Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РФ ОТ 31.01.2000 N 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АСБЕСТА И АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   положении,    должны    быть    оборудованы    ловителями    цепей,
   предотвращающими   сбег   полотна   при   обрыве   тягового  органа
   конвейера.
       9.2.12.  При  установке  шнеков  допускается  одностороннее  их
   обслуживание с шириной свободного прохода не менее 0,8 м.
       Крышки  кожухов  шнеков  должны  быть  оборудованы блокировкой,
   исключающей доступ к шнекам при их вращении.
       9.2.13.   При   установке  на  ленточном  конвейере  барабанной
   сбрасывающей   тележки   или   передвижного  питателя  должны  быть
   предусмотрены проходы с обеих сторон конвейера.
       9.2.14.    При    выходе   на   поверхность   подземно-наземных
   конвейерных  галерей в них должны быть предусмотрены наружные входы
   и   установлены   переходные  мостики  через  конвейер,  устройство
   ограждений,  площадок  и лестниц должно соответствовать требованиям
   ГОСТ  12.2.022.  Переходными мостиками оборудуются конвейеры длиной
   более  20  м,  размещенные  на  высоте не более 1,2 м. В помещениях
   переходные мостики устанавливаются через каждые 50 м.
       9.2.15.  Эвакуационные выходы из галерей и эстакад и переходные
   мостики  над  конвейерами следует располагать не реже чем через 100
   м.   Мостики   должны   иметь  ширину  0,8  м,  сплошной  настил  и
   ограждаться  перилами высотой не менее 1 м с отбортовкой по низу на
   высоту 0,15 м.
       9.2.16.  В  проходах  конвейерных  галерей  с наклоном более 7-
   должны быть устроены ступени или деревянные трапы.
       9.2.17.   Скорость   движения   конвейерной  ленты  при  ручной
   рудоразборке   должна  быть  не  более  0,5  м/с.  Лента  в  местах
   рудоразборки должна быть ограждена.
       9.2.18.   При   расположении   конвейеров   над   проходами   и
   оборудованием  нижняя  ветвь  их  должна  быть  ограждена  сплошным
   металлическим  ограждением  или  деревянным  настилом,  исключающим
   возможность падения просыпающегося материала.
       9.2.19.  При  транспортировании  ленточными конвейерами сухих и
   пылящих  материалов, материалов с высокой температурой и выделением
   пара   необходимо  предусматривать  герметизацию  мест  погрузки  и
   разгрузки,   а   также   дополнительные  мероприятия  по  борьбе  с
   пылевыделением:  устройство  аспирации,  оросителей, смыв с полов и
   другие,  обеспечивающие предельно допустимые нормы вредных примесей
   в воздухе.
       При  транспортировании сухих порошкообразных пылящих материалов
   рабочая    ветвь    ленты    конвейера    должна   быть   полностью
   герметизирована
       9.2.20.    Скаты   самозагружающихся   тележек   и   самоходных
   конвейеров  должны  быть  ограждены.  Зазор  между  ограждениями  и
   головкой рельса не должен превышать 10 мм.
       Грузы  натяжных устройств конвейеров, а также натяжные барабаны
   должны  быть  ограждены  и располагаться так, чтобы в случае обрыва
   ленты   или   каната  исключалась  возможность  падения  груза  или
   барабана  на  людей  или оборудование, расположенное на нижележащих
   этажах.
       9.2.21.  Питатели  и конвейеры, транспортирующие горную массу с
   крупностью  кусков  более  200 мм, должны быть оборудованы боковыми
   ограждениями,  исключающими  падение  кусков горной массы с рабочих
   органов питателей и конвейеров.
       9.2.22.  Скорость  движения ленты конвейера не должна превышать
   величин, указанных в таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
   ------------T----------------------------------------------------¬
   ¦   Ширина  ¦        Максимальная скорость движения, м/с         ¦
   ¦ ленты, мм +-------------------------T--------------------------+
   ¦           ¦ для материала крупностью¦ для материала крупностью ¦
   ¦           ¦     кусков до 200 мм    ¦    кусков более 200 мм   ¦
   +-----------+-------------------------+--------------------------+
   ¦650        ¦2,0                      ¦-                         ¦
   ¦800        ¦2,50                     ¦2,0                       ¦
   ¦1000       ¦3,15                     ¦2,50                      ¦
   ¦1200       ¦4,0                      ¦3,15                      ¦
   ¦1400       ¦4,0                      ¦3,15                      ¦
   ¦1600       ¦5,0                      ¦4,0                       ¦
   ¦2000       ¦6,3                      ¦4,0                       ¦
   L-----------+-------------------------+---------------------------
   
       При  наличии  на  конвейере  плужкового  сбрасывателя  скорость
   ленты  не  должна  превышать  1,25  м/с, а при наличии разгрузочной
   тележки - 2,5 м/с.
       9.2.23.  Максимальные  углы  подъема  ленточных  конвейеров  не
   должны превышать величин, указанных в таблице 3.
   
                                                             Таблица 3
   
   -----------------------------------T-----------------------------¬
   ¦     Транспортируемый материал    ¦Угол подъема конвейера, град.¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦Горная масса крупностью кусков,   ¦                             ¦
   ¦мм:                               ¦                             ¦
   ¦ 400                              ¦12                           ¦
   ¦ 350                              ¦16                           ¦
   ¦ 120                              ¦20                           ¦
   ¦Горная масса дробленая, грохоченая¦18                           ¦
   ¦ Щебень сухой                     ¦18 - 20                      ¦
   ¦ Песок сухой                      ¦15                           ¦
   L----------------------------------+------------------------------
   
       9.2.24.  На приводах наклонных конвейеров с углом подъема более
   6- следует устанавливать:
       при  мощности  на  один  барабан  100  кВт  -  электромагнитные
   тормоза   или   быстроходные  автоматические  действующие  храповые
   остановы;
       при  мощности  на  один  приводной  барабан  более  100  кВт  -
   колодочные   тормоза   с   гидравлическим   толкателем  и  храповым
   остановом.
       9.2.25.  Загрузочные  устройства конвейеров должны обеспечивать
   непрерывность   и  плавность  потока  горной  массы,  промежуточных
   продуктов, готовой продукции и отходов производства.
       9.2.26.    Элеваторы,    скребковые    конвейеры    и    шнеки,
   транспортирующие  сухие  и  пылящие  материалы, должны быть закрыты
   кожухами  по  всей  длине,  а  места  загрузки и разгрузки при этом
   должны  быть  герметизированы. Для наблюдения за работой элеваторов
   в  кожухе  устанавливаются  смотровые  окна с плотно закрывающимися
   дверцами.   Кожух   элеватора   должен  быть  подключен  к  системе
   аспирации с аппаратами для очистки воздуха.
       9.2.27.   Элеваторы,   транспортирующие   мокрые  продукты,  во
   избежание  разбрызгивания  пульпы должны быть по всей длине закрыты
   предохранительными   щитами  и  кожухами.  Элеваторы  должны  иметь
   аварийные выключатели как у мест загрузки, так и у мест разгрузки.
       9.2.28.  Для производства ремонтно-монтажных работ над головкой
   элеватора должно быть установлено грузоподъемное устройство.
       9.2.29.   Расстояние   от   верхней  габаритной  точки  головки
   элеватора до перекрытия должно быть не менее 1,0 м.
       9.2.30.  Приямки  элеваторов  должны  снабжаться  стационарными
   лестницами  и  ограждаться  по  периметру перилами высотой не менее
   1,0  м  со  сплошной  металлической  обшивкой по низу ограждения на
   высоту  0,15  м  с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5
   м.
       9.2.31.  Для предупреждения просыпания сырья и выбивания пыли в
   производственные  помещения  шахты элеваторов не должны иметь щелей
   и  открытых  отверстий,  а люки и узлы подсоединения течек к шахтам
   элеваторов должны иметь уплотнения.
       9.2.32.  Крышки  люков  должны  быть сблокированными с приводом
   элеватора   так,  чтобы  при  их  открытии  элеватор  автоматически
   останавливался.
       9.2.33.    Элеваторы   должны   быть   оснащены   устройствами,
   автоматически отключающими привод при обрыве ковшовой ленты.
       9.2.34.  Для  обеспечения  безопасности  при  осмотре и ремонте
   элеваторы  должны  иметь  устройства,  предупреждающие  возможность
   обратного хода и падения ковшовой ленты.
       9.2.35.  Перед  ремонтом  элеватора  ковшовая лента должна быть
   остановлена.
       9.2.36. Не допускается:
       загружать  элеватор без проверки готовности к работе следующего
   за   ним   оборудования  транспортной  линии  (конвейеров,  шнеков,
   бункеров и др.);
       пускать элеватор при недостаточном натяжении ковшовой ленты;
       останавливать    элеватор    во    время    подачи    в    него
   транспортируемого материала или при загруженных ковшах.
       9.2.37.    Элеваторы    должны   быть   оборудованы   системами
   сигнализации,   обеспечивающими   двустороннюю   сигнальную   связь
   площадок  для  обслуживания  головок и башмаков элеваторов с местом
   пуска элеватора.
       9.2.38.   Желоба   самотечного  и  воздуховоды  пневматического
   транспорта  должны  быть  герметичными,  примыкание крышек, а также
   фланцевые соединения должны быть уплотнены при помощи прокладок.
       9.2.39.  Внутренние  поверхности  желобов и воздуховодов должны
   быть   гладкими  и  не  иметь  выступов  в  местах  стыков,  а  при
   транспортировании   абразивных   продуктов   иметь   футеровку   из
   каменного литья, резины или других защитных материалов.
       9.2.40.  Присоединение  желобов  и воздуховодов к оборудованию,
   создающему  вибрацию,  должно  быть  осуществлено при помощи гибких
   переходов (мягких вставок), исключающих передачу вибрации.
       9.2.41.  Хомуты  узлов  подвесок  должны  охватывать  желоба  и
   воздуховоды  по всему периметру и крепиться к подвескам на болтовые
   соединения.  Крепление подвесок к фланцам желобов и воздуховодов не
   допускается.
       9.2.42.   Желоба   и   воздуховоды   могут   быть   оборудованы
   регулирующими  устройствами,  смотровыми и питометражными лючками с
   герметичными дверцами и крышками.
       9.2.43.  Регулирующие  устройства,  смотровые  и  питометражные
   лючки,  расположенные  на  высоте  свыше 1,5 м от пола, должны быть
   оборудованы  стационарными  лестницами  с  площадками. В стесненных
   местах  обслуживание  регулирующих  устройств,  очистку  желобов  и
   воздуховодов   через  смотровые  лючки,  а  также  замеры  расходов
   воздуха  допускается производить с переносных лестниц и передвижных
   площадок.
       9.2.44.   Опирать  на  желоба  и  воздуховоды  леса,  подмости,
   переносные  и  стационарные лестницы, подвешивать к ним тали, блоки
   и   другие   устройства,   а   также   цепляться  за  них  кушаками
   предохранительных поясов не допускается.
       9.2.45.  Конструкция, поперечное сечение и углы наклона желобов
   должны  обеспечивать  самотечное  транспортирование асбестовых руд,
   промежуточных   продуктов,   готовой   продукции,   отходов  сухого
   обогащения асбестовых руд и их разгрузку по оси конвейера.
       9.2.46.  При длине желобов свыше 1,0 м и угле наклона более 45-
   в  них  должны быть установлены гасители скорости транспортируемого
   материала.
       9.2.47.  Стенки желобов для транспортирования готовой продукции
   не должны иметь острых и рваных бортов.
       Трубопроводы  систем  пневмотранспорта,  аспирации,  отопления,
   водоснабжения,   канализации,   а  также  топливопроводы  и  желоба
   самотечного  транспорта не должны проходить через помещения станций
   управления, диспетчерских и операторских пунктов.
   
                                ЧАСТЬ II
   
                     Раздел 1. ПРОИЗВОДСТВО АСБЕСТА
              И АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
                 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССАМ
   
              1.1. Добыча асбестовых руд открытым способом
   
                         1.1.1. Общие положения
   
       1.1.1.1.  Каждая  организация,  занятая  добычей асбестовых руд
   открытым способом, должна иметь:
       утвержденный  проект  разработки,  включающий  разделы  техники
   безопасности,  охраны  окружающей  среды и рекультивации нарушенных
   земель;
       соответствующую маркшейдерскую и геологическую документацию;
       план  развития  горных  работ,  утвержденный  главным инженером
   организации  и  согласованный  с  соответствующими  региональными и
   местными  органами  Госгортехнадзора  России  в  части  обеспечения
   принятых  проектных  решений  безопасного  ведения  горных  работ и
   охраны недр;
       лицензию   на   эксплуатацию  горных  производств  и  объектов,
   выданную   соответствующими   региональными   и  местными  органами
   Госгортехнадзора  России,  а  также  лицензию  на право пользования
   недрами,     включая    горный    отвод,    зарегистрированный    в
   соответствующем региональном органе Госгортехнадзора России.
       1.1.1.2.  Разработка  породных  отвалов  асбестовых  карьеров и
   отвалов    отходов    обогащения   обогатительных   фабрик   должна
   производиться по специальному проекту.
       1.1.1.3.  При  проведении  и  эксплуатации  подземных выработок
   надлежит   руководствоваться  едиными  правилами  безопасности  при
   разработке  рудных,  нерудных  и  россыпных месторождений подземным
   способом.
       Производство  взрывных  работ при добыче асбестовых руд следует
   осуществлять   в   соответствии   с   требованиями   единых  правил
   безопасности при взрывных работах.
       1.1.1.4.    Машинисты   и   помощники   машинистов   горных   и
   транспортных  машин,  управление  которыми  связано  с  оперативным
   включением    и    отключением   электроустановок,   должны   иметь
   квалификационную  группу  по  технике безопасности в соответствии с
   правилами  эксплуатации  электроустановок  потребителей и правилами
   техники     безопасности    при    эксплуатации    электроустановок
   потребителей:
       при напряжении до 1000 В:
       машинисты - не ниже III группы;
       помощники машинистов - не ниже II группы;
       при напряжении выше 1000 В:
       машинисты - не ниже IV группы;
       помощники машинистов - не ниже III группы.
       Наличие    указанных    квалификационных   групп   по   технике
   безопасности  дает  право  машинистам  и  их помощникам производить
   обслуживание  и  текущие профилактические ремонты только в пределах
   закрепленного   экскаватора   (бурового   станка   и  т.п.)  и  его
   приключательного  пункта,  в том числе подсоединение (отсоединение)
   кабеля  у  приключательного  пункта  по распоряжению энергетика или
   энергодиспетчера.
       При  временном  переводе  машинистов  и их помощников на другие
   горные   машины   выполнение   указанных  работ  разрешается  после
   ознакомления их с системой энергоснабжения этих горных машин.
       1.1.1.5.  В карьерах при длине пути до рабочего места свыше 2,5
   км  или  при  глубине  работ  более  100 м должна быть организована
   доставка  работников  к  рабочему месту на специально оборудованном
   для этой цели транспорте.
       Не  допускается  перевозка  людей в саморазгружающихся вагонах,
   кузовах  автосамосвалов  и грузовых вагонетках, вагонетках канатных
   дорог.
       1.1.1.6.   Проезд   в   железнодорожных   составах   и  кабинах
   локомотивов   разрешается  работникам,  сопровождающим  составы,  а
   также  работникам  технического  надзора и отдельным работникам при
   наличии у них письменного разрешения администрации.
       1.1.1.7.   Проезд   через   железнодорожные   пути   в  карьере
   бульдозерам,   автомашинам   и   другим  колесным,  гусеничным  или
   шагающим  машинам  разрешается  в  установленных местах, специально
   оборудованных и обозначенных указателями.
       1.1.1.8.   Переезд  через  железнодорожные  пути,  связанный  с
   технологией  ведения  горных  работ,  допускается  по утвержденному
   главным   инженером   организации   (подразделения)   регламенту  с
   осуществлением необходимых мер безопасности.
       1.1.1.9.  Передвижение людей в карьере (разрезе) допускается по
   специально   устроенным   пешеходным   дорожкам   или  по  обочинам
   автодорог    со    стороны   порожнякового   направления   движения
   автотранспорта.
       В  темное  время  суток  пешеходные  дорожки  и  переходы через
   железнодорожные пути и автодороги должны быть освещены.
       1.1.1.10.  Для  сообщения между уступами должны устанавливаться
   прочные  лестницы  с  двухсторонними  поручнями и наклоном не свыше
   60-,  освещенные в темное время суток. При высоте уступа более 10 м
   должны  устраиваться  маршевые  лестницы  шириной  не менее 0,8 м с
   горизонтальными  площадками  на  расстоянии друг от друга по высоте
   не более 15 м.
       Ступеньки  и  площадки  лестниц должны систематически очищаться
   от  снега,  льда,  грязи  и  при  необходимости  посыпаться песком.
   Подходы  к  лестницам  должны быть выровнены на ширину не менее 0,8
   м.  Взамен  лестниц  допускается  устройство  пешеходных  дорожек с
   уклоном не более 20-, оборудованных для передвижения по ним людей.
       Места  установки  лестниц  и  расстояния  между  ними  по длине
   уступа устанавливаются планами развития горных работ.
       Передвижение  людей  с уступа на уступ, по откосам и взорванной
   горной   массе   допускается   лишь   при  особой  производственной
   необходимости  и с разрешения, в каждом отдельном случае, работника
   технического надзора.
       Допускается  использование для перевозки работников с уступа на
   уступ  механизированных  средств  (эскалаторов  и др.), разрешенных
   Госгортехнадзором России.
       1.1.1.11.  Переход через ленточные конвейеры разрешается только
   по переходным мостикам, оборудованным перилами.
       В   местах   прохода   и  проезда  под  конвейерами  необходимо
   устраивать  сплошные защитные перекрытия для предохранения людей от
   возможного  поражения  падающими  с ленты кусками транспортируемого
   материала.
       1.1.1.12.  Перед  пуском  механизмов  и началом движения машин,
   железнодорожных   составов   или   автомобилей  обязательна  подача
   звуковых  или  световых сигналов, с назначением которых должны быть
   ознакомлены  все  работники,  участвующие в данном производственном
   процессе.   При  этом  сигналы  должны  быть  слышны  (видны)  всем
   работникам в районе действия машин, механизмов и др.
       Каждый   неправильно  поданный  или  непонятный  сигнал  должен
   восприниматься как сигнал "Стоп".
       Перед  началом  работы  или  движения  машины,  механизма и др.
   машинист   обязан   убедиться   в  безопасности  членов  бригады  и
   находящихся поблизости других работников.
       Таблица  сигналов  вывешивается  на  работающем  механизме  или
   вблизи от него.
       1.1.1.13.  Не  допускается  отдых  непосредственно в забоях и у
   откосов   уступа,   а   также  вблизи  действующих  механизмов,  на
   транспортных путях оборудования и т.п.
       1.1.1.14.  Горные  выработки  карьеров в местах, представляющих
   опасность,   должны   быть  ограждены  предупредительными  знаками,
   освещенными в темное время суток.
       Зумпфы,  взрывные  и  дренажные  скважины и другие вертикальные
   или   наклонные   выработки   должны  быть  надежно  перекрыты  или
   ограждены.
       1.1.1.15.    В   нерабочее   время   горные,   транспортные   и
   дорожно-строительные   машины  должны  быть  отведены  от  забоя  в
   безопасное  место,  рабочий  орган  (ковш  и  др.) опущен на землю,
   кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.
       1.1.1.16.   При   возникновении   опасных  ситуаций  (стихийных
   бедствий,  возможности  оползней, обвалов и обрушений горной массы,
   снега,   льда,   отказов   зарядов   ВМ   при   взрывных   работах,
   загазованности   атмосферы   карьера   в   опасных   концентрациях)
   технологические   процессы   добычи   асбестовых  руд  должны  быть
   прекращены  и  работники  выведены за пределы опасной зоны, которая
   должна быть ограждена предупредительными знаками.
       1.1.1.17.   Организации,  ведущие  открытые  горные  работы  на
   глубине  более  100 м или в сложных горно-геологических условиях, а
   также  при совмещенной отработке месторождения открытым и подземным
   способами,  в  соответствии  с  Федеральным законом "О промышленной
   безопасности   опасных   производственных   объектов"   <1>  должны
   представлять    декларацию   промышленной   безопасности   опасного
   производственного   объекта   и   страховать   ответственность   за
   причинение  вреда  жизни,  здоровью  или  имуществу  других  лиц  и
   окружающей природной среде в случае аварии.
   --------------------------------
       <1>   Утвержден   21   июля   1997   г.   N   116-ФЗ  (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588).
   
                          1.1.2. Горные работы
   
       1.1.2.1.   Высота   уступа   определяется   проектом  с  учетом
   физико-механических  свойств  горных пород и полезного ископаемого,
   а также горно-геологических условий их залегания.
       Допускается  отработка  уступов  высотой  до 30 м послойно, при
   этом  высота забоя не должна превышать максимальной высоты черпания
   экскаватора.
       При   отработке   уступов  слоями  должны  осуществляться  меры
   безопасности,  исключающие  обрушения  и  вывалы  кусков  породы  с
   откосов  уступа  (наклонное бурение, контурное взрывание, заоткоска
   откосов и др.).
       При  мелкотрещиноватых  породах  и рудах с применением взрывных
   работ  допускается  увеличение  забоя до полуторной высоты черпания
   при  осуществлении дополнительных мер, препятствующих произвольному
   обрушению козырьков и нависей.
       Высота уступа не должна превышать:
       при  разработке  одноковшовыми  экскаваторами типа механической
   лопаты   без   применения   взрывных   работ   -   высоты  черпания
   экскаватора;
       при   разработке   драглайнами,   многоковшовыми   и  роторными
   экскаваторами - высоты или глубины черпания экскаватора;
       при  разработке  вручную  рыхлых и сыпучих пород - 3 м, мягких,
   но устойчивых, а также крепких монолитных пород - 6 м.
       1.1.2.2. Углы откосов рабочих уступов допускаются:
       а)   при   работе   экскаваторов  типа  механической  лопаты  и
   драглайна - до 80-;
       б) при работе роторных экскаваторов - до 80-;
       в)   при   работе   многоковшовых  цепных  экскаваторов  нижним
   черпанием - не более угла естественного откоса этих пород;
       г) при разработке вручную:
       рыхлых  и  сыпучих  пород  - не более угла естественного откоса
   этих пород;
       мягких, но устойчивых пород - не более 50-;
       скальных пород - не более 80-.
       Предельные  углы  откоса  нерабочих уступов (углы устойчивости)
   устанавливаются   проектом   и  корректируются  по  данным  научных
   исследований в процессе эксплуатации.
       1.1.2.3.   Горное  и  транспортное  оборудование,  транспортные
   коммуникации,  линии  электроснабжения и связи должны располагаться
   на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.
       Расстояние    от    подошвы    развала    до   оси   ближайшего
   железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.
       Расчет  ширины  рабочей  площадки определяется в соответствии с
   нормами технологического проектирования.
       1.1.2.4.   При   отработке   уступов  экскаваторами  с  верхней
   погрузкой  расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути
   или  автодороги  устанавливается  проектом, но должно быть не менее
   2,5 м.
       Высота   уступа   (подступа)   должна   обеспечивать  видимость
   транспортных сосудов из кабины машиниста экскаватора.
       Формирование  временно нерабочих бортов карьера и возобновление
   горных   работ   на   них   должны   производиться   по   проектам,
   предусматривающим меры безопасности труда.
       1.1.2.5.    При    вскрышных    работах,    осуществляемых   по
   бестранспортной   системе   разработки,  расстояние  между  нижними
   бровками   уступа   полезного   ископаемого   и   породного  отвала
   устанавливается  проектом  или  планом  горных  работ.  При наличии
   железнодорожных  путей  или  конвейеров расстояние от нижней бровки
   отвала  до  оси железнодорожного пути или оси конвейера должно быть
   не менее 4 м.
       1.1.2.6.   Расстояние  между  смежными  бермами  при  погашении
   уступов   и   постановки   их   в   предельное  положение,  ширина,
   конструкция   и   порядок   обслуживания   предохранительных   берм
   определяются  проектом. В процессе эксплуатации параметры уступов и
   предохранительных  берм  должны  при  необходимости  уточняться  по
   результатам исследований физико-механических свойств горных пород.
       При  погашении  уступов  должен  соблюдаться общий угол наклона
   борта карьера, установленный проектом.
       Во   всех   случаях  ширина  бермы  должна  быть  такой,  чтобы
   обеспечивалась ее механизированная очистка <1>.
   --------------------------------
       <1>   В   тех  случаях,  когда  ширина  транспортной  бермы  не
   превышает  ширины  предохранительных  берм,  устройство специальной
   предохранительной бермы на этом горизонте не требуется.
   
       1.1.2.7.  Предохранительные  бермы  должны быть горизонтальными
   или  иметь  уклон  в сторону борта карьера и регулярно очищаться от
   кусков  породы,  руды  и  посторонних  предметов. Бермы, по которым
   происходит  систематическое  передвижение  работников, должны иметь
   ограждение.   Допускается  в  соответствии  с  проектом  применение
   наклонных берм, в том числе совмещенных с транспортными.
       1.1.2.8.   Работники   технического   надзора   обязаны   вести
   постоянный   контроль   за   состоянием  бортов  траншей,  уступов,
   откосов,  отвалов;  в  случае обнаружения признаков сдвижения пород
   работы должны быть прекращены.
       Периодичность    осмотров    и    инструментальных   наблюдений
   устанавливается  в  соответствии  с  инструкцией  по наблюдениям за
   деформациями  бортов,  откосов,  уступов  и  отвалов  на карьерах и
   разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости.
       1.1.2.9.  При  работе на уступах должна регулярно производиться
   их оборка от нависей и "козырьков", а также ликвидация заколов.
       1.1.2.10.   Работы   по  оборке  уступов  должны  производиться
   механизированным  способом.  Ручная  оборка  допускается только под
   непосредственным  наблюдением  работника  технического  надзора или
   бригадира.
       Работники,   не   занятые   оборкой,   должны  быть  удалены  в
   безопасное  место.  Не  допускается  проведение  каких-либо работ и
   нахождение людей под "козырьком" и нависями уступов.
       1.1.2.11.  Расстояние по горизонтали между рабочими местами или
   механизмами,  расположенными  в  двух смежных по вертикали уступах,
   должно  составлять  не  менее 10 м при ручной разработке и не менее
   полутора   максимальных   радиусов   черпания   при   экскаваторной
   разработке <2>.
   --------------------------------
       <2>  При  использовании  взаимосвязанных  в  работе  механизмов
   расстояния между ними по горизонтали и вертикали определяется ППР.
   
       При  разработке  уступов  вручную  работы должны вестись только
   сверху  вниз  с сохранением угла откоса в соответствии с п. 1.1.2.2
   части II настоящих Правил и без применения способа "подбоем".
       1.1.2.12.  При  работе  на  откосах  уступов  с углом более 35-
   работники,  производящие  бурение, оборку и другие операции, должны
   пользоваться  предохранительными  поясами с канатами, закрепленными
   за надежную опору.
       1.1.2.13.  При  работах  в зонах возможных обвалов или провалов
   вследствие  наличия  подземных  выработок  или  карстов должны быть
   приняты   специальные   меры,  обеспечивающие  безопасность  работы
   (передовое  разведочное  бурение,  отвод  на время взрывания горных
   машин  из  забоев,  находящихся вблизи зоны возможного обрушения, и
   т.д.).   При   этом   должны   вестись   тщательные  маркшейдерские
   наблюдения  за  состоянием  бортов и почвы карьера. При обнаружении
   признаков  сдвижения  пород  работы  должны быть прекращены и могут
   быть   возобновлены  только  по  специальному  проекту  организации
   работ, утвержденному руководством организации.
       1.1.2.14.   В  проекте  разработки  месторождений,  склонных  к
   оползням, должны быть предусмотрены специальные меры безопасности.
       1.1.2.15.   Если   склонность   к  оползням  устанавливается  в
   процессе  ведения  горных  работ, необходимо внести соответствующие
   коррективы  в  проект  и  осуществлять  предусмотренные  в нем меры
   безопасности.
       При   одновременной   разработке   месторождений   открытым   и
   подземным   способами,   а  также  при  проведении  и  эксплуатации
   подземных  дренажных  выработок  должны осуществляться мероприятия,
   согласованные   с   местными   органами   Госгортехнадзора  России,
   обеспечивающие  безопасность  работников  на  подземных  и открытых
   работах  (согласование  планов и графиков ведения горных и взрывных
   работ,  контроль  за состоянием атмосферы, предотвращение попадания
   ядовитых продуктов из карьера в подземные выработки и т.д.).
       За  состоянием  подработанного массива и выполнением намеченных
   мероприятий должен осуществляться систематический контроль.
       1.1.2.16.  При  ведении  работ  в  лавиноопасных районах должны
   осуществляться меры по защите от снежных лавин и селевых потоков.
       План  мероприятий  по  противолавинной защите разрабатывается с
   учетом   местных   условий   и   утверждается   главным   инженером
   организации.
   
                          1.1.3. Буровые работы
   
       1.1.3.1.    Буровой    станок   должен   быть   установлен   на
   спланированной  площадке  уступа  и  расположен так, чтобы гусеницы
   станка  находились  от  бровки  на  расстоянии  не менее 2 м, а его
   продольная ось была перпендикулярна бровке уступа.
       Под  домкраты  станков не допускается подкладывать куски руды и
   породы.
       При  установке  буровых  станков  шарошечного бурения на первый
   ряд    скважин    управление    станками    должно   осуществляться
   дистанционно.
       1.1.3.2.  Перемещение  бурового  станка  с  поднятой  мачтой по
   уступу   допускается   только   по   спланированной  горизонтальной
   площадке.  При  передвижении  станка  под  линиями  электропередачи
   мачта должна быть опущена.
       При   перегоне  буровых  станков  мачта  должна  быть  опущена,
   буровой инструмент снят или надежно закреплен.
       1.1.3.3.  Бурение скважин должно производиться в соответствии с
   инструкциями  по  охране  труда,  разработанными  в  организации на
   основании  типовых  для каждого вида работ (огневого, шарошечного и
   др. бурения).
       1.1.3.4.  Каждая  скважина, диаметр устья которой превышает 250
   мм, после окончания бурения должна быть перекрыта.
       Участки      перекрытых      скважин      следует     ограждать
   предупредительными  знаками.  Порядок  ограждения  зоны пробуренных
   скважин должен быть утвержден главным инженером организации.
       1.1.3.5.  У  станков вращательного бурения с немеханизированной
   сборкой  и разборкой бурового става и очисткой устья скважины шнеки
   должны  иметь  ограждения,  сблокированные с подачей электропитания
   на двигатель вращателя.
       1.1.3.6.  Не  допускается  работа  на  станках  вращательного и
   шарошечного   бурения  с  неисправными  ограничителями  переподъема
   бурового   снаряда,  при  неисправном  тормозе  лебедки  и  системы
   пылеподавления.
       1.1.3.7.   При   применении   самовращающихся  канатных  замков
   направление  свивки  прядей  каната  и нарезка резьбовых соединений
   бурового инструмента должны быть противоположными.
       1.1.3.8.  Подъемный канат бурового станка должен рассчитываться
   на максимальную нагрузку и иметь пятикратный запас прочности.
       При   выборе   прочности  каната  необходимо  руководствоваться
   заводским  актом-сертификатом.  Не менее одного раза в неделю канат
   должен  подвергаться наружному осмотру механиком участка или другим
   специально  назначенным работником, о чем делается запись в журнале
   результатов осмотра.
       Выступающие концы проволок должны быть обрезаны.
       При  наличии в подъемном канате более 10% порванных проволок на
   длине шага свивки он должен быть заменен.
       1.1.3.9.  При  бурении  перфораторами  и электросверлами ширина
   рабочей  бермы должна быть на менее 4 м. Подготовленные для бурения
   негабаритные  блоки  горной  массы должны быть выложены устойчиво в
   один слой вне зоны возможного обрушения уступа.
       1.1.3.10.   При   подходе  к  предельному  контуру  асбестового
   карьера   следует  применять  буровзрывные  работы,  обеспечивающие
   сохранность   берм   и   уступов   (короткозамедленное   взрывание,
   взрывание способом отрезной щели).
       1.1.3.11.  Бурение  и  взрывание  предельного  контурного  ряда
   (отрезная  щель) должно производиться до подхода скважин рыхления к
   предельному  контуру  асбестового карьера на расстояние не менее 20
   м.
       В  породах,  склонных  к  образованию заколов, и в тех случаях,
   когда  к защите борта (стенки) от повреждения предъявляются высокие
   требования,  скважины  отрезной  щели  должны  быть  глубже скважин
   рыхления на 7 - 12 диаметров зарядов рыхления.
       В  остальных  случаях  глубина  контурных  скважин  принимается
   равной глубине скважин рыхления.
   
                       1.1.4. Отвальное хозяйство
   
       1.1.4.1.   Выбор  участков  для  постоянного  хранения  отходов
   (отвалов,  шламохранилищ  и др.) следует производить в соответствии
   с требованиями п. 5.3.26 части I настоящих Правил.
       1.1.4.2.   Отвалы   и  шламохранилища  должны  располагаться  с
   подветренной   стороны   по   отношению   к  населенным  пунктам  и
   организации,  занятой  добычей  асбестовых  руд  открытым способом.
   Отработанные отвалы и шламохранилища подлежат рекультивации.
       1.1.4.3.  Размер  санитарно-защитной зоны у отвалов должен быть
   не  менее  500  м  от  предельного  контура  их  развития  согласно
   требованиям СаНПиН 2 2.1/2.1.1.567-96.
       Для   уменьшения   пылеобразования  необходимо  предусматривать
   систематическую    обработку   поверхности   отвалов   специальными
   связующими растворами.
       1.1.4.4.    Порядок   образования   и   эксплуатации   отвалов,
   расположенных  над  действующими  подземными  выработками,  а также
   засыпки   провалов   и   отработанных   участков   карьера   должен
   определяться    специальным   проектом,   содержащим   мероприятия,
   обеспечивающие безопасность работ.
       1.1.4.5.  При  размещении  отвалов  на  косогорах  должны  быть
   предусмотрены специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.
       1.1.4.6.  При  совместном  складировании  пород  в один отвал в
   организациях,  работающих  по  транспортным  системам  в районах со
   значительным   количеством   осадков  в  виде  снега,  должны  быть
   разработаны  дополнительные меры безопасности от возможных оползней
   отвалов в летнее время.
       1.1.4.7.  При  совместном складировании скальных и рыхлых пород
   высота    отвалов    должна    определяться   проектом   с   учетом
   физико-механических свойств складируемых пород.
       1.1.4.8.  Не  допускается  складирование  снега в отвалы пустых
   пород  и  отходов  сухого  обогащения  асбестовых руд. В районах со
   значительным  количеством осадков в виде снега, где попадание его в
   отвалы  исключить невозможно, отвалообразование следует производить
   по   специальному   проекту,  согласованному  с  местными  органами
   Госгортехнадзора   России,   в   котором   на   основе  проведенных
   исследований  должны  быть  определены  объемы снега, попадающего в
   отвал, и обеспечена безопасность работ в любое время года.
       1.1.4.9.  При  появлении признаков оползневых явлений работы по
   отвалообразованию   должны   быть   прекращены   до   разработки  и
   утверждения специальных мер безопасности.
       1.1.4.10.   Возможность   отсыпки  отвалов  на  заболоченных  и
   несдренированных  территориях  определяется  специальным  проектом,
   предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.
       1.1.4.11.  Высота  отвалов,  углы  откоса  и  призмы обрушения,
   скорость   продвигания   фронта   отвальных  работ  устанавливаются
   проектом  в зависимости от физико-механических свойств пород отвала
   и его основания, способа отвалообразования и рельефа местности.
       Выбору  участков  для  размещения отвалов должны предшествовать
   инженерно-геологические  и  гидрогеологические изыскания. В проекте
   должна   быть   приведена   детальная   характеристика  грунтов  на
   участках, предназначенных для размещения отвалов.
       Размещение   отвалов  должно  производиться  в  соответствии  с
   требованиями санитарных норм проектирования организаций.
       Не  допускается  размещение  отвалов на площадях месторождений,
   подлежащих отработке открытым способом.
       1.1.4.12.  Расстояние  от  оси  железнодорожного пути до бровки
   плужного    отвала    после    каждой   передвижки   путей   должно
   устанавливаться  в  зависимости  от  устойчивости  уступа  отвала и
   составлять  не  менее 1600 мм при грузоподъемности думпкара до 60 т
   и 1800 мм при грузоподъемности более 60 т.
       На  отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте
   разгрузки  думпкаров  расстояние  от  оси  железнодорожного пути до
   верхней  бровки  должно  составлять  для  нормальной колеи не менее
   1600 мм и для колеи 900 мм не менее 1300 мм.
       1.1.4.13.   Внешний   рельс  разгрузочного  пути  должен  иметь
   превышение  по  отношению  к  внутреннему  на  100  -  150  мм. При
   разгрузке  породы  на  внутреннюю  сторону  кривой железнодорожного
   пути   внешний   рельс  должен  иметь  превышение  до  40  мм,  как
   исключение,  в  этом  случае  оба  рельса могут находиться на одном
   уровне.  Для обеспечения в этих условиях безопасности работ главным
   инженером   организации   (подразделения)  должны  быть  утверждены
   специальные мероприятия.
       1.1.4.14.  В  конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться
   упоры.  Длина  разгрузочных  путей  на  отвале  от приямка до упора
   должна  быть  не  менее  полуторной  длины  состава,  подаваемого к
   пункту  выгрузки.  При  засыпке участка отвала от приямка до тупика
   при  длине разгрузочных путей менее полуторной длины состава должны
   осуществляться  специальные меры безопасности, утвержденные главным
   инженером организации (подразделения).
       Упоры   отвальных  тупиков  должны  иметь  исправные  указатели
   путевого  заграждения  и в темное время суток освещаться. Указатели
   путевого  ограждения  должны  быть  расположены  в конце отвального
   тупика  со  стороны  машиниста локомотива и вынесены от оси пути на
   расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.
       При  дистанционном  управлении  разгрузкой  вагонов  из  кабины
   машиниста  локомотива  сигнальные  знаки  "Остановка  локомотива" и
   сигналы   остановки   поезда   в   конце  железнодорожного  тупика,
   покрашенные  светоотражающей  краской,  допускается  в темное время
   суток  не  освещать.  Вместо  указателя путевого ограждения в конце
   тупика  в  этом  случае  следует  устанавливать  переносной  сигнал
   остановки.
       Рабочая  часть  отвалов  в  местах разгрузки железнодорожного и
   автомобильного транспорта в темное время суток должна освещаться.
       1.1.4.15.  Прием  груженых  поездов  для разгрузки после каждой
   передвижки   отвального   пути   допускается  только  с  разрешения
   работника  технического  надзора отвала с соответствующей записью в
   специальном журнале.
       1.1.4.16.   Подача  груженых  поездов  на  разгрузочные  тупики
   отвалов  допускается  только вагонами вперед, за исключением подачи
   их на пути абзетцерных отвалов.
       Допускается  подача  груженых  поездов  локомотивами вперед при
   условии  разработки  дополнительных  мер безопасности, утвержденных
   главным  инженером  организации и согласованных с местными органами
   Госгортехнадзора России.
       1.1.4.17.  При  разгрузке  думпкаров люди должны находиться вне
   зоны развала горной массы.
       С  внутренней  стороны  отвала в месте разгрузки состава должна
   быть спланирована площадка для обслуживающих состав работников.
       Очистка   думпкаров  должна  быть  механизирована.  Допускается
   ручная  очистка думпкаров при соблюдении специально разработанных и
   утвержденных  главным  инженером  организации  (подразделения)  мер
   безопасности. Ручная очистка думпкаров на приямках не допускается.
       1.1.4.18.  Опрокидывание  кузовов  думпкаров и возвращение их в
   транспортное  положение  после  разгрузки  должны производиться без
   помощи подставок, шпал, рельсов и т.п.
       1.1.4.19.  На  время  передвижки  и  ремонта  участок  пути, на
   котором производятся эти работы, должен ограждаться сигналами.
       1.1.4.20.  Проезжие  дороги  должны  располагаться за пределами
   границ скатывания кусков породы с отвалов.
       На  отвалах  должны  вывешиваться  предупредительные надписи об
   опасности  нахождения людей на откосах отвалов, вблизи их основания
   и в местах разгрузки транспортных средств.
       1.1.4.21.  Автомобили  и  другие  транспортные  средства должны
   разгружаться  на  отвале  в  местах,  предусмотренных  проектом или
   планом  горных  работ,  за  возможной призмой обрушения (сползания)
   породы.
       Размеры   этой   призмы   должны   устанавливаться  работниками
   маркшейдерской   службы   и   регулярно   доводиться   до  сведения
   работающих на отвале.
       На  бульдозерных  отвалах  берма  должна  иметь по всему фронту
   разгрузки  поперечный  уклон  не  менее  3-, направленный от бровки
   откоса  в  глубину  отвала.  По  всей  протяженности бровки следует
   иметь  надежную предохранительную стенку (вал из породной отсыпки и
   т.п.)  высотой  не менее 0,7 м для автомобилей грузоподъемностью до
   10  т  и не менее 1 м для автомобилей грузоподъемностью свыше 10 т.
   При  отсутствии  предохранительной стенки не допускается подъезжать
   к   бровке   разгрузочной   площадки  ближе  чем  на  3  м  машинам
   грузоподъемностью  до  10  т и ближе чем на 5 м - грузоподъемностью
   свыше 10 т.
       1.1.4.22.  При  планировке  отвала бульдозером подъезд к бровке
   откоса  разрешается только ножом вперед. Подавать бульдозеры задним
   ходом  к  бровке отвала воспрещается. Допускается работа бульдозера
   вне  призмы  обрушения с передвижением его вдоль предохранительного
   вала.
       1.1.4.23.    Не    допускается    производить    сброс   (сток)
   поверхностных и карьерных вод в отвалы.
       1.1.4.24.  В каждой организации, занятой добычей асбестовых руд
   открытым   способом,   должен   быть   организован  систематический
   контроль за устойчивостью пород в отвале.
   
                     1.1.5. Механизация горных работ
   
                        1.1.5.1. Общие положения
   
       1.1.5.1.1.   Находящиеся   в   работе  горные,  транспортные  и
   строительно-дорожные  машины  должны  быть  в исправном состоянии и
   снабжены    действующими   сигнальными   устройствами,   тормозами,
   ограждениями  доступных  движущихся частей (муфт, передач, шкивов и
   т.п.)   и  рабочих  площадок,  противопожарными  средствами,  иметь
   освещение,    комплект   исправного   инструмента   и   необходимую
   контрольно-измерительную  аппаратуру,  а также исправно действующие
   защитные и блокировочные устройства.
       Исправность  машин  должна  проверяться  ежесменно  машинистом,
   еженедельно  -  механиком  участка и ежемесячно - главным механиком
   карьера  (или  его заместителем) или другим назначаемым работником.
   Результаты  проверки должны быть зарегистрированы в журнале осмотра
   каждой машины.
       Не допускается работа на неисправных машинах и механизмах.
       1.1.5.1.2.  Транспортирование  машин  тракторами и бульдозерами
   разрешается   только   с   применением   жесткой   сцепки   и   при
   осуществлении  специально разработанных мероприятий, обеспечивающих
   безопасность   работников,   участвующих   в  транспортировании,  в
   соответствии   со   специальной   инструкцией,   разрабатываемой  в
   организации.  Транспортирование  особо  тяжелых машин с применением
   других   видов   сцепки   должно   осуществляться   по   специально
   разработанному    проекту,    утверждаемому    главным    инженером
   организации (подразделения).
       1.1.5.1.3.  Производить  смазку  машин  и  механизмов  на  ходу
   разрешается    только    при    наличии    специальных   устройств,
   обеспечивающих безопасность этих работ.
       Категорически  не  допускается  использование  открытого огня и
   паяльных ламп для разогревания масел и воды.
       1.1.5.1.4.    В    случае    внезапного    прекращения   подачи
   электроэнергии    работники,   обслуживающие   механизмы,   обязаны
   немедленно   перевести   пусковые  устройства  электродвигателей  и
   рычаги управления в положение "Стоп" (нулевое).
       1.1.5.1.5.  Горные  работы  по  проведению  траншей, разработке
   уступов,   отсыпке   отвалов   должны   вестись  в  соответствии  с
   утверждаемыми   главным   инженером   организации   (подразделения)
   паспортами,  определяющими  допустимые  размеры  рабочих  площадок,
   берм,   углов  откоса,  высоту  уступа,  расстояние  от  горного  и
   транспортного  оборудования  до  бровок уступа или отвала. Паспорта
   должны  находиться  на  горных машинах (экскаваторах, бульдозерах и
   т.п.).
       Не   допускается   ведение   горных   работ  без  утвержденного
   паспорта, а также с отступлениями от его требований.
       1.1.5.1.6.   Не   допускается   эксплуатация   экскаваторов  на
   рельсовом ходу при неисправных подэкскаваторных путях.
       1.1.5.1.7.  Присутствие  посторонних лиц в кабине и на наружных
   площадках экскаватора при его работе не допускается.
       1.1.5.1.8.    Конструктивные   элементы   транспортно-отвальных
   мостов,  отвалообразователей  и  экскаваторов,  а  также их трапы и
   площадки должны ежесменно очищаться от горной массы и грязи.
       1.1.5.1.9.   Применение   систем   автоматики,  телемеханики  и
   дистанционного   управления   машинами  и  механизмами  разрешается
   только  при  наличии  блокировки, не допускающей подачу энергии при
   неисправности этих систем.
       1.1.5.1.10.  Смазочные  и  обтирочные  материалы  на  горных  и
   транспортных  машинах  должны храниться в закрытых ящиках. Хранение
   на    горных    машинах    и    локомотивах    бензина   и   других
   легковоспламеняющихся веществ не разрешается.
   
                    1.1.5.2. Одноковшовые экскаваторы
   
       1.1.5.2.1.  При  передвижении  экскаватора  по  горизонтальному
   пути  или  на  подъем  приводная ось его должна находиться сзади, а
   при  спусках  с  уклона  -  впереди.  Ковш  должен быть опорожнен и
   находиться  не выше 1,0 м от почвы, а стрела должна устанавливаться
   по ходу экскаватора.

Счетчики
 
Реклама
Разное