Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 21.07.88 N 579 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 12
 
   гинекологии. М., Медицина, 1981 (БПВ).
       21. Чернуха  Е.А.  Перенашивание беременности.  М.,  Медицина,
   1982 (БПВ).
       22. Шехтман  М.М.  Экстрагенитальная патология и беременность.
   Л., Медицина, 1987 (БПВ).

                  29. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                       СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПЕДИАТРА

       В соответствии   с   требованиями  специальности  врач-педиатр
   должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - правовые основы советского здравоохранения;
       - общие вопросы организации педиатрической помощи в  стране  и
   работы   больнично-поликлинических  учреждений,  родильного  дома,
   детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома,
   детского  санатория,  пункта  неотложной  помощи,  станции  скорой
   помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей;
       - правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу
   за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;
       - принципы   диспансеризации   здоровых  детей  и  подростков,
   распределения детей по группам здоровья и группам "риска";
       - вопросы   диспансеризации   больных   детей  и  профилактики
   хронических форм заболеваний;
       - вопросы  организации  и  задачи  гигиенического  обучения  и
   воспитания детей;
       - вопросы санпросветработы с родителями и детьми;
       - санитарно-гигиенические и  профилактические  мероприятия  по
   охране  здоровья детей,  противоэпидемические мероприятия в случае
   возникновения очага инфекции;
       - анатомо-физиологические   особенности   организма   плода  и
   ребенка;
       - взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;
       - физиологическое  развитие  детей  в   различные   возрастные
   периоды;
       - принципы рационального (сбалансированного)  вскармливания  и
   питания детей;
       - основные  вопросы  патофизиологии,  биохимии,   иммунологии,
   генетики и других общемедицинских проблем;
       - показатели гомеостаза в норме и патологии;
       - основы   водно-электролитного   обмена,   кислотно-щелочного
   баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;
       - физиологию    и    патофизиологию   системы   кроветворения;
   кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;
       - современные методы клинической и параклинической диагностики
   основных нозологических форм и патологических состояний;
       - современную классификацию, клиническую симптоматику основных
   заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и
   патогенез соматических и инфекционных заболеваний;
       - современные   методы   терапии   основных   соматических   и
   инфекционных заболеваний и патологических состояний;
       - основы фармакотерапии детского возраста;  механизм  действия
   основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания
   к их применению; осложнения, вызванные их применением;
       - диетотерапию при различных видах патологии;
       - основы фитотерапии,  физиотерапии,  лечебной  физкультуры  и
   врачебного контроля в детском возрасте;
       - принципы организации  и  проведения  интенсивной  терапии  и
   реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;
       - вопросы  реабилитации   и   диспансерного   наблюдения   при
   различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;
       - принципы организации медицинской службы гражданской обороны;
       - формы планирования и отчетности своей работы.

                            2. Общие умения

       - правильно  оценить  физическое и нервно-психическое развитие
   ребенка;
       - оценить школьную зрелость;
       - рассчитать содержание и калорийность  основных  ингредиентов
   пищи в суточном рационе ребенка любого возраста;
       - оценить детей по принадлежности  к  группам  здоровья,  дать
   рекомендации по воспитанию и вскармливанию;
       - выделить детей группы риска;
       - владеть   методами   пропаганды  здорового  образа  жизни  и
   профилактики заболеваний;
       - получить  информацию о здоровом и больном ребенке,  провести
   объективное исследование ребенка;
       - своевременно   определить  симптомы  и  синдромы,  требующие
   оказания неотложной помощи и оказать ее:
       - выявить причины возникновения патологических состояний;
       - назначить  (по  показаниям)  лабораторно-инструментальные  и
   другие  исследования  для  уточнения  диагноза.  При необходимости
   провести забор материала для лабораторного исследования;
       - пользоваться     необходимой     медицинской     аппаратурой
   (антропометрический  набор,  гемометр,   аппарат   для   измерения
   артериального давления,  желудочный и дуоденальный зонды,  система
   для  инфузионной  терапии,  аппарат  Боброва,  транспортные  шины,
   аппаратура для ингаляции,  электроотсос, дыхательный мешок "Амбу",
   кислородная палатка,  интубационные трубки,  дренажные  системы  и
   др.);
       Врач-педиатр должен  дать   клиническую   оценку   результатов
   лабораторных и специальных методов диагностики:
       - морфологические,  биохимические,  серологические  показатели
   крови, мочи, мокроты, испражнений, спинно-мозговой жидкости;
       - результаты       микробиологических,       вирусологических,
   иммунологических исследований;
       - показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;
       - данные   функционального   исследования   органов   дыхания,
   сердечно-сосудистой системы,  желудочно-кишечного тракта,  печени,
   почек и других внутренних органов;
       - показатели функции внешнего дыхания;
       - данные ЭКГ, ФКГ, реовазографии;
       - данные ультразвукового исследования различных органов;
       - данные   рентгенологического  исследования  органов  грудной
   клетки, брюшной полости, черепа и др.;
       - данные  специальных  исследований центральной и вегетативной
   нервной системы;
       - осуществить    экстренные    противоэпидемические   меры   и
   мероприятия при экстренных ситуациях;
       - определить показания к госпитализации и организовать ее;
       - определить степень нарушения гомеостаза и применить  меры  к
   его нормализации;
       - вести необходимую медицинскую документацию;
       - составить   план   своей   работы  и  среднего  медицинского
   персонала;
       - составить отчет о работе педиатрического участка (отделения)
   за год и провести анализ этой работы;
       - провести анализ детской смертности на участке;
       - провести анализ эффективности диспансеризации;
       - организовать стационар на дому.

                     3. Специальные знания и умения

       Специалист врач-педиатр     должен     знать     профилактику,
   диагностику,  клинику   и   лечение   при   следующих   неотложных
   состояниях:
       - клиническая смерть (остановка сердца, остановка дыхания);
       - синдром внезапной смерти;
       - острая   дыхательная   недостаточность.    Приступ    апноэ.
   Асфиктический   синдром.  Синдром  крупа.  Обструктивный  синдром.
   Астматический  статус.  Отек   легкого.   Синдром   внутригрудного
   напряжения (пневмоторакс, эмпиема плевры, пиопневмоторакс);
       - острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок;
       - гипертензивные  и  гипотензивные  кризы;  острая сердечная и
   сосудистая   недостаточность.   Одышечно-цианотический    приступ.
   Приступ     Морганьи-Адамса-Стокса.    Приступы    пароксизмальной
   тахикардии, мерцательной аритмии;
       - острая печеночная недостаточность;
       - острая  почечная  недостаточность.  Острая  задержка   мочи.
   Почечная колика;
       - острая надпочечниковая недостаточность;
       - нейротоксикоз. Эксикоз;
       - гипертермический синдром;
       - энцефалические   реакции.  Отек-набухание  головного  мозга.
   Судорожный синдром;
       - острые  аллергические  реакции  (анафилактический шок,  отек
   Квинке и др.);
       - отравления. Травмы (переломы, вывихи и др.);
       - электротравма, поражение молнией;
       - ожоги, отморожения. Утопление. Удушение;
       - инородные тела;
       - острый живот (аппендицит,  перитонит, инвагинация кишечника,
   приступы острого панкреатита, калькулезного холецистита и др.);
       - парез кишечника;
       - кровотечения (носовые, легочные, желудочно-кишечные и др.);
       - диабетическая, гипогликемическая комы;
       - вегетативно-висцеральные пароксизмы;
       - неотложные состояния при психических расстройствах.
       Специалист врач-педиатр должен знать  клинику,  диагностику  и
   оказывать   необходимую   лечебную   помощь  при  следующих  видах
   патологии:

       Соматическая патология:

       - наследственные заболевания.  Хромосомные и  генные  болезни.
   Наследственные болезни обмена веществ;
       - первичные и вторичные иммуно-дефицитные состояния;
       - переходные    состояния    новорожденных.    Недоношенность.
   Незрелость. Переношенность. Адаптационный синдром новорожденных;
       - желтухи; анемии;
       - перинатальные энцефалопатии;
       - внутриутробные инфекции;
       - дистрофии (гипотрофии, паратрофии);
       - сепсис; локализованные гнойно-воспалительные заболевания;
       - диатезы (аномалии конституции);
       - рахит, гипервитаминоз Д;
       - болезни органов дыхания: бронхит, бронхиолит, рецидивирующие
   бронхиты,    острая    пневмония,    хронические   неспецифические
   заболевания легких, плевриты);
       - бронхиальная астма, респираторные аллергозы.
       Болезни органов   кровообращения:   артериальные   гипер-    и
   гипотензии.  Врожденные  и приобретенные пороки сердца.  Нарушения
   сердечного  ритма  и  проводимости.  Неспецифические  кардиопатии.
   Неревматические     кардиты.     Кардиомиопатии,     фиброэластоз.
   Недостаточность кровообращения.

       Ревматические болезни:

       Ревматизм. Ревматоидный     артрит.     Диффузные      болезни
   соединительной ткани и системные аллергические васкулиты.
       Болезни органов кроветворения:
       Анемии и   гемоглобинопатии.   Острый  и  хронический  лейкоз.
   Лимфогрануломатоз.    Агранулоцитоз.     Лейкемоидные     реакции.
   Геморрагические      тромботические      заболевания.      Синдром
   диссеминированного внутрисосудистого свертывания.

       Болезни органов пищеварения:

       Функциональные и    органические     заболевания     пищевода.
   Функциональные  нарушения  желудка  и 12-перстной кишки.  Гастрит.
   Дуоденит.  Язвенная   болезнь   желудка   и   12-перстной   кишки.
   Пилоростеноз.  Функциональные  нарушения кишечника.  Дисбактериоз.
   Пищевая  аллергия.  Синдром  нарушенного   кишечного   всасывания.
   Хронический  неинфекционный  колит,  энтероколит.  Болезнь  Крона.
   Неинфекционные гепатиты  и  гепатозы.  Цирроз  печени.  Дискинезии
   желчевыводящих путей,  холецистит. Желчно-каменная болезнь. Острый
   и хронический панкреатит.
       Гельминтозы:

       Болезни мочевой системы:

       Острый и      хронический      диффузный      гломерулонефрит.
   Интерстициальный   нефрит.   Наследственный   нефрит.   Острый   и
   хронический    пиелонефрит.    Цистит,    уретрит.    Тубулопатии.
   Дисметаболические нефропатии.  Мочекаменная  болезнь.  Хроническая
   почечная недостаточность.

       Смежные дисциплины:

       Инфекционные и паразитарные болезни

       Дифтерия. Скарлатина.  Менингококковая инфекция.  Полиомиелит.
   Коклюш и паракоклюш.  Корь. Краснуха. Ветряная оспа. Эпидемический
   паротит.  Дифтерия.  Инфекционный мононуклеоз.  Грипп и парагрипп.
   Другие    острые     респираторные     инфекции.     Колиинфекция.
   Стафилококковый    энтероколит.   Вирусные   диареи.   Дизентерия.
   Сальмонеллез и другие пищевые токсикоинфекции.  Кишечная  инфекция
   неустановленной    этиологии.    Тифо-паратифозные    заболевания.
   Иерсиниоз.  Ботулизм.  Столбняк.  Вирусный гепатит.  Рожа. Холера.
   Чума.    Бруцеллез.    Туляремия.    Сыпной    тиф.   Полиомиелит.
   Геморрагическая   лихорадка.    Бешенство.    Орнитоз.    Малярия.
   Лейшманиоз.  Токсоплазмоз. Пневмоцистоз. Туберкулез. Туберкулезный
   менингит. Псевдотуберкулез.

       Спид.

       Поствакцинальные осложнения.

       Болезни уха, горла, носа.

       Отит. Мастоитид.  Аденоиды,  аденоидит.  Острые и  хронические
   заболевания    околоносовых    пазух.    Ангина.   Заглоточный   и
   перитонзиллярный абсцессы.  Хронический тонзиллит.  Инородные тела
   дыхательных путей и пищевода.  Травматический и другие повреждения
   ЛОР-органов.

       Гинекологические заболевания.

       Нарушения менструального   цикла.   Вульвит,    вульвовагинит,
   аднексит, опухоли.

       Заболевание эндокринной системы.

       Ожирение. Гипотиреоз.    Тиреотоксикоз;    эутиреоидный   зоб.
   Сахарный диабет.  Хроническая недостаточность коры  надпочечников.
   Врожденный  адреногенитальный синдром.  Нарушение роста и полового
   развития.

       Хирургические заболевания, ортопедия и травматология.

       Локализированная гнойно-воспалительная   инфекция   (флегмона,
   мастит,  остеомиелит и др.). Аппендицит. Перитонит. Непроходимость
   желудочно-кишечного тракта.  Пилоростеноз.  Инвагинация кишечника.
   Болезнь     Гиршпрунга.     Грыжи    (диафрагмальная,    пупочная;
   пахово-мошоночная и др.).  Заболевания яичек. Дисплазии и аномалии
   развития    опорно-двигательного   аппарата.   Нарушения   осанки,
   плоскостопие. Инородные тела бронхов, пищевода, желудка, кишечника
   и др.
       - опухоли различных органов.

       Нейрохирургические болезни.

       Гидроцефалия. Черепно-мозговая  травма.  Краниостеноз.   Грыжи
   черепно-мозговые, спинно-мозговые. Абсцессы и опухоли.

       Психические болезни.

       Пограничные нервно-психические  состояния.  Неврозы,  психозы.
   Эпилепсия. Шизофрения. Олигофрения.

       Заболевания нервной системы.

       Менингиты. Энцефалиты.  Микроцефалия,  гидроцефалия.   Детский
   церебральный   паралич.   Миопатии.   Полирадикулоневрит.  Опухоли
   головного и спинного мозга. Вегетососудистая дистония.

       Стоматологические заболевания.

       Врожденные аномалии   и   пороки   развития   челюстно-лицевой
   области,   пороки   развития   зубов.   Кариес  зубов.  Стоматиты.
   Пародонтоз.  Околочелюстные абсцессы  и  флегмоны.  Остеомиелит  и
   периодонтит. Опухоли черепно-лицевой области.

       Глазные болезни.

       Аномалии рефракции, астигматизм. Патология век, слезных путей.
   Косоглазие.   Дакриоцистит.   Врожденная   катаракта.   Врожденная
   глаукома.  Повреждения  органов  зрения  (травмы,  ожоги  и  др.).
   Конъюнктивит.  Кератит.  Ячмень. Поражения глаз при неинфекционных
   заболеваниях (диабет и др.).

       Кожные и венерические болезни.

       Дерматиты (атопический, себорейный и др.). Строфулюс. Псориас.
   Пиодермия.  Чесотка.  Венерические  болезни  (гонорея,   сифилис).
   Трихомониаз. Дерматомикозы. Педикулез.

                            4. Манипуляции

       - реанимационные  мероприятия (искусственная вентиляция легких
   с помощью аппаратуры, "рот в рот" или "рот в нос", закрытый массаж
   сердца);
       - внутрисердечное введение препаратов при остановке сердца;
       - первичная обработка ран, венепункция;
       - иммобилизация конечностей при переломе;
       - остановка наружного или внутреннего кровотечения;
       - дренаж трахеобронхиального дерева;
       - определение группы и видовой принадлежности крови;
       - инфузионная терапия и гемотрансфузия;
       - интубация, трахеотомия;
       - пункция  брюшной  и  плевральной  полостей,   спинномозговая
   пункция;
       - промывание желудка, желудочное и дуоденальное зондирование;
       - обменное переливание крови;
       - принять роды.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Анемии у детей. Калиничева В.И. (ред.). Л.: Медицина, 1983.
       2. Аллергические  болезни у детей.  Под ред.  М.Я.Студеникина,
   Т.С.Соколовой. М., Медицина, 1986.
       3. Баркаган 3.С.  Геморрагические заболевания и синдромы.  М.,
   Медицина, 1980.
       4. Белоконь  Н.А.,  Кубергер  М.Б.  Болезни сердца и сосудов у
   детей. М., Медицина, 1987.
       5. Болезни органов дыхания у детей.  Под ред.  С.В.Рачинского,
   В.К.Таточенко. М., Медицина, 1987.
       6. Гребешева И.И.  Организация лечебно-профилактической помощи
   детям. М., Медицина, 1987.
       7. Детская  артрология:  (Руководство  для  врачей).  Под ред.
   М.Я.Студеникина, А.А.Яковлевой. Л., Медицина, 1981.
       8. Детские   болезни.   Под   ред.   А.Ф.Тура,   О.Ф.Тарасова,
   Н.П.Шаболова. М., Медицина, 1985.
       9. Игнатова  М.С.,  Вельтищев  Ю.Е.  Детская  нефрология.  Л.,
   Медицина, 1982.
       10. Неонатология    (руководство   для   врачей).   Под   ред.
   В.В.Гаврюшова, К.А.Сотниковой. Л., Медицина, 1985.
       11. Нисевич Н.И.,  Учайкин В.Ф.  Инфекционные болезни у детей.
   М., Медицина, 1985.
       12. Новикова  Е.Ч.,  Тагиев Н.А.  Сепсис у недоношенных детей.
   М., Медицина, 1984.
       13. Справочник по детской диететике.  Под ред.  И.М.Воронцова,
   А.В. Мазурина. Л., Медицина, 1980.
       14. Цыбулькин Э.К.  (ред.). Неотложная помощь в педиатрии. Л.,
   Медицина, 1987.
       15. Болезни    органов   пищеварения   у   детей.   Под   ред.
   А.В.Мазурина. М., Медицина, 1984.
       16. Барлыбаева Н.А.,  Струков В.И.  Специфическая профилактика
   рахита. Казахстан, 1984.

                  30. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                     СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-РЕНТГЕНОЛОГА

       В соответствии  с  требованиями специальности врач-рентгенолог
   должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - общие   вопросы   организации  рентгенологической  службы  в
   стране,   основные   директивные   документы,   определяющие    ее
   деятельность;
       - физику рентгеновских лучей, основы рентгенотехники;
       - биологическое    действие    рентгеновских   лучей,   основы
   дозиметрии и меры  защиты  больных  и  персонала  от  их  вредного
   воздействия;
       - основы фотопроцесса;
       - методику  рентгенологического исследования различных органов
   и систем: закономерности формирования рентгеновского изображения и
   рентгеноскиалогию;
       - рентгенологическую анатомию и физиологию органов и систем;
       - рентгенологическую семиотику заболеваний различных органов и
   систем; дифференциальную рентгенодиагностику заболеваний различных
   органов и систем;
       - методы лучевой диагностики (ультразвуковой,  радиоизотопный,
   тепловидение и др.);
       - организацию   диспансерного   наблюдения   за   больными   и
   населением; формы и методы санитарного просвещения;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны, военно-полевой рентгенологии.

                            2. Общие умения

       - составить план рентгенологического исследования больного;
       - провести обзорное  рентгенологическое  исследование  грудной
   клетки,  брюшной  полости,  скелета  (многоосевое и полипозицонное
   просвечивание, обзорную и прицельную рентгенографию, томографию);
       - провести    контрастное    рентгенологическое   исследование
   (включая  двойное  контрастирование)  желудочно-кишечного  тракта,
   желчевыделительной и мочевой системы, фистулографию;
       - рентгенологическое исследование  мягких  тканей  и  молочной
   железы;
       - обоснованно     применить     функциональные     пробы     и
   фармаколоогические средства;
       - анализировать   рентгенограммы   органов   и   анатомических
   областей    в   стандартных   и   атипичных   проекциях,   выявить
   морфологические и функциональные симптомы заболеваний, истолковать
   патоморфологический субстрат и патофизиологическую основу;
       - определить     необходимость     проведения      специальных
   рентгенологических   исследований   в   условиях  диагностического
   пневмоторакса,       пневмомедиастинума,        пневмоперитонеума,
   ретропневмоперитонеума,  бронхографии, париетографии, миелографии,
   артрографии,  ангиографии,  флебографии, лимфографии, компьютерной
   томографии, рентгеноэндоскопии и др.;
       - провести дифференциальную  диагностику,  составить  протокол
   рентгенологического   исследования,  сформулировать  и  обосновать
   клинико-рентгенологическое заключение;
       - осуществлять анализ работы рентгенодиагностического кабинета
   и вести отчетность о его работе в  соответствии  с  установленными
   требованиями;
       - проводить санитарно-просветительную работу.

                     3. Специальные знания и умения

       По разделу  Рентгенодиагностика  заболеваний  головы   и   шеи
   врач-рентгенолог должен знать и уметь диагностировать:

       - переломы;
       - воспалительные заболевания костей черепа;
       - метастатические поражения;
       - миеломную болезнь;
       - остеомы, гемангиомы;
       - саркомы;
       - остеодистрофию черепа;
       - менингиомы;
       - опухоли области турецкого седла;
       - гипертензионный синдром;
       - врожденные аномалии развития черепа;
       - острый  отит,  мастоидит,  хронический  средний  отит,   его
   осложнения;
       - оперированное ухо;
       - невриномы VIII нерва;
       - доброкачественные и злокачественные опухоли носоглотки;
       - аденоиды;
       - синуит;
       - доброкачественные  и  злокачественные  опухоли,  кисты носа,
   околоносовых пазух;
       - рак гортани;
       - доброкачественные опухоли;
       - ларингит;
       - парезы и параличи;
       - рубцовые сужения гортани;
       - увеличение, аномалии положения щитовидной железы;
       - травматическое и патологическое повреждение глазницы;
       - вывих нижней челюсти;
       - злокачественные и доброкачественные опухоли челюстей;
       - периодонтит;
       - инородные тела.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - рентгенография в стандартных и атипичных проекциях;
       - рентгенография  в  специальных  для  данного  органа   (ухо,
   гортань и т.д.) проекциях;
       - томография;
       - функциональные пробы;
       - контрастное исследование.

       По разделу   Рентгенодиагностика    заболеваний    легких    и
   средостения врач-рентгенолог должен знать и уметь диагностировать:

       - аномалии и пороки развития;
       - острые и хронические воспалительные заболевания легких;
       - нагноительные заболевания бронхов и легких;
       - дегенеративно-дистрофические заболевания  легких  (эмфизема,
   пневмосклероз, "исчезающее легкое" и др.);
       - различные формы туберкулеза легких;
       - злокачественные и доброкачественные опухоли;
       - различные формы плевритов и пневмоторакса;
       - изменения   легких   при  некоторых  системных  заболеваниях
   (саркоидоз, диффузные болезни соединительной ткани и др.);
       - грибковые и паразитарные заболевания (эхинококкоз);
       - травматические повреждения скелета и органов грудной полости.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - многопроекционная   рентгеноскопия   в   орто-,   трохо-   и
   латеропозиции;
       - обзорная  и прицельная рентгенография,  суперэкспонированная
   рентгенография;
       - функциональные пробы;
       - контрастное   исследование  пищевода  и  желудочно-кишечного
   тракта;
       - томография в различных проекциях, зонография.

       По разделу  Рентгенодиагностика  заболеваний   пишеварительной
   системы и брюшной полости врач-рентгенолог должен знать:

       - основные    рентгенологические   проявления   функциональных
   (тонус,  моторика,  состояние сфинктеров,  характер опорожнения) и
   морфологических   (дефект   наполнения  +  депо  бариевой  взвеси,
   состояние рельефа слизистой и  др.)  изменений  глотки,  пищевода,
   желудочно-кишечного тракта и билиарной системы при:
       - наиболее распространенных заболеваниях;
       - патологических процессах  в  смежных  органах  (средостение,
   брюшная полость, забрюшинное пространство, малый таз);
       - наиболее   известных   аномалиях    и    пороках    развития
   пищиварительной системы, диафрагмы, селезенки и др.;
       - при закрытой  травме,  инородных  телах,  перфорации  полого
   органа,   кишечной   непроходимости,   остром  панкреатите  и  др.
   неотложных состояниях;
       - после типичных операций и при послеоперационных осложнениях;
       - физико-химические  свойства   и   показания   к   применению
   контрастных веществ,  наиболее широко применяемых при исследовании
   желудочно-кишечного тракта, билиарной системы, брюшной полости.

       Должен уметь:

       - выявить      рентгенологические      признаки      изменения
   пищеварительной   системы   и   брюшной   полости  (в  забрюшинном
   пространстве, средостении), определить их локализацию (в просвете,
   внутри   стенки,   вне   просвета),   распространенность,  степень
   выраженности;
       - провести групповую диагностику, выделив:
       - аномалии и пороки развития;
       - функциональные заболевания иди состояния;
       - острые и хронические воспалительные заболевания;
       - язвенную болезнь и ее осложнения;
       - доброкачественные и злокачественные опухоли;
       - состояние после операции и послеоперационные осложнения;
       - неотложные состояния  (кишечная  непроходимость,  перфорация
   полого органа, инородные тела);
       - вторичные изменения, вызванные патологическими изменениями в
   смежных  органах  и  тканях  (рубцовые  изменения  и  перипроцесс,
   объемный процесс, перитонит);
       - прочие заболевания и состояния;
       - провести  внутригрупповую  диагностику,  определить   стадию
   заболевания и его осложнения;
       - сформулировать  заключение,   определить   сроки   повторных
   рентгенологических   исследований.   Определить   целесообразность
   эндоскопического и др. исследований.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - обзорное  исследование  пищеварительной   системы,   грудной
   клетки, брюшной полости;
       - пероральное  контрастирование  глотки,  пищевода,   желудка,
   кишечника;
       - двойное контрастирование;
       - контрастная    бариевая    клизма   (классическая   методика
   исследования     толстой     кишки,     одномоментное      двойное
   контрастирование);
       - выделительная       (пероральная       и       внутривенная)
   холецистохолангиография;
       - фистулография;
       - многопроекционное     и     полипозиционное    исследование.
   Дозированная компрессия. Обзорная и прицельная рентгенография;
       - исследование    с    применением   функциональных   проб   и
   фармакологических средств;
       - релаксационные   методики   (фарингография,   дуоденография,
   илеоцекография).

       По разделу  Рентгенодиагностика  заболевание  молочной  железы
   врач-рентгенолог должен знать:

       - нормальную рентгеноанатомию молочной железы;
       - рентгеносемиотику заболеваний молочной железы;
       - клиническую симптоматику заболеваний молочной железы.

       Должен уметь диагностировать:

       - рак молочной железы;
       - доброкачественные опухоли;
       - кисты;
       - диффузную и узловую мастопатию;
       - абсцесс, мастит.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - мягкотканная   рентгенография   в  стандартных  и  атипичных
   проекциях, прицельная маммография;
       - рентгенография молочной железы с прямым увеличением;
       - прицельная  пункция  под  рентгенологическим   контролем   с
   маркировкой патологического образования;
       - дуктография;
       - пневмокистография;
       - аксиллография;
       - съемка  удаленного  сектора  молочной  железы  с последующей
   маркировкой выявленного патологического образования.

       По разделу Рентгенодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой
   системы врач-рентгенолог должен знать и уметь диагностировать:

       - митральные,         аортальные,        митрально-аортальные,
   митрально-трикуспидальные                                  пороки,
   митрально-аортально-трикуспидальные пороки, врожденные пороки;
       - поражения  миокарда  при  миокардитах,  миокардиодистрофиях,
   ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - многоосевая  рентгеноскопия и рентгенография органов грудной
   клетки;
       - исследование пищевода с бариевой взвесью;
       - томография, рентгенокимография сердца, магистральных сосудов.

       По разделу Рентгенодиагностика заболеваний опорно-двигательной
   системы врач-рентгенолог должен знать и уметь диагностировать:

       - нарушения развития;
       - травматические повреждения;
       - воспалительные заболевания;
       - доброкачественные опухоли и опухолеподобные поражения;
       - злокачественные   опухоли,   в   т.ч.  первичные  (саркома),
   метастатические, прорастания в кости по продолжению;
       - дегенеративно-дистрофические заболевания;
       - метаболические и эндокринные поражения;
       - нейро- и ангиогенные заболевания;
       - поражения при ревматических заболеваниях;
       - поражения   при  болезнях  крови  и  ретикуло-эндотелиальной
   системы.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - рентгенография  различных отделов костно-суставного аппарата
   в стандартных проекциях;
       - электрорентгенография;
       - рентгенография мягких тканей;
       - функциональное рентгенологическое исследование;
       - томография;
       - фистулография.

       По разделу  Заболевания  мочеполовых   органов,   забрюшинного
   пространства  и  малого таза врач-рентгенолог должен знать и уметь
   диагностировать:

       - наиболее  часто   встречающиеся   аномалии,   воспалительные
   заболевания   почек   и  мочевых  путей,  нефроптоз,  гидронефроз,
   уролитиаз;
       - злокачественные и доброкачественные опухоли;
       - травматические повреждения почек и мочевых путей;
       - сосудистые поражения почек.

       Обязательный минимум рентгенологических методик:

       - бесконтрастные   методы   рентгенологического   исследования
   мочеполовых  органов,  забрюшинного  пространства  и  малого  таза
   (обзорная рентгенография, томография, зонография), рентгеноскопия;
       - рентгеноконтрастные    методы    (экскреторная    урография,
   цистография).

                   4. Список обязательная литературы

       1. Антонович  В.Б.  Рентгенодиагностика  заболеваний пищевода,
   желудка, кишечника. М., Медицина, 1987.
       2. Сергеев  С.И.,  Власов  П.В.,  Островская И.М.  Комплексная
   диагностика рака молочной железы. М., Медицина, 1978.
       3. Есиновская Г.Н.  Краткое пособие по нейрорентгенологии. М.,
   Медицина, 1973.
       4. Клиническая  рентгенорадиология.  Под ред.  Зедгенидзе Г.А.
   М., Медицина, 1983-85. Т. 1-3.
       5. Рентгенодиагностика заболеваний сердца и сосудов.  Под ред.
   М.А.Иваницкой. М., 1970.
       6. Кишковский   А.Н.  Дифференциальная  рентгенодиагностика  в
   гастроэнтерологии. М., Медицина, 1984.
       7. Кишковский А.Н.,  Тютин Л.А., Есиновская Г.Н. Атлас укладок
   при рентгенологических исследованиях. Л., Медицина, 1977.
       8. Клиническая рентгеноанатомия.  Под ред.  Г.Ю.Коваль.  Киев,
   1975.
       9. Коваль   Г.Ю.   и  др.  Рентгенодиагностика  заболеваний  и
   повреждений черепа. Киев, 1984.
       10. Кузнецов   И.Д.,   Розенштраух   Л.С.  Рентгенодиагностика
   опухолей средостения. М., Медицина, 1970.
       11. Линденбратен Л.Д.  и др.  Ранняя диагностика рака молочной
   железы при массовых проверочных обследованиях женского  населения.
   М., Уч. пос., 1975.
       12. Линденбратен Л.Д.  Рентгенология печени и  желчных  путей.
   М., Медицина, 1980.
       13. Мазаев   П.Н.,    Гришкевич    А.М.,    Костюченок    Б.М.
   Рентгенодиагностика  сочетанных ревматических пороков сердца.  М.,
   1984.
       14. Михайлов  М.К.  Рентгенодиагностика  родовых  повреждений,
   позвоночника и спинного  мозга  у  детей.  Казань,  Таткнигоиздат,
   1983, 120 с.
       15. Нестер Р. Диагностика ревматических заболеваний. Бухарест,
   1975.
       16. Пытель  Ю.А.,  Золотарев  И.И.  Ошибки  и  осложнения  при
   рентгенологическом исследовании почек и мочевых путей. М., 1987.
       17. Рейнберг  С.А.  Рентгенодиагностика  заболеваний  костей и
   суставов. М., Медицина, 1964. Т. 1, 2.
       18. Розенштраух    Л.С.,    Рыбакова    Н.И.,    Виннер   М.Г.
   Рентгенодиагностика заболеваний  органов  дыхания.  М.,  Медицина,
   1987.
       19. Тихонов   К.Ю.,   Рабинович    Р.М.    Рентгенодиагностика
   заболеваний гортани. Л., Медицина, 1975.

                  31. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                     СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА

       В соответствии  с  требованиями специальности врач-офтальмолог
   должен знать и уметь:

                           1. Общие знания:

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - общие   вопросы   организации  офтальмологической  помощи  в
   стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;
       - основы топографической анатомии глаза и зрительных путей;
       - физиологию     зрительного     анализатора,      взаимосвязь
   функциональных систем организма и уровни их регуляции;
       - причины  возникновения  патологических  процессов  в  органе
   зрения, механизмы их развития и клинические проявления;
       - физиологические   механизмы   поддержания    гомеостаза    в
   организме,  возможные  типы  их нарушений и принципы компенсации у
   взрослых и детей;
       - функциональные методы исследования в офтальмологии;
       - вопросы асептики и антисептики в офтальмологии;
       - приемы   и   методы   обезболивания  при  офтальмологических
   операциях;
       - основы  фармакотерапии  в  офтальмологии,  включая  общее  и
   местное применение антибиотиков, гормонотерапию;
       - особенности действия лекарственных препаратов у лиц пожилого
   возраста;
       - основы радиологии, иммунобиологии;
       - клиническую симптоматику основных заболеваний органа  зрения
   взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение;
       - клиническую    симптоматику    пограничных    состояний    в
   офтальмологии;
       - принципы   подготовки   больных   к   операции   и   ведение
   послеоперационного периода;
       - основы рационального питания здорового и больного;
       - применение  физиотерапии,  показания  и  противопоказания  к
   санаторно-курортному лечению;
       - основные профессиональные вредности и болезни глаз,  вопросы
   гигиены труда;
       - вопросы офтальмологии в транспортной и авиационной медицине;
       - показания к лучевой терапии и светокоагуляции;
       - оборудование операционных, хирургический инструментарий;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны;
       - формы и методы санитарного просвещения.

                           2. Общие умения:

       - получить информацию  о  заболевании,  применить  объективные
   методы исследования больного,  оценить тяжесть состояния больного,
   определить  объем  и   последовательность   мероприятий,   оказать
   необходимую срочную первую помощь;
       - определить необходимость специальных  методов  исследования,
   уметь интерпретировать их результаты;
       - определить  необходимость  в  консультации  специалистов  по
   смежным дисциплинам, показания к госпитализации, организовать ее;
       - провести дифференциальную диагностику  основных  заболеваний
   органа зрения, обосновать клинический диагноз;
       - обосновать схему,  план и тактику ведения больных, показания
   и противопоказания к операции, определить степень риска операции;
       - разработать  план  подготовки  больного  к  экстренной   или
   плановой   операции,   определить  степень  нарушения  гомеостаза,
   осуществить  подготовку  всех  функциональных   систем   организма
   больного к операции;
       - обосновать  наиболее  целесообразную  тактику  операции  при
   данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме;
       - обосновать  методику  обезболивания  и,  при  необходимости,
   выполнить его;
       - разработать  схему  послеоперационного  ведения  больного  и
   профилактику послеоперационных осложнений;
       - решить вопрос о трудоспособности больного;
       - оформить медицинскую документацию;
       - проводить  анализ  заболеваемости   на   своем   участке   и
   разработать мероприятия по ее снижению;
       - проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное