Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   -  2909), или как угольная зола теплоэлектростанций (с содержанием
   окиси  кальция  35  -  40%, дисперсностью до 3 мкм и ниже не менее
   97%)  (код  2926), или как взвешенные вещества (код 2902), или как
   зола сланцевая (код 2903) (см. Приложение 1 настоящего Пособия).
       При  необходимости  расчета выбросов бенз(а)пирена используется
   табл.  3  [45]  "Образование токсичных веществ в процессе выгорания
   топлив  в  отопительных  котлах  мощностью  до  85  кВт", в графе 4
   которой    приведены    ориентировочные   данные   об   образовании
   бенз(а)пирена при сжигании различных видов топлива.
       5.   Расчет  утечек  газа  от  неплотностей  линейной  арматуры
   магистральных  газопроводов  можно  выполнять по "Методике расчетов
   выбросов   в   окружающую   среду  от  неорганизованных  источников
   нефтегазового оборудования" [60].
       6.   "Временная   методика   расчета  количества  загрязняющих
   веществ,   выделяющихся  от  неорганизованных  источников  станций
   аэрации  бытовых  сточных вод" (М., 1994 г.) исключена из "Перечня
   методических  документов по расчету выбросов, действующих в 2001 -
   2002  гг.",  т.к.  основана на данных только одной станции аэрации
   сточных  вод  (Курьяновской)  и не учитывает многие факторы, в том
   числе   присутствующие  в  городских  промышленно-ливневых  стоках
   нефтепродукты,  определяющие  вынос  таких  вредных  веществ, как:
   углеводороды  предельные  С  - С  , бензол, толуол, ксилол, фенол,
                              1    10
   что приводит к большим погрешностям в определении выбросов.
       В  настоящее  время НИИ Атмосфера совместно с рядом организаций
   завершены  работы  по  созданию  унифицированной методики для таких
   объектов, основанной на применении расчетно-аналитических методов.
       Тем  не  менее,  до  ее  официального  утверждения и в связи со
   значительными  погрешностями  инструментальных  замеров на станциях
   аэрации  бытовых  стоков  малой  мощности  (до  8000  -  10000 куб.
   м/сут.)   можно  расчеты  неорганизованных  выбросов  проводить  по
   вышеуказанной "Временной методике..." [94].
       7.  Для  расчета  выбросов  в  атмосферу вредных (загрязняющих)
   веществ   от   мясокомбинатов  и  мясоперерабатывающих  предприятий
   рекомендуется   руководствоваться   "Методикой   расчета  выделений
   (выбросов)   вредных   (загрязняющих)   веществ   в   атмосферу  от
   предприятий   мясоперерабатывающей   промышленности   (по  удельным
   показателям)" в полном объеме [70].
       8.  В  Приложении 3 приведены рекомендации по расчету выделений
   (выбросов)  загрязняющих  веществ  в  атмосферу от животноводческих
   комплексов и звероферм применительно к методике [31].
       9.  Выделение  вредных  веществ в атмосферу при работе бензопил
   рассчитывается   по   удельным  показателям  выбросов  загрязняющих
   веществ  легковыми  автомобилями  выпуска после 01.01.94, с рабочим
   объемом  двигателя  до  1,2  литра,  работающих  в режиме холостого
   хода.    Согласно    данным    табл.   2.6   "Методики   проведения
   инвентаризации   выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  для
   автотранспортных  предприятий", М., 1998 [34], эти показатели имеют
   следующие значения:
       СО - 0,8 г/мин.
       СН - 0,07 г/мин. (по бензину)
       NO  - 0,01 г/мин.
         х
       Рb - 0,002 г/мин. - для этилированного бензина.
       При  определении  валового  выброса учитывается суммарное время
   работы   всех  бензопил.  Для  определения  максимального  разового
   выброса  (г/с)  учитывается  максимальное  количество оборудования,
   работающего одновременно в течение 20-ти минут.
       10.    В    "Методике    проведения   инвентаризации   выбросов
   загрязняющих  веществ  в атмосферу на предприятиях железнодорожного
   транспорта  (расчетным  методом)" [33] действуют следующие разделы:
   1 - 4, 5.2, 5.13, 6 - 9.
       11.   В   связи  с  отсутствием  методики  расчета  выбросов  в
   атмосферу  от  маломерных  судов  для  приближенных оценок выбросов
   можно  рекомендовать  "Методику  проведения инвентаризации выбросов
   загрязняющих  веществ  в атмосферу для автотранспортных предприятий
   (расчетным  методом)",  М.,  1998 [34], с проведением расчетов, как
   для легковых автомобилей с аналогичными объемами двигателя.
       12.  В  настоящее  время  отсутствует методика расчета выбросов
   вредных  веществ  от  бензиновых  электростанций. В связи с этим до
   выхода  соответствующей  методики  рекомендуется  выполнять  расчет
   выбросов  от  бензиновой  электростанции  мощностью  8  - 10 кВт по
   "Методике  проведения  инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
   в  атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)" (М.,
   1998),  принимая  за  выброс  от такой э/станции - 0,25 от величины
   выброса  легкового карбюраторного автомобиля с объемом двигателя до
   1,2 л при движении по территории со скоростью 5 км/час.
       13.  Для расчета выбросов от самоходных буровых установок можно
   использовать  "Методику  расчета  выбросов  загрязняющих  веществ в
   атмосферу  от  стационарных дизельных установок" [44]. Коэффициенты
   уменьшения    выбросов    загрязняющих   веществ   определяются   в
   соответствии с данной методикой.
       14.   Ввиду  отсутствия  действующих  утвержденных  методик  по
   расчету   загрязняющих   атмосферу   веществ,   выбрасываемых   при
   производстве  пенопластов,  расчет  выбросов вспенивающего вещества
   (изопентана)    в   проектируемом   производстве   пенополистирола,
   временно, до выхода соответствующей методики можно принять равным:
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦              Производство упаковки из пеностирола              ¦
   +------------------------T--------------------------T------------+
   ¦Просеивание гранул      ¦Пыль стирола              ¦0,15 г/кг   ¦
   +------------------------+--------------------------+------------+
   ¦Предвспенивание         ¦Изопентан                 ¦1,50 г/кг   ¦
   +------------------------+--------------------------+------------+
   ¦Выдержка в силосах      ¦Изопентан                 ¦0,15 г/кг   ¦
   +------------------------+--------------------------+------------+
   ¦Формование              ¦Изопентан                 ¦0,75 г/кг   ¦
   L------------------------+--------------------------+-------------
   
       Для  действующих  предприятий  изопентан  определяется  либо по
   замерам,  либо  по его расходу на единицу массы пенопласта, так как
   весь  вспенивающий  реагент  выбрасывается  в  атмосферу.  При этом
   распределение  его  по  отдельным  стадиям процесса, предложенное в
   таблице, сохраняется.
       15.  При  применении  "Методики  расчета выбросов (сбросов) для
   комплекса  оборудования  открытых  горных работ (на основе удельных
   показателей)",  Люберцы,  1999 г., для определения пылевых выбросов
   от  источников  (экскаваторы,  бульдозеры  и т.п.) используется ряд
   расчетных   формул,   использующих   рабочие   циклы  оборудования.
   Согласно  предложенной  схеме  расчета  максимальный разовый выброс
   зависит  от  производительности  оборудования за один рабочий цикл,
   валовый  выброс  учитывает  выделение  пыли за некоторое количество
   циклов.
       Учитывая такие моменты, как:
       -  расчет  г/с  по  предложенным в методике формулам правомочен
   для  непрерывной  работы  оборудования  в  течение  не  менее 20-ти
   минут;
       -  определение количества рабочих циклов за год при определении
   валового выброса в ряде случаев затруднено,
       считаем возможным применение следующего подхода.
       Если  расчетные  формулы содержат удельный показатель выделения
   загрязняющего  вещества  с  массы  (т,  куб.  м)  перерабатываемого
   материала,  то  исходной  информацией  для проведения расчета могут
   служить  непосредственные  данные  о  количестве  перерабатываемого
   материала  в час - для определения максимального разового выброса и
   массе  переработанного  материала в целом за рассматриваемый период
   - при определении валового выброса.
       При   определении   максимального   разового   выброса  следует
   учитывать  также такие факторы, как ритмичность и продолжительность
   (20-минутный период) выполнения работ в течение часа.
       16.  В  ряде  случаев  для расчета неорганизованных источников
   взвешенных    веществ,    расположенных   на   открытом   воздухе,
   используются   методики,   основанные   на   показателях  удельных
   выделений.   При   определении   выбросов   от   таких  источников
   (дробление, грохочение, перегрузки, хранение и т.п.) целесообразно
   корректировать  результат,  используя  коэффициенты  (К  - К ,  В)
                                                          2    7
   "Методического  пособия  по  расчету  выбросов от неорганизованных
   источников     в    промышленности    строительных    материалов",
   Новороссийск, 1989 г. [37].
       17.   При  работе  пескоструйного  аппарата,  ввиду  отсутствия
   утвержденных  методик  по  расчету  выбросов в атмосферу, используя
   метод  экспертной  оценки,  величину  выделения  пыли рекомендуется
   принять  равной  6,67 кг/кв. м обрабатываемой поверхности. Эта пыль
   классифицируется по составу следующим образом:
       2,668  кг/кв.  м (40%) - пыль неорганическая: 70 - 20% двуокиси
   кремния, код 2908;
       4,002 кг/кв. м (60%) - взвешенные вещества, код 2902.
       При  расчете  выбросов  от пескоструйного аппарата, работающего
   на    открытом   воздухе,   целесообразен   учет   ряда   факторов,
   корректирующих  величину  поступления  пыли  в  атмосферу, согласно
   "Методическому  пособию  по  расчету  выбросов  от неорганизованных
   источников     в     промышленности    строительных    материалов",
   Новороссийск, 1989 г. [37], а именно:
       - долю пыли, образующую устойчивую аэрозоль, - К ;
                                                       2
       - местные условия - К ;
                            4
       - влажность материала - К ;
                                5
       - крупность материала - К .
                                7
       18.  При  проведении технологических операций, сопровождающихся
   выделением   взвешенных   веществ  в  помещение,  не  оборудованное
   системой  общеобменной  вентиляции  (выброс через оконные и дверные
   проемы),   в   случае   отсутствия  местного  отсоса  от  источника
   выделения  (выброс  через  систему  общеобменной  вентиляции) и при
   работе  оборудования  на  открытом  воздухе  (например, передвижные
   сварочные   посты)  при  расчете  выбросов  твердых  компонентов  в
   атмосферу  следует  вводить  поправочный  коэффициент  к  значениям
   расчетных показателей выделений вредных веществ.
       Исходя  из  имеющихся  данных о распределении размеров частиц с
   удалением   от   источника   выделения   с  учетом  гравитационного
   осаждения,    рекомендуется    принимать    значение   поправочного
   коэффициента к различной величине выделения:
       - для пыли древесной, металлической и абразивной - 0,2;
       - для других твердых компонентов - 0,4.
       На  конкретных  производствах  с  большими  выделениями твердых
   компонентов       целесообразно       предусмотреть      проведение
   инструментальных  замеров  дисперсного  состава  выделений в местах
   возможного  поступления  вредных веществ в атмосферу при проведении
   разных видов работ.
       19.   При  определении  количественных  характеристик  выбросов
   оксидов  азота  должна  быть  учтена  трансформация оксидов азота в
   атмосферном воздухе (см. п. 2.2.5 настоящего Пособия).
       20.  При  расчете  выбросов  вредных  веществ в атмосферу часто
   используются   программные   средства,   реализующие  ту  или  иную
   методику   из  [13].  Нередко  достоверность  реализаций  положений
   методики  в  программе неясна, поэтому при рассмотрении результатов
   расчетов  в  территориальных  органах  по  охране  окружающей среды
   приходится    проверять    эти   расчеты   вручную,   что   требует
   дополнительных  трудозатрат.  Для  устранения  этого  недостатка  в
   соответствии   с   инструктивным   письмом   Госкомэкологии   РФ  N
   05-19/25-171   от   06.05.98   программные   средства,  реализующие
   методики  по  расчету  выбросов в атмосферу, должны направляться на
   тестирование  и  согласование  в  НИИ Атмосфера. После согласования
   данное   программное  средство  включается  в  приложение  к  [13].
   Основные  характеристики  заключения  о согласовании (тестировании)
   программного  средства и сфера его использования приведены в п. 2.4
   раздела 1.2 настоящего Пособия.
   
                      1.6.1. Транспортные средства
   
       1.6.1.1. Тепловозы
   
       Исходя  из того, что действующие в настоящее время методические
   материалы  по  расчету  выбросов  от  тепловозов имеют определенные
   погрешности, рекомендуется:
       -  проводить расчет выбросов от тепловозов (г/с и т/г) согласно
   [33].   При  этом  следует  учитывать,  что  в  данном  случае  под
   номинальным  режимом  работы тепловоза (промышленного, маневрового)
   понимается  такой  режим,  при котором в рассматриваемом промежутке
   времени  (20 мин., 1 час и т.д.) имеют место все нагрузочные режимы
   работы  двигателей,  приведенные в методике [33], с соответствующим
   процентным  распределением  времени работы на различных нагрузочных
   режимах.   Таким   образом,   максимальные  разовые  выбросы  (г/с)
   определяются  как средневзвешенные значения за 20-минутный интервал
   с  учетом  доли  времени  работы  двигателя  в  этом  промежутке на
   рассматриваемых   в   методике   нагрузочных   режимах.   При  этом
   предприятие  может,  исходя  из  фактических  условий  эксплуатации
   железнодорожного  транспорта  на  своей  территории, определить для
   своих  источников основные нагрузочные режимы и доли времени работы
   на них;
       -  для  маневровых  и  промышленных  тепловозов  дополнительно
   учитывать выбросы углеводородов (СН) и диоксида серы (SО ); расчет
                                                           2
   выбросов проводить по удельным показателям выделений этих веществ,
   приведенным  в  таблице  5.13.1 раздела 5.13 методики, по формулам
   5.13.1  и  5.13.2.  Процентное  распределение  времени  работы  на
   нагрузочных  режимах принимается или по фактическим данным, или по
   соответствующим таблицам раздела 8 методики [33], где тау   - доля
                                                            хх
   времени работы на холостом ходу; (1 - тау  ) - доля времени работы
                                            хх
   с нагрузкой.
   
       1.6.1.2. Автотранспорт и дорожная техника
   
       1.  Конструктивные  особенности  двигателей зарубежных легковых
   автомобилей    (бензиновых    и   дизельных)   и   других   систем,
   обеспечивающих  их работу, в сочетании с применяемыми сортами масел
   и  смазок  обеспечивают  малое  время  прогрева двигателя после его
   запуска.   Однако  для  различных  марок  (моделей)  автомобилей  в
   зависимости  от  условий  их  хранения  и  температуры  окружающего
   воздуха существуют свои рекомендации по этому вопросу.
       В  связи  с  этим  при расчете выбросов загрязняющих веществ в
   атмосферу   от  двигателей  зарубежных  легковых  автомобилей  (по
   методике  [34])  рекомендуется  уточнять величину времени прогрева
   (t  )   в   соответствии   с  руководством   по  эксплуатации  или
     пр
   официальными  рекомендациями,  полученными  в  фирменном сервисном
   центре.
       2.  Расчет  выбросов  вредных веществ от двигателей специальных
   машин,   выполненных  на  базе  автомобильной  техники  (автокраны,
   автоподъемники,  аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, различные
   лаборатории  на автомобильной базе, автопогрузчики, автоцементовозы
   и  т.п.),  при  прогреве  двигателя,  работе  на  холостом  ходу  и
   маневрировании  по  территории  для  въезда  (выезда) рекомендуется
   выполнять  по  методике  [34],  используя  показатели  автомобилей,
   аналогичных   базе   рассматриваемой  техники  (страна-разработчик,
   грузоподъемность, объем двигателя и др.).
       3.  Для  запуска основного двигателя дорожно-строительных машин
   применяются    электродвигатели    (пуск    электростартером)   или
   двигатели,   работающие   на  бензине  [35].  В  случае  применения
   пускового   бензинового   двигателя   должны  определяться  выбросы
   углеводородов  от  дорожной  техники, классифицируемые по бензину и
   по керосину.
       4.  Расчетную  схему  2  в методике [34] для оценки выбросов на
   внутренних    проездах   применяют,   когда   на   производственной
   территории  имеются  стоянки автотранспорта с выездом на территорию
   предприятия.  В  этом  случае  рассматриваются  отдельно  каждая из
   стоянок  (при этом маневрирование по территории стоянки до выездных
   ворот  (границ)  каждой  стоянки  рассматривается  как  движение по
   стоянке,  а  не  как  внутренний  проезд)  и  отдельно  -  движение
   автотранспорта  от  ворот (границ) каждой стоянки до выездных ворот
   с  территории  предприятия  - внутренний проезд. В последнем случае
   внутренний  проезд  в  зависимости  от  интенсивности  движения  на
   отдельных   участках   проезда   может   разбиваться  на  несколько
   источников.
       5.  Валовой  выброс  i-того  вредного  вещества  при  движении
   автомобилей   по   внутреннему  проезду  рассматриваемого  объекта
   рассчитывается  по  формуле (2.11), приведенной в методике [34]. В
   общем   случае  выезд  со  стоянки  и  возвращение  на  нее  может
   осуществляться  по  разным  маршрутам.  Если  выезд  и возвращение
   автомобилей   осуществляется  по  одному  и  тому  же  внутреннему
   проезду,  то  значение N   в формуле (2.11) определяется как сумма
                           кр
   выездов  и возвращений автомашин k-той группы в среднем за сутки в
   течение  рассматриваемого периода. Особенно внимательно необходимо
   учитывать  это  положение при использовании для расчетов различных
   компьютерных   программ.  Если  выезд  и  возвращение  автомобилей
   осуществляется  по  разным  внутренним проездам, то значение N   в
                                                                 кр
   формуле  (2.11) для каждого проезда определяется средним значением
   выездов  (возвращений) автомобилей в сутки. В обоих случаях одни и
   те  же  машины  могут выезжать и возвращаться на стоянку несколько
   раз в сутки.
       6.  В некоторых случаях (малое количество техники и хранение ее
   в  теплых закрытых стоянках, одновременный выезд по условиям работы
   предприятия)  время  выезда  всех автомобилей (дорожно-строительных
   машин)  со  стоянки  осуществляется  за  время, значительно меньшее
   одного  часа.  В этих случаях для определения значений максимальных
   разовых  выбросов  вредных  веществ необходимо использовать среднее
   время  выезда  всей техники со стоянки. При времени выезда менее 20
   минут  значения  максимальных разовых выбросов необходимо приводить
   к двадцатиминутному интервалу.
       7.   Расчет   выбросов   загрязняющих   веществ  от  двигателей
   дорожно-строительных  машин  (тракторы,  автогрейдеры, экскаваторы,
   погрузчики,  асфальтоукладчики,  бульдозеры,  дорожные катки, фрезы
   дорожные,  корчеватели  и  др.)  осуществляется  в  соответствии  с
   указаниями, изложенными в [35].
       Однако  указанная  методика  не  позволяет  учесть  нагрузочный
   режим  дорожно-строительных  машин  (ДМ)  при  выполнении различных
   работ   на  строительных  площадках.  В  этом  случае  предлагается
   использовать следующий подход.
       Максимальный   разовый  выброс  рассчитывается  за  30-минутный
   интервал,   в   течение   которого   двигатель   работает  наиболее
   напряженно. Этот интервал состоит из следующих периодов:
       -  движение  техники  без  нагрузки  (откат  бульдозера назад,
   перемещение к очередной нагрузке и т.п.), характеризуется временем
   t  ;
    дв
       -  движение  техники   с  нагрузкой   (экскаватор   перемещает
   материал  в  ковше;  бульдозер, погрузчик перемещают груз и т.п.),
   характеризуется временем t     ;
                             нагр.
       -  холостой  ход (двигатель работает без передвижения техники,
   стрелы экскаватора), характеризуется временем t  .
                                                  хх
       Продолжительность  периодов  зависит  от характера выполняемых
   работ,  вида  техники  и  уточняется  по данным предприятий или по
   справочным   данным.   Для  средних  условий  могут  быть  приняты
   следующие значения:
   
           t   = 12 минут;  t      = 13 минут;  t   = 5 минут.
            дв               нагр.               хх
   
       Максимальный   разовый   выброс   рассчитывается  для  каждого
   расчетного  периода  года  (в  границах  рассматриваемого  периода
   работы техники на площадке) с учетом одновременности работы единиц
   и   видов   техники   в  каждом  месяце.  Для  оценки  загрязнения
   атмосферного  воздуха  выбросами от двигателей техники, работающей
   на   строительной   площадке,   выбирается  максимальное  значение
   разового выброса для каждого вредного вещества.
       Расчет   максимальных   разовых   выбросов  осуществляется  по
   формуле:
   
         K
   G  = SUM (М     х t   + 1,3М     х t      + М     х t  ) х N  / 1800, г/с, (1.26)
    i   k=1   двik    дв       двiк    нагр.    ххik    хх     k
   
       где:
       М     и М     -  удельные    выбросы    загрязняющих   веществ
        двik    ххik
   дорожными  машинами  соответственно  при  движении без  нагрузки и
   при работе на холостом ходу (табл. 2.3 и 2.4 в [35]);
       1,3М     - удельный выброс  загрязняющих веществ  при движении
           двiк
   под нагрузкой, рассчитанный исходя из  того,  что  при  увеличении
   нагрузки увеличивается расход топлива;
       N  - наибольшее количество дорожных машин каждого k-того вида,
        k
   работающих одновременно в течение 30-ти минут;
       K  -  количество учитываемых видов дорожно-строительных машин.
       Валовой  выброс  рассчитывается  для  каждого  периода года по
   каждому виду ДМ по формуле:
   
            K                 K
     М  = [SUM (М'  + М" ) + SUM (М     х t'  + 1,3М     х t'     +
      i    k=1   ik    ik    k=1   двik    дв       двik    нагр.
   
                                        -6
                     + М     х t' ) х 10  ] х D , т,                          (1.27)
                        ххik    хх             ф
   
       где:
       М'  и М"    -  выбросы  при  въезде  и   выезде  с  территории
        ik    ik
   площадки  (стоянки  в  пределах  стройплощадки), формулы 2.1 и 2.2
   методики [35];
       t'   -  суммарное  время  движения  без  нагрузки всей техники
        дв
   данного типа в течение рабочего дня, мин.;
       t'     - суммарное время движения  с  нагрузкой  всей  техники
        нагр.
   данного типа в течение рабочего дня, мин.;
       t'     - суммарное время холостого  хода  для   всей   техники
        хх
   данного типа в течение рабочего дня, мин.;
       D   -  суммарное  количество  дней  работы  ДМ  данного типа в
        ф
   расчетный период года.
       Некоторые   дорожно-строительные  машины  (например,  отдельные
   виды  экскаваторов)  имеют  базовое  шасси  со своим двигателем для
   передвижения  и  отдельно  -  двигатель  рабочей  установки. В этом
   случае   выбросы   загрязняющих  веществ  считаются  раздельно  для
   двигателя   базовой  платформы  (при  маневрировании)  и  двигателя
   рабочей установки (при выполнении работ).
       8.  Расчет выбросов от автопогрузчиков на автомобильной базе на
   разных  рабочих  режимах рекомендуется выполнять, используя формулы
   (1.26)  и  (1.27)  с  применением удельных показателей выбросов для
   грузовых автомобилей, аналогичных базе автопогрузчиков.
       При этом для перевода величины удельного выброса загрязняющего
   вещества  "m   (г/км)"  из  табл.  2.8  и  2.11  методики  [34]  в
               L
   удельный показатель "m   (г/мин.)" следует величину  "m " умножить
                         дв                               L
   на рабочую скорость автопогрузчика (км/мин.).
       Пример:
       При рабочей скорости автопогрузчика 5 км/час = 0,0833 км/мин.
        Т
       m      (г/мин.)  =  m     (г/км)  х  0,0833 (км/мин.) = 22,7 х
        двСО                LCO
   0,0833 = 1,891 (г/мин.).
       Рабочая  скорость автопогрузчика принимается по условиям работы
   на данном объекте.
       Формулы  (1.26)  и  (1.27)  применяются  и  в том случае, когда
   необходимо  учесть  постоянное  рабочее  движение автотранспорта по
   производственной  территории (движение с грузом, без груза, стоянка
   с работающим двигателем под погрузкой или при разгрузке).
       9.   В  соответствии  с  п.  19.а  "Дополнения  и  изменения  к
   методике..."    [48]   под   критерием   часа,   характеризующегося
   максимальной  интенсивностью  выезда  автомобилей, следует понимать
   час   максимальной   интенсивности  выезда  автомобилей  в  разрезе
   каждого загрязняющего вещества.
       В   соответствии   с   п.   19.в   "Дополнения  и  изменения  к
   методике..."  [48]  влияние холодного и переходного периода года на
   выбросы  загрязняющих  веществ  учитывается только для автомобилей,
   хранящихся на открытых и закрытых неотапливаемых стоянках.
       10.  На  автотранспортных  предприятиях при расчете выбросов от
   кузнечных  горнов  и нагревательных печей (см. п. 4 подраздела 1.6)
   при сжигании мазута, нефти в составе твердых определяются:
       -  мазутная  зола  теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий)
   по формулам (3.5.8) и (3.5.10) [34];
       -  углерод  черный  (сажа) - по формулам (3.5.1) и (3.5.2) [34]
   как  разность между суммарным количеством поступающих в атмосферный
   воздух  твердых  частиц и количеством мазутной золы (в пересчете на
   ванадий).
       При  сжигании  дизельного топлива и других легких жидких топлив
   определяются  только  суммарные  выбросы твердых частиц по формулам
   (3.5.1) и (3.5.2) [34], которые классифицируются как:
       - углерод черный (сажа).
       Примечание:  Положения  данного  пункта  распространяются  и на
   методику [47].
   
       11.  В  ОНТП-01-91  (Росавтогранс,  М.,  1991)  указано, что во
   время  пикового  движения  со  стоянки  выезжают  8%  и въезжают 2%
   автомобилей  от  общего  числа  автомашин.  Эти  цифры  могут  быть
   использованы  при  проектировании  новых стоянок. Для действующих -
   необходимо  провести  натурные  наблюдения  и определить наибольшее
   фактическое  число выезжающих и въезжающих автомобилей за период не
   менее  20  минут,  которое  в дальнейшем используется при расчетах.
   Эти  значения  в соответствии со спецификой допускается принимать в
   качестве аналогов и для проектируемых стоянок.
       12.   При   расчете   выбросов  вредных  веществ  от  легковых
   автомобилей,   находящихся   на   гостевых   стоянках  торговых  и
   спортивно-развлекательных  комплексов  (в  среднем  до 1 - 3 часов
   соответственно), режим прогрева двигателей не учитывается для всех
   автомобилей иностранных марок и для инжекторных - стран СНГ. Режим
   прогрева  карбюраторных  двигателей легковых автомобилей стран СНГ
   для  этих условий учитывается только в холодный период года (t   =
                                                                 пр
   2 - 3 минуты соответственно).
       13.    При    применении    "Методики   определения   выбросов
   автотранспорта   для   проведения   сводных  расчетов  загрязнения
   атмосферы городов", СПб., 1999 [16], следует учитывать, что:
       - в формуле П.3 выброс М   имеет размерность г/мин.;
                               Пi
       - в последнем абзаце раздела П.3 имеется опечатка: вместо "Т"
   следует читать "N ";
                    ц
       - коэффициент "40"  учитывает  20-минутный интервал осреднения
   и    особенности    движения    автотранспортного   потока   перед
   перекрестком.
       14.  Расчет  выбросов вредных веществ от двигателей бульдозеров
   и автосамосвалов в открытых карьерах.
       14.1. Расчет выбросов от двигателей бульдозеров.
       При  проведении  открытых  горных  работ бульдозеры применяются
   для  зачистки  кровли  пластов  полезного  ископаемого,  планировки
   площадок,  для  послойной  разработки горных пород и перемещения их
   на расстояние до 150 метров, для работы на отвалах и т.п.
       Расчет  валовых  выбросов  загрязняющих  веществ  от двигателей
   бульдозеров   в   этих  случаях  осуществляется  в  соответствии  с
   "Методикой   расчета   вредных  выбросов  (сбросов)  для  комплекса
   оборудования    открытых   горных   работ   (на   основе   удельных
   показателей)", Люберцы, 1999 [92].
       Максимальные   разовые  выбросы  (г/с)  вредных веществ следует
   определять  как средневзвешенные значения за 60-минутный интервал с
   учетом   доли  работы  двигателей  в  этом  промежутке  времени  на
   различных   режимах,  указанных  в  названной  методике.  При  этом
   необходимо  учитывать  тип  и  количество  одновременно  работающих
   бульдозеров   в   пределах   рассматриваемого   участка  (источника
   выбросов).  Значения  максимальных  разовых выбросов рассчитываются
   по формуле:
   
                        хх           чм           пм       3
                (0,2 х q    + 0,4 х q    + 0,4 х q   ) х 10
             К          удi          удi          удi
   G      = SUM -------------------------------------------- х N  , г/с, (1.28)
    м.р.i   k=1                      3600                       Бk
   
       где:
        хх    чм    пм
       q    (q   , q   )  -  удельный    выброс    i-того    вредного
        удi   удi   удi
   вещества при работе двигателя  бульдозеров k-того  типа (марки) на
   режиме  холостого  хода  (частичной  мощности,  полной  мощности),
   кг/час;
       N   -  наибольшее  количество бульдозеров k-того типа (марки),
        Бk
   работающих одновременно на рассматриваемом участке.
       Если  имеющиеся  образцы  техники  отличаются  от приведенных в
   методике,  то  удельные  показатели  вредных выбросов выбираются из
   таблицы  6.4  для указанного тягового класса бульдозера, ближайшего
   к имеющемуся образцу.
       14.2. Расчет выбросов от двигателей самосвалов.
       Расчет  валовых  выбросов  загрязняющих  веществ  от двигателей
   самосвалов  осуществляется  в  соответствии  с  "Методикой  расчета
   вредных  выбросов  (сбросов)  для  комплекса  оборудования открытых
   горных  работ  (на  основе  удельных  показателей)",  Люберцы, 1999
   [92].
       При  расчете  максимальных  разовых  выбросов  вредных  веществ
   следует  учитывать, что из всего количества одновременно работающих
   в  карьере  самосвалов  часть  работает  на  холостом ходу, часть -
   частично   использует  мощность,  а  часть  -  работает  на  полной
   мощности двигателя, находясь в различных точках карьера.
       Принято,   что  неорганизованные  выбросы  вредных  веществ  из
   карьера  (от  всех  источников  выбросов) осуществляются в пределах
   его   границ  (при  допущении  равномерного  перемешивания  вредных
   веществ  в  пределах карьера). Поэтому максимальные разовые выбросы
   i-того  вредного  вещества  от  всех  самосвалов (в час наибольшего
   количества   одновременно   работающих   самосвалов)  целесообразно
   определять  по  значению удельных выбросов, приведенных а табл. 7.2
   методики [92], по формуле:
   
                  хх    хх     50    50     мм    мм
                (t   х q    + t   х q    + t   х q   )
             Р    р     удi    р     удi    р     удi
   G      = SUM -------------------------------------- х N   х К , (1.29)
    м.р.i   р=1                     3,6                   Ар    р
   
       где:
       р - тип (марка) самосвала;
        хх   50   мм
       t   (t  , t  ) -  время  работы   двигателей   при   различных
        р    р    р
   нагрузочных   режимах,   в   долях  единицы,  устанавливается  для
   конкретного объекта в соответствии с табл. 7.3 методики;
        хх    50    мм
       q    (q   , q   ) -  удельный  выброс i-того вредного вещества
        удi   удi   удi
   при  работе  двигателя  самосвала  р-того  типа  (марки) на режиме
   холостого хода (50% мощности, максимальной мощности), кг/час;
       N   - количество  самосвалов  р-того  типа (марки), работающих
        Ар
   одновременно в карьере;
       К  - коэффициент, учитывающий  возраст и техническое состояние
        р
   парка  самосвалов  р-того  типа (марки); следует  учитывать, что в
   некоторых  случаях значение К  может быть различным для самосвалов
                                р
   одного типа (марки).
       При    расчетах    значений   максимальных   разовых   выбросов
   загрязняющих   веществ   по   формуле   (7.4)   названной  методики
   необходимо  иметь  в  виду, что в этой формуле допущены неточности:
   отсутствует   коэффициент,   учитывающий   возраст   и  техническое
   состояние   парка   самосвалов,  вместо  реального  времени  работы
   самосвалов  в сутки принимаются 24 часа, формула записана без учета
   различных  типов  самосвалов  и  возможного  различного  времени их
   работы  в течение суток. Исправление указанных неточностей приводит
   формулу (7.4) методики [92] к виду (1.29) настоящего Пособия.
       14.3.  Расчет  выбросов  диоксида серы при работе бульдозеров и
   самосвалов.
       Расчет   валовых  выбросов  диоксида  серы  на  рассматриваемом
   участке осуществляется по формуле:
   
                                           r
                         М = 0,02 х В   х S , т/год,           (1.30)
                                     тг
   
       где:
       В   - годовой  расход  топлива  всей  техникой,  работающей на
        тг
   данном участке, т/год;
        r
       S  - содержание серы в топливе, % массы.
       Значение  максимальных  разовых  выбросов  диоксида серы можно
   определять   исходя  из  следующих  положений.  В  соответствии  с
   данными,  приведенными  в  таблицах  6.4  и 7.2 методики [92], при
   заданном характере работы часовой расход топлива в течение года не
   меняется  для  данной  марки  бульдозера  или  автосамосвала. Зная
   средний   часовой   расход   топлива   (В  )   одним   бульдозером
                                            чk
   (самосвалом)  k-того типа, легко определить значение максимального
   разового выброса диоксида от одной единицы техники k-того типа:
   
                                         r     6
                           0,02 х В   х S  х 10
                                   чk
                 G       = ---------------------, г/с,         (1.31)
                  м.р.k.           3600
   
       где В   -  средний   часовой  расход  топлива  одной  единицей
            чk
   техники k-того типа, тонн/час.
       Часовой  расход  топлива  может быть определен экспериментально
   либо  по  учетным  данным расходования топлива техникой k-того типа
   за определенное время.
       Максимальный   разовый   выброс  диоксида  серы  от  двигателей
   бульдозеров  (самосвалов) на рассматриваемом участке определяется с
   учетом    типа   и   максимального   количества   единиц   техники,
   одновременно работающих в течение часа.
   
                         1.6.2. Резервуары и АЗС
   
       1.   При   определении   годовых   выбросов   от  АЗС  и  КАЗС
   (контейнерные  АЗС)  расчетным  способом  учитываются  выбросы  из
   резервуаров   с   нефтепродуктами  при   их  закачке (G    ),   от
                                                          зак.
   топливных баков  автомобилей при их заправке (G    ),  а также при
                                                  б.а.
   проливах за счет  стекания  нефтепродуктов  со стенок  заправочных
   и сливных шлангов (G    , G     ).
                       пр.р   пр.а.
       Значение G     вычисляется на основе формулы 7.2.4 [36]:
                 зак.
   
                    оз          вл            -6
          G     = (С   х Q   + С   х Q  ) х 10  , т/год,       (1.32)
           зак.     р     оз    р     вл
   
       где:
        оз   вл
       С  , С   - концентрация   паров   нефтепродуктов   в  выбросах
        р    р
   паровоздушной  смеси  при заполнении резервуаров в осенне-зимний и
   весенне-летний  период соответственно (выбирается из приложения 15
   [36]);
       Q  , Q   -  количество закачиваемого в резервуар нефтепродукта
        оз   вл
   в  осенне-зимний  и  весенне-летний  периоды  года  соответственно
   (принимается по данным АЗС).
       Примечание:  Поскольку  специфика эксплуатации резервуаров АЗС
   не  предусматривает  длительного  хранения  нефтепродуктов (режим:
   "заполнение-опорожнение"),    сами    резервуары,   как   правило,
   оборудованы обратными дыхательными клапанами.
   
       Годовые     выбросы    (G   )    паров    нефтепродуктов    от
                                ТРК
   топливораздаточных  колонок  (ТРК) при заправке рассчитываются как
   сумма  выбросов из баков автомобилей (G    ) и выбросов от пролива
                                          б.а.
   нефтепродуктов на поверхность (G     ):
                                   пр.а.
   
                     G    = G     + G     , т/год.             (1.33)
                      ТРК    б.а.    пр.а.
   
       Значение G     рассчитывается по формуле:
                 б.а.
   
                      оз          вл            -6
            G     = (С   х Q   + С   х Q  ) х 10  , т/год,     (1.34)
             б.а.     б     оз    б     вл
   
       где:
        оз   вл
       С  , С   -  концентрации   паров  нефтепродуктов   в  выбросах
        б    б
   паровоздушной   смеси   при   заполнении   баков   автомобилей   в
   осенне-зимний  и весенне-летний периоды соответственно (выбирается
   из приложения 15 [36]);
       Q  , Q   - количество закачиваемого  в резервуар нефтепродукта
        оз   вл
   в  осенне-зимний  и  весенне-летний  периоды  года  соответственно
   (принимается по данным АЗС).
       Годовые выбросы при проливах раздельно для резервуаров (G    )
                                                                пр.р
   и ТРК (G     ) рекомендуется рассчитывать по формулам:
           пр.а.
   
                                               -6
            G      = 0,5 х J х (Q   + Q  ) х 10  , т/год;      (1.35)
             пр.р.               оз    вл
   
                                               -6
            G      = 0,5 х J х (Q   + Q  ) х 10  , т/год,      (1.36)
             пр.а.               оз    вл
   
       где:
       J  -  удельные  выбросы  при  проливах,  г/куб. м (приведены в
   формулах 7.2.5 - 7.2.7 [36]);
       Q  , Q   -  количество закачиваемого в резервуар нефтепродукта
        оз   вл
   в  осенне-зимний  и  весенне-летний  периоды  года  соответственно
   (принимается по данным АЗС).
       Суммарные годовые выбросы из резервуаров и ТРК определяются по
   формуле:
   
                          G = G  + G   , т/год.                (1.37)
                               р    ТРК
   
       Максимальный  разовый  выброс обычно рассчитывается только для
   операции  закачки  нефтепродукта  в резервуары, т.к. одновременная
   закачка   нефтепродукта   в   резервуары  и  баки  автомобилей  не
   осуществляется (см. приложение к разделу 7.1 [36]).
       При   оценке   максимальных  (разовых)  выбросов  загрязняющих
   веществ   из   резервуаров   АЗС    в  качестве   исходных  данных
   принимаются    объем    (V   )   нефтепродуктов,    сливаемых   из
                             сл.
   автоцистерны в резервуар, куб. м; время (тау) слива нефтепродуктов
                                                                 мах
   из  автоцистерны  в  резервуар;  максимальная  концентрация (С   )
                                                                 ро
   паров нефтепродуктов в выбросах паровоздушной смеси при заполнении
                                         мах
   резервуаров,  г/куб.  м  (значение   С    выбирается   из  таблицы
                                         ро
   приложения 15  [36]  в  зависимости  от  конструкции  резервуара и
   климатической зоны, в которой расположена АЗС).
       При   расчетах   максимальных  разовых  выбросов  загрязняющих
   веществ  необходимо  знать  объемную  скорость  выброса (куб. м/с)
   газовоздушной  смеси  из  резервуара,  которая  принимается равной
   скорости закачки (V   / тау, куб. м/с). Эта скорость в большинстве
                      сл
   случаев определяется  пропускной способностью  сливных  устройств,
   установленных  на  резервуарах,  а  не  временем  слива самотеком,
   указанным   в  паспорте  на  автоцистерну  (или  в  справочниках).
   Например, для наиболее распространенных сливных устройств МУ-91-12
   и   АЗТ.5-885-800,   устанавливаемых  в  резервуарах,  номинальная
   пропускная  способность  составляет  10 куб. м/час и 16 куб. м/час
   соответственно,    между    тем   как   скорость   слива   светлых
   нефтепродуктов  самотеком из большинства автоцистерн составляет от
   13 до 27 куб. м/час.
       Поэтому  время  тау  слива  нефтепродуктов  из автоцистерны при
   заполнении      резервуаров      необходимо     определять     либо
   экспериментальным  способом,  либо  на  основе  данных технического
   паспорта,  который  оформляется  на каждый резервуар, находящийся в
   эксплуатации.
       При   наличии  на  АЗС  нескольких  одноцелевых  резервуаров  с
   разными  сливными  устройствами  для  расчета  максимальных разовых
   выбросов   используется  максимальное  значение  объемной  скорости
   слива.
       В  случае,  если заполнение резервуара осуществляется через его
   горловину    (без    приемного   сливного   устройства),   возможно
   использование  значения  времени  слива, приведенного в технических
   характеристиках на автоцистерну.
       Среднее   время  слива  целесообразно  использовать,  в  первую
   очередь,  при оценочных расчетах на стадии разработки предпроектной
   и  проектной  документации  для  оценки  возможного  воздействия на
   окружающую среду.
       При  необходимости  (в  том числе для предпроектной и проектной
   документации)  оценки  максимальных (разовых) выбросов загрязняющих
   веществ  при  заполнении баков автомобилей через топливораздаточную
   колонку  (ТРК),  а  также  для оценки максимальных разовых выбросов
   передвижных АЗС расчеты рекомендуется проводить по формуле:
   
                                          mах
                               V       х С
                                ч.факт    б.а/м
                      М      = ----------------, г/с,          (1.38)
                       б.а/м         3600
   
       где:
       М      -  максимальные (разовые) выбросы паров  нефтепродуктов
        б.а/м
   при заполнении баков автомашин, г/с;
       V       -  фактический максимальный расход  топлива через  ТРК
        ч.факт
   (с учетом пропускной способности ТРК), куб. м/ч.
       При    отсутствии   этих   данных   допускается   использовать
   максимальную   производительность   ТРК,   л/мин.,  с  последующим
   переводом в куб. м/ч;
        mах
       С      -  максимальная  концентрация  паров  нефтепродуктов  в
        б.а/м
   выбросах  паровоздушной  смеси  при  заполнении  баков  автомашин,
   г/куб. м.
                  mах
       Значение  С      рекомендуется  выбирать из приложения 12 [36]

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное