды, шумом и вибрацией.
       Косвенное  влияние  АТ  на  окружающую среду связано с тем, что
   автомобильные  дороги,  стоянки,  предприятия обслуживания занимают
   все  большую  и  ежегодно  увеличивающуюся площадь, необходимую для
   жизнедеятельности  человека.  Значительный  ущерб  полям,  лугам  и
   лесам  наносят  автотранспортные  средства,  движущиеся вне дороги.
   Вода,   загрязненная  в  результате  мойки  автомобилей,  оказывает
   вредное  воздействие  на  живой  мир  гидросферы.  Осадок  очистных
   сооружений мойки автомобилей также вреден для природы.
   
      Состав и нормативы содержания компонентов отработавших газов
   
       Токсичными  выбросами  двигателей  внутреннего  сгорания  (ДВС)
   автомобилей  являются  отработавшие  и картерные газы, пары топлива
   из  карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей
   поступает  в  атмосферу  с отработавшими газами ДВС. Как показывает
   анализ,  отработавшие  газы  как  карбюраторных,  так  и  дизельных
   двигателей  имеют  в  своем  составе более 200 наименований вредных
   веществ  и  соединений,  основные  из  которых приведены в таблице.
   Наибольшей  токсичностью  обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет
   большего  выброса  оксида  углерода,  оксидов азота, углеводородов,
   альдегидов,   бенз(а)пирена  и  др.  Дизельные  ДВС  выбрасывают  в
   больших  количествах  сажу,  которая  в  чистом  виде  не токсична.
   Однако  частицы  сажи,  обладая высокой адсорбционной способностью,
   несут  на  своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе
   и  таких  канцерогенов, каким является 1,2-бенз(а)пирен. Сажа может
   длительное  время  находиться  во  взвешенном  состоянии в воздухе,
   увеличивая   тем  самым  время  воздействия  токсичных  веществ  на
   человека и другие объекты биосферы.
   
                                                               Таблица
   
          ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА
   
   --------------------T------------------T----------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
   ¦     Компоненты    ¦Сод-ние, объемные ¦                                        Нормирование                                                      ¦
   ¦                   ¦      доли %      ¦                                                                                                          ¦
   ¦                   +---------T--------+----------------T----------------------------------T------------------------------------------------------+
   ¦                   ¦Карбюра- ¦Дизель- ¦ В воздухе раб. ¦   В атмосферном воздухе насел.   ¦           В отработавших газах автомобилей           ¦
   ¦                   ¦торные   ¦ные ДВС ¦     зоны       ¦             пункта               ¦                                                      ¦
   ¦                   ¦ДВС      ¦        +---------T------+------T-----------------T---------+-------------------------T----------------------------+
   ¦                   ¦         ¦        ¦   ПДК,  ¦Класс ¦Класс ¦ ПДК, мг/куб. м  ¦  ОБУВ,  ¦С бензиновыми двигателями¦        С дизелями          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦мг/куб. м¦опасн.¦опасн.+--------T--------+мг/куб. м+------T---------T--------+------T----------T----------+
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦максим.,¦средне- ¦         ¦Часто-¦Автомоби-¦Автомо- ¦Режим ¦Предельно ¦Предельно ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦разовая ¦суточная¦         ¦та    ¦ли, не   ¦били,   ¦изме- ¦допуст.   ¦допуст.   ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦враще-¦оснащен- ¦осна-   ¦рения ¦натураль- ¦коэффици- ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦ния   ¦ные ката-¦щенные  ¦дымно-¦ный пок-  ¦ент ослаб-¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦литич.   ¦катали- ¦сти   ¦тель ос-  ¦ления     ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦нейтра-  ¦тич.    ¦      ¦лабления  ¦свет. по- ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦лиз.     ¦нейтра- ¦      ¦свет. по- ¦тока N   ,¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦лиз.    ¦      ¦тока,     ¦      доп ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦       -1 ¦%, не бо- ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦К   , м  ,¦лее       ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦ доп      ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦не более  ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+---------+--------+------+----------+----------+
   ¦Нетоксичные        ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦1. Азот N          ¦74 - 77% ¦76 - 78%¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦         2         ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦2. Кислород О      ¦0,3 - 8% ¦2 - 18% ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦             2     ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦3. Пары воды Н О   ¦3 - 5,5% ¦0,5 - 4%¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦              2    ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦4. Диоксид углерода¦5 - 12%  ¦1 - 10% ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦СО                 ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦  2                ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦5. Водород Н       ¦0 - 5%   ¦-       ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦            2      ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+---------+--------+      ¦          ¦          ¦
   ¦Токсичные          ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦6. Оксид углерода  ¦0,5 - 12%¦0,01 -  ¦20       ¦IV    ¦4     ¦5,0     ¦3,0     ¦         ¦n     ¦3,5      ¦1,0     ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦СО (угарный газ)   ¦         ¦0,5%    ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦ min  ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦n     ¦2,0      ¦0,7     ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦ пов  ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+---------+--------+      ¦          ¦          ¦
   ¦7. Окислы азота NО ¦до 0,8%  ¦0,0002 -¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                  х¦         ¦0,5%    ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦ Оксид азота NО    ¦         ¦        ¦5        ¦III   ¦3     ¦0,4     ¦0,06    ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦ Диоксид азота NО  ¦         ¦        ¦2        ¦III   ¦2     ¦0,085   ¦0,04    ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                 2 ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦         ¦        ¦      ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+---------+--------+      ¦          ¦          ¦
   ¦8. Углеводороды    ¦0,2 - 3% ¦0,009 - ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦число цилиндров   ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦С Н                ¦         ¦0,5%    ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦двиг.             ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦ n m               ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      +----T---T----T----+      ¦          ¦          ¦
   ¦ предельные (напри-¦         ¦        ¦300      ¦IV    ¦4     ¦200     ¦        ¦         ¦      ¦до  ¦св.¦до  ¦св. ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦мер, бутан)        ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦4-х ¦4-х¦4-х ¦4-х ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦ непредельные (нап-¦         ¦        ¦100      ¦IV    ¦3     ¦3,0     ¦3,0     ¦         ¦      ¦вкл.¦   ¦вкл.¦    ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦ример, этилен)     ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      +----+---+----+----+      ¦          ¦          ¦
   ¦ ароматические     ¦         ¦        ¦<...>    ¦II    ¦2     ¦1,5     ¦0,1     ¦         ¦n     ¦0,12¦0,3¦0,04¦0,06¦      ¦          ¦          ¦
   ¦(например, бензол) ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦ min  ¦    ¦   ¦    ¦    ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦n     ¦0,06¦0,1¦0,02¦0,03¦      ¦          ¦          ¦
   ¦                   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦ пов  ¦    ¦   ¦    ¦    ¦      ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+----+---+----+----+      ¦          ¦          ¦
   ¦9. Альдегиды Н С О ¦до 0,2   ¦0,001 - ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦              х у z¦мг/л     ¦0,09    ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦предельные:        ¦         ¦мг/л    ¦0,6      ¦II    ¦2     ¦0,035   ¦0,003   ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦формальдегид       ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦непредельные:      ¦         ¦        ¦0,2      ¦II    ¦2     ¦0,03    ¦0,03    ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   ¦акролеин           ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                  ¦      ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+------------------+------+----------+----------+
   ¦10. Сажа (углерода ¦0 - 0,04 ¦0,01 - 1¦4        ¦III   ¦3     ¦0,15    ¦0,05    ¦         ¦без наддува                     ¦1,2       ¦40%       ¦
   ¦пыли) с содержанием¦г/куб. м ¦г/куб. м¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦с наддувом                      ¦1,6       ¦50%       ¦
   ¦бенз(а)пирена не   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦n4                              ¦0,4       ¦15%       ¦
   ¦более 35 мг на 1 кг¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦   max                          ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------T-------------------------+----------+----------+
   ¦11. Бенз(а)пирен   ¦10 - 20  ¦до 10   ¦0,15 х   ¦I     ¦1     ¦        ¦0,001   ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦(углеводород аро-  ¦мкг/куб. ¦мкг/куб.¦    -4   ¦      ¦      ¦        ¦мкг/куб.¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦матический полицик-¦м        ¦м       ¦х 10     ¦      ¦      ¦        ¦м       ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦лический)          ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦12. Диоксид серы   ¦         ¦        ¦10       ¦III   ¦3     ¦0,5     ¦0,05    ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦SО  (сернистый     ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦  2                ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦ангидрид)          ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦13. Тетраэтилсвинец¦         ¦        ¦0,005    ¦I     ¦4     ¦        ¦        ¦0,3 х    ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦(ТЭС) только для   ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦    <...>¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦этилированного бен-¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦х 10     ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦зина               ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   +-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦14. Пары бензина   ¦         ¦        ¦100      ¦IV    ¦      ¦5,0     ¦1,5     ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   ¦автомобильного     ¦         ¦        ¦         ¦      ¦      ¦        ¦        ¦         ¦      ¦                         ¦          ¦          ¦
   L-------------------+---------+--------+---------+------+------+--------+--------+---------+------+-------------------------+----------+-----------
   
       В  таблице  не  указаны  количественные  показатели  содержания
   диоксида  серы и тетраэтилсвинца, которых может и не быть в составе
   отработавших  газов. Диоксид серы образуется в отработавших газах в
   том  случае,  когда  сера  содержится  в  исходном  топливе, чаще в
   дизельном.  Тетраэтилсвинец  содержится только в отработавших газах
   этилированного   бензина.   Около   70%   свинца,  содержащегося  в
   этилированном  бензине,  попадает  в  виде соединений в атмосферу с
   отработавшими  газами,  из  них 30% оседает в земле сразу за срезом
   выхлопной  трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Концентрация
   свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:
   
   Содержание свинца в бензине, г/л          - 0,15  0,20  0,25  0,50
   Концентрация свинца в воздухе, мкг/куб. м - 0,40  0,50  0,55  1,00.
   
       Один    грузовой    автомобиль   средней   грузоподъемности   с
   карбюраторным  двигателем ежегодно выбрасывает оксида углерода 3150
   кг,  углеводородов  -  410  кг,  оксидов  азота  -  335 кг. Выбросы
   вредных    веществ   легкового   автомобиля   ежегодно   составляют
   соответственно  510,  42  и 36 кг. В реальных условиях эксплуатации
   эти  характеристики  ухудшаются  на 40 - 60%: нарушение регулировки
   карбюратора,  большое  количество неустановившихся режимов (разгон,
   торможение)    и    т.п.    Один    грузовой   автомобиль   средней
   грузоподъемности,  работающий  на  этилированном  бензине, выделяет
   2,5 - 3 кг свинца в год.
   
               Нормирование вредных веществ автотранспорта
                           в окружающей среде
   
       Нормативы   содержания   вредных   веществ  отработавших  газов
   автотранспорта  регламентированы  следующими документами. В воздухе
   рабочей   зоны   производственного   помещения  содержание  вредных
   веществ       нормируется       ГОСТ       12.1.005-88       "Общие
   санитарно-гигиенические  требования  к  воздуху  рабочей  зоны",  в
   атмосферном   воздухе  населенных  пунктов  нормативным  документом
   является   "Перечень   и  коды  веществ,  загрязняющих  атмосферный
   воздух"  1991  г.;  в  отработавших газах автомобилей с бензиновыми
   двигателями  -  ГОСТ  17.2.2.03-87/99  "Охрана  природы. Атмосфера.
   Нормы  и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов
   в  отработавших  газах  автомобилей  с  бензиновыми двигателями"; в
   отработавших   газах   автомобилей   с   дизелями,  находящимися  в
   эксплуатации,   установлены   ГОСТ   21393-75/76/99  "Автомобили  с
   дизелями.  Дымность  отработавших  газов. Нормы и методы измерений.
   Требования   безопасности".   При   стендовых   испытаниях  дизелей
   дымность  нормируется ГОСТ 17.2.2.01-84 "Охрана природы. Атмосфера.
   Дизели  автомобильные.  Дымность отработавших газов. Нормы и методы
   измерений".
       В   ряде   стран   Европы   и   США  кроме  оксида  углерода  и
   углеводородов,  содержание  которых нормируется как для автомобилей
   с   бензиновыми   двигателями,   так  и  для  дизелей,  нормируется
   содержание  в  отработавших  газах  автомобилей  оксидов  азота.  В
   случае  введения  в  России  международных экологических стандартов
   (соответствующих   Правилам   ЕЭК   ООН)  изменятся  и  нормируемые
   показатели, и методы измерений.
       В  таблице  приведены  извлечения  из  указанных отечественных
   нормативных  документов: ПДК и класс опасности для воздуха рабочей
   зоны;  класс  опасности  и ПДК (или ОБУВ) для атмосферного воздуха
   населенных пунктов; предельно допустимое содержание в отработавших
   газах  оксида  углерода  (объемных  долей, %),  для  двух значений
   частоты вращения  вала  двигателя n    и n     для автомобилей, не
                                      min    пов
   оснащенных   и   оснащенных   каталитическими  нейтрализаторами, и
   предельно   допустимое   содержание   углеводородов   для  тех  же
   скоростных  режимов  вращения  вала двигателя, для автомобилей, не
   оснащенных   и   оснащенных   каталитическими  нейтрализаторами, и
   двигателей  с  разным  числом  цилиндров  (но  не в объемных долях
       -1
   млн.  , как  в  ГОСТе, а объемных долей %); предельно  допускаемый
                                                                 -1
   натуральный показатель ослабления светового  потока К   , млн.   и
                                                        доп
   предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока N   ,
                                                                 доп
   %, для автомобилей с дизелями при свободном ускорении (без наддува
   и  с  наддувом)  и  при  максимальной частоте вращения на холостом
   ходу.
   
                 Снижение вредных влияний автомобильного
                 подвижного состава на окружающую среду
   
       Снижение    негативного   влияния   автомобильного   транспорта
   возможно  по нескольким направлениям. Первое направление не требует
   значительных  капитальных вложений. Оно заключается в организации и
   осуществлении   контроля   за   составом  и  нормативным  значением
   компонентов    отработавших    газов    автотранспортных   средств.
   Уменьшение  количества  вредных  веществ,  попадающих  в окружающую
   среду  с  отработавшими  газами,  может  быть  достигнуто  за  счет
   улучшения  технического  состояния  подвижного состава, регулировки
   карбюратора  и  системы  зажигания, исключения подтекания топлива и
   масла.    Повышение    профессионального    мастерства   водителей,
   применение  рациональных  приемов  управления автомобилем позволяет
   добиться  снижения  расхода топлива на 5 - 10% и сокращения выброса
   вредных  веществ.  Существенное  снижение  вредных выбросов за счет
   уменьшения  времени прогрева автомобиля перед выездом на линию дает
   оснащение    организаций    автомобильного   транспорта   системами
   подогрева  двигателей автомобилей и наличие теплых стоянок. Расчеты
   показывают,   что   за   счет  рационального  управления  скоростью
   движения  на  дорогах,  повышения  равномерности  режимов  движения
   отдельных  автомобилей,  снижения разброса скоростей в транспортном
   потоке  и задержек у светофоров, можно добиться уменьшения выбросов
   вредных  веществ  от  автомобилей  на  15  - 20%. Уменьшают вредное
   влияние  на  окружающую  среду  рационально спланированные маршруты
   перевозок    грузов    и    пассажиров,    правильный   подбор   по
   грузоподъемности    (пассажировместимости)    подвижного   состава,
   рациональное   размещение   автотранспортных   организаций   и   их
   подразделений, сокращение непроизводительных пробегов.
       Второе   направление   требует  более  существенных  затрат.  К
   сокращению   выброса   токсичных   веществ   приводит   дизелизация
   автомобильного  парка,  особенно  если  при  этом повышать качество
   дизельного  топлива.  К  уменьшению вредного влияния автотранспорта
   приводит   и   улучшение  качества  традиционных  моторных  топлив,
   например  применение  малосернистых топлив - не более 0,05% серы по
   весу,  отказ  от  этилированного  бензина,  например  замена ТЭС на
   метилтретичнобутиловый    эфир    (МТБЭ).   Существенное   снижение
   загрязнения   окружающей   среды   может   дать   совершенствование
   топливной  аппаратуры  и  режимов работы ДВС (изменение конструкций
   камер  сгорания,  повышение  турбулентности  подаваемой  смеси  - в
   карбюраторных  двигателях; повышение давления впрыскивания топлива,
   выбор  оптимального числа и направления струй топлива - в дизельных
   двигателях;    внедрение    микропроцессорных    электронных   схем
   управления впрыском топлива и зажиганием).
       В  значительной  степени  снизить содержание вредных веществ в
   отработавших  газах  можно  за  счет применения нейтрализаторов. В
   настоящее время наибольшее распространение получили каталитические
   нейтрализаторы,  в  которых  в  качестве катализатора используются
   редкоземельные  элементы  - платина, палладий, радий. Эти вещества
   позволяют   существенно   снизить   порог   энергии,  при  котором
   начинаются   окислительно-восстановительные   реакции.  В  мировой
   практике сейчас широкое применение находят нейтрализаторы тройного
   действия    (СО/СН/NО ).    Максимальная    эффективность    таких
                        х
   нейтрализаторов достигается при их работе в контуре автоматической
   системы    управления    подачей   топлива,   включающей,   помимо
   непосредственно  нейтрализатора,  кислородный датчик и электронный
   блок    управления.    Эффективность    очистки    нейтрализатором
   отработавших  газов по всем компонентам составляет при температуре
   750   -С   около   90%.   Необходимо  отметить,  что  практическое
   использование   нейтрализаторов  сталкивается  с  рядом  серьезных
   технических   проблем.   Во-первых,  в  результате  реакций  между
   присадками  к  топливам и маслам (в частности, тетраэтилсвинцом) и
   катализатором  происходит  его  химическое  "отравление".  Этим, в
   частности,  в  значительной  степени  сдерживается пока применение
   нейтрализаторов  в  России. Во-вторых, рабочий диапазон температур
   нейтрализаторов  составляет  250  -  950  -С. В связи с этим остро
   стоит  проблема  нейтрализации  выхлопа  при непрогретом двигателе
   (режим  запуска двигателя, работа автомобиля с частыми остановками
   и  т.д.).  Кроме  того,  эффективность работы нейтрализатора резко
   снижается  при  работе с неотрегулированным двигателем (на богатой
   смеси) из-за повышения температуры в выхлопной системе до 870 -С и
   более.  В-третьих,  через  каждые 80 - 100 тыс. километров пробега
   возникает  необходимость  регенерации нейтрализатора. В-четвертых,
   температурный  режим  работы  нейтрализаторов  предъявляет высокие
   требования  к  термостойкости их корпуса и набивки, к выбору места
   установки  на автомобиле. В-пятых, применение нейтрализаторов, как
   правило,   приводит  к  определенной  (5  -  7%)  потере  мощности
   двигателя  за  счет  увеличения  противодавления на выпуске. Кроме
   того, нейтрализаторы относительно дороги и это тоже в значительной
   степени  тормозит  их внедрение в России. Большое внимание во всем
   мире  уделяется  в  настоящее  время  также  вопросам разработки и
   применения  сажевых фильтров и каталитических дожигателей сажи для
   двигателей. Применение этих устройств особенно актуально в городах
   с  интенсивным  автобусным  движением.  Сажевые  фильтры различных
   конструкций  позволяют  снизить  выбросы  сажи  на  60  -  90%.  В
   последние   годы   широко   проводятся   исследования   в  области
   использования присадок к топливам в целях уменьшения токсичности и
   дымности  выбросов.  В  качестве  присадок  к  дизельным топливам,
   снижающим   содержание  сажи  в  отработавших  газах,  применяются
   металлоорганические  химические  соединения,  ферроцены.  Механизм
   действия  этих  присадок заключается в их рассеивающем воздействии
   на  сажу  и  каталитическом  воздействии  на  процесс ее сгорания.
   Наиболее  распространены  антидымные  присадки на бариевой основе.
   Применение  присадок  позволяет  снизить  дымность  в 4 - 7 раз (в
   зависимости  от процента содержания присадки в топливе и от режима
   работы двигателя).
       Для  защиты  от  прямого  негативного воздействия на окружающую
   среду  и  человека шума работающего ДВС применяют: звукоизолирующие
   кожухи-капоты,   кабины   (от  шума  механического  происхождения),
   глушители  (от  аэродинамического  шума  при  впуске  воздуха и при
   выпуске отработавших газов).
       Третье  направление  предполагает  более существенные изменения
   на   автомобильном   транспорте.   В  первую  очередь,  это  замена
   традиционных   нефтяных   топлив  так  называемыми  альтернативными
   видами  моторных топлив, в первую очередь, газовым топливом. В этом
   плане  практическое  применение  нашли  сжиженные  пропан-бутановые
   газы   и   сжатый  природный  газ.  По  экспериментальным  оценкам,
   использование  газового  топлива снижает выбросы окиси углерода в 2
   -  4  раза, окислов азота - в 1,1 - 1,5 и суммарных углеводородов -
   в  1,4  -  2 раза. Однако переход на использование сжатого газового
   топлива  по  ряду  оценок  сочетается  с  недостатками, в частности
   снижением  мощности  двигателя  на  20%  и  грузоподъемности на 14%
   (из-за  значительной  массы  газовых  баллонов), уменьшением запаса
   хода  автомобилей  на  одной  заправке  до  180  - 220 км (вдвое по
   сравнению  с  автомобилями, работающими на бензине), необходимостью
   значительных     затрат     на     переоборудование    автомобилей,
   автотранспортных   организаций,   строительство  газонаполнительных
   станций.  Кроме указанных видов топлива делались и делаются попытки
   применить  в качестве топлива ДВС этанол, метанол, водород, спирт и
   др.
       Перспективы  снижения  выбросов вредных веществ связаны также с
   внедрением    автомобилей    с    газотурбинными    двигателями   и
   электромобилями.  Газотурбинные  двигательные установки имеют более
   высокие   экологические   показатели   за   счет  совершенствования
   процесса  сгорания  топлива  (увеличение  времени сжигания топлива,
   усовершенствование  способов  подачи  топлива  и  воздуха, сгорание
   топлива  в двухзонных камерах сгорания), применения альтернативного
   топлива  (сжиженный  газ, водород и др.) и рациональной организации
   движения.
       Электромобиль  является  экологически чистым видом транспорта и
   будет   иметь   будущее   при  создании  малогабаритного  и  емкого
   аккумулятора электрической энергии.
       Все  перечисленные направления по снижению воздействия выбросов
   вредных    веществ    автотранспортных   средств   требуют   своего
   дальнейшего     развития     путем     совершенствования    системы
   государственного   контроля,   применения   методов  экономического
   регулирования,  проведения  научных исследований в области создания
   новых поколений автомобилей.
   
            Раздел 9. СТРАХОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
          9.1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
       Ежегодный  рост  автомобильного парка страны (в настоящее время
   зарегистрировано  более 30 миллионов автомототранспортных средств),
   увеличение  интенсивности  дорожного  движения,  рост автомобильных
   перевозок   грузов  и  пассажиров  (объем  автомобильных  перевозок
   грузов  превышает  объем  перевозок  всех  других  видов транспорта
   вместе  взятых), рост автотуризма - эти и другие факторы приводят к
   значительному  числу  совершаемых дорожно-транспортных (ДТП) и иных
   негативных  событий  и происшествий при эксплуатации автомобильного
   транспорта.  Относительные  показатели  аварийности  в нашей стране
   (т.е.  приведенные  к  одному  транспортному  средству,  к  единице
   протяженности  дорог  и  т.п.)  в  3 - 8 раз выше, чем в зарубежных
   странах  развитой  автомобилизации. А это значит, что риск получить
   повреждение  автотранспортного  средства  (АТС)  или  ущерб жизни и
   здоровью  на  наших дорогах существенно выше, чем в других странах.
   Кроме  больших  социальных  потерь  ДТП  приводят к многомиллионным
   материальным    убыткам   граждан,   организаций   и   государства.
   Эксплуатация  АТС  чревата и иными рисками. Так, например, ежегодно
   угоняется  несколько десятков тысяч автомобилей. Кроме ДТП и угонов
   дорожное   движение,   перевозочная   деятельность   сопровождаются
   многими  другими  рисками  и  событиями,  приводящими  к причинению
   вреда   элементам,   составным  частям  и  субъектам  перевозочного
   процесса и дорожного движения (пожары, стихийные бедствия и т.п.).
       Перечисленные  выше  риски  и  значительные  убытки  не  только
   участников  дорожного  движения (водители, пешеходы, пассажиры), но
   и     участников    перевозочного    процесса    (грузоотправители,
   грузополучатели,   автотранспортные   организации),   связанные   с
   автотранспортным     средством,    его    движением,    выполнением
   перевозочной  деятельности,  объективно  предполагают необходимость
   наличия  страховой  защиты  по  возмещению личного и имущественного
   вреда   физическим   и  юридическим  лицам,  которая  покрывала  бы
   возможные  убытки как участников дорожного движения и транспортного
   процесса,  так  и  третьих  лиц, случайно оказавшихся пострадавшими
   (например, жертвами ДТП).
       Страхование  на  автомобильном транспорте, которое в дальнейшем
   будем   называть   также  автотранспортным  страхованием,  по  сути
   является   сложным   комплексом   страховых   услуг,  состоящим  из
   нескольких  видов  страхования,  но  объединенных  в принципе одним
   классом  страховых  рисков  -  автотранспортных рисков, связанных с
   эксплуатацией    автотранспортных    средств    и    осуществлением
   перевозочной   деятельности,   и  представляющим  страховую  защиту
   участникам  дорожного  движения, участникам перевозочного процесса,
   владельцам  автотранспортных  средств  и  грузов, иным пострадавшим
   лицам в результате эксплуатации автотранспортных средств.
       Автомобильный   транспорт,  являясь  специфичной  и  достаточно
   самостоятельной   отраслью  экономики,  обусловливает  специфику  и
   особенности  страховых  отношений  или страхования на автомобильном
   транспорте.   Эти   особенности   или   специфика   страхования  на
   автомобильном  транспорте  предопределяются  наличием  в  страховых
   отношениях:  во-первых  -  самого  автотранспортного средства (АТС)
   как  средства  удовлетворения  потребностей  в перемещении грузов и
   пассажиров;  во-вторых - процесса движения АТС по улицам и дорогам;
   в-третьих  -  процесса  организации  и  осуществления автомобильных
   перевозок    грузов    и    пассажиров.    Вышеизложенные   моменты
   автотранспортной  специфики  предопределяют  и  специфику страховых
   рисков   -   автотранспортных  рисков,  которые  связаны  с  АТС  и
   осуществлением его эксплуатации.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное