Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ (ВВЕДЕНО ПИСЬМОМ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 24.12.2004 N 14-01-333)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
   
       для случая, указанного в примечании:
   
                         к
                        Ф    > 0,01 и Q    < 0,5,              (3.5а)
                         k.j           k.j
   
       и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее
   положение.
       IV категория - если одновременно выполняются неравенства:
   
                         к
                        Ф    <= 0,001 и Q    < 0,5,             (3.6)
                         k.j             k.j
   
       для случая, указанного в примечании:
   
                          к
                         Ф    <= 0,01 и Q    < 0,5,            (3.6а)
                          k.j            k.j
   
       и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее
   положение.
       Исходя из определенной категории сочетания "источник - вредное
   вещество",  устанавливается  следующая  периодичность  контроля за
   соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ):
       I категория - 1 раз в квартал;
       II категория - 2 раза в год;
       III категория - 1 раз в год;
       IV категория - 1 раз в 5 лет.
       3.2.1.  В  отдельных  случаях  периодичность производственного
   контроля  может  корректироваться  по усмотрению органов по охране
   окружающей  среды  с  учетом  экологической  обстановки  в  городе
                                                             к
   (регионе).  В первую очередь для случаев, когда параметр Ф  больше
   1.  Можно  предложить  следующую  периодичность  контроля для этих
   ситуаций:
                               к
       I категория  - при 1 < Ф  <= 5 - 1 раз в месяц;
                           к
                    - при Ф  > 5 - 2 раза в месяц;
                               к
       II категория - при 1 < Ф  <= 5 - 1 раз в 2 месяца;
                           к
                    - при Ф  > 5 - 1 раз в месяц;
                                к
       III категория - при 1 < Ф  <= 5 - 2 раза в год;
                            к
                     - при Ф  > 5 - 1 раз в квартал.
       Примечание:   При   определении   категории   источника   учет
                                              к
   сомножителя 100 / (100 - КПД) в критериях Ф  и Q может увеличивать
   периодичность контроля. Однако это необходимо, т.к. в основном ГОУ
   оснащаются источниками с  большими выбросами и при выходе из строя
   ГОУ   выбросы   из   этих   источников  приведут  к  значительному
   возрастанию загрязнения атмосферного воздуха.
   
       3.2.2.  Для  вредных веществ, концентрации которых, создаваемые
   выбросами   предприятия,   в   жилой  зоне  не  превышают  0,1  ПДК
   периодичность контроля принимается равной 1 раз в 5 лет.
       3.3.  План-график  контроля  за соблюдением нормативов выбросов
   составляется  в соответствии с формой табл. 4.1 "Проекта нормативов
   ПДВ".
       Примечание:   В   графу   8   табл.   4.1   заносятся  значения
   концентраций  вредных  веществ (мг/куб. м при нормальных условиях),
   т.е.  те  значения  концентраций,  которые  приведены  в  графе  26
   таблицы  2.3  "Параметры  выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
   для  расчета  загрязнения  атмосферы" "Проекта нормативов ПДВ" (см.
   раздел 2.3 настоящего Пособия).
   
       3.3.1.   При   анализе   результатов   производственного   (или
   инспекторского)  контроля  следует  учитывать,  что  приведенные  в
   графах   6   и   7   данной  таблицы  параметры  выбросов  включают
   трансформацию вредных веществ в атмосфере.
       3.3.2.  Контроль  выбросов  следует  проводить по той методике,
   согласно  которой  эти выбросы были определены, а при использовании
   расчетных  методов  контролируются  основные  параметры, входящие в
   расчетные формулы.
       3.4.  В  тех  случаях, когда по результатам расчета загрязнения
   атмосферного  воздуха  каким-либо вредным веществом выясняется, что
   преобладающий   вклад   в  значения  приземных  концентраций  этого
   вещества  в  жилой застройке или вне территорий СЗЗ или экозащитных
   зон  вносят  неорганизованные  источники  или  совокупности  мелких
   источников,   для   которых   контроль   их   выбросов   затруднен,
   целесообразно  контролировать  соблюдение  нормативов  ПДВ (ВСВ) по
   этим  веществам,  установленных для предприятий I и II категории, с
   помощью   измерений   приземных   концентраций   этих   веществ   в
   атмосферном  воздухе на специально выбранных контрольных точках или
   с помощью так называемых "подфакельных" наблюдений [10].
       При  этом  можно  использовать следующее правило выбора вредных
   веществ,  нормативы  ПДВ  (ВСВ)  которых  контролируются  с помощью
   измерений  их  приземных  концентраций  в атмосфере: такой контроль
   целесообразен  для веществ, для которых результаты расчетных оценок
   их  приземных  концентраций  удовлетворяют (одновременно) следующим
   условиям:
       1.  Максимальные  расчетные  безразмерные  концентрации  таких
   вредных  веществ  (с  учетом   фона), q  ,  создаваемые  выбросами
                                          жj
   предприятия в зонах жилой застройки, превышают 0,8 х ПДК:
   
                            q   > 0,8 х ПДК .                   (3.7)
                             жj            j
   
       2.  Площадь  S     зоны  превышения  указанными концентрациями
                     0,5
   уровня 0,5 х ПДК в жилой застройке превышает 5 кв. км:
   
                             S    > 5 кв. м.                    (3.8)
                              0,5
   
       3.    Вклад    неорганизованных    выбросов   рассматриваемого
   предприятия, q      , в  концентрации q   в точках зоны превышения
                 неоргj                   жj
   указанными   концентрациями  уровня  0,5 х ПДК  в  жилой застройке
   составляет не менее 50%:
   
                           q       >= 0,5 х q  .                (3.9)
                            неоргj           жj
   
       При  одновременном  выполнении вышеуказанных условий, исходя из
   результатов  расчетов  загрязнения  атмосферы, выбираются несколько
   контрольных  точек.  Точки  следует  выбирать  таким образом, чтобы
   наблюдаемые  в  них  уровни  концентраций  в  максимально возможной
   степени  характеризовали  воздействие  конкретного  источника  (или
   группы   источников)   на   атмосферный   воздух  при  определенных
   метеоусловиях.
       Для   этого   вида   контроля   периодичность  измерений  также
   определяется   категорией   источника   в  разрезе  контролируемого
   вредного вещества.
       Измерения   на   границе   ближайшей  жилой  застройки  следует
   выполнять  при  тех  метеоусловиях,  которым соответствуют значения
   расчетных концентраций в контрольных точках.
       Рекомендуемая   форма   плана-графика   этого   вида   контроля
   приведена  в  табл.  4.2  "Проекта  нормативов ПДВ". В графах 1 - 3
   табл.  4.2  указываются  номера  источников  и  их производственная
   принадлежность;  в  графах 4 - 6 дается номер контрольной точки (1,
   2,  3  и  т.д.)  и  ее  координаты. В графах 7 - 9 приводятся код и
   наименование  вредного  вещества, подлежащего контролю, и расчетная
   концентрация  этого  вещества; в графах 10 и 11 - метеорологические
   характеристики:   направление   и   скорость   ветра,  при  которых
   формируется  значение  концентрации, приведенное в графе 9; в графе
   12  указывается  периодичность  контроля,  определяемая  категорией
   источника в разрезе контролируемого вредного вещества.
       Наиболее  широко  второй  вид контроля применяется для открытых
   поверхностей   испарения,   открытого   хранения   сырья,  топлива,
   отходов,  совокупности  неплотностей технологического оборудования,
   расположенного вне производственных помещений.
       Примечания:  1. Для данного вида контроля используются методики
   Росгидромета,  предназначенные для определения концентраций вредных
   веществ в атмосферном воздухе [10].
       2.  Контроль за состоянием атмосферного воздуха на промплощадке
   и  внутри  СЗЗ  не  рассматривается  в рамках работ по нормированию
   выбросов и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) для предприятия.
   
       3.5.   Предприятие,   осуществляющее  контроль  за  соблюдением
   установленных  нормативов выбросов (ПДВ, ВСВ), план-график которого
   согласован  в установленном порядке, вправе использовать результаты
   контроля   при   заполнении   формы  федерального  государственного
   статистического наблюдения N 2-тп (воздух).
       3.6.   В   разделе   "Контроль   за  соблюдением  установленных
   нормативов   выбросов  на  предприятии"  "Проекта  нормативов  ПДВ"
   приводятся  результаты  расчетного  определения  категории  каждого
   источника  в  разрезе  выбрасываемых веществ и план-график контроля
   за   соблюдением  установленных  нормативов  выбросов  (табл.  4.1)
   "Проекта нормативов ПДВ".
       При  необходимости  проведения 2-го вида контроля (в дополнение
   к  основному)  дается соответствующее обоснование согласно п. 3.4 и
   план-график   контроля   за   соблюдением  нормативов  выбросов  по
   измерениям концентраций в атмосферном воздухе (табл. 4.2).
   
                                                           Таблица 4.1
   
         ПЛАН-ГРАФИК КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ
                          НА ИСТОЧНИКАХ ВЫБРОСА
   
   ------------T----T------------T-----T----------T--------T--------¬
   ¦    Цех    ¦Но- ¦Выбрасывае- ¦Пери-¦ Норматив ¦Кем осу-¦Методика¦
   ¦           ¦мер ¦мое вещество¦одич-¦  выброса ¦ществля-¦проведе-¦
   +---T-------+ис- +---T--------+ность+---T------+ется    ¦ния     ¦
   ¦Но-¦Наиме- ¦точ-¦Код¦Наимено-¦конт-¦г/с¦  мг/ ¦контроль¦контроля¦
   ¦мер¦нование¦ника¦   ¦вание   ¦роля ¦   ¦куб. м¦        ¦        ¦
   +---+-------+----+---+--------+-----+---+------+--------+--------+
   ¦ 1 ¦   2   ¦ 3  ¦ 4 ¦   5    ¦  6  ¦ 7 ¦  8   ¦   9    ¦   10   ¦
   +---+-------+----+---+--------+-----+---+------+--------+--------+
   ¦   ¦       ¦___________________________________________¦        ¦
   ¦   ¦       ¦      (номер и наименование площадки       ¦        ¦
   ¦   ¦       ¦             на предприятии)               ¦        ¦
   +---+-------+----T---T--------T-----T---T------T--------+--------+
   +---+-------+----+---+--------+-----+---+------+--------+--------+
   L---+-------+----+---+--------+-----+---+------+--------+---------
   
       Примечание:  В  графе  10 дается ссылка на методику действующих
   перечней [12, 13].
   
                                                           Таблица 4.2
   
         ПЛАН-ГРАФИК КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ
            ПО ИЗМЕРЕНИЯМ КОНЦЕНТРАЦИЙ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
   
   ------------T----T-----------T------------T-------T--------------T-----T--------T--------¬
   ¦    Цех    ¦Но- ¦Контрольная¦Контролируе-¦Концен-¦ Метеоусловия ¦Пери-¦Кем осу-¦Методика¦
   ¦           ¦мер ¦   точка   ¦мое вещество¦трация ¦              ¦одич-¦ществля-¦проведе-¦
   +---T-------+ис- +---T-------+---T--------+в атмо-+-------T------+ность+ется    ¦ния     ¦
   ¦Но-¦Наиме- ¦точ-¦Но-¦Коорди-¦Код¦Наимено-¦сферном¦Направ-¦Ско-  ¦конт-¦контроль¦контроля¦
   ¦мер¦нование¦ника¦мер¦наты, м¦   ¦вание   ¦возду- ¦ление  ¦рость,¦роля ¦        ¦        ¦
   ¦   ¦       ¦    ¦   +---T---+   ¦        ¦хе, мг/¦ветра, ¦м/с   ¦     ¦        ¦        ¦
   ¦   ¦       ¦    ¦   ¦ X ¦ Y ¦   ¦        ¦куб. м ¦град.  ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
   +---+-------+----+---+---+---+---+--------+-------+-------+------+-----+--------+--------+
   ¦ 1 ¦   2   ¦ 3  ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦   8    ¦   9   ¦  10   ¦  11  ¦ 12  ¦   13   ¦   14   ¦
   +---+-------+----+---+---+---+---+--------+-------+-------+------+-----+--------+--------+
   ¦   ¦       ¦__________________________________________________________¦                 ¦
   ¦   ¦       ¦      (номер и наименование площадки на предприятии)      ¦                 ¦
   +---+-------+----T---T---T---T---T--------T-------T-------T------T-----+--------T--------+
   +---+-------+----+---+---+---+---+--------+-------+-------+------+-----+--------+--------+
   L---+-------+----+---+---+---+---+--------+-------+-------+------+-----+--------+---------
   
           4. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды
             неблагоприятных метеорологических условии (НМУ)
   
       1.  Неоправданно  завышенными являются требования к составлению
   раздела    3.9   "Мероприятия   по   регулированию   выбросов   при
   неблагоприятных    метеорологических    условиях"    проекта   ПДВ,
   приведенные  в  [15].  Поэтому  рекомендуется при составлении этого
   раздела  "Проекта  нормативов  ПДВ"  руководствоваться  положениями
   данного раздела настоящего Пособия.
       Примечание:  В  соответствии  со ст. 19 Федерального закона [1]
   органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации и
   органы  местного  самоуправления организуют работы по регулированию
   выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный воздух в
   периоды неблагоприятных метеорологических условий.
   
       В    отдельные   периоды,   когда   метеорологические   условия
   способствуют   накоплению   вредных   веществ   в   приземном  слое
   атмосферы,  концентрации  примесей  в воздухе могут резко возрасти.
   Чтобы  в  эти  периоды  не  допускать возникновения высокого уровня
   загрязнения,   необходимо   кратковременное   сокращение   выбросов
   загрязняющих веществ.
       Предупреждения  о  повышении уровня загрязнения воздуха в связи
   с    ожидаемыми    неблагоприятными    условиями    составляют    в
   прогностических  подразделениях Росгидромета. В соответствии с [55,
   56]  в  зависимости  от  ожидаемого  уровня  загрязнения  атмосферы
   составляются предупреждения 3-х степеней.
       Предупреждения     первой     степени     составляются,    если
   предсказывается  повышение  концентраций в 1,5 раза, второй степени
   -  если  предсказывается повышение от 3 до 5 ПДК, а третьей - свыше
   5   ПДК.   В  зависимости  от  степени  предупреждения  предприятие
   переводится на работу по одному из трех режимов.
       2.   Мероприятия   по  регулированию  выбросов  в  периоды  НМУ
   разрабатываются  совместно  с  предприятием и заносятся в табл. 5.1
   "Проекта нормативов ПДВ".
       Для    I    режима    регулирования   выбросов   осуществляются
   организационно-технические   мероприятия,   эффективность   которых
   принимается равной 15%.
       Для  II  и  III  режимов  в  табл.  5.1  включаются источники и
   вредные   вещества,  которые  являются  значимыми  с  точки  зрения
   загрязнения  атмосферы на границе ближайшей жилой застройки. Данная
   информация  выбирается  из  табл.  3.3 "Перечень источников, дающих
   наибольшие   вклады   в  уровень  загрязнения  атмосферы"  "Проекта
   нормативов    ПДВ"   (см.   раздел   2.3.1   настоящего   Пособия).
   Эффективность   мероприятий   по  II  и  III  режимам  определяется
   пропорционально  сокращению  разовых  выбросов (г/с) без проведения
   дополнительных  расчетов полей максимальных приземных концентраций.
   Учитываются  только  те  источники  и вредные вещества, для которых
   осуществляется регулирование выбросов.
       При   II   режиме   сокращение  выбросов  должно  составлять  в
   дополнение к I режиму не менее 20%, при III режиме - не менее 40%.
       Эффективность по II и III режимам (Э   и Э   ) определяется по
                                           II    III
   формулам:
   
                                 ДЕЛЬТА М
                                         2
                           Э   = --------- х 100;               (4.1)
                            II      М
   
                                 ДЕЛЬТА М
                                         3
                          Э    = --------- х 100,               (4.2)
                           III      М
   
       где:
       М (г/с) - выброс без мероприятий;
       ДЕЛЬТА М  (г/с)  -  уменьшение  выбросов  на  предприятии  при
               2
   втором режиме по сравнению с выбросом без мероприятий;
       ДЕЛЬТА М  (г/с)  -  уменьшение выбросов при третьем режиме  по
               3
   сравнению с выбросом без мероприятий.
       Мероприятия   по  регулированию  выбросов  разрабатываются  для
   предприятий   I   и   II  категорий,  а  в  отдельных  случаях  (по
   рекомендации   территориальных   органов   Ростехнадзора)   и   для
   предприятий III категории.
       Примечание:    Для   предприятий,   расположенных   в   городах
   (районах),  по  которым  не  разработаны схемы прогноза наступления
   НМУ,  составлять  данный  раздел  в  "Проекте  нормативов  ПДВ" нет
   необходимости.
   
       3.   В  разделе  "Мероприятия  по  регулированию  выбросов  при
   неблагоприятных    метеорологических   условиях   (НМУ)"   "Проекта
   нормативов  ПДВ"  приводится  табл.  5.1 "Проекта нормативов ПДВ" с
   кратким обоснованием предлагаемых мероприятий.
   
                                                           Таблица 5.1
   
                        МЕРОПРИЯТИЯ НА ПЕРИОД НМУ
   
   --------T-----------------------------T---------------T--------------------------¬
   ¦Номер  ¦        Наименование         ¦ Наименование  ¦        Выброс, г/с       ¦
   ¦источ- +-------T---------T-----------+   вещества    +---------T---------T------+
   ¦ника   ¦  Цех, ¦Источник ¦Мероприятие¦               ¦без меро-¦с меро-  ¦умень-¦
   ¦выброса¦участок¦выделения¦           ¦               ¦приятия  ¦приятиями¦шение ¦
   +-------+-------+---------+-----------+---------------+---------+---------+------+
   ¦   1   ¦   2   ¦    3    ¦     4     ¦      5        ¦    6    ¦    7    ¦  8   ¦
   +-------+-------+---------+-----------+---------------+---------+---------+------+
   ¦       ¦       ¦            I режим                  ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦   Эффективность по I режиму - 15%   ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦                                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦            II режим                 ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦   (с учетом мероприятий I режима)   ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦Эффективность по II режиму - ___%    ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦                                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦             III режим               ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦(с учетам мероприятий I и II режимов)¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦               -                     ¦         ¦         ¦      ¦
   ¦       ¦       ¦Эффективность по III режиму - ___%   ¦         ¦         ¦      ¦
   L-------+-------+-------------------------------------+---------+---------+-------
   
           5. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами
             промышленности и автотранспорта и их применение
                  при нормировании выбросов предприятий
   
       Сводные   расчеты  загрязнения  атмосферного  воздуха  являются
   необходимым  элементом государственного управления в области охраны
   атмосферного  воздуха,  позволяющим учесть требования системности и
   комплексности  подхода  к  такому  управлению,  а также его научной
   обоснованности.  Сводные  расчеты  загрязнения атмосферы могут быть
   использованы   при   решении   ряда   задач,  связанных  с  охраной
   атмосферного воздуха. К таким задачам относятся:
       -  диагноз  состояния  загрязнения  воздушного  бассейна города
   (региона) и его отдельных районов в определенные периоды времени;
       -   прогноз   изменения  состояния  качества  атмосферы  города
   (региона)   под  влиянием  изменений  выбросов  вредных  веществ  в
   результате   ввода   в   действие   новых  хозяйственных  объектов,
   реконструкции  действующих, проведения воздухоохранных мероприятий,
   изменения схемы движения транспортных потоков и т.п.;
       -   оценка   экологической  допустимости  намечаемых  изменений
   выбросов;
       -   нормирование  параметров  выбросов  источников  загрязнения
   атмосферы (ИЗА).
       5.1.  Руководство  работами по организации и выполнению сводных
   расчетов   загрязнения   атмосферы   на   территории  субъектов  РФ
   осуществляется  территориальными  органами Ростехнадзора (головными
   организациями)    (или    по   их   поручению   специализированными
   организациями)   совместно   с   органами   исполнительной   власти
   субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
       В   качестве  Исполнителей  следует  привлекать  на  конкурсной
   основе      организации     города     (региона),     располагающие
   высококвалифицированными  специалистами в области охраны атмосферы,
   имеющими  практический опыт работы по инвентаризации и нормированию
   выбросов   в   атмосферу.   Эти   организации   должны  располагать
   необходимым парком быстродействующей компьютерной техники.
       Общее   методическое  обеспечение  работами  по  организации  и
   выполнению  сводных  расчетов  загрязнения атмосферы осуществляется
   Научно-исследовательским  институтом по охране атмосферного воздуха
   (НИИ Атмосфера) Ростехнадзора.
       Финансирование  работ  может  осуществляться  из бюджета города
   (региона),   муниципальных  фондов,  а  также  из  целевых  фондов,
   формируемых   за  счет  долевого  участия  предприятий,  являющихся
   основными загрязнителями воздушного бассейна города (региона).
       5.2.  При  решении задачи нормирования выбросов сводные расчеты
   используются   для   определения   предельно   допустимых  значений
   характеристик ИЗА.
       Проведение  сводных  расчетов  загрязнения  атмосферы выбросами
   источников  всех  предприятий и других объектов города (региона) на
   определенном  этапе  нормирования  их выбросов предусмотрено ГОСТом
   17.2.3.02-78  [21].  Согласно [21] необходимым условием того, чтобы
   определенные  значения параметров ИЗА предприятий города могли быть
   приняты   в   качестве  нормативных,  является  выполнение  условия
   непревышения   ПДК   для   приземной   концентрации   каждого   ЗВ,
   выбрасываемого  в  атмосферу,  рассчитанной  с учетом всех выбросов
   этого ЗВ всеми предприятиями города.
       Подготовка  и проведение сводных расчетов загрязнения атмосферы
   потребовали  разработки  методического  обоснования  их  выполнения
   [7].  По сравнению с разработками ведомственных проектов нормативов
   предельно  допустимых  выбросов  (ПДВ)  для  отдельных  предприятий
   сводные расчеты имеют ряд специфических особенностей.
       5.3.   Для  обеспечения  сводных  расчетов  должны  применяться
   программные  комплексы, удовлетворяющие требованиям к данной работе
   как  по  объему  исходной  информации,  так  и  по  интерпретации и
   анализу  результатов расчетов. Для решения данной задачи необходима
   разработка   алгоритма,  позволяющего  проводить  детальный  анализ
   результатов  расчетов,  определять предприятия, вносящие наибольший
   вклад  в  формирование  общегородских  зон  повышенного загрязнения
   воздуха,   разрабатывать   требования   к  предприятиям  города  по
   снижению  их  вкладов  в  загрязнение  воздушного бассейна. Сводные
   расчеты   загрязнения  атмосферы  должны  производиться  с  помощью
   УПРЗА, согласованных в установленном порядке.
       5.4.   Объем   исходной   информации  о  промышленных  выбросах
   изменяется  от  2  -  3 тыс. источников и 100 - 120 вредных веществ
   для  городов  с  населением  200  -  300  тыс. чел. до 10 - 20 тыс.
   источников  и  200  -  250 вредных веществ для городов с населением
   более   0,5   млн.   чел.   Это  предъявляет  особые  требования  к
   формированию   базы   данных,   их  сбору.  Значительную  сложность
   представляет  определение состояния исходной информации, содержащей
   данные  о  выбросах  в  атмосферу,  и  ее  анализ  с  точки  зрения
   возможности использования для проведения сводных расчетов.
       В частности:
       -  анализ полноты и достоверности данных, включая информацию об
   изменении выбросов во времени;
       -  выяснение  необходимости  разработки  программ  для  ПЭВМ  -
   конвертеров  данных,  занесенных  на  машинный  носитель  с помощью
   различных программных средств;
       -  анализ  корректности  описания  источников  с  точки  зрения
   используемых расчетных методов.
       Как  правило, исходная информация о выбросах разных предприятий
   имеет  существенные  временные  различия  в  данных  ее получения и
   согласования.    Поэтому    весьма    важной   является   процедура
   корректировки   исходных   данных   с  учетом  фактического  объема
   производств   рассматриваемых   предприятий.   Значительный   объем
   исходной  информации  определяет  необходимость  разработки  единой
   системы    кодирования    предприятий,   основных   производств   и
   источников,  а  также формирование словаря примесей. При проведении
   расчетов  загрязнения атмосферы для отдельных предприятий параметры
   источников  (особенно  с  нестандартными характеристиками выбросов)
   нередко  задаются  разными  типами, и вредные вещества имеют разную
   кодировку,  что  обусловливает  необходимость унификации подходов к
   стилизации источников и их параметров.
       При  подготовке  к выполнению сводных расчетов необходим анализ
   нестационарности  выбросов  во  времени  как  в  разрезе  отдельных
   предприятий,  так и города в целом. В разрезе отдельных предприятий
   рассматриваются   ситуации   одновременности   работы   однотипного
   оборудования,   а  также  количественные  и  качественные  различия
   выделений  (выбросов) на стадиях крупных технологических процессов.
   В  разрезе  города  анализируются  и выявляются предприятия (или их
   основные   производства),   график  работы  которых  отличается  от
   графика работы основной массы предприятий.
       5.5.  На  первом  этапе  работ  по организации сводных расчетов
   создается  электронная  топографическая  основа  города, на которую
   наносятся  источники  выбросов  в общей системе координат. Создание
   электронной  топоосновы  города осуществляется по картографическому
   материалу,   подготавливаемому   соответствующими   подразделениями
   исполнительной    власти    города   (в   основном   архитектурными
   управлениями).  Наличие таких электронных карт позволяет обеспечить
   точную  привязку источников загрязнения атмосферы как промышленных,
   так  и  автотранспортных  (которые  стилизуются участками городских
   автомагистралей)  к единой городской системе координат, отображать,
   масштабировать,   печатать   топооснову   местности  с  нанесенными
   источниками  выбросов и полями приземных концентраций по одному или
   нескольким ЗВ.
       5.6.    Сводные    расчеты   должны   учитывать   выбросы   как
   промышленности,   так   и   автотранспорта.   Если   автотранспорт,
   находящийся   на  производственной  территории,  подлежит  учету  в
   рамках   проектов   ПДВ,  то  для  учета  выбросов  автотранспорта,
   движущегося    по    территории   города,   необходима   постановка
   специальных   натурных   обследований   структуры  и  интенсивности
   автотранспортных   потоков,   расчет  их  выбросов  для  конкретных
   автомагистралей [16].
       5.7.  При  организации  расчетов  загрязнения атмосферы следует
   учитывать,  что  выбросы  далеко  не  всех  веществ  и  предприятий
   заметным  образом  влияют  на  общий  уровень  загрязнения воздуха.
   Имеющийся  опыт  сводных  расчетов  показывает,  что  из  200 - 300
   загрязняющих    веществ,    выбрасываемых    источниками   среднего
   российского  города,  даже  в городах с высоким уровнем загрязнения
   лишь  по  30  -  40%  этих веществ достигают заметные концентрации,
   требующие принятия воздухоохранных мер.
       Важным  требованием  к организации расчетов является исключение
   бессмысленных  расчетов,  требующих лишних затрат усилий и ресурсов
   как  на  стадии их проведения, так и на стадии анализа результатов.
   В  этом  смысле  очень  важно  выявление  тех  примесей, которые не
   оказывают  заметного  влияния  на  общую  экологическую ситуацию, и
   описание  степени их влияния с помощью интегральных показателей без
   проведения детальных расчетов.
       Как    показывает   опыт   расчетов,   для   многих   веществ,
   выбрасываемых   источниками  города,  заметные  концентрации  этих
   веществ   (как  правило,  специфических)  выявляются  не  на  всей
   территории города, а на сравнительно небольшой ее части. Подробные
   расчеты   полей   приземных  концентраций  этих  веществ  на  всей
   территории города излишни. Поэтому рекомендуется для всех веществ,
   для  которых  проводятся  расчеты  полей  приземных  концентраций,
   вначале  провести  расчеты  этих  полей  в  первом  приближении: с
   крупным   шагом   порядка   1   км  на  расчетном  прямоугольнике,
   охватывающем  всю  территорию  города  и пригородные территории, в
   районах  расположения  предприятий.  Такие расчеты можно проводить
   при одной скорости ветра, равной средневзвешенной опасной скорости
   ветра, U  , U = U  .
           мс       мс
       5.7.1.  На  основе  анализа  результатов  укрупненных  расчетов
   первого   приближения  определяются  уточненные  размеры  расчетных
   прямоугольников  и  их  количество  для  каждого из рассматриваемых
   вредных веществ.
       Расчетные  прямоугольники  для  каждого  вещества выбираются из
   тех  соображений,  чтобы  они  "накрывали" территории, на которых в
   расчетах    первого   приближения   были   получены   концентрации,
   превышающие 0,1 ПДК.
       Шаги  расчетной  сетки  выбираются  с  учетом  величин  (Х  ),
                                                                 Мi
   рассчитанных  программой  на  первых  этапах расчетов для  каждого
   i-го  источника  в соответствии с п. 2.8 ОНД-86. По опыту расчетов
   оказывается,  что,  как  правило,  оптимальным является выбор шага
   расчетной   сетки   250  -  300  м  для  индивидуальных  компонент
   взвешенных  веществ  и  400 - 500 м для газообразных примесей. При
   необходимости  более детальной оценки загрязнения воздуха в районе
   отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уменьшен.
       При  уточненном  расчете  распределений  приземных концентраций
   примесей   для  задания  расчетных  скоростей  ветра  рекомендуется
   использовать   блоки   перебора   скоростей  и  направлений  ветра,
   действующие  по  умолчанию,  которые во многих случаях обеспечивают
   более    точный   расчет   максимальных   концентраций,   чем   при
   использовании режима, указанного в ОНД-86.
       Анализ  результатов  расчетов  выполняется  последовательно для
   каждой  из  рассматриваемых  примесей  и  групп  суммации. В первую
   очередь  выявляются  предприятия  и источники, дающие превалирующий
   вклад   в   формирование   общегородских  зон  с  превышением  ПДК,
   охватывающих городскую территорию вне производственных площадок.
       Далее  разрабатываются  требования  к  предприятиям по снижению
   выбросов  в целях ликвидации общегородского повышенного загрязнения
   воздуха.
       5.8.   Возможны  два  способа  использования  сводных  расчетов
   загрязнения атмосферы при определении нормативов выбросов.
       При    первом   способе   по   результатам   сводных   расчетов
   определяются   значения  фоновых  концентраций  ЗВ,  которые  затем
   используются  в  соответствии  со  схемой,  приведенной в разделе 7
   ОНД-86  [6],  аналогично  фоновым  концентрациям,  определенным  на
   основании  регулярных  измерений  в  соответствии с [10]. Расчетные
   фоновые  концентрации  определяются  на  основе данных о параметрах
   выбросов   предприятий   города   органами   по  охране  окружающей
   природной  среды  Ростехнадзора  и выдаются природопользователям по
   их запросам.
       При   втором   способе   сводные   расчеты   используются   при
   определении    допустимых   вкладов   предприятий   в   загрязнение
   атмосферы.  После  чего  нормирование  выбросов каждого предприятия
   производится  с  учетом  необходимости соблюдения установленной для
   него величины допустимого вклада.
       Поскольку  в  качестве  исходных данных для расчета фона должны
   использоваться  нормативные  значения  параметров ИЗА, база данных,
   на  основании которой рассчитываются значения фоновых концентраций,
   меняется  по  мере утверждения нормативов для предприятий. Т.е. для
   предприятий,  разрабатывающих  свои предложения в разное время, фон
   рассчитывается    по    разным    базам    данных.    Перечисленные
   обстоятельства  приводят  к излишнему расходу ресурсов (финансовых,
   энергетических  и  пр.)  при  достижении  выполнения  экологических
   требований  с  помощью  схемы  учета  совместного  влияния выбросов
   разных  предприятий  на  загрязнение  воздуха  посредством  расчета
   фоновых концентраций.
       По    указанным   причинам   использование   сводных   расчетов
   загрязнения   атмосферы   для   расчета  фоновых  концентраций  при
   нормировании   выбросов   предприятий  целесообразно  проводить  на
   начальном  этапе  организации  работ  по  нормированию  выбросов  с
   использованием сводных расчетов.
       5.8.1.   Более   предпочтительным  для  наиболее  обоснованного
   определения   значений   нормативов  параметров  выбросов  является
   второй  из  указанных подходов к использованию сводных расчетов при
   нормировании выбросов [7, 19].
       При   этом  подходе  процесс  определения  нормативов  выбросов
   распадается  на  несколько этапов, отличающихся как по содержанию и
   "уровню"  используемой  на  каждом  из  них  информации,  так  и по
   содержанию  решаемых  на  этих  этапах  задач и результатам работ в
   рамках каждого этапа.
       На  первом  этапе, помимо данных о параметрах ИЗА предприятий и
   планах   их   развития,   может   использоваться  также  обобщенная
   информация,   содержащая   характеристики   социально-экономической
   значимости  предприятий  в  масштабах  региона  и страны, и другая,
   доступная   на   региональном   уровне   обобщенная   информация  о
   предприятии.   На  этом  этапе  проводятся  сводные  расчеты  полей
   максимальных  приземных концентраций, выбрасываемых предприятиями и
   другими  объектами  города  (региона). По результатам этих расчетов
   определяются   уровни   загрязнения   воздушного   бассейна  города
   (региона)  различными  веществами  при  существующих  или проектных
   регламентных значениях параметров выбросов.
       На    втором   этапе   устанавливаются   дифференцированно   по
   территории  города  значения предельно допустимых уровней суммарных
   приземных  концентраций,  которые  могут создаваться выбросами всех
   учитываемых источников города (региона).
       При этом учитываются:
       - результаты сводных расчетов загрязнения атмосферы;
       -  экологические  требования  к  качеству  атмосферного воздуха
   определенных территорий;
       -    фоновое   загрязнение   атмосферного   воздуха   за   счет
   межрегионального и трансграничного переноса;
       -  перспективы развития промышленности, автотранспорта и других
   объектов на разных территориях.
       Устанавливаемые    предельно    допустимые   уровни   суммарных
   приземных   концентраций   не   должны  превышать  гигиенические  и
   экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
       На  третьем этапе определяется допустимый вклад (квота) каждого
   предприятия  в загрязнение атмосферы при нормировании его выбросов,
   который   характеризуется   набором   полей   квот   для  приземных
   концентраций   ЗВ   и  групп  веществ,  обладающих  комбинированным
   вредным действием, содержащихся в выбросах предприятия.
       Определенные   в  результате  проведения  перечисленных  этапов
   работ  квоты  предприятий  передаются  им  в территориальные органы
   Ростехнадзора   в   качестве   ограничений  на  величины  приземных
   концентраций  загрязняющих  веществ,  которые  могут создаваться их
   выбросами.
       Определяются   конкретные   пути   и  способы  достижения  этих
   допустимых  вкладов  с  учетом  детальной информации о возможностях
   предприятия,   и   определяются  нормативы  параметров  выбросов  в
   атмосферу.
       5.9.  Весьма  важным является учет при сводных расчетах степени
   негативного  воздействия  выбросов  автотранспорта  на  атмосферный
   воздух.   Как   известно,   автотранспорт   является  специфическим
   источником  загрязнения  атмосферы  и  представляет собой множество
   наземных   точечных   источников,   сосредоточенных   на   основных
   автомагистралях.  Формируемые  выбросами автотранспортных потоков в
   районах  автомагистралей  и их пересечений зоны загрязнения воздуха
   такими    веществами,    как   оксид   углерода,   диоксид   азота,
   углеводороды,  могут  характеризоваться высокими (часто больше ПДК)
   значениями    концентраций    и   охватывать   достаточно   большие
   территории.  Поэтому  при сводных оценках загрязнения города в этом
   случае  проводятся  раздельные расчеты полей максимальных приземных
   концентраций,     обусловленных    выбросами    промышленности    и
   автотранспорта.
       Как   показывает   практика,   проведение   в   первую  очередь
   совместных   расчетов   не   позволяет   правильно   оценить  вклад
   конкретных  источников  в  загрязнении  атмосферы и, самое главное,
   разработать  комплекс  мероприятий  по требуемому снижению выбросов
   промышленности  и  автотранспорта.  Совместные  расчеты загрязнения
   воздуха  выбросами  промышленности  и  автотранспорта целесообразно
   проводить  на  заключительных этапах оценки существующего положения
   в  целях  определения  уровня фонового загрязнения воздуха, а также
   оценки    положения    на   перспективу   для   целей   определения
   достаточности   предлагаемых  мероприятий  по  сокращению  выбросов
   промышленности и автотранспорта.
       5.10.   Развитию   работ   по   проведению   сводных   расчетов
   загрязнения  атмосферы  и  их  применению при нормировании выбросов
   способствовал  Приказ Госкомэкологии N 66 от 16.02.99 "О применении
   системы    сводных   расчетов   при   нормировании   выбросов".   В
   соответствии  с  этим  Приказом  в 12 областях Российской Федерации
   территориальные  органы  Госкомэкологии  РФ  приступили  к созданию
   компьютерных  банков  данных  о выбросах промышленных предприятий и
   автотранспорта  и  внедрению  системы  сводных расчетов загрязнения
   атмосферного  воздуха  выбросами  промышленности и автотранспорта в
   практику   воздухоохранной   деятельности.   К  настоящему  времени
   поддержание  работы в оперативном режиме компьютерного банка данных
   о   выбросах   промышленности  и  автотранспорта  осуществляется  в
   Санкт-Петербурге  (на базе НИИ Атмосфера и в администрации города),
   Череповце  (в  администрации  города),  в городах Пермской области,
   Воронеже, Пскове и др.
   
             6. Технические нормативы выбросов (ТНВ) вредных
               (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
   
       6.1.    Современное    природоохранительное    законодательство
   Российской  Федерации  устанавливает  новые  подходы (требования) к
   государственному  регулированию  выбросов  загрязняющих  веществ  в
   атмосферный  воздух. В законодательном порядке [1] устанавливаются,
   кроме   предельно   допустимых   выбросов,   технические  нормативы
   выбросов.
       Технический   норматив  выброса  -  норматив  выброса  вредного
   (загрязняющего)    вещества    в    атмосферный   воздух,   который
   устанавливается   для   передвижных   и   стационарных   источников
   выбросов,   технологических   процессов,  оборудования  и  отражает
   максимально   допустимую  массу  выброса  вредного  (загрязняющего)
   вещества  в  атмосферный  воздух  в  расчете  на единицу продукции,
   мощности,  пробега  транспортных  или  иных  передвижных  средств и
   другие показатели.
       Установление    порядка   разработки   технических   нормативов
   выбросов,  утверждение  технических  нормативов  выбросов и перечня
   объектов  (кадастров),  в  отношении  которых  они разрабатываются,
   относится  к  полномочиям органов государственной власти Российской
   Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
       Согласно  [4]  технические  нормативы выбросов для стационарных
   источников  выбросов  вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный
   воздух  и  технологических  процессов устанавливаются Министерством
   природных   ресурсов   Российской   Федерации  (в  настоящее  время
   Ростехнадзором).  Технические нормативы выбросов для оборудования и
   всех  видов  передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в
   атмосферный  воздух  устанавливаются  государственными  стандартами
   Российской    Федерации,    а    при   отсутствии   соответствующих
   государственных   стандартов   до   их   принятия  -  Министерством
   природных   ресурсов   Российской   Федерации  (в  настоящее  время
   Ростехнадзором).
       Российское  законодательство  выделяет  три  области применения
   технических нормативов:
       1.  Нормативы  предельно  допустимых  выбросов  устанавливаются
   исходя   из   нормативов   допустимой   антропогенной  нагрузки  на
   окружающую  среду,  нормативов качества окружающей среды, а также с
   учетом технических нормативов.
       2.  Временно  согласованные  выбросы  устанавливаются на период
   поэтапного  достижения  предельно  допустимых  выбросов при условии
   соблюдения   технических   нормативов   выбросов  и  наличия  плана
   уменьшения выбросов ЗВ в атмосферный воздух.
       3.  При  вводе  в эксплуатацию новых и (или) реконструированных
   объектов  хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы
   вредных   (загрязняющих)   веществ  в  атмосферный  воздух,  должно
   обеспечиваться   непревышение  технических  нормативов  выбросов  и
   предельно  допустимых  выбросов,  предельно  допустимых  нормативов
   вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
       Включение  в  систему  государственного  регулирования выбросов
   вредных  (загрязняющих)  веществ  технических  нормативов  выбросов
   предполагает  установление для однотипных технологических процессов
   предельных  (максимальных  допустимых)  параметров  выбросов. Таким
   образом,  отрасли  промышленности  ориентируются  на  некие  единые
   технические  стандарты,  что  должно  в  сочетании с экономическими
   мерами  стимулировать  замену  старых  высокоотходных технологий на
   малоотходные.
       Реализация  положений  федеральных  законов и подзаконных актов
   по   вопросам   разработки   и  применения  технических  нормативов
   выбросов  требует  создания соответствующей нормативно-методической
   базы, в частности:
       -    нормативно-методического    обеспечения    для    создания
   информационной  базы  удельных  показателей выбросов (классификация
   производств,   источников   выбросов,   технологических  процессов,
   исходного  сырья,  продукции,  содержание  и структура информации и
   т.д.)  и определения на этой основе технических нормативов выбросов
   (методика  расчета  ТНВ на основе информационной базы, содержание и
   порядок  оформления представляемых проектов ТНВ для их утверждения,
   порядок их рассмотрения и введения и действие);
       -    нормативно-методического    обеспечения    по   применению
   технических    нормативов    выбросов    в    различных    областях
   атмосфероохранной  деятельности  (установление предельно допустимых
   и   временно   согласованных   выбросов   загрязняющих   веществ  в
   атмосферу,  экологическая экспертиза проектов, государственный учет
   и контроль выбросов загрязняющих веществ).
       На   начальном   этапе   установления  технических  нормативов
   целесообразно   рассматривать   два   вида   (уровня)  нормативов:
   технические   нормативы   выбросов  для  существующих  действующих
   предприятий  (ТНВ  - текущие  нормативы  выбросов)  и  технические
                    т
   нормативы    выбросов   для   проектируемых   и   реконструируемых
   предприятий (ТНВ  - проектный технический норматив выбросов).
                   п
       Текущие   нормативы   выбросов  должны  отражать  максимальную
   допустимую   массу   выброса   для  существующего  оборудования  и
   технологий   в   данной   отрасли   промышленности   в  конкретных
   (оптимальных) условиях их эксплуатации.
       ТНВ   -  утвержденное  в   установленном   порядке  допустимое
          т
   значение  удельного  выброса  вредного  (загрязняющего)  вещества,
   определенное  исходя  из фактических возможностей технологического
   процесса и оборудования при оптимальных режимах его эксплуатации.
       Проектные  нормативы  технических выбросов базируются на новых
   наилучших технологиях.
       ТНВ   -  утвержденный  в  установленном  порядке   на   основе
          п
   классификационных  проработок  с  учетом  действующих  отраслевых,
   государственных    и    международных   стандартов,   единый   для
   выпускаемого  типа и назначения технологического оборудования (или
   процесса),  а  также  для источников выбросов предельно допустимый
   удельный  показатель  выброса  загрязняющего  вещества, достижимый
   при  применении  наиболее  экологически  совершенных  технологий и
   методов пылегазоочистки.
       Применение  на  начальном  этапе  этих  двух  видов  нормативов
   позволит    учесть   реальные   технико-экономические   возможности
   предприятий    и   социально-экономические   особенности   развития
   отдельных районов при регулировании выбросов загрязняющих веществ.
       6.2.   При   организации  работы  по  установлению  технических
   нормативов   выбросов   необходимо   решить   ряд  методологических
   проблем:
       -   разработать   классификацию   технологических  процессов  и
   соответствующего  оборудования,  для  которых будут устанавливаться
   ТНВ;
       -  определить  объекты  (предприятия, технологические процессы,
   оборудование,  источники),  для  которых  в  первую очередь следует
   определить удельные показатели и установить ТНВ;
       -   установить   приоритет  загрязняющих  веществ,  по  которым
   определяются    удельные    показатели   выделений   (выбросов)   и
   устанавливаются ТНВ;
       -    определить    (нормативно    установить)    характеристики
   используемых  сырья  и  (или)  топлива и технологические режимы для
   производства однотипной продукции;
       -  указать  методы  очистки,  при которых определяются удельные
   выбросы и устанавливаются технические нормативы выбросов.
       Принципиальная   схема   разработки  и  реализации  технических
   нормативов  выбросов  в  системе  управления качеством атмосферного
   воздуха выглядит следующим образом:
       -   Применительно   к   конкретному  технологическому  процессу
   (действующему   оборудованию)   и   системам   пылегазоочистки   на
   предприятиях    соответствующих    отраслей   (видов   производств)
   определяются  реальные  характеристики выделений (выбросов) вредных
   веществ  в  атмосферу.  Характеристики выделений (выбросов) вредных
   веществ  в атмосферу определяются с использованием инструментальных
   и балансовых методов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное