Стр. 2
региональных и отраслевых стандартов;
¦ - соответствующие законодательные и другие обязательные ¦
требования;
¦ - решения организации;; ¦
- источники внешней информации, касающиеся возможностей
¦организации;; ¦
- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных
¦сторон. ¦
Разработку, использование и управление документацией следует
¦оценивать с учетом результативности и эффективности организации ¦
на основе таких критериев, как:
¦ - функциональность (например, скорость обработки); ¦
- простота в использовании;
¦ - потребность в ресурсах; ¦
- политика и цели;
¦ - текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту ¦
знаний;
¦ - сравнение с лучшими системами документации; ¦
- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинте-
¦ресованных сторон организации. ¦
Доступ к документации предоставляется работникам организации
¦и другим заинтересованным сторонам исходя из политики обмена ¦
информацией в организации.
¦ 4.3. Использование принципов менеджмента качества ¦
Для успешного руководства организацией и ее функционирования
¦необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Ре-¦
комендации руководству организации, предлагаемые в настоящем
¦стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. ¦
Эти принципы были разработаны для применения высшим руковод-
¦ством с целью улучшения деятельности организации. Они включены ¦
в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.
¦ a) Ориентация на потребителя ¦
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны
¦понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требова-¦
ния и стремиться превзойти их ожидания.
¦ b) Лидерство руководителя ¦
Руководители обеспечивают единство цели и направления дея-
¦тельности организации. Им следует создать и поддерживать внут- ¦
реннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены
¦в решение задач организации. ¦
c) Вовлечение работников
¦ Работники всех уровней составляют основу организации, и их ¦
полное вовлечение дает возможность организации с выгодой исполь-
¦зовать их способности. ¦
d) Процессный подход
¦ Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятель- ¦
ностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
¦ e) Системный подход к менеджменту ¦
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов
¦как системы вносят вклад в результативность и эффективность ор- ¦
ганизации при достижении ее целей.
¦ f) Постоянное улучшение ¦
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следу-
¦ет рассматривать как ее неизменную цель. ¦
g) Принятие решений, основанных на фактах
¦ Эффективные решения основываются на анализе данных и инфор- ¦
мации.
¦ h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками ¦
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения вза-
¦имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценнос-¦
ти.
¦ Успешное использование организацией восьми принципов менедж-¦
мента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сто-
¦рон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и¦
повышение стабильности.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
5. Ответственность со стороны руководства
5.1. Обязательства руководства в образовательном учреждении
Высшее руководство (лицо или группа лиц, которые осуществляют
управление деятельностью образовательного учреждения и контроль
этой деятельности) должно идентифицировать факторы и
характеристики образовательной деятельности, отвечающие
требованиям и ожиданиям потребителей.
При сертификации и/или аккредитации образовательного
учреждения высшее руководство должно гарантировать выполнение
законодательных и обязательных требований в образовательных
программах и процессах.
Главное требование этого подраздела - высшее руководство
должно определить и выполнять обязательства по поддержанию в
рабочем состоянии и постоянному улучшению системы менеджмента
качества. Для этого высшее руководство образовательного учреждения
должно использовать такие стратегии, как;
- разработка политики в области качества образовательного
учреждения;
- обмен информацией о планировании системы менеджмента
качества по всей организации;
- обмен информацией, относящейся к анализу и доработке плана
системы менеджмента качества.
Наглядным свидетельством о принятии обязательств, выполнении
анализа и создании необходимой внутренней среды со стороны высшего
руководства могут быть следующие действия:
- установление и доведение до сведения персонала политики в
области качества, которая позволяет всем работникам
образовательного учреждения понимать видение, миссию и
стратегические цели организации в области качества;
- установление целей в области качества в текущей
образовательной деятельности для реализации политики в области
качества образовательного учреждения;
- максимально возможное обеспечение человеческими и
материальными ресурсами, необходимыми для достижения поставленных
целей;
- доведение до сведения всего персонала образовательного
учреждения важности удовлетворения требований обучающегося
(потребителя), так же как исполнения законодательных и
обязательных требований, к предоставлению образовательных услуг
надлежащего качества;
- публикация периодических изданий образовательного учреждения
для информирования по вопросам, связанным с качеством (таким как
цели в области качества), и обеспечения обратной связи с
обучающимися/потребителями;
- оценка работы образовательного учреждения для мониторинга
выполнения установленных политики и целей в области качества.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5. Ответственность руководства ¦
¦ ¦
¦ 5.1. Обязательства руководства ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств ¦
¦принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы ¦
¦менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результа-¦
¦тивности посредством: ¦
¦ a) доведения до сведения организации важности выполнения ¦
¦требований потребителей, а также законодательных и обязательных ¦
¦требований; ¦
¦ b) разработки политики в области качества; ¦
¦ c) обеспечения разработки целей в области качества; ¦
¦ d) проведения анализа со стороны руководства; ¦
¦ e) обеспечения необходимыми ресурсами. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
¦улучшению деятельности ¦
¦ 5. Ответственность руководства ¦
¦ 5.1. Общие рекомендации ¦
5.1.1. Введение
¦ Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное ¦
участие являются решающими при разработке и поддержании в рабо-
¦чем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента ¦
качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных
¦сторон. Их можно добиться, выявляя, поддерживая и повышая удов- ¦
летворенность потребителей.
¦ Перед высшим руководством стоит задача рассмотреть такие ¦
меры, как:
¦ - разработка прогноза, политики и стратегических целей, со- ¦
ответствующих назначению организации;
¦ - демонстрация на собственном примере стиля управления, ¦
обеспечивающего доверие персонала;
¦ - доведение до сведения персонала направления деятельности ¦
организации, ценностей, связанных с качеством и системой менед-
¦жмента качества; ¦
- участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, ре-
¦шений и разработка новой продукции; ¦
- получение обратной связи непосредственно по результатив-
¦ности и эффективности системы менеджмента качества; ¦
- определение процессов жизненного цикла продукции, добавля-
¦ющих ценность в интересах организации; ¦
- определение вспомогательных процессов, влияющих на резуль-
¦тативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;¦
- создание среды, способствующей вовлечению и развитию
¦работников; ¦
- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необхо-
¦димых для поддержки стратегических планов организации. ¦
Высшему руководству следует также определить методы измере-
¦ния деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли ¦
запланированные цели, включающие:
¦ - измерение финансовых показателей; ¦
- измерение показателей выполнения процессов во всей
¦организации; ¦
- внешние измерения, такие как сравнение с лучшими достиже-
¦ниями и оценка третьей стороной; ¦
- оценку удовлетворенности потребителей, работников органи-
¦зации и других заинтересованных сторон; ¦
- оценку восприятия потребителями и другими заинтересованны-
¦ми сторонами характеристик поставленной продукции; ¦
- измерение других показателей успеха, определенных руковод-
¦ством организации. ¦
Информацию, полученную в результате таких измерений и оце-
¦нок, рекомендуется рассматривать как входные данные для анализа ¦
со стороны руководства, чтобы убедиться, что постоянное улучше-
¦ние системы менеджмента качества является движущей силой совер- ¦
шенствования деятельности организации.
¦ 5.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание ¦
При разработке, внедрении и управлении системой менеджмента
¦качества организации высшему руководству необходимо следовать ¦
принципам менеджмента качества, изложенным в 4.3.
¦ Исходя из этих принципов высшему руководству надо подтверж- ¦
дать лидерство и обязательства в отношении следующего:
¦ - понимания текущих и будущих потребностей и ожиданий потре-¦
бителей, дополняющих требования;
¦ - разъяснения политики и целей для повышения понимания, мо- ¦
тивации и вовлечения работников организации;
¦ - постановки цели постоянного улучшения всех процессов, вы- ¦
полняемых в организации;
¦ - планирования будущего организации и менеджмента изменений;¦
- установления и доведения до персонала основ деятельности
¦по достижению удовлетворенности заинтересованных сторон. ¦
В дополнение к постепенному или продолжающемуся постоянному
¦улучшению высшему руководству необходимо также рассматривать ¦
проекты прорыва, ведущие к изменению процессов, как способ улуч-
¦шения деятельности организации. В ходе таких изменений руководс-¦
тву следует предпринимать шаги по обеспечению ресурсами и обмену
¦информацией, необходимые для поддержания функций системы менед- ¦
жмента качества.
¦ Высшему руководству необходимо определить процессы жизненно-¦
го цикла продукции, так как от них непосредственно зависит успех
¦организации. Высшему руководству следует также определить те ¦
вспомогательные процессы, которые воздействуют либо на результа-
¦тивность и эффективность процессов жизненного цикла, либо на ¦
запросы и ожидания заинтересованных сторон.
¦ Руководству надо убедиться, что процессы функционируют как ¦
результативная и эффективная система. Руководство должно анали-
¦зировать и оптимизировать взаимодействие этих процессов, рассма-¦
тривая как процессы жизненного цикла продукции, так и вспомога-
¦тельные процессы. ¦
Необходимо обратить внимание на:
¦ - проектирование последовательных и взаимодействующих про- ¦
цессов для эффективного достижения желаемых результатов;
¦ - четкое определение и управление входами процессов, их ¦
реализацией и выходами;
¦ - мониторинг входов и выходов для верификации того, что от- ¦
дельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и
¦эффективно; ¦
- определение и менеджмент рисков, а также использование
¦возможностей для улучшения деятельности; ¦
- проведение анализа данных, способствующего постоянному
¦улучшению процессов; ¦
- определение руководителей процессов и наделение их полно-
¦той ответственности и полномочиями; ¦
- менеджмент каждого процесса для достижения целей этого
¦процесса; ¦
- потребности и ожидания заинтересованных сторон.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
5.2. Ориентация на потребителя в образовательном учреждении
Высшее руководство образовательного учреждения должно
идентифицировать потребности и ожидания потребителей, выполнять их
и стремиться к их полному удовлетворению.
Потребности и ожидания должны быть идентифицированы в
соответствии со спецификой образовательного учреждения.
Требования потребителей часто подразумеваются. Они должны быть
определены и учтены при составлении учебного плана путем
установления четких показателей результативности и эффективности
обучения. Проекты учебных планов должны быть проанализированы на
предварительной стадии учебного процесса и как минимум один раз в
год после утверждения актуализированы и проверены на выполнение
установленных требований и соответствие целям образовательного
учреждения.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.2. Ориентация на потребителя ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать определение и выпол- ¦
¦нение требований потребителей для повышения их удовлетворенности¦
¦(7.2.1 и 8.2.1). ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.2. Потребности и ожидания заинтересованных сторон
¦ 5.2.1. Общие положения ¦
У каждой организации есть заинтересованные в ее деятельности
¦стороны, каждая из которых имеет свои потребности и ожидания. ¦
Заинтересованные стороны организаций включают:
¦ - потребителей и конечных пользователей; ¦
- работников организации;
¦ - владельцев/инвесторов (таких как акционеры, отдельные лица¦
или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный ин-
¦терес в организации); ¦
- поставщиков и партнеров;
¦ - общество в виде различных объединений и государственных ¦
структур, на которые организация или ее продукция оказывают
¦воздействие. ¦
5.2.2. Потребности и ожидания
¦ Успех организации зависит от понимания и удовлетворения те- ¦
кущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных
¦потребителей и конечных пользователей, а также от понимания и ¦
учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.
¦ Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заин-¦
тересованных сторон организации необходимо:
¦ - определить свои заинтересованные стороны и поддерживать ¦
способность сбалансированно отвечать на их потребности и ожида-
¦ния; ¦
- преобразовать определенные потребности и ожидания в требо-
¦вания; ¦
- довести требования до сведения всего персонала организа-
¦ции; ¦
- сконцентрироваться на улучшении процессов с целью обеспе-
¦чения ценности для заинтересованных сторон. ¦
Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и
¦конечных пользователей руководству организации следует: ¦
- понять потребности и ожидания своих потребителей, в том
¦числе потенциальных потребителей; ¦
- установить основные характеристики продукции, предназна-
¦ченной для ее потребителей и конечных пользователей; ¦
- определить и оценить конкурентную обстановку на своем
¦рынке; ¦
- определить возможности рынка, слабые стороны и будущие
¦преимущества в конкурентной борьбе. ¦
Примеры потребностей и ожиданий потребителей и конечных
¦пользователей продукции организации: ¦
- соответствие требованиям;
¦ - надежность; ¦
- наличие;
¦ - поставка; ¦
- деятельность после завершения жизненного цикла продукции;
¦ - цена и стоимость жизненного цикла; ¦
- безопасность продукции;
¦ - ответственность за качество продукции; ¦
- воздействие на окружающую среду.
¦ Организации следует определить потребности и ожидания своих ¦
работников в признании их деятельности, удовлетворенности рабо-
¦той, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать¦
наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работни-
¦ков. ¦
Организации следует определить финансовые и другие результа-
¦ты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владель- ¦
цев и инвесторов.
¦ Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для ¦
организации от установления партнерства с поставщиками с целью
¦создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базиро- ¦
вать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на
¦распределении доходов и убытков. ¦
При установлении партнерских отношений организации следует:
¦ - определить основных поставщиков и другие организации в ¦
качестве потенциальных партнеров;
¦ - совместно достичь четкого понимания потребностей и ожида- ¦
ний потребителей;
¦ - совместно достичь четкого понимания потребностей и ожида- ¦
ний партнеров;
¦ - поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного ¦
партнерства.
¦ При рассмотрении своих отношений с обществом организации ¦
следует:
¦ - демонстрировать свою ответственность в области здоровья и ¦
безопасности;
¦ - учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохра- ¦
нение энергии и природных ресурсов;
¦ - идентифицировать применимые законодательные и другие обя- ¦
зательные требования;
¦ - идентифицировать текущее и потенциальное воздействие своей¦
продукции, процессов и деятельности на общество в целом и мест-
¦ное сообщество в частности. ¦
5.2.3. Законодательные и другие обязательные требования
¦ Руководству следует обеспечивать знание организацией законо-¦
дательных и других обязательных требований, которые применимы
¦к ее продукции, процессам и деятельности, и включить эти требо- ¦
вания в систему менеджмента качества. Следует также обращать
¦внимание на: ¦
- разъяснение соответствия текущим и перспективным требова-
¦ниям с точки зрения этики, результативности и эффективности; ¦
- выгоды для заинтересованных сторон от повышения соответст-
¦вия требованиям; ¦
- роль организации в защите интересов сообщества.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
5.3. Политика в области качества в образовательном учреждении
Политика в области качества должна быть документирована.
Политика в области качества должна быть совместима с
профессиональными стандартами, законодательными и другими
нормативно-правовыми актами, а также другими политиками
образовательного учреждения. Руководство должно обеспечить
выполнение требований к тому, чтобы политика в области качества
была понятна, внедрена и поддерживалась образовательным
учреждением в рабочем состоянии.
Высшее руководство образовательного учреждения должно
использовать политику в области качества для управления и
руководства решениями, принимаемыми персоналом, вовлеченным в
постоянное улучшение образовательного процесса.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.3. Политика в области качества ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в ¦
¦области качества: ¦
¦ a) соответствовала целям организации; ¦
¦ b) включала обязательство соответствовать требованиям и пос-¦
¦тоянно повышать результативность системы менеджмента качества; ¦
¦ c) создавала основы для постановки и анализа целей в области¦
¦качества; ¦
¦ d) была доведена до сведения персонала организации и понятна¦
¦ему; ¦
¦ e) анализировалась на постоянную пригодность. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.3. Политика в области качества
¦ Высшему руководству необходимо использовать политику в об- ¦
ласти качества как средство управления организацией с целью
¦улучшения ее деятельности. ¦
Политика организации в области качества должна быть равно-
¦правной и согласованной частью общей политики и стратегии ¦
организации.
¦ При разработке политики в области качества высшему руковод- ¦
ству следует учитывать:
¦ - уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной ¦
деятельности организации;
¦ - ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности ¦
потребителей;
¦ - развитие работников организации; ¦
- потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
¦ - ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований ИСО ¦
9001;
¦ - потенциальный вклад поставщиков и партнеров. ¦
Политика в области качества может использоваться для
¦улучшения, если она: ¦
- согласуется с прогнозом и стратегией высшего руководства
¦по перспективам организации; ¦
- позволяет понять и преследовать цели в области качества во
¦всей организации; ¦
- подтверждает приверженность высшего руководства качеству и
¦обязательство обеспечивать адекватными ресурсами достижение ¦
целей;
¦ - помогает разъяснению этой приверженности качеству во всей ¦
организации при четком лидерстве высшего руководства;
¦ - включает постоянное улучшение, связанное с удовлетворением¦
потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных
¦сторон; ¦
- эффективно сформулирована и умело доведена до сведения
¦всего персонала. ¦
Как и другие виды политики, относящиеся к бизнесу, политику
¦в области качества следует периодически анализировать. ¦
L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ---
5.4. Планирование
5.4.1. Цели в области качества в образовательном учреждении
Цели в области качества должны быть измеримы и применимы к
деятельности и процессам системы менеджмента качества и
согласованы с политикой в области качества образовательного
учреждения.
Цели в области качества необходимо интегрировать в общие цели
образовательного учреждения, положения и инструкции обслуживающих
(вспомогательных) подразделений. Цели в области качества должны
включать в себя критерии и/или показатели качества выполнения
работ.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.4. Планирование ¦
¦ 5.4.1. Цели в области качества ¦
¦ Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы ¦
¦цели в области качества, включая те, которые необходимы для вы- ¦
¦полнения требований к продукции [7.1 "a"], были установлены в ¦
¦соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. ¦
¦ Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемы-¦
¦ми с политикой в области качества. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.4. Планирование
¦ 5.4.1. Цели в области качества ¦
Стратегическое планирование и политика в области качества
¦обеспечивают организации основу для постановки целей в области ¦
качества. Высшему руководству следует разработать эти цели,
¦направленные на улучшение деятельности организации. Цели необхо-¦
димо измерять, чтобы способствовать результативному и эффектив-
¦ному анализу, проводимому руководством. ¦
При разработке этих целей руководство должно учитывать:
¦ - фактические и будущие потребности организации и обслужива-¦
емых рынков;
¦ - соответствующие выводы анализа со стороны руководства; ¦
- фактические характеристики продукции и показатели
¦процессов; ¦
- уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;
¦ - результаты самооценки; ¦
- сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа кон-
¦курентов, возможности для улучшения; ¦
- ресурсы, необходимые для достижения целей.
¦ Цели в области качества необходимо довести до сведения ра- ¦
ботников организации таким способом, который дает им возможность
¦участвовать в их достижении. Следует определить ответственность ¦
за развертывание целей в области качества. Цели надо системати-
¦чески анализировать и пересматривать по мере необходимости. ¦
L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5.4.2. Планирование системы менеджмента качества в
образовательном учреждении
Планирование системы менеджмента качества должно включать в
себя планирование деятельности и ресурсов, необходимых для
достижения целей образовательного учреждения. Для примеров
необходимо обращаться к ИСО 9004.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.4.2. Планирование создания и развития системы менеджмента ¦
¦качества ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать: ¦
¦ a) планирование создания и развития системы менеджмента ка- ¦
¦чества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для¦
¦достижения целей в области качества; ¦
¦ b) сохранение целостности системы менеджмента качества при ¦
¦планировании и внедрении в нее изменений. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.4.2. Планирование качества
¦ Руководство должно взять на себя ответственность за планиро-¦
вание качества продукции организации. Это планирование следует
¦направить на определение процессов, требующихся для результатив-¦
ного и эффективного достижения целей и выполнения требований к
¦качеству, соответствующих стратегии организации. ¦
Входными данными для результативного и эффективного планиро-
¦вания являются: ¦
- стратегия организации;
¦ - определенные цели организации; ¦
- определенные потребности и ожидания потребителей и других
¦заинтересованных сторон; ¦
- оценка законодательных и других обязательных требований;
¦ - оценка данных о характеристиках продукции; ¦
- оценка данных о показателях процессов;
¦ - уроки, извлеченные из предыдущего опыта; ¦
- указанные возможности для улучшения;
¦ - оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении. ¦
Выходные данные планирования качества продукции для органи-
¦зации определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомога-¦
тельные процессы, включающие:
¦ - необходимые для организации навыки и знания работников; ¦
- ответственность и полномочия для осуществления планов
¦улучшения процессов; ¦
- необходимые ресурсы, такие как финансовые ресурсы и инф-
¦раструктура; ¦
- совокупность показателей для оценки улучшения деятельности
¦организации; ¦
- потребности в улучшении, включая средства и методы;
¦ - потребности в документации, включая записи. ¦
Выходные данные необходимо систематически анализировать для
¦обеспечения результативности и эффективности процессов ¦
организации.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1. Ответственность и полномочия в образовательном
учреждении
Высшее руководство образовательного учреждения должно ясно
описать организационную структуру образовательного учреждения,
ориентируясь на процессы, обеспечивающие развитие и развертывание
(структурирование) системы менеджмента качества. Высшее
руководство образовательного учреждения должно распределить
ответственность и делегировать полномочия персоналу, вовлеченному
в процессы системы менеджмента качества.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией ¦
¦ 5.5.1. Ответственность и полномочия ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведе-¦
¦ние до сведения персонала организации ответственности и ¦
¦полномочий. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
¦ 5.5.1. Ответственность и полномочия ¦
Высшему руководству следует определить и довести до сведения
¦персонала ответственность и полномочия с целью внедрения и под- ¦
держания в рабочем состоянии результативной и эффективной систе-
¦мы менеджмента качества. ¦
Надо наделить ответственностью и полномочиями всех работни-
¦ков организации, дав им возможность участвовать в достижении це-¦
лей в области качества и создав условия для их вовлечения, моти-
¦вации и принятия ими обязательств. ¦
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
5.5.2. Представитель руководства в образовательном учреждении
Образовательное учреждение должно назначить представителя
(представителей) руководства, ответственного за выполнение
требований и основополагающих принципов ИСО 9001 на надлежащем
уровне и внедрение руководящих принципов, изложенных в настоящем
стандарте. Представитель руководства должен знать содержание этих
стандартов и быть доступным для оказания помощи и консультаций по
их внедрению.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.5.2. Представитель руководства ¦
¦ Высшее руководство должно назначить представителя из состава¦
¦руководства, который независимо от других обязанностей должен ¦
¦нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:¦
¦ a) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем¦
¦состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества; ¦
¦ b) представление отчетов высшему руководству о функциониро- ¦
¦вании системы менеджмента качества и необходимости улучшения; ¦
¦ c) содействие распространению понимания требований потреби- ¦
¦телей по всей организации. ¦
¦ Примечание - В ответственность представителя руководства ¦
¦может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по ¦
¦вопросам, касающимся системы менеджмента качества. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.5.2. Представитель руководства
¦ Высшему руководству следует назначить представителя руковод-¦
ства и наделить его полномочиями для управления, постоянного
¦контроля, оценки и координации системы менеджмента качества. Та-¦
кое назначение призвано содействовать результативной и эффектив-
¦ной работе и улучшению системы менеджмента качества. Представи- ¦
тель подотчетен высшему руководству и поддерживает связи с по-
¦требителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, ¦
касающимся системы менеджмента качества.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - -
5.5.3. Внутренний обмен информацией в образовательном
учреждении
Высшее руководство образовательного учреждения должно
обеспечить наличие процессов обмена информацией как вертикально,
на различных уровнях образовательного учреждения, так и
горизонтально, через взаимодействие подразделений одного уровня,
для совместного использования информации по вопросам
результативности системы менеджмента качества.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.5.3. Внутренний обмен информацией ¦
¦ Высшее руководство должно обеспечивать разработку в органи- ¦
¦зации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе ¦
¦по вопросам результативности системы менеджмента качества. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.5.3. Внутренний обмен информацией
¦ Руководство организации должно определить и внедрить резуль-¦
тативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам
¦политики в области качества, требований, целей и их достижения. ¦
Обеспечение такой информацией может помочь в улучшении деятель-
¦ности организации и непосредственно вовлекает ее работников в ¦
достижение целей в области качества. Руководству следует активно
¦поощрять обратную связь и получение информации от работников ¦
организации как средства их вовлечения.
¦ Обмен информацией может, например, включать: ¦
- информирование, проводимое руководством на рабочих
¦участках; ¦
- групповые брифинги и другие совещания, например по
¦признанию достижений; ¦
- использование досок объявлений, внутренних газет/журналов;
¦ - аудио-, видео- и электронные средства, такие как электрон-¦
ная почта и web-сайты;
¦ - обзоры, подготовленные работниками, и наглядно ¦
представленные предложения.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
5.6. Анализ со стороны руководства в сфере образования
5.6.1. Общие положения
Высшее руководство образовательного учреждения должно
анализировать систему менеджмента качества через запланированные
интервалы времени, в соответствии с потребностями образовательного
учреждения, для оценки результативности выполнения требований и
показателей системы менеджмента качества и разработать
предупреждающие и корректирующие действия для идентифицированных
или потенциальных несоответствий.
Анализ системы менеджмента качества должен включать в себя
запланированный периодический анализ системы обучения, основных и
вспомогательных процессов, удовлетворенности потребителей,
критериев оценки, результатов оценки и записей о предпринятых
действиях по улучшению. Этот перечень не является ни
исчерпывающим, ни предписывающим. Записи об анализе со стороны
руководства должны быть сохранены.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.6. Анализ со стороны руководства ¦
¦ 5.6.1. Общие положения ¦
¦ Высшее руководство должно анализировать через запланирован- ¦
¦ные интервалы систему менеджмента качества организации с целью ¦
¦обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результа- ¦
¦тивности. В анализ следует включать оценку возможностей улучше- ¦
¦ния и потребности в изменениях в системе менеджмента качества ¦
¦организации, в том числе в политике и целях в области качества. ¦
¦ Записи об анализе со стороны руководства должны поддержи- ¦
¦ваться в рабочем состоянии (4.2.4). ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
улучшению деятельности
¦ ¦
5.6. Анализ со стороны руководства
¦ 5.6.1. Общие положения ¦
Высшему руководству необходимо распространить анализ со сто-
¦роны руководства за пределы верификации результативности и эф- ¦
фективности системы менеджмента качества и превратить этот ана-
¦лиз в процесс, охватывающий всю организацию, который также оце- ¦
нивает эффективность системы. Анализ со стороны руководства сле-
¦дует превратить в трибуну по обмену новыми идеями со стимулиро- ¦
ванным лидерством высшего руководства, открытой дискуссией и
¦оценкой входных данных. ¦
Для добавления ценности организации по результатам анализа
¦со стороны руководства высшему руководству надо управлять осу- ¦
ществлением процессов жизненного цикла продукции и вспомогатель-
¦ных процессов посредством систематического анализа, основанного ¦
на принципах менеджмента качества. Частота анализа устанавлива-
¦ется исходя из потребности организации. Входные данные к процес-¦
су анализа необходимо преобразовать в выходные данные, охватыва-
¦ющие не только результативность и эффективность системы менедж- ¦
мента качества. Результаты анализа предоставляют данные, которые
¦используют при планировании улучшения деятельности организации. ¦
L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5.6.2. Входные данные для анализа в образовательном учреждении
Входные данные для оценки результативности системы менеджмента
качества должны быть получены на основе информации об обучающихся
и/или потребителях и могут, например, включать в себя:
- сравнительный анализ обучения в данном образовательном
учреждении и обучения в других образовательных учреждениях,
например на основе бенчмаркинга;
- наблюдение за карьерным ростом выпускников;
- предложения об улучшениях или изменениях.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 5.6.2. Входные данные для анализа ¦
¦ Входные данные для анализа со стороны руководства должны ¦
¦включать следующую информацию: ¦
¦ a) результаты аудитов (проверок); ¦
¦ b) обратную связь от потребителей; ¦
¦ c) функционирование процессов и соответствие продукции; ¦
¦ d) статус предупреждающих и корректирующих действий; ¦
¦ e) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа ¦
¦со стороны руководства; ¦
¦ f) изменения, которые могли бы повлиять на систему ¦
¦менеджмента качества; ¦
¦ g) рекомендации по улучшению. ¦
L-----------------------------------------------------------------
-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ¬
ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
¦улучшению деятельности ¦
¦ 5.6.2. Входные данные для анализа ¦
Входные данные к оценке результативности и эффективности
¦системы менеджмента качества учитывают интересы потребителей и ¦
других заинтересованных сторон и содержат:
¦ - статус и результаты достижения целей в области качества и ¦
деятельности по улучшению;
¦ - статус пунктов, по которым требовались действия на основе ¦
анализа со стороны руководства;
¦ - результаты аудитов (проверок) и самооценки организации; ¦
- обратную связь об удовлетворенности заинтересованных сто-
¦рон, возможно даже до момента их участия; ¦
- факторы, связанные с рынком (технологии, исследования и
¦разработки, деятельность конкурентов и т.п.); ¦
- результаты сравнения с лучшими достижениями;
¦ - сведения о работе поставщиков; ¦
- новые возможности улучшения;
¦ - управление несоответствиями процессов и продукции; ¦
- оценку рынка и стратегию;
¦ - статус деятельности по стратегическому партнерству; ¦
|