Стр. 7
Вопрос 19. Проектирование и разработка (7.3)
¦ a) Как высшее руководство определяет процессы проектирования¦
и разработки для обеспечения их соответствия потребностям и ожи-
¦даниям потребителей организации и других заинтересованных сто- ¦
рон?
¦ b) Как на практике осуществляется менеджмент процессов про- ¦
ектирования и разработки, в том числе определение требований к
¦проектированию и разработке, и достижения запланированных выхо- ¦
дов?
¦ c) Как в процессах проектирования и разработки учитывается ¦
такая деятельность, как анализ, верификация и валидация проекта
¦и менеджмент конфигурации? ¦
Вопрос 20. Закупки (7.4)
¦ a) Как высшее руководство определяет процессы закупок для ¦
обеспечения соответствия закупленной продукции потребностям
¦организации? ¦
b) Как осуществляется менеджмент процессов закупок?
¦ c) Как организация обеспечивает соответствие закупленной ¦
продукции, начиная со спецификации и кончая приемкой?
¦ Вопрос 21. Операции по производству и обслуживанию (7.5) ¦
a) Как высшее руководство обеспечивает, учитывает потребнос-
¦ти потребителей и других заинтересованных сторон во входах про- ¦
цессов жизненного цикла продукции?
¦ b) Как осуществляется менеджмент процессов жизненного цикла ¦
от входов до выходов?
¦ c) Как в процессах жизненного цикла отражены такие виды ¦
деятельности, как верификация и валидация?
¦ Вопрос 22. Управление устройствами для мониторинга и ¦
измерений (7.6)
¦ a) Как руководство управляет устройствами для мониторинга и ¦
измерений с целью получения и использования правильных данных?
¦ Вопрос 23. Измерение, анализ и улучшение. Общие рекомендации¦
(8.1)
¦ a) Как руководство пропагандирует важность измерения, анали-¦
за и деятельности по улучшению, чтобы обеспечивать удовлетворен-
¦ность заинтересованных сторон результатами деятельности органи- ¦
зации?
¦ Вопрос 24. Измерение и мониторинг (8.2) ¦
a) Как руководство обеспечивает сбор данных, касающихся пот-
¦ребителей, для анализа с целью получения информации для улучше- ¦
ний?
¦ b) Как руководство обеспечивает сбор данных от других заин- ¦
тересованных сторон для анализа и возможных улучшений?
¦ c) Как организация использует самооценку системы менеджмента¦
качества для улучшения результативности и эффективности деятель-
¦ности организации в целом? ¦
Вопрос 25. Управление несоответствиями (8.3)
¦ a) Как организация управляет несоответствиями процессов и ¦
продукции?
¦ b) Как организация анализирует несоответствия для извлечения¦
уроков и улучшения процессов и продукции?
¦ Вопрос 26. Анализ данных (8.4) ¦
a) Как организация анализирует данные с целью оценки своей
¦деятельности и определения областей для улучшения? ¦
Вопрос 27. Улучшение (8.5)
¦ a) Как организация использует корректирующие действия для ¦
оценивания и устранения зафиксированных проблем, влияющих на ее
¦деятельность? ¦
b) Как организация использует предупреждающие действия для
¦предотвращения потерь? ¦
c) Как руководство обеспечивает применение систематических
¦методов и средств улучшения с целью совершенствования деятель- ¦
ности организации?
¦ А.4. Документирование результатов самооценки ¦
Существует много способов формализации вопросов по самооцен-
¦ке для оценивания деятельности, определения рейтингов развития и¦
регистрации возможных действий по улучшению. Один из способов
¦приведен в таблице А.2. ¦
¦ Таблица А.2¦
¦ ПРИМЕР ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМООЦЕНКИ ¦
¦ ¦
-----------T-------T--------------------T-------T--------------¬
¦¦ Номер ¦ Номер ¦ Наблюдения ¦Рейтинг¦ Действия ¦¦
¦подраздела¦вопроса¦ по фактической ¦ ¦ по улучшению ¦
¦¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦¦
+----------+-------+--------------------+-------+--------------+
¦¦5.2 ¦4 "a" ¦Что касается данного¦5 ¦Не требуются ¦¦
¦ ¦ ¦пункта, наш процесс ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦лучше любого другого¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦процесса в мире ¦ ¦ ¦
¦+----------+-------+--------------------+-------+--------------+¦
¦5.2 ¦4"a" ¦Что касается данного¦1 ¦Необходимо ¦
¦¦ ¦ ¦пункта, у нас нет ¦ ¦разработать ¦¦
¦ ¦ ¦системы ¦ ¦соответствую- ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦щий процесс. ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ответственный ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦и сроки? ¦¦
¦L----------+-------+--------------------+-------+---------------¦
¦ Самооценка может использоваться избирательно исходя из пот- ¦
ребностей организации. Один подход годен для осуществления само-
¦оценки на индивидуальной основе для всей или части системы ме- ¦
неджмента качества и затем для реализации улучшения, другой под-
¦ход - для многопрофильной группы работников, осуществляющей са- ¦
мооценку всей или части системы менеджмента качества, за которой
¦последовали бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем ¦
достижение консенсуса по установке приоритетов улучшения и пла-
¦нам действий. Результативное и эффективное применение самооценки¦
в организации зависит только от творческого воображения и изоб-
¦ретательности сотрудников организации, заинтересованных в дости-¦
жении совершенства.
¦ А.5. Связь между потенциальными преимуществами от применения¦
ИСО 9004 и самооценки
¦ Имеется много различных способов для принятия решения о том,¦
какие действия следует предпринять в результате самооценки. Од-
¦ним из подходов является рассмотрение выходных данных самооценки¦
совместно с потенциальными ключевыми преимуществами, которые
¦можно получить от стабильной системы менеджмента качества. Такой¦
подход позволил бы организации определить и инициировать проекты
¦по улучшению, которые, вероятно, обеспечили бы наиболее благо- ¦
приятные результаты исходя из ее приоритетных потребностей. Для
¦удобства применения такого подхода ниже приводятся примеры по- ¦
тенциальных преимуществ, связанных с вопросами, приведенными в
¦разделе А.3, и относящихся к отдельным подразделам настоящего ¦
стандарта. Эти примеры можно использовать как точку отсчета при
¦составлении перечня, подходящего для организации. Ниже даются ¦
примеры потенциальных преимуществ.
¦ 1. Менеджмент систем и процессов (4.1) ¦
Обеспечивает систематический и наглядный способ руководства
¦и управления организацией, которая постоянно улучшает свою ¦
деятельность.
¦ 2. Документация (4.2) ¦
Обеспечивает информацию и дополнительные сведения о резуль-
¦тативности и эффективности системы менеджмента качества. ¦
3. Ответственность руководства. Общие рекомендации (5.1)
¦ Обеспечивает согласованное и наглядное вовлечение высшего ¦
руководства.
¦ 4. Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2) ¦
Обеспечивает сбалансированное рассмотрение в рамках системы
¦менеджмента качества потребностей и ожиданий всех заинтересован-¦
ных сторон с целью создания результативной и эффективной
¦системы. ¦
5. Политика в области качества (5.3)
¦ Обеспечивает понятность потребностей всех заинтересованных ¦
сторон и направление деятельности всей организации, приводящее к
¦очевидным и ожидаемым результатам ¦
6. Планирование (5.4)
¦ Переводит политику в области качества в измеряемые цели и ¦
планы для обеспечения четкой фокусировки на важных участках всей
¦организации. ¦
Способствует извлечению уроков из прошлого опыта.
¦ 7. Ответственность, полномочия и обмен информацией (5.5) ¦
Обеспечивает согласованный и всеобъемлющий подход во всей
¦организации и проясняет роли, ответственность и связи со всеми ¦
заинтересованными сторонами.
¦ 8. Анализ со стороны руководства (5.6) ¦
Вовлекает высшее руководство в улучшение системы менеджмента
¦качества. ¦
Дает оценку выполнения планов и определяет соответствующие
¦действия по улучшению. ¦
9. Менеджмент ресурсов. Общие рекомендации (6.1)
¦ Обеспечивает наличие адекватных ресурсов (работники, инфрас-¦
труктура, производственная среда, информация, поставщики и парт-
¦неры, природные и финансовые ресурсы) для достижения целей ¦
организации.
¦ 10. Работники (6.2) ¦
Обеспечивает лучшее понимание роли, ответственности, целей и
¦повышает вовлечение работников на всех уровнях организации для ¦
достижения целей улучшения деятельности.
¦ Поощряет признание и вознаграждение. ¦
Преимущества 11, 12, 13 и 15, связанные с инфраструктурой
¦(6.3), производственной средой (6.4), информацией (6.5) и ¦
природными ресурсами (6.7)
¦ Обеспечивают эффективное использование ресурсов, кроме чело-¦
веческих.
¦ Содействуют пониманию ограничений и возможностей для обеспе-¦
чения достижимости целей и осуществимости планов.
¦ 14. Поставщики и партнеры (6.6) ¦
Пропагандирует отношения партнерства с поставщиками и други-
¦ми организациями для взаимной выгоды. ¦
16. Финансовые ресурсы (6.8)
¦ Обеспечивает лучшее понимание взаимосвязи между затратами и ¦
выгодами.
¦ Поощряет улучшение, направленное на результативное и эффек- ¦
тивное достижение целей организации.
¦ 17. Процессы жизненного цикла продукции. Общие рекомендации ¦
(7.1)
¦ Содействует разработке операций организации для достижения ¦
желаемых результатов.
¦ 18. Процессы, связанные с заинтересованными сторонами (7.2) ¦
Обеспечивает менеджмент ресурсов и деятельности как
¦процессов. ¦
Обеспечивает, чтобы потребности и ожидания всех заинтересо-
¦ванных сторон были понятны во всей организации. ¦
19. Проектирование и разработка (7.3)
¦ Обеспечивает создание процессов проектирования и разработки,¦
чтобы результативно и эффективно реагировать на потребности и
¦ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. ¦
20. Закупки (7.4)
¦ Обеспечивает соответствие поставщиков политике и целям ¦
организации в области качества.
¦ 21. Операции по производству и обслуживанию (7.5) ¦
Обеспечивает устойчивую удовлетворенность потребителей пос-
¦редством производства продукции, предоставления услуг и поддерж-¦
ки, отвечающих потребностям и ожиданиям потребителей.
¦ 22. Управление устройствами для мониторинга и измерений ¦
(7.6)
¦ Обеспечивает точность данных для анализа. ¦
23. Измерение, анализ и улучшение. Общие рекомендации (8.1)
¦ Обеспечивает результативные и эффективные измерения, сбор и ¦
валидацию данных для улучшения.
¦ 24. Измерение и мониторинг (8.2) ¦
Обеспечивает управление методами измерения и мониторинга
¦процессов и продукции. ¦
25. Управление несоответствиями (8.3)
¦ Обеспечивает результативное устранение несоответствий, ¦
встретившихся в продукции и процессах.
¦ 26. Анализ данных (8.4) ¦
Обеспечивает принятие решений, основанных на фактах.
¦ 27. Улучшение (8.5) ¦
Повышает результативность и эффективность организации.
¦ Сосредоточивает усилия на предупреждении и улучшении исходя ¦
из тенденций.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации
¦по улучшению деятельности ¦
¦ Приложение В¦
(справочное)
¦ ¦
ПРОЦЕСС ПОСТОЯННОГО УЛУЧШЕНИЯ
¦ ¦
Стратегической целью организации является постоянное улучше-
¦ние процессов для совершенствования деятельности организации и ¦
обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам.
¦ Имеются два основных подхода к проведению постоянного ¦
улучшения процессов:
¦ a) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению су-¦
ществующих процессов, или внедрению новых процессов; как прави-
¦ло, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятель- ¦
¦ности; ¦
b) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, прово-
¦димая работниками в рамках существующих процессов. ¦
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование сущест-
¦вующих процессов и включают: ¦
- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
¦ - анализ существующего процесса ("такого как есть" процесса)¦
и возможностей реализации изменения;
¦ - определение и планирование улучшения процесса; ¦
- внедрение улучшения;
¦ - верификацию и валидацию улучшения процесса; ¦
- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
¦ Проекты прорыва управляются результативным и эффективным ¦
способом, использующим методы менеджмента проекта. После внесе-
¦ния изменения новый план проекта служит основой постоянного ме- ¦
неджмента процесса.
¦ Работники организации являются лучшими поставщиками идей по ¦
постоянному улучшению процессов и часто принимают участие в ра-
¦бочих группах. Деятельностью по поэтапному постоянному улучшению¦
процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия.
¦Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, ¦
технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений,
¦связанных с улучшением. ¦
Постоянное улучшение при помощи любого из двух указанных
¦методов включает в себя: ¦
a) причину улучшения - проблему процесса следует определить,
¦а область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ¦
ней;
¦ b) фактическую ситуацию - надо оценить результативность и ¦
эффективность существующего процесса. Соберите и проанализируйте
¦данные для выявления типов проблем, которые чаще всего возника- ¦
ют. Выберите конкретную проблему и поставьте задачу по улучше-
¦нию; ¦
c) анализ - следует определить и проверить первопричину
¦проблемы; ¦
d) идентификацию возможных решений - исследуйте альтернатив-
¦ные решения. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т.е. ¦
такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее
¦повторное возникновение; ¦
e) оценку последствий - следует подтвердить, что проблема и
¦ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что ре- ¦
шение сработало и задача по улучшению выполнена;
¦ f) внедрение и стандартизацию нового решения - необходимо ¦
заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвра-
¦щая повторное возникновение проблемы и ее первопричин; ¦
g) оценку результативности и эффективности процесса после
¦завершения действий по улучшению - результативность и эффектив- ¦
ность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть приме-
¦нение его решения еще где-нибудь в организации. ¦
Процесс улучшения повторяется применительно к остающимся
¦проблемам, а также разработке целей и принятию решений по даль- ¦
нейшему улучшению процесса.
¦ Для содействия вовлечению и осведомленности работников о ¦
деятельности по улучшению руководству следует рассматривать
¦такие меры, как: ¦
- формирование небольших групп с выбором лидеров самими
¦группами; ¦
- разрешение работникам управлять рабочим пространством и
¦улучшать его; ¦
- повышение знаний, накопление опыта и совершенствование на-
¦выков работников как части общей деятельности организации по ¦
менеджменту качества.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
Приложение С
(справочное)
СВЕДЕНИЯ
О СООТВЕТСТВИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ССЫЛОЧНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ (РЕГИОНАЛЬНЫМ) СТАНДАРТАМ
------------------T----------------------------------------------¬
¦ Обозначение ¦ Обозначение и наименование соответствующего ¦
¦ ссылочного ¦ национального стандарта Российской Федерации ¦
¦ международного ¦ ¦
¦ стандарта ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 9000:2000 ¦ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента ¦
¦ ¦качества. Основные положения и словарь ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 9001:2000 ¦ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента ¦
¦ ¦качества. Требования ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 9004:2000 ¦ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента ¦
¦ ¦качества. Рекомендации по улучшению ¦
¦ ¦деятельности ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 10007:2003 ¦<*> ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 10012:2003 ¦<*> ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО/ТО 10013:2001¦<*> ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ИСО 19011:2002 ¦ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по¦
¦ ¦аудиту систем менеджмента качества и/или ¦
¦ ¦систем экологического менеджмента ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ <*> Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До¦
¦его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский¦
¦язык данного международного стандарта. Перевод данного¦
¦международного стандарта находится в Федеральном информационном¦
¦фонде технических регламентов и стандартов ¦
L-----------------------------------------------------------------
|