Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 14.02.2001 N 25 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ НА РАССМОТРЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                       МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 14 февраля 2001 г. N 25
   
           О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ
           ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ НА РАССМОТРЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
            ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
             ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
      В целях   упорядочения   трудовых   отношений  в  экономических
   условиях современного периода  и  в  соответствии  со  статьей  45
   Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
      1. Внести в порядке законодательной инициативы на  рассмотрение
   в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
   проект Трудового кодекса Российской Федерации (приложение).
      2. Поручить представление указанного проекта на всех этапах его
   рассмотрения  в   Государственной   Думе   Федерального   Собрания
   Российской    Федерации    депутату    Московской  городской  Думы
   Войкову А.И.
      3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с  момента  его
   принятия.
      4. Контроль  за  исполнением настоящего постановления возложить
   на Председателя Московской городской Думы.
   
                                                         Председатель
                                            Московской городской Думы
                                                        В.М. Платонов
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                      к постановлению
                                            Московской городской Думы
                                           от 14 февраля 2001 г. N 25
   
                                                               Проект
   
                  ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
      Статья 1. Задачи Трудового кодекса Российской Федерации
   
      Трудовой кодекс   Российской   Федерации   в   соответствии   с
   Конституцией Российской Федерации регулирует трудовые и  связанные
   с  ними  отношения,  закрепляет  и конкретизирует систему трудовых
   прав  и  свобод,   устанавливает   государственные   гарантии   их
   соблюдения и защиты.
      Трудовой кодекс Российской Федерации и принятые в  соответствии
   с  ним  законы  и  иные  нормативные правовые акты обязательны для
   применения на всей территории Российской Федерации.
   
      Статья 2. Основные начала трудового законодательства
   
      Основными началами трудового законодательства являются:
      1) свобода труда;
      2) право каждого свободно распоряжаться своими способностями  к
   труду;
      3) запрещение принудительного труда;
      4) запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений;
      5) право   на   труд   в   условиях,   отвечающих   требованиям
   безопасности и гигиены;
      6) право на оплату труда;
      7) право на отдых;
      8) государственные гарантии защиты трудовых прав;
      9) право работников на участие в управлении организацией;
      10) право на защиту от безработицы;
      11) право на возмещение вреда, нанесенного здоровью работника;
      12) содействие   профессиональному   развитию   работника    на
   производстве и подготовке кадров;
      13) право на  индивидуальные  и  коллективные  трудовые  споры,
   включая право на забастовку;
      14) право  на  объединение,  включая  право   на   создание   и
   деятельность  профессиональных союзов,  иных объединений и органов
   общественной  самодеятельности   работников   для   защиты   своих
   интересов;
      15) участие   объединений   работников   и   работодателей    в
   регулировании трудовых отношений.
   
      Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса
   
      Трудовой кодекс  применяется  в  отношении  всех  работников  и
   работодателей,  заключивших   трудовой   договор   на   территории
   Российской   Федерации,   если   иное   не   установлено   нормами
   ратифицированных или вступивших  в  силу  международных  договоров
   Российской   Федерации  или  конвенций  Международной  организации
   труда, ратифицированных Российской Федерацией.
   
      Статья 4. Отношения, регулируемые Трудовым кодексом
   
      Трудовой кодекс регулирует трудовые  отношения,  основанные  на
   трудовом договоре, а также отношения, связанные с:
      1) профессиональной подготовкой работников на производстве;
      2) деятельностью объединений работников и работодателей;
      3) ведением коллективных переговоров;
      4) разрешением   трудовых  споров  как  индивидуальных,  так  и
   коллективных;
      5) надзором  и  контролем  за  соблюдением  законодательства  о
   труде.
      Трудовые и  связанные с ними отношения,  основанные на членстве
   (участии) в  корпоративных  организациях,  регулируются  настоящим
   Кодексом и иными законодательными актами.  В локальных нормативных
   правовых актах  таких  организаций  могут  устанавливаться  нормы,
   улучшающие  положение работников (членов,  участников) организации
   по сравнению с действующим законодательством.
   
      Статья 5. Запрещение принудительного труда
   
      Принудительный труд,  то есть принуждение к  выполнению  работы
   под  угрозой  применения  какого-либо  наказания  (в  том  числе в
   качестве средства поддержания трудовой дисциплины), запрещается.
      Не считается принудительным трудом:
      1) работа,  требуемая на основании законодательства  о  военной
   службе;
      2) работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств;
      3) работа,  требуемая  вследствие  вступившего  в законную силу
   приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов,
   ответственных  за  соблюдение  законности  при исполнении судебных
   приговоров.
   
      Статья 6. Стороны трудовых отношений
   
      Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
      Работник -  физическое  лицо,  заключившее  трудовой  договор с
   работодателем.
      Работодатель -   организация   (в   том   числе  не  являющаяся
   юридическим   лицом),   обособленное   структурное   подразделение
   организации,  физическое  лицо,  предоставившее работнику работу и
   заключившее с ним трудовой договор.
      Права и  обязанности  организации  как  работодателя в трудовых
   отношениях  с   работниками   осуществляет   ее   руководитель   -
   единоличный  исполнительный  орган  юридического  лица  (директор,
   генеральный  директор  и  др.),  действующий  в   соответствии   с
   законами,  иными  нормативными  правовыми  актами,  учредительными
   документами организации, а также настоящим Кодексом.
   
      Статья 7. Основные права и обязанности работника
   
      Работник имеет право:
      1) на  рабочее  место,  защищенное  от  воздействия  вредных  и
   опасных факторов,  и на информацию о состоянии  условий  труда  на
   рабочем месте;
      2) на оплату труда в соответствии  с  количеством  и  качеством
   выполненной работы;
      3) на оплату простоя  не  по  своей  вине  в  размере  не  ниже
   определяемого федеральным законом;
      4) на   отдых,    обеспечиваемый    установлением    предельной
   продолжительности рабочего времени,  сокращенного рабочего дня для
   ряда  профессий,   работ   и   отдельных   категорий   работников,
   предоставлением еженедельных выходных дней,  нерабочих праздничных
   дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;
      5) на расторжение трудового договора по собственной инициативе;
      6) на информацию о  всех  решениях работодателя,  затрагивающих
   существенные интересы работников;
      7) на представительство своих интересов;
      8) на  объединение,  включая  право  создавать профессиональные
   союзы и иные представительные органы для защиты своих прав;
      9) на   социальное   страхование   в  случаях,  предусмотренных
   федеральными законами;
      10) на  защиту  своих  трудовых прав всеми законными способами,
   включая судебную защиту;
      11) на  участие  в выработке и принятии управленческих решений,
   затрагивающих существенные интересы персонала.
      Работник обязан:
      1) добросовестно выполнять трудовые обязанности, возложенные на
   него   трудовым   договором  и  внутренним  трудовым  распорядком,
   действующим в организации;
      2) выполнять установленные нормы труда;
      3) соблюдать  нормы  и  правила  по  охране  труда  и   технике
   безопасности;
      4) соблюдать трудовую дисциплину;
      5) повышать свою квалификацию;
      6) бережно относиться к имуществу работодателя;
      7) не  разглашать  доверенные  ему  в  соответствии  с трудовым
   договором сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну;
      8) сообщать  работодателю о возникшей ситуации,  представляющей
   угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
   
      Статья 8. Основные права и обязанности работодателя
   
      Работодатель имеет право:
      1) заключать  и  расторгать  трудовые  договоры с работниками в
   порядке и по основаниям,  установленным настоящим Кодексом и иными
   федеральными законами;
      2) вступать в коллективные переговоры и заключать соглашения  и
   коллективные договоры;
      3) принимать  локальные  нормативные  правовые  акты,   имеющие
   обязательную силу для работников;
      4) создавать и вступать в  объединения  работодателей  в  целях
   представительства и защиты своих прав и интересов;
      5) поощрять работников;
      6) требовать   от   работников  выполнения  правил  внутреннего
   трудового  распорядка  организации,  иных  локальных   нормативных
   правовых   актов,   имеющих   обязательную   силу  для  работников
   организации, а также условий трудового договора;
      7) привлекать   работников   к  дисциплинарной  и  материальной
   ответственности в порядке,  установленном настоящим  Кодексом  или
   федеральным законом;
      8) обращаться в суд в целях защиты своих прав.
      Работодатель обязан:
      1) организовать  трудовой   процесс   и   предоставить   работу
   работникам;
      2) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты  о  труде,
   условия соглашения,  коллективного договора, а также заключенных с
   работниками трудовых договоров;
      3) принимать   локальные   нормативные   акты,  предусмотренные
   настоящим Кодексом,  федеральными законами  и  иными  нормативными
   правовыми   актами,   соблюдать  их,  а  также  знакомить  с  ними
   работников при заключении трудовых договоров;
      4) обеспечивать     производственные     условия,    отвечающие
   требованиям безопасности и гигиены труда,  а  также  соблюдение  в
   организации правил и норм по охране труда;
      5) обеспечивать   работников    средствами    и    материалами,
   необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей;
      6) выплачивать  причитающуюся  работникам  заработную  плату  в
   сроки,  установленные  в правилах внутреннего трудового распорядка
   организации, коллективном договоре или трудовых договорах;
      7) обеспечивать   работникам   равную  оплату  за  труд  равной
   ценности;
      8) предоставлять   работникам  и  их  представителям  полную  и
   достоверную информацию,  необходимую для  заключения  коллективных
   договоров, а также контроля за их выполнением;
      9) уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи во
   внебюджетные фонды в порядке и размерах, определяемых федеральными
   законами;
      10) проводить   консультации   с   представительными   органами
   работников  при  принятии  решений,   затрагивающих   существенные
   интересы работников.
   
      Статья 9. Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений
   
      Каждый имеет  равные  возможности  в  реализации своих трудовых
   прав.
      Никто не  может  быть  ограничен в трудовых правах или получать
   какие-либо преимущества в их реализации  в  зависимости  от  пола,
   расы,    этнической    принадлежности,    языка,    происхождения,
   имущественного  и  должностного   положения,   места   жительства,
   отношения     к    религии,    убеждений,    принадлежности    или
   непринадлежности  к  общественным  объединениям,  а  также  других
   обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
      Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и
   ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда
   требованиями  либо  обусловлены  особой  заботой   государства   о
   категориях  лиц,  нуждающихся  в  повышенной социальной и правовой
   защите.  Не является дискриминацией установление различных льгот и
   преимуществ  в  коллективном  договоре  в том случае,  когда он не
   распространяется на всех работников организации.
      Лица, считающие,  что  они подверглись дискриминации в трудовых
   отношениях,  вправе обратиться с соответствующим заявлением в  суд
   об  устранении  дискриминации,  а  также о возмещении причиненного
   материального и морального вреда.
   
      Статья 10.  Законодательство и иные нормативные правовые акты о
   труде
   
      Законодательство о труде включает:
      - настоящий  Кодекс  и  принятые  в  соответствии  с  ним  иные
   федеральные законы,  регулирующие отношения,  указанные в статье 4
   настоящего Кодекса;
      - законы,  принимаемые субъектами Российской Федерации, которые
   не должны ухудшать положение работника по  сравнению  с  настоящим
   Кодексом и иными федеральными законами.
      К иным нормативным правовым актам о труде относятся:
      1) указы  Президента  Российской  Федерации и акты,  издаваемые
   главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
      2) соответствующие   постановления   Правительства   Российской
   Федерации  и   федеральных   органов   исполнительной   власти   и
   постановления  органов  исполнительной власти субъектов Российской
   Федерации;
      3) соглашения,   коллективные   договоры   и  иные  нормативные
   правовые акты, принимаемые на уровне организации.
   
      Статья 11.  Соотношение  Кодекса  с  законодательными  и  иными
   нормативными правовыми актами о труде
   
      Нормы, регулирующие    отношения,    определенные   статьей   4
   настоящего Кодекса,  содержащиеся в других федеральных законах, не
   должны противоречить настоящему Кодексу.
      В случае противоречия  федерального  закона,  указа  Президента
   Российской  Федерации  или  постановления Правительства Российской
   Федерации,  иных нормативных актов настоящему  Кодексу  или  иному
   федеральному закону, регулирующему трудовые отношения, применяется
   настоящий Кодекс или соответствующий федеральный закон.
   
      Статья 12.  Действие Трудового кодекса на территории Российской
   Федерации
   
      В соответствии     с    Конституцией    Российской    Федерации
   регулирование трудовых отношений  является  предметом  совместного
   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов Российской Федерации,
   которые  могут  принимать  собственные  законодательные   и   иные
   нормативные   правовые   акты  о  труде.  Законодательные  и  иные
   нормативные  правовые  акты  о   труде,   принимаемые   субъектами
   Российской  Федерации,  не могут противоречить настоящему Кодексу,
   законодательным  и  иным  нормативным  правовым  актам  Российской
   Федерации.
      Уровень трудовых прав для работников,  установленный  настоящим
   Кодексом,   не   может   быть  понижен  законодательными  и  иными
   нормативными  правовыми  актами  о  труде   субъектов   Российской
   Федерации.
   
      Статья 13. Разграничение полномочий между федеральными органами
   государственной власти и органами государственной власти субъектов
   Российской Федерации в сфере трудовых отношений
   
      К ведению  федеральных органов государственной власти относится
   принятие обязательных для применения на всей территории Российской
   Федерации  федеральных  законов и иных нормативных правовых актов,
   устанавливающих:
      1) основы правового регулирования трудовых отношений;
      2) минимальный гарантированный  государством  уровень  трудовых
   прав    и    социальных    гарантий    работникам    (максимальная
   продолжительность   рабочего   времени,   выходные   и   нерабочие
   праздничные   дни,   минимальный  ежегодный  оплачиваемый  отпуск,
   минимальный размер оплаты труда, нормы охраны труда и др.);
      3) единый порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
      4) основы социального партнерства;
      5) порядок  разрешения  индивидуальных  и коллективных трудовых
   споров;
      6) принципы  организации  надзора  и  контроля  за  соблюдением
   законодательства о труде и охране труда;
      7) порядок   и   условия  материальной  ответственности  сторон
   трудового договора,  в том числе порядок возмещения вреда жизни  и
   здоровью работника,   причиненного  ему  при  исполнении  трудовых
   обязанностей;
      8) особенности   правового   регулирования  трудовых  отношений
   отдельных категорий работников.
      Субъекты Российской   Федерации   принимают   законы   и   иные
   нормативные правовые акты о труде по  вопросам,  не  отнесенным  к
   полномочиям федеральных  органов государственной власти.  При этом
   более высокий  по  сравнению  с  федеральными  законами  и   иными
   нормативными правовыми   актами   Российской   Федерации   уровень
   трудовых прав  и  социальных  гарантий  работников,  приводящий  к
   увеличению бюджетных  расходов  или  уменьшению бюджетных доходов,
   обеспечивается за   счет   бюджета    соответствующего    субъекта
   Российской Федерации.
   
      Статья 14.   Недействительность   условий   договора  о  труде,
   ухудшающих положение работников
   
      Условия соглашений,   коллективных   и   трудовых    договоров,
   ухудшающие положение  работников  по  сравнению с законами и иными
   нормативными правовыми актами о труде, являются недействительными.
   
      Статья 15.  Действие законодательства  о  труде  на  территории
   разных субъектов Российской Федерации
   
      При реализации  трудовых  прав  и  обязанностей  на  территории
   разных субъектов    Российской    Федерации    отношения    сторон
   регулируются законодательством,  действующим  в  месте  нахождения
   работодателя, если иное не установлено федеральными законами.
   
      Статья 16. Законодательство о труде и международные договоры
   
      В случае, если международным договором Российской Федерации или
   ратифицированной  Российской  Федерацией  международной конвенцией
   установлены более льготные  для  работников  нормы  и  правила  по
   сравнению   с  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской  Федерации  и  субъектов   Российской   Федерации,   то
   применяются правила международного договора или конвенции.
   
      Статья 17.  Применение законов и иных нормативных актов о труде
   к иностранным гражданам и организациям,  лицам без гражданства,  а
   также в организациях с иностранными инвестициями
   
      Нормативные акты  Российской Федерации о труде распространяются
   на  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  работающих  в
   организациях,  расположенных  на  территории Российской Федерации,
   включая    предприятия    с    иностранными     инвестициями     и
   представительства    иностранных   организаций,   если   иное   не
   установлено  федеральным  законом  или   международным   договором
   Российской Федерации.
   
      Статья 18.    Соотношение    законодательного   и   договорного
   регулирования трудовых отношений
   
      Работодатель вправе устанавливать за счет  собственных  средств
   дополнительные   гарантии   для   работников,  не  предусмотренные
   законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде, а
   также  дополнительные  по  сравнению  с  законодательством и иными
   нормативными правовыми актами  о  труде  трудовые  и  социально  -
   бытовые  льготы  для  работников организации,  отдельных категорий
   работников или отдельных работников.
      Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в
   одностороннем    порядке,    если    иное     не     предусмотрено
   законодательством.
   
      Статья 19. Защита трудовых прав работников
   
      Защита трудовых прав работников осуществляется органами надзора
   и контроля  за  соблюдением  законодательства  о  труде,  а  также
   органами по рассмотрению трудовых споров.
      Для представительства   и   защиты   своих    прав    работники
   объединяются    в    профессиональные   союзы   и   создают   иные
   представительные органы.
      Права профессиональных   союзов,  гарантии  их  деятельности  в
   Российской Федерации регулируются специальным федеральным законом.
   
      Статья 20.  Особенности правового регулирования труда отдельных
   категорий работников
   
      Правовое регулирование  труда  отдельных  категорий  работников
   может иметь особенности, определяемые условиями и характером труда
   работника, характером трудовой связи  работника  с  работодателем,
   природно  -  климатическими  условиями,  особым  правовым  режимом
   местности,  где  трудится  работник,  численностью  работающих   у
   работодателя и иными объективными факторами.
      Такие особенности могут быть установлены настоящим  Кодексом  и
   иными  федеральными  законами  и  не  могут  снижать уровня прав и
   гарантий, предоставленных настоящим Кодексом.
   
      Статья 21. Исчисление сроков в трудовом праве
   
      Течение сроков,   с   которыми   настоящий   Кодекс   связывает
   возникновение,   изменение   или   прекращение   трудовых  прав  и
   обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты,
   которой определено его начало.
      Сроки, исчисляемые  годами,  месяцами,  неделями,  истекают   в
   соответствующие  числа последнего года,  месяца и недели срока.  В
   срок,  исчисляемый в календарных неделях или  днях,  включаются  и
   нерабочие дни.
      Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем
   окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
   
        Глава II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
   
      Статья 22. Социальное партнерство в трудовых отношениях
   
      Социальное партнерство  в  трудовых  отношениях  -  это система
   процедур и  институтов,  направленных  на  согласование  интересов
   работников и  работодателей,  разрешение коллективных конфликтов и
   обеспечение социального мира,  основанная  на  всестороннем  учете
   интересов различных  слоев и групп общества в социально - трудовой
   сфере,  достигаемом  путем  переговоров,   консультаций   и   иных
   выработанных сторонами средств и способов.
      Предусмотренные настоящим     Кодексом      консультации      с
   профессиональными  союзами  или  иными  представительными органами
   работников являются обязательными и осуществляются работодателями,
   их   объединениями  с  учетом  положений  уставов  и  иных  актов,
   регулирующих деятельность представительных организаций работников.
      Мнение сторон   при   проведении   консультаций   должно   быть
   мотивированным и отражаться в протоколе,  который подписывается их
   представителями.
      По результатам     консультаций     работодатель      принимает
   соответствующее управленческое решение. Если в процессе проведения
   консультаций не удалось  прийти  к  мнению,  удовлетворяющему  обе
   стороны, работодатель вправе принять устраивающее его решение.
      В этом случае профессиональный союз или  иной  представительный
   орган  работников  может  начать процедуру коллективного трудового
   спора (глава  II  настоящего  Кодекса)  либо  выступить  в  защиту
   интересов   работника   в   порядке,  предусмотренном  федеральным
   законодательством.
      Органы государственной  власти и органы местного самоуправления
   являются субъектами социального партнерства в тех  случаях,  когда
   они выступают в качестве работодателей.
   
      Статья 23. Принципы социального партнерства
   
      Основными принципами социального партнерства являются:
      1) равноправие сторон;
      2) полномочность представителей сторон;
      3) уважение интересов сторон;
      4) добровольность принятия сторонами обязательств;
      5) обязательность исполнения принятых сторонами обязательств;
      6) ответственность  сторон  за  неисполнение  принятых  на себя
   обязательств;
      7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
      8) взаимное информирование представителей сторон.
   
      Статья 24. Стороны социального партнерства
   
      Сторонами социального   партнерства   являются   работники    и
   работодатели  в  лице  уполномоченных  в  установленном порядке их
   представителей.
   
      Статья 25. Формы социального партнерства в трудовых отношениях
   
      Социальное партнерство в трудовых отношениях  осуществляется  в
   любых согласованных сторонами формах, в том числе:
      1) проведение взаимных консультаций (переговоров) по  вопросам,
   имеющим существенное значение для работников;
      2) ведение коллективных переговоров;
      3) заключение коллективных договоров и соглашений;
      4) участие работников в управлении организацией.
   
      Статья 26. Представители сторон в трудовых отношениях
   
      Представители сторон  в  трудовых   отношениях   -   специально
   образованные  общественные  или  иные объединения,  физические или
   юридические  лица,  наделенные   необходимыми   полномочиями   для
   представления интересов работников и работодателей.
   
      Статья 27. Представительство работников в трудовых отношениях
   
      Представительство и    защиту    интересов   работников   могут
   осуществлять   профессиональные   союзы,   первичные   профсоюзные
   организации  и  их  органы,  а  также  иные избираемые работниками
   представительные органы.
      Работник сам   определяет   тот  орган,  которому  он  доверяет
   представительство и защиту своих интересов.
      Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить
   профсоюзы на представительство своих интересов. Поручительство или
   доверенность выдается каждым работником индивидуально.
      Все представительные органы  действуют  в  пределах  данных  им
   полномочий  и  пользуются  равными  правами.  Сотрудничество между
   различными представительными органами поощряется.
      Не допускается представительство интересов работников органами,
   созданными    или    финансируемыми    работодателями,    органами
   государственной  власти  и местного самоуправления,  политическими
   партиями.
      В тех  случаях,  когда  в  организации  одновременно  действуют
   профсоюзы   и   иные   органы    общественной    самодеятельности,
   работодатель  не  должен  отказывать заинтересованным профсоюзам в
   возможности осуществления их права на представительство  интересов
   работников.
      Наличие иных представительных органов в организации  не  должно
   препятствовать    деятельности    профессиональных    союзов    по
   осуществлению ими своих функций.
      Интересы работников  и  работодателей  не  может представлять и
   защищать один и тот же представительный орган.
   
      Статья 28. Права представительных органов работников
   
      Представительные органы работников вправе:
      1) получать   от   работодателя  информацию  относительно  мер,
   предпринимаемых им  по  созданию  здоровых  и  безопасных  условий
   труда,   возможностей   профессионального   обучения,   перспектив
   продвижения по работе,  процедур,  установленных для  рассмотрения
   жалоб,  общего  положения  организации  и перспектив или планов ее
   развития,  решений,  которые могут прямо или косвенно повлиять  на
   положение работников в организации;
      2) проводить с работодателем консультации по вопросам изменений
   условий  труда,  предстоящего  массового высвобождения работников,
   перехода на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
      3) принимать  совместно  с работодателем управленческие решения
   по вопросам установления рабочей недели,  оплаты  труда  в  особых
   условиях,  предоставления  гарантий  для  работников,  выполнявших
   обязанности в интересах работников организации, утверждения правил
   внутреннего трудового распорядка;
      4) вести  коллективные   переговоры,   заключать   коллективные
   договоры  и соглашения,  участвовать в подготовке иных нормативных
   правовых актов  о  труде  в  организации  и  вносить  работодателю
   проекты таких актов;
      5) контролировать   соблюдение   законодательства   о    труде,
   коллективных договоров и соглашений;
      6) защищать  интересы  работников  в  органах  по  рассмотрению
   трудовых споров;
      7) обжаловать в суд решения работодателя  и  уполномоченных  им
   лиц,  если  они  противоречат законодательным или иным нормативным
   правовым  актам  о  труде  либо  другим  образом  нарушают   права
   работников;
      8) объявлять    забастовку    в    порядке,     предусмотренном
   законодательством;
      9) совершать   иные   законные   действия   при   осуществлении
   представительства.
   
      Статья 29.  Запрещение воспрепятствования законной деятельности
   представителей работников
   
      Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные
   права   представителей   работников   или   воспрепятствовать   их
   осуществлению,  со стороны органов исполнительной власти,  органов
   местного  самоуправления,  политических партий и иных общественных
   объединений,  работодателей и их представителей,  любых физических
   лиц при представлении интересов работников.
   
      Статья 30. Представительство интересов работодателей
   
      Представителями интересов  работодателя  выступают руководитель
   юридического  лица  либо  другие  лица,  уполномоченные   на   это
   законами,  иными  нормативными  актами,  уставом  организации  или
   доверенностью руководителя организации.
      Представительство интересов  работодателей на уровне Российской
   Федерации,  субъекта  Российской  Федерации,  отрасли,  территории
   осуществляют соответствующие объединения работодателей.
   
      Статья 31. Объединения работодателей
   
      Объединения работодателей        являются       некоммерческими
   организациями,  создаваемыми с целью  представительства  и  защиты
   интересов  работодателей  при  ведении переговоров по подготовке и
   заключению соглашений с представителями работников,  а  также  при
   взаимодействии   с   органами  исполнительной  власти  и  органами
   местного самоуправления.
      Работодатели, не  являющиеся членами объединения работодателей,
   вправе делегировать  ему  полномочия  на  участие  в  коллективных
   переговорах по конкретным вопросам, на заключение соглашений или в
   разрешении коллективного трудового спора (конфликта).
   
      Статья 32. Полномочия представителей работодателя
   
      Представители работодателя:
      1) представляют  и защищают интересы работодателей в трудовых и
   особенно в коллективных трудовых отношениях;
      2) ведут   коллективные   переговоры,   заключают  коллективные
   договоры  и  соглашения  с  работниками  и   их   представителями,
   контролируют их выполнение;
      3) участвуют в разработке  нормативных  актов  по  социально  -
   трудовым отношениям;
      4) представляют интересы работодателя в органах по рассмотрению
   трудовых споров;
      5) обращаются в суд при  нарушении  представительными  органами
   работников прав работодателей;
      6) совершают иные действия при осуществлении представительства.
   
      Статья 33.  Российская трехсторонняя комиссия по  регулированию
   социально - трудовых отношений
   
      Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально -
   трудовых  отношений  (далее   -   Комиссия)   является   постоянно
   действующим   органом   по   обеспечению   согласования  интересов
   государства и сторон социально - трудовых отношений  в  Российской
   Федерации.
      Комиссия состоит из представителей  общероссийских  объединений
   профессиональных союзов, представителей общероссийских объединений
   работодателей,  представителей Правительства Российской Федерации,
   которые образуют соответствующие стороны Комиссии.
      Правовую основу деятельности  Комиссии  составляют  Конституция
   Российской   Федерации,   настоящий   Федеральный   закон,  другие
   федеральные законы,  иные  нормативные  правовые  акты  Российской
   Федерации, международные договоры Российской Федерации.
   
      Статья 34. Основные цели и задачи Комиссии
   
      Основными целями  Комиссии  являются  регулирование социально -
   трудовых  отношений   и  согласование  социально -   экономических
   интересов сторон.
      Основными задачами Комиссии являются:
      1) ведение   коллективных   переговоров  и  подготовка  проекта
   генерального  соглашения   между   общероссийскими   объединениями
   профессиональных     союзов,     общероссийскими     объединениями
   работодателей  и  Правительством  Российской  Федерации  (далее  -
   генеральное соглашение);
      2) содействие договорному регулированию  социально -   трудовых
   отношений на федеральном уровне;
      3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой
   проектов  федеральных  законов  и  иных нормативных правовых актов
   Российской Федерации в  области  социально -  трудовых  отношений,
   федеральных программ в сфере труда,  занятости населения, миграции
   рабочей силы, социального обеспечения;
      4) согласование   позиций   сторон   по  основным  направлениям
   социальной политики;
      5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе
   выполнения генерального соглашения;
      6) распространение      опыта      социального     партнерства,
   информирование отраслевых  (межотраслевых),  региональных  и  иных
   комиссий по    регулированию   социально -  трудовых  отношений  о
   деятельности Комиссии;
      7) изучение   международного  опыта,  участие  в  мероприятиях,
   проводимых соответствующими зарубежными  организациями  в  области
   социально -   трудовых   отношений   и   социального  партнерства,
   проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с
   ратификацией и применением международных трудовых норм.
   
      Статья 35. Основные права Комиссии
   
      Комиссия вправе:
      1) проводить с федеральными органами государственной  власти  в
   согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с
   разработкой и реализацией социально - экономической политики;
      2) разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной
   власти в согласованном  с  ними  порядке  предложения  о  принятии
   федеральных  законов  и иных нормативных правовых актов Российской
   Федерации в области социально - трудовых отношений;
      3) согласовывать     интересы     общероссийских    объединений
   профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей,
   федеральных  органов  исполнительной власти при разработке проекта
   генерального   соглашения,   реализации   указанного   соглашения,
   выполнении решений Комиссии;
      4) осуществлять взаимодействие с отраслевыми  (межотраслевыми),
   региональными и  иными  комиссиями  по  регулированию  социально -
   трудовых отношений в ходе коллективных  переговоров  и  подготовки
   проекта  генерального  соглашения и иных соглашений,  регулирующих
   социально - трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
      5) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и
   (или)  профессиональных  союзов   информацию   о   заключаемых   и
   заключенных    соглашениях,    регулирующих   социально - трудовые
   отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций
   Комиссии по    развитию   коллективно - договорного  регулирования
   социально -  трудовых    отношений,    организации    деятельности
   отраслевых   (межотраслевых),  региональных  и  иных  комиссий  по
   регулированию социально - трудовых отношений;
      6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
      7) получать от  федеральных  органов  исполнительной  власти  в
   установленном    Правительством   Российской   Федерации   порядке
   информацию   о социально - экономическом  положении  в  Российской
   Федерации   и  субъектах  Российской  Федерации,  необходимую  для
   ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального
   соглашения,   организации   контроля   за  выполнением  указанного
   соглашения,  нормативные правовые  акты  Российской  Федерации,  а
   также  проекты  федеральных  законов  и  иных нормативных правовых
   актов  Российской   Федерации   в   области   социально - трудовых
   отношений;
      8) принимать  по  согласованию  с   Правительством   Российской
   Федерации   участие   в  подготовке  разрабатываемых  им  проектов
   федеральных законов и иных нормативных правовых  актов  Российской
   Федерации  в     области   социально - трудовых  отношений,  а  по
   согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания
   Российской   Федерации   -   в  предварительном  рассмотрении  ими
   законопроектов и  подготовке  их  к  рассмотрению  Государственной
   Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
      9) принимать по согласованию  с  общероссийскими  объединениями
   профессиональных     союзов,     общероссийскими     объединениями
   работодателей  и  федеральными  органами  государственной   власти
   участие   в   проводимых   указанными   объединениями  и  органами
   заседаниях,  на  которых  рассматриваются  вопросы,  связанные   с
   регулированием социально - трудовых отношений;
      10) приглашать для участия в своей деятельности  представителей
   общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских
   объединений работодателей и  федеральных  органов  государственной
   власти,   не   являющихся  членами  Комиссии,  а  также  ученых  и
   специалистов, представителей других организаций;
      11) создавать   рабочие   группы   с   привлечением   ученых  и
   специалистов;
      12) принимать     участие    в    проведении    общероссийских,
   межрегиональных совещаний,  конференций,  конгрессов, семинаров по
   вопросам социально - трудовых  отношений и социального партнерства
   в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.
      Комиссия разрабатывает   и   утверждает   регламент  Российской
   трехсторонней  комиссии   по   регулированию  социально - трудовых
   отношений,  определяет  порядок  подготовки  проекта  и заключения
   генерального соглашения.
      Реализация Комиссией определяемых настоящим Федеральным законом
   прав не препятствует общероссийским объединениям  профессиональных
   союзов и общероссийским объединениям работодателей, представленным
   в Комиссии, реализовывать свои права в соответствии с федеральными
   законами.
   
      Статья 36.  Трехсторонние комиссии по регулированию социально -
   трудовых отношений в субъектах Российской Федерации
   
      В субъектах   Российской   Федерации   могут    быть    созданы
   трехсторонние комиссии   по  регулированию  социально     трудовых
   отношений - органы,  состоящие из  представителей  соответствующих
   объединений   профсоюзов,   объединений  работодателей  и  органов
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
      Положения о  трехсторонних  комиссиях  утверждаются  в порядке,
   определяемом органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации, после проведения соответствующих консультаций сторон.
   
      Статья 37. Право на ведение коллективных переговоров
   
      Каждая сторона  социального  партнерства  вправе  участвовать в
   коллективных  переговорах  и  выступать  инициатором  коллективных
   переговоров по заключению и изменению соглашения или коллективного
   договора.
      Сторона, получившая  письменное  уведомление  другой  стороны с
   предложением о начале  переговоров,  обязана  в  семидневный  срок
   начать переговоры.
      В течение трех месяцев до окончания срока  действия  соглашения
   или коллективного договора или в сроки, определенные этими актами,
   любая  из  сторон  вправе  направить  другой  стороне   письменное
   уведомление  о  начале переговоров по заключению нового соглашения
   или коллективного договора.
      При наличии на уровне Российской Федерации, субъекта Российской
   Федерации,    отрасли,    территории,    организации    нескольких
   представителей  работников каждому из них предоставляется право на
   ведение  переговоров  от  имени  представляемых  им  работников  в
   составе  единого  органа,  представляющего интересы работников при
   ведении коллективных переговоров.
      Не допускается  ведение переговоров и заключение соглашений или
   коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими
   работодателей.
   
      Статья 38. Порядок ведения переговоров
   
      Для ведения   коллективных  переговоров  и  подготовки  проекта
   коллективного договора,  соглашения стороны на равноправной основе
   образуют   комиссию   из   наделенных   необходимыми  полномочиями
   представителей.
      Состав комиссии,   сроки,   место  проведения  и  повестка  дня
   переговоров определяются решением сторон.
      Сторонам, участвующим  в  переговорах,  предоставляется  полная
   свобода в выборе и обсуждении  вопросов,  составляющих  содержание
   коллективного договора, соглашения.
      Органы исполнительной власти,  органы местного самоуправления и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное