Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 21.07.88 N 579 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 22
 
   анальгетиков;
       - наркозную и дыхательную аппаратуру;
       - анестезиологический инструментарий;
       - методику  масочного   ингаляционного   наркоза   фторотаном,
   закисью азота с кислородом;
       - осложнения неингаляционного наркоза;
       - классификацию и клинику терминальных состояний у детей;
       - синдром внезапной смерти у детей;
       - мероприятия  по профилактике гипоксии мозга и метаболических
   расстройств при терминальных состояниях;
       - классификацию,     клинику     и     терапию     дыхательной
   недостаточности;
       - методы оксигенотерапии;
       - принципы аэрозольной терапии;
       - особенности шока и коллапса у детей;
       - клиническую     фармакологию     адренэргии,     холинэргии,
   нейролептиков;
       - лечение травматического  шока,  особенности  догоспитального
   этапа;
       - лечение ожогового шока, особенности догоспитального этапа;
       - лечение других видов шока;
       - клиническую      фармакологию      сердечных     гликозидов,
   противоаритмических средств и диуретиков быстрого действия;
       - лечение отека легких;
       - терапию гипосистолии;
       - терапию острых нарушений сердечного ритма;
       - этиологию, патогенез, клинику токсикозов у детей;
       - этиологию, классификацию ком, первую врачебную помощь;
       - противосудорожную терапию;
       - терапию гипертермического состояния;
       - принципы лечения острых отравлений;
       - диагностику   и   лечение   наиболее   часто   встречающихся
   отравлений.

                            2. Общие умения:

       - применить объективные методы обследования больного,  выявить
   общие и специфические признаки острого состояния или заболевания;
       - оценить    тяжесть    состояния    больного,   причину   его
   патологического состояния и принять необходимые меры для выведения
   больного из этого состояния; определить объем и последовательность
   реанимационных мероприятий;
       - оказать  необходимую  срочную  первую  помощь (искусственное
   дыхание,  массаж сердца,  иммобилизацию конечности  при  переломе,
   остановку  кровотечения,  перевязку  и тампонаду раны,  промывание
   желудка при отравлении, срочную трахеостомию при асфиксии);
       - определить  группу крови,  провести пробы на совместимость и
   выполнить внутривенное или внутриартериальное  переливание  крови,
   выявить возможные трансфузионные реакции и осложнения;
       - определить показания к  госпитализации,  организовать  ее  в
   соответствии с состоянием больного;
       - провести  дифференциальную   диагностику   основных   острых
   состояний и заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический
   диагноз;  обосновать схему,  план и  тактику  ведения  больных  на
   догоспитальном этапе;
       - оформить    медицинскую    документацию,     предусмотренную
   законодательством по здравоохранению.

                    3. Специальные знания и умения:

       Врач скорой помощи (педиатр) должен знать диагностику, клинику
   и  уметь  оказывать  необходимую  первую  помощь   при   следующих
   заболеваниях и состояниях:
       - острые хирургические  заболевания  органов  грудной  клетки,
   брюшной полости и забрюшинного пространства;
       - синдром "напряжения" в грудной полости у детей;
       - химические ожоги пищевода;
       - острый аппендицит, в том числе у детей до 3-х лет;
       - острая кишечная непроходимость, в т. ч. инвагинация;
       - ущемленные грыжи;
       - острые кровотечения из пищеварительного тракта;
       - острые хирургические заболевания органов брюшной  полости  у
   новорожденных;
       - ургентная урология;
       - принципы   диагностики   и   лечения   гнойно-воспалительных
   заболеваний кожи и подкожной клетчатки у детей;
       - травматология;
       - повреждения костей и суставов, мягких тканей;
       - политравма;
       - повреждения грудной клетки;
       - закрытые  повреждения органов брюшной полости и забрюшинного
   пространства;
       - черепно-мозговая и спинальная травма;
       - инородные тела верхних дыхательных путей;
       - инородные тела и повреждения глаз;
       - острые инфекционные заболевания;
       - острые желудочно-кишечные инфекции;
       - нейроинфекции;
       - менингококковая инфекция, менингококкцемия;
       - вирусные гепатиты;
       - воздушно-капельные инфекции (вирусные и бактериальные);
       - зоонозные, трансмиссивные и особо опасные инфекции;
       - неотложная педиатрия;
       - острый бронхит и бронхиолит;
       - пневмонии;
       - острые плевриты;
       - острый отит;
       - ангины;
       - острые заболевания сердечно-сосудистой системы;
       - острые миокардиты;
       - острые нарушения сердечного ритма;
       - основы электрокардиографической диагностики нарушений  ритма
   и коронарного кровотока;
       - гипертонический криз;
       - острые заболевания желудочно-кишечного тракта;
       - экстренная нефрология;
       - острые гемолитические состояния;
       - острые геморрагические синдромы;
       - бронхиальная астма;
       - отек Квинке;
       - гигантская крапивница;
       - лекарственная аллергия.

                            4. Манипуляции:

       - пункция и катетеризация периферических вен;
       - венесекция периферических сосудов;
       - сборка и применение систем внутрикапельного вливания;
       - методы  очистки  верхних  дыхательных путей и поддержание их
   свободной проходимости;
       - ларингоскопия и интубация трахеи;
       - искусственное дыхание  рот  в  рот,  рот  в  нос  с  помощью
   воздуховода, лицевой маски и дыхательного мешка;
       - трахеостомия;
       - методика  проведения  спонтанного  дыхания  с  положительным
   давлением на выдохе;
       - пункция плевральной полости;
       - ингаляционный масочный наркоз фторотаном,  закисью  азота  с
   кислородом;
       - непрямой массаж сердца;
       - химическая и электрическая дефибрилляция миокарда;
       - внутрисердечная инъекция лекарственных препаратов;
       - спинномозговая пункция;
       - катетеризация мочевого пузыря;
       - наложение кровоостанавливающего жгута;
       - методы пережатия крупных кровеносных стволов;
       - методы остановки кровотечения в ране;
       - новокаиновая  блокада  мест  переломов   длинных   трубчатых
   костей;
       - транспортная  иммобилизация  при переломах длинных трубчатых
   костей;
       - мягкие повязки;
       - расчет и коррекция питания детям 1-го года жизни.

                   5. Список обязательной литературы:

       1. Баиров  Г.А.  Неотложная  хирургия  детей.  2  изд.  -  Л.,
   Медицина, 1983. - 408с.
       2. Баиров Г.А.  Травматология детского возраста. Л., Медицина,
   1976.
       3. Бунятян А.А.,  Рябов Г.А.,  Маневич А.3.  Анестезиология  и
   реаниматология. 2 изд. - М., Медицина, 1984. - 512 с.
       4. Воронцов  И.М.,  Мазурин   А.В.   Справочник   по   детской
   диететике. 2 изд. - М., Медицина, 1980. - 416 с.
       5. Вэлин  Э.,  Вестермарк Л.,  А.  Ван-дер Влиит.  Интенсивная
   терапия. Перев. с англ. - М., Медицина, 1978.
       6. Диагностика и лечение ранений./ Под ред. Ю.Г.Шапошникова. -
   М., Медицина, 1984. - 344 с.
       7. Зильбер  А.П.  Клиническая  физиология  в  анестезиологии и
   реаниматологии. - М., Медицина, 1984. - 480 с.
       8. Исаков Ю.Ф., Степанов Э.А., Дронов А.Ф. Острый аппендицит у
   детей. - М., Медицина, 1980.
       9. Исаков  Ю.Ф.,  Михельсон  В.А.,  Штатнов  М.К.  Инфузионная
   терапия  и  парентеральное  питание  в  детской  хирургии.  -  М.,
   Медицина, 1985. - 288 с.
       10. Кассиль В.Л. Искусственная вентиляция легких в интенсивной
   терапии. - М., Медицина, 1987. - 256 с.
       11. Лекарственные  препараты,  применяемые  в  анестезиологии.
   /Под. ред. А.А.Бунятяна. - М., Медицина, 1981.
       12. Лудевич Р.,  Лос К.  Острые отравления. Перев. с немецк. -
   М., Медицина, 1983. - 560 с.
       13. Маркова И.В., Абезгауз А.В. Отравления в детском возрасте.
   2-ое изд. - М., Медицина, 1977. - 272 с.
       14. Маркова И.В., Калиничева В.И. Педиатрическая фармакология.
   2-ое изд. - Л., Медицина. 1987. - 496 с.
       15. Неотложная помощь в педиатрии.  /Под. ред. Э.К.Цыбулькина.
   - Л., Медицина, 1987, - 352 с.
       16. Основы  реаниматологии.  /Под.  ред.   В.А.Неговского.   -
   Ташкент, Медицина, 1977. - 600 с.
       17. Папаян А.В.,  Цыбулькин Э.К.  Острые  токсикозы  в  раннем
   детском возрасте. 2-ое изд. - Л., Медицина, 1984.
       18. Парийская Т.В.,  Орлова Н.В.  Первая врачебная помощь  при
   соматических   заболеваниях   у  детей  раннего  возраста.  -  Л.,
   Медицина, 1983 - 200 с.
       19. Руководство   для   врачей   скорой   помощи.   Под.  ред.
   В.А.Михайловича. - Л., Медицина, 1986. - 448 с.
       20. Смит К.А.  Критические состояния у детей.  - М., Медицина,
   1980.
       21. Тимофеева  Г.А.,  Антипова  Л.А.  Инфекционные заболевания
   детей первого года жизни. - Л., Медицина, 1985. - 248 с.
       22. Xартич В.  Современная инфузионная терапия. Парентеральное
   питание. Перев. с немецк. - М., Медицина, 1982.
       23. Цыбуляк  Г.Н.  Реанимация  на догоспитальном этапе.  - Л.,
   Медицина, 1980.
       24. Шустер  X.Н.,  Шенберн Х.,  Лауер X.  Шок:  возникновение,
   распознавание,  контроль,  лечение. Перев. с англ. - М., Медицина,
   1981. - 122 с.
       25. Экстренная   помощь  в  медицинской  практике.  Под.  ред.
   К.Ожильви. 2-ое изд. Перев. с англ. - М., Медицина, 1987. - 672 с.

                  53. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                     СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ЭНДОСКОПИСТА

       В соответствии с требованиями  специальности  врач-эндоскопист
   должен знать и уметь:

                            1. Общие знания:

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,  определяющие   деятельность   органов   и   учреждений
   здравоохранения;
       - общие вопросы организации эндоскопической помощи  в  стране,
   организацию  работы  неотложной  эндоскопической  помощи взрослому
   населению и детям;
       топографическую анатомию основных областей тела (головы,  шеи,
   грудной  клетки,  брюшной  полости,  малого  таза),  анатомические
   особенности детского возраста, основы физиологии и патологии;
       - причины возникновения патологических процессов в  организме,
   их развитие и клинические проявления;
       - возможности различных эндоскопических методов;
       - показания  и  противопоказания к эзофагогастродуоденоскопии,
   колоноскопии, лапароскопии, бронхоскопии;
       - вопросы асептики и антисептики в эндоскопии;
       - принципы, приемы и методы обезболивания в эндоскопии;
       - основы рентгенологии и радиологии;
       - клиническую   симптоматику    основных    хирургических    и
   терапевтических заболеваний;
       - принципы  подготовки  больных  к   эндоскопическим   методам
   исследования и ведение больных после исследований;
       - оборудование  эндоскопических  кабинетов   и   операционных,
   технику безопасности при работе с аппаратурой;
       - эндоскопическую   аппаратуру   и   подсобные    инструменты,
   применяемые при различных эндоскопических исследованиях;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны.

                            2. Общие умения:

       - собрать  анамнез и сопоставить полученные сведения с данными
   имеющейся  медицинской  документации  на  больного  с  тем,  чтобы
   выбрать нужный вид эндоскопического исследования;
       - выявить   аллергическую   предрасположенность   больного   к
   анестетикам с тем,  чтобы правильно определить вид анестезии,  при
   которой будет выполняться эндоскопическое исследование;
       - определить  возможность  и необходимость выполнения того или
   иного эндоскопического исследования;
       - научить    больного    правильно   вести   себя   во   время
   эндоскопического исследования;
       - выбрать оптимальный вид и тип эндоскопа (жесткий,  гибкий, с
   торцовой,  торцово-боковой   или   просто   боковой   оптикой)   в
   зависимости от характера планируемой эндоскопии;
       - владеть методами местной инфильтрационной анестезии, местной
   анестезии глоточного кольца и трахеобронхиального дерева;
       - владеть техникой  эзофагогастродуоденоскопии,  колоноскопии,
   бронхоскопии,  лапароскопии,  используя  при  этом  все приемы для
   детального осмотра слизистой: пищевода, желудка, 12-перстной кишки
   при    эзофагогастродуоденоскопии,    всех   отделов   толстой   и
   терминального отдела подвздошной кишки - при колоноскопии;
       - трахеобронхиального  дерева,  вплоть  до бронхов 5 порядка -
   при бронхоскопии, серозных покровов, а также абдоминальных органов
   брюшной полости - при лапароскопии:
       - визуально    четко    определять    анатомические    границы
   физиологических сужений и отделов исследуемых органов:
       - правильно оценивать ответные реакции  сфинктерных  аппаратов
   исследуемых органов в ответ на введение эндоскопа и воздуха;
       - в условиях искусственного освещения и некоторого  увеличения
   правильно  отличать микроскопические признаки нормального строения
   слизистых,  серозных  покровов  и   паренхиматозных   органов   от
   патологических проявлений в них;
       - производить  прицельную  биопсию   из   слизистых   оболочек
   серозных покровов и абдоминальных органов;
       - ориентировать   и   фиксировать   материал    биопсии    для
   гистологического исследования;
       - правильно   делать   мазки-отпечатки   для   цитологического
   исследования;
       - удалять и брать  асцитическую  жидкость,  выпот  из  брюшной
   полости для цитологического исследования и посева;
       - на основании выявленных микроскопических признаков изменений
   слизистых,  серозных  покровов  или тканей паренхиматозных органов
   определить нозологическую форму заболевания;
       - при  необходимости и возможности подтвердить эндоскопический
   вывод морфологически (т. е. умение проводить биопсию);
       - составить отчет о проделанной работе и дать ее анализ.

                    3. Специальные знания и умения:

       Специалист-эндоскопист должен  знать  профилактику,  клинику и
   лечение,  уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при
   следующих состояниях:
       - аллергическая реакция;
       - ларингоспазм;
       - бронхоспазм;
       - внутриорганное  или внутрибрюшное кровотечение,  возникшее в
   процессе выполнения эндоскопического исследования;
       - перфорация полого органа;
       - острая сердечная и дыхательная недостаточность;
       - остановка дыхания и сердечной деятельности.

       Специалист-эндоскопист должен знать:

       - клинику,   диагностику,   профилактику  и  лечение  основных
   заболеваний легких (острого и хронического бронхита,  бронхиальной
   астмы,    острой    и    хронической   пневмонии,   рака   легких,
   доброкачественных опухолей легких,  диссеминированных  заболеваний
   легких);
       - клинику,  диагностику,  профилактику  и   лечение   основных
   заболеваний   желудочно-кишечного   тракта  (эзофагита,  гастрита,
   язвенных  поражений  желудка   и   12-перстной   кишки,   рака   и
   доброкачественных опухолей,  желудка,  12-перстной кишки и толстой
   кишки,  заболеваний оперированного желудка,  хронических  колитов,
   гепатита  и  цирроза печени,  панкреатита и холецистита,  опухолей
   гепато-панкреатодуоденальной зоны, острого аппендицита);
       - клинику,   диагностику,   профилактику  и  лечение  основных
   заболеваний   органов    малого    таза    (доброкачественных    и
   злокачественных   опухолей   матки   и  придатков,  воспалительных
   заболеваний придатков, внематочной беременности).

                     4. Исследования и манипуляции:

       - эзофагогастродуоденофиброскопия;
       - бронхофиброскопия и жесткая бронхоскопия;
       - колонофиброскопия;
       - лапароскопия;
       - прицельная биопсия из слизистых оболочек,  серозных покровов
   и абдоминальных органов;
       - извлечение  инородных  тел  из  трахеобронхиального  дерева,
   верхних  отделов  желудочно-кишечного  тракта  и  толстой кишки во
   время эндоскопического исследования;
       - местный гемостаз во время эзофагогастродуоденоскопии;
       - эндоскопическая полипэктомия.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Буянов В.М.,  Маховский В.З.,  Перминова Г.И.,  Фокин  Н.С.
   Лечебная эндоскопия гастродуоденальных язв. Ставропольское книжное
   издательство, 1986.
       2. Василенко   В.Х.,  Суворова  Т.А.,  Гребнев  А.Л.  Ахалазия
   кардии. М., Медицина, 1976.
       3. Виттман И.  Лапароскопия.  Будапешт,  Издательство Академии
   наук Венгрии, 1966.
       4. Долецкий   С.Я.,   Стрекаловский   В.П.,  Климанская  Е.В.,
   Сурикова О.А.  Эндоскопия органов пищеварительного тракта у детей.
   М., Медицина, 1984.
       5. Лукомский Г.И.,  Шулутко М.Л., Виннер М.Г., Овчинников А.А.
   Бронхопульмонология. М., Медицина, 1982.
       6. Розенштраух    Л.С.,    Рыбакова    Н.И.,    Виннер    М.Г.
   Рентгенодиагностика  заболеваний  органов дыхания.  М.,  Медицина,
   1978.
       7. Савельев В.С.,  Буянов В.М.,  Лукомский Г.И. Руководство по
   клинической эндоскопии. М., Медицина, 1985.
       8. Савельева  Г.М.  Эндоскопия  в гинекологии.  М.,  Медицина,
   1983.
       9. Федоров В.Д. Эндоскопия при заболеваниях прямой и ободочной
   кишки. Атлас. М., Медицина, 1978.
       10. Чибис  О.А.  Фиброэндоскопия  оперированного желудка.  Уч.
   пособие, Университет дружбы народов, 1983.
       11. Шалимов  С.А.  Диагностика  и лечение заболеваний большого
   дуоденального сосочка. Киев, Здоров'я, 1985.

                  54. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                     СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-РЕВМАТОЛОГА

       В соответствии  с  требованиями  специальности врач-ревматолог
   должен знать и уметь:

                            1. Общие знания:

       - основы законодательства  по  здравоохранению  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - общие     принципы     организации     терапевтической     и
   ревматологической помощи населению;
       - анатомо-физиологические,  возрастные  и  половые особенности
   организма здорового человека;
       - основы регуляции гомеостаза, роль иммунной системы в норме и
   патологии человека, механизмы хронизации воспаления;
       - современные    представления   об   этиологии,   патогенезе,
   эпидемиологии, классификации ревматических болезней;
       - методы   функционального   исследования  сердечно-сосудистой
   системы   и   аппарата   движения   у    больных    ревматическими
   заболеваниями;
       - лабораторную,   в   т.   ч.   иммунологическую   диагностику
   ревматических болезней:
       - рентгенологическую диагностику ревматических заболеваний;
       - профилактику,  диагностику,  клинику  и  лечение ревматизма,
   ревматических пороков сердца;
       - диагностику,   клинику,  лечение  и  реабилитацию,  а  также
   профилактику воспалительных заболеваний суставов;
       - диагностику,  клинику,  лечение, реабилитацию и профилактику
   обменных и дегенеративных заболеваний суставов;
       - диффузные болезни соединительной ткани;
       - системные васкулиты;
       - ревматические заболевания мягких тканей;
       - артропатии при неревматических заболеваниях;
       - основы  фармакотерапии  ревматических заболеваний,  основные
   фармакологические  антиревматические   препараты,   осложнения   и
   побочные действия, вызываемые ими;
       - интенсивные методы лечения при ревматических заболеваниях;
       - основы  рационального питания здорового и больного человека,
   принципы диетотерапии ревматологических больных;
       - принципы физиотерапии,  лечебной физкультуры, консервативной
   и  хирургической  реабилитации,  показания  и  противопоказания  к
   санаторно-курортному лечению ревматологических больных;
       - организацию и проведение диспансеризации населения,  в т. ч.
   больных ревматизмом и лиц группы риска;
       - осуществление первичной, вторичной и третичной профилактики;
       - вопросы  определения временной и стойкой нетрудоспособности,
   организацию ВТЭ при ревматических заболеваниях;
       - эпидемиологические  мероприятия в случае возникновения очага
   инфекции и вопросы  организации  деятельности  медицинской  службы
   гражданской обороны.

                            2. Общие умения:

       - собрать  анамнез и применить объективные методы обследования
   больного,  выявить общие  и  специфические  признаки  заболевания,
   особенно  в  случаях,  требующих неотложной помощи или интенсивной
   терапии;
       - оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры
   для выведения больного из  этого  состояния,  оказать  необходимую
   срочную помощь;
       - определить специальные методы исследования,  необходимые для
   уточнения диагноза, правильно оценить полученные данные;
       - определить характер течения,  степень  активности  и  стадию
   заболевания;
       - в   соответствии   с   поставленным   развернутым  диагнозом
   назначить необходимые лекарственные  средства  и  другие  лечебные
   мероприятия;
       - оценить  динамику  течения болезни,  ее прогноз,  определить
   место и характер долечивания,  конкретный план ведения больного  в
   диспансерных условиях;
       - решить вопросы трудоспособности  больного  -  временной  или
   стойкой нетрудоспособности, трудоустройства и т. д.;
       - оформить     необходимую      медицинскую      документацию,
   предусмотренную законодательством по здравоохранению;
       - провести анализ заболеваемости  и  эффективности  лечения  и
   реабилитации.

                    3. Специальные знания и умения:

       Врач-ревматолог должен  знать  и уметь оказать соответствующую
   помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней:
       - острая    сердечно-сосудистая    недостаточность,   обморок,
   коллапс, сердечная астма;
       - нарушение ритма сердца;
       - анафилактический шок и острые аллергические состояния;
       - острая   дыхательная  недостаточность,  гипоксическая  кома,
   тромбоэмболия легочной артерии, пневмоторакс;
       - гипертонический    криз   и   острое   нарушение   мозгового
   кровообращения;
       - печеночная и почечная недостаточность;
       - острая надпочечниковая недостаточность;
       - острое отравление, в том числе медикаментами.
       Врач-ревматолог должен  уметь  установить  диагноз,   провести
   необходимое лечение и организовать диспансерное наблюдение при:
       - ревматизме, первичном и возвратном ревмокардите, с пороком и
   без порока сердца;
       - ревматоидном артрите;
       - анкилозирующем спондилоартрите (болезни Бехтерева);
       - диффузных болезнях соединительной ткани  (системная  красная
   волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит, синдром (болезнь)
   Шагрена,    эозинофильный    фасциит,    смешанное     заболевание
   соединительной ткани и др.);
       - первично-деформирующем остеоартрозе,  особенно с  поражением
   крупных суставов (гонартроз, коксартроз);
       - подагре;
       - реактивных артритах;
       - системных васкулитах;
       - провести диспансеризацию больных, групп риска.

       Врач-ревматолог должен уметь оценить:

       - результаты      морфологического,      биохимического      и
   иммунологического  исследования   крови,   мочи   и   синовиальной
   жидкости;
       - данные морфологического исследования биоптатов  синовиальной
   оболочки кожи, почки и др.;
       - показатели коагулограммы;
       - данные электрокардиографии, фонографии и ЭХО-кардиографии;
       - показатели исследования гемодинамики;
       - данные рентгеноскопии и рентгеновские снимки органов грудной
   клетки,  суставов и позвоночника (в  т.  ч.  крестцово-подвздошных
   сочленений);
       - результаты специальных методов  исследования  (тепловидение,
   сцинтиграфия суставов и органов и т. д.);
       - данные клиренса мочи и функциональные пробы почек.

                            4. Манипуляции:

       - искусственное дыхание;
       - непрямой массаж сердца;
       - дренаж трахео-бронхиального дерева;
       - трахеотомия;
       - пункция пораженных суставов  с  диагностической  и  лечебной
   целью  (эвакуация  синовиальной  жидкости,  введение лекарственных
   препаратов);
       - пункция брюшной и плевральной полостей;
       - кровопускание при гипертоническом кризе;
       - снятие электрокардиограмм;
       - определение группы крови;
       - заменное      переливание     крови,     ее     компонентов,
   кровезаменителей.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Анселл Б.М. Ревматические болезни у детей/Пер. с англ. М.М.
   Ивановой; под ред. В.А Насоновой. - М., Медицина, 1983.
       2. Астапенко М.Г., Эрялис П.С. Внесуставные заболевания мягких
   тканей опорно-двигательного аппарата. - М., 1975.
       3. Гусева Н.Г. Системная склеродермия. - М., 1975.
       4. Дормидонтов Е.Н.,  Коршунов Н.И.,  Фризен Б.Н. Ревматоидный
   артрит - М., 1981.
       5. Кинев К. Подагра. - М., 1980.
       6. Насонова В.А. Системная красная волчанка. - М., 1972.
       7. Насонова В.А., Бронзов И.А. Ревматизм. - М., 1978.
       8. Насонова  В.А.,  Сигидин  Я.А.   Патогенетическая   терапия
   ревматических заболеваний. - М.: Медицина, 1985.
       9. Нестеров А.И.,  Сигидин Я.А. Клиника коллагеновых болезней.
   М., 1966.
       10. Пяй  Л.Г.  Основы  клинической  ревматологии.  -   Таллин:
   Валгус, 1987.
       11. Ревматоидный артрит/Под ред.  В.А.Насоновой  и  В.Лайне  -
   СССР - Финляндия. - М.: Медицина, 1983.
       12. Соловьева А.П. Дерматомиозит. - М.: Медицина, 1980.
       13. Справочник по ревматологии / Под ред. В.А.Насоновой. - М.:
   Медицина, 1980.
       14. Ярыгин М.Е.,  Потехина Р.Н.,  Насонова В.А.  Аллергические
   системные васкулиты. - М., 1978.
       15. Лечение ревматических заболеваний/Пер.  с англ.:  Под ред.
   Ф.Д.Харта. - М.: Медицина, 1986.

                  56. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                  СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-КАРДИОРЕВМАТОЛОГА
                                ДЕТСКОГО

       В соответствии  с  требованиями   специальности   врач-детский
   кардиоревматолог должен знать и уметь:

                            1. Общие знания:

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,  определяющие   деятельность   органов   и   учреждений
   здравоохранения;
       - общие     вопросы     организации      педиатрической      и
   кардиоревматологической   помощи,  работу  больниц,  поликлиник  и
   организацию скорой и неотложной помощи детям;
       - анатомо-физиологические и возрастные особенности ребенка;
       - этиологию     и     патогенез      основных      заболеваний
   сердечно-сосудистой системы;
       - методы   исследования:   общеклинические    и    специальные
   (лабораторные, ЭКГ, ФКГ и другие);
       - клиническую   симптоматику   заболеваний,   относящихся    к
   компетенции кардиоревматолога;
       - основы  фармакотерапии  в  детской   кардиоревматологической
   клинике;
       - клиническую симптоматику пограничных состояний;
       - организацию  интенсивной  терапии  и  реанимации  в  детской
   кардиоревматологической клинике;
       - основы  рационального  питания  детей  с  кардиологической и
   ревматологической патологией;
       - организацию    и   методы   профилактики   ревматических   и
   сердечно-сосудистых заболеваний у детей, диспансерное наблюдение;
       - применение  лечебной физкультуры,  физиотерапии,  врачебного
   контроля, санаторно-курортного лечения;
       - показания   к   консультациям   детей   сердечно-сосудистыми
   хирургами   (врожденные    и    приобретенные    пороки    сердца,
   симптоматические гипертензии);
       - вопросы медицинской документации и отчетности;
       - вопросы медицинской службы гражданской обороны.

                            2. Общие умения:

       - собрать  полный  анамнез ребенка (семейный анамнез,  анамнез
   жизни  и  болезни  и  т.   д.);   применить   клинические   методы
   обследования,  выявить  признаки заболевания,  особенно у больных,
   требующих  неотложной  помощи  или  интенсивной  терапии;  оценить
   тяжесть состояния больного,  определить объем и последовательность
   необходимых лечебных мероприятий; оказать реанимационную помощь;
       - определить специальные методы исследования,  необходимые для
   уточнения   диагноза,   правильно   оценить   полученные    данные
   (лабораторные,    ЭКГ,   ФКГ,   рентгенологические);   определить,
   показания для госпитализации, организовать ее;
       - провести     дифференциальную     диагностику,    обосновать
   клинический диагноз и тактику ведения больного;
       - определить   состояние  гемостаза,  выявить  недостаточность
   кровообращения;
       - назначить необходимую терапию и осуществить контроль  за  ее
   эффективностью; оценить динамику течения болезни и ее прогноз;
       - определить  показания  и  организовать направление ребенка в
   санаторий,  дать рекомендации  по  физической  нагрузке,  занятиям
   спортом и профориентации;
       - провести диспансеризацию больных;
       - провести санитарно-просветительную работу;
       - оформить    медицинскую    документацию,     предусмотренную
   законодательством по здравоохранению.

                    3. Специальные знания и умения:

       Специалист-детский кардиоревматолог  должен  уметь  установить
   диагноз,  провести необходимое лечение или направить на лечение  к
   кардиохирургам детей со следующими заболеваниями:
       - вегетативно-сосудистая      дистония.      Первичные       и
   симптоматические гипертензии;
       - вторичные кардиопатии при острых и хронических, инфекционных
   и неинфекционных заболеваниях;
       - неревматические кардиты (миокардит, эндокардит, перикардит);
       - бактериальные, постинфекционные;
       - ревматические  болезни:  ревматизм,   ревматоидный   артрит,
   другие артриты;
       - диффузные болезни соединительной  ткани:  системная  красная
   волчанка, системная склеродермия и другие;
       - приобретенные пороки сердца;
       - врожденные пороки сердца и крупных сосудов;
       - нарушения сердечного ритма и проводимости;
       - кардиомиопатия (дилятационная, гипертрофическая и другие);
       - недостаточность кровообращения при различных заболеваниях;
       - неотложные    состояния:    шок,   коллапс,   отек   легких,
   синкопальные   состояния,   пароксизмальная   тахикардия,    резко
   выраженная        брадикардия,        гипертонический        криз,
   одышечно-цианотические приступы. Реанимационные мероприятия.

             4. Диагностические исследования и манипуляции:

       - измерить  артериальное  давление   на   руках   и   записать
   электрокардиограмму с помощью портативного аппарата ЭКГ;
       - уметь анализировать:  электрокардиограмму, фонокардиограмму,
   рентгенограммы   сердца,   данные  клинического  и  биохимического
   анализов крови, коагулограмму;
       - провести  и  интерпретировать  пробы с физической нагрузкой,
   лекарственные пробы (калиевая, атропиновая и другие);
       - применить приемы раздражения вагуса;
       - сделать пункцию вены и внутривенное введение лекарств;
       - реанимационные манипуляции;
       - определение     группы     крови,     переливание     крови,
   кровезаменители.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Банкл  Г.  Врожденные пороки сердца и крупных сосудов.  М.,
   Медицина, 1980.
       2. Белоконь  Н.А.,  Кубергер  М.Б.  Болезни сердца и сосудов у
   детей. М., Медицина, 1983.
       3. Давидовский  Л.Я.  Коллагеновые болезни у детей.  Алма-Ата,
   1979.
       4. Ревматизм   у  детей  (под  ред.  Долгополовой  А.И.).  М.,
   Медицина, 1978.
       5. Диагностика  и  лечение  неотложных  состояний у детей (под
   ред.  Долецкого С.Я.,  Гаврюшова В.В.,  Матвеева М.П.  и др.). М.,
   Медицина, 1977.
       6. Исаева  Л.А.,  Лыскина  Г.А.  Узелковый  периартериит.  М.,
   Медицина, 1984.
       7. Мазо  Р.Э.   Справочник   педиатра-кардиоревматолога.   М.,
   Медицина, 1982.
       8. Метелица  В.И.   Справочник   кардиолога   по   клинической
   фармакологии. М., Медицина, 1987.
       9. Справочник по ревматологии (под ред.  Насоновой В.А.).  М.,
   Медицина, 1986.
       10. Насонова  В.А.,  Сигидин  А.Я.  Патогенетическая   терапия
   ревматических заболеваний. М., Медицина, 1985.
       11. Осколкова  М.К.,  Куприянова  О.О.  Электрокардиограмма  у
   детей. М., Медицина, 1986.
       12. Детская артрология (под ред.  Студеникина М.Я.,  Яковлевой
   А.А.). М., Медицина, 1982.
       13. Бисярина В.П.,  Беляев С.Е. Особенности течения ревматизма
   у детей при этапном лечении. М., Медицина, 1983.
       14. Моизич П.С.,  Сидельников В.М.,  Кривченя Д.Ю. Кардиология
   детского возраста. - Киев: "Здоров'я", 1986.
       15. Парийская Т.В.,  Орлова Н.В.  Первая врачебная помощь  при
   острых  соматических  заболеваниях  у детей раннего возраста.  Л.,
   Медицина, 1983.

                  57. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                  СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА ДЕТСКОГО

       В соответствии   с  требованиями  специальности  врач-психиатр
   детский должен знать и уметь:

                            1. Общие знания:

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения; психиатрической службы, правовые вопросы;
       - общие  вопросы  организации психиатрической помощи в стране,
   организацию работы скорой и неотложной помощи  психически  больным
   детям;
       - закономерности нормального психофизического развития  детей,
   формирование их личности;
       - основные  вопросы  синдромогенеза   и   его   нозологической
   специфичности,  основные  вопросы  учения  о дизонтогенезе психики
   ребенка;
       - причины  возникновения патологических процессов в организме,
   механизмы   их   развития   и   клинические    проявления    (роль
   наследственных,   конституциональных,   экзогенно-органических   и
   психогенных  факторов  в  возникновении  и   течении   психических
   заболеваний);
       - основы биологии психозов, нарушений обмена при них;
       - патофизиологию основных нервно-психических расстройств;
       - патогенез  психогенных  заболеваний   (неврозы,   реактивные
   психозы, нарушение поведения и личности);
       - общие  и  функциональные  методы   обследования   психически
   больного;
       - возможности    инструментальных    и   специальных   методов
   диагностики;
       - вопросы   психопатологического   обследования,   составление
   психического    статуса,   диагностического   и   терапевтического
   обоснования;
       - принципы,   приемы  и  методы  психофармакотерапии,  вопросы
   интенсивной терапии психозов в детском возрасте;
       - основы    фармакотерапии    при    эпилепсии,    пограничных
   заболеваниях,  психических нарушениях,  при мозговых  инфекциях  и
   черепно-мозговых травмах;
       - основы рентгенологии, краниографии, томографии;
       - основы медико-генетического консультирования;
       - клиническую симптоматику основных психических заболеваний  у
   детей, их профилактику, диагностику и лечение;
       - клиническую  симптоматику  пограничных   состояний   детской
   психиатрии (неврозы, патология личности);
       - принципы   подготовки   больных   детей   к   пребыванию   в
   специализированных   учреждениях   для   предупреждения  нарушений
   адаптаций;
       - вопросы     временной    и    стойкой    нетрудоспособности,
   диспансеризации и реабилитации психически больных детей;
       - применение  физиотерапии,  лечебной физкультуры и врачебного
   контроля,   показания   и   противопоказания   к   пребыванию    в
   специализированных учреждениях (санатории для нервных детей, спец.
   детских садах и др.);
       - основы   рационального   питания   больного  с  психическими
   нарушениями, вследствие расстройств обмена, при фенилкетонурии;
       - оборудование  палат  интенсивной  терапии психозов,  технику
   безопасности при работе с аппаратурой, инструментарий, применяемый
   при интенсивной терапии;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях.

                            2. Общие умения:

       - получить  информацию  о  заболевании,  применить объективные
   методы  обследования  больного,  выявить  общие  и   специфические
   признаки  нервно-психического  заболевания,  особенно  в  случаях,
   требующих  неотложной  или  интенсивной   терапии   (психомоторное
   возбуждение,    эпилептический   статус,   суицидально-агрессивное
   поведение);
       - оценить  тяжесть  состояния больного,  его причину и принять
   необходимые  меры  для  выведения  больного  из  этого  состояния;
   определить    объем   и   последовательность   терапевтических   и
   организационных   мероприятий    (стационирование,    амбулаторное
   лечение, консультативный прием или постановка на учет);
       - оказать необходимую срочную первую помощь, при психомоторном
   возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);
       - определить необходимость  специальных  методов  исследования
   (лабораторных,         рентгенологических,         функциональных,
   потапсихологических,   медико-генетических),    организовать    их
   выполнение и уметь интерпретировать их результаты;
       - провести     дифференциальную      диагностику      основных
   нервно-психических  заболеваний  у  детей,  обосновать клинический
   диагноз;
       - обосновать схему,  план и тактику ведения больных, показания
   и противопоказания к применению психофармакотерапии, психотерапии,
   лечебной педагогики;
       - разработать план подготовки больного к  терапии,  определить
   соматические   противопоказания,   уровень   содержания   лития  в
   сыворотке крови:
       - обосновать   наиболее  целесообразную  тактику  при  лечении
   психозов с гипертоксическими проявлениями;
       - определить  показания  к переводу из отделений для больных с
   острыми психозами в отделение для спокойных больных;
       - разработать    схему    амбулаторного    ведения   больного,
   профилактику обострений после выписки  из  стационара;  обосновать
   медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса
   лечения;
       - определить  показания  и   противопоказания   к   отбору   и
   пребыванию больных детей в специализированных учреждениях;
       - решить  вопрос  о  возможности  обучения  больного и профиле
   обучения;
       - провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;
       - оформить медицинскую документацию.

                     3. Специальные знания, умения:

       Специалист-психиатр детский   должен    знать    профилактику,
   диагностику,  клинику  и  лечение  при  следующих  заболеваниях  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное