Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РФ ОТ 31.01.2000 N 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АСБЕСТА И АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   машиниста.
       Разрешается  работа  вентиляторной  установки без машиниста при
   условии выполнения следующих требований:
       а)    вентиляторная    установка    должна   быть   оборудована
   самопишущими       приборами,       постоянно       регистрирующими
   производительность  вентилятора  и  создаваемое  им  разрежение,  а
   также   устройствами,   сигнализирующими  на  пульт  дистанционного
   управления  об  отклонениях работы установки от заданных параметров
   (производительности,     разрежения,     температуры    подшипников
   электродвигателей и вентилятора);
       б)  должны  быть  обеспечены  дистанционный  пуск  и  остановка
   электродвигателя   вентилятора   и   дистанционное   реверсирование
   вентиляционной струи;
       в)   пульт   дистанционного   управления   и   контроля  работы
   вентиляторной  установки  должен находиться в диспетчерском пункте,
   а  в  случае  его  отсутствия  -  в  помещении  одной  из постоянно
   обслуживаемых   стационарных   установок  на  поверхности  карьера,
   имеющем,  как минимум, телефонную связь, где должны быть обеспечены
   постоянное     (круглосуточное)     наблюдение     за    действиями
   сигнализирующей  аппаратуры  и  регистрация  в  журнале регистрации
   показаний   результатов   работы   вентиляторных   установок   всех
   поступающих сигналов;
       г)  аппаратура  дистанционного  управления  и  контроля  работы
   вентилятора  должна  пройти предварительную промышленную проверку в
   течение  720  часов. Результаты этой проверки должны быть оформлены
   актом, который утверждает главный инженер организации.
       Допускается  работа автоматизированных вентиляторных установок,
   кроме  установок  главного проветривания, без самопишущих приборов,
   упомянутых  в подпункте "а", при условии обеспечения дистанционного
   контроля  за  всеми изменениями в работе вентиляторной установки на
   пульте управления.
       1.1.8.29.   Относительная   скорость  движения  вентиляционного
   потока  в  наклонном  стволе  (по  отношению  к  скорости  движения
   конвейерной ленты) не должна превышать 6,5 м/с.
       1.1.8.30.  На  время  выполнения  массовых  взрывов  в  карьере
   работники,  находящиеся  на подземном тракте ЦПТ, должны выводиться
   на   поверхность.  Работы  могут  быть  возобновлены  только  после
   надлежащего   его   проветривания  и  соответствия  вентиляционного
   воздуха  санитарным  нормам, что устанавливается после обследования
   подземного       тракта       представителями       военизированной
   горноспасательной части (ВГСЧ).
       1.1.8.31.  В месте выхода наклонного ствола в надшахтное здание
   должно  предусматриваться перекрывающее устройство устья ствола для
   исключения  обледенения  устья  ствола  и  попадания  отработанного
   загрязненного воздуха в надшахтное здание.
       1.1.8.32.  Работники,  занятые  обслуживанием  технологического
   оборудования  в наклонном стволе, должны быть ознакомлены с главным
   и  запасным  выходами  из наклонного ствола путем непосредственного
   прохода  от  места работы на поверхность в сопровождении работников
   надзора,  с  обязательным  занесением  записи  в журнал регистрации
   ознакомления работников с запасными выходами.
       На   всех   выработках   и   на  их  пересечениях  должны  быть
   прикреплены   указатели   направления   движения   к   выходам   на
   поверхность  с  указанием  расстояния до них. Указатели должны быть
   покрыты  самосветящейся  краской  или,  при  наличии  осветительной
   системы, освещены.
       1.1.8.33.  На  подземных  конвейерах  ЦПТ,  как правило, должны
   применяться ленты в огнестойком исполнении.
       1.1.8.34.  Строительные  конструкции галерей должны выполняться
   из  несгораемых  материалов.  При  этом  на  приводных  станциях  и
   перегрузочных  пунктах,  а  также через каждые 100 - 150 м по длине
   конвейера   должны   быть   установлены   средства  автоматического
   пожаротушения.  Сигнал о срабатывании этих средств должен поступать
   на  диспетчерский  пункт.  По  всей  длине наклонного ствола, кроме
   того,   должны  устанавливаться  средства  автоматической  пожарной
   сигнализации    и   прокладываться   противопожарные   трубопроводы
   диаметром  не  менее  100  мм,  на которых через каждые 50 м должны
   быть  установлены  пожарные краны диаметром не менее 63 мм (вентили
   и гайки).
       1.1.8.35.   У   приводных   и   натяжных  станций  (со  стороны
   поступления  воздуха)  в 3 - 5 м от станций и через каждые 100 м по
   длине  конвейера в специальных нишах должны быть установлены по два
   ручных огнетушителя и ящик с песком или инертной пылью.
       1.1.8.36.     Помещения     подземных    маслостанций    должны
   оборудоваться    установками    автоматического   пожаротушения   и
   средствами     автоматической    пожарной    сигнализации.    Двери
   маслостанций  должны  быть  постоянно  закрыты  на  замки  с  целью
   исключения нахождения в них посторонних лиц.
       1.1.8.37.   Каждый   конвейер  ЦПТ  должен  быть  укомплектован
   эффективными  устройствами для резки лент. Резка лент с применением
   открытого огня запрещена.
       1.1.8.38.   Для   предупреждения   возгорания  ленты  приводные
   станции конвейеров должны оборудоваться тепловыми замками.
       Сварочные   и   газопламенные  работы  должны  производиться  в
   строгом  соответствии  с  требованиями  инструкции  по производству
   сварочных   и   газопламенных   работ   в  подземных  выработках  и
   надшахтных  зданиях,  единых  правил  безопасности  при  разработке
   рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом.
       1.1.8.39.  Для  объектов  ЦПТ (стволов и др.) главным инженером
   дробильной  фабрики  (карьера)  должен составляться план ликвидации
   аварий  (ПЛА),  согласовываться  с  командиром  ВГСЧ и утверждаться
   главным инженером рудоуправления (комбината).
       Изучение  ПЛА  техническим  надзором  должно  производиться под
   руководством  главного  инженера  дробильной  фабрики  (карьера) до
   начала каждого следующего полугодия.
       Ознакомление  работников  с правилами поведения во время аварии
   в  соответствии  с  ПЛА  должно производиться начальником участка с
   соответствующей   записью   в   журнале   регистрации  ознакомления
   работников с запасными выходами и подписью ознакомившегося.
       Не  допускается допускать к работе работников, не ознакомленных
   с ПЛА и не знающих его в части, относящейся к месту их работы.
       1.1.8.40.  Все  работники,  занятые  на  подземных  работах,  и
   работники   технического   надзора   должны   иметь   индивидуально
   закрепленные   изолирующие  самоспасатели  и  должны  быть  обучены
   правилам   пользования  ими.  Проверка  знаний  работниками  правил
   пользования   самоспасателями   должна  производиться  начальниками
   участков или их заместителями не реже одного раза в шесть месяцев.
       Число  самоспасателей  должно  быть  на  10%  больше списочного
   состава подземных работников.
       1.1.8.41.  Для  оповещения  работников  на  подземных работах о
   возникновении  аварий,  кроме  телефонной,  должна быть оборудована
   специальная  аварийная  сигнализация  (световая,  громкоговорящая и
   др.).
       1.1.8.42.  Подземные наклонные стволы, оборудованные ленточными
   конвейерами  и  имеющие разность отметок конечных точек более 40 м,
   должны  быть  оборудованы  механическими подъемными установками для
   доставки    людей   наклонными   подъемниками   или   грузолюдскими
   подвесными   монорельсовыми  или  канатными  дорогами  при  наличии
   разрешения  Госгортехнадзора  России на применение их в горнорудных
   организациях.
       1.1.8.43.  Каждая  подъемная  установка,  служащая для спуска и
   подъема    людей    по   наклонному   стволу,   должна   ежесуточно
   осматриваться    специально   назначенным   приказом   руководителя
   организации  работником, а парашютные устройства опробоваться путем
   включения   ручного  привода.  Результаты  осмотра  записываются  в
   специальную книгу по утвержденной форме.
       1.1.8.44.  Подъемные сосуды, служащие для перевозки работников,
   должны  быть  соединены  между  собой  двойными  сцепками или одной
   сцепкой  и  предохранительными  цепями.  Центровой стержень сцепки,
   крюки  и  предохранительные  цепи  должны  иметь  13-кратный  запас
   прочности  по  отношению  к  максимальной  статической  нагрузке  и
   заменяться новыми не позднее чем через 5 лет после навески.
       1.1.8.45.   Передвижение  работников  по  проходу  в  наклонном
   стволе  и  галерее  допускается  только  при неработающих подъемных
   установках.
       1.1.8.46.  В  постоянных  местах  посадки  и высадки работников
   вдоль    подъемных    установок    со   стороны   проходов   должны
   предусматриваться  посадочные  площадки  шириной не менее 1,0 м и с
   устройством переходов к рабочим местам.
       1.1.8.47.  Каждая подъемная установка в наклонном стволе должна
   быть  оборудована  связью  между  подъемной  машиной  и  движущимся
   сосудом,  позволяющей осуществить двухсторонние переговоры, а также
   передачу:
       кодовых сигналов;
       исполнительного сигнала;
       сигнала аварийной остановки подъемного сосуда;
       сигнала датчика напуска каната;
       сигнала "посадка разрешена", "посадка запрещена".
   
                         1.1.9. Электроустановки
   
                        1.1.9.1. Общие положения
   
       1.1.9.1.1.    При   размещении,   устройстве   и   эксплуатации
   электроустановок  карьеров и отвалов к ним предъявляются требования
   действующих  правил  устройства  электроустановок,  правил  техники
   безопасности   при   эксплуатации   электроустановок  потребителей,
   правил    эксплуатации    электроустановок   потребителей,   правил
   применения   и   испытаний   защитных   средств,   используемых   в
   электроустановках,   инструкции   по   проектированию  молниезащиты
   зданий  в  той  части,  в  которой  они  не  противоречат настоящим
   Правилам.
       1.1.9.1.2. На каждом карьере должны быть:
       а)  схема электроснабжения, нанесенная на план горных работ, на
   которой   указываются   силовые   и   электротяговые   сети,  места
   расположения    электроустановок    (трансформаторных   подстанций,
   распределительных устройств и т.п.);
       б)   принципиальная  однолинейная  схема  с  указанием  силовых
   сетей,      электроустановок      (трансформаторных     подстанций,
   распределительных  устройств  и  т.п.),  а также рода тока, сечения
   проводов  и  кабелей, их длины, марки, напряжения и мощности каждой
   установки,   всех   мест   заземления,   расположения   защитной  и
   коммутационной  аппаратуры,  уставок  максимального токового реле и
   номинальных  токов  плавких  вставок предохранителей, а также токов
   короткого замыкания в наиболее удаленной точке защищаемой линии.
       Происшедшие  изменения  должны  наноситься  на схемы не позднее
   чем на следующий день.
       1.1.9.1.3.  На  каждом  пусковом  аппарате  должна  быть четкая
   надпись, указывающая включаемую им установку.
       1.1.9.1.4.   При   работе   на  линиях  и  в  электроустановках
   напряжением  до  и выше 1000 В должны выполняться организационные и
   технические  мероприятия,  предусмотренные  правилами  эксплуатации
   электроустановок  потребителей и правилами техники безопасности при
   эксплуатации электроустановок потребителей.
       1.1.9.1.5.    При    обслуживании    электроустановок    должны
   применяться    необходимые   защитные   средства   (диэлектрические
   перчатки, боты, коврики, изолирующие подставки и др.).
       Перед  применением  защитные  средства  должны  быть  тщательно
   осмотрены.
       В   местностях   с  низкими  температурами  должны  применяться
   утепленные   диэлектрические   перчатки.   Допускается   применение
   диэлектрических   перчаток  совместно  с  теплыми  (шерстяными  или
   другими) перчатками.
       1.1.9.1.6.  Защитные  средства,  применяемые  при  обслуживании
   электроустановок,  должны  подвергаться  обязательным периодическим
   электрическим испытаниям в установленные сроки.
       1.1.9.1.7.  Все  работники,  работающие  в карьере, должны быть
   обучены   способам   оказания   первой   помощи   пострадавшим   от
   электрического тока и при других несчастных случаях.
       1.1.9.1.8.  Голые  токоведущие  части  электрических устройств,
   голые  провода  и  шины,  контакты  рубильников  и предохранителей,
   зажимы  электрических машин и аппаратов и т.п., доступные случайным
   прикосновениям, должны быть защищены надежными ограждениями.
       1.1.9.1.9.    Электросварочные   аппараты   переменного   тока,
   установленные  на  горных  машинах (экскаваторах, буровых станках и
   др.),   должны   быть  оснащены  устройствами  снижения  напряжения
   холостого хода.
       Применение   указанных   устройств   на   сварочных   аппаратах
   постоянного тока напряжением до 110 В не требуется.
       Недействующие   участки  электросети  должны  отсоединяться  от
   питающей сети.
       1.1.9.1.10.    Для    питания    передвижных   электроустановок
   допускается применять напряжение не выше 35 кВ.
       1.1.9.1.11.  Электроустановки напряжением до 35 кВ должны иметь
   изолированную нейтраль.
       Это   требование   не   распространяется   на  электроустановки
   электрической тяги.
       При  циклично-поточной  технологии  заземляющие  устройства для
   электроустановок  с  изолированной  и  глухозаземленной  нейтралью,
   находящихся   соответственно  в  карьере  и  вне  карьера,  корпуса
   электрооборудования  которых  могут  иметь  электрическую  связь по
   металлоконструкциям,  инженерным  сетям и оболочкам кабелей, должны
   выполняться раздельно.
       1.1.9.1.12.   Плавкие   вставки   предохранителей  должны  быть
   калиброваны     заводом-изготовителем     или    электротехнической
   лабораторией  с  указанием  на  клейме  номинального  тока вставки.
   Применять   некалиброванные  плавкие  вставки  не  допускается.  Не
   допускается        применение       плавких       вставок       без
   патроно-предохранителей.  Замена их должна производиться при снятом
   напряжении и не во время грозы.
       1.1.9.1.13.  Для  защиты людей от поражения электрическим током
   в  электроустановках напряжением 1000 В должны применяться аппараты
   (реле-утечки),  автоматически  отключающие  сеть  при опасных токах
   утечки.
       Общее  время  отключения  поврежденной сети не должно превышать
   200 мс.
       Исправность  действия  (срабатывания)  реле-утечки  тока должна
   проверяться  в  каждой смене. Проверку реле-утечки тока в комплекте
   с  автоматом  на время их срабатывания необходимо производить раз в
   шесть   месяцев,   а   также   при  его  перестановке.  Допускается
   отсутствие защиты от утечки тока для цепей напряжением до 60 В.
   
                  1.1.9.2. Распределительные устройства
                      и трансформаторные подстанции
   
       1.1.9.2.1.  В  помещениях стационарных электрических подстанций
   и  распределительных устройств должны быть вывешены схемы первичной
   и  вторичной  коммутации,  воздушных  и кабельных сетей, инструкции
   для  работников,  установлены  предупредительные  знаки  и стенды с
   плакатами,  а  также правила оказания первой помощи пострадавшим от
   электрического тока.
       1.1.9.2.2.  На  электростанциях  или  подстанциях все отходящие
   фидеры  напряжением  выше  1000  В,  питающие карьерные передвижные
   электроустановки,     должны    быть    оборудованы    аппаратурой,
   обеспечивающей  автоматическое  отключение  линий  при однофазных и
   многофазных замыканиях на землю.
       Защита  от  однофазных  замыканий  на  землю должна выполняться
   двухступенчатой.  Проверка  и  контрольная наладка I ступени защиты
   от  замыкания  на  землю  одной  фазы  должна производиться не реже
   одного  раза  в шесть месяцев, а II ступени защиты - не реже одного
   раза в год.
       1.1.9.2.3.  Присоединение  переносных  и  передвижных  машин  и
   трансформаторов  подстанций  к  питающим  карьерным  линиям  должно
   производиться   при   помощи  передвижных  приключательных  пунктов
   заводского изготовления.
       Допускается      изготовление      специальных      передвижных
   приключательных   пунктов  горными  организациями  по  документации
   заводов-изготовителей при согласовании с Госгортехнадзором России.
       Непосредственное  присоединение  кабелей  к воздушной линии без
   приключательных пунктов не допускается.
       Приключательные   пункты   должны  быть  установлены  на  одном
   горизонте (уступе) с работающими горными машинами.
       В   отдельных  случаях  при  сооружении  съездов  и  работе  на
   перегрузочных   пунктах  допускается  расположение  приключательных
   пунктов  на разных горизонтах (уступах) с работающими экскаваторами
   при  условии  создания  безопасных  условий  для  осмотра  кабеля и
   возможности доступа на вышележащий уступ.
       При   установке   передвижных   трансформаторных  подстанций  у
   воздушных     линий     (без    кабельной    вставки)    применение
   приключательного пункта необязательно.
       1.1.9.2.4.  Корпуса  передвижных  трансформаторных подстанций и
   распределительных  пунктов  должны  быть  выполнены  из несгораемых
   материалов  с  достаточной  жесткостью конструкции, соответствующей
   условиям   эксплуатации,   и   оснащены   жесткой  сцепкой  для  их
   транспортировки.
       1.1.9.2.5.   Все   двери   высоковольтных   камер   передвижных
   подстанций,  распределительных  устройств и приключательных пунктов
   должны   иметь   надежное   запирающее   устройство,   механическую
   блокировку  между  высоковольтными выключателями, разъединителями и
   всеми   дверями   высоковольтных  камер,  препятствующую  ошибочным
   операциям   с   разъединителем   и   выключателем   и   исключающую
   возможность  открытия  дверей при включенном разъединителе, а также
   включение разъединителя при открытых дверях.
       1.1.9.2.6.  Производство  работ по переключению приключательных
   пунктов  должно  осуществляться  по  наряду,  которым  должны  быть
   определены безопасные условия труда.
   
                           1.1.9.3. Заземление
   
       1.1.9.3.1.     Заземлению    подлежат    металлические    части
   электроустановок,  нормально  не  находящиеся  под  напряжением, но
   которые могут в случае повреждения изоляции оказаться под ним:
       а)   корпуса   электрических   экскаваторов,  буровых  станков,
   насосов,  конвейеров, электросверл и других машин, станины и кожухи
   электрических   машин,   трансформаторов,   выключателей  и  другое
   электрооборудование и аппараты;
       б) приводы электрической аппаратуры;
       в)   вторичные  обмотки  измерительных  трансформаторов,  кроме
   случаев, предусмотренных правилами устройства электроустановок;
       г) каркасы щитов управления и распределительных щитов;
       д)   металлические   и   железобетонные  конструкции  и  кожухи
   стационарных    и    передвижных    трансформаторных    подстанций,
   распределительных устройств и приключательных пунктов;
       е)   металлические   корпуса   кабельных   муфт,  металлические
   оболочки кабелей и проводов, стальные трубы электропроводок;
       ж)  металлические  и  железобетонные  опоры и конструкции линий
   электропередач;
       з) корпуса прожекторов и осветительной арматуры;
       и)  барьеры,  металлические  решетчатые  и  сплошные ограждения
   частей,  находящихся  под  напряжением, металлические фермы, балки,
   площадки  и  другие  металлические  части,  могущие  оказаться  под
   напряжением.
       1.1.9.3.2. Заземлению не подлежат:
       а)  арматура подвесных и штыри опорных изоляторов, кронштейны и
   осветительная  арматура при установке их на деревянных опорах линий
   электропередачи  и  на деревянных конструкциях открытых подстанций,
   если   это   не   требуется   по  условиям  защиты  от  атмосферных
   перенапряжений;
       б)  оборудование,  установленное  на  заземленных металлических
   конструкциях,   при   этом  на  опорных  поверхностях  должны  быть
   предусмотрены  зачищенные  и  незакрашенные  места  для обеспечения
   электрического контакта;
       в)   корпуса   электроизмерительных   приборов,  реле  и  т.п.,
   установленных    на   щитах,   шкафах,   а   также   стенах   камер
   распределительных устройств;
       г)  кабельные  конструкции,  по  которым проложены кабели любых
   напряжений   с  металлическими  оболочками,  заземленными  с  обоих
   концов линии;
       д)   рельсовые   пути  на  участках,  выходящих  за  территорию
   электростанций, подстанций, распределительных устройств.
       1.1.9.3.3.  Заземление  работающих  в  карьере  стационарных  и
   передвижных   электроустановок   напряжением   до  1000  В  и  выше
   выполняется общим, кроме электроустановок электрической тяги.
       1.1.9.3.4.  Общая  сеть  заземления  стационарных и передвижных
   машин   и   механизмов  должна  осуществляться  путем  непрерывного
   соединения   между   собой   заземляющих   проводников  (тросов)  и
   заземляющих  жил  гибких  кабелей  в  соответствии с инструкцией по
   безопасной эксплуатации электроустановок открытых горных работ.
       1.1.9.3.5.   Общее   заземляющее   устройство   карьера  должно
   состоять   из   центрального  заземлителя,  магистрали  заземления,
   заземляющих  проводников местных заземлителей. Сопротивление общего
   заземляющего устройства должно быть не более 4 Ом.
       1.1.9.3.6.    Допускается    работа   передвижных   комплектных
   трансформаторных  подстанций,  передвижных  приключательных пунктов
   без  местных  заземлителей  при наличии дополнительного заземлителя
   (аналогичного    центральному    заземлителю),    подключенного   к
   магистрали  заземления  таким  образом,  чтобы  при выходе из строя
   любого  элемента центрального заземлителя или магистрали заземления
   сопротивление   заземления   в  любой  точке  заземляющей  сети  не
   превышало 4 Ом.
       1.1.9.3.7.  На  карьерах  не  реже  одного  раза в месяц должен
   проводиться   наружный   осмотр  всей  заземляющей  сети,  а  также
   измерение    сопротивления    общего    заземляющего    устройства.
   Сопротивление  общего  заземляющего устройства должно быть не более
   4 Ом.
       Заземление  в  районах  с большим удельным сопротивлением земли
   допускается   проводить   в  соответствии  с  правилами  устройства
   электроустановок.
       1.1.9.3.8.  Все  подключения заземляющих проводников к корпусам
   машин,  электрооборудования  и  аппаратам,  а  также к заземлителям
   должны производиться сваркой или надежным болтовым соединением.
       1.1.9.3.9.    Перед   включением   вновь   установленного   или
   передвинутого     электрооборудования    должно    быть    замерено
   сопротивление   их   заземляющих  устройств.  Результаты  измерения
   должны заноситься в специальный журнал.
       1.1.9.3.10.  После  производства  взрывных  работ  должен  быть
   произведен осмотр заземляющей сети в зоне взрыва.
   
          1.1.9.4. Воздушные и кабельные линии электропередачи
   
       1.1.9.4.1.  Устройство  и  эксплуатация передвижных (временных)
   воздушных  линий  электропередачи  напряжением  до 1000 В и выше на
   карьерах  должно  производиться  согласно  инструкции по безопасной
   эксплуатации электроустановок открытых горных работ.
       1.1.9.4.2.   Под   воздушными  линиями  не  должны  размещаться
   штабели породы, руды, шпал, рельсов и прочих материалов.
       1.1.9.4.3.  Расстояние  от  нижнего  фазного  провода воздушной
   линии   электропередачи   на   уступе   до  поверхности  земли  при
   максимальной  стреле провеса проводов должно быть не менее величин,
   указанных в таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
   --------------------------------------T-------------------------¬
   ¦      Район прохождения линии        ¦Расстояние, м, от фазного¦
   ¦                                     ¦   провода до земли при  ¦
   ¦                                     ¦      напряжении, кВ     ¦
   ¦                                     +--------T--------T-------+
   ¦                                     ¦  до 1  ¦ 1 - 10 ¦  35   ¦
   +-------------------------------------+--------+--------+-------+
   ¦Территория карьеров и породных       ¦6       ¦6       ¦6      ¦
   ¦отвалов                              ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦Места, труднодоступные для людей и   ¦5       ¦5       ¦5      ¦
   ¦не доступные для наземного транспорта¦        ¦        ¦       ¦
   ¦Откосы уступов                       ¦3       ¦3       ¦3      ¦
   ¦Пересечение контактного провода      ¦2       ¦2       ¦2      ¦
   ¦электрифицированного участка         ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦железнодорожного пути с линией       ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦электропередачи (от контактного      ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦провода до линии электропередачи)    ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦Пересечение железнодорожных путей с  ¦7,5     ¦7,5     ¦7,5    ¦
   ¦линией электропередачи (от головки   ¦        ¦        ¦       ¦
   ¦рельсов)                             ¦        ¦        ¦       ¦
   L-------------------------------------+--------+--------+--------
   
       1.1.9.4.4.  Горизонтальное расстояние от крайних проводов линий
   электропередачи   при   наибольшем   их   отклонении  до  ближайших
   выступающих  частей  зданий  и  сооружений должно быть не менее 2 м
   при напряжении линии до 10 кВ и 4 м - 35 и 110 кВ.
       1.1.9.4.5.   Горизонтальные   расстояния  от  крайнего  провода
   воздушной  линии  электропередачи  (стационарной  или  передвижной)
   напряжением   10  кВ  на  уступе  должны  быть  не  менее  величин,
   приведенных ниже:
       при  неотклоненном  положении  до  крайнего  провода контактной
   сети,  подвешенного  с полевой стороны опоры контактного провода, -
   2,5 м;
       при   неотклоненном   положении  до  бровки  земляного  полотна
   автомобильной дороги - 2,0 м.
       1.1.9.4.6.  Работа экскаваторов, погрузчиков, буровых станков и
   т.п.  под линиями электропередач, находящимися под напряжением, или
   вблизи  их  допускается  в  том случае, если эти машины принадлежат
   владельцу  линии  или  закреплены  за  ним  и  при  условии,  когда
   расстояние  по  воздуху от подъемной или выдвижной части в любом ее
   положении,  в  том  числе  и при наибольшем допустимом конструкцией
   подъеме  или боковом вылете до ближайшего провода, находящегося под
   напряжением,  будет  не  менее при напряжении до 1 кВ - 1,5 м, от 1
   до 20 кВ - 2 м, от 35 до 110 кВ - 4 м.
       1.1.9.4.7.  При  эксплуатации  автосамосвалов грузоподъемностью
   75  т  и более должны разрабатываться дополнительные мероприятия по
   безопасности проезда их под контактными сетями.
       На  карьерных и отвальных линиях электропередачи напряжением до
   35 кВ допускается применение передвижных опор.
       Расстояние  между  передвижными опорами определяется по расчету
   с учетом климатических условий и не должно превышать 50 м.
       При   переходах   воздушных   ЛЭП  через  автодороги  крепление
   проводов  на  опорах  со штыревыми изоляторами должно быть двойным,
   за   исключением   переходов   через  призабойные  автодороги,  где
   крепление допускается на одном изоляторе.
       1.1.9.4.8.  Все  воздушные  и кабельные линии электропередачи в
   границах  опасных  зон  на  время  взрывания  зарядов  должны  быть
   отключены.
       После  взрыва  перед  включением  необходимо  произвести осмотр
   этих линий с записью результатов в специальный журнал.
       1.1.9.4.9.   Не   допускается   производить  работы  на  линиях
   электропередачи во время грозы.
       1.1.9.4.10.  Ремонт  шланговых  оболочек  и  соединение  гибких
   кабелей  должен производиться путем вулканизации. После соединения,
   требующего   восстановления   жильной  изоляции  кабеля,  последний
   должен быть подвергнут испытанию на диэлектрическую прочность.
       Величина  испытательного  напряжения  выпрямленного тока должна
   быть не менее 20 В. Продолжительность испытания 5 мин.
       При   применении   кабельных   линий   в   карьерах  и  отвалах
   допускается  производить  соединение  отрезков  кабелей  длиной  не
   менее  100  м при помощи специальных муфт (соединительных коробок),
   допущенных к применению на открытых горных работах.
       1.1.9.4.11.  Гибкий кабель, питающий передвижные машины, должен
   прокладываться  так, чтобы исключалась возможность его повреждения,
   примерзания,  завала породой, наезда на него транспортных средств и
   механизмов.  По обводненной площади кабель должен прокладываться на
   опорах  ("козлах"). В начале смены, а также в течение работы гибкие
   кабели  должны  осматриваться  работниками,  обслуживающими  данную
   установку.
       Допускается   держать   гибкий   кабель   под   напряжением  на
   специальном   барабане   (устройстве),   если   это   предусмотрено
   конструкцией машины.
       Не   допускается  перетаскивание  кабеля  волоком  по  почве  с
   применением  механизмов. Перемещение кабеля разрешается производить
   с   помощью   ковша   экскаватора   или  механизмов  с  применением
   приспособлений,    исключающих   излом   или   повреждение   кабеля
   (изолирующие  насадки  на зубья и др.), по инструкции, утвержденной
   главным инженером организации (подразделения).
       1.1.9.4.12.  При  подноске  экскаваторного кабеля, находящегося
   под  напряжением,  работники  обязаны пользоваться диэлектрическими
   перчатками    (рукавицами)    или   специальными   устройствами   с
   изолирующими рукоятками.
       1.1.9.4.13.    Ремонт   кабеля   должен   производиться   после
   отсоединения  его  от  питательного пункта и разрядки от остаточных
   электрических зарядов.
       1.1.9.4.14.  В  местах  пересечения с железнодорожными путями и
   автомобильными  дорогами кабели должны быть защищены от повреждений
   путем  прокладки  их  в  трубах,  коробах,  желобах  и  др. Размеры
   укрытия  должны превышать ширину железнодорожных путей или дорог не
   менее чем на 2 м в каждую сторону.
       1.1.9.4.15.  Соединение  гибких  кабелей напряжением до 1000 В,
   требующих  в процессе работы частых перемещений, должно выполняться
   при   помощи   специальных   штепсельных   муфт.   Розетка   должна
   монтироваться на стороне источника питания.
       1.1.9.4.16.    Соединение    многопроволочных    проводов    из
   однородного  металла  передвижных  линий электропередач напряжением
   выше  1000 В должно производиться с помощью специальных зажимов или
   скруткой  по  способу  "елочка"  или  комбинированным способом. При
   применении   многопроволочных  проводов  и  тросов  из  разнородных
   металлов следует применять специальные соединительные зажимы.
       В  каждом  пролете на один провод или трос допускается не более
   трех соединений.
       1.1.9.4.17.  Не  допускается  более  одного  присоединения  или
   отвода  от  зажимов  пускателя, трансформаторов и т.п., если это не
   предусмотрено конструкцией зажимов или присоединительной арматуры.
   
                       1.1.9.5. Электрическая тяга
   
       1.1.9.5.1.  Устройство  контактной  сети должно соответствовать
   требованиям   СНиП  III-41-76,  СНиП  2.05.07-91  и  инструкции  по
   безопасной  эксплуатации  электроустановок  открытых  горных работ.
   Высота   подвески   контактного  провода  над  головкой  рельса  на
   постоянных  путях  должна  быть не менее 6250 мм на станциях и 5750
   мм на перегонах.
       Для   питания  контактных  сетей  электрифицированных  железных
   дорог  допускается  применение системы с заземлением одной фазы или
   средней   точки   тягового   трансформатора.  При  этом  заземление
   тягового  трансформатора  должно  выполняться  за пределами контура
   защитного заземления тяговой подстанции.
       1.1.9.5.2.  Высота  подвески  контактного  провода  над уровнем
   головки  рельсов  на  передвижных железнодорожных путях при боковой
   подвеске должна быть не менее 4400 мм.
       1.1.9.5.3.  Расстояние  от оси крайнего пути до опор контактной
   сети  на постоянных путях должно быть не менее: на прямых перегонах
   2750  мм  и  на  станциях  2450  мм, для электрифицированных путей,
   вновь вводимых в эксплуатацию, 3100 мм.
       На  кривых  участках пути эти расстояния во всех случаях должны
   быть  увеличены  в  соответствии  с габаритом приближения строений.
   Взаимное  расположение  опор  контактной  сети  и  сигналов  должно
   обеспечивать видимость последних.
       На   передвижных   путях   при   погрузке   состава   думпкаров
   многоковшовыми    портальными    экскаваторами   расстояние   между
   подвижным  составом  и  проводом (в свету) должно быть не менее 800
   мм;  если это расстояние менее 800 мм, на боковых окнах электровоза
   должно быть устроено защитное ограждение.
       1.1.9.5.4.  В  пределах  искусственных сооружений расстояние от
   токосъемника    и   частей   контактной   сети,   находящейся   под
   напряжением,  до  заземленных  частей  сооружений  должно  быть  не
   менее:  при  номинальном напряжении до 1 кВ - 150 мм, до 4 кВ - 200
   мм, до 10 кВ - 250 мм и свыше 10 кВ - 350 мм.
       1.1.9.5.5.  Изолятор  анкеровки  контактного провода, несущих и
   фиксирующих тросов должен быть расположен не ближе 1,5 м от опоры.
       1.1.9.5.6.  Все  рельсовые  пути,  не используемые для движения
   электровозов,  должны  быть  отделены  от электрифицированных путей
   устройством изолированных стыков.
       1.1.9.5.7.   Работа   на   контактной   сети,  находящейся  под
   напряжением,  разрешается  лицам, имеющим на это право, и только со
   специальных   вышек,   смонтированных   на   автодрезине   либо  на
   специальной  платформе,  или с передвижных лестниц с изолированными
   площадками.
       Работы  под  напряжением  проводятся по нарядам. Не допускается
   производство  каких-либо  работ  на контактной сети во время дождя,
   тумана, мокрого снега и грозы.
       1.1.9.5.8.  В  каждой  группе  работников  на  контактной  сети
   должен  быть  руководитель,  ответственный  за  безопасность работ,
   имеющий не менее чем 4-ю квалификационную группу.
       1.1.9.5.9.   Металлические   конструкции  (мосты,  путепроводы,
   светофоры,  гидроколонки и т.п.), расположенные на расстоянии менее
   5  м  от  частей  контактной  сети,  находящихся  под  напряжением,
   металлические  опоры  контактной сети и детали крепления изоляторов
   контактной   сети   на   железобетонных  и  каменных  искусственных
   сооружениях  и  железобетонных  опорах,  а также приводы секционных
   разъединителей,    нерабочие    анкеровочные    ветки    и    грузы
   компенсаторов,  установленные  на  деревянных  опорах,  должны быть
   заземлены.
       Заземление   должно   выполняться   присоединением  заземляемой
   конструкции к тяговым рельсам.
       Заземляющие  провода  и  места  их  присоединения  к  рельсам и
   заземляемым устройствам должны быть доступны для контроля.
       1.1.9.5.10.    Приводы    секционных    разъединителей   должны
   находиться  под  замком. Каждый привод должен иметь присвоенный ему
   номер, четко написанный на его крышке.
       1.1.9.5.11.  Работы  на  контактной сети должны производиться в
   присутствии  второго лица, находящегося в непосредственной близости
   от места работы.
       1.1.9.5.12.  Электровозы  должны быть оборудованы блокировками,
   исключающими   вход  в  высоковольтную  камеру  и  выход  на  крышу
   электровоза при поднятом и неотключенном токоприемнике.
       1.1.9.5.13.  Ремонт  и  осмотр  оборудования, расположенного на
   крыше  электровоза,  должен  производиться в депо или на специально
   выделенном  пути (участке пути) с обязательным снятием напряжения и
   заземлением контактной сети.
       1.1.9.5.14.   Осмотр  и  ремонт  оборудования,  вспомогательных
   машин,  тяговых  двигателей  и  аппаратуры на электровозах вне депо
   должны  производиться  с  соблюдением следующих условий: электровоз
   должен    быть    остановлен    и   заторможен   ручным   тормозом,
   вспомогательные   машины   и   аппаратура  должны  быть  выключены,
   токосъемники  опущены  и  заземлены,  реверсивная  рукоятка  и ключ
   щитка    управления    сняты,   щитки   вспомогательных   машин   и
   токосъемников   заблокированы   и   быстродействующий   выключатель
   выключен.  После  полной  остановки  вспомогательных  машин главный
   разъединитель  и  разъединитель  вспомогательных  цепей должны быть
   отключены  разъединительной  штангой, на дизель-электровозах дизель
   должен быть остановлен.
       Ключ  от  щитков  управления  и рукоятка реверсивного механизма
   перед   началом   работ  должны  передаваться  лицу,  производящему
   работу.
       Машинист  электровоза  должен убедиться в том, что токосъемники
   опущены, даже при нулевом показании вольтметров.
       Ремонтные   работы   должны   производиться  в  соответствии  с
   утвержденным  перечнем  работ по распоряжению или в порядке текущей
   эксплуатации.
       1.1.9.5.15.  На  всех  пересечениях электрифицированных путей с
   автогужевыми    дорогами    и    в    пунктах,    где    проводятся
   погрузочно-разгрузочные    работы,    должны    быть    установлены
   предупредительные   светящиеся  или  освещенные  плакаты  "Берегись
   контактного  провода",  а  около  переезда  с  обеих  сторон  также
   габаритные   ворота,  высота  которых  должна  быть  меньше  высоты
   подвески контактного провода не менее чем на 0,5 м.
       1.1.9.5.16.  На  мостах,  путепроводах  и  пешеходных мостиках,
   проходящих  над электрифицированными путями, должны устанавливаться
   сплошные  предохранительные  щиты высотой не менее 2 м и шириной не
   менее 1 м в обе стороны от контактного провода.
   
                           1.1.9.6. Освещение
   
       1.1.9.6.1.  Устройство  и эксплуатация искусственного освещения
   в  карьерах  должны  соответствовать  требованиям правил устройства
   электроустановок    и   инструкции   по   безопасной   эксплуатации
   электроустановок открытых горных работ.
       1.1.9.6.2.   Для   осветительных   сетей  в  карьере,  а  также
   стационарных  световых  точек  на передвижных машинах, механизмах и
   агрегатах  должна применяться электрическая система с изолированной
   нейтралью при линейном напряжении не выше 220 В.
       При   применении   специальных   видов   освещения  допускается
   напряжение  выше  220  В. Для питания ручных переносных ламп должно
   применяться   линейное   напряжение  не  выше  42  В,  а  в  местах
   повышенной  опасности  поражения  током  - не выше 12 В переменного
   тока  и  до  50 В постоянного тока. При применении тепловозной тяги
   допускается  применение  для этой цели постоянного тока напряжением
   до 75 В.
       1.1.9.6.3.  Все  места  работы  в  карьерах и на отвалах должны
   быть  освещены  в соответствии с нормами, предусмотренными таблицей
   2  единых правил безопасности при разработке месторождений полезных
   ископаемых открытым способом.
   
                                                             Таблица 2
   
   -------------------------T--------T------------T-----------------¬
   ¦ Объекты карьера, отвала¦Наимень-¦ Плоскость, ¦    Примечание   ¦
   ¦                        ¦шая     ¦ в которой  ¦                 ¦
   ¦                        ¦освещен-¦ нормируется¦                 ¦
   ¦                        ¦ность,  ¦освещенность¦                 ¦
   ¦                        ¦лк      ¦            ¦                 ¦
   +------------------------+--------+------------+-----------------+
   ¦          1             ¦    2   ¦     3      ¦        4        ¦
   +------------------------+--------+------------+-----------------+
   ¦Территория в районе     ¦0,2     ¦На уровне   ¦Район работ, под-¦
   ¦ведения работ           ¦        ¦освещаемой  ¦лежащий освеще-  ¦
   ¦                        ¦        ¦поверхности ¦нию, устанавли-  ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦вается главным   ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦инженером карьера¦
   ¦Места работы машин в    ¦5       ¦Горизонталь-¦Освещенность     ¦
   ¦карьере, на породных    ¦        ¦ная         ¦должна быть обес-¦
   ¦отвалах и других        ¦8       ¦Вертикальная¦печена по всей   ¦
   ¦участках                ¦        ¦            ¦глубине и высоте ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦действия рабочего¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦оборудования     ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦машин            ¦
   ¦Места ручных работ      ¦5       ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦                        ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦                        ¦10      ¦Вертикальная¦                 ¦
   ¦Места разгрузки железно-¦3       ¦Горизонталь-¦Освещенность     ¦
   ¦дорожных составов, авто-¦        ¦ная         ¦обеспечивается на¦
   ¦мобилей и автопоездов   ¦        ¦            ¦уровне освещаемой¦
   ¦на отвалах, приемные    ¦        ¦            ¦поверхности      ¦
   ¦перегрузочные пункты    ¦        ¦            ¦                 ¦
   ¦Район работы бульдозера ¦10      ¦На уровне   ¦                 ¦
   ¦или другой тракторной   ¦        ¦поверхности ¦                 ¦
   ¦машины                  ¦        ¦гусениц     ¦                 ¦
   ¦                        ¦        ¦трактора    ¦                 ¦
   ¦Место работы гидро-     ¦5       ¦Горизонталь-¦Освещенность     ¦
   ¦мониторной установки    ¦        ¦ная         ¦обеспечивается по¦
   ¦                        ¦10      ¦Вертикальная¦всей высоте      ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦разрабатываемого ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦уступа в радиусе ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦действия гидромо-¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦ниторной струи   ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦воды             ¦
   ¦Место укладки породы    ¦5       ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦в гидроотвал            ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦Территория свеженамытых ¦0,2     ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦гидроотвалов            ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦Место производства      ¦10      ¦Вертикальная¦Освещенность     ¦
   ¦буровых работ           ¦        ¦            ¦обеспечивается на¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦высоту мачты     ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦станка           ¦
   ¦Кабины машин и меха-    ¦30      ¦Горизонталь-¦На высоте 0,8 м  ¦
   ¦низмов                  ¦        ¦ная         ¦от пола          ¦
   ¦Помещение землесосной   ¦10      ¦Горизонталь-¦В помещениях зем-¦
   ¦установки и район зем-  ¦        ¦ная         ¦лесосной установ-¦
   ¦лесосных зумпфов        ¦        ¦            ¦ки на высоте 0,8 ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦м от пола        ¦
   ¦Зона маневрирования     ¦10      ¦Горизонталь-¦Район, подлежащий¦
   ¦роторного отвалообра-   ¦        ¦ная         ¦освещению, уста- ¦
   ¦зователя                ¦15      ¦Вертикальная¦навливается сог- ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦ласно паспорту   ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦горных работ     ¦
   ¦Автодороги в пределах   ¦0,5 - 3 ¦Горизонталь-¦Освещенность     ¦
   ¦карьера (в зависимости  ¦        ¦ная         ¦обеспечивается на¦
   ¦от интенсивности дви-   ¦        ¦            ¦уровне движения  ¦
   ¦жения)                  ¦        ¦            ¦автомашин        ¦
   ¦Железнодорожные пути в  ¦0,5     ¦Горизонталь-¦Освещенность     ¦
   ¦пределах карьера        ¦        ¦ная         ¦обеспечивается на¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦уровне верхнего  ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦строения пути    ¦
   ¦Ремонтные площадки      ¦20      ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦роторных экскаваторов   ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦                        ¦25      ¦Вертикальная¦                 ¦
   ¦Конвейерные поточные    ¦5       ¦На поверх-  ¦                 ¦
   ¦линии                   ¦        ¦ности кон-  ¦                 ¦
   ¦                        ¦        ¦вейера      ¦                 ¦
   ¦Зона обслуживания конце-¦10      ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦вых барабанов конвейеров¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦Конвейерные ленты в     ¦50      ¦На поверх-  ¦На расстоянии не ¦
   ¦местах отборки породы   ¦        ¦ности кон-  ¦менее 1,5 м от   ¦
   ¦                        ¦        ¦вейерной    ¦породоотборщика  ¦
   ¦                        ¦        ¦ленты       ¦против движения  ¦
   ¦                        ¦        ¦            ¦конвейерной ленты¦
   ¦Помещение на участках   ¦10      ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦для обогрева работников ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦Лестницы, спуски с      ¦3       ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦уступа на уступ в карьер¦        ¦ная         ¦                 ¦
   ¦Постоянные пути движения¦1       ¦Горизонталь-¦                 ¦
   ¦работников в карьере    ¦        ¦ная         ¦                 ¦
   L------------------------+--------+------------+------------------
   
       1.1.9.6.4.  Для  освещения  отвалов и автодорог вне карьера при
   питании   от   отдельных  трансформаторных  подстанций  разрешается
   применение напряжения 380 - 220 В в сети с заземленной нейтралью.
       1.1.9.6.5.  На  стационарных  и  передвижных  опорах контактной
   сети   постоянного   тока   напряжением   до  1650  В  включительно
   допускается    подвеска   проводов   электрического   освещения   и
   светильников,   устанавливаемых   выше   контактного   провода   на
   противоположной  от  него  стороне опоры. Расстояние от контактного
   провода  до  проводов  освещения  по вертикали должно быть не менее
   1,5   м.   Изоляторы   осветительной  сети  принимаются  на  высшее
   напряжение  (1650  В).  Расстояние  от контактного провода до опоры
   при боковой подвеске должно быть не менее 1 м.
       Замена  ламп  и  светильников, расположенных ниже осветительных
   проводов  на  деревянных  опорах, должна производиться при снятом с
   контактного провода напряжении.
       Ремонт  осветительной сети (замена крюков, штырей и изоляторов,
   перетяжка   проводов   и   др.)  должен  производиться  при  снятом
   напряжении как с контактной, так и с осветительной сети.
       Все  работы  должны выполняться с соблюдением мер безопасности,
   предусмотренных     правилами     эксплуатации     электроустановок
   потребителей  и  правилами  техники  безопасности  при эксплуатации
   электроустановок потребителей.
   
                      1.1.10. Водоотлив и осушение
   
       1.1.10.1.   При   обводненности   месторождения   должны   быть
   разработаны   и  осуществлены  соответствующие  меры  по  осушению,
   обеспечивающие безопасность работ.
       1.1.10.2.   Каждый   карьер,  не  имеющий  естественного  стока
   поверхностных и почвенных вод, должен быть обеспечен водоотливом.
       Осушение   месторождений   полезных   ископаемых  при  открытой
   разработке  должно  производиться  по  специальным,  утвержденным в
   установленном  порядке  проектам.  Не  разрешается  вести  работы с
   какими-либо   отступлениями   от   проекта   без   предварительного
   согласования с соответствующей проектной организацией.
       Устья  стволов  дренажных шахт, штолен, шурфов, буровых скважин
   и  других  выработок  должны быть надежно защищены от проникновения
   через них в горные выработки поверхностных вод.
       При   наличии   на   территории  карьера  оползней  поверхность
   оползневого  массива  должна  быть  ограждена  нагорными  канавами,
   предохраняющими  массив  от  проникновения  в  него поверхностных и
   талых  вод,  снега,  грязевых  потоков.  В этих случаях на карьерах
   должны  ежегодно  разрабатываться  и утверждаться главным инженером
   мероприятия по обеспечению безопасности работ в карьере.
       1.1.10.3.  Горные  работы  вблизи  старых затопленных выработок
   или  других  водоемов  (рек,  прудов, озер) должны производиться по
   составленному    главным    инженером   карьера   и   утвержденному
   вышестоящей  организацией  проекту,  предусматривающему  оставление
   специальных    целиков,   предохраняющих   от   прорыва   воды,   и
   устанавливающему границы безопасного ведения работ.
       Главный  маркшейдер  (маркшейдер) организации не позднее чем за

Счетчики
 
Реклама
Разное