Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
   утвержден    Росгидрометом,    функцией   которого   является   его
   рассмотрение   и  утверждение.  То  же  самое  касается  раздела  4
   "Методики  контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестностях
   аэропорта" [52] и некоторых других документов.
       Примечание:     "Отраслевая    методика    расчета    приземной
   концентрации   загрязняющих   веществ,   содержащихся   в  выбросах
   компрессорных   станций   магистральных   газопроводов.  Отраслевое
   дополнение  1  к  ОНД-86"  [69] распространяет область применимости
   ОНД-86  на  источники  выбросов  в  атмосферу  газовой отрасли, для
   которых  характерны  большие опасные скорости ветра (порядка 20 м/с
   и более).
       Что  касается  выбросов  метана,  стравливаемого  через свечи с
   начальными  скоростями, близкими к звуковым, то несколько лет назад
   Газпромом  начата работа с привлечением специалистов по атмосферной
   диффузии   по   подготовке   специального   документа  для  расчета
   загрязнения  воздуха  от  такого  рода  источников. Был подготовлен
   проект    соответствующего    документа,    однако    работы   были
   приостановлены.   Поэтому  до  завершения  разработки  специального
   документа  для рассматриваемого случая рекомендуем обращаться в ГГО
   им. А.И. Воейкова.
   
       13.   В  настоящее  время  для  расчета  выбросов  загрязняющих
   веществ   в   атмосферу   от   судовых   энергетических   установок
   транспортных  судов,  судов  портфлота и других плавсредств имеется
   один   документ:  "Методика  расчета  выбросов  вредных  веществ  в
   атмосферу  морских  портов"  (Л.,  1986)  и для расчета выбросов от
   тепловозов   -   "Методика   проведения   инвентаризации   выбросов
   загрязняющих  веществ  в атмосферу на предприятиях железнодорожного
   транспорта (расчетным методом)" (М., 1992).
       Проведенные  НИИ  Атмосфера  оценки достоверности получаемых по
   этим  методикам расчетных значений разовых выбросов (г/с) показали,
   что  по  оксидам  азота  эти  значения необоснованно завышены и при
   проведении  расчетов  загрязнения  атмосферы  фиксируемые расчетные
   концентрации   диоксида  азота  и  оксида  азота  не  соответствуют
   фактическому    состоянию    загрязнения    атмосферного   воздуха,
   обусловленному выбросами указанных выше плавсредств и тепловозов.
       В  связи  с  этим  НИИ  Атмосфера  рекомендует  до выхода новых
   (уточненных)  методик  не  включать  в  расчеты рассеивания выбросы
   оксидов  азота  от  энергетических  установок  транспортных  судов,
   судов   портфлота   и   других  плавсредств,  а  также  тепловозов,
   эксплуатируемых на производственной территории предприятий.
       При   установлении   нормативов  выбросов  для  таких  объектов
   целесообразно   классифицировать  выбросы  этих  веществ  следующим
   образом:
       -  если  по результатам основного расчета загрязнения атмосферы
   оксидами  азота  определен  норматив ПДВ, то и выброс оксидов азота
   от  транспортных  судов,  судов  портфлота  и других плавсредств, а
   также  тепловозов  принимается  как  норматив  ПДВ, если - норматив
   ВСВ,  то  и  выброс  оксидов  азота  от  транспортных  судов, судов
   портфлота  и других плавсредств, а также тепловозов принимается как
   норматив ВСВ.
       14.  Если предприятие перешло в подчинение другому юридическому
   лицу,  но  профиль  и  объемы  производства  не  изменились, то нет
   необходимости   разрабатывать   новый   проект  нормативов  ПДВ  до
   окончания   срока   действия  имеющегося  проекта.  В  этом  случае
   осуществляется только переоформление Разрешения на выброс.
       15.  Если в новой методике расчета выделений (выбросов) имеются
   вещества,  которые  не  учитывались  в действовавшей ранее методике
   (например,  бенз(а)пирен), то их учет целесообразно выполнить после
   окончания  срока  действия  проекта  нормативов  ПДВ.  В  отдельных
   случаях  органы по охране окружающей среды, исходя из экологической
   обстановки   в  городе  (регионе),  вправе  рекомендовать  провести
   корректировку   действующего   проекта   нормативов   ПДВ  в  целях
   включения в него новых вредных веществ.
       Норматив ПДВ (ВСВ) объекта считается нарушенным, если:
       -  фактическое  значение валового выброса (т/год) для объекта в
   целом  в рассматриваемый год больше, чем установленная величина ПДВ
   (ВСВ) в т/год;
       -  фактическое значение максимального разового выброса (г/с) из
   любого  ИЗА  объекта или объекта в целом выше установленных величин
   ПДВ (ВСВ) в г/с;
       -  не  выполняются  ограничения, установленные как нормативные,
   на  значение  какого-либо из других нормируемых параметров выбросов
   любого ИЗА объекта или объекта в целом.
       Примечание:  Возможны  ситуации,  когда  увеличение максимально
   разовых   выбросов  на  одном  или  нескольких  ИЗА  компенсируется
   уменьшением  таких  выбросов  на  других  ИЗА или изменением других
   параметров  ИЗА.  В  этих случаях для принятия решения о соблюдении
   установленных   нормативов  ПДВ  (ВСВ)  в  г/с  предприятие  должно
   представить  в  территориальные  органы  по охране окружающей среды
   обоснование,   основанное   на   результатах   расчета  загрязнения
   атмосферы, отражающих данную ситуацию.
   
       16.  В  отдельных  случаях  в территориальных органах по охране
   окружающей  среды  при  рассмотрении  проекта  нормативов ПДВ (ВСВ)
   предприятия  и  особенно принятии решения об утверждении нормативов
   ПДВ (ВСВ) могут возникать следующие ситуации:
       в   проекте  для  ряда  веществ  предложены  нормативы  ВСВ  на
   существующее   положение,   а  для  достижения  по  этим  веществам
   нормативов  ПДВ  предусмотрены  мероприятия,  не требующие снижения
   выбросов, в том числе:
       - более эффективный учет рассеивающей способности атмосферы,
       - оптимизация режимов работы источников,
       - передислокация источников на промплощадке;
       в  проекте  для ряда веществ определены нормативы ПДВ со сроком
   достижения более 5 лет или вообще не предложены нормативы ПДВ.
       Для   первой   ситуации   рекомендуется   проведение   расчетов
   загрязнения  атмосферы  при фактических параметрах источников путем
   изменения   выбросов   на  величину,  необходимую  для  обеспечения
   соблюдения   критериев   качества   воздуха   с   учетом   фонового
   загрязнения.  Эта величина ПДВ учитывается при определении платы за
   загрязнение  окружающей  природной  среды  исходя из установленного
   норматива ВСВ на существующее положение.
       Примечание:  Формула  8.8  ОНД-86 позволяет рассчитать разовое
   значение  ПДВ  (г/с)  только для одиночного источника при условии,
   что  "С "  меньше  ПДК.  При  этом  под  "С "  понимается  фоновое
          ф                                   ф
   загрязнение,  создаваемое  всеми  другими  источниками,  в  т.ч. и
   другими источниками данного предприятия.
       Поэтому  использование этой формулы на практике для большинства
   предприятий, имеющих много источников, не представляется реальным.
   
       В  случае,  когда  срок  достижения нормативов ПДВ по отдельным
   веществам  превышает  5 лет, природопользователь должен представить
   обоснование,  учитывающее  технические  и экономические возможности
   предприятия.   При   наличии   такого   обоснования   целесообразно
   предложения   предприятия   по  этим  веществам  рассматривать  как
   нормативы ПДВ.
       Отсутствие   в   проекте  предложений  по  нормативам  ПДВ  для
   каких-либо   веществ   нельзя   считать  правильным,  так  как  это
   противоречит    действующим    законодательным    и    методическим
   документам.   В   случаях   отсутствия   технических   решений  для
   достижения  норматива  ПДВ  рекомендуется  определять  норматив ПДВ
   способом, описанным выше.
       17.  Нормативы  ПДВ  (ВСВ)  вводятся в действие Разрешениями на
   выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
       Разрешение   на   выброс   (РВ)   выдается   при  необходимости
   выполнения  мероприятий  по  достижению  нормативов ПДВ - на 1 год;
   при  соблюдении  нормативов  ПДВ (если не намечается реконструкция,
   расширение  производства,  изменение  его  технологии)  -  на 2 - 3
   года;  для предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ только
   3-го    и   4-го   классов   опасности,   при   отсутствии   планов
   реконструкции,  расширения  производства,  изменения его технологии
   (с  увеличением  выбросов)  допускается выдача Разрешения на выброс
   на срок до 5 лет [68].
       18.   В  действующей  нормативно-методической  документации  по
   охране   атмосферного   воздуха   не  описана  процедура  продления
   Разрешения  на  выброс.  Поэтому решение по этому вопросу органы по
   охране окружающей среды принимают самостоятельно.
       Можно   отметить  один  из  наиболее  распространенных  случаев
   продления  Разрешения  на  выброс: срок действия проекта нормативов
   ПДВ  закончился  и,  следовательно,  истек срок действия РВ. Однако
   предприятие  не  завершило  разработку  нового  проекта ПДВ. В этом
   случае  целесообразно  продлить  РВ  на  срок завершения разработки
   нового   проекта  ПДВ  при  наличии  договора  на  его  разработку,
   оформленного  в установленном порядке с организацией-разработчиком.
   Обычно срок продления не должен превышать 1 год.
       В  последнее  время  в  практику  воздухоохранной  деятельности
   начинает  входить  продление  РВ  для  предприятий,  на  которых  в
   прошедший  период  не  произошло никаких изменений в режиме работы,
   технологии  производства и его объемах. В этом случае Разрешение на
   выброс  может  быть  продлено  на  срок  до 5 лет, если предприятие
   представляет   соответствующее  обоснование;  иногда  целесообразно
   провести  инспекторскую  проверку  этого предприятия и на основе ее
   результатов принять решение о продлении РВ и его сроке действия.
       19.   Руководство   работами   по   нормированию   выбросов  на
   территории   субъектов   России   осуществляется   территориальными
   органами   Ростехнадзора   (головными  организациями)  совместно  с
   федеральными  органами  исполнительной  власти субъектов Российской
   Федерации в соответствии с их компетенцией.
       20.  Разработка  предельно  допустимых и временно согласованных
   выбросов  обеспечивается  юридическим  лицом,  имеющим стационарные
   источники  выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ в атмосферный
   воздух,  на  основе  проектной документации (в отношении вводимых в
   эксплуатацию    новых    и    (или)   реконструированных   объектов
   хозяйственной   и   иной   деятельности)  и  данных  инвентаризации
   выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  в атмосферный воздух (в
   отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
       21.    Разработка   нормативов   выбросов   может   выполняться
   организациями,   специализирующимися  в  области  охраны  атмосферы
   (головными  ведомственными  организациями,  генпроектировщиками), а
   также  другими организациями, имеющими соответствующую квалификацию
   и опыт выполнения таких работ.
       22.   Общее  методическое  обеспечение  работ  по  нормированию
   выбросов    загрязняющих   веществ   в   атмосферу   осуществляется
   Научно-исследовательским  институтом  охраны  атмосферного  воздуха
   (НИИ Атмосфера) Ростехнадзора.
       23.   Для   предприятий,  имеющих  источники  выбросов  вредных
   веществ   в   атмосферный   воздух,  подлежащих  нормированию  [1],
   разрабатываются  предложения по установлению нормативов ПДВ (ВСВ) в
   рамках  проекта  нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для
   предприятия.
       24.   В  приложении  1  [15]  приведен  рекомендуемый  объем  и
   содержание  проекта  нормативов  ПДВ  в  зависимости  от  категории
   предприятия.   Однако   в  [15]  и  других  документах  отсутствуют
   разъяснения   о   методологии  определения  категории  предприятия.
   Поэтому  разработчики проектов ПДВ для этого использовали различные
   способы.  Однако  все  они  имели  ряд  недостатков,  к основным из
   которых  следует  отнести:  отсутствие  оценки воздействия выбросов
   предприятия   на   формирование   уровня   максимальных   приземных
   концентраций  и  учета  состояния  загрязнения атмосферного воздуха
   города,   обусловленного   выбросами   совокупности  предприятий  и
   автотранспорта.   В   последние   годы  для  определения  категории
   предприятий   рекомендовалось   использовать   [14].  К  настоящему
   времени  НИИ Атмосфера на основе результатов практической апробации
   [14]  доработал  эту  методологию,  и  уточненные  рекомендации  по
   определению  категории предприятия приведены в Приложении 6 данного
   Пособия.
       До  последнего  времени  основной  целью  определения категории
   предприятия   являлось  решение  вопроса  об  объеме  и  содержании
   проекта нормативов ПДВ.
       Однако  в настоящее время благодаря повсеместному использованию
   компьютерной    техники    в    проектных   работах   необходимость
   корректировки    объема   проекта   ПДВ   в   большинстве   случаев
   неэффективна.
       Определение  категории  предприятия  как  источника негативного
   воздействия на атмосферный воздух необходимо:
       -  для общей оценки экологической безопасности города (региона)
   в  части  оценки  состояния  выбросов  и  загрязнения  атмосферного
   воздуха;
       -  при  разработке  природоохранных решений в целях обоснования
   перспективных планов развития городов и промышленных комплексов;
       -  для  определения  приоритетности проведения государственного
   контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятиях.
       Наряду  с  этим  в  рамках  проекта  нормативов  ПДВ  категория
   предприятия  учитывается  при  определении  вида  производственного
   контроля   за   соблюдением  установленных  нормативов  выбросов  и
   необходимости  регулирования  выбросов  в  периоды  неблагоприятных
   метеорологических условий (НМУ).
       25.  В работах по установлению нормативов выбросов действующего
   объекта выделяются несколько основных этапов:
       -   анализ   данных   инвентаризации   источников   загрязнения
   атмосферы  (ИЗА) объекта и формирование таблицы параметров выбросов
   для расчетов загрязнения атмосферы;
       -  оценка  воздействия  существующих  выбросов ЗВ от объекта на
   загрязнение атмосферного воздуха;
       -  разработка  предложений  по  проведению  мероприятий с целью
   уменьшения  воздействия  выбросов  ЗВ  от  объекта  на  загрязнение
   атмосферы;
       -  оценка  воздействия  выбросов  ЗВ  от объекта на загрязнение
   атмосферы после проведения воздухоохранных мероприятий;
       -  составление  предложений  по  нормативам  ПДВ (ВСВ) и другим
   нормативам параметров выбросов объекта (при необходимости);
       -  разработка  плана-графика контроля за соблюдением нормативов
   выбросов  объекта и мероприятий по регулированию выбросов в периоды
   неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
       -  утверждение  нормативов  ПДВ  (ВСВ)  и  выдача Разрешения на
   выброс.
   
              2.2. Учет параметров выбросов вредных веществ
          и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы
   
                       2.2.1. Задание параметра F
   
       1.   Для  определения  приземных  концентраций  твердых  частиц
   (пыли)   в   соответствии   с   ОНД-86   [6]   должен  определяться
   безразмерный  коэффициент  F,  учитывающий скорость гравитационного
   оседания  указанных  частиц  в  атмосферном воздухе на подстилающую
   поверхность.
       Согласно  п. 2.5 ОНД-86 величина коэффициента F изменяется от 1
   до  3  в зависимости от состава пыли (подпункт "а") и эффективности
   пылеочистки,  установленной  на  источнике (подпункт "б"). При этом
   на  основе примечания 1 к п. 2.5 величина коэффициента F может быть
   уточнена,  если  имеются данные о распределении массы выбрасываемых
   частиц   пыли   по   размерам.  В  ряде  случаев  такая  информация
   существует,   например,   для  источников  выбросов  при  некоторых
   производственных процессах в черной металлургии [22].
       При  определении  величины  коэффициента F с помощью процедуры,
   изложенной  в  примечании  1 к п. 2.5 ОНД-86, данная величина может
   оказаться  меньше  по  сравнению  с  определяемой, исходя только из
   положений  подпункта  "б"  п.  2.5.  В  таких  случаях  и  величина
   максимальной  приземной  концентрации от рассматриваемого источника
   будет  меньше,  так  как  она,  как известно, прямо пропорциональна
   величине  F. Указанные случаи возможны, например, когда пылеочистка
   на  источнике  отсутствует и в соответствии с подпунктом "б" п. 2.5
   необходимо принимать F = 3.
       Рассмотрим один из примеров [22].
       Требуется   определить   величину  F  для  пыли,  отходящей  от
   литейных  дворов  доменных  печей,  поступающей  в  атмосферу через
   цеховой  фонарь  без очистки. Размер частиц пыли в фонарях литейных
   дворов  колеблется  от 2,2 до 286 мкм при их плотности, равной 1040
   кг/куб. м.
       В  соответствии  с  примечанием  1  к  п.  2.5  ОНД-86 [6] для
   определения  величины  F  необходимо  определить диаметр d  частиц
                                                             g
   пыли,  поступающей  в атмосферу из источника, такой, что 95% массы
   всех выбрасываемых частиц  имеют диаметр,  не  превышающий d . Как
                                                               g
   указано в [22], в рассматриваемом случае d  = 17 мкм.
                                             g
       Согласно  примечанию  1  к  п.  2.5  ОНД-86  следующим шагом в
   определении  величины  F  является  нахождение  скорости  оседания
   частиц V ,  имеющих  диаметр d .  Если d  не  превышает  100  мкм,
           g                     g         g
   скорость V  может быть найдена с помощью  формулы  Стокса, имеющий
             g
   вид [48]:
   
                                -8            2
                              10   х g х ро  d
                                           ч  g
                         V  = -----------------,                (2.6)
                          g         18 эта
   
       где:
       V  - определяется в см/с;
        g
       g ~= 981 см/кв. с - ускорение силы тяжести;
       ро  - плотность частиц (г/куб. см);
         ч
       эта - динамическая вязкость воздуха (г/см х с);
       d  - в мкм.
        g
       Величина  эта  зависит  от  температуры  воздуха,  но слабо. В
   интервале  температур  от -20 -С до + 20 -С  эта изменяется только
   на  13%  [23].  Этим  изменением  на  практике можно пренебречь и,
   принимая  во внимание, что большинство расчетов  в  соответствии с
   ОНД-86  (п.  2.4)  должно  проводиться  на  летние  условия, можно
   принять  динамическую вязкость воздуха, соответствующую t = 20 -С,
                               -4
   т.е. положить эта = 1,8 х 10   (г/см х с) [23].
       С   учетом   вышеизложенного   для   рассматриваемого  примера
   получим,  что  при  d  = 17 мкм v  = 1 см/с.  Указанное примечание
                        g           g
   определяет, что величина F находится по отношению v  / u , где  u
                                                      g    м        м
   - опасная скорость ветра для рассматриваемого источника (см. п. 29
   ОНД-86).
       Следует  отметить,  что  величина  u   не  зависит от значения
                                           м
   параметра  F  и  рассчитывается  в  согласованных  к  официальному
   применению  компьютерных  программах  расчета  загрязнения воздуха
   (например,  "Эколог")  при  введении  исходных данных о параметрах
   источников  выбросов  до  проведения  основных расчетов. При этом,
   согласно  ОНД-86, u  не может быть менее 0,5 м/с. Таким образом, в
                      м
   рассматриваемом примере очевидно, что отношение v  / u  <= 0,02 и,
                                                    g    м
   тем  самым, F <= 1,5, вместо F = 3, если его  значение принимать в
   соответствии  с подпунктом "б"  п. 2.5 ОНД-86, основываясь  только
   на имеющейся (в  данном  случае  отсутствующей) пылеочистке.  Если
   определенная для аэрационного фонаря u  >= 0,7 м/с, то получается,
                                         м
   что v  / u  <= 0,015 и тогда можно принять на основании примечания
        g    м
   1 к п. 2.5, что F = 1.
       Рассмотрим еще один пример, приведенный в [22].
       В  данном  случае  пыль  поступает  в  атмосферу от двухванной
   сталеплавильной печи, работающей без очистки отходящих газов.
       Дисперсный  состав  пыли  по  массе  на  92% состоит из частиц
   размером  0,07  -  1  мкм и 4% составляют частицы до 10 мкм. Таким
   образом,  95%  массы  всех  выбрасываемых  частиц имеют диаметр не
   более  10  мкм, т.е. d  = 10 мкм. Плотность частиц пыли равна 4800
                         g
   кг/куб. м. Тогда  на  основе  использования формулы (1) получается
   v  = 1,45 см/с. И в этом случае заведомо ясно, что v  / u  < 0,03,
    g                                                  g    м
   т.е. F <= 1,5. Если же u  >= 1 м/с, то v  / u  < 0,015 и F = 1.
                           м               g    м
       Для  расчета  F важное значение имеет свойство тканевых, в том
   числе  рукавных  фильтров.  Такие  фильтры   практически  на  100%
   задерживают  частицы  диаметрам  более 10 мкм. В случаях установок
   такого   рода   пылегазоочистки   при   определении   величины   F
   целесообразно  учитывать данную информацию. При этом, естественно,
   необходимо  знать величину плотности выбрасываемой пыли. Исходя из
   условия,  что  в воздух после очистки попадают частицы с диаметром
   не   более   10 мкм,   т.е.   заведомо  d  <= 10  мкм,   находится
                                            g
   соответствующее  v . Если оказывается, что  v  / u  <= 0,015, то в
                     g                          g    м
   соответствии с примечанием 1 к п. 2.5 принимается, что F = 1, если
   
   0,015 < v  / u  <= 0,03, то F  =  1,5,  а  в  противном  случае  F
            g    м
   принимается в соответствии  с  подпунктом "б" п. 2.5. Такой подход
   к   определению   F  можно  всегда  рекомендовать,  когда  имеется
   информация о распределении в выбросе  массы  частиц по их размерам
   и данные о плотности пыли.
       2.  Основываясь  на  имеющихся данных о дисперсном составе ряда
   вредных  веществ,  содержащихся в выбросах, можно рекомендовать при
   расчете  рассеивания в атмосфере принимать значения параметра F = 1
   для:
       -  твердых  частиц  при  сварке  металлов  и  их резке методами
   электро- или газосварки;
       -  свинца  и  его  соединений,  бенз(а)пирена и сажи при работе
   двигателей передвижных транспортных средств;
       - бенз(а)пирена и сажи от котельных;
       - диоксинов (фуранов) - при процессах горения;
       - сажи - при сжигании попутного нефтяного газа.
       Примечание:  Для  мазутной золы значение параметра F может быть
   уточнено согласно п. 1 данного подраздела.
   
                      2.2.2. Задание высоты выброса
   
       1.  На  ряде  предприятий имеется технологическое оборудование,
   являющееся  источником  выделения  (образования)  вредных  веществ,
   расположенное   в  производственных  помещениях,  не  оборудованных
   системами  общеобменной  вентиляции  или местными отсосами. Поэтому
   поступление   вредных   веществ   в  атмосферу  из  этих  помещений
   происходит через дверные и оконные проемы, форточки и т.п.
       При   этом  за  высоту  источника  принимается  средняя  высота
   проема, из которого происходит поступление ЗВ в атмосферу.
       В   отдельных   случаях   дверной   или  оконный  проем  можно
   стилизовать  как  точечный  источник,  принимая при этом следующие
   эффективные значения параметров:
       -   мощность   выброса   рассматриваемого   ЗВ  из  ИЗА  равна
   интенсивности (мощности) поступления его из проема в атмосферу;
       -  эффективное  значение  диаметра  ИЗА, Д   (м),  принимается
                                                 э
   равным ширине проема;
       - эффективное значение высоты ИЗА, Н   (м), рассчитывается  по
                                           э
   упрощенной формуле:
   
                                   Н  + Н
                                    н    в
                              Н  = -------,                     (2.7)
                               э      2
   
       где:
       Н  и Н  - нижняя и верхняя высоты проема, м;
        н    в
       - эффективное значение объема ГВС, выбрасываемого из  ИЗА, V
                                                                   1э
   (куб. м/с):
   
                           V   = 0,3 х Д  х Н .                 (2.8)
                            1э          э    э
   
       Примечание:  формулу  2.8  нельзя использовать для определения
   скорости  W   (м/с) выхода ГВС из дверных и оконных проемов и, тем
              о
   более, нельзя приписывать этой скорости величину W  = 0,3 м/с.
                                                     0
       Описанные   в  формулах  2.7  и  2.8  значения  параметров  ИЗА
   рекомендуется  использовать  как  эффективные,  позволяющие  учесть
   выбросы  из  рассматриваемых ИЗА при расчетах загрязнения атмосферы
   с  использованием  определенной  расчетной схемы (ОНД-86 [6]), а не
   как физические характеристики процесса выхода ГВС из ИЗА.
       В  этом  отношении  данная  рекомендация  по  определению  V
                                                                   1э
   (куб. м/с)  аналогична,  например,  рекомендации  в п. 3.1  ОНД-86
   [6] по расчету У   для аэрационного фонаря.
                   1э
       2.  При работе двигателей автотранспорта и дорожно-строительной
   техники  на  открытых стоянках (запуск и разогрев двигателя, работа
   на  холостом  ходу,  маневрирование по территории стоянки), а также
   при   рабочем   рейсировании   автотранспорта  по  производственной
   территории  и  его  остановках  для  погрузки  и  разгрузки  высота
   неорганизованного выброса принимается равной 5 м.
       3.  Высота  неорганизованного  выброса от передвижных сварочных
   постов принимается равной 5 м.
       4.  Для  мест  открытого  размещения  сырья, топлива, отходов и
   т.п.  за высоту неорганизованного источника принимается фактическая
   высота данного источника.
       5.  Задание  высоты  выбросов  вредных веществ в атмосферу (Н)
   автотранспортными  потоками  на  автомобильной дороге с переменным
   профилем  рекомендуется  выполнять с учетом высоты каждого участка
   автодороги (Н ).
                у
       Если  Н  <= 2 м, то Н  принимается  равной 2 м, если Н  > 2 м,
              у                                              у
   то Н = Н .
           у
       6.  Высоту источника неорганизованных выбросов от неплотностей
   технологического оборудования  можно рекомендовать  определять как
   средневзвешенную   высоту   мест  (точек)  имеющихся неплотностей.
   Конкретно, если имеется  N мест выделений загрязняющих веществ, то
                            _
   высота источника выброса Н (м) определяется по формуле:
   
                           _   1  N
                           Н = - SUM (m  Н ),                   (2.9)
                               М i=1   i  i
   
       где:
       m  - количество выделений в секунду (г/с) от i-ой неплотности;
        i
       Н  (м) - высота данной неплотности;
        i
       М - суммарный выброс (г/с) от всех неплотностей.
       Так,  например, если  половина неплотностей имеет высоту 2 м и
   их  суммарный  выброс  равен  m   а  другая  половина - Н  (м)   с
                                  1                         0
   суммарным выбросом m , то формула (1) принимает вид:
                       2
   
                        _   1
                        Н = - (2 х m  + Н  m ),                (2.10)
                            М       1    0  2
   
       в данном случае М = m  + m .
                            1    2
       7. Для различных объектов АЗС высота выбросов принимается:
       -   равной   2   м   для   топливораздаточных   колонок  (ТРК),
   заглубленных резервуаров, очистных сооружений;
       -  равной  фактической высоте расположения дыхательных клапанов
   (для наземных резервуаров).
   
                  2.2.3. Стилизация источников выбросов
   
       1.   Как   следует  из  формул  нормативной  "Методики  расчета
   концентраций  в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в
   выбросах  предприятий.  ОНД-86" [6], приземные концентрации вредных
   веществ,   создаваемые   их  выбросами  из  источников  загрязнения
   атмосферы   (ИЗА),  параметры  которых  удовлетворяют  соотношениям
   (2.12  "б")  этой  методики,  зависят  только  от значения мощности
   выброса  ИЗА,  М,  и  высоты его устья, Н, и не зависят (в пределах
   выполнения условий (2.12 "б") от других параметров ИЗА.
       Применительно  к  резервуарам  хранения  нефтепродуктов  можно
   записать  соотношения (2.12 "б") ОНД-86, которые  выполняются  при
   следующих ограничениях на параметры выброса из ИЗА:
   
                                Т  ~ Т ,                       (2.11)
                                 г    в
   
                            V  < 0,3 х D х Н,                  (2.12)
                             1
   
       где:
       Т  (-С) - температура  выходящей  из  резервуара  через клапан
        г
   газовоздушной смеси (ГВС);
       Т      (-С) - температура окружающего воздуха;
        в
       V  (куб. м/с) - объем  ГВС,   выходящей   через   клапан  за 1
        1
   секунду;
       D (м) - диаметр выходного устья клапана;
       Н (м) -  высота  выходного  устья  клапана  над уровнем земной
   поверхности.
       Поскольку  характеристики  выброса ГВС из клапанов резервуаров
   удовлетворяют   условиям   (2.11)  и  (2.12),  величины  приземных
   концентраций загрязняющих веществ (ЗВ), создаваемых выбросом ЗВ из
   каждого  клапана, не зависят от конкретных значений параметров V ,
                                                                   1
   Т  и D.
    г
       По  указанной причине даже для одиночного клапана выбор способа
   стилизации  его в виде организованного или неорганизованного ИЗА не
   отражается на результатах расчетов загрязнения атмосферы.
       1.1.   Для   резервуарных   парков  характерно,  что  в  любой,
   произвольно  выбранный  20-минутный интервал времени клапаны разных
   резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
       Загрязнение  приземного  слоя  атмосферы  в  разные 20-минутные
   интервалы   времени   определяется,   вообще   говоря,   различными
   сочетаниями  режимов  выбросов  ЗВ из резервуаров парка. Проведение
   расчетов  загрязнения воздуха при каждом сочетании режимов выбросов
   клапанов  -  нерационально,  т.к. с точки зрения величины приземных
   концентраций   ЗВ,   создаваемых  выбросами  совокупности  клапанов
   резервуарного  парка за пределами территории предприятия, все такие
   сочетания  режимов  их  выбросов  практически не отличаются друг от
   друга.
       Ввиду  сказанного,  при  расчетах  приземных  концентраций  ЗВ,
   создаваемых   выбросами   ЗВ   через   клапаны  резервуаров  парка,
   рекомендуется  описывать  совокупность  клапанов одинаковой высоты,
   Н,  как  неорганизованный  ИЗА  с  высотой, равной высоте выходного
   устья  одного клапана и мощностью выброса ЗВ, М, рассчитываемой как
   наибольшая  суммарная  мощность  выбросов  из совокупности клапанов
   при возможном сочетании режимов их функционирования.
       В   случае  незначительных  различий  (в  пределах  10%)  между
   высотами  выходных  устьев  разных клапанов этому неорганизованному
   ИЗА   приписывается   высота   выброса,   равная  средневзвешенному
   значению  высот  клапанов. При больших различиях в высотах клапанов
   следует   группы   клапанов  разной  высоты  описывать  как  разные
   неорганизованные ИЗА.
       1.2.  При задании параметров выброса неорганизованного ИЗА для
   проведения  расчетов  загрязнения  атмосферы  с  помощью программы
   УПРЗА  "Эколог"  этот  источник  описывается в виде источника 3-го
   типа,  для  которого  не  требуется  задание  значений V   и D, но
                                                           1
   требуется задание высоты источника, Н, т.е. существует возможность
   описания неорганизованных ИЗА разной высоты.
       2.  Особенностью  выбросов от маневровых тепловозов является их
   передвижение  на  ограниченном  участке  маневрового  пути во время
   поступления   ЗВ   от   тепловоза  в  атмосферу,  что  позволяет  в
   соответствии  с  примечанием  2  к  п.  7.6  ОНД-86 [6] стилизовать
   выброс  тепловоза  на  рассматриваемом участке маневрового пути как
   площадной  ИЗА,  размеры  которого  определяются  размерами участка
   пути,  а  мощность  выброса  - мощностью выброса тепловоза во время
   маневрирования.
       Передвижение  тепловозов  при  маневрах  происходит с небольшой
   скоростью,  поэтому  вносимые  ими  изменения  в воздушные потоки в
   приземном  слое  атмосферы крайне незначительны и не сказываются на
   рассеивании примесей в атмосфере.
       Выброс,  Q ,  тепловоза  на всем протяжении L (например, 2 км)
                 Т
   рассматриваемого  участка  маневрового  пути  складывается  из его
   выбросов на отдельных отрезках этого участка, Q  :
                                                  Тi
   
                             Q  = SUM Q  .                     (2.13)
                              Т    i   Тi
   
       Соответственно   приземная  концентрация  ЗВ, С ,  создаваемая
                                                      Т
   выбросом   тепловоза   на   всем  протяжении  маневрового участка,
   складывается   из   концентраций,  создаваемых  его  выбросами  на
   отдельных отрезках, С  :
                        Тi
   
                             С  = SUM С  .                     (2.14)
                              Т    i   Тi
   
       При  расчете приземных концентраций, С  , создаваемых выбросом
                                             Тi
   от  каждого,  i-го  (малого)  отрезка пути, следует учитывать, что
   выброс Q   на каждом таком  отрезке  маневрового пути производится
           Тi
   за очень короткое время (например, при скорости тепловоза 10 км/ч,
   отрезку   длиной   2 м  соответствует  время  выброса ~ 0,7 сек.).
   Поэтому  при  расчете  приземных  концентраций, C  , этот   выброс
                                                    Тi
   должен быть в соответствии с  примечанием  1  к п. 2.3  ОНД-86 [6]
   отнесен к 20-минутному интервалу времени.
       Т.е.  при  расчете  С   в качестве мощности  выброса  от  i-го
                            Тi
   отрезка, M   (г/с), следует рассматривать величину:
             Тi
   
                            М   = Q   / 1200.                  (2.15)
                             Тi    Тi
   
       Выброс  Q    тепловоза  на  i-ом  отрезке пропорционален длине
                Тi
   этого отрезка, l :
                   i
   
                            Q   = Q   / L х l .                (2.16)
                             Тi    Тi        i
   
       Таким образом,  мощность  ИЗА,  соответствующего i-му отрезку,
   может быть рассчитана, как:
   
                        М   = Q  х l  / L х 1200.              (2.17)
                         Тi    Т    i
   
       Выброс  тепловоза Q  за 20 минут выражается через мощность его
                          Т
   выброса М , как:
            Т
   
                            Q   = М  х 1200.                   (2.18)
                             Т     Т
   
       Подставляя (2.18) в (2.17) получим:
   
                             М   = М  / L х l .                (2.19)
                              Тi    Т        i
   
       Т.е. суммарная приземная концентрация ЗВ, создаваемая выбросом
   тепловоза,  маневрирующего  на участке длины L, который тепловоз в
   течение  20   минут  проходит,  по  крайней  мере, один  раз,  С ,
                                                                   m
   определяется  по  формулам  ОНД-86 при мощности  выброса  на  этом
   отрезке.
       Такое  определение  суммарной  концентрации соответствует схеме
   расчета  концентрации,  создаваемой  выбросом  от  площадного  ИЗА,
   размеры   которого   определяются  размерами  участка,  а  мощность
   выброса - мощностью выброса тепловоза во время маневрирования.
       3.  При  расчетах  загрязнения  атмосферы открытые многоэтажные
   стоянки  автотранспорта рекомендуется стилизовать неорганизованными
   площадными  источниками  по  каждому  этажу  стоянки раздельно. При
   этом  за  высоту  источника  принимается  средняя  высота открытого
   пространства соответствующего этажа стоянки.
       4.  До  введения в действие ОНД-86 [6], а затем и до появления
   программных  средств, реализующих положения ОНД-86, при приведении
   расчетов  загрязнения  атмосферы  применялись рекомендации ГГО им.
   А.И.  Воейкова  (письма N 1/168  от 22.03.82,  N 16/5  от 12.10.84
   и  др.,  а  также  соответствующие  положения  [56])  о стилизации
   неорганизованных   источников   разного   вида  условным  точечным
   источником,  которому  приписывались  суммарные выбросы от данного
   неорганизованного  источника  и  принимались  следующие  параметры
   газовоздушной  смеси:  высота  Н  =  2 м, диаметр устья D = 0,5 м,
   скорость выхода газовоздушной смеси W  = 1,5 м/с и перегрев ДЕЛЬТА
                                        0
   Т = 0 -С.
       В  настоящее  время  применение  этих рекомендаций недопустимо,
   т.к.   действующие   программные   средства  позволяют  стилизовать
   неорганизованные  выбросы  разными типами источников (площадные без
   перегрева  газовоздушной  смеси  с  фактической  высотой  источника
   выброса;  площадные  с  учетом  изменения  выброса в зависимости от
   скорости ветра, автомагистрали и т.д.).
   
                      2.2.4. Учет влияния застройки
   
       Методика  учета  влияния  застройки  изложена  в  приложении  2
   ОНД-86  [6].  В п. 1.3 этого приложения описаны случаи, когда такой
   учет  должен производиться. В остальных случаях расчеты по формулам
   ОНД-86,  выполненные без учета влияния застройки или с учетом этого
   влияния, приводят к одинаковым результатам.
       В  связи с поступающими запросами представляется целесообразным
   разъяснить   требования   по   учету   влияния   застройки  и  дать
   дополнительные разъяснения.
       Прежде  всего,  необходимо  указать,  что при наличии застройки
   расчетное  поле концентрации изменяется по сравнению с расчетом при
   отсутствии  застройки  только в двух случаях (см. п. 1.3 приложения
   2  ОНД-86) [6]: когда источник находится в ветровой тени здания или
   же  когда  здание попадает в круг с центром в источнике и радиусом,
   равным  расстоянию  от  источника  до  точки  приземного  максимума
   концентраций,   определяемого  в  отсутствие  застройки.  В  случае
   совокупности  источников  (предприятия)  следует построить область,
   представляющую собой объединение указанных кругов.
       Приложение   2   носит   рекомендательный  характер  и  поэтому
   необходимость    (целесообразность)   его   применения   определяют
   территориальные органы Ростехнадзора.
       На  первом  этапе развития работ по учету влияния застройки при
   проведении   расчетов  загрязнения  атмосферы  можно  рекомендовать
   выполнять  учет  влияния  застройки  исходя  из п. 1.3 приложения 2
   ОНД-86 [6]:
       -   в   полном   объеме  для  проектируемых  (реконструируемых)
   предприятий;
       -  для  действующих  предприятий  -  по  тем вредным веществам,
   выбросы  которых  формируют  уровни приземных концентраций в районе
   жилой застройки, превышающие 0,5 ПДК;
       - для источников, расположенных на крышах жилых зданий.
       Вопрос  об  учете  застройки  при  сводных расчетах загрязнения
   воздуха  по  городу  должен  решаться на индивидуальной основе. При
   расчетах    загрязнения   воздуха   вредными   примесями,   которые
   выбрасываются    в    атмосферу    города    большим    количеством
   рассредоточенных  источников,  учет  влияния  застройки не является
   обязательным.  Расчеты  суммарного  загрязнения  воздуха  в  городе
   можно  проводить без учета влияния застройки, если такие расчеты не
   предназначены  для  принятия архитектурно-планировочных решений или
   управления  транспортными  потоками  на определенных магистралях (в
   противном  случае  для  этих  магистралей  следует  проводить  учет
   влияния  застройки  на тех участках, которые удовлетворяют условиям
   п.  1.5  приложения  2).  Следует  иметь  в  виду,  что  при  учете
   застройки,  как  показывает  практика, обычно число зданий, которые
   должны  быть учтены в расчете, сравнительно невелико (условия учета
   соответствующих зданий приведены в п. 1.3 приложения 2).
       При   задании   исходной  информации  для  расчета  загрязнения
   воздуха  координаты  зданий,  источников  и  расчетная сетка должны
   быть  привязаны  к одной и той же системе координат. Это может быть
   "заводская"   система   координат,   если  расчеты  проводятся  для
   отдельного  предприятия,  или  городская  система  координат,  если
   расчеты  проводятся  в  целом  по городу. Наличие электронной карты
   города  облегчает  проведение  расчетов с учетом влияния застройки,
   но  не  являются  обязательным  условием  проведения этих расчетов.
   Более  того,  даже  при  наличии  электронной  карты  целесообразно
   провести  ее предварительную проработку с использованием упомянутых
   выше   критериев   и   с  целью  ускорения  расчетов  исключить  из
   рассмотрения  здания,  которые  заведомо  не  влияют  на  расчетные
   концентрации.
   
          2.2.5. Учет трансформации вредных веществ в атмосфере
   
       1.  В соответствии с п. 1.5 ОНД-86 [6] при расчете загрязнения
   атмосферы  следует  учитывать  полную  или частичную трансформацию
   поступающих  и  атмосферу  вредных  веществ в более токсичные. При
   определении  выбросов оксидов азота (М   ) в пересчете  на NО  для
                                         NОх                    2
   всех  видов  технологических   процессов  и  транспортных  средств
   необходимо  разделять  их  на  составляющие: оксид азота и диоксид
   азота.
       Мощность выброса диоксида азота (М   ) и оксида азота (М  ) из
                                         NO2                   NO
   источника  с  учетом  коэффициента  трансформации  оксидов азота в
   атмосфере (альфа ) определяется по формулам:
                   N
   
                         М    = альфа  х М   ,
                          NO2        N    NOх
   
   
                     М   = 0,65 х (1 - альфа ) х  М   ,        (2.20)
                      NO                    N      NOх
   
       где М    (в пересчете на NО ) = (М    + 1,53М  ).
            NOх                   2      NO2        NO
       Коэффициенты  трансформации  в  общем  случае  принимаются  на
   уровне  максимальной  установленной  трансформации, т.е. 0,8 - для
   NO  и 0,13 - для NO от NO  [61].
     2                      x
       2.  Для газотранспортных предприятий следует руководствоваться
   "Отраслевой  методикой  нормирования  выбросов  оксидов  азота  от
   газотранспортных  предприятий  с  учетом трансформации NO -> NO  в
                                                                  2
   атмосфере" [62].
       3.  Исследования,  проведенные  ГГО  им.  А.И.  Воейкова  и НИИ
   Атмосфера,   позволяют   считать,  что  установленное  максимальное
   значение  коэффициента  трансформации  оксидов  азота  в  атмосфере
   завышено    и    не    всегда    правильно   отражает   особенности
   метеорологического  режима  и  состояние  загрязнения  атмосферного
   воздуха  в  районе расположения источников выбросов вредных веществ
   в  атмосферу,  а  также  спектр  выбрасываемых  в атмосферу вредных
   веществ и их массу.
       Эти  работы  выполняются  для  конкретных промышленных объектов
   разного  профиля,  находящихся  в городах (населенных пунктах), где
   функционируют   стационарные   посты   наблюдений   за   состоянием
   атмосферного  воздуха  Росгидромета.  Решение вопроса о возможности

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное