Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                    Введено в действие
                                                 письмом Ростехнадзора
                                     от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333
   
                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
              ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ
                ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
   
       Настоящее     пособие     является    переработкой    изданного
   "Методического   пособия   по   расчету,  нормированию  и  контролю
   выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002.
       Ранее  изданное  "Методическое пособие по расчету, нормированию
   и  контролю  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферный воздух",
   СПб.,  2002, по результатам его практической апробации переработано
   и   дополнено   в   целях   дальнейшего   развития   и  детализации
   методических  аспектов  воздухоохранной  деятельности, изложенных в
   действующей  нормативно-методической  документации в области охраны
   атмосферного   воздуха   от   загрязнения  выбросами  антропогенных
   источников  в  свете  Федерального  закона  "Об охране атмосферного
   воздуха"  и  соответствующих постановлений Правительства Российской
   Федерации.
       Пособие   содержит  методические  рекомендации,  разъяснения  и
   дополнения по основным вопросам воздухоохранной деятельности:
       -  инвентаризация  выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ в
   атмосферный воздух и их источников;
       - нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
       - контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
       -    сводные    расчеты    загрязнения    атмосферы   выбросами
   промышленности и автотранспорта;
       - технические нормативы выбросов.
       При   подготовке   нового  издания  Пособия  учтены  результаты
   научно-исследовательских   работ   по   рассматриваемой   тематике,
   выполненных  НИИ  Атмосфера  в 2001 - 2004 гг., а также замечания и
   предложения  территориальных органов по охране окружающей среды МПР
   России   (в   настоящее   время   Ростехнадзора)   (г.  г.  Москва,
   Санкт-Петербург,  Псков,  Пермь,  Великий  Новгород, Ленинградская,
   Псковская,  Новгородская  и  Воронежская  области, Приморский край,
   Республика  Коми  и др.), основанные на практическом опыте работ по
   инвентаризации   и   нормированию   выбросов   вредных   веществ  в
   атмосферу,  определению  и  установлению  нормативов  ПДВ  (ВСВ)  и
   организации   контроля   за  соблюдением  установленных  нормативов
   выбросов.
       Пособие        разработано        коллективом       сотрудников
   Научно-исследовательского  института  охраны  атмосферного  воздуха
   (НИИ  Атмосфера)  в  составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В.
   Волкодаева,  А.Ф.  Губанов,  О.В.  Двинянина,  Н.Н.  Звягина,  Т.С.
   Казарцева,  Я.С.  Канчан,  И.Н.  Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л.
   Трещалов,  А.С.  Турбин,  В.В.  Цибульский,  П.М.  Шемяков  и  Л.Г.
   Хурудян  (ГГО  им.  А.И.  Воейкова)  под  общим  руководством  В.Б.
   Миляева.
       Пособие  предназначено  для  работников подразделений по охране
   окружающей     природной     среды     предприятий,    специалистов
   научно-исследовательских,    проектных    и   других   организаций,
   занимающихся   вопросами   охраны  атмосферного  воздуха,  а  также
   органов   по   охране   окружающей   среды  Федеральной  службы  по
   экологическому,     технологическому     и     атомному     надзору
   (Ростехнадзора)  и  служб  по охране окружающей среды администраций
   городов и регионов России.
       Пособие  рассмотрено  и  одобрено  на Научно-техническом совете
   НИИ Атмосфера (протокол N 32 от 5 ноября 2004 г.).
       Введено   в   действие   письмом   Управления  государственного
   экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004.
   
                           Перечень сокращений
   
       ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество
       ИЗА - источник загрязнения атмосферы
       ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)
       ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)
       ТНВ - технический норматив выброса
       СЗЗ - санитарно-защитная зона
       ЭЗЗ - экозащитная зона
       ПДК     -   максимальная    разовая    предельно    допустимая
          м.р.
   концентрация   загрязняющего   вещества   в   атмосферном  воздухе
   населенных мест
       ПДК     -  среднесуточная  предельно  допустимая  концентрация
          с.с.
   загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
       ОБУВ   -   ориентировочный   безопасный   уровень   воздействия
   загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
       ГВС - газовоздушная смесь
       ГОУ - газоочистная установка
       ОНД - общесоюзный нормативный документ
       НМУ - неблагоприятные метеорологические условия
       ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
       УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы
       ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)
       АЗС - автозаправочная станция
       ТЭС - теплоэлектростанция
       ТЭЦ - теплоэлектроцентраль
       ГРЭС - государственная районная электростанция
   
                                Введение
   
       В   настоящее  время  нормативно-методическая  база  по  охране
   атмосферного    воздуха    продолжает    развиваться    на   основе
   научно-исследовательской  и методической деятельности НИИ Атмосфера
   по    обоснованию   и   развитию   методических   аспектов   охраны
   атмосферного   воздуха.   Это  касается  широкого  круга  вопросов:
   процедуры  инвентаризации  выбросов  вредных  веществ в атмосферный
   воздух  с  использованием  как  инструментальных,  так  и расчетных
   методов,  организации  и проведения расчетов загрязнения атмосферы,
   формирования   предложений   по   нормативам  ПДВ  (ВСВ),  а  также
   определению    периодичности    производственного    контроля    за
   соблюдением    установленных    нормативов   выбросов   и   объемов
   регулирования выбросов в периоды НМУ.
       Актуальность   дальнейшего   совершенствования  воздухоохранной
   деятельности обусловлена двумя основными причинами:
       -   обязательностью   введения   в   практику   воздухоохранной
   деятельности  положений Федерального закона "Об охране атмосферного
   воздуха"  [1],  а  с  2002  г.  и  Федерального  закона  "Об охране
   окружающей среды" [2];
       -   необходимостью,   с  одной  стороны,  большего  обоснования
   требований,  предъявляемых  к  природопользователям,  и,  с  другой
   стороны, необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
       Положения  Федерального  закона  и подзаконных актов [3, 4, 18,
   54   и   др.]   уточняют   требования  к  нормированию  выбросов  и
   предусматривают   установление   нормативов   ПДВ   с  учетом  ряда
   критериев    качества    атмосферного    воздуха:    гигиенических,
   экологических,    предельных    критических   нагрузок   и   других
   экологических  требований (в том числе к сырью, топливу), а также с
   учетом технических нормативов выбросов.
       В   тесной   связи   с   введением   в   практику  нормирования
   экологических  критериев  качества  атмосферного воздуха является и
   вопрос  о  переходе  от  термина  "санитарно-защитная зона" (СЗЗ) к
   термину  "экозащитная  зона" (ЭЗЗ), т.е. зона, за пределами которой
   обеспечивается   соблюдение   соответствующих  нормативов  качества
   атмосферного воздуха.
       В    соответствии   с   Федеральным   законом   [1]   в   целях
   государственного   регулирования  выбросов  наряду  с  общепринятым
   нормативом   -   ПДВ  предусматривается  установление  технического
   норматива выброса (ТНВ).
       Базовой  основой  работ  по  нормированию  выбросов, как и всей
   воздухоохранной  деятельности,  являются  результаты инвентаризации
   выбросов  вредных  веществ  и их источников, обязательность которой
   узаконена  ст.  22 Федерального закона [1]. Качество инвентаризации
   определяет   обоснованность   устанавливаемых  величин  ПДВ  (ВСВ).
   Вместе  с  тем  до  настоящего  времени  методические  вопросы  как
   процедуры   проведения   инвентаризации,  так  и  требования  к  ее
   результатам   не   определены   в   достаточной  мере  ни  в  одном
   методическом  документе.  Естественно,  это приводит к погрешностям
   как  при  проведении  самой  инвентаризации, так и при установлении
   нормативов ПДВ.
       Особо   следует  обратить  внимание  на  учет  нестационарности
   выбросов  во  времени.  Отсутствие  информации  о временных режимах
   работы   цехов,   участков  предприятий,  изменчивости  во  времени
   количественных  и  качественных  характеристик  выбросов на стадиях
   крупных    технологических    процессов    нередко    приводит    к
   неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.
       Ст.  22  Федерального закона [1] также предписывает определение
   источников  и  перечня вредных веществ, подлежащих государственному
   учету   и   нормированию,   на   основании   данных  о  результатах
   инвентаризации   выбросов.   Реализация   этого   положения  Закона
   позволит  оптимизировать  объем  работ  по  нормированию выбросов и
   воздухоохранной деятельности в целом.
       Еще  один  важный аспект развития принципов нормирования связан
   с  организацией  системы  сводных  расчетов загрязнения атмосферы в
   городах  и использованием их результатов при нормировании выбросов.
   В   городах,   в   которых   эти   системы  функционируют,  заметно
   упорядочивается  не  только  система  нормирования  выбросов,  но и
   повышается   эффективность   работы  подразделений  государственной
   экспертизы,  в  том  числе  за  счет  более  оперативного  принятия
   решений  о  возможности размещения новых производств (в том числе и
   за счет иностранных инвестиций).
       К   настоящему   времени   НИИ   Атмосфера   выполнил  основные
   методические  проработки по инвентаризации и нормированию выбросов,
   а  также  производственному  контролю  за соблюдением установленных
   нормативов,  которые  позволяют  на  практике реализовать положения
   Федерального закона в воздухоохранной деятельности.
       С  учетом  вышеизложенного,  в  настоящем  Пособии,  исходя  из
   результатов     практической     апробации    основных    положений
   "Методического   пособия   по   расчету,  нормированию  и  контролю
   выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный воздух" (СПб., 2002
   г.),  НИИ  Атмосфера  переработал  и дополнил ряд разделов Пособия,
   что     будет    способствовать    более    эффективному    ведению
   воздухоохранной деятельности на территории России.
       Приведено  детальное описание процедуры инвентаризации выбросов
   загрязняющих    веществ    в   атмосферный   воздух,   уточнены   и
   верифицированы  на  примерах  различных  производственных  объектов
   показатели,   регламентирующие  значимость  источников  загрязнения
   атмосферы  и  необходимость их учета и вредных веществ, поступающих
   в  атмосферу,  при  государственном учете и нормировании выбросов в
   атмосферу.
       Доработаны  подходы к расчету выбросов автотранспортных средств
   и  дорожно-строительной  техники  при  их эксплуатации на различных
   режимах,    при   хранении   и   перегрузке   сыпучих   материалов,
   нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.
       Существенные   разъяснения   методического  характера  даны  по
   расчету  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух от
   объектов    теплоэнергетики   большой   мощности   и   для   котлов
   производительностью  менее  30  тонн пара в час или менее 20 Гкал в
   час, а также от животноводческих комплексов.
       Исходя  из  требований  новой  законодательной  базы  по охране
   атмосферного  воздуха,  дополнены  условия,  определяющие  учет при
   установлении  нормативов предельно допустимых выбросов совокупности
   критериев    качества    атмосферного    воздуха:    гигиенических,
   экологических,    предельно    допустимых    нагрузок    и   других
   экологических требований.
       Конкретизированы    основные    этапы    проведения    расчетов
   загрязнения  атмосферы  с  помощью  компьютерных программ, уточнены
   требования  к  учету  фонового  загрязнения атмосферы и его учета в
   зависимости   от   уровней   приземных   концентраций,  формируемых
   источниками выбросов в атмосферу.
       Доработаны   требования   к   периодичности   производственного
   контроля  и  организации  контроля за содержанием вредных веществ в
   атмосферном воздухе на границе жилой застройки.
       Расширен  раздел  по  организации и проведению сводных расчетов
   загрязнения  атмосферы  выбросами промышленности и автотранспорта в
   городах  (регионах)  и  использованию  результатов сводных расчетов
   для  определения  фоновых  концентраций  широкого  спектра  вредных
   веществ,  выбрасываемых  в  атмосферу  и  не контролируемых на сети
   мониторинга,  а  также определению допустимых вкладов предприятий в
   формирование  уровней  загрязнения атмосферного воздуха в городах и
   их   использованию   при   нормировании   выбросов  и  установлении
   нормативов выбросов в атмосферу.
       Уточнены  рекомендации  по  структуре  и  содержанию "Отчета по
   инвентаризации    выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ   в
   атмосферный  воздух  и  их  источников  для предприятия" и "Проекта
   нормативов   предельно   допустимых   выбросов  (ПДВ)  загрязняющих
   веществ  в атмосферу для предприятия", внедрение которых в практику
   воздухоохранной   деятельности   взамен   изложенному  в  [11,  15]
   обеспечит  повышение  обоснованности  результатов  инвентаризации и
   устанавливаемых нормативов выбросов.
   
        1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ
                  в атмосферный воздух и их источников
   
                          1.1. Общие положения
   
       1.  В  Федеральный  закон  "Об охране атмосферного воздуха" [1]
   впервые  (в  сравнении  с  ранее  действовавшим  Законом "Об охране
   атмосферного  воздуха")  введена  статья, касающаяся инвентаризации
   выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
       В  соответствии  со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных
   (загрязняющих)  веществ в атмосферный воздух и их источников" этого
   ФЗ  и  ст.  121  ФЗ  N  122-ФЗ  от 22.08.04 "О внесении изменений и
   дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих принципах организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
   принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
   Федерации":
       "Юридические   лица,   имеющие   источники   выбросов   вредных
   (загрязняющих)    веществ    в    атмосферный    воздух,   проводят
   инвентаризацию    выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ   в
   атмосферный   воздух   и  их  источников  в  порядке,  определенном
   федеральным   органом   исполнительной   власти  в  области  охраны
   окружающей  среды"  (в  настоящее  время  -  Федеральная  служба по
   экологическому,   технологическому  и  атомному  надзору,  далее  -
   Ростехнадзор).
       Инвентаризацию   выбросов   вредных   веществ  в  атмосферу  (в
   дальнейшем    -    "инвентаризацию")   проводят   все   действующие
   предприятия,    организации,    учреждения    независимо    от   их
   организационно-правовых      форм     и     форм     собственности,
   производственная    деятельность   которых   связана   с   выбросом
   загрязняющих веществ в атмосферу.
       Инвентаризация  выбросов  загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу
   является   систематизацией   сведений  о  распределении  источников
   выбросов на территории, количестве и составе выбросов [5].
       Инвентаризация    является    основой    для    ведения    всей
   воздухоохранной   деятельности.   Основной   целью   инвентаризации
   является  выявление  и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА),
   определение  количественных  и  качественных характеристик выбросов
   загрязняющих веществ для:
       -  подготовки  исходных  данных  для  нормирования  выбросов  и
   установления    нормативов    предельно   допустимых   и   временно
   согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
       -  подготовки  исходных данных для оценки загрязнения атмосферы
   (в   частности,   в   рамках   расчетного  мониторинга  загрязнения
   атмосферы);
       - контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
       - ведения статистической отчетности о выбросах;
       -  контроля  работы  пылеулавливающих  и газоочистных установок
   (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
       -  разработки  и  установления  технических нормативов выбросов
   (ТНВ)    вредных   (загрязняющих)   веществ   для   передвижных   и
   стационарных  источников  выбросов  от  технологических процессов и
   оборудования;
       - оценки экологичности используемых технологий;
       -  формирования  компьютерной  базы  данных  об  ИЗА  в разрезе
   предприятия, отрасли, города и региона.
       2.  При  инвентаризации  должны  быть  выявлены  и  учтены  все
   возможные  источники  выделения  и  выброса ЗВ в атмосферу, которые
   постоянно    или   временно   эксплуатируются   или   хранятся   на
   производственной  территории  предприятия (в т.ч. и передвижные), а
   также  вредные  вещества, которые могут выделиться или образоваться
   при  осуществлении  всех процессов, предусмотренных технологическим
   регламентом производства.
       Все    источники,    относящиеся    к   конкретной   территории
   предприятия,  являются  стационарными  источниками  выброса вредных
   (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
       В  соответствии  с [90] стационарным источником выброса вредных
   (загрязняющих)   веществ   в   атмосферный  воздух  является  любой
   (точечный,   площадной   и  т.д.)  источник  с  организованным  или
   неорганизованным   выбросом   вредных   (загрязняющих)   веществ  в
   атмосферный  воздух,  дислоцируемый  или  функционирующий постоянно
   или  временно  в  границах  участка территории (местности) объекта,
   предприятия,  юридического или физического лица, принадлежащего ему
   или   закрепленного   за   ним   в   соответствии   с   действующим
   законодательством.
       Стационарные  источники  выброса вредных (загрязняющих) веществ
   в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
       - источники с организованным выбросом;
       - источники с неорганизованным выбросом.
       Наиболее  часто  употребляется  краткая  форма данных терминов:
   "организованный источник" и "неорганизованный источник".
       Под  организованным  выбросом  понимается выброс, поступающий в
   атмосферу  через  специально  сооруженные  газоходы,  воздуховоды и
   трубы;    под    неорганизованным   выбросом   понимается   выброс,
   поступающий  в  атмосферу  в  виде  ненаправленных  потоков  газа в
   результате  нарушения  герметичности  оборудования,  отсутствия или
   неудовлетворительной  работы вентиляционных систем, местных отсосов
   в   местах   загрузки,   выгрузки   или  хранения  сырья,  топлива,
   полупродуктов и продуктов и т.д.
       3.  Работы  по  инвентаризации  можно подразделить на следующие
   основные этапы:
       -  изучение  технологического  регламента (карты техпроцесса) и
   составление  перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться
   (образоваться)   в   ходе   технологических   процессов.  При  этом
   учитываются  результаты  инструментального и расчетного определения
   выбросов  при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов),
   данные  проектной  документации  (для  вновь  вводимых  в  действие
   реконструируемых   объектов)   и   действующие  расчетные  методики
   определения  выделений  (выбросов)  в атмосферный воздух различными
   производствами;
       -  подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых
   проводится инвентаризация;
       - кодификация и определение координат ИЗА.
       Каждому    источнику    загрязнения    атмосферы    предприятия
   присваивается  код-идентификатор  (как  правило, номер, N), который
   указывается   на   карте-схеме   рядом  с  источником  и  служит  в
   дальнейшем  для  идентификации  этого  ИЗА  в пределах промплощадки
   предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).
       Однако,  при  необходимости,  для крупных предприятий с большим
   числом    источников    допускается   независимая   нумерация   ИЗА
   структурных  подразделений  предприятия:  площадок,  цехов и т.д. В
   этом  случае  код  (номер)  ИЗА,  указываемый на карте-схеме, может
   составляться  из  номеров  структурных  подразделений предприятия и
   номера  источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 -
   цех N 1, источник N 1);
       -   анализ   результатов   периодической  (ежегодной)  проверки
   технического   состояния  ГОУ  с  целью  определения  эффективности
   работы ее оборудования и степени очистки газа;
       Примечание:       В       случаях,       если       фактические
   (среднеэксплуатационные)  показатели  работы  оборудования  ГОУ  не
   соответствуют  проектным  или  наладочным  показателям более чем на
   20%,  перед  началом  инвентаризации должны быть выполнены операции
   технического обслуживания или ремонта.
   
       -  выбор  методов  определения  количественных  и  качественных
   характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;
       -   определение  количественных  и  качественных  характеристик
   выделений  и  выбросов  загрязняющих  веществ  в атмосферу, включая
   геометрические   характеристики   ИЗА   и  параметры  выбрасываемой
   газовоздушной смеси (ГВС);
       -  составление  отчета  по  инвентаризации  и  его  утверждение
   руководителем предприятия.
       4.   Ответственность   за   полноту   и   достоверность  данных
   инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) [11].
       Инвентаризация  выбросов  проводится  один  раз в пять лет [11,
   68].
       5.  Нередко  возникает необходимость в проведении корректировки
   результатов  инвентаризации  выбросов  всего  предприятия  или  его
   отдельных  производств,  которая  проводится  в случаях обнаружения
   или     возникновения     несоответствия     между    существующими
   характеристиками   выбросов   предприятия   (объекта)   и   данными
   последней  по  времени  инвентаризации (в т.ч. на основании которых
   были   установлены   нормативы   выбросов).   К  таким  случаям,  в
   частности, относятся нижеследующие ситуации.
       Контролирующие   органы   или   природопользователи  установили
   наличие:
       -   неучтенных  при  инвентаризации  источников  выброса  ЗВ  в
   атмосферу;
       - неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;
       -  неучтенных  при  инвентаризации  режимов  работы источников,
   выброс  при  которых  приводит к нарушению установленных нормативов
   ПДВ (ВСВ);
       -  кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли
   изменения  технологии производства, состава исходного сырья и т.п.,
   повлекшие    за    собой    значимые   изменения   качественных   и
   количественных характеристик выбросов и их источников.
       Корректировка   инвентаризации  может  быть  проведена  или  по
   решению    руководителя    предприятия,    или    по    предписанию
   территориального   органа   Ростехнадзора   с  указанием  факторов,
   обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.
       5.1.  Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на
   предприятии  (или  в  отдельных  его  цехах)  не  произошло никаких
   изменений  в  технологии  и  объемах  производства, составе и видах
   используемого   сырья   и   топлива,  то  срок  действия  имеющейся
   инвентаризации  может  продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем
   обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.
       Если   на   предприятии   имеются   производства,  для  которых
   разработаны   и  утверждены  в  установленном  порядке  технические
   нормативы  выбросов  (ТНВ),  то  для  таких производств последующая
   инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.
       Примечание:  Если  в  период  действия инвентаризации введены в
   действие  новые  методики определения выделений (выбросов), то, как
   правило,  учет  возможных  изменений  количественных и качественных
   характеристик    ИЗА    выполняется    после   окончания   действия
   существующей  инвентаризации.  В  отдельных случаях территориальные
   органы  Ростехнадзора,  исходя из экологической обстановки в городе
   (регионе),  вправе рекомендовать провести корректировку действующей
   инвентаризации.
   
       6.   При   строительстве  новых  и  реконструкции  (расширении)
   существующих  объектов  и  при  введении  в действие таких объектов
   возможны  отклонения  (разрешенные  и  согласованные)  от проектной
   технической    документации,    изменения    условий   эксплуатации
   оборудования,  сырья,  материалов  в  отличие от объектов-аналогов.
   Для  выявления  таких  различий  в  количественных  и  качественных
   характеристиках   источников   загрязнения   атмосферы   необходимо
   проведение  инвентаризации  выбросов нового объекта. Как правило, в
   этих  случаях  инвентаризация  проводится  не позднее чем через год
   после  введения  в  действие  основных  производственных  мощностей
   данного объекта.
       7.  В  практике  воздухоохранной  деятельности  нередки случаи,
   когда  для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а
   проект   нормативов   ПДВ  разрабатывает  другая  организация.  При
   рассмотрении   проекта  нормативов  ПДВ  в  контролирующих  органах
   нередко   выявляются   недостатки,  связанные  с  неполнотой  учета
   источников  и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных
   инвентаризации.    В   результате   предприятие   вынуждено   нести
   дополнительные   расходы   по   уточнению  инвентаризации.  Поэтому
   целесообразно,   чтобы   предприятие  при  заключении  договора  на
   проведение  инвентаризации с подрядной организацией предусматривало
   гарантийные   обязательства   со   стороны   этой   организации  по
   корректировке  инвентаризации  и  компенсации  затрат  предприятия,
   понесенных  им  вследствие  неправильной инвентаризации, в случаях,
   когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.
       Со  своей  стороны  предприятие должно нести ответственность за
   предоставление   исполнителю   полных   и   достоверных   данных  о
   технологии  производства,  материальных  балансах,  составе сырья и
   топлива,    наличии   паспортов   вентустановок   и   газоочистного
   оборудования  (ГОУ),  а  также  обеспечить  работу  оборудования на
   режимах, необходимых для проведения инвентаризации.
       8.  Выборочную  проверку достоверности и полноты инвентаризации
   территориальные  органы  Ростехнадзора,  как  правило, осуществляют
   при   государственном  контроле  за  охраной  атмосферного  воздуха
   предприятия.
       9.  Следует  обратить  внимание  на завершающую стадию работ по
   инвентаризации  выбросов  на  предприятии,  связанную с оформлением
   соответствующей  документации,  а  именно "Отчета по инвентаризации
   выбросов  вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их
   источников для предприятия".
       Нередки  случаи,  когда  инвентаризация выбросов ограничивается
   источниками  с  организованными  выбросами,  определение параметров
   которых    выполнялось   инструментальными   методами.   При   этом
   результаты  расчетного  определения  выбросов  от ряда источников с
   организованным  выбросом,  в  основном  не  оснащенных  ГОУ, и всей
   совокупности  источников  с неорганизованным выбросом не включаются
   в  отчет  по  инвентаризации.  В этих случаях результаты расчетного
   определения  выбросов,  как правило, включаются в проект нормативов
   ПДВ  (ВСВ)  предприятия.  Это  приводит  к тому, что на предприятии
   отсутствует  единый  отчет  по  инвентаризации  выбросов, требуется
   дополнительная  работа  по  составлению разделов III и IV отчета по
   инвентаризации  [11],  и,  кроме  того,  неоправданно увеличивается
   объем  работы  по  рассмотрению  проектов  нормативов  ПДВ  (ВСВ) в
   контролирующих органах.
       В   случаях,  когда  по  рекомендации  территориальных  органов
   Ростехнадзора   инвентаризация  проводится  в  едином  комплексе  с
   разработкой  нормативов  ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для
   предприятий   может  не  составляться.  При  этом  вся  информация,
   которая  должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте
   нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.
       Примечание:  В  основном  это относится к предприятиям, выбросы
   которых определяются расчетными методами.
   
       10.   При   выборе  сроков  проведения  инвентаризации  следует
   учитывать  возможную  годовую  изменчивость  выбросов в атмосферу и
   выбирать  время  года,  когда выбросы в атмосферу будут наибольшие.
   Так,   например,   для   объектов  теплоэнергетики,  работающих  по
   отопительному  графику,  таким  периодом  является холодный период,
   для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.
       11.  В соответствии с положением ст. 22 [1] на основании данных
   о   результатах   инвентаризации  выбросов  вредных  (загрязняющих)
   веществ  в  атмосферный  воздух  должны  устанавливаться  источники
   выбросов  и  перечни  вредных  (загрязняющих)  веществ,  подлежащих
   государственному учету и нормированию.
       До  введения  в  действие  [1]  нормированию  подлежали выбросы
   любых  вредных  веществ  вне  зависимости  от  их  массы  и степени
   воздействия   на   атмосферный   воздух.  В  результате  на  многих
   предприятиях  (в  т.ч.  использующих  сырье  и  топливо  с  широким
   спектром    микропримесей,   содержащихся   в   них)   предлагалось
   нормировать  большое количество вредных веществ, выбросы которых не
   оказывают   сколько-нибудь  ощутимого  (значимого)  воздействия  на
   атмосферный  воздух.  Все  это неоправданно увеличивает объем работ
   по нормированию, а затем и по контролю выбросов.
       Для   того,  чтобы  определить  источники  и  перечень  вредных
   веществ,  подлежащих  нормированию,  в  НИИ  Атмосфера  разработаны
   критерии,  позволяющие  на  первом этапе этой работы без проведения
   расчетов   загрязнения   атмосферы  по  унифицированным  программам
   расчета   загрязнения   атмосферы   (УПРЗА)   определить   перечень
   нормируемых  вредных  веществ, а затем (при необходимости) уточнить
   этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.
       12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:
       1.   Определение   параметров  ИЗА  должно  осуществляться  при
   регламентной  загрузке  технологического  оборудования и нормальных
   условиях  эксплуатации  газоочистных  и  пылеулавливающих установок
   (ГОУ).
       2.  Наряду  с  этим  параметры  ИЗА  следует  фиксировать  и на
   основных  режимах  работы технологического оборудования (установки)
   и стадиях технологических процессов.
       3.  Результат  определения  разового значения каждого параметра
   ГВС  и  других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА,
   должен  характеризовать  среднее  за  20-минутный  интервал времени
   значение этого параметра.
       13.   При  проведении  инвентаризации  рекомендуется  применять
   единую  сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов
   -  в  рамках  промплощадки,  участков  - в рамках цехов, источников
   выделения  ИВ  -  в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы
   (ИЗА),  режима  (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии)
   выброса  - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при
   наличии   только  одной  промплощадки  -  в  разрезе  предприятия),
   начиная   с   N   1  в  возрастающей  последовательности.  Принятая
   нумерация от года к году не должна изменяться.
       При  появлении  нового  источника  (ИВ,  ИЗА)  ему  присваивают
   номер,  ранее  не  использовавшийся  в  отчетности.  При ликвидации
   (консервации)  источника его номер в дальнейшем не используют. Всем
   организованным  источникам загрязнения атмосферы присваивают номера
   от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.
       Примечание:  Для  крупных  производственных  объектов с большим
   числом  источников  допускается рассматривать каждое из структурных
   подразделений данного объекта как промплощадку.
   
       13.1.  При проведении инвентаризации выбор наименований вредных
   веществ  и  их  кодов  выполняется  согласно  [8]  и дополнительным
   рекомендациям,  приведенным  в  Приложении 1 настоящего Пособия и в
   разделе 2.
       Примечание:  В  случае  отсутствия  выбрасываемого  вещества  в
   перечне  ему  присваивается  четырехзначный  код в диапазоне 9001 -
   9999,   о   чем   делается   соответствующее  примечание  в  тексте
   инвентаризации.
   
          1.2. Методы определения количественных и качественных
             характеристик выделений и выбросов загрязняющих
                           веществ в атмосферу
   
       1.  Для определения количественных и качественных характеристик
   выделений  и  выбросов ЗВ в атмосферу используются инструментальные
   и расчетные (расчетно-аналитические) методы.
       Инструментальные  методы являются превалирующими для источников
   с  организованным  выбросом  загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ
   17.2.3.02-78).  К  основным  источникам  с  организованным выбросом
   относятся:
       - дымовые и вентиляционные трубы;
       - вентиляционные шахты;
       - аэрационные фонари;
       - дефлекторы.
       При   инструментальных  измерениях  должны  применяться  только
   газоаналитические    средства,    предназначенные    для   контроля
   промышленных  выбросов и внесенные в Государственный реестр средств
   измерений.
       Аэродинамические   параметры   выбросов   должны  измеряться  в
   соответствии  с  действующими  государственными  стандартами  (ГОСТ
   17.2.4.06-90,  ГОСТ 17.2.4.07-90, ГОСТ 17.2.4.08-90) [98, 99, 100].
   Объемы  отходящих газов, полученные по результатам инструментальных
   измерений,  должны  быть  приведены к нормальным условиям (н.у.): 0
   -С, 101,3 кПа.
       Используемые  методики  выполнения  измерений концентрации ЗВ в
   промышленных  выбросах  должны отвечать требованиям ГОСТ Р 8.563-96
   [96],  ГОСТ  Р  ИСО  5725-2002  [95],  ГОСТ  17.2.3.02-78 [21] и РД
   52.04.59-85   [97],   пройти   экспертизу   в   НИИ   Атмосфера   и
   метрологическую  аттестацию в органах Госстандарта России. К каждой
   методике,         утвержденной         подписью        руководителя
   организации-разработчика   и   скрепленной   оригинальной  печатью,
   прилагаются   свидетельство  о  метрологической  аттестации  органа
   Госстандарта  РФ  и  экспертное заключение НИИ Атмосфера, в котором
   указан  срок  действия  методики (как правило, 5 лет). К методикам,
   разработанным  до  2005  года,  должны  быть  также приложены листы
   "Дополнений  и  изменений к методике", отражающие требования ГОСТ Р
   ИСО 5725-2002 [95].
       2.  Расчетные  методы  применяются, в основном, для определения
   характеристик неорганизованных выделений (выбросов).
       К неорганизованным источникам относятся:
       -    неплотности    технологического   оборудования   (пропуски
   технологических     газов    через    уплотнения    перекачивающего
   оборудования  и  запорно-регулирующую  арматуру,  расположенную вне
   вентилируемых  помещений),  в  том числе работающего при избыточном
   давлении;
       -  факельные  установки  и  амбары для сжигания некондиционного
   углеводородного сырья;
       -  открытое  хранение  топлива,  сырья, материалов и отходов, в
   том  числе  пруды-отстойники  и  накопители, нефтеловушки, шламо- и
   хвостохранилища,   золоотвалы,   отвалы   горных   пород,  открытые
   поверхности испарения и т.п.;
       - взрывные работы;
       -   погрузочно-разгрузочные   работы,   в  том  числе  маршруты
   перемещения сыпучих материалов;
       -  карьеры  добычи  полезных  ископаемых,  открытые  участки их
   дробления и рассева на фракции;
       -  оборудование  и  технологические  процессы,  расположенные в
   производственных    помещениях,   не   оснащенных   вентиляционными
   установками,  а  также расположенные на открытом воздухе (например,
   передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).
       В  рамках  работ  по  учету,  нормированию  и контролю выбросов
   стационарных   источников   к   неорганизованным  источникам  также
   относятся:
       -  транспортные  средства,  хранящиеся  или  эксплуатируемые на
   производственной  территории  (автотранспорт, тепловозы, дорожная и
   строительная  техника,  речные  и  морские суда в акватории порта и
   т.п.);
       -  резервуарные  парки, сливно-наливные железно- и автодорожные
   эстакады и терминалы речных и морских портов.
       2.1.    Оценка    выбросов   от   неорганизованных   источников
   выполняется  с  помощью расчетных (расчетно-аналитических) методов,
   базирующихся  на  удельных  технологических показателях, балансовых
   схемах,  закономерностях  протекания физико-химических процессов, а
   также  на  сочетании инструментальных измерений и расчетных формул,
   учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.
       Большую   группу  неорганизованных  источников  составляют  так
   называемые   "фугитивные  источники",  мощность  выделения  вредных
   веществ   в   атмосферу   от   которых   существенно   зависит   от
   гидрометеорологических показателей.
       К   подобным   источникам  следует  отнести  источники  пылевых
   выбросов  и  открытые  поверхности (площадных) орошаемых или водных
   объектов.
       2.2.1.  Основными  параметрами при определении пылевых выбросов
   от неорганизованных источников являются:
       -   производительность   выполняемых  работ,  т.е.  фактическое
   количество   (весовое,   объемное,   площадное)   перерабатываемого
   материала  или время протекания каждого процесса за рассматриваемый
   период с учетом нестационарности;
       -  доля  пылевой  фракции,  размером до 200 мкм, содержащаяся в
   исходном  материале  и определяемая путем отмывки и просева средней
   пробы;
       -  доля  фракции  пыли  (от  всей  массы  пыли),  переходящая в
   аэрозоль и зависящая от дисперсного состава пыли;
       -  фракция  пыли, выделяющаяся и оседающая внутри помещений при
   работе   оборудования  с  местным  отсосом  либо  от  других  типов
   неорганизованных источников;
       -  крупность материала (погрузка-разгрузка, дробление, просев и
   т.д.);
       -   влажность   сыпучих   материалов,  под  которой  понимается
   влажность  его  пылевой  и  мелкозернистой фракции размером, равным
   (или менее) 1 мм;
       -   защищенность   узла  источника  пылевыделения  от  внешнего
   гидрометеорологического воздействия;
       -  скорость  ветра  в  районе  выполнения  работ как средняя за
   рассматриваемый  период,  так и набор скоростей от 0,5 м/с до "u*",
   где   u*   -   скорость   ветра   по  средним  многолетним  данным,
   повторяемость превышения которой составляет 5%;
       -  продолжительность  периодов выпадения осадков в виде дождя и
   периода   устойчивого   снежного   покрова   во   время  проведения
   определенного вида работ;
       - высота сброса сыпучего груза;
       -  типы технических средств, применяемых при выполнении работ с
   сыпучими материалами (экскаватор, грейфер, бульдозер и т.д.).
       При расчетах перечисленные параметры учитываются в виде:
       -  совокупности  коэффициентов,  корректирующих  выброс  пыли в
   атмосферный воздух;
       -   совокупности   некоторых   корректирующих  коэффициентов  и
   удельных  показателей  пылевыделения для отдельных неорганизованных
   источников,  в  которых учтены свойства как самого материала, так и
   влияние внешних факторов, обусловливающих выброс в атмосферу;
       -   удельных   показателей   пылевыделения,  установленных  для
   неорганизованных  пылевых  источников  при  определенных параметрах
   протекания рассматриваемых процессов.
       2.2.2.  К  открытым  поверхностям орошаемых или водных объектов
   относятся:
       -   сооружения  очистки  промышленно-бытовых  стоков  (приемные
   камеры,  нефтеловушки, песколовки, аэротенки, первичные и вторичные
   отстойники,  пруды-накопители,  иловые  площадки, шламонакопители и
   др.);
       -   открытые   орошаемые  участки  технологического  назначения
   (градирни,  участки  "кучного выщелачивания" руд цветных металлов и
   т.п.).
       К   факторам,   подлежащим  учету  и  оказывающим  существенное
   влияние на величины их выбросов, следует отнести:
       -  метеорологические  параметры - сезонные (суточные) колебания
   температуры,  периоды  и  степень  укрытости  поверхности льдом или
   снежным   покровом,  направление  и  скорость  ветра,  наличие  или
   отсутствие   атмосферных   осадков.   Как  правило,  эти  параметры
   определяются  по  данным многолетних наблюдений, которые содержатся
   в соответствующих климатологических справочниках [91];
       -  географические  и  геометрические параметры - перепады высот
   прилегающей  местности,  степень  открытости  поверхности источника
   относительно  направления  ветра  (высота  и  крутизна  насыпей или
   береговых  откосов),  соотношение  между  шириной  и длиной объекта
   (точнее,  протяженность  водной  поверхности по направлению ветра),
   степень  укрытости  поверхности искусственными покровами (понтоном,
   крышей  и  т.п.). Эти параметры определяются при проектировании или
   реконструкции соответствующих объектов;
       -    физико-химические    (биохимические)   параметры   объекта
   (жидкофазной    системы),   которые   определяются   растворимостью
   ингредиентов,   возможностью   образования   индивидуальных  фаз  -
   твердых  (осадков),  жидких  (пленок  на поверхности или эмульсий в
   объеме)    и   газообразной   (пузырьковое   газовыделение),   либо
   брызгоуносом    при   механической   или   принудительной   аэрации
   жидкофазного  объема. Как правило, биохимическое разложение взвесей
   сопровождается  сверхравновесным  выделением газообразных, жидких и
   твердых продуктов.
       Удельная  балансовая оценка сверхравновесного газовыделения при
   биохимическом    разложении   ("сбраживании")   промышленно-бытовых
   стоков зависит от следующих параметров:
       -   степени   загрязнения   исходных  стоков  (определяется  по
   инструментальным  замерам  концентраций  взвешенных  и растворенных
   веществ на входе биологических очистных сооружений (БОС));
       -   соотношения   зольной  и  беззольной  составляющих  осадков
   сточных  вод,  взвешенных  веществ  и  нефтепродуктов (определяется
   инструментально по данным термогравиметрического анализа);
       -    окисляемости    (восстанавливаемости)    органической    и
   минеральной  составляющих  загрязнений  (окисляемость  определяется
   инструментально,    характеризуется   показателями   биохимического
   потребления  кислорода  (БПК)  и  химического потребления кислорода
   (ХПК));
       -  массового  соотношения сбраживаемых компонентов и "активного
   ила"  (задается  регламентом  БОС  по  существующим  нормативам или
   стандартам);
       -     сезонного     (регионального)     колебания    температур
   "сбраживания",  определяющих  скорости  "мезофильного" (ниже 50 -С)
   разложения  либо  величины,  обратные  скоростям, - периоды полного
   сбраживания   (устанавливаются   по  эмпирическим  экспериментально
   установленным  зависимостям  для  конкретных  составов сбраживаемых
   компонентов,  исходя  из  того,  что при отрицательных температурах
   скорости  сбраживания  равны  нулю,  т.е. происходит так называемое
   "консервирование").
       Поскольку  мощность объектов БОС в различных населенных пунктах
   и  регионах  Российской  Федерации,  а  также  диапазоны  изменения
   перечисленных  выше  параметров  весьма  широки,  то для адекватной
   характеристики  удельных  выделений  ЗВ  и  их  контроля  требуется
   статистически  достоверная информация, основанная как на измерениях
   концентраций   ЗВ   в  атмосфере  вблизи  водной  поверхности  этих
   объектов  (с  учетом  фоновых  загрязнений),  так  и  на синхронных
   замерах   изменения   состава  загрязненных  стоков  "на  входе"  и
   "выходе" из соответствующего объекта.
       Поэтому  для  оценки  воздействия подобных водных источников на
   окружающую   природную   среду   применяют   расчетно-аналитические
   методы,  основанные  на  удельных показателях выделения ЗВ, которые
   подтверждены    инструментальными   измерениями   и   материальными
   балансами соответствующих технологических процессов.
       2.3.   Расчетные   методы  применяются  также  при  определении
   характеристик  организованных  источников  загрязнения  атмосферы в
   следующих случаях:
       -  для  определения выбросов от типичных для многих предприятий
   производств:  сварочные и окрасочные работы, механическая обработка
   материалов,   нанесение  металлопокрытий  гальваническим  способом,
   котельные    и    другие    топливосжигающие    устройства    малой
   производительности,    транспортные   средства   и   инфраструктура
   транспортных объектов;
       Примечания:
       1.  В  настоящее  время  действует целый ряд методик по расчету
   выбросов  [13], достаточно апробированных на практике и позволяющих
   определять  выбросы  в  атмосферу  с  погрешностью,  не превышающей
   точность определения с помощью инструментальных методов.
       2.   Не   снижая   точности  определения  выбросов,  применение
   расчетных   методов   в   этих   случаях  позволяет  оптимизировать
   расходование    средств    предприятиями    на    атмосфероохранную
   деятельность и охрану окружающей среды в целом.
   
       -  при отсутствии разработанных и согласованных в установленном
   порядке методов количественного химического анализа;
       -   если   отсутствует   практическая   возможность   измерения
   концентраций в выбрасываемой ГВС (например, высокая температура);
       -  для  получения  данных о параметрах выбросов проектируемых и
   реконструируемых объектов.
       При    наличии    согласованных    Ростехнадзором    отраслевых
   методических   документов   по   инвентаризации   (нормированию   и
   контролю)  выбросов  выбор метода регламентируется соответствующими
   положениями этих документов (например, [61]).
       2.3.1.  При  отсутствии методов по расчету выделений (выбросов)
   в  атмосферу  от  оборудования,  расположенного  в производственных
   помещениях,  и  невозможности проведения инструментальных измерений
   (по   причинам   технического   или   экономического  характера)  в
   отдельных  случаях  для  определения  массы  выделения  (выброса) в
   качестве  исходной  информации  используются  значения  ПДК рабочей
   зоны   и   расчетные   оценки   воздухообмена  в  данном  помещении
   (например, [23]).
       2.4.  В  соответствии  с  [93] программы, реализующие различные
   методики  по  расчету  выделений  (выбросов) загрязняющих веществ в
   атмосферный  воздух,  проходят  тестирование  и  согласование в НИИ
   Атмосфера.
       Основные     характеристики     заключения    о    согласовании
   (тестировании) и сфера его использования:
       1.   Заключение   о   согласовании   подтверждает,  что  данное
   программное  средство  (ПС)  успешно прошло тестирование на предмет
   соответствия   нормативным  и  методическим  документам,  положения
   которых оно реализует.
       2.  В  заключении  указывается  срок его действия (как правило,
   срок   действия   ПС   определяется  сроком  действия  реализуемого

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное