Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   атмосферного  воздуха  Росгидромета.  Решение вопроса о возможности
   проведения  таких  работ  принимается  на  основе  предварительного
   анализа  имеющегося ряда наблюдений за содержанием диоксида азота и
   оксида  азота  в  атмосферном  воздухе, а также научно-методических
   проработок,   выполненных   для   объектов   аналогичного  профиля,
   расположенных в разных регионах России.
       К  настоящему  времени  НИИ  Атмосфера  и ГГО им. А.И. Воейкова
   уточнены    коэффициенты   трансформации   для   ряда   предприятий
   нефтехимической,  нефтеперерабатывающей  и  газовой промышленности,
   черной и цветной металлургии, отдельных объектов теплоэнергетики.
       4.  В  некоторых  методиках  (например,  в  [39]) при расчетах
   выбросов  оксидов  азота  наряду с определением суммарных выбросов
   NO   приводятся  формулы  для  раздельного  определения NО  и NО в
     х                                                       2
   выбрасываемой    газовоздушной   смеси,   которые   не   учитывают
   трансформацию  оксида  азота в диоксид в атмосфере. Поэтому в этих
   случаях  сначала  следует  определять  суммарные  выбросы  NO   (в
                                                                х
   пересчете  на  NO ),  затем,  используя установленные коэффициенты
                    2
   трансформации  оксидов азота в атмосфере, - выбросы NО  и NО. Если
                                                         2
   для рассматриваемого объекта такие коэффициенты не установлены, то
   используются максимальные из установленных, т.е. согласно [61].
   
            2.3. О содержании и оформлении проекта нормативов
                   предельно допустимых выбросов (ПДВ)
   
       Основными   целями  разработки  "Проекта  нормативов  предельно
   допустимых  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу (ПДВ) для
   предприятия" (далее по тексту - "Проект нормативов ПДВ") являются:
       -    оценка   степени   негативного   воздействия   конкретного
   предприятия,  объекта  на атмосферный воздух, исходя из действующих
   критериев качества атмосферного воздуха;
       -   в   зависимости   от  степени  воздействия  при  превышении
   показателей   воздействия  над  нормативами  качества  атмосферного
   воздуха,  разработка  мер по снижению этого воздействия и оценка их
   достаточности;
       -  разработка  предложений по установлению нормативов предельно
   допустимых выбросов (ПДВ);
       -    разработка    плана-графика    контроля   за   соблюдением
   установленных нормативов выбросов;
       -  разработка  мероприятий  по сокращению выбросов загрязняющих
   веществ  в  атмосферу  в  периоды неблагоприятных метеорологических
   условий (НМУ).
       Рассмотренный  в  установленном порядке проект нормативов ПДВ и
   установленные  территориальными  органами  Ростехнадзора  нормативы
   выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  (ПДВ, ВСВ)
   служат  основой  для  выдачи  предприятию  Разрешения  на  выброс и
   проверки     воздухоохранной     деятельности    предприятия    при
   государственном контроле за охраной атмосферного воздуха.
       Как  известно,  с  введением в действие Федерального закона "Об
   охране  атмосферного  воздуха"  значительно изменились требования к
   работам  по  нормированию  выбросов  и  установлению нормативов ПДВ
   (ВСВ).   Кроме   того,   накопленный  опыт  работ  по  нормированию
   выбросов,  наряду  с  разрабатываемыми  на его основе методическими
   рекомендациями,   изложенными  в  настоящем  Методическом  пособии,
   обусловливают  необходимость  и  полезность уточнения и разъяснения
   ряда  требований  к  составлению  и  оформлению проектов нормативов
   ПДВ, изложенных в действующих с 1990 года "Рекомендациях..." [15].
       В  связи с этим и учитывая вышесформулированные цели разработки
   проекта   нормативов   ПДВ   и   сферу   использования   полученных
   результатов,   ниже  приведен  рекомендуемый  состав  и  содержание
   "Проекта нормативов ПДВ".
   
                2.3.1. Рекомендуемый состав и содержание
            "Проекта нормативов предельно допустимых выбросов
         загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия"
   
       "Проект  нормативов  предельно допустимых выбросов загрязняющих
   веществ   в   атмосферу  (ПВД)  для  предприятия"  должен  включать
   следующие разделы:
       - Титульный лист.
       - Сведения о разработчике и список исполнителей.
       - Реферат.
       - Содержание.
       - Введение.
       - 1. Общие сведения о предприятии.
       -  2.  Характеристика  предприятия  как  источника  загрязнения
   атмосферного воздуха.
       -   2.1.   Краткая  характеристика  технологии  производства  и
   технологического оборудования.
       -   2.2.   Перечень   загрязняющих   веществ,  выбрасываемых  в
   атмосферу.
       -  2.3.  Параметры выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых
   в атмосферу.
       -  3. Расчеты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам
   ПДВ предприятия.
       -  3.1. Определение источников выбросов и загрязняющих веществ,
   подлежащих нормированию.
       -  3.2. Предварительная оценка влияния выбросов вредных веществ
   источниками предприятия на загрязнение приземного слоя воздуха.
       -  3.3.  Детальные  расчеты загрязнения приземного слоя воздуха
   на ЭВМ.
       -   3.4.   Мероприятия   по  снижению  негативного  воздействия
   выбросов   предприятия   на   атмосферный   воздух   и   оценка  их
   достаточности.
       -  3.5. Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ
   в атмосферу.
       -  4. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов
   на предприятии.
       -  5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных
   метеорологических условиях (НМУ).
       - Список использованных источников.
       - Приложения.
       Примечание:  Рекомендации по оформлению и содержанию титульного
   листа,  сведений  о  разработчике  и списке исполнителей, реферата,
   содержания,   списка   использованных  источников  и  приложений  в
   основном аналогичны приведенным в разделе 1.
       Более  детальные рекомендации по содержанию и оформлению других
   разделов  "Проекта  нормативов  ПДВ"  даны  ниже и в разделах 3 и 4
   настоящего Пособия.
   
       1. Общие сведения о предприятии
   
       В разделе приводятся:
       -   почтовый   адрес   предприятия   (при   наличии  нескольких
   промплощадок  -  адреса  каждой  из  включенных  в  данный  "Проект
   нормативов ПДВ");
       -  Ф.И.О.,  должность ответственного за охрану окружающей среды
   на предприятии, контактный телефон;
       -  краткое  описание  местоположения предприятия по отношению к
   зонам   существующей   жилой   застройки  и  перспективного  жилого
   строительства,   расположения   промышленных   и   производственных
   объектов, лесных массивов, зон массового отдыха населения и т.д.;
       -  нормативный размер санитарно-защитной и экозащитной зон (СЗЗ
   и ЭЗЗ), с указанием документов, регламентирующих этот размер;
       - фактический размер СЗЗ и ЭЗЗ;
       -   категория   предприятия  по  воздействию  его  выбросов  на
   атмосферный  воздух  (определяется  согласно  Приложению  6 данного
   Пособия).
       К данному разделу прилагаются:
       -  ситуационная  карта-схема  района  размещения предприятия (в
   масштабе)  с  нанесенными на нее границами территории предприятия и
   его   промплощадок,  других  объектов,  упомянутых  выше,  а  также
   местоположением   ближайших   стационарных   постов  наблюдений  за
   загрязнением     атмосферного    воздуха    Росгидромета,    постов
   (контрольных   точек)   наблюдений   за  загрязнением  атмосферного
   воздуха,  осуществляемых  предприятием  в  рамках производственного
   контроля   за   соблюдением   установленных   нормативов   выбросов
   (согласно  разделу  4  данного  Пособия),  границами  нормативной и
   фактической СЗЗ и ЭЗЗ;
       -  карта-схема  предприятия  (в  масштабе) с нанесенными на нее
   источниками  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный воздух
   (см. раздел 1.5.1).
   
       2.   Характеристика   предприятия   как  источника  загрязнения
   атмосферного воздуха
   
       2.1.   Краткая   характеристика   технологии   производства   и
   технологического оборудования
       На  основе  разделов  2  и  3 "Отчета по инвентаризации" дается
   краткая  характеристика  технологии производства и технологического
   оборудования   по  основным  и  вспомогательным  производствам.  По
   каждому  цеху  (участку  и т.п.) указываются загрязняющие вещества,
   источники    их    поступления    в    атмосферу   (организованный,
   неорганизованный)   и   соответствующие   им   номера.   Приводятся
   характеристики  существующего  газоочистного  оборудования  (ГОУ) с
   указанием его эффективности.
       Для  предварительной  оценки  уровня  экологичности применяемой
   технологии  и  технологического  оборудования приводятся показатели
   удельных  технических  нормативов  (УТН)  в  разрезе  выбрасываемых
   вредных   веществ  для  данного  предприятия.  Под  УТН  понимается
   валовый  выброс  вредных  веществ  (т/год),  отнесенный  к  единице
   выпускаемой  (производимой)  продукции  (в  тоннах,  куб.  м, кВт и
   т.д.).
       Рассчитанные значения УТН заносятся в таблицу 2.1.
   
                                                           Таблица 2.1
   
         ЗНАЧЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ (УТН)
   
   ----T----------------T--------------------------T---------------------¬
   ¦ N ¦Вредные вещества¦        Продукция         ¦ УТН, т/ед. продукции¦
   ¦п/п+---T------------+-------T-------T----------+------------T--------+
   ¦   ¦Код¦Наименование¦Наиме- ¦Размер-¦  Объем   ¦Существующее¦Перспек-¦
   ¦   ¦   ¦            ¦нование¦ность  ¦(мощность)¦ положение  ¦тива    ¦
   +---+---+------------+-------+-------+----------+------------+--------+
   ¦ 1 ¦ 2 ¦     3      ¦   4   ¦   5   ¦    6     ¦      7     ¦    8   ¦
   +---+---+------------+-------+-------+----------+------------+--------+
   L---+---+------------+-------+-------+----------+------------+---------
   
       В  графе  7  дается  значение  УТН на существующее положение, в
   графе 8 - на перспективу (срок достижения ПДВ).
       Примечания:   1.  Если  на  предприятии  осуществляется  единый
   технологический  процесс, обеспечивающий выпуск продукции, то табл.
   2.1 заполняется в целом для предприятия.
       2.     Если    на    предприятии    осуществляется    несколько
   технологических  процессов,  не связанных друг с другом, и при этом
   выпускаются  разные  виды  продукции,  то  табл.  2.1 заполняется в
   разрезе конкретных производств.
       3.  Выбросы  от  вспомогательных  производств распределяются по
   основным  производствам  исходя из вклада этих производств в выпуск
   продукции соответствующих основных производств.
   
       При   наличии   утвержденной  (согласованной)  в  установленном
   порядке   проектной   документации  на  реконструкцию  (расширение)
   существующих   производств   дается   краткое  описание  намеченных
   изменений  в технологии, оборудовании, сырье и т.д. Новые источники
   выбросов  наносятся  на  карту-схему  предприятия, им присваиваются
   номера (коды) согласно разделу 1 настоящего Пособия.
   
       2.2. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием
       Составляется  перечень  загрязняющих  веществ,  выбрасываемых в
   атмосферу, на существующее положение по форме таблицы 2.2.
   
                                                           Таблица 2.2
   
        ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ
   
   ------------------T---------T---------T---------T----------------¬
   ¦     Вещество    ¦Использ. ¦Значение ¦  Класс  ¦   Суммарный    ¦
   +----T------------+критерий ¦критерия,¦опасности¦выброс вещества,¦
   ¦Код ¦Наименование¦         ¦мг/куб. м¦         ¦     т/год      ¦
   +----+------------+---------+---------+---------+----------------+
   ¦ 1  ¦     2      ¦    3    ¦    4    ¦    5    ¦       6        ¦
   +----+------------+---------+---------+---------+----------------+
   +----+------------+---------+---------+---------+----------------+
   +----+------------+---------+---------+---------+----------------+
   +----+------------+---------+---------+---------+----------------+
   ¦Всего веществ:                                 ¦                ¦
   +-----------------------------------------------+----------------+
   ¦в том числе твердых:                           ¦                ¦
   +-----------------------------------------------+----------------+
   ¦жидких/газообразных:                           ¦                ¦
   +-----------------------------------------------+----------------+
   ¦Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного   ¦
   ¦действия:                                                       ¦
   +----T------------T----------------------------------------------+
   +----+------------+----------------------------------------------+
   +----+------------+----------------------------------------------+
   L----+------------+-----------------------------------------------
   
       Примечания:  1. Таблица 2.1 заполняется последовательно по мере
   возрастания  кодов  вредных  веществ  (графа  1) [8]. В завершающей
   части  таблицы  указываются  в  такой  же последовательности группы
   веществ, обладающих комбинированным вредным действием [8].
       2.  В  графах  2  -  5  даются  наименования  вредных  веществ,
   значения  критериев качества атмосферного воздуха и класс опасности
   вредного   вещества   согласно  [8];  при  наличии  утвержденных  в
   установленном    порядке    экологических    нормативов    качества
   атмосферного  воздуха или других экологических нормативов в графе 3
   указывается   значение  норматива  с  учетом  п.  6.1  раздела  2.1
   настоящего Пособия.
   
       Приводятся   сведения   об   отсутствии  или  наличии  залповых
   выбросов.  В последнем случае данные о залповых выбросах приводятся
   в  описательной  части  технологии  и  оборудования соответствующих
   цехов  и  участков. Пояснения об аварийных и залповых выбросах даны
   в разделе 2.6 настоящего Пособия.
   
       2.3. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
       Составляется  таблица  "Параметры выбросов загрязняющих веществ
   в атмосферу для расчета загрязнения атмосферы".
       Как  известно, до настоящего времени использовалась таблица 3.3
   [15].  Однако, как показал опыт применения таблицы такой формы, эта
   форма имеет ряд недостатков.
       В  таблице  3.3  [15]  нет  графы  для  указания  режима работы
   оборудования  или  стадии технологического процесса. Это затрудняет
   правильное  формирование  массива  данных  для  проведения расчетов
   загрязнения  атмосферы  в  целях  определения  нормативов выбросов.
   Согласно   [6]   этот   массив   должен   характеризовать  наиболее
   неблагоприятные   условия  выбросов,  т.е.  за  20-минутный  период
   времени  позволить оценить максимальное воздействие выбросов любого
   вредного  вещества  и  группы  веществ,  обладающих комбинированным
   вредным   действием,   на   атмосферный   воздух.  Для  правильного
   формирования   необходимого   варианта   массива  данных  требуется
   информация  о  нестационарности  работы  конкретного  оборудования,
   цехов  и  участков  предприятия  (см.  п.  1.3  раздела  1  данного
   Пособия).
       Кроме   того,   таблица   3.3  [15]  предусматривает  включение
   информации  на  существующее  положение  и  перспективу. Для многих
   предприятий,  существующие  выбросы  которых  классифицируются  как
   нормативы  ПДВ,  не  требуется мероприятий по их снижению и поэтому
   графы "СП" и "П" дублируют информацию.
       Для  отдельных  крупных  предприятий,  имеющих  несколько сотен
   источников,  составляемая  таким  образом  таблица становится очень
   громоздкой,  иногда  форма  таблицы склеивается из 4 листов формата
   А3  и  общий  объем  может  достигать  нескольких  сотен листов для
   одного  экземпляра  проекта при требуемых 3 - 4 экземплярах. Вместе
   с   тем   количество  источников  и  вредных  веществ,  по  которым
   проводятся  мероприятия  по  снижению  выбросов,  незначительно  по
   сравнению с общим количеством источников и вредных веществ.
       В  упомянутой  таблице  3.3  также  отсутствуют данные о ширине
   неорганизованного   источника,   скорости   ветра   для  фугитивных
   источников и др.
       С  учетом приведенных пояснений рекомендуется заносить исходную
   информацию  о  параметрах  выбросов  ИЗА  в  таблицу 2.3 "Параметры
   выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферу для расчета загрязнения
   атмосферы".
       Для  подготовки  табл.  2.3 основным документом является "Отчет
   по   инвентаризации",  оформленный  в  установленном  порядке,  или
   Приложение  к  "Проекту  нормативов  ПДВ"  (см.  п.  9  раздела 1.1
   настоящего Пособия).
       Правила   по  заполнению  таблицы  2.3  в  основном  аналогичны
   изложенным  в разделе 1 правилам по заполнению приложения 2 "Отчета
   по    инвентаризации",   поэтому   последовательность   построчного
   заполнения табл. 2.3 может быть следующей:
       -  в  графы 1 и 2 данной таблицы заносятся данные из граф 1 - 4
   таблицы 1 Приложения 2 "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графу  3  -  из графы 6 таблицы 1 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графу 4 - количество однотипных источников выделения - из
   графы 10 таблицы 1 Приложения 2 "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графу  5  -  из графы 9 таблицы 1 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графу  6  -  из графы 3 таблицы 2 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графу  7  -  из графы 4 таблицы 2 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графу  8 - из графы 17 таблицы 1 или из графы 1 таблицы 2
   Приложения 2 "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графу  9  - из графы 14 таблицы 2 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графы  10  - 11 - из граф 5, 6 - 8 таблицы 2 Приложения 2
   "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графы  12  -  14 - из граф 15 - 17 таблицы 2 Приложения 2
   "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графы  15  -  19  - из граф 9 - 13 таблицы 2 Приложения 2
   "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графы  20  -  22  -  из таблицы 3 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации";
       -  в  графы  23  -  28 - из граф 18 - 23 таблицы 2 Приложения 2
   "Отчета по инвентаризации";
       -  в  графу  29 - из графы 24 таблицы 2 Приложения 2 "Отчета по
   инвентаризации".
       В  завершающей  части раздела 2 "Проекта нормативов ПДВ" даются
   ссылки  на  документы,  которые  послужили  основой  для подготовки
   табл. 2.3.
   
                                                           Таблица 2.3
   
                 ПАРАМЕТРЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
              В АТМОСФЕРУ ДЛЯ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
                        (СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ)
   
   ----------T--------------------T-------T-----T-----T-----T-----T----T-------------------¬
   ¦   Цех,  ¦ Источник выделения ¦Наиме- ¦К-во ¦Номер¦Номер¦Высо-¦Диа-¦ Параметр газовозд.¦
   ¦ участок ¦загрязняющих веществ¦нование¦ист. ¦ист. ¦режи-¦та   ¦метр¦  смеси на выходе  ¦
   +---T-----+-------T-----T------+источ- ¦под  ¦вы-  ¦ма   ¦ист. ¦тру-¦  из ист. выброса  ¦
   ¦Но-¦Наи- ¦Наиме- ¦К-во,¦ К-во ¦ника   ¦одним¦броса¦(ста-¦выб- ¦бы, +------T------T-----+
   ¦мер¦мено-¦нование¦ шт. ¦часов ¦выброса¦номе-¦     ¦дии) ¦роса,¦м   ¦Ско-  ¦Объем ¦Тем- ¦
   ¦   ¦вание¦       ¦     ¦работы¦вредных¦ром, ¦     ¦вы-  ¦м    ¦    ¦рость,¦на 1  ¦пера-¦
   ¦   ¦     ¦       ¦     ¦в год ¦веществ¦шт.  ¦     ¦броса¦     ¦    ¦м/с   ¦трубу,¦тура,¦
   ¦   ¦     ¦       ¦     ¦      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦      ¦куб.  ¦-С   ¦
   ¦   ¦     ¦       ¦     ¦      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦      ¦м/с   ¦     ¦
   +---+-----+-------+-----+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+------+------+-----+
   ¦ 1 ¦  2  ¦   3   ¦  4  ¦  5   ¦   6   ¦  7  ¦ 8   ¦  9  ¦ 10  ¦ 11 ¦  12  ¦  13  ¦ 14  ¦
   +---+-----+-------+-----+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+------+------+-----+
   ¦                   (Номер и наименование площадки предприятия)                         ¦
   +---T-----T-------T-----T------T-------T-----T-----T-----T-----T----T------T------T-----+
   +---+-----+-------+-----+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+------+------+-----+
   L---+-----+-------+-----+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+------+------+------
   
   ------------T-------T-------T------T------------T----------T----------------T------T----¬
   ¦Координаты ¦Ширина ¦Наиме- ¦Коэф. ¦Сред. экспл.¦Загрязняю-¦     Выбросы    ¦Вало- ¦При-¦
   ¦по карте-  ¦площад-¦нование¦обес- ¦   степ.    ¦щее       ¦  загрязняющих  ¦вый   ¦ме- ¦
   ¦схеме, м   ¦ного   ¦газо-  ¦печ.  ¦  очистки   ¦вещество  ¦     веществ    ¦выброс¦ча- ¦
   +--T--T--T--+источ- ¦очист- ¦газо- +------------+---T------+---T--------T---+по ис-¦ние ¦
   ¦Х ¦Y ¦X ¦Y ¦ника,  ¦ных ус-¦очист-¦   максим.  ¦Код¦Наиме-¦г/с¦   мг/  ¦т/ ¦точни-¦    ¦
   ¦ 1¦ 1¦ 2¦ 2¦м      ¦тановок¦кой, %¦степ. оч., %¦   ¦нова- ¦   ¦ куб. м ¦год¦ку,   ¦    ¦
   ¦  ¦  ¦  ¦  ¦       ¦       ¦      ¦            ¦   ¦ние   ¦   ¦при н.у.¦   ¦т/год ¦    ¦
   +--+--+--+--+-------+-------+------+------------+---+------+---+--------+---+------+----+
   ¦15¦16¦17¦18¦  19   ¦  20   ¦  21  ¦     22     ¦23 ¦  24  ¦25 ¦   26   ¦27 ¦  28  ¦ 29 ¦
   +--+--+--+--+-------+-------+------+------------+---+------+---+--------+---+------+----+
   ¦                                                                                       ¦
   +--T--T--T--T-------T-------T------T------------T---T------T---T--------T---T------T----+
   +--+--+--+--+-------+-------+------+------------+---+------+---+--------+---+------+----+
   L--+--+--+--+-------+-------+------+------------+---+------+---+--------+---+------+-----
   
       Примечание:  1.  В  графе  26 указывается значение концентраций
   вредных веществ (мг/куб. м при нормальных условиях (н.у.));
       2.  Для  источников,  выбросы из которых определялись расчетным
   методом, графа 26 не заполняется;
       3.  Показатели работы газоочистных установок заносятся в сроки,
   соответствующие  тем  кодам  вредных  веществ  (графа  23), которые
   подвергаются очистке (обезвреживанию).
   
       3.  Расчеты  загрязнения  атмосферы  и предложения о нормативам
   ПДВ предприятия
   
       3.1.  Определение  источников  выбросов  и перечня загрязняющих
   веществ, подлежащих нормированию
       Для   каждого   вещества   из   определенного   по  результатам
   инвентаризации  общего  перечня загрязняющих веществ, поступающих в
   атмосферу   от  предприятия,  рассчитывается  показатель  опасности
   выбросов (согласно Приложению 2).
       Перечень    вредных    веществ,    подлежащих    нормированию,
   устанавливается  на основе поэтапного исключения из общего перечня
   веществ,   выбрасываемых   в  атмосферу  предприятием,  конкретных
   вредных   веществ,   показатель   опасности  выбросов  которых  не
   превышает единицу (Ф' <= 1).
                       j
       Результаты    расчета    параметра Ф'  заносятся   в   графу 4
                                           j
   табл. 3.1.
       Затем  перечень  вредных веществ, параметр Ф' для которых > 1,
                                                   j
   может быть уточнен по результатам расчета загрязнения атмосферы.
       Расчеты   загрязнения   атмосферного   воздуха   проводятся  в
   соответствии   с  ОНД-86  [6]  с  использованием  согласованной  в
   установленном    порядке    унифицированной    программы   расчета
   загрязнения атмосферы (УПРЗА). Полученные по расчетам значения С
                                                                   Нj
   заносятся в графу 6 табл. 3.1.
       Согласно  п.  1  примечания  Приложения  2 все вещества, выброс
   которых  в  атмосферу  уменьшается  за  счет ГОУ или других средств
   обезвреживания,   подлежат   обязательному   нормированию,  поэтому
   расчеты загрязнения атмосферы по этим веществам не проводятся.
       В  графе  5  данной  таблицы  делается пометка о наличии ГОУ. В
   графе   7  отмечаются  вредные  вещества,  из  которых  формируется
   окончательный перечень веществ, подлежащих нормированию.
   
                                                           Таблица 3.1
   
   -----T-------------------------T------T--------T----T------------¬
   ¦ N  ¦    Вредные вещества     ¦  Ф'  ¦Наличие ¦ С  ¦  Подлежат  ¦
   ¦п/п +-----T-------------------+   j  ¦  ГОУ   ¦  Hj¦нормированию¦
   ¦    ¦ код ¦   наименование    ¦      ¦        ¦    ¦            ¦
   +----+-----+-------------------+------+--------+----+------------+
   ¦ 1  ¦  2  ¦         3         ¦   4  ¦   5    ¦ 6  ¦     7      ¦
   +----+-----+-------------------+------+--------+----+------------+
   ¦1   ¦0301 ¦Азот (IV) оксид    ¦1,25  ¦-       ¦0,15¦+           ¦
   ¦    ¦     ¦(Азота диоксид)    ¦      ¦        ¦    ¦            ¦
   +----+-----+-------------------+------+--------+----+------------+
   ¦2   ¦0304 ¦Азот (II) оксид    ¦0,18  ¦-       ¦-   ¦-           ¦
   ¦    ¦     ¦(Азота оксид)      ¦      ¦        ¦    ¦            ¦
   +----+-----+-------------------+------+--------+----+------------+
   ¦3   ¦2930 ¦Пыль абразивная    ¦0,65  ¦+       ¦-   ¦+           ¦
   +----+-----+-------------------+------+--------+----+------------+
   ¦4   ¦0333 ¦Сероводород        ¦1,12  ¦-       ¦0,02¦-           ¦
   L----+-----+-------------------+------+--------+----+-------------
   
       Примечание: В табл. 3.1 дан пример.
   
       3.2. Подготовка к проведению расчетов
       В данном разделе "Проекта нормативов ПДВ" приводятся:
       -   название  используемой  унифицированной  программы  расчета
   загрязнения  атмосферы  (УПРЗА),  реализующей  положения ОНД-86 или
   другой  методики,  утвержденной  в  установленном  порядке. Следует
   иметь  ввиду,  что согласно [4] при определении нормативов выбросов
   применяются    методы   расчетов   рассеивания   выбросов   вредных
   (загрязняющих)  веществ  в атмосферном воздухе, в том числе сводных
   расчетов,    утверждаемые    Росгидрометом    по   согласованию   с
   Ростехнадзором;
       -     метеорологические    характеристики    и    коэффициенты,
   определяющие  условия  рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере
   в  районе  расположения предприятия (значения коэффициентов А и эта
   выбираются  при этом в соответствии с разделами 2.2 и 4 ОНД-86 [6],
   а  в  случае  более  сложного рельефа местности или перепадов высот
   более  250  м  на  1  км  за  указаниями  по  учету рельефа следует
   обращаться  в Главную геофизическую обсерваторию им. А.И. Воейкова,
   приложив к запросу соответствующий картографический материал);
       -  местоположение  выбранных  расчетных  точек  на  ближайшей к
   жилой  застройке  границе СЗЗ и территорий, к которым предъявляются
   повышенные экологические требования, согласно [42];
       -   значения   допустимых   вкладов   выбросов  предприятия  в
   загрязнение  воздушного  бассейна  (С    ) (при  наличии  в городе
                                        пр.j
   функционирующей  в  оперативном  режиме  системы  сводных расчетов
   загрязнения  атмосферы  выбросами  промышленности и автотранспорта
   (см.   раздел   5   настоящего   Пособия))   -   запрашиваются   в
   территориальных органах Ростехнадзора;
       -  данные  о  фоне для загрязняющих веществ, по которым ведутся
   регулярные   наблюдения   за   их   содержанием  в  приземном  слое
   атмосферы,   удовлетворяющие   установленным  требованиям  к  таким
   наблюдениям   при   определении   фоновых   концентраций   [55],  -
   запрашиваются в органах Росгидромета;
       -   данные   о   фоне   по  остальным  загрязняющим  веществам,
   содержащимся  в  выбросах  объекта,  для  которого  устанавливаются
   нормативы  выбросов,  и по контролируемым Росгидрометом веществам в
   случаях,  когда не выполняются условия, необходимые для определения
   значений   фона  [55]  (при  наличии  в  городе  функционирующей  в
   оперативном  режиме  системы сводных расчетов загрязнения атмосферы
   выбросами  промышленности  и  автотранспорта),  -  запрашиваются  в
   территориальных органах Ростехнадзора;
       Примечание:  Значение  фона  по  результатам  сводных расчетов
   может характеризовать как общее фоновое загрязнение (q    ), так и
                                                         уф.j
   загрязнение  атмосферного  воздуха,  обусловленное  выбросами всех
   других  объектов,  кроме  объекта, для  которого запрашивается фон
   (q'   ).
     уф.j
   
       -  данные о метеорологическом режиме местности, необходимые для
   проведения  расчетов  загрязнения  атмосферы  (средняя максимальная
   температура   наружного   воздуха  наиболее  жаркого  месяца  года,
   средняя  температура  наружного  воздуха за самый холодный период и
   скорость  ветра  u*  (м/с),  повторяемость  превышения  которой (по
   средним  многолетним  данным)  составляет  не  более  5% для района
   расположения предприятия), - запрашиваются в органах Росгидромета;
       Примечания:   1.   Природопользователь   может   самостоятельно
   определить   эти   данные   по   соответствующим  климатологическим
   справочникам и пособиям.
       2.  При  разработке  проектной  документации  на  строительство
   новых    объектов,    реконструкцию    (расширение)    существующих
   используются   данные   о   повторяемости   направлений   ветра  по
   восьмирумбовой системе.
   
       -  данные  о планировке прилегающих территорий и орографических
   особенностях   местности  (при  необходимости)  -  запрашиваются  в
   местных  органах  Госархитектуры  или других органах, располагающих
   данной информацией;
       Примечание:   При  необходимости  учета  застройки  в  расчетах
   загрязнения  атмосферы приводятся данные о конфигурации зданий и их
   геометрических размерах (включая высоту здания).
   
       -  данные,  необходимые  для  привязки  источников  загрязнения
   атмосферы    предприятия   к   городской   системе   координат,   -
   запрашиваются   в   территориальных  органах  Ростехнадзора  или  в
   органах по охране окружающей среды администрации города (области).
       Необходимые  расчеты по определению допустимых вкладов проводит
   территориальный    орган   Ростехнадзора   или   по   его   заданию
   специализированная    организация    с    использованием    метода,
   рекомендованного  к  применению.  В этом случае природопользователь
   обязан  предоставить  в  территориальный орган Ростехнадзора данные
   инвентаризации  выбросов рассматриваемого объекта (или действующего
   проекта  нормативов  ПДВ),  необходимые  для корректного проведения
   расчетов загрязнения атмосферы.
       Исходя  из  результатов,  приведенных в табл. 3.1, из табл. 2.3
   "Параметры  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферу для расчета
   загрязнения   атмосферы   (существующее   положение)"   исключаются
   вещества, которые не подлежат нормированию.
       3.2.1. Оценка целесообразности проведения детальных расчетов
       Проведение  расчетов загрязнения атмосферы начинается с оценки
   целесообразности  расчетов  в  соответствии  с  п.  8.5.14 ОНД-86,
   согласно которому детальные расчеты загрязнения атмосферы могут не
   проводиться при соблюдении условия:
   
                                С
                                 Мi
                            SUM --- <= эпсилон,                 (3.1)
                                ПДК
   
       где:
       SUM С   - сумма   максимальных   концентраций   i-го  вредного
            Мi
   вещества   от   совокупности   источников   данного   предприятия,
   мг/куб. м;
       эпсилон  - коэффициент целесообразности расчета, рекомендуется
   принимать равным  0,1,  что  позволяет, с  одной стороны, избегать
   ненужных расчетов, а с другой - уточнить перечень вредных веществ,
   для  которых  требуется  при  детальных расчетах учитывать фоновое
   загрязнение атмосферы.
       Данный  алгоритм  оценки  целесообразности  реализован  во всех
   УПРЗА,   предназначенных  для  расчета  приземных  концентраций  по
   ОНД-86.
       Примечание:  При  проведении  расчетов загрязнения атмосферы не
   рекомендуется применять п. п. 5.9 и 5.21 ОНД-86 [6].
   
       По  результатам  оценки  целесообразности расчетов составляется
   табл.  3.2,  в  которую  включаются все вещества (и группы веществ,
   обладающих   комбинированным   вредным   действием),   для  которых
   выполняется   вышеприведенное  условие  с  указанием  рассчитанного
   параметра эпсилон.
   
                                                           Таблица 3.2
   
             ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ЭПСИЛОН ДЛЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
   
   -------T-------------------------------------T-------------------¬
   ¦N п/п ¦      Вещество (группа веществ)      ¦ Параметр эпсилон  ¦
   ¦      +----------T--------------------------+                   ¦
   ¦      ¦   Код    ¦       Наименование       ¦                   ¦
   +------+----------+--------------------------+-------------------+
   L------+----------+--------------------------+--------------------
   
       Для   вредных  веществ,  у  которых  параметр  эпсилон  >  0,1,
   проводятся детальные расчеты загрязнения атмосферы.
   
       3.3. Детальные расчеты
       По  результатам  оценок целесообразности организуются детальные
   расчеты загрязнения атмосферы.
       Для  проведения  детальных расчетов задаются размеры расчетного
   прямоугольника и шаг расчетной сетки.
       Размеры  расчетного  прямоугольника  выбираются  таким образом,
   чтобы  изолиния концентраций 0,05 ПДК, характеризующая зону влияния
   выбросов  предприятия, не выходила за границу этого прямоугольника,
   что соответствует п. 5.20 ОНД-86.
       Как   следует   из   п.  п.  8.5.3  и  8.5.13  ОНД-86,  расчеты
   загрязнения  атмосферного  воздуха,  проводимые  по УПРЗА, являются
   основным   средством   нормирования  выбросов,  осуществляемого  на
   основе  оценки (сопоставления с ПДК или в необходимых случаях с 0,8
   ПДК)  максимальных концентраций загрязняющих веществ в зоне влияния
   предприятия.
       При   этом   следует   учитывать,   что  значения  максимальных
   концентраций   должны   определяться  непосредственным  выбором  их
   значений  концентраций  на  множестве  расчетных  точек  (узловых и
   специально   заданных)  без  использования  процедуры  интерполяции
   между указанными точками.
       Следует  учитывать,  что  шаг  расчетной  сетки  не должен быть
   больше  нормативного  размера  СЗЗ  [41]  и  ЭЗЗ  или расстояния до
   ближайшей  жилой застройки (в случаях, когда жилые дома расположены
   внутри этих зон).
       В  разделе должны быть приведены контрольные расчетные точки, с
   указанием  их  номеров  и  координат,  и  заданное  для  выдачи  по
   результатам  расчетов  на  сетке  точек  число  точек  максимальных
   концентраций.
       Данный   раздел   должен  включать  описание  заданного  режима
   перебора скоростей и направлений ветра.
       В  настоящее  время  в  согласованных к официальному применению
   УПРЗА   имеются  блоки  перебора  скоростей  и  направлений  ветра,
   действующие  по  умолчанию,  которые во многих случаях обеспечивают
   более    точный   расчет   максимальных   концентраций,   чем   при
   использовании   режима,   указанного   в   ОНД-86.  В  этих  блоках
   направления  ветра  перебираются, как правило, с интервалом в 1- во
   всем  диапазоне (0- - 360-). Во многих случаях, учитывая достаточно
   большие  возможности  современных  ПЭВМ, такой детальный перебор не
   является   трудоемким.   В  УПРЗА  обычно  также  предусматривается
   возможность   задания   интервала   перебора  направлений  ветра  в
   пределах от 1- до 10-.
       В  соответствии  с  ОНД-86  расчеты концентраций проводятся при
   скорости ветра от 0,5 м/с до u*.
       Задавать  скорости  ветра  больше,  чем  u*, не  следует, т.к.
   рассчитанные  концентрации  будут  ниже, чем при меньших скоростях
   ветра.  Как  правило,  u*  превышает опасную скорость ветра u  для
                                                                м
   одиночных   источников  и,  тем  более,  средневзвешенную  опасную
   скорость u     для группы источников.
             м.с.
       Если   согласно  отраслевым  методикам  мощности  М  источников
   определяются  по  градациям скорости ветра u, то зависимость М от u
   при  расчетах  по  УПРЗА  задается  в  табличном виде. При этом для
   каждой  градации u значение М приписывается середине этой градации.
   Все  модификации  УПРЗА позволяют охарактеризовать зависимость М от
   u на основе интерполяции по этой таблице.
       По  всем  веществам,  по которым проводились детальные расчеты,
   заполняется табл. 3.3.
   
                                                           Таблица 3.3
   
              ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ, ДАЮЩИХ НАИБОЛЬШИЕ ВКЛАДЫ
                     В УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
   
   -----------T-----------T----------T----------------T---------------T----------¬
   ¦Код и наи-¦   Номер   ¦Допустимый¦   Расчетная    ¦Источники, даю-¦Принадлеж-¦
   ¦менование ¦контрольной¦  вклад,  ¦  максимальная  ¦щие наибольший ¦ность     ¦
   ¦вещества  ¦   точки   ¦  д       ¦   приземная    ¦вклад в        ¦источника ¦
   ¦          ¦           ¦ С    , в ¦концентрация, в ¦максимальную   ¦(цех,     ¦
   ¦          ¦           ¦  пр.j    ¦   долях ПДК    ¦концентрацию   ¦участок)  ¦
   ¦          ¦           ¦ долях ПДК+-----T----------+--------T------+          ¦
   ¦          ¦           ¦          ¦  в  ¦на границе¦N источ-¦  %   ¦          ¦
   ¦          ¦           ¦          ¦жилой¦санитарно-¦ника на ¦вклада¦          ¦
   ¦          ¦           ¦          ¦зоне ¦защитной  ¦карте-  ¦      ¦          ¦
   ¦          ¦           ¦          ¦     ¦(экозащит-¦схеме   ¦      ¦          ¦
   ¦          ¦           ¦          ¦     ¦ной) зоны ¦        ¦      ¦          ¦
   +----------+-----------+----------+-----+----------+--------+------+----------+
   ¦    1     ¦     2     ¦    3     ¦  4  ¦    5     ¦   6    ¦  7   ¦    8     ¦
   +----------+-----------+----------+-----+----------+--------+------+----------+
   ¦                          1. Существующее положение                          ¦
   +----------T-----------T----------T-----T----------T--------T------T----------+
   +----------+-----------+----------+-----+----------+--------+------+----------+
   ¦                               2. Перспектива                                ¦
   +----------T-----------T----------T-----T----------T--------T------T----------+
   L----------+-----------+----------+-----+----------+--------+------+-----------
   
       Примечания к табл. 3.3:
       1)   В   графе   3  указывается  значение  допустимого  вклада
                 д
   предприятия  С    , которое  выдается  территориальным  органом по
                 пр.j
   охране  окружающей  среды  на  основе сводных расчетов загрязнения
   атмосферы  города  выбросами промышленности и автотранспорта. Если
             д
   значение С     отсутствует, то данная графа не заполняется.
             пр.j
       2)  В  графе  4  даются  наибольшие  значения  концентраций  на
   границе  ближайшей  жилой  застройки,  если приземные концентрации,
   создаваемые  выбросами  данного предприятия, убывают с удалением от
   границ  промплощадки. Если с удалением от промплощадки концентрации
   возрастают,  то  приводится  наибольшее значение, отмеченное внутри
   жилой застройки.
       3)  В  графе  5  дается  наибольшее  значение  концентрации  на
   участке   границы   СЗЗ  или  экозащитной  зоны  (ЭЗЗ),  отделяющей
   промплощадку  от  жилой  застройки.  Если  СЗЗ  или ЭЗЗ предприятия
   находится   внутри   территории   другого  предприятия,  то  дается
   значение концентрации на границе единой СЗЗ или ЭЗЗ промузла.
       4)  Учитывая  условность  используемой  в программных средствах
   процедуры  учета  фона  (с  интерполяцией), рекомендуется проводить
   расчеты  загрязнения  атмосферы  с  интерполяцией  фона  только при
   наличии данных о фоне на всех стационарных постах города.
       Учет  фона  выполняется  вручную,  т.е. без занесения данных о
   фоне  в  УПРЗА, при ситуациях, когда фоновое загрязнение превышает
   установленные  критерии  качества  атмосферного  воздуха.  В  этих
   случаях  в табл. 3.3 каждую из граф 4 и 5 необходимо разделить еще
   на  2 графы: q'    и  q     + q'     и  в данном  разделе  "Проекта
                 уф.j     пр.j    уф.j
   нормативов    ПДВ"   приводится   текстовый   анализ   результатов
   загрязнения атмосферы с учетом фона.
   
       По  результатам  расчетов,  приведенным в табл. 3.3 для вредных
   веществ   и   групп  веществ,  обладающих  комбинированным  вредным
   воздействием,  приземные  концентрации  которых  превышают 0,5 ПДК,
   строятся  карты  распределения  концентраций  в районе расположения
   предприятия.
       Примечание:   На   картах   должна   быть  нанесена  упрощенная
   топооснова:
       - граница территории промплощадки предприятия,
       - граница (или зона) жилой застройки и зон, согласно [42],
       - местоположение контрольных точек,
       -  нормативная  или измененная в установленном порядке СЗЗ (или
   ЭЗЗ).
   
       3.4.  Мероприятия  по снижению негативного воздействия выбросов
   предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности
       По   результатам   расчетов  загрязнения  атмосферы  выявляются
   вредные  вещества,  по  которым  отмечается  превышение действующих
   критериев  качества атмосферного воздуха. Для снижения существующих
   уровней   загрязнения  атмосферы  этими  веществами  до  допустимых
   формируются  планы  мероприятий по снижению негативного воздействия
   выбросов предприятий.
       Мероприятия можно разделить условно на три группы:
       1.  Замена  существующей  технологии  и  оборудования  на более
   экологичные.
       2.   Оснащение   и  дооснащение  технологического  оборудования
   газоочистными установками (ГОУ).
       3.  Более  эффективное  использование  рассеивающей способности
   атмосферы.
       При  выборе  тех или иных мероприятий 1 и 2 групп необходимо по
   возможности     выполнять     оценку    их    эколого-экономической
   эффективности,    т.е.    обеспечить    достижение    максимального
   экологического эффекта при минимальных затратах.
       Для   оценки   уровня   экологичности   как  имеющихся,  так  и
   планируемых   к   внедрению   технологий   и  оборудования  следует
   использовать   показатели   технических  нормативов  выбросов  (см.
   раздел 6 данного Пособия).
       При   выборе   мероприятий   1  и  2  групп  следует  тщательно
   проанализировать  их  пригодность, т.е. ознакомиться с результатами
   их  эксплуатации  или  опытной  апробации  на других предприятиях и
   только  после  этого  принимать  решение о возможности приобретения
   необходимого технологического и очистного оборудования.
       Мероприятия  3-й  группы в основном характерны для предприятий,
   имеющих   большое  количество  вентиляционных  источников  выброса,
   расположенных  на  крышах  производственных  цехов (например, в два
   или  три  ряда  по  10  - 15 источников выброса в каждом ряду). Для
   таких  цехов  весьма  эффективным  и  недорогостоящим  мероприятием
   является   создание  коллекторных  систем,  объединяющих  несколько
   близкорасположенных  источников  в один, с обустройством факельного
   выброса и незначительным увеличением высоты новых источников.
       При  уменьшении  количества  источников выбросов и улучшения их
   параметров  создаются  более  комфортные  условия  для  переноса  и
   рассеивания   примесей   в  атмосфере,  что  приводит  к  заметному
   снижению уровней приземных концентраций.
       Для   оформления   плана   мероприятий   рекомендуется   форма,
   приведенная в табл. 3.4.
       Наряду  с  разработкой плана мероприятий могут быть рассмотрены
   перспективы    развития   предприятия   на   предстоящие   5   лет.
   Рассмотрению   и   последующему   учету   при   разработке  проекта
   нормативов   ПДВ   подлежат  материалы  на  строительство  новых  и
   реконструкцию  (расширение) существующих производств, оформленные и
   прошедшие   экспертизу   в   установленном   порядке.  Мероприятия,
   связанные  с развитием производств, также включаются в табл. 3.4. В
   этом   случае   табл.   3.4  дается  следующее  наименование  "План
   мероприятий    по   снижению   негативного   воздействия   выбросов
   загрязняющих      веществ      в      атмосферу      города      на
   ___________________________  с  учетом  реконструкции  (расширения)
   производства с целью достижения нормативов ПДВ".
   
                                                           Таблица 3.4
   
                ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО
      ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДА
      НА _________________________________________________________
                       (наименование предприятия)
        С УЧЕТОМ РЕКОНСТРУКЦИИ (РАСШИРЕНИЯ) ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ
                        ДОСТИЖЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПДВ
   
   ------T-----T-----T--------------T--------T---------T-------------------T---------T----¬
   ¦Наи- ¦Номер¦Наи- ¦Сроки меропри-¦Затраты ¦ Вредное ¦ Величины выбросов ¦Изменение¦При-¦
   ¦мено-¦ис-  ¦мено-¦ятия, кв., год¦на реа- ¦ вещество¦                   ¦выбросов ¦ме- ¦
   ¦вание¦точ- ¦вание+------T-------+лизацию +---T-----+---------T---------+         ¦ча- ¦
   ¦цеха ¦ника ¦меро-¦начало¦оконча-¦меропри-¦код¦наи- ¦до меро- ¦после ме-¦         ¦ние ¦
   ¦     ¦     ¦прия-¦      ¦ние    ¦ятий,   ¦   ¦мено-¦приятия  ¦роприятия¦         ¦    ¦
   ¦     ¦     ¦тий  ¦      ¦       ¦тыс.    ¦   ¦вание+---T-----+---T-----+---T-----+    ¦
   ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦руб.    ¦   ¦     ¦г/с¦т/год¦г/с¦т/год¦г/с¦т/год¦    ¦
   +-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+----+
   ¦  1  ¦  2  ¦  3  ¦  4   ¦   5   ¦   6    ¦ 7 ¦  8  ¦ 9 ¦ 10  ¦11 ¦ 12  ¦13 ¦ 14  ¦ 15 ¦
   +-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+----+
   +-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+----+
   +-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+----+
   L-----+-----+-----+------+-------+--------+---+-----+---+-----+---+-----+---+-----+-----

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное