Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 21.07.88 N 579 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
       - криодеструкция;
       - лазерная терапия;
       - удаление   полипа   цервикального   канала   с    раздельным
   диагностическим выскабливанием матки;
       - удаление  небольших  кист  влагалища   и   доброкачественных
   образований вульвы и шейки матки;
       - ректоскопия;
       - биопсия опухолевых образований и лимфоузлов;
       - катетеризация мочевого пузыря;
       - определение группы крови;
       - внутримышечные и внутривенные вливания,  в т. ч. переливания
   крови;
       - остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;
       - массаж сердца;
       - искусственное дыхание;
       - промывание желудка;
       - трахеотомия.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Баженова  А.П.,  Островцев  Л.Д.,  Хахакашвили   Т.П.   Рак
   молочной железы. М., Медицина, 1985.
       2. Бохман Я.В.  Клиника и лечение рака шейки  матки.  Кишинев,
   Штиинца, 1976.
       3. Бохман Я.В. Лекции по онкологии. Ташкент, 1985.
       4. Вихляева Е.М.,  Паллади Г.А.  Патогенез,  клиника и лечение
   миом матки. Кишинев, Штиинца, 1982.
       5. Вишневская Е.Е. Справочник по онкологии. Минск, 1980.
       6. Железнов Б.И.,  Стрижаков А.Н. Генитальный эндометриоз. М.,
   1985.
       7. Казаченко В.П. Рак матки. М., Медицина, 1983.
       8. Нечаева И.Д. Лечение опухолей яичников. Л., Медицина, 1972.
       9. Павлов А.С.,  Костромина  К.Н.  Рак  шейки  матки  (лучевая
   терапия). М., 1983.
       10. Пермашенов  Л.С.,  Расстригин  Н.И.  Неотложная  помощь  в
   акушерстве и гинекологии. Ташкент, Медицина, 1983.
       11. Савельева Н.Д. Эндоскопия в гинекологии. М., 1983.
       12. Селезнева   Н.Д.  Неотложная  помощь  в  гинекологии.  М.,
   Медицина, 1976.
       13. Современные  подходы  к  диагностике  и  лечение  опухолей
   яичников.  (Под ред.  чл.  корр.  АМН СССР,  проф. И.П.Наполкова и
   з.д.н. проф. И.Д.Нечаевой). Л., 1981.

                  23. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
               СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ОНКОЛОГА-ОТОЛАРИНГОЛОГА

       В соответствии       с       требованиями        специальности
   врач-онколог-оталаринголог должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - основы   законодательства   о   здравоохранении  и  основные
   директивные  документы,  определяющие   деятельность   органов   и
   учреждений здравоохранения;
       - общие     вопросы     организации      онкологической      и
   отоларингологической   помощи   взрослому  и  детскому  населению,
   организацию работы скорой и неотложной помощи;
       - топографическую  и  клиническую анатомию верхних дыхательных
   путей и уха в возрастном аспекте;
       - физиологию  ЛОР-органов,  взаимосвязь  функциональных систем
   организма и уровни их регуляции;
       - этиологию  опухолей,  морфологические проявления предраковых
   процессов,  морфологическую  классификацию   опухолей,   механизмы
   канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;
       - метастазирование опухолей;
       - клинические   и   функциональные   методы   исследования   в
   отоларингологии,  онкологии;  показания   и   противопоказания   к
   применению  рентгеновских,  радиоизотопных  и  др.  методов,  роль
   биопсии в онкологии;
       - клинику опухолей ЛОР-органов;
       - клиническую  симптоматику  основных   заболеваний   гортани,
   глотки,   носа   и   придаточных   пазух,  наружного,  среднего  и
   внутреннего уха у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и
   лечение;
       - дифференциальную   диагностику   ранних   форм    опухолевых
   процессов;
       - приемы  и  методы  обезболивания  при   отоларингологических
   операциях;
       - вопросы асептики и антисептики;
       - оборудование операционных, хирургический инструментарий;
       - принципы  подготовки  больных  к  операции,  ведение  их   в
   послеоперационном периоде;
       - основы фармакотерапии и оториноларингологии и ЛОР-oнкологии;
       - основы иммунобиологии, аллергологии и генетики;
       - основы радиологии и химиотерапии опухолевых процессов;
       - коррекцию нарушений свертывающей системы крови,  показания и
   противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;
       - вопросы врачебно-трудовой экспертизы;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны;
       - вопросы диспансеризации и санитарного просвещения населения;
       - формы и методы санитарного просвещения.

                            2. Общие умения

       - получить  информацию  о  заболевании,  применить объективные
   методы  обследования,  выявить  общие  и  специфические   признаки
   заболевания,  особенно в случаях,  требующих неотложной помощи или
   интенсивной терапии,  оценить тяжесть состояния больного,  принять
   необходимые меры для выведения его из этого состояния,  определить
   объем и  последовательность  реанимационных  мероприятий,  оказать
   первую помощь;
       - определить необходимость  специальных  методов  исследования
   (лабораторных,  рентгенологических,  радиоизотопных и др.),  уметь
   интерпретировать их результаты;
       - определить показания к госпитализации;
       - провести дифференциальную диагностику опухолей  ЛОР-органов,
   обосновать   клинический   диагноз,   план  лечения,  показания  и
   противопоказания к  операции,  лучевой  терапии,  комбинированному
   методу лечения;
       - провести реабилитационные мероприятия;
       - провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;
       - провести санитарно-просветительную работу;
       - оформить     медицинскую    документацию,    предусмотренную
   законодательством по здравоохранению.

                     3. Специальные знания и умения

       Врач онколог-отоларинголог должен знать диагностику,  клинику,
   лечение  и  профилактику,  уметь  оказывать необходимую помощь при
   следующих состояниях:
       - послеоперационный токсический шок;
       - анафилактический шок;
       - острая кровопотеря;
       - острая сердечная и дыхательная недостаточность.

       Опухоли ЛОР-органов:

       - предраковые состояния;
       - доброкачественные опухоли гортани и трахеи;
       - злокачественные опухоли гортани и трахеи;
       - доброкачественные   и   злокачественные   опухоли   носа   и
   околоносовых пазух;
       - злокачественные и доброкачественные опухоли глотки;
       - доброкачественные и злокачественные опухоли уха;
       - первичные и метастатические опухоли шеи.

       Воспалительные заболевания уха:

       - хондроперихондрит ушной раковины;
       - фурункул наружного слухового прохода;
       - диффузный наружный отит;
       - экзема наружного слухового прохода;
       - отомикоз;
       - острый   средний   отит   и   его   осложнения,   мастоидит,
   внутричерепные осложнения;
       - хронический  гнойный  отит  и  его  вне-  и   внутричерепные
   осложнения.

       Воспалительные заболевания носа и его придаточных пазух:

       - фурункул носа;
       - сиккоз преддверия носа;
       - озена;
       - острое и  хроническое  воспаление  придаточных  пазух  носа,
   внутричерепные и глазные осложнения;
       - ринофима.

       Воспалительные заболевания глотки:

       - фарингомикоз;
       - гиперплазия миндалин, аденоидные разрастания;
       - паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс;
       - воспаление язычной миндалины;
       - острый (ангина) и хронический тонзиллит;
       - парафарингеальный aбсцесс.

       Воспалительные заболевания гортани, трахеи и пищевода:

       - острый и хронический ларингит;
       - острый и хронический эзофагит;
       - хондроперихондрит гортани и трахеи;
       - гортанная ангина;
       - рожа гортани;
       - кисты гортани.

       Инфекционные гранулемы:

       - сифилис;
       - склерома;
       - туберкулез.

                       4. Манипуляции и операции

       - пункция опухолевых образований и лимфатических узлов с целью
   цитологической диагностики;
       - биопсия опухолевых образований и лимфоузлов;
       - риноскопия передняя, средняя, задняя;
       - фарингоскопия;
       - ларингоскопия (прямая, непрямая); диафаноскопия; отоскопия;
       - определение проходимости слуховой трубы;
       - эндоскопическое исследование волоконной оптикой;
       - эзофагоскопия;
       - акуметрия;
       - первичная хирургическая обработка ран;
       - передняя и задняя тампонада носа;
       - пункция  верхне-челюстной  пазухи,   трепанопункция   лобной
   пазухи;
       - зондирование придаточных пазух носа;
       - парацентез барабанной перепонки;
       - промывание аттика;
       - полипотомия полости носа, барабанной полости;
       - электроакустика, криовоздействие, ультразвуковая терапия;
       - дезинтеграция  носовых раковин,  конхотомия,  тонзиллотомия,
   аденотомия;
       - гайморотомия;
       - тонзиллэктомия;
       - трахеотомия;
       - антротомия;
       - массаж сердца;
       - искусственное дыхание;
       - промывание желудка;
       - определение группы крови;
       - внутривенное вливание;
       - эндоларингеальное введение лекарственных веществ.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Валь С.С.  Некоторые  вопросы  врачебной  деонтологии.  М.,
   Медицина, 1969.
       2. Вознесенская И.А.  Папилломы верхних дыхательных путей. М.,
   Медицина, 1974.
       3. Краевский  Н.А.  и  др.  Патологоанатомическая  диагностика
   oпухолей человека. М., Медицина, 1982.
       4. Погосов  В.С.  Триантафилиди   И.Г.   Доброкачественные   и
   злокачественные опухоли гортани. М., Медицина, 1967.
       5. Родин В.Н.  Профессиональные заболевания уха,  горла, носа.
   Киев, 1977.
       6. Руководство по оториноларингологии (в 4 т.). М., 1964.
       7. Шапаренко    Б.А.,    Остапкович   В.Е.   Врачебно-трудовая
   экспертиза в оториноларингологии. М., Медицина, 1979.
       8. Атлас    оперативной    оториноларингологии.    Под    ред.
   В.С.Погосова. М., Медицина, 1983.
       9. Огольцова Е.С.  Злокачественные опухоли верхних дыхательных
   путей и уха. М., Медицина, 1985.
       10. Фалилеев Г.В. Внеорганные опухоли шеи. М., Медицина, 1978.

                  24. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                      СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-РАДИОЛОГА

       В соответствии  с  требованиями  специальности   врач-радиолог
   (диагност) должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - историю возникновения и развития ядерной медицины;
       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - правовые вопросы;
       - организацию специализированной  радиодиагностической  помощи
   населению;
       - законы  и  механизмы  биологического  действия  ионизирующей
   радиации;
       - топографическую анатомию человека применительно к  специфике
   проводимых радионуклидных исследований;
       - нормальную и патологическую физиологию, биохимию исследуемых
   органов и систем;
       - биофизические  модели  применяемых  радионуклидных   методов
   исследования;
       - аппаратуру,  используемую  для   проведения   радионуклидных
   диагностических исследований;
       - основы   физико-математических   прикладных   сведений   для
   радионуклидной диагностики;
       - принципы и последовательность использования  других  лучевых
   методов диагностики (ультразвук,  ЯМР,  термография,  компьютерная
   томография и др.);
       - основы радиационной гигиены;
       - основы ядерной статистики;
       - современные      методы      радионуклидной      диагностики
   функционального состояния внутранних органов и систем;
       - доступные   методы  контроля  качества  РФП  и  контроля  за
   качеством выполняемых радионуклидных диагностических процедур;
       - современные   методы   применения   открытых   источников  с
   лечебными целями;
       - формы и методы санитарного просвещения;
       - специальные   вопросы   организации    медицинской    службы
   гражданской обороны.

                            2. Общие умения

       При сборе предварительной информации:

       - выявить специфические анамнестические особенности и получить
   необходимую информацию о болезни;
       - при  объективном обследовании выявить специфические признаки
   предполагаемого заболевания;
       - анализировать    клинико-лабораторные    данные    в   свете
   целесообразности проведения радионуклидного исследования;  оценить
   достаточность  предварительной  информации  для  принятия решений;
   оценить состояние здоровья и поставить предварительный диагноз.

       При выборе радионуклидных диагностических процедур:

       - определить  показания  и   противопоказания   к   проведению
   исследования с радионуклидами;
       - выбрать адекватные радионуклидные методы исследования;
       - определить   последовательность   проведения  радионуклидных
   диагностических  исследований   в   зависимости   от   результатов
   скрининг-тестов;
       - учесть деонтологические проблемы при принятии решения;
       - рассчитать   лучевые  нагрузки  на  критические  органы  при
   предполагаемом радионуклидном  исследовании  с  учетом  НРБ  (норм
   радиационной безопасности).

       При проведении радионуклидного исследования "ин виво":

       - выбрать    соответствующий   радиофармпрепарат   (РФП)   для
   конкретного больного;
       - читать "паспорт РФП";
       - рассчитать по паспорту активность РФП на время  исследования
   и  произвести  расчет  для  приготовления стандартного раствора из
   исходной активности;
       - работать с транспортной упаковкой РФП;
       - работать с генераторами короткоживущих изотопов;
       - работать   в  стерильных  условиях  с  радиоманипуляционными
   приспособлениями для получения РФП парентерального введения;
       - определить   активность   порции  РФП;  предназначенной  для
   введения больному;
       - производить    введение    конкретного    РФП   (энтерально,
   парентерально,  респираторно и пр.) с учетом  специфики  работы  с
   радионуклидами;
       - определять эффективный и биологический периоды полувыведения
   конкретных РФП;
       - определять введенную активность;
       - оказать  неотложную  помощь при непосредственных реакциях на
   введение конкретного РФП;
       - вести медицинскую документацию при работе с радионуклидами;
       - хранить растворы РФП;
       - соблюдать  требования радиационной безопасности при работе с
   РФП;
       - производить дозиметрический контроль на рабочем месте;
       - определять качество и  соответствие  фармакопее  конкретного
   РФП;
       - собирать   и   дезактивировать   радиоактивные   отходы    и
   использованные    инструменты    при   проведении   радионуклидных
   диагностических процедур.

       Аппаратура:

       - проводить  исследования  на  различных   типах   современной
   радиодиагностической   аппаратуры   -  селективных  радиометрах  с
   колодцевыми  кристаллами,  сканерах,  приборах  для   динамических
   процедур  без  получения  изображения,  гамма-камерах,  жидкостных
   сцинтилляционных счетчиках,  а также на дозиметрических установках
   и СИЧ-ах, для чего:
       - соблюдать  правила  техники  безопасности   при   работе   с
   электронными приборами;
       - проверять исправность отдельных блоков и  всей  установки  в
   целом;
       - выбрать  необходимый  режим   для   регистрации   изучаемого
   процесса;
       - получить и зарегистрировать изучаемые явления;
       - работать с системами для сбора и хранения информации;
       - работать  с  системами  обработки  получаемой  информации  и
   представления получаемых данных;
       - получать  информацию  в  виде,   максимально   удобном   для
   интерпретации;
       - проводить  коррекцию  режима  регистрации  в  зависимости от
   конкретных  задач  исследования  или  индивидуальных  особенностей
   больного.

       Больной:

       - проводить    соответствующую    подготовку    больного     к
   исследованию;
       - производить укладку больного и центрацию детекторов;
       - отметить   топографические    ориентиры    при    проведении
   исследования.

       Интерпретация данных:

       - на основании радионуклидной семиотики  выявить  изменения  в
   полученных результатах (признаки);
       - определить характер и выраженность отдельных признаков;
       - сопоставить  выявленные  при исследовании признаки с данными
   клинического и лабораторно-инструментальных методов исследования;
       - определить   необходимость  дополнительного  радионуклидного
   исследования больного;
       - найти    и    при    возможности   устранить   случайные   и
   систематические ошибки при проведении исследования.

       Медицинское заключение:

       - определить достаточность имеющихся  данных  для  составления
   заключения по данным радионуклидного исследования;
       - отнести  полученные  данные  к   тому   или   иному   классу
   заболеваний;
       - квалифицированно оформить медицинское заключение;
       - дать   рекомендации   лечащему  врачу  о  плане  дальнейшего
   исследования больного.

       4. При ведении медицинской документации:

       - оформлять   учетно-отчетную    документацию    (заявки    на
   радиоизотопную  продукцию,  учет расходования радиофармпрепаратов,
   статистические отчеты и др.).

       5. При планировании своего рабочего времени:

       - распределить во времени выполнение основных разделов  работы
   и  составить  индивидуальный план работы на год,  квартал,  месяц,
   день.

       6. При руководстве действиями медицинского персонала:

       - распределить во времени  и  месте  обязанности  персонала  и
   контролировать выполнение этих обязанностей;
       - проводить систематическую учебу и повышение теоретических  и
   практических знаний персонала.

                    3. Специальные знания и умения

       Задача врача   радиолога-диагноста   заключается  в  получении
   диагностической информации о функциональном  состоянии  органов  и
   систем с помощью методов ядерной медицины.
       С использованием методов  ядерной  медицины  радиолог-диагност
   должен  уметь получить диагностическую информацию о функциональном
   состоянии следующих органов и систем:
       - сердечно-сосудистой системы;
       - дыхательной системы;
       - системы пищеварения, в т. ч.:
       слюнных желез,
       пищевода,
       желудка,
       печени,
       желчевыделительной системы,
       поджелудочной железы,
       кишечника;
       - мочевыделительной и половой системы, в т. ч.:
       почек,
       мочеточников,
       мочевого пузыря,
       матки, маточных труб, плаценты, яичников,
       яичек, предстательной железы;
       - нервной системы, в т. ч.:
       головного мозга,
       спинного мозга;
       - эндокринной системы, в т. ч.:
       гипоталамуса,
       гипофиза,
       паращитовидных желез,
       щитовидной железы,
       поджелудочной железы,
       надпочечников;
       - костной системы;
       - лимфатической системы;
       - органов кроветворения, в т. ч.:
       костного мозга,
       селезенки.

                   4. Список обязательной литературы

       1. Ф.М.Лясс (под ред.) Радионуклидная диагностика. М., 1983.
       2. Р.Паркер,  П.Смит,  Д.Тейлор.  Основы ядерной медицины. М.,
   1981.
       3. Л.С.Горн,  Б.И.Хазанов и  др.  Приборы  для  радиоизотопной
   диагностики в медицине.
       4. В.А.Соколов.   Генераторы   короткоживущих    радиоактивных
   изотопов. М., 1975.
       5. В.М.Боголюбов.   Радиоизотопная   диагностика   заболеваний
   сердца и легких. М., 1975.
       6. Н.А.Лопаткин,  Ю.Я.Глейзер.  Радиоизотопная  диагностика  в
   уронефрологии. М., 1977.
       7. А.Ф.Меленченко.  Радиоизотопные   методы   исследования   в
   эндокринологии. Минск, 1976.
       8. Л.С.Петелин,   Ю.Н.Касаткин.   Радиоизотопная   диагностика
   заболеваний головного мозга. М., 1976.
       9. В.Н.Славнов.  Радиоизотопные и радиоиммунологические методы
   исследования функции эндокринных желез. Киев, 1978.
       10. А.И.Ишмухамедов.   Радиоизотопные   методы    исследования
   всасывания жиров,  белков и витамина В-12 при заболеваниях органов
   пищеварения. М., 1970.

                  25. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                     СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

       В соответствии  с  требованиями  специальности врач-стоматолог
   должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - правовые вопросы;
       - общие вопросы организации стоматологической помощи в стране,
   организацию  работы  скорой  и неотложной стоматологической помощи
   взрослому и детскому населению;
       - топографическую  анатомию головы и челюстно-лицевой области,
   особенности  кровоснабжения,  иннервации  и  лимфотока,   строение
   зубов,  эмбриологию  зубо-челюстной  области  и основные нарушения
   эмбриогенеза;
       - основные  вопросы нормальной и патологической физиологии при
   патологии  челюстно-лицевой  области;  взаимосвязь  функциональных
   систем организма и уровни их регуляции;
       - биологическую  роль  зубо-челюстной   области,   биомеханику
   жевания,    возрастные   изменения   челюстно   лицевой   области,
   особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
       - роль  гигиенического содержания полости рта и предупреждение
   развития заболеваний зубов и пародонта;  методы и средства гигиены
   полости рта;
       - этиологию    и    патогенез    основных    стоматологических
   заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека;
       - роль наследственных факторов  в  развитии  стоматологических
   заболеваний;
       - принципы обследования больных врачом-стоматологом,  значение
   специальных    и    дополнительных    методов   исследования   для
   дифференциальной   диагностики   стоматологических    заболеваний;
   показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию;
       - клиническую      симптоматику      основных      заболеваний
   челюстно-лицевой  области  у  взрослых  и детей,  их профилактику,
   диагностику и лечение;
       - основы фармакотерапии в терапевтической стоматологии;
       - применение физиотерапии в терапевтической стоматологи;
       - принципы   диетотерапии  при  заболеваниях  челюстно-лицевой
   области;
       - принципы,  приемы  и  методы обезболивания в терапевтической
   стоматологии,  вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых
   и детей;
       - особенности  проведения  стоматологических  манипуляций  при
   пограничных состояниях;
       - показания и противопоказания к удалению  зубов  в  различных
   возрастных  группах,  методы ортопедического лечения и показания к
   протезированию;
       - вопросы     временной    и    стойкой    нетрудоспособности,
   врачебно-трудовой экспертизы;
       - организацию   и   проведение   диспансеризации  населения  и
   стоматологических больных;
       - формы и методы санитарного просвещения;
       - принципы   устройства    и    эксплуатации    зубо-врачебной
   аппаратуры;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны.

                            2. Общие умения

       - получить   информацию   о   заболевании,   выявить  общие  и
   специфические признаки заболевания,  особенно в случаях, требующих
   неотложной  помощи  или  интенсивной терапии;  оказать необходимую
   срочную помощь;
       - провести  обследование  челюстно-лицевой  области,  включая:
   обследование мягких тканей лица,  височно-нижнечелюстного сустава,
   слюнных  желез и региональной лимфатической системы;  зондирование
   зубов,  патологических зубо-десневых карманов,  свищей и  протоков
   слюнных     желез;    перкуссию    и    термодиагностику    зубов;
   электроодонтодиагностику;  определение степени  тяжести  изменения
   слизистой  полости  рта,  ее  подвижности и податливости,  а также
   степени  подвижности  зубов  и  атрофии  тканей  при  заболеваниях
   пародонта;
       - определить необходимость  специальных  методов  исследования
   (лабораторных,  рентгенологических, радиоизотопных, функциональных
   и др.), интерпретировать их результаты;
       - провести      дифференциальную      диагностику     основных
   стоматологических  заболеваний,  обосновать  клинический  диагноз;
   составить план обследования, лечения больного;
       - выполнить   местное   (инфильтрационное   и   проводниковое)
   обезболивание  и  определить  показания к общему обезболиванию при
   стоматологических заболеваниях;
       - проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных
   поражений твердых тканей и заболеваний пародонта;  удалять  зубные
   отложения,    осуществлять    кюретаж,   орошение   и   аппликацию
   медикаментов,  покрытие зубов  фторлаком  и  пришлифование  тканей
   зуба;
       - оформить    медицинскую    документацию,     предусмотренную
   законодательством по здравоохранению;
       - составить отчет о своей работе и дать анализ ее;
       - проводить  санитарно-просветительную работу среди населения,
   стоматологических больных;
       - проводить      диспансеризацию      здорового     населения,
   стоматологических больных.

                     3. Специальные знания, умения

       Специалист стоматолог-терапевт  должен  оказывать  медицинскую
   помощь при следующих состояниях:
       - травматический шок;
       - острый сосудистый коллапс;
       - острая кровопотеря;
       - острая сердечная и дыхательная недостаточность.
       Врач-стоматолог-терапевт должен  уметь  установить  диагноз  и
   провести   необходимую   профилактику   и  лечение  при  следующих
   заболеваниях:
       - кариес зубов;
       - пульпит;
       - периодонтонит;
       - некариозные поражения зубов;
       - гингивит;
       - периодонтит;
       - парадонтоз;
       - хронический рецидивирующий афтозный стоматит;
       - герпетический стоматит;
       - аллергический (медикаментозный) стоматит;
       - многоформная экссудативная эритема;
       - идиопатические формы глосситов;
       - аномалии языка;
       - метеорологический хейлит;
       - лейкоплакия;
       - хронические трещины;
       - доброкачественные опухоли слизистой оболочки полости рта.

       Неотложная помощь в стоматологии:

       - острая зубная боль;
       - переломы и вывихи зубов;
       - вывих височно-нижнечелюстного сустава;
       - отек Квинке в области языка и глотки.

                             4. Манипуляции

       - профилактическая    обработка    зубов     противокариозными
   средствами;
       - пломбирование зубов с использованием  амальгамы,  галодента,
   композиционных материалов, цемента, вкладок;
       - полирование пломб;
       - лечение   пульпита   методом  девитализации  или  сохранения
   жизнеспособной пульпы;
       - применение штифтов при пломбировании каналов зуба;
       - удаление зубных отложений;
       - местное   лечение  заболеваний  пародонта  с  использованием
   мазей,  аппликаций,  повязок  и  т.   д.;   хирургия   заболеваний
   пародонта;
       - местное и проводниковое обезболивание;
       - местное лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта с
   использованием ирригаций, аппликаций, ванночек и др.;
       - искусственное дыхание;
       - массаж сердца;
       - остановка внутреннего и наружного кровотечения;
       - перевязка и тампонада ран;
       - транспортная иммобилизация;
       - промывание желудка;
       - трахеотомия.

                   5. Список обязательной литературы

       1. Под  ред.  Боровского  Е.В.  Терапевтическая  стоматология.
   Учебник для медвузов. 3-е изд., М., 1987.
       2. Боровский  Е.В.,  Машкелейсон  А.Л.  Заболевания  слизистой
   оболочки рта и губ. М., 1984.
       3. Веркин   Б.И.,   Никитин   В.А.   и   др.   Криохирургия  в
   стоматологии. Киев, Наукова думка, 1984.
       4. Виноградова  Т.Ф.  (ред.)  Стоматология  детского возраста.
   Руков. для врачей. М., 1987.
       5. Груздев Н.А. Острая одонтогенная инфекция. М., 1978.
       6. Ефанов О.И. Физиотерапия в стоматологии. М., 1982.
       7. Иванов В.С. Заболевания пародонта. М., 1988.
       8. Иванов  В.С.,  Геманов  В.В.,  Овруцкий  Г.Д.  Практическая
   эндодонтия. М., 1984.
       9. Корытный Д.Л.,  Пеккер  Р.Я.  Стоматологическая  помощь  на
   промышленных предприятиях. Алма-Ата, 1985.
       10. Овруцкий Г.Д., Леонтьев В.К. Кариес зуба. М., 1986.
       11. Рыбаков   А.И.,   Иванов   В.С.   Клиника  терапевтической
   стоматологии. М., 1980.
       12. Рыбаков   А.И.  Ошибки  в  амбулаторной  стоматологической
   практике. М., 1976.
       13. Рыбаков А.И.,  Иванов В.С.,  Каральник Д.М. Пломбировочные
   материалы. М., 1981.
       14. Соловьев М.Т.  Онкологические аспекты в стоматологии.  М.,
   1983.
       15. Федоров Ю.А.,  Корень В.К. Основы гигиены полости рта. Л.,
   1973.
       16. Федоров Ю.А.  Гигиенические средства для ухода за полостью
   рта Л., 1984.
       17. Федоров Ю.А. Профилактика заболеваний зубов и полости рта.
   М., 1979.
       18. Шаргородский      А.Г.      Воспалительные     заболевания
   челюстно-лицевой области и шеи. М., 1985.

                  26. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
                 СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ХИРУРГА

       В соответствии     с     требованиями    специальности    врач
   стоматолог-хирург должен знать и уметь:

                            1. Общие знания

       - основы  законодательства  о  здравоохранении  и  директивные
   документы,   определяющие   деятельность   органов   и  учреждений
   здравоохранения;
       - общие вопросы организации стоматологической помощи в стране,
   организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому
   населению;
       - правовые вопросы;
       - топографическую  анатомию головы и челюстно-лицевой области,
   особенности  кровоснабжения,  иннервация  и  лимфотока;   строение
   зубов,  эмбриологию  зубо-челюстной  области  и основные нарушения
   эмбриогенеза;
       - основные  вопросы  нормальной  физиологии  и  патологической
   физиологии  заболеваний  челюстно-лицевой   области;   взаимосвязь
   функциональных систем организма и уровни их регуляции;
       - патофизиологию, профилактику и терапию шока и кровопотери;
       - физиологию  и  патофизиологию  свертывающей  системы  крови,
   показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;
       - основы иммунобиологии;
       - общие  и  функциональные  методы  обследования   больных   с
   челюстно-лицевой   патологией;   показания  и  противопоказания  к
   применению рентгеновского и радиологического методов  обследования
   и лечения:
       - клиническую      симптоматику      основных      заболеваний
   челюстно-лицевой  области,  пограничных  состояний  у  взрослых  и
   детей, их профилактику, диагностику и лечение;
       - вопросы  асептики  и  антисептики;  раневой  процесс  и  его
   осложнения, гнойные инфекции;
       - принципы,  приемы  и методы обезболивания в челюстно-лицевой
   хирургии,  вопросы интенсивной терапии и реанимации у  взрослых  и
   детей;
       - основы фармакотерапии в хирургической стоматологии;
       - принципы   диетотерапии  при  заболеваниях  челюстно-лицевой
   области;
       - применение   физиотерапии   в   челюстно-лицевой   хирургии,
   показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
       - принципы  подготовки больных (взрослых и детей) к операции и
   ведение послеоперационного периода;
       - вопросы     временной    и    стойкой    нетрудоспособности,
   врачабно-трудовой экспертизы; диспансеризацию;
       - организацию диспансеризации стоматологических больных;
       - оборудование  операционных  и  палат  интенсивной   терапии,
   технику  безопасности  при  работе  с  аппаратурой;  хирургический
   инструментарий,   применяемый   при    различных    операциях    в
   челюстно-лицевой области;
       - вопросы  организации  и  деятельности   медицинской   службы
   гражданской обороны и военно-полевой хирургии.

                            2. Общие умения

       - получить   информацию   о   заболевании;   выявить  общие  и
   специфические признаки заболевания,  особенно в случаях, требующих
   неотложной   помощи   или  интенсивной  терапии;  оценить  тяжесть
   состояния  больного;   определить   объем   и   последовательность
   реанимационных  мероприятий;  оказать  необходимую  срочную помощь
   больному;
       - определить  необходимость  специальных  методов исследования
   (лабораторных,  рентгенологических, радиоизотопных, функциональных
   и др.), интерпретировать их результаты;
       - провести     дифференциальную      диагностику      основных
   стоматологических  заболеваний  у  взрослых  и  детей,  обосновать
   клинический диагноз;  обосновать схему,  план  и  тактику  ведения
   больных,  показания  и  противопоказания  к  операции;  определить
   показания к госпитализации;
       - разработать план подготовки больного к экстренной и плановой
   операции,  определить степень  нарушения  гомеостаза,  осуществить
   подготовку, к операции всех функциональных систем;
       - обосновать  наиболее  целесообразную  технику  операции  при
   данной  челюстно-лицевой  патологии  и  выполнить ее в необходимом
   объеме;
       - разработать  схему  послеоперационного  ведения  больного  и
   профилактику послеоперационных осложнений;
       - оформить медицинскую документацию;
       - провести диспансеризацию больных.

                     3. Специальные знания и умения

       Специалист хирург-стоматолог   должен   знать    профилактику,
   диагностику, клинику и лечение при следующих состояниях:
       - травматический шок;
       - острый сосудистый коллапс;
       - острая кровопотеря;
       - острая сердечная и дыхательная недостаточность.
       Должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение
   при следующих заболеваниях:
       - повреждение мягких тканей лица;
       - ушибы лица;
       - переломы нижней и верхней челюсти,  скуловой  кости  и  дуги
   костей носа;
       - острый и привычный вывих челюсти;
       - раны языка и слизистой оболочки полости рта;
       - переломы и вывихи зубов;
       - переломы альвеолярного отростка;
       - пульпит, периодонтит, перикоронарит;
       - радикулярные и фолликулярные кисты челюстей;
       - периостит;
       - абсцессы  мягких  тканей  и дна полости рта;  аденофлегмоны;
   флегмоны около нижней челюсти; флегмоны около верхней челюсти;
       - артриты и артрозы височно-нижнечелюстного сустава;
       - нервно-мышечный дисбаланс височно-нижнечелюстного сустава;
       - острые  и  хронические  воспалительные  заболевания  слюнных
   желез и слюнных протоков;
       - болезнь Съегрена;
       - одонтогенный остеомиелит  челюстных  костей;  травматический
   остеомиелит; гематогенный остеомиелит;
       - гайморит острый и хронический;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное