Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 9
 
   L-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+-----
   
       Примечания:  1.  В графе 6 в конце таблицы приводятся суммарные
   значения.
       2.  В  графах 13 - 14 указывается изменение выбросов: со знаком
   "-"  -  уменьшение,  со  знаком  "+"  -  увеличение (в основном при
   реконструкции и расширении производства).
       3.  В  графах  9  -  14  в  конце  таблицы приводятся суммарные
   значения по каждому веществу в отдельности.
   
       3.5. Расчеты загрязнения атмосферы на перспективу
       Для  оценки  достаточности мероприятий с учетом (или без учета)
   перспективы   развития   производств   организуются  и  выполняются
   расчеты загрязнения атмосферы на перспективу.
       Для   проведения  расчетов  загрязнения  атмосферы  заполняется
   табл.  2.3  с  пометкой  "перспектива", в которую включаются только
   существующие   источники,   по  которым  планируются  изменения  их
   параметров,  и  новые источники в результате реализации мероприятий
   и (или) развития производств.
       Оформление   результатов   расчета   загрязнения  атмосферы  на
   перспективу   выполняется  по  аналогии  с  разделом  3.3  "Проекта
   нормативов ПДВ".
   
       3.6. Предложения по нормативам ПДВ предприятия
       Данный  раздел составляется с учетом положений раздела 2.1 и по
   форме  таблиц  3.5  и  3.5а.  При  формировании  таблиц  3.5 и 3.5а
   следует  учитывать,  что при суммировании разовых выбросов (г/с) по
   каждой   графе  должна  учитываться  нестационарность  выбросов  во
   времени  (см.  раздел 1.3), т.е. в строках "Итого по предприятию" и
   "Всего  по  предприятию"  указывается  сумма разовых выбросов (г/с)
   только  по  тем  источникам,  которые  учитываются  при  проведении
   расчетов загрязнения атмосферы.
       Примечание:   Методические   подходы   к   разработке  разделов
   "Проекта  нормативов  ПДВ":  "Контроль за соблюдением установленных
   нормативов    выбросов    на   предприятии"   и   "Мероприятия   по
   регулированию   выбросов   при   неблагоприятных  метеорологических
   условиях  (НМУ)",  их  содержанию  и  объему  даны в разделах 3 и 4
   настоящего  Пособия.  В  дополнение к табл. 3.5 и 3.5а составляется
   табл.  3.6  "Перечень  источников  выбросов и загрязняющих веществ,
   разрешенных   к   выбросу   в  атмосферный  воздух,  не  подлежащих
   нормированию".  Данные  табл.  3.6  рекомендуется включать в раздел
   "Другие  условия" Разрешения на выброс (см. Приложение 2 настоящего
   Пособия).
   
                                                           Таблица 3.5
   
           НОРМАТИВЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
           ПО ПРЕДПРИЯТИЮ НА СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И НА СРОК
                             ДОСТИЖЕНИЯ ПДВ
   
   ----------------------T------T-------------------------------------------T----------T----------¬
   ¦    Цех, участок     ¦Номер ¦  Нормативы выбросов загрязняющих веществ  ¦   ПДВ    ¦   Год    ¦
   +--------T------------+источ-+---------T----------T-----------T----------+----T-----+достижения¦
   ¦ номер  ¦наименование¦ника  ¦ Существ.¦на 200_ г.¦    ...    ¦на 200_ г.¦г/с ¦т/год¦   ПДВ    ¦
   ¦        ¦            ¦выбро-¦положение¦          ¦           ¦          ¦    ¦     ¦          ¦
   ¦        ¦            ¦са    ¦ 200_ г. ¦          ¦           ¦          ¦    ¦     ¦          ¦
   ¦        ¦            ¦      +---T-----+----T-----+-----T-----+---T------+    ¦     ¦          ¦
   ¦        ¦            ¦      ¦г/с¦т/год¦г/с ¦т/год¦ г/с ¦т/год¦г/с¦т/год ¦    ¦     ¦          ¦
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦   1    ¦     2      ¦  3   ¦ 4 ¦  5  ¦ 6  ¦  7  ¦ ... ¦ ... ¦14 ¦  15  ¦ 16 ¦ 17  ¦    18    ¦
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦                            номер и наименование площадки предприятия                         ¦
   ¦                                   код и наименование вещества                                ¦
   ¦                                                                                              ¦
   ¦                                    Организованные источники                                  ¦
   +--------T------------T------T---T-----T----T-----T-----T-----T---T------T----T-----T----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦Итого по организован-¦      ¦   ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦   ¦      ¦    ¦     ¦          ¦
   ¦ным:                 ¦      ¦   ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦   ¦      ¦    ¦     ¦          ¦
   +---------------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦                                   Неорганизованные источники                                 ¦
   +--------T------------T------T---T-----T----T-----T-----T-----T---T------T----T-----T----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦Итого по неорганизо- ¦      ¦   ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦   ¦      ¦    ¦     ¦          ¦
   ¦ванным:              ¦      ¦   ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦   ¦      ¦    ¦     ¦          ¦
   +---------------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦Итого по предприятию:       ¦   ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦   ¦      ¦    ¦     ¦          ¦
   +----------------------------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   ¦                                  код и наименование вещества                                 ¦
   +--------T------------T------T---T-----T----T-----T-----T-----T---T------T----T-----T----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   +--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+----------+
   L--------+------------+------+---+-----+----+-----+-----+-----+---+------+----+-----+-----------
   
       Примечания:  1.  Таблица  составляется  по  веществам,  которые
   располагаются по мере возрастания кодов.
       2.  В графах 6 - 15 указываются нормативы выбросов на 1-й, 2-й,
   3-й, 4-й, 5-й год действия "Проекта нормативов ПДВ".
       3.  В  графах  6  -  15  указывается  год,  следующий  за годом
   реализации мероприятия.
   
                                                          Таблица 3.5а
   
            СУММАРНЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
                         В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ
   
   ------T---------------T--------------------T--------------T---------T--------------T---------T-----¬
   ¦ Код ¦ Наименование  ¦Выброс веществ, сущ.¦Выброс веществ¦   ...   ¦Выброс веществ¦   ПВД   ¦Год  ¦
   ¦     ¦   вещества    ¦положение на 200_ г.¦  на 200_ г.  ¦         ¦  на 200_ г.  ¦         ¦дос- ¦
   ¦     ¦               +----------T---------+------T-------+---T-----+------T-------+---T-----+тиже-¦
   ¦     ¦               ¦   г/с    ¦  т/год  ¦ г/с  ¦ т/год ¦г/с¦т/год¦ г/с  ¦ т/год ¦г/с¦т/год¦ния  ¦
   ¦     ¦               ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦ПДВ  ¦
   +-----+---------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦  1  ¦       2       ¦    3     ¦    4    ¦  5   ¦   6   ¦...¦ ... ¦  14  ¦  15   ¦16 ¦ 17  ¦ 18  ¦
   +-----+---------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   +-----+---------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   +-----+---------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   +-----+---------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦Итого по предприятию:¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦В том числе твердых: ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦Жидких/газообразных: ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦Всего веществ:       ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦В том числе твердых: ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦Жидких/газообразных: ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦В том числе по       ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   ¦автотранспорту:      ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦Всего:               ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   ¦В том числе          ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   ¦по веществам:        ¦          ¦         ¦      ¦       ¦   ¦     ¦      ¦       ¦   ¦     ¦     ¦
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   +---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+-----+
   L---------------------+----------+---------+------+-------+---+-----+------+-------+---+-----+------
   
                                                           Таблица 3.6
   
               ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
          ВЕЩЕСТВ, РАЗРЕШЕННЫХ К ВЫБРОСУ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ,
                       НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ НОРМИРОВАНИЮ
   
   --------------T-------------------------T------------------------¬
   ¦Номер источ- ¦     Вредное вещество    ¦Выбросы вредных веществ ¦
   ¦ника выброса +-------T-----------------+------------T-----------+
   ¦             ¦  Код  ¦   Наименование  ¦     г/с    ¦   т/год   ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦      1      ¦   2   ¦        3        ¦     4      ¦    5      ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦           Номер и наименование площадки предприятия            ¦
   +-------------T-------T-----------------T------------T-----------+
   ¦1            ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦2            ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦...          ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   ¦...          ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   ¦...          ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦Всего:       ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   ¦в том числе  ¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   ¦по веществам:¦       ¦                 ¦            ¦           ¦
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   +-------------+-------+-----------------+------------+-----------+
   L-------------+-------+-----------------+------------+------------
   
        2.4. Учет фонового загрязнения атмосферы при нормировании
                выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
   
       1.  При  нормировании  выбросов  загрязняющих  веществ  (ЗВ)  в
   атмосферу    определенным    предприятием    (площадкой,    группой
   предприятий  или  площадок)  необходим  учет  фонового  загрязнения
   атмосферного  воздуха,  т.е.  загрязнения,  создаваемого  выбросами
   источников,   не   относящихся   к   рассматриваемому   предприятию
   (площадке, группе предприятий или площадок).
       Такой  учет обязателен для всех предприятий (площадок и т.д.),
   всех загрязняющих веществ, для которых выполняется условие:
   
                              q       > 0,1,                   (2.21)
                               м.пр.j
   
       где q       (в  долях  ПДК) - величина  наибольшей   приземной
            м.пр.j
   концентрации  j-го  ЗВ,  создаваемая  (без  учета  фона) выбросами
   рассматриваемого  предприятия  в зоне влияния выбросов предприятия
   на границе ближайшей жилой застройки.
       Если  для  какого-либо  вещества,  выбрасываемого предприятием,
   условие  (2.21) не выполняется, то при нормировании выбросов такого
   вещества   предприятием   учет   фонового  загрязнения  воздуха  не
   требуется.
       Учет   фона   по  группе  веществ,  обладающих  комбинированным
   вредным  воздействием,  выполняется  в случаях, когда все вещества,
   входящие в группу, присутствуют в выбросах предприятия.
       Если  приземная  концентрация  вредного  вещества в атмосферном
   воздухе,  формируемая  выбросами  этого  вещества  предприятием, не
   превышает  0,1  ПДК,  то  учет  фонового  загрязнения  атмосферы не
   требуется,  и  группы  веществ,  обладающие комбинированным вредным
   воздействием,    в    которые    входит    данное    вещество,   не
   рассматриваются.
       Примечания:  1. Источники выбросов, выбрасывающие это вещество,
   не  являются  источниками  воздействия на среду обитания и здоровье
   человека согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [41].
       2.  Аналогичная рекомендация уже действует в течение ряда лет в
   соответствии  с  "Инструкцией  по  нормированию и контролю выбросов
   загрязняющих   веществ   для  котельных,  укомплектованных  котлами
   производительностью  менее  30  тонн пара в час или менее 20 Гкал в
   час" (М., 1998).
   
       2.  Данные о фоновом загрязнении приземного слоя воздуха ЗВ, по
   которым   ведутся   экспериментальные  наблюдения,  соответствующие
   требованиям   [10],   следует   запрашивать   в   местных   органах
   Росгидромета.
       Фоновое   загрязнение  атмосферного  воздуха  остальными  ЗВ  в
   соответствии  с  п.  7.6  ОНД-86  [6]  определяется  по результатам
   сводных  расчетов  загрязнения  атмосферы города (региона) [7] (см.
   раздел  5  данного  Пособия)  на  основе действующего в оперативном
   режиме  компьютерного  банка  данных  о  выбросах  промышленности и
   автотранспорта  города,  и, как правило, эти данные запрашиваются в
   территориальных  органах  по охране окружающей среды Ростехнадзора,
   которые  ответственны за мониторинг выбросов загрязняющих веществ в
   атмосферу, или в организациях на это ими уполномоченными.
       В случаях:
       - недостаточности сети наблюдений за загрязнением воздуха;
       -     значительной    удаленности    постов    наблюдений    от
   месторасположения действующего (или проектируемого) предприятия;
       -  изменения  характеристик  выбросов источников в районе поста
   (в радиусе до 5 км) [10],
       для   репрезентативной   оценки   фона  природопользователи  по
   рекомендации  территориальных  органов  по  охране окружающей среды
   вправе  запросить расчетный фон по любым веществам, выбрасываемым в
   атмосферу этими предприятиями.
       2.1.   В   запросах   о   величинах  фоновых  концентраций  ЗВ,
   направляемых   в   органы  Росгидромета  и  Ростехнадзора,  следует
   указывать  координаты  (в  городской  системе координат) точек, для
   которых требуются значения фоновых концентраций.
       При  нормировании  выбросов  ЗВ, поступающих в атмосферу в виде
   пылевых   (твердых)   частиц,  следует  учитывать,  что  сообщаемые
   органами  Росгидромета  значения  фоновых  концентраций "взвешенных
   веществ"  ("пыли")  относятся  к  "сумме  твердых  частиц",  а не к
   веществу с ПДК = 0,5 мг/куб. м и кодом 2902 [8].
       Фоновые  концентрации  пыли,  определяемые  весовым  методом на
   стационарных    постах    Росгидромета,   характеризуют   суммарную
   концентрацию всех твердых веществ, поступающих в атмосферу.
       Для  такой  суммарной  концентрации пыли гигиенический критерий
   качества   атмосферного   воздуха   отсутствует.  Поэтому  значения
   фоновой  концентрации  пыли,  измеряемой на постах Росгидромета, не
   используются при нормировании выбросов.
       Данные о значении фона взвешенных веществ (код 2902, ПДК     =
                                                               м.р.
   0,5 мг/куб. м) могут быть получены путем постановки дополнительных
   измерений  индивидуальных компонентов,  входящих  в  состав  пыли,
   определенной  весовым  методом,  или  на  основе  сводных расчетов
   загрязнения атмосферы компонентами пыли (аэрозоля), для которых не
   установлены соответствующие ПДК.
       Примечания:  1.  Решение  о постановке дополнительных измерений
   индивидуальных  твердых  компонентов,  входящих  в  состав  пыли  в
   атмосферном   воздухе   на   стационарных   постах,   находится   в
   компетенции органов Росгидромета.
       2.  Для  получения  данных  о фоне по взвешенным веществам (код
   2902)   на   основе   сводных   расчетов  по  городу  необходимо  в
   компьютерном  банке  данных  о  выбросах выделить вредные вещества,
   относящиеся к коду 2902.
   
       3.   Из   значений    фоновых   концентраций   примесей,   С ,
                                                                   ф
   определенных   по   результатам  измерений или результатам сводных
   расчетов   для   города,   следует   исключить   вклад  в  фоновые
   концентрации  тех  выбросов  рассматриваемого предприятия, которые
   имели место в период измерений или в период, по данным о  выбросах
   в который проводились сводные расчеты концентраций.
       Значение  фоновой  концентрации, С', из которой исключен вклад
                                         ф
   рассматриваемого  предприятия,  рассчитывается  по формулам (7.1),
   (7.2)  ОНД-86  [6]  для  точек, в которых указаны значения фоновых
   концентраций.
       При  этом следует учитывать, что соблюдение критериев качества
   атмосферного  воздуха  должно  быть  обеспечено  на  границе жилой
   застройки.  Поэтому, если фон запрашивается по адресу предприятия,
   то  в  целом  ряде случаев это требование не будет выполнено, т.е.
   более  правильно  запрашивать  фон  не по адресу предприятия, а по
   местоположению ближайших жилых зон.
       4.   Если   фоновое   загрязнение  атмосферы  на  существующее
   положение   превышает   ПДК,   то   величина   квоты  концентраций
   (допустимого  вклада)  С   предприятия   может   быть  приближенно
                           д
   определена как:
   
                             С  = 1 - С' ,                     (2.22)
                              д        фп
   
       где С' , в долях ПДК, рассчитывается по формуле  (7.4)  ОНД-86
            фп
   [6]:
   
                                     С'
                                      ф
                            С'  = ---------.                   (2.23)
                             фп   С' + q
                                   ф    м.j
   
       В  формуле (2.22) значение "1" должно быть заменено на "0,8" в
   случаях, указанных в [42].
       5. В  УПРЗА "Эколог" величина "площадь города", S, учитывается
   при  интерполяции   значений   фоновой  концентрации определенного
   загрязняющего  вещества  (ЗB)  в  произвольной  точке местности по
   значениям  фоновых  концентраций этого ЗВ на постах  наблюдений за
   фоном следующим образом:
       - Определяется "эквивалентный" радиус города R :
                                                     r
                                    ______
                             R  = \/S / пи.                    (2.24)
                              r
   
       -   Определяется  эквивалентный  радиус,  R ,  территории,  на
                                                  с
   которой  расположены  посты  наблюдений за фоном. В соответствии с
   п. 9.8.3 в [10] R   рассчитывается как наибольшее расстояние между
                    с
   отдельным постом  наблюдения и "центром  тяжести"  всех  постов  в
   городе.
       - Определяется величина R :
                                u
   
                            R  = max{R , R }.                  (2.25)
                             u        r   с
   
       -  Эта  величина используется при интерполяции и экстраполяции
   значений фоновых концентраций аналогично  величине R в п. 9.8.3  в
   [10].
       В  качестве  площади  города  целесообразно  брать площадь той
   части   города,   в  пределах  которой  происходит  поступление  в
   атмосферу ЗВ, фон по которому интерполируется.
       В   тех  случаях,  когда  R   >  R ,  т.е.  площадь  описанной
                                  r      с
   территории   больше  плошали  территории,  контролируемой  постами
   наблюдения  за фоном,  использование  параметра S позволяет учесть
   сравнительно  слабое  убывание  значений  фоновых  концентраций  в
   пределах  территории, на которой расположены источники загрязнения
   атмосферы (ИЗА) рассматриваемых ЗВ.
       R  <= R , в том числе  при малых значениях R , соответствующих
        r     с                                    r
   малым  значениям  параметра  S  (см.  формулы  (2.24)  и  (2.25)),
   следует:
   
                                 R  = R ,                      (2.26)
                                  u    с
   
       и  величина  параметра  S  не  оказывает  влияния на результат
   интерполяции фона.
       6.   Изменение  фонового  загрязнения  воздушного  бассейна  не
   рекомендуется    рассматривать   как   основание   для   пересмотра
   нормативов   выбросов   до   истечения   срока   действия  "Проекта
   нормативов ПДВ предприятия".
       7.  Для  действующих  АЗС при разработке проекта нормативов ПДВ
   выбросы  автотранспортной  "очереди"  не  рассматриваются, т.к. они
   учтены в фоновом загрязнении атмосферы.
       Для    проектируемых   (реконструируемых)   АЗС   в   проектной
   документации  выполняется  оценка  загрязнения атмосферного воздуха
   выбросами автотранспортной "очереди".
       7.1.  При  проектировании АЗС, как правило, учитываются выбросы
   от  "очереди"  автомобилей  к  топливораздаточным колонкам (ТРК) на
   территории  АЗС.  Эти  выбросы связаны с кратковременными запусками
   прогретого  двигателя  и движением автомобилей с малой скоростью по
   территории  АЗС.  Такой  режим  движения автомобилей характерен для
   городских  магистралей  (особенно в районах перекрестков) и поэтому
   можно   принимать,   что  эти  выбросы  уже  внесли  свой  вклад  в
   формирование   фона.   Поэтому   при   расчете   фона   для  района
   расположения  АЗС  целесообразно  исключать  их  вклад из выданного
   значения фона.
   
               2.5. Санитарно-защитная и экозащитная зоны
   
       1.  В  соответствии с [41] определяются нормативные размеры СЗЗ
   для  различных  производств.  Вместе  с тем очень часто действующие
   предприятия   расположены   в   городах  и  населенных  пунктах  со
   сложившейся  жилой  застройкой,  и  применение в этих случаях таких
   размеров СЗЗ не представляется возможным.
       Поэтому  на  основе  результатов  расчета загрязнения атмосферы
   дается  оценка достаточности размера имеющейся фактической СЗЗ. При
   отрицательной  оценке в рамках мероприятий по достижению нормативов
   ПДВ  (если  такие  мероприятия  необходимы) проверяется вторично их
   достаточность.
       1.1.  Если  при  существующих  выбросах  предприятия  и (или) с
   учетом  реализации  намеченных  мероприятий по снижению негативного
   воздействия    выбросов    предприятия    на   атмосферный   воздух
   обеспечивается  соблюдение  (достижение) нормативов ПДВ (см. раздел
   2.1),  а  уровни  приземных концентраций на границе нормативной СЗЗ
   превышают  действующие гигиенические критерии качества атмосферного
   воздуха  или  фактический  размер  СЗЗ  меньше  нормативного, то по
   требованию     органов     Роспотребнадзора,     согласно     [41],
   разрабатывается   проект  организации  СЗЗ,  предусматривающий  для
   обоснования  возможного  размера  СЗЗ  в  части охраны атмосферного
   воздуха    проведение    инструментальных    замеров    загрязнения
   атмосферного воздуха в течение года.
       1.2.  Формула  (8.18),  приведенная  в  п.  8.6.2  ОНД-86  [6],
   позволяет  корректировать размеры санитарно-защитной зоны на основе
   расчетов  загрязнения  атмосферы. В подготавливаемый в ГГО им. А.И.
   Воейкова   новый   нормативный   документ  по  расчету  загрязнения
   атмосферы,  который  предполагается  ввести  взамен ОНД-86, формула
   (8.18)  включена  не  будет  [24]. Вместо нее будет предложен новый
   способ  определения  размеров  санитарно-защитной зоны, позволяющий
   учесть   влияние   характеристик  режима  метеоэлементов  в  районе
   размещения  источников  выброса  и  ориентированный на компьютерную
   реализацию.
       С   учетом   вышеизложенного   до  выхода  этого  документа  не
   рекомендуется  выполнять  корректировку размеров СЗЗ по розе ветров
   для действующих предприятий.
       1.3.  Если  в  районе  размещения  предприятия, включающем зону
   возможного  влияния  выбросов  данного  предприятия  на атмосферный
   воздух,  отсутствуют  места  постоянного  проживания  населения или
   другие  зоны,  к  которым  предъявляются  повышенные  гигиенические
   требования,  то  нет  оснований  при  нормировании выбросов данного
   предприятия  учитывать гигиенические критерии качества атмосферного
   воздуха населенных мест.
       Вахтовые  жилые  комплексы  предназначены  для отдыха персонала
   между  рабочими  сменами  и  являются  местом временного размещения
   рабочего   персонала.   Поэтому  такие  объекты,  как  правило,  не
   рассматриваются  как места постоянного проживания населения. Однако
   срок   проживания   трудоспособного   населения   в  этих  поселках
   определяется по согласованию с органами Роспотребнадзора.
       В  соответствии  с  п.  2.26  СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03  [41]
   помещения   для   пребывания   работающих   по   вахтовому   методу
   допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны.
       Для  описанной  выше ситуации нормативы ПДВ устанавливаются без
   проведения   расчетов   загрязнения   атмосферы   и   соответствуют
   фактическим  значениям  выбросов вредных веществ в атмосферу данным
   предприятием.    При    проектировании   таких   объектов   следует
   использовать   наилучшие   существующие   технологии,   исходя   из
   характеризующих  их  уровень  экологичности показателей технических
   нормативов выбросов.
       По    усмотрению    природопользователя    или    рекомендациям
   контролирующих  органов  могут  быть  проведены расчеты загрязнения
   атмосферы   для   получения  информации  о  возможных  максимальных
   концентрациях  вредных  веществ  в атмосферном воздухе (мг/куб. м).
   Такая  информация  будет  полезна  для  проверки соблюдения условий
   охраны    труда    на   производственной   территории   (при   этом
   целесообразно  сравнение  расчетных максимальных концентраций с ПДК
   рабочей   зоны),   а   также   разработки  мер  по  профилактике  и
   предотвращению аварийных ситуаций.
       1.4.  Если  предприятие  расположено  в промзоне (промузле), то
   оценки  уровней  загрязнения  воздуха выполняются на границе единой
   СЗЗ данной промзоны, а при ее отсутствии - на границе промзоны.
       2.  Как  известно,  согласно  СанПиН  2.2.1/2.1.1-1200-03  [41]
   санитарно-защитная  зона  отделяет территорию промышленной площадки
   от  жилой  застройки,  ландшафтно-рекреационной  зоны, зоны отдыха,
   курорта.
       2.1.   В   п.   2.31   [41]   указывается,   что   размер   СЗЗ
   устанавливается  от  границы  промплощадки  и от источника выбросов
   загрязняющих  веществ. Надо отметить, что такая рекомендация вносит
   ряд неясностей при решении вопроса о том, от чего отсчитывать СЗЗ.
       Во-первых,  целый  ряд  предприятий  имеют  достаточно  большую
   территорию,  а  источники  загрязнения  атмосферы  располагаются на
   участке этой территории существенно меньших размеров.
       Поэтому  целесообразно  для  термина  "территория промплощадки"
   применять  следующее определение - часть территории предприятия, на
   которой   размещены   производства,   технологические  установки  и
   оборудование,   транспортные   средства,   являющиеся   источниками
   воздействия   на   атмосферный   воздух,   и   также   использовать
   приведенное   в   ранее   действовавших  СанПиН  2.2.1/2.1.1.984-00
   определение   термина   "территория   предприятия"   -  территория,
   оформленная  в  установленном порядке собственником предприятия для
   осуществления хозяйственной деятельности.
       Во-вторых,  изложенная  в  п.  2.31  [41]  ситуация,  когда  на
   предприятии  имеются только высокие (т.е. имеющие высоту более 50 м
   согласно  [6])  источники  нагретых выбросов, весьма редкая, т.к. в
   большинстве  случаев  имеется  также  вспомогательное  оборудование
   (места хранения топлива, сварочные посты и т.п.).
       3.  В  соответствии  с Федеральным законом [1] при установлении
   нормативов  ПДВ  следует учитывать экологические нормативы качества
   атмосферного    воздуха.   Поэтому   целесообразно   переходить   к
   определению и установлению экозащитных зон (ЭЗЗ) для предприятий.
       3.1.   Под   экозащитной  зоной  понимается  территория  вокруг
   предприятия    (или    другого   объекта,   производящего   вредные
   воздействия  на  здоровье  людей и природную среду на прилегающих к
   объекту  территориях),  землепользование  на  которой  ограничено в
   силу  того,  что  в  ее  пределах  допускается превышение предельно
   допустимых   нормативов   воздействия  предприятия  на  атмосферный
   воздух и другие среды.
       4.  При  оформлении  проектов  нормативов  предельно допустимых
   выбросов  ЗВ  в  атмосферу  санитарно-защитную  и  экозащитную зоны
   следует  наносить  на  ситуационном плане местности. На карту-схему
   предприятия наносить СЗЗ и ЭЗЗ не обязательно.
   
           2.6. Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу
   
       1.  Залповые  выбросы,  как  сравнительно  непродолжительные  и
   обычно  во  много  раз  превышающие  по  мощности  средние выбросы,
   присущи   многим   производствам.   Их   наличие  предусматривается
   технологическим  регламентом  и  обусловлено  проведением отдельных
   (специфических)   стадий   определенных  технологических  процессов
   (например,  очистка  поверхностей  котлов  и  пусковые  операции на
   котлах  в теплоэнергетике, стадия розжига в производственных печах,
   стадии продувки и подтопки в конверторах, взрывные работы и др.).
       Как  показывает  анализ  технологических  регламентов различных
   производств,  качественные  показатели параметров залповых выбросов
   и,  в  первую  очередь,  разовых  (г/с) и валовых (т/г) поступлений
   вредных  веществ  в атмосферу существенно отличаются от аналогичных
   характеристик при штатном режиме работы оборудования.
       Диапазон   значений  отношения  максимальных  разовых  выбросов
   (г/с)  при  залповой  и  штатной  ситуациях  весьма  широк  и может
   изменяться от 3,0 до 2000 - 3000.
       В   целом  ряде  случаев  продолжительность  залповых  выбросов
   составляет  менее  20 мин., что несколько нивелирует количественные
   различия в разовых выбросах при рассматриваемых ситуациях.
       Увеличение  валовых  выбросов (т/г) за счет залповых ситуаций в
   основном   менее  значимо,  т.к.  продолжительность  этих  ситуаций
   изменяется  от  30  - 60 сек. до нескольких часов и периодичность в
   среднем - от 2 - 3 до 12 - 20 раз в год.
       В   связи  с  вышеизложенным  определение  численных  критериев
   отнесения  выбросов  к категории "залповых" должно осуществляться в
   разрезе  конкретных  подотраслей  промышленности  на основе анализа
   результатов  инвентаризации  выбросов  и дополнительных материалов,
   предназначенных  для  установления технических нормативов выбросов,
   исходя    из    описаний    технологических    регламентов   работы
   оборудования.
       В  каждом  из  случаев  залповые  выбросы  - это необходимая на
   современном  этапе  развития  технологии  составная  часть (стадия)
   того    или   иного   технологического   процесса   (производства),
   выполняемая,     как    правило,    с    заданной    периодичностью
   (регулярностью).
       При   работе  печей  обжига  на  предприятиях  по  производству
   цемента,  глинозема,  огнеупоров,  соды,  поташа  и  др.  время  от
   времени  повторяется  стадия  "розжига",  когда из-за взрывоопасной
   концентрации  оксида углерода на период времени порядка 30 мин. - 1
   час  отключаются  пылеулавливающие установки. В это время выбросы в
   атмосферу   пыли   и   оксида   углерода   существенно  возрастают.
   Значительные  выбросы  возникают  на  газодобывающих месторождениях
   при  продувке  скважин. Залповые выбросы имеют место и при взрывных
   работах.
       При  установлении ПДВ залповые выбросы подлежат учету на тех же
   основаниях,  что  и  выбросы  различных  производств  (установок  и
   оборудования),  функционирующих  без  залповых  режимов.  При  этом
   следует  подчеркнуть,  что  в соответствии с действующими правилами
   нормирования  выбросов  (раздел  8  ОНД-86)  при  установлении  ПДВ
   должна  рассматриваться  наиболее неблагоприятная ситуация (с точки
   зрения   загрязнения   атмосферного   воздуха),   характеризующаяся
   максимально   возможными  выбросами  загрязняющих  веществ  как  от
   каждого  источника  в  отдельности  (при  работе  в условиях полной
   нагрузки  и  при залповых выбросах), так и от предприятия в целом с
   учетом  нестационарности  во  времени  выбросов  всех  источников и
   режимов работы предприятия.
       При  наличии  залповых  выбросов  расчеты загрязнения атмосферы
   проводятся  для  двух  ситуаций:  с  учетом  и  без  учета залповых
   выбросов.
       Результаты  первого расчета отражают возможные уровни приземных
   концентраций    с   учетом   залповых   выбросов,   которые   могут
   формироваться  в  течение  непродолжительного  периода  времени  (в
   основном соизмеримого с временем действия залпового выброса).
       В  целом  ряде  случаев фиксируемые при этом уровни загрязнения
   воздуха   отдельными   примесями   превышают  действующие  критерии
   качества  атмосферного  воздуха.  В этих случаях требуемое качество
   атмосферного  воздуха  может  быть  обеспечено  за  счет уменьшения
   количества   отходящих   веществ  во  время  залповых  выбросов  от
   отдельных    источников    данного    предприятия   и   мероприятий
   организационного  характера,  проводимых  в  масштабе предприятия и
   города  в  целом. Например, изменение графика работы таким образом,
   чтобы  технологические  операции с большими выбросами выполнялись в
   разное  время;  строительство и оборудование новых промплощадок для
   рассредоточения  источников выбросов предприятия; снижение выбросов
   на  соседних  предприятиях;  перемещение  в  другие  районы  города
   мелких  предприятий,  находящихся вблизи рассматриваемого, и т.д. В
   частности,  для  снижения  концентрации загрязняющих веществ до ПДК
   при     возможности     организованного     управления     стадиями
   технологического   процесса   (режима  работы  оборудования)  может
   назначаться   специальное  время,  когда  все  или  большинство  из
   нормально    функционирующих    источников    выбросов   (машин   и
   оборудования)  данного  предприятия  (соседних  предприятий)  имеют
   перерыв  в  работе  (с  момента  окончания  одного  рабочего дня до
   начала другого) и в течение которого допускаются залповые выбросы.
       Проведение  залповых выбросов в специально выделенное для этого
   время  иногда  позволяет обеспечить непревышение критериев качества
   атмосферного  воздуха.  В  этом  случае установление нормативов ПДВ
   для  таких  залповых  источников  выбросов и всех других источников
   производится  обычным  образом,  на  основании расчетов загрязнения
   атмосферного   воздуха   для   предприятия   в   целом   на  основе
   многовариантных расчетов.
       Однако  следует отметить, что, как показывает практика работ по
   нормированию   выбросов,   реальность  снижения  залповых  выбросов
   незначительна.
       Поэтому  в  этих случаях рассматривается другая ситуация, когда
   проводится  основной  расчет  загрязнения  атмосферы  на  наихудшие
   условия   выбросов   всех   источников  предприятия  (с  учетом  их
   нестационарности во времени) без источников залповых выбросов.
       Для  этой  ситуации  при разработке предложений по нормированию
   выбросов  для  каждого  вредного вещества, поступающего в атмосферу
   при  залповых  выбросах,  определяется тот же норматив, который был
   предложен  для  этого  вещества  по  результатам  основного расчета
   загрязнения  атмосферы  (например,  если  по  результатам основного
   расчета  загрязнения атмосферы для диоксида азота и оксида углерода
   были  предложены  нормативы  соответственно  ВСВ  и  ПДВ,  то и для
   диоксида   азота   и   оксида  углерода,  содержащихся  в  залповых
   выбросах, также предлагаются соответственно нормативы ВСВ и ПДВ).
       2.  Процедура  работ  по  нормированию  выбросов и установлению
   нормативов  ПДВ  (ВСВ)  не  регламентирует  учет и оценку аварийных
   выбросов.
       Оценка  их  воздействия  на  окружающую  природную  среду (и на
   атмосферный  воздух  в  частности)  в  рамках работ по нормированию
   выбросов не проводится.
       Детальный  учет  воздействия  аварийных ситуаций в обязательном
   порядке    должен   содержаться   в   предпроектной   и   проектной
   документации  на строительство и реконструкцию объектов [57]. В ней
   должны   быть  предусмотрены  все  мероприятия  по  профилактике  и
   предотвращению аварийных ситуаций и даны оценки возможного ущерба.
       3.   Аварийные   выбросы   учитываются  и  включаются  в  форму
   ежегодного     федерального     государственного    статистического
   наблюдения N 2-тп (воздух).
       4.  В  соответствии  с технологическим регламентом производства
   дизельные   электростанции   (ДЭС)   могут  классифицироваться  как
   резервные  (т.е.  используемые периодически при нехватке мощностей)
   или   аварийные   (т.е.   используемые   при  аварийных  ситуациях,
   например, в электроснабжении).
       Если  ДЭС  -  резервная,  то ее выбросы подлежат нормированию и
   для них устанавливаются нормативы ПДВ (ВСВ).
       Если  ДЭС  - аварийная, то ее выбросы в работах по нормированию
   не  учитываются,  а описание ситуаций ее применения, профилактики и
   предотвращения  таких  аварийных  ситуаций  дается,  как правило, в
   соответствующем  разделе  проектной  документации  на строительство
   объекта.
   
          2.7. О нормировании выбросов предприятий, находящихся
                  на одной производственной территории
   
       1.  Если  предприятие сдает в аренду часть своей территории, то
   размещение  нового  производства  "Арендатору" не разрешается, если
   это   приведет   к  ухудшению  состояния  загрязнения  атмосферного
   воздуха.
       2.   Как   известно,   за   любую  хозяйственную  деятельность,
   связанную    с    воздействием    на    окружающую   среду,   несет
   ответственность  предприятие  (организация), на чьей территории эта
   деятельность осуществляется.
       Поэтому,  если  такое  предприятие  сдает  в аренду часть своей
   территории,  то  оно  обязано  разрабатывать  для всей совокупности
   источников   загрязнения   атмосферы,   расположенных   на   данной
   территории,  единый проект нормативов ПДВ (ВСВ), на основе которого
   выдается  в  установленном  порядке  Разрешение  на выброс для всей
   совокупности  источников.  В  этом  случае  предприятие, являющееся
   собственником  производственной  территории,  осуществляет плату за
   выбросы  в полном объеме и несет ответственность за воздухоохранную
   деятельность арендаторов.
       Вместе  с  тем  в  целях  повышения  эффективности  контроля за
   воздухоохранной  деятельностью  на всей производственной территории
   рекомендуется  на  основе  единого  проекта  ПДВ, исходя из вкладов
   каждого   из   арендаторов  в  приземные  концентрации  на  границе
   ближайшей  жилой  застройки,  составлять  Разрешения  на выброс для
   каждого  из  арендаторов. В этом случае каждый из арендаторов будет
   осуществлять  плату  за  выбросы  и  также нести ответственность за
   соблюдение воздухоохранных нормативов.
       Разработка  единого  проекта  ПДВ осуществляется предприятием -
   собственником территории с долевым участием арендаторов.
       Примечание:    Рекомендуется   в   условиях   договора   аренды
   определять порядок разработки проекта нормативов ПДВ.
   
       3.  Для  предприятий,  расположенных  на одной производственной
   территории,    которую    можно    рассматривать    как   промузел,
   целесообразна разработка единого проекта нормативов ПДВ.
       Координацию  работ  по составлению единого (сводного) проекта с
   долевым   участием  предприятий,  входящих  в  этот  промузел,  как
   правило,  осуществляют  территориальные органы по охране окружающей
   среды  Ростехнадзора,  администрации  городов  или  по их поручению
   другие специализированные организации.
       Если  разработка  сводного  проекта  не осуществлена, то до его
   разработки  каждое предприятие вправе составить отдельно проект ПДВ
   с  учетом  фонового  загрязнения.  Таким образом, если предприятием
   разработан  проект  ПДВ  и  по  нему  учтены  все  замечания, кроме
   замечания  об  отсутствии  сводного проекта ПДВ для данной промзоны
   (или  промузла),  то  нет  оснований  для  задержки  с утверждением
   нормативов  выбросов для предприятия и выдачи Разрешения на выброс,
   по крайней мере на срок, пока сводный проект не будет разработан.
   
      3. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов
   
       Одним  из обязательных разделов проекта нормативов ПДВ является
   "Контроль  за  соблюдением  установленных  нормативов  выбросов  на
   предприятии".  Учитывая,  что  срок  действия ОНД-90 (СПб., 1992) и
   "Типовой  инструкции  по  организации системы контроля промышленных
   выбросов   в   атмосферу  и  отраслях  промышленности"  (Л.,  1986)
   закончился  и  многие  положения  этих  документов не соответствуют
   современным    требованиям,    следует    применять   рекомендации,
   приведенные в данном разделе.
       3.1.  Производственный  контроль  за  соблюдением установленных
   нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) подразделяется на два вида:
       - контроль непосредственно на источниках;
       -   контроль  за  содержанием  вредных  веществ  в  атмосферном
   воздухе (на границе ближайшей жилой застройки).
       Первый  вид  контроля  является  основным для всех источников с
   организованным   и   неорганизованным   выбросом,  второй  -  может
   дополнять  первый  вид контроля и применяется, главным образом, для
   отдельных  предприятий,  на которых неорганизованный разовый выброс
   превалирует в суммарном разовом выбросе (г/с) предприятия.
       Определять  категорию  источника в целом для всех выбрасываемых
   из   этого   источника   веществ   нецелесообразно,   т.к.   уровни
   воздействия  каждого  из  этих  веществ на атмосферный воздух могут
   существенно   различаться.  Поэтому  объем  работ  по  контролю  за
   соблюдением установленных для них нормативов должен быть разным.
       При  организации  контроля  за  соблюдением нормативов выбросов
   определяются   категории  источников  выбросов  в  разрезе  каждого
   вредного  вещества,  т.е.  категория  устанавливается для сочетания
   "источник  - вредное вещество" для каждого k-го источника и каждого
   выбрасываемого им j-го загрязняющего вещества.
       При  определении  категории  выбросов рассчитываются параметры
    к
   Ф    и Q   , характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го
    k.j    k.j
   источника   выбросов   на   загрязнение   воздуха   прилегающих  к
   предприятию территорий, по формулам:
   
                           М
                  к         k.j         100
                 Ф    = --------- х ---------------;            (3.1)
                  k.j   Н  х ПДК    100 - К.П.Д.
                         k      j               k.j
   
                                       100
                    Q    = q     х ---------------,             (3.2)
                     k.j    жk.j   100 - К.П.Д.
                                               k.j
   
       где:
       М    (г/с) - величина выброса j-го ЗВ из k-то ИЗА;
        k.j
       ПДК  (мг/куб. м) - максимальная разовая  предельно  допустимая
          j
   концентрация  (а  при  ее  отсутствии  другие действующие критерии
   качества  воздуха,  которые использовались при проведении расчетов
   загрязнения атмосферы выбросами данного предприятия);
       q     (в  долях   ПДК ) -  максимальная    по    метеоусловиям
        жk.j                j
   (скоростям  и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация
   данного  (j-го) вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого
   (k-го) источника на границе ближайшей жилой застройки;
       К.П.Д.    (%) - средний эксплуатационный коэффициент полезного
             k.j
   действия  пылегазоочистного оборудования  (ГОУ), установленного на
   k-м ИЗА при улавливании j-го ЗВ;
       Н  (м)  -  высота  источника;  для  отдельных  источников  при
        k
   Н  < 10 м можно принимать Н  = 10 м.
    k                         k
       Примечание: В случае, если все источники, выбрасывающие данное
   вещество, на предприятии являются наземными и низкими, т.е. высота
   выброса   не   превышает  10 м  [6]   (выбросы   могут   быть  как
   организованными, так и неорганизованными), значение Н  принимается
                                                        k
   равным  фактической  высоте  выброса  (Н  = 2 м при высоте выброса
                                           k
   менее 2 м).
   
       3.2.  Определение  категории  "источник  -  вредное  вещество"
   выполняется исходя из следующих условий:
       I категория - одновременно выполняются неравенства:
   
                        к
                       Ф    > 0,001  и  Q    >= 0,5,            (3.3)
                        k.j              k.j
   
       для случая, указанного в примечании:
   
                        к
                       Ф    > 0,01  и  Q    >= 0,5.            (3.3а)
                        k.j             k.j
   
       II категория - одновременно выполняются неравенства:
   
                       к
                      Ф    > 0,001  и  Q    < 0,5,              (3.4)
                       k.j              k.j
   
       для случая, указанного в примечании:
   
                        к
                       Ф    > 0,01 и Q    < 0,5,               (3.4а)
                        k.j           k.j
   
       и  для  рассматриваемого  источника разработаны мероприятия по
   сокращению выбросов данного вещества в атмосферу.
       III категория - одновременно выполняются неравенства:
   
                         к
                        Ф    > 0,001 и Q    < 0,5,              (3.5)
                         k.j            k.j
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное