Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 14.02.2001 N 25 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ НА РАССМОТРЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
             Глава XXIII. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА
   
      Статья 326.  Органы   надзора   и   контроля   за   соблюдением
   законодательства Российской Федерации о труде и охране труда
   
      Государственный надзор     и     контроль     за    соблюдением
   законодательства Российской  Федерации  о  труде  и  охране  труда
   осуществляется  федеральной  инспекцией труда - единой федеральной
   централизованной системой государственных органов.
      Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор
   и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране  труда
   всеми   организациями   и   физическими  лицами,  на  которых  это
   законодательство распространяется.
      Федеральная инспекция     труда     в     своей    деятельности
   руководствуется Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   законами, указами    и    распоряжениями   Президента   Российской
   Федерации,  постановлениями Правительства Российской Федерации,  а
   также Положением  о  федеральной  инспекции  труда,   утверждаемым
   Правительством Российской Федерации.
      Федеральная инспекция  труда  осуществляет свою деятельность во
   взаимодействии  с  правоохранительными  органами,  с  федеральными
   органами   исполнительной   власти,  которым  предоставлено  право
   осуществлять  в  пределах  своих  полномочий  функции  надзора   и
   контроля,  с  органами государственной власти субъектов Российской
   Федерации  и  органами  местного   самоуправления,   объединениями
   работодателей  и  объединениями  профессиональных союзов,  другими
   государственными и общественными организациями.
      Государственный надзор  за  соблюдением  правил  по безопасному
   ведению  работ  в  отдельных  отраслях  и  на  некоторых  объектах
   промышленности  осуществляют  (наряду с органами системы инспекции
   труда) специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
   
      Статья 327. Государственный надзор за безопасным ведением работ
   в промышленности
   
      Государственный надзор  за  соблюдением  правил  по безопасному
   ведению работ в отдельных отраслях промышленности и  на  некоторых
   объектах  возложен  на  федеральный  горный  и промышленный надзор
   России  (Госгортехнадзор  России).  Положение  о  Госгортехнадзоре
   России утверждается Правительством Российской Федерации.
      Указанный надзор  осуществляется   в   угольной,   горнорудной,
   горнохимической, нерудной, нефтеперерабатывающей и газодобывающей,
   химической,    металлургической    и     нефтегазоперерабатывающей
   промышленности, в геолого - разведочных экспедициях  и партиях,  а
   также  при  устройстве  и   эксплуатации   подъемных   сооружений,
   котельных   установок   и   сосудов,   работающих  под  давлением,
   трубопроводов для пара  и  горячей  воды,  объектов,  связанных  с
   добычей,  транспортировкой,  хранением и использованием газа,  при
   ведении взрывных работ в промышленности.
   
      Статья 328.  Государственный надзор за ядерной  и  радиационной
   безопасностью
   
      Государственный надзор  за  соблюдением  правил  по  ядерной  и
   радиационной безопасности возложен на федеральный надзор России по
   ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).
      Положение о Госатомнадзоре России  утверждается  Правительством
   Российской Федерации.
   
      Статья 329.     Общественный     контроль     за    соблюдением
   законодательства о труде и охране труда
   
      Общественный контроль за соблюдением законодательства о  труде,
   а  также  прав  и  законных  интересов работников в области охраны
   труда   осуществляется   профессиональными   союзами    и    иными
   уполномоченными  работниками  представительными органами,  которые
   вправе создавать в  этих  целях  собственные  инспекции,  а  также
   избирать   уполномоченных   (доверенных)   лиц   по  охране  труда
   профессиональных  союзов   и   иных   уполномоченных   работниками
   представительных органов.
      Полномочия профессиональных    союзов     при     осуществлении
   общественного  контроля  за соблюдением законодательства о труде и
   охране  труда   регулируются   федеральным   законодательством   о
   профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
   
      Статья 330. Государственная экспертиза условий труда
   
      Государственная экспертиза    условий    труда   осуществляется
   Всероссийской  государственной   экспертизой   условий   труда   и
   государственными  экспертизами  условий труда субъектов Российской
   Федерации.
      Заключение государственной  экспертизы  условий  труда является
   обязательным  основанием  для   рассмотрения   судом   вопроса   о
   ликвидации   организации   или   ее  подразделения  при  выявлении
   нарушения требований охраны труда.
   
      Статья 331.  Ответственность за  нарушение  законодательства  о
   труде и охране труда
   
      Лица, виновные  в  нарушении  законодательства о труде и охране
   труда,  в невыполнении  обязательств  по  коллективным  договорам,
   соглашениям   или   в   воспрепятствовании  законной  деятельности
   профессиональных союзов,  несут дисциплинарную,  административную,
   уголовную    и    иную    ответственность    в    соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
   
      Статья 332.  Ответственность за воспрепятствование деятельности
   государственных инспекторов труда
   
      Лица, препятствующие  осуществлению  государственного надзора и
   контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых  актов
   о   труде   и   охране  труда,  не  исполняющие  предъявленные  им
   предписания,  применяющие  угрозы   насилия   или   насильственные
   действия по отношению к государственным инспекторам труда,  членам
   их семей и  их  имуществу,  несут  ответственность,  установленную
   федеральным законом.
   
      Статья 333. Ответственность государственных инспекторов труда
   
      За противоправные   действия  или  бездействие  государственные
   инспектора труда несут ответственность,  установленную федеральным
   законом.
   
      Статья 334. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
      Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу с 1 января 2002
   года.
   
                                       Президент Российской Федерации
                                                           В.В. Путин
   Москва, Кремль
   "__" ______ 2001 года
   N _________
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                          к проекту Трудового кодекса
                                                 Российской Федерации
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ
         КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      Предлагаемый законопроект  предполагает  отмену  многочисленных
   действующих ныне законодательных актов,  регламентирующих трудовые
   отношения, в том числе Кодекса законов о труде РСФСР.
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
                                          к проекту Трудового кодекса
                                                 Российской Федерации
   
                                СПРАВКА
          О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
                 КАСАЮЩЕГОСЯ ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      В настоящее  время  трудовые  отношения  в Российской Федерации
   регламентированы   многочисленными   законодательными   и    иными
   нормативными правовыми актами.
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 3
                                          к проекту Трудового кодекса
                                                 Российской Федерации
   
                              ПРЕДЛОЖЕНИЯ
          ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТИЯ
             КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОДЕКСА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      В связи   с   тем,   что   законопроект  предполагает  внесение
   принципиальных изменений в законодательство о трудовых и связанных
   с ними правоотношениях,  требуется внесение изменений и дополнений
   в многочисленные законодательные и иные нормативные правовые акты,
   регламентирующие трудовые отношения.
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 4
                                          к проекту Трудового кодекса
                                                 Российской Федерации
   
                                СПРАВКА
           О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ПРИНЯТИЯ
            ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      Предлагаемый проект финансово - экономического  обоснования  не
   требует.
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 5
                                          к проекту Трудового кодекса
                                                 Российской Федерации
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
           К ПРОЕКТУ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      Проведение социально  -  политических  и  экономических  реформ
   поставило новые  задачи  в  создании  гражданского  общества,  что
   предполагает    активизацию   граждан,   саморегулирование   части
   социальных процессов.  Возникла  необходимость  создания  правовой
   системы,    ориентированной    не   на   жесткое   государственное
   регулирование общественных отношений,  а на  сочетание  различных,
   преимущественно договорных, методов управления.
      Произошедшие в  стране   изменения   затронули   прежде   всего
   экономические   основы   жизни  общества,  что  отражено  в  новом
   Гражданском   кодексе   Российской   Федерации,   который    можно
   рассматривать   как  средство  правового  закрепления  результатов
   экономических преобразований  и  стимулятор  дальнейшего  движения
   экономики к рынку.  Не остались в стороне и отношения, связанные с
   применением гражданами своих способностей к труду.  Однако процесс
   реформирования  трудового  законодательства происходит медленнее и
   не   столь   радикально,   чем   реформирование   законодательства
   гражданского. Это    объясняется    прежде   всего   социально   -
   экономической сущностью трудовых отношений и особой ролью, которую
   трудовое  законодательство играет в обществе.  Специфика трудового
   права заключается в необходимости,  с одной стороны, в полной мере
   осуществлять  функцию  социальной защиты,  а с другой - обеспечить
   эффективное  развитие  производства  или,  по  крайней  мере,   не
   препятствовать таковому.
      Эти объективные причины обусловливают  и  медленное  проведение
   реформы в социально - трудовой сфере.
      Так, в  настоящее  время   основным   актом,   регламентирующим
   трудовые  и  тесно  связанные  с  ними отношения,  является Кодекс
   законов о труде,  который был принят в 1971 году и ориентирован на
   жесткое государственное регулирование трудовых отношений.  Законом
   Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении
   изменений и  дополнений  в  Кодекс  законов  о  труде  РСФСР" была
   предпринята попытка  немного  приспособить  действующий   КЗоТ   к
   меняющейся  экономической  ситуации  и  появлению  новых  рыночных
   отношений,  требующих  более  гибкого   регулирования,   чем   это
   предусматривалось  ранее.  Были сделаны шаги к становлению системы
   социального    партнерства,     постепенному     снижению     роли
   государственного регулирования,   более   широкому   использованию
   договорных методов регулирования трудовых отношений. В то же время
   новый  этап  развития  российского общества,  принятие Конституции
   Российской Федерации 1993 года, Гражданского кодекса и ряда других
   федеральных  законов  по-новому   ставят  вопрос  о   соответствии
   российского  трудового  законодательства сложившейся экономической
   ситуации.
      Сегодняшнее состояние    правового    регулирования    трудовых
   отношений  отражает  специфику  переходного  к  рыночной экономике
   периода.  С одной стороны,  трудовое законодательство уже не может
   адекватно реагировать на все происходящие в экономике изменения, а
   с другой - именно переходный характер нынешнего этапа  затрудняет,
   например,  использование  в  чистом  виде  аналогичных  механизмов
   регулирования,  выработанных  в  странах   с   развитой   рыночной
   экономикой.  В значительной мере неэффективное состояние правового
   регулирования  трудовых  отношений   объясняется   отсутствием   в
   законодательстве  четкого  механизма  реализации  заложенных в нем
   принципов  и  гарантийных  норм.  Данное   положение   обусловлено
   множеством причин, в числе которых можно выделить следующие:
      - недостаточно четкое разделение решаемых вопросов  по  уровням
   нормативных актов;
      - нестыковка этих актов между собой;
      - недостаточно  оперативное  восполнение пробелов в действующем
   законодательстве;
      - недостаточный уровень юридической техники и др.
      Трудовой кодекс  должен  стать   доминирующим   законодательным
   актом, объединяющим трудовые отношения всех работников, работающих
   по трудовому договору  и  имеющих  трудовую  книжку  с  записью  о
   выполняемой трудовой функции.
      Кроме того, Трудовой кодекс должен играть основополагающую роль
   в  социально  -  трудовой  сфере  как закон прямого действия.  Это
   позволит требовать соответствия Трудовому  кодексу  всех  законов,
   регулирующих     труд     специальных     работников    (например,
   государственных служащих).
      В настоящее время наиболее сложная проблема, которую необходимо
   решить  в  новом  Трудовом  кодексе,  -  достижение   оптимального
   сочетания  интересов  работников  и  работодателей при обеспечении
   защиты прав  и  интересов  работников  и  сохранение  эффективного
   общественного  производства.   Трудовое  законодательство   должно
   стимулировать  работников   к  высокопроизводительному   труду   в
   соответствии с заключенными трудовыми договорами и защищать их  от
   произвола  работодателей.  При  этом  такая  защита не должна быть
   чрезмерной и препятствовать развитию производства, созданию  новых
   рабочих мест, а  также препятствовать трудоустройству  лиц, ищущих
   работу.
      Разработанные и внесенные в настоящее время  в  Государственную
   Думу  Федерального  Собрания Российской Федерации проекты трудовых
   кодексов  не  решают  данной   задачи.   Ряд   проектов   нарушает
   соотношение сил в сторону работников,  что ведет к декларативности
   содержащихся в  них  положений;  вариант  кодекса,  представленный
   Правительством,  существенно снижает уровень правовой защищенности
   работников,  что  делает  его  неприемлемым  для  профессиональных
   союзов и иных объединений, борющихся за усиление гарантий трудовых
   прав работников.
      Данный проект    позволяет    снять    остроту    спора   между
   Правительством и профсоюзами,  так как в  нем  найден  оптимальный
   баланс   между   интересами   работников  и  их  представителей  и
   интересами  работодателей.  Проект  исходит   из   сложившихся   в
   настоящее  время  реалий,  изменивших привычные функции профсоюзов
   как участника производственных процессов.
      Сегодня профсоюз  не  может что-либо запрещать работодателю или
   что-то санкционировать,  так как он не отвечает ни за  организацию
   производства, ни за его результаты.
      Задача профсоюза как стороны социального партнерства -  вовремя
   получить   от  работодателя  информацию  о  решениях,  существенно
   затрагивающих интересы работников, а работодатель  в свою  очередь
   обязывается  такую  информацию  предоставить.  В  спорных  случаях
   стороны могут провести взаимные консультации,  с тем чтобы то  или
   иное   управленческое   решение   было  воспринято  работниками  с
   пониманием,  а также для того, чтобы работники чувствовали себя не
   просто  наемной  рабочей  силой,  а  союзниками  работодателя  при
   решении вопросов социально - экономического развития организации.
      Проект предусматривает,    что,   если   в   результате   таких
   консультаций удовлетворяющее всех решение не найдено, работодатель
   не лишается права принять необходимое управленческое решение. В то
   же время  профсоюз  или  иной  представительный  орган  работников
   вправе в  целях защиты интересов работников начать предусмотренные
   законодательством процедуры коллективного трудового спора  (статья
   22 проекта).
      Следует отметить,  что  в  проекте  сохранены  существующие   в
   настоящее время и проверенные практикой механизмы разрешения таких
   споров.
      Впервые в  проекте  в  качестве  основного  принципа  трудового
   законодательства  закрепляется  не  только  право   работников   и
   работодателей  на объединение,  но и право создаваемых объединений
   участвовать в регулировании  трудовых  отношений.  Во  всех  ранее
   действовавших   кодексах  предусматривалось  право  на  заключение
   коллективных договоров, однако, как показывает практика, это право
   зачастую оказывалось декларативным и ни работодатели, ни работники
   не чувствовали необходимости  создавать  союзы  и  ассоциации  для
   представительства  и  защиты  своих  прав и законных интересов,  а
   также для участия в регулировании трудовых отношений.
      В настоящее  время  работодателем  признается только физическое
   или юридическое лицо,  заключившее трудовой договор с  работником.
   Вместе  с  тем на практике возникают случаи возникновения трудовых
   отношений с работодателями,  не  являющимися  юридическими  лицами
   (например,   органы   государственной   власти  или  управления  -
   Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство и пр.). В
   данном случае предпочтительнее говорить не о юридических лицах,  а
   о  работодателях,  обладающих  компетенцией   заключать   трудовые
   договоры.  В  этом  случае  есть  возможность  избежать  коллизий,
   возникающих сегодня на практике.  Кроме того,  практика  поставила
   вопрос   о  предоставлении  полномочий  работодателя  обособленным
   подразделениям юридического лица:  филиалам и  представительствам,
   так  как  непризнание  их  в  качестве  работодателей  существенно
   ущемляет права работников и затрудняет правоприменение.
      Данный проект   закрепляет,   что  единственным  представителем
   работодателя   в   трудовых   отношениях   является   руководитель
   (единоличный представительный орган юридического лица),  поскольку
   появление  в  других   проектах   многочисленных   "представителей
   работодателя"   -   администрации,   должностных   лиц   размывает
   ответственность   работодателя   за   нарушение   трудовых    прав
   работников.
      Впервые в   проекте   закреплена    обязанность    работодателя
   организовать   производственный   процесс  и  предоставить  работу
   работникам.  Нарушение этой обязанности может быть основанием  его
   ответственности за нарушение трудовых прав работников.
      Глава "Трудовой договор" содержит новое понятие этого договора.
   Основным  признаком  трудового  договора согласно проекту является
   выполнение обусловленной договором трудовой функции  -  работы  по
   одной или нескольким специальностям, профессиям, должностям.
      В проекте  не  применяется  словосочетание  "трудовой   договор
   (контракт)",   так   как  контракт  не  является  видом  трудового
   договора, а всего лишь один из его синонимов.
      В проекте  расширяются  возможности граждан на трудоустройство.
   Сохраняя  уже  существующие  гарантии  при   приеме   на   работу,
   исключающие    дискриминацию   в   трудовых   отношениях,   проект
   предусматривает перечень случаев,  когда отказ в приеме на  работу
   определенных  категорий  лиц  не допускается.  Вводится правило об
   обязанности работодателя по требованию  заинтересованного  лица  в
   письменной  форме  сообщить  причину  отказа  в  приеме на работу,
   снимаются всякие ограничения для обжалования отказа  в  приеме  на
   работу в суд.
      Проект содержит    ограничение    возможности     произвольного
   заключения   срочных   трудовых   договоров,   снижающих  правовую
   защищенность работников.  Заключение срочного  трудового  договора
   допускается лишь в исключительных случаях,  исчерпывающий перечень
   которых предусмотрен непосредственно в Трудовом кодексе.
      Включение в  трудовой  договор,  заключенный  на неопределенный
   срок,  условия о срочном характере трудовых отношений без согласия
   работника не допускается.
      При прекращении     трудового     договора     с     испытанием
   предусматривается  обязанность  работодателя  указать в приказе об
   увольнении причины,  по которым работник  признан  не  выдержавшим
   испытание (статья 102 проекта).
      В проекте  даны  определения   перевода   на   другую   работу,
   перемещения, производственной необходимости, перечень существенных
   условий труда, что позволит более четко применять нормы закона при
   изменении трудовых отношений (статьи 105-108 проекта).
      Работнику предоставляется  право  по   собственной   инициативе
   прекратить    не   только   трудовой   договор,   заключенный   на
   неопределенный срок,  но и срочный трудовой договор  до  истечения
   срока его действия.
      Уточняются основания прекращения трудового договора  в  случаях
   несоответствия  работника  занимаемой  должности  или  выполняемой
   работе  по  состоянию  здоровья  либо   вследствие   недостаточной
   квалификации.
      Вместе с тем в определенных законом случаях вводится увольнение
   за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.
      В проекте впервые предусмотрена возможность сокращения рабочего
   времени  накануне  нерабочих  праздничных  дней  и для работников,
   имеющих право на сокращенное рабочее время,  так  как  сокращенное
   рабочее время - вид нормального рабочего времени.
      В проекте нет такого понятия, как ненормированный рабочий день,
   который  на практике является "удлиненным" днем,  то есть одним из
   видов нарушения  нормального  рабочего  времени,  гарантированного
   Конституцией Российской Федерации.
      Вводится дополнительный  отпуск  за  особый  характер   работы.
   Урегулирован спорный на практике вопрос о суммировании основного и
   дополнительных отпусков (статья 163 проекта).
      Предусматривается возможность использовать отпуск за первый год
   работы по  истечении  не  одиннадцати,  а  шести  месяцев  работы.
   Введено   право  работника  на  получение  отпуска  с  последующим
   увольнением.  Предусматривается, что часть отпуска, превышающая 12
   рабочих  дней,  по  письменному  заявлению  работника  может  быть
   заменена денежной компенсацией.
      Глава "Охрана    труда"    не    регулирует    в   отличие   от
   "правительственного" проекта вопросы, решенные подзаконными актами
   (расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.). В
   главе  четко  обозначены   обязанности   работодателя   обеспечить
   здоровые   и   безопасные   условия  труда,  а  также  обязанности
   работников  в  области  охраны  труда.  Подробно  регламентируется
   финансирование  мероприятий  по  улучшению  условий и охраны труда
   (статья 268 проекта).
      Проект предусматривает  понятие  индивидуальных  и коллективных
   трудовых споров, принципы, порядок и процедуры их разрешения.
      Согласно проекту   индивидуальные   трудовые   споры   подлежат
   рассмотрению в судах. Досудебный порядок разрешения индивидуальных
   трудовых  споров  в  комиссиях  по трудовым спорам может вводиться
   лишь в соответствии  с  соглашениями  и  коллективными  договорами
   (статья 239 проекта).
      Для отдельных  категорий   работников   могут   устанавливаться
   особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
      Формирование комиссий по трудовым спорам  предусматривается  на
   паритетных  началах  из  равного  числа  представителей  профсоюза
   (профсоюзов) или иных представительных органов работников, с одной
   стороны, и работодателя - с другой стороны (статья 240 проекта).
      В целях обеспечения исполнения  решений  комиссий  по  трудовым
   спорам   в   проекте   предусматривается,   какие   данные  должны
   содержаться в решении комиссии и в  удостоверении  для  приведения
   этого  решения в исполнение в принудительном порядке,  поскольку в
   настоящее время этот вопрос не урегулирован.
      Членам комиссий по трудовым спорам гарантируется предоставление
   свободного от работы времени с сохранением среднего заработка  для
   участия в работе комиссии (статья 246 проекта).
      Предусматривается индексация   начисленных   сумм,   подлежащих
   взысканию  в  пользу  работника по решению органов по рассмотрению
   трудовых споров,  в  порядке,  установленном  федеральным  законом
   (статья 254 проекта).
      Обязанность возместить    вред,    причиненный    работодателю,
   возлагается  на  виновных должностных лиц не только при увольнении
   работника с нарушением закона,  но также и в случаях любого явного
   нарушения трудового законодательства (статья 253 проекта).
      Согласно проекту денежные требования работников при  разрешении
   индивидуальных  трудовых  споров  подлежат удовлетворению в полном
   размере и без ограничения каким-либо сроком (статья 254 проекта).
      В главе  "Оплата  труда"  значительно  усилены  государственные
   гарантии  оплаты  труда  работников.   Предлагается   установление
   минимального   размера   оплаты  труда  как  в  виде  минимального
   месячного оклада, так и в виде минимальной часовой ставки.
      Вводится новая     статья     "Организация    оплаты    труда",
   предусматривающая  самостоятельность  работодателя  в  определении
   видов, систем и других параметров заработной платы.
      Установлены единый срок (два месяца)  предупреждения  работника
   при  изменении  условий  оплаты  его  труда  и сохранение прежнего
   среднего заработка в течение этого же срока при переводе на другую
   постоянную нижеоплачиваемую работу или при перемещении.
      В главе  "Трудовая  дисциплина"  впервые   перечислен   минимум
   локальных  нормативных  актов,  которые необходимо разрабатывать и
   принимать в организации.  Данный перечень необходим для  повышения
   правовой  защищенности  работников.  Устанавливается,  что правила
   внутреннего  трудового  распорядка   принимаются   непосредственно
   работодателем,   так   как  именно  работодатель  (а  не  трудовой
   коллектив или профессиональный  союз) ответствен  за   организацию
   производственного процесса.
      Впервые в  данном  проекте  предусматривается,  что  уставы   о
   дисциплине  отдельных  категорий  работников должны приниматься на
   уровне закона,  а не подзаконных нормативных актов,  как это имеет
   место в настоящее время.
      В главе   "Материальная   ответственность   сторон    трудового
   договора"  устанавливаются взаимные требования сторон друг к другу
   в случае  привлечения  к  материальной  ответственности.  Вводится
   взаимная  материальная  ответственность сторон трудового договора.
   Определены    конкретные    случаи    наступления     материальной
   ответственности  работодателя  при  незаконном  лишении  работника
   возможности трудиться.
      Вводится статья,  определяющая условия наступления материальной
   ответственности, а также обстоятельства,  исключающие материальную
   ответственность.
      Упрощены правила  и  процедуры   привлечения   к   материальной
   ответственности, порядок возмещения ущерба.
      Глава "Гарантии  и  компенсации"  значительных   изменений   не
   претерпела, но два существенных момента следует отметить.
      Компактно в одной главе собраны гарантии и компенсации, которые
   в  нынешнем  КЗоТе находятся в разных главах,  в отдельных случаях
   предусматривается  взаимная   ответственность   сторон   трудового
   договора при невыполнении обязательств (статья 199 проекта).
      В главе,  посвященной социальному партнерству,  впервые  дается
   определение  этого  явления,  перечисляются его принципы,  формы и
   виды.
      В соответствии    с    конвенциями    и    рекомендациями   МОТ
   предусматривается   не   только   профсоюзное    представительство
   интересов  работников  в  организации,  поскольку  множественность
   представителей дает работникам право  самим  выбирать  тот  орган,
   который будет представлять их интересы.
      Определены права представительных органов и гарантии реализации
   этих прав.
      Законодательно закреплен    правовой     статус     объединения
   работодателей как некоммерческой организации,  создаваемой с целью
   представительства и защиты  интересов  работодателей  при  ведении
   переговоров    по    подготовке    и   заключению   соглашений   с
   представителями работников, а  также при взаимодействии с органами
   исполнительной власти и органами местного самоуправления.
      Впервые в  Трудовом  кодексе  появляются   нормы   об   участии
   работников в управлении организацией.
      Подробно регламентируется   правовое   положение   руководителя
   организации, особенности его правового статуса.
      Сохранены существующие  социальные   гарантии   для   отдельных
   категорий работников.
      Проект делает Кодекс более приемлемым в правоприменении, снимая
   некоторые   наиболее   типичные   вопросы,  часто  возникающие  на
   практике.
      Проект является   преемником  действующего  законодательства  о
   труде и вместе с тем может применяться в современных  условиях.  В
   нем   учитывается   опыт   применения   Федеральных   законов   "О
   профессиональных союзах,  их правах и гарантиях деятельности",  "О
   коллективных  договорах  и  соглашениях",  "О  порядке  разрешения
   коллективных  трудовых  споров",  "Об  основах  охраны   труда   в
   Российской Федерации".
      При разработке законопроекта учитывался опыт создания  трудовых
   кодексов  в  странах СНГ,  в частности в Республике Беларусь,  что
   представляется весьма  актуальным  в  связи  с  созданием  единого
   правового пространства России и Республики Беларусь.
      Принятие нового Трудового кодекса  потребует,  на  наш  взгляд,
   изменений  и  дополнений действующего ГПК РСФСР с тем,  чтобы сама
   процедура рассмотрения дел по трудовым  спорам  была  упрощена,  а
   судьям предоставлено право единолично без участия сторон принимать
   при очевидном нарушении прав работника необходимые решения.
      Закон не    потребует    дополнительного    финансирования   из
   федерального бюджета,  в связи с этим не требуется его  технико  -
   экономическое обоснование.
      Действующее ныне  законодательство  о  труде  не  соответствует
   экономическим условиям,  сложившимся в настоящее время.  Переход к
   рыночным  отношениям  требует  принципиально  нового   подхода   к
   регулированию трудовых правоотношений.
   
   


Новости партнеров
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное