Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 14.02.2001 N 25 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ НА РАССМОТРЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
      Органы исполнительной власти,  органы местного самоуправления и
   представители  работодателей  должны  предоставлять представителям
   работников   имеющуюся   у   них   информацию,   необходимую   для
   коллективных  переговоров.  Участники  переговоров,  другие  лица,
   связанные  с  переговорами,  не   должны   разглашать   полученные
   сведения,  если  они  являются  служебной или коммерческой тайной.
   Лица,  разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в
   порядке, предусмотренном законодательством.
      Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию  по
   всем  рассматриваемым  вопросам  или  по части этих вопросов,  ими
   составляется протокол разногласий.
      Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола
   разногласий является моментом окончания  коллективных  переговоров
   по заключению коллективного договора, соглашения.
   
      Статья 39. Разрешение разногласий
   
      Урегулирование разногласий   в  ходе  коллективных  переговоров
   производится  в  соответствии  с   законодательством   о   порядке
   разрешения коллективных трудовых споров.
   
      Статья 40. Гарантии и компенсации за время переговоров
   
      Лица, участвующие   в   коллективных   переговорах,  подготовке
   проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты,
   приглашенные для участия в этой работе,  освобождаются от основной
   работы с сохранением среднего заработка  на  срок  не  более  трех
   месяцев  в  течение  года.  Все  затраты,  связанные  с участием в
   переговорах,    компенсируются    в    порядке,    предусмотренном
   законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
      Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов  и
   посредников   производится   по   соглашению   с   ними   органами
   исполнительной власти и местного  самоуправления,  работодателями,
   их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
      Представители профсоюзов,  их объединений, органов общественной
   самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период
   их  ведения  не   могут   быть   без   предварительного   согласия
   уполномочившего   их   на   представительство  органа  подвергнуты
   дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены
   или уволены по инициативе администрации.
   
      Статья 41. Понятие и стороны коллективного договора
   
      Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально
   - трудовые отношения в организации.
      Сторонами коллективного договора являются работники организации
   и работодатель в лице их полномочных представителей.
   
      Статья 42.   Порядок   и   сроки   разработки   и    заключения
   коллективного договора
   
      Порядок, сроки  разработки  проекта  и заключения коллективного
   договора,  состав комиссии,  предусмотренной статьей 38 настоящего
   Кодекса,  место проведения и повестка дня переговоров определяются
   сторонами  и  оформляются  приказом  по  организации  и   решением
   представителей работников.
      Дата издания согласованного  с  соответствующим  представителем
   работников   приказа   о  формировании  комиссии,  предусмотренной
   статьей  38   настоящего   Кодекса,   является   моментом   начала
   коллективных переговоров.
      Если со стороны  работников  выступают  одновременно  несколько
   представителей,  ими  в  течение пяти календарных дней формируется
   единый представительный орган для ведения переговоров,  разработки
   единого проекта и заключения единого коллективного договора.
      Единый проект  коллективного  договора  подлежит  обязательному
   обсуждению    работниками    в    подразделениях   организации   и
   дорабатывается  с  учетом  поступивших   замечаний,   предложений,
   дополнений.   Доработанный   единый   проект   утверждается  общим
   собранием (конференцией) работников организации и подписывается со
   стороны  работников  всеми  участниками  единого представительного
   органа.
      При недостижении  согласия в едином представительном органе или
   в  случае,  когда  такой   орган   не   создан,   общее   собрание
   (конференция)   работников   организации  может  принять  наиболее
   приемлемый проект коллективного договора и поручить  представителю
   работников,  разработавшему  этот  проект,  на его основе провести
   переговоры  и  заключить   после   утверждения   общим   собранием
   (конференцией)    коллективный   договор   от   имени   работников
   организации.
      Если единый  представительный  орган  не создан,  представители
   работников вправе  самостоятельно  вести  переговоры  и  заключать
   коллективный   договор  от  имени  представляемых  работников  или
   предлагать заключить приложение к единому коллективному  договору,
   защищающее  специфические  интересы  представляемых  работников по
   профессиональному  признаку.  Приложение   является   неотъемлемой
   частью  коллективного  договора  и  имеет равную с ним юридическую
   силу.
      Работодатель обязан    обеспечить   представителям   работников
   возможность доведения  разработанных  ими  проектов  коллективного
   договора  до  каждого  работника,  предоставлять  имеющиеся у него
   средства  внутренней  связи  и  информации,  множительную  и  иную
   оргтехнику,  помещения  для проведения в нерабочее время собраний,
   консультаций, места для размещения стендов.
      Подписанный сторонами  коллективный  договор  с  приложениями в
   семидневный  срок  направляется  работодателем  в  соответствующий
   орган  по труду по месту нахождения организации для уведомительной
   регистрации.
   
      Статья 43. Содержание и структура коллективного договора
   
      Содержание и  структура  коллективного  договора   определяются
   сторонами.
      В коллективный договор могут включаться взаимные  обязательства
   работодателя и работников по следующим вопросам:
      1) форма,   система   и   размер   оплаты    труда,    денежные
   вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
      2) механизм регулирования оплаты труда  исходя  из  роста  цен,
   уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным
   договором;
      3) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
      4) продолжительность  рабочего  времени   и   времени   отдыха,
   отпусков;
      5) улучшение условий и охраны труда  работников,  в  том  числе
   женщин и молодежи (подростков);
      6) добровольное  и  обязательное   медицинское   и   социальное
   страхование;
      7) соблюдение    интересов    работников    при    приватизации
   предприятия, ведомственного жилья;
      8) экологическая безопасность и охрана здоровья  работников  на
   производстве;
      9) льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
      10) контроль  за  выполнением  коллективного договора,  порядок
   внесения в него изменений и  дополнений,  ответственность  сторон,
   социальное    партнерство,    обеспечение    нормальных    условий
   функционирования представителей работников;
      11) отказ  от  забастовок  по  условиям,  включенным  в  данный
   коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.
      В коллективном  договоре  с  учетом  экономических возможностей
   организации  могут  содержаться  и  другие,  в  том  числе   более
   льготные, трудовые   и    социально  экономические   условия    по
   сравнению    с    нормами    и     положениями,     установленными
   законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки
   к пенсиям,  досрочный уход на пенсию,  компенсация транспортных  и
   командировочных  расходов,  бесплатное  или  частично оплачиваемое
   питание  работников  на  производстве  и  их  детей  в  школах   и
   дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).
      В коллективный договор включаются нормативные положения, если в
   действующих законодательных актах содержится прямое предписание об
   обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
   
      Статья 44. Действие коллективного договора
   
      Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех
   лет.
      Коллективный договор вступает в силу с момента  подписания  его
   сторонами либо со дня,  установленного в коллективном договоре,  и
   действует в течение всего срока.
      По истечении    установленного   срока   коллективный   договор
   действует до тех пор,  пока  стороны  не  заключат  новый  или  не
   изменят, дополнят действующий.
      Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения
   состава,  структуры,  наименования органа управления организацией,
   расторжения  трудового  договора   (контракта)   с   руководителем
   организации.
      При реорганизации организации  коллективный  договор  сохраняет
   свое   действие   на   период   реорганизации,  затем  может  быть
   пересмотрен по инициативе одной из сторон.
      При смене    собственника    имущества   организации   действие
   коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.  В этот
   период  стороны  вправе  начать  переговоры  о  заключении  нового
   коллективного договора  или  сохранении,  изменении  и  дополнении
   действующего.
      В ходе пересмотра  коллективного  договора  должен  быть  решен
   вопрос  о возможности сохранения льгот для работников и выполнении
   других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.
      При ликвидации   организации   в   порядке   и   на   условиях,
   установленных законодательством,  коллективный договор действует в
   течение всего срока проведения ликвидации.
   
      Статья 45. Изменения и дополнения коллективного договора
   
      Изменения и  дополнения  коллективного договора в течение срока
   его действия производятся только по взаимному  согласию  сторон  в
   порядке, определенном  в  коллективном  договоре,  а  если  он  не
   определен - в порядке,  установленном настоящим  Законом  для  его
   заключения.
   
      Статья 46. Гарантии при ликвидации организации
   
      При ликвидации     организации    претензии    работников    по
   коллективному договору удовлетворяются из имущества  ликвидируемой
   организации    в    соответствии    с    действующим   гражданским
   законодательством.  Размер средств, направляемых на удовлетворение
   претензий    работников,    определяется   и   распределяется   по
   подразделениям и  среди  работников  ликвидационной  комиссией  по
   согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный
   договор с приложениями.
   
      Статья 47.  Контроль за выполнением коллективного договора
   
      Контроль за выполнением коллективного  договора  осуществляется
   сторонами и их представителями, а также органами по труду.
      При осуществлении контроля стороны  обязаны  предоставлять  всю
   необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
      Стороны, подписавшие единый коллективный договор,  ежегодно или
   в сроки,  предусмотренные в коллективном договоре,  отчитываются о
   его  выполнении  на  общем   собрании   (конференции)   работников
   организации.
   
      Статья 48.  Понятие соглашения
   
      Соглашение -   это   правовой  акт,  регулирующий   социально -
   трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый
   на  уровне  Российской  Федерации,  субъекта Российской Федерации,
   отрасли, территории, профессии.
   
      Статья 49. Виды соглашений
   
      В зависимости   от  сферы   регулируемых   социально - трудовых
   отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное,
   отраслевое (межотраслевое)  тарифное,  профессиональное  тарифное,
   территориальное и иные.
      Генеральное соглашение     устанавливает     общие     принципы
   регулирования   социально - трудовых  отношений   на   федеральном
   уровне.
      Региональное соглашение     устанавливает     общие    принципы
   регулирования социально - трудовых отношений  на  уровне  субъекта
   Российской Федерации.
      Отраслевое (межотраслевое)  тарифное  соглашение  устанавливает
   нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и
   льготы для работников отрасли (отраслей).
      Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты
   и другие условия труда,  а также социальные гарантии и льготы  для
   работников определенных профессий.
      Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также
   социальные   гарантии   и  льготы,  связанные  с  территориальными
   особенностями  города,    района,     другого    административно -
   территориального образования.
      Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах,
   могут быть двусторонние и трехсторонние.
      Соглашения, предусматривающие полное  или  частичное  бюджетное
   финансирование,     заключаются     при    обязательном    участии
   представителей соответствующих органов исполнительной власти.
   
      Статья 50. Участники соглашений
   
      На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:
      -  генерального  -   общероссийские   объединения   профсоюзов;
   общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской
   Федерации;
      -  отраслевого (межотраслевого)  тарифного  -   соответствующие
   общероссийские   профсоюзы   и   их   объединения;  общероссийские
   объединения  работодателей,  иные  уполномоченные   работодателями
   представительные органы; Министерство труда Российской Федерации;
       - профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их
   объединения;   соответствующие   объединения  работодателей,  иные
   уполномоченные     работодателями     представительные     органы;
   соответствующий орган по труду.
      На уровне субъектов Российской Федерации  и  административно  -
   территориальных   образований   в   составе  субъектов  Российской
   Федерации участниками соглашений могут выступать:
      - регионального  -  соответствующие профсоюзы и их объединения;
   объединения  работодателей,  иные  уполномоченные   работодателями
   представительные  органы;  орган  исполнительной  власти  субъекта
   Российской Федерации;
      -  отраслевого  (межотраслевого)  тарифного,  профессионального
   тарифного  -   соответствующие   профсоюзы   и   их   объединения;
   объединения   работодателей,  иные  уполномоченные  работодателями
   представительные  органы;  орган  по  труду  субъекта   Российской
   Федерации;
      - территориального   -   соответствующие   профсоюзы    и    их
   объединения;   объединения   работодателей,   иные  уполномоченные
   работодателями  представительные  органы;  соответствующий   орган
   местного самоуправления.
   
      Статья 51. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения
   
      Порядок, сроки  разработки и заключения соглашения определяются
   комиссией,  предусмотренной  статьей  38  настоящего   Закона,   и
   оформляются ее решением.
      При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей
   работников  состав  комиссии со стороны работников определяется по
   согласию между этими представителями.
      Проект соглашения  разрабатывается  комиссией  и  подписывается
   представителями сторон.
      Если согласие  не достигнуто в семидневный срок,  представители
   работников вправе  самостоятельно  вести  переговоры  и  заключать
   соглашение от имени представляемых ими работников.
      Подписанное сторонами соглашение с приложениями  в  семидневный
   срок  направляется  представителями  работодателей  -  участниками
   соглашения,  заключенного на федеральном  уровне,  в  Министерство
   труда Российской Федерации,  а соглашения,  заключенного на уровне
   субъекта  Российской  Федерации,  -  в  орган  по  труду  субъекта
   Российской Федерации для уведомительной регистрации.
      При осуществлении  уведомительной   регистрации   двустороннего
   соглашения  орган  по  труду (не являющийся участником соглашения)
   выявляет условия  соглашения,  противоречащие  законодательству  о
   труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.
      Такой же порядок действует  в  случае  внесения  изменений  или
   дополнений в соглашение.
   
      Статья 52. Содержание соглашений
   
      Содержание соглашений определяется сторонами.
      Соглашениями могут предусматриваться положения:
      1) об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
      2) о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста  цен,
   уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
      3) о доплатах компенсационного  характера,  минимальный  размер
   которых предусмотрен законодательством;
      4) о содействии занятости, переобучении работников;
      5) об  обеспечении экологической безопасности и охране здоровья
   работников на производстве;
      6) о специальных мероприятиях по социальной защите работников и
   членов их семей;
      7) о   соблюдении   интересов   работников   при   приватизации
   государственных и муниципальных предприятий;
      8) о  льготах  предприятиям,  создающим  дополнительные рабочие
   места с использованием труда  инвалидов,  молодежи  (в  том  числе
   подростков);
      9) о  развитии   социального   партнерства   и   трехстороннего
   сотрудничества,   порядке   внесения   изменений  и  дополнений  в
   соглашение,   присоединения   к   нему,   содействии    заключению
   коллективных   договоров,  предотвращении  трудовых  конфликтов  и
   забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.
      В соглашениях  могут содержаться положения по другим трудовым и
   социально -  экономическим     вопросам,     не     противоречащие
   законодательству.
   
      Статья 53. Действие соглашения
   
      Соглашение вступает  в  силу с момента его подписания сторонами
   либо со дня, установленного в соглашении.
      Срок действия  соглашения и порядок контроля за его выполнением
   определяются сторонами в соглашении.  Срок действия соглашения  не
   может превышать трех лет.
      Действие соглашения     распространяется     на     работников,
   работодателей,  орган исполнительной власти,  которые уполномочили
   участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
      В тех     случаях,    когда    на    работников    одновременно
   распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее
   благоприятные для работников условия соглашений.
      В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое
   (межотраслевое)  тарифное  соглашение,  профессиональное  тарифное
   соглашение,  в сферу действия  которого  включается  не  менее  50
   процентов работников отрасли (отраслей),  профессии, Министр труда
   Российской Федерации  имеет  право  предложить  работодателям,  не
   участвовавшим  в  заключении данного соглашения,  присоединиться к
   нему.
      Если работодатели  или соответствующие представители работников
   в течение 30 календарных дней с момента получения  предложения  не
   заявили  о  своем  несогласии  присоединиться  к нему,  соглашение
   считается  распространенным  на  данных  работодателей  с  момента
   получения предложения.
   
      Статья 54. Изменения и дополнения соглашения
   
      Изменения и  дополнения  соглашения  производятся  по взаимному
   согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не
   определен, -  в порядке,  установленном настоящим Кодексом для его
   заключения.
   
      Статья 55. Контроль за выполнением соглашений
   
      Контроль за   выполнением   соглашений    на    всех    уровнях
   осуществляется   сторонами   и   их   представителями,   а   также
   соответствующими органами по труду.
      При осуществлении  контроля  стороны  обязаны предоставлять всю
   необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
   
      Статья 56.   Права   работников   на   участие   в   управлении
   организацией
   
      Каждый работник   имеет   право   на   участие   в   управлении
   организацией непосредственно    (путем    внесения   замечаний   и
   предложений, участия  в  работе  общего   собрания   (конференции)
   работников организации (ее  структурного  подразделения)  и  через
   свои представительные органы.
   
      Статья 57.  Основные  формы  участия  работников  в  управлении
   организацией
   
      Работники имеют    право   принимать   участие   в   управлении
   организацией, используя следующие формы:
      1) получение    от   работодателя   информации   по   вопросам,
   непосредственно затрагивающим интересы работников;
      2) проведение   консультаций   с   работодателем  при  принятии
   последним важных управленческих  решений,  затрагивающих  интересы
   работников;
      3) внесение    предложений    по    совершенствованию    работы
   организации;
      4) участие в коллективно -  договорном  регулировании  трудовых
   отношений;
      5) принятие  работодателем  затрагивающих  интересы  работников
   управленческих   решений   по   согласованию   или   совместно   с
   представительными органами работников.
      Работники могут  реализовать  право  на  участие  в  управлении
   организацией и   в   других   формах,   предусмотренных   уставом,
   коллективными договором  или  иными нормативными правовыми актами,
   принимаемыми на уровне организации.
   
      Статья 58.  Участие  работников  в  деятельности  коллегиальных
   органов управления организацией
   
      Работники в    лице   избранных   ими   представителей   вправе
   участвовать в работе общего собрания организации с  правом  голоса
   при решении следующих вопросов:
      1) реорганизация или ликвидация организации;
      2) определение   состава   совета  директоров  (наблюдательного
   совета) организации;
      3) утверждение годовых отчетов,  бухгалтерских балансов,  счета
   прибылей  и  убытков  организации,  распределение  ее  прибылей  и
   убытков;
      4) назначение (избрание) единоличного исполнительного органа;
      5) иные   вопросы,   предусмотренные    федеральными  законами,
   уставом,  коллективным договором и  иными  нормативными  правовыми
   актами, принимаемыми на уровне организации.
      Порядок такого  участия  -  присутствия  на   общем   собрании,
   получения  информации  и  материалов,  предложения  на  обсуждение
   вопросов в повестку дня и другие вопросы - определяется  в  уставе
   организации,  коллективном  договоре или иных нормативных правовых
   актах, принимаемых на уровне организации.
      В совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий общее
   руководство   деятельностью   организации,    вправе    избираться
   представители    работников    организации,   участвующие   в   ее
   деятельности  только  своим  трудом  и  не  имеющие  имущественных
   вкладов.
      Порядок их избрания,  права и обязанности,  а также численность
   определяются уставом организации,  коллективным договором, а также
   иными  нормативными  правовыми  актами,  принимаемыми  на   уровне
   организации.
      В том случае,  когда в соответствии с федеральным законом  либо
   уставом  организации  совет  директоров  (наблюдательный совет) не
   избирается,  представители работников вправе участвовать в  работе
   коллегиального  исполнительного  органа организации в порядке и на
   условиях,  определенных уставом,  коллективным договором,  а также
   иными   нормативными  правовыми  актами,  принимаемыми  на  уровне
   организации.
   
      Статья 59. Участие работников в прибыли
   
      В организациях могут устанавливаться различные системы  участия
   работников   в  прибыли  организации.  Такие  системы  могут  быть
   реализованы  путем  введения  фондов  акционирования   работников,
   различных схем премирования за счет прибыли, реализации работникам
   акций  на  льготных  условиях,  выпуска  привилегированных   акций
   специально для  работников организации,  распространяемых не более
   чем за 50 процентов стоимости (однако число таких акций  не  может
   превышать 15 процентов всех выпускаемых акций).
      Федеральным законом,  уставом,  коллективным договором, а также
   иными   нормативными  правовыми  актами,  принимаемыми  на  уровне
   организации,  могут  предусматриваться  и   иные   формы   участия
   работников в прибыли организации.
   
      Статья 60.  Порядок  проведения  консультаций,  согласования  и
   совместного принятия решений
   
      Решения, имеющие существенное значение  для  работников,  могут
   приниматься  работодателем  после  консультаций с представительным
   органом работников.  Порядок,  сроки и  условия  проведения  таких
   консультаций   определяются   настоящим   Кодексом,   федеральными
   законами и иными нормативными правовыми актами.
      В случаях,  когда  настоящим Кодексом определено,  что принятие
   работодателем управленческих решений,  затрагивающих  существенные
   интересы работников,  осуществляется по согласованию или совместно
   с представительным органом работников,  устанавливается  следующий
   порядок их принятия:
      1) при  согласовании  проекта  решения  представительный  орган
   работников должен получить проект такого решения не позднее чем за
   14   календарных   дней   до   его    предполагаемого    принятия.
   Представительный  орган  работников в этот срок обязан рассмотреть
   предложенный  проект  и  вынести  решение.  В  том  случае,   если
   представительный  орган  не  выносит  никакого решения или выносит
   решение  о  несогласии  с  предложениями  работодателя,  последний
   принимает     предварительное     решение     самостоятельно,    а
   неурегулированные вопросы передаются сторонами (работодателем  или
   представительным   органом   работников)  в  орган  по  разрешению
   коллективных трудовых споров.  Окончательное  решение  принимается
   работодателем  в  соответствии  с  решением органа по рассмотрению
   данного спора;
      2) порядок   принятия   совместных   решений   работодателя   и
   представительного органа работников  устанавливается  коллективным
   договором или иными нормативными правовыми актами, принимаемыми на
   уровне организации.
   
      Статья 61.  Ответственность   за   уклонение   от   участия   в
   коллективных    переговорах,   за   непредоставление   информации,
   необходимой для коллективных переговоров и осуществления  контроля
   за соблюдением соглашения, коллективного договора
   
      Представители сторон,  уклоняющиеся  от  участия в коллективных
   переговорах   по   заключению   или   изменению   соглашения   или
   коллективного  договора,  подвергаются штрафу в размере и порядке,
   установленных федеральным законом.
      Лица, виновные  в непредоставлении информации,  необходимой для
   проведения коллективных переговоров и  осуществления  контроля  за
   соблюдением   соглашения,   коллективного  договора,  подвергаются
   штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом.
   
      Статья 62.  Ответственность  за  нарушение   или   невыполнение
   соглашения, коллективного договора
   
      Лица, представляющие   работодателя,   а  также  представляющие
   работников,  виновные в нарушении или невыполнении обязательств по
   соглашению,  коллективному договору, подвергаются штрафу в размере
   и порядке, установленных федеральным законом.
   
      Статья 63. Коллективный трудовой спор
   
      Коллективный трудовой  спор  -  неурегулированные   разногласия
   между  работниками  и  работодателями  (далее - стороны) по поводу
   установления и изменения условий труда (включая заработную плату),
   заключения,   изменения   и   выполнения  коллективных  договоров,
   соглашений по вопросам социально - трудовых отношений.
   
      Статья 64. Стороны коллективного трудового спора
   
      Сторонами коллективного трудового спора  являются  работодатель
   (объединения работодателей) и работники в лице их представительных
   органов.
   
      Статья 65. Выдвижение требований работников
   
      Правом выдвижения   требований   обладают   работники   и    их
   представители.
      Требования работников организации,  филиала,  представительства
   выдвигаются  на  собрании  (конференции)  работников  большинством
   голосов.  Вместе с выдвижением требований работники избирают своих
   полномочных  представителей для участия в разрешении коллективного
   трудового спора.
      Представители работников   выдвигают   требования   в  порядке,
   установленном  уставом   или   решением   собрания   (конференции)
   работников, образовавшего представительный орган.
      Работодатель обязан предоставить работникам или  представителям
   работников  необходимое  помещение  для  собрания (конференции) по
   выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.
      При выдвижении одинаковых требований различными представителями
   работников они вправе сформировать  единый  орган  для  участия  в
   разрешении данного коллективного трудового спора.
      Требования излагаются  в  письменной   форме   и   направляются
   работодателю.
      Копия требований,  оформленных в письменной форме,  может  быть
   направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров
   (далее - Служба). В этом случае Служба обязана проверить получение
   требований другой стороной.
   
      Статья 66. Рассмотрение требований работников
   
      Работодатель обязан  принять  к  рассмотрению  направленные ему
   требования работников и сообщить  о  своем  решении  представителю
   работников  в  письменной форме в течение трех рабочих дней со дня
   получения требований.
   
      Статья 67. Примирительные процедуры
   
      Порядок разрешения коллективного  трудового  спора  состоит  из
   следующих   этапов:  рассмотрение  коллективного  трудового  спора
   примирительной  комиссией,  рассмотрение  коллективного  трудового
   спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
      Рассмотрение коллективного   трудового   спора   примирительной
   комиссией является обязательным этапом.  При недостижении согласия
   в примирительной комиссии стороны  коллективного  трудового  спора
   переходят  к рассмотрению коллективного трудового спора с участием
   посредника или к  рассмотрению  коллективного  трудового  спора  в
   трудовом арбитраже.
      В поддержку своих требований  в  ходе  разрешения  коллективных
   трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги,
   демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.
      Каждая из  сторон  в  любой  момент  после начала коллективного
   трудового спора вправе  обратиться  в  Службу  для  уведомительной
   регистрации спора.
      Ни одна из  сторон  коллективного  трудового  спора  не  вправе
   уклоняться от участия в примирительных процедурах.
      Представители сторон,   примирительная   комиссия,   посредник,
   трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные
   законодательством   возможности    для    разрешения    возникшего
   коллективного трудового спора.
      Примирительные процедуры проводятся  в  сроки,  предусмотренные
   статьями 68-70 настоящего Кодекса.
      В случае необходимости сроки,  предусмотренные  для  проведения
   примирительных  процедур,  могут  быть  продлены  по  согласованию
   сторон коллективного трудового спора.
   
      Статья 68.   Рассмотрение   коллективного    трудового    спора
   примирительной комиссией
   
      Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с
   момента  начала  коллективного  трудового  спора   и   оформляется
   соответствующим  приказом  работодателя  и  решением представителя
   работников.
      Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на
   равноправной основе.
      Работодатель не  вправе  уклоняться  от создания примирительной
   комиссии и участия в ее работе.
      Работодатель создает    необходимые    условия    для    работы
   примирительной комиссии.
      Коллективный трудовой     спор     должен    быть    рассмотрен
   примирительной комиссией в срок до пяти  рабочих  дней  с  момента
   издания приказа о ее создании.
      Решение примирительной  комиссии  принимается   по   соглашению
   сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу
   и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
      При недостижении  согласия  в  примирительной  комиссии стороны
   продолжают примирительные процедуры с участием  посредника  или  в
   трудовом арбитраже.
      При недостижении    согласия    по     поводу     использования
   примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового
   спора  примирительной  комиссией  стороны  должны   приступить   к
   созданию трудового арбитража.
   
      Статья 69.   Рассмотрение   коллективного   трудового  спора  с
   участием посредника
   
      По соглашению сторон для рассмотрения  коллективного  трудового
   спора  может  быть приглашен посредник независимо от Службы или по
   рекомендации Службы.
      Если стороны  в срок до трех рабочих дней с момента обращения в
   Службу   не   достигнут   соглашения   относительно    кандидатуры
   посредника, он назначается Службой.
      Порядок рассмотрения коллективного трудового спора  с  участием
   посредника  определяется  посредником  по  соглашению со сторонами
   коллективного трудового спора.
      Посредник имеет  право  запрашивать  и получать от работодателя
   необходимые  документы  и   сведения,   касающиеся   коллективного
   трудового спора.
      Рассмотрение коллективного   трудового   спора    с    участием
   посредника  осуществляется  в  срок  до  семи  календарных  дней с
   момента  его  приглашения  (назначения)  и  завершается  принятием
   согласованного   решения   в  письменной  форме  или  составлением
   протокола разногласий.
   
      Статья 70.  Рассмотрение  коллективного   трудового   спора   в
   трудовом арбитраже
   
      Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган
   по  рассмотрению  коллективного   трудового   спора,   создаваемый
   сторонами  коллективного  трудового  спора  и  Службой  в  срок не
   позднее  трех  рабочих  дней  с  момента  окончания   рассмотрения
   коллективного   трудового   спора   примирительной  комиссией  или
   посредником.
      Трудовой арбитраж  формируется  по  соглашению сторон в составе
   трех человек из числа трудовых арбитров,  рекомендованных  Службой
   или предложенных сторонами коллективного трудового спора.
      В состав трудового арбитража  не  могут  входить  представители
   сторон коллективного трудового спора.
      Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия
   оформляются  соответствующим решением работодателя,  представителя
   работников и Службы.
      Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже
   с участием представителей сторон в срок до пяти  рабочих  дней  со
   дня его создания.
      Трудовой арбитраж  рассматривает  обращения  сторон;   получает
   необходимые   документы   и   сведения,  касающиеся  коллективного
   трудового  спора;  информирует  в  случае   необходимости   органы
   государственной   власти   и   органы  местного  самоуправления  о
   возможных социальных последствиях коллективного  трудового  спора;
   разрабатывает  рекомендации  по  существу  коллективного трудового
   спора.
      Рекомендации трудового      арбитража     по     урегулированию
   коллективного трудового спора  передаются  сторонам  в  письменной
   форме  и  приобретают  для сторон обязательную силу,  если стороны
   заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
   
      Статья 71.  Гарантии   работникам   в   связи   с   разрешением
   коллективного трудового спора
   
      Члены примирительной комиссии,  посредники, трудовые арбитры на
   время  участия  в   разрешении   коллективного   трудового   спора
   освобождаются  от основной работы с сохранением среднего заработка
   на срок не более трех месяцев в течение года.
      Участвующие в    разрешении   коллективного   трудового   спора
   представители профсоюзов,  их  объединений,  органов  общественной
   самодеятельности  не  могут быть в период разрешения коллективного
   трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию,  переведены
   на   другую   работу,   перемещены   или   уволены  по  инициативе
   администрации без предварительного согласия уполномочившего их  на
   представительство органа.
   
      Статья 72.  Уклонение  работодателя от участия в примирительных
   процедурах
   
      В случае уклонения  работодателя  от  участия  в  создании  или
   работе   примирительной   комиссии   коллективный   трудовой  спор
   передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
      В случаях   уклонения   работодателя   от   создания  трудового
   арбитража,  рассмотрения коллективного трудового спора в  трудовом
   арбитраже,  а  также выполнения его рекомендаций,  если достигнуто
   соглашение об их  обязательности,  работники  могут  приступить  к
   проведению забастовки.
   
      Статья 73.   Участие   Службы  по  урегулированию  коллективных
   трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
   
      Служба -  государственный   орган,   содействующий   разрешению
   коллективных  трудовых  споров  путем  организации  примирительных
   процедур и участия в них.
      Служба:
      1) осуществляет   уведомительную    регистрацию    коллективных
   трудовых споров;
      2) проверяет в случае необходимости  полномочия  представителей
   сторон коллективного трудового спора;
      3) формирует список посредников и трудовых арбитров;
      4) проводит   подготовку   посредников   и  трудовых  арбитров,
   специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
      5) выявляет   и   обобщает   причины  и  условия  возникновения
   коллективных трудовых споров,  подготавливает  предложения  по  их
   устранению;
      6) оказывает  методическую  помощь  сторонам  на  всех   этапах
   разрешения коллективных трудовых споров;
      7) организует   в    установленном    порядке    финансирование
   примирительных процедур;
      8) организует работу по  урегулированию  коллективных  трудовых
   споров   во   взаимодействии   с   представителями   работников  и
   работодателей, органами государственной власти и органами местного
   самоуправления.
      Служба действует в соответствии с настоящим Федеральным законом
   и  Положением  о  службе  по  урегулированию коллективных трудовых
   споров.
      Работники Службы   пользуются  правом  беспрепятственного,  при
   предъявлении  удостоверения  установленного   образца,   посещения
   организаций,  филиала,  представительства  в  целях урегулирования
   коллективных  трудовых  споров,  выявления  и  устранения  причин,
   порождающих эти конфликты.
   
      Статья 74.  Соглашение  в ходе разрешения коллективных трудовых
   споров
   
      Соглашение, достигнутое    сторонами    в    ходе    разрешения
   коллективного  трудового  спора,  оформляется в письменной форме и
   имеет для сторон обязательную силу.  Контроль за  его  исполнением
   осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
   
      Статья 75. Забастовка
   
      Забастовка -   временный   добровольный   отказ  работников  от
   выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в  целях
   разрешения коллективного трудового спора.
   
      Статья 76. Право на забастовку
   
      Если примирительные   процедуры   не   привели   к   разрешению
   коллективного трудового  спора  либо  работодатель  уклоняется  от
   примирительных  процедур,  не выполняет соглашение,  достигнутое в
   ходе разрешения коллективного трудового  спора,  работники  вправе
   использовать   собрания,   митинги,  демонстрации,  пикетирование,
   включая право на забастовку.
      Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть
   принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
      Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в
   забастовке,      несут      ответственность       (дисциплинарную,
   административную,     уголовную)    в    порядке,    установленном
   законодательством.
      Представители работодателя  не вправе организовывать забастовку
   и принимать в ней участие.
   
      Статья 77. Объявление забастовки
   
      Решение об   объявлении   забастовки   принимается    собранием
   (конференцией) работников организации,  филиала, представительства
   или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.
      Собрание (конференция)   работников,   профсоюзной  организации
   считается правомочным,  если на нем присутствовало не  менее  двух
   третей от общего числа работников,  членов профсоюзной организации
   (делегатов конференции).
      Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее
   половины присутствующих на собрании (конференции).
      После пяти  календарных  дней  работы  примирительной  комиссии
   может  быть   однократно   объявлена   часовая   предупредительная
   забастовка,  о  которой  работодатель  должен  быть предупрежден в
   письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
      При проведении    предупредительной    забастовки   орган,   ее
   возглавляющий,  обеспечивает минимум необходимых работ  (услуг)  в
   соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса.
      О начале  предстоящей  забастовки  работодатель   должен   быть
   предупрежден   в   письменной  форме  не  позднее  чем  за  десять
   календарных дней.
      В решении об объявлении забастовки указываются:
      - перечень  разногласий  сторон,  являющихся   основанием   для
   объявления и проведения забастовки;
      - дата  и  время  начала  забастовки,  ее  продолжительность  и
   предполагаемое количество участников;
      - наименование  органа,   возглавляющего   забастовку,   состав
   представителей    работников,    уполномоченных   на   участие   в
   примирительных процедурах;
      - предложения    по   минимуму   необходимых   работ   (услуг),
   выполняемому в организации,  филиале,  представительстве в  период
   проведения забастовки.
      Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу.
   
      Статья 78. Орган, возглавляющий забастовку
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное