Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА" ОТ 27.07.2003

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской   Федерации  может  быть  ограничено,   но   только   на
   определенных  территориях России. Территория Домодедовского  района
   Московской  области в их число не входит. Правилами  регистрации  и
   снятия  граждан РФ с регистрационного учета по месту  пребывания  и
   по  месту  жительства  в пределах РФ, утвержденными  постановлением
   Правительства  РФ от 17.07.95 N 713, предусмотрено,  что  граждане,
   изменившие место жительства, обязаны зарегистрироваться  в  органах
   регистрационного учета, а этот орган не позднее трех  дней  со  дня
   предъявления  документов обязан их зарегистрировать. В соответствии
   с  постановлением  Правительства РФ N  290  от  12  марта  1997  г.
   указанные   Правила  распространяются  на  граждан  бывшего   СССР,
   прибывающих  из  государств  - участников  Содружества  Независимых
   Государств   и   государств  Балтии.  Постановлением  Правительства
   Московской  области  от  30.03.1999  N  241-28  утверждены  Правила
   регистрации    и    снятия   граждан   Российской    Федерации    с
   регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства  в
   Москве  и  Московской области. Согласно пп. 1.1,  3.1,  3.2  Правил
   данные  Правила регистрации граждан по месту пребывания и по  месту
   жительства  распространяются  также на  граждан  бывшего  СССР,  не
   имеющих  иного гражданства. Регистрация граждан по месту жительства
   осуществляется  в  жилые  помещения любых  форм  собственности  при
   представлении  необходимых  документов,  в  том  числе   документа,
   удостоверяющего личность.
       Комментарий.   Решение  суда  и  доводы,  изложенные   в   нем,
   неправильные,   противоречащие  Правилам   пребывания   иностранных
   граждан в Российской Федерации.
   
              7.4. Регистрация иностранных граждан и лиц
                 без гражданства на регламентированных
                        посещением территориях
   
       Въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации  с
   регламентированным  посещением  согласовывается   с   Министерством
   безопасности  РФ  или  его  территориальными  органами  на  местах.
   Постановлением  Правительства РФ от 04.07.1992  N  470  в  редакции
   постановлений   Правительства   РФ   от   17.11.1994,   27.11.1995,
   27.12.1997,   02.02.2000,   30.10.2001,   29.04.2002,    09.07.2002
   утвержден    Перечень    территорий    Российской    Федерации    с
   регламентированным  посещением для иностранных  граждан,  в  п.  13
   которого указаны конкретные территории по Московской области.
       Так,  Замбахидзе  обратился в суд с жалобой на  неправомерность
   отказа  ему в регистрации по месту пребывания в доме в дер.  Фенино
   Балашихинского   района.  Представитель  паспортно-визовой   службы
   Саввинского  ГОМ  г. Железнодорожный жалобу признал необоснованной,
   сославшись, что Замбахидзе отказано в регистрации, так как  у  него
   отсутствуют  документы  в  подтверждение гражданства,  в  настоящее
   время  иностранные  граждане не подлежат  регистрации  в  указанном
   регионе.    Привлеченный   к   участию   в    деле    в    качестве
   заинтересованного   лица,   Солонин  А.С.   обоснованность   жалобы
   поддержал,  не возражал против регистрации заявителя по  указанному
   адресу.   Согласно  паспортным  данным  Замбахидзе  зарегистрирован
   проживающим  на территории Республики Грузии, затем  без  снятия  с
   регистрации  на  данной  территории  был  выписан  из  г.  Киева  в
   неизвестном  направлении, отметка, что он в  установленном  порядке
   был   зарегистрирован  на  территории  Республики  Украины,   также
   отсутствует. Отсутствуют и данные, что Замбахидзе в порядке ст.  18
   Закона  РСФСР  "О  гражданстве РСФСР" приобрел гражданство  России.
   Установив   изложенное,  суд  своим  решением   от   12.04.2002   в
   удовлетворении жалобы отказал.
       Комментарий.  Из материалов дела усматривается, что  Замбахидзе
   является  гражданином Грузии, это означает, что с 04.12.2000  въезд
   на  территорию России мог быть произведен только на основании визы.
   В  связи  с указанным обстоятельством суд должен был привести  иные
   основания  для  отказа  в удовлетворении требований  Замбахидзе.  В
   соответствии   с   Перечнем   территорий   Российской    Федерации,
   утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992  г.  за
   N  470,  в редакции постановлений Правительства РФ от 17.11.1994  и
   от  27.11.1995  место  пребывания  заявителя  регламентировано  для
   посещения  иностранными гражданами, т.к. к ограниченному посещением
   району относится территория Балашихинского района - с запада  линия
   Никольское  -  Трубецкое  -  Балашиха  -  Кучино  -  Томилино   (за
   исключением  Горьковского  шоссе).  Учитывая,  что  Замбахидзе   не
   является  гражданином  РФ,  указанная  территория  регламентирована
   посещением  для  иностранных граждан по месту  пребывания,  поэтому
   жалоба судом правомерно признана необоснованной.
   
      7.5. Регистрация несовершеннолетних иностранцев и беженцев
   
       Вопросы  регистрации несовершеннолетних иностранцев и  беженцев
   на  законодательном  уровне  до  принятия  Закона  РФ  "О  правовом
   положении  иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ  от
   25.07.2002, вступившего в силу с 01.11.2002, разрешены не  были.  В
   настоящее  время  в  ст.  20 ч. 2 Закона указано,  что  регистрация
   детей,  не  достигших 18 лет и въехавших в РФ вместе  с  родителями
   или  с  одним  из  них,  производится одновременно  с  регистрацией
   родителей (родителя).
       К.  обратилась в суд с иском о признании права на жилую площадь
   и  обязании  ПВС произвести ее регистрацию, а также регистрацию  ее
   несовершеннолетнего  ребенка, родившегося  в  апреле  2002  г.,  по
   месту  жительства, указав, что с 1999 г. проживала одной  семьей  с
   Е.  на принадлежащей ему жилой площади без регистрации брака,  вела
   с   ним   общее   хозяйство,  после  рождения   ребенка   отношения
   ухудшились,  он  не  признает ее право  на  жилую  площадь,  а  ПВС
   отказывается  произвести регистрацию, т.к. она является  гражданкой
   Узбекистана,  вида  на  жительство не  имеет,  а  имеющийся  у  нее
   паспорт  гражданки СССР просрочен. Первоначально суд отказал  К.  в
   принятии  заявления, сославшись на то, что она незаконно  находится
   на  территории РФ, а поэтому не может пользоваться правами  граждан
   РФ   на   обращение  в  суд.  Определением  кассационной  инстанции
   Мособлсуда  определение  суда отменено,  и  материал  направлен  на
   рассмотрение по существу.
       Комментарий.   При  разрешении  возникшего  спора   интересными
   являются несколько моментов.
       Несмотря  на  то  что К. является иностранной  гражданкой,  она
   пользуется  правами  граждан  РФ на обращение  в  суд,  это  случай
   предоставления иностранцам национального режима.
       Согласно   Закону   Российской  Федерации  "О   праве   граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и  жительства в пределах Российской Федерации"  органом
   регистрационного учета являются органы внутренних дел, при этом  не
   конкретизируется,  какое  именно подразделение.  В  соответствии  с
   нормативными  документами Министерства внутренних  дел  регистрация
   иностранных   граждан   и   лиц   без  гражданства   осуществляется
   подразделениями  ВИР, которые в зависимости от субъекта  Российской
   Федерации  или  входят  в  состав  подразделений  паспортно-визовой
   службы,   или   (например,  г.  Москва)  являются  самостоятельными
   подразделениями  органов  внутренних  дел.  Рассмотрение   вопросов
   регистрации  иностранных  граждан и  оставление  их  на  постоянное
   место  жительства  в Российской Федерации не входят  в  компетенцию
   начальников  паспортных столов, групп и отделений. В каждом  районе
   Московской   области   существует  по  одному  подразделению   ВИР,
   находящемуся в подчинении начальника ПВС района и расположенному  в
   районном   центре.   В   зависимости  от   обстоятельств   дела   и
   представленных  доказательств за К. может быть  признано  право  на
   жилую  площадь  в квартире ее сожителя и отца родившегося  ребенка.
   Однако  признание  права на жилую площадь за  гражданкой  К.  и  ее
   ребенком   автоматически  не  повлечет  их  регистрацию  по   месту
   жительства органами ПВС.
       Постановлением   Правительства  РФ   от   08.05.2002   отменено
   постановление Правительства РФ N 290 от 12.03.1997, в  соответствии
   с   которым   Правила  регистрации  граждан  Российской   Федерации
   распространялись на граждан бывшего СССР, прибывших из  Содружества
   Независимых  Государств и стран Балтии. Кроме того, в  соответствии
   со  ст.  5 Закона СССР N 5152-Х от 24.06.1981 "О правовом положении
   иностранных  граждан в СССР" в редакции Федеральных законов  РФ  от
   19.05.95  N  82-ФЗ,  от  15.08.96 N 114-ФЗ, который  действовал  на
   момент обращения гражданки К. в суд, а также в соответствии со  ст.
   2  ч.  1  Закона  РФ  "О правовом положении иностранных  граждан  в
   Российской   Федерации",  который  вступил   в   силу   01.11.2002,
   иностранные   граждане  могут  постоянно  проживать  в   Российской
   Федерации,  если  они  имеют вид на жительство,  выданный  органами
   внутренних   дел,  в  порядке,  установленном  Правительством   РФ.
   Иностранные  граждане, находящиеся в Российской Федерации  на  ином
   законном  основании,  считаются  временно  пребывающими  в  РФ.  На
   момент  обращения  гр.  К. в суд регистрация детей,  не  являющихся
   гражданами     Российской    Федерации,    нормативными     актами,
   определяющими правовой режим пребывания иностранных граждан  и  лиц
   без  гражданства  в Российской Федерации, не была регламентирована.
   Но  в  соответствии  со  ст. 20 ч. 2 Закона N  115-ФЗ  "О  правовом
   положении  иностранных граждан в Российской Федерации", вступившего
   в  силу  01.11.2002,  регистрация детей, не достигших  возраста  18
   лет,  производится  одновременно с  родителями.  В  соответствии  с
   действующим    законодательством   при   предъявлении   необходимых
   документов  в  подразделение  паспортно-визовой  службы  по   месту
   нахождения  заявительницы ее ребенок может быть признан гражданином
   Российской   Федерации,   т.к.  его   отец   является   гражданином
   Российской  Федерации  и ребенок родился на  территории  Российской
   Федерации.  В  данном случае он может быть зарегистрирован  ПВС  по
   месту  жительства  отца с его согласия или в судебном  порядке  без
   такого согласия, если будет установлено, что место жительства  отца
   является  местом  жительства его новорожденного ребенка,  а  у  его
   матери   место   жительства  на  территории  Российской   Федерации
   отсутствует.
   
            8. Вопросы, связанные с отсрочкой в регистрации
        граждан по месту пребывания и месту жительства, граждан
              из числа бывших иностранцев, но получивших
                 гражданство РФ, связанные с проверкой
              подлинности предоставляемых на регистрацию
         документов, в т.ч. и подтверждающих их гражданство РФ
   
       В  2001-2002  гг.  участились  случаи  отсрочек  в  регистрации
   граждан  Российской  Федерации  по  месту  жительства  и  по  месту
   пребывания   со  стороны  паспортно-визовой  службы   в   связи   с
   необходимостью  в  соответствии  с ведомственными  документами  МВД
   проверки   фактов   о   приобретении  ими  гражданства   Российской
   Федерации  в консульских учреждениях посольств Российской Федерации
   в государствах, ранее входящих в состав СССР.
       Законом  подобные отсрочки не предусмотрены. В соответствии  со
   ст.  6  Закона  Российской  Федерации "О праве  граждан  Российской
   Федерации  на  свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания   и
   жительства  в  пределах Российской Федерации" гражданин  Российской
   Федерации,  изменивший  место жительства, обязан  не  позднее  семи
   дней  со  дня  прибытия  на  новое место  жительства  обратиться  к
   должностному  лицу,  ответственному за  регистрацию,  с  заявлением
   установленной  формы.  При  этом предъявляются:  паспорт  или  иной
   заменяющий   его  документ,  удостоверяющий  личность   гражданина;
   документ,  являющийся основанием для вселения  гражданина  в  жилое
   помещение,    или   его   надлежаще   заверенная    копия.    Орган
   регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по  месту
   жительства  не позднее 3 дней со дня предъявления им документов  на
   регистрацию. Никаких других документов, которые должен  представить
   гражданин в паспортно-визовую службу, закон не предусматривает.
       Также  в законе отсутствует перечень обстоятельств, при наличии
   которых оформление регистрации может быть отсрочено.
       Оформление   регистрации  безотлагательно  не   лишает   органы
   внутренних   дел,   в  т.ч.  и  паспортно-визовую   службу,   после
   оформления     регистрации    провести    проверку    достоверности
   предъявленных документов.
       Павленко  обратился  в  суд с просьбой  признать  неправомерным
   отказ  начальника ОПВС Протвинского ОВД в его регистрации по  месту
   жительства в принадлежащей ему квартире в г. Протвино, так  как  он
   является  гражданином  РФ,  что подтверждается  имеющимися  у  него
   документами  -  паспортом с отметкой консульства, что  он  является
   гражданином РФ, что его супруга также является гражданкой  РФ  и  у
   нее  имеется  паспорт  гражданина РФ, что он уже  длительное  время
   проживает  на  территории РФ и приобрел квартиру в г. Протвино  как
   гражданин РФ.
       Представитель  ОПВС Протвинского ОВД пояснил, что  в  последнее
   время  участились  случаи  представления  подложных  документов,  в
   связи  с  чем  повысились  требования к  предъявляемым  документам.
   Заявитель  после  распада  СССР  проживал  в  Казахстане.  Им   был
   предъявлен  паспорт,  в  котором имелись  штамп,  что  он  является
   гражданином РФ, и печать консульского отдела. Вместе с  тем  печать
   консульского  отдела  не соответствует тем образцам,  которые  были
   предоставлены  Министерством иностранных  дел  РФ.  Более  того,  в
   паспорте  заявителя  отсутствовали указание  на  норму  закона,  на
   основании   которой   он  приобрел  гражданство   РФ,   и   подпись
   должностного лица, в то время как согласно разъяснениям  МИД  такая
   отметка  должна быть в обязательном порядке. Заявителю не  отказано
   в   регистрации,  а  только  отсрочено  решение  этого  вопроса  до
   получения  подтверждения его гражданства, и соответствующий  запрос
   уже  направлен. Городской суд 04.04.2001 решил удовлетворить жалобу
   Павленко  на  действия  начальника ОПВС Протвинского  ОВД,  признал
   решение  об отсрочке его регистрации по месту жительства незаконным
   и   обязал   начальника  ОПВС  Протвинского  ОВД   зарегистрировать
   заявителя по месту жительства.
       При  этом  суд  указал,  что из копии заявления  о  регистрации
   видно,  что  заявитель  обратился по вопросу регистрации  по  месту
   жительства. Начальником паспортно-визовой службы решение вопроса  о
   регистрации   Павленко  отсрочено  до  получения  подтверждения   о
   гражданстве РФ в Посольстве России в Казахстане. Осмотром  паспорта
   заявителя  установлено, что имеются штамп гражданина  РФ  и  печать
   консульского  отдела  Посольства  России  в  Республике  Казахстан.
   Также  в  паспорте имеются штамп о том, что он принят  на  учет  на
   постоянное  жительство,  и  печать  посольства.  Из  представленной
   начальником  ОПВС  копии письма директора Департамента  консульской
   службы   МИД   РФ   от   23.08.95  следует,  что   при   оформлении
   принадлежности  к  гражданству  РФ  во  внутренних  паспортах  СССР
   наряду   с   соответствующими  штампом   и   печатью   консульского
   учреждения должны быть указаны пункт, часть и номер статьи  Закона,
   на  основании которых оформлено приобретение гражданства в  порядке
   регистрации,  дата  приобретения  гражданства,  что   должно   быть
   заверено  подписью  консульского должностного лица.  На  внутренней
   стороне  обложки и первой странице паспорта должна быть проставлена
   вторая   скрепляющая   печать  консульского  учреждения.   Согласно
   требованиям  Закона  РФ  "О праве граждан Российской  Федерации  на
   свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства   в
   пределах  Российской  Федерации" регистрации  по  месту  жительства
   подлежат   граждане  РФ.  Законом  РФ  "О  гражданстве   Российской
   Федерации"    установлены   порядок   и   основания    приобретения
   гражданства.  Приказом МВД РФ N 330 от 30.06.94 решение  вопроса  о
   приобретении  гражданства оформляется соответствующими документами-
   заключениями.
       Комментарий.  Суд  принял правильное решение,  однако  в  своих
   обоснованиях суд должен был сослаться на доводы, приведенные  в  п.
   1  раздела  2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства
   Российской  Федерации,  утвержденного Указом Президента  Российской
   Федерации   от  10.04.1992  N  386  (в  редакции  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от  27.12.1993 N  2299),  в  соответствии  с
   которым    документом,   подтверждающим   гражданство    Российской
   Федерации,  является  в  том  числе и  паспорт  гражданина  СССР  с
   указанием гражданства Российской Федерации.
       Пока   не  доказано  обратное,  суд  должен  был  рассматривать
   Павленко  как  гражданина  Российской  Федерации.  О  том,  что  он
   таковым  не является, доказательств в судебное заседание паспортно-
   визовая служба не представила.
       В   связи   с   тем  что  регистрация  сама  по  себе   никаких
   имущественных  прав  не  порождает,  безотлагательная  регистрация,
   т.е.  до получения результатов проверки, не может привести к каким-
   либо   последствиям,  имеющим  необратимый  характер  и   требующим
   обеспечения в форме неоформления регистрации.
   
           9. Вопросы, связанные с установлением юридически
            значимых фактов для определения принадлежности
               к гражданству РФ, а также о приобретении
                            гражданства РФ
   
       В  2002-2002 гг. участились случаи обращения в суды  граждан  с
   просьбой  установить факт их постоянного проживания  на  территории
   Российской Федерации на 06.02.92, т.е. на момент вступления в  силу
   Закона  Российской  Федерации "О гражданстве Российской  Федерации"
   от   23.11.1991,  что  необходимо  для  их  бесспорного   признания
   гражданами  Российской Федерации в порядке  ст.  13  ч.  1  данного
   Закона  и  получения  паспорта гражданина Российской  Федерации.  В
   соответствии  со  ст.  13  ч.  1 вышеназванного  Закона  гражданами
   Российской   Федерации  признаются  все  граждане   бывшего   СССР,
   постоянно  проживающие на территории Российской Федерации  на  день
   вступления  в  силу настоящего Закона, если в течение  одного  года
   после  этого  дня  они  не  заявят о  своем  нежелании  состоять  в
   гражданстве  Российской  Федерации.  Указанным  Законом  не  дается
   понятие  постоянного проживания на территории Российской Федерации.
   Однако  в ст. 1 раздела 2 Положения о порядке рассмотрения вопросов
   гражданства  Российской Федерации, утвержденного Указом  Президента
   Российской  Федерации  от  10.04.1992  N  386  (в  редакции   Указа
   Президента  Российской Федерации от 27.12.1993  N  2299),  сказано,
   что  документом, свидетельствующим о принадлежности  к  гражданству
   РФ,  является паспорт гражданина СССР со штампом прописки по  месту
   жительства,  подтверждающим  постоянное  проживание  на  территории
   России на 06.02.1992, т.е. со штампом постоянной прописки.
       Руководствуясь  данными нормативными актами,  паспортно-визовая
   служба  признает гражданами Российской Федерации только тех лиц,  у
   которых  в  паспортах СССР образца 1974 года стоит штамп постоянной
   прописки на указанную дату, т.е. на 06.02.1992.
       Как  уже  неоднократно отмечалось, регистрация  или  отсутствие
   таковой  никаких прав сама по себе не порождает. Гражданин  мог  до
   06.02.1992   въехать   на   постоянное  жительство   в   Российскую
   Федерацию,  постоянно  проживать в  рассматриваемый  период  на  ее
   территории,  но  по  каким-то  причинам  регистрацию  не  оформить.
   Отсутствие  отметки о постоянной прописке в паспорте гражданина  на
   06.02.1992    не   может   служить   основанием   для   бесспорного
   утверждения,  что  данный гражданин в означенный период  времени  в
   России  не  проживал.  Но  для подтверждения  этого  обстоятельства
   заинтересованному лицу необходимо обратиться в суд.
       При рассмотрении дел данной категории судам следует всесторонне
   исследовать  представленные доказательства  постоянного  проживания
   граждан  на территории Российской Федерации на юридически  значимую
   дату,  выяснить,  когда и с какой целью они въехали  на  территорию
   России,  где и у кого проживали, где учились или работали, состояли
   ли  на  воинском  учете по месту проживания,  имели  ли  на  данный
   период  временную прописку в Российской Федерации, продлевалась  ли
   она  непрерывно, был ли заключен в данный период брак на территории
   России, где родились дети, и т.п.
       В  связи  с  тем  что паспортно-визовая служба  является  чисто
   регистрационным  органом и установление юридически значимых  фактов
   в  ее  компетенцию не входит, указанные дела следует  рассматривать
   не  в  порядке жалобы на действия должностных лиц, а как  заявления
   об установлении юридически значимых фактов.
       Федотова  обратилась  в  суд  с  жалобой  на  паспортный   стол
   Клинского УВД, ссылаясь на то, что с 1992 года она проживает  в  г.
   Клину,  куда  приехала  из  г.  Шатуры  Московской  области   после
   окончания  техникума. В 1994 году у нее родился сын в г.  Клину.  С
   1992  года  она  никуда не выезжала из Клина,  постоянно  проживает
   здесь  и  работает,  имеет  постоянную прописку  в  г.  Клину.  При
   обращении  в  паспортный  стол с заявлением  о  выдаче  российского
   паспорта ей отказано, поскольку она не является гражданкой РФ,  она
   постоянно проживает в Клинском районе, получала паспорт в  Клинском
   УВД,  постоянно  зарегистрирована по месту жительства.  В  судебном
   заседании  Федотова уточнила свои требования, просила  признать  ее
   постоянно  проживающей на территории РФ с  1987  года,  то  есть  с
   момента   поступления   в  техникум  в  г.  Шатуре.   Представитель
   паспортно-визовой службы не возражал против заявления  Федотовой  о
   признании  ее постоянно проживающей на территории РФ с  1987  года.
   Городской  суд  27.02.2002  признал требования  обоснованными.  Суд
   признал  Федотову  постоянно проживающей на  территории  Российской
   Федерации с 1 сентября 1987 года.
       Суд установил, что Федотова с августа 1987 года проживала в  г.
   Шатуре,  куда  приехала из Узбекистана. С 01.09.1987 по  01.03.1992
   она  обучалась в Шатурском энергетическом техникуме,  по  окончании
   которого  была  распределена на ПО "Химволокно" (г.  Клин),  где  и
   работала  с 13.04.1992. С 17.07.1992 по 05.10.1995 она прописана  в
   общежитии в п. Майданово (г. Клин), затем, с 6 октября 1995 года  и
   по  настоящее время, она зарегистрирована постоянно в п. Майданово,
   где  постоянно проживает. Заявительница заключила брак с Федотовым,
   который  был расторгнут 01.03.1995. 30.05.1994 у Федотовой  родился
   сын  Борис, 23.06.1993 Федотовой выдан паспорт ОВД г. Клина.  Отказ
   паспортного   стола   в   обмене  паспорта   Федотовой   суд   счел
   необоснованным, поскольку Федотова с 1987 года постоянно  проживает
   на территории Российской Федерации.
       Комментарий.   Суд   правомерно  подтвердил  факт   постоянного
   проживания  на  территории  Российской  Федерации  с  1987  г.  гр.
   Федотовой.  Однако  отказ  паспортного  стола  Федотовой  в  обмене
   паспорта,  который был дан ПВС до установления в  судебном  порядке
   факта  ее  постоянного  проживания в России в  юридически  значимый
   период,   суд  признал  необоснованным  без  достаточных   к   тому
   оснований,  т.к.  паспортно-визовая  служба  не  является  органом,
   управомоченным  устанавливать  данный  факт  самостоятельно,  и  со
   своей    стороны   истребовала   документы   на   обмен   паспорта,
   предусмотренные    законом.    Только    после    установления    в
   предусмотренном  законом  порядке  юридического  факта  постоянного
   проживания  на  территории Российской Федерации на  06.02.1992  ПВС
   обязана   документировать   граждан   российскими   паспортами    в
   бесспорном порядке.
       Розов  в мае 2002 г. обратился в суд об установлении факта  его
   проживания  на территории РФ до 1992 г., указав, что он,  родившись
   30.11.68 в г. Семипалатинске Казахской ССР, в период 1989-1994  гг.
   учился  в  Томском медицинском институте, после чего был  направлен
   для  прохождения военной службы в Московскую область. Этот факт ему
   необходим  для  получения гражданства РФ. Решением городского  суда
   от 03.06.2002 заявленные требования удовлетворены.
       Комментарий.  В  силу ст. 13 п. 1 Закона РСФСР  "О  гражданстве
   Российской  Федерации" от 28.11.1991 с изменениями  от  17.06.1993,
   06.02.1995, 31.05.2002, действовавшего на момент рассмотрения  дела
   судом,   гражданами   Российской  Федерации  признаются   постоянно
   проживающие  на территории Российской Федерации на день  вступления
   настоящего Закона в законную силу, т.е. 06.02.1992, если в  течение
   одного  года  после  этого  дня они не  заявят  о  своем  нежелании
   состоять в гражданстве РФ.
       Кулешов,  1977  года рождения, обратился в  суд  с  жалобой  на
   действия   ПВС   Клинского  УВД,  отказавшей  в   выдаче   паспорта
   гражданина    РФ   по   тем   основаниям,   что   не   представлены
   доказательства  проживания на территории РФ на  период  06.02.1992.
   Как  установил  суд, заявитель в 1991 г. вместе с матерью  переехал
   из  Магаданской  области на проживание в г. Клин,  где  с  1991  г.
   учился  в  школе,  а  затем в ПТУ. Представитель  паспортно-визовой
   службы  Клинского  УВД пояснил, что заявитель не  доказал,  что  он
   являлся  гражданином Российской Федерации на 06.02.92, то  есть  на
   момент   вступления  в  законную  силу  Закона  РФ  "О  гражданстве
   Российской Федерации". Суд пришел к выводу о том, что заявитель  на
   06.02.92  проживал  на территории РФ. Решением городского  суда  от
   26.12.2001   Кулешов  признан  гражданином  РФ.  Суд   обязал   ПВС
   Клинского УВД выдать Кулешову паспорт гражданина РФ.
       При  этом суд исходил из того, что в соответствии с Инструкцией
   о  порядке  выдаче,  замены, учета и хранения паспортов  гражданина
   РФ,  утвержденной  приказом МВД РФ от 15.09.97,  с  изменениями  на
   26.07.98   паспорт  является  основным  документом,  удостоверяющим
   личность  гражданина Российской Федерации на территории  Российской
   Федерации.  Паспорт  обязаны  иметь  все  граждане,  достигшие  14-
   летнего  возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
   Выдача  и замена паспортов производится органами внутренних дел  по
   месту   жительства  граждан.  В  соответствии  со  ст.  13  ФЗ   "О
   гражданстве   Российской   Федерации",   принятого    28.11.91    и
   вступившего   в   законную   силу  06.02.92,   то   есть   со   дня
   опубликования, гражданами РФ признаются все граждане бывшего  СССР,
   постоянно  проживающие на территории РФ на день вступления  в  силу
   настоящего Закона, если в течение одного года после этого  дня  они
   не  заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Суд указал,
   что  заявитель родился в г. Певек Магаданской области,  проживал  с
   матерью  в Магаданской области до 1991 года. В 1991 году  вместе  с
   матерью  переехал  в г. Клин и стал проживать,  учился  с  сентября
   1991 года в школе г. Клина, после окончания которой поступил в  ПТУ
   г.  Клина.  Из материалов дела видно, что заявителю 30.07.93  выдан
   паспорт  ОВД  г.  Клина  Московской области, с  24.09.93  постоянно
   зарегистрирован  в  г.  Клину.  Матери  заявителя  15.09.94   выдан
   вкладыш  к  паспорту, подтверждающий, что она является  гражданином
   Российской  Федерации.  На 06.02.92 заявителю  было  15  лет  и  он
   проживал с матерью в г. Клину. Паспорт выдавался при достижении  16
   лет.
       Комментарий.   Решение  суда  постановлено  в  соответствии   с
   требованиями закона.
       Макеева  обратилась в суд с жалобой на ПВС Домодедовского  УВД,
   ссылаясь  на то, что ей отказано в выдаче паспорта ввиду отсутствия
   у  нее  документов,  подтверждающих  гражданство  РФ,  хотя  она  с
   августа  1991  года проживала с матерью в Москве  и  до  1992  года
   обучалась  в  общеобразовательной школе г.  Москвы.  До  1996  года
   заявительница проживала в г. Москве, в настоящее время проживает  в
   г.  Домодедово.  Из-за отсутствия паспорта заявительница  не  имеет
   возможности  зарегистрировать  брак  и  получить  свидетельство   о
   рождении  дочери  Анастасии, родившейся 28.12.2001.  Городской  суд
   07.05.2002 признал жалобу Макеевой обоснованной.
       Суд  указал,  что  заявительница согласно  свидетельству  о  ее
   рождении,  имеющемуся  в  материалах  дела,  родилась  16.08.80   в
   Приморском  крае РСФСР. Ее родители Макеев В.М. и Макеева  В.А.  по
   национальности  были  русские. До 1991 г. заявительница  с  матерью
   проживали на территории РСФСР по разным адресам. В августе 1991  г.
   мать  заявительницы приехала на постоянное место  жительство  в  г.
   Москву  вместе с дочерью. Из приобщенной к материалам дела  справки
   ЖСК  "Восход"  г. Москвы от 16.07.2001 усматривается,  что  Макеева
   О.В.  с января 1992 г. по апрель 1996 г. проживала по адресу  в  г.
   Москве в квартире Ханада А.А. - родной сестры матери Макеевой  О.В.
   Позднее  Макеева  О.В. переехала в г. Домодедово  и  до  настоящего
   времени  проживает  по адресу в г. Домодедово,  что  подтверждается
   справкой  ПВС  Домодедовского  УВД  и  свидетельством  N   3192   о
   регистрации   по   месту  пребывания  на  имя   Макеевой   О.В.   В
   соответствии  со  ст.  13  Закона РФ "О  гражданстве  в  Российской
   Федерации"  лица,  проживающие на территории  России  до  06.02.92,
   являются  гражданами  России  и если родители  на  момент  рождения
   ребенка  являлись  гражданами России, то ребенок  согласно  ст.  14
   указанного    Закона    имеет    российское    гражданство.    Факт
   принадлежности    родителей   заявительницы   к   гражданству    РФ
   подтверждается  материалами дела, таким  образом,  и  заявительница
   приобрела  гражданство РФ. Кроме того, принимая  во  внимание,  что
   Макеева  О.В. длительное время зарегистрирована по месту пребывания
   в  г.  Домодедово,  то выдача ей паспорта должна производиться  ПВС
   Домодедовского УВД.
       Комментарий. Решение суда в части признания факта проживания на
   территории  РФ на 06.02.1992 является обоснованным. Паспорт  должен
   быть  выдан  Макеевой  по месту пребывания в г.  Домодедово  в  том
   случае, если она не имеет места жительства.
       Амбарцумян обратилась в суд об установлении факта ее проживания
   на  территории  Московской области с 1990 по  2002  г.,  из  них  в
   период  с  сентября 1993 г. по апрель 2002 г. в общежитии Яхромской
   техшколы,  указав,  что, прибыв в 1990 г.  из  Баку,  она  21.08.90
   прошла  регистрацию  как  беженка в Госкомтруде  СССР.  Федеральная
   миграционная служба России направила ее на проживание  в  Ногинский
   район,  а в 1993 г. - в г. Яхрому. Установление факта ей необходимо
   для  признания  ее гражданкой России. Решением городского  суда  от
   27.04.2002 заявленные требования удовлетворены.
       Комментарий. Представляется, что требования Амбарцумян не могли
   быть  удовлетворены судом. В соответствии со ст.  1  Закона  РФ  "О
   беженцах"  от  28.06.98  беженец - это лицо,  которое  не  является
   гражданином Российской Федерации. Сам факт того, что в 1993 г.  при
   перерегистрации  Амбарцумян писала заявление в миграционную  службу
   как  беженка,  т.е. как лицо, не имеющее гражданства  РФ,  она  тем
   самым   лично  подтвердила,  что  она  на  06.02.1992  не  являлась
   гражданкой  РФ  и  была  с этим согласна. Как временно  проживающая
   беженка  она  получала  пособие и пользовалась  другими  правами  и
   несла  обязанности беженца, ей как беженке было предоставлено жилье
   в  общежитии. Если бы она являлась постоянным жителем  РФ,  то  все
   эти льготы ей бы не предоставлялись.
       Абдул  Кахир  Абдул  Захир обратился  в  суд  с  заявлением  об
   установлении  факта его проживания на территории РФ с августа  1994
   г.   Решением   районного   суда  от  19.07.2001   его   требования
   удовлетворены.  Постановлением президиума Мособлсуда  решение  суда
   было отменено как незаконное.
       Комментарий. В судебном порядке могут быть установлены не любые
   факты,  а  только  влекущие в соответствии с  законом  определенные
   правовые  последствия.  Суд это требование закона  во  внимание  не
   принял.  Из  материалов дела усматривается, что заявитель  является
   гражданином    Государства    Афганистан,    был    зарегистрирован
   представительством  Управления Верховного Комиссара  ООН  по  делам
   беженцев  в  РФ  14.12.1993. Согласно справке ведущего  специалиста
   администрации п. Вербилки Абдул Кахир Абдул Захир с шестью  членами
   семьи  проживал  с  августа 1994 г. по сентябрь 1999  г.  в  центре
   размещения  дома отдыха "Вербилки". Миграционной службой Московской
   области 10.07.2000 Абдул Кахир Абдул Захир признан беженцем  и  ему
   было  выдано  удостоверение беженца, действительное до  09.07.2003.
   Абдул  Кахир  19.07.2000 был зарегистрирован по месту пребывания  в
   Талдомском районе до 10.07.2001. В августе 2000 г. УВД МО  отказало
   Абдул Кахиру в приеме в гражданство РФ в связи с тем, что срок  его
   пребывания  на территории РФ составлял менее двух с половиной  лет.
   Удовлетворяя требование Абдул Кахира, суд указал, что  заявитель  с
   августа  1993 г. по сентябрь 1999 г. проживал в доме отдыха,  после
   этого  времени проживает в п. Вербилки без регистрации,  каких-либо
   данных  о  том,  что  заявитель  отсутствовал  в  указанный  период
   времени свыше трех месяцев, суду не представлено. Согласно  ст.  19
   Закона  РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991  с
   последующими   изменениями   и  дополнениями   дееспособное   лицо,
   достигшее   18  лет  и  не  состоящее  в  гражданстве   РФ,   может
   ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Обычным условием  приема
   в  гражданство РФ является постоянное проживание на территории  РФ:
   для  иностранных граждан и для лиц без гражданства - всего пять лет
   или   три  года  непрерывно  непосредственно  перед  обращением   с
   ходатайством;  для  беженцев,  признаваемых  таковыми  законом  РФ,
   указанные  сроки сокращаются вдвое. Срок проживания  на  территории
   РФ  считается  непрерывным, если лицо выезжало за  пределы  РФ  для
   учебы  или  лечения  не  более  чем на  три  месяца.  На  основании
   поданного  ходатайства  Абдул Кахир с  10.07.2000  приобрел  статус
   беженца.  В  связи с чем согласно ст. 19 Закона РФ  "О  гражданстве
   Российской Федерации" от 28.11.1991 срок постоянного проживания  на
   территории  РФ,  необходимый заявителю для  приема  в  гражданство,
   составляет  два  с  половиной  года  и  этот  срок  исчисляется   с
   10.07.2000,   т.е.  с  момента  признания  его  беженцем,   поэтому
   установление факта проживания Абдул Кахира на территории РФ с  1994
   г.  на  решение  вопроса  о приеме в гражданство  РФ  не  влияет  и
   правовых  последствий не влечет. Оснований для приема  заявителя  в
   гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14  ФЗ  N
   62-ФЗ   "О  гражданстве  Российской  Федерации"  не  имеется.   Суд
   установил  юридически  безразличный  факт  для  заявителя,  что  не
   соответствует   закону,  в  связи  с  чем  решение  суда   является
   неправильным.  С 01.07.2002 в силу вступил новый Федеральный  закон
   "О  гражданстве Российской Федерации". Согласно ст.  13  указанного
   закона  лица, признанные беженцами, вправе обратиться с  заявлением
   о  приеме  в  гражданство РФ в общем порядке при условии,  что  они
   прожили  на  территории РФ в течение одного года со  дня  получения
   вида на жительство.
       Во  исполнение Федерального закона РФ "О гражданстве Российской
   Федерации"  Указом  Президента РФ от 14.11.2002 N  1325  утверждено
   Положение  о  порядке рассмотрения вопросов гражданства  Российской
   Федерации.  Судам  при  разрешении  жалоб  иностранных  граждан   в
   принятии  к  рассмотрению  и  возврате заявлений  и  документов  по
   вопросам   гражданства   следует  принимать   во   внимание   нормы
   указанного Закона и Положения.
       Мансумов   Али   Наги  оглы  и  Мансумова  Елена  Нураддиновна,
   действующие  от себя лично и в интересах несовершеннолетних  детей,
   обратились  в  суд  с  жалобой  на действия  начальника  УПВС  ГУВД
   Московской  области, возвратившего им ходатайства с  материалами  о
   приобретении  гражданства  Российской Федерации.  Не  соглашаясь  с
   действиями  должностного лица, заявители указали, что  весной  1994
   года   они  всей  семьей  прибыли  для  постоянного  проживания   в
   Московскую    область    из   Республики   Азербайджан.    Решением
   администрации  машиностроительного завода, где  Мансумова  работает
   инженером,  семье  была  предоставлена  квартира,  в  квартире  они
   проживают  по  настоящее время. Мансумов с 1994  года  работает  по
   найму у различных лиц. Дети учатся в средней школе. Заявители и  их
   дети  не  являются гражданами Азербайджана. В марте 2001  года  вся
   семья  Мансумовых сдала документы в ОПВС УВД района для  оформления
   ходатайства  о  принятии  в  гражданство  РФ.  В  июле  2002   года
   документы    возвратились   из   ГУВД   Московской   области    без
   рассмотрения.  Им  рекомендовано  оформить  вид  на  жительство   в
   России,  а  вопрос о гражданстве может быть решен в соответствии  с
   новым  Законом "О гражданстве Российской Федерации". Решением  суда
   от    10.10.2002   требования   Мансумовых   признаны   подлежащими
   удовлетворению.  Суд признал действия начальника отдела  УПВС  ГУВД
   Московской  области  в  возвращении  ходатайства  с  материалами  о
   приобретении  гражданства Российской Федерации незаконными,  обязал
   УПВС  ГУВД  Московской  области направить ходатайство  о  приеме  в
   гражданство   Российской   Федерации   в   Комиссию   по   вопросам
   гражданства  при  Президенте Российской  Федерации  по  документам,
   сданным   заявителями  15.03.2001,  обязал  УПВС  ГУВД   Московской
   области  через  ОПВС УВД района Московской области  документировать
   паспортами  граждан Российской Федерации Мансумова Али  Наги  оглы,
   Мансумову   Елену   Нураддиновну,  Мансумова  Руслана   Али   оглы,
   Мансумова Эмиля Али оглы.
       При  этом  суд в решении указал, что Конституция  РФ  в  ст.  2
   устанавливает,  что  человек, его права и свободы  являются  высшей
   ценностью.  Ответственность государственного служащего наступает  в
   связи  с  обязанностью признавать, соблюдать  и  защищать  права  и
   свободы  человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального
   закона  "Об основах государственной службы в Российской Федерации".
   Из  смысла указанных правовых норм вытекает, что обратиться  в  суд
   за   защитой  своих  прав  может  не  только  гражданин  Российской
   Федерации,  но  и  любое другое лицо, чьи права нарушены.  Согласно
   ст. 19 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991  с
   последующими   изменениями   и  дополнениями   дееспособное   лицо,
   достигшее  18-летнего возраста, может ходатайствовать  о  приеме  в
   гражданство  Российской  Федерации. Ст. 35,  37  названного  Закона
   устанавливают,  что  Министерство  внутренних  дел   и   наделенные
   соответствующей компетенцией подведомственные органы  принимают  от
   лиц,  проживающих  на  территории  РФ,  заявления,  ходатайства  по
   вопросам  гражданства, осуществляют проверку документов и фактов  и
   направляют  ходатайства  в  Комиссию по  вопросам  гражданства  при
   Президенте РФ. Ходатайства подаются через органы внутренних дел  по
   месту  жительства заявителя. По правилам ст. 41 Закона  ходатайство
   о  принятии  в  гражданство  РФ рассматривается  в  течение  девяти
   месяцев.  Ходатайство о принятии гражданства  РФ  заявителями  было
   подано  в  УВД 15.03.2001, зарегистрировано в УПВС ГУВД  Московской
   области в мае 2001 года, соответственно должно быть рассмотрено  не
   позднее  15.12.2001. Указав на то, что 01.07.2002  вступил  в  силу
   Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации",  суд  счел,
   что  в  этой  связи заявители не должны получать вид на  жительство
   иностранного   гражданина  в  Российской   Федерации.   Возвращение
   Мансумовым  начальником  отдела УПВС ГУВД  Московской  области  без
   рассмотрения ходатайства о приобретении гражданства РФ,  по  мнению
   суда,  является незаконным, нарушающим их права, установленные  ст.
   27, 34, 37 Конституции РФ.
       Комментарий.  С  01.07.2002  в силу вступил  новый  Федеральный
   закон   РФ  "О  гражданстве  Российской  Федерации".  В   ст.   44,
   посвященной  вопросам  приведения  нормативных  правовых  актов   в
   соответствие с этим Законом, указано, что со дня вступления в  силу
   настоящего  Федерального  закона  признать  утратившим  силу  Закон
   Российской   Федерации  от  28.11.1991  N  1948-1  "О   гражданстве
   Российской  Федерации", за исключением пунктов "а", "в" статьи  18,
   части  третьей  статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих  более
   льготный  по  сравнению  с  настоящим Федеральным  законом  порядок
   приобретения  или  прекращения  гражданства  Российской   Федерации
   лицами,   заявления  которых  по  вопросам  гражданства  Российской
   Федерации  приняты к рассмотрению до вступления в  силу  настоящего
   Федерального закона.
       Ходатайство Мансумовых о гражданстве было принято по основаниям
   ст.   19  ранее  действовавшего  закона  о  гражданстве.  Указанное
   ходатайство  в  соответствии  со  ст.  35  Закона  было  принято  в
   установленном  порядке,  и после проведения  необходимых  проверок,
   предусмотренных  законодательством РФ, в июне  2001  г.  направлено
   для  дальнейшего рассмотрения в УПВС ГУВД Московской области. После
   проверки  материалов  дела  и проведения необходимых  согласований,
   предусмотренных   законодательством   РФ,   материалы   вместе    с
   соответствующими  документами в октябре 2001 г. в  соответствии  со
   ст.  34  и  35  ранее  действовавшего закона  были  направлены  для
   дальнейшего рассмотрения в паспортно-визовое управление МВД  России
   для  проверки и направления для заключения в Комиссию  по  вопросам
   гражданства при Президенте Российской Федерации. Решением  Комиссии
   от  29.01.2002 введены новые требования, предъявляемые к оформлению
   ходатайств  по вопросам гражданства, в соответствии с которыми  ПВУ
   МВД  России  данные материалы в Комиссию не направляло и предложило
   УПВС  ГУВД  Московской области переоформить  их  в  соответствии  с
   решением Комиссии и указанием МВД России N 1/1256 от 04.03.2002.
       С  возражениями  ПВУ ГУВД МО о том, что Мансумовы  должны  были
   обжаловать  действия ПВУ МВД РФ, а не их, можно  согласиться,  т.к.
   документы действительно были возвращены ПВУ МВД РФ.
       При  рассмотрении подобных дел судам необходимо учитывать, что,
   несмотря на то что новый закон о гражданстве предусмотрел иные  или
   дополнительные   условия  для  принятия   иностранных   граждан   в
   гражданство  РФ по сравнению с существовавшим, но если документы  у
   таких  лиц  были  приняты  ПВС  все-таки  по  ранее  действовавшему
   закону,  и  учитывая, что обратная сила новому закону  не  придана,
   поэтому   исходя  из  общих  норм  о  действии  закона  во  времени
   заявленные  требования  суд вправе признать  обоснованными.  Именно
   этим   обстоятельством  объясняется  и  тот  факт,  что  паспортно-
   визовыми  службами области все документы, которые в 2002 году  были
   возвращены для дооформления, а их около 1400 по всей области,  были
   переоформлены,  лицам было предложено переписать ходатайства,  и  в
   период  с марта по май с.г. документы вновь были направлены  в  ПВУ
   МВД   РФ  для  последующего  направления  в  Комиссию  по  вопросам
   гражданства при Президенте Российской Федерации.
       И второе, суд обязал ПВС выдать заявителям паспорта граждан РФ.
   Однако  эта  часть  решения суда может быть  исполнена  лишь  после
   положительного  решения вопроса в Комиссии по вопросам  гражданства
   при  Президенте  Российской  Федерации  о  принятии  Мансумовых   в
   гражданство   РФ.  До  решения  вопроса  о  приеме  в   гражданство
   заявителям  не  могут  быть выданы паспорта граждан  РФ,  поскольку
   Мансумовы гражданами РФ еще не являются.
   
      10. Споры по заявлениям лиц о выдаче паспорта гражданина РФ
   
       Согласно  п.  1  Положения  о  паспорте  гражданина  Российской
   Федерации,  утвержденного  постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от  08.07.1997  N  828,  с  последующими  изменениями  и
   дополнениями  паспорт  гражданина  Российской  Федерации   является
   основным  документом, удостоверяющим личность гражданина Российской
   Федерации  на  территории  Российской  Федерации.  Согласно  п.   4
   указанного  Положения  в  паспорт  вносятся  сведения  о   личности
   гражданина,  т.е.  фамилия, имя, отчество,  пол,  дата  рождения  и
   место  рождения.  В силу п. 11 указанного Положения  для  получения
   паспорта гражданин представляет свидетельство о рождении. В  случае
   невозможности представления свидетельства о рождении паспорт  может
   быть  представлен  на  основании других документов,  подтверждающих
   сведения, необходимые для получения паспорта.
       Новиков  обратился в суд с жалобой на действия ПВС  Щербинского
   ОВД,  указав, что ему отказывают в выдаче паспорта с указанием  его
   даты  рождения как 2 апреля 1925 года, при этом в обоснование своей
   жалобы  им  заявлено, что он имел свидетельство о рождении,  однако
   утерял  его в 1945 г., после окончания войны его направили в другую
   часть,  по  дороге  у  него  похитили  сумку  с  документами.   При
   оформлении  новых  документов ему перепутали дату рождения,  указав
   ее  как 15 июня 1923 г. Паспорт ему в дальнейшем оформляли по  дате
   15  июня  1923  г.  29  апреля  2002 г.  городской  суд  требования
   удовлетворил.
       Суд  указал,  что Новиков ранее проживал в Туркменистане,  имел
   паспорт  с  указанием его даты рождения как 15.06.1923. В настоящее
   время  Новиков  проживает  и  зарегистрирован  в  г.  Щербинке.  Он
   приобрел   гражданство  Российской  Федерации,  что  подтверждается
   справкой  консульского  отдела Посольства  Российской  Федерации  в
   Туркменистане   от  10.11.2000.  Учитывая,  что   заявитель   имеет
   свидетельство  о своем рождении именно 02.04.1925, данный  документ
   в  соответствии со ст. 8 раздела 1 приказа МВД РФ N 605 от 15.09.97
   "Об  утверждении  Инструкции  о порядке  выдачи,  замены,  учета  и
   хранения  паспортов гражданина РФ" в редакции  приказа  МВД  РФ  от
   26.07.1999,  от  04.04.2000  N  320  с  изменениями,  указанными  в
   решении  Верховного  Суда РФ, является основанием  для  обмена  ему
   паспорта в связи с неточностью записи.
       Комментарий. Решение судом принято в соответствии с действующим
   законодательством.
       Цинделиани  Имед  Анатольевич обратился с жалобой  на  действия
   начальника  паспортного стола Томилинского ГОМ, отказавшего  ему  в
   выдаче  вкладыша  о  принадлежности к  гражданству  РФ  к  паспорту
   гражданина  СССР  со  ссылкой на отсутствие  регистрации  по  месту
   жительства. Городской суд 22.03.2001 признал жалобу обоснованной.
       При   этом   суд   указал,   что  заявитель   представил   суду
   свидетельство  о регистрации по месту пребывания в  пос.  Томилино,
   пос.  Птицефабрика на срок с 9 сентября по 16 октября 2000 года,  а
   также  справку  БЗ-6301/99  о  приобретении  гражданства,  выданную
   заместителем  начальника  УПВС ГУВД МО, из  которой  усматривается,
   что  гражданство РФ приобретено Цинделиани в соответствии с п.  "а"
   ст.   18   Закона  РФ  "О  гражданстве  Российской  Федерации"   от
   28.11.1991,   на  основании  заключения  ГУВД  МО  от   17.09.1999.
   Гражданство  приобрели  также  несовершеннолетние  дети  заявителя.
   Заявитель   представил   суду  решение  Верховного   Суда   РФ   от
   29.12.2000,   согласно  которому  жалоба  Цинделиани  о   признании
   незаконным и не подлежащим применению п. 3.1 Инструкции  о  порядке
   оформления    и    выдачи   гражданам   паспортов   и    вкладышей,
   свидетельствующих о принадлежности к гражданству  РФ,  утвержденной
   приказом  МВД  РФ от 05.05.1993 N 210, с изменениями от  30.06.1994
   признана   обоснованной,  а  указанный  пункт  Инструкции   признан
   незаконным и не подлежащим применению.
       Комментарий. Решение суда принято в рамках закона.
       Ксендзовский   обратился  в  суд  с  жалобой  на  неправомерные
   действия  ПВС  Красногорского УВД, указывая на  то,  что  последняя
   неправомерно отказывает ему как вынужденному переселенцу  в  выдаче
   паспорта   взамен  утраченного,  в  связи  с  чем   он   не   может
   зарегистрироваться  по  месту  проживания  в  г.  Красногорске.   В
   судебном  заседании  заявитель  уточнил  свои  требования,   просил
   обязать   паспортно-визовую  службу  выдать  ему   паспорт   взамен
   утраченного, производство по иску в части его регистрации по  месту
   проживания  просил  прекратить, поскольку на  сегодняшний  день  он
   имеет   регистрацию.   Городской  суд   20.02.2002   нашел   жалобу
   подлежащей удовлетворению.
       Суд   указал,  что  Ксендзовский,  бывший  житель  г.   Грозный
   Чеченской  Республики,  в связи с боевыми действиями  в  1995  году
   прибыл  вместе  с  матерью  Ксендзовской  к  родственникам   в   г.
   Красногорск, где проживает до настоящего времени. С 02.04.1998
   заявитель имеет статус вынужденного переселенца. В марте 2000  года
   Ксендзовским  был  утерян паспорт. Он обратился в паспортно-визовую
   службу  Красногорского  УВД о выдаче паспорта  взамен  утраченного.
   При   этом   представил  документы,  подтверждающие  его  личность:
   удостоверение      вынужденного      переселенца,      водительское
   удостоверение,  военный билет, свидетельство о  рождении,  а  также
   справку  об  утрате  паспорта. Однако  до  настоящего  времени  ему
   отказывают  в  выдаче  паспорта, указывая  на  то,  что  он  должен
   получить  новый паспорт по месту постоянной прописки в г.  Грозный.
   Только после многократных обращений по данному вопросу в паспортно-
   визовую  службу 27.09.2001 ему было выдано временное  удостоверение
   личности.  В  соответствии  с п. 43 Инструкции  о  порядке  выдачи,
   замены,   учета   и   хранения  паспортов   гражданина   Российской
   Федерации, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ  N  605
   от  15.09.1997,  лица,  признанные вынужденными  переселенцами,  по
   вопросам  получения  или  замены  паспортов  должны  обращаться   в
   паспортно-визовые   подразделения   органов   внутренних   дел   по
   избранному  ими или определенному органами Федеральной миграционной
   службы  России месту жительства. Согласно пп. 48, 51,  52,  59,  60
   названной   Инструкции   при  утрате  паспорта   гражданин   должен
   незамедлительно  обратиться  в  орган  внутренних  дел   по   месту
   жительства  или  по  месту  пребывания с письменным  заявлением,  в
   котором  необходимо указать, где, когда и при каких обстоятельствах
   был  утрачен  паспорт,  а  также  представить  заявление  о  выдаче
   (замене) паспорта. Производство по делам об утрате паспорта  должно
   быть   закончено   в   течение  одного  месяца.   Этот   срок   при
   необходимости   проведения  дополнительной  проверки   может   быть
   продлен начальником органа внутренних дел или его заместителем,  но
   не   более  чем  на  один  месяц.  До  оформления  нового  паспорта

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное