Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСТ Р 52614.2-2006 (УТВ. ПРИКАЗОМ РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ 15.12.2006 N 309-СТ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
    региональных и отраслевых стандартов;
   ¦    - соответствующие законодательные и другие обязательные     ¦
    требования;
   ¦    - решения организации;;                                     ¦
        - источники внешней информации, касающиеся возможностей
   ¦организации;;                                                   ¦
        - информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных
   ¦сторон.                                                         ¦
        Разработку, использование и управление документацией следует
   ¦оценивать с учетом результативности и эффективности организации ¦
    на основе таких критериев, как:
   ¦    - функциональность (например, скорость обработки);          ¦
        - простота в использовании;
   ¦    - потребность в ресурсах;                                   ¦
        - политика и цели;
   ¦    - текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту   ¦
    знаний;
   ¦    - сравнение с лучшими системами документации;               ¦
        - взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинте-
   ¦ресованных сторон организации.                                  ¦
        Доступ к документации предоставляется работникам организации
   ¦и другим заинтересованным сторонам исходя из политики обмена    ¦
    информацией в организации.
   ¦    4.3. Использование принципов менеджмента качества           ¦
        Для успешного руководства организацией и ее функционирования
   ¦необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Ре-¦
    комендации руководству организации, предлагаемые в настоящем
   ¦стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. ¦
        Эти принципы были разработаны для применения высшим руковод-
   ¦ством с целью улучшения деятельности организации. Они включены  ¦
    в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.
   ¦    a) Ориентация на потребителя                                ¦
        Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны
   ¦понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требова-¦
    ния и стремиться превзойти их ожидания.
   ¦    b) Лидерство руководителя                                   ¦
        Руководители обеспечивают единство цели и направления дея-
   ¦тельности организации. Им следует создать и поддерживать внут-  ¦
    реннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены
   ¦в решение задач организации.                                    ¦
        c) Вовлечение работников
   ¦    Работники всех уровней составляют основу организации, и их  ¦
    полное вовлечение дает возможность организации с выгодой исполь-
   ¦зовать их способности.                                          ¦
        d) Процессный подход
   ¦    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятель-  ¦
    ностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
   ¦    e) Системный подход к менеджменту                           ¦
        Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов
   ¦как системы вносят вклад в результативность и эффективность ор- ¦
    ганизации при достижении ее целей.
   ¦    f) Постоянное улучшение                                     ¦
        Постоянное улучшение деятельности организации в целом следу-
   ¦ет рассматривать как ее неизменную цель.                        ¦
        g) Принятие решений, основанных на фактах
   ¦    Эффективные решения основываются на анализе данных и инфор- ¦
    мации.
   ¦    h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками                  ¦
        Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения вза-
   ¦имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценнос-¦
    ти.
   ¦    Успешное использование организацией восьми принципов менедж-¦
    мента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сто-
   ¦рон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и¦
    повышение стабильности.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
                5. Ответственность со стороны руководства
   
       5.1. Обязательства руководства в образовательном учреждении
       Высшее  руководство  (лицо или группа лиц, которые осуществляют
   управление  деятельностью  образовательного  учреждения  и контроль
   этой    деятельности)    должно    идентифицировать    факторы    и
   характеристики     образовательной     деятельности,     отвечающие
   требованиям и ожиданиям потребителей.
       При    сертификации    и/или    аккредитации   образовательного
   учреждения   высшее  руководство  должно  гарантировать  выполнение
   законодательных   и   обязательных   требований  в  образовательных
   программах и процессах.
       Главное   требование  этого  подраздела  -  высшее  руководство
   должно  определить  и  выполнять  обязательства  по  поддержанию  в
   рабочем  состоянии  и  постоянному  улучшению  системы  менеджмента
   качества.  Для этого высшее руководство образовательного учреждения
   должно использовать такие стратегии, как;
       -  разработка  политики  в  области  качества  образовательного
   учреждения;
       -   обмен   информацией   о  планировании  системы  менеджмента
   качества по всей организации;
       -  обмен  информацией,  относящейся к анализу и доработке плана
   системы менеджмента качества.
       Наглядным  свидетельством  о  принятии обязательств, выполнении
   анализа  и создании необходимой внутренней среды со стороны высшего
   руководства могут быть следующие действия:
       -  установление  и  доведение  до сведения персонала политики в
   области     качества,    которая    позволяет    всем    работникам
   образовательного    учреждения    понимать    видение,   миссию   и
   стратегические цели организации в области качества;
       -   установление   целей   в   области   качества   в   текущей
   образовательной  деятельности  для  реализации  политики  в области
   качества образовательного учреждения;
       -    максимально    возможное   обеспечение   человеческими   и
   материальными  ресурсами,  необходимыми для достижения поставленных
   целей;
       -   доведение  до  сведения  всего  персонала  образовательного
   учреждения    важности   удовлетворения   требований   обучающегося
   (потребителя),    так   же   как   исполнения   законодательных   и
   обязательных  требований,  к  предоставлению  образовательных услуг
   надлежащего качества;
       -  публикация периодических изданий образовательного учреждения
   для  информирования  по  вопросам, связанным с качеством (таким как
   цели   в   области   качества),  и  обеспечения  обратной  связи  с
   обучающимися/потребителями;
       -  оценка  работы  образовательного  учреждения для мониторинга
   выполнения установленных политики и целей в области качества.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5. Ответственность руководства                              ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.1. Обязательства руководства                              ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств ¦
   ¦принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы   ¦
   ¦менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результа-¦
   ¦тивности посредством:                                           ¦
   ¦    a) доведения до сведения организации важности выполнения    ¦
   ¦требований потребителей, а также законодательных и обязательных ¦
   ¦требований;                                                     ¦
   ¦    b) разработки политики в области качества;                  ¦
   ¦    c) обеспечения разработки целей в области качества;         ¦
   ¦    d) проведения анализа со стороны руководства;               ¦
   ¦    e) обеспечения необходимыми ресурсами.                      ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
   ¦улучшению деятельности                                          ¦
   
   ¦    5. Ответственность руководства                              ¦
   
   ¦    5.1. Общие рекомендации                                     ¦
        5.1.1. Введение
   ¦    Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное ¦
    участие являются решающими при разработке и поддержании в рабо-
   ¦чем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента  ¦
    качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных
   ¦сторон. Их можно добиться, выявляя, поддерживая и повышая удов- ¦
    летворенность потребителей.
   ¦    Перед высшим руководством стоит задача рассмотреть такие    ¦
    меры, как:
   ¦    - разработка прогноза, политики и стратегических целей, со- ¦
    ответствующих назначению организации;
   ¦    - демонстрация на собственном примере стиля управления,     ¦
    обеспечивающего доверие персонала;
   ¦    - доведение до сведения персонала направления деятельности  ¦
    организации, ценностей, связанных с качеством и системой менед-
   ¦жмента качества;                                                ¦
        - участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, ре-
   ¦шений и разработка новой продукции;                             ¦
        - получение обратной связи непосредственно по результатив-
   ¦ности и эффективности системы менеджмента качества;             ¦
        - определение процессов жизненного цикла продукции, добавля-
   ¦ющих ценность в интересах организации;                          ¦
        - определение вспомогательных процессов, влияющих на резуль-
   ¦тативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;¦
        - создание среды, способствующей вовлечению и развитию
   ¦работников;                                                     ¦
        - обеспечение организационной структуры и ресурсов, необхо-
   ¦димых для поддержки стратегических планов организации.          ¦
        Высшему руководству следует также определить методы измере-
   ¦ния деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли   ¦
    запланированные цели, включающие:
   ¦    - измерение финансовых показателей;                         ¦
        - измерение показателей выполнения процессов во всей
   ¦организации;                                                    ¦
        - внешние измерения, такие как сравнение с лучшими достиже-
   ¦ниями и оценка третьей стороной;                                ¦
        - оценку удовлетворенности потребителей, работников органи-
   ¦зации и других заинтересованных сторон;                         ¦
        - оценку восприятия потребителями и другими заинтересованны-
   ¦ми сторонами характеристик поставленной продукции;              ¦
        - измерение других показателей успеха, определенных руковод-
   ¦ством организации.                                              ¦
        Информацию, полученную в результате таких измерений и оце-
   ¦нок, рекомендуется рассматривать как входные данные для анализа ¦
    со стороны руководства, чтобы убедиться, что постоянное улучше-
   ¦ние системы менеджмента качества является движущей силой совер- ¦
    шенствования деятельности организации.
   ¦    5.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание      ¦
        При разработке, внедрении и управлении системой менеджмента
   ¦качества организации высшему руководству необходимо следовать   ¦
    принципам менеджмента качества, изложенным в 4.3.
   ¦    Исходя из этих принципов высшему руководству надо подтверж- ¦
    дать лидерство и обязательства в отношении следующего:
   ¦    - понимания текущих и будущих потребностей и ожиданий потре-¦
    бителей, дополняющих требования;
   ¦    - разъяснения политики и целей для повышения понимания, мо- ¦
    тивации и вовлечения работников организации;
   ¦    - постановки цели постоянного улучшения всех процессов, вы- ¦
    полняемых в организации;
   ¦    - планирования будущего организации и менеджмента изменений;¦
        - установления и доведения до персонала основ деятельности
   ¦по достижению удовлетворенности заинтересованных сторон.        ¦
        В дополнение к постепенному или продолжающемуся постоянному
   ¦улучшению высшему руководству необходимо также рассматривать    ¦
    проекты прорыва, ведущие к изменению процессов, как способ улуч-
   ¦шения деятельности организации. В ходе таких изменений руководс-¦
    тву следует предпринимать шаги по обеспечению ресурсами и обмену
   ¦информацией, необходимые для поддержания функций системы менед- ¦
    жмента качества.
   ¦    Высшему руководству необходимо определить процессы жизненно-¦
    го цикла продукции, так как от них непосредственно зависит успех
   ¦организации. Высшему руководству следует также определить те    ¦
    вспомогательные процессы, которые воздействуют либо на результа-
   ¦тивность и эффективность процессов жизненного цикла, либо на    ¦
    запросы и ожидания заинтересованных сторон.
   ¦    Руководству надо убедиться, что процессы функционируют как  ¦
    результативная и эффективная система. Руководство должно анали-
   ¦зировать и оптимизировать взаимодействие этих процессов, рассма-¦
    тривая как процессы жизненного цикла продукции, так и вспомога-
   ¦тельные процессы.                                               ¦
        Необходимо обратить внимание на:
   ¦    - проектирование последовательных и взаимодействующих про-  ¦
    цессов для эффективного достижения желаемых результатов;
   ¦    - четкое определение и управление входами процессов, их     ¦
    реализацией и выходами;
   ¦    - мониторинг входов и выходов для верификации того, что от- ¦
    дельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и
   ¦эффективно;                                                     ¦
        - определение и менеджмент рисков, а также использование
   ¦возможностей для улучшения деятельности;                        ¦
        - проведение анализа данных, способствующего постоянному
   ¦улучшению процессов;                                            ¦
        - определение руководителей процессов и наделение их полно-
   ¦той ответственности и полномочиями;                             ¦
        - менеджмент каждого процесса для достижения целей этого
   ¦процесса;                                                       ¦
        - потребности и ожидания заинтересованных сторон.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       5.2. Ориентация на потребителя в образовательном учреждении
       Высшее    руководство    образовательного   учреждения   должно
   идентифицировать  потребности и ожидания потребителей, выполнять их
   и стремиться к их полному удовлетворению.
       Потребности   и   ожидания   должны   быть  идентифицированы  в
   соответствии со спецификой образовательного учреждения.
       Требования  потребителей часто подразумеваются. Они должны быть
   определены   и   учтены   при   составлении  учебного  плана  путем
   установления  четких  показателей  результативности и эффективности
   обучения.  Проекты  учебных  планов должны быть проанализированы на
   предварительной  стадии  учебного процесса и как минимум один раз в
   год  после  утверждения  актуализированы  и проверены на выполнение
   установленных  требований  и  соответствие  целям  образовательного
   учреждения.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.2. Ориентация на потребителя                              ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать определение и выпол- ¦
   ¦нение требований потребителей для повышения их удовлетворенности¦
   ¦(7.2.1 и 8.2.1).                                                ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.2. Потребности и ожидания заинтересованных сторон
   ¦    5.2.1. Общие положения                                      ¦
        У каждой организации есть заинтересованные в ее деятельности
   ¦стороны, каждая из которых имеет свои потребности и ожидания.   ¦
        Заинтересованные стороны организаций включают:
   ¦    - потребителей и конечных пользователей;                    ¦
        - работников организации;
   ¦    - владельцев/инвесторов (таких как акционеры, отдельные лица¦
    или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный ин-
   ¦терес в организации);                                           ¦
        - поставщиков и партнеров;
   ¦    - общество в виде различных объединений и государственных   ¦
    структур, на которые организация или ее продукция оказывают
   ¦воздействие.                                                    ¦
        5.2.2. Потребности и ожидания
   ¦    Успех организации зависит от понимания и удовлетворения те- ¦
    кущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных
   ¦потребителей и конечных пользователей, а также от понимания и   ¦
    учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.
   ¦    Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заин-¦
    тересованных сторон организации необходимо:
   ¦    - определить свои заинтересованные стороны и поддерживать   ¦
    способность сбалансированно отвечать на их потребности и ожида-
   ¦ния;                                                            ¦
        - преобразовать определенные потребности и ожидания в требо-
   ¦вания;                                                          ¦
        - довести требования до сведения всего персонала организа-
   ¦ции;                                                            ¦
        - сконцентрироваться на улучшении процессов с целью обеспе-
   ¦чения ценности для заинтересованных сторон.                     ¦
        Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и
   ¦конечных пользователей руководству организации следует:         ¦
        - понять потребности и ожидания своих потребителей, в том
   ¦числе потенциальных потребителей;                               ¦
        - установить основные характеристики продукции, предназна-
   ¦ченной для ее потребителей и конечных пользователей;            ¦
        - определить и оценить конкурентную обстановку на своем
   ¦рынке;                                                          ¦
        - определить возможности рынка, слабые стороны и будущие
   ¦преимущества в конкурентной борьбе.                             ¦
        Примеры потребностей и ожиданий потребителей и конечных
   ¦пользователей продукции организации:                            ¦
        - соответствие требованиям;
   ¦    - надежность;                                               ¦
        - наличие;
   ¦    - поставка;                                                 ¦
        - деятельность после завершения жизненного цикла продукции;
   ¦    - цена и стоимость жизненного цикла;                        ¦
        - безопасность продукции;
   ¦    - ответственность за качество продукции;                    ¦
        - воздействие на окружающую среду.
   ¦    Организации следует определить потребности и ожидания своих ¦
    работников в признании их деятельности, удовлетворенности рабо-
   ¦той, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать¦
    наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работни-
   ¦ков.                                                            ¦
        Организации следует определить финансовые и другие результа-
   ¦ты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владель-  ¦
    цев и инвесторов.
   ¦    Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для   ¦
    организации от установления партнерства с поставщиками с целью
   ¦создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базиро- ¦
    вать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на
   ¦распределении доходов и убытков.                                ¦
        При установлении партнерских отношений организации следует:
   ¦    - определить основных поставщиков и другие организации в    ¦
    качестве потенциальных партнеров;
   ¦    - совместно достичь четкого понимания потребностей и ожида- ¦
    ний потребителей;
   ¦    - совместно достичь четкого понимания потребностей и ожида- ¦
    ний партнеров;
   ¦    - поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного    ¦
    партнерства.
   ¦    При рассмотрении своих отношений с обществом организации    ¦
    следует:
   ¦    - демонстрировать свою ответственность в области здоровья и ¦
    безопасности;
   ¦    - учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохра- ¦
    нение энергии и природных ресурсов;
   ¦    - идентифицировать применимые законодательные и другие обя- ¦
    зательные требования;
   ¦    - идентифицировать текущее и потенциальное воздействие своей¦
    продукции, процессов и деятельности на общество в целом и мест-
   ¦ное сообщество в частности.                                     ¦
        5.2.3. Законодательные и другие обязательные требования
   ¦    Руководству следует обеспечивать знание организацией законо-¦
    дательных и других обязательных требований, которые применимы
   ¦к ее продукции, процессам и деятельности, и включить эти требо- ¦
    вания в систему менеджмента качества. Следует также обращать
   ¦внимание на:                                                    ¦
        - разъяснение соответствия текущим и перспективным требова-
   ¦ниям с точки зрения этики, результативности и эффективности;    ¦
        - выгоды для заинтересованных сторон от повышения соответст-
   ¦вия требованиям;                                                ¦
        - роль организации в защите интересов сообщества.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       5.3. Политика в области качества в образовательном учреждении
       Политика в области качества должна быть документирована.
       Политика   в   области   качества   должна  быть  совместима  с
   профессиональными    стандартами,    законодательными   и   другими
   нормативно-правовыми    актами,    а   также   другими   политиками
   образовательного    учреждения.   Руководство   должно   обеспечить
   выполнение  требований  к  тому,  чтобы политика в области качества
   была    понятна,    внедрена   и   поддерживалась   образовательным
   учреждением в рабочем состоянии.
       Высшее    руководство    образовательного   учреждения   должно
   использовать   политику   в   области  качества  для  управления  и
   руководства   решениями,  принимаемыми  персоналом,  вовлеченным  в
   постоянное улучшение образовательного процесса.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.3. Политика в области качества                            ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в    ¦
   ¦области качества:                                               ¦
   ¦    a) соответствовала целям организации;                       ¦
   ¦    b) включала обязательство соответствовать требованиям и пос-¦
   ¦тоянно повышать результативность системы менеджмента качества;  ¦
   ¦    c) создавала основы для постановки и анализа целей в области¦
   ¦качества;                                                       ¦
   ¦    d) была доведена до сведения персонала организации и понятна¦
   ¦ему;                                                            ¦
   ¦    e) анализировалась на постоянную пригодность.               ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.3. Политика в области качества
   ¦    Высшему руководству необходимо использовать политику в об-  ¦
    ласти качества как средство управления организацией с целью
   ¦улучшения ее деятельности.                                      ¦
        Политика организации в области качества должна быть равно-
   ¦правной и согласованной частью общей политики и стратегии       ¦
    организации.
   ¦    При разработке политики в области качества высшему руковод- ¦
    ству следует учитывать:
   ¦    - уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной ¦
    деятельности организации;
   ¦    - ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности          ¦
    потребителей;
   ¦    - развитие работников организации;                          ¦
        - потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
   ¦    - ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований ИСО   ¦
    9001;
   ¦    - потенциальный вклад поставщиков и партнеров.              ¦
        Политика в области качества может использоваться для
   ¦улучшения, если она:                                            ¦
        - согласуется с прогнозом и стратегией высшего руководства
   ¦по перспективам организации;                                    ¦
        - позволяет понять и преследовать цели в области качества во
   ¦всей организации;                                               ¦
        - подтверждает приверженность высшего руководства качеству и
   ¦обязательство обеспечивать адекватными ресурсами достижение     ¦
    целей;
   ¦    - помогает разъяснению этой приверженности качеству во всей ¦
    организации при четком лидерстве высшего руководства;
   ¦    - включает постоянное улучшение, связанное с удовлетворением¦
    потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных
   ¦сторон;                                                         ¦
        - эффективно сформулирована и умело доведена до сведения
   ¦всего персонала.                                                ¦
        Как и другие виды политики, относящиеся к бизнесу, политику
   ¦в области качества следует периодически анализировать.          ¦
   L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ---
   
       5.4. Планирование
       5.4.1. Цели в области качества в образовательном учреждении
       Цели  в  области  качества  должны  быть измеримы и применимы к
   деятельности   и   процессам   системы   менеджмента   качества   и
   согласованы   с   политикой  в  области  качества  образовательного
   учреждения.
       Цели  в  области качества необходимо интегрировать в общие цели
   образовательного  учреждения,  положения и инструкции обслуживающих
   (вспомогательных)  подразделений.  Цели  в  области качества должны
   включать  в  себя  критерии  и/или  показатели  качества выполнения
   работ.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.4. Планирование                                           ¦
   ¦    5.4.1. Цели в области качества                              ¦
   ¦    Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы   ¦
   ¦цели в области качества, включая те, которые необходимы для вы- ¦
   ¦полнения требований к продукции [7.1 "a"], были установлены в   ¦
   ¦соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. ¦
   ¦    Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемы-¦
   ¦ми с политикой в области качества.                              ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.4. Планирование
   ¦    5.4.1. Цели в области качества                              ¦
        Стратегическое планирование и политика в области качества
   ¦обеспечивают организации основу для постановки целей в области  ¦
    качества. Высшему руководству следует разработать эти цели,
   ¦направленные на улучшение деятельности организации. Цели необхо-¦
    димо измерять, чтобы способствовать результативному и эффектив-
   ¦ному анализу, проводимому руководством.                         ¦
        При разработке этих целей руководство должно учитывать:
   ¦    - фактические и будущие потребности организации и обслужива-¦
    емых рынков;
   ¦    - соответствующие выводы анализа со стороны руководства;    ¦
        - фактические характеристики продукции и показатели
   ¦процессов;                                                      ¦
        - уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;
   ¦    - результаты самооценки;                                    ¦
        - сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа кон-
   ¦курентов, возможности для улучшения;                            ¦
        - ресурсы, необходимые для достижения целей.
   ¦    Цели в области качества необходимо довести до сведения ра-  ¦
    ботников организации таким способом, который дает им возможность
   ¦участвовать в их достижении. Следует определить ответственность ¦
    за развертывание целей в области качества. Цели надо системати-
   ¦чески анализировать и пересматривать по мере необходимости.     ¦
   L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
   
       5.4.2.    Планирование    системы    менеджмента   качества   в
   образовательном учреждении
       Планирование  системы  менеджмента  качества  должно включать в
   себя   планирование   деятельности   и  ресурсов,  необходимых  для
   достижения   целей   образовательного   учреждения.   Для  примеров
   необходимо обращаться к ИСО 9004.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.4.2. Планирование создания и развития системы менеджмента ¦
   ¦качества                                                        ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать:                     ¦
   ¦    a) планирование создания и развития системы менеджмента ка- ¦
   ¦чества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для¦
   ¦достижения целей в области качества;                            ¦
   ¦    b) сохранение целостности системы менеджмента качества при  ¦
   ¦планировании и внедрении в нее изменений.                       ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.4.2. Планирование качества
   ¦    Руководство должно взять на себя ответственность за планиро-¦
    вание качества продукции организации. Это планирование следует
   ¦направить на определение процессов, требующихся для результатив-¦
    ного и эффективного достижения целей и выполнения требований к
   ¦качеству, соответствующих стратегии организации.                ¦
        Входными данными для результативного и эффективного планиро-
   ¦вания являются:                                                 ¦
        - стратегия организации;
   ¦    - определенные цели организации;                            ¦
        - определенные потребности и ожидания потребителей и других
   ¦заинтересованных сторон;                                        ¦
        - оценка законодательных и других обязательных требований;
   ¦    - оценка данных о характеристиках продукции;                ¦
        - оценка данных о показателях процессов;
   ¦    - уроки, извлеченные из предыдущего опыта;                  ¦
        - указанные возможности для улучшения;
   ¦    - оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении.  ¦
        Выходные данные планирования качества продукции для органи-
   ¦зации определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомога-¦
    тельные процессы, включающие:
   ¦    - необходимые для организации навыки и знания работников;   ¦
        - ответственность и полномочия для осуществления планов
   ¦улучшения процессов;                                            ¦
        - необходимые ресурсы, такие как финансовые ресурсы и инф-
   ¦раструктура;                                                    ¦
        - совокупность показателей для оценки улучшения деятельности
   ¦организации;                                                    ¦
        - потребности в улучшении, включая средства и методы;
   ¦    - потребности в документации, включая записи.               ¦
        Выходные данные необходимо систематически анализировать для
   ¦обеспечения результативности и эффективности процессов          ¦
    организации.
   L - - - - - - - - - - - - - -  - - - - - - - - - - - - - - - - - -
   
       5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
       5.5.1.   Ответственность   и   полномочия   в   образовательном
   учреждении
       Высшее  руководство  образовательного  учреждения  должно  ясно
   описать   организационную  структуру  образовательного  учреждения,
   ориентируясь  на  процессы, обеспечивающие развитие и развертывание
   (структурирование)    системы    менеджмента    качества.    Высшее
   руководство   образовательного   учреждения   должно   распределить
   ответственность  и  делегировать полномочия персоналу, вовлеченному
   в процессы системы менеджмента качества.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией        ¦
   ¦    5.5.1. Ответственность и полномочия                         ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведе-¦
   ¦ние до сведения персонала организации ответственности и         ¦
   ¦полномочий.                                                     ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
   ¦    5.5.1. Ответственность и полномочия                         ¦
        Высшему руководству следует определить и довести до сведения
   ¦персонала ответственность и полномочия с целью внедрения и под- ¦
    держания в рабочем состоянии результативной и эффективной систе-
   ¦мы менеджмента качества.                                        ¦
        Надо наделить ответственностью и полномочиями всех работни-
   ¦ков организации, дав им возможность участвовать в достижении це-¦
    лей в области качества и создав условия для их вовлечения, моти-
   ¦вации и принятия ими обязательств.                              ¦
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       5.5.2. Представитель руководства в образовательном учреждении
       Образовательное   учреждение   должно  назначить  представителя
   (представителей)    руководства,   ответственного   за   выполнение
   требований  и  основополагающих  принципов  ИСО  9001 на надлежащем
   уровне  и  внедрение  руководящих принципов, изложенных в настоящем
   стандарте.  Представитель  руководства должен знать содержание этих
   стандартов  и  быть доступным для оказания помощи и консультаций по
   их внедрению.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.5.2. Представитель руководства                            ¦
   ¦    Высшее руководство должно назначить представителя из состава¦
   ¦руководства, который независимо от других обязанностей должен   ¦
   ¦нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:¦
   ¦    a) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем¦
   ¦состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;   ¦
   ¦    b) представление отчетов высшему руководству о функциониро- ¦
   ¦вании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;   ¦
   ¦    c) содействие распространению понимания требований потреби- ¦
   ¦телей по всей организации.                                      ¦
   ¦    Примечание - В ответственность представителя руководства    ¦
   ¦может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по   ¦
   ¦вопросам, касающимся системы менеджмента качества.              ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.5.2. Представитель руководства
   ¦    Высшему руководству следует назначить представителя руковод-¦
    ства и наделить его полномочиями для управления, постоянного
   ¦контроля, оценки и координации системы менеджмента качества. Та-¦
    кое назначение призвано содействовать результативной и эффектив-
   ¦ной работе и улучшению системы менеджмента качества. Представи- ¦
    тель подотчетен высшему руководству и поддерживает связи с по-
   ¦требителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам,  ¦
    касающимся системы менеджмента качества.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - -
   
       5.5.3.   Внутренний   обмен   информацией   в   образовательном
   учреждении
       Высшее    руководство    образовательного   учреждения   должно
   обеспечить  наличие  процессов  обмена информацией как вертикально,
   на   различных   уровнях   образовательного   учреждения,   так   и
   горизонтально,  через  взаимодействие  подразделений одного уровня,
   для    совместного    использования    информации    по    вопросам
   результативности системы менеджмента качества.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.5.3. Внутренний обмен информацией                         ¦
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать разработку в органи- ¦
   ¦зации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе ¦
   ¦по вопросам результативности системы менеджмента качества.      ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.5.3. Внутренний обмен информацией
   ¦    Руководство организации должно определить и внедрить резуль-¦
    тативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам
   ¦политики в области качества, требований, целей и их достижения. ¦
    Обеспечение такой информацией может помочь в улучшении деятель-
   ¦ности организации и непосредственно вовлекает ее работников в   ¦
    достижение целей в области качества. Руководству следует активно
   ¦поощрять обратную связь и получение информации от работников    ¦
    организации как средства их вовлечения.
   ¦    Обмен информацией может, например, включать:                ¦
        - информирование, проводимое руководством на рабочих
   ¦участках;                                                       ¦
        - групповые брифинги и другие совещания, например по
   ¦признанию достижений;                                           ¦
        - использование досок объявлений, внутренних газет/журналов;
   ¦    - аудио-, видео- и электронные средства, такие как электрон-¦
    ная почта и web-сайты;
   ¦    - обзоры, подготовленные работниками, и наглядно            ¦
    представленные предложения.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       5.6. Анализ со стороны руководства в сфере образования
       5.6.1. Общие положения
       Высшее    руководство    образовательного   учреждения   должно
   анализировать  систему  менеджмента  качества через запланированные
   интервалы  времени, в соответствии с потребностями образовательного
   учреждения,  для  оценки  результативности  выполнения требований и
   показателей    системы    менеджмента    качества   и   разработать
   предупреждающие  и  корректирующие  действия для идентифицированных
   или потенциальных несоответствий.
       Анализ  системы  менеджмента  качества  должен  включать в себя
   запланированный  периодический  анализ системы обучения, основных и
   вспомогательных    процессов,    удовлетворенности    потребителей,
   критериев  оценки,  результатов  оценки  и  записей  о предпринятых
   действиях    по   улучшению.   Этот   перечень   не   является   ни
   исчерпывающим,  ни  предписывающим.  Записи  об  анализе со стороны
   руководства должны быть сохранены.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.6. Анализ со стороны руководства                          ¦
   ¦    5.6.1. Общие положения                                      ¦
   ¦    Высшее руководство должно анализировать через запланирован- ¦
   ¦ные интервалы систему менеджмента качества организации с целью  ¦
   ¦обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результа- ¦
   ¦тивности. В анализ следует включать оценку возможностей улучше- ¦
   ¦ния и потребности в изменениях в системе менеджмента качества   ¦
   ¦организации, в том числе в политике и целях в области качества. ¦
   ¦    Записи об анализе со стороны руководства должны поддержи-   ¦
   ¦ваться в рабочем состоянии (4.2.4).                             ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.6. Анализ со стороны руководства
   ¦    5.6.1. Общие положения                                      ¦
        Высшему руководству необходимо распространить анализ со сто-
   ¦роны руководства за пределы верификации результативности и эф-  ¦
    фективности системы менеджмента качества и превратить этот ана-
   ¦лиз в процесс, охватывающий всю организацию, который также оце- ¦
    нивает эффективность системы. Анализ со стороны руководства сле-
   ¦дует превратить в трибуну по обмену новыми идеями со стимулиро- ¦
    ванным лидерством высшего руководства, открытой дискуссией и
   ¦оценкой входных данных.                                         ¦
        Для добавления ценности организации по результатам анализа
   ¦со стороны руководства высшему руководству надо управлять осу-  ¦
    ществлением процессов жизненного цикла продукции и вспомогатель-
   ¦ных процессов посредством систематического анализа, основанного ¦
    на принципах менеджмента качества. Частота анализа устанавлива-
   ¦ется исходя из потребности организации. Входные данные к процес-¦
    су анализа необходимо преобразовать в выходные данные, охватыва-
   ¦ющие не только результативность и эффективность системы менедж- ¦
    мента качества. Результаты анализа предоставляют данные, которые
   ¦используют при планировании улучшения деятельности организации. ¦
   L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
   
       5.6.2. Входные данные для анализа в образовательном учреждении
       Входные  данные для оценки результативности системы менеджмента
   качества  должны  быть получены на основе информации об обучающихся
   и/или потребителях и могут, например, включать в себя:
       -   сравнительный  анализ  обучения  в  данном  образовательном
   учреждении   и   обучения  в  других  образовательных  учреждениях,
   например на основе бенчмаркинга;
       - наблюдение за карьерным ростом выпускников;
       - предложения об улучшениях или изменениях.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.6.2. Входные данные для анализа                           ¦
   ¦    Входные данные для анализа со стороны руководства должны    ¦
   ¦включать следующую информацию:                                  ¦
   ¦    a) результаты аудитов (проверок);                           ¦
   ¦    b) обратную связь от потребителей;                          ¦
   ¦    c) функционирование процессов и соответствие продукции;     ¦
   ¦    d) статус предупреждающих и корректирующих действий;        ¦
   ¦    e) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа  ¦
   ¦со стороны руководства;                                         ¦
   ¦    f) изменения, которые могли бы повлиять на систему          ¦
   ¦менеджмента качества;                                           ¦
   ¦    g) рекомендации по улучшению.                               ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
   ¦улучшению деятельности                                          ¦
   
   ¦    5.6.2. Входные данные для анализа                           ¦
        Входные данные к оценке результативности и эффективности
   ¦системы менеджмента качества учитывают интересы потребителей и  ¦
    других заинтересованных сторон и содержат:
   ¦    - статус и результаты достижения целей в области качества и ¦
    деятельности по улучшению;
   ¦    - статус пунктов, по которым требовались действия на основе ¦
    анализа со стороны руководства;
   ¦    - результаты аудитов (проверок) и самооценки организации;   ¦
        - обратную связь об удовлетворенности заинтересованных сто-
   ¦рон, возможно даже до момента их участия;                       ¦
        - факторы, связанные с рынком (технологии, исследования и
   ¦разработки, деятельность конкурентов и т.п.);                   ¦
        - результаты сравнения с лучшими достижениями;
   ¦    - сведения о работе поставщиков;                            ¦
        - новые возможности улучшения;
   ¦    - управление несоответствиями процессов и продукции;        ¦
        - оценку рынка и стратегию;
   ¦    - статус деятельности по стратегическому партнерству;       ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное