Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСТ Р 52614.2-2006 (УТВ. ПРИКАЗОМ РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ 15.12.2006 N 309-СТ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утвержден
                                                 Приказом Федерального
                                             агентства по техническому
                                            регулированию и метрологии
                                        от 15 декабря 2006 г. N 309-ст
   
                                                       Дата введения -
                                                      1 июня 2007 года
   
               НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                      СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
   
         РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
                           В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
   
                       QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS.
         GUIDELINES FOR THE APPLICATION OF GOST R ISO 9001-2001
                              IN EDUCATION
   
                           ГОСТ Р 52614.2-2006
   
                               Предисловие
   
       Цели   и   принципы   стандартизации   в  Российской  Федерации
   установлены  Федеральным  законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О
   техническом   регулировании",  а  правила  применения  национальных
   стандартов  Российской  Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация
   в Российской Федерации. Основные положения".
   
                          Сведения о стандарте
   
       1.      Подготовлен      Открытым     акционерным     обществом
   "Научно-исследовательский  центр контроля и диагностики технических
   систем"  (ОАО  НИЦ КД) и Техническим комитетом по стандартизации ТК
   10  "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка
   рисков"  на  основе  собственного  аутентичного перевода стандарта,
   указанного в пункте 4.
       2.  Внесен  Управлением развития, информационного обеспечения и
   аккредитации  Федерального  агентства по техническому регулированию
   и метрологии.
       3.   Утвержден   и  введен  в  действие  Приказом  Федерального
   агентства  по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря
   2006 г. N 309-ст.
       4.   Настоящий   стандарт  является  идентичным  международному
   стандарту  IWA  2:2003  "Системы  менеджмента качества. Руководящие
   указания  по  применению  ИСО  9001:2000  в сфере образования" (IWA
   2:2003   "Quality   management   systems   -   Guidelines  for  the
   application of ISO 9001:2000 in education").
       Наименование   настоящего   стандарта   изменено   относительно
   наименования  указанного  международного стандарта для приведения в
   соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
       При  применении настоящего стандарта рекомендуется использовать
   вместо   ссылочных   международных  стандартов  соответствующие  им
   национальные    стандарты,   сведения   о   которых   приведены   в
   дополнительном Приложении С.
       5. Введен впервые.
   
       Информация  об  изменениях к настоящему стандарту публикуется в
   ежегодно    издаваемом   информационном   указателе   "Национальные
   стандарты",  а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
   информационных   указателях   "Национальные  стандарты".  В  случае
   пересмотра     (замены)    или    отмены    настоящего    стандарта
   соответствующее   уведомление   будет   опубликовано  в  ежемесячно
   издаваемом   информационном   указателе  "Национальные  стандарты".
   Соответствующая  информация, уведомление и тексты размещаются также
   в  информационной системе общего пользования - на официальном сайте
   национального  органа Российской Федерации по стандартизации в сети
   Интернет.
   
                                Введение
   
                          0.1. Общие положения
   
       Настоящий    стандарт   содержит   руководящие   указания   для
   учреждений,  предоставляющих  образовательные  услуги, по внедрению
   результативной   системы   менеджмента   качества,  соответствующей
   требованиям ИСО 9001.
       Примечания
       1.  Для повышения результативности системы менеджмента качества
   текст  ИСО  9004  оставлен без комментариев для тех образовательных
   учреждений,  которые выходят за рамки требований, установленных ИСО
   9001.
       Известно,  что стоимость внедрения и поддержания результативной
   и    эффективной    системы   менеджмента   качества   -   величина
   определенная,  тогда  как  доходы  от  дальнейшего функционирования
   системы  менеджмента качества таковыми не являются. Образовательные
   учреждения  заинтересованы  в  понимании  и использовании стандарта
   ИСО   9004  и  восьми  принципов  системы  менеджмента  качества  в
   соответствии со своими потребностями.
       2.   Для   того   чтобы   совокупные  затраты  образовательного
   учреждения  на внедрение и поддержание системы менеджмента качества
   приводили  к  постоянному  улучшению  его деятельности, внедрение и
   поддержание  этой системы должны быть запланированы и выполнены как
   проект   или   программа   проектов  в  зависимости  от  размера  и
   индивидуальных особенностей образовательного учреждения.
       3.  Выделенные  курсивом  сноски  в тексте настоящего стандарта
   приведены   для   пояснения   текста   идентичного   международного
   стандарта IWA 2:2003.
   
       Руководящие   указания,   приведенные  в  настоящем  стандарте,
   помогут    образовательным    учреждениям   сопоставить   положения
   стандартов  ИСО  по  системам менеджмента качества с педагогической
   практикой.
       Учебный   план  образовательного  учреждения  может  определить
   основные   направления  обучения  и  формы  оценки  знаний.  Однако
   наличие  учебного  плана не гарантирует удовлетворения потребностей
   и  ожиданий  потребителей, если процессы образовательных учреждений
   несовершенны.   Потребность   в   предупреждении  этих  недостатков
   привела  к разработке настоящего стандарта в помощь образовательным
   учреждениям   при   внедрении  ими  системы  менеджмента  качества.
   Дальнейшая  оценка  учебного  плана  и  образовательных процессов в
   соответствии   с   установленными   требованиями   может   повысить
   результативность  и  эффективность  учебного  процесса.  Внутренние
   аудиты   системы   менеджмента  качества  обеспечивают  верификацию
   выполнения    установленных    требований,    например   достижение
   запланированных показателей.
       Система   менеджмента   качества   образовательного  учреждения
   должна  показать,  что  все  в  нем работает хорошо. Система должна
   быть  достаточно  всеобъемлющей,  чтобы  она  отвечала  объективным
   критериям   качества   для   образовательных  учреждений.  Контроль
   качества   -   основополагающий   процесс   в  системе  менеджмента
   качества.   При   оценке   работы   людей  сложно  провести  точное
   измерение.   Оценку   обычно  проводят  во  время  образовательного
   процесса.
       Требования,  приведенные  в  настоящем  стандарте,  могут  быть
   дополнены    в    соответствии   со   спецификой   образовательного
   учреждения.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования <*> ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    0.1. Общие положения                                        ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    Для создания системы менеджмента качества требуется страте- ¦
   ¦гическое решение организации. На разработку и внедрение системы ¦
   ¦менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребнос- ¦
   ¦ти, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процес- ¦
   ¦сы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не пред- ¦
   ¦полагает единообразия в структуре систем менеджмента качества   ¦
   ¦или документации.                                               ¦
   ¦    Требования к системе менеджмента качества, установленные в  ¦
   ¦настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требо-¦
   ¦ваниям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание",  ¦
   ¦носит характер методических указаний для понимания или разъясне-¦
   ¦ния соответствующего требования.                                ¦
   ¦    Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внеш- ¦
   ¦ними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки  ¦
   ¦способности организаций выполнять требования потребителей, рег- ¦
   ¦ламентов и собственные требования.                              ¦
   ¦    При разработке настоящего стандарта были учтены принципы    ¦
   ¦менеджмента качества, установленные в ИСО 9000:2000 и ИСО       ¦
   ¦9004:2000.                                                      ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   --------------------------------
       <*>  ПРИВЕДЕННЫЙ  В  РАМКЕ  ИЗ  СПЛОШНЫХ  ЛИНИЙ  ТЕКСТ ИСО 9001
   ИДЕНТИЧЕН ТЕКСТУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РАЗДЕЛА ГОСТ Р ИСО 9001.
   
           0.2. Процессный подход в образовательном учреждении
   
       Образовательные   учреждения,  предоставляющие  образовательные
   услуги,  должны  определить  свои  процессы.  Эти  процессы  обычно
   являются   междисциплинарными   и  включают  в  себя  в  том  числе
   вспомогательные услуги, например:
       -  стратегический процесс для определения роли образовательного
   учреждения в социально-экономической среде;
       -       подготовка       и      обеспечение      компетентности
   профессорско-преподавательского состава;
       - обслуживание производственной среды;
       - разработка, анализ и актуализация учебных планов и программ;
       - поступление и отбор абитуриентов;
       - процесс обучения студентов и его оценка;
       -  итоговая  оценка  с  присвоением  обучающемуся академической
   степени,  присуждаемой в соответствии с дипломом или свидетельством
   о компетентности;
       -  вспомогательные  процессы  для реализации основных процессов
   обучения,  направленных  на  выполнение  учебных планов и поддержку
   обучающихся    до   получения   ими   академической   степени   или
   свидетельства;
       - внутренний и внешний обмен информацией;
       - измерение образовательных процессов.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    0.2. Процессный подход                                      ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    Настоящий стандарт направлен на применение "процессного под-¦
   ¦хода" при разработке, внедрении и улучшении результативности    ¦
   ¦системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности¦
   ¦потребителей путем выполнения их требований.                    ¦
   ¦    Для успешного функционирования организация должна определить¦
   ¦и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов  ¦
   ¦деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с¦
   ¦целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как ¦
   ¦процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно   ¦
   ¦вход следующего.                                                ¦
   ¦    Применение в организации системы процессов наряду с их иден-¦
   ¦тификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут¦
   ¦считаться "процессным подходом".                                ¦
   ¦    Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности уп-¦
   ¦равления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в¦
   ¦рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.  ¦
   ¦    При применении в системе менеджмента качества такой подход  ¦
   ¦подчеркивает важность:                                          ¦
   ¦    a) понимания и выполнения требований;                       ¦
   ¦    b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения      ¦
   ¦добавленной ценности;                                           ¦
   ¦    c) достижения результатов выполнения процессов и их резуль- ¦
   ¦тативности;                                                     ¦
   ¦    d) постоянного улучшения процессов, основанного на объектив-¦
   ¦ном измерении.                                                  ¦
   ¦    Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качест- ¦
   ¦ва, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между  ¦
   ¦процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показы-¦
   ¦вает, что потребители играют существенную роль при определении  ¦
   ¦входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требу-¦
   ¦ет оценки информации о восприятии потребителями выполнения их   ¦
   ¦требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все ос-  ¦
   ¦новные требования настоящего стандарта, не детализируя их.      ¦
   ¦    Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться¦
   ¦цикл "Планирование - Осуществление - Проверка - Действие" (PDCA ¦
   ¦<*>). Цикл PDCA можно кратко описать так:                       ¦
   ¦    Планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необхо- ¦
   ¦димые для достижения результатов в соответствии с требованиями  ¦
   ¦потребителей и политикой организации;                           ¦
   ¦    Осуществление (do) - внедрите процессы;                     ¦
   ¦    Проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте про- ¦
   ¦цессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями¦
   ¦на продукцию и сообщайте о результатах;                         ¦
   ¦    Действие (act) - предпринимайте действия по постоянному     ¦
   ¦улучшению показателей процессов.                                ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦               ---------------------------¬                     ¦
   ¦               ¦   ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ   ¦                     ¦
   ¦---------¬     ¦   СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА    ¦<---¬  -------------¬¦
   ¦¦ПОТРЕБИ-¦     ¦         КАЧЕСТВА         ¦    ¦  ¦ПОТРЕБИТЕЛИ ¦¦
   ¦¦ТЕЛИ    ¦     L---------------------------    ¦  ¦(И ДРУГИЕ   ¦¦
   ¦¦(И ДРУ- ¦ ----------------------------------¬ ¦  ¦ЗАИНТЕРЕСО- ¦¦
   ¦¦ГИЕ ЗА- ¦ ¦        ----------------¬        ¦ ¦  ¦ВАННЫЕ      ¦¦
   ¦¦ИНТЕРЕ- ¦<........>¦ОТВЕТСТВЕННОСТЬ¦        ¦ ¦  ¦СТОРОНЫ)    ¦¦
   ¦¦СОВАННЫЕ¦ ¦ -------¦  РУКОВОДСТВА  ¦<--¬    ¦ ¦  ¦            ¦¦
   ¦¦СТОРОНЫ)¦ ¦ \/     L----------------   ¦    ¦ ¦  ¦            ¦¦
   ¦¦        ¦ ¦-------------¬------------------¬¦--  ¦-----------¬¦¦
   ¦¦        ¦ ¦¦ МЕНЕДЖМЕНТ ¦¦ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ¦¦    ¦¦Удовлетво-¦¦¦
   ¦¦        ¦ ¦¦  РЕСУРСОВ  ¦¦   И УЛУЧШЕНИЕ   ¦<....>¦ренность  ¦¦¦
   ¦¦        ¦ ¦L-------------L------------------¦    ¦L-----------¦¦
   ¦¦        ¦ ¦ ¦                          /\   ¦    ¦            ¦¦
   ¦¦        ¦ ¦ L->-----------------¬-------    ¦    ¦            ¦¦
   ¦¦-------¬¦Вход  ¦    ПРОЦЕССЫ    ¦----------¬Выход¦            ¦¦
   ¦¦¦Требо-++-+--->¦ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА++Продукция++--->¦            ¦¦
   ¦¦¦вания ¦¦ ¦    ¦    ПРОДУКЦИИ   ¦L----------¦    ¦            ¦¦
   ¦¦L-------¦ ¦    L-----------------           ¦    ¦            ¦¦
   ¦L--------- L----------------------------------    L-------------¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    Условные обозначения:                                       ¦
   ¦    --------> деятельность, добавляющая ценность;               ¦
   ¦    ........> поток информации.                                 ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦ Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной    ¦
   ¦                       на процессном подходе                    ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования      ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    0.3. Связь с ИСО 9004                                       ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    ИСО 9001 и ИСО 9004 были разработаны как согласованная пара ¦
   ¦стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг  ¦
   ¦друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то,  ¦
   ¦что у стандартов различные области применения, они имеют анало- ¦
   ¦гичную структуру в целях создания условий для их использования  ¦
   ¦как согласованной пары.                                         ¦
   ¦    ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента ка- ¦
   ¦чества, которые могут использоваться для внутреннего применения ¦
   ¦организациями, в целях сертификации или заключения контрактов.  ¦
   ¦Он направлен на результативность системы менеджмента качества   ¦
   ¦при выполнении требований потребителей.                         ¦
   ¦    ИСО 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру це-¦
   ¦лей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001, особенно по пос-¦
   ¦тоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффек-  ¦
   ¦тивности и результативности. ИСО 9004 рекомендуется как руковод-¦
   ¦ство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель¦
   ¦постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требо-¦
   ¦ваний ИСО 9001. Однако он не предназначен для целей сертификации¦
   ¦или заключения контрактов.                                      ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    0.4. Совместимость с другими системами менеджмента          ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    Настоящий стандарт согласован с ИСО 14001:1996 для улучшения¦
   ¦совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества поль- ¦
   ¦зователей.                                                      ¦
   ¦    Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к дру- ¦
   ¦гим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей¦
   ¦среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, фи-¦
   ¦нансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет  ¦
   ¦организации согласовать или интегрировать свою собственную сис- ¦
   ¦тему менеджмента качества с другими системами менеджмента с со- ¦
   ¦ответствующими требованиями. Организация может адаптировать дей-¦
   ¦ствующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента¦
   ¦качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.     ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   --------------------------------
       <*> Plan - Do - Check - Act.
   
          1. Область применения для образовательных учреждений
   
       Настоящий   стандарт   устанавливает  руководящие  указания  по
   применению  ИСО 9001 в образовательных учреждениях, предоставляющих
   образовательные услуги.
       Эти  руководящие  указания  не  добавляют,  не  заменяют  и  не
   изменяют   требования   ИСО   9001.   Они   не   предназначены  для
   использования  в  договорах  при  оценке соответствия или для целей
   сертификации.
       Каждый  пункт  ИСО 9001, заключенный в рамку из сплошных линий,
   приведен  за  текстом соответствующего пункта настоящего стандарта.
   Текст  ИСО  9004, заключенный в рамку из пунктирных линий, приведен
   с   целью   обеспечить   полное  видение  возможностей  постоянного
   улучшения деятельности организаций <*>.
   --------------------------------
       <*>  ПРИВЕДЕННЫЕ  В  РАМКАХ  ФРАГМЕНТЫ  ИСО  9001  И  ИСО  9004
   ПОЛНОСТЬЮ  ИДЕНТИЧНЫ  СООТВЕТСТВУЮЩИМ  ФРАГМЕНТАМ ГОСТ Р ИСО 9001 И
   ГОСТ Р ИСО 9004.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    1. Область применения                                       ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    1.1. Общие положения                                        ¦
   ¦    Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менед-¦
   ¦жмента качества в тех случаях, когда организация:               ¦
   ¦    a) нуждается в демонстрации своей способности поставлять    ¦
   ¦продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим¦
   ¦обязательным требованиям;                                       ¦
   ¦    b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребите-¦
   ¦лей посредством эффективного применения системы, включая процес-¦
   ¦сы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требова- ¦
   ¦ниям потребителей и обязательным требованиям.                   ¦
   ¦    Примечание - В настоящем стандарте термин "продукция" приме-¦
   ¦ним только к предназначаемой для потребителя или затребованной  ¦
   ¦им продукции.                                                   ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
   ¦улучшению деятельности
                                                                    ¦
   ¦    1. Область применения
                                                                    ¦
   ¦    Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за
    рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотре- ¦
   ¦ние результативности и эффективности системы менеджмента качест-
    ва, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности¦
   ¦организации. По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные на удов-
    летворенность потребителей и качество продукции, расширены, в   ¦
   ¦них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и
    деятельность организации в целом.                               ¦
   ¦    Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, та-
    ким образом, принципы менеджмента качества, на которых он бази- ¦
   ¦руется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в
    данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучше-¦
   ¦ния, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и дру-
    гих заинтересованных сторон.                                    ¦
   ¦    Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомен-
    дации. Он не предназначен ни для сертификации или использования ¦
   ¦в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве
    руководства по внедрению ИСО 9001.                              ¦
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    1.2. Применение                                             ¦
   ¦    Требования настоящего стандарта предназначены для всех орга-¦
   ¦низаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.   ¦
   ¦    Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя   ¦
   ¦применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускает-¦
   ¦ся его исключение.                                              ¦
   ¦    При сделанных исключениях заявления о соответствии настояще-¦
   ¦му стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требо-¦
   ¦вания, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или  ¦
   ¦ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей ¦
   ¦требованиям потребителей и соответствующим обязательным         ¦
   ¦требованиям.                                                    ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
                          2. Нормативные ссылки
   
       В   настоящем  стандарте  использованы  нормативные  ссылки  на
   следующие стандарты:
       ИСО   9000:2000.   Системы   менеджмента   качества.   Основные
   положения и словарь
       ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования
       ИСО  9004:2000.  Системы  менеджмента качества. Рекомендации по
   улучшению деятельности
       ИСО   10007:2003.  Системы  менеджмента  качества.  Руководящие
   указания по управлению конфигурацией
       ИСО  10012:2003.  Системы  менеджмента  измерений. Требования к
   измерительным процессам и измерительному оборудованию
       ИСО/ТО  10013:2001.  Рекомендации  по  документированию  систем
   менеджмента качества
       ИСО   19011:2002.   Руководящие   указания   по  аудиту  систем
   менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
   
                 3. Термины и определения применительно
                      к образовательному учреждению
   
       В  настоящем  стандарте  применены  термины  ИСО  9000, а также
   следующие термины с соответствующими определениями:
       3.1.    Потребитель    (customer):    организация   или   лицо,
   получающая(щее) продукцию (услугу).
       [ИСО 9000:2000]
       Пример  -  Потребитель может быть потребителем (в образовании -
   обычно  обучающийся),  клиентом  или  покупателем  (в образовании -
   обычно   лицо  или  организация,  финансирующее(щая)  обучающегося,
   которое(ая)  может  также быть обучающимся), конечным пользователем
   (в  образовании  - обычно лицо или организация, которая имеет доход
   от обучения, полученного обучающимся).
       3.2.  Заинтересованная  сторона  (interested  party):  лицо или
   группа    лиц,   заинтересованные   в   деятельности   или   успехе
   организации.
       [ИСО 9000:2000]
       Пример  -  Заинтересованная  сторона  может  быть  потребителем
   (3.1),  ассоциацией  родителей,  другим образовательным учреждением
   (3.5) или обществом.
       Примечание  -  Группа лиц может включать в себя организацию, ее
   часть или несколько организаций.
   
       3.3.  Образовательный  процесс  (educational  process): процесс
   создания  образовательной продукции [предоставления образовательной
   услуги (см. 3.4)].
       3.4.  Образовательная услуга (продукция) (educational product):
   услуга (продукция), связанная с образованием.
       Примечание   -   Предоставление  образовательной  услуги  может
   включать   в   себя   информацию   об   использовании  программного
   обеспечения,   аппаратных   средств  ЭВМ  или  бумажных  носителей,
   используемых  как  вспомогательные средства для передачи информации
   и сохранности справочных данных.
   
       3.5.  Образовательное  учреждение  (educational  organization):
   организация, предоставляющая образовательную услугу (см. 3.4).
       3.6.   Поставщик   образования   (education   provider):  лицо,
   предоставляющее  (поставляющее)  образовательную  услугу  (см. 3.4)
   обучающимся.
       Примечание  - Вместо термина "поставщик образования" могут быть
   применимы   общепринятые   термины,  изменяемые  в  зависимости  от
   национальных  особенностей и специфики образовательного учреждения,
   например преподаватель, тренер, доцент или профессор.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    3. Определения                                              ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    В настоящем стандарте применяют термины и определения по ИСО¦
   ¦9000.                                                           ¦
   ¦    Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ИСО   ¦
   ¦9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения    ¦
   ¦применяемого в настоящее время словаря терминов.                ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    поставщик -> организация -> потребитель                     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используе-¦
   ¦мый в ИСО 9001, и относится к объекту, в отношении которого при-¦
   ¦меняется настоящий стандарт. Кроме того, термин "поставщик" за- ¦
   ¦меняет термин "субподрядчик".                                   ¦
   ¦    В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может озна-¦
   ¦чать также "услугу".                                            ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
                     4. Системы менеджмента качества
   
       4.1. Общие требования для образовательного учреждения
       Настоящий    подраздел   носит   фундаментальный   характер   и
   устанавливает  основополагающие требования ИСО 9001 применительно к
   образовательному  учреждению.  Требования ограничиваются следующим.
   Образовательное учреждение должно:
       a)   определять   процессы,   включающие  в  себя  формирование
   образовательной    программы,    организацию   учебного   процесса,
   предоставление  образовательных  услуг,  организацию  и  проведение
   аттестации обучающихся, и управлять этими процессами;
       b)  устанавливать  условия  приемки  образовательной  продукции
   (услуги) при реализации образовательных процессов;
       c)  постоянно  улучшать  эти  процессы  и  выделять необходимые
   ресурсы.
       Образовательное  учреждение  должно  точно  определить  область
   применения  системы  менеджмента  качества в организации. Например,
   это  могут  быть  кафедра  (факультет)  или  школа  в  рамках более
   крупного  образовательного учреждения, образовательное учреждение в
   целом   или   все   образовательные   учреждения  федерального  или
   регионального (муниципального) подчинения.
       Установление   области   применения   поможет  образовательному
   учреждению  идентифицировать  высшее  руководство и понять характер
   систем  и  процессов,  необходимых для достижения удовлетворенности
   потребителя  и  постоянного улучшения деятельности образовательного
   учреждения.
       Это  также поможет идентифицировать предоставляемые услуги, что
   является  существенным в идентификации и определении потребителей и
   других заинтересованных сторон.
       Система   менеджмента   качества   в  образовании  должна  быть
   основана  на терминологии, содержащейся в учебных планах, учебном и
   других  процессах  образовательного учреждения, его организационной
   структуре,    ответственности,   ресурсах,   которые   обеспечивают
   качество  обучения.  Требования системы менеджмента качества должны
   охватывать  большую  часть  деятельности  персонала  и  поставщиков
   образовательного   учреждения.   Управление  обучением  может  быть
   осуществлено во время следующих процессов:
       - анализ потребностей в обучении (профориентация);
       - формирование учебного плана;
       - организация и проведение учебного процесса;
       - организация и проведение оценки и аттестации обучающихся;
       - повышение образовательного потенциала организации;
       - функционирование библиотек, мастерских и лабораторий.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    4. Система менеджмента качества                             ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    4.1. Общие требования                                       ¦
   ¦    Организация должна разработать, задокументировать, внедрить ¦
   ¦и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества,¦
   ¦постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требова-¦
   ¦ниями настоящего стандарта.                                     ¦
   ¦    Организация должна:                                         ¦
   ¦    a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента ¦
   ¦качества, и их применение во всей организации (см. 1.2);        ¦
   ¦    b) определять последовательность и взаимодействие этих      ¦
   ¦процессов;                                                      ¦
   ¦    c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения¦
   ¦результативности как при осуществлении, так и при управлении    ¦
   ¦этими процессами;                                               ¦
   ¦    d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых  ¦
   ¦для поддержки этих процессов и их мониторинга;                  ¦
   ¦    e) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих         ¦
   ¦процессов;                                                      ¦
   ¦    f) принимать меры, необходимые для достижения запланирован- ¦
   ¦ных результатов и постоянного улучшения этих процессов.         ¦
   ¦    Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в ¦
   ¦соответствии с требованиями настоящего стандарта.               ¦
   ¦    Если организация решает передать сторонним организациям вы- ¦
   ¦полнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продук-¦
   ¦ции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны конт- ¦
   ¦роль за таким процессом. Управление им должно быть определено в ¦
   ¦системе менеджмента качества.                                   ¦
   ¦    Примечание - В процессы, необходимые для системы менеджмента¦
   ¦качества, следует включать процессы управленческой деятельности ¦
   ¦руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла   ¦
   ¦продукции и измерения.                                          ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        4. Система менеджмента качества
   ¦                                                                ¦
        4.1. Менеджмент систем и процессов
   ¦    Успешное руководство и управление организацией требует сис- ¦
    тематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха,
   ¦следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему ме- ¦
    неджмента, разработанную для постоянного улучшения результатив-
   ¦ности и эффективности организации с учетом потребностей заинте- ¦
    ресованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими
   ¦аспектами включает менеджмент качества.                         ¦
        Высшему руководству необходимо создать организацию, ориенти-
   ¦рованную на потребителя, посредством:                           ¦
        a) определения систем и процессов, которые могут быть четко
   ¦поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения резу- ¦
    льтативности и эффективности;
   ¦    b) обеспечения результативного и эффективного выполнения и  ¦
    управления процессами, а также показателями и данными для опре-
   ¦деления удовлетворительной деятельности организации.            ¦
        Примерами деятельности по созданию ориентированной на потре-
   ¦бителя организации являются:                                    ¦
        - определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению
   ¦деятельности организации;                                       ¦
        - сбор и использование данных и информации о процессах на
   ¦постоянной основе;                                              ¦
        - развитие в направлении постоянного улучшения;
   ¦    - использование подходящих методов для оценки улучшения     ¦
    процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.
   ¦    Примеры самооценки и процессов постоянного улучшения        ¦
    приведены в Приложениях А и В соответственно.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       4.2. Требования к документации
       4.2.1. Общие положения
       При  планировании  системы  менеджмента  качества  и разработке
   руководства    по   качеству   образовательные   учреждения   могут
   устанавливать   требования   или   ссылаться   на   требования,  не
   установленные  ИСО 9001 (см. ИСО/ТО 10013), такие как следующие, но
   не ограниченные ими:
       - необходимые организации термины и определения;
       - общая стратегия организации;
       - законы и нормативно-правовые акты, применяемые в организации;
       -   необходимая   компетентность   преподавательского   состава
   (поставщиков образования);
       -    аккредитованные    и   сертифицированные   образовательные
   программы;
       - учебные программы и учебные планы;
       -    программы    повышения    квалификации,    подготовки    и
   переподготовки преподавательского состава и персонала;
       - вспомогательные службы организации.
       4.2.2. Требования к документации в образовательном учреждении
       4.2.2.1. Руководство по качеству
       Руководство   по  качеству  должно  включать  в  себя  описание
   области  применения  системы  менеджмента качества образовательного
   учреждения,     последовательность     и     взаимодействие     его
   образовательных   и   вспомогательных   процессов.  Руководство  по
   качеству  должно  включать  в себя все применимые документированные
   процедуры,  требуемые  ИСО  9001,  и  критерии, на которых основана
   система   менеджмента   качества,   или  содержать  ссылки  на  эти
   процедуры и критерии.
       4.2.2.2. Управление документацией в образовательном учреждении
       Целью  управления документацией является обеспечение постоянной
   актуализации   и   доступности   документации  системы  менеджмента
   качества.  Для  достижения  этой  цели  образовательное  учреждение
   должно    установить   документированную   процедуру,   описывающую
   порядок:
       -  изменения,  анализа  и  одобрения  внутренней  документации,
   включая ее идентификацию и статус пересмотра;
       -    управления    внешней   документацией,   главным   образом
   необходимыми    нормативно-правовыми    актами,   которые   следует
   постоянно актуализировать;
       - обеспечения доступности документации персоналу организации;
       -   управления   официальными   документами   обучающихся   для
   обеспечения  прослеживаемости  образовательных  услуг и верификации
   выполнения требований на установленных образовательных этапах.
       Документация,  относящаяся к определению процессов обучения, их
   управлению  и  контролю,  а  также документация по вспомогательному
   обслуживанию  должна  быть  управляемой  (см.  7.1).  Документация,
   выпущенная  внутри  организации,  должна  быть  проанализирована  и
   одобрена  на  предмет  ее адекватности и соответствия установленным
   требованиям.
       Информация   об   издании  учебников  или  учебных  материалов,
   практикумов,  учебных  пособий или другой учебной литературы должна
   быть   управляемой  и  прослеживаемой  на  этапе  проектирования  и
   разработки.
       Процедуры  регистрации курса, структура планов учебных занятий,
   инструкции  по  структуре  научно-исследовательского  отчета и т.д.
   должны    поддерживаться    в   актуализированном   состоянии   для
   обеспечения  необходимой  корректности и комплектности документации
   системы менеджмента качества, находящейся в обращении.
       Система   управления   документацией  должна  включать  в  себя
   условия     управления     внешней     документацией     (например,
   законодательные   акты,   правила,   постановления   правительства,
   нормативно-правовые акты в области аттестации и т.д.).
       4.2.2.3. Управление записями в образовательном учреждении
       Записи   обеспечивают   информацию   о   текущей   деятельности
   организации,  например  о  результатах,  полученных на каждом этапе
   учебно-педагогического   процесса  (предоставления  образовательных
   услуг).
       Образовательное  учреждение  должно  обратить  внимание на срок
   хранения   записей  и  порядок  распоряжения  ими,  которые  обычно
   установлены  в  соответствии с законодательными и/или обязательными
   требованиями.
       Образовательное   учреждение   должно   управлять  записями  об
   обучении  и обучающихся в соответствии с установленными процедурами
   <*>. Это такие документы, как:
   --------------------------------
       <*>  ВЕДЕНИЕ  ЗАПИСЕЙ  ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ  N  5351-1  ОТ  09.07.1993  ОБ  АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ
   ПРАВАХ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 19.07.1995, 20.07.2004).
   
       -   отчет  о  проектировании  и  разработке  учебного  процесса
   (например, о составлении учебного плана);
       -   записи   о   квалификации   преподавателей  (свидетельства,
   сертификаты и другие документы, подтверждающие квалификацию);
       -  записи  об  оценке  воздействия процесса обучения (например,
   оценка качества преподавания);
       -  записи  о  работах,  выполненных  обучающимися,  и отчеты по
   обучению;
       -     свидетельство    об    окончании    учебного    заведения
   (свидетельство, удостоверение, диплом и т.д.);
       -  записи  о потерях, ущербе или недобросовестном использовании
   обучающимися вспомогательных материалов;
       - жалобы;
       - записи об участии в исследованиях;
       - записи о производственной практике;
       -   записи   об  авторском  праве  и/или  разрешение  на  право
   использования информации.
       Особые  требования, установленные к записям системы менеджмента
   качества  образовательного  учреждения, определены в разделах 5 - 8
   исходя из 4.2.4.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    4.2. Требования к документации                              ¦
   ¦    4.2.1. Общие положения                                      ¦
   ¦    Документация системы менеджмента качества должна включать:  ¦
   ¦    a) документально оформленные заявления о политике и целях в ¦
   ¦области качества;                                               ¦
   ¦    b) руководство по качеству;                                 ¦
   ¦    с) документированные процедуры, требуемые настоящим         ¦
   ¦стандартом;                                                     ¦
   ¦    d) документы, необходимые организации для обеспечения эффек-¦
   ¦тивного планирования, осуществления процессов и управления ими; ¦
   ¦    e) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4).          ¦
   ¦    Примечания                                                  ¦
   ¦    1. Там, где в настоящем стандарте встречается термин "доку- ¦
   ¦ментированная процедура", это означает, что процедура разработа-¦
   ¦на, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем¦
   ¦состоянии.                                                      ¦
   ¦    2. Степень документированности системы менеджмента качества ¦
   ¦одной организации может отличаться от другой в зависимости от:  ¦
   ¦    a) размера организации и вида деятельности;                 ¦
   ¦    b) сложности и взаимодействия процессов;                    ¦
   ¦    c) компетенции персонала.                                   ¦
   ¦    3. Документация может быть в любой форме и на любом носи-   ¦
   ¦теле.                                                           ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    4.2.2. Руководство по качеству                              ¦
   ¦    Организация должна разработать и поддерживать в рабочем сос-¦
   ¦тоянии руководство по качеству, содержащее:                     ¦
   ¦    a) область применения системы менеджмента качества, включая ¦
   ¦подробности и обоснование любых исключений (1.2);               ¦
   ¦    b) документированные процедуры, разработанные для системы   ¦
   ¦менеджмента качества, или ссылки на них;                        ¦
   ¦    c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента    ¦
   ¦качества.                                                       ¦
   ¦    4.2.3. Управление документацией                             ¦
   ¦    Документами системы менеджмента качества необходимо управ-  ¦
   ¦лять. Записи - специальный вид документов, и они должны управ-  ¦
   ¦ляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4.               ¦
   ¦    Для определения необходимых средств управления должна быть  ¦
   ¦разработана документированная процедура, предусматривающая:     ¦
   ¦    a) официальное одобрение документов с точки зрения их доста-¦
   ¦точности до их выпуска;                                         ¦
   ¦    b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное  ¦
   ¦официальное одобрение документов;                               ¦
   ¦    c) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра ¦
   ¦документов;                                                     ¦
   ¦    d) обеспечение наличия соответствующих версий документов в  ¦
   ¦местах их применения;                                           ¦
   ¦    e) обеспечение сохранения документов четкими и легкоиденти- ¦
   ¦фицируемыми;                                                    ¦
   ¦    f) обеспечение идентификации документов внешнего происхожде-¦
   ¦ния и управление их рассылкой;                                  ¦
   ¦    g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших¦
   ¦документов и применение соответствующей идентификации таких до- ¦
   ¦кументов, оставленных для каких-либо целей.                     ¦
   ¦    4.2.4. Управление записями                                  ¦
   ¦    Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии  ¦
   ¦для предоставления свидетельств соответствия требованиям и резу-¦
   ¦льтативности функционирования системы менеджмента качества. Они ¦
   ¦должны оставаться четкими, легкоидентифицируемыми и восстанавли-¦
   ¦ваемыми. Должна быть разработана документированная процедура для¦
   ¦определения средств управления, требуемых при идентификации,    ¦
   ¦хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения ¦
   ¦и изъятии записей.                                              ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        4.2. Документация
   ¦    Руководству организации следует определить документацию,    ¦
    включая соответствующие записи, необходимую для разработки,
   ¦внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента ¦
    качества и поддержки результативного и эффективного выполнения
   ¦процессов.                                                      ¦
        Характер и степень документированности должны отвечать конт-
   ¦рактным, законодательным и другим обязательным требованиям, пот-¦
    ребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных
   ¦сторон, а также устраивать организацию.                         ¦
        Документация может быть в любой форме или на любом носителе
   ¦исходя из потребностей организации.                             ¦
        С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и
   ¦ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учиты-¦
    вать:
   ¦    - контрактные требования потребителей и других заинтересо-  ¦
    ванных сторон;
   ¦    - использование организацией международных, национальных,   ¦
    региональных и отраслевых стандартов;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное