Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА" ОТ 27.07.2003

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   проживающий  в  Российской Федерации иностранный  гражданин  -  это
   лицо,  получившее  вид  на  жительство. Только  получивший  вид  на
   жительство  иностранный гражданин или лицо  без  гражданства  имеют
   право  на  регистрацию по месту жительства на территории Российской
   Федерации.  Законно находящимся на территории Российской  Федерации
   иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим  вида  на
   жительство, оформляется временная регистрация.
       Во  исполнение  Закона  РФ N 115-ФЗ от 25.07.2002  "О  правовом
   положении    иностранных    граждан   в    Российской    Федерации"
   Правительством  РФ  был  принят  ряд  постановлений,  основными  из
   которых являются:
       1.   Постановление   Правительства  Российской   Федерации   от
   01.11.2002  N  789  "Об утверждении Положения о выдаче  иностранным
   гражданам   и   лицам  без  гражданства  разрешения  на   временное
   проживание".  В  соответствии с Положением иностранные  граждане  и
   лица  без  гражданства имеют право на временное  пребывание  (штамп
   ставится в миграционной карте), на временное проживание на  3  года
   (штамп   ставится   в  документе,  удостоверяющем   личность),   на
   постоянное проживание при получении вида на жительство.
       Указанное постановление предполагает принятие МВД РФ и  другими
   федеральными  органами  исполнительной  власти  своих   нормативных
   актов.   Однако  Инструкция  об  организации  деятельности  органов
   внутренних  дел  Российской  Федерации  по  оформлению   и   выдаче
   иностранным   гражданам  и  лиц  без  гражданства   разрешения   на
   временное  проживание утверждена приказом МВД РФ лишь 14.04.2003  N
   250.  До  этого времени документы от иностранных граждан подчас  не
   принимались, в связи с чем в судах появилось много дел  по  жалобам
   иностранных  граждан и лиц без гражданства, которым  отделы  виз  и
   регистрации  области отказывали в приеме документов  на  оформление
   того  или  иного  вида проживания и пребывания  на  территории  РФ.
   Суды,  как  правило,  признавали  жалобы  граждан  обоснованными  и
   обязывали  органы внутренних дел принять документы. Однако  решения
   не  исполнялись  и документы не принимались в связи  с  отсутствием
   механизма     реализации    указанных    положений    постановления
   Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 789.
       Супруги  Б.  обратились  в  ОВИР УВД с  заявлением,  в  котором
   просили  разрешить регистрацию по месту жительства на приобретенной
   ими  жилплощади,  расположенной в г. Железнодорожный.  Одновременно
   Б.  обратилась в ОВИР УВД с заявлением, в котором просила разрешить
   ей  въезд на территорию с регламентированным посещением иностранных
   граждан   в   г.   Железнодорожный.  Оба  заявления  были   приняты
   инспектором ОВИР УВД, который на заявлениях отметил, что  документы
   сданы  для  разрешения вопроса по временной регистрации. В  августе
   2001  г.  начальник  ОВИР УПВС ГУВД МО пояснила,  что  граждане  Б.
   ходатайство  на  постоянное  место жительство  не  сдавали.  Считая
   данный   ответ  необоснованным,  заявители  просили  обязать   ОВИР
   принять  от  них  документы  на регистрацию  по  месту  жительства.
   Городской  суд постановил решение, которым обязал ОВИР УВД  принять
   от  Б.  документы  на рассмотрение вопроса о регистрации  по  месту
   жительства.
       Суд  указал, что гражданин вправе обратиться в суд  с  жалобой,
   если   считает,   что  неправомерными  действиями  государственного
   органа,  общественной  организации или должностного  лица  нарушены
   его права и свободы.
       Комментарий.  Как  уже было отмечено ранее, правом  на  свободу
   выбора  места  пребывания  и жительства  иностранные  граждане,  на
   законных    основаниях   находящиеся   на   территории   Российской
   Федерации,   пользуются   с  учетом  ограничений,   предусмотренных
   Федеральным  законом и международными договорами.  Суд  должен  был
   выяснить,   находятся   ли  заявители  на   территории   Российской
   Федерации  на  законных  основаниях, т.е. имеют  ли  они  временную
   регистрацию,  которую должны были оформить  в  течение  3  суток  с
   момента  прибытия  в Российскую Федерацию, а в случае,  если  такая
   регистрация   закончилась,  продлили  ли  они  ее  в  установленном
   порядке.  Из  материалов дела не видно, были  ли  соблюдены  данные
   условия,  в  случае,  если  были бы соблюдены,  то  суд  правомерно
   обязал  отдел  паспортно-визовой службы принять документы  у  Б.  В
   любом  случае  документы  должны быть  приняты,  рассмотрены,  и  в
   случае   отсутствия  оснований  к  отказу  в  получении   вида   на
   жительство  Б.  должен  быть дан письменный ответ  со  ссылками  на
   нормы   закона,  регламентирующего  правовое  положение   лиц,   не
   являющихся гражданами Российской Федерации.
       2.   Постановление   Правительства  Российской   Федерации   от
   01.11.2002  N  794  "Об утверждении Положения о выдаче  иностранным
   гражданам  и  лицам  без  гражданства вида на  жительство".  Однако
   реализация  этого  постановления  также  задерживалась  в  связи  с
   необходимостью   принятия   нормативного  акта,   регламентирующего
   механизм  реализации  положений постановления.  Это  обстоятельство
   также  влекло  обращение таких лиц с жалобами в суд. Но  исполнение
   решения   суда   об   удовлетворении   жалобы   также   становилось
   невозможным  по ранее указанной причине. Инструкция об  организации
   деятельности   органов  внутренних  дел  Российской  Федерации   по
   оформлению  и выдаче иностранным гражданам и лицам без  гражданства
   вида   на  жительство  утверждена  приказом  МВД  РФ  N  250   лишь
   14.04.2003.
       3.   Постановление   Правительства  Российской   Федерации   от
   01.11.2002 N 790 "О квотах на выдачу иностранным гражданам и  лицам
   без  гражданства  разрешений на временное проживание  в  Российской
   Федерации".  В соответствии с этим постановлением квота  на  выдачу
   разрешений  на временное проживание в РФ на 2003 год  в  Московской
   области составляет 550 человек (в Москве 90000 человек).
       Федеральный закон от 10.01.2003 N 7-ФЗ "О внесении изменений  и
   дополнений  в  Федеральный закон "О порядке  выезда  из  Российской
   Федерации  и  въезда в Российскую Федерацию" 15.04.2003  вступил  в
   силу.  В  соответствии  с ним иностранный гражданин  или  лицо  без
   гражданства  при въезде в Российскую Федерацию обязаны  получить  и
   заполнить  миграционную карту. При выезде из  Российской  Федерации
   миграционная   карта  подлежит  сдаче  в  пункте   пропуска   через
   Государственную границу Российской Федерации.
       К   Федеральному  закону  от  10.01.2003  N  7-ФЗ  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Федеральный закон "О порядке  выезда  из
   Российской    Федерации   и   въезда   в   Российскую    Федерацию"
   предполагалось  принятие  инструкции,  которой  не  было,  что   на
   практике  приводило  к  обращениям граждан  в  суд  с  жалобами  на
   действия ОВИР.
       Так, Нохрина обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на то, что  в
   марте   2001   года  она  обратилась  в  ОВИР  УВД  для  оформления
   приглашения  на  въезд  в Россию ее дочери с  внуками  из  Эстонии.
   Однако  ей  в  этом  было  отказано в связи с  отсутствием  бланков
   приглашений.  Городской суд 07.06.2001 признал отказ незаконным,  а
   жалобу подлежащей удовлетворению.
       Комментарий.  Суд  правильно  указал,  что  отсутствие  бланков
   документов  не  может  служить основанием для отказа  в  оформлении
   приглашения  на  въезд на территорию России. Однако  решение  могло
   быть   исполнено  лишь  после  принятия  инструкции  и  поступления
   бланков.
       В   настоящее   время  ранее  указанный  вопрос  получил   свое
   разрешение.  Совместным приказом МВД, МИД, Министерства  транспорта
   РФ,  Министерства  путей  сообщения,  Государственного  таможенного
   комитета,   Федеральной   пограничной  службы   от   11.11.2002   N
   1095/16531/143/49/1189/692  "О  введении  в  действие  миграционных
   карт"   утверждены   Положение  о  миграционной   карте   и   форма
   миграционной  карты. На основании приказа МВД РФ  от  21.11.2002  N
   1137  "Об  утверждении  Инструкции по выдаче,  оформлению  и  учету
   миграционных    карт    паспортно-визовыми    подразделениями     и
   подразделениями  по  делам  миграции  МВД,  ГУВД,   УВД   субъектов
   Российской  Федерации" Инструкция введена в действие. Приложение  N
   3  к приказу МВД РФ от 14.04.2003 N 250 - это и есть Инструкция  по
   организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению  и
   выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения  на
   временное  проживание, а приложение N 4 - это  есть  Инструкция  об
   организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению  и
   выдаче  иностранным  гражданам  и лицам  без  гражданства  вида  на
   жительство.
       Требования  о  получении иностранными гражданами и  лицами  без
   гражданства  вида  на жительство содержались и в ранее  действующем
   Законе  СССР "О правовом положении иностранных граждан  в  СССР"  N
   5152-Х  от  24.06.1981 с последующими изменениями  и  дополнениями,
   который   действовал  на  момент  вынесения  судебных  решений   по
   гражданским  делам, анализируемым в данном обзоре. Оформление  вида
   на  жительство  производилось на основании  постановления  Кабинета
   Министров   СССР  от  26.04.1991  N  212  "Об  утверждении   Правил
   пребывания   иностранных  граждан  в  СССР"  и  Правил   пребывания
   иностранных  граждан  в СССР, утвержденных постановлением  Кабинета
   Министров СССР от 26.04.1991, и приказа МВД России от 15.09.1997  N
   605.
       Таким   образом,   при   обращении   по   вопросу   регистрации
   иностранного   гражданина  или  лица  без  гражданства   необходимо
   проверить,  находится  ли  этот  гражданин  на  территории  РФ   на
   законных  основаниях  в  соответствии с  требованиями  Федерального
   закона  "О  правовом  положении иностранных  граждан  в  Российской
   Федерации"  N  115-ФЗ  от 25.07.2002. Только  в  том  случае,  если
   иностранный  гражданин  или  лицо  без  гражданства  имеет  вид  на
   жительство или разрешение на временное проживание, либо визу,  либо
   иные   предусмотренные   федеральным  законом   или   международным
   договором  документы, подтверждающие право иностранного  гражданина
   на  пребывание  (проживание) в Российской Федерации,  он  считается
   законно  находящимся на территории РФ и пользуется правами  наравне
   с  гражданами  РФ, в том числе и правом выбора места  жительства  и
   регистрации по месту жительства.
       Лебедев  обратился  в  суд  с  жалобой  на  действия  ПВС  УВД,
   отказавшей  в  регистрации  по месту  жительства  по  адресу  в  г.
   Домодедово в квартире его матери Грунской, которой данная  квартира
   принадлежит на праве собственности. В судебном заседании  заявитель
   пояснил, что он, не являясь гражданином Таджикистана, выехал из  г.
   Душанбе,  где  был прописан по адресу в г. Душанбе до  января  1992
   года.  Затем  был прописан на постоянное место жительства  к  своей
   жене  Лебедевой  по адресу в г. Москве, был там зарегистрирован  до
   15.03.1994.  В  связи со смертью жены регистрация  была  прекращена
   08.11.1994.  С этого времени он постоянно проживает у своей  матери
   Грунской  в  ее  квартире  по вышеуказанному  адресу,  но  вынужден
   оформлять    временную   регистрацию,   поскольку   в    постоянной
   регистрации   ему  отказывают.  Считает  данный  отказ  незаконным.
   Городской  суд 18.05.2001 признал жалобу обоснованной.  Суд  обязал
   паспортно-визовую  службу УВД зарегистрировать  Лебедева  по  месту
   жительства.
       При этом суд в решении указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 62
   Конституции   РФ  иностранные  граждане  и  лица  без   гражданства
   пользуются  в  РФ правами и несут обязанности наравне с  гражданами
   РФ.  Согласно  ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно  находится
   на  территории  РФ,  имеет  право свободно передвигаться,  выбирать
   место  пребывания  и  жительства. Это также  предусмотрено  ст.  12
   Международного  пакта о гражданских и политических  правах,  ст.  2
   Протокола  N  4  к  Европейской  конвенции  о  правах  человека.  В
   соответствии  с  ч.  3  ст.  1 Закона РФ "О  свободе  передвижения,
   выбора   места  пребывания  и  жительства  в  пределах   Российской
   Федерации"  лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся
   на  ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места
   пребывания   и   жительства  в  пределах  РФ   в   соответствии   с
   Конституцией  РФ,  законами  РФ  и  международными  договорами.   В
   соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы  человека
   и  гражданина  могут быть ограничены федеральным законом  только  в
   той   мере,   в   какой  это  необходимо  в  целях   защиты   основ
   конституционного строя, нравственности и безопасности  государства.
   По   мнению   суда,   орган  регистрационного  учета   обязан   был
   зарегистрировать   Лебедева   после  представления   им   паспорта,
   заявления   в   установленной  форме   и   документа,   являющегося
   основанием  для вселения на основании Правил регистрации  и  снятии
   граждан  Российской  Федерации с регистрационного  учета  по  месту
   пребывания  и  по  месту жительства в Москве и Московской  области,
   утвержденных  постановлением  Правительством  Москвы  и  Московской
   области  от  30.03.1999.  В соответствии с  п.  3.2  данных  Правил
   органы  внутренних  дел  обязаны  регистрировать  граждан  в  жилых
   помещениях   при   условии  представления  документов,   являющихся
   основанием для заселения.
       Комментарий. Как уже было сказано выше, иностранный гражданин и
   лицо   без   гражданства  могут  на  законном  основании  постоянно
   проживать  в  Российской  Федерации  только  при  наличии  вида  на
   жительство,  и  постановление Правительства N  290  от  12.03.1997,
   действовавшее  на  момент  вынесения судебного  решения,  получение
   вида   на  жительство  не  исключало.  Все  доводы  суда  о   праве
   иностранного   гражданина  на  свободу  выбора   места   жительства
   правомерны  только  после получения им вида на  жительство.  Однако
   доводы  суда должны были быть иными, учитывающими материалы данного
   случая.  В  частности, суд должен был учесть, что заявитель  выехал
   из   Таджикистана  на  постоянное  место  жительства  в  Российскую
   Федерацию  до вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской
   Федерации"   от  23.11.1991,  поэтому  при  наличии   заявления   и
   доказательств  суд  мог  установить  факт  постоянного   проживания
   заявителя  на  территории Российской Федерации на  06.02.1992,  что
   явилось   бы   основанием   для  признания  заявителя   гражданином
   Российской  Федерации и бесспорного оформления его  регистрации  по
   выбранному  месту  жительства. До установления  данного  юридически
   значимого  факта решение суда о признании отказа ПВС в  регистрации
   необоснованным нельзя считать правомерным.
   
            7.1. Регистрация иностранцев, приобретших жилье
                         в РФ в собственность
   
       В  соответствии  со  ст.  4  Федерального  закона  "О  правовом
   положении  иностранных граждан в Российской Федерации"  иностранные
   граждане  пользуются  в  Российской  Федерации  правами   и   несут
   обязанности  наравне  с  гражданами  Российской  Федерации,  но  за
   исключением  случаев,  предусмотренных  законом.  Однако  суды   на
   предусмотренные в законе случаи внимания не обращают.
       Как  уже  было сказано выше, постоянно проживающий в Российской
   Федерации  иностранный  гражданин - это  лицо,  получившее  вид  на
   жительство.  Иностранный  гражданин  может  иметь  в  собственности
   квартиру  или  жилой  дом,  приезжать  в  Российскую  Федерацию   и
   проживать  в  ней  в  течение установленного  Законом  "О  правовом
   положении  иностранных  граждан  в  Российской  Федерации"   срока,
   оформлять  временную  регистрацию  по  данному  адресу.   Но   быть
   постоянно  зарегистрированным в жилом помещении, принадлежащем  ему
   на  праве  собственности, он может только после получения  вида  на
   жительство.
       Необходимо  отметить,  что  лица, имеющие  жилье  в  Московской
   области,  могут  получить право на временное  проживание  только  в
   соответствии  с  установленной  квотой.  Это  соответствует  ст.  6
   Закона  "О  правовом  положении иностранных  граждан  в  Российской
   Федерации" от 21.06.2002, согласно которой разрешение на  временное
   проживание  может  быть выдано иностранному гражданину  в  пределах
   квоты  сроком  действия  в три года. В таких  случаях  производится
   временная регистрация, которая может осуществляться повторно.
       Обязывая паспортно-визовую службу зарегистрировать иностранного
   гражданина,  приобретшего жилье в Российской  Федерации,  по  месту
   жительства  до получения им вида на жительство, суд  тем  самым  не
   только  нарушает законодательство о правовом положении  иностранных
   граждан  на  территории Российской Федерации, но и в  ряде  случаев
   делает  невозможным  исполнение своего  решения.  Проставить  штамп
   "Зарегистрирован  по  месту  жительства"  орган  внутренних  дел  в
   национальный    паспорт,   удостоверяющий   личность   иностранного
   гражданина  и  являющийся  собственностью другого  государства,  не
   вправе,  действующим законодательством это не предусмотрено.  Такой
   штамп  проставляется только в документе, который  называется  видом
   на жительство.
       Наличие в собственности иностранного гражданина недвижимости на
   территории   России   не   влечет  автоматическое   признание   его
   находящимся на территории России на законном основании, а также  не
   влечет приобретение им гражданства.
       Так,  Жинкина на основании договора купли-продажи от 14.08.2000
   приобрела в собственность комнату в коммунальной квартире в доме  в
   г. Подольске, о чем ей 14.08.2000 МОРП было выдано свидетельство  о
   регистрации  права. Затем Жинкина обратилась в  суд  с  жалобой  на
   бездействие  паспортно-визовой службы УВД, которая с  февраля  2001
   г.   не   рассматривает  ее  заявление  о  регистрации   по   месту
   жительства.  Суд установил, что заявительница до 1999 г.  проживала
   и  была  прописана на Украине в Крымской области. В 1989 г. ей  был
   выдан  паспорт  гражданина СССР. Суд пришел к  выводу  о  том,  что
   Жинкина  не  является  гражданкой ни России, ни  Украины,  и  своим
   решением    от   10.05.2001   обязал   ПВС   УВД   зарегистрировать
   заявительницу по адресу купленной ею квартиры.
       Комментарий.  С  решением  суда  согласиться  нельзя.   Жинкина
   решением  суда  определена  в конечном итоге  субъектом  права  как
   гражданка   РФ.  Однако  в  документах  отсутствует  информация   о
   принадлежности Жинкиной к гражданству РФ.
       В  решении  суда  указано, что Жинкина не имеет гражданства  ни
   России,  ни  Украины.  Этот довод указывает на  то,  что  судом  не
   принято  во  внимание самое главное обстоятельство, а  именно,  что
   рассмотрение  вопроса регистрации граждан зависит от принадлежности
   граждан  к гражданству РФ, либо другого государства, либо в  случае
   отсутствия   у   гражданина   какого-либо   гражданства.    Порядок
   регистрации  иностранных граждан и лиц без  гражданства  на  момент
   рассмотрения   дела   судом   осуществлялся   в   соответствии    с
   постановлением  Кабинета Министров СССР N  212  от  05.04.1991  "Об
   утверждении   Правил  пребывания  иностранных  граждан   в   СССР",
   регулировавшим   порядок   передвижения  иностранных   граждан   по
   территории и выбора ими места жительства. С 01.11.2002 эти  вопросы
   регламентируются Законом "О правовом положении иностранных  граждан
   в   Российской  Федерации".  В  случае  отсутствия  гражданства  РФ
   иностранцы,  прибывшие  в  РФ, должны  в  течение  3  суток  пройти
   регистрацию по месту пребывания.
       Вывод  суда об отсутствии гражданства Украины у Жинкиной  также
   является необоснованным по следующим основаниям: согласно Закону  о
   гражданстве  Украины  от  08.10.1991  гражданами  Украины  являются
   лица,  которые  к  моменту  вступления  в  силу  настоящего  Закона
   проживали  в  Украине и не являлись гражданами других государств  и
   не возражали против приобретения гражданства Украины.
       Гражданка  Жинкина согласно представленным документам прописана
   на  территории  Украины постоянно с 1989 г. и до рассмотрения  дела
   судом.   Документов,  подтверждающих  факт  отказа  в  приобретении
   гражданства  Украины, Жинкиной не представлено. В связи  с  чем  по
   имеющимся в деле документам Жинкина является гражданкой Украины.
       Согласно  ст.  1  Закона  РФ  от 25.06.1993  "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"  лица,  не
   являющиеся  гражданами РФ, имеют право на выбор места жительства  в
   пределах  РФ  при условии, что они законно находятся на  территории
   РФ.
       Однако  проживание Жинкиной на территории РФ с августа 2000  г.
   нельзя  рассматривать как законное в связи с тем, что  в  нарушение
   Правил   пребывания   иностранных  граждан  в  СССР,   утвержденных
   постановлением  Кабинета Министров СССР  N  212  от  05.04.1991,  и
   решения  Конституционного  Суда РФ  от  02.02.1998  N  4-П  она  не
   получила вида на жительство.
       Суд  не  принял  во внимание и то обстоятельство,  что  наличие
   недвижимости  на  праве  собственности не является  основанием  для
   бесспорного  получения  гражданства  РФ  и  регистрации  в  РФ   на
   постоянное место жительства без наличия вида на жительство.
       Обязав ПВС зарегистрировать Жинкину, являющуюся иностранкой, на
   постоянное  проживание  в  России,  суд  тем  самым  обеспечил   ей
   получение  вида  на  жительство, т.к. поставить  штамп  регистрации
   иностранцу ПВС может только в документе, которым и является вид  на
   жительство.   Между  тем  вид  на  жительство  может   быть   выдан
   иностранным гражданам с соблюдением определенного порядка.
       Паспорт  другого  государства  является  собственностью   этого
   государства,  лица,  прибывшие  из  других  государств  и   имевшие
   паспорта бывшего СССР, считались гражданами бывшего СССР только  до
   31.12.2000,  а  после  этой  даты эти  лица  считаются  лицами  без
   гражданства. У Жинкиной имелся только национальный паспорт.
       Джапаридзе  обратилась в суд с жалобой  на  действия  ПВС  УВД,
   мотивируя  тем, что она проживала и была постоянно зарегистрирована
   по  адресу в г. Подольске, она приобрела в долевую собственность  в
   г.  Подольске  другую  квартиру,  в  регистрации  по  новому  месту
   жительства  ей  отказано. Городской суд 01.10.2001  вынес  решение,
   которым признал жалобу подлежащей удовлетворению.
       При  этом  суд  указал,  что Джапаридзе  законно  находится  на
   территории   Российской   Федерации,  о  чем   свидетельствует   ее
   регистрация  по  прежнему месту жительства в г. Подольске,  Правила
   регистрации    и    снятия   граждан   Российской    Федерации    с
   регистрационного учета по месту пребывания и жительства в  пределах
   Российской  Федерации  распространяются на  граждан  бывшего  СССР,
   прибывающих  из  государств  - участников  Содружества  Независимых
   Государств  и государств Балтии, и что указанные Правила каких-либо
   ограничений  для  регистрации Джапаридзе  по  месту  жительства  не
   содержат.   Кроме  того,  в  квартире  по  адресу  в  г.  Подольске
   зарегистрирована  несовершеннолетняя  дочь  заявительницы,   другие
   проживающие в квартире против регистрации Джапаридзе не возражают.
       Комментарий. Выводы суда неправильные, т.к. Джапаридзе не имела
   вида  на  жительство, а сам факт наличия у нее права  собственности
   на  недвижимость  в  России  не  влечет  автоматического  получения
   регистрации  по  месту жительства. Постановление  N  290  получение
   вида  на жительство не исключало. Вид на жительство для иностранных
   граждан  был  предусмотрен Законом СССР N 5152-Х  от  24.06.1981  с
   последующими  изменениями  и дополнениями,  который  действовал  на
   момент  принятия  судом  решения, Правилами пребывания  иностранных
   граждан  в  СССР,  утвержденными постановлением Кабинета  Министров
   СССР  от 26.04.1991 (в редакции от 04.11.1991), которые действовали
   до   01.11.2002,  а  также  вступившим  в  действие  с   01.11.2002
   Федеральным  законом  "О правовом положении иностранных  граждан  в
   Российской Федерации" от 25.07.2002.
   
           7.2. Регистрация иностранного гражданина в связи
         с его вступлением в брак с гражданином РФ или в связи
                 с совместным проживанием одной семьей
   
       Вступление  иностранного гражданина в  брак  с  гражданкой  или
   гражданином  РФ  не  влечет  автоматически  приобретение  права  на
   регистрацию  по  месту жительства. Этому лицу  необходимо  получить
   вид  на  жительство.  Однако суды это обстоятельство  не  учитывают
   или,  отказывая  в  жалобе  обратившемуся иностранному  гражданину,
   приводят неправильные доводы.
       Так,  Биебониев, являющийся гражданином Таджикистана, обратился
   в  суд  с  жалобой на действия ПВС Клинского УВД, которой ему  было
   отказано  в  регистрации по месту жительства в  квартире  его  жены
   Ищук,  с которой он с 1999 г. состоит в браке и имеет ребенка.  При
   этом  заявитель указал, что после регистрации брака он был временно
   зарегистрирован  по  месту пребывания в указанной  квартире,  после
   окончания  срока регистрации ПВС отказывается зарегистрировать  его
   в  квартире  по  месту жительства. Установив, что  причиной  отказа
   является    факт   отсутствия   согласия   совершеннолетних    лиц,
   проживающих  в  квартире, на регистрацию заявителя,  городской  суд
   своим    решением   от   29.03.2001   жалобу   Биебониева   признал
   необоснованной.
       Комментарий.  Решение суда правильное, но суд  должен  был  еще
   дополнительно  сослаться на Правила пребывания иностранных  граждан
   в  СССР,  утвержденные постановлением Кабинета  Министров  СССР  от
   26.04.1991  (в  редакции  от 04.11.1991),  которые  действовали  до
   01.11.2002,  о  том, что заявитель не имеет вида на  жительство,  а
   поэтому его нельзя признать лицом, находящимся на территории РФ  на
   законных  основаниях и дающих ему право на постоянное проживание  в
   РФ.
       Ломакин  обратился с жалобой на действия ПВС Дмитровского  УВД,
   отказавшей ему в регистрации по месту жительства супруги  Хомицкой,
   на   том   основании,  что  у  него  отсутствует  гражданство   РФ.
   Представитель  ПВС  УВД  с  жалобой не согласился  и  пояснил,  что
   поскольку  заявитель не является гражданином РФ, то  ПВС  не  может
   зарегистрировать  его  по  указанному выше  адресу.  Городской  суд
   решением от 18.04.2001 признал жалобу обоснованной.
       При  этом  суд указал, что заявитель в ноябре 2000 г.  заключил
   брак   и  стал  фактически  проживать  по  месту  жительства  жены.
   Согласно  постановлению  Правительства РФ  от  12.03.97  N  290  "О
   распространении  действия  Правил  регистрации  и  снятия   граждан
   Российской  Федерации с регистрационного учета по месту  пребывания
   и  по  месту жительства в пределах Российской Федерации на  граждан
   бывшего  СССР,  прибывающих из государств - участников  Содружества
   Независимых Государств и государств Балтии" граждане, не  принявшие
   гражданства  одного из государств - участников СНГ,  регистрируются
   по  месту пребывания и по месту жительства в порядке, установленном
   для  граждан  РФ.  Суд  принял  во  внимание,  что  истец  уже  был
   зарегистрирован  по  адресу на территории  Дмитровского  района  по
   решению горсуда от 24.11.98. По заявлению заявителя он был  снят  с
   регистрационного  учета 19.10.99 и в настоящее  время  в  связи  со
   вступлением  в брак он намерен зарегистрироваться по  месту  своего
   жительства  по адресу в г. Дмитрове. Отказ ответчика в  регистрации
   заявителя  по  указанному адресу, по мнению суда,  нельзя  признать
   правомерным  и по тому основанию, что в соответствии с  Законом  РФ
   "О  праве  граждан  Российской Федерации на  свободу  передвижения,
   выбор   места   пребывания  и  жительства  в  пределах   Российской
   Федерации"   лица,  не  являющиеся  гражданами   РФ,   но   законно
   находящиеся  на ее территории, имеют право на свободу передвижения,
   выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии  с
   Конституцией  РФ  и  законами  РФ и международными  договорами  РФ.
   Согласно   указанному   Закону   органы   регистрационного    учета
   уполномочены   лишь  удостоверить  акт  свободного   волеизъявления
   гражданина при выборе им места пребывания и жительства.
       Комментарий.  Между  тем  доводы суда  являются  неправильными,
   противоречащими Закону СССР N 5152-Х от 24.06.1981  с  последующими
   изменениями  и дополнениями, который действовал на момент  принятия
   судом  решения, а также Правилам пребывания иностранных  граждан  в
   СССР,  утвержденным  постановлением  Кабинета  Министров  СССР   от
   26.04.1991  (в  редакции  от 04.11.1991),  которые  действовали  до
   01.11.2002,   а   также   вступившему  в  действие   с   01.11.2002
   Федеральному  закону  "О правовом положении иностранных  граждан  в
   Российской Федерации" от 25.07.2002.
       Пятыгина обратилась в суд с жалобой на отказ ОПВС Рузского  ОВД
   в   регистрации  по  месту  жительства  несовершеннолетнего  Чумака
   Андрея,  1988  г.  рождения,  указав,  что  она  является  опекуном
   несовершеннолетнего Чумака А.В., с которым проживает  совместно  по
   адресу  в  г. Рузе. В мае 2002 года она обратилась в ОПВС  Рузского
   ОВД  с  заявлением о ее регистрации по месту жительства  опекаемого
   несовершеннолетнего Чумака А.В., однако ей в этом было  отказано  в
   связи  с  отсутствием  нормативной  базы  по  регистрации  лиц  без
   гражданства. 11.07.2002 районный суд вынес решение, которым  жалобу
   признал обоснованной.
       При  этом  суд  указал, что в соответствии  со  ст.  36  ГК  РФ
   обязанности  по  опеке  и попечительству исполняются  безвозмездно,
   кроме   случаев,  предусмотренных  законом.  Опекуны  и  попечители
   несовершеннолетних  граждан обязаны проживать совместно  со  своими
   подопечными.  Опекуны и попечители обязаны заботиться о  содержании
   своих подопечных.
       Комментарий.  Решение суда нельзя признать  обоснованным,  т.к.
   Пятыгина   не   является   гражданкой   РФ   и   поэтому   на   нее
   распространяются  нормы  закона  о правовом  положении  иностранных
   граждан   в  РФ.  Вопрос  о  ее  регистрации  по  месту  жительства
   опекаемого ею ребенка может быть решен после получения ею  вида  на
   жительство.
   
       7.3. Регистрация иностранного гражданина к родственникам
                             и иным лицам
   
       Регистрация   иностранных  граждан  по   месту   жительства   к
   родственникам и иным лицам возможна лишь при наличии у них вида  на
   жительство.  Суды  же, как ранее указано, подчас дают  неправильное
   толкование  понятию  "пребывание  на  территории  РФ  на   законных
   основаниях" и поэтому неправильно разрешают заявленные требования.
       По  мнению  Московского областного суда, суды  должны  выяснять
   вопрос  о  том, какой жилой площадью будет пользоваться иностранный
   гражданин, получивший вид на жительство, в случае его поселения  не
   к  родственникам,  а к другим лицам, в частности  выяснять  наличие
   договора о пользовании и т.д.
       Гирилович, гражданин Республики Беларусь, обратился  с  жалобой
   на  отказ ПВС ОВД в регистрации по месту пребывания и обязании  ПВС
   зарегистрировать  его по адресу в г. Пущино на  период  с  15  июня
   2001  г.  по  15  июня  2006 г., ссылаясь на  то,  что  он  законно
   находится  на территории РФ, желает учиться и временно проживать  в
   городе  Пущино  у  родственников, которые не возражают  против  его
   вселения.   Представитель  ПВС  в  судебном  заседании  жалобу   не
   признал, пояснив, что данная регистрация должна производиться  ОВИР
   Серпуховского  УВД,  никаких оснований к отказу  в  регистрации  по
   федеральному  законодательству не имеется. Суд  01.07.2001  признал
   жалобу  подлежащей удовлетворению и обязал паспортно-визовую службу
   Пущинского   ОВД   произвести  регистрацию  Гириловича   по   месту
   пребывания по адресу в г. Пущино.
       Суд  указал,  что  заявитель  является  гражданином  Республики
   Беларусь,  законно  находится на территории  Российской  Федерации,
   собирается  учиться  в  России. На время учебы  будет  проживать  у
   родственников   по   адресу  в  г.  Пущино.   Наймодатель   и   все
   совершеннолетние   члены  семьи  нанимателя  не  возражают   против
   вселения  заявителя по спорному адресу на время учебы. Удовлетворяя
   жалобу,  суд исходил из того, что заявитель имеет право на  свободу
   передвижения  и  выбор  места жительства и  пребывания  в  пределах
   Российской  Федерации, отказ ПВС в регистрации заявителя  по  месту
   пребывания  не  основан  на  законе  и  нарушает  права  заявителя,
   гарантированные Конституцией Российской Федерации. Утверждения  ПВС
   о  том, что данной регистрацией занимается ОВИР Серпуховского  УВД,
   не  могут  служить  основанием для отказа в удовлетворении  жалобы,
   поскольку это противоречит закону.
       Комментарий. С решением суда можно было бы согласиться, если бы
   заявитель  подтвердил факт учебы в РФ, а не только  свое  намерение
   учиться.
       Алиев  Амила  Иса  оглы  обратился  с  жалобой  на  отказ   ПВС
   Пущинского  ОВД  в  регистрации по месту  жительства,  указав,  что
   является гражданином Украины, желает проживать у своих знакомых  по
   адресу   в   г.   Пущино,   квартира  находится   в   муниципальной
   собственности, состоит из трех комнат жилой площадью 37,4 кв. м.  В
   указанной  квартире проживают три человека, которые  дали  согласие
   на  проживание  заявителя. Паспортно-визовая служба Пущинского  ОВД
   отказала  заявителю  в  регистрации по месту жительства,  предложив
   заявителю  обратиться в ОВИР УПВС ГУВД МО для оформления  и  выдачи
   вида  на жительство. Заявитель до обращения в ПВС Пущинского ОВД  в
   установленном  законом порядке не получал разрешение на  проживание
   или  вид на жительство как иностранный гражданин. Заявитель  просил
   суд  признать отказ паспортно-визовой службы ОВД в регистрации  его
   по  месту жительства незаконным и обязать ПВС зарегистрировать  его
   по  адресу в г. Пущино, ссылаясь на то, что он законно находится на
   территории РФ, желает проживать в г. Пущино у знакомых, которые  не
   возражают  против  его  вселения. Городской  суд  12.07.2001  вынес
   решение,  которым признал жалобу обоснованной, и обязал  паспортно-
   визовую  службу  Пущинского ОВД произвести  регистрацию  Алиева  по
   месту жительства в г. Пущино.
       Суд  указал,  что в соответствии со ст. 1 Закона  РФ  "О  праве
   граждан  Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места
   пребывания  и  жительства в пределах Российской  Федерации"  каждый
   гражданин  Российской Федерации, так же как и иностранные граждане,
   законно  находящиеся  на  территории РФ,  имеют  право  на  свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации.  В  соответствии  со  ст.  6  Закона   орган
   регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по  месту
   жительства  не позднее трех дней со дня предъявления им  документов
   на  регистрацию. Суд указал, что заявитель имеет право  на  свободу
   передвижения  и  выбор  места жительства и  пребывания  в  пределах
   Российской  Федерации, отказ ПВС в регистрации заявителя  по  месту
   жительства  не  основан  на  законе  и  нарушает  права  заявителя,
   гарантированные Конституцией Российской Федерации. Утверждения  ПВС
   о  том, что данной регистрацией занимается ОВИР Серпуховского  УВД,
   не  могут  служить  основанием для отказа в удовлетворении  жалобы,
   поскольку это противоречит закону.
       Комментарий. Суд указал, что утверждение представителя  ПВС  г.
   Пущино   о   том,   что   данной   регистрацией   занимается   ОВИР
   Серпуховского  УВД,  не  может  служить  основанием  для  отказа  в
   удовлетворении  жалобы.  Между тем в Законе  РФ  "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и жительства в пределах Российской Федерации"  указано,
   что  органом регистрационного учета являются органы внутренних дел,
   при  этом  не  конкретизируется,  какое  именно  подразделение.   В
   соответствии   с   нормативными  документами  МВД  РФ   регистрация
   иностранных   граждан   и   лиц   без  гражданства   осуществляется
   подразделениями  ВИР, которые в зависимости от субъекта  Российской
   Федерации  или  входят  в  состав  подразделений  паспортно-визовой
   службы,   или   (например,  г.  Москва)  являются  самостоятельными
   подразделениями  органов  внутренних  дел.  Рассмотрение   вопросов
   регистрации  иностранных  граждан и  оставление  их  на  постоянное
   место  жительства  в Российской Федерации не входят  в  компетенцию
   начальников  паспортных столов, групп и отделений, а  подразделения
   ВИР  непосредственно  в г. Пущино нет. В каждом  районе  Московской
   области  существует  по одному подразделению  ВИР,  находящемуся  в
   подчинении  начальника  ПВС  района  и  расположенному  в  районном
   центре.
       Доводы   суда   противоречат  и  требованиям  законодательства,
   регулирующего правовое положение иностранных граждан на  территории
   РФ,  в  соответствии с которым желающий проживать на территории  РФ
   иностранный  гражданин  обязан получить  вид  на  жительство,  т.е.
   решение  суда  противоречит Закону СССР N 5152-Х  от  24.06.1981  с
   последующими  изменениями  и дополнениями,  который  действовал  на
   момент  принятия  судом  решения, Правилам  пребывания  иностранных
   граждан  в  СССР,  утвержденным постановлением  Кабинета  Министров
   СССР  от 26.04.1991 (в редакции от 04.11.1991), которые действовали
   до   01.11.2002,  а  также  вступившему  в  действие  с  01.11.2002
   Федеральному  закону  "О правовом положении иностранных  граждан  в
   Российской Федерации" от 25.07.2002.
       Акперов  Исмаил Акпер оглы просил суд признать отказ паспортно-
   визовой   службы   ОВД  в  регистрации  его  по  месту   жительства
   незаконным  и  обязать ПВС зарегистрировать  его  по  адресу  в  г.
   Пущино,  ссылаясь  на то, что он приехал из Баку  на  проживание  в
   Пущино,   все   проживающие  в  квартире  дали  согласие   на   его
   проживание.  Отказ  в  регистрации нарушает его  право  на  свободу
   передвижения  и выбор места пребывания и жительства. Городской  суд
   24.01.2002 вынес решение, которым признал жалобу обоснованной.  Суд
   обязал   паспортно-визовую   службу   Пущинского   ОВД   произвести
   регистрацию Акперова по месту жительства по адресу в г. Пущино.
       При  этом суд указал, что в соответствии со ст. 1 Закона РФ  "О
   праве  граждан Российской Федерации на свободу передвижения,  выбор
   места  пребывания  и  жительства в пределах  Российской  Федерации"
   каждый  гражданин  Российской Федерации, так же как  и  иностранные
   граждане,   и   лица  без  гражданства,  законно   находящиеся   на
   территории  РФ,  имеют право на свободу передвижения,  выбор  места
   пребывания   и  жительства  в  пределах  Российской  Федерации.   В
   соответствии  со ст. 6 Закона орган регистрационного  учета  обязан
   зарегистрировать  гражданина по месту жительства  не  позднее  трех
   дней  со  дня предъявления им документов на регистрацию. По  мнению
   суда,  заявитель имеет право на свободу передвижения и выбор  места
   жительства и пребывания в пределах Российской Федерации, отказ  ПВС
   в  регистрации заявителя по месту жительства не основан на законе и
   нарушает права заявителя, гарантированные Конституцией РФ.
       Комментарий.  С  решением  суда согласиться  нельзя,  т.к.  оно
   противоречит  Закону  СССР  N 5152-Х от 24.06.1981  с  последующими
   изменениями  и дополнениями, который действовал на момент  принятия
   судом  решения,  Правилам пребывания иностранных  граждан  в  СССР,
   утвержденным  постановлением Кабинета Министров СССР от  26.04.1991
   (в  редакции  от 04.11.1991), которые действовали до 01.11.2002,  а
   также  вступившему в действие с 01.11.2002 Федеральному  закону  "О
   правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации"  от
   25.07.2002.
       Демешин  просил признать отказ паспортно-визовой службы  ОВД  в
   регистрации  его  по  месту  жительства незаконным  и  обязать  ПВС
   зарегистрировать его по адресу в г. Пущино, ссылаясь на то, что  он
   является   гражданином  Украины,  приехал  жить   в   Пущино,   все
   проживающие в квартире дали согласие на его проживание.  Паспортно-
   визовая  служба Пущинского ОВД отказала заявителю в регистрации  по
   месту  жительства, предложив заявителю обратиться в ОВИР УПВС  ГУВД
   МО   для  оформления  выдачи  вида  на  жительство.  Заявитель   до
   обращения  в ПВС Пущинского ОВД в установленном законом порядке  не
   получал  разрешение  на  проживание  или  вид  на  жительство   как
   иностранный   гражданин.   Городской  суд   11.02.2002   постановил
   решение, которым в удовлетворении жалобы отказал.
       При  этом суд указал, что в соответствии со ст. 1 Закона РФ  "О
   праве  граждан Российской Федерации на свободу передвижения,  выбор
   места  пребывания  и  жительства в пределах  Российской  Федерации"
   каждый  гражданин  Российской Федерации, так же как  и  иностранные
   граждане,   и   лица  без  гражданства,  законно   находящиеся   на
   территории  РФ,  имеют право на свободу передвижения,  выбор  места
   пребывания  и жительства в пределах Российской Федерации.  Согласно
   ст.  19  Закона  СССР "О правовом положении иностранных  граждан  в
   СССР"  иностранные граждане могут передвигаться по территории  СССР
   и  избирать  место  жительства в СССР в  соответствии  с  порядком,
   установленным   законодательством   Союза   ССР.   Ограничения    в
   передвижении  и  выборе  места жительства  допускаются,  когда  это
   необходимо  для  обеспечения государственной  безопасности,  охраны
   общественного порядка, здоровья и нравственности населения,  защиты
   прав   и   законных  интересов  граждан  СССР  и  других   лиц.   В
   соответствии с п. 26 Правил пребывания иностранных граждан в  СССР,
   утвержденных  постановлением Кабинета Министров СССР от  26.04.1991
   N  212, установлено, что разрешения на постоянное проживание и виды
   на   жительство   в   СССР  выдают  иностранным  гражданам   органы
   внутренних  дел.  Заявитель имеет право на свободу  передвижения  и
   выбор   места   жительства  и  пребывания  в  пределах   Российской
   Федерации,  но как иностранный гражданин до регистрации  он  должен
   получить  вид  на жительство в органах внутренних  дел  (ОВИР  УПВС
   ГУВД  МО),  подтвердив законность своего нахождения  на  территории
   Российской  Федерации.  В такой ситуации отказ  ПВС  в  регистрации
   заявителя  по  месту  жительства основан на законе  и  не  нарушает
   права    заявителя,    гарантированные   Конституцией    Российской
   Федерации.  Утверждения  заявителя о том,  что  сначала  он  должен
   зарегистрироваться  по  месту жительства, а потом  только  получать
   вид   на  жительство,  не  основаны  на  законе.  Так,  действующим
   законодательством  определен  иной порядок:  в  начале  иностранный
   гражданин получает вид на жительство, а затем приобретает право  на
   свободу  передвижения,  выбор  места  жительства  и  пребывания  на
   территории Российской Федерации.
       Комментарий.  Это  одно  из  немногих решений,  соответствующих
   требованиям закона.
       Хафизова Ильмира Вагизовна, обратившись в суд с жалобой, просит
   суд  признать  отказ ПВС ОВД в регистрации ее по  месту  жительства
   незаконным  и  обязать  ПВС зарегистрировать  ее  по  адресу  в  г.
   Пущино,  ссылаясь  на то, что она законно находится  на  территории
   РФ,  желает  проживать  по  указанному  адресу  у  своих  знакомых,
   которые  не  возражают  против ее вселения.  Суд  07.12.2001  вынес
   решение,  которым  признал жалобу обоснованной и обязал  паспортно-
   визовую  службу Пущинского ОВД произвести регистрацию Хафизовой  по
   месту жительства по адресу в г. Пущино.
       Суд  указал,  что заявительница является гражданкой  Республики
   Узбекистан,  законно находится на территории Российской  Федерации,
   желает  проживать на территории Российской Федерации в квартире  по
   адресу   в   г.   Пущино.   Квартира  находится   в   муниципальной
   собственности,  является  коммунальной, состоит  из  одной  комнаты
   жилой площадью 17,4 кв. м. Проживающие в коммунальной комнате  лица
   не  возражают против вселения заявительницы по спорному адресу.  По
   мнению  суда,  в соответствии со ст. 1 Закона РФ "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и  жительства в пределах Российской  Федерации"  каждый
   гражданин  Российской Федерации, так же как и иностранные граждане,
   и  лица  без  гражданства, законно находящиеся  на  территории  РФ,
   имеют  право  на  свободу передвижения, выбор  места  пребывания  и
   жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии  со  ст.
   6  Закона  орган  регистрационного  учета  обязан  зарегистрировать
   гражданина  по  месту  жительства  не  позднее  трех  дней  со  дня
   предъявления им документов на регистрацию. Суд указал  на  то,  что
   поскольку  заявительница  имеет право  на  свободу  передвижения  и
   выбор   места   жительства  и  пребывания  в  пределах   Российской
   Федерации,   отказ  ПВС  в  регистрации  заявительницы   по   месту
   жительства  не  основан на законе и нарушает  права  заявительницы,
   гарантированные Конституцией Российской Федерации.
       Комментарий. Между тем суд дал неправильное толкование  понятию
   нахождения  Хазифовой  на  территории РФ  на  законных  основаниях.
   Выводы  суда  противоречат Закону СССР N  5152-Х  от  24.06.1981  с
   последующими  изменениями  и дополнениями,  который  действовал  на
   момент  принятия  судом  решения, Правилам  пребывания  иностранных
   граждан  в  СССР,  утвержденным постановлением  Кабинета  Министров
   СССР  от 26.04.1991 (в редакции от 04.11.1991), которые действовали
   до   01.11.2002,  а  также  вступившему  в  действие  с  01.11.2002
   Федеральному  закону  "О правовом положении иностранных  граждан  в
   Российской Федерации" от 25.07.2002.
       Матевосян   Вруйра  Арамаисович  просил  суд   признать   отказ
   паспортно-визовой службы ОВД в регистрации его по месту  жительства
   незаконным  и  обязать ПВС зарегистрировать  его  по  адресу  в  г.
   Пущино, ссылаясь на то, что он законно находится на территории  РФ,
   желает  проживать  в  г. Пущино у знакомых,  которые  не  возражают
   против  его вселения. Городской суд 12.07.2001 постановил  решение,
   которым  жалобу  признал обоснованной. Суд обязал паспортно-визовую
   службу  Пущинского ОВД произвести регистрацию Матевосяна  по  месту
   жительства по адресу в г. Пущино.
       При   этом  суд  указал,  что  заявитель  является  гражданином
   Республики  Армении,  законно находится  на  территории  Российской
   Федерации,  желает проживать на территории Российской  Федерации  у
   знакомых  по адресу в г. Пущино. Квартира находится в муниципальной
   собственности, состоит из двух комнат жилой площадью  30,4  кв.  м.
   Квартиросъемщик  и  совершеннолетние члены его семьи  не  возражают
   против  вселения  заявителя по спорному адресу. В  соответствии  со
   ст.  1  Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на  свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации" каждый гражданин Российской  Федерации,  так
   же  как  и  иностранные граждане, законно находящиеся на территории
   РФ,  имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания  и
   жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии  со  ст.
   6  Закона  орган  регистрационного  учета  обязан  зарегистрировать
   гражданина  по  месту  жительства  не  позднее  трех  дней  со  дня
   предъявления им документов на регистрацию.
       Комментарий.   Решение  суда  и  доводы,  изложенные   в   нем,
   неправильные,  противоречащие Закону СССР N 5152-Х  от  24.06.1981,
   который   действовал   на   момент  вынесения   решения,   Правилам
   пребывания  иностранных граждан в СССР, утвержденным постановлением
   Кабинета  Министров СССР от 26.04.1991, в редакции  от  04.11.1991,
   которые  действовали до 01.11.2002, а также вступившему в  действие
   с  01.11.2002 Федеральному закону "О правовом положении иностранных
   граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002.
       Карапетов,  являющийся  гражданином  Азербайджана,   прибыл   в
   Домодедовский  район из Республики Азербайджан на постоянное  место
   жительство.  С  1998  года  фактически проживает  по  адресу  в  г.
   Домодедово  в  части  дома, принадлежащей  на  праве  собственности
   Богданову, который не возражает против регистрации на данной  жилой
   площади  Карапетова. Паспортно-визовой службой  УВД  Домодедовского
   района  Карапетову  отказано  в регистрации  на  жилую  площадь  по
   указанному  адресу  по  причине отсутствия  у  Карапетова  вида  на
   жительство   или  гражданства  РФ.  С  1993  г.  он   проживает   в
   Домодедовском районе, был зарегистрирован временно до  января  2002
   г.  В  настоящее время он не имеет никакой регистрации. Гражданство
   Республики   Азербайджан   он   не   принимал,   намерен   получить
   гражданство  Российской Федерации. Представитель  паспортно-визовой
   службы  УВД Домодедовского района жалобу не признал и пояснил,  что
   Карапетов   не   подлежит   регистрации  в  Домодедовском   районе,
   поскольку  он  не  является  гражданином Российской  Федерации,  не
   имеет  вообще какого-либо гражданства, что в отношении  него  может
   быть  оформлен  только  вид на жительство в  Российской  Федерации.
   Городской   суд  12.03.2002  постановил  решение,  которым   жалобу
   удовлетворил  и  обязал паспортно-визовую службу УВД Домодедовского
   района зарегистрировать Карапетова по месту жительства по адресу  в
   г. Домодедово.
       Суд указал, что согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто
   законно  находится на территории Российской Федерации, имеет  право
   свободно  передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.  В
   соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы  человека
   и  гражданина  могут быть ограничены федеральным законом  только  в
   той   мере,   в   какой  это  необходимо  в  целях   защиты   основ
   конституционного строя, нравственности, здоровья, прав  и  законных
   интересов  других  лиц, обеспечения обороны страны  и  безопасности
   государства.   Карапетов   на   территории   Российской   Федерации
   находится  законно, следовательно, вправе свободно  выбирать  место
   пребывания  и  жительства, а также свободно  передвигаться.  Данное
   право  заявителя не может быть ограничено, поскольку его пребывание
   не    является   угрозой   для   основ   конституционного    строя,
   нравственности,  здоровья, прав и законных  интересов  других  лиц,
   безопасности государства. Согласно требованиям Закона РФ  "О  праве
   граждан  Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места
   пребывания  и  жительства  в  пределах  Российской  Федерации"   от
   25.06.1993  лица, не являющиеся гражданами Российской  Федерации  и
   законно  находящиеся  на  ее территории,  имеют  право  на  свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации  в  соответствии с  Конституцией  и  законами
   Российской   Федерации   и  международными  договорами   Российской
   Федерации.  Согласно ст. 8 данного Закона право граждан на  свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное